Культура 14 15 века на руси: Русская культура в 14-15 веках

Русская культура в 14-15 веках

История России кратко

Во второй половине 14 века начинается новый подъем в русской культуре. Ослабленные после многих лет монголо-татарского ига и феодальной раздробленности, князья, наконец, начинают объединяться, что приводит к усилению государства и становится толчком к новому развитию культуры.

Последствия монголо-татарского ига для культуры

Было почти полностью потеряно деревянное зодчество, развитие каменного зодчества приостановилось;

Исчезли многие ремесла;

Были утеряны многие технологии в разных сферах культуры и жизни;

В упадок пришло летописание, живопись, прикладное искусство и литература.

Однако несмотря на нашествие, русская культура не переняла традиции монголо-татар и сохранила свою самобытность.

Центры культуры

Раздробленность и нашествия монгол привело к увяданию небольших культурных центров, однако все большее количество ремесленников и других мастеров находило пристанище в крупных княжествах. Так, центрами возрождения культуры стали Новгородская и Псковская земли, которым удалось сохранить старое наследие Киевской Руси.

Крупные княжества обладали большой силой, которая позволяла оказывать все большее сопротивление монгольским захватчикам. В результате, с усилением борьбы, стали появляться памятники культуры, которые стали отражением этой борьбы. Кроме того, намечается объединение земель, что также способствует развитию ремёсел и искусств.

Идея единства Руси и борьбы с захватчиками становится основной в культуре этого периода.

Со 2-ой половины 14 века начинается активная борьба с захватчиками, важным центром в этой борьбе становится Москва. Объединение князей вокруг Москвы также приводит к тому, что город становится и культурным центром.

Зодчество

Каменное зодчество, которое прекратило своё развитие на время нашествия начинает возрождаться. Начинается активное строительство храмов. Первым городом, который решился на восстановление после монголо-татарского ига стала Тверь, где был построен храм Спаса-Преображения. Следом за Тверью начали возрождаться и другие города.

Письменность

Стремление к единению и победе над захватчиками привело к тому, что стала активно развиваться литература и письменность. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и свидетельства, повествующие об этапах борьбы с монголо-татарами. Начали появляться многочисленные книги о походах, путешествиях, битвах, а также летописи событий.

Особое развитие получил жанр «хождений» — описание путешествий. Самыми яркими примерами этого жанра можно назвать книгу купца Афанасия Никитина – «Хождение за три моря» о путешествии в Индию.

Живопись

Вслед за началом строительства храмов, начинает активно развиваться живопись. Появляется собственная школа иконописи, активно используются фрески. Среди знаменитых мастеров того времени – Феофан Грек и Андрей Рублёв. Их кисти принадлежат многочисленные фрески, иконы и росписи самых прославленных соборов Руси.

К концу 15 века культура Руси находится в небывалом подъёме, активно развиваются все сферы искусства, создаются великие культурные памятники. Культура Руси окончательно оправилась от монголо-татарского нашествия и встала на путь развития и самоопределения.

Загрузка…

Русская культура XIV — первой половины XV вв.

Курс Культурология. Разработано О. Г. Петровой Русская культура XIV — первой половины XV вв.

Монголо-татарское нашествие 1237-1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западе Древней Руси поставили страну на край гибели. Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом и подъемом национально-патриотических настроений. Об ожесточенных сражениях с захватчиками и страшном опустошении Русской земли рассказывают летописные повести о битве на Калке в 1223 г., «Слово о погибели Русской земли» (после 1240 г.), «Житие Александра Невского» ( 1263-1280). Память о нашествии на Русь сохранилась в произведениях более позднего времени — «Повесть о разорении Рязани Батыем» (XIV в.), «Китежская легенда». Последний памятник представляет собой цикл преданий о легендарном граде Китеже, погрузившемся в озеро Светлояр и таким образом спасшемся от разорения монголо-татарами.

Цикл слагался на протяжении многих веков и окончательно оформился в старообрядческой «Книге, глаголемой летописец» (конец XVIII в.).

Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличием удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Победе на Куликовом поле посвящено наиболее выдающееся произведение этого времени «Задонщина» (от места битвы — за Доном). Оно написано в жанре исторической повести рязанцем Софонием в 80-е гг. XIV в. Автор сопоставляет события современной ему жизни с событиями, описанными в «Слове о полку Игореве«. Победа на Куликовом поле — это как бы отмщение за поражение войск Игоря Святославовича. Эта победа восстановила славу и могущество Русской Земли.

Широкое развитие получило зодчество, в первую очередь в Новгороде и Пскове — городах, политически менее зависимых от монгольских ханов. В XIV-XV вв. Новгород был одним из крупнейших центров развития искусства, экономической и политической жизни.

Русские зодчие того времени продолжали традиции архитектуры домонгольского периода. Они использовали кладку из грубо отесанных известняковых плит, валунов и частично кирпича. Такая кладка создавала впечатление силы и мощи. Эту особенность новгородского искусстватак отметил академик И. Э. Грабарь (1871-1960): «Идеал новгородца — сила, и его красота — красота силы».

Результат новых исканий и традиций старого зодчества — церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). Образцы нового стиля —церковь Федора Стратилата (1360 -1361) и церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374). Для этого стиля характерны нарядное внешнее убранство храмов, украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами, а ниш — фресками. Церковь Спаса Преображения, расположенная в торговой стороне Новгорода, представляет собой типичный крестово-купольный храм в четыре мощных столба и одной главой.

Одновременно с храмовым в Новгороде велось и крупное гражданское строительство. Новгородские мастера совместно с немецкими построили Грановитую палату (1433) для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный кремль. Кремль (до XIV в. назывался детинец) — центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включал в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений. Обычно кремль располагался на высоких местах, на берегу реки или озера и был ядром города. В настоящее время сохранен кремль в Москве, Новгороде, Пскове, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске и других русских городах.

Другим крупным хозяйственным и культурным центром в то время был Псков. Город напоминал крепость, архитектура зданий — суровая и лаконичная, почти полностью лишенная декоративных украшений. Длина стен большого каменного кремля составляла почти девять километров.

Псковские строители создали особую систему перекрытия зданий со взаимно перекрещивающимися арками, что впоследствии дало возможность освободить храм от столбов. Псковские мастера завоевали на Руси всеобщую известность и оказали большое влияние на московское строительство. 

В Москве каменное строительство началось во второй четверти XIV в. К этому времени относится сооружение белокаменной крепости Московского Кремля.

Московский Кремль — древнейшая центральная часть Москвы на Боровицком холме, на левом берегу реки Москвы. В 1366-1367 гг. были возведены стены и башни из белого камня. В 1365 г. был построен белокаменный

собор Чуда Архангела Михаила, у юго-восточного крыла был возведен придельный храм Благовещения. В последующее время на территории Московского Кремля были построены новые храмовые и гражданские строения.

Велось строительство и в других городах — Коломне, Серпухове, Звенигороде. Крупнейшей постройкой того времени был Успенский собор в Коломне — шестистолпный городской собор, поднятый на высоком подклете, с галереей.

Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества — Успенский собор в Звенигороде (ок. 1400), Собор Саввина Сторожевского монастыря близ Звенигорода (1405) и Троицкий собор Троице-Сергиевого монастыря (1422).

Новым направлением в московской архитектуре стало стремление к преодолению «кубичности» и созданию новой, устремленной вверх композиции здания за счет ступенчатого расположения сводов.

История русской живописи XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением истории живописи домонгольского периода. Иконопись развивается также в Новгороде и Пскове. Новгородская иконопись в XIV в. в отличие от фресок развивалась медленно. На иконах писалось, как правило, единоличное изображение святого. Если же на одной иконе писалось несколько святых, их не связывало какое-либо действие, они изображались фронтально. Этим достигалась сила воздействия. Новгородские иконы этого периода характеризует лаконичная композиция, четкий рисунок, чистота красок, безупречная техника.

Стенную живопись на Руси этого времени относят к «золотому веку». Широкое распространение наряду с иконописью получила фреска — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. В XIV в. фресковая живопись оформляется композиционно, пространственно, вводится пейзаж, усиливается психологизм изображения. Особенно проявились эти новшества в знаменитых новгородских фресках церкви

Федора Стратилата (1360) и церкви Успения на Волотовом поле (1352; разрушен во время Великой Отечественной войны).

Особое место среди художников XIV-XV вв. занимает гениальный Феофан Грек (ок. 1340 — после 1405). Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, а затем и Русь. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека — фрески, иконы отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.

В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода: новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московский период творчество Феофана Грека характеризует его уже как художника, обретшего спокойствие и уравновешенность.

В Новгороде Феофан Грек расписал церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1378). Эти росписи сохранились фрагментарно. Характеристика изображенных святых отмечена строгой индивидуальностью, каждая фигура живет обособленной жизнью, наполнена внутренним движением. Феофан Грек воплотил в своих персонажах одухотворенность человека; его внутреннюю силу.

В Москве Феофан Грек совместно с Симеоном Черным расписывает церковь Рождества Богородицы (1395-1396) с приделом Лазаря, Архангельский собор в Кремле (1399), вместе со старцем Прохором с Городца и Андреем Рублевым — Благовещенский собор в Кремле (1405). Для иконостаса этого собора он использовал доски высотой более двух метров. Искусство Феофана Грека определило в эти годы развитие московской живописи.

Другим известным мастером этого времени был великий русский художник Адрей Рублев (ок. 1360/70-ок. 1430), монах Андроникова монастыря (тогда под Москвой), в котором он умер и похоронен. Его творчество знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета. Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы.

Андрей Рублев участвовал в создании росписи и икон в старом Благовещенском соборе в Московском Кремле (1405), Успенском соборе во Владимире (1408), Троицком соборе в Троице-Сергиевой лавре (1425 — 1427), Спасском соборе Андроникова монастыря (1420-е гг.).

В отличие от творчества Феофана Грека искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно-светлым настроением, состоянием гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля — лирическая умиротвореннность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.

Наиболее известное его произведение, совершенное по исполнению, икона «Троица» (хранится в Государственной Третьяковской галерее). Она была написана для иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде. На иконе с редкой художественной силой выражена гуманистическая идея согласия и человеколюбия, дан обобщенный идеал нравственного совершенства и чистоты. Образ Бога в трех лицах представлен в изображении трех ангелов, все три фигуры составляют круговую композицию вокруг чаши. Душевная чистота, ясность, выразительность, золотистый колорит, единый ритм линий с большой силой воплощают идею гармонии.

Среди сохранившихся произведений Андрея Рублева фрески на тему «Страшный суд» в Успенском соборе во Владимире (1408). В отличие от традиционного изображения образы Рублева полны человечности, нет излишней суровости.

Сохранился также иконостас в Троице-Сергиевом монастыре (1424-1426), который Андрей Рублев расписывал со своими учениками. Его кисти принадлежат изображения Павла и Михаила-архангела. В конце жизни Андрей Рублев расписал собор в Андрониковом монастыре.

 

 

 

 

 

 

 

 

Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы

Самарканд – перекресток культур

Выдающаяся общечеловеческая ценность

Краткое обобщение

Исторический город Самарканд, расположенный в большом оазисе в долине реки Зеравшан, в северо-восточном регионе Узбекистана, считается перекресток мировых культур с историей, насчитывающей более двух с половиной тысячелетий. Свидетельства поселений в этом регионе восходят к 1500 г. до н.э., при этом наибольшее развитие Самарканд получил в период Темуридов, с 14 по 15 века, когда он был столицей могущественного государства Темуридов.

Историческая часть Самарканда состоит из трех основных частей. На северо-востоке находится городище Афросиаб, основанное в VII веке до нашей эры и разрушенное Чингисханом в XIII веке, сохранившееся как археологический заповедник. Археологические раскопки выявили древнюю цитадель и укрепления, дворец правителя (построенный в 7 веке с важными настенными росписями), жилые и ремесленные кварталы. Есть также остатки большой древней мечети, построенной с 8 по 12 века.

Южнее расположены архитектурные ансамбли и средневековый город Темуридской эпохи XIV-XV вв., сыгравшие важнейшую роль в развитии градостроительства, архитектуры и искусства региона. Старый город по-прежнему содержит значительные участки исторической ткани с типичными узкими улочками, разделенными на районы с социальными центрами, мечетями, медресе и жилыми домами. Традиционные узбекские дома имеют один или два этажа, а помещения сгруппированы вокруг центральных дворов с садами; построены из сырцового кирпича, дома имеют расписные деревянные потолки и настенные украшения. Вклад темуридских мастеров в проектирование и строительство исламских ансамблей имел решающее значение для развития исламской архитектуры и искусства и оказал большое влияние на весь регион, что привело к достижениям Сефевидов в Персии, Моголов в Индии, и даже османы в Турции.

К западу находится территория, соответствующая пристройкам 19 и 20 веков, построенным русскими в европейском стиле. Современный город простирается вокруг этой исторической зоны. Этот район представляет собой традиционную преемственность и качества, которые отражены в структуре квартала, небольших центрах, мечетях и домах. Во многих домах сохранились расписанные и украшенные интерьеры, сгруппированные вокруг дворов и садов.

Основные памятники включают мечеть Регистан и медресе, первоначально построенные из сырцового кирпича и покрытые декоративной керамической плиткой, мечеть и мавзолей Биби-Ханум, комплекс Шахи-Зинда, который включает в себя ряд мечетей, медресе и мавзолей, и ансамбли Гур-Эмир и Рухабад, а также остатки обсерватории Улуг-Бека.

Критерий (i): Архитектура и городской пейзаж Самарканда, расположенного на перекрестке древних культур, являются шедеврами исламского культурного творчества.

Критерий (ii): Самаркандские ансамбли, такие как мечеть Биби-Ханум и площадь Регистан, сыграли основополагающую роль в развитии исламской архитектуры во всем регионе, от Средиземноморья до Индийского субконтинента.

Критерий (iv): Исторический город Самарканд своим искусством, архитектурой и городской структурой иллюстрирует наиболее важные этапы культурной и политической истории Центральной Азии с 13 века до наших дней.

Целостность

Различные исторические этапы развития Самарканда от Афросиаба до Темуридского города, а затем до развития 19-го века происходили параллельно, а не друг над другом. Эти различные элементы, отражающие этапы расширения города, были включены в границы собственности. Зарегистрированный объект окружен более поздними застройками, часть которых находится в буферной зоне. Афросиаб был частично раскопан, и темуридская и европейская части города сохраняются как живые исторические городские районы.

Основные памятники находятся в хорошем состоянии. Некоторые средневековые особенности были утрачены, например, городские стены и цитадель, а также части традиционных жилых построек, особенно в районах, окружающих основные памятники. Тем не менее, он по-прежнему содержит существенную городскую структуру традиционных исламских кварталов с некоторыми прекрасными образцами традиционных домов.

Несмотря на это, существует несколько факторов, которые могут сделать целостность объекта уязвимой и требуют постоянного управления и действий по сохранению.

Подлинность

Архитектурные ансамбли Самарканда, а также археологические памятники Афросиаба сохранили все характерные черты, связанные со стилем и техникой, и сохранили традиционные пространственные планы городского квартала. Однако неадекватные реставрационные вмешательства, а также проблемы, связанные с контролем изменений, особенно при строительстве современных зданий и модернизации частной собственности, повлияли на подлинность собственности и сделали ее уязвимой для дальнейших изменений.

Требования к охране и управлению

Имеются достаточные правовые положения для охраны наследия. Государственный Самаркандский историко-архитектурный заповедник создан Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан (26 мая 1982 года). На территории заповедника все строительные и благоустройство ведутся согласно рекомендациям Самаркандской областной инспекции по сохранению и реставрации объектов культурного наследия.

Общая ответственность за управление охраняемыми территориями возложена на Министерство по делам культуры и спорта и Самаркандское областное правительство. К органам управления, оказывающим влияние на сохранение и управление объектом, относятся Министерство культуры и спорта Республики Узбекистан и Главное научное управление по охране и использованию памятников культуры, хякимлики Самаркандской области и города Самарканда, Самаркандская областная Государственная инспекция по охране и использованию объектов культурного наследия. Решения о строительстве/реконструкции в пределах Самаркандского охранного заповедника принимаются по согласованию с Самаркандской областной государственной инспекцией по охране и использованию памятников или Научным советом по охране и использованию памятников в Самарканде. Крупные проекты получают одобрение на национальном уровне.

Областная государственная инспекция по охране и использованию культурного наследия отвечает за повседневную деятельность, связанную с памятниками, такую ​​как регистрация, мониторинг, технический надзор за консервацией и реставрацией или техническая экспертиза новых проектов, они выполняются Научным советом по охране и использованию памятников Самарканда, который получает функции Координационного комитета и должен играть главную роль в объединении всех сторон, заинтересованных в сохранении и развитии Самарканда. Принимая во внимание объем и сложность проблем, стоящих перед объектом, систему управления объектом можно укрепить за счет оперативного подразделения.

Постоянное выполнение Плана управления необходимо для обеспечения дальнейшего улучшения сотрудничества между различными национальными и местными властями и установления международных стандартов сохранения. Некоторые факторы, которые могут представлять угрозу условиям целостности и подлинности объекта, необходимо систематически устранять путем реализации комплексной стратегии сохранения, которая соответствует международно признанным стандартам сохранения, а также путем обеспечения соблюдения нормативных мер. Систему управления необходимо будет интегрировать в другие инструменты планирования, чтобы защитить существующую градостроительную матрицу и морфологию объекта всемирного наследия.

Финансирование осуществляется за счет государственного бюджета, внебюджетных источников и спонсорской помощи. Ресурсы, необходимые для всех аспектов сохранения и развития объекта, должны быть обеспечены для обеспечения непрерывной работы системы управления.

Шелковый путь: соединение людей и культур

Шелковый путь проходил через азиатский континент и представлял собой форму глобальной экономики, когда известный мир был меньше, но его было труднее пересечь, чем в наши дни. Сеть в основном сухопутных, но также и морских торговых путей, Шелковый путь простирался от Китая до Кореи и Японии на востоке и соединял Китай через Среднюю Азию с Индией на юге и с Турцией и Италией на западе. Система Шелкового пути существует уже более 2000 лет, и определенные маршруты со временем менялись. На протяжении тысячелетий высоко ценились шелк, хлопок, шерсть, стекло, нефрит, лазурит, золото, серебро, соль, специи, чай, лечебные травы, продукты питания, фрукты, цветы, лошади, музыкальные инструменты, а также архитектурные, философские и религиозные идеи. ездил по этим маршрутам. Сами дороги в целом были в плохом состоянии. Путешественникам в караванах приходилось преодолевать суровые пустыни, высокие горы, сильную жару и холод. Им пришлось столкнуться с бандитами и рейдерами, тюремным заключением, голодом и другими формами лишений. Те, кто плыл по морю, бросали вызов неуверенности погоды, плохо построенным кораблям и пиратам. Тем не менее, поскольку товары и идеи пользовались большим спросом и стоили высоких цен, придворных наград или духовных благ, они стоили того, чтобы перевозить их на большие расстояния.

С тех пор, как концепция « Seidenstrassen » или «Шелковый путь» была впервые придумана немецким геологом и исследователем бароном Фердинандом фон Рихтгофеном в 1877 году, «Шелковый путь» использовался как метафора европейского и азиатского культурного обмена. Хотя Шелковый путь был в значительной степени коммерческим, он служил средством для всех видов творческого обмена между чрезвычайно разными народами и культурами.

Принимая во внимание символическое значение Шелкового пути как разделения и обмена, несколько парадоксально, что желание контролировать одноименный товар, шелк, было настолько сильным. Древние китайцы веками хранили секрет производства шелка. Турки-османы и персы вели за него войну. Англичане и французы конкурировали за ограничение своих рынков. Но, несмотря на такие попытки, шелк перемещался по планете с удивительной легкостью и везде был средством культурного творчества. Степень заимствования и выбора техник и узоров, изобретения и открытия способов использования и стилей невероятна. Каждая культура, прикасавшаяся к шелку, добавляла к его украшению человечности.

И шелк появляется повсюду — на борту средневековых кораблей викингов, отплывающих из Константинополя, и в виде платков из Индии (банданы, от bandhana ) на шеях ковбоев на американском Западе. Термины, используемые для шелка, раскрывают его историю и влияние. Дамасский шелк, относящийся к стилю Дамаска, Сирия, на самом деле имеет китайское происхождение. Шелк шинуазри не китайский, а европейская имитация китайского стиля. Марта Вашингтон на инаугурации мужа надела платье из шелка Вирджинии, а коренные американцы научились вышивать шелком, чтобы украшать традиционную одежду. В 1910-го века Патерсон, штат Нью-Джерси, из всех мест объявил себя «Шелковым городом».

Что особенного в шелке? Как она обошла весь земной шар и соединила разные цивилизации на протяжении тысячелетий? И каково нынешнее значение Шелкового пути?

Выращивание китайского шелка

Выращивание и производство шелка — настолько необычный процесс, что легко понять, почему его изобретение стало легендарным, а его открытие ускользнуло от многих, кто искал его секреты. Первоначальное производство шелка в Китае часто приписывают Фо Си, императору, который инициировал разведение шелковичных червей и выращивание тутовых деревьев для их кормления. Си Линши, жена Желтого императора, правление которого датируется с 2677 по 259 год.7 г. до н. э. считается легендарной Владычицей шелкопрядов за то, что она разработала метод распутывания коконов и намотки шелковой нити. Археологические находки этого периода включают шелковую ткань из юго-восточной провинции Чжэцзян, датируемую примерно 3000 г. до н.э. и шелковый кокон из долины Хуанхэ на севере Китая, датируемый примерно 2500 годом до н. э. Тем не менее фрагменты шелковой ткани и чаша с изображением тутового шелкопряда из долины Янцзы на юге Китая датируются примерно 4000–5000 гг. до н. э. предполагают, что шелководство, процесс изготовления шелка, может иметь более раннее происхождение, чем предполагает легенда.

Многие насекомые со всего мира, а также пауки производят шелк. Один из аборигенных китайских сортов тутового шелкопряда с научным названием Bombyx mori уникально подходит для производства высококачественного шелка. Этот шелкопряд, который на самом деле является гусеницей, принимает взрослую форму слепой нелетающей бабочки, которая сразу же спаривается, откладывает около 400 яиц в течение четырех-шести дней, а затем внезапно умирает. Яйца должны храниться при теплой температуре, чтобы из них вылупились шелкопряды или гусеницы. Когда они вылупляются, их укладывают слоями на лотки и дают есть нарезанные листья белой шелковицы. Они едят в течение дня в течение четырех или пяти недель, вырастая примерно в 10 000 раз по сравнению с их первоначальным весом. Достигнув достаточного размера, червь выделяет через свои железы жидкий гель, который высыхает в виде нитевидной нити, обвивающей червя и образующей кокон в течение трех или четырех дней. Удивительная особенность Bombyx mori заключается в том, что его нить, обычно в диапазоне 3001 000 ярдов, а иногда и в милю, очень прочная и может быть размотана. Для этого кокон предварительно отваривают. Это убивает куколок внутри и растворяет смолу камеди или серацин, которые скрепляют кокон. Затем коконы можно замочить в теплой воде и размотать или высушить для хранения, продажи и отправки. Несколько нитей объединяются в шелковую нить и наматываются на катушку. Одна унция яиц производит червей, которым требуется тонна листьев для еды, и в результате получается около 12 фунтов сырого шелка. Шелковые нити могут быть спрядены вместе, часто с другой пряжей, окрашены и сотканы на ткацких станках для изготовления всевозможных изделий. Для изготовления фунта шелка, необходимого для платья, требуется около 2 0003 000 коконов; на галстук нужно около 150 коконов. Китайцы традиционно инкубируют яйца весной, рассчитывая время их вылупления, когда тутовые деревья распускают листья. Шелководство в Китае традиционно включало в себя табу и ритуалы, предназначенные для здоровья и изобилия шелковичных червей. Как правило, производство шелка было женской работой. В настоящее время около 10 миллионов китайцев занимаются производством шелка-сырца, производя примерно 60 000 тонн ежегодно — около половины мирового производства. Шелк все еще относительно редок и поэтому дорог; считают, что шелк составляет только 0,2 процента текстильной ткани в мире.

Существуют и другие виды тутового шелкопряда и шелка. Индийский шелк тусса восходит к 2500 г. до н.э. цивилизации долины Инда и до сих пор производится для внутреннего потребления и внешней торговли в различных формах. Поскольку традиционные индуистские и джайнские методы производства не позволяют убивать куколок в коконе, бабочки вылупляются, и полученные нити короче и грубее, чем у китайской разновидности. Древние греки тоже знали о диком средиземноморском шелкопряде, кокон которого можно было распутать, чтобы сформировать волокно. Но процесс был утомительным, да и результат тоже не дотягивал до качества тутового откорма Бомбикс мори .

Шелк долгое время считался особым типом ткани; Летом в нем прохладно, а зимой тепло. Он чрезвычайно хорошо впитывает, а это означает, что он использует цветные красители намного эффективнее, чем хлопок, шерсть или лен. Он мерцает. Он особенно хорошо ложится на тело. Шелк достаточно прочен, чтобы его можно было использовать для хирургических швов — действительно, по весу он прочнее стали и гибче нейлона. Он также устойчив к огню и гниению. Все эти природные характеристики делают шелк идеальным украшением для важных людей, для кимоно в Японии и свадебных сари в Индии, для религиозных ритуалов, для погребальных саванов в Китае и для возложения на могилы суфиев в большей части мусульманского мира. .

В начале китайской истории шелк использовался для одежды императора, но со временем он получил широкое распространение в китайском обществе. Шелк оказался ценным для рыболовных лесок, для изготовления бумаги, для струн музыкальных инструментов. При династии Хань (206 г. до н. э. 220 г. н. э.) шелк стал важным предметом торговли, его использовали для королевских подарков и дани. Он также стал универсальным средством обмена, как золото или деньги. Китайские фермеры платили налоги шелком. Государственные служащие получали жалованье шелком.

Шелк на дороге

Свидетельства торговли древним китайским шелком были обнаружены при археологических раскопках в Среднеазиатской Бактрии (в настоящее время регион вокруг Балха и Мазари-Шарифа, Афганистан), датируемых примерно 500 г. до н.э. Шелковые нити были найдены в Древнем Египте примерно с 1000 г. до н. э., но они могут быть индийского, а не китайского происхождения. Александр Македонский, правивший большей частью известного мира от Средиземноморья до Индии в конце 4 века до н. э., носил одежды из темно-фиолетового шелка. Шелк, вероятно, был из Китая, который греки знали как Серес — место, где 9Был сделан 0065 serikos или шелк, и оптимально использовалась редкая и дорогая пурпурная краска, которую финикийцы из Тира производили из выделений морских улиток. Тем не менее, на Западе знания о шелке и торговле им были относительно ограничены. Так и на Дальнем Востоке. Шелководство было завезено в Корею китайскими иммигрантами примерно в 200 г. до н. э. Хотя шелк существовал в Японии на рубеже тысячелетий, шелководство не было широко известно там примерно до 90 007 века 3 века н.э.

Историки условно выделяют три периода интенсивной торговли на Шелковом пути: 1) с 206 г. до н.э. до 220 г. н.э., между древней китайской династией Хань и Центральной Азией, простирающейся до Рима; 2) примерно с 618 по 907 год н.э., между Китаем династии Тан и Средней Азией, Византией, арабскими империями Омейядов и Аббасидов, Сасанидской Персидской империей и Индией, и совпадает с экспансией ислама, буддизма, ассирийского христианства, зороастризма, манихейства. и иудаизм в Среднюю Азию; и 3) в течение 13-го и 14-го веков между Китаем, Средней Азией, Персией, Индией и Европой раннего Нового времени, что стало возможным благодаря монгольскому контролю над большей частью Шелкового пути. Некоторые добавили бы современный период Шелкового пути, начиная с 19 века.ХХ века с «Большой игрой» — соперничеством между русскими и британскими колониальными державами за влияние на Среднюю Азию — и продолжающееся до наших дней.

Из ханьского Китая в Рим

В 198 г. до н. э. династия Хань заключила договор с народом Средней Азии, хунну. Император согласился отдать свою дочь правителю хунну и выплачивать ежегодный дар золотом и шелком. К I веку до н. э. шелк достиг Рима, положив начало первому «Шелковому пути». Плиний, говоря о шелке, думал, что его делают из пуха деревьев в Сересе. Он был очень популярен среди римлян. Люди носили на одежде редкие полоски шелка и искали еще; они тратили все больше золота и серебра, что приводило к нехватке драгоценных металлов. Совпадая с развитием правящих элит и зарождением империи, шелк ассоциировался с богатством и властью — Юлий Цезарь с триумфом вошел в Рим под шелковыми балдахинами. В течение следующих трех столетий импорт шелка увеличился, особенно с Pax Romana первых императоров, который открыл торговые пути в Малую Азию и на Ближний Восток. По мере того, как шелк шел на запад, недавно изобретенные выдувное стекло, асбест, янтарь и красный коралл перемещались на восток. Несмотря на некоторые предупреждения о пагубных последствиях торговли шелком, она стала средством обмена и дани, и когда в 408 г. н. э. вестгот Аларих осадил Рим, он потребовал и получил в качестве выкупа 5000 фунтов золота и 4000 шелковых туник.

Танский шелковый путь: соединение культур

Шелк по-прежнему был популярен в Средиземноморье, даже несмотря на упадок Рима. В Византии, восточном правопреемнике римского государства, покупка шелка истощала казну. Легенда гласит, что в 552 году н. э. два ассирийских монаха-христианина, посетившие Китай, узнали секрет производства шелка и контрабандой вывезли шелковичных червей и семена шелковицы в своих тростях. Они вернулись в Константинополь, столицу Византийской империи, и дали толчок развитию местной шелковой промышленности. При императоре Юстиниане I константинопольские шелка использовались по всей Европе для религиозных облачений, ритуалов и аристократической одежды. Персы также приобрели знания о производстве шелка; а Дамаск стал центром производства шелка при арабских правителях. Ко времени развития второго Шелкового пути при династии Тан (6189 г.07 г. н.э.) в Китае жители Центральной Азии также научились выращивать шелк и разработали знаменитую технику окрашивания шелка abr , широко известную сегодня под индонезийским термином икат . Однако китайский шелк по-прежнему пользовался спросом из-за его исключительно высокого качества. Танским правителям нужны были лошади для армии. Лучшие лошади были на западе, их держали тюркские уйгуры и народы Ферганской долины. Тан обменивал шелк на лошадей, по 40 болтов на каждого пони в 8 веке.

Перемещался не только шелк, но и узоры и мотивы, а также техники его ткачества и вышивки. Танские китайцы разработали атласный шелк, который с готовностью применили в других местах. На китайское шелковое ткачество повлияли согдийские (среднеазиатские), персидские сасанидские и индийские узоры и стили. Например, китайские ткачи адаптировали ассирийское древо жизни, медальоны из бисера и бородатых всадников на крылатых лошадях у сасанидов, а использование обернутых золотом нитей, раковин, лотоса и бесконечных узлов у индийцев. Византийцы также находились под влиянием персов, вплетая Древо Жизни в дизайны для европейских королевских семей и приняв ассирийского двуглавого орла в качестве своего символа. Египетский ткацкий станок, приспособленный для шелкоткачества, был завезен в Сирию, затем в Иран и далее. Японские ткачи из Нары разработали технологии окрашивания и сопротивления для кимоно. В некоторых случаях ткачей переселяли из одного города в другой; например, после битвы при Таласе в 751 г. китайские ткачи были взяты в плен в Иран и Месопотамию. Во времена династии Тан культурный обмен, основанный на шелке, достиг своего апогея. Находки шелка, спрятанного в буддийских пещерах Дуньхуана примерно в 1015 году н. э., свидетельствуют об огромном богатстве изделий из шелка того времени, а также об археологии общих стилей шелкового ткачества и мотивов.

Рост производства шелка как предмета торговли стимулировал и характеризовал другие виды обмена в ту эпоху. Целебные травы, идеи астрономии и даже религии также перемещались по сети Шелкового пути. Арабы путешествовали в Индию и Китай, китайцы в Среднюю Азию, Индию и Иран. Сам буддизм пронесся по этим дорогам из Индии через Среднюю Азию в Тибет, Китай и Японию. Ислам несли суфийские учителя и армии, двигавшиеся через континент из Западной Азии в Иран, Среднюю Азию, Китай и Индию. Боевые искусства, священные искусства, такие как каллиграфия, изготовление плитки и живопись, также проходили по этим дорогам. Танская столица Чанъань, современный Сиань, стала космополитическим городом — самым большим на земле в то время, населенным торговцами со всего Шелкового пути, а также монахами, миссионерами и посланниками со всего мира. континент.

Монгольский шелковый путь и Марко Поло

Хотя некоторые новые стили шелка, такие как шелковые гобелены, проникли на восток из Ирана в уйгурскую Среднюю Азию и Китай, трансконтинентальный обмен Шелковым путем уменьшился в позднем средневековье и в период христианских крестовых походов на Святую Землю с 1096 г. до середины 1200-х гг. Тем не менее крестоносцы, возвращаясь домой с византийскими шелками, гобеленами и другими трофеями, возродили европейский интерес к торговле с Азией. Мавританское влияние в Испании также оказало огромное влияние. Именно через арабских ученых европейцы получили доступ к индийским и китайским достижениям в области медицины, химии и математики, а также к древнегреческой и римской цивилизациям, сохранившимся в арабских переводах и комментариях. Этот поток знаний в конечном итоге помог подпитывать Ренессанс.

Когда монгольские потомки Чингисхана контролировали Азию от Черного моря до Тихого океана, третий Шелковый путь процветал в 13 и 14 веках. Посланник короля Франции Людовика IX Виллем ван Рубрук посетил двор монгольского правителя в 1253 году и, увидев богатство шелка, понял, что Катай, или Китай, был легендарным Сересом римских времен. За ним последовал венецианец Марко Поло.

Отправившись со своими дядями в 1271 году, Поло путешествовал по Азии по суше и по морю в течение 24 лет. Рассказы о его путешествиях, рассказанные в то время, когда он был заключенным в тюремной камере Генуи, вызвали широкий интерес европейцев к региону Шелкового пути. Он рассказал о монголах, которые при Чингисхане, а затем Хубилай-хане захватили Китай и расширили свои владения через Азию на Среднюю Азию, Индию, Иран и Малую Азию. Поло рассказывал фантастические истории о землях, которые он посетил, о великих местах, которые он видел, и об огромных сокровищах Азии.

13-й и 14-й века характеризовались значительной политической, коммерческой и религиозной конкуренцией между королевствами, рынками и религиозными группами по всей Евразии. Христиане, мусульмане, буддисты и индуисты боролись за приверженцев и институциональную поддержку. Конфликт между монголами, европейскими королевствами, арабскими правителями, турками-мамлюками, индуистскими вождествами и другими привел к нестабильности государств, дипломатическим махинациям, союзам и войнам. Тем не менее, монголы с их обширной азиатской империей, огибающей границы России и Восточной Европы, благодаря сочетанию гегемонии и жестокости смогли обеспечить определенный мир в своих владениях, Pax Mongolica. Они также были прагматичны и вполне терпимы в некоторых сферах, в том числе в искусстве и религии. Например, в их монгольской столице Каракоруме было 12 буддийских храмов, две мечети и церковь. Монголы разработали континентальную почтовую систему и систему домов отдыха путешественников. Хубилай-хан приветствовал европейских, китайских, персидских и арабских астрономов и основал Институт мусульманской астрономии. Он также основал Императорскую медицинскую академию, в которую вошли индийские, ближневосточные, мусульманские и китайские врачи. Европейские, персидские, китайские, арабские, армянские и русские торговцы и миссионеры путешествовали по Шелковому пути, а в 1335 году монгольская миссия к папе в Авиньоне предполагала расширение торговых и культурных контактов.

Во время этого «третьего» Шелкового пути шелк, который все еще был высоко ценимым китайским экспортным товаром, больше не был основным товаром. Европейцы хотели жемчуг и драгоценные камни, специи, драгоценные металлы, лекарства, керамику, ковры, другие ткани и лакированные изделия. Все королевства нуждались в лошадях, оружии и вооружении. Кроме того, производство шелка уже было известно в арабском мире и распространилось на юг Европы. Ткачи и торговцы шелком — арабы, «сарацины», евреи и греки из Сицилии и восточного Средиземноморья — перебрались в новые торговые центры на севере Италии. Итальянское производство шелка в конечном итоге стало звездным искусством эпохи Возрождения в Венеции, Флоренции, Генуе и Лукке в 14 и 15 веках. Были добавлены новые стилистические приемы, такие как альт-и-бассо для бархата и парчи, а старые мотивы, такие как стилизованный среднеазиатский гранат, обрели новую жизнь.

Коммерческая торговля и конкуренция приобрели большое значение в 15 веке с ростом европейских городов, гильдий и королевских государств. С упадком монгольского могущества контроль над торговыми путями был жизненно важен. Мотивация португальских исследований морского пути в Индию заключалась в том, чтобы обеспечить более безопасный и дешевый проход торговых товаров, чем сухопутные караваны, которые подвергались либо непомерным сборам за защиту, либо набегам врагов. Действительно, именно поиски этого морского пути на восток привели Колумба на запад к «Новому Свету». Когда Васко да Гама нашел морской путь в Индию, а другие европейцы впоследствии открыли прямое судоходное сообщение с Китаем, контакты со Средней Азией резко сократились.

Современная эпоха

Торговля шелком способствовала трансформации торговли в Западной Европе. Французский король Карл VII, герцоги Бургундские и их преемники активно участвовали в ярмарках в Брюгге, Амстердаме, Лионе и других городах. Практика подражания азиатским шелковым стилям была узаконена в Лионе, Франция, с развитием подражательных китайских и турецких мотивов, chinoiserie и turqueserie соответственно. Постоянный поток европейских путешественников и предприимчивых торговцев перевозил предметы роскоши между Европой, Ближним Востоком, Ираном, Индией и Китаем. Жан-Батист Тавернье (16059 г.8), который шесть раз пересекал Шелковый путь и был свидетелем строительства Версаля, Исфахана и Тадж-Махала, торговал бриллиантами и жемчугом, был награжден шахом Ирана и баронством почетными «восточными» шелковыми одеждами. Людовиком XIV (для продажи того, что позже стало Алмазом Надежды). Англичане развили собственную шелковую промышленность и пытались выращивать шелк в Ирландии и даже в Новом Свете. Тутовые деревья и шелковичные черви отправились с поселенцами в Джеймстаун в начале 1600-х годов. Выращивание шелка было успешным, но только на время; позже последовали другие попытки в Грузии среди 19Гармонисты 19-го века в Пенсильвании и даже среди шейкеров в Кентукки. Тем не менее, импортные шелка продемонстрировали большой охват международной торговли.

Шелковые стили и мода в Европе были во главе с королевской семьей, но вскоре распространились на богатый купеческий класс и были расширены еще больше в результате новых технологий производства. Производство шелка стало промышленным в 1804 году с появлением жаккардового ткацкого станка. Этот ткацкий станок полагался на перфокарты, чтобы программировать сложную оркестровку нитей в чудесные узоры; карты позже вдохновили компьютерные перфокарты середины 20-го века. На протяжении 19го века химики разработали синтетические красители. Дизайнеры, которые могли создавать единственные в своем роде вещи для элиты, а также разрабатывать серийные линии одежды, мебели и других изделий из шелка, открыли магазины в Париже. Азия была предметом романтического очарования и увлечения элиты того периода. В начале 1800-х годов английский король Георг IV построил свой дворец в Брайтоне в индо-персидском стиле, украсил его китайской мебелью и носил шелковые одежды, тем самым задав вместе со своим другом Бо Браммелем моду на мужскую официальную моду. Объявленная императрицей Индии в 1858 году, королева Виктория была отмечена грандиозными торжествами и бриллиантовым юбилеем, который включал в себя «восточные» дурбары или придворные собрания, изобилующие марширующими слонами и парадами азиатских войск, одетых в местные одежды. Парижане устраивали костюмированные балы, наряжаясь султанами и азиатскими королевскими особами. Большой популярностью пользовались кашмирские и китайские шелковые шарфы. Ювелиры Картье и Тиффани использовали азиатские драгоценные камни и подражали азиатским декоративным стилям. Тиффани и Лалик разрабатывали шелковые пояса, шарфы и другие изделия. Новые шелковые ткани, такие как шифоны и крепы, были разработаны во Франции, а центры выращивания шелка отправляли шелк-сырец в дизайнерские дома и производственные фабрики для удовлетворения спроса. Этот спрос распространился на Соединенные Штаты, и шелк-сырец был импортирован из Японии и окрашен в мягких водах реки Пассаик в Патерсоне, штат Нью-Джерси. Патерсон стал штаб-квартирой в США компаний, занимающихся поставками, дизайном и мебелью шелка.

Именно в этот ориенталистский период барон фон Рихтгофен сформулировал идею Шелкового пути как пути соединения европейской и азиатской культуры, истории и искусства. В 1786 году Уильям Джонс обнаружил связь между санскритом и латынью, разработав идею индоевропейской семьи языков. На протяжении XIX века европейские филологи работали над взаимоотношениями европейских и азиатских языков, выделяя такие «семьи», как уральские и алтайские. Европейские ученые нашли общие корни в религиях и символах, охватывающих Евразию и связывающих индуизм и буддизм с древней греко-римской мифологией, а также с иудаизмом, исламом и христианством. Археологи начали находить связи между широко рассредоточенными цивилизациями Египта, Средиземноморья, Месопотамии, Ирана, Индии и Центральной Азии. Культурная диффузия, особенно сильная в немецкой, а затем и в английской социальной науке, стала объяснительной моделью сходства, обнаруженного в широко разделенных обществах, и альтернативой теориям культурной эволюции. Эти связи между культурами, историей и географией до сих пор интригуют нас. Рассмотрим, например, названия ряда струнных инструментов с корнем 9.0065 тар («струна» на персидском языке), от самого тара до дотара , дутар , лотар , сетар , ситар, китар , гитара , и гитара .

Шелк стал и компонентом, и символом этого культурного распространения. Это считалось ценным показателем цивилизации в отношении религиозных ритуалов, королевской власти, художественного творчества и коммерческой деятельности. Шелк символизировал более высокие вещи в жизни. Это был ценный продаваемый товар, а также историческое средство обмена. Шелк олицетворял и играл важную роль в раннем развитии того, что мы сейчас характеризуем как глобальную экономическую и культурную систему. европейцы 19 века.20-м веке этот новый глобализм рассматривался не только как интересное историческое явление, но и как нечто, резонировавшее с растущим распространением использования и производства шелка того времени.

Центральная Азия и Шелковый путь сегодня

Формулируя идею Шелкового пути, Рихтгофен рассматривал Среднюю Азию не только как сухопутный мост между далекими цивилизациями, но и как самостоятельный источник культурного творчества. Он также считал ее спорной территорией, регионом, который служил перекрестком политического и военного влияния. Действительно, контроль над Шелковым путем, особенно его центрально-азиатским звеном, был серьезным делом для колониальных держав 18-го века, игравших в «Большую игру». И русские, и британцы соперничали за контроль над Афганистаном на пределе своих территориальных притязаний. Редьярд Киплинг, английский колониальный писатель, создал вымышленную сказку о Ким на этом фоне, герой путешествует по одному из исторических торговых путей вдоль афгано-пакистанской границы и принимает участие в том, что сегодня мы могли бы назвать мультикультурным приключением.

Несмотря на то, что в течение нескольких веков Центральная Азия уступала по объему торговли морскими путями, в последнее время, особенно после 11 сентября, она вновь обрела свое историческое значение. Его геополитическое значение возросло в результате распада Советского Союза, необходимости достижения стабильных политических государств в свете конкурирующих интересов и необходимости найти подходящую роль религии, особенно ислама, в общественной жизни. Совсем недавно — вторжение США в Среднюю Азию, борьба с талибами и «Аль-Каидой» в Афганистане, использование баз в Узбекистане и Пакистане, втягивание в споры о суверенитете в Кашмире, демократии в Иране, правах этнических меньшинств на западе Китай и свобода в Казахстане знаменуют новый этап в современной борьбе за политическое влияние и контроль.

Страны региона пытаются построить собственную постсоветскую и современную экономику. Они изо всех сил пытаются развивать местные рынки, промышленность и инфраструктуру, в то же время участвуя во все более глобализированной мировой экономике. Некоторые местные предприниматели стремятся восстановить экономику, основываясь на традиционном репертуаре глубоко укоренившихся коммерческих навыков Шелкового пути. К числу развивающихся рынков относятся рынки недавно обнаруженной нефти в Азербайджане, Казахстане и западном Китае. Трубопроводы планируются и строятся, создавая новые пути для перемещения ценного товара через регион в остальной мир.

Строятся новые социальные институты — университеты, больницы и финансовые системы. Некоторые лидеры, такие как Ага Хан, поощряют современное возрождение традиционных знаний, архитектуры и искусства, укоренившихся в истории Центральной Азии, что даст местным жителям возможность процветать. Знаменитые и красивые узбекские ткацкие изделия икат возвращаются на мировой рынок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *