Особенности быта и культуры xvi столетия: Культура и быт русских в XVI веке: литература, образование, семья

Культура и быт России в XVI в — основные проявления кратко

На сегодняшнем занятии вы познакомитесь с важнейшими достижениями культуры России в 16 веке. Быт — это нечто налаженное, то, что складывается веками, то, что складывается под воздействием внешних факторов, поэтому он не любит резких революционных перемен.

Быт, одежда, еда, развлечения

В 16 веке люди по-прежнему жили в деревянных домах, хотя в городах появлялись уже первые каменные строения, купеческие и боярские. Одевались очень целесообразно, и вместе с тем красиво. Холщовые рубахи, поверх армяки, зипуны, а потом в зависимости от сезона, либо опашини, либо шубы. Существовала, даже, своего рода иерархия шуб. Если ты бедный человек, то носить тебе овчину. Если ты дворянин, служилый человек, тебе полагалась кунья шуба. Если богатый боярин, мог себе позволить шубу из лисицы. Ну а если царь-батюшка, то из горностая. В любом случае, внешняя сторона шубы обшивалась в зависимости от достатка владельца, либо холстом, либо шелком.

Питались очень просто. Щи, каша, пареная репа, рыба. В дни скоромные могли позволить себе мясо. В богатых, знатных домах на столах не переводились рыба семейства осетровых, пироги, меды, рецепт которых сейчас, кстати, уже утерян.

Если рассказывать о развлечениях, то они в те времена были тоже весьма и весьма незамысловатые. Начнем с того, что любимое развлечение горожан была драка или, вернее сказать, кулачный бой. Бояре развлекались более замысловато. Как правило, при боярском доме проживали музыканты. Все без исключения сословия очень любили зрелища, позорища как тогда говорили. С большой охотой смотрели на балаганные представления с петрушкой, который нам знаком с детства. Иван Грозный сам не чурался развлечений. При его дворе проживало несколько музыкантов, а сам он является автором нескольких произведений духовного жанра.

Появление книгопечатания

В 16 веке появилось книгопечатание. В 1564 году Иваном Федоровым и его помощником Петром Мстиславцем была напечатана первая книга с выходными данными «Апостол» Впоследствии, вынуждено переселившись в Литву, Иван Федоров напечатал там букварь с грамматикой. Печатное дело еще только пробивало себе дорогу, большая часть книг переписывалась от руки. Московские летописцы составили «Лицевой летописный свод». Это был сборник с 16 тысячами иллюстраций, и содержал он в себе рассказы о князьях русских со времен Рюрика и до Ивана Грозного. Еще один летописный памятник — «Степенная книга». Само название происходит от ступени.

Дело в том, что именно так называлось время правления каждого из представителей княжеской династии, как по ступеням восходила Русь и развивалась при каждом из Рюриковичей. Великие «Четьи-минеи» — это произведение было составлено под руководством митрополита Макария и предназначалось для внебогослужебного чтения. Включало оно в себя житийную литературу. Как правило, каждому дню было уделено внимание и после каждого дня следовали обязательно поучения или соответствующие рассказы о том или ином святом.

Памятники общественно-политической мысли

16 век оставил замечательные памятники общественно-политической мысли. Известны челобитные Ивана Пересветова Ивану Грозному, в которых Пересветов просит царя править так, как положено самодержцу, не опираясь на изменников бояр, а, наоборот, на преданных ему служилых людей. Вопросы управления государством рассматриваются и в переписке между Иваном Грозным и Андреем Курбским. Но здесь оппоненты не пришли к согласию. Дело в том, что Иван Грозный видел идеал правления в деспотической власти, в то время, как Андрей Курбский увещевал царя и говорил, что нельзя нарушать права подданных, более того править следует, опираясь на мудрых советников.

Ярким и весьма своеобразным памятником литературной мысли Руси 16 века является «Домострой», автором которого был священник Сильвестр. Еще одно интереснейшее произведение 16 века «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Судьба забросила его в Иран, а затем и в Индию. Там он познакомился с обычаями и традициями этих стран и самым тщательным образом записал их в своем произведении.

Живопись и зодчество 16 века

Теперь несколько слов о живописи. На рубеже 15 — 16 веков творил прекрасный живописец Дионисий. Его фрески радостны, легки, ими украшен Успенский собор в Москве. Однако, вершиной творчества Дионисия является Ферапонтов монастырь на Белоозере.

В 16 веке появляется парсуна. Само слово произошло от искаженного слова «персона». Это первая попытка живописных портретов. Хотя в этих портретах еще необыкновенно сильно влияние иконописной школы.

В конце 15 века центром зодчества стала являться Москва. По приглашению Ивана III Аристотель Фьораванти возводит Успенский собор. Марк Фрязин перестраивает стены кремля и возводит Грановитую палату. Архитектор Ольвиз Новый руководит возведением Архангельского собора. Именно в 16 веке появляется новый архитектурный шатрово-купольный стиль. Самым ярким, самым прекрасным памятником этого стиля является церковь Вознесения в селе Коломенском.

К 16 же веку относится одно из самых величайших архитектурных произведений мира. Речь идет о церкви Покрова Богородицы на Рву. Нам она больше известна, как храм Василия Блаженного. Авторы Барма и Постник.

Расцвет науки и техники

16 век — это время расцвета науки и техники. Особенных вершин достигло литейное дело, и самым ярким, самым прекрасным памятником является, безусловно, царь-пушка, которая была создана в 1586 году. Автор Андрей Чёхов. Его произведение до сих пор украшает собой красную площадь в Москве.

Церковно- -философские течения

На рубеже 15 — 16 веков возникают церковно- -философские течения, которые весьма и весьма близки по своей сути западноевропейской реформации. Речь идет о противостоянии иосифлян и нестяжателей. Иосифляне — это сторонники учения Иосифа Волоцкого, настоятеля Волоколамского монастыря. Он утверждал, что церкви для того, чтобы нести идеи божьи, обязательно нужно богатство, обязательно нужны земли. Нил Сорский, основатель течения нестяжателей утверждал, что церкви не нужно ничего, и учение божье совсем не нуждается в таком имущественном подкреплении.

Сначала Иван III радостно поддержал Нила Сорского, постольку поскольку, предвидел для себя большие выгоды, кому должны были отойти церковные земли, но потом, общественность церковная настояла на том, чтобы, все-таки, церковь двигалась вслед за иосифлянами. Церковь становилось все более самостоятельной. Ее земельные владения росли. Самостоятельной она стала настолько, что в 1589 году главой русской церкви был уже не Константинопольский патриарх, а русский патриарх Иона.

Подводя итоги следует сказать, что 16 век — это отнюдь не только век Ивана Грозного, который утвердил свое деспотическое правление над всем российским государством. Это еще и век величайших культурных достижений в области архитектуры, живописи, зодчества, общественной мысли.

Культура и быт Руси в XIV–XVI вв.(6 класс)

Тип урока: комбинированный с элементами игры

Технологии: технология сотрудничества, проблемный метод, компьютерные технологии

Цель: рассмотреть развитие русской культуры в 14 – 16 веках.

Задачи.

Образовательные:

— создать у учащихся целостное представление о развитии образования, архитектуры, живописи, народного творчества;

— показать особенности быта простого народа;

Воспитательные:

      —       содействие формированию чувства уважения к прошлому страны;

      —       формирование толерантного отношения к мнению одноклассников;

      —       воспитание морально – нравственных и эстетических качеств.

Развивающие:

— активизировать творческий потенциал учащихся,

— формировать коммуникативные навыки общения.

  —      развитие монологической речи;

     —      выработка умений решать проблемные задачи.

Методы и приёмы: описание, объяснение, анализ, обобщение, групповая работа, фронтальная работа.

Оборудование: презентация,  карточки-задания к конкурсу.

Предварительная подготовка: учащиеся получили предварительное задание, над которым работали по направлениям — зодчество, живопись, литература, быт, фольклор; подбирали материал на заданную тему, составляли  презентации.

План урока:

I. Организационный момент.

II.  Изучение новой темы

1.     Литература-Мерзлякова Олеся

2.     Архитектура и градостроительство -Гавриличенко Юлия

Московский Кремль- Пристроева Дарья

3.      Зодчество-Колосова Ангелина

4.      Живопись- Волобуева Настя

5.      Быт- Сикач Виталя

6.      Скоморошная культура-Волобуева Настя

7.      Еда-Хайрулина Дария

              Гавриличенко Юля

8.Одежда- Семенова Софья

III.      Выводы по уроку.

IV.     Закрепление изученного материала /Викторина/.

V.      Домашнее задание.
Выставление оценок.

         Ход урока:

I.     Организационный момент.

 Чудесный день!

И настроение чудесное- подстать.

Так разрешите мне урок с улыбочки начать.

 Актуализация знаний по теме.

— Мы продолжаем изучать историю Руси в 14-16 вв. Тема  урока: «Культура и быт в 14 — 16вв. ». Откройте свои тетради и запишите число и тему урока.

— Цель  урока — рассмотреть, как развивалась русская культура в 14 — 16 вв., определить какие факторы повлияли на ее развитие; а также рассмотреть какие же изменения произошли в быту русского человека в данный период.

Для начала, давайте вспомним: — что такое культура?

(совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей)

В ходе изучения нового материала записываем в тетрадях основные особенности развития русской культуры в 14 – 16 веках.

— Урок провести мне сегодня помогут учащиеся, которые работали  по направлениям.

    Литература-Мерзлякова Олеся

Архитектура и градостроительство -Гавриличенко Юлия

Московский Кремль- Пристроева Дарья

Зодчество-Колосова Ангелина

Живопись- Волобуева Настя

Быт- Сикач Виталя

Скоморошная культура-Волобуева Настя

Еда-Хайрулина Дария

              Гавриличенко Юля

Одежда- Семенова Софья

— Прежде, чем мы с вами перейдем к изучению нового материала, давайте вспомним, какие же события происходили в нашей стране в 13 — 15 вв. Назовите наиболее важные события в этот период.

Обобщение ответов учащимся: события характерные для данной эпохи: раздробленность, усобицы, ордынское иго, вторжение крестоносцев, победа Дмитрия Донского на Куликовом поле, что значительно укрепляет роль Москвы как центра, стремление к единству, национальный подъем жителей Руси, образование единого государства — России при Иване III.

— Все эти события, отразились на развитии, русской культуры в 14 — 16 вв.

1 Особенности развития русской культуры в XIV— XVI веках. 

 Русская культура чутко отражала все новшества в жизни страны, а главное — изменившееся настроение народа, его патриотический порыв в пору борьбы с Ордой и в период создания единого Русского централизованного государства.

Лишь во второй половине 14 века в русских землях начинается новый подъем культуры.

Со второй половины XIV века вместе с хо­зяйственным восстановлением русских земель начина­ется и культурное возрождение Руси.

Самым благо­приятным образом на развитии русской культуры сказа­лась Куликовская битва — первая крупная победа над ордынцами.

Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной ни­тью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

В это же время начинается постепенное преодоле­ние культурной разобщенности русских земель и воз­рождение единой русской культуры. Центр политиче­ской и культурной жизни постепенно перемещается в Москву, возглавившую борьбу против ордынцев. Воз­растает значение Москвы как одного из главных куль­турных центров.

Учитель: Создание единого государства вызвало новый куль­турный взлет России. Единая русская культура впиты­вала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдель­ных русских землях, а также черты тех народов, с кото­рыми русские люди имели тесные связи.

В то же время процесс создания единой русской культуры проходил на фоне решительного освобождения от византийского влияния. Русская культура приобретает самобытные национальные черты.

Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и ис­кусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший ин­терес проявляется к семье, к человеку, к его внутренне­му миру.

О Литературе в 14-16 вв. расскажет Мерзлякова Олеся.

Устное народное творчество — песни, пословицы, поговорки, былины, сказки, как и в прошлые века, были составляющей частью русской культуры, и отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. В фольклоре ярко звучала тема трагедии, пережитой народом в связи с монгольским нашествием. Фольклор пронизан любовью авторов (часто безымянных) к своей многострадальной земле, в нем отражена борьба за освобождение Родины от ордынского ига и гордость за героев этой борьбы.

В былинах  отражаются факты древнерусской истории, более поздние события, связанные с ордынским нашествием и игом. Складывались былины об Илье Муромце, олицетворявшем русскую силушку, и о других богатырях русской земли.

  В литературе большое место заняли героическая и «житийная», или биографическая, темы. Основная тема нашествие татар, борьба с ними, защита родной земли, бесстрашие а борьбе с ее врагами, захватчиками. Одним из литературных жанров в 14 — 15 веках были «жития» — это церковные сочинения о выдающихся русских людях князьях, деятелях церкви. Их героями становились личности, чей жизненный подвиг явился примером для многих поколений русских людей. Многих из них церковь причисляла к лику святых. Большое распространение получают жития святых. В конце 13 века появилось «Житие святого Александра Невского» , которое рассказывало о замечательных подвигах князя в борьбе со шведскими и немецкими завоевателями, его дипломатической деятельности и отношениях с Золотой Ордой, о его загадочной смерти. Александр Невский изображен идеальным правителем; храбрым, мужественным, умным, смышленым.

В житиях митрополитов Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказываюсь о деятельности реальных исторических лиц, о конкретных исторических фактах и событиях. Повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. Широкую известность до Куликовской победы получили повесть «о битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», об Александре Невском и др.

 

 

2. Зодчество

В конце 13-14 века на Руси возобновляется каменное зодчество. Русская земля украшалась белокаменными храмами. Возводились новые жилые дома и каменные крепости. Их строили там, где опасность вражеских нашествий была наиболее велика.

 

1 — Соловецкий монастырь

2.                              — Кирилло-Белозерский монастырь (Вологодская область)

3.                               — Ростовский Борисоглебский монастырь

4.                              — Новодевичий монастырь в Москве

 

  Ко второй половине 14 века относится начало каменного строительства в Москве. При Иване Калите   в Московском Кремле были построены первые не дошедшие до нашего времени каменные сооружения Московского Кремля. При Дмитрии Донском были возведены белокаменные кремлевские стены . В правление Ивана

III  огромное значение обретает развитие московской архитектуры, что напрямую было связано с укреплением великокняжеского могущества. В этот период была развернута широкомасштабная перестройка архитектурного облика Московского Кремля, осуществленная русскими мастерами совместно с приглашенными итальянскими зодчими. Был создан краснокирпичный Московский Кремль. В 1475 — 1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля – Успенский. Москва принимала облик величавой и царственнойстолицы.

 

 

 

 

 

3. Живопись

Общий подъем духовной жизни Руси в 14-15 вв., бурное развитие зодчества в сильной степени повлияли на становление новой русской живописи. В это время достигают расцвета местные художественные школы. Успешно развивалась новгородская монументальная живопись, опиравшаяся на местные традиции и использовавшая достижения византийского искусства. Большой вклад в ее развитие внес Феофан Грек. Лики святых Феофана Грека потрясали людей. За счет собственного неповторимого художественного стиля, сочетания красок, самой манеры письма, при помощи которых выражались идеи единения, согласия, гуманности.

В период усиления Московского княжества сложилась и быстро развивалась Московская художественная школа. Высшей степени выразительности, совершенства русская фресковая живопись и иконопись, достигли в творчестве гениального русского художника Андрея Рублева. Вместе с Феофаном Греком Рублев расписывал  фресками еще деревянный Благовещенский собор Московского Кремля. В дальнейшем Андрей Рублев стал наиболее известным.

В творчестве Андрея Рублева до совершенства доведена идея сочетания живописного мастерства и религиозно — философского смысла. Особенно это видно в знаменитой «Троице». В конце жизни мастер трудился в Андрониковом монастыре   в Москве, где умер и похоронен около 1430 г. Замечательные произведения, созданные Андреем Рублевым, сохранились в Успенском соборе города Владимира, кисти Рублева принадлежат иконы Звенигородского собора и Троицкого собора в Сергиевом посаде. Подлинник «Троицы» хранится в Москве в Третьяковской галерее. В помещении Андроникова монастыря создан музей Андрея Рублева.

Традиции Андрея Рублева продолжал  Дионисий — крупнейший представитель московской школы живописи конца 15 начала 16 века был бывший князь, ставший монахом.. Он написан часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля, является автором нескольких сохранившихся икон. Работы Дионисия отличались утонченным рисунком, изысканным и нежным цветом. Они пронизаны настроением праздничности, светлой радости. На иконах Дионисия лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды их жизненного пути.

4. Быт

Быт народа менялся медленно, изменения были заметны в крупных городах, в первую очередь в Москве. Дома богатых князей были двух и трехэтажные, обнесенные высоким забором, со многими жилыми палатами, где для украшения использовали восточные ковры, употребляли в обиходе золотую, серебряную, оловянную посуду, такие хоромы освещались сальными свечами

  Знатные люди, как правило, носили длинны, до пят, одежды- кафтаны, шубы, которые украшали драгоценными камнями. Шубы были тяжелыми, с собольими воротниками. Считалось, что чем тяжелее, длиннее шуба, тем больше достоинства придает она владельцу. Мужчины и женщины носили украшения – перстни, монисты, пояса с пряжками из золота и серебра.

  Быт простого народа Русские люди всех сословий ценили хорошую баню. В богатых домах были мыленки. Позднее в богатые дома провели водоводы Быт простого народа: крестьян, ремесленников и работных людей отличался своей традиционностью. По- прежнему строились деревянные рубленные избы, глинобитные печи топились по черному. Бедные крестьяне по-прежнему сооружали себе избы- полуземлянки.

Рефлексия. Игра за правильный ответ жетон

1. В XVI в. носили одежду с непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берётся за дело решительно, горячо, устранив все помехи, и работает со старанием, говорят, что он работает:(засучив рукава). О том, кто ленится, говорят:(работает спустя рукава).

Бояре и разные приказные чины приходили в кремлёвский дворец к государю с просьбами или благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю кланялись, как тогда говорили, «большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее «обращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом.)

Вопросы:

Когда была напечатана первая в России книга, и как звали первопечатника? (1569 г., Иван Фёдоров)

В какое время года крестьянин рубил деревья для строительства дома? (Зимой)

Какой из предметов внутреннего убранства крестьянской избы называли «Божьей ладонью»? (Стол)

Знаменитый публицист XVI в., который в своих челобитных предложил Ивану Грозному проекты Реформ? (Иван Пересветов)

Какое дерево сажал крестьянин в середине места, выбранного для строительства избы? (Берёза)

Какой новый жанр устного народного творчества возник в XIV-XVI вв. (Исторические песни)

Вопрос 1: Издавна Русь славилась своими праздниками. Традиционно на Руси праздники проходили весело, с играми, забавами. Как известно, В ночь на Ивана Купала молодые люди прыгали через костёр. Однако нередко купальный костёр заменяли кучей стеблей некоего растения. Скажите какого? (Стебли крапивы)

Вопрос 2: С давних времён на Руси был весьма распространён ивовый промысел: из ивы делали дуги, полозья саней, коромысла, колёса. Ивовые прутья и кора широко использовались для плетения. А какой товар из ивы был самым ходовым? (Розги)

Вопрос3: С какого века на Руси стали ввозить бумагу — более удобный материал для письма, чем береста, и значительно более дешёвый, чем пергамент. ( XIVв.)

Вопрос 4: Где расположено, одно из первых архитектурных сооружений из кирпича колокольня Ивана Великого?  (В Московском кремле)

Вопрос 5: Этот гениальный русский художник впервые изобразил Святую Троицу в виде трёх прекрасных юношей — ангелов. Икона «Святая Троица» стала самой знаменитой его работой. Кто этот художник? (Андрей Рублёв)

Блеф- конкурс 

Учитель: Слово «блеф» означает — выдумка, ложь, рассчитанная на введение в заблуждение кого-либо. Вот и я буду пытаться ввести в заблуждение капитанов команд, поочерёдно задавая им вопросы. Вопрос начинается со слов: «Верите ли вы, что:» А вы должны сказать либо «да», либо «нет». Ещё лучше будет, если вы сможете обосновать свой ответ.

Верите ли вы в то, что высокий и стоячий воротник, предмет особой гордости знатных щеголей, изготовленный из атласа, бархата или парчи назывался Козырем? (Да. Воротник закрывал весь затылок и назывался козырем.)

Верите ли вы в то, что уже в XVI в. у простых людей были кровати с занавесками, пуховыми перинами и одеялами? (Нет. Только у зажиточных людей были пуховые перины и одеяла. Простые люди вместо матрасов и подушек стелили солому или сено, которые прикрывали дерюгой — грубой тканью из толстой льняной пряжи. )

3. Верите ли вы в то, что «осадные избы» строились для расселения в них служилых людей — стрельцов, пушкарей, пищальников. (Нет. Осадные избы принадлежали государству и строились для простого окрестного люда на случай военного времени. )

4. Верите ли вы в то, что простой крепостной крестьянин времён Ивана Грозного смастерил крылья, как у птицы, и совершил полёт в присутствии царя и его свиты?

(Да. Смерд Никита смастерил такие крылья и совершил несколько успешных полётов перед царём и его свитой. )

Учитель: Со второй половины XIV века вместе с хо­зяйственным восстановлением русских земель начина­ется и культурное возрождение Руси. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством становятся ведущими темами во всех русских землях. Эти идеи проходили красной ни­тью через произведения устного народного творчества, литературы, живописи, архитектуры.

Создание единого государства вызвало новый куль­турный взлет России. Единая русская культура впиты­вала в себя лучшие достижения, имевшиеся в отдель­ных русских землях, а также черты тех народов, с кото­рыми русские люди имели тесные связи.

Значительно расширяется круг проблем, которые интересуют русскую культуру и ис­кусство. Главной темой становится укрепление мощи единого государства. Но в то же время все больший ин­терес проявляется к семье, к человеку, к его внутренне­му миру.

  Урок подошел к завершению. Сегодня мы с вами обобщили знания о культуре и быте Московской Руси XIV — XVI вв., обратили внимание на самые интересные и важные аспекты, узнали много нового. Хотелось бы, поблагодарить участников  за игру  за активность и проявленные знания.

Домашнее задание- 1. описать или нарисовать внутренний вид русской избы.

                                   2. «Накройте»  стол крестьянина  в  будни и праздники.

Оценивание результатов по количеству заработанных жетонов.

 

Заполнить карточки (Подчеркнуть то что относится к вам)

Ф.И.О.

На уроке я работал                              активно / пассивно

Своей работой на уроке я                  доволен / не доволен

Урок для меня показался                    коротким / длинным

За урок я                                              не устал / устал

Мое настроение                                  стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был                  интересен / скучен

Домашнее задание мне кажется      легким / трудным

 

Северный маньеризм в начале шестнадцатого века | Эссе | The Metropolitan Museum of Art

Стиль живописи и рисунка, практикуемый художниками Северной Европы в начале шестнадцатого века (около 1500–1530 гг. ), стал известен как маньеризм. В отличие от периода маньеризма в Италии, который начался немного позже и продлился до XVII века, северный маньеризм в начале шестнадцатого века характеризуется уникальными стилистическими и тематическими чертами, ряд которых происходит от позднего готического искусства. Хотя многие из маньеристов начала шестнадцатого века базировались в Антверпене, где движение было наиболее четко выражено, другие центры во Франции, Германии, южных и северных Нидерландах (т. е. современные Бельгия и Голландия соответственно) были важны для передача и расхождение стиля.

Центральное место Антверпена в этом движении, которое привело к созданию субтермина «антверпенский маньеризм», может быть связано с его появлением в качестве экономической столицы Северной Европы в начале шестнадцатого века. Благодаря своим богатым торговым и культурным контактам портовый город Антверпен привлек сотни художников, многие из которых были из северной Франции, Рейнской области и особенно Голландии, которые вступили в местную гильдию художников Святого Луки, основали большие живописные и скульптурные мастерские. , и питали расширяющийся рынок производства и экспорта произведений искусства. Хотя стилистические черты различались от художника к художнику, некоторые определяющие черты антверпенской маньеристской живописи — это драматические жесты и фигурные аранжировки; роскошные костюмы; яркие, иногда абразивные колористические эффекты; образная архитектура, свободно сочетающая элементы готики и ренессанса; и демонстративной технической виртуозности (17,190.18а-в). Вдохновленные спросом на узнаваемый продукт или «манеру», художники Антверпена разработали репертуар стандартных фигуральных мотивов, композиций и тем. Эрри познакомился с де Блесом, Яном Госсартом (2001.190), Яном Велленсом де Коком (1972.118.276) и рядом неизвестных мастеров, которые были поразительно изобретательны и технически амбициозны.

Набожный характер северного маньеризма в начале шестнадцатого века, пожалуй, самая последовательная и устойчивая черта движения. Хотя картины маньеристов появились задолго до начала Реформации в 1517 году, их настроение шло рука об руку с личной формой религиозного выражения, которую поощряли протестанты. В руках художников-маньеристов традиционные предметы, такие как Страшный суд (40.174.1) и Поклонение волхвов (11.143) были переработаны, чтобы подчеркнуть прямое заступничество святых фигур, в то время как ряд сюжетов, таких как Призвание Матфея (71.155) , были разработаны, чтобы дать яркое выражение новой религиозной иконографии того периода. Заметно неестественная конструкция и цвет маньеристских композиций перекликались с некоторыми чертами позднесредневекового искусства Северной Европы, даже если они указывали на новую форму религиозной практики.

Несмотря на то, что северный маньеризм был единым явлением в целом, он приобрел различные характеристики в разных местах. Искусство в Лейдене и других голландских центрах демонстрирует поразительное сходство с антверпенским маньеризмом, о чем свидетельствуют работы Корнелиса Энгебрехца (88.3.88) и, в частности, Лукаса ван Лейдена. Связи между этими центрами можно объяснить влиянием путешествовавших между ними художников. Искусство, созданное при дворах начала шестнадцатого века во Франции и Германии, демонстрирует различные характеристики, которые, хотя и не менее драматичны или «манерны», отличаются от характеристик антверпенского маньеризма в их часто театральном излишестве и самореферентных аллегориях (50.70; 11.15).

Как движение антверпенский маньеризм был относительно недолговечным, вымирая к четвертому десятилетию 1500-х годов, но он нашел отражение в некоторых тенденциях, исследованных нидерландскими художниками на рубеже следующего века.


Цитата

Виссе, Джейкоб. «Северный маньеризм в начале шестнадцатого века». В Хайльбрунн Хронология истории искусств . Нью-Йорк: Метрополитен-музей, 2000–. http://www.metmuseum.org/toah/hd/nman/hd_nman.htm (октябрь 2002 г.)

Дополнительное чтение

Лифланг, Хьюген и др. Хендрик Гольциус (1558–1617): рисунки, гравюры и картины . Каталог выставки. Зволле: Ваандерс, 2003.

.
Дополнительные эссе Джейкоба Виссе
  • Вайс, Джейкоб. «Прага во время правления Рудольфа II (1583–1612)». (Ноябрь 2013)
  • Вайс, Джейкоб. «Альбрехт Дюрер (1471–1528)». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Бургундские Нидерланды: придворная жизнь и покровительство». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Бургундские Нидерланды: частная жизнь». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Питер Брейгель Старший (ок. 1525–1569)». (октябрь 2002 г.)
  • Вайс, Джейкоб. «Реформация». (октябрь 2002 г.)

Германия 15 и начала 16 века

Германия 15 и начало 16 века

Обзор

Нигде изменения, произошедшие в пятнадцатом и начале шестнадцатого веков, не ощущались так сильно, как в немецкоязычных странах. Там впервые были развязаны революция книгопечатания и протестантская Реформация. И именно немецкий художник Альбрехт Дюрер познакомил северную Европу с искусством Италии эпохи Возрождения. Пока Франция, Англия и Испания объединились вокруг сильных династий в могущественные нации, Германия оставалась политической мозаикой из небольших независимых государств под эгидой императора Священной Римской империи. Тем не менее в нем сохранялось сильное чувство национальной идентичности, и это отражалось в самобытном характере немецкого искусства.

В начале пятнадцатого века немецкие художники, как и художники по всей Европе, создавали утонченное придворное искусство в том, что сейчас известно как интернациональный стиль. Это было отмечено длинными изящными фигурами, богато узорчатыми поверхностями, золотым декором и предпочтением абстрактного орнамента реализму. Примерно к 1450 году под влиянием живописи в Нидерландах немецкие художники приняли более натуралистический стиль. Однако в целом их творчество оставалось более выразительным, чем у их соседа. Немецкие художники, как правило, делали акцент на линии и узоре, а не на трехмерной форме. Они сопоставляли сильные контрасты цветов и продолжали использовать золотой фон еще долго после того, как в других местах они стали старомодными. Немецкие запрестольные образы часто включали раскрашенную и позолоченную скульптуру, что усиливало театральность священных сцен. Все эти качества переводили искусство в высокий эмоциональный тон, который хорошо соответствовал немецкому религиозному опыту, на который сильно повлиял мистицизм таких проповедников, как Мейстер Эккехарт, начиная с 1300-х годов.

Альбрехт Дюрер , Германия, 1471–1528, Портрет священника (Иоганн Дорш?) , 1516, пергамент на ткани, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1952.2.17

1 of

Реформация и графика

В 1517 году Мартин Лютер начал протестантское восстание, опубликовав свои «Девяносто пять тезисов», жалуясь на жадность и коррупцию в церкви. Задолго до этого немецкий мистицизм и другие изменения в позднесредневековом благочестии начали «демократизировать» религию. Акцент на непосредственном, эмоциональном переживании Бога сместил духовный фокус — и авторитет — на личную преданность. Кроме того, политические перестройки увеличили власть светских правителей за счет церкви, а растущий национализм заставил процветающие северные города все более неохотно делиться своим богатством с Римом.

Реформация прокатилась по Германии и Нидерландам в 1520-х годах. Его успеху способствовала религиозная пропаганда, транслируемая через новые средства массовой информации в виде печатных книг и графики. Возможно, из-за того, что многие немецкие художники делали упор на линии, а не на форму, их особенно привлекали ксилографии и гравюры. Широкая доступность гравюр, особенно Альбрехта Дюрера, также помогла распространить стиль и теорию искусства итальянского Возрождения, заставив северных художников моделировать свои фигуры с большей трехмерностью. В районах, затронутых Реформацией, художники чаще обращались к светским сюжетам, особенно к портретной живописи, а в религиозных произведениях сосредоточивались на жизни Христа, уделяя меньше внимания святым, чья роль посредников для человечества отрицалась протестантскими богословами.

Альбрехт Дюрер , Германия, 1471–1528, Меленколия I , 1514, гравюра на бумаге верже, Коллекция Розенвальда, 1943.3.3522

2 из 10

ученица святой Клары и основателя Святой Клары Орден францисканских монахинь назывался Бедные Клары. Эта подобная драгоценному камню картина иллюстрирует видение, явившееся ее последователям, когда они стояли на страже у ее смертного одра в 1253 году. Дева баюкает голову умирающей монахини, а группа святых женщин, сестра Клэр Агнес и члены ее ордена стоят рядом. Над золотым полем, отделяющим землю от неба, Иисус держит изображение души Клэр в виде ребенка, одетого в белое. (Золотой лист, часто выбитый из монет, наносился чрезвычайно тонкими квадратными листами, чьи перекрывающиеся очертания видны здесь.)

Это панно, возможно, было сделано для монастыря Бедных Клэр в Восточной Европе. Мы не знаем ни имени, ни даже национальности художника, но его стиль безошибочен, его отличают большие головы, длинные паучьи пальцы, насыщенные цвета и богато узорчатые поверхности. Длинные фигуры с элегантными силуэтами, изящные узоры, выбитые на позолоте, и уплощенное пространство типичны для интернационального стиля, придворного стиля, который объединил искусство от Парижа до Праги в конце средневековья. Его удивительное единообразие было результатом династических браков и сильной конкуренции между королевскими покровителями за найм лучших художников. Предположения об этом художнике — его называли французом, немцем, австрийцем и богемцем — указывают на распространенность этого стиля.

Магистр Хайлигенкройц , австриец, действовал в начале 15 века, Смерть святой Клары , ок. 1400/1410, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1952.5.83

3 из 10

Вместе с Марией и Иоанном Богословом у Распятия находятся римский центурион и картезианский монах. Хотя это и не портрет, эта фигура, вероятно, предназначена для изображения монаха, который использовал панель для личной молитвы в своей собственной келье. Картезианцы подчеркивали уединенное созерцание, и эта сцена конкретизирует тип видения, которого надеялись достичь таким созерцанием: перенос верующего на место Распятия, чтобы воочию увидеть человеческие страдания жертвы Христа. Ангелы, собирающие кровь Иисуса в чаши, возлагают надежду на спасение человека через мессу и Евхаристию.

Мягкий лиризм и декоративное изящество этого произведения соответствуют международному стилю. Нежная окраска — обратите внимание на ярко-розовый, ярко-красный и розовато-лиловый цвета мантии святого Иоанна — была нанесена темперой, которая вскоре была заменена масляными красками. Художник остается анонимным, несмотря на то, что он руководил важной мастерской в ​​богатом и активном коммерческом центре Кельна. Неподвижность и интенсивность его образов оказали большое влияние на других немецких художников.

Мастер Святой Вероники , немец, действующий ок. 1395/1420, Распятие , ок. 1400/1410, панель, темпера, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.29

4 из 10

Безжизненное и изможденное тело Христа падает в объятия ангела, чье лицо отмечено тихой скорбью. В углу рука Бога, выходящая из водоворота стилизованных облаков, указывает благословляющим жестом на голубя Святого Духа, спускающегося к голове Иисуса. Такие образы вдохновляли зрителя на созерцание и отождествление со страданиями Христа. Драматические изображения большого пафоса и непосредственности, называемые Andachtsbilder (образы благочестия) были особенно популярны в немецкоязычных странах с начала тринадцатого века из-за их способности вызывать личную и эмоциональную религиозную реакцию.

Этот небольшой алебастровый рельеф, вероятно, выполненный рейнским или южно-нидерландским художником, до сих пор сохранил большую часть своей первоначальной краски. Он мог быть частью большого набора резных фигурок, установленных в церкви или монастырской часовне, или мог использоваться для личного поклонения в доме. По мере того, как число богатых купцов в городах увеличивалось в течение пятнадцатого века, рос и рынок для таких частных религиозных работ. Некоторые из них были специально заказаны, но другие также производились в больших количествах на экспорт и для продажи на ежегодных ярмарках, которые оживляли торговые города.

Рейнский или южно-нидерландский , 15 век, Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом (Троица) , c. 1440 г., окрашенный и позолоченный алебастр, Дар миссис Ральф Харман Бут, 1942.11.3

5 из 10

апостолов и неизгладимый след его ног на Елеонской горе. На этой картине он окружен на небесах Иоанном Крестителем и несколькими персонажами Ветхого Завета, вероятно, теми, кого он спас из неопределенности. Мы можем отождествить, например, Аарона с цветущей ветвью, Моисея со Скрижалями Закона и царя Давида с его арфой.

Это панно украшало алтарь церкви аббатства недалеко от Мюнстера, где у Кёрбекке была большая мастерская. Эта и семь других сцен из жизни Богородицы образовывали внутренние двери алтаря высотой более двадцати футов. Должно быть, это было ослепительное зрелище, когда двери открывались по воскресеньям и в праздничные дни, чтобы увидеть позолоченную и раскрашенную статую Богородицы с младенцем в центре и реликварии для святой Урсулы и двадцати четырех ее девственных спутниц, последние, вероятно, в форма головок, выстроенных в ряды.

В Германии интернациональный стиль постепенно трансформировался к середине 1400-х годов под влиянием натурализма из Нидерландов. Хотя Кербеке продолжал размещать свои фигуры на позолоченном фоне, они имеют большую основательность и индивидуальность, чем в более ранних работах в этой галерее. Они отмечены энергичными движениями и яркой мимикой. Широкое распространение угловатых складок в одежде Богородицы, кажется, особенно указывает на стиль Робера Кампена и его последователей.

Иоганн Кёрбеке , немец, ок. 1420–1491, Вознесение , 1456/1457, панель, темпера, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1959.9.5

6 из 10

Иисус и Иоанн Креститель окружены аркой из семи мужчин и семи женщин святые. Выбор святых необычен и, возможно, был специально запрошен при заказе панно. Его большой размер и горизонтальная форма позволяют предположить, что изначально он был частью алтаря.

Мастера алтаря Святого Варфоломея иногда называют последним готическим художником Кельна, потому что он сочетал натурализм художников Нидерландов с абстрактными, потусторонними качествами ранней немецкой живописи. Тем не менее, эти фигуры имеют сильное присутствие, и, как и его более «современные» современники в Нидерландах, он воссоздал текстуры поверхности с дотошным реализмом. Обратите внимание, например, насколько различны мутная вода вокруг ног Христа, богато расшитое облачение ангела и жесткий блеск доспехов святого Георгия. В то же время он сохранил то плоское двухмерное пространство и золотой фон, которые можно увидеть на картинах столетней давности. Здесь большая часть первоначальной позолоты утрачена и заретуширована желтой краской, но парообразный эффект этих клубящихся облаков остается почти таким же, удаляя эту сцену из обычного мира, чтобы поместить ее и зрителя в другое царство. Немецкий мистицизм, возможно, заставил художников и их клиентов отдавать предпочтение «старомодному» золоту, потому что его аура вызывала не физический мир, а вместо этого духовное присутствие.

Мастер алтаря Святого Варфоломея , немец, действующий ок. 1475/1510, Крещение Христа , ок. 1485/1500, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.78

7 из 10

В отличие от большинства художников того времени, которые следовали за ремеслами своих отцов, Бальдунг происходил из выдающейся профессиональной семьи. Находясь в мастерской Альбрехта Дюрера, он получил прозвище Грин (зеленый), возможно, за его кислотно-зеленые пигменты или предпочтения в одежде. Он и Дюрер были близкими друзьями, и на собственный стиль Бальдунга повлияла встреча его учителя с ренессансом и классическим искусством в Италии. Здесь сцена размещена не на золотом фоне, а в реалистично изображенной комнате, открывающейся на далекий пейзаж. Крепкие фигуры, очерченные ярким светом, активны и жизнерадостны. Их скульптурное присутствие похоже на присутствие в «Мадонне с младенцем» Дюрера поблизости.

Святая Анна обнимает свою дочь Марию и держит Иисуса, а Иоанн Креститель своим жестом повторяет евангельское увещевание «Вот Агнец Божий» (Ин. 1.29). Популярность святой Анны была вызвана интересом к человеческой жизни Христа и растущим признанием учения о непорочном зачатии Марии, которое освободило ее от первородного греха — обратите внимание на яблоко, которое она держит вместе со своим сыном. После того, как дом Бальдунга в Страсбурге стал центром Реформации, заказы на религиозные алтари стали скудными, и он обратился к светским предметам и гравюрам.

Ганс Бальдунг Грин , немецкий, 1484/1485 — 1545, Святая Анна с младенцем Христом, Богородица и святой Иоанн Креститель , ок. 1511 г., оргалит, масло, перенесенное с панели, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.62

8 из 10

Эта работа и сопровождающая ее картина «Святая Мария Клеофас и ее семья», также находящиеся в коллекции Галереи, изображают большую семью Иисуса. Согласно средневековой Золотой легенде , мать Богородицы трижды была замужем и родила двух других дочерей по имени Мария. На этих панелях изображены младшие Марии со своими детьми, двоюродными братьями Иисуса. Здесь Мария Саломея окружена своим отцом, чья необычная шляпа идентифицировала евреев в средневековой Европе; ее муж; и ее дети, святые Иаков и Иоанн Богослов, последний был занят книгой, чтобы напомнить зрителям о его роли автора Евангелий и автора Откровений. Орел был его традиционным символом.

Эта домашняя и спокойная тема апеллировала к народным чувствам и личному отождествлению прихожан со Христом и святыми. Панели, вероятно, обрамляли скульптурный центральный элемент из раскрашенных и позолоченных фигур, создавая многолюдную картину, которая напоминала бы сцены из реальной жизни из средневековых пьес о страстях, в которых горожане разыгрывали события из жизни Христа.

В этих картинах с их обработанным золотым фоном и неглубоким пространством Стригель вернулся к готическому настроению, от которого в значительной степени отказались после того, как Реформация прокатилась по Германии в 1520-х годах. Более типичными для этого периода являются его портреты Ганса Рота и его жены, также находящиеся в коллекции Галереи. Эта пара представляет новую клиентуру: преуспевающих купцов и бюргеров. У ее семьи, а возможно, и у его семьи были обширные предприятия в Новом Свете и торговля пряностями.

Бернхард Стригель , немец, 1460/1461 — 1528, Святая Мария Саломея и ее семья , ок. 1520/1528, панель, масло, Коллекция Сэмюэля Х. Кресса, 1961.9.89

9 из 10

Кранах нарисовал эту женщину и ее мужа («Мужской портрет», также в коллекции Галереи) в год немецкого перевода Лютера был впервые напечатан Новый Завет. Кранах был тесно связан с Реформацией. Сам Лютер был крестным отцом одного из детей Кранаха, и художник несколько раз рисовал Лютера.

Личность этой пары остается неизвестной. Отсутствие отвлекающих деталей, таких как украшения или сложная вышивка, а также безликий зеленый фон привлекают внимание к их лицам, которые выглядят естественно.

Что поразительно, хотя и не является необычным в их изображении, так это то, что портрет мужчины доминирует. Он намного больше, и его плечи выходят за рамки картины, в то время как ее фигура меньше и менее внушительна. Ее бледное лицо кажется вытянутым по сравнению с его румянцем. Противоположный поворот их голов свидетельствует о том, что он занимал почетное место с левой стороны. Вполне вероятно, что портреты предназначались для обрамления окна: обратите внимание, как тени отбрасываются в противоположных направлениях и как в их глазах видны отражения оконных стекол. (На портретах Ганса Рота и его жены, сделанных Стригелем, одинаковый размер пары и ее расположение слева могут указывать на то, что они были заказаны ее семьей или когда она получила необычные почести в свой день рождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *