Искусство в 19 веке: История зарубежного искусства XIX века — Искусствоед.ру – сетевой ресурс о культуре и искусстве

Все измы XIX века • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

КурсКак понимать живопись XIX векаЛекцииМатериалы

Материалы

Краткий путеводитель по греческой философии

Необходимый минимум знаний о философах эпохи архаики, классики и эллинизма

Краткий учебник по русскому авангарду

Главные достижения авангардной мысли XX века в семи видах искусств

Элементарный путеводитель по философии XX века

9 немецких, французских и англосаксонских традиций в философии Новейшего времени

История Японии в 20 пунктах

Самые значимые для понимания японской истории даты и события

«Волк, коза и капуста» с писателями

Знакомая с детства игра, но интерактивная и с Маяковским

Узнайте писателя по детской фотографии

Физиогномический тест

Как читать и понимать хайку

Переводчик о поэзии трехстиший, ее истории, переводах и о том, почему это красиво

Найдите стульям дома

Проверьте свои знания архитектурных направлений, обставив дома мебелью

«Мемори» с Романовыми

Cыграйте в игру — и отыщите 12 повторяющихся портретов Романовых

Как вы понимаете японцев?

Проверьте свое понимание мимики и жестов, принятых в общении у японцев

Соберите авангард из кусочков

Сложите правильно пять знаменитых картин русского авангарда

Соберите кирасира-трансформера

Вы можете собрать гусара, гренадера или мушкетера, а можете сделать химеру на свой вкус

Дневник глазами литературоведа

Почему интимный дневник императрицы Елизаветы Алексеевны можно читать как высокую прозу

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

История западного Средневековья в 90 пунктах

Интерактивная шпаргалка

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Расставьте модников в хронологическом порядке

Знаете ли вы, как одевались мужчины с конца XVII до начала XX века?

Архитектурная азбука

Не всегда понятные названия архитектурных деталей в картинках

«Александр Невский»

Наум Клейман рассказывает о главном советском «оборонном фильме»

Зачем нужны денди

Чему нарциссы и щеголи научили современников и что оставили потомкам

Кто есть кто в былинном мире

Путеводитель по былинным персонажам

Игорь Данилевский: «Там, где мы ожидаем увидеть одно, люди прошлого видят другое»

Эмодзи-Пастернак

Восстановите пропуски в стихах, перетащив в них значки

Зачем фальсифицируют историю

Объясняет историк Иван Курилла

Как организовать дуэль

Что делать, если вы русский дворянин и вас оскорбили

Поэзия Пастернака: гид для начинающих

16 стихотворений для первого знакомства с поэтом

Кто такой средневековый человек

Медиевист Олег Воскобойников о том, чем человек в Средние века отличался от современного

Чем отличаются майя, ацтеки и инки

Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума

Хроника отношений культуры и власти эпохи застоя

События, без которых невозможно представить культурную картину мира XX века

Почему «Велесова книга» — это фейк

10 причин, почему она не может быть подлинной

Как читать Карла Маркса

Художник Гутов рассказывает о философе Лифшице — одном из тех, кто понял Маркса правильно

9 мифов о Лермонтове

Знания, которые срочно нужно забыть

Загул Пушкина с цыганами

Правда ли, что великий поэт жил в таборе и влюбился в цыганку

Очень краткая история архитектуры

Приключения строительных конструкций

Европейские театры XVI–XVII веков

Что нужно знать о театрах Испании и Италии эпохи Возрождения

Англия эпохи Шекспира в датах

Распространение вилок и другие события, повлиявшие на развитие английского театра

Адам и Ева с точки зрения генетика

Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество

Русские — скифы?

История одного мифа от Екатерины II до Александра Блока

«Собака» или новый Пушкин?

Что сказал император Николай I, узнав о гибели Лермонтова на дуэли

Неизвестный скабрезный текст Лермонтова

Первая публикация неизданного рассказа с комментарием

Потемкинские деревни, которых не было

Обманывал ли Потемкин Екатерину II, украшая селения?

Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве»

От Пушкина до Зализняка: хроника

5 заблуждений о матриархате

Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований

Кто окружал Русь

Cписок соседей русских земель в XIII веке

Поддельные русские в ненастоящем Крыму

Знаменитая историческая фальсификация в комментариях

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Основные направления авангарда

Разговорный минимум для бесед о русском искусстве XX века

Семь мифов о Горьком

Друг Ленина, жертва Сталина, защитник крестьян, отец соцреализма и другая неправда

«Москва — Третий Рим»: история спекуляции

Почему идея об особом русском пути не такая древняя, как кажется

Заболоцкий за 10 минут

Подборка от Александра Архангельского

Девять мифов о Есенине

Наивный паренек из деревни, пьяный поэт, жертва убийства и другая неправда

Что мы знаем о Страшном суде

Анна Шмаина-Великанова — о последнем Суде в библейских и апокрифических описаниях

Как читать летописи

Четыре проблемы, которые должен решить человек, изучающий летописный текст

О чем говорит здание мэрии Москвы

Петербургский историк искусств Вадим Басс «прочитал» самый московский дом

Владимир Красное Солнышко — трус и алкоголик

Каким предстает киевский князь в былинах

Кто и зачем придумывал древних славянских богов?

Как в XVIII веке русская мифология была выдумана на западный манер

Былины — не крестьянский жанр

Развенчание массового заблуждения

Что такое «параноид жилья»

При каких заболеваниях возникает бред ущерба и как понять, бредит ли ваш сосед

Кто придумал термин «серебряный век»

Как вошел в обиход уже привычный термин

Хорошо ли вы знаете советский быт?

Опознайте предметы из коллекции Политехнического музея

Кто такие половцы?

То, что нужно знать о загадочном народе

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

Философия Стругацких

Рассказывает литературовед Илья Кукулин

Все сюжеты русских былин

Как растут, набирают силу, собирают войско, женятся, сражаются и умирают герои былин

Игра: как поменять лампочку в туалете

Сможете ли вы договориться с соседями по коммунальной квартире?

Как воспитать почтового голубя

Инструкция для начинающего голубевода

Как продать крепостного

Инструкция от историка Игоря Курукина

Как уберечься от чумы

Историк Ольга Тогоева — о мерах предосторожности, опробованных европейцами в Средние века

Как писать на бересте

Инструкция из Древней Руси

Семь тестов на знание всего

Проверьте свои знания по истории, литературе, живописи, кино и музыке

23 мифа, которые раздражают ученых

Невская битва, тлетворный Запад, «Лука Мудищев» и Дантес в бронежилете

Течения в живописи позапрошлого столетия от классицизма до постимпрессионизма

Составил Кирилл Головастиков

Жак Луи Давид.  Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами. 1799 год © Musée du Louvre, Paris

Героический

или революционный классицизм появляется на исходе восем­надцатого столетия, в преддверии Французской революции — отсюда свобо­долюбивый пафос и публицистичность высказывания. Его творцы используют инструментарий уходящей эстетики для прославления идеалов новой эпохи, а на помощь им приходят сюжеты древней истории — прежде всего республи­канский Рим как образец гражданской доблести.

Каспар Давид Фридрих. Странник над морем тумана. 1818 год © Wikimedia Commons

Романтизм велел живописцам отказаться от заданных схем и творить свобод­но, подчиняясь чувству и фантазии. Во многом из-за этого романтизм в живо­писи разнообразен и его трудно охарактеризовать в категориях техники. Романтики внимательно выбирали эмоционально выразительный колорит (например, «печальные» тона). Природа для романтиков перестает быть фоном — она становится дикой и необузданной, а пейзаж (часто пустынный) становится «пейзажем души». На уровне сюжета романтики реабилитируют современность и Средневековье, на уровне эмоций — меланхолию, тоску, подавленность и любовные муки.

Поль Деларош. Полукружия. Фреска (центральная часть). 1841–1842 годы © Wikimedia Commons

курс arzamas

 

Что такое романтизм и как он изменил мир

Лекции и материалы о  том, что без Лермонтова и Гофмана, Гойи и Делакруа, Бетховена и Наполеона наша жизнь была бы совсем другой

Академизм создавался на основах правил европейских академий изящных искусств. Академисты ориентировались на античных творцов и классиков прошлого (Рафаэля, Рубенса, Пуссена), изображали идеализированную красоту, полагались на точность рисунка и равновесие форм, гармоничность красок и оттенков (совмещали рисунок неоклассицизма с цветовой гаммой роман­тизма), ратовали за совершенство в мельчайших деталях.

Художники академий рисовали обнаженное тело тем охотнее, чем целомудреннее оно выглядело.

Фридрих фон Амерлинг. Портрет Рудольфа фон Артхабера с детьми. 1837 год © Wikimedia Commons

аудио!

 

Как начался романтизм? А академизм?

Парижский Салон 1824 года в подкасте Arzamas «Зачем я это увидел?»

Бидермейер — немецкое (и австрийское) искусство первой половины века, по большей части декоративно-прикладное. Живопись бидермейера отражает буржуазные ценности владельцев одноименной мебели: правильные формы, скупой колорит, сентиментальность, поэтизация маленьких жизненных радостей. Этому способствовали политические заморозки: от социальных тревог художников тянуло сбежать в семейную идиллию.

Фридрих Овербек. Италия и Германия. 1811–1828 годы © Neue Pinakothek, München

Назарейцы были немецкими романтиками, тосковавшими по духовности Средневековья и раннему итальянскому Возрождению. «Упадочному», над­национальному классицизму и академизму они противопоставляли религи­озную строгость и монументальность: рисовали фрески, изучали примитиви­стов, отказывались от мифологических сюжетов в пользу библейских или исторических и работали в кельях, ища идеалы для воплощения не в природе, а в душе. Чудаческая группировка смогла одновременно повлиять на два враждовавших между собой течения второй половины девятнадцатого века — академистов и прерафаэлитов.

Джон Эверетт Милле. Офелия. 1852 год © Wikimedia Commons

 

Альтернативная история живописи XIX века

Восемь картин, которые никогда не попадут в академические учебники

Прерафаэлиты вслед за назарейцами страстно отринули правила академизма, провозгласив ориентацию на живопись Средневековья и Возрождения, — но только до Рафаэля. Это значило, что роскоши и величию они предпочитали строгость и правильные формы. Изысканный и элегантный рисунок эти неоромантики совмещали с насыщенной цветовой палитрой. Борясь с условно­стями академизма, они обращались как к сюжетам из средневековой истории, так и к современной буржуазной жизни, как к Шекспиру, так и к озерной школе. От романтиков прерафаэлиты унаследовали эмоциональность, ностальгию и тонкость символики.

Джованни Фаттори. Ротонда Пальмиери. 1866 год © Wikimedia Commons

Маккьяйоли — тосканские художники, самостийные итальянские импрес­сионисты. Название группировки происходит от слова macchia — «пятно», поскольку их техника основывалась на свободном распределении по плоскости сочных цветовых пятен, образующих динамичные светотеневые контрасты. Маккьяйоли отказались от религиозных и мифологических сюжетов в пользу более демократических и декларативно работали не в мастерских, а на открытом воздухе.

Илья Репин. Бурлаки, идущие вброд. 1872 год © Wikimedia Commons

Реализм был скандален в тематике: отбросив мифологию, религию и историю, он сосредоточился на современности. Реализм был скандален в сюжетах: отби­рал те, которые раньше считались низкими и пошлыми. Реализм был сканда­лен в формате: эти низкие сюжеты он изображал на гигантских полотнах, ранее предназначенных только для академической исторической живописи. Реализм был скандален политически: нападал на ханжескую буржуазию. Но единой школы он не создал — каждый художник-реалист был волен отобра­жать действительность в меру своего понимания.

Огюст Ренуар. Лягушатник. 1869 год © Wikimedia Commons

Импрессионизм запечатлевал зрительные реакции на окружающий мир в его конкретных состояниях — меняющемся освещении, подвижности воздушной среды. Четкие раздельные мазки смешиваются в глазу зрителя в сложные тона. Метод импрессионистов родился в условиях работы на пленэре — открытом воздухе: художники передавали тончайшие нюансы освещения, воспроизводя природу в изменчивости. В основе импрессионизма лежит научная теория цвета как производного от белого (солнечного) света; импрессионисты утвер­дили новое видение окружающей реальности, показав, что глаз — послушный инструмент человеческого мозга.

Поль Синьяк. Порт Сен-Тропе. 1901 год © Wikimedia Commons

аудио!

 

Импрессионисты: про красоту или про политику?

Первая выставка импрес­сионистов, прошедшая в Париже в 1874 году, в подкасте Arzamas «Зачем я это увидел?»

Пуантилизм — одно из первых художественных течений неоимпрессионизма. В отличие от своих предшественников, с натуры художники делали только этюд, а потом шли работать в мастерскую. Вместо смешивания пигментов раз­личных цветов на палитре они использовали чистые цвета, но в виде мельчай­ших точек. Пуантилисты писали точечными мазками, добавляя к основному цвету дополнительные — контрастные. Художники предполагали, что разные цвета сольются на сетчатке глаза, — как это происходит при восприятии солнечного цвета и света в природе. 

Гаэтано Превиати. Пейзаж. Около 1905 года © Wikimedia Commons

Дивизионизм довел работу над восприятием цвета, интуитивно начатую импрес­сионистами и продолженную пуантилистами, до логического заверше­ния, положив его на полностью научную основу.  Если для пуантилистов глав­ными все же были точки, то дивизионисты были не против удлиненных мазков и пятен; главное, что они всерьез полагались на оптическую теорию и разделе­ние цветов. С помощью рациональной техники они надеялись сделать картины ярче, лучше передать ощущение световоздушной среды.

Джеймс Уистлер. Симфония в белом № 2. 1864 год © Wikimedia Commons

Эстетизм отрекался от конкретных сюжетов и дидактики, ведь, по его догме, искусство автономно и самодостаточно. В этом смысле художники-эстетисты были полноправными современниками Готье, Гюисманса и Уайльда. Эмоции зритель должен был получать не от предмета изображения, а от красоты искус­ства ради искусства; вместо этики ему обычно предлагали эротику. К эстети­стам иногда причисляют и тех, кто изображал античные сюжеты, видя в них исключительно источник декадентствующего гедонизма.

Одилон Редон. С закрытыми глазами. 1890 год © Wikimedia Commons

Символизм знаменовал усталость от реального, рационального, современного, прогрессивного, позитивного. Художники пытались указать на инобытие — ирреальное, неясное, невыразимое. Отсюда метафоричность, установка на неод­но­значность интерпретации; отсюда и неизбывный пессимизм по отношению к здешнему миру, сумрачность и меланхолия. Как и романтизм, символизм — целое течение в культуре, поэтому однозначно опознаваемого живописного символизма не существует.

Густав Климт. Поцелуй. 1907–1908 годы © Wikimedia Commons

 

Основатели символизма: the best

Целая эпоха в 10 стихотворениях

 

Символизм в поэзии, музыке и живописи

Как Белый, Блок, Врубель и Скрябин искали мистическую истину

Ар-нуво, либерти, югендстиль, сецессион, модернисмо, просто мо­дерн — так в разных странах назывался стиль, прежде всего важный в архи­тектуре, интерьере и прикладном искусстве. Этот стиль пытался охватить, украсить собой все области жизни. Поэтому живопись модерна прежде всего декора­тивна, однако сочетает орнаментальность с утонченным колоритом и четко­стью человеческих фигур на переднем плане. В философии модерн много взял у символизма, поэтому в нем так много женских образов.

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 год © Wikimedia Commons

 

Русский модерн

Как Дягилев, Бенуа и Бакст изменили русскую действительность

Постимпрессионизм — собирательное название для разных течений, которые отталкивались от импрессионизма. Все, кого собирают под этой вывеской, отошли от фиксации непосредственного впечатления от действительности в пользу ее более глубокого осмысления, преображения или развоплощения. Отсюда — новая материальность: иные формы, смелые мазки, особые отношения с цветом и линией.

Поль Сезанн. Мужчина с трубкой. 1890 год © Wikimedia Commons

аудио!

 

Как в Россию пришли постимпрессионизм и фовизм

Какую проблему представляли собой Сезанн, Гоген, Ван Гог и Матисс

Сезаннизм назван в честь Поля Сезанна, который перенес акцент с импрессио­ни­стической колористики (разложения сложных оттенков на чистые цвета) на пластические объемы, моделированные цветом. Он считал, что надо не фикси­ровать мгновенные впечатления от действительности, а изучать ее. Сезанн воспринимал видимое аналитически, сводя его до структурных законо­мерностей формы и осмысляя природные формы через взаимодействие простей­ших геометрических тел: цилиндра, конуса, сферы. Сезанн повлиял на развитие живописи начала XX века как мало кто другой; как и их учитель, сезаннисты пытались постигнуть сущности природы и фиксировать на холсте то, что в ней неизменно; определить контраст между неподвижностью натуры и кажущимся движением живописи.   

Источники

  • Претте М. К., Джорджис Де А. Как понимать искусство: живопись, скульптура, архитектура, история, эпохи и стили.

    М., 2002.

  • Тарабра Д. Стили в искусстве: от романтики до модерна.

    М., 2009.

Теги

Шпаргалка
Живопись
Словарь
Галерея
Хрестоматия

11 признаков того, что перед вами ранненидерландская живопись

Картины нидерландских художников, так называемых фламандских примитивов, — окно в мир XV века. Опознать их живопись можно по светящимся краскам, городским пейзажам, зеркалам и другим деталям

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Лекции

17 минут

1/8

«Клятва Горациев» Жака Луи Давида

Как художник поднялся на волне патриотизма и создал эталон гражданской доблести

Читает Илья Доронченков

Как художник поднялся на волне патриотизма и создал эталон гражданской доблести

14 минут

2/8

«Плот „Медузы“» Теодора Жерико

Как сенсационное кораблекрушение обросло политическими и общечеловеческими смыслами

Читает Илья Доронченков

Как сенсационное кораблекрушение обросло политическими и общечеловеческими смыслами

16 минут

3/8

«Свобода, ведущая народ» Эжена Делакруа

Как абстрактная свобода воплотилась в живой полуобнаженной красавице

Читает Илья Доронченков

Как абстрактная свобода воплотилась в живой полуобнаженной красавице

14 минут

4/8

«Расстрел повстанцев» Франсиско Гойи

Как художник остановил мгновение перед казнью и сделал из предсмертного выкрика историческое событие

Читает Илья Доронченков

Как художник остановил мгновение перед казнью и сделал из предсмертного выкрика историческое событие

11 минут

5/8

«Возрасты жизни» Каспара Давида Фридриха

Как меланхолическая природа прорвалась в инобытие

Читает Илья Доронченков

Как меланхолическая природа прорвалась в инобытие

15 минут

6/8

«Утро стрелецкой казни» Василия Сурикова

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью

Читает Илья Доронченков

Как художник написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью

12 минут

7/8

«Похороны в Орнане» Гюстава Курбе

Как парижан шокировала провинция — неизвестная, необъятная и неприукрашенная

Читает Илья Доронченков

Как парижан шокировала провинция — неизвестная, необъятная и неприукрашенная

17 минут

8/8

«Бар в „Фоли-Бержер“» Эдуарда Мане

Как нарушить законы пространства, превратить девушку в товар и научить всех любить современность

Читает Илья Доронченков

Как нарушить законы пространства, превратить девушку в товар и научить всех любить современность

Материалы

Знаете ли вы живопись XIX века?

Простой тест по курсу Ильи Доронченкова

Илья Доронченков: «Художники — орден, который понимает друг друга»

Что умеет компьютерное искусствоведение

Удалить с картины лишнего Аполлона и узнать Ван Гога по мазку

Художник Давид — изобретатель зиги

Откуда на картине «Клятва Горациев» вскинутые руки

Как сон разума стал рождать чудовищ

Мрачный Гойя переизобрел уютный жанр каприччо

«Похороны в Орнане»: кто все эти люди

Интерактивная схема картины Курбе

Как Наполеон создал нации Европы

Историк — о появлении национализма, образе врага, мамлюках и казаках

Все измы XIX века

Течения в живописи от классицизма до постимпрессионизма

Альтернативная история живописи XIX века

Восемь очень странных картин

Арт-директор сожжения
врагов народа

Патриотизм по Жаку Луи Давиду

«Меня не заставят
делать что-либо
в ущерб славе»

Признания зазнайки Давида

Лувр за 554 секунды

Герои Годара, Бертолуччи и другие участники пробежек по музеям

Что не попало на картину Давида

Эпизод из классической римской истории как образец гражданского патриотизма

Гибель «Медузы» в цифрах

Человеческие жизни, стоящие за картиной Жерико

Как Парижский салон вершил судьбы художников

Скандалы, интриги и изобретение платы за вход

Богиня Свободы

История актрисы, ставшей символом Французской революции

Французская революция 1830 года в десяти картинах

История «Трех славных дней»

Где Делакруа?

Игра: найдите среди персонажей «Плота „Медузы“» юного Эжена

Жизнь Гойи в автопортретах

От придворного художника до пожилого эмигранта

Как избавиться от меланхолии

Медицинские советы из 1621 года

Правила жизни немецкого романтика

Зачем нужны польки, что общего у честности с супом и о чем говорить с англичанами

Романтическая дружба
немецкого художника
с русским поэтом

Жуковский и Фридрих

Радио романтика

Треки, которые могли оказаться в плеере Байрона и Гофмана

За что любить Сурикова?

Объясняет искусствовед Галина Ельшевская

Что мешало Сурикову написать нормальную картину

Как жилищный вопрос испортил «Утро стрелецкой казни»

Русский бунт в 18 картинах

Восстание Пугачева, хованщина и другие кровавые события русской истории

«Боже мой, как это безобразно!»

Шокированные критики о Гюставе Курбе

Размер имеет значение

«Похороны в Орнане» в ряду самых больших картин мира

Как быть современным

Что делать, чтобы не потерять ощущение фантастичности жизни: совет Бодлера

Как правильно, Моне или Мане?

Путаница, скандал, поиски денег: подробности отношений художников-омофонов

Как стать искусствоведом

Восемь книг, без которых немыслимо заниматься историей искусства

Семиотика революции

Словарь бунтарской символики: от петуха до Марсельезы

«Возлюбленный души моей. ..»: пять писем Гойи

Пять писем Гойи влюбленному в него другу детства

«Черная живопись» из Дома глухого

История самых необычных картин Гойи

Проститутки, котики и дедушка Дуров

Чем заняться в «Фоли-Бержер», если вы Мане или Золя

Плагиаты Мане

Найдите десять отличий

Каннибализм, скорбь и другие подступы
к «Плоту „Медузы“»

Генезис картины Жерико

Руки, головы и другие отходы производства художника

Наброски к «Плоту „Медузы“»

Детство, отрочество, юность

Живописный сюжет «Возрасты жизни»: Фридрих и не только

От Делакруа до «Родины-матери»

Инфографика: путешествие женщины‑воительницы по изобразительному искусству

Музыка на руинах Помпеев

Концерт Pink Floyd в невероятном пейзаже

О проектеЛекторыКомандаЛицензияПолитика конфиденциальностиОбратная связь

Радио ArzamasГусьгусьСтикеры Arzamas

ОдноклассникиVKYouTubeПодкастыTwitterTelegramRSS

История, литература, искусство в лекциях, шпаргалках, играх и ответах экспертов: новые знания каждый день

© Arzamas 2023. Все права защищены

Живопись 19 века

Главная » Темы » Живопись

Рубрика: Живопись

Направления в живописи 19 века достаточно тесно перекликаются с направлениями века предшествующего. В начале столетия ведущим направлением во многих странах был классицизм. Зародившийся в 18 веке, этот стиль продолжал развиваться, при том в разных странах его развитие имело индивидуальные особенности.

Художники, работавшие в этом направлении, вновь обращаются к образам античности.  Однако через классические сюжеты они пытаются выразить революционные настроения – стремление к свободе, патриотизм, гармонию между человеком и общество. Ярким представителем революционного классицизма был художник Луи Давид. Правда, со временем классицизм перерос в консервативное направление, которое поддерживалось государством, а значит, стало безликим, прилизанным цензурой.Особенно яркий расцвет живописи в 19 веке наблюдался в России. В это время здесь образовалось множество новых стилей и направлений.   Аналогом классицизма в России являлся академизм. Этот стиль обладал чертами классического европейского стиля  –  обращение к образам  античности, возвышенная тематика, идеализация образов.

Романтизм

В начале 30-х годов 19 века в противовес классицизму появился романтизм. В обществе того времени происходило множество переломных моментов. Художники стремились абстрагироваться от неприглядной реальности, создавая свой, идеальный мир. Тем не менее, романтизм считается прогрессивным течением  своего времени, потому что стремлением художников романтиков было донесение идей гуманизма и духовности.

Романтизм – это емкое направление, отразившееся в искусстве многих стран. Смысл его – возвеличивание революционной борьбы, создание новых канонов красоты,  написание картин не только кистью, но и сердцем. Эмоциональность здесь ставится во главу угла. Для романтизма характерно введение во вполне реальный сюжет аллегорических образов, искусная игра светотени. Представителями этого направления были Франциско Гойя, Эжен Делакруа, Руссо. В России к романтизму относят работы Карла Брюллова.

Реализм

Задачей этого направления стало изображение жизни такой, как он есть. Художники реалисты обращались к образам простого  народа, основные черты их произведений – критичность и максимум правдивости. Они изображали в деталях лохмотья и дыры одежды простых людей, искаженные страданием лица простого народа и толстые телеса буржуа.

Интересным явлением 19 века стала Барбизонская школа художников. Этот термин объединял нескольких французских мастеров пейзажа, которые выработали свой собственный, непохожий стиль. Если в направлениях классицизма и романтизма природа разными способами идеализировались, то барбизонцы стремились изображать пейзажи с натуры.  На их картинах  – образы родной природы, и простые люди на этом фоне. Самые известные художники Барбизонцы – это  Теодор Руссо, Жюль Депре, Вержиль ля Пенья, Жан-Франсуа Милле, Шарль Добиньи.

Творчество барбизонцев повлияло на дальнейшее развитие живописи 19 века. Во-первых,  у художников этого направления появились последователи в ряде стран, в том числе и в России.  Во-вторых, барбизонцы дали толчок для возникновения импрессионизма. Они первыми стали писать картины на пленере. В дальнейшем традиции изображения реальных пейзажей подхватили импрессионисты.Эпоха импрессионизма стала завершающим этапом в живописи 19 века, и пришлась на последнюю треть столетия. Художники импрессионисты подошли к изображению реальности еще более революционно. Они стремились передать не саму природу, и не образы в деталях, а то впечатление, которое производит то или иное явление.

Импрессионизм был прорывом в истории живописи. Этот период подарил миру множество новых техник и уникальные произведения искусства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:

19 век | Смитсоновский музей американского искусства

Ашер Б. Дюран, Довер-Плейнс, округ Датчесс, Нью-Йорк , 1848 г., холст, масло, Смитсоновский музей американского искусства, дар Томаса М. Эванса и покупка музея в рамках программы приобретения коллекций Смитсоновского института, 1978.126

Школа реки Гудзон и приманка Запада

В коллекции музея представлена ​​диаграмма роста нации от молодой республики до развивающейся мировой державы. Пейзажи, превозносящие географические чудеса страны от Ниагарского водопада до Гранд-Каньона, способствовали и документировали расширение на запад. Картина Ашера Дюрана Dover Plains, округ Датчесс, Нью-Йорк представляет собой идиллический пейзаж, где человек и природа сосуществуют.

Оригинальная индейская галерея Джорджа Кэтлина, коллекция из более чем 400 картин, изображающих «нравы и обычаи» равнинных индейских племен в 1830-х годах, является одним из сокровищ музея. Экспансия на запад позволила таким художникам, как Альберт Бирштадт, Томас Моран и Фредерик Ремингтон , исследовать новую территорию и вести хронику поселения на границе, в то время как члены школы Таос привнесли образы Запада в двадцатый век.

Импрессионизм и позолоченный век

Музей имеет одну из лучших и крупнейших коллекций последней четверти девятнадцатого века, в том числе работы импрессионистов и позолоченного века.

В 1870-х годах художники Чилд Хассам, Джон Твахтман, Мэри Кассат и Уильям Меррит Чейз часто работали на открытом воздухе, чтобы запечатлеть великолепные аспекты света и цвета, характерные для импрессионистского стиля. В «Южных уступах» Эпплдор Хассам использует импрессионистскую технику для изображения острова у побережья Нью-Гэмпшира.

За десятилетия до Первой мировой войны — период, названный писателем Марком Твеном «золотым веком», — такие художники, как Уинслоу Гомер, Джон Сингер Сарджент, Джеймс Макнил Уистлер и Эббот Тайер, запечатлели великолепие и богатство рубежа веков. общество века, привнося новый уровень сложности в американское искусство.

Избранные работы

Гранд-Каньон Йеллоустона

Художник

Томас Моран

Дата 1893-1901

холст, масло

На просмотре

Фигура в солнечном свете (Жена художника)

Художник

Джон Генри Твахтман

Датака. 1890-1900

холст, масло

На просмотре

Человек с кошкой (Генри Стерджис Дринкер)

Художник

Сесилия Бо

Дата1898

холст, масло

На просмотре

Среди Сьерра-Невады, Калифорния

Художник

Альберт Бирштадт

Date1868

холст, масло

На просмотре

Довер-Плейнс, округ Датчесс, Нью-Йорк

Художник

Ашер Б. Дюран

Дата1848

холст, масло

На просмотре

Саут-Леджес, Эпплдор

Художник

Чайлд Хассам

Date1913

холст, масло

На просмотре

Ласка

Художник

Мэри Кассат

Date1902

холст, масло

На просмотре

Сту-мик-о-сакс, Толстая спина буйволиного быка, главный вождь,…

Художник

Джордж Кэтлин

Date1832

холст, масло

На просмотре

Шиннекок Хиллз

Художник

Уильям Меррит Чейз

Датака. 1895

холст, масло

На просмотре

Уволен

Художник

Фредерик Ремингтон

Date1907

холст, масло

На просмотре

Ворота Йосемити

Художник

Альберт Бирштадт

Датака. 1882

бумага, масло на холсте

На просмотре

Доктор Эдуардо Сан Джованни

Художник

Уильям Меррит Чейз

Date1906

уголь, усиленный мелом на картоне

Не отображается

Сад во всей красе

Художник

Чайлд Хассам

Date1892

акварель на бумаге

Не на просмотре

Рыбацкие лодки в Глостере

Художник

Джон Генри Твахтман

Date1901

холст, масло

Не отображается

Похожие исполнители

Ашер Б. Дюран

родился Джефферсон-Виллидж, Нью-Джерси 1796-умер Мейплвуд, Нью-Джерси 1886

Ашер Дюран родился 21 августа 1796 года в Мейплвуде (ранее Джефферсон-Виллидж), Нью-Джерси. С 1812 по 1820 год он был учеником, а затем партнером гравера. копирование английских книжных иллюстраций.

Джордж Кэтлин

родился в Уилкс-Барре, Пенсильвания 1796-умер в Джерси-Сити, Нью-Джерси 1872

«Если мне сохранят жизнь, ничто не помешает мне посетить все индейские народы на континенте Северной Америки». Этими словами Джордж Кэтлин заявил о своих творческих претензиях.

Альберт Бирштадт

родился в Золингене, Германия 1830 — умер в Нью-Йорке 1902

Родился в Германии. Иммигрировал в США в детстве. Картины демонстрируют идеалистический взгляд на американскую дикую природу.

Томас Моран

родился в Болтоне, Англия 1837 — умер в Санта-Барбаре, Калифорния 1926

Художник-пейзажист. Под влиянием J.M.W. Тернер, Морана лучше всего помнят за его идеализированные взгляды на американский Запад.

Фредерик Ремингтон

родился в Кантоне, штат Нью-Йорк 1861 — умер в Риджфилде, штат Коннектикут 1909

Художник, скульптор. Ремингтон родился в Кантоне, штат Нью-Йорк, и нашел свой духовный дом на американском Западе. В 1881 году молодой художник отправился на территорию Монтаны, решив получить непосредственные знания о западной жизни.

Чайлд Хассам

родился в Дорчестере, Массачусетс 1859 — умер в Ист-Хэмптоне, штат Нью-Йорк 1935

Художник и иллюстратор. Хассам был ведущим американским импрессионистом, на творчество которого большое влияние оказал Клод Моне.

Джон Генри Твахтман

родился в Цинциннати, Огайо. 1853 — умер в Глостере, Массачусетс. 1902

Художник, член-основатель The Ten. Он учился у Франка Дювенека, и его ранние полотна отражали влияние Мюнхенской академии.

Мэри Кассат

г.р. Аллегейни-Сити, Пенсильвания 1844 г. – умерла Мениль-Терибус, Франция 1926 г.

Мэри Кассат родилась в известной пенсильванской семье и провела свою творческую карьеру в Европе.

Уильям Меррит Чейз

родился Вильямсбург, Индиана 1849-умер в Нью-Йорке 1916

Художник и педагог.

Уинслоу Гомер

родился в Бостоне, Массачусетс. 1836 — умер в Праутс-Нек, штат Мэн. 1910

Живописец и график. Иллюстрации Гомера о Гражданской войне для Harper’s Weekly являются уникальными и выдающимися примерами репортажей военного времени.

Джон Сингер Сарджент

родился во Флоренции, Италия 1856 — умер в Лондоне, Англия 1925

Художник. Сарджент путешествовал в кругу известных в обществе людей и известен своими небрежно написанными портретами, выполненными в стиле, напоминающем Эдгара Дега и Джеймса Эббота Макнила Уистлера.

Джеймс Макнил Уистлер

родился в Лоуэлле, Массачусетс 1834-умер в Лондоне, Англия 1903

Джеймс Эббот Макнил Уистлер родился в промышленном городе Лоуэлл, штат Массачусетс. Поступив в Военную академию США в Вест-Пойнте, он накопил столько недостатков, что стал тяжелым испытанием для тогдашнего коменданта майора Роберта Э. Ли.

Эббот Хэндерсон Тайер

родился в Бостоне, Массачусетс 1849-умер в Дублине, Северная Каролина 1921

Художник, наиболее известный своими идеалистическими и аллегорическими изображениями женщин в образах ангелов и мадонн.

Американское искусство XIX века в 5 темах

Спустя столетие после обретения Соединенными Штатами независимости художники создавали произведения, которые имели решающее значение для формирования культурной самобытности страны.

XIX век был определяющим временем для США. Страна только что получила независимость от Великобритании и быстро расширяла свою территорию на запад. Такие города, как Бостон, Нью-Йорк, Балтимор и Филадельфия, становились мощными промышленными и финансовыми центрами, в то время как вся страна столкнулась с серьезным социальным и политическим кризисом из-за рабства, что привело к жестокой Гражданской войне.

Эти бурные события и растущая самоуверенность быстро расширяющейся нации оказали глубокое влияние на ее художников. На протяжении десятилетий художники молодой страны в значительной степени подражали стилям и сюжетам британских и европейских картин, принадлежавших богатым колониальным семьям, но по мере того, как росла аудитория искусства и открывались первые публичные музеи страны, в различных жанрах появились отчетливо американские художники.

  • 1
  • Школа реки Гудзон

В 1825 году 24-летний британский художник Томас Коул проплыл вверх по реке Гудзон, чтобы запечатлеть красоту гор Катскилл в штате Нью-Йорк. Созданные им картины, основанные на концепции возвышенного и выдвигающие на первый план масштаб диких пейзажей Америки, зажгут первое уникальное художественное движение в стране и вдохновят целое поколение художников. Ученики Коула Фредерик Эдвин Черч и Ашер Браун Дюран присоединились к нему в поездках зарисовок в Адирондак и Новую Англию, в результате чего в 19Пейзажная живопись X века.

Джон Фредерик Кенсетт (1816-1872), Пруд, недалеко от Ньюпорта, Род-Айленд , c. 1859. Холст, масло. 14 х 24 дюйма (35,6 х 60,9 см). Продано за 63000 долларов в американском искусстве XIX века 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Черч стал одним из самых узнаваемых в группе, а его грандиозные полотна и идеализированные виды привлекали тысячи посетителей во время международных туров. Он также писал пейзажи Южной Америки, Арктики, а затем Ближнего Востока и Греции.

Дюран все больше увлекался натурализмом, особенно после посещения Англии и знакомства с работами Констебла. После смерти Коула в 1848 году он стал руководителем школы реки Гудзон, написав серию из девяти писем о пейзажной живописи , опубликованных в 1855 году в The Crayon , одном из первых американских периодических изданий, посвященных изобразительному искусству.

Сэнфорд Робинсон Гиффорд (1823-1880), Эскиз к «Этюду Кэтскилла» , 1860. Холст, масло. 3¾ x 7 дюймов (90,5 х 17,8 см). Продано за 63000 долларов в американском искусстве XIX века 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Художники второго поколения, связанные со школой, Джон Фредерик Кенсетт и Сэнфорд Робинсон Гиффорд, путешествовали по Европе в течение нескольких лет. Оба включили континентальную чувствительность к пейзажной живописи в точно переданные холсты их естественного окружения.

  • 2
  • 902:30 Граница

В 19 веке США, какими мы их знаем сегодня, стали реальностью, и когда родилась экспансионистская мифология Америки — явная судьба. Покупка Луизианы в 1803 году, когда правительство США купило огромные участки земли у французов, почти удвоила размер страны, и были быстро организованы экспедиции для обследования и захвата новых территорий. В течение следующих нескольких десятилетий сменявшие друг друга правительства безжалостно аннексировали земли, занятые коренными американцами, вплоть до побережья Тихого океана.

Альберт Бирштадт (1830-1902), Маунт-Бейкер, Вашингтон , ок. 1890. Бумага, наложенная на холст, масло. 14 х 19 дюймов (35,6 х 48,3 см). Эстимейт: $120 000–180 000. Предложено в 19th Century American Art 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Такие художники, как Альберт Бирштадт и Альфред Джейкоб Миллер, были одними из первых, кто задокументировал Запад. Вскоре после переезда из Балтимора в Новый Орлеан в 1837 году Миллер присоединился к экспедиции по торговле мехом в Скалистые горы. Он записал пейзаж и посетил общины коренных американцев, документируя их жизнь и культуру в романтических картинах, предназначенных для европейской аудитории.

Начиная с 1859 года Бирштадт путешествовал в Скалистые горы с правительственной исследовательской группой, а затем в Йосемитскую долину и Йеллоустоун. Зарисовки из этих поездок легли в основу эпических полотен с нетронутыми природными пейзажами, которыми он прославился.

Монументальная картина Гранд-Каньона работы Томаса Морана, на которую оказал влияние Дж.М.В. Тернера, а также присоединившегося к группе геологической службы США в Йеллоустоуне, помогли убедить Конгресс защитить этот район как первый национальный парк страны.

Фредерик Ремингтон (1861-1909), Гремучая змея , 1918. Бронза с черной патиной. 24 дюйма (60,9 см). Продано за 390 600 долларов в американском искусстве XIX века 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Картины Уильяма Тайли Рэнни, изображающие сцены охоты и ловли, были вдохновлены его пребыванием на юго-западе. Он покинул свою студию в Бруклине в 1836 году, чтобы добровольно присоединиться к Техасской армии во время революции, возглавляемой американскими колонистами против мексиканского правительства.

Тем временем такие художники, как Фредерик Ремингтон и Чарльз Марион Рассел, сосредоточились на героических образах ковбоев, которые впоследствии стали пробным камнем западноамериканской иконографии.

  • 3
  • Натюрморт

По мере того как американские города, такие как Филадельфия — первая столица страны — процветали в начале 19 века, и более богатые граждане и граждане среднего класса стремились украсить свои дома, начался бум натюрмортов. Удовлетворяя спрос, многие художники обратились к более ранним традициям голландской и французской живописи 17-го века и 18-го века, а также к своим современникам в Англии, чтобы создать пышные композиции американского изобилия.

Джон Фредерик Пето (1854–1907), Стакан с глазурью из соли, книги, трубка, спички, табакерка и газета , 1899. Холст, масло. 14 х 10 дюймов (35,6 х 25,4 см). Эстимейт: $60 000–80 000. Предложено в 19th Century American Art 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Среди самых известных из них в начале века была Рафаэль Пил, одна из 16 детей художника и изобретателя Чарльза Уилсона Пила, некоторые из которых были названы в честь известных художников. Как и многие другие представители династии Пил, Рафаэль нашел признание и покровительство в Филадельфии, и хотя его брат Рембрандт сосредоточился на портретной живописи, он стал особенно известен своими натюрмортами.

Уильям Дж. Макклоски (1859-1941), Апельсины в папиросной бумаге , 1889. Холст, масло. 12 х 16 дюймов (30,5 х 40,6 см). Продано за 189 000 долларов в американском искусстве XIX века 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Также было популярно использование trompe l’oeil — убедительной имитации реальности, в которой объекты как бы вытягиваются за пределы кадра. Мастерами таких техник являются Уильям Майкл Харнетт, Джон Фредерик Пето, Уильям Дж. Макклоски и Джефферсон Дэвид Чалфант.

Двое эмигрантов из современной Германии также сделали себе имя в этой области, работая в Нью-Йорке и Новой Англии. У Северина Розена был более впечатляющий стиль, он рисовал сложные вазы с цветами, в то время как Джозеф Декер в основном сосредоточился на съедобных предметах, включая орехи и фрукты.

  • 4
  • Повседневная жизнь

По мере развития американской живописи в XIX веке многие художники, в том числе Уинслоу Гомер и Истман Джонсон — соучредитель Музея искусств Метрополитен в Нью-Йорке, открытого в 1872 году, — отошли от академической живописи, чтобы найти красоту в повседневной жизни и формируют отчетливо американское поле жанровой живописи.

Джон Джордж Браун (1831-1913), Волнующий момент , 1880. Холст, масло. 24 х 40 дюймов (60,9 х 101,6 см). Продано за 819 долларов.000 в американском искусстве XIX века 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Гомер выучился на коммерческого иллюстратора в Бостоне, где он изображал светскую жизнь Новой Англии для таких журналов, как Harper’s Weekly, но впоследствии стал одним из самых уважаемых художников Америки. Он обратился к масляной живописи и акварели после переезда в Нью-Йорк в 1859 году, и, помимо того, что он работал в армии Союза в качестве художника во время Гражданской войны, на него большое влияние оказала двухлетняя поездка в прибрежные деревни Англии в начале 1880-х годов. .

Другой знаменитый художник-жанрист 19-го века, Джон Джордж Браун, изображал настоящих нью-йоркских мальчиков, отсылая к викторианским представлениям о невинности детства.

  • 5
  • Море

В то время как амбиции правительства США могли быть сосредоточены на суше, многие художники обратили свое внимание на оффшор, создав традицию морского искусства, уходящую корнями в морскую культуру Америки. Джеймс Эдвард Баттерсворт родился в Лондоне, но в 1845 году поселился в Уэст-Хобокене, штат Нью-Джерси, где создал подробные и драматические картины парусных кораблей. Он записал в 1851 году победу шхуны «Америка» Нью-Йоркского яхт-клуба в гонке на Кубок Сотни Гвиней в Англии, а также рисовал последующие испытания Кубка Америки, как это стало известно, вплоть до своей смерти в 189 году.4.

Джеймс Эдвард Баттерсворт (1817-1894), Шхуна Яхта Пена, ведущая Бесстрашный с замковым садом вдалеке , 1875. Холст, масло. 20 х 30 дюймов (50,8 х 76,2 см). Продано за 119 700 долларов в американском искусстве XIX века 19 января 2023 года на Christie’s в Нью-Йорке.

Фитц Генри Лейн большую часть своей жизни прожил на северном берегу Массачусетса. Его отец был парусным мастером, но ранние способности Лейна к рисованию привели его к тому, что он более десяти лет работал подмастерьем в литографической мастерской Пендлтона в Бостоне. Его обучение позволило ему создавать тщательно детализированные морские картины, которые подчеркивают игру света.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *