Социальное и экономическое развитие россии в 17 веке: СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 17 ВЕКЕ

Социально-экономическое развитие России в XVII в

Освобождение Москвы позволило восстановить государственную власть в стране. В январе 1613 г. в столице собрался Земской собор из почти 700 представителей от дворянства, бояр, духовенства, 50 городов, стрельцов и казаков. Решался вопрос об избрании нового русского царя. Им стал 16-летний Михаил Романов (1613-1645 гг.), сын митрополита Филарета. Сам новый царь находился в это время с матерью в монастыре близ Калуги.

Начало правления династии Романовых стало расцветом сословно- представительной монархии. При молодом царе власть в свои руки захватила Боярская Дума, значительную роль в которой играла родня новой династии — Романовы, Черкасские, Салтыковы.

Однако для укрепления централизованной власти государства требовалась постоянная поддержка широких кругов дворянства и верхушки городского посада. Поэтому Земский собор с 1613 по 1619 г. заседал практически беспрерывно.

«Великое московское разорение» начала XVII в. опустошило Россию. Внутриполитическое положение в стране оставалось неустойчивым.

В первые десятилетия XVII в. шло восстановление всех отраслей экономики страны. К середине XVII в. было восстановлено сельское хозяйство. Площадь обрабатываемых земель достигла прежних размеров. Основным элементом развития сельского хозяйства было вовлечение в хозяйственный оборот новых земель. Во второй половине столетия наблюдалось интенсивное освоение территорий к югу от Белгородской черты, Среднего Поволжья и Сибири. Это был экстенсивный путь развития сельского хозяйства.

Подъем сопровождался укреплением положения феодальных землевладельцев и дальнейшим закрепощением крестьян. По данным переписи 1678 г. более 80% крепостного населения России находилось в крепостной зависимости от светских и духовных феодалов. Оформление крепостного права в России окончательно завершилось принятием Соборного Уложения 1649 г. Соборное уложение законодательно оформило систему крепостного права. Оно закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость частновладельческих крестьян от помещиков и от государства. По тому же Соборному уложению устанавливалась наследственность крепостного состояния и права землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

Согласно новому закону в стране был установлен бессрочный розыск и возвращение беглых крестьян. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в суде с иском. Это право принадлежало помещику. С его разрешения происходило заключение браков, семейных разводов. За укрывательство беглых крестьян следовало наказание в виде тюрьмы, штрафов и т.п.

Базой, на которой отныне развивалось сельское хозяйство, стала барщина. Ее определяющая черта — работа крестьян собственным инвентарем и со своей лошадью на господском поле.

Основными чертами барщинного хозяйства являлись: господство натурального хозяйства, слабо связанного с рынком, поскольку производство рассчитано на удовлетворение внутренних потребностей поместья; наличие у крестьянина предоставляемого феодалом надела земли, которым обеспечивались средства для жизни крепостного и его семьи; со стороны феодала по отношению к крепостному — внеэкономическое принуждение; барщинное хозяйство основывалось на низкой, примитивной технологии земледелия. Крестьянин, работая на феодала, был не заинтересован в росте производительности труда.

Барщина преобладала в южных районах страны, на плодородных землях, где феодалу было выгодно увеличивать барскую запашку и, соответственно, размеры барщины. На нечерноземных землях, наряду с барщиной, заметную роль играл оброк, в который входили как натуральные продукты, так и денежные платежи.

Упрочиваются права дворянства. Поместья по своему статусу сближаются с вотчиной.

В ремесленном производстве — переход в значительной мере от работы на заказ к работе на рынок. Рост рыночных связей в городах приводит к усилению мелкого товарного производства. Оно становится повсеместным. Дальнейшее развитие общественного разделения труда и рыночных отношений создало предпосылки для появления в России первых мануфактур. Их создание ускорялось потребностью государства в вооружении, которое не могло удовлетворить мелкое ремесло. На мануфактурах преобладал ручной труд, лишь некоторые процессы были механизированы на основе водяных двигателей. И все же общее количество мануфактур в конце XVII в. едва достигло двух десятков. Их появление свидетельствовало о рождении пока еще очень слабых капиталистических отношений.

Неуклонное развитие промышленного производства на протяжении XVII в. обусловило рост торговли и городов. Общественное и территориальное разделение труда вело к хозяйственной специализации районов страны. На этой основе уже к концу XVI в. стали складываться областные рынки. В XVII в. происходит усиление связей между ними. Огромную роль в торговле между регионами стали играть ежегодные ярмарки, устраивавшиеся в крупнейших городах.

«Торговый устав» 1653 г. — устанавливавщий единую рублевую пошлину для купцов и отменявший ряд внутренних пошлин — и «Новоторговый устав» 1667 г., давали льготы русским купцам во внутренней торговле. Начинается специализация районов страны, складывается основа для появления российского рынка. Статус верхушки купечества при царском дворе и в обществе существенно повышается.

Учитывая потребности отечественной торговли, государство начинает проводить протекционистскую политику по отношению к ней, создавая благоприятные условия для развития. Это было очень важно в связи с активным проникновением в Россию иностранных торговых компаний.

Таким образом, возникавшие буржуазные отношения в России затронули в основном сферу торговли. Они почти не касались промышленного производства и в особенности сельского хозяйства -основы экономики страны, где по прежнему господствовал феодальный уклад. Это обстоятельство обусловило будущее отставание России от передовых стран Западной Европы, уже вступивших на путь капиталистического развития.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Cоциально-экономическое развитие России в 17 веке

История России кратко

Россия долгое время после Смуты восстанавливала разрушенное. В период с 20 по 50 годы началось освоение земель Черноземья, Сибири, Поволжья, что позволило увеличить количество товарного хлеба. Внешняя политика России в 17 в сосредоточилась на возвращении утраченных во время Смуты земель и попыток обезопасить восточные границы от набегов крымских ханов.

В стране продолжалось укрепление феодально-крепостнического уклада. Именно эта политика легла в социально-экономического развития России в 17 веке. «Урочные лета» были отменены Соборным уложением 1649 года. Так же, установлен бессрочный сыск беглых посадских и крестьян. Это привело к окончательному их закрепощению.

В основу экономики аграрной страны становится барщина. Крестьянин работает на земле помещика собственным инвентарем или платить оброк. Он находился в личной зависимости от барина, феодала.

В политике российского государства в 17 в., так же, произошли серьезные перемены.

В 1687 году было отменено местничество, что в итоге объединило дворянство. В 1649 году признано право передачи дворянского поместья по наследству, если дети продолжают службу. Таким образом, две формы собственности – поместье и вотчина объединились.

Начинается увеличение ремесленного производства. Этому способствует усовершенствование уже существующей техники и появление в стране новых производств: медного, литейного, оружейного. А так же, возникновение более современной формы производства – мануфактуры.

Новый Торговый устав 1653 года отменил внутренние пошлины для купцов, установив единую пошлину. Новгородский устав, 1667 года, дал дополнительные льготы при внешней торговле. Все эти меры были призваны стимулировать торговлю. Постепенно складываются условия, позволившие сформироваться всероссийскому рынку. Торговля и товарное производство приводят к созданию новых городов. И, к окончанию века начинает улучшаться жизненный уровень.

Нужно отметить, что экономика страны формировалась в довольно сложных и противоречивых условиях борьбы зарождающейся буржуазии и феодально-крепостнических устоев. Происходит окончательный переход к абсолютизму. В 1649 году было принято Соборное уложение – кодекс законов государства Российского. 2-е из его глав посвящены защите прав и престижа власти царя и царского двора. Власть постепенно сосредотачивается в руках самодержца. Роль Земских соборов, которые ранее решали серьезнейшие вопросы внешней политики и их престиж, напротив, угасает. Они заменяются Боярской думой. Необходимость в поддержке самодержавия всех слоев общества отпадает ввиду наступления стабильности в экономике и политической сфере. Одной из особенностей формирующегося абсолютизма стало формирование централизованного аппарата управления. К 17 веку в стране уже существовала система приказов. Но, в этих учреждениях единые принципы создания указов и распределения между ними функций отсутствовали. В среде местного самоуправления реальная власть принадлежала воеводам.

На централизацию русской православной церкви была направлена проведенная в середине 17 века церковная реформа. Необходимость унификации церковных текстов была вызвана укреплением связей с южнославянскими народами и воссоединение с Украиной. Но, новшества Никона привели к серьезному недовольству народа. В итоге попытки создания отдельной от государства церкви в итоге привели к разрыву с царем. Так же, последовал церковный раскол. Никон был низложен в 1666 году.

Проект урока «Социально-экономическое развитие России в XVII в.» («Новые явления в экономике»)

Задачи для учителя:

  • дать учащимся представление о социально-экономическом развитии России в XVII веке.
  • Развивать у учащихся познавательный интерес к предмету «история России» посредством компьютерной презентации и элемента игры;
  • развивать у учеников умения и навыки работы со схемами;
  • развивать аналитическое мышление школьников посредством анализа текста учебника, исторического документа по известному алгоритму, а также работы с иллюстрацией;
  • продолжить формирование у учеников умения и навыки работы с исторической картой;
  • раскрыть сущность понятий «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»;
  • конкретизировать новыми фактами известные учащимся понятия «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».
  • Содействовать воспитанию экономической культуры школьников.

Задачи для учащихся:
1) охарактеризовать последствия Смуты для экономики России;
2) знать какими средствами и методами было восстановлено сельское хозяйство и ремесленное производство;
3) раскрыть понятие «хозяйственная специализация районов»;
4) выяснить причину роста городов;
5) определить роль государства в развитии торговли и ремесла.

Тип урока: формирование новых знаний.

Место урока в теме: вводный урок в теме «Россия в XVII веке». Предыдущий урок – повторение и обобщение темы «Россия на рубеже XVI — XVII века».

Формы урока: элементы беседы, практического занятия, игры.

Межпредметные связи:  экономика.

Межкурсовые связи: история Нового времени («Дух предпринимательства преобразует экономику»).

Внутрипредметные связи: «Смутное время».

Использованное оборудование и литература:
— карта «Россия в XVII веке»;
— презентация  PowerPoint по теме урока;
— учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. Конец XVI – XVIII век. М., Просвещение, 2007;
— Шаповал В. В. Дидактические материалы по истории России XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2006.
— Агафонов С. В. Тематическое и поурочное планирование по истории России. Конец XVI – XVIII век. М., Экзамен, 2007.
— CD-диск «Династия Романовых. Три века Российской истории».
— CD-диск «Татищев В. Н. История Российская».

Основные понятия: «мелкотоварное производство», «хозяйственная специализация районов», «всероссийский рынок»; «мануфактура», «наёмный труд», «предприниматель».

 На данном уроке предполагается использование компьютерной презентации PowerPoint. Презентация должна помочь решить задачи

активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательный интерес к предмету «история», систематизировать знания учащихся, использовать качественный наглядный материал на уроке; экономить время. Слайд-фильм позволяет учитывать психолого-педагогическую характеристику класса и задействовать все каналы восприятия у учащихся (слуховая, визуальная и кинестетическая), а также отследить состояние обученности учащихся основным общеучебным и надпредметным умениям.
Так как, данный урок по типу является уроком формирования новых знаний, то в презентации активно используются различные информационные объекты: иллюстрации, схемы, карта, что позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект.
В целях соблюдения техники безопасности при работе с ИКТ, презентация имеет строгий дизайн, единый шаблон оформления, не отвлекающий от содержания материала, анимация строго дозирована и разумна по смыслу материала, информация на экране не напрягает зрение, чётко рассчитана по времени (демонстрируется не менее 10 секунд), к последним слайдам по нарастающей должны содержать больше накладывающихся друг на друга  материалов и эффектов («разогретый зритель»), содержит оптимальное число слайдов, чередовании форм (беседа, практика, игра) и средств организации деятельности учащихся (экран, учебник, доска).

Отбирая содержание презентации, педагог исходил из причинно-следственных связей, базовых понятий темы, возможности использования иллюстративного материала.
В качестве контроля за знаниями учащихся в конце урока на этапе закрепления предполагается использование игрового момента, который станет возможным благодаря презентации PowerPoint.
Прогнозируемые результаты: решение задач урока с помощью презентации PowerPoint.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент.

Приветствует учащихся. Активизирует их внимание. Настраивает на урок.

Настраиваются на урок. Настраиваются на урок.
Актуализируют внимание.

2.Переход к формированию новых знаний.

Организация мотивационного блока: проводит связь XVII в. с петровскими реформами, просит вспомнить определения важнейших сфер жизни общества.

Формулирует тему урока. Знакомит с планом

Просит поставить цель урока.

Воспринимают информацию учителя.
Вспоминают определения важнейших сфер жизни общества. Озвучивают.
Проверяют по слайду № 3.
Записывают тему  в тетрадь.
Читают план со слайда № 2.

Ставят цель урока, опираясь на формулировку темы.

3. Формирование новых знаний.

1. В ходе беседы с учащимися объясняет последствия Смуты для экономики страны.

Ставит проблемный вопрос о задачах вновь избранной власти.

 

2. Беседует с учащимися с опорой на схему слайда № 7.

 

Знакомит школьников с важнейшими понятиями темы.

 

3. Опираясь на слайд № 10 и карту, рассказывает о хозяйственной специализации районов. Знакомит с новыми понятиями.

 

4. В ходе беседы  с учащимися, выводит их на причины роста городов в изучаемый период.
Опираясь на слайд № 13, просит описать город России XVII в.
5. В ходе беседы и организации практического занятия, подводит учащихся к выводу об изменении роли государства в развитии ремесла и торговли и их изменении на протяжении XVII в.

Следят за логикой рассказа учителя по схеме слайда № 4. Работают с текстом учебника с. 33.
Комментируют схему слайда № 5
Отвечают на поставленный вопрос.
Знакомятся с портретом М. Ф. Романова на слайде № 6.
Отвечают на вопросы учителя. Следят за причинно-следственными связями по схеме на слайде № 7.
Читают определения со слайда № 8. Записывают их в тетрадь.
Доказывают, что на слайде № 9 изображена мануфактура, опираясь на основные признаки мануфактуры.
Слушают, следят за логикой учителя, затем работают с картой на слайде № 11 и атласами. Переносят знания в новые условия.
Записывают в тетрадь новые понятия.
Формулируют причины роста городов в XVII в.
Работают с картой и атласом.
Описывают иллюстрацию на слайде № 13.
Отвечают на вопросы, прослеживают причинно-следственные связи. Работают с документом в учебнике.

4. Закрепление.

Формулирует проблемные вопросы для учеников. Предлагает разгадать чайнворд и самостоятельно сформулировать вывод урока с опорой на алгоритм.

Отвечают на проблемные вопросы, разгадывают чайнворд, повторяя основные понятия урока. формулируют вывод с опорой на готовое предложение.

5. Домашнее задание и инструктаж его выполнения.

Проговаривает и объясняет.

Внимательно слушают. Задают уточняющие вопросы. Записывают домашнее задание в дневник.

6. Рефлексия.

Просит детей передать учителю «смайлик».

Рисуют и передают учителю.

7. Итоги урока.

Оценивает урок. Выставляет отметки, аргументируя каждую. Благодарит за урок.

 

1. Здравствуйте! Я рада Вас видеть. Присаживайтесь.
2. Мы закончили изучение темы «Россия на рубеже 16 – 17 веков». Сегодня начинаем изучать следующую тему «Россия в 17 веке». Тема важная для усвоения и запоминания, т. к. именно в XVII в. были заложены предпосылки преобразований Петра I . Запишите заголовок в тетрадь.
Для проведения правильного анализа событий и процессов, имевших место в истории России, необходимо представлять себе целостный характер исторического развития. История любой страны, в том числе и России изучается всесторонне: необходимо анализировать развитие экономики, внутренней и внешней политики, общественного устройства, культуры. Давайте вспомним, что такое экономика, внутренняя политика, внешняя политика, общественное устройство, культура. Слайд № 3.
Изучение 17 века начнем с экономики. Итак, запишите тему сегодняшнего урока: «Социально-экономическое развитие России в XVII веке. (Новые явления в экономике)». Слайд № 1.
Исходя из формулировки темы, сформулируйте цель урока. Слайд № 2.
3. В 17 веке в России появились новые явлении в экономике, внутренней и внешней политики, общественном устройстве, культуре. Многие из них были заимствованы из Западной Европы. Почему? Попробуем разобраться.
Это связано с событиями эпохи Ивана Грозного, который вёл Ливонскую войну за выход к Балтийскому морю. Противниками России были Речь Посполитая и Швеция – западноевропейские государства. Россия проиграла войну, выхода к Балтийскому морю не получила. Страну охватил глубочайший кризис. Разорение России стало одной из причин Смуты. Во время Смутного времени Россию едва не завоевали те же Речь Посполитая и Швеция. Многим стало ясно, что Россия слабее западноевропейских стран, и чтобы стать сильнее, ей надо учиться у Западной Европы.
По ходу объяснения учителя демонстрируется слайд № 4.
Смута привела к экономической разрухе в России. Доказательством этому служат факты, приведенные на с. 33 учебника. Прочитайте первый пункт параграфа 4 с. 34 и прокомментируйте схему. Слайд № 5.
В 1613 г. Земский собор избрал на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова. Слайд № 6. Какая задача стояла перед властью после окончания Смуты?
Попробуем ответить на вопрос, каким образом первый царь из династии Романовых и его сподвижники решали проблему ликвидации экономической разрухи. Учитель, опираясь на слайд № 7, отвечает на вопрос в ходе беседы с учащимися.
Были приняты следующие меры: раздача земель с крестьянами боярам и дворянам, увеличение с 5 до 15 лет срока сыска беглых крестьян, снижение налогов с крестьян, повышение налогов на горожан. Почему были снижены налоги с крестьян, а на горожан налоги повышены?
Меры, принятые для восстановления сельского хозяйства, дали свои плоды. Налоги с горожан пошли на оплату службы дворян. Дворяне смогли дать своим крестьянам семена, скот, орудия труда. Крестьяне увеличили производство продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья. Его стало столько, что хватало на потребление крестьянам и их помещикам и на продажу в города и за границу. У крестьян появились средства для приобретения ремесленных изделий. Было восстановлено ремесленное производство. Более того, население России росло и товаров требовалось всё больше. Ремесленники стали переходить от работы на заказ к работе на рынок. Так появилось мелкотоварное производство. Слайд № 8.
Мелкотоварное производство — производство неболь­ших партий изделий для продажи (определение записать в тетрадях).
Но отдельные ремесленники не могли удовлетворить возраставший спрос на ремесленные изделия. Например, государству требовались очень большие партии обуви, одежды, оружия, боеприпасов и т.п. для армии. Появились мануфактуры.
Мануфактура — крупное предприятие, основанное на внутреннем разделении труда, ручной ремесленной техни­ке и использовании наёмного труда. Посмотрите на гравюру XVII века. Слайд № 9.  Докажите, что на ней изображена мануфактура, а не ремесленная мастерская.
На мануфактурах каждый работник выполняет отде­льную операцию, благодаря этому увеличивается произво­дительность труда.
Производительность труда — количество изделий, произведенных за единицу времени.
Запишите определения в тетрадь.
Развитие сельского хозяйства и ремесла привело к возникновению хозяйственной специализации отдельных районов страны и формированию всероссийского рынка. Слайд № 10. Что это значит? Россия-страна с огромной территорией. Разные районы имеют разные природные условия. Поэтому одни товары где-то производить выгодно, а где-то нет. Обратимся к карте (учебник с. 39, слайд № 11).
Назовите районы производства для продажи хлеба, льна, конопли, меха и скота.
— Назовите районы кузнечного ремесла.
— Назовите районы кожевенного производства.
— Укажите места важнейших мануфактур.
Специализация вызвала рост торговли. Слайд № 10. Торговля — обмен товарами. Главная форма торговли – это ярмарки. Ярмарка — ежегодный съезд продавцов и покупателей-оптовиков из разных районов страны. Складывается всероссийский рынок — экономическая взаимозависимость отдельных районов страны, основанная на их естественно-географическом разделении.
Запишите эти определения.     
Слайд № 11. Укажите на карте пункты главных ярмарок. Обозначьте главные торговые пути. 
Слайд № 12. Восстановление ремесленного производства привело к росту городов. Почему? Где живут ремесленники? В городах. В России в XVII в. наблюдался значительный рост городов. Рост городов — это рост численности городского населения. Но была еще одна причина роста городов. Южные области России продолжали подвергаться грабительски набегам кочевников — крымчаков, казахов и др. Для обороны  от них  строились  крепости.  Крепости  обороняли стрельцы. Они нуждались в различных ремесленных изделиях. Так в крепостях появляются ремесленники, крепости превращаются в города.
Обратимся к карте на с. 39 учебника и слайде № 11, найдите на ней крупнейшие российские города — Москву, Новгород, Смоленск, Ярославль, Архангельск, Астрахань и те, которые появились в XVII в.: Воронеж, Тамбов, Царицын, Саратов, Самару.
Слайд № 13. Опишите российский город XVII в.
Государство должно заботиться о развитии экономики страны. Проанализируем, как это происходило в России в XVII в. В разные периоды XVII в. состояние экономики России было разным, поэтому и политика государства в этом направлении была разной.
При царе Михаиле Федоровиче: слайд № 14.
Слайд № 15. При царе Алексее Михайловиче: слайд № 16.
Слайд № 17. Работа с документом.
4. Закрепление.

  • Охарактеризуйте положение народа после Смутного времени.
  • Почему появился наёмный труд? Где и почему он оказался нужен?
  • Город Великий Устюг в 17 веке имел торговые связи почти с 40 городами, не считая сельских поселений. Можно ли считать этот факт для того времени единичным?

Слайд № 18. Разгадайте чайнворд.
Слайд № 19. Вставьте необходимые слова в предложение.
5. Домашнее задание: параграф 4 прочитать, подготовиться к терминологическому диктанту. Для желающих получить дополнительную отметку: составить кроссворд или чайнворд, или шарады по новым словам, используя компьютер, принтер.
6. Рефлексия: передайте мне, пожалуйста, Ваш «смайлик». Отразите в нём Ваше самочувствие на уроке, насколько Вам был понятен новый материал, понравился ли урок. Спасибо.
7. Итог урока. Благодарю Вас за работу. Выставление отметок и их аргументация. Урок окончен. До свидания.

Перейти к основному содержанию Поиск