Архитектура 19 века в России: черты и характеристики • Архитектура
Дом Опекунского советаКакой была архитектура 19 века в России — времени государственных тревог и потрясений? Покосившееся самодержавие, восстания крестьян и представителей интеллигенции, истощающие землю русскую войны… И все та же претензия на власть во всем мире.
Величие империи мог отразить только один стиль – русский классицизм (ампир) с его сдержанной помпезностью, вычурностью в деталях и перегруженностью архитектурными элементами. Именно это архитектурное направление и господствовало в п. п. ХIХ века.
В это время создают свои архитектурные шедевры известнейшие мастера:
- А.Н. Воронихин;
- Тома де Томон;
- А.Д. Захаров;
- К.И. Росси;
- В.П. Стасов.
Изменяется архитектура Москвы 19 века: пожар 1812 года уничтожил многие постройки. Засучив рукава за восстановление современной столицы взялся О.И. Бове. Благодаря ему сегодня Москва может похвастаться перед туристами своими достопримечательностями:
- Ансамбль Красной площади;
- Ансамбль Театральной площади;
- Здание Манежа;
- Кремлевский (Александровский) сад;
- Триумфальные ворота.
Практически параллельно с Бове работал Д.И. Жилярди. Этот архитектор увековечил свое имя в проектах:
- Московского университета;
- Опекунского совета;
- Дома Луниных на Никитском бульваре.
Русская архитектура в первой трети XIX в. достигает высокого расцвета. Период 1810—1830-х гг. — блестящий и вместе с тем завершающий этап русского классицизма.
После окончания войны 1812 — 1814 гг. в стране ведется обширное строительство и под контролем государства успешно решаются большие градостроительные задачи, создаются величественные ансамбли улиц и площадей, в архитектуре которых зодчие стремились выразить триумф победы русского народа.
Особенности последнего этапа архитектуры классицизма, сказавшиеся в начале XIX в. лишь на отдельных постройках Петербурга и Москвы, теперь проявляются в масштабах всей страны в области гражданского, промышленного и сельского строительства. Этому способствовали и новые формы организации строительства, в частности широкое применение единых норм и правил планировки и застройки городов, образцовых проектов административных зданий и фасадов жилых домов.
По-новому теперь создавались и архитектурные ансамбли. Если ранее они складывались вокруг большого, центрального здания, то теперь главным становились площадь или пространство улицы, обстроенные одновременно запроектированными общественными, административными и жилыми зданиями.Господствовавший в архитектуре русского классицизма предшествующего периода тип дворянской усадьбы уступает место новым типам зданий — жилому особняку в Москве и провинциальных городах, многоквартирному доходному дому в Петербурге. Постепенно отмирают дворцово-усадебные формы архитектуры общественных зданий конца XVIII — начала XIX в..
Продолжает развиваться строительная техника, разрабатываются и применяются металлические конструкции в общественных и производственных сооружениях.
Достижения русской архитектуры этого периода связаны с творчеством выдающихся зодчих позднего классицизма, таких как Росси, Стасов, Михайлов — в Петербурге, Бове, Жилярди, Григорьев — в Москве, Свиязев, Комаров и другие—в горно-заводских районах и городах России.
Начиная с 30-х гг. XIX в. появляются первые признаки распада архитектуры классицизма, разобщения ее технического, утилитарного и художественного начала. В 1830—1840-х гг. возникает деление архитектуры на «высокую» и «низкую». Гражданская архитектура начинает рассматриваться как «изящное искусство». Это было чуждо прогрессивным принципам архитектуры русского классицизма. Такие тенденции вели к снижению художественных требований в архитектуре массовых зданий.
Русский классицизм с его столетним прогрессивным развитием к концу первой половины XIX в. исчерпал свои возможности. Канонизация принципов архитектуры классицизма и вместе с тем беспринципное использование форм и стилей архитектуры античности, средневековья и Возрождения привели в 1840—1850-х гг. к распространению стилизаторства и эклектики.
С середины ХIХ века тенденция изменяется. На первый план выходят древние традиции в искусстве и архитектуре. В результате появляется «русско-византийский» стиль. Одним из основателей направления стал К. А. Тон. Именно он создал храм Христа Спасителя, который и по сей день считается архитектурным шедевром. А архитектор К.А. Тон снискал себе славу основателя направления.
На почве смешения древнерусских и византийских традиций появляются многочисленные ответвления:
- «Псевдорусский стиль»;
- «Русский стиль»;
- «Неорусский стиль».
Активная деятельность народников и их стремление возродить русскую культуру привели к широкому использованию:
- Окон в традициях русского зодчества;
- Мелкой кирпичной орнаментики;
- Шатров, кокошников, крылечек.
Над возрождением культуры работали такие мастера, как:
- Резанов;
- Горностаев;
- Ропет.
Последние годы XIX в. ознаменовали собой стремительное развитие «неорусского стиля».
XIX век оказался для русской земли насыщенным: войны, восстания и бунты, подрыв самодержавной власти… Это все не могло не отразиться на архитектуре этой эпохи, которая стала строгим продолжением классики и наполнилась древнерусскими мотивами.
Здание МанежаДом Луниных на Никитском бульварестили и направления, история, памятники архитектуры :: SYL.ru
Архитектура 19 века в России характеризовалась большим разнообразием. Ей был присущ не один, а несколько стилей. Как правило, искусствоведы делят ее на два этапа – классический и русский. Особенно ярко указанные стили архитектуры 19 века отразились в таких городах, как Москва и Петербург. В них творили множество гениальных зодчих той эпохи. Познакомимся с историей архитектуры 19 века поближе.
Уход от барокко
Прежде чем говорить о русской архитектуре 19 века, рассмотрим один из стилей, с которого она началась. Барочную архитектуру в России в конце XVIII века сменяет классицизм. Этот термин происходит от латинского слова «образцовый». Классицизм является художественным (в том числе и архитектурным) европейским стилем, сложившимся во Франции в XVII веке.
В его основу положены идеи рационализма. С точки зрения приверженцев этого стиля, произведение искусства, строение должно опираться на строгие каноны, подчеркивая тем самым логичность и стройность всего мироздания. Интересным для классицизма является лишь вечное, незыблемое. В любом явлении он стремится выделить его типологические, существенные черты и отбросить индивидуальные, случайные признаки.
Архитектурный классицизм
Для архитектурного классицизма основной чертой является обращение к формам, характерным для античного зодчества, рассматриваемым как эталон простоты, строгости, гармонии, логичности. В целом он отличается регулярной планировкой, четкостью формы, которая является объемной. В его основе лежит ордер, близкий к античности по формам и пропорциям. А также классицизму присущи симметричные композиции, сдержанность декора, регулярность в городской планировке.
Центрами классицизма в России были Москва и Петербург. Его яркими представители — Джакомо Кваренги и Иван Старов. Типичными классицистическими зданиями являются Таврический дворец в Петербурге, Троицкий собор, находящийся в Александро-Невской лавре, архитектором которых был Старов. По проекту Кваренги были построены Александровский дворец, Смольный институт, Академия наук. Творения этого архитектора являются символом петербургского классицизма.
Трансформация в ампир
Архитектура первой половины 19 века в России характеризуется постепенным переходом от классицизма к ампиру. Ампир (по-французски значит «имперский») — это стиль, относящийся к позднему, или высокому, классицизму. Он также появился во Франции в годы, когда у власти был Наполеон I, и получил свое развитие на протяжении первых тридцати лет XIX века, после чего сменился историзмом.
В России этот стиль возник во время царствования императора Александра I. Как известно, начиная с XIX века в России наблюдалось увлечение культурой Франции. Как это нередко делали русские монархи, Александр I «выписал» из Франции начинающего архитектора Огюста Монферрана. Ему царь поручил возведение Исаакиевского собора в Петербурге. В дальнейшем Монферран стал одним из отцов так называемого русского ампира.
Петербургское и московское направления
Русский ампир разделился на два направления: московский и петербургский. Это деление являлось не столько территориальным, сколько характеризующимся в зависимости от степени его отхода от классицизма. Наибольшим этот отрыв был у петербургских архитекторов. Наиболее видными его представителями являлись:
- Андрей Воронихин.
- Андреян Захаров.
- Василий Стасов.
- Жан Томон.
- Карл Росси.
Среди архитекторов Москвы к крупнейшим мастерам рассматриваемого периода относятся:
- Осип Бове.
- Доменико Жилярди.
- Афанасий Григорьев.
Среди скульпторов можно выделить Феодосия Щедрина и Ивана Матроса. В российской архитектуре ампир был ведущим стилем до 1830-40-х годов. Интересно, что его возрождение, хотя и в несколько иных формах, произошло в СССР. Это направление, пришедшееся на 1930-50-е гг. ХХ в., стало называться «сталинским ампиром».
Королевский стиль
Ампир часто относят к так называемым королевским стилям, что обусловлено его театральностью при оформлении как внутренних помещений, так и внешней отделки. Его особенностью является обязательное присутствие колонн, лепных карнизов, пилястров, прочих классических элементов. К этому добавляются мотивы, отражающие почти без изменений такие образцы деталей античной скульптуры, как сфинксы, грифоны, львиные лапы.
В ампире элементы располагаются в строгом порядке при наличии симметрии и равновесия. Данному стилю присущи:
- массивные, монументальные формы;
- военная символика;
- богатый декор;
- влияние древнеримских и древнегреческих художественных форм.
Художественным замыслом данного стиля было подчеркнуть и воплотить идеи могущества самодержавной власти, государства, военной силы.
Корифеи Петербурга
Появление и развитие ампира в архитектуре 19 века в России тесно связано с именем архитектора Воронихина Андрея Никифоровича. Одно из его лучших произведений – это петербургский Казанский собор. Его мощные колоннады полуовалом обрамляют площадь, обращенную к Невскому проспекту. Другое знаменитое его творение – здание Горного института. Оно выделяется огромным портиком с дорической колоннадой, которая выступает на фоне брутальных стен фасада. По бокам портик украшают скульптурные группы.
Известными творениями в стиле ампир Жана де Томона, французского архитектора, являются Большой театр в Петербурге и здание биржи. Непосредственно перед сооружением мастером были установлены две ростральных колонны, которые символизируют четыре великих русских реки, таких как Волга, Волхов, Днепр и Нева. Ростральной называется колонна, украшением которой служат ростры – скульптурные изображения корабельных носов.
Признанным шедевром архитектуры 19 века в стиле ампир является комплекс зданий, относящихся к Адмиралтейству, архитектора Захарова Андреяна Дмитриевича. Уже существовавшее здание было обновлено с учетом воплощения темы морской славы и могущества флота. Оно превратилось в грандиозное сооружение с фасадом протяженностью около 400 метров, с величественным архитектурным обликом и подчеркнутым центральным положением в городе.
Русский стиль
В архитектуре второй половины 19 века наблюдается всплеск интереса, направленного на произведения древнерусского зодчества. В результате складывается комплекс, состоящий из нескольких архитектурных стилей, который определяется несколькими способами. Основное его название «русский стиль», но также его именуют и «псевдорусским», и «неорусским», и «русско-византийским». В этом направлении происходит заимствование некоторых архитектурных форм, характерных для древнерусского и византийского зодчества, но уже на новом технологическом уровне.
В качестве основателя «русско-византийского стиля» искусствоведы рассматривают Тона Константина Андреевича. Его главнейшими творениями являются храм Христа Спасителя, а также Большой Кремлевский дворец. Во внешней отделке последнего сооружения воплощены мотивы Теремного дворца. Окна у него изготовлены в традициях русского зодчества, их украшают резные наличники, снабженные двойными арками и гирькой в их середине.
Кроме указанных сооружений, к работам Тона принадлежат московская Оружейная палата, кафедральные соборы в Ельце, Томске, Красноярске, Ростове-на-Дону.
Особенности русско-византийского стиля
В архитектуре 19 века русско-византийское направление развивалось при активной поддержке российского правительства. Ведь этот стиль являлся воплощением идеи официального православия. Русско-византийская архитектура характеризуется заимствованием некоторых приемов композиции и мотивов, использованных в византийских храмах.
Византия заимствовала архитектурные формы из античности, но постепенно изменила их, выработав тип церковных сооружений, сильно отличающийся от базилик древних христиан. Главная его черта – использование купола, покрывающего среднюю часть здания, с применением приема так называемых парусов.
Внутреннее оформление византийских храмов не блистало богатством и не отличалось сложностью деталей. Но при этом их стены в нижней части были облицованы мрамором дорогих сортов, а в верхней украшались позолотой. Своды были покрыты мозаикой и фресками.
Снаружи сооружение состояло из двух ярусов удлиненных окон с закругленным верхом. Окна в некоторых случаях группировались по два или по три, и каждая из групп отделялась от других колонкой и обрамлялась фальшивой аркой. Помимо окон в стенах, делались отверстия у основания купола с целью лучшего освещения.
Псевдорусский стиль
В архитектуре 19 века наблюдается период увлечения такими небольшими декоративными формами, характерными для XVI века, как крыльцо, шатер, кокошник, кирпичный орнамент. В подобном стиле работают архитекторы Горностаев, Резанов и другие.
В 70-х годах XIX века идеи народников пробуждают в художественных кругах большой интерес к культуре русского народа, к зодчеству крестьян и архитектуре XVI-XVII веков. К одним из самых ярких строений, выполненных в псевдорусском стиле этого периода, относят Терем архитектора Ивана Ропета, находящийся в подмосковном Абрамцеве, и построенную Виктором Гартманом типографию Мамонтова в Москве.
В конце XIX — начале XX века происходит развитие неорусского стиля. Находясь в поисках простоты и монументальности, архитекторы обратились в сторону древнейших памятников Новгорода и Пскова, а также к традициям русского Севера. Этот стиль в Санкт-Петербурге воплотился, главным образом, в постройках церковного назначения, выполненных:
- Владимиром Покровским.
- Степаном Кричинским.
- Андреем Аплаксиным.
- Германом Гриммом.
Но в неорусском стиле строились также и дома, например, доходный дом Купермана, возведенный по проекту архитектора Лишневского А. Л. на улице Плуталовой.
art — Почему здания, построенные в стиле классицизма в первой половине 19 века в России, так часто окрашиваются в желто-белые цвета?
спросилИзменено 2 года, 9 месяцев назад
Просмотрено 618 раз
Так много зданий, построенных в стиле неоклассицизма в кр. 1800-1850 гг. в Российской империи – желтые (всегда одного оттенка желтого) с белыми колоннами. Есть некоторые исключения, например. серый или голубой бежевый с белыми колонками, а может и 90-95% зданий, построенных в этом стиле, желто-белые, как на первой картинке.
Эта цветовая схема была характерна для Российской империи или использовалась где-то еще?
Почему он был использован в первую очередь? Старинные здания были все белыми, когда их обнаружили, и изначально они были ярко окрашены (см. пример Парфенона ниже), я не знаю такой пастельной цветовой схемы с белыми деталями, которая использовалась в античном мире (не так ли?)
- россия
- искусство
- архитектура
- классика-античность
- классика-греция
13
Это отличительные черты живописного и строительного стиля рококо, зародившегося в Центральной Европе примерно в середине 18 века и проникшего в Россию в начале 19 века. Согласно Википедии, в нем использовались «теплые пастельные тона (беловато-желтый, кремовый, жемчужно-серый, очень светло-голубой)».
Этот стиль произошел от стиля «барокко» 17-го века, зародившегося в юго-западной Европе, и был более симметричным и формальным, чем рококо. Россия относительно поздно приняла европейские стили, поэтому более поздние барокко и рококо Центральной Европы, а не более ранний барочный стиль Испании считались (нео) «классическими» стилями в России.
3
Зарегистрируйтесь или войдите в систему
Зарегистрируйтесь с помощью Google
Зарегистрироваться через Facebook
Зарегистрируйтесь, используя адрес электронной почты и пароль
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Опубликовать как гость
Электронная почта
Требуется, но не отображается
Нажимая «Опубликовать свой ответ», вы соглашаетесь с нашими условиями обслуживания, политикой конфиденциальности и политикой использования файлов cookie
.стилей архитектуры России. — Гид для Вас Туры
Портал «Гид для Вас» составил краткий гид по основным стилям, которые можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге и других городах России.
Древнерусское крестово-купольное зодчество
Гражданских памятников XI-XVII веков очень мало, но храмы этого периода можно увидеть в городах старше 400 лет. Как правило, это прямоугольные здания, стены которых ориентированы по сторонам света. Доминируют купола церкви, количество которых может варьироваться, чаще всего встречаются одно-, пяти-, девяти- и тринадцатиглавые церкви. Например, Софийский собор в Великом Новгороде — пятиглавый, а церковь Покрова на Нерли венчает одноглавая. Но сколько бы ни было куполов, главный всегда один: он возвышается на специальном основании — барабане.
Древнерусское шатровое зодчество
В XVI веке на смену куполам пришло чисто русское изобретение, не имеющее аналогов в церковном зодчестве других стран: шатер является завершением храма в виде многогранная пирамида, а не купол. Вероятно, появление шатрового зодчества связано с техническими трудностями: многие храмы на Руси строились из дерева, и сделать купол из этого материала непросто. Позднее эта архитектурная особенность распространилась и на каменное строительство. Чтобы представить себе шатровую церковь, достаточно вспомнить Вознесенскую церковь в Коломенском и шатровую колокольню в Кижах.
Барокко
Этот архитектурный стиль пришел в Россию в конце XVII века. Первые постройки появились в Москве, затем барочные здания активно застраивали Петербург. Стиль барокко идентифицируют просто: главные черты — сложные формы и обилие украшений. Собственно, термин «барокко» в переводе с итальянского означает «причудливый, странный». Среди примеров — Зимний дворец в Санкт-Петербурге и Знаменская церковь в Дубровицах Московской области.
Рококо
В целом стиль рококо, популярный во второй половине XVIII века, имеет много общего с барокко. Основные отличия заключаются в деталях. Здания в стиле рококо богато украшены скульптурным декором – вазами и цветочными гирляндами, масками или просто милыми завитушками. Подобных зданий в России немного. К ним относятся Китайский дворец и павильон Катальная горка в Ораниенбауме.
Классицизм
Здания в стиле классицизма можно встретить во многих городах России. Это архитектурное направление получило широкое распространение в конце XVIII-первой половине XIX века. В классическом стиле строились дворцы и усадьбы, театры и даже склады. Ключевая деталь, по которой можно легко опознать памятник классической эпохи, — колонна. Много столбцов. Также постройки в этом стиле отличаются сдержанностью, симметрией и лаконичным декором. Это, например, Таврический дворец в Санкт-Петербурге и Большой театр в Москве.
Историзм
Здания в этом архитектурном стиле, появившемся в середине XIX века, самые разнообразные. Главной чертой историзма является обращение архитектора к наследию прошлого. Прошлое могло быть, например, византийским — тогда были постройки в неорусском стиле, как храм Христа Спасителя. Это могла быть готика — так была построена усадьба Царицыно в Москве. И могло быть понимание наследия Возрождения — как Московского и Ленинградского вокзалов. Ключевые внешние черты историзма сформулировать достаточно сложно: здания этого стиля непохожи друг на друга. Если вы видите здание, которое «хочет казаться старше, чем оно есть на самом деле» — скорее всего, это памятник историзма.
Модерн
Здания в архитектурном стиле модерн появились в конце XIX-начале XX века. Обилие стекла и железа, использование мозаики и росписи на фасадах, необычные изогнутые линии и асимметрия — все это признаки современности. Дом фирмы «Зингер» в Петербурге или гостиница «Метрополь» в Москве — наиболее характерные постройки в этом стиле.
Авангард
В 1920-е годы советское государство имело такой же революционный, как и новая власть, архитектурный стиль. Простые конструкции и отсутствие декора, стекло и бетон – такими были авангардные постройки. Для архитекторов-авангардистов была важна функциональность здания, а не его эстетическая ценность. Неудивительно, что у стиля, помимо сторонников, нашлись и ярые противники, называвшие авангардистское строительство «бетонными опухолями» на теле Москвы. Например, современники высоко оценили Дом культуры Мельникова имени Русакова. Универмаг «Мосторг» на Красной Пресне — еще один известный образец авангарда — встретили более спокойно.
Сталинская неоклассика
В сталинские времена архитекторы снова стали обращаться к классическому наследию, хотя и в несколько ином смысле. Здания 1930–40-х годов были величественны и помпезны — с колоннами и лепниной, настенными росписями и обилием декора с советской символикой. Колонны снова вошли в моду. Одними из интересных замыслов стиля классицизма в сталинские времена были Центральный академический театр Российской армии в форме пятиконечной звезды и главный корпус МГУ на Воробьевых горах.