Живопись в древнем египте – Живопись Древнего Египта — Энциклопедия Древнего Египта

Живопись Древнего Египта

Египтяне – великая цивилизация, которая оставила неизгладимый след в истории человечества.  Культурное наследие Древнего Египта имеет высокую ценность. Живопись, которая процветала в этом древнем государстве, также является яркой и неординарной.

Все творчество египтян пронизано религиозными мотивами. В Древнем Египте человеческое земное существование являлось лишь переходом к загробной жизни, и не считалось важным этапом. Египтяне с самого рождения начинали готовить себя к смерти – уходу в иной, более совершенный мир. Это отразилось в живописи и других видах искусства.

Тематику картин в Древнем Египте можно назвать религиозно-культовой. Вся жизнь этих людей состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. Произведение живописи посвящены жрецам, религиозным обрядам, прославлению умерших и высших мистических существ. Однако такая узкая тематика не повлияла на таланты египетских живописцев. Многие произведения являются настоящими образцами искусства. Живопись Древнего Египта имеет особый стиль, который сложно сравнить с чем-либо другим.

Все картины египетских художников выполнялись в определенных рамках. Фигуры людей, богов и животных на изображениях, как будто подчинены некой схеме. Лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. Природа на картинах живописцев Египта также выглядела весьма схематично.

Египтяне пользовались красками. Их изготавливали из минералов – извести, древесного и каменного угля,  железной и медной руды. Древние художники не умели достигать игры цвета или полутонов. Однако основные цвета – белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый  — долго не теряли яркости. Для сохранности рисунки покрывались слоем смолы – так они сохранялись еще дольше.

Живопись Древнего Египта служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. Египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. Художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных. Для египетской живописи характерна монументальность – порой изображения в храмах, которые создавали художники, достигали огромных размеров.

Искусство древней цивилизации подкупает зрителя своей глубиной и многогранностью. Этот период является важным этапом в истории развития живописи.

www.letopis.info

Живопись Египта | Mastertours

22.10.2018

Фараоны и высшая знать чиновников готовилась к загробной жизни заранее. Помимо построения гробниц они большую роль уделяли их украшению и убранству. Особенно пользовалась популярностью роспись потолка и стен.

На рисунках представлялась земная жизнь человека и представления о его загробной жизни. Живопись в Египте соответствовала некоторым правилам, например при изображении одушевленных предметов. Окунемся в историю и попробуем понять, чем руководствовались древние египтяне в своих произведениях.

Изображение людей в Древнем Египте

Великое произведение искусства « Охота на птиц в зарослях папируса» очень точно передает нюансы изображения одушевленных тел в живописи уникальной цивилизации. Следует отметить, что представители флоры и фауны изображались в реалистичном виде. Кроме того, очень часто они находились в творческих композициях египтян в движении.

При большом желании можно не только определить вид животного, но и более мелкие детали окраски, шерсти и т.д. Кошка считалась священным животным у египтян. Поэтому ее изображали с особым старанием. Очень часто она возвышается над людьми.

Что же касается людей, то их изображали в искаженном виде. Очень часто голову и ноги располагали сбоку, а туловище и руки – спереди. Невозможно при любом желании принять такую позу. Египтяне совсем не пытались придать образу человека реалистичные черты.

В их живописной культуре сложилось глубокое убеждение, что на переднем плане должна быть лишь одна сторона тела человека. Как правило, ее выбирали по критерию лучшей узнаваемости.

Ноги людей всегда изображались в движении, что свидетельствовало о пути к истине и приближению с каждым днем к загробной жизни. Глаза всегда увеличены, иногда их специально подчеркивали. Очень часто такой творческий штрих связан с легендой о боге Ра.

Именно в его образе глаза играли одну из главных ролей. С ними связано много легенд и мифов. В гробницах фараонов око изображали с помощью прозрачного полудрагоценного камня кварцита. Вместо зрачка выкладывалась прозрачная капля хрусталя, поэтому глаза в живописи обладали гипнотическими свойствами.

Большое внимание уделялось росту человека. Как правило, мужчина изображался выше всех на рисунках. Считалось, что именно он основной добытчик и кормилец в семье, поэтому ему должны все приклоняться. Очень редко можно увидеть на произведениях женщину, которая доставала до плеча мужчины. Дети изображались как маленькие взрослые. Если ребенок совсем маленький, то его изображали полностью голым.

В каноне было четко оговорена возможность изображения высокопоставленных персон. Они изображались по определенным правилам, которые нельзя было нарушать. В Древнем Египте сформировалась определенная закономерность: чем ниже человек по социальной лестнице, тем больше возможностей в его изображении.

Именно поэтому детей и животных можно встретить в египетских творениях живописи в различных ракурсах. Они могут летать и бегать, прыгать и нырять.

Очень часто можно встретить произведения, на которых изображены представители высшего слоя общества и их слуги. Аристократы, как правило, были не подвижны и высоко стояли над своими рабами. Слуги же в свою очередь занимались черной работой и ремеслом.

Мужчины и лошади изображались чаще всего коричневыми красками. Египетские женщины – желтыми. Следует отметить, что туземцев древние египтяне изображали в пестрых костюмах. В то же время как свой народ – только в белых льняных одеяниях.

Особенности египетского рисунка

Основная особенность египетской живописи отсутствие большой разницы между ближними и дальними объектами. Отсюда большие искажения в образе человека. Следует отметить, что большинство рисунков предназначалось для загробного мира человека.

Поэтому их не рассматривали с точки зрения эстетической привлекательности. На них изображались предметы, которые потребуются умершему в потустороннем мире. Египетские живописцы старались не пропустить ни единую деталь.

Очень часто в гробницах фараонов изображались дворцы с прудами, деревьями и т.д. Основная цель рисунков в гробницах — прославление умершего и обеспечение ему всех загробных благ. Однако на рисунках был представлен не сам египтянин, а его двойник – Ка. Считалось, что у каждого человека есть душа и двойник. Душа после смерти поднимается вверх подобно птицы, о чем соответствовали древние рисунки.

Двойник остается жить жизнью своего хозяина. Его изображали в образе цветущего юноши. Все изображения подписывались именем Рен, которое также олицетворяло сущность египтянина. Работа перед такой надписи считалась незавершенной.

В гробницах очень часто можно встретить изображение божественного цветка – лотоса. По легенде именно он дал жизнь знаменитому богу солнца Ра. Считалось, что лотос возник из стихии Нуна. Когда он начал распускаться, то в нем можно было разглядеть младенца – Ра. С

читалось, что лотос – цветок жизни, вечности и воскрешения. Чаще всего он изображался в 3 цветах: розовый, голубой и белый. Розовый цветок символизировал таинственность и веру в магическое перевоплощение. Древние Египтяне были уверены, что можно воскреснуть подобно богу солнца.

Перспективы в египетской живописи

Египетские художники были слишком далеки от понимания перспективы. Особенно данный факт четко прослеживается в изображениях пейзажей и природы.

Следует отметить, что нельзя древние египтяне никогда не изображали природную красоту без одушевленных существ на переднем плане. Поэтому пейзажи носят незаконченный характер, они в большинстве случаев похожи на картографический план местности. Их изображение никогда не было отдельным направлением живописи в Древнем Египте.

Об отражении атмосферных явлений не могло идти и речи. Цветовая гамма наносилась одним тоном, без возможной игры цветов. Не было четкого разграничения между светом и тенью. В основном все краски добывались из натуральных природных минералов. Источником белого цвета служил всем известный известняк, именно с его помощью рисовалась одежда египтян.

Сажа или уголь применялась в качестве черной краски. Из медной и железной руды добывались красные, зеленые, желтые и синие краски. Все краски перед использованием смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на небольшие куски. В дальнейшем их смачивали в воде и творили над своими величественными произведениями истории.

Факторы, влияющие на развитие живописи в Древнем Египте

Древний Египет – рабовладельческая страна, которой управляют фараоны и их приближенные. Данный политический строй наложил глубокие отпечатки на культуру народа. Жесткая иерархия и насильственное подавление любого народного протеста не могли остаться незамеченными. На рисунках отчетливо возвышается культ личности правящей верхушки, а простой люд — рабы расположены где-то на уровне их ног.

Нередко фараоны, считающие себя сынами богов, изображались как сверхлюди. Очень часто их можно увидеть в живописных произведениях наравне с богами. Сокол – священная птица Египта, изображалась поверх головы царя. Таким образом, она сохраняла и поддерживала его неприкосновенную власть.

Большое значение в развитии живописи играла религия. Древние египтяне свято верили в существование богов – сверх существ, наделенных магическим даром. В их образах переплеталась человеческая и животная сущность. Очень часто они были изображены в образе людей, но с головами животных. Такие представления сохранились со времен, когда основным занятием являлась охота.

Следует отметить, что в своих творческих произведениях подчеркивалось величие и торжественность богов. Они не воспринимались как страшные магические силы, пытающиеся навредить египтянам.

Боги – помощники и покровители во всех начинаниях. Именно с ними связывали любые явления в жизни древних египтян.

В формировании живописи Древнего Египта большую роль сыграла религия и мифология. Вера в загробное существование превознесла художников на высокий пьедестал. Именно в этой стране считалось, что художник «творит жизнь».

Со временем живопись Египта претерпела незначительные изменения. Помимо изображений в гробницах и усыпальницах, рисунки появились на предметах повседневного обихода, в частности бытовой утвари.

Шедевры, дошедшие до наших времен, поражают взор неповторимой техникой изображения и позволяют окунуться в историю древней цивилизации.

Живопись Египта

Ваша оценка!

mastertours.ru

Живопись древнего Египта: какая она

Живопись Древнего Египта, как и остальные виды искусства, находилась в постоянной зависимости от религиозных требований, что и выразилось в её особенном развитии, имевшем культовый характер. Традиционно она характеризуется строгой формализацией, следованием определенным каноническим схемам или художественным нормам, сложившимся ещё в эпоху Древнего царства, при первой и второй династиях. Так, фигура человека изображалась в профиль (вернее голова и нижняя часть тела — в профиль, а глаза и плечи — в фас). С другой стороны, следует сказать о высокой степени реализма, который преобладает в изобразительных описаниях объектов природы, сельскохозяйственной и другой практической деятельности человека. Основные цвета, которые применяли древнеегипетские художники, — белый, красный, синий, черный, желтый, серебряный и зеленый.

На первый взгляд может показаться, что живопись Древнего Египта оставалась неизменной на протяжении тысячелетий, но это не так. Она развивалась и изменялась в зависимости от того, как развивалось и менялось само общество. И даже в строгих рамках канонического искусства некоторые художественные школы и отдельные мастера проявляли свои творческие идеи.

Вообще изображение человека с точки зрения в анфас и профиль является одной из главных особенностей египетского искусства. Живопись Древнего Египта характеризуется сложными изображениями большинства опознавательных признаков и частей человека, которые были более обстоятельны, чем изображение любой реалистической позы, поскольку помогали Ка (или ку), второй оболочке человека, представлявшей его энергетического двойника или душу-двойника и обитавшей в гробнице, безошибочно узнать умершего и вселиться в него. Поэтому портретное сходство живописного или скульптурного изображения было очень важно. По идее мумия должна была стать пристанищем для Ка, но в случае её повреждения она вселялась в изображение. При изображении людей учитывалось их общественное положение. Оно описывалось такими элементами, как костюм, головные уборы, церемониальные аксессуары, которые находились в руках изображенного человека. Иными словами, живопись Древнего Египта, являющая чрезвычайно интересный и яркий образец искусства, ориентировалась исключительно на представление образов.

Большинство живописных произведений (в темперной технике) рисовались на камне или штукатурке, состоящей из слоев гипса, соломы и глины. Как правило, художники работали в группах под руководством мастеров. Мастера наносили контуры и детали будущих образов, а художники их раскрашивали. Рисовали пигментами, которые получали в результате разнообразных химических процессов, все они были очень символичны. Как и в средневековой Европе, живопись Египта не относилась к конкретному типу человеческой деятельности — ремеслу или искусству. Иначе говоря, если воспринимать египетского художника в современном понятии, он не представлял творческую личность. Поэтому нельзя назвать имена каких-то конкретных художников, прославившихся своими выдающимися достижениями.

Учитывая чрезвычайную религиозность египетской цивилизации, большинство тем в живописи связано с изображениями богов и богинь, фараоны были одними из них. Такого художественного правила, как линейная перспектива, не существовало в представлении египетских художников. Главный акцент делался на размер фигуры, чем она больше, тем выше был социальный статус изображенного человека.

Своего рода культурная революция произошла в стране в период царствования фараона Аменхотепа IV (Эхнатона). Невероятная религиозная реформа, заключавшаяся в приверженности монотеизму (единобожию), проведенная Эхнатоном, внесла радикальные изменения и в искусство. Оно стало натуралистическим, динамичным. Портреты египетской знати больше не идеализировались, а некоторые из них даже были карикатурны. Но после смерти Эхнатона всё вернулось к старым традициям, характеризующим в целом Древний Египет. Искусство по-прежнему определялось консервативными ценностями и строгим порядком вплоть до эллинистической эпохи.

fb.ru

Живопись Древнего Египта | Блог художника

Тема обучения рисунку в Древнем Египте, о которой я писал ранее, вызвала интерес у некоторых пользователей. Оказывается меня читают любители истории искусств, которым есть что добавить по теме. Было бы глупо не попросить написать гостевую статью. Так и получилось, что Ольга Живило решила написать этот пост о древнеегипетской живописи, который вы можете прочитать ниже.

А это ссылки на статьи, которые вызвали интерес.

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

История Древнего Египта занимает огромный по продолжительности период времени. Мне кажется, что современный человек совершенно не в состоянии охватить его каким-то мысленным взором. И хотя в искусстве, как и во всех сферах жизни, соблюдался незыблемый канон, всё равно за такую долгую историю наблюдались периоды, очень не похожие друг на друга.

Самое грубое деление можно свести к Древнему, Среднему и Новому Царствам. Мне хочется сейчас чуть-чуть заглянуть за завесу последнего — Нового (а это, чтоб вы понимали 16-11 века до н. э!!!). Живопись в это время продолжала подчиняться всё тем же правилам, о которых уже нам рассказал уважаемый автор блога. То есть по-прежнему наблюдался всё тот же знаменитый, узнаваемый древнеегипетский стандарт в изображении: ноги и лицо в профиль, а плечи — анфас. По-прежнему несоразмерны разные фигуры в одной композиции.

Но изменилось вот что: гораздо более жизненными и разнообразными стали сюжеты росписи. В какой-то мере можно уже говорить о появлении жанровых сценок: фигуры не застыли неподвижно и неестественно, они приобретают гибкость, в них чувствуется движение.

Значительно расширилась палитра красок. Во время Древнего Царства (а это, боюсь выговорить: 28-23 века до н. э.!) вопрос с цветом решался просто. Мужская фигура окрашивалась в красновато-коричневый цвет, а женская имела светло-желтый оттенок. Спустя шесть веков этих цветов оказалось уже недостаточно. Теперь в живописи наблюдаются и тона, и полутона, и разные оттенки. Исчезла схематичная условность окраски, теперь художники стараются передать более естественный цвет кожи. На лицах появляется румянец, а через прозрачную ткань одежды можно разглядеть прекрасный силуэт.

Да вы всё это увидите сами, если сравните.

Вот типичные образчики росписи времён Древнего Царства:

Образчик росписи статуй времён Древнего Царства — царевич Рахотеп и его супруга Нофрет. Египетский музей, Каир

А вот прекраснейшие, я бы сказала одухотворенные картинки более позднего периода:

Тутанхамон — имя этого фараона знает каждый, кто имеет уши. У меня лично история с гробницей Тутанхамона вызывает благоговение, близкое к экстазу! И моё опять-таки личное мнение: в истории археологии нет находки более сенсационной и волнующей. Так вот, Тутанхамон тоже жил (совсем недолго жил, увы!) в период Нового Царства. А теперь посмотрите на картинку со спинки парадного трона фараона. Трогательно до слёз!

Мне бы хотелось пару слов сказать о художественном явлении уже совсем свеженьком. Происхождения всего-то 1-3 веков нашей эры. Конечно, в это время Египет уже не вполне египетский. Он уже пережил завоевание Александром Македонским и правление греко-македонской династии Птолемеев (из этого периода для нас самое культовое имя — Клеопатра). Власть фараонов с приходом этой эпохи завершилась.

Но к 1 веку н. э. и греки потеряли Египет, его аннексировала Римская империя. К чему я всё это сообщаю? Да к тому, чтобы лучше понять: тот Древний Египет, о котором мы говорили — закончился бесповоротно. Но не могли же традиции не сто-, а тысячелетней давности просто взять и исчезнуть! Конечно — нет. Поэтому новая эра в Египте началась с появления совершенно нового искусства. Оно представляло собой смесь греко-римско-египетских традиций.

Один из лучших образцов живописи этого периода — фаюмские портреты. Не буду описывать технику и назначение этого жанра: в интернете, в Википедии, в других источниках, любознательные найдут достаточно материала на эту тему. Мне хочется сейчас только обратить ваше внимание на этот прекрасный художественный жанр. Посмотрите на эти лица — от них невозможно отвести взгляд…

По прошествии столь длительного времени просто неизбежны разрушения и потери. Но каким-то чудом древнеегипетские памятники не исчезли для нас бесследно. Мы, современные люди не всегда оглядываемся назад. А ведь если задуматься, мы получили бесценный подарок!

Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 1
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 2
Обучение рисунку в Древнем Египте. Часть 3

blogproart.ru

Живопись древнего Египта | Туристический портал

Статья “Живопись Древнего Египта” познакомит читателя со всеми тонкостями древнего искусства, до сих пор считающегося одной из загадок человечества.

Как и любое другое искусство Древнего Египта, живопись на заре времён носила исключительно сакральный характер. Стены гробниц фараонов обильно украшались картинами, повествующими о жизни, смерти, погребении правителя, а также о том, что ждёт его в загробном бытии.

Школа живописи в Древнем Египте

Первые школы живописи Египта стали возникать в период существования Древнего Царства. В этих школах будущие художники постигали правила построения изображений, причем делали они это путём заучивания ране разработанных схем таблиц и формул, малейшее же отступление от канонов грозило ученику суровым наказанием, вплоть до избиения и изгнания из школы.

Помимо всевозможных таблиц, учебным пособием для юных живописцев могли служить самые качественные из рисунков, написанных выпускниками школы.

Большое внимание в школах уделялось технике рисунка. Ученик должен был с одной стороны уметь наносить плавные, ровные линии на гладкую поверхность, а с другой иметь достаточно твердую и сильную руку, чтобы выцарапывать на стене или камне контуры для создания фрески.

Рисовали ученики на глиняных досках, специальной палочкой нанося контур рисунка на влажную глину. Если в изображении имелись неточности, ученик заминал их пальцем, и на этом месте прорисовывал правильные контуры. Если же неправильным было всё изображение, юный художник заравнивал поверхность и рисовал весь контур заново.

При изображении фигуры человека доски предварительно расчерчивались клетками, по которым ученик ориентировался для соблюдения пропорций. После того, как рисунок был завершен, художник аккуратно заминал клетки пальцем. По достижении определённого уровня мастерства, ученику разрешали рисовать на папирусе.

Лучшими рисунками считались те, в которых преобладали тонкие и плавные линии контура. Именно из таких картин учителя и составляли альбомы для примера следующим поколениям учеников.

Правила изображения человека

Если к изображениям животных и птиц мастера были относительно лояльны, то к изображению человека требования были чрезвычайно строгие. Пропорции каждой части тела вымерялись с математической точностью, и должны были на сто процентов соответствовать канону, разработанному специальной группой людей, называемой художники-теоретики.

Правила изображения фигуры были разработаны таким образом, что, зная размер одной части тела, легко можно было определить пропорции всего изваяния, поэтому грамотные художники могли начать изображение с любой точки, или продолжить фигуру, начатую кем-то другим.

Для определения пропорций, всю фигуру снизу вверх делили на двадцать одну равную часть, единицей измерения при этом служила длина среднего пальца руки, вытянутого вдоль бедра.

Итоговый канон имел следующие пропорции: высота стопы – один палец. Расстояние от верхней части коленной чашечки до лобка – четыре пальца. Лобковая кость делит фигуру строго пополам. На одиннадцатом пальце находится пупок. Двенадцатый палец – верхний край гребня подвздошной кости. Межу четырнадцатым и пятнадцатым пальцами – соски. Шестнадцатый палец – кадык. Семнадцатый – кончик носа. Восемнадцатый – лобные бугры. Девятнадцатый – двадцать первый – голова в традиционном главном уборе.

Правилами были прописаны также такие нюансы как ширина глаз, носа, груди, толщина рук и ног, и прочие подобные характеристики.

В то время как пропорции тела соизмерялись относительно друг друга, относительные величины фигур определялись согласно их классовой принадлежности. Так, например, мужчина всегда был выше женщины, дети ниже своих родителей, раб меньше господина, а фараон всегда выше всех. Реальные пропорции людей при этом не имели никакого значения.

Отражение жизненной реальности вообще никогда не являлось задачей для египетских художников, их задачи были совершенно другими: живописцы призваны были украсить усыпальницу правителя, уместив в картину всю его жизнь, и при этом подчеркнув величие покойного.

Правила изображения предметов

Первое и главное правила изображения предметов – предмет не может быть выше человека. В остальном при прорисовке неодушевлённого предмета или животного художнику предоставлялась полная свобода действий, если правила и существовали, то продиктованы они были, лишь гармоничностью расположения рисунка на плоскости. Именно благодаря свободе художественного самовыражения животные и предметы на египетских рисунках выглядят более реалистично, нежели люди.

Правила нанесения рисунка

Расписывая гробницу, художник должен был создать на её стенах своеобразную книгу жизни и смерти покойного. Само собой разумеется, композиция размещалась на плоскости как единое целое и не могла содержать просветов. Для того чтобы создать такую плоскостную композицию художник должен был точно соблюдать правила фронтальности.

Живопись Древнего Египта основывалась именно на законах и принципах фронтальности, именно по этой причине все рисунки были линейными и лишенными трехмерности. Расстояние между объектами, и их положение в пространстве не учитывалось. Так, например, предметы, расположенные вдалеке и вблизи изображались на одном уровне.

Изображая на плоскости фигуру человека, художник придерживался следующих правил: голова, руки и ноги изображались в профиль, глаза и торс – в фас, живот — разворотом в три четверти.

При изображении многоплановых сцен фигуры второго плана размещались над фигурами первого, иногда отделяясь от них прямой вертикальной линией. Если предполагалось изображение нескольких стоящих рядом одинаковых фигур (например, солдаты в строю), первая из них тщательно прорисовывалась, после чего рядом добавлялись лишь контуры последующих.

Предметы, дома, гробницы и храмы изображались в плоскостном разрешении лишь одной из своих сторон.

Все фигуры на рисунке имели резко очерченный черный контур, лишь в тех случаях, когда необходимо было отделить друг от друга поверхности одного цвета, контур рисовали красным.

Техника нанесения рисунка

Рисунки наносились на поверхность древесным углём, либо процарапывались поверх штукатурки специальной заострённой палочкой. Далее контур раскрашивался в нужный цвет. Красящие пигменты художники получали из сажи, известняка, охры и медной руды. Краску нужного цвета смешивали со специальной вязкой жидкостью, затем делили на небольшие кусочки, которые смачивали водой, после чего раскрашивали ими картину. Готовый рисунок в целях сохранения долговечности покрывали воском.

Цвет в живописи Древнего Египта

Для египтян каждый из применяемых в рисунке цветов имел своё особое значение, которое было продиктовано жизненными циклами страны. Так красный, ассоциирующийся у людей с засухой и выжженной землёй, служил символом зла и разрушений. Зелёный, окрашивающий воды Нила в преддверии наводнения, стал цветом надежды. Черный – цвет плодородной почвы, считался символом смерти и возрождения. Желтый символизировал вечность. Синий олицетворял божественные волосы. Голубой служил символом Нила.

Для раскрашивания рисунка применялись свои правила. Так Осирис – бог смерти, изображался исключительно в зеленых тонах, Сет – бог разрушения и хаоса, был красным. Кожу женщин раскрашивали в блёдно-розовые или желтые тона, в то время как мужчины имели коричневую или красную кожу.

Цветовой фон рисунка, как правило, был нейтральным, что помогало избежать изменения тональности картины. По цвету фона рисунка, можно легко определить, к какому периоду древнеегипетской истории он принадлежит. Для рисунков периода Древнего Царства характерен сероватый фон. Картины Нового Царства писались на бледно-желтом фоне, перешедшем в последствии в насыщено — оранжевый.

Заключение

Каноны древнеегипетской живописи возникли в третьем тысячелетии до нашей эры и оставались незыблемы на протяжении многих веков. Лучшие художники и скульпторы Древней Греции стремились попасть в Египет, дабы овладеть навыками построения изображения, которые они считали совершенными.

Современный человек, глядя на древнеегипетскую живопись, возможно, посчитает, что это странные, небрежно написанные картинки. Но пренебрежение словно улетучивается, когда узнаёшь, какими невероятными знаниями, умениями и усердием должен был обладать художник, создающий эти летописи жизни и смерти.

warps.ru

Живопись Древнего Египта. Искусство древнего Египта

Талант египтян ярче всего проявился в различных видах искусства. Росписи получили широкое распространение еще при изготовлении герцейской керамики, декор которой, имеющей преимущественно светский характер, включает изображения лодок, растений, зверей и птиц и изредка людей. Древнейшие образцы рельефной скульптуры появились, скорее всего, немного позже — на сланцевых пластинах, служивших для растирания весьма популярной черной краски для глаз. В дальнейшем росписи и рельефная скульптура превратились в тесно связанные между собой виды искусства. В усыпальницах и храмах времени правления IV, V и VI династий, когда эти искусства достигли высокого уровня развития, художники при создании своих произведений часто использовали оба приема в сочетании. Все рельефы эпохи Древнего царства были раскрашены, а росписи на плоской, лишенной вырезанного изображения поверхности еще долгое время выполнялись сравнительно редко.

Хотя сюжеты рельефов в гробницах Древнего царства, как и росписи на керамике предшествующей эпохи, имеют светское содержание, их назначение несомненно связано с религией. На них представлены сцены земледелия — пахота, сев, жатва, молотьба, засыпка зерна в хранилища, скотоводства, охоты и т.д., и все они были предназначены для того, чтобы обеспечить владельцу усыпальницы вечное приобщение к этим занятиям в загробной жизни. К эпохе Нового царства искусства росписи и рельефа разделились, и ряд фиванских гробниц великолепно украшен живописью по гладкой белой штукатурке, нанесенной на известняковые стены. Техника рельефа теперь применялась лишь в тех усыпальницах, которые вырубались в высококачественном известняке — в царских гробницах Долины царей и в храмах различных богов. До эпохи Рамсесидов росписи фиванских гробниц отличались крайним стилистическим и сюжетным разнообразием и рисуют поразительную картину повседневной жизни; позже они выродились, превратившись в чистые «виньетки», заимствованные из папирусных свитков Книги мертвых и почти никак или вовсе не связанные с личностью заказавшего их владельца усыпальницы.

 

 

Статуэтка Ненкхефтка,
Британский музей.
Раскрашенный известняк

  Большое место в искусстве Древнего Египта занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов. Уже в Древнем царстве применялись оба вида египетского рельефа — и более распространенный барельеф, и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры.

 

 

Голубой гиппопотам.
Статуэтка периода XII Династии из коллекции музея Лувр, Франция

Наиболее искусные образцы египетской рельефной скульптуры появляются в правление фараона XII династии Сесостриса I (ок. 1971-1928 до н.э.). Не слишком уступает ему царица XVIII династии Хатшепсут в украшении своего террасного храма в Дейр-эль-Бахри. Здесь находятся некоторые из самых грандиозных по замыслу египетских рельефов, к сожалению, разбитые ее племянником Тутмосом III: сцены, воспроизводящие предпринятую ею экспедицию в Пунт, доставку двух обелисков в Карнак и историю ее божественного рождения. Храмовые рельефы эпохи Древнего царства, хотя они и не менее монументальны, сохранились лишь фрагментарно. Первым, кто запечатлел на стенах храма свои военные победы, был Сети I, но сюжеты становятся также темой рельефов Рамсеса II и Рамсеса III; стены храма последнего, если не по стилю исполнения, то по тематическому разнообразию, являются вершиной египетской рельефной скульптуры.

Круглая скульптура уходит корнями в более глубокую древность, поскольку выросла из изготовления кремневых орудий путем оббивки и из вырезания бусин и других украшений. Возможно, создателями примитивных глиняных статуэток были первые гончары эпохи древнейших культур. Примерами древних скульптур являются женские фигурки из захоронений бадарийской культуры. Из кости, в том числе слоновой, вырезали фигурки птиц и зверей, главным образом в качестве украшения гребней; их же изображали на повсеместно распространенных сланцевых пластинах. Неизбежный распад тела человека после его смерти, утрата его индивидуальности вследствие исчезновения материального облика, породили древнейшие надгробные статуи. Даже будучи предельно примитивными, они навечно запечатлевали личность погребенного, поскольку на статуе вырезали надпись с его именем.

При всей быстроте совершенствования скульптуры позы изображенных и стиль, сформировавшиеся в начале династического периода, с минимальными изменениями преобладали на протяжении всей египетской истории. Статуи всегда предназначались для фронтального восприятия; особое внимание в ущерб прочим элементам скульптуры уделялось лицу; оно всегда бесстрастно, величественно, холодно, спокойно. Тем не менее в некоторых случаях им приданы в высшей степени индивидуальные черты — таковы деревянный «шейх эль-Белед», ныне хранящийся в Каире (V династия), вельможа Хемиуну, находящийся сейчас в Хильдесхейме в Германии, и царевич Анххаф, хранящийся в Бостоне (оба — времени IV династии), — все три изображения так и остаются непревзойденными творениями. Таким образом, лучшие памятники древнеегипетской скульптуры восходят к периоду IV и V династий. Высочайшее мастерство в передаче чувств было достигнуто в статуях царей XII династии Сесостриса III и Аменемхета III. От эпохи XVIII династии великолепные изображения правителей оставили царица Хатшепсут и Тутмос III.

Искусство Амарны.
Пик в развитии реалистической скульптуры, как рельефной, так и объемной, был достигнут на более позднем этапе правления той же династии, при Эхнатоне — фараоне XVIII династии, основавшем свою столицу в Амарне. Его разрыв с прежними традициями затронул не только религию, но и искусство. В первый и единственный раз излюбленной темой монументального искусства стали бытовые сцены из семейной жизни при дворе. Эхнатон, проповедовавший «правду» в своем религиозном учении, неукоснительно требовал, чтобы его собственную нескладную и уродливую фигуру воплощали без всякой идеализации. Большинство скульптурных и живописных произведений эпохи его царствования отмечено высоким уровнем оригинальности и одновременно верностью натуре.

Уникальное собрание царской погребальной утвари, обнаруженное в гробнице Тутанхамона — зятя Эхнатона,- демонстрирует не только достоинства искусства амарнского периода и степень богатства даже этого второстепенного царя, но и необычайно разнообразное мастерство художников и ремесленников. Ложа и троны, ювелирные изделия и личные украшения, включая царскую диадему, светильники и безделушки, колесницы и конская сбруя, луки и стрелы, кинжалы и дротики, одеяния и сундуки для их хранения, посохи, опахала, косметические сосуды, письменные принадлежности и игральные доски — все эти предметы за немногими исключениями богато украшены с обильным использованием золота и полудрагоценных камней и могут дать представление о не поддающейся описанию картине роскоши и изысканного вкуса на исходе амарнского периода, даже в правление самого неудачного из его царей

 

 

Как принято считать, монументальная живопись возникла во времена первобытнообщинного строя. Но в те времена она служила только для обустройства созданных природой пещер, и то, лишь  косвенно — потому что первобытные люди не стремились обустроить свое жилье  —  они просто рисовали охоту, праздники на стенах. Кроме того, у неё была конкретная цель, которая заключалась в гармоничном оформлении, которое увековечивало подвиги людей.

 

Архитектура Древнего Египта появилась не случайно. Она прошла длительный процесс эволюции, начиная с пещер, ям, шатров, постепенно переходя в глиняные хижины, заканчивая прекрасными дворцами и храмами. И все эти сооружения разукрашивались неповторимыми иероглифами и рисунками. Если не брать во внимание  простоту  изображения, то следует  заметить, что древние художники рисовали одни и те  же части тела  по-разному. В иераконпольской росписи животные изображены в профиль, а рога, то в фас, то в профиль — в  зависимости от того, как более точно может  быть передана форма рогов.  На том же изображении у людей  наблюдаются различные комбинации фасных и профильных видов разных частей  тела. Такой  нюанс изображения возник потому, что художники рисовали предметы не с натуры, а по памяти, и, как было отмечено раньше, акцентировали внимание на самых значимых моментах.

 

Очень точно изображается  то,  что кажется  самым важным для художника в конкретной сцене — оружие и руки для сражения и охоты, ноги. Важным аспектом является то, что  взаимоотношение действующих лиц выражается довольно примитивно — важность жрицы  или  богини отмечается в живописи Египта лишь большими габаритами фигуры. Наблюдаются почти правильные пропорции тела, просматриваются мускулы. Если автор желает изобразить разницу в социальных слоях действующих лиц, то она отображается в разнице пропорций фигур, более знатные люди изображались большими. Разные части тела отображаются в разном виде. К примеру, голова  и  ноги нарисованы в профиль, глаза и плечи в фас.

 

Проанализируем факторы, которые повлияли на развитие живописи Египта. К сожалению, их невозможно чётко отделить друг от друга или пронумеровать, так как один сказывается на другом, тот отображается на третьем, и в целом отражаются на культуре и живописи  Египта. Поэтому, определяя факторы, мы будем основываться на «переломных моментах» в искусстве  Древнего  Египта, а именно в живописи. На искусство Египта большое влияние имела правящая  верхушка общества, так как по типу государственного строя оно было рабовладельческим.

Период Древнего царства являлся периодом формирования главных форм культуры Древнего  Египта, начиная от простой формы государства. Как упоминалось выше, лидирующая роль в    искусстве принадлежала архитектуре. Помещение внутри первых гробниц и храмов Египта

украшалось главным образом колоннами. Стены украшали  цветными рельефами,  изображавшими подвиги фараонов. Царей в Египте изображали с  мощными телами и властными лицами, которые сохраняли основные портретные черты, но одновременно их  идеализировали. Редко, божественная суть фараона передавалась только внешними  средствами: фараон на рисунке находился вместе с богами, как равный им, или его охранял священный сокол своими крыльями.

 

Во время Древнего царства существовало два  варианта техники росписи по стенам: большинство росписей выполнялось минеральной краской по сухой поверхности, в нескольких же гробницах этот вариант комбинировался с вкладкой цветных паст в определенные углубления. Иллюстрация росписей диктовалась их  предназначением. К примеру, в заупокойных храмах фараонов и тоннелях, ведущим к ним, изображались сцены, славившие власть царя, его успешные походы. Так же имели место рисунки ритуального характера, задачей которых было преподнести владыке загробное блаженство. Как правило, образ фараона передавали более большим по размерам, чем остальные фигуры, чем по правилам канонов, сформировавшихся во времена плиты Нармера. Но образы охотников или рабов редко представляли с  плечами  в  профиль. Наверное, хоть таким способом художники Древнего  Египта имели возможность выразить малейший прогресс в понимании мира.

 

По росписям, обнаруженным в гробницах и храмах Египта прекрасно можно изучать историю страны. В росписях нашли своё место и классовая борьба, и быт, и религия и завоевания. Монументальная  живопись  являет собой огромную картину жизни общества,

Так же следует отметить, что искусство и живопись Египта оказали большое влияние  на

искусство других народов.

gorodnaneve.com

Живопись Древнего Египта. | мир вокруг нас

Настенное изображение представляет собой одно из наиболее важных средств выражения в египетском искусстве. Наиболее распространенной основой для живописи были стены с барельефами, которые можно было расписывать. Краски наносили на гладкие, предварительно оштукатуренные стены. Размещение росписей внутри зданий, на стенах храмов и погребальных часовен подчинялось строгим правилам, обусловленным как требованиями обычая, так и несовершенной техникой. Например, ноги, руки и голову полагалось изображать в профиль, а верхняя часть туловища рисовались в анфас.

Краски, используемые в живописи Древнего Египта, добывали из минералов: известняка (белый), сажи или древесного угля (черный), железной руды (красный, желтый), медной руды (зеленый, синий). Полученные краски смешивались с вязкой жидкостью и разделялись на куски, чтобы в дальнейшем смачивать их водой и наносить изображение. Готовое изображение покрывали тонким слоем лака, чтобы сохранить изображение надолго.

«Охота на Ниле» — фрагмент стенной росписи из гробниц в Фивах. Середина II тысячелетия до н. э.

Центральное место в живописи занимала культурно-религиозная тема, ведь египтяне верили, что земная жизнь  не так важна, как загробная.  Изображенные на стенах в гробницах сцены повседневной жизни служили гарантией того, что и в загробной жизни усопший будет располагать всеми теми благами, которыми он был окружен в жизни земной. Чаще всего изображались сцены сельскохозяйственных работ, охоты, рыбной ловли, погребальные шествия и так далее.

bookvaeshka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *