Земства создавались где – Где земские учреждения создавались? Положение о земских учреждениях

Содержание

Земство — Википедия

Положение о губернских и уездных земских учреждениях

Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Введение земств
    • 1.2 Дальнейшая история
  • 2 Устройство и правовое положение
    • 2.1 Губернские земские учреждения
    • 2.2 Уездные земские учреждения
    • 2.3 Земские сборы
    • 2.4 Административный надзор
  • 3 Направления деятельности
    • 3.1

ru.wikipedia.org

это шаг к формированию гражданского общества

Отмена крепостного права и получение личной свободы большой части населения деревни потребовали изменений в системе местного управления. Земство — это ответ государства на новые тенденции в развитии общества.

Для чего были созданы земства?

За все время существования крепостного права в России над большой частью населения государство не имело непосредственной опеки в связи с тем, что ответственность за всех зависимых крестьян лежала на плечах помещиков. Владелец поместья обладал всей полнотой власти над крестьянами, должен был принимать меры к устранению беспорядков, недовольства, думать о благоустройстве деревни. Вмешательство государства в эти взаимоотношения рассматривалось как исключение. Но после крестьянской реформы ситуация кардинально изменилась. Миллионы крестьян получили личную свободу и гражданские права. Они были существенно ограничены, но тем не менее из этих бывших крепостных надо было воспитывать граждан России. Перед государством стояли важные задачи переустройства общества и управления. Земство — это отнюдь не что-то новое для истории России. Царь пошел по пути возрождения прошлого опыта создания местных органов самоуправления времен Ивана Грозного и его пагубной реформы. Создание земств решало сразу две задачи. С одной стороны, оно компенсировало, хоть и частично, потерю власти дворянству. С другой — перекладывало решение местных проблем и задач благоустройства на плечи представителей всех сословий.

Что такое земство?


Земство — это представительные бессословные органы местного самоуправления, созданные с 1864 года на уровне уездов и губерний Российской империи, где существовало дворянское землевладение. Представители дворянства и горожане, владельцы недвижимого имущества, выбирались прямым голосованием. В крестьянской же курии проводились трехступенчатые выборы, что значительно снижало количество их представителей по сравнению, например, с дворянами. Деятельность земств проходила на двух уровнях: распорядительном (ежегодные земские собрания) и исполнительном (управы, работающие на постоянной основе за вознаграждение).

Функции земств

С самого начала за земствами закрепились хозяйственные задачи местного благоустройства: создание и содержание больниц, школ, ветеринарных пунктов, домов призрения, а также строительство, ремонт дорог и тому подобное. Средства на эти цели добывались в виде обязательных сборов, устанавливаемых земским собранием. То есть на местах сами решали, сколько средств нужно собирать и на что они пойдут. К тому же земство — это начало формирования в России так называемого третьего сословия, или третьего элемента. Это врачи, учителя, агрономы, сыгравшие значительную роль в развитии русской деревни, труженики, внесшие непосредственный вклад в становление гражданского общества.

Земское либеральное движение

Государство, создавая выборные органы самоуправления, сразу дало понять, что земство — это не политический орган власти. Чтобы избежать его трансформации в таковой, были запрещены связи между земствами разных губерний, не говоря уж о деятельности на общегосударственном уровне. Также время от времени вводились все новые цензурные запреты на отчеты местных органов самоуправления. Наконец, с началом реакционной политики Александра Третьего и подавлением революционного народничества либеральные представители дворянства через земства начали легально и не очень поднимать политические вопросы. Главное требование сводилось к принятию конституции, которая гарантировала бы политические и гражданские права граждан России. Среди других вопросов, поднимаемых либералами, можно выделить требования снижения выкупных платежей, отмены подушной подати, создания земств на уровне волостей и на уровне государства. Легальными формами борьбы были ходатайства и адреса императору. Нелегально же проходили всероссийские съезды, организовывались полулегальные кружки.

«Земство обедает»

Во второй половине девятнадцатого века русские художники все более отходили от господствовавшего ранее академизма, стремясь реально изображать жизнь. Одним из таких мастеров был основатель товарищества передвижников Григорий Григорьевич Мясоедов. Его полотна в первую очередь изображали быт крестьян. В своем творчестве Григорий Григорьевич живо откликнулся на реформенные преобразования в России. Картина «Земство обедает» — прямое тому подтверждение. На ней изображены земские представители крестьянства, которые, расположившись прямо на земле, принимают довольно простую и скудную пищу. Представителей от дворянства и купечества не видно, но есть намек на их особое положение. В окне изображен лакей, протирающий посуду для трапезы представителей высших сословий. Картина простая, но очень глубокомысленная. Как чувствуют себя крестьяне на совместных заседаниях с «господами»? Могут ли они возвысить свой голос в защиту собственных интересов? Легко ли им уделить время для земских дел, когда дома хозяйство? Честно ответив на эти вопросы, мы поймем, что местные органы самоуправления полностью находились под влиянием дворянства.

fb.ru

Земства

Земство

Земство обедает. Картина художника Мясоедова Г.Г., 1872

Земство. Термин этот образован от слова « земля». Что такое земство, когда были созданы земские учреждения в России? Каковы были их полномочия? Разберёмся в этом.

Земство

Земство, или  земские учреждения, — это органы местного сельского самоуправления. Они были учреждены согласно земской реформе 1864 года в правление императора Александра II.Просуществовали земства довольно долго. До 1918 года продолжали свою работу земские учреждения в губерниях и уездах, а до 1917 года — в волостях.

 

 

Структура земств в России

Уездное собрание — избиралось на три  года  из представителей, имеющих недвижимое имущество( землевладельцы, промышленники, торговцы)  и  представителей сельских обществ. Представители назывались

« гласные».Преобладающим большинством  в земствах было дворянство.

Во главе уездного земского собрания стоял предводитель уездного дворянства

Собрания собирались раз в году для решения определённых местных задач.

Постоянным действующим органом была уездная управа, избираемая земским собранием. Во главе управы — председатель и два члена управы.

Губернское земское собрание созывалось раз в год для решения наиболее важных вопросов губернии. Предводитель губернского собрания был председателем на данных собраниях.

Постоянным действующим органом была губернская управа , в которую входил председатель и несколько членов.

Губернское собрание состояло не только из гласных, но и  из представителей ведомств.

 

Кто контролировал деятельность земств?

Земства подчинялись непосредственно губернатору и министерству внутренних дел.

Контролировалось исполнение решений земств. Эти решения носили только административно- хозяйственный характер.

С 1890 г. контроль был усилен6  создавались специальные земские присутствия.

Полномочия земств

  • Определение сборов и повинностей на земские нужды и контроль за их выплатой: на строительство школ, дорог, больниц, мостов, на благотворительность.

  • Проведение пропаганды агрономических знаний, повышения курсов повышения квалификации, на которые направлялись врачи, учителя, агрономы.

  • Земства способствовали развитию ремёсел, кустарного производства, внедрению новой техники.

  • Со временем полномочия земств расширяются. Они стали проводить вакцинацию населения (например, в конце 19 века против оспы), организовывать помощь в неурожайные годы, создавали противопожарную службу, содержали богодельни.

  • Законодательные акты земской реформы содержали конкретные пункты, в которых чётко указывалась только их административно- хозяйственная роль. Для предотвращения влияния земств на политику были введены специальные законодательные положения: запрет на занятие политической деятельностью, запрещалось организовывать связи с другими земствами.

  • Однако со временем влияние земств стало расти . Они начали постепенно принимать участие и в политической жизни страны. Так в 1871 году проводились первые нелегальные съезды земств, цель которых — консолидация сил, борьба за демократизацию общества. Созданная нелегально организация « Союз земцев-конституционалистов» начала вести деятельность по изменению общественного строя, принятию конституции (руководители – Пётр и Павел Долгоруковы и  Д.И. Шаховский). В 1905 году союз  объединился с «Союзом освобождения» и была создана  Конституционно- демократическая партия ( партия кадетов)

    .

Значение земств

  • Значение земств велико. Хотя они решали только административно- хозяйственные вопросы, но именно во многом благодаря земствам улучшалась жизнь местного сельского населения: люди получали медицинскую помощь, образование, благоустраивалась территория.

  • Большую роль земства сыграли в годы Первой мировой войны. В 1915 году был создан Всероссийский земский союз, который оказывал большую роль раненым и больным солдатам. Чуть позже в этом же 1915 году этот союз с Всероссийским городским союзом, действия союзов стал координировать Земгор.

  • В начале 20 века партия кадетов играла значительную роль в политической жизни страны.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

poznaemvmeste.ru

Земство как форма управления делами общества и государства

Из истории управления

ВАЛЕРИЙ КОРОБЕЙНИКОВ
доктор философских наук, профессор,
директор Института регионального законодательства
(Россия)


• Земство – российский вариант государственного управления
и местного самоуправления
• Основные принципы земского управления могут успешно применяться
и сегодня
• Надо соединить народовластие со специализацией управленческого труда

Когда почти полтора века назад император Александр II решился на отмену крепостного права в России, он понимал, что этот шаг должен быть поддержан реформированием всей общественной жизни страны, прежде всего поощрением подданных к более активному участию в решении дел на местном уровне. Именно поэтому неотъемлемым элементом эпохи великих реформ в России стало введение обновленного

земства – российского варианта государственного управления и местного самоуправления, традиции которого уходят вглубь истории страны.


Зарождение земства

Земское управление начало складываться в середине XVI в. До Ивана Грозного управление на местах строилось путем назначения в конкретные территории (области) наместников, а в волости – волостелей. В ходе проведенной земской реформы власть была передана представителям сословий, выбранным из числа местного населения, – губным старостам в уездах развитого феодального землевладения, земским старостам в местах проживания крестьян и посадских людей1.

Тогда земство получило распространение в основном на территориях черносошных крестьян и посадских городов. На остальной части России наместничество было заменено воеводским управлением. Как видим, земская реформа Ивана Грозного направлена прежде всего на развитие элементов

местного самоуправления.

В дальнейшем земские принципы формирования властных структур перенесены и на органы государственного управления. В стране возникли общенациональные сословно-представительные учреждения – Земские соборы. Так, в начале XVII в., в годы массовых народных движений, польской и шведской интервенций созывается “Совет всея земли”. Его продолжением, по существу, стал Земский собор 1613 г., избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича.

В этом событии, на мой взгляд, отразился исконный (восходящий еще к Новгородскому и Псковскому вече) принцип русского народовластия – правителя приглашало на власть собрание представителей различных слоев народа. Кстати, основатель династии Романовых осознавал свою зависимость от земских соборов. Неслучайно, именно в его царствование они созывались часто. В XVII в. земские соборы состояли из большого числа выборных людей с мест (как писали тогда: “из городов всякие выборные люди”, “дети боярские всех городов”, “торговые люди всех городов” и т.д.). Но созывались и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди.

Представительство различных слоев населения в значительной мере зависело от степени экстренности созыва земского собора и характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы и причины созыва земских соборов были разнообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие государственные проблемы – утверждение на престоле или избрание царя, время правления и формы работы различных органов власти, введение новых налогов или изменение прежних. К их компетенции относились и вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для его содержания.

К концу XVII в. деятельность соборов как органов государственного управления отмирает. Это связано с утверждением абсолютизма и удовлетворением требований дворянства и части посадских людей, получивших права и льготы от царской власти. На смену земским соборам приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа.


Второй приход земства

Александр II, освободив крестьян от крепостной зависимости, решил возродить земство в новой форме – только как институт местного всесословного самоуправления. В его указе Правительствующему Сенату от 1-го января 1864г. читаем: “Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведовании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от оного лиц (выделено мной – В.К.), Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных Нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведования упомянутыми делами, учреждений”.

Положение земских учреждений в системе государственного устройства было весьма ограниченным. Введенные реформой 1864 г. лишь на уровне губерний и уездов, они не имели как низшей земской единицы на уровне волости, так и центрального общеземского представительства. Современники называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Это противоречие земцы стремились разрешить политическим путем, что и предопределило характер конституционных выступлений русских либералов в конце XIX – начале XX вв.

Особого подъема эти выступления достигли в эпоху “диктатуры сердца” графа М.Г. Лорис-Меликова, который в период террористической деятельности народовольцев в 1880 г. сначала был назначен начальником специальной Верховной распорядительной комиссии, а затем и министром внутренних дел. Политика Лорис-Меликова заключалась в сочетании репрессий по отношению к революционерам с частичными уступками либеральной общественности. Им разработан план государственных преобразований, в основном одобренный императором Александром II, который предусматривал привлечение незначительного количества земских представителей к работе в подготовительных комиссиях и, предположительно, к участию в деятельности высшего законосовещательного учреждения России – Государственного совета.

Обращение Лорис-Меликова к обществу “за содействием” вызвало поток записок на его имя, в которых земские деятели высказывали предложения по перестройке системы государственных учреждений. В них содержалась мысль и о своеобразном возрождении полномочий земских соборов. Так, гласный (т.е. депутат) Пермского земства В. В. Ковалевский выдвинул идею земского совета как общероссийского выборного учреждения, в состав которого было бы включено 70 представителей от 35 губерний и примерно 25 представителей от городов. Он, в частности, писал: “Для того чтобы придать земству и городскому населению ту опору и то значение, при коих правительство могло бы ожидать от них действительной пользы, необходимо ввести в государственный строй именно то звено, которого недостает в нем в настоящее время, а именно, Земский Совет”. (См. Река Времен. М., 1995, С. 82-84).

После убийства Александра II (март 1881 г.) подобные проекты были отвергнуты. Более того, правительство стало бдительно следить за тем, чтобы земцы не создавали никаких общероссийских учреждений, им запрещалось проводить мероприятия на национальном уровне. Но жизнь брала свое. Общественное недовольство и, наконец, русско-японская война 1904 – 1905 гг. заставили правительство пойти на уступки.

Осенью 1904 г. власти разрешили земцам устраивать совещания. Это позволило созвать Петербургский общеземский съезд, в котором приняло участие более 100 делегатов от 33 губерний. Съезд выработал программу политических реформ – создание органа народного представительства с законодательными правами, введение гражданских свобод, равноправия сословий и расширение круга деятельности местного самоуправления.

Земцы стали участвовать в практической деятельности на общенациональном уровне. Так, в феврале 1905 г. исполнявший обязанности председателя российского Красного Креста граф И.И. Воронцов-Дашков обратился с воззванием к земствам и городским думам о помощи Красному Кресту. Около 20 земств изъявили готовность оказать такую помощь, но при условии объединенной работы в общеземской организации. Их условие было принято, и русское общество в лице земцев сделало немало для организации врачебных и продовольственных отрядов, выдвижных лазаретов и пунктов питания.

С началом первой мировой войны создана общероссийская организация – Всероссийский земский союз. Он объединился с Всероссийским союзом городов в организацию “Земгор”, которую возглавил бывший председатель Тульской губернской земской управы и будущий глава двух первых кабинетов Временного правительства князь Г.Е. Львов. Комитеты “Земгора” учреждали госпитали, формировали санитарные поезда, заготавливали лекарства, обучали медицинский персонал, а затем взялись и за мобилизацию кустарной промышленности на нужды фронта.

Объединенные земства сыграли огромную роль не только как хозяйственные и административные органы, но и как центры общественного движения. Уже сам принцип самоуправления, положенный в основу земств, определил их позицию. Земства наряду с прессой и университетами стали одним из главных плацдармов либеральной демократии в России.

Звездный час земств пробил после февраля 1917 г. Сформированное тогда Временное правительство сразу же сделало ставку на земство, рассматривая его как опору при переустройстве государственной системы. Председатели губернских и уездных земских управ были назначены комиссарами Временного правительства, его полномочными представителями на местах. Земства были распространены на новые территории. Летом 1917 г. введено долгожданное волостное земство. Проведены перевыборы в земства всех уровней на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Среди гласных нового призыва тон стала задавать демократическая интеллигенция, выходцы из “третьего элемента”2, оттеснившие на второй план прежних земских деятелей. На волостные земства возлагалась важнейшая политическая функция – подготовка выборов во Всероссийское Учредительное собрание.

Час расцвета был недолог. На сцену выступал их грозный конкурент – Советы. В отличие от земств они избирались не всем населением, а лишь “трудовым народом”. После падения Временного правительства представители местного самоуправления пытались организовать отпор большевикам. В губерниях и уездах земства объявили себя единственными органами государственной власти, рассылали своих полномочных представителей в различные местные учреждения, добивались ликвидации Советов. При этом земства подчеркивали, что являются единственно законными учреждениями, поскольку в отличие от Советов созданы на основе всеобщих выборов.

Однако победа осталась за Советами. Тяжким ударом по земству стал разгон большевиками в январе 1918 г. центрального демократического органа – Учредительного собрания. В январе – феврале 1918 г. ликвидировано большинство губернских, в феврале – марте – многие уездные земства. К июлю 1918 г. с земством было покончено3.


Современная Россия и земство

В России происходит глубокая трансформация государства и общества, и многие земские идеи дают новые всходы. Всякое освобождение народа – будь то отмена крепостного права, крах коммунистического тоталитаризма или ликвидация какой-либо другой формы подавления инициативы людей – требует оживления народовластия в его исходном пункте, в местном самоуправлении, которое в своих примитивных проявлениях гораздо старше государства.

С этой точки зрения, реформа местного самоуправления, во-первых, объективно необходима, а во-вторых, должна учитывать бесценный национальный опыт России. И неслучайно в последнее время в стране возрос интерес к деятельности земства. Одним из первых на потенциал земства обратил внимание А.Солженицын в брошюре “Как нам обустроить Россию?”, опубликованной в июле 1990 г.

Действительно, основные принципы земского управления оказались весьма жизнестойкими и могут успешно применяться и сегодня. О каких же принципах и формах деятельности земства идет речь?

При Александре II земство основывалось на участии населения в решении местных дел, выборности органов управления, ориентации на хозяйственную деятельность. Бюджет земств складывался по большей части из налогов на недвижимость, прежде всего на землю. Двигателем земской активности был не только и даже не столько материальный фактор, сколько бескорыстный энтузиазм местных функционеров, рядовых тружеников из числа “третьего элемента”, получивших возможность действовать самостоятельно исходя из сложившихся условий.

Конечно же, земство в том виде, каким оно было до 1917 г., в сегодняшний день перенести невозможно. Но основные принципы можно и должно использовать. Возьмем, к примеру, выборы в земские собрания. Сейчас у нас нет сословий, но есть социальные группы, различные категории населения, которые имеют свои специфические интересы. По моему мнению, в земские собрания следует избирать наиболее авторитетных представителей основных социально-профессиональных групп, проживающих на той или иной территории, – рабочих, служащих, интеллигенции, предпринимателей, крестьянства, пенсионеров, молодежи (кстати, данный принцип использовался и при формировании Советов народных депутатов, особенно на местном уровне). Это должны быть лица, уважаемые в своей среде и заинтересованные трудиться на благо близких им по духу избирателей. Таким составом земское собрание сможет не только компетентно определять приоритеты в развитии территории, но и обеспечивать действенный контроль над расходованием средств местной администрацией. Кроме того, в условиях отсутствия на местном уровне структурных подразделений политических партий земство способно стимулировать гражданскую активность населения.


Белгородский опыт

Одной из первых в возрождении земства в современных условиях стала Белгородская область, глава администрации которой Е.Савченко является сопредседателем Российского земского движения. При этом был использован управленческий опыт как советского периода, так и наших дней. Здесь земство рассматривается как форма самоорганизации людей, благодаря которой формируются чувство собственного достоинства и такие понятия, как трудолюбие, общинность, патриотизм, гражданственность, т.е. то, на чем зиждется благополучие общества.

В августе 1996 г. губернатор Белгородской области подписал постановление “О земских собраниях сельских поселений (округов) Белгородской области”. Кроме того, в результате совместной работы администрации области, областной Думы и Института проблем самоуправления Российского земского движения в качестве нормативной базы при формировании земских органов самоуправления подготовлены два документа – “Положение о земском (территориальном) общественном самоуправлении сельского округа (поселка) Белгородской области” и “Положение о выборах в Земское собрание сельского округа (поселка)”. Они легли в основу Положения о Земском собрании, принятого представительными органами местного самоуправления районов.

Несмотря на то что вышеназванные документы подготовлены для Белгородской области, многие их положения вполне приемлемы в качестве нормативной базы для сельского округа или поселка любого региона Российской Федерации, так как разработаны с учетом положений Конституции и федерального закона “Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Важную роль в формировании органов территориального общественного самоуправления играет и областной закон “О собраниях (сходах) граждан”, регулирующий порядок осуществления собраниями граждан полномочий представительных органов общественного самоуправления на данной территории. В соответствии с этим законом во всех сельских округах и городах Грайвороне, Короче и Новом Осколе в сентябре – ноябре 1996 г. состоялись конференции, собрания и сходы граждан, на которых сформировано около 400 земских собраний.

Можно подвести первые итоги их работы. Во-первых, членами земских собраний население избрало достойных представителей культуры, образования, здравоохранения и общественных организаций. Не остались в стороне и пенсионеры, рабочие сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, хозяйственные руководители.

Во-вторых, депутаты многих районных советов совместно с членами земских собраний творчески подошли к определению полномочий последних. Так, в Белгородском районе глава администрации сельского округа назначается только по согласованию с земским собранием, а в Губкинском районе все решения земского собрания в пределах своей компетенции носят обязательный характер для сельских администраций.

В-третьих, большинство земских собраний незамедлительно приступили к рассмотрению и решению наиболее важных вопросов местного значения – газификации и благоустройства территорий, принятия бюджетов, социальной поддержки малообеспеченных семей, восстановления культурного наследия.

Интересно, как оценивают первые результаты Белгородской “земской реформы” те, кому население доверило возглавить земские собрания. В частности, в Новосадовском сельском округе Белгородского района председателем земского собрания избрана М.Мищенко, агроном по образованию, девять лет до этого возглавлявшая сельскую администрацию. Она говорит, что о земской форме самоуправлении в народе сохранилась добрая память. Старожилы с благодарностью вспоминают и о земской школе и о земских врачах. На собраниях и сходах люди с большим интересом высказывали мнение по всем волнующим их вопросам. Никто не хочет стоять в стороне. Инициатива и желание работать есть, следовательно, будут и результаты. Тем более что все ведь делается на своей земле, для себя и для своих детей. В этом и есть суть земства.

Основными направлениями работы земских собраний в Белгородской области за прошедший период были:

дальнейшее развитие местного самоуправления, основанного на принципах народовластия и земских традициях;

становление финансово-экономических основ земского самоуправления;

взаимодействие с областной Думой и органами местного самоуправления по разработке законодательных актов, способствующих укреплению прав органов территориального общественного самоуправления;

изучение и обобщение опыта работы земских собраний, земских школ, учреждений культуры, здравоохранения, подвижников земства;

методическое и информационное обеспечение активистов земского движения, организация публикаций в СМИ об их деятельности и т.д.

Трехлетний опыт работы белгородцев показал, что земская модель наиболее удачно и безболезненно вписалась в структуру территориального управления на уровне сельского поселения. Земские собрания избраны и функционируют во всех 333 сельских округах области, в 21 поселке и трех городах – районных центрах области.

Важным фактором для укрепления финансовой базы земского самоуправления стали принятые в области законы “О продовольственном налоге с сельхозтоваропроизводителей” и “О самофинансировании сельских территорий области”. Эти документы дополняют друг друга, способствуя созданию материальной базы для становления территориального общественного самоуправления. Благодаря им все виды налогов в этой сфере сведены в единый продовольственный налог по четко определенным ставкам, а объектом налогообложения является гектар пашни.


Некоторые нерешенные вопросы

Земство в России всегда отождествлялось с организацией жизни “по правде и совести”, когда справедливость достигается через гармонию интересов всех слоев населения. Наверное, поэтому земская идея присутствует при проведении практически всех российских реформ.

Однако возрождение земства требует решения ряда проблем. Так, земское самоуправление включает в себя элемент соединения народовластия со специализацией управленческого труда. Сейчас идет много разговоров о муниципальной службе, есть и соответствующий проект закона. Его авторы, похоже, стремятся построить муниципальную службу по образу и подобию государственной. А это вряд ли полезно для общества. Ведь появляется опасность государственную бюрократию дополнить произволом чиновничьего аппарата в местном самоуправлении.

И здесь снова хочется обратиться к отечественному историческому опыту. В дореволюционной России городские и земские управы состояли всего из нескольких человек, но зато их дополняли, во-первых, целая система попечительских советов, а во-вторых, многочисленные специалисты – профессионалы в различных сферах жизнеобеспечения населения. Попечительство носило не только официальный характер (попечитель – должностное лицо), но и общественный. Это была забота о нуждах народа по зову сердца, по велению истинной гражданственности. В ней участвовали дворяне, купцы, духовенство, лучшие представители интеллигенции. Так, А.Чехов сообщает в одном из писем своему издателю: “Весной я буду строить новую школу в селе, где попечительствую”.

Замечу, что русское общественное попечительство коренным образом отличается от западного рыночного спонсорства, которое, к сожалению, расцвело пышным цветом в сегодняшней России. Реформа местного (земского) самоуправления в наши дни, на мой взгляд, должна обязательно сопровождаться возрождением общественного попечительства, которое заключалось бы не только в денежной помощи, но и в искренней заботе о благе народном.

Следует подумать и о более эффективном использовании на местном уровне интеллектуального потенциала. Напомню, что развитие земства вызвало появление “третьего элемента” – специалистов-профессионалов, которые своим личным трудом и знанием повышали, говоря современным языком, качество жизни населения – учителей, врачей, агрономов, статистиков, судей и других представителей русской интеллигенции. Сейчас многие из этих категорий стали “бюджетниками”, т.е. находятся на содержании у государства, которое не очень о них заботится. Органы местного самоуправления, получив экономическую базу, могли бы существенно укрепить материальное положение этих специалистов, занятых непосредственным обслуживанием населения. Это, безусловно, повысило бы их социальный престиж и стимулировало их профессиональную отдачу, что способствовало бы укреплению самого местного самоуправления.

***

В настоящее время встает вопрос и об отражении интересов земства на общероссийском уровне. Идея о возрождении Земского собора вряд ли осуществима в условиях парламентаризма. Но формирование парламентско-земской модели государственного управления вполне возможно. Уже есть предложения о создании Совета Федерации Федерального Собрания в составе двух палат – Представителей органов государственной власти и Представителей органов местного самоуправления.


1Земским старостой, избранным от посадских людей Нижнего Новгорода, был Кузьма Минин, ставший в Смутное время национальным героем России.
2«Первым элементом» именовалась правительственная администрация, “вторым” – выборные земские деятели. “Третий элемент” составляли учителя, медики, ветеринары, статистики и др.

vasilievaa.narod.ru

Реформа местного самоуправления в России. Земства

Еще одна крупная реформа – создание в России органов местного самоуправления в лице земств и городских учреждений. Создание системы местного самоуправления становилось необходимостью в рамках взятого правящими кругами курса на модернизацию социально-экономических и политических реформ. Необходимо было преодолевать отсталость России в экономике, хозяйственной сфере, культуре, просвещении. Справиться с ними силами одной бюрократии, чиновничеством было физически невозможно. Необходимо было привлечь для решения этих проблем общество, развязать общественную инициативу, дать ей простор. А теми институтами, в рамках которой эта инициатива могла себя проявить, и должны были стать органы местного самоуправления.

Подготовка земской началась еще в 1859 году, когда полным ходом шла работа над документами об отмене крепостного права. В 1859 году при МИДе была образована специальная комиссия, которую возглавил Н.А. Милютин. Он был загружен колоссальной работой по подготовке крестьянской реформы, но тем не менее нашел время и силы заняться и земской реформой.

В 1860 году Милютиным был подготовлен соответствующий проект. Он предусматривал создание на уездном уровне специальных земских присутствий. Председательствовать в них должен был предводитель уездного дворянства. Членами присутствий должны были быть исправник (т.е. глава полиции), городской голова и 3 представителя от разных сословий: дворянства, крестьянства и горожан. Эти присутствия предполагалось наделить правом решать в рамках уезда разного рода хозяйственные проблемы. Это был прообраз будущих земских учреждений.

В 1860 году подготовленный Милютиным проект был передан на обсуждение в Государственный совет. Однако Александр 2 посчитал, что эту реформу необходимо надстроить, провести соответствующую реорганизацию не только на уровне уездов, но и на уровне губерний. Проект Милютина был возвращен Милютину на доработку. Милютин не смог справиться с этой задачей, так как занимался крестьянской реформой.

В апреле 1861 года Милютин был уволен в отставку. Одновременно был уволен в отставку и покровитель Милютина, министр внутренних дел Ланской.

Дело подготовки земской реформы перешло в руки нового министра П.А. Валуева. Он был одним из наиболее крупных государственных деятелей России в 1860-70 года 19 века. Он играл заметную роль в выработке правительственного курса в эти годы. Валуев родился в 1815 году, принадлежал древнему дворянскому роду. Родоначальник участвовал в Куликовской битве. Валуев получил домашнее образование, выдержал экзамен при Московском университете на 1 классный чин, служил в разных учреждениях в собственной Его императорского величества канцелярии. Незадолго до Крымской войны Валуев был назначен Курляндским губернатором. На этом посту приобрел широкую известность, в частности своей запиской… Валуев был замечен, вызван в СПб. В апреле 1861 года был назначен министром внутренних дел. По своим взглядам Валуев был поклонником английских порядков. Англия как эталон для подражания была в то время чрезвычайно популярна. Англия казалась островком стабильности. На фоне конфликтов, раздиравших Европу, в Англии больших конфликтов не было. Идеалом Валуева была трансформацию политической системы России в конституционную монархию английского образца, с парламентом, с монархом, который является только символом единства нации, но в общем не управляет. А реальная власть находится в руках правительства. Валуев был реалистом и прекрасно понимал, что введение такой системы в России в одночасье невозможно. Но считал необходимым принимать меры в этом отношении. В частности, создать систему местного самоуправления. При этом Валуев выступал за максимальное расширение дворянских привилегий. Ему пришлось столкнуться с таким явлением как дворянский конституционализм. Раздраженное экономическими потерями, которое дворянство понесло при отмене крепостного права, оно требовало себе политических компенсаций. Это вылилось в требование создания в России дворянского парламента, который бы имел совещательную роль, чтобы иметь возможность через этот парламент корректировать невыгодные для помещиков результаты отмены крепостного права.

Валуев идеи дворянских конституционалистов разделял, хотя по должности министра внутренних дел должен был бы применять по отношению к ним репрессивные меры. В какой-то степени в готовившейся им проекте земской реформы требования дворянских конституционалистов нашли отражение. Большую роль в корректировке требований Валуева сыграл великий князь Константин. В 1862 году проект земской реформы был обнародован, и его стало возможным обсуждать в прессе.

1 января 1864 года Александр 2 утвердил положение о губернских и уездных земских учреждениях. Органами местного самоуправления становились земские учреждения, которые создавались на уездном и губернском уровне. Структура их была такова:

 - земское собрание (уездное или губернское)

 - распорядительный орган, который состоял из лиц, избиравшихся населением, их называли гласными, сроком на 3 года.

Собрания не работали постоянно, они собирались на сессии, обычно 1 раз в год.

Исполнительным органом была управа, она реализовывала решения собрания и руководила в промежутках между сессиями. Члены управы избирались собранием.

Выборы строились по следующей схеме:

в каждом уезде население делилось на 3 разряда или курии. 1 курия именовалась землевладельческой. В нее входили все лица, владевшие землей. Минимум земель, которыми нужно было владеть от 200 до 800 тысяч (в зависимости от губернии). В эту же землевладельческую курию зачислялись владельцы промышленных предприятий на праве частной собственности, не общинной.

Фактически по большей части это были помещики.

Вторая курия – городская. Право голоса имели владельцы городских лавок и купцы.

Третья курия крестьянская. Для крестьян имущественного ценза не устанавливалось. Но они непосредственно не участвовали в собрании. Они сначала выбирали своих представителей на сельском сходе, сельскими на волостной сход… и т.д.

От каждой из этих курий, землевладельческой, городской и крестьянской, выбиралось по расписанию, составленному МИДом определенное число гласных в уездное земское собрание.

Что касается губернских земских собраний, то их население (от каждого уездного земского собрания 2 человека избиралось губернским).

С точки зрения представительства населения эту систему нельзя назвать демократической. Если бы она была демократической, то там бы преобладали крестьяне. Выборы проходили 1 раз в 3 года.

Чем должны были заниматься земства?

Местными делами: хозяйством, благоустройством, дорогами, оказанием медицинской помощи населению, просвещение.

Земские учреждения получили право вводить местные сборы, т.е. местные налоги, которые шли на реализацию… Эти деньги поступали в полное распоряжение земств. Деятельность земств была поставлена под жесткий контроль со стороны бюрократии, в первую очередь губернаторов. Губернатор имел право приостанавливать решения земского собрания, если они выходили за рамки или если решения противоречили интересам местного населения. Бюрократия в каком-то смысле усматривала в земских учреждениях конкурентов.

Несмотря на жесткий контроль, это все же были органы местного самоуправления.

В чем их принципиальная новизна? Не в том, что земства были выборными учреждениями, они и раньше выбирались. Новизна была в другом: в той сфере, которая была им очерчена законом, земства были автономны. Губернатор, администрация могла только следить за законностью деятельности земских учреждений, но она не могла им ничего приказать.

Например, земское собрание решает построить школу, это его право. Губернатору кажется, что лучше построить не школу, а больницу. Но он не может приказать земцам этого делать.

Но опасение за политическую лояльность земских учреждений вело к тому, что деятельность земств была обставлена запретами. Категорически запрещались мероприятия, которые проводились бы несколькими губернскими земствами. Им запрещалось объединять свои усилия, действовать совместно. Боялись, чтобы они не создали общероссийского парламента. Хотя с точки зрения практической целесообразности необходимость в объединении действий земств ощущалась.

Они должны были заниматься здравоохранением. В России часто вспыхивали эпидемии, или массовый падеж скота. Земства должны были принимать меры для борьбы с этими явлениями. Но ведь болезни не считаются с границами губерний, они распространяются, охватывают несколько губерний. Для эффективной борьбы с ними было бы целесообразно объединить усилия сразу нескольких губерний. Но это запрещалось.

Эта тенденция проявилась и в следующем:

Может сложиться впечатление, что губернские земли главнее, чем земские. На самом деле это не так. Они все совершенно самостоятельные. Губернское земство ничего не могло приказать земскому.

Земства действительно внесли большой вклад в распространение грамотности среди населения, в организации медицинской помощи, в строительстве дорог, благоустройстве территорий.

Но земства играли и известную политическую роль, хотя по закону не должны были. Земства притягивали к себе наиболее социально активную часть дворянства. В рамках земской деятельности получали первичную школу многие представители легальных политических партий. Многие лидеры партий начинали свою деятельность в стенах земских учреждений.

Земства создавались не по всей территории России. Они были созданы в 37 губерниях. Они не создавались на национальных окраинах, где преобладало нерусское население, в Средней Азии, Польше. И там, где преобладало русское население, но где не было дворянства.

Завершило создание органов самоуправления городская реформа. Она была проведена в 1870 году. В городах тоже были созданы органы местного самоуправления, городские думы и городские управы (распорядительные органы). Избирателями были те, кто обладал достаточным имуществом, чтобы платить налоги в городскую казну. В маленьких городах таких было 7% населения. В крупных городах 5%.

Компетенция органов городского самоуправления была точно такая же как и в земских учреждениях, только применительно уже к городу: просвещение, здравоохранение, городское хозяйство. Их отношения с местными властями, с губернаторами были точно такие же как и в земствах.

В жизни России городские учреждения играли несколько меньшую роль, чем земства. Если земства позволяли себе даже политические демонстрации, то на уровне городского самоуправления вплоть до 1905 года были лояльны властям, избегали политики.



biofile.ru

Земство как форма управления делами общества и государства

• Земство – российский вариант государственного управления и местного самоуправления
• Основные принципы земского управления могут успешно применяться и сегодня
• Надо соединить народовластие со специализацией управленческого труда

Когда почти полтора века назад император Александр II решился на отмену крепостного права в России, он понимал, что этот шаг должен быть поддержан реформированием всей общественной жизни страны, прежде всего поощрением подданных к более активному участию в решении дел на местном уровне. Именно поэтому неотъемлемым элементом эпохи великих реформ в России стало введение обновленного земства – российского варианта государственного управления и местного самоуправления, традиции которого уходят вглубь истории страны.

Зарождение земства

Земское управление начало складываться в середине XVI в. До Ивана Грозного управление на местах строилось путем назначения в конкретные территории (области) наместников, а в волости – волостелей. В ходе проведенной земской реформы власть была передана представителям сословий, выбранным из числа местного населения, – губным старостам в уездах развитого феодального землевладения, земским старостам в местах проживания крестьян и посадских людей1.

Тогда земство получило распространение в основном на территориях черносошных крестьян и посадских городов. На остальной части России наместничество было заменено воеводским управлением. Как видим, земская реформа Ивана Грозного направлена прежде всего на развитие элементов местного самоуправления.

В дальнейшем земские принципы формирования властных структур перенесены и на органы государственного управления. В стране возникли общенациональные сословно-представительные учреждения – Земские соборы. Так, в начале XVII в., в годы массовых народных движений, польской и шведской интервенций созывается “Совет всея земли”. Его продолжением, по существу, стал Земский собор 1613 г., избравший на престол первого Романова – Михаила Федоровича.

В этом событии, на мой взгляд, отразился исконный (восходящий еще к Новгородскому и Псковскому вече) принцип русского народовластия – правителя приглашало на власть собрание представителей различных слоев народа. Кстати, основатель династии Романовых осознавал свою зависимость от земских соборов. Неслучайно, именно в его царствование они созывались часто. В XVII в. земские соборы состояли из большого числа выборных людей с мест (как писали тогда: “из городов всякие выборные люди”, “дети боярские всех городов”, “торговые люди всех городов” и т.д.). Но созывались и соборы, на которых были представлены только находившиеся в Москве служилые и посадские люди.

Представительство различных слоев населения в значительной мере зависело от степени экстренности созыва земского собора и характера вопросов, выносившихся на их обсуждение. Содержание работы и причины созыва земских соборов были разнообразны. На их заседаниях обсуждались важнейшие государственные проблемы – утверждение на престоле или избрание царя, время правления и формы работы различных органов власти, введение новых налогов или изменение прежних. К их компетенции относились и вопросы внешней политики, особенно в связи с опасностью войны, необходимостью собрать войско и средства для его содержания.

К концу XVII в. деятельность соборов как органов государственного управления отмирает. Это связано с утверждением абсолютизма и удовлетворением требований дворянства и части посадских людей, получивших права и льготы от царской власти. На смену земским соборам приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа.

Второй приход земства

Александр II, освободив крестьян от крепостной зависимости, решил возродить земство в новой форме – только как институт местного всесословного самоуправления. В его указе Правительствующему Сенату от 1-го января 1864г. читаем: “Признав за благо призвать к ближайшему участию в заведовании делами, относящимися до хозяйственных польз и нужд каждой губернии и каждого уезда, местное их население, посредством избираемых от оного лиц (выделено мной – В.К.), Мы повелели Министру Внутренних Дел составить, на указанных Нами началах, проекты постановлений об устройстве особых земских, для заведования упомянутыми делами, учреждений”.

Положение земских учреждений в системе государственного устройства было весьма ограниченным. Введенные реформой 1864 г. лишь на уровне губерний и уездов, они не имели как низшей земской единицы на уровне волости, так и центрального общеземского представительства. Современники называли земство “зданием без фундамента и крыши”. Это противоречие земцы стремились разрешить политическим путем, что и предопределило характер конституционных выступлений русских либералов в конце XIX – начале XX вв.

Особого подъема эти выступления достигли в эпоху “диктатуры сердца” графа М.Г. Лорис-Меликова, который в период террористической деятельности народовольцев в 1880 г. сначала был назначен начальником специальной Верховной распорядительной комиссии, а затем и министром внутренних дел. Политика Лорис-Меликова заключалась в сочетании репрессий по отношению к революционерам с частичными уступками либеральной общественности. Им разработан план государственных преобразований, в основном одобренный императором Александром II, который предусматривал привлечение незначительного количества земских представителей к работе в подготовительных комиссиях и, предположительно, к участию в деятельности высшего законосовещательного учреждения России – Государственного совета.

Обращение Лорис-Меликова к обществу “за содействием” вызвало поток записок на его имя, в которых земские деятели высказывали предложения по перестройке системы государственных учреждений. В них содержалась мысль и о своеобразном возрождении полномочий земских соборов. Так, гласный (т.е. депутат) Пермского земства В. В. Ковалевский выдвинул идею земского совета как общероссийского выборного учреждения, в состав которого было бы включено 70 представителей от 35 губерний и примерно 25 представителей от городов. Он, в частности, писал: “Для того чтобы придать земству и городскому населению ту опору и то значение, при коих правительство могло бы ожидать от них действительной пользы, необходимо ввести в государственный строй именно то звено, которого недостает в нем в настоящее время, а именно, Земский Совет”. (См. Река Времен. М., 1995, С. 82-84).

После убийства Александра II (март 1881 г.) подобные проекты были отвергнуты. Более того, правительство стало бдительно следить за тем, чтобы земцы не создавали никаких общероссийских учреждений, им запрещалось проводить мероприятия на национальном уровне. Но жизнь брала свое. Общественное недовольство и, наконец, русско-японская война 1904 – 1905 гг. заставили правительство пойти на уступки.

Осенью 1904 г. власти разрешили земцам устраивать совещания. Это позволило созвать Петербургский общеземский съезд, в котором приняло участие более 100 делегатов от 33 губерний. Съезд выработал программу политических реформ – создание органа народного представительства с законодательными правами, введение гражданских свобод, равноправия сословий и расширение круга деятельности местного самоуправления.

Земцы стали участвовать в практической деятельности на общенациональном уровне. Так, в феврале 1905 г. исполнявший обязанности председателя российского Красного Креста граф И.И. Воронцов-Дашков обратился с воззванием к земствам и городским думам о помощи Красному Кресту. Около 20 земств изъявили готовность оказать такую помощь, но при условии объединенной работы вобщеземской организации. Их условие было принято, и русское общество в лице земцев сделало немало для организации врачебных и продовольственных отрядов, выдвижных лазаретов и пунктов питания.

С началом первой мировой войны создана общероссийская организация – Всероссийский земский союз. Он объединился с Всероссийским союзом городов в организацию “Земгор”, которую возглавил бывший председатель Тульской губернской земской управы и будущий глава двух первых кабинетов Временного правительства князь Г.Е. Львов. Комитеты “Земгора” учреждали госпитали, формировали санитарные поезда, заготавливали лекарства, обучали медицинский персонал, а затем взялись и за мобилизацию кустарной промышленности на нужды фронта.

Объединенные земства сыграли огромную роль не только как хозяйственные и административные органы, но и как центры общественного движения. Уже сам принцип самоуправления, положенный в основу земств, определил их позицию. Земства наряду с прессой и университетами стали одним из главных плацдармов либеральной демократии в России.

Звездный час земств пробил после февраля 1917 г. Сформированное тогда Временное правительство сразу же сделало ставку на земство, рассматривая его как опору при переустройстве государственной системы. Председатели губернских и уездных земских управ были назначены комиссарами Временного правительства, его полномочными представителями на местах. Земства были распространены на новые территории. Летом 1917 г. введено долгожданное волостное земство. Проведены перевыборы в земства всех уровней на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования. Среди гласных нового призыва тон стала задавать демократическая интеллигенция, выходцы из “третьего элемента”2, оттеснившие на второй план прежних земских деятелей. На волостные земства возлагалась важнейшая политическая функция – подготовка выборов во Всероссийское Учредительное собрание.

Час расцвета был недолог. На сцену выступал их грозный конкурент – Советы. В отличие от земств они избирались не всем населением, а лишь “трудовым народом”. После падения Временного правительства представители местного самоуправления пытались организовать отпор большевикам. В губерниях и уездах земства объявили себя единственными органами государственной власти, рассылали своих полномочных представителей в различные местные учреждения, добивались ликвидации Советов. При этом земства подчеркивали, что являются единственно законными учреждениями, поскольку в отличие от Советов созданы на основе всеобщих выборов.

Однако победа осталась за Советами. Тяжким ударом по земству стал разгон большевиками в январе 1918 г. центрального демократического органа – Учредительного собрания. В январе – феврале 1918 г. ликвидировано большинство губернских, в феврале – марте – многие уездные земства. К июлю 1918 г. с земством было покончено3.

Современная Россия и земство

В России происходит глубокая трансформация государства и общества, и многие земские идеи дают новые всходы. Всякое освобождение народа – будь то отмена крепостного права, крах коммунистического тоталитаризма или ликвидация какой-либо другой формы подавления инициативы людей – требует оживления народовластия в его исходном пункте, в местном самоуправлении, которое в своих примитивных проявлениях гораздо старше государства.

С этой точки зрения, реформа местного самоуправления, во-первых, объективно необходима, а во-вторых, должна учитывать бесценный национальный опыт России. И неслучайно в последнее время в стране возрос интерес к деятельности земства. Одним из первых на потенциал земства обратил внимание А.Солженицын в брошюре “Как нам обустроить Россию?”, опубликованной в июле 1990 г.

Действительно, основные принципы земского управления оказались весьма жизнестойкими и могут успешно применяться и сегодня. О каких же принципах и формах деятельности земства идет речь?

При Александре II земство основывалось на участии населения в решении местных дел, выборности органов управления, ориентации на хозяйственную деятельность. Бюджет земств складывался по большей части из налогов на недвижимость, прежде всего на землю. Двигателем земской активности был не только и даже не столько материальный фактор, сколько бескорыстный энтузиазм местных функционеров, рядовых тружеников из числа “третьего элемента”, получивших возможность действовать самостоятельно исходя из сложившихся условий.

Конечно же, земство в том виде, каким оно было до 1917 г., в сегодняшний день перенести невозможно. Но основные принципы можно и должно использовать. Возьмем, к примеру, выборы в земские собрания. Сейчас у нас нет сословий, но есть социальные группы, различные категории населения, которые имеют свои специфические интересы. По моему мнению, в земские собрания следует избирать наиболее авторитетных представителей основных социально-профессиональных групп, проживающих на той или иной территории, – рабочих, служащих, интеллигенции, предпринимателей, крестьянства, пенсионеров, молодежи (кстати, данный принцип использовался и при формировании Советов народных депутатов, особенно на местном уровне). Это должны быть лица, уважаемые в своей среде и заинтересованные трудиться на благо близких им по духу избирателей. Таким составом земское собрание сможет не только компетентно определять приоритеты в развитии территории, но и обеспечивать действенный контроль над расходованием средств местной администрацией. Кроме того, в условиях отсутствия на местном уровне структурных подразделений политических партий земство способно стимулировать гражданскую активность населения.

Белгородский опыт

Одной из первых в возрождении земства в современных условиях стала Белгородская область, глава администрации которой Е.Савченко является сопредседателем Российского земского движения. При этом был использован управленческий опыт как советского периода, так и наших дней. Здесь земство рассматривается как форма самоорганизации людей, благодаря которой формируются чувство собственного достоинства и такие понятия, как трудолюбие, общинность, патриотизм, гражданственность, т.е. то, на чем зиждется благополучие общества.

В августе 1996 г. губернатор Белгородской области подписал постановление “О земских собраниях сельских поселений (округов) Белгородской области”. Кроме того, в результате совместной работы администрации области, областной Думы и Института проблем самоуправления Российского земского движения в качестве нормативной базы при формировании земских органов самоуправления подготовлены два документа – “Положение о земском (территориальном) общественном самоуправлении сельского округа (поселка) Белгородской области” и “Положение о выборах в Земское собрание сельского округа (поселка)”. Они легли в основу Положения о Земском собрании, принятого представительными органами местного самоуправления районов.

Несмотря на то что вышеназванные документы подготовлены для Белгородской области, многие их положения вполне приемлемы в качестве нормативной базы для сельского округа или поселка любого региона Российской Федерации, так как разработаны с учетом положений Конституции и федерального закона “Об основных принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.

Важную роль в формировании органов территориального общественного самоуправления играет и областной закон “О собраниях (сходах) граждан”, регулирующий порядок осуществления собраниями граждан полномочий представительных органов общественного самоуправления на данной территории. В соответствии с этим законом во всех сельских округах и городах Грайвороне, Короче и Новом Осколе в сентябре – ноябре 1996 г. состоялись конференции, собрания и сходы граждан, на которых сформировано около 400 зе

derzhava.today

Земство Википедия

Положение о губернских и уездных земских учреждениях

Зе́мства (зе́мские учрежде́ния) — выборные органы местного самоуправления (земские собрания, зе́мские упра́вы) в Российской империи и Российской республике в 1864—1919 годах на уровне губернии, уезда и (с 1917 года) волости. Были введены земской реформой 1864 года. К 1914 году земства существовали в 43 губерниях Европейской России. Упразднены в 1918—1919 годах.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Введение земств
    • 1.2 Дальнейшая история
  • 2 Устройство и правовое положение
    • 2.1 Губернские земские учреждения
    • 2.2 Уездные земские учреждения
    • 2.3 Земские сборы
    • 2.4 Административный надзор
  • 3 Направления деятельности
    • 3.1 Земское образование
    • 3.2 Земская медицина
    • 3.3 Земское страхование
    • 3.4 Земская почта
    • 3.5 Земская статистика
    • 3.6 Другие результаты работы
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История[ | ]

Введение земств[ | ]

Основная статья: Земская реформа

Проект земской реформы разрабатывался с 1859 года комиссией при министерстве внутренних дел (председатель Н. А. Милютин, с 1861 года — П. А. Валуев). Подписанное императором Александром II «Положение о земских и уездных учреждениях» отразило различные интересы дворянских группировок.

Одной из целей создания земств было, по словам министра внутренних дел Ланского, «вознаградить дворян за потерю помещичьей власти», предоставив им «первенство в местной хозяйственной администрации»[1] (был установлен высокий имущественный, а с 1890 года и сословный избирательный ценз)[2][3].

Дальнейшая история[

ru-wiki.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *