Культура Руси в 12 веке
Культура Руси в 12 веке находилась на своей самой ранней стадии культурного развития. Она представляла из себя весьма сложный синтез двух совершенно различных систем религии. Оба этих религиозных направления пытались вытеснить друг друга. Христианская религия, которую уже приняли более века назад, всё ещё не могло полностью заполонить разум народа. Во многих племенах, которые уже стали входить в состав российской империи, никак не хотели избавляться от язычества, которое тут давно укоренилось. Довольно медленными шагами происходил процесс культурных и духовных изменений, которые были тесно связаны с христианским принятием. В большинстве сферах деятельности человеческой жизни, всё ещё присутствовало язычество. Хотя так и должно было происходить, ведь эта культура служила религиозной опорой на протяжении многих веков. Очень важно знать, что язычество не могло сильно уступать христианству, потому, что практически все племена, которые шли в ногу с язычеством не были варварскими племенами. Хотя большинство соседних королевств так не считало. Он наоборот имели личную и весьма развитую культуру, а также письменность и свой язык, на смену которых могло потребоваться огромное количество времени.
В результате этого, в эти годы можно было заметить в местном творчестве как христианский уклон, так и языческий. Присутствовали природные мотивы, уважение к своей земле, к окружающим птицам и животным. Это превосходно было подчёркнуто практически во всех ремёслах. В следствии этого, культура Руси 12 века плавно распределялась на христианский тип, в котором присутствовали зодчество а также иконопись и языческий тип религии, в котором в основном наблюдались ремёсла народа.
Доверие к язычеству существовало не одно столетие, и просто не возможно было искоренить его сразу после появления христианства в котором были тесно переплетены различные позиции мировоззрения иных государств. Во многих больших городах, на мир смотрели с христианских позиций. Начинали возводить множество христианских церквей и храмов, на фресках которых были изображены мотивы библии. В свою очередь маленькие деревеньки были переполнены ремесленниками, которые трудились по языческим обычаям. Было множество различных регионов, в которых отказывались принимать христианство и старались жить также как и их предки, по законам язычества.
Если не обращать внимание на то, что на Руси было две веры, христианская вера всё более крепче укоренялась в умах народа, что стало огромным толчком для развития Древней культуры на Руси. Христианство значительно затронуло живопись, литературу и архитектурные строения. В 11 веке начался массовый процесс получения грамотности. На улицах стало всё больше порядочных и образованных людей. Это прекрасно отразилось на культуре Руси 12 века и стало более заметно в литературе.
В 12 веке культура Руси помимо христианства решила перенять у Греции и Византии многие традиции и праздники. Весь смысл этой религии заключался в том, чтобы довести до человека, что его земное существование даже и близко не сравниться с духовным равновесием. Художники той пора стали гораздо чаще изображать на своих полотнах сцены из библейского наследия а не простую обыденную жизнь народа. Образы на картина постепенно теряли связь со всем реальным и стали более священными и божественными.
Добавить комментарий
Вопрос 11. Русская культура 12-15 век.
Конец XIII века – первые признаки нового подъёма культуры. Во второй половине XIV века русская культура вступила в новый этап своего развития, связанный с объединением русских земель вокруг Москвы, которая становится центром развивающейся русской культуры. Устное народное творчество «Песня о Щелкане Дудентьевиче» – одна из древнейших русских исторических песен, первое фольклорное произведение о восстании против иноземного ига, которое произошло в Твери в 1327 году. Летописание С XIV века начинается использование бумаги вместо дорогого пергамента. В Новгороде летописание не прерывалось даже в период монголо-татарского нашествия и ига. С1325 года летописные записи стали вестись и в Москве. В 1408 году был составлен общерусский летописный свод – Троицкая летопись, а к 1479 году относят создание Московского летописного свода. В их основе – идея общерусского единства, исторической роли Москвы в государственном объединении всех русских земель.
Вопрос 12. Вопрос №12. Образование русского централизованного государства. Политика Ивана 3 и Василия 3.
Образование русского централизованного государства.
В XIII-XIV веках сложились предпосылки образования русского централизованного государства — экономические и политические. Отправным пунктом в развитии феодальной экономики стало быстрое развитие сельского хозяйства, происходит освоение заброшенных земель. Возникла необходимость в большем количестве новых, более совершенных орудий труда, что привело к отделению ремесла от сельского хозяйства, а значит и росту городов. Происходит процесс обмена в виде торговли между ремесленником и земледельцем, т.е. между городом и деревней. Разделение труда между отдельными районами страны требовало политического объединения русских земель. Особенно в этом были заинтересованы дворяне, купцы, ремесленники. Усиление экономических связей стало одной из причин образования единого русского государства.
В этот период усиливается эксплуатация крестьян, что приводит к обострению классовой борьбы. Феодалы стремятся юридически подчинить себе крестьян, закрепить их за своей собственностью. Такую функцию способно выполнить только централизованное государство. Угроза нападения извне ускорила процесс централизации Русского государства, т.к. в борьбе против внешнего врага были заинтересованы все слои общества.В процессе образования единого русского государства можно выделить три этапа.
Первый этап (конец 13 века) – возвышение Москвы, начало объединения. Москва становится главным претендентом считаться центром русских земель.
Второй этап (1389-1462 гг) – борьба с монголо-татарами. Усиление Москвы.
Третий этап (1462-1505 гг) – завершение образования единого русского государства. Свергнуто монголо-татарское иго, завершился процесс объединения Руси.
В отличие от стран Западной Европы образование русского централизованного государства имело свои особенности:
Объединение происходило на фоне позднего феодализма, а не расцвета, как в Европе;
Объединением русских земель руководили московские князья, а в Европе – городская буржуазия;
В первую очередь Русь объединялась по политическим причинам, а потом уже по экономическим, в то время как для европейских стран главными были экономические причины.
Первым царем всея Руси и высшим судьей стал Иван IV Васильевич Грозный, сын Василия 3. Удельные князья были теперь под контролем ставленников из Москвы.
Молодое централизованное государство в XVI в. стало называться Россией. Страна вступила на новую ступень своего развития.
Внешняя и внутренняя политика Ивана 3
Внутренняя политика Ивана 3
В возрасте двадцати двух лет, Иван Васильевич, по завещанию своего отца вступил на Московский престол. К моменту вступления Ивана 3 в «должность» правителя Московского княжества в 1462 году территория Руси представляла собой множество фактически независимых друг от друга княжеств.
В процессе присоединения земель к Московскому княжеству, которые были основным направлением внутренней политики, действия Ивана 3 были, возможно, немного медлительными, но это окупалось с лихвой тем, что он старался решать вопросы, не используя военной силы, и всегда действовал, когда был уверен в положительном результате. Однако это не всегда получалось.
Добиваясь признания новгородцами главенства над собой Московского княжества, Иван 3 применил силу. Не получив обещанной помощи от польского короля и боясь жестокой расправы, жители Новгорода запросили мира. Иван 3 согласился, новгородцы уплатили «копейное» и под власть Московского князя перешла часть Двинской земли. Окончательный переход, Великого Новгорода в зависимость от Москвы, произошел спустя семь лет после описанных событий. А именно в 1478 году, 15 января горожане Новгорода согласились стать вассалами Москвы. Все это следствием внутренней политики Ивана 3, направленной на продолжение процесса объединения русских земель.
- Однако царь многое делал не только для объединения, но и для развития государства. Так, по приказу Ивана 3 был введен судебник, это событие произошло в 1497 году.
Внешняя политика Ивана 3
После подчинения Новгорода, границы Московского княжества расширились, что привело к напряженности в российско-ливонских отношениях. Ливонцы осадили Псков, но потерпели поражение. В 1481 году был подписан мирный договор на десять лет. Однако, для усиления защищенности границы с Ливонией, было возведена крепость Ивангород, в 1492 году. Впоследствии, на протяжении трех лет с 1501 по 1503 годы, вновь происходили стычки русских войск с ливонскими рыцарями, но, в конце концов, было заключено перемирия на шесть лет.
В 1480 году произошло важное событие в политической жизни страны. На протяжении уже многих лет Русь не являлась зависимым от Орды государством, но, тем не менее, до конца этот вопрос решен не был. Ордынский князь Ахмат, периодически присылающий послов к Московскому князю с требованием дани, перешел к активным действиям в 1480 году. Собрав войско, Ахмат двинул его к Москве. «Стояние на реке Угре» продолжалось до 11 ноября этого же года. Без поддержки литовскими войсками Ахмат не посмел перейти реку и отступил. Это событие воспринимается, как окончание подчиненности Орде.
Во времена правления Ивана Васильевича, Россия, практически не прекращая, вела войны с Литвой, которая не желала объединения русских земель. В период, русско-литовских войн, длившихся, с 1492 по 1503 годы к Московскому княжеству присоединилось множество городов.
Также во внешней политике Иван 3 был ориентирован на дружбу с крымским ханством, вплоть до заключения союзного договора и хан Менгли-Гирей неоднократно помогал Руси.
После свадьбы Ивана Васильевича и Софьи Палеолог, московский герб был объединен с византийским двуглавым орлом и появился обычай венчания на царство.
За время своего правления Иван 3, из фактически раздробленной Руси создал мощное централизованное государство, имевшее серьезный вес и на международной арене.
Внешняя и внутренняя политика Василия 3
Внутренняя политика Василия 3, являлась закономерным продолжением действий Ивана 3, предпринятых им для отстаивания интересов православной церкви и централизации государства. Его деятельность привела к присоединению к княжеству Московскому значительных территорий. В 1510 г. – Пскова, в 1514 г. – Смоленска, в 1521 г. – Рязани. Через год, в 1522-м были присоединены Стародубское и Новгород-Северское княжества. Реформы Василия 3 привели к тому, что привилегии княжеско-боярских русских родов были заметно ограничены.
Внешняя политика Василия 3 имела четко определенную цель – оградить земли княжества от набегов, периодически совершаемых отрядами Крымского и Казанского ханств. С этой целью была введена довольно своеобразная практика. На службу стали приглашать татар из знатнейших родов, выделяя им при этом земельные владения. Дружественно был настроен князь и к более далеким государствам. Он стремился к развитию торговли с европейскими державами. Рассматривал возможности заключения унии (направленной против Турции) с Папой Римским и так далее.
Русская культура XII-XIII веков, часть 1
Нашествия захватчиков и стихийные бедствия уничтожили множество ценных произведений архитектуры, живописи, прикладного искусства и литературы. Забыты имена простых людей, создававших для светских и религиозных феодалов шедевры росписи и резьбы по камню, тонкой серебряной чеканки и монументальной архитектуры. Очень немногие из древнерусских мастеров упоминаются в дошедших до нас летописях. Это «каменные зодчие»: Иван из Полоцка, Петр и Корова Яковлевичи из Новгорода, Петр Милонег, Олекса и Авдей. Есть запись о киевском художнике Алимпие, расписавшем Киево-Печерский монастырь. Известны также имена новгородских кальмаров Косты и Братилы, создавших изящные чеканные серебряные сосуды, а также основателя Авраамия, чей скульптурный автопортрет сохранился до наших дней. Русский язык и культура обогатились благодаря взаимодействию с культурами ряда других народов. Плоды такого сотрудничества воплотились в суздальской архитектуре (включающей следы грузинского и армянского зодчества), новгородской живописи (с общими мотивами армянских росписей), в русском фольклоре и литературе, неоднократно упоминающих другие народы с их культурой и бытом. Рукописные памятники все чаще восхваляли «книжное знание», тогда как «ум без книг» уподоблялся бескрылой птице: как не летает, так не может человек достичь «совершенного ума без книг». Основными учебниками были Псалтырь, Часослов и Апостол. Библейские идеи, описывающие мир так, как это было характерно для средневековой Европы, изложены в книге «Шесть дней», давшей богословское и схоластическое описание природы, в книге Козьмы Индикоплова «Топография» и других трудах, переведенных в России. Греческие хроники Георгия Амартола, Иоганна Малалы и других знакомили русских читателей с античной историей. Чрезвычайно важное значение имело открытие профессором А. В. Арциховским (1951) берестяных грамот XI–XV вв. в Новгороде. Целый новый мир открылся перед исследователями, изучавшими эти письмена. Коммерческие сделки, частные письма, поспешные послания с курьером, отчеты о сельскохозяйственных работах и походах, приглашения на поминки, загадки, стихи и многое другое можно найти среди тех замечательных документов, свидетельствующих о широком распространении грамотности среди русских граждан. Русские писцы новой литературы на старославянском, греческом, еврейском и латинском языках. Летописец уважительно упомянул о Всеволоде, сыне Ярослава Мудрого, что он «понимает пять языков, сидя дома». Далее: российская культура 12-13 веков, часть 2 Источники: http://www.history-atrussia.ru Автор: Vera Ivanova Автор: Vera Ivanova . | ||
Теги: Культура России История России | ||
Следующий | Предыдущий |
Средневековая русская культура, том II – indiepubs
{{ item. title }}
{{ item.templateVars.contributorString }}
{{ item.templateVars.prices.AUD }}
{{#if item.templateVars.readMoreBtn}} {{{item.templateVars.readMoreBtn}}} {{/если}}
{{{item.description}}}
{{/если}} {{#if item.reviews}}{{#каждый элемент.отзывы}} {{#if this.review.description}}
{{{this.review.description}}}
{{#if this.review.reviewer}} — {{{this.review.reviewer}}} {{/если}}
{{/если}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars. contributorBios}}{{#каждый элемент.templateVars.contributorBios}}
{{#если это.изображение}}
{{/если}} {{#if this.bio}}
{{{this.bio}}}
{{/если}}
{{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}{{#каждый элемент.templateVars.contents}} {{{этот}}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.resources}}- {{#каждый элемент. templateVars.resources}}
- {{{это}}} {{/каждый}}
- {{#if элемент.описание}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_description_label}} {{/если}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_details_label}} {{#if item.reviews}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_reviews_label}} {{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_author_bio_label}} {{/если}} {{#if item.templateVars.contents}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_contents_label}} {{/если}} {{#if item. templateVars.showBookDetails.show_pdf_resources_tab}} {{#if item.templateVars.resources}}
- {{item.templateVars.tabsLabel.tab_resources_label}} {{/если}} {{/если}}
{{#if элемент.описание }}
{{{item.description}}}
{{/если}}
{{{ item.templateVars.svgIcons.details }}}
{{#if item.reviews}}
{{{ item.templateVars.svgIcons.reviews }}} {{#каждый элемент.отзывы}} {{#if this.review.description}}
{{{this.review.description}}}
{{#if this. review.reviewer}} – {{{this.review.reviewer}}} {{/если}}
{{/если}} {{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.templateVars.contributorBios}}
{{#каждый элемент.templateVars.contributorBios}}
{{#если это.изображение}}
{{/если}} {{#if this.bio}}
{{{this.bio}}}
{{/если}}
{{/каждый}}
{{/если}} {{#if item.