Культура руси 11 12 века: Краткая характеристика культуры Руси 12-го века

Краткая характеристика культуры Руси 12-го века

Истоки и основы культуры Древней Руси в 12-м в.

В 12-м в. культура Руси находилась все еще на своей ранней стадии развития и представляла собой довольно сложный синтез двух религиозных систем, которые пытались вытеснить друг друга, — христианства, которое было принято немногим больше века назад и, несмотря на огромную поддержку государства, все еще не могло полностью завоевать умы людей, и язычества, которое никак не хотело уходить и было основой уклада и жизни многих племен, вошедших в состав Руси несколько веков назад. Процесс духовных и культурных изменений, связанных с принятием христианства, шел не очень быстро — во многих сферах человеческой деятельности все еще очень сильно было выражено влияние язычества, что вполне естественно, так как последнее служило культурной основой много веков. Язычество не уступало место христианству во многом благодаря тому, что племена, которые его исповедовали, не были варварами (как думали многие соседние государства), напротив, они имели свою развитую культуру, язык, письменность, изменить которую было очень непросто.

В результате в этот период наряду с христианскими мотивами в творчестве проглядывали и языческие мотивы — мотивы природы, уважения к земле, животным и птицам, что особенно ярко прослеживалось в различных ремеслах. Таким образом, культура разделилась на христианскую (к ней относились иконопись и зодчество) и языческую (народные ремесла).

Двоеверие просуществовало достаточно долго, чтобы породить новый тип культуры, соединяющий в себе самые разные мировоззренческие позиции. В крупных городах культура все чаще представляла собой христианский взгляд на мир, строилось огромное количество церквей, монастырей, на фресках изображались библейские мотивы. В то же время в более мелких поселениях можно было встретить редкие ремесла, которыми люди занимались несколько веков и которые представляли собой торжество языческого видения мира. Существовали регионы, где христианство не проявлялось никак, а люди продолжали жить по старому укладу.

Особенности культуры 12-го в.

Однако следует отметить, что, несмотря на двоеверие, христианство все прочнее входило в повседневную жизнь и дало огромнейший толчок к развитию культуры в Древней Руси. Больше всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11-м в. процесс насаждения грамотности получил новый виток, стало появляться все больше образованных людей, что не могло не отразиться на культуре и стало наиболее заметно в литературе.

Культура Руси в 12-м в. вслед за христианством переняла многие традиции из Византии и Греции. Основной принцип культуры этих стран заключался в том, чтобы показать человеку всю бренность его земного существования и обратить его взгляд на духовное развитие, духовную сферу в целом. Все чаще художники стали изображать сцены из Библии и писать картины, которые, по их мнению, относились к духовной сфере жизни, и все реже можно было увидеть на полотнах изображения обыденной жизни человека. Образы потеряли связь с реальностью и стали все более эфемерными — предпочтение отдавали священному, непостижимому, божественному.

Акцент в культуре в 12-м в. сместился от внимания к человеку как существу из крови и плоти к божественному духу, заключенному в каждом.

Архитектура 12-го в.

Зодчество и иконопись стали основными отраслями культуры, в которых было наиболее заметно влияние Византии и Греции, так как именно они были тесно связаны с религией и, в частности, с христианством. От Византии Древняя Русь переняла традицию строить храмы купольно-крестовой формы, первым из которых стал Софийский собор в Киеве (он имел 13 куполов), а затем был возведен Собор Святой Софии в Новгороде и другие, более мелкие храмы.

К середине 12-го в. зодчество Руси начинает потихоньку отходить от византийских традиций и принимать собственные черты, в частности большую помпезность и богатое убранство. Связано это было с развитием феодализма — каждый феодал стремился выделиться и строил на своей земле храм, который украшал как можно богаче, чтобы показать свое благосостояние соседям. Архитектура стала помпезной, яркой, изощренной, что совершенно не свойственно храмам в Греции и Византии. Примером таких храмов стали церковь Покрова на Нерли, Успенский собор во Владимире (украшен особой системой арок, что придает ему легкость и ажурность).

Живопись и иконопись в 12-м в.

Изобразительное искусство также развивалось под влиянием христианства. Все больше художники стали обращаться к созданию церковных фресок и мозаик, стала появляться русская школа иконописи со своими традициями и принципами, зародились первые мастера в этом жанре. Ярким примером изобразительного искусства того периода можно назвать мозаику Богоматери в Софийском соборе в Киеве.

Иконопись становится русской: стали появляться русские мастера, которые заняли место греков и византийцев, которых раньше нанимали для создания икон. Русские мастера постепенно перестают копировать технику и сюжеты своих зарубежных учителей и создают собственные работы, отличающиеся от традиционных греческих и византийских икон. В этот период появляются работы, ставшие известными на весь мир.

Литература в 12-м в.

Литература развивается не такими быстрыми темпами, как другие отрасли искусства, однако в этот период происходит важный толчок к ее дальнейшему процветанию. В основном в 12-м в. занимались переводами различных религиозных греческих трактатов и летописей, однако вскоре появляется и собственная летопись — «Повесть временных лет». После ее появления в литературе происходит огромный прорыв, появляются многочисленные жития святых, автобиографические записи, написанные уже самими русскими мастерами.

В этот же период появляется «Слово о полку Игореве» — произведение, которое считается основой всей русской художественной литературы.

Русская Культура 12 века — кратко.

История России кратко

Основы и истоки культуры 12 века

Культура Киевской Руси в 12 веке представляла собой своеобразный синтез двух религиозных систем – христианства, которое было принято чуть больше века назад и язычества, которое было основой культуры славянских племен. Несмотря на то, что христианство прочно вошло в повседневную жизнь и стало серьезной культурной и политической силой, процесс духовных изменений и культурных шел не очень быстро – в разных сферах деятельности человека все еще проглядывались древние языческие корни и традиции. Особенно важно отметить, что язычество не так быстро уступило место христианству в культурном сознании по той причине, что племена, из которых сформировалась Древняя Русь, не были варварами, напротив, они имели свою древнюю культуру, свой язык, свою письменность, календари и систему ценностей – не так просто было вытравить это из сознания людей. Наряду с христианскими мотивами в искусстве этого периода все еще присутствовали природные мотивы, свойственные язычеству – почтительное уважение к природе, к животным, птицам (которых часто изображали на различных изделиях ремесленники). Таким образом, в 12 веке параллельно существовало христианское творчество – иконопись, церковная архитектура, и языческое – природные мотивы в народных ремеслах.

Двоеверие существовало достаточно долго, по некоторым сведениям, в 12 веке на Руси было еще достаточно много язычников, и они не могли не нести свою культуру и свои традиции. В крупных городах культура все больше принимала в себе христианскую идеологию и эстетику, строились церкви и монастыри, все чаще на фресках изображались библейские мотивы. А вот в отдаленных регионах и деревнях процветало язычество и народные промыслы.

Особенности культуры 12 века

Однако, несмотря на двоеверие, принятие христианства дало огромный толчок к развитию русской культуры, что стало особенно заметно в 12 веке. Более всего христианство повлияло на архитектуру, живопись и литературу. Начавшийся в 11 веке процесс развития грамотности, в 12 веке получил новый виток, что не могло не отразить на культур и, прежде всего, литературе. В целом, культура Руси в 12 веке во многом переняла традиции Византии и Греции, откуда и было перенято христианство. Основная концепция религии и религиозного искусства этих культур состояла в том, чтобы показать бренность земной жизни в противовес важности жизни духовной. Именно поэтому все чаще художники перестали изображать картины реальной жизни человека, они стали обращаться к библейским историям, к жизни духа, предпочтение теперь отдавалось священному, непостижимому, акцент делался на духовности и божественности.

Таким образом, главное внимание искусства в 12 веке постепенно перешло от человека во плоти, к человеческому духу.

Архитектура 12 века

Влияние Греции и Византии наиболее заметно в зодчестве и иконописи, так как две этих сфера наиболее тесно связаны с религией и религиозным сознанием. От Византии Русь переняла традицию купольно-крестовой формы храмов, которые начали строиться повсеместно. Первым подобным собором был Софийский собор в Киеве, у которого было 13 куполов, затем Собор Святой Софии в Новгороде, а следом за ним и множество других храмов. Однако в 12 веке архитектура Руси начинает несколько отходить от византийских традиций и принимать свои собственные, уникальные черты. Этому способствует рост феодализма и феодальной раздробленности, который в 12 веке принимает огромные масштабы. Каждый князь не просто желает получить власть, он стремиться сделать вверенные ему территории самыми красивыми, помпезными – начинают строиться храмы, в которые князья вкладывают огромные суммы денег, архитектура становится все более изощренной, более помпезной, что не свойственно греческим и византийским храмам. Появляются церковь Покрова на Нерли, Дмитровский и Успенский соборы во Владимире – символы новой архитектурной традиции. Успенский собор украшен совершенно особенной системой арок, которые придают архитектуре ажурность, некоторую легкость.

Живопись в 12 веке

Живопись также развивалась под влиянием христианства. Все большие обороты набирает иконопись, все чаще художники занимаются мозаиками и фресками, которыми украшают многочисленные храмы. Ярким примером может служить мозаика Богоматери в Софийском Соборе в Киеве.

Иконопись теперь становится русской – если раньше на Руси работали, в основном, греческие или византийские мастера, то теперь появляются свои собственные иконописцы, которые привносят новые традиции и элементы. Постепенно русские иконописцы уходят от копирования техники своих греческих коллег и начинает формироваться русская школа иконописи, ставшая позднее известной на весь мир. Профессионализм мастеров растет.

Литература в 12 веке

Литература в этот период, в основном, представляет собой переводы различных греческих трактатов. Однако существенный прорыв был совершен, когда в 12 веке появляется первая русская летопись – Повесть Временных Лет. Это дает серьезный толчок к развитию литературы – появляются многочисленные жития святых, автобиографические книги князей и у управителей. Также в этот период появляется известнейший памятник древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», которое не только является исторической летописью, но и литературным произведением, от которого позднее пошла вся художественная литература Руси.

: История :: Культура и искусство :: Россия-ИнфоЦентр


Культура Киевской Руси (IX-XI вв.), часть 1

30 ноября 2014 г. 19:44

Средневековье сыграло особую роль в истории русской культуры. Эпоха Средневековья длилась в России дольше, чем в других странах Европы, и отзывалась в русской культуре вплоть до начала XIX века, когда «радикальная» архаика провинции «встречалась» с воображаемым романтизмом средневековья.

 

Начало новой эры положило принятие христианства в конце X века (989 год), когда русские княжества вошли в состав византийских владений и усвоили одну из наиболее развитых культур типы в то время. Выбор, сделанный князем Владимиром, имел серьезные основания; не будет преувеличением сказать, что оно предопределило всю дальнейшую историю русской культуры.

 

Грамотность и образование

 

За принятием христианства последовал расцвет древнерусской культуры. Церковь оказала чрезвычайно плодотворное влияние на культурное строительство. Привезенная из Византии и Болгарии церковнославянская письменность послужила основой для развития русской письменности, древнерусской письменности и литературы.

 

Русские монастыри, особенно Киево-Печерский монастырь, стали центрами древнерусского образования. Монахи собрали, скопировали и перевели множество книг с греческого языка. Это были христианские писания, различные сборники, поучения, предания и жития святых. Русская летопись была начата в Киево-Печерском монастыре. Первым летописцем был Нестор, живший во второй половине XI века. На протяжении веков его преемники записывали важнейшие события, сохраняя для потомков различные исторические события. Монастыри также собирали большие библиотеки рукописных книг.

 

Грамотность была достаточно широко распространена в Киевской Руси. Были светские, городские, церковные и монастырские школы. Были даже высшие учебные заведения, например учебные заведения при монастырях, как, например, Софийский собор в Киеве. В высших школах наряду с церковной литературой преподавались история, география, философия и естествознание. Иностранные языки широко изучались и использовались в аристократической среде.

 

Литература

 

Рост грамотности сопровождался быстрым подъемом древнерусской литературы. Не следует забывать, что развитие русской письменности, послужившей основой для развития русской литературы, также было связано с христианством. Хотя письменность была известна на русских землях гораздо раньше, широкое распространение она получила только после христианизации Киевской Руси. Что еще более важно, оно могло вырасти на благодатной почве сложившейся культурной традиции восточного христианства. Обширная переводная литература стала основой для формирования собственной русской традиции.

 

До нас дошло более 150 рукописных книг XI–XII веков. Одной из таких книг является «Слово о законе и благодати» Илариона, в котором подчеркивается главная мысль о равенстве всех христианских народов, независимо от времени их христианизации.

 

Выдающимися памятниками древнерусской литературы являются «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве». Известный русский летописец пытался исследовать происхождение русского народа и Русского государства, связывая его с мировой историей.

 

«Слово о полку Игореве» было создано в конце XII века неизвестным древнерусским поэтом, рассказавшим о неудачном походе новгородского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году.

неудача заключалась в разобщении России. Спасение Родины он видел в сохранении единства русского народа. Это произведение написано образным и живым языком, богато своеобразными художественными приемами и наполнено патриотическим пафосом. Выдающееся литературное мастерство «Слова о полку Игореве» ставит это произведение в ряд величайших памятников мировой культуры.

 

Next: Культура Киевской Руси (IX-XI вв.), часть 2 Автор: Вера Иванова


Теги: История России Русская культура    
Следующий Предыдущий

Многовековая история Украины через призму ее валюты | В Смитсоновском

Куратор Национальной нумизматической коллекции

До вторжения России в Украину в феврале 2022 года мало кто за пределами страны обращал внимание на символ трезубца в центре государственного герба Украины. Но в первые дни после вторжения трезубец сиял по всему миру, появляясь на фоне пресс-конференций и украшая одежду лидеров и солдат страны.

Истоки вездесущего трезубца, или тризуб , восходят к средневековому периоду, когда город Киев был центром власти государства, известного как Киевская Русь. На этой обширной территории, охватывающей всю современную Украину, Беларусь и часть России, правила династия Рюриковичей. Как символ династии трезубец появился на первых монетах, отчеканенных в Киеве на рубеже XI века. Эти монеты, как и другие виды средневековых денег, стали центральной частью того, как современная Украина рассказывает свою национальную историю и демонстрирует свою национальную идентичность.

В первые дни после вторжения трезубец был сиял по всему миру, появляясь на фоне пресс-конференций (вверху: президент Владимир Зеленский в феврале 2022 года) и тиснением на одежде лидеров и солдат страны. Президент Украины, раздаточный материал, агентство Anadolu через Getty Images

Как куратор Национальной нумизматической коллекции, я наблюдаю за обширной коллекцией денежных предметов, отражающих вчерашний и сегодняшний мир. Каждый новый предмет, который я приобретаю, позволяет мне рассказать новую историю и раскрыть истории, уже содержащиеся в коллекции. Примерно через месяц после российского вторжения я наткнулся на новую купюру «Мир для Украины» в ноль евро, на которой изображен летящий голубь с зажатым в клюве флагом и оливковой ветвью. Голубь является распространенным символом, но было поразительно видеть его в центре дизайна банкноты евро, оформленной в национальных цветах Украины — синем и золотом. Немецкая ассоциация помощи подготовила записку для сбора средств в поддержку украинских детей. Хотя банкнота не является законным платежным средством, она является достойным дополнением к нумизматической коллекции Смитсоновского института, потому что ее создатели использовали дизайн денег в качестве холста, чтобы точно передать то, что поставлено на карту в текущей войне — национальный суверенитет Украины вместе с ее свободой присоединиться к Европейский Союз. Сбор этой записки положил начало неожиданному путешествию по подвалам Национальной нумизматической коллекции в сложную историю Украины.

«Мир для Украины» Ноль-евро, 2022 г. НМАХ

Загляните внутрь хранилища

Хранилище Национальной нумизматической коллекции спрятано за серией дверей с высоким уровнем безопасности в Смитсоновском национальном музее американской истории. Прохладная, ярко освещенная комната заполнена рядами серых металлических шкафов и полок, заставленных простыми коробками.

На первый взгляд хранилище кажется скромным складом, в котором может храниться практически все. Но простота его внешнего вида скрывает сокровища, которые он хранит. Огромная коллекция, насчитывающая более 1,6 миллиона объектов, может сравниться только по своему разнообразию с объектами со всех континентов (за исключением необитаемой Антарктиды) и охватывает более 3000 лет истории человечества. Плотно упакованные шкафы организованы географически и промаркированы по странам или регионам — кажется, что весь мир находится внутри хранилища.

Национальная нумизматическая коллекция, насчитывающая более 1,6 миллиона предметов, охватывает более 3000 лет истории человечества.
НМАХ

Валюта Украины

Найти множество валют, имевших хождение в Украине на протяжении последних тысячелетий, не так просто, как открыть шкаф с надписью «Украина». Вместо этого вы должны пройти через хранилище, следуя истории торговых сетей, взлетов и падений европейских и азиатских династий и империй, а также связанного с этим и частого смещения границ.

Это движение в складских рядах хранилища отражает динамичный характер истории Украины. С IX по XII века Киев располагался на пересечении основных торговых путей Европы и Центральной Азии и был оживленным центром торговли и культурного взаимодействия за столетия до основания города Москвы в 1147 году. Здесь циркулировало множество товаров и валюты. в том числе римские денарии, арабские дирхемы, византийские милиарии и широкий спектр монет Западной и Центральной Европы, включая чешские денье.

Монета Денье, Богемия, 972–999 гг. НМАХ

В конце 10 века в Киеве были выпущены первые монеты, выпущенные под властью Владимира I, легендарного правителя Киевской Руси, известного своим обращением в христианство и последующим распространением религии по всему региону. Владимир I смоделировал свою изящно выгравированную золотую монету златник по образцу современных византийских монет номизмы, выпущенных византийскими императорами Василием II и Константином VIII, но он изменил дизайн, чтобы изобразить свой собственный портрет. Он также включил символ трезубца как представление своего правления и династии викингов, из которой он произошел. Золотые монеты Владимира вместе с его серебряными монетами, на которых также был изображен трезубец, были мощным подтверждением его власти и государства, которым он правил.

Златник Монета с портретом Владимира I и его трезубцем, Киев, 980–1015 гг. Викисклад, @ZemlyactvoKyiv

Серебряные мастера в Киеве также производили слитки, называемые гривнами, характерной шестиугольной формы, что отличало их от длинных и тонких серебряных слитков, производимых в Новгороде, и других, производимых в городах области. Слово гривна произошло от металлических украшений, которые носили на шее, а также использовали в качестве меры веса.

Крах Киевской Руси в 13 веке привел к упадку в производстве и обращении монет, а затем, в конечном итоге, к притоку многих других новых монет, поскольку враждующие державы сражались и оккупировали бывшие земли Киевской Руси в течение столетий, которые последовал. Наряду с монгольскими дирхемами, литовскими денарами, польскими дукатами, медными и серебряными монетами Крымского ханства и Османской империи, австро-венгерскими талерами и русскими рублями пришло множество религий, языков и культурных обычаев, каждая из которых способствовала формированию мультикультурного общества современной Украины. наследство.

Гривна, Киев, 12 век NMAH, подарок Уиллиса Х. Дюпона

Языковое разнообразие, ставшее результатом этих взаимодействий на протяжении семи столетий, иллюстрируется деньгами, выпущенными Украинской Народной Республикой (УНР) после провозглашения независимости от России в 1917 году. языки: украинский, польский, русский и идиш. Поразительное включение идиша является признанием большой еврейской общины страны, даже в контексте давнего и жестокого антисемитизма.

Банкнота 100 карбованцев с текстом на украинском, польском, русском и идише, Украинская Народная Республика, 1917 г. NMAH, подарок Кэтрин Булловой

Независимость Украины

В последующие несколько лет УНР выпустила различные банкноты, но эти банкноты использовались лишь короткое время, прежде чем страна была насильственно включена в состав Советского Союза в 1922 году. Советские банкноты различных форм заменили Банкноты UPR, а во время Второй мировой войны также имели хождение банкноты нацистской немецкой оккупации.

В декабре 1991 года, когда распад Советского Союза казался неизбежным, украинцы провели демократический референдум и подавляющим большинством голосов проголосовали за независимость от Советского Союза, открыв новую эру для страны и ускорив производство украинских монет и банкнот, украшенных национальные символы и сцены украинского наследия.

Банкнота номиналом 1 гривна с портретом Владимира I, Украина, 2014 г. НМАХ

Вытаскивание этих предметов из шкафов и коробок похоже на раскопки археологических раскопок — каждый отдельный артефакт дает ключ к разгадке, но именно их комбинация передает большую историю места и его значения.

Собранные вместе, средневековое с современным, национальное с имперским, изобилие с редким, эти разнообразные денежные предметы дают представление о последних тысячелетиях с высоты птичьего полета.

Эти валюты показывают, что Украина имеет множество исторических связей со своими соседями как на Западе, так и на Востоке. Россия, которая претендует как на собственность, так и на уникальное родство в качестве оправдания своего жестокого вторжения, является лишь одной из многих держав и народов, которые торговали с жителями Украины, влияли на ее культуру и претендовали на ее землю как на свою.

Эти объекты также показывают, как Украина использует средневековые деньги и содержащиеся в них символы, чтобы связать современную нацию с ее средневековой историей, помогая укрепить ее суверенитет и сформировать ее особую национальную идентичность.

Национальная валюта Украины называется гривной в честь шестиугольных серебряных слитков, которые производились в Киеве в 11-12 веках. Шестиугольная форма слитков является символом Национального банка Украины и появляется на многих украинских банкнотах рядом с государственной печатью с изображением трезубца династии Рюриковичей. Украинские банкноты также являются платформой для увековечения памяти средневековых лидеров, в том числе Владимира I и его сына Ярослава I. На банкноте номиналом 2 гривны, выпущенной в 2005 году, Ярослав изображен в окружении одной из своих серебряных монет, на которой заметно трезубец в центре.

Банкнота номиналом 2 гривны с изображением Ярослава I и его трезубца, Украина, 2005 г. НМАХ

Использование трезубца на деньгах не только связывает современную нацию со средневековым периодом, но и с УНР, когда этот символ впервые был интегрирован в дизайн банкнот. Первоначально его включение было тонким. Чтобы увидеть трезубец среди сложных сине-фиолетовых рогов изобилия на банкноте в 100 гривен 1918 года, нужно поискать его. Но в более поздних дизайнах трезубец стоит сам по себе. Это единственное изображение на бежево-серой банкноте 5 гривен, выпущенной в 1920, простое, но ясное заявление о независимости УНР в последние минуты перед ее попаданием под советскую власть.

Банкнота 100 гривен, Украинская Народная Республика, 1918 г. NMAH, подарок мистера и миссис Мортимер Л. Нейкен Банкнота 5 гривен, Украинская Народная Республика, 1920 г. NMAH, подарок мистера и миссис Мортимер Л. Нейкен

Поскольку Украина продолжает бороться за свой суверенитет, за права человека своих граждан и бороться с непрекращающимися усилиями России по уничтожению культурного наследия страны, на ее деньгах выгравирована важная часть ее национальной истории.

Благодаря перемещению своих монет и банкнот за пределы своих границ Украина обеспечила жизнь своему национальному наследию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *