Доклад музыка 19 века: Русская музыка 19 века — периоды, стили, жанры, школы

Русская музыка 19 века — периоды, стили, жанры, школы

Русскую музыку 19 века принято делить на два периода: до появления великого композитора М.И. Глинки, то есть, примерно до 1830-1840 годов, и после.

  • До – эпоха раннего романтизма, или «до – глинкинская»,
  • после в русской музыке наступает классический период.

Русская музыка 19 века  — история, имена, характеристика

Первый период в отечественной музыкальной истории —  это «до – глинкинская» эпоха

В начале века в русской музыке царило смешение двух стилей – классицизма и романтизма. В первой половине 19 столетия произошли такие масштабные для России события, как Отечественная война, восстание декабристов; в обществе распространялись идеи Великой Французской революции, произошедшей незадолго до этого. Все это не могло не отразиться на культуре страны. В литературе появляются М.Ю. Лермонтов, В.Ф. Одоевский, в живописи – О.А.Кипренский и К.П. Брюллов. В музыкальной культуре России 19 века также слышны отголоски романтизма, который по-настоящему захлестнет страну с приходом М.И. Глинки.

Основные жанры и направления

Самыми популярными течениями в русской музыке 19 века были:

  1. «городская» песня. Окончательно сформировывается к 19 веку. Чаще всего такие песни рождались из простой гитарной импровизации безымянных любителей на стихи поэтов (например, «Вечерний звон», «Чем тебя я огорчила»).
  2. запись и обработка народных напевов. В конце 18 века В.Трутовский выпустил сборник русских народных песен. Ими заинтересовались практически все жители столицы, после чего стало появляться множество музыкальных произведений в народном стиле («Вьется ласточка сизокрылая»).
  3. камерно-вокальная музыка с примесью русского фольклора, исполняемая на музыкальных домашних вечерах. Под влиянием романтизма появляется русский романс (особенно популярны были романсы А.А. Алябьева («Соловей») и А.
    Е. Варламова («Ах, ты, время-времечко», «Вдоль по улице метелица метёт»)) и созданный на его основе цыганский романс, в котором не требовался профессиональный вокальный голос и замысловатый аккомпанемент (например: «Твои глаза зелёные»).

Также был ещё жив такой музыкальный жанр, как водевиль – легкая пьеса с куплетами. В музыкальной культуре России «до-глинского» периода были особенно популярны водевили:

  • А.А. Шаховского («Любовное зелье», «Беглец от своей невесты»)
  •  Ф.В. Булгарина («Разговор в царстве мёртвых», «Похождения Митрофанушки на Луне»),

однако каждый молодой дворянин считал своим долгом сочинить хотя бы раз в своей жизни водевильную пьеску для бенефиса какого-нибудь актера.

В театрах исполнялись преимущественно итальянские и французские оперы. В русской опере преобладали былинные мотивы; однако уже было заметно влияние романтизма (А.Н. Верстовский, например, часто использовал в своих произведениях романтические сюжеты – обращение к эпохальному прошлому).

[the_ad id=»12896″]

Начало классического периода русской музыки — М.И. Глинка

С появлением Михаила Ивановича Глинки, основоположника композиторской школы в России, в русской музыке 19 века начался настоящий подъем. Его музыкальные произведения пропитаны народными мотивами, в них присутствует тот самый Пушкинский «русский дух». Кроме великолепных вокальных произведений и симфоний, композитор создал две оперы (одни из самых выдающихся за всю историю музыки): «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила»(1842). Оба этих произведения пронизаны сильнейшим патриотическим и русским началом, ведь М.И. Глинка сам сказал:

«В музыке должны присутствовать интонации и даже целиком мелодии народной музыки той национальности, к которой принадлежит автор».

Так, в опере «Жизнь за царя» в образе простого крестьянина Ивана Сусанина М.И. Глинка показал всю силу и мощь русского народа. Самое главное новаторство оперы заключалось в том, что главным героем музыкального произведения стал мужик, крепостной. Неудивительно, что великосветское общество невысоко оценило оперу, однако многие классики литературы (например, Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин) были её настоящими поклонниками.

В эпической сказке с яркими романтическими мотивами «Руслан и Людмила» Глинка ещё дальше отошел от традиций французских и итальянских опер, поэтому и это музыкальное произведение не было встречено с восторгом. Тем не менее, именно после этих произведения русская музыка была признана во всем мире, а М.И. Глинка по праву признан основоположником музыкальной классики в России.

Русская музыка второй половины 19 века

Во второй половине 19 века музыка становится более доступной для разных слоев населения.

  • Открываются Московское и Петербургское отделения Императорского русского музыкального общества, постоянно проводящие доступные всем музыкальные собрания,
  • В Петербурге создается бесплатная музыкальная школа,
  • Основываются консерватории вначале в столицах (возглавляли их братья Рубинштейны), а концу века и в других городах.

Становятся популярными новые музыкальные жанры – симфонические циклы, симфонии (первая симфония (фа-мажор) была создана А.Г. Рубинштейном в 1859, но она не получила широкой популярности; более известна его симфония номер 2 до-мажор под названием «Океан». Настоящего расцвета в русской музыке этот жанр достиг в творчестве Римского-Корсакова и Чайковского).

[the_ad id=»12793″]

Композиторские школы 19 века в России 

Также в стране в 19 веке формируются две крупнейшие композиторские школы:

  •  Первая – Новая русская школа в Петербурге, позже В.В. Стасов назовет её «Могучая Кучка».

В нее входили М.А. Балакирев, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков и Ц.А. Кюи. Главным своим наставником и учителем они видели М.И. Глинку, а главной целью – воплощение национального начала в своих музыкальных произведениях. В то время очень сильны были революционные идеи; вся интеллигенция размышляла над проблемами крестьян, сами же крестьяне устраивали бунты и восстания. На этом фоне и появилась «Могучая кучка» с её идеями национального, духовного, народного богатства. Тщательно собирая русский фольклор, они старались передать в операх всю силу народного духа.

  • Вторая – московская школа;

возглавлял её П.И. Чайковский, и в нее входили А.А. Алябьев, С.И. Танеев, А.Е Варламов и другие.

Если петербургская композиторская школа стояла за эпичность в музыке, то московской школе русских композиторов были более свойственны лирические произведения. Например, природа, пейзаж у П.И. Чайковского всегда изображен через призму человеческих чувств, у композиторов «кучкистов» природа, скорее, сильный, полноправный герой, не имеющий ничего общего с человеком. Таких различий много, однако, самое главное – они относились к разным временным эпохам.

  • Московская школа представляла эпоху уходящую, «век минувший»,
  • Петербургская же (или «новая русская», как её называли) заключала в себе все, что было свойственно «веку нынешнему».

Антагонизм этих двух школ повлиял на творчество не только их приверженцев, но и тех композиторов, которые не причисляли себя ни к той, ни к другой школе.

Исполнительское искусство 19 века

Что касается исполнительского искусства, в России очень многое поменялось в течение этого периода. До него распространено было лишь любительское домашнее музицирование (об этом уже говорилось выше), к началу же 20 века музыкальные произведения стали исполняться в огромных залах оперных театров, стали формироваться отечественные школы игры и пения и открываться высшие учебные заведения.

Музыкальные инструменты

Одно из главных изобретений 19 века – механизм вентилей для духовых инструментов, с помощью которого возможности духовых музыкальных инструментов стали гораздо шире; появились новые инструменты – например, туба и флейта-пикколо. Кроме того, то пианино, на котором мы играем сегодня, было изобретено в то же время в Америке и сразу же приобрело небывалую популярность и в России.

Подведем итог.

В русской музыкальной культуре 19 века произошел настоящий подъем, сформировалась национальная музыкальная школа, и отечественных композиторов признал и начал уважать весь мир.

По этой же теме  мы приготовили кроссворд

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Запись опубликована в рубрике Русская музыка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Русская музыка в XIX веке

М. И. Глинка. Литография Бореля.

Девятнадцатый век — блестящая пора в истории русской музыки.

Под воздействием событий Отечественной воины 1812 г. широкое отражение получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчестве С. А. Дегтярева — автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д. Н. Кашина, С. И. Давыдова, И. А. Козловского. На основе народных мелодий вырастает богатая и многообразная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека. Создаются «русские песни» в народном духе, бытовые романсы, баллады.

В проникновенных романсах А. А. Алябьева (1787—1851), задушевных лирических песнях А. Е. Варламова (18С1—1848) и A. Л. Гурилева (1803—1858), обаятельных национально-романтических операх А. Н. Верстовского (1799—1862) — автора знаменитой «Аскольдовой могилы» — нашли выход яркие, прогрессивные стремления русского искусства. Но только Глинке удалось ввести русскую музыку в круг мировых явлений, возвысив ее до уровня передовых идей своего времени.

Творчество Михаила Ивановича Глинки (1804—1857) — великолепное начало классического периода русской музыки. Историческая заслуга Глинки заключается прежде всего в глубоком понимании задач народности и реализма. В своем искусстве он выразил коренные черты русского национального характера, лучшие стремления, думы и чаяния своего народа. Творчески усвоив передовые достижения западноевропейской культуры, он сумел стать великим национальным художником, певцом своей родины. Народная песня явилась для него не только творческим материалом, но и основой музыкального мышления, определившей характерные черты классического «глинкинского» стиля. Сущность эстетики Глинки выражена в его известных словах: «Создает музыку народ, а мы, художники, только ее аранжируем».

Уже первая опера Глинки «Иван Сусанин» (1836 г.) была явлением крупного мирового значения. Знаменательны слова современника Глинки В. Ф. Одоевского: «С этою оперой рождается новая стихия в искусстве и начинается в его истории новый период — период русской музыки». В «Иване Сусанине» Глинка создал высокую патриотическую трагедию, равной которой не знала оперная сцена. В самом понимании исторического сюжета проявилась глубокая прогрессивность воззрений композитора: главная роль в опере принадлежит народу — защитнику своей родины, творцу ее исторических судеб. Широкое изображение жизни народа, идея неразрывного единства «судьбы человеческой и судьбы народной» — все это делает оперу Глинки первым классическим образцом подлинно исторической драмы не только в русской, но и в мировой музыке. Чувство глубокого патриотизма находит высшее выражение в гениальном хоре «Славься», увенчивающем оперу торжественным гимном ликования.

Явление Христа народу. Александр Иванов. 1837-1857 годы.

Глубоко национальная по музыкальному складу и языку опера «Иван Сусанин» отличается подлинно симфонической цельностью. Яркое воплощение в ней получает конфликт двух борющихся сил: русского народа и иноземных завоевателей. На протяжении всей оперы композитор противопоставляет широкое развитие русских песенных тем блестящей, остроколоритной музыке польского танца — характеристике польских рыцарей. Столкновение этих двух начал насыщает музыку динамичностью, драматизмом.

Иной художественный строй лег в основу оперы «Руслан и Людмила» (1842 г.) — монументальной оперы сказочно-эпического склада. Взяв сюжет пушкинской поэмы, Глинка углубляет в «Руслане» черты былинного повествования. Во всем величии встают здесь картины седой старины, образы богатырской героики. Действие течет спокойно, неторопливо, подобно эпическому сказу.

Драматургическую основу оперы составляет контраст между былинными, эпическими образами Киевской Руси и миром волшебной, сказочной фантастики. В обрисовке таинственных, сказочных чудес черноморова царства проявилось неисчерпаемое богатство фантазии художника, его изумительное мастерство колорита. Впервые во всем многообразии предстал у Глинки красочный мир Востока — предвосхищение восточных сцен Бородина и Римского-Корсакова. «Руслан и Людмила» — высшее выражение пушкинского начала в искусстве Глинки. Светлая, солнечная музыка «Руслана» проникнута пафосом утверждения жизни, подлинно пушкинским оптимизмом.

Две оперы Глинки — историческая драма и опера-сказка — определили дальнейший путь русской оперной классики. Велико также значение глинкинского симфонизма. Его оркестровая фантазия «Камаринская», две испанские увертюры на темы народных песен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.

Глинка ярко проявил себя и в области камерной лирики. Его романсам присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной мелодии, законченность и стройность композиции. В своем стремлении к художественному совершенству формы Глинка сближается с Пушкиным. Поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение. Подобно Пушкину, Глинка может быть назван «поэтом действительности» (Белинский). В русское музыкальное искусство он внес высокое, подлинно реалистическое содержание, огромную силу художественного обобщения.

Традиции Глинки продолжил его младший современник Александр Сергеевич Даргомыжский (1813—1869). Ученик и друг Глинки, он следовал его заветам народности и жизненной правды. Но в то время как искусство Глинки складывалось целиком в сфере пушкинских влияний, Даргомыжский принадлежит как художник уже более поздней эпохе. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40—50-х годов тенденции критического реализма. Огромное значение приобретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской девушки в опере «Русалка» или трагическую гибель солдата в «Старом капрале», — всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев русского общества.

В романсах Даргомыжского выразилось стремление приблизить музыку к живой человеческой речи. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово, хочу правды» — таков творческий девиз Даргомыжского. Лучшие черты его глубоко своеобразной лирики свойственны романсам-монологам на слова Лермонтова, с их настроением тягостного и скорбного раздумья. Острая обличительная тема поставлена в драматической песне «Старый капрал» и в метких сатирических зарисовках «Червяк», «Титулярный советник». В этих произведениях композитор идет по пути превращения романса в драматическую сцену.

Центральное произведение Даргомыжского — опера «Русалка» (1855 г.) — положило начало новому жанру психологической драмы в русской музыке. Композитор сосредоточил внимание на социальных моментах пушкинского текста, создав замечательные по своему реализму и глубине характеристики образы страдающих, обездоленных людей из народа — Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически-выразительного речитатива и в драматических сценах проявились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.

Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Каменный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив целиком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на законченные части, и подчиняет вокальные партии принципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от традиционных форм оперы — ансамблей и арий, превращает ее в психологическую музыкальную драму. Русская опера не пошла по пути «Каменного гостя». Однако новаторские принципы Даргомыжского сыграли важную роль, обогатив оперную музыку новыми средствами гибкого, выразительного речитатива.

В 60-х годах русская музыка вступает в полосу своей зрелости и всестороннего расцвета. В новых исторических условиях пореформенной России наступает подъем музыкально-общественной жизни. Усилиями выдающихся музыкантов-просветителей — М. А. Балакирева, А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов — создаются музыкальные организации нового типа, первые русские консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасова и А. Н. Серова закладываются прочные основы классического русского музыкознания.

Идейно-художественные принципы глинкинской школы находят плодотворное развитие в творчестве великих композиторов нового поколения: Чайковского, Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. Их деятельность, начавшаяся в 60-х годах, ознаменовала высший подъем русской музыки, кульминацию ее исторического пути уже в следующий период.

19 и начало 20 веков — Последние исследования в области музыки

Франческа Бриттан, главный редактор

В период, охватываемый выпуском «Недавние исследования в области музыки девятнадцатого и начала двадцатого веков», нотные публикации стали гораздо более распространенными, производство фортепиано увеличилось, и было много музыки -производство в частных домах среднего класса и общественных концертных залах. Музыка в этой серии отражает эту ситуацию с произведениями многих жанров и стилей и композиторов многих национальностей, как известных, так и менее известных.


Ищете последние исследования в области музыки в Интернете?
Пожалуйста, посетите  www.rrimo.com

Пункты с 1 по 10 из 170 всего

Результатов на странице:

5 10 15 20 25

Сортировка: Заголовок Артикул Цена Установить нисходящее направление

Наименование

Цена

Кол-во

Магазин By

Комплект

  1. Сольный инструмент

Инструмент

  1. Голос

    1. Сопрано
    2. Меццо-сопрано
    3. Альт
    4. Тенор
    5. Баритон
    6. Бас
  2. Клавиатура

    1. Фортепиано
    2. Орган
    3. Ранняя клавиатура
  3. Строки

    1. Скрипка
    2. Виола
    3. Виолончель
    4. Арфа
  4. Деревянные духовые инструменты

    1. Флейта
    2. Гобой
    3. Кларнет
    4. Фагот
  5. Перкуссия
  6. Другой

Жанр

  1. Гимн
  2. Ария
  3. Расположение
  4. баллада
  5. Балетная музыка
  6. Кантата
  7. Часть персонажа
  8. Концерт
  9. Этюд
  10. Фантазия
  11. Фолк-музыка
  12. Фуга
  13. Гимн
  14. Случайная музыка
  15. масса
  16. Массовое движение
  17. Мотет
  18. Опера и Музыкальный Театр
  19. оратория
  20. Увертюра
  21. Пассакалья
  22. Прелюдия
  23. Реквием
  24. Соната
  25. Песня
  26. Струнный квартет
  27. Симфония
  28. Тема и вариации
  29. Квинтет деревянных духовых инструментов

Язык

  1. Чешский
  2. Английский
  3. Французский
  4. Немецкий
  5. иврит
  6. итальянский
  7. латинский
  8. Русский
  9. идиш

Лучшая классическая музыка XIX века

Поиск

Жанры

  • Классическая музыка
  • Джаз и блюз
  • Инструментальная и легкая музыка
  • Wellness, Relax, Healing
  • Поп-рок
  • Рождественская музыка
  • Латинская музыка0036
  • World
  • Children
  • Funk & Soul
  • Dance & Electronic
  • Music for Dancing
  • Music for. ..
  • CDs, Vinyls, DVD

Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получить специальную скидку 50% на все ваши покупки на 10 дней !

1. Брамс — Симфония № 1 до минор, соч. 68: III. Un poco allegretto e grazioso (0,99 €) [04:39]
Исполнитель: Ольштынский филармонический оркестр, Марек Трач
Композитор: Иоганнес Брамс

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

2. Мазурки, соч. 7: № 1 си-бемоль мажор, Vivace (0,99 €) [02:32]
Художник: Саулис Дирванаускас
Композитор: Фредерик Шопен

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

3. Симфония № 9 ми минор, соч. 95, B. 178 (1.29 €) [07:16]
Исполнитель: Днепропетровский украинский филармонический оркестр, Наталья Пономарчук
Композитор: Антонин Дворак

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

4. Марке Персанн, соч. 289 (0,99 €) [02:23]
Исполнитель: Филармонический оркестр Штеттино, Стефан Марчик
Композитор: Иоганн Штраус II

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

5. Рымский-Корсаков — Шехерезада, соч. 35: II. Легенда о Календарном князе (1.29 €) [12:22]
Исполнитель: Разные исполнители
Композитор: Н. А. Рымский-Корсаков

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

6. Gomes — Il Guarany: Sinfonia (0,99 €) [07:01]
Исполнитель: Международный симфонический оркестр, Сильвано Фронталини
Композитор: Антонио Карлос Гомес

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

7. Lieder ohne Worte, Op.19b: No. 6, фа-диез минор, Andante sostenuto (0.99 €) [03:38]
Исполнитель: Разные исполнители
Композитор: Феликс Мендельсон

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

8. О дон фатальный (Дон Карлос) (0,99 €) [05:41]
Исполнитель: Опольский филармонический оркестр, Сильвано Фронталини, Патриция Чити
Композитор: Джузеппе Верди

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

9. Mercadante — Medea: (0,99 €) [09:12]
Исполнитель: Опольский филармонический оркестр, Сильвано Фронталини, Патриция Чити
Композитор: Саверио Меркаданте

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

10. Alleluja (0,99 €) [01:55]
Исполнитель: Каунасский камерный оркестр, Сильвано Фронталини, Каунасский камерный хор
Композитор: Джоаккино Россини

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

11. Фон Вебер — Концерт для фортепиано с оркестром № 2 ми-бемоль мажор, соч. 32, J. 155: II. Adagio (1,29 €) [05:27]
Исполнитель: Люблинский филармонический оркестр, Адам Натанек, Саулис Дирванаускас
Композитор: Карл Мария фон Вебер

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

12. Лист — 2 Légendes, S. 175: No. 2, St François d’Assise. la prédication aux oiseaux (0,99 €) [10:17]
Исполнитель: Международный симфонический оркестр, Сильвано Фронталини
Композитор: Франц Лист

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

13. Сюита «Щелкунчик», соч. 71a: No. 2d, Arabian Dance Allegretto (0,99 €) [03:40]
Исполнитель: Оркестр Донецкой филармонии, Сильвано Фронталини
Композитор: Петр Ильич Чайковский

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.

14. Симфония ми мажор, RV 132: I. Allegro (0,99 €) [04:14]
Исполнитель: Каунасский камерный оркестр, Сильвано Фронталини
Композитор: Антонио Вивальди

Ваш браузер не поддерживает аудио элементы.


Поиск

Genres

  • Classical Music
  • Jazz & Blues
  • Instrumental & Easy Listening
  • Wellness, Relax, Healing
  • Pop Rock
  • Latin
  • Christmas Music & Songs
  • World
  • Children
  • Funk & Soul
  • Dance & Electronic
  • Music for Dancing
  • Music for.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *