Обострение социальных противоречий в середине 16 века: ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ. История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина]

Содержание

ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ. История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина]

ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

Большинство среднего слоя городского населения (бюргерства) включало богатых, средних и часть мелких собственников – мастеров, ремесленников, торговцев, страдавших от непосильных налогов, от постоянных междоусобных войн Гй и грабежей на больших дорогах, от засилья привилегированных монополистических компаний. В среде бюргерства все больше нарастало оппозиционное настроение, но в условиях недостаточно развитых внутренних связей и политической раздробленности страны немецкое бюргерство в отличие от среднего слоя горожан в некоторых других странах Европы не сформировалось в класс общенационального масштаба и не смогло объединить другие оппозиционные силы. Оно интересовалось преимущественно узкоместными вопросами и не ставило перед собой широких политических целей. Что касается прослойки, которая к этому времени уже вступила на путь буржуазных отношений, то ее удельный вес в общей массе бюргерства был еще сравнительно невелик.

Политической активностью выделялось немецкое воинство (рыцарство), оказавшееся в критическом положении. Развитие техники военного дела в связи с изобретением пороха и рост значения пехоты сделали ненужной тяжеловооруженную кавалерию, т. е. военную службу рыцарей. Сохранение своего положения рыцари усматривали в укреплении империи, в создании централизованного крепостнического государства, опирающегося на рыцарство и держащего в узде крестьянство. Идеологи дворянства выражали недовольство всевластием князей, особенно засильем духовных князей и высшей церковной иерархии вообще, являвшейся агентурой папского Рима. Само собой разумеется, что этот идеал крепостнической империи не мог быть принят ни бюргерством, ни крестьянско-плебейским лагерем.

Совершенно иной характер носила революционная оппозиция народных масс города и деревни, не имевших в существующем феодальном обществе никаких прав.

Одинаково бесправное положение крестьянства и городского плебса, подвергавшихся эксплуатации и угнетению со стороны всего феодального общества, содействовало их совместным выступлениям, направленным против самих основ феодального строя.

Городской плебс был очень сложным по. составу. Он соединил в себе элементы разложения феодально-цехового строя с низшими слоями нового, едва зарождавшегося буржуазного общества. В связи с этим Энгельс отличает в»плебействе три группировки: 1) разорившихся и обедневших горожан, потерявших свое место в обществе, 2) подмастерьев, стоявших вне официального общества, но мечтавших о цеховых привилегиях для себя в будущем и 3) выброшенных из деревни крестьян и отпущенных слуг, которые в общей городской массе образовали зародыши пролетариата. Этот слой не только оказался самым надежным союзником крестьян в антифеодальной борьорганизаторов.

Для классовой борьбы XVI в. характерно значительно более тесное сближение крестьянской массы с городскими низами, чем в предшествующий период. Усиление крестьянско-плебейского лагеря не могло не оказать влияния на радикальные элементы в бюргерстве и на известный подъем бюргерской оппозиции вообще. Это проявилось в Германии в деятельности возобновившихся с начала XVI в. тайных обществ «Башмака» (см. т. 1, гл. II).

В 1502 г . такое тайное крестьянское общество было раскрыто в Шпейерском епископстве на Рейне. Участники заговора намеревались совершить переворот в маркграфстве Баденском и соседних территориях с тем, чтобы приступить к осуществлению намеченной ими антифеодальной программы. Они считали необходимым раздел между крестьянами имущества духовенства, сокращение числа духовных лиц, упразднение всех феодальных платежей и феодальной зависимости вообще, возвращение в свободное пользование крестьян всех узурпированных общинных угодий. Участники общества рассчитывали при этом не только на силу завербованных заговорщиков, но главным образом на силу стихийного восстания народных масс. Задачу тайного общества они видели в подготовке боевых групп для захвата города Брухзаля в качестве опорного пункта, затем эти группы, подняв знамя «Башмака», должны повести народные массы сел и городов, которые присоединятся к ним, в военный поход по всей стране.

Однако дело не дошло даже до открытого выступления самих заговорщиков, планы которых были выданы предателем. Участники общества и большинство его руководителей были арестованы (Иосу Фрицу удалось избежать ареста) и казнены.

В 1513 и 1517 гг. во многих городах Германии происходили весьма значительные, направленные против городской верхушки, волнения бюргерства с активным участием в них плебейских масс. В такой обстановке резкого выражения недовольства раскрыты были новые, уже отражающие признаки дальнейшего подъема движения крестьянскоплебейских масс, планы тайных обществ «Башмака». Эти планы включали важные политические требования. Наиболее общим из них являлось требование упразднения всех властей кроме власти императора, т. е. стремление к установлению государственного единства путем устранения всех территориальных князей. Власть императора признавалась только при условии, что он присоединится к восставшему народу. В противном случае заговорщики намеревались его свергнуть и обратиться за помощью и руководством к швейцарцам.

Оппозиция большей части бюргерства, состоявшей из цеховых ремесленников и связанных с цеховым производством купцов, носила умеренный характер. Она касалась в основном городских порядков и направлялась против патрициата и его управления городскими делами и финансами. Значительно более радикальными и широкими были требования тех элементов бюргерства, предпринимательская деятельность которых была уже связана с зарождавшимися в стране капиталистическими отношениями. Требования этой части бюргерства, направленные против раздробленности Германии, против произвола княжеских клик, отражены уже в памфлетах XV в. (см. т. 1, гл. II). Памфлетная литература, содержавшая требования коренных политических преобразований, получила в предреформационной Германии широкое распространение.

Однако передовые элементы, объективно заинтересованные в поддержке антифеодальной борьбы народных масс, составляли меньшинство в немецком бюргерстве, основная масса которого продолжала цепляться за свои сословные привилегии и не выходила в области политических требований за рамки умеренной оппозиции. Только борьба против заслужившего всеобщую ненависть в Германии засилья папского Рима и высшего католического духовенства могла объединить, по крайней мере на некоторое время, разнородные слои немецкого бюргерства.

. В воинственной оппозиции к политическому строю, основанному на территориальной системе, находилось и немецкое рыцарство. Но реакционные рыцарские идеалы не могли, встретить сочувствия ни со стороны бюргерства, ни тем более со стороны народных низов. Тем не менее идеологи рыцарства, страстно призывавшие к борьбе с произволом князей и к освобождению Германии от засилья папского Рима, играли известную роль в общем подъеме политической оппозиции начала XVI в.

К началу XVI в. в странах Центральной и Западной Европы чрезвычайно возросли материальные и политические претензии католической церкви, ставшей весьма влиятельной международной силой со сложным и разветвленным организмом. Основанием для этих претензий было то, что католическая цер— ковь служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя.

Она учила, что мир и весь существующий порядок в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а нам остается лишь покорность властям. Постулировалась идея об исконной «греховности» человека. Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен «спастись», т. «—искупить свою, греховность. Толькоцерковь может дать через свои~тайнства «—крещение, покаяние, причащение» и др.) недостающую— человеку «благодать» и обеспечить.. ему…. вечное «спасение».

И папы и высший католический клир вполне сознавали значение своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим не без основания считал себя оплотом существующего строя в его борьбе против всех подымающихся антифеодальных сил, а в конце средних веков – оплотом начавшегося процесса национальной консолидации народов. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения.

Папские дипломаты, сборщики церковных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Европы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже крупных светских феодалов, но в значительно большей степени – жителей городов, в которых зарождалась новая, буржуазная идеология. В XV и XVI вв., притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь государственной централизации. В раздробленной же Германии папы не хотели идти ни на какие уступки. Огромные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру, к которой принадлежали прежде всего суверенные духовные князья и всякого рода сборщики. Это обстоятельство в немалой степени содействовало тому, что реформационное движение, почва для которого подготовлена была и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения.

Беззащитное состояние Германии перед лицом политических интриг и финансовых вымогательств папской курии особенно проявилось после краха попыток создания общеимперских учреждений, предпринятых в конце XV в. вслед за созданием в Юго-Западной Германии Швабского союза (см. т. 1, гл. II). По замыслу князей-инициаторов имперских реформ княжеский суверенитет в территориях должен был оставаться незыблемым. Но при таких условиях задача обеспечения имперских учреждений реальными военными и финансовыми средствами оказалась неразрешимой.

Нетрудно себе представить, насколько особое положение церкви в Германии содействовало усложнению и обострению внутренней обстановки. Вопрос об освобождении от папских претензий стал национальной задачей немецкого народа. Требования церковной реформы содержались в каждой из выдвигавшихся тогда программ политических преобразований. Правда, каждая отдельная группировка понимала реформу по-своему, вкладывая в нее особый,, смысл. Все же в Требовании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение. Подъем общественного движения бурно нарастал.

Юридический подход и «обострение классовой борьбы»

Юридический подход и «обострение классовой борьбы» В наше время научные исторические исследования потеснены на прилавках книжных магазинов исторической публицистикой. Это не удивительно. Публицисту проще писать, он не утруждает себя поиском аргументов, легко

Обострение классовой борьбы

Обострение классовой борьбы С приснопамятного хрущёвского доклада «О культе личности и его последствиях» официозная советская пропаганда не уставала твердить про «ошибочный сталинский тезис» насчёт обострения классовой борьбы по мере продвижения к социализму: «В

Обострение классовой борьбы в деревне

Обострение классовой борьбы в деревне Развитие товарно-денежных отношений в деревне в целом тяжело отразилось на широких массах крестьянства. С развитием рынка росли потребности феодалов. Часть феодалов удовлетворяла свое стремление к увеличению доходов путем

Обострение классовой борьбы в деревне и социальных противоречий в городах

Обострение классовой борьбы в деревне и социальных противоречий в городах Сеньориальная реакция и «рабочее законодательство» привели к значительному обострению классовой борьбы в английской деревне. От «рабочего законодательства» страдала главным образом

Обострение классовой борьбы

Обострение классовой борьбы Развитие товарно-денежных отношений в государствах Испании повлекло за собой усиление эксплуатации феодально зависимого крестьянства. Свободное крестьянство также в большой степени ощущало на себе власть сеньоров. Развитие овцеводства в

Обострение социальных противоречий в середине XIII в.

Обострение социальных противоречий в середине XIII в. После смерти Иоанна Безземельного в 1216 г. во время малолетства Генриха III вся власть оказалась в руках баронов. В годы же начавшегося самостоятельного правления Генрих III становится на путь продолжения политики своего

Глава XIV «Обострение классовой борьбы»

Глава XIV «Обострение классовой борьбы» Вторая мировая война была начата коммунистами в 1930 г. против мужиков России, Украины и Белоруссии. В 1939 г. эта война распространилась на соседние страны. (Виктор Суворов. «Последняя республика») Нельзя забывать, что для реализации

Обострение социальных противоречий

Обострение социальных противоречий К середине II в. социальные противоречия в римском государстве до­стигли огромной остроты. Основным среди них было противоречие меж­ду рабами и рабовладельцами. К моменту окончания первого, самого круп­ного тура римских завоеваний

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи Однако смягчение формы эксплуатации вовсе не означало понижения нормы, т. е. степени эксплуатации. Наоборот, чем более углублялся кри­зис рабовладельческого хозяйства, тем сильнее проявлялось

Обострение социальных противоречий в Англии в конце XVI и в начале XVII в.

Обострение социальных противоречий в Англии в конце XVI и в начале XVII в. Гибель Армады серьезно подорвала морское могущество Испании, что открывало перед Англией возможность осуществить большие колониальные захваты и ускорить посредством грабежа колоний процесс

Обострение классовой борьбы

Обострение классовой борьбы О ходе событий в период Древнего царства до нашего времени дошло не очень много сведений.Но если судить и по тем источникам, которые у нас имеются, можно сделать вывод, что жизнь в Древнем царстве, несмотря на сильную верховную власть, была не

Обострение социальных противоречий

Обострение социальных противоречий К середине II в. социальные противоречия в римском государстве до­стигли огромной остроты. Основным среди них было противоречие меж­ду рабами и рабовладельцами. К моменту окончания первого, самого круп­ного тура римских завоеваний

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи Однако смягчение формы эксплуатации вовсе не означало понижения нормы, т. е. степени эксплуатации. Наоборот, чем более углублялся кри­зис рабовладельческого хозяйства, тем сильнее проявлялось

Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века

Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века В конце XIV — начале XV века в недрах феодального хозяйства всё больше развивались товарно-денежные отношения, что было неразрывно связано с ростом производительных сил в деревне и городе.

Обострение классовой борьбы в XIV в.

Восстание 1381 г.

Обострение классовой борьбы в XIV в. Восстание 1381 г. Майориальная система в Англии в XIV в. переживала период, глубокого кризиса. Подневольный труд крепостных крестьян становился все менее производительным, лорды маноров в большинстве районов страны решительно стали на

3. ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

3. ОБОСТРЕНИЕ КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ Враждебная деятельность буржуазно-националистических партий. Возникновение кулацкого бандитизма. Успехи Советской власти на фронтах гражданской войны, осуществление социалистических преобразований вызывали бешеную злобу врагов. До

Обострение социальных противоречий в Англии в конце XVI и в начале XVII в.

Обострение социальных противоречий в Англии в конце XVI и в начале XVII в.

Гибель Армады серьезно подорвала морское могущество Испании, что открывало перед Англией возможность осуществить большие колониальные захваты и ускорить посредством грабежа колоний процесс первоначального накопления и развития капитализма в метрополии. В 1596 г . английские корабли разгромили испанский флот в гавани Кадиса. В последние годы царствования Елизаветы флот английской Ост-Индской компании, созданный в 1600 г ., побывал на «Островах пряностей» (Молуккских островах) и в индийском порту Сурат, положив начало торговле Англии с Индией. После того как в 1612 г . англичане разбили португальскую эскадру близ Сурата, компания создала в этом городе свою постоянную факторию. В конце XVI в. в Англии в связи с «революцией цен», экономической политикой абсолютизма и войной с Испанией возросли дороговизна и налоговый гнет, что вызвало резкоенедовольство народных масс. Кроме того, ряд графств пострадали от неурожаев и голода, в деревне шел процесс огораживании, города были переполнены пауперами, а успехи развития мануфактур и разложения цеховой системы ухудшили положение ремесленников и городской бедноты. На этой почве в английских городах и деревнях участились волнения. Летом 1595 г . произошли волнения подмастерьев и городской бедноты Лондона. В центре страны, в графстве Оксфордшир, затронутом огораживаниями и пострадавшем от неурожая и голода, в сентябре 1596 г . плотник Бертелемью Стэр начал призывать народ к восстанию, с тем чтобы уничтожить изгороди, убить всех дворян графства, отнять у них хлеб и раздать его беднякам и затем двинуться в Лондон для объединения с подмастерьями. Но власти узнали о готовящемся восстании от предателя и своевременно приняли меры для ликвидации начавшегося движения. Пять главных организаторов этих волнений были казнены. В 1598 г . выступления против налогового гнета и дороговизны происходили в Линкольншире и Ланкашире, а также в окрестностях Лондона. Среди народных масс, особенно в городе, несмотря на жестокие религиозные преследования, распространялись различные радикальные еретические учения, проповедовавшие социально— равенство.

Во второй половине XVI в. в условиях успешного развития капитализма среди буржуазии и нового дворянства стала складываться оппозиция абсолютистскому режиму. Она выступала под знаменем кальвинизма,, поскольку эти классы не удовлетворял половинчатый характер королевской Реформации. Английские кальвинисты хотели очистить официальную церковь от остаткQов католицизма, поэтому их называли пуританами (от латинского слова «purus» – чистый). Пуритане стремились также освободить церковь от подчинения королю. Среди пуритан былодва направления. —Умеренные пуритане-так называемые просвитериане – выдвигали требование установить в Англии кальвинистскую церковь, подчиненную общенациональному церковному Синоду. Идеологами просвитериан были теологи из Кембриджского университета У. Траверс и Т. Картрайт. Радикальные пуритане – индепенденты, расхождения которых с пресвитерианами выявились в середине 80-х годов, – отвергали— принцип единой национальной церкви, считая, что каждая религиозная община —должна быть независимой. Идеологами индепендентов были проповедники Р. Браун и Г. Барроу.

Наряду с требованием церковных реформ пуритане противопоставляли старой морали свои идеалы скопидомства и стяжательства, являвшиеся идеалами буржуазии на ранней стадии развития капиталистических отношений. Они осуждали развлечения, веселые праздники, игры, театр и музыку. Вместе с этим пуритане считали, что все люди должны покорно и активно выполнять свои обязанности в земной жизни, что в личном успехе каждый должен видеть свидетельство божественного предопределения его к спасению.

Но успехи пуританизма в Англии объясняются не только тем, что его этика и идеал «дешевой церкви» гораздо полнее по сравнению с другими реформационными учениями соответствовали интересам английской буржуазии и нового дворянства. Выдвинув на первый план непосредственные отношения между богом и человеком, пуритане высоко подняли личную ответственность каждого за свое поведение в обществе и престиж религиозной общины. Это позволило им создать в отличие от англиканской церкви более строгую и эффективную систему религиозно-морального воздействия через общину на бедных и духовного их подчинения буржуазно-дворянскому меньшинству, что было очень важно для этих классов в обстановке острой социальной борьбы в Англии XVI в. Основными методами такого воздействия пуританского духовенства были: проповеди на собраниях общины и обязательное посещение их всеми ее членами, обучение их катехизису, периодический обход всех семей членов общины и активное вмешательство в их личные дела, назидательные беседы с провинившимися, наказания за проступки, налагаемые перед всей общиной и в определенной последовательности, вплоть до изгнания из общины.

В последние годы царствования Елизаветы буржуазные элементы начали тяготиться той опекой, которую осуществлял абсолютизм в отношении производства и торговли, стесняя свободу конкуренции и предпринимательской деятельности. В 1601 г . парламент резко протестовал против практики продажи короной патентов на монопольное производство разных товаров. Этот протест поддерживали народные массы Лондона, и королева была вынуждена запретить продажу монополий. Однако впоследствии это запрещение не соблюдалось. Это были первые признаки назревающего разрыва буржуазных слоев Англии с абсолютизмом, разрыва, который в 40-х годах XVII в. привел к английской буржуазной революции, уничтожившей господство феодализма и абсолютистское государство.

В XVI в. вместе с процессом развития капитализма в Англии и экономическим и территориальным объединением страны продолжался также процесс национальной консолидации английского народа. Интенсивно шло слияние местных диалектов в единый общеанглийский язык. Этому немало способствовали передвижения экспроприированных крестьян и бедноты в поисках работы. Образование единого централизованного государства в той степени, в какой оно способствовало росту буржуазных отношений в Англии, содействовало образованию английской нации. Однако при господстве феодального строя, в рамках феодально-абсолютистской монархии, не могли завершиться ни процесс образования английской нации, ни процесс создания национального государства – их завершила лишь английская буржуазная революция XVII в.

В Англии XVI в. значительные успехи сделала гуманистическая культура. В начале XVI в. центром гуманизма был Оксфордский кружок, в который входили наиболее крупные гуманисты того времени: Линэкр, Гросин, Колет и Эразм Роттердамский, проживавший некоторое время в Англии. Их деятельность была посвящена главным образом изучению античности и древних языков. Но быстрое общественное и государственное развитие Англии в это переломное время поставило перед английскими гуманистами ряд острых социально-этических и политических проблем, имевших важное значение для разных слоев английского общества. Они их решали различно, потому что социальная ориентация взглядов английских гуманистов в XVI в. не была одинаковой, и это все явственнее проявлялось на протяжении этого века.

Крупнейшим гуманистом первой половины XVI в. был Томас Мор (1478-1535). Он родился в семье лондонского адвоката, получил образование в Оксфордском университете и при Генрихе VIII занимал ряд высоких государственных постов. Будучи лордом-канцлером королевства, он выразил несогласие с королем по вопросу Реформации, был обвинен в измене и казнен. Важнейшее произведение Мора «Утопия» (1516) –утопическое произведение, в котором он изобразил идеальный общественный строй на вымышленном острове Утопия и противопоставил его порядкам тюдоровской Англии.

Большинство гуманистов того времени в своей положительной программе не пошли дальше возведения в моральную норму сво. бодной и активной деятельности каждой отдельной личности и признания частной собственности как непременного условия такой деятельности и счастья человека. Мор, следуя гуманистическому идеалу о полном удовлетворении потребностей человека и развитии его способностей, пришел к мысли о необходимости для осуществления этого идеала уничтожить частную собственность и классовые различия как источник всех социальных бедствий. Суть счастья, полагал он, состоит в удовольствиях, и частная собственность должна быть уничтожена, потому что «похищать чужие удовольствия, добиваясь своих, несправедливо». «Где только есть частная собственность, где все меряют на деньги, там вряд ли когда-либо возможно правильное и успешное течение государственных дел», – говорится в «Утопии». В первой книге этого произведения Мор ярко показал страдания народных масс в Англии в период первоначального накопления и тем самым осудил нарождавшиеся капиталистические отношения. «Заговором богачей» называл он современное ему английское общество, Мор является одним из ранних представителей утопического социализма. Идеальные социальные порядки на острове Утопия были основаны на общественной собственности, на полном социальном и политическом равенстве и всеобщей обязанности трудиться. Все жители были обязаны заниматься ремесленным и земледельческим трудом, а основной производственной и общественной организацией была семья. Продукты, выработанные семьями, сдавались на общественные склады, откуда их получала каждая семья по потребности. Рабочий день длился 6 часов, и все свободное время утопийцы посвящали занятиям науками.

Во второй половине XVI в. на первое место в художественной литературе выдвинулась драматургия. В стране было много странствующих трупп актеров, несмотря на то что им угрожали суровые наказания, как «бродягам». В Лондоне в конце XVI в. насчитывалось 9 театральных зданий, не считая частных театров в богатых домах. Крупнейшим из них был театр «Глобус», основанный в 1599 г . на паевых началах. Этот театр был рассчитан на широкого зрителя: окруженный высокой деревянной оградой двор овальной формы служил зрительным залом для простого народа. Вдоль ограды были расположены галереи для зажиточных горожан и ложи для знати, а сцена находилась посредине двора. Английская драма XVI в. создавалась под сильным влиянием народных вкусов и гуманистических идей. Это нашло свое наиболее яркое выражение в творчестве гения английского народа Уильяма Шекспира (1564-1616).

Предки Шекспира были крестьянами, но его отец переселился в город Стрэтфорд на реке Эйвон и вскоре разбогател, занимаясь торговлей и выделкой кож. В этом городе прошли детские и юношеские годы великого драматурга. Он закончил обучение в местной школе, а с шестнадцати лет, когда отец разорился, был вынужден сам зарабатывать на жизнь. В 1585 г . Шекспир переехал в Лондон, где начал работать в театре актером, а затем стал пайщиком театра «Глобус». Для этого театра он начал писать пьесы; его драматургическая деятельность продолжалась с 1590 по 1612 г .

Шекспир в своих комедиях и трагедиях с огромной силой изобразил мысли и чувства людей, освобождающихся от оков феодализма, от свойственных этому строю воззрений, привычек и этики. Все его творчество проникнуто высокими гуманистическими идеями уважения к человеку независимо от его происхождения, пола, расы. Он утверждал право каждого человека на свободное чувство и мысль. Гамлет говорит: «Что за мастерское создание – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностью! В обличий и движении – как сходен с ангелом! В постижении – как сходен с божеством! Краса вселенной! Венец всего живущего!» Творчество Шекспира было проникнуто надеждой на победу гуманистических идеалов, верой в неограниченные возможности человека.

Шекспира возвышает над многими гуманистами его времени то, что он, исходя из своих гуманистических убеждений, прозорливо разглядел антигуманное существо новых нравов, которые утверждались в английском обществе с развитием капиталистических отношений и выражались в реальной жизни в откровенном хищническом эгоизме, в своеволии свободных индивидов, в ничем не сдерживаемом их стремлении добиться личного благополучия, хотя бы ценой зла, причиняемого другим людям. Разумеется, Шекспир не мог осознать социальный источник этих утверждавшихся новых нравов. Он рассматривал порожденное ими зло лишь с этической точки зрения, как следствие нарушения гуманистической морали индивидамиэгоистами. В своих знаменитых трагедиях – «Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Тимон Афинский», «Юлий Цезарь», «Кориолан» и др., большая часть которых была написана во второй период его творчества (1601-1608), он изобразил плеяду таких эгоистов, хотя сюжеты этих трагедий взяты из жизни разных народов «в различные эпохи истории. Главными пороками, извращающими от— ношения между людьми, Шекспир считал корыстолюбие, жажду наживы и власть денег, лицемерие и ложь, порождавшие человеконенавистничество. Благородные герои гибнут, но, несмотря на их трагический конец, Шекспир сохраняет веру в человека, в конечное торжество гуманных отношений между людьми. Шекспир ярко отразил конфликт гуманистических идеалов эпохи Возрождения с жестокой действительностью нарождавшегося буржуазного общества, показав, что новые отношения, которые утверждались вместо феодальных, тоже враждебны гуманистическому идеалу человека.

В исторических хрониках, составляющих особый цикл его пьес из истории Англии («Генрих VI», «Ричард III», «Король Джон», «Генрих IV», «Генрих V», «Генрих VII» и др.), он изобразил процесс консолидации страны под властью сильного монарха, борющегося против мятежных сил крупной знати и внешнего врага, и показал прогрессивность победы королевской власти в этой борьбе. Создавая грандиозную картину развития средневековой Англии от короля Иоанна Безземельного до Генриха VIII, Шекспир отвергал средневековую мистическую точку зрения на ход истории, но не преувеличивал и роль личности, что было характерно для исторической литературы эпохи Возрождения. Влияние народа на ход событий, его отношение к историческим деятелям и событиям явственно выступает в пьесах Шекспира. Крупнейшими драматургами второй половины XVI в. были также Кристофор Марло и Вен Джонсон.

Во второй половине XVI в. на основе роста национального сознания в Англии повысился интерес к прошлому страны, что привело к появлению ряда исторических сочинений в форме хроник, среди которых наибольшую популярность имели изданные в 1578 г . «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Р. Холиншеда; ими пользовался Шекспир, когда писал свои пьесы-хроники. В. Кэмден наряду с историческими сочинениями составил большое политико-экономическое и географическое описание Англии и Ирландии. Р. Хаклуит, отвечая возросшему интересу буржуазно-дворянских кругов к географическим открытиям и колониальной экспансии, опубликовал в 1598 г . собранные им документы о путешествиях и открытиях англичан.

Под влиянием гуманизма излюбленным жанром в английской живописи XVI в. стал портрет; в нем реалистические приемы изображения вытесняли прежний схематизм и условность в изображении человека. Этому немало способствовал крупный немецкий художникгуманист Ганс Гольбейн Младший, который был одно время придворным художником Генриха VIII и написал ряд портретов в реалистической манере. В архитектуре было заметно стремление перейти от средневековых приемов зодчества к новой архитектуре эпохи Возрождения. Так, в XVI в. появился английский национальный стиль в архитектуре – «тюдор».

Во второй половине XVI в. формировались взгляды Фрэнсиса Бэкона (1561-1626) – английского гуманиста и философа, родоначальника английского материализма и вообще опытных наук новейшего времени — Бэкон был сыном лорда – хранителя печати при Елизавете Тюдор. После окончания Кембриджского университета он несколько лет пробыл в Париже при английском после, затем имел юридическую практику в Лондоне, в 1584 г . стал членом парламента, а при Якове Стюарте – лордом – хранителем печати, канцлером Англии и был вознагражден за службу королю титулами барона и виконта.

Ф. Бэкон был идеологом буржуазии и нового дворянства эпохи первоначального накопления. В своих философских работах, главная из которых «Новый Органон» (1620), он утверждал, что чувства человека составляют источник знания. Исходя из этого, он подверг резкой критике средневековую схоластику и разработал индуктивный метод познания человеком природы, главными чертами которого были «индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент» — Благодаря этому методу, утверждал Бэкон, наука даст человеку власть над природой, увеличит его могущество и улучшит его жизнь. «Человек-мастер своей судьбы»,-поучал он, и советовал индивиду направить свой ум на познание ценности всех вещей с точки зрения достижения собственного счастья, «заботясь об этом непрестанно». При этом, как гуманист, он считал, что для достижения счастья главным являются не деньги, а душевные качества человека – его талант, мужество, отвага, стойкость, скромность, трудолюбие. Однако этика Бэкона явно приобретала черты буржуазного индивидуализма. Он возвел предприимчивость и личный успех в добродетель, оправдывал обогащение и все его пути и средства – колониальную экспансию, торговлю и мореплавание, ростовщичество, наживу от королевских монополий, т. е. все виды деятельности буржуазии в эпоху первоначального накопления и успешного развития капиталистического уклада. Приобретение богатства – не только источник счастья для индивида, но, если оне соединяется с добродетельным поведением приобретателя, оно превращается в общее благо. «Добродетель с помощью богатства становится общим благом». Но при этом Бэкон предупреждал: «Остерегайтесь того, чтобы, делая слепок, не разбить оригинал. Потому что бог создал любовь к самим себе оригиналом а любовь к ближнему – слепком».

В своих политических взглядах Бэкон был сторонником абсолютной монархии английского типа – сильный король должен опираться на парламент и управлять страной вместе с ним. Свои этические и социально-политические взгляды Бэкон изложил в произведении «Опыты и наставления, нравственные и политические», которое впервые было издано в 1597 г ., быстро получило популярность и несколько раз переиздавалось.

После смерти Елизаветы в 1603 г . английский престол перешел к новой династии Стюартов. В период царствования Якова 1 (он же Яков VI, король Шотландии) и Карла 1 в стране сложились экономические, политические и идеологические предпосылки буржуазной революции, усилился кризис абсолютизма, первые симптомы которого появились при Елизавете, возникла революционная ситуация Английская буржуазная революция началась в 1640 г . Она положила начало новой истории человечества.

Обострение классовой борьбы в деревне и социальных противоречий в городах

Обострение классовой борьбы в деревне и социальных противоречий в городах Сеньориальная реакция и «рабочее законодательство» привели к значительному обострению классовой борьбы в английской деревне. От «рабочего законодательства» страдала главным образом

Обострение социальных противоречий в середине XIII в.

Обострение социальных противоречий в середине XIII в. После смерти Иоанна Безземельного в 1216 г. во время малолетства Генриха III вся власть оказалась в руках баронов. В годы же начавшегося самостоятельного правления Генрих III становится на путь продолжения политики своего

Обострение социальных противоречий

Обострение социальных противоречий К середине II в. социальные противоречия в римском государстве до­стигли огромной остроты. Основным среди них было противоречие меж­ду рабами и рабовладельцами. К моменту окончания первого, самого круп­ного тура римских завоеваний

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи Однако смягчение формы эксплуатации вовсе не означало понижения нормы, т. е. степени эксплуатации. Наоборот, чем более углублялся кри­зис рабовладельческого хозяйства, тем сильнее проявлялось

ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ

ОБОСТРЕНИЕ В НАЧАЛЕ XVI В. СОЦИАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ Большинство среднего слоя городского населения (бюргерства) включало богатых, средних и часть мелких собственников – мастеров, ремесленников, торговцев, страдавших от непосильных налогов, от

Прибалтика под властью Швеции и Речи Посполитой в конце XVI в.

и начале XVII в.[44]

Прибалтика под властью Швеции и Речи Посполитой в конце XVI в. и начале XVII в.[44] Политическая карта Прибалтики после окончания Ливонской войны стала не менее пестрой, чем она была до этих событий. Речь Посполитая захватила в свое владение северную часть Латвии (к северу от

КУЛЬТУРА АНГЛИИ В XVI — НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

КУЛЬТУРА АНГЛИИ В XVI — НАЧАЛЕ XVII ВЕКА Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, открытой общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное

СМУТА В РОССИИ В КОНЦЕ XVI — НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

СМУТА В РОССИИ В КОНЦЕ XVI — НАЧАЛЕ XVII ВЕКА То, что происходило в стране в первые два десятилетия XVII в., навсегда врезалось в ее историческую память. Общество раскололось на несколько лагерей, принципы корпоративной и родовой солидарности, верной службы под присягой были

СМУТА В РОССИИ В КОНЦЕ XVI-НАЧАЛЕ XVII ВЕКА

СМУТА В РОССИИ В КОНЦЕ XVI-НАЧАЛЕ XVII ВЕКА Замятин Г.А. Россия и Швеция в начале XVII века. СПб., 2008.Павлов А.П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584–1605). СПб., 1992.Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI–XVII в.: 5-е изд. М., 1995.Скрынников

Обострение классовых противоречий

Обострение классовых противоречий Борьба между свободными общинниками и рабовладельческой знатью, как и между различными группировками знати, получает все большее распространение при становлении рабовладельческого строя в период складывания и развития

Москва в конце XVI — начале XVII вв.

Москва в конце XVI — начале XVII вв. Иностранцы, посещавшие Москву на рубеже XVI–XVII вв., восхищались размерами города и многочисленностью его строений. Авторы дошедших до нас описаний Московии сообщают различные сведения о численности дворов, монастырей, церквей и

Обострение социальных противоречий

Обострение социальных противоречий К середине II в. социальные противоречия в римском государстве до­стигли огромной остроты. Основным среди них было противоречие меж­ду рабами и рабовладельцами. К моменту окончания первого, самого круп­ного тура римских завоеваний

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи

Обострение социальных противоречий и подготовка общего кризиса империи Однако смягчение формы эксплуатации вовсе не означало понижения нормы, т. е. степени эксплуатации. Наоборот, чем более углублялся кри­зис рабовладельческого хозяйства, тем сильнее проявлялось

Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века

Глава II Обострение социальных и национальных противоречий в Чехии в начале XV века В конце XIV — начале XV века в недрах феодального хозяйства всё больше развивались товарно-денежные отношения, что было неразрывно связано с ростом производительных сил в деревне и городе.

Сиам в конце XVII— начале XVIII в

Сиам в конце XVII— начале XVIII в Известие о перевороте в Сиаме не охладило Ташара, хотя ему пришлось распустить 100 своих «добровольцев». Едва узнав о воцарении Петрачи, он стал разрабатывать планы новых интриг, построенные на уважении, которое сын Петрачи Лыанг Сорасак питал

Экономические мотивы вооруженного конфликта

В первобытные времена племена воевали друг с другом, чтобы расширить свои охотничьи угодья и увеличить запасы продовольствия. В ранние исторические войны великие миграционные перемещения привели к борьбе за пищу и богатство между цивилизациями. В Древней Греции Ксенофонт побудил греков напасть на богатую, но слабую Персидскую империю. Фукидид классно объяснил Пелопоннесскую войну с точки зрения неравномерного роста богатства и власти между Афинами и Спартой. Кроме того, Платон объяснил в Республика  как рост населения и конкуренция между штатами за землю привели к началу войны. А Демокрит исследовал разрушительные экономические последствия войн (Robinson 1900, 588-591, Mills 2002, 42). Возвышение Римской империи было основано на завоевании провинций, которые постоянно снабжали Рим рабами, доходами и материальными благами. В Средние века все виды войн были в той или иной степени экономически мотивированы, в том числе и крестовые походы, которые по праву приносили христианам все богатства «неверных». Кроме того, наполеоновские войны — и многие из тех, что последовали за ними — были связаны с приобретением торговых или торговых путей и были отнесены к категории торговых войн. Поэтому, как сказал Эдвард Ван Дайк Робинсон (1900) заметил на рубеже 20-го века, основная причина всех войн была экономической. Политические и экономические науки являются основными площадками для обсуждения экономических мотивов вооруженных конфликтов. Тем не менее, до недавнего времени военные исследования в основном были сосредоточены на возникновении этого явления в западном мире или объясняли глобальные события с западной точки зрения. Кроме того, исследования войн были неполными, поскольку они в основном касались возникновения международных войн и, в частности, системных войн. В этом отношении меркантилизм, либерализм, марксизм и политический реализм предоставили наиболее влиятельные объяснения экономических причин войны. Действительно, большая часть этих исследований сосредоточена на влиянии торговли на войну, то есть на том, уменьшают ли экономическая взаимозависимость и торговые отношения вероятность межгосударственной войны или увеличивают ее. Меркантилистская мысль была распространена в Европе с 16 по 18 века. Его появление сопровождало и способствовало централизации власти в европейских государствах. Среди его сторонников были бизнесмены, политики и профессора, а его содержание варьировалось от одной страны к другой (Coulomb 2004, 13-15). Этот факт побудил Гарри Г. Джонсона (1974, 3) утверждать, что меркантилизм «был совокупностью часто противоречащих друг другу идей, выраженных с разной степенью ясности людьми самого разного уровня интеллекта и способности рассуждать». В целом меркантилисты рассматривали международные экономические отношения как игру с нулевой суммой: выгоды каждой страны происходили за счет другой. В результате они предположили, что интерес государств связан с приобретением всеми способами, т. е. с применением принуждения, монопольного контроля над ресурсами и иностранными маркерами (Anderton 2003, 211). В то время как одни меркантилисты (например, Антуан де Монкрестьен) выступали за то, чтобы их страна достигла автаркии, другие (например, Фрэнсис Бэкон и Симон Клеман) предлагали расширение экспорта и сокращение импорта (Coulomb 2004, 19). -21). Общим принципом различных меркантилистов была вера в важность положительного торгового баланса для достижения политических целей и финансирования войн. Меркантилизм обвиняли в стимулировании национализма и ксенофобии, а также в оправдании коммерческих войн своего времени (Coulomb 2004). В ответ меркантилистам со 2-й половины 18 в. либералы выступали за умиротворяющее действие торгово-экономических отношений. Монтескье писал в  Дух законов  ([1748]1989, 338) что торговля:

«шлифует и смягчает варварские нравы […] Естественным результатом торговли является приведение к миру. Две нации, которые торгуют друг с другом, становятся взаимно зависимыми; если один заинтересован в покупке, другой заинтересован в продаже, и все союзы основаны на взаимных потребностях». аргумент о пользе благоприятного торгового баланса как абсурдный. Он утверждал, что имеет смысл импортировать товары, стоимость внутреннего производства которых намного выше (Smith [1776] 2007, 29).4-295). Экономическая взаимозависимость и свободная торговля приносили странам и их гражданам выгоды, которые они не могли легко поставить под угрозу, начав войну. Смит также бросил вызов меркантилистской вере в преимущества колонизации. Он утверждал, что содержание колоний ослабляло метрополии, поскольку требовало выделения значительных военных ресурсов (Смит [1776] 2007, 383). Положительное влияние торговли на межгосударственный мир также было тщательно проанализировано Томом Пейном в  Здравый смысл  ([1776]1995) и  Права человека  ([1792]1995). Пейн ([1792]1995, 265-266) заметил, что коммерция:

«…это миролюбивая система, действующая, чтобы сплотить человечество, делая нации, а также отдельных людей полезными друг для друга. […] Если бы торговле было позволено действовать в той универсальной степени, на которую она способна, она уничтожила бы систему войны и произвела бы революцию в нецивилизованном государстве правительств». свободы торговли и заметил, что освобождение колоний устранит причину зависти и вражды между европейскими государствами. Бентам утверждал, что деколонизация снизит вероятность возникновения войны между европейскими странами по еще одной причине: отныне европейцам придется воевать друг с другом на своих территориях (Conway 19). 89, 96-97). В целом несколько либералов, таких как Джон Стюарт Милль, Ричард Кобден и Фредерик Бастиа, в середине XIX века поддержали предположение о том, что разрушительные последствия вооруженных конфликтов перевешивают любые ожидаемые от них выгоды, и выразили свою веру в вклад расширения свободы. торговли для укрепления мира. Однако франко-прусская война 1870 г., ухудшение отношений между рядом великих держав в 1880-х гг. (например, между Австрией и Россией и между Великобританией и Россией) и экономический спад того времени, породивший протекционистскую политику, подорвали уверенность в либеральных рассуждениях. Хотя Норман Энджелл в начале 20 века рассуждал о вреде войн и предсказывал уменьшение жестокости войн будущего (Навари 1989, 341), начало Первой мировой войны во многом подорвало доверие к либеральному тезису. Кроме того, господство меркантилизма в 1930-е годы, начало Второй мировой войны и соперничество времен холодной войны на несколько десятилетий препятствовали развитию теории свободной торговли. Важность существования как мотива конфликта в мировой истории была подчеркнута Томасом Мальтусом в «Опыте принципа народонаселения » ([1798] 1998). Мальтузианская теория осветила причинно-следственную связь между ростом населения, нехваткой ресурсов и вспышкой конфликта. Этот аргумент был заимствован в начале 1970-е годы Назли Чукри и Робертом С. Нортом (1972), которые добавили к взаимосвязи роста населения и конфликтов фактор технологического роста, который увеличивает зависимость государства от доступа к ресурсам. Либеральные аргументы подверглись критике со стороны марксистских аналитиков. Карл Маркс сам не разработал теорию войны; он не был озабочен и международной политикой. Его анализ был сосредоточен в основном на внутренней политике и конфликтах между классами в капиталистический период (Леви и Томпсон, 2010, 86; Кулон, 2004, 114). Маркс предвидел, что самой важной и последней войной будет борьба классов. Эта война приведет к замене капитализма коммунизмом. Это также положило бы конец всем антагонизмам и конфликтам между народами. Маркс и Энгельс отвергли свободную торговлю как политику, направленную на служение интересам буржуазии. Торговля дала временное решение проблемы снижения нормы прибыли в капиталистических странах. Тем не менее Маркс предсказывал, что свободная торговля перенесет внутренние противоречия капитализма на международный уровень и, как следствие, ускорит крушение капитализма (Coulomb 2004, 118–120). Что касается колонизации, работа Маркса включала конкретные ссылки на случаи Ирландии, Индии и Китая. Его признание вклада британской политики в модернизацию Индии было расценено как смущающее его последователей, которые хотели связать марксизм с поддержкой самоопределения (Брюэр 19).90, 54-56). Однако его анализ следует читать в контексте его общего рассмотрения капитализма как необходимого этапа на пути к социализму (Wolfe 1997, 389). Несмотря на то, что Маркс никогда не использовал термин «империализм», Патрик Вулф (1997, 389) заметил, что «большинство теоретиков империализма утверждали, что продвигают его идеи». Не менее интересен тот факт, что марксистские дебаты об империализме в значительной степени сформировались под влиянием либеральной работы, а именно работы Джона А. Хобсона « Imperialism: A Study 9».0004  ([1902]2006).[1] Хобсон объяснил империализм с точки зрения недостаточного потребления в капиталистических странах. В частности, промышленники заняли монопольное положение в своих странах и получили возможность определять цены. В результате они добились значительных сбережений капитала, которые превышали инвестиционные возможности в их национальной экономике. Капиталистам впоследствии необходимо было направить капитальные вложения и избыточное производство на новые рынки. Учитывая, что колониальные державы навязывали протекционистские режимы в районах, находящихся под их контролем, капиталистические страны должны найти неосвоенные территории для своих излишков производства и сбережений. Гобсон утверждал, что империализм благоприятствует милитаризму, и предсказывал, что появление новых индустриальных стран может повлечь за собой начало войны за передел территорий (Этерингтон 19). 82, 23). Рудольф Гильфердинг представил в Finance Capital ([1910]1981) первое марксистское описание империализма. Гильфердинг ([1910]1981, 21) утверждал, что возникла новая стадия капитализма, главной чертой которой является концентрация и «близость» банковского и промышленного капитала в форме финансового капитала. Последние стремились к господству во внутренней экономике с установлением монополий. Финансовый капитал также проводил агрессивную политику вывоза капитала даже в другие промышленно развитые страны. Оно также оказывало давление на государства не только для защиты тарифами сохранения своих позиций на внутреннем рынке, но и для расширения размера национального рынка, в случае необходимости, даже с применением силы (Гильфердинг [19].10]1981, 334-335). Гильфердинг ([1910]1981, 366–367) утверждал, что для предотвращения войны необходимо сопротивление пролетариата и среднего класса. Тем не менее он не исключал возможности того, что крупнейшие фирмы могут в долгосрочной перспективе достичь «общеотраслевого соглашения» для сохранения своих интересов (Hilferding [1910] 1981, 360–361). В 1914 году, после начала первой мировой войны, Карл Каутский писал, что, как правило, промышленные зоны преобладают над аграрными. Капиталистические государства сохраняли заинтересованность в расширении аграрных зон, с которыми они поддерживали торговые отношения. В результате империалистические государства вступили в ожесточенную конкуренцию за контроль над аграрными зонами, переросшую в опасную гонку вооружений и развязывание первой мировой войны. Каутский ([1914] 1970, 46) высказался за то, что исходом войны может стать новая фаза капитализма, так называемый «ультраимпериализм», в котором сильнейшие империалистические государства могут согласиться осудить гонку вооружений и сформировать политический картель для совместного господства над аграрные районы. В целом Каутский следовал прогнозу Гильфердинга о возможной мирной эволюции капитализма, но не поддерживал также его анализ о преобладании банковского дела над промышленным капиталом. Роза Люксембург представила еще один влиятельный марксистский подход к империализму и подчеркнула, что капитализму необходимо расширяться в докапиталистических областях, чтобы создавать «прибавочную стоимость». В связи с этим целью империализма было «установление исключительного и всеобщего господства капиталистического производства во всех странах и во всех отраслях промышленности» (Люксембург [19].16]2003, 397). Однако империализм не собирался давать ожидаемого результата: он даже способствовал бы концу капитализма. Это связано с тем, что капитализм страдал от «болезни» милитаризма, которая вызвала бы развязывание войны, «несмотря на полную нерешительность целей и мотивов конфликта» (Люксембург [1900] 1999, глава 4). Люксембург утверждала, что имперская фаза началась с чередой войн в конце 19 века. Отличительной чертой империализма было стягивание борьбы индустриальных стран с периферии на их собственную территорию в Европе. Отсюда Люксембург изображала Первую мировую войну как борьбу за территориальный передел мира между ведущими капиталистическими странами (Этерингтон 19).82, 11-12). Наиболее известный подход к империализму был сформулирован Владимиром Лениным в книге «Империализм: высшая стадия капитализма » ([1916]1966). Тем не менее, вопреки общественному мнению, работа Ленина обладала ограниченной теоретической оригинальностью (Brewer 1990, 116, Winslow 1931, 730). Он объединил и воспроизвел многие выводы его предшественников (например, рассуждение Гильфердинга о финансовом капитале и вывозе капитала, а также взгляд Бухарина на империализм как на особую стадию развития). Действительно, Ленину в первую очередь приписывают придание марксистскому подходу к империализму «догматической последовательности и большую часть его возможного влияния» (Fieldhouse 19).61, 192). Как признавал сам Ленин, особое внимание уделял критике «каутскианства». Ленин заклеймил Каутского и Гильфердинга как «экс-марксистов», отрекшихся от революционных принципов марксизма. Это потому, что они верили, что может возникнуть мирная стадия капитализма. Ленин изображал ультраимпериализм как «ультрабессмыслицу» ([1916]1966, 87) и утверждал, что не может быть мира между империалистическими державами, а только перемирие между периодами войн ([1916]1966, 111). Таким образом, марксисты начала 20 века разделились в своих прогнозах об исходе империализма и будущем направлении капитализма. Марксистско-ленинская империалистическая теория подвергалась критике со стороны как либералов, так и политических реалистов за ее детерминизм, приуроченность к капиталистическому периоду и сосредоточенность на определенном типе ведения войны. Более того, марксистская теория не давала должного объяснения крупной войне своего времени (например, Первой мировой войне), в которой соперничающие колониальные державы в конечном итоге сражались на одной стороне (Levy and Thompson 2010, 89).-91). Марксистская мысль холодной войны (т. е. Пол Бэран и сторонники теории зависимости) отошла от изучения империалистического милитаризма и сосредоточилась на проблеме отсталости третьего мира в контексте деколонизации. Вторя многим меркантилистским взглядам, политические реалисты подчеркивали с 1940-х годов способность торговли вызывать экономическую конкуренцию и соперничество. В 1939 году Карр писал в «Кризисе двадцати лет», что свободная торговля не приносила равных выгод всем странам из-за несовершенства рынка. Государства, получающие меньше выгод, могут с подозрением относиться к мотивам и намерениям тех, кто получает больше всего выгод от торговли, и опасаться их. Следовательно, первые могут прибегнуть к войне против вторых, чтобы восстановить равенство в распределении доходов (Карр [19].39]2001, 42-61). По словам Кеннета Вальца, экономическая взаимозависимость может даже увеличить вероятность вооруженного конфликта. По его собственным словам, «невозможно начать войну, если потенциальные участники не будут каким-либо образом связаны» (Waltz 1979, 138). Более того, Уолтц утверждал, что государства обеспокоены степенью своей зависимости от внешних поставщиков. Государства воспринимают зависимость от других как источник уязвимости и «подобно другим организациям, государства стремятся контролировать то, от чего они зависят, или уменьшать степень своей зависимости» (Waltz 19).79, 106). Джон Дж. Миршеймер (1990, 45) развил рассуждения Уолтца и добавил, что государства боятся того, что в случае кризиса или войны противники могут шантажировать их или прервать поток поставщиков. А Барри Бьюзен (1984, 623) пришел к выводу, что соображения безопасности, а не сама международная экономическая структура, сыграли важную роль в решении стран начать войну. В целом в период холодной войны литература по военным вопросам была в подавляющем большинстве занята спектром стратегической войны и касалась вопросов ядерного сдерживания, контроля над вооружениями и разоружения, а не изучения экономических причин конфликтов. [1] Обсуждение влияния работы Ричарда Кобдена на Дж. А. Хобсона см. в Cain (1978).

Германия | Факты, география, карты и история

флаг Германии

Аудио файл: Гимн Германии (см. статью)

Смотреть все СМИ

Глава правительства:
Канцлер: Олаф Шольц
Капитал:
Берлин 3
Население:
(оценка 2023 г.) 85 887 000
Курс обмена валюты:
1 доллар США равен 0,912 евро
Глава государства:
Президент: Франк-Вальтер Штайнмайер

Посмотреть все факты и статистику →

21 апреля 2023 г. , 13:23 по восточному времени (AP)

Мужчина, наехавший на пешеходов в Берлине, осужден за убийство

Немецкий суд признал виновным 30-летнего мужчину, который водил в группы пешеходов в Берлине в прошлом году по одному обвинению в убийстве и 16 покушениях на убийство, приказав навсегда поместить его в психиатрическую больницу

21 апреля 2023 г., 10:44 по восточноевропейскому времени (AP)

Полиция Германии опубликовала фотографии беглого подозреваемого в нападении на спортзал человек получили серьезные ранения

21 апреля 2023 г., 9:40 по восточноевропейскому времени (AP)

Климатические активисты устраивают медленный марш по столице Германии в пятницу устроил редкую акцию протеста в движении, пройдя маршем по Берлину и вызвав пробки в некоторых частях столицы

21 апреля 2023 г., 4:15 по восточноевропейскому времени (AP)

Германия создает комиссию для рассмотрения нападения на Олимпийские игры в Мюнхене в 1972 г. нападение на Олимпийские игры в Мюнхене

21 апреля 2023 г., 3:00 по восточноевропейскому времени (AP)

Забастовки привели к остановке немецких железных дорог, пострадали 4 аэропорта также ведутся споры о параллельной оплате труда в четырех крупных аэропортах Германии

Германия , официально Федеративная Республика Германия , немецкий Deutschland или Bundesrepublik Deutschland , страна северо-центральной Европы, пересекающая основные физические подразделения континента, от внешних хребтов Альп на север через разнообразный ландшафт Центрально-Германской возвышенности, а затем через Северо-Германскую равнину.

Германия, одна из крупнейших стран Европы, отличается разнообразием ландшафтов: высокие отвесные горы на юге; песчаные холмистые равнины севера; лесистые холмы урбанизированного запада; и равнины сельскохозяйственного востока. В духовном сердце страны находится великолепный восточно-центральный город Берлин, который, подобно фениксу, восстал из пепла Второй мировой войны и теперь, после десятилетий разделов, является столицей воссоединенной Германии, и река Рейн, которая течет к северу от Швейцарии и прославляется в изобразительном искусстве, литературе, фольклоре и песнях. Вдоль его берегов и берегов его основных притоков, среди которых Неккар, Майн, Мозель и Рур, стоят сотни средневековых замков, церквей, живописных деревень, рыночных городов и центров обучения и культуры, включая Гейдельберг, место одного из старейших университетов Европы (основан в 1386 г.) и Майнц, исторически один из самых важных издательских центров Европы. Все они являются центральными элементами процветающей туристической экономики Германии, которая ежегодно привлекает в страну миллионы посетителей, привлеченных ее природной красотой, историей, культурой и кухней (включая ее знаменитые вина и пиво).

Название «Германия» долгое время описывало не какое-то конкретное место, а свободное, изменчивое государство германоязычных народов, которое на протяжении тысячелетий господствовало над большей частью Западной Европы к северу от Альп. Хотя Германия в этом смысле является древним образованием, немецкая нация в более или менее ее нынешнем виде возникла только в XIX веке, когда премьер-министр Пруссии Отто фон Бисмарк объединил десятки немецкоязычных королевств, княжеств, вольных городов, епископства и герцогства образовали Германскую империю в 1871 году. Этот так называемый Второй рейх быстро стал ведущей державой Европы и приобрел колонии в Африке, Азии и на Тихом океане. Эта заморская империя была разрушена после поражения Германии в Первой мировой войне и отречения императора Вильгельма II. За этим последовала экономическая депрессия, повсеместная безработица и политическая борьба, граничащая с гражданской войной, что привело к краху прогрессивной Веймарской республики и подъему нацистской партии под руководством Адольфа Гитлера. После прихода к власти в 1933 года Гитлер основал Третий рейх и вскоре после этого предпринял разрушительный крестовый поход по завоеванию Европы и уничтожению евреев, рома (цыган), гомосексуалистов и других.

Третий рейх распался в 1945 году под натиском союзных армий США, Великобритании, Советского Союза, Франции и других стран. Державы-победительницы разделили Германию на четыре зоны оккупации, а затем на две страны: Федеративную Республику Германии (Западная Германия) и Германскую Демократическую Республику (Восточная Германия), разделенные более 40 лет протяженной границей. В Восточной Германии эта граница была до падения ее коммунистического правительства в 19 г.89, отмечены защитными сооружениями, предназначенными для предотвращения побега. 185 квадратных миль (480 квадратных километров) «острова» Западного Берлина были точно так же окружены с 1961 по 1989 год Берлинской стеной, проходящей через город, и хорошо охраняемым забором из проволочной сетки в районах, примыкающих к сельской местности Восточной Германии. Хотя Берлин был точкой воспламенения между Соединенными Штатами и Советским Союзом во время холодной войны, город утратил свое национальное и международное значение до 1989–1990 годов, когда народное и мирное восстание свергло правительство Восточной Германии и вскоре после этого восстановил единый Берлин как столица объединенной Германии.

Викторина «Британника»

Вы называете это!

Опыт превращения Берлина в современный и космополитический город после падения Берлинской стены

Посмотреть все видео к этой статье

После Второй мировой войны Германия приложила огромные усилия, чтобы увековечить память жертв и возместить ущерб преступлениям Холокоста, оказание сильной материальной и политической поддержки государству Израиль и активное преследование преступлений на почве ненависти и распространение неонацистской доктрины; последний стал проблемой в 1990-е годы с появлением в Германии антииммигрантских групп скинхедов и доступностью в Интернете книги Гитлера «Майн кампф ». Очевидно, что современная Германия изо всех сил пытается сбалансировать свои национальные интересы с интересами притока политических и экономических беженцев из дальних стран, особенно из Северной Африки, Турции и Южной Азии, притока, который разжигает этническую напряженность и пополняет ряды националистических политических партий. особенно в восточной Германии, где безработица была вдвое выше, чем на западе. Напряженность особенно обострилась во втором десятилетии 21 века, когда в результате революций Арабской весны и гражданской войны в Сирии в Германию прибыло более миллиона мигрантов.

Знайте об истории превращения Берлина, а не Бонна, в столицу воссоединенной Германии

Посмотреть все видео к этой статье

Конституция республики, принятая в 1949 году Западной Германией, создала федеральную систему, которая дает значительные полномочия правительству в его состав Länder (штаты). До объединения было 11 западногерманских земель Länder (включая Западный Берлин, имевший особый статус земли без права голоса), но с присоединением Восточной Германии их теперь 16 Länder в объединенной республике. Самая большая из земель — Бавария (Bayern), самая богатая — Баден-Вюртемберг, самая густонаселенная — Северный Рейн-Вестфалия (Nordrhein-Westfalen).

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Вопросы государственной важности, такие как оборона и иностранные дела, остаются за федеральным правительством. Как на уровне штатов, так и на федеральном уровне преобладает парламентская демократия. Федеративная Республика является членом Организации Североатлантического договора (НАТО) с 1955 и был одним из основателей Европейского экономического сообщества ( см. Европейский Союз). В течение четырех десятилетий раздела Федеративная Республика заключила ряд соглашений с Советским Союзом и Восточной Германией, которые она в некоторой степени поддерживала экономически в обмен на различные уступки в отношении гуманитарных вопросов и доступа в Берлин. Быстрое экономическое восстановление Западной Германии в 1950-х годах ( Wirtschaftswunder , или «экономическое чудо») вывело ее на лидирующие позиции среди мировых экономических держав, и эта позиция сохраняется.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *