Заратустра кто это – Заратуштра — Википедия

Содержание

Заратустра – биография, фото, личная жизнь пророка, сочинения, цитаты 2019

Заратустра: биография

Заратустра – жрец, пророк и реформатор древнеиранской религии, названной зороастризмом. Несмотря на легендарный характер сведений о пророке, его мифологизацию и значительные разногласия в датировке биографии, исследователи не сомневаются в реальности существования Заратустры.

Детство и юность

В интерпретациях исследователей жизни пророка разнятся и даты его рождения, и указания мест, где он появился. По одной версии, Заратустра родился в Восточном Иране, в пригороде Тегерана Радесе между VII и первой половиной VI века до н. э.. Но анализ Гат (главной части священных текстов зороастрийцев) относит эпоху деятельности реформатора к XII-X вв. до н.э.

Авторы античного мира указывают, что Заратустра жил во времена царя Гистаспа, правление которого приходится на 522-486 годы до н. э., но национальность пророка называют разную: перс, индиец, персомидиец, эллин, ассириец. По иным сведениям, Заратустра — халдей, пэмфилиец или еврей из рода жрецов Самарии.

Портрет Заратустры

Старинные мусульманские источники (историки Аль-Хамави и Аль-Бируни) твердят, что место рождения святого – Атропатены, древнее государство, находящееся на территории Южного Азербайджана. А британка Нора Бойс, ученая-иранистка и исследовательница зороастризма, уверена, что жрец родился в городище Синташта – ныне Челябинская область России.

Если верить Гатам (17 гимнов пророка, обращенных к Богу), Заратустра происходил из древнего рода жрецов. Родители пророка – отец Порушаспа и мать Дугдова – произвели на свет пятерых сыновей. Но младенец Заратустра отличался от братьев: родившись, он не заплакал, а засмеялся, убив смехом 2 тысячи демонов.

По традиции новорожденного омыли мочой коровы и запеленали в шкуру овцы. После появления на свет Заратустры вокруг него свершилось немало чудес. Темные силы позавидовали могуществу мальчика, но уничтожить его не смогли: на защиту младенца встала Божественная сила.

Заратустра держит небесную сферу на фреске Рафаэля «Афинская школа»

Имя пророка – типичное для древнего Ирана, распространенное у простых крестьян, обозначает «обладатель старого верблюда». Имя матери – Дугдова (Дайдай) – переводится как «божественная рыба». Впрочем, перевод из греческого дает иную трактовку имени: Зороастр обозначает «золотой свет» или «золотая звезда».

С 7 лет Заратустру приобщали к священству. Учение передавалось посредством рассказов, так как в тот период иранцы не умели писать. Мальчик изучал обряды и мантры (заклинания), которые оставили мудрецы предыдущих поколений.

В 15 лет (возраст зрелости) Заратустра стал священником, мантраном – составителем мантр и заклинаний. Юноша обладал поэтическим даром и сочинял гимны и песнопения.

Пророк

Период жизни Заратустры называют временем нравственного упадка. Эпоха войн и кровавых жертвоприношений, засилья магов и колдунов. В Иране господствовал мадеизм – религия многобожия. Люди верили в Богов огня (Агни), ветра (Ваю), океана (Варун). Заратустра принес на смену политеизму единобожие, провозгласив Мудрого Господа – Ахура-Мазду – главным, умалив значения иных божеств.

Пророк Заратустра

Предание гласит, что в 20 лет Заратустра отверг мирские желания и стал праведником. Десять лет скитался в поисках божественного откровения и в 30, получив его, пустился в странствия, о чем говорится в Гатах.

В праздничный весенний день Заратустра ранним утром отправился к реке, чтобы набрать воды для приготовления сомы – ритуального напитка, который варили из листьев эфедра (кустарник). Напиток вызывал у посвященных возбуждение и «поднимал на ветрах» над смертными.

Набрав чистой воды из середины реки и возвратившись на берег, очищенный Заратустра увидел сияющее существо. Видение позвало будущего пророка за собой и привело к шести другим светящимся фигурам. Из-за света, который они излучали, Заратустра не разглядел собственной тени. Среди божеств, позвавших будущего пророка, главным оказался Ахур-Мазда, которого Заратустра вскоре провозгласил Творцом, призвавшим его на служение.

Средневековое изображение Заратустры

После встречи с Богом Заратустра проповедует иранцам его заветы. Вскоре зороастризм распространился на Афганистан, Среднюю Азию и Южный Казахстан, оказав влияние на мировые религии. Особенность учения пророка состоит в том, что путь к Творцу лежит через праведную жизнь и чистые помыслы, но обрядов и жертвоприношений религия не отрицает.

Проповеди Заратустры не встретили среди соплеменников понимания: мидийцы (запад Ирана) отвергли новую религию, сохранив старую. После изгнания святой 10 лет скитался и подвергался тяжким испытаниям. Единомышленников он нашел на востоке страны и был благосклонно принят правителем Арьешаяны – государства, занимавшего территорию современных Туркменистана и Афганистана.

Сочинения и проповеди Заратустры запечатлели на 12 тысячах бычьих шкур, а главную священную книгу – Авесту – положили в сокровищницу царя. Заратустра обустроился в горах Бухары. Жилье святого – круглую пещеру – украсили символы и изображения созвездий, а на потолке появилось изображение Солнца и планет.

Знак Заратустры

Заратустру называют первым пророком, рассказавшим о существовании рая и ада, о воскрешении после смерти и последнем суде. Реформатор открыл ученикам, что спасение грешника зависит от совокупности дел, слов и мыслей, а в судный день человек разделит ответственность за судьбу мира.

Учение Заратустры о борьбе сил добра и зла перекликается с текстами Библии и учением Платона. После гибели пророка его последователи перешли на запад Ирана, обратив в зороастризм племя магов.

Личная жизнь

В юности родители будущего пророка подыскали сыну невесту, но Заратустра проявил характер и отверг предлагаемых невест. Причиной отказа жениться на одной из девушек назвал нежелание невест смотреть в глаза – красавицы отворачивали лицо и отводили взгляд. Юноша отправился в странствия.

После встречи с Творцом и его откровений пророк исполнил данный завет, по которому человек обязан оставить после себя потомство, иначе он грешен и несчастен. Дети даруют бессмертие до свершения последнего суда.

Скульптурные изображения Заратустры

Заратустра женился дважды (по иной версии – трижды). Первой супругой стала вдова. Таких жен называли «служащими». Она подарила проповеднику двоих сыновей. Первенец стал скотоводом, второй сын – воином.

Второй женой пророка стала девственница – «правящая» жена. Молодая женщина родила Заратустре сына и трех дочерей. Этот сын – Исад-вастра – стал верховным жрецом зороастризма. По другой версии, четырех детей проповеднику родили две «правящие» жены.

По существующему верованию, после воскрешения святого с ним осталась жена «правящая», ведь вдова после смерти оказывается рядом с первым супругом.

Смерть

Убийцей Заратустры оказался человек по имени Брат-реш Тур. Первая попытка убить пророка увенчалась неудачей: Брат-реш Тур с сообщником – колдуном Дурасробом – приходил уничтожить святого в младенчестве. Убийца повторил попытку через 77 лет, будучи дряхлым стариком.

Брат-реш Тур пробрался в дом пророка, когда тот молился. Убийца не посмел посмотреть в глаза Заратустре и убил его ударом меча в спину. В тот же момент Брат-реш Тур скончался.

Заратустра предвидел насильственную смерть и готовился к ней последние 40 дней жизни, проведя время в затворничестве и молитвах. Исследователи не исключают, что позже эти 40 дней молитв Заратустры превратились в религиозных традициях иных народов в посмертные 40 дней. Во многих религиях верят, что душа покойника остается в мире людей 40 суток после кончины.

Память

  • В опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.
  • У немецкого писателя-философа Фридриха Ницше есть произведение «Так говорил Заратустра».
Иллюстрация к книге Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»
  • В 1896 году под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра».
  • Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, посвящена песня «Красное на черном».
  • В экранизации Леонида Гайдая романа И. Ильфа и Е. Петрова «12 стульев» Остап Бендер, представившись пожарным инспектором, сказал Паше, продавшему стул: «Эх, набил бы я тебе рыло, да только Заратустра не позволяет».

Цитаты

Двух вещей хочет настоящий мужчина: опасности и игры. И потому он ищет женщину, как самую опасную игрушку.
И если у тебя нет больше ни одной лестницы, ты должен научиться взбираться на собственную голову: как же иначе хотел бы ты подняться выше?
Лучше ничего не знать, чем знать многое наполовину! Лучше быть глупцом на свой риск, чем мудрецом на основании чужих мнений.
Величайшие события — это не наши самые шумные, а наши самые тихие часы.
Счастье мужчины называется: я хочу. Счастье женщины называется: он хочет.

Фото

24smi.org

Ответы@Mail.Ru: Кто такой Заратустра?

Зарату́стра (Заратуштра) (авест. Zaraθuštra, перс. زرتشت — Zartošt, греч. Ζωροάστρης) — пророк и реформатор древнеиранской религии. Жил в восточном Иране ориентировочно между V и первой половиной VI века до н. э. (возможно, в 630-553 годах до н. э.) . Основатель зороастризма. Составил древнейшую часть Авесты — Гаты. Заратустра почитается как пророк в зороастризме.

Гаты рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделенную всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поименно; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишенных плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин) , Хшатра Вария (лучшее царство) , Хоурватат (целость) , Амертат (бессмертие) , Воху Мана (добрая мысль) , Аша Вахишта (лучшая праведность) , Спэнта Армати (святое смирение) , Сраоша (послушание) . Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардви Сура, Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным литературным наследием Заратустры считаются упомянутые гаты.

Легенда о Заратустре вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фридриха Ницше на создание произведения «Так говорил Заратустра» .

otvet.mail.ru

это кто? Философский роман Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра»

Культура часто накладывается одна на другую и не все понимают, что было раньше, а что позже. Те, кто увлечены творчеством Фридриха Ницше не особо знают о пророке, чье имя он использовал для написания своей повести о Заратустре.

Реальная личность

Заратустра, не смотря на скудное количество свидетельств своего существования, считается реальной личностью. Заратустра — это основоположник зороастризма. Именно этому человеку приписывают авторство 17 гимнов «Песнопений» («Гаты»).

Значение самого имени пророка до сих пор является предметом многих споров. Так, существует версия, по которой имя переводится как «тот, кто погоняет верблюдов». Однако А.Дюперрон предлагает собственную версию перевода. Для него Заратустра — это «золотой Сириус».

Так же, как и с переводом имени, у ученых много расхождений относительно места и времени жизни пророка. Одни считают его сыном купца, другие связывают его происхождение с небогатым восточноиранским родом. Существует даже смелое предположение, что он родился на территории современной Российской Федерации. Хотя доказательств этой гипотезы нет.

Легенда о Заратустре

По одной из известных легенд пророк родился третьим ребенком в семье с пятью детьми. С 15 лет он стал священнослужителем, а спустя пять лет покинул свой дом, чтобы отыскать истину.

В 30 лет он встретился с главным божеством из триады иранских богов. Ахура-Мазде задал Заратустре несколько вопросов, после чего взял к себе на небо. Там пророк прошел три испытания, после которых ему открылась истина.

Спустившись назад, он не получил поддержки среди близких людей, кроме брата. Ему пришлось покинуть родные места, однако благодаря местному царю, зороастризм распространился по всему Ирану.

Заратустра – это пророк. К 42 годам он стал советником этого царя. Все его изречения были записаны на воловьих шкурах. Его творения, включая стихи, были повреждены при сожжении библиотеке во времена Александра Македонского.

Прожил мудрец 77 лет и 40 дней. Зная, что умрет насильственной смертью, он провел последние 40 дней в молитвах. Будучи женатым за жизнь дважды, он оставил после себя шестерых детей.

О Фридрихе Ницше

«Так говорил Заратустра» является наиболее значимым произведением философа, который вложил в него все свои суждения о жизни и человеке.

Говорить о творчестве Фридриха Ницше достаточно сложно. Это связано с тем, что не у всех хватает сил и времени читать его путаные тексты полностью. Поэтому многие опираются на суждения других о смысле его произведений.

Именно из-за этого появился миф о том, что философские взгляды Ф.Ницше связаны с фашизмом и нацизмом. Этому также способствовала его сестра, яркая приверженка А.Гитлера.

По этому поводу прекрасно высказались браться Стругацкие: «Ницше. Это был большой поэт. Однако ему весьма не повезло с поклонниками».

Родился немецкий философ и поэт в 1844 году в семье лютеранского священника в третьем поколении. Он был назван Фридрихом Вильгельмом в честь прусского короля, который правил в то время.

В университетах он углубился в античную классику. В 1869 году он занял кафедру классической философии в университете Швейцарии. Однако во время франко-прусской войны записался рядовым санитаром в прусскую армию (1870). Подорвав здоровье, Фридрих вернулся в швейцарский университет.

Среди друзей философа было множество известных личностей, среди которых был и Р.Вагнер. Он оказал большое влияние на его творчество. Философ посвятил ему четвертую часть «Незавершенных размышлений».

Умер поэт в 1900 году в семье спустя год после сильного психического припадка. Так ушел Фридрих Ницше. Заратустра в качестве его героя и образа продолжает жить.

«Так говорил Заратустра»

Одно из наиболее известных произведений Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра» написано в 1883-1885 годах. Это специфическое повествование невозможно изложить или пересказать кратко. Парадоксально звучит даже подзаголовок — «Книга для всех и ни для кого».

Книга не относится к трактатам. Это скорее философская поэма, хотя и написанная в прозе. Для того чтобы понять это, необходимо прочесть произведение на немецком языке. В оригинале ему присуща определенная ритмика, которая подтверждает, что Ницше больше поэт, чем философ, а тем более ученый.

Завязка произведения состоит в том, что тридцатилетний Заратустра (Ницше) покидает родину и уходит в горы. Он наслаждается одиночеством. Через десять лет он пресытился своей мудростью и решает спуститься к людям. По пути он встречает старца, который уговаривает мудреца остаться в лесу. Но слышит в ответ слова о том, что Заратустра любит людей. Однако более значимой фразой молодого человека является то, «что Бог умер».

В произведении «Так говорил Заратустра» герой общается с разными людьми. Притчи, которые он рассказывает, по содержанию относятся к разным направлениям:

  • моральные;
  • психологические;
  • философские.

Ницше знал, что его теорию о сверхчеловеке многие не поймут, поэтому вслед за этим произведением, он выпустил еще два: «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали». Их целью было защитить идею от непонимания, пояснить ее смысл.

О «трех превращениях духа»

Наиболее значимым в произведении является рассказ о превращениях духа.

По словам мудреца, дух человека должен пройти три превращения. Сперва дух становиться верблюдом, поскольку он хочет испытать тяжесть собственной ноши. Затем он стремиться стать львом, чтобы обрести свободу и стать господином. Но поняв, что не сможет наслаждаться свободой, дух стремиться к полному обновлению. Это возможно при превращении в дитя.

О женщинах

Встретившись со старушкой, Заратустра говорит с ней о женщинах. Он относит им важную роль, а именно — принести в мир сверхчеловека. Единственным их счастьем должно быть понимание, чего хочет мужчина. Только тогда мир будет совершенен.

Для того чтобы оставаться желанной, женщина должна быть опасной игрой для мужчины. Поскольку они хотят в жизни только две вещи – опасность и игру. Для героя женщины остаются загадкой, однако «на все это есть одна разгадка: беременностью зовется она».

Идея сверхчеловека (Ubermensch)

Сквозь все произведение проходит мысль о том, что человек является лишь промежуточным звеном от обезьяны к сверхчеловеку. «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком».

Сверхчеловек отличается от простых людей несокрушимой волей. Однако смысл его жизни не в управлении другими людьми, он — гений и бунтарь, способный разрушить старые правила и ценности при этом создать новые. Так говорил Заратустра.

Ницше прописал этот романтический образ на интуитивном уровне. Концепция о сверхчеловеке не закончена. Автор прописал ее апофатически. Он указал, кем его герой быть не должен, а именно человеком толпы, средним обывателем. Он должен быть выше измельчавшего человечества. Заратустра – это тот, кто над толпой и живет вопреки ней.

Сегодня произведение, которое написал Фридрих Ницше, «Так говорил Заратустра» относиться к мировой классике. Произведение изучается как в философии, так и в литературе.

fb.ru

Заратустра Википедия

Зарату́штра (также распространено Заратустра от авест. Zaraθuštra, перс. زرتشت‎, Zartošt, тадж. Зардушт, курд. Zerdeşt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης, лат. Zoroaster) — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахура-Мазды в виде Авесты — священного писания зороастризма.

Биография

Заратустра родился в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рэй (Rayy), и жил на востоке Большого Ирана ориентировочно между VII и первой половиной VI века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.)

[2]. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского)[3]. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII—X вв. до н. э.[4]. Античные авторы временем жизни Зороастра называют период царствования Гистаспа (отец Дария I), эпоху Моисея или Камбиза; а самого его называют персом, индийцем, персомидийцем, эллином, бактрийцем, жителем континента, «расположенного над Великим Морем», ассирийцем, халдеем, пэмфилийцем, жителем Атропатены, а также евреем из рода жрецов, жившим в Самарии[5].

Некоторые средневековые мусульманские историки (Аль-Бируни, Аль-Балазури, Аль-Казвини, Аль-Хамави и др.), цитируя поздние зороастрийские источники, указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана

[6][7][8]. Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (в качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области)[9]. В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племён, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем[источник не указан 744 дня].

Семья

Заратуштра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратуштры — Порушаспа, имя его матери — Дугдова. Согласно зороастрийской традиции он является сыном Оромазда, верховного бога зороастрийцев[5]. Имена братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. При рождении младенец Заратуштра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся

[5], а смех его убил более 2000 демонов. По полагавшемуся обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратуштра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у тёмных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно — Заратуштра был защищён Божественной силой.

Имя жены Заратуштры — Хвови. Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратуштре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жён у Заратуштры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.

Проповедник

Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.

Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Реформатор

Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу.

В культуре

В опере Моцарта «Волшебная флейта» (1791) образ Зарастро, символизирующий собой свет и мудрость, является отсылкой к почитанию Заратустры масонами.

Зороастру посвящена одноименная опера Жана-Филиппа Рамо (Zoroastre, 1749), ставшая первым воплощением (сильно переработанной) зороастрийской легенды на оперной сцене.

У немецкого писателя-философа Фридриха Ницше есть произведение «Так говорил Заратустра».

В 1896 году, под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Произведение программное, состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.

Этой же книге, по признанию лидера группы «Алиса» Константина Кинчева, посвящена песня «Красное на чёрном».

У группы «Пикник» есть песня, которая названа именем пророка, «Заратустра».

В романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» Остап Бендер, один из главных героев, представившись пожарным инспектором, сказал Паше, который продал стул: — «Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет».

Галерея

  • Зороастрийское религиозное искусство, изображающее основателя религии с белой одеждой и длинной бородой

  • Изображение Зороастра на зеркальном травильном стекле в зороастрийском храме огня в Тафте, Иран

  • Ученики Зороастра сосредоточены в Ниневии.

  • Афинская школа: собрание художников эпохи Возрождения в облике философов из античности, в идеализированном классическом интерьере, где изображена сцена с Зороастром, держащим планету или космос.

См. также

Примечания

  1. 1 2 Encyclopædia Britannica
  2. ↑ Encyclopedia Britannica. Zoroaster. «born c. 628 BC, probably Rhages, Iran»
  3. ↑ litfile.net
  4. ↑ Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1993. С. 12.
  5. 1 2 3 Античная традиция о персидских магах Зороастре, Остане и Гистаспе — автореферат и диссертация по филологии
  6. ↑ A. V. Williams Jackson, The date of Zoroaster
    , 1895, p. 17.

    This point has been noticed in the interesting and instructive paper of Professor Tiele, Over de Oudheid van het Avesta, p. 16, 1 who comes to the result that Zoroastrianism must have existed as early as the first half of the 7th century b.c. ² If we accept, as I believe we should, the theses that Vishtaspa ruled in eastern Iran, and that, although Zoroaster was a native of Adarbaijan, the chief scene of his religious activity was eastern Iran, ³ and that the faith spread from Bactria westwards,4 I cannot see that these arguments militate against the traditional date under discussion.

  7. ↑ Solomon Alexander Nigosian, The Zoroastrian Faith: Tradition and Modern Research, Published by McGill-Queen’s University Press — MQUP, 1993, ISBN 0-7735-1144-X, p. 11.

    Zoroastrian tradition maintains that Zoroaster was a prophet of ancient Iran who lived in the seventh to sixth centuries ВСЕ. His birthplace was Azerbaijan, north-west of Media. His father, Pourushaspa, was from the family of Spitama, whose genealogy is traced back through forty-five generations to Gayomart, the first man (like Adam), and his mother, Dughdhova, was from the clan of Hvogva (Yasna 46.13, 51.12, 53.1).

  8. ↑ Solomon Alexander Nigosian, The Zoroastrian Faith: Tradition and Modern Research, Published by McGill-Queen’s University Press — MQUP, 1993, ISBN 0-7735-1144-X, p. 17.

    Islamic authors, such as Shahrastani (1086—1153) and at-Tabari (ca. 839—923), also imply that Zoroaster’s birth-place is western Iran.21 In fact, Arab sources, such as ibn-Hurdadhbah (ca. 816) and Yaqut (ca. 1220), specify the birth-place of Zoroaster to be the city of Urmiah (or Urmia, presently called Rizaijeh) in Shiz, a district of Azerbaijan.21

  9. ↑ Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1993.
  10. ↑ Lee Lawrence. (3 September 2011). «Таинственный незнакомец в Китае».
    The Wall Street Journal
    . Accessed on 31 August 2016.
  11. ↑ Stausberg, Michael (2002), Die Religion Zarathushtras, vol. I, Stuttgart: Kohlhammer, с. 58–59 .

Ссылки

  • Заратустра (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [934 дня]) / Энциклопедия «Религия»

wikiredia.ru

Заратустра — это… Что такое Заратустра?

Зарату́стра[1] (также Заратуштра от авест. Zaraθuštra, курд. Zerdeşt и перс. زرتشت‎ — Zartošt; Зороа́стр от греч. Ζωροάστρης) — в зороастризме — основатель зороастризма (маздеизма), жрец и пророк, которому было дано Откровение Ахуры Мазды в виде Авесты — Священного Писания зороастризма.

Биография

Биографические ведения о Заратустре недостоверны и считаются согласно зороастрийской традиции. Родился, вероятно, в семье всадников в Радесе, сейчас пригород Тегерана Рай (Rayy) и жил в восточном Иране ориентировочно между VI и первой половиной V века до н. э. (возможно, в 628—551 годах до н. э.)

[2]. Существуют и иные точки зрения касательно времени и места рождения пророка. По традиционной пехлевийской хронологии, он жил «за 258 лет до Искандара» (Александра Македонского) в VII-VI вв. до н. э. Лингвистический анализ «Гат» — самой священной части «Авесты» позволяет отнести эпоху деятельности Зороастра к XII-X вв. до н. э.[3], что дает зороастризму статус одной из древнейших религий мира.

Некоторые средневековые мусульманские историки (Бируни, Balazuri, Казвини, Jagut al-Hamavi и др.), цитируя поздние зороастрийские источники указывали, что Зороастр родился в Атропатене, на территории нынешнего Иранского Азербайджана[4][5][6]. Другие, как Мэри Бойс или Бал Гангадхар Тилак, утверждают, что Заратустра родился на территории нынешней России (В качестве примера Бойс упоминает городище Синташта на территории Челябинской области)[7]. В Гатах же сказано, что Заратустра родился на территории туранских племен, откуда бежал, не будучи принятым соотечественниками, на территорию нынешнего Ирана к вождю (кави) Виштаспе, который стал его верным последователем[источник не указан 544 дня].

Заратустра родился в семье Спитама — это имя древнего священнического рода часто появляется в Гатах. Имя отца Заратустры Порушаспа, имя его матери Дугдова. Имя братьев его: старших — Ратуштар и Рангуштар, младших — Нотарига и Ниветиш. Имя жены Заратустры — Хвови. При рождении младенец Заратустра не заплакал, как все новорожденные, а засмеялся. Его смех убил более 2000 демонов. По обычаю, младенца омыли коровьей мочой и завернули в овечью шкуру. Когда Заратустра был ребёнком, совершалось много чудес, что вызывало зависть у темных сил. Много раз они посягали на жизнь Заратустры, но безуспешно. Заратустра был защищен Божественной силой.

Он был женат трижды. Один раз на вдове, два других раза на девственницах. Вдова родила Заратустре двух сыновей. Их звали Урватат-нара и Хвара-читра. Возмужав, они избрали для себя разные занятия: первый стал скотоводом и земледельцем, второй — воином. От других жен у Заратустры было четверо детей: сын Исад-вастра, который стал впоследствии верховным жрецом зороастрийской религии и три дочери: Френи, Трити и самая младшая, Поручиста.

Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратустру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями. В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы. В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло. Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.

Реформаторская деятельность Заратустры отразилась в придании иранской религии того абстрактного характера, который поражал ещё классических писателей. Главные божества зороастрийского пантеона представляют собой олицетворение абстрактных идей, лишённых плоти: Ахура-Мазда (мудрый господин), Хшатра Вария (лучшее царство), Хоурватат (целость), Амертат (бессмертие), Воху Мана (добрая мысль), Аша Вахишта (лучшая праведность), Спэнта Армати (святое смирение), Сраоша (послушание). Некоторые представители старого арийского пантеона, с которыми боролся Заратустра, поблекли и отнесены к демонам, к миру зла и мрака, с которыми дуалистическая зороастрийская религия предписывает упорную борьбу. Все же старые иранские культы не могли быть уничтожены совершенно, наиболее популярные божества сохранились. Сохранилась прекрасная Ардвисура Анахита, сохранился Митра, бог солнечного света, и даже сам опьяняющий хаома не исчез из культа: приготовление и вкушение его составляют поныне у парсов центральную часть их литургии. Подлинным литературным наследием Заратустры считаются упомянутые гаты.

В культуре

Легенда о Заратустре вдохновила на европейской почве немецкого писателя-философа Фридриха Ницше на создание произведения «Так говорил Заратустра».

В 1896 году, под впечатлением от книги Фридриха Ницше «Так говорил Заратустра», немецкий композитор Рихард Штраус написал симфоническую поэму «Так говорил Заратустра». Произведение программное, состоит из девяти фрагментов, исполняемых без пауз. Названия фрагментов повторяют названия некоторых глав литературного первоисточника. Средняя продолжительность исполнения — около тридцати минут. Симфоническая поэма написана для четверного оркестра. В партитуре используются также орган и колокол.

Примечания

  1. принятое в европейской, в том числе русской, традиции наименование. См. напр. Заратустра / Энциклопедия «Религия»
  2. Encyclopedia Britannica. Zoroaster. «born c. 628 BC, probably Rhages, Iran»
  3. Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1993. — Стр. 12
  4. A. V. Williams Jackson, The date of Zoroaster, 1895, p. 17.

    This point has been noticed in the interesting and instructive paper of Professor Tiele, Over de Oudheid van het Avesta, p. 16, 1 who comes to the result that Zoroastrianism must have existed as early as the first half of the 7th century b.c. ² If we accept, as I believe we should, the theses that Vishtaspa ruled in eastern Iran, and that, although Zoroaster was a native of Adarbaijan, the chief scene of his religious activity was eastern Iran, ³ and that the faith spread from Bactria westwards,4 I cannot see that these arguments militate against the traditional date under discussion.

  5. Solomon Alexander Nigosian, The Zoroastrian Faith: Tradition and Modern Research, Published by McGill-Queen’s University Press — MQUP, 1993, ISBN 0-7735-1144-X, p. 11.

    Zoroastrian tradition maintains that Zoroaster was a prophet of ancient Iran who lived in the seventh to sixth centuries ВСЕ. His birthplace was Azerbaijan, north-west of Media. His father, Pourushaspa, was from the family of Spitama, whose genealogy is traced back through forty-five generations to Gayomart, the first man (like Adam), and his mother, Dughdhova, was from the clan of Hvogva (Yasna 46.13, 51.12, 53.1).

  6. Solomon Alexander Nigosian, The Zoroastrian Faith: Tradition and Modern Research, Published by McGill-Queen’s University Press — MQUP, 1993, ISBN 0-7735-1144-X, p. 17.

    Islamic authors, such as Shahrastani (1086—1153) and at-Tabari (ca. 839—923), also imply that Zoroaster’s birth-place is western Iran.21 In fact, Arab sources, such as ibn-Hurdadhbah (ca. 816) and Yaqut (ca. 1220), specify the birth-place of Zoroaster to be the city of Urmiah (or Urmia, presently called Rizaijeh) in Shiz, a district of Azerbaijan.21

  7. Бойс М. Зороастрийцы. СПб., 1993.

Ссылки

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

dic.academic.ru

Заратустра пророк | Мир тайн и магии

Заратустра — пророк Света, которого считали черным магом.

Немецкий философ Фридрих Ницше, пробудивший интерес к верованиям арийцев, называл пророка Заратустрой, древние греки — Зороастром, иранцы — Зардуштом, но во всех случаях речь шла об одном и том же человеке: Арджаспе сыне Поурушаспы из рода Спитама, который жил между 1500 и 1200 годами до н.э. в благословенной земле Ариан Ваэджа, что на Южном Урале. За свои духовные подвиги он получил новое имя — Заратуштра. Возможно, это не имя, а титул, ведь на древнеиранском «заотар» означает — «полностью правомочный священнослужитель».

Греческие и римские авторы, считавшиеся «отцами церкви», распространили среди европейских народов слух, что Зороастр был сожжен в огне за свои занятия астрологией — наукой, с их точки зрения, запрещенной, а потому дьявольской. Вслед за античными теологами средневековые писатели считали его могущественным волшебником и черным магом.

В действительности же все было как раз наоборот: всю свою долгую, семидесятисемилетнюю жизнь Заратустра посвятил борьбе с силами зла и черными магами. Именно его устами Бог заповедал людям следовать дорогой света: «Рассказывай людям мира, чтобы они могли видеть тайное и явное. Пусть знают они, что все яркое и сияющее есть часть сияния славы моей… Из света создали мы ангелов и рай, и после этого ад появился из тьмы. Но где бы ты ни был в двух мирах, не найдется места, лишенного моего света».

Свою первую победу над силами зла он одержал еще до своего рождения, когда Дагде, его будущей матери, приснился пророческий сон. Она увидела, что, когда забеременеет, над ее домом соберется мрачная туча и посыпятся вниз страшные чудовища, чтобы вырвать из ее чрева нерожденное дитя и растерзать его на части. Во сне Дагда испугалась и решила было смириться с неизбежным, но услышала голос ребенка, идущий из живота, который уверял мать, что монстры не смогут повредить ни ему, ни ей. И, как только прозвучали эти слова, с небес спустилась сияющая гора, при виде которой большинство чудовищ, поджав хвосты и, скуля от страха, бросилось бежать прочь.

Утром женщина проснулась в холодном поту и поспешила к деревенскому толкователю снов, чтобы он пояснил это странное видение. Мудрый старец поначалу обрадовал Дагду, рассказав, что ее ребенок будет великим мужем, орудием Бога в борьбе с Мраком. «Но, — вздохнув, продолжал прорицатель, — много ему придется претерпеть бед от своих врагов».

Так все и произошло. Арджасп, едва появившись на свет, радостно рассмеялся, а его мозг пульсировал так мощно, что отталкивал ладонь каждого, кто хотел погладить его по голове. Не прошло и месяца, как младенец был украден дэвами — духами зла, которые отнесли его в пустыню, навалили сверху кучу хвороста и подожгли костер! Казалось бы, его ожидает неминуемая смерть. Но случилось неожиданное и невероятное: подул легкий ветерок и загасил синеватые язычки пламени. Когда, почти обезумевшая от горя, молодая мать бросилась по следам похитителей, то нашла своего мальчика спящим под покровом из веток, защищавших его нежную кожу от ожогов солнца. Заслышав причитания матери, малютка проснулся и, улыбаясь, протянул к ней ручонки.

Но силы зла не могли смириться с поражением: во имя спасения своих жалких жизней они должны были уничтожить будущего пророка света. Сам властелин ада, Ахриман гнал их вперед своим безжалостным бичом.

Они похитили Арджаспа вновь и на сей раз положили его на узкой тропе, по которой на водопой проходило стадо коров.

И вновь случилось чудо! Могучий бык, предводитель стада, остановился над младенцем и стоял, широко расставив ноги, пока не прошло все стадо коров и телят.

Еще много раз демоны пытались убить мальчика, но все их попытки заканчивались полным поражением. Потому они на время отступили и ринулись в бой лишь спустя семь лет, когда будущий Заратустра простудился и слег в постель. Черные маги передали деревенскому знахарю чашу со смертельной отравой, уверяя, что это лекарство, поднимающее больного в один миг. Мальчик оттолкнул чашу — она перевернулась, и яд пролился на землю. В воздух поднялось смрадное облачко, отдающее запахом серы. Как только оно рассеялось, больной выздоровел.

Прошло еще восемь лет — по законам его народа, Арджасп вступал в пору возмужания, когда мальчик становился юношей.

По этому случаю отец решил устроить большой пир и позвал высоких гостей — царя Дурансаруна и его придворного мага Бурантаруса. Юный сын священника Поурушаспы воспользовался этим случаем, чтобы открыто объявить войну черным магам. Дагда была возмущена поступком сына. Отец вместе с гостями посмеялся, решив, что Арджасп перебрал хмельного напитка. Не смеялся лишь маг Бурантарус: он понял, что предсказание начинает сбываться, и Заратустра понял свое предназначение. Впрочем, особенно беспокоиться не стоило: силы зал не смогли одолеть мальчика, но, возможно, и сам он еще не настолько силен, чтобы причинить им серьезные неприятности.

К сожалению, черный маг оказался в чем-то прав. Повседневные заботы зачастую заставляют забыть о главной цели: только спустя пятнадцать лет, Заратустра удостоился божественного откровения, обрел достаточно знаний и сил, чтобы не на словах, а на деле начать войну с силами Зла.

Одолев множество соблазнов: похотью, властью, богатством, избежав смертельные опасности, Заратустра добрался до дворца иранского царя Виштаспы и вступил в магическое соревнование с его многочисленными черными магами, сумел противостоять их чарам и ответить на все вопросы. Царь уже было склонялся к тому, чтобы принять зороастризм и расстаться со своими колдунами. Но там, где не помогло волшебство, сработала сила лжи. Когда Заратустры не было дома, ему подбросили предметы, которые обычно используются в ритуалах черной магии: отрубленные собачьи и кошачьи головы, черепа и прочее… Тут же вызвали царскую охрану — Заратустра был схвачен «с поличным». Маги обвинили Заратустру в том, что он очаровал Виштаспу, использовав для этого самое гнусное колдовство. Царь пришел в бешенство и велел заточить пророка в темницу пожизненно.

Возможно, так бы все и кончилось, если б внезапно не заболел любимый царский жеребец. Причем, болезнь была странная и ужасающая: все четыре ноги коня втянулись в туловище, как голова черепахи в панцирь. Виштаспа рыдал и готов был дать любые обещания тому, кто смог бы излечить его любимца. Черные маги пытались, но у них ничего не вышло. И тогда арестованный Заратустра взялся за дело, но поставил условия. Царь должен был поверить в его пророческую миссию и в божественность учения зороастризма. Виштаспа согласился, про себя решив, что потом сможет отказаться от данного обещания. Но тут глаза его округлились от изумления: прямо на глазах у зрителей одна из ног жеребца отросла вновь. Когда жена царя и двое его сыновей дали обещание признать Заратустру пророком и в дальнейшей жизни распространять веру в силу Света и божественного Огня, конь полностью выздоровел, став на четыре ноги.

После этого началось распространение зороастризма по всему Востоку. О самом же пророке ходили различные слухи. Одни говорили, что он дожил до 77 лет и был убит магом-язычником. Иные верили, что он погиб от рук турок, которые напали на храм Огня Валха и зарезали его жрецов. Великий поэт Ирана Фирдоуси в «Шахнамэ» писал:

И всех перед Огнем убили турки.

И смели с лица земли тот культ. Огонь, Зажженный Заратуштрой, погас от их крови»

Как было на самом деле, неизвестно, но существует пророчество о том, что Заратустра вновь вернется в месте своего первого появления на свет в Ариан Ваэджа, на Южном Урале.

Это интересно

Поделитесь впечатлениями

magicru.ru

Так говорил Заратустра — Википедия

«Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого» (нем. Also sprach Zarathustra. Ein Buch für Alle und Keinen, 1883—1885) — философский роман Фридриха Ницше, начавший издаваться в 1883 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе.

Название

В своём последнем сочинении «Се человек» (1888) Ницше написал[1]:

Меня не спрашивали, а надо было спросить, что означает имя Заратустры именно в моих устах — в устах первого имморалиста: ведь то, в чём состоит неслыханная уникальность этого перса в истории, являет собою противоположность как раз этому. Заратустра первым увидел в борьбе добра и зла подлинный движитель всего и вся, и перевод морали на язык метафизики в качестве силы, причины, самоцели — это его рук дело. Но этот вопрос уже, по сути, заключает в себе и ответ. Заратустра создал это роковое заблуждение — мораль: следовательно, он же и должен первым его распознать.

Видео по теме

Содержание

В книге повествуется о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Зороастра (Заратуштры). Одной из центральных идей романа является мысль о том, что человек — промежуточная ступень в превращении обезьяны в сверхчеловека (нем. Übermensch): «Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком. Канат над бездной».

Книга представляет собой отчасти поэтический, отчасти философский трактат, раскрывающий позицию самого Ницше относительно того, какое место человек занимает среди окружающего его общества, как он понимает свою жизнь, как путешествует, как познает себя и окружающий мир. В книге уделяется внимание общению человека с природой, с самим собой, и с окружающими людьми. Воспевается идея необходимости идти своим путём.

Вечное возвращение

«Так говорил Заратустра» — один из ключевых текстов Нового времени. Доктрине прогресса (поступательного развития), которая господствовала в умах европейцев с эпохи Просвещения, Ницше противопоставил учение о вечном возвращении, о цикличности любого развития[2]. Только сверхчеловек способен с готовностью принять бесконечное возвращение однажды пережитого, включая самые горькие минуты. Отличие такого существа от обычного человека, по Ницше, в порядке отличия человека от обезьяны[2].

Влияние

Подобно Библии, книга Ницше балансирует на грани между философией, прозой и поэзией. Обращаясь к «ветхой древности», автор стремился противопоставить свою книгу Библии как воплощению отжившей своё иудео-христианской морали[3]. Любопытно, что трактат Ницше и Библия — две книги, которые немецкие солдаты Первой мировой войны чаще всего носили в своих вещмешках[2]. Ницшеанская идеология была особенно востребована Третьим рейхом. В 1934 году сестра Ницше добилась того, что Гитлер трижды посетил созданный ею музей-архив Ницше, сфотографировался почтительно смотрящим на бюст Ницше и объявил музей-архив центром национал-социалистической идеологии. Экземпляр книги Ницше «Так говорил Заратустра» вместе с «Майн Кампф» Гитлера и «Мифом двадцатого века» Розенберга был торжественно положен в склеп почившего президента Гинденбурга[4].

При этом само творчество Ницше не имеет к национал-социализму никакого отношения. Идеология Третьего рейха прямо противоположна учению, изложенному в «Так говорил Заратустра» учению, в котором человек стремится к самодостаточности.

Оценки

Семён Франк так вспоминает о своём знакомстве с книгой[5]:

Зимой 1901-2 гг. мне случайно попала в руки книга Ницше «Так говорил Заратустра». Я был потрясён — не учением Ницше, — а атмосферой глубины духовной жизни, духовного борения, которой веяло от этой книги.

Против культа Ницше высказывался Лев Николаевич Толстой. Писатель был убеждён, что увлечение идеями Ницше свидетельствует о нравственном упадке русского общества. Его тревожило, что человек, которого сам он считал душевнобольным, может совратить души молодых. В декабре 1900 года Толстой записал в дневнике:

«Читал Ницше „Заратустра“ и заметку его сестры о том, как он писал, и вполне убедился, что он был совершенно сумасшедший, когда писал, и сумасшедший не в метафорическом смысле, а в прямом, самом точном: бессвязность, перескакивание с одной мысли на другую, сравнение без указаний того, что сравнивается, начала мыслей без конца, перепрыгивание с одной мысли на другую по контрасту или созвучию, и все на фоне пункта сумасшествия — idee fixe о том, что, отрицая все высшие основы человеческой жизни и мысли, он доказывает свою сверхчеловеческую гениальность. Каково же общество, если такой сумасшедший и злой сумасшедший, признается учителем?»

— Л.Н.Толстой. Полное собрание сочинений. М., 1935. Т.54. С.77.

Польский педагог и писатель Януш Корчак в своём Дневнике, написанном в гетто, поставил задачу ответить на «книгу псевдопророка», желая доказать, что Ницше умер, находясь не только в разладе с жизнью (лишившись рассудка), но и «в мучительном разладе с правдой».

И я разговаривал, имел честь разговаривать с Заратустрой…

Тот же самый Заратустра учил меня другому. Может быть, у меня лучше слух, может, я более чутко слушал…

Януш Корчак. ИЗБРАННОЕ. — Библиотека-Алия. 1988. ISBN 965-320-019-4. — C. 47 — 48. Пер. с польского Ю. Зимана.

Переводы на русский язык

Первый перевод Ю. М. Антоновского (1857—1913), юриста, народовольца, соратника и человека из ближайшего окружения Н. С. Тютчева. До 1917 года этот перевод выдержал 4-е издания: 1900 — Б. М. Вольфа, 1903 — тип. Альтшулера, 1907 — Ф. Вайсберга и П. Гершунина, 1911 — «Прометей» (все — Санкт-Петербург).

В последующие времена, в числе других переводов, — В. В. Рынкевича — опубликован в московском издательстве «Интербук» в 1990.

Современный российский философ-германист А. Перцев в книге «Фридрих Ницше у себя дома» высказывает мнение, что практически все имеющиеся переводы Ницше на русский язык не передают адекватно не только стиль Ницше, но и смысловые нюансы его философии, а в ряде случаев прямо извращают идеи Ницше[6].

Стоит отметить, что замечания Перцева были разобраны и прокомментированы Свасьяном и Эбаноидзе, которые попытались продемонстрировать несуразность большинства из них[7][8].

Музыка

По мотивам книги Ницше написана симфоническая поэма Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра». Первые аккорды этой поэмы используются в фильмах «Космическая одиссея 2001 года» и «Будучи там», и телепередаче «Что? Где? Когда?».

На слова из книги Ницше композитор Фредерик Делиус сочинил ораторию «Месса живых».

Густав Малер включил в состав Третьей симфонии «полуночную песнь» Заратустры.

Американская группа Dream Theater использовала название одноимённого произведения Ф. Ницше для наименования вступительной инструментальной интерлюдии к концертному dvd «chaos in motion» в 2007 году.

В 1990 г. Сергей Беринский написал Партиту «Так говорил Заратустра» для баяна.

Отсылка к книге Ницше есть в песне «Красное на чёрном» группы «Алиса», а также в песне «Весёлый ансамбль» группы «Крематорий».

В астрономии

В честь персонажей романа Зулейки и Дуду названы астероиды (563) Зулейка и (564) Дуду, открытые в 1905 году немецким астрономом Паулем Гёцем в Гейдельбергской обсерватории.

Живопись

Книга Ницше «Так говорил Заратустра» с репродукциями картин Лены Хейдиз на 2 языках

По мотивам книги Ницше написан цикл картин и графических работ Леной Хейдиз. Картины из цикла художницы неоднократно публиковались в зарубежных философских изданиях и монографиях, посвящённых философии Ницше.

Видеоигры

Многочисленные идеи из произведения «Так говорил Заратустра» и других философских трактатов Ф. Ницше нашли отражение в серии японских ролевых игр Xenosaga. В частности, третий эпизод был назван именно в честь данной книги.[9]

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *