Общая характеристика русской литературы 19 века
Макарова Валентина Ивановна
6 лет назад
XIX век породил большое количество русских талантливых прозаиков и поэтов. Их произведения стремительно ворвались в мировую культуру и заняли в ней подобающее положение. Влиянию их было подвержено творчество многих авторов по всему миру. Общая характеристика русской литературы 19 века стала предметом изучения отдельного раздела в литературоведении. Несомненно, предпосылками для столь стремительного культурного взлета послужили события в политической и социальной жизни.
История
Основные тенденции в искусстве и литературе формируются под влиянием исторических событий. Если в XVIII столетии общественная жизнь в России была относительно размеренной, то следующий век включил в себя множество важных перипетий, повлиявших не только на дальнейшее развитие общества и политику, но и на формировании новых течений и направлений в литературе.
Литературный язык
Главной заслугой гениального русского поэта стало создание новых поэтических форм, стилистических приемов и уникальных, ранее неиспользуемых сюжетов. Добиться этого Пушкину удалось благодаря всестороннему развитию и отличному образованию. Однажды он поставил перед собой цель добиться всех вершин в просвещении. И достиг ее к своим тридцати семи годам. Нетипичными и новыми для того времени стали пушкинские герои. Образ Татьяны Лариной сочетает в себе красоту, ум и особенности русской души. Этому литературному типу в нашей литературе аналогов ранее не было.
Отвечая на вопрос: «В чем заключается общая характеристика русской литературы 19 века?», человек, обладающий хотя бы базовыми филологическими познаниями, вспомнит такие фамилии, как Пушкин, Чехов, Достоевский. Но именно автор «Евгения Онегина» совершил переворот в русской словесности.Романтизм
Это понятие берет начало еще у западного средневекового эпоса. Но к XIX веку оно приобрело новые оттенки. Зародившись в Германии, романтизм проник и в творчество русских авторов. В прозе этому направлению свойственно стремление к мистическим мотивами и народным преданиям. В поэзии прослеживается желание преобразовать жизнь к лучшему и воспевание народных героев. Оппозиционное движение декабристов и их трагический конец стали благодатной почвой для поэтического творчества. Общая характеристика русской литературы 19 века отмечена романтическими настроениями в лирике, которые довольно часто встречались в стихотворениях Пушкина и других поэтов его плеяды. Что касается прозы, то здесь появились новые формы повести, среди которых важное место занимает фантастический жанр.
Сентиментализм
С развитием этого направления начинается русская литература 19 века. Общая характеристика сентиментальной прозы – это чувственность и упор на восприятие читателя. В русскую литературу сентиментализм проник еще в конце XVIII века. Основоположником русской традиции в этом жанре стал Карамзин. В XIX веке у него появился ряд последователей.
Сатирическая проза
Именно в это время появляются сатирические и публицистические произведения. Эта тенденция прослеживается в первую очередь в творчестве Гоголя. Начиная свой творческий путь с описания малой родины, этот автор позже перешел к общероссийским социальным темам. Сложно сегодня представить, какой бы без этого мастера сатиры была русская литература 19 века. Общая характеристика его прозы в этом жанре сводится не только к критическому взгляду на глупость и тунеядство помещиков. Писатель-сатирик «прошелся» почти по всем слоям общества.
Шедевром сатирической прозы стал роман «Господа Головлевы», посвященный теме бедного духовного мира помещиков. Впоследствии произведение Салтыкова-Щедрина, как и книги многих других писателей-сатириков, стали отправной точкой для зарождения социалистического реализма.Реалистический роман
Во второй половине века происходит развитие реалистической прозы. Романтические идеалы оказались несостоятельными. Возникла потребность показать мир таким, каким он есть на самом деле. Проза Достоевского – неотъемлемая часть такого понятия, как русская литература 19 века. Общая характеристика кратко представляет собой перечень важных особенностей этого периода и предпосылок для возникновения тех или иных явлений. Что касается реалистической прозы Достоевского, ее можно охарактеризовать следующим образом: повести и романы этого автора стали реакцией на настроения, которые в те годы преобладали в обществе. Изображая в своих произведениях прототипов знакомых ему людей, он стремился рассмотреть и решить самые актуальные вопросы социума, в котором он вращался.
Об этом ярко свидетельствует русская литература начала 19 века. Общая характеристика конца века вмещается в пару слов. Это переоценка ценностей. На первый план вышла не судьба всего народа, а отдельных его представителей. Отсюда и появление в прозе образа «лишнего человека».
Народная поэма
В годы, когда реалистический роман занял главенствующие позиции, поэзия отошла на второй план. Общая характеристика развития русской литературы 19 века позволяет проследить долгий путь от мечтательной поэзии к правдивому роману. В этой атмосфере создает свое гениальное произведение Некрасов. Но его сочинение едва ли можно отнести к одному из ведущих жанров упомянутого периода. Автор объединил в своей поэме несколько жанров: крестьянский, героический, революционный.
Конец века
На закате XIX века одним из самых читаемых авторов стал Чехов. Несмотря на то что в начале творческого пути критики обвиняли писателя в холодности к актуальным социальным темам, его произведения получили бесспорное общественное признание.
Общая характеристика русской классической литературы 19 века заслуживает более пристального внимания. Каждый крупный представитель этого периода создал свой художественный мир, герои которого мечтали о несбыточном, боролись с социальным злом или переживали свою маленькую трагедию. И главная задача их авторов заключалась в отражении реалий века, богатого на социальные и политические события.
Публикация не была найдена — Студопедия
Поделись
19 век называют «Золотым веком» русской поэзии и веком русской литературы в мировом масштабе.
Не стоит забывать, что литературный скачок, осуществившийся в 19 веке, был подготовлен всем ходом литературного процесса 17-18 веков. 19 век – это время формирования русского литературного языка, который оформился во многом благодаря А.С. Пушкину.Но начался 19 век с расцвета сентиментализма и становления романтизма. Указанные литературные направления нашли выражение, прежде всего, в поэзии. На первый план выходят стихотворные произведения поэтов Е.А. Баратынского, К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.А. Фета, Д.В. Давыдова, Н.М. Языкова. Творчеством Ф.И. Тютчева «Золотой век» русской поэзии был завершен. Тем не менее, центральной фигурой этого времени был Александр Сергеевич Пушкин.
А.С. Пушкин начал свое восхождение на литературный олимп с поэмы «Руслан и Людмила» в 1920 году. А его роман в стихах «Евгений Онегин» был назван энциклопедией русской жизни. Романтические поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (1833), «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы» открыли эпоху русского романтизма.
Интересно, что русская поэзия 19 века была тесно связана с общественно политической жизнью страны. Поэты пытались осмыслить идею своего особого предназначения. Поэт в России считался проводником божественной истины, пророком. Поэты призывали власть прислушаться к их словам. Яркими примерами осмысления роли поэта и влияния на политическую жизнь страны являются стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», ода «Вольность», «Поэт и толпа», стихотворение М.Ю. Лермонтова «На смерть поэта» и многие другие.
Наряду с поэзией начала развиваться проза. Прозаики начала века находились под влиянием английских исторических романов В. Скотта, переводы которых пользовались огромной популярностью. Развитие русской прозы 19 века началось с прозаических произведений А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя. Пушкин под влиянием английских исторических романов создает повесть «Капитанская дочка», где действия разворачивается на фоне грандиозных исторических событий: во времена Пугачевского бунта. А.С. Пушкин произвел колоссальную работу, исследуя этот исторический период. Это произведение носило во многом политический характер и было направлено к власть имущим.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь обозначили основные художественные типы, которые будут разрабатываться писателями на всем протяжении 19 века. Это художественный тип «лишнего человека», образцом которого является Евгений Онегин в романе А.С. Пушкина, и так называемый тип «маленького человека», который показан Н.В. Гоголем в его повести «Шинель», а также А.С. Пушкиным в повести «Станционный смотритель».
В этом же плане выдержана комедия «Ревизор». Полны сатирических образов и произведения А. С. Пушкина. Литература продолжает сатирически изображать российскую действительность. Тенденция изображения пороков и недостатков российского общества – характерная черта всей русской классической литературы. Она прослеживается в произведениях практически всех писателей 19 века. При этом многие писатели реализуют сатирическую тенденцию в гротескной форме. Примерами гротескной сатиры являются произведения Н. В. Гоголя «Нос», М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», «История одного города».
С середины 19 века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране. Литературный критик В.Г. Белинский обозначает новое реалистическое направление в литературе. Его позицию развивают Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский. Возникает спор между западниками и славянофилами о путях исторического развития России.
Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика. Литературу отличает особый психологизм.
Развитие поэзии несколько затихает. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа.
Литературный процесс конца 19 века открыл имена Н. С. Лескова, А.Н. Островского А.П. Чехова. Последний проявил себя мастером малого литературного жанра – рассказа, а также прекрасным драматургом. Конкурентом А.П. Чехова был Максим Горький.
Завершение 19 века проходило под знаком становления предреволюционных настроений. Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература, отличительными чертами которой были мистицизм, религиозность, а также предчувствие перемен в общественно-политической жизни страны. Впоследствии декадентство переросло в символизм. С этого открывается новая страница в истории русской литературы.
Описание литературного процесса XX века, представление основных литературных течений и направлений. Реализм. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Литературный авангард.
Конец XIX — начало XX вв. стали временем яркого расцвета русской культуры, ее «серебряным веком» («золотым веком» называли пушкинскую пору). В науке, литературе, искусстве один за другим появлялись новые таланты, рождались смелые новации, состязались разные направления, группировки и стили. Вместе с тем культуре «серебряного века» были присущи глубокие противоречия, характерные для всей русской жизни того времени.
Стремительный рывок России в развитии, столкновение разных укладов и культур меняли самосознание творческой интеллигенции. Многих уже не устраивали описание и изучение зримой реальности, разбор социальных проблем. Притягивали вопросы глубинные, вечные — о сущности жизни и смерти, добре и зле, природе человека. Ожил интерес к религии; религиозная тема оказала сильнейшее влияние на развитие русской культуры начала XX века.
Однако переломная эпоха не только обогащала литературу и искусство: она постоянно напоминала писателям, художникам и поэтам о грядущих социальных взрывах, о том, что может погибнуть весь привычный уклад жизни, вся старая культура. Одни ждали этих перемен с радостью, другие — с тоской и ужасом, что вносило в их творчество пессимизм и надрыв.
На рубеже XIX и XX вв. литература развивалась в иных исторических условиях, чем прежде. Если искать слово, характеризующее важнейшие особенности рассматриваемого периода, то это будет слово «кризис». Великие научные открытия поколебали классические представления об устройстве мира, привели к парадоксальному выводу: «материя исчезла». Новое видение мира, таким образом, определит и новое лицо реализма XX в., который будет существенно отличаться от классического реализма предшественников. Также сокрушительные последствия для человеческого духа имел кризис веры («Бог умер!» — воскликнул Ницше). Это привело к тому, что человек XX века все больше стал испытывать на себе влияние безрелигиозных идей. Культ чувственных наслаждений, апология зла и смерти, воспевание своеволия личности, признание права на насилие, обернувшееся террором — все эти черты свидетельствуют о глубочайшем кризисе сознания.
В русской литературе начала XX века будут чувствоваться кризис старых представлений об искусстве и ощущение исчерпанности прошлого развития, будет формироваться переоценка ценностей.
Обновление литературы, ее модернизация станут причиной появления новых течений и школ. Переосмысление старых средств выразительности и возрождение поэзии ознаменуют наступление «серебряного века» русской литературы. Термин этот связывают с именем Н. Бердяева, употребившего его в одном из выступлений в салоне Д. Мережковского. Позже художественный критик и редактор «Аполлона» С. Маковский закрепил это словосочетание, назвав свою книгу о русской культуре рубежа столетий «На Парнасе серебряного века». Пройдет несколько десятилетий и А. Ахматова напишет «…серебряный месяц ярко / Над серебряным веком стыл».
Хронологические рамки периода, определяемого этой метафорой, можно обозначить так: 1892 — выход из эпохи безвременья, начало общественного подъема в стране, манифест и сборник «Символы» Д. Мережковского, первые рассказы М. Горького и т.д.) — 1917 год. По другой точке зрения, хронологическим окончанием этого периода можно считать 1921—1922 годы (крах былых иллюзий, начавшаяся после гибели А. Блока и Н. Гумилева массовая эмиграция деятелей русской культуры из России, высылка группы писателей, философ и историков из страны).
Русская литература XX века была представлена тремя основными литературными направлениями: реализмом, модернизмом, литературным авангардом. Схематично развитие литературных направлений начала века можно показать следующим образом:
The Victorian Period — Eastern
Особая благодарность Мэри Боуден из Университета Индианы за написание этого введения!
Викторианский период литературы примерно совпадает с годами правления королевы Виктории Великобританией и ее Империей (1837-1901). В эту эпоху Британия превратилась из преимущественно сельского, аграрного общества в городское, индустриальное. Новые технологии, такие как железные дороги и паровой печатный станок, объединили британцев как физически, так и интеллектуально. Хотя сейчас этот период широко известен как время чопорных, консервативных моральных ценностей, викторианцы воспринимали свой мир как быстро меняющийся. Религиозная вера раскололась на евангельские и даже атеистические верования. Рабочий класс, женщины и цветные агитировали за право голосовать и управлять собой. Реформаторы боролись за безопасные рабочие места, санитарные реформы и всеобщее образование. Викторианская литература отражает эти ценности, споры и культурные проблемы. Викторианская литература наиболее существенно отличается от литературы восемнадцатого века и периода романтизма, потому что она не была нацелена на специалистов или элитную аудиторию; скорее, из-за того, что паровой печатный станок сделал производство текстов намного дешевле, а железные дороги могли распространять тексты быстро и легко, викторианский период был временем, когда новые жанры привлекали новую массовую аудиторию.
ПОЭЗИЯ
Поэзия была одним из самых популярных жанров викторианского периода. Поэты-романтики, особенно Уильям Вордсворт (который пережил начало периода и умер в 1850 году), пользовались уважением и широко цитировались. Викторианцы экспериментировали с повествовательной поэзией , которая рассказывает историю своей аудитории, включая Элизабет Барретт Браунинг Аврора Ли (1856), целый роман, написанный в стихах. Стихотворение рассказывает историю Авроры Ли, женщины, которая ищет карьеру поэта после того, как отказалась от наследства и поклонника-мужчины, и, таким образом, частично рассказывает историю собственной борьбы Барретта Браунинга за то, чтобы найти свой поэтический путь в мире. Повествовательная поэзия также может быть намного короче, например, «Рынок гоблинов» Кристины Россетти (1862 г.), в котором рассказывается, как женщина соблазняется съесть красивые фрукты, продаваемые гоблинами, и как ее сестра спасает ее после того, как она заболела.
Викторианские поэты также разработали новую форму, называемую драматическим монологом , в котором говорящий читает суть стихотворения аудитории в самом стихотворении. «Моя последняя герцогиня» Роберта Браунинга (1842), в которой герцог Феррарский описывает, как он (вероятно) убил свою последнюю жену человеку, устраивающему его следующий брак, является одним из самых известных примеров драматического монолога . Альфред, лорд Теннисон , также использовал форму в «Улисс» (1842 г.), в которой Улисс излагает причины, по которым он отправился в последнее путешествие, людям, с которыми он поплывет.
Теннисон также написал лирические , или неповествовательные стихи, включая, пожалуй, самое известное стихотворение викторианской эпохи, In Memoriam AHH (1849). Теннисон написал эту последовательность стихов длиной в книгу в память о смерти своего близкого друга Артура Генри Халлама. Стихотворение содержит некоторые из самых известных строк в литературе, в том числе «Лучше любить и потерять / Чем никогда не любить вообще», и широко цитировалось в викторианский период.
Такие поэты, как Теннисон, Браунинги и Россетти, часто писали стихи, чтобы произвести на читателя сильное эмоциональное впечатление, но некоторые викторианские поэты также писали просто для развлечения. Льюис Кэрролл и Эдвард Лир написал бессмыслицу или легкий стих , жанр, который мелодично играет со звуками и ритмом. Известные примеры включают поэму Кэрролла «Бармаглот» (1871 г.), в которой используется много выдуманных слов, чтобы рассказать об убийстве монстра по имени Бармаглот, и 9 Лира.0003 «Сова и кошечка» (1871 г.), описывающая приключения главных героев.
ГОТИКА, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И МЕЛОДРАМА
Хотя в романе викторианской эпохи преобладали различные виды реализма (см. (1847). Джейн Эйр использует много готических условностей: молодая, чистая героиня женского пола; зловещий дом, наполненный тайнами; и красивый, задумчивый пожилой мужчина — но в викторианском обрамлении. Джейн Эйр должна найти свой собственный путь в мире в качестве гувернантки, а также должна стремиться к тому, что правильно для нее, несмотря на викторианские гендерные и классовые условности.
В романе «Джейн Эйр » используются некоторые готические образы, но фантастика-сенсация (названная так потому, что ее тревожные сюжеты вызывали у читателей опасные «сенсации») более полно охватила удивление и ужас, типичные для готики. Художественная фантастика обычно сосредотачивается на обмане и двоеженстве, когда мужчин или женщин заманивают в фиктивные браки — и даже хуже. « Женщина в белом» Уилки Коллинза (1859), в которой рассказывается история двух женщин, которые выглядят до странности похожими и заменяют друг друга в разных моментах, пожалуй, самый известный пример. Книга Мэри Элизабет Брэддон «Секрет леди Одли » (1862), в которой предположительно ненормальная женщина пытается убить своего мужа после того, как он понимает, что она вышла замуж за другого мужчину, также шокировала викторианских читателей.
Одна из целей сенсационной фантастики состояла в том, чтобы удивить и обеспокоить читателей, бросив вызов социальным условностям, но другой викторианский жанр, мелодрама , добился популярности, поддерживая народные ценности. Мелодрамы резко делят персонажей на порочных и добродетельных. Они вызывают эмоции у читателей и зрителей, превращая добродетельных персонажей в злобные сюжеты. Это были одни из самых популярных театральных постановок того периода.
РОМАНЫ И РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ РЕАЛИЗМА
Хотя поэзия и пьесы играли важную роль в культурной жизни викторианской эпохи, этот период известен как великий век романа. Серийная форма публикации, при которой части романа выпускаются через равные промежутки времени, поощряла заинтересованную аудиторию. Викторианские книги также очень длинные. Отчасти это было связано с тем, что усовершенствования в технологии производства бумаги и печати сделали печать книг намного дешевле. Возникновение библиотек во временное пользование, которые индивидуально выдавали тома книги (книги, подобные «Джейн Эйр» была «трехтомной» или имела три тома) также способствовала увеличению объема викторианских романов. Трехтомник могли читать одновременно три читателя, а однотомник — только один. Библиотеки, предоставляющие кредиты, зарабатывали больше денег на трехэтажных домах, и их поддержка помогла этой форме стать доминирующей на викторианском рынке.
Реализм , целью которого является реалистичное изображение реалистичных событий, происходящих с реалистичными людьми, был доминирующим повествовательным способом викторианского романа, но у него было много вариантов.
Сатирический реализм
Ярмарка тщеславия Уильяма Мейкписа Теккерея (1847-48) лучше всего иллюстрирует сатирический реализм, режим, который подчеркивает худшие качества каждого персонажа и предполагает, что мир, или «Ярмарка тщеславия», темное и несправедливое место. Роман рассказывает о приключениях Бекки Шарп, коварной и аморальной героини, которая манипулирует всеми окружающими (и очень хорошо себя чувствует), в отличие от Амелии Седли, доверчивой и добродетельной молодой женщины, которая изо всех сил пытается найти счастье.
Психологический реализм
Психологический реализм делает упор на изображение богатой внутренней жизни персонажей – их мыслей, чувств, мотивов, тревог и т. д. Например, в Джорджа Элиота Миддлмарч (1871-72) она изображает прогресс нескольких браков в маленьком провинциальном городке. Доротея Брук, героиня, идеалистка, выходит замуж за пожилого ученого Казобона в надежде помочь ему в его работе. Но она разочаровывается, и ее привлекает его племянник Уилл Ладислав.
Социальный реализм
Социальный реализм фокусируется на слабостях, эксцентричности и замечательных качествах людей, которых часто изображают карикатурно. Часто комический (а иногда и трагикомический), его лучше всего иллюстрирует произведение Чарльза Диккенса . В таких романах, как « Oliver Twist » (1837-39), в которых Диккенс использует бедственное положение сироты Оливера для критики бессердечного приюта, находящегося под присмотром эксцентричных бездельников, Диккенс одновременно критиковал социальную систему и создавал яркий мир запоминающихся персонажей. В своем шедевре Холодный дом (1852-53) Диккенс нацеливается на бюрократические излишества судебной системы, как видно из бесконечного судебного дела Джарндис против Джарндиса.
Промышленные романы
Стремительное превращение Британии в индустриальное общество побудило некоторых писателей написать романы, раскрывающие тяжелое положение рабочего класса. В романе Диккенса « Тяжелые времена » (1854) герой фабричных рабочих Стивен Блэкпул подвергается остракизму после своего отказа вступить в профсоюз фабричных рабочих. В книге Элизабет Гаскелл « Север и Юг » (1855) используется точка зрения Маргарет Хейл, эмигрантки из южной Англии в северный промышленный город, для решения бедственного положения фабричных рабочих.
Роман и империя
В то время как Диккенс и Гаскелл сосредоточились на важных внутренних проблемах, другие писатели обратили свое внимание на быстро расширяющуюся Британскую империю, которую они использовали в качестве темы для романов и стихов. Редьярд Киплинг прославил британское правление в Индии своим романом Ким (1901), в котором юная Ким становится британским шпионом в Индии. Джозеф Конрад занял более скептическую позицию по отношению к империализму в Сердце тьмы (1899), в котором моряк Марлоу путешествует по Бельгийскому Конго. Хотя Марлоу якобы рассказывает о Бельгии, а не о Британской империи, он сообщает своим товарищам-морякам, что его рассказ применим и к Британии.
ЖУРНАЛИСТИКА И ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ
Благодаря более низкой цене печати британская журналистика и периодические издания процветали и составляли значительную часть викторианской литературной продукции. Эссеисты, такие как Джон Раскин, Томас Карлайл, Томас Бэбингтон Маколи, Джон Стюарт Милль и Мэтью Арнольд, написали известные произведения научно-популярной прозы, в которых анализировалась британская история и критиковались современные тенденции в британском обществе. Профессиональные женщины-журналисты, такие как Харриет Мартино, и видные реформаторы, такие как Флоренс Найтингейл, также использовали периодическую прессу для повышения осведомленности о важных проблемах британского общества. Наконец, видные деятели британской литературы также часто публиковались в периодической печати. Диккенс издавал литературный журнал под названием «9».0018 Household Words , в то время как Элиот редактировал Westminster Review в течение нескольких лет.
ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Девятнадцатый век часто называют золотым веком детской литературы. Льюиса Кэрролла Приключения Алисы в стране чудес (1865) и Зазеркалье (1871) рассказывают историю Алисы, которая оказывается в месте под названием «Страна чудес», населенном ухмыляющимися кошками, безумными шляпниками и злая королева. JM Barrie’s Peter and Wendy (1911) точно так же представляет собой фантастическое место с лагунами русалок, злыми пиратами и магией фей.
FIN DE SIÈCLE
Последняя часть викторианского периода, примерно 1880-1900 гг., упоминается как «fin de siècle», французский термин, означающий «конец века». Романы этого периода, как правило, более меланхоличны и мрачны, чем более ранние викторианские произведения, у которых обычно был счастливый конец. Томас Харди 9Знаменитые депрессивные романы 0004 Тесс из рода д’Эрбервилей (1892) и Джуд Безвестный (1895), например, описывают, как социальные силы разрушают жизнь их главных героев. Тесс рожает ребенка вне брака, из-за чего муж, за которого она позже выходит замуж, избегает ее, когда узнает об этом. Мечты Джуда Фоли стать студентом элитного университета рушатся как из-за его низкого социального статуса каменщика, так и из-за неудачного раннего брака.
Литература Fin de siècle также характеризуется отходом от форм реализма, которые доминировали в начале века, к жанровой фантастике. Знаменитый сыщик сэра Артура Конан Дойля, Шерлок Холмс, впервые появился в 1886 году. Научная фантастика также стала популярной в конце века, когда Герберт Уэллс вообразил миры будущего в Машина времени (1895 ) и инопланетное вторжение в Война миров (1897).
В то же время, когда Харди предвидел мрачные результаты человеческих стремлений, а Дойл и Уэллс разрабатывали новые жанры, Оскар Уайльд писал веселые остроумные пьесы, такие как Как важно быть серьезным (1895), в которых описываются комические усилия двух мужчины, которые пытаются жениться на двух женщинах, обе из которых полны решимости выйти замуж за мужчин по имени Эрнест. Хотя Уайльд был любимцем литературного города во время постановки пьесы, вскоре он был привлечен к ответственности за содомию и брошен в тюрьму. Его «Баллада о Редингской тюрьме» (1897 г. ) — это скорбное воспоминание о тюремной жизни и смерти мечты, как повторяет рефрен: «Все люди убивают то, что любят».
Для подготовки этого введения в викторианскую литературу я использовал следующие источники:
Адамс, Джеймс Эли. История викторианской литературы . Oxford: Blackwell, 2012.
Антология английской литературы Нортона: викторианская эпоха . Эд. Кэрол Т. Крист и Кэтрин Робсон. Нью-Йорк: Нортон, 2006. 9.0005
Спасение от праздности // Журнал артефактов
Хьюз Рэнсом
Введение: голос борьбы
Мало кто будет спорить с тем, что викторианские писатели не боялись смерти; как правило, по крайней мере один из их романов или стихотворений состоит из тяжелой символической смерти, которая преображает других персонажей вокруг них. Будучи столь многочисленными, значения этих смертей, несомненно, различаются — от посланий о горе и печали до тем свободы и загробной жизни — и становятся более глубокими, если рассматривать их в женском контексте в 19 веке. -й век Великобритания. Изучая таких писателей, как Шарлотта Бронте, Фелиция Хеманс и Элизабет Барретт Браунинг, важно отметить, что эти женщины занимали чрезвычайно влиятельное положение в викторианском обществе: положение, позволяющее выражать и различать борьбу британских женщин. И с борьбой приходит, возможно, освобождающая смерть. Эти женщины, однако, аномальны в том, что они поднялись до уровня, в котором они могут информировать и вдохновлять женщин, столкнувшихся с теми же препятствиями, что и они, — женское образование, «отдельные сферы», взгляды женщин-художниц и т. д. . Учитывая эту борьбу, есть веский аргумент в пользу смерти как свободы, и эти женщины намекают на это в своих работах. Смерть может освободить в 19Женская литература -го -го века, особенно в двух направлениях: внутренне для женщины во времена романтических, социальных или политических раздоров; и символически в контексте «падшей женщины» и чистоты.
Зачем умирать? Викторианское препятствие и «Отдельная сфера».
Однако должен быть установлен четкий стимул смерти, чтобы считать ее освобождением, и это проявляется через системные препятствия для продвижения женщин вверх. Два пола занимали «отдельные сферы», в которых мужчины и женщины собирались вместе только за завтраком и ужином. Профессор Кэтрин Хьюз из Университета Восточной Англии утверждает, что в викторианский период «мужские и женские роли стали более четко определены, чем когда-либо в истории». В прежние века предполагалось, что женщины будут работать вместе с мужчинами, живя «над лавкой». Однако с наступлением XIX в.В -м -м веке, особенно в 1830-х годах, женщины были оставлены для надзора за домашними обязанностями, которые все чаще выполнялись слугами, одетыми в кринолин — огромную юбку в форме колокола, которую практически невозможно было почистить или подмести, не упав.
И даже если женщина получала образование, обычно это было отдельно от мужчин и в школе, которая готовила их к роли «Ангела в доме». «Не любил легкомысленных женщин». Аврора описывает это с оттенком сарказма, рассказывая о своих знаниях: «Я танцевала польку и Целлариус, пряла стекло, лепила чучела птиц и лепила цветы из воска, потому что ей нравятся достижения в девушках». Он также появляется в книге Джорджа Элиота «9».0018 Мидлмарч , когда Розамонд оказывается своего рода звездой в школе миссис Лемон, но оказывается капризной, избалованной и ребячливой — качества, обычно не свойственные образованным людям. Сохранилось много книг, которые женщины использовали в своих школах, в том числе «Книга для рисования Боулза для дам» , которая была книгой, в которой женщин учили вышивать цветы. Женщины приняли эти книги и учебные программы, потому что никто не хотел, чтобы его называли «синим чулком» или женщиной, которая слишком много внимания уделяла интеллектуальным занятиям (Хьюз). Эти стигмы, окружавшие образование, также препятствовали мобильности и могли привести к праздной, депрессивной жизни, существовавшей только в связи с мужчиной, подчеркивая смерть как освобождение от границ повседневной жизни. Однако это не означает, что плохое образование привело к самоубийству, а скорее сделало смерть привлекательным литературным символом для авторов.
В основе всего этого, однако, было то, что Симона де Бовуар затрагивает в своей книге Второй пол : женщина недвусмысленно связана со своим угнетателем биологически, что делает отношения между женщиной и мужчиной уникальными. Во введении к своей книге она описывает исторический идеализм, в котором доминируют мужчины, с цитатами из Аристотеля («Женщина является женщиной в силу определенного недостатка качеств»), Святого Фомы Аквинского («Женщина — неполный мужчина»). и г-н Бенда («Мужчина мыслит себя без женщины. Женщина не мыслит себя без мужчины»). Точка зрения де Бовуара важна для понимания смерти как выхода. Женщины во многих случаях считают себя существующими исключительно за счет мужчин, рисуя свою реальность как меньшую, бесполезную и зависимую.
С точки зрения Бовуара легко понять, почему Хеманс, Бронте, Браунинг и Элиот могли счесть мощным иллюстрирование великолепных, освобождающих смертей. «Записи Хеманса о женщине » полны смертей, и она признает свою позицию в обсуждении этого в «Жене швейцарца», которую Паула Р. Фельдман называет во вступительных примечаниях «легендарной историей о происхождении современной Швейцарии, которая образно реконструирует пробел в патриархальном описании — важная роль и точка зрения женщины почти стерты из записей». Об этих «стертых женщинах» и говорят эти авторы, а о смерти здесь вызывается строка Хеманса: «Тогда должны мы подняться на нашу гору-дерн, и мужчины должны вооружиться, и женщины призвать Бога! (Хеманс 27)»
Внутренняя смерть: безответная любовь
Из их произведений « Джейн Эйр » Шарлотты Бронте и « Записи женщины » Фелиции Хеманс охватывают множество ключевых смертей, которые заканчиваются некоторыми внутренними волнениями, умственными раздорами или эмоциональными потрясениями. С ними связана любимая Хемансом тема безответной любви. Первое стихотворение сборника Хеманс «Арабелла Стюарт» включает в себя глубокий эпиграф вопроса лорда Байрона: «А не напрасна ли любовь, достаточно ли мучений без живой могилы?» Если бы Хеманс не рассматривала тело женщины как «живую гробницу», то она бы содрогнулась, поставив это на вершину своего шедевра, но она этого не сделала. Как пишет Паула Р. Фельдман в предисловии к работе: «Смерть, как ее видит Хеманс, иногда может быть самым сильным противником женщины, но также может быть и ее спасением».
И в этом первом стихотворении мы видим точку зрения Фельдман, продолжает Хеманс в своем рассказе об Арабелле, заключенной отдельно от ее будущего мужа Сеймура. Арабелла полностью верит в возвращение Сеймура, заявляя: «Но все первые сокровища моей юности, когда мы встречаемся, делая прошлое горе, общением, сладким. (Hemans 9)». Итак, суть ее жизни — это Сеймур, рисующий грубую картину романтической любви Хеманса и подтверждающий утверждения де Бовуар о неразрывной, поддерживающей жизнь связи между мужчинами и женщинами. Хеманс, похоже, тоже не любит этот факт, поэтому, когда Арабелла понимает, что Сеймур никогда не придет, она начинает нервничать: «Ты забыл меня, Сеймур? Я наказан так долго, так сурово! (Hemans 13)» Ее беззаветная преданность Сеймуру подорвала ее женственность, оставив ее в состоянии замешательства, наполненного чувством небытия. И по мере продвижения поэмы Арабелла приходит к выводу, что она должна умереть, но начинает с вопроса о смерти,
«Смерть! Что такое смерть, запертая и хранимая, охраняемая огненными мечами? Скрытый источник, легендарный плод, который я должен терпеть, как будто мир внутри меня не содержит лекарства? (Хеманс 14)”
Здесь мы видим борьбу за женщин после того, как рухнули надежды на романтическую любовь. Ключевая линия подразумевает, что «внутренний мир» ее не лечил, что делает эту смерть смертью, вызванной внутренней борьбой, отчаянием и безответной любовью. Однако посреди темных, депрессивных тем Хеманс рисует свое самоубийство как бегство в лучшие времена — снятие смертного бремени. Арабелла радуется этому, восклицая:
«Прощай! И все же еще раз, Прощай! — страсть долгих лет я изливаю в это слово: ты не слышишь, — но горе и пыл его тонов могут однажды потечь в святое место твоего сердца; там пусть живут — мы переместим могилу навстречу — Прощай! (Хеманс 15)”
Последние слова Арабеллы обрисовывают в общих чертах значение ее смерти: попытка сделать надежду вечной без мучительного ожидания исполнения. С ее смертью она сможет ждать, пока Сеймур «подметет могилу, чтобы встретить» ее без невозможных для женщины жизненных тягот. Ее внутренняя борьба с любовью, жизнью и смертью оказалась слишком сильной и сложной для нее, настолько, что смерть казалась не столько трагедией, сколько сердечным и искренним «Прощай!»
Хеманс продолжает серию внутренне заряженных смертей на протяжении всего The Records of Woman , но что интересно, так это то, как они различаются и намекают на разные части викторианского общества, мужской взгляд на женские достижения и эмоциональную борьбу, связанную с самоубийством. Что касается женского искусства, «Properzia Rossi» прекрасно показывает женщину, которая мотивирована и вдохновлена лепкой, но в конечном итоге рушится от безразличия одного римского рыцаря. В неустановленном эпиграфе к этому стихотворению написано: «Неизвестно, хотя слава идет со мной; Я должен покинуть землю неизвестной. И все же может быть, что смерть даст моему имени силу завоевать такие слезы, которые сделали бы жизнь драгоценной (Евреям 29). )». Это указывает на то, что смерть дала «силу», недоступную ей при жизни, и если бы она смогла обрести эту силу, это «сделало бы жизнь драгоценной». Хеманс мог иметь в виду тот факт, что смерть интригует живых людей, и что ее смерть вызовет, по крайней мере, кратковременный интерес для других — более продолжительный интерес, чем при жизни. Однако кажется более правдоподобным, что эта сила была бы внутренней, успокаивающей ее демонов и тревоги, что также сделало бы жизнь драгоценной — она больше не полагалась бы на него. Эти внутренние смерти кажутся единственным способом избежать мучительной связи между женщинами и недостатком одобрения или недостатком мобильности, и это видно и в «9» Шарлотты Бронте.0018 Джейн Эйр с Бертой Мейсон.
Внутренняя смерть: психический застой
Джейн Эйр Возможно, самым спорным персонажем является Берта Мейсон, и она входит в число немногих персонажей, которые умирают в романе. Берта, когда-то красивая креолка, страдающая психическим заболеванием и запертая, подверглась критике со стороны современных читателей в шедевре Бронте как расистское и бесчувственное изображение безумия, но она также демонстрирует одну из величайших внутренне мотивированных смертей в 1919 году. -й век литературы.
Современные прочтения Джейн Эйр действительно проводят грань между расизмом и символизмом; однако это больше отражает викторианский взгляд на психические заболевания, чем вопиющий расизм. Бронте описывает Берту довольно негативно: «она пресмыкалась, казалось, на четвереньках; оно хватало и рычало, как какой-то странный дикий зверь: но оно было покрыто одеждой; и копна темных седых волос, растрепанных, как грива, скрывала его голову и лицо. (Bronte 250)» Берта здесь, предположительно из-за болезни, уже не «он» или «она», а «оно». Бронте продолжает использовать такие эпитеты, как «одетая гиена», «маньяк» и «сумасшедший», чтобы описать состояние Берты, которое в то время не считалось дурным тоном, делая смерть Берты еще более освобождающей. Джон Коннелли, сотрудник Королевского медицинского колледжа в Лондоне, утверждает, что «вся варварская система принуждения и ограничения была основана на заблуждении, и что безумие — это просто состояние нездорового физического здоровья (ивама)». Фактически, Рочестер подразумевает, что у Берты был выбор сойти с ума, заявив, что она «как послушный ребенок, она копировала своих родителей в обоих пунктах». Поэтому было бы неудивительно, если бы и Джейн, и Шарлотта Бронте считали безумие Берты проблемой ее физического здоровья, в результате чего и она сама, и ее болезнь были неправильно поняты.
Возможно, самая поразительная причина того, что Берту неправильно понимают, заключается в том, что она ни разу не говорит сама за себя, возвращая нас к замолчавшей женщине. Берта так хорошо изображает молчаливую женщину, которую должна была представлять Шарлотта Бронте, но она тоже заставляет ее замолчать и позволяет ей умереть в огненном шаре. И когда она умирает, мы снова видим не столько грустный переход к смерти, сколько триумфальный всплеск расплаты, свободы и силы. В 36-й главе романа Джейн натыкается на руины Торнфилд-холла, где мужчина объясняет, что Берта была женой Рочестера — что-то неизвестное горожанам, что подчеркивает предполагаемую никчемность Берты. Затем мужчина объясняет ее смерть, говоря:
» И тут ему окликнули, что она на крыше, где стоит, машет руками, над бойницами, и кричит так, что ее слышно за версту: я ее видел и слышал ее с моими собственными глазами. Это была крупная женщина с длинными черными волосами: мы могли видеть, как они струились по огню, когда она стояла. Я был свидетелем, и еще несколько человек были свидетелями, как мистер Рочестер поднимался через световой люк на крышу; мы слышали, как он крикнул: «Берта!» Мы видели, как он подошел к ней; а потом, сударыня, она закричала и прыгнула, а в следующую минуту уже лежала разбитая на тротуаре.
Болезнь Берты в сочетании с непониманием ее сверстников и мужа привела к самоубийству, которое было поглощено усилением огня, выложенным черными блестящими волосами.
Символическая смерть: «Падшая женщина».
Настаивая на том, что она никогда не читала Джейн Эйр , Элизабет Барретт Браунинг представляет совершенно похожий роман в стихах в Аврора Ли, , который, опять же, рассказывает о жизни девочки-сироты от детства до сильной, женственной взрослой жизни. Блестяще развивая свой характер, Браунинг делится ошеломляющим рассказом о «Падшей женщине» в Мэриан Эрле, которая сначала планирует выйти замуж за кузена Авроры Ромни Ли, прежде чем бросить его в день свадьбы. Как и Берта, Мэриан происходит из сложной семьи: ее дедушка оскорблял ее мать, и, следовательно, ее мать оскорбляла ее. Однако вместо того, чтобы заставить ее вспыхнуть шквалом пламени без слов, Браунинг демонстрирует потрясающий символизм в изнасиловании Мэриан, а также в ее выздоровлении после этого, что делает ее подходящим примером символической смерти. Лорен Смит из Университета Брауна соглашается, написав: «Самое поразительное, Мэриан отказывается заставить замолчать свое изнасилование, типично табуированную тему в викторианском обществе. Возможно, обращаясь к своему голосу как к единственному инструменту сопротивления, Мэриан черпает чувство силы, говоря Авроре, что она0018 может , а будет рассказывать о насилии, совершенном против нее».
Язык, который Браунинг использует для описания изнасилования Мэриан, похож на язык, используемый для описания убийств. После того, как Аврора заявляет, что Мэриан взяла руку соблазнителя, Браунинг пишет:
«Что «соблазнило» твое слово?
Волки соблазняют бродячего олененка во Франции?
У орлов, ущипнувших ягненка когтями,
Совратить в падаль? Так и со мной.
Меня никогда, как вы говорите, не соблазняли,
а просто убит. (Книга 6, строки 760-770)»
Для Мэриан ее изнасилование равносильно убийству, и это связано с викторианским восприятием «падшей женщины». Кэтлин Блейк пишет по этому поводу, описывая викторианскую точку зрения: половой акт доставляет удовольствие. Быть близкими с их мужьями было обязанностью». Даже термин «падший» больше ассоциировался с сексуальным опытом; таким образом, падение от благодати Божией и потеря чистоты. Эта точка зрения подтверждает мнение Симоны де Бовуар о том, что женщины рассматриваются как «Другие», в то время как мужчины постоянно могут их угнетать. Но Бовуар говорит, что это почти преимущество, утверждая, что женщины,
“ Будучи слабо интегрированной в мир человечества и с трудом приспосабливаясь в нем, она, подобно ребенку, способна видеть его объективно; вместо того, чтобы интересоваться только своим пониманием вещей, она ищет их значение; она улавливает их особые очертания, их неожиданные метаморфозы».
Это относится и к Мариан, она выходит за рамки своего статуса «Падшей женщины» и полностью посвящает себя своему сыну, которого многие назвали бы продуктом греха и осквернения. Мариан, однако, никогда так не думает, полагая, что она должна сохранять хорошее расположение для его здоровья, «у него глаза такие же, как у ангелов, но он не может видеть глубоко, и поэтому я навсегда сохранил в его глазах своего рода улыбку». чтобы доставить ему удовольствие, — как вы кладете зелень из сада в чашку, чтобы поверить, что она там растет. Мэриан тратит свое время на то, чтобы защищать своего сына от взглядов общества на нее, надеясь, что когда-нибудь он вырастет. Таким образом, ее «смерть» становится ее средством к существованию на всю жизнь и создает в ней более глубокое счастье, чем любая другая жизнь, создавая зловещий символ для Браунинга и контраст с традиционными викторианскими ценностями.
Заключение
В общем, смерть представляет собой серьезный символ для женщин в викторианской литературе, и женщина не обязана умирать. В случаях самоубийств и изнасилований в различных романах смерть оказалась лучше, чем жизнь дальше, что хорошо показывает, насколько глубоко зашло викторианское общество с гендерным угнетением. Столкнувшись с плохим образованием, представлениями о психическом здоровье, уважением со стороны мужчин и плохими перспективами мобильности, смерть вдыхает новую жизнь.
Список ссылок
Блейк, Кэтлин. «Темы в других стихах Авроры Ли и Элизабет Браунинг». Темы в других стихах Авроры Ли и Элизабет Браунинг . н.п., н.д. Веб. 11 декабря 2015 г.
Бронте, Шарлотта и Бэзил Давенпорт.