Заповедные лета это годы когда указами запрещалось – Заповедные лета — Википедия

Содержание

Заповедные лета — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.

Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.

Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).

Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.

См. также[

ru.wikipedia.org

Заповедные лета — Википедия. Что такое Заповедные лета

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Запове́дные ле́та (также заповедные годы, от «заповедь» — повеление, запрет) — годы, в течение которых в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Ограничения стали появляться с 1581 года, когда правительство Ивана Грозного занялось всеобщей переписью земель с целью определения масштабов упадка хозяйства страны в 1570—1580-е годы.

Вопрос существования государственных указов о заповедных годах интересен для историков в связи с двумя гипотезами о закрепощении крестьян: «указного» и «безуказного» по терминологии Р. Г. Скрынникова. Указная теория восходит к В. Н. Татищеву, который считал закрепощение результатом закона, принятого Годуновым в 1592 году, но позже утерянного. Безуказная теория, по В. О. Ключевскому, утверждает, что не правительственные распоряжения, а условия жизни и задолженность крестьян постепенно прекратили крестьянские переходы от одного феодала к другому. Упоминания о «заповедных летах» в грамотах, датированных 1581—1592 годами, добавляют аргументов сторонникам теории «указного» закрепощения.

Согласно гипотезе В. И. Корецкого, в общегосударственном масштабе Юрьев день был отменён указом царя Фёдора Ивановича около 1592—1593 годов. По его мнению, существование такого указа подтверждается отсутствием ссылок на заповедные года после 1592 года (последнее упоминание содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592 года). Этот указ, по мнению Корецкого, запретил выход крестьян и сделал писцовые книги, работа над которыми велась в 1581—1593 годах и которые устанавливали принадлежность крестьян владельцу, юридическим основанием закрепощения. Корецкий считает, что режим заповедных лет не распространялся на южные уезды государства; помещики и крестьяне там продолжали руководствоваться статьёй 88 Судебника 1550 года (о крестьянском отказе).

Историки относятся к реконструкции указа Корецким в целом отрицательно. Г. Н. Анпилогов считает эту реконструкцию сомнительной, и утверждает, что режим заповедных лет распространялся и на южные уезды. Р. Г. Скрынников не признаёт существования указа 1592—1593 года и считает, что на юге правила крестьянского перехода формально не были отменены. Не согласен с Корецким и В. М. Панеях. Согласно интерпретации В. А. Аракчеева, реконструкция Корецкого ошибочна, существующие факты объясняются тем, что режим заповедных лет к 1590-м годам превратился в установившийся порядок, а термин просто постепенно исчез. Аракчеев отмечает, что термин «незаповедные лета» всё ещё используется в 1608 году.

См. также

Литература

wiki.sc

«ЗАПОВEДНЫЕ ЛEТА» — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

«Заповедные лета» — принятый в историографии термин, обозначавший в Русском государстве годы, в которые запрещался предусмотренный Судебником 1497 (так называемый закон о Юрьевом дне) переход крестьян от одного помещика к другому.

«З. л.» были 1581—1592. Наиболее раннее упоминание о них содержится в записи от 12 июля 1585 на поместье Б. Сомову в Холовском погосте Деревской пятины Новгородской земли. Введение «З. л.» совпадает с составлением писцовых книг 1580-х с целью создания условий для точного учета крестьянского населения. В подвергаемых переписи районах правительство запрещало выход крестьян из тягла.

Отсутствие в распоряжении историков текста закона о «З. л.» обусловило дискуссии о самом факте его существования и территориальном распространении — действовал ли он локально (Р. Г. Скрынников, В. И. Корецкий, А. А. Зимин) или на территории всего Русского государства (Б. Д. Греков, Г. Н. Анпилогов). Неоднозначно трактуется и содержание термина «З. л.». По мнению историков Скрынникова и Б. Н. Флори, режим «З. л.» представлял собой комплекс временных мероприятий в целях прекращения выхода из тягла, как крестьян, так и черных посадских людей. Некоторые исследователи начало закрепощения крестьян связывают с установлением режима сыска беглых, что и подразумевают под термином «З. л.». Согласно В. А. Аракчееву, термин «З. л.» относился к частновладельческим землям, главный его смысл заключался не в запрете перехода, а в розыске по инициативе самих землевладельцев и по суду беглых и вывезенных крестьян. Срок давности по таким делам не был установлен, власти принимали челобитные о крестьянах, бежавших с 1581—1582. Постепенно возникала необходимость определения сроков («урочных лет») в целях сокращения конфликтов между землевладельцами. Таким образом, закреплялся режим розыска беглых, т. е. режим «З. л.».

Последнее по времени упоминание о «З. л.» содержится в грамоте двинскому судейке от 14 апреля 1592. Корецкий считал, что существовал не дошедший до нас указ 1591/92 об отмене «З. л.».

Лит.: Аракчеев В. А. Власть и «Земля». Правительственная политика в отношении тяглых сословий в России второй половины XVI — начала XVII века. М., 2014; Корецкий В. И. Закрепощение крестьян и классовая борьба в России во второй половине XVI в. М., 1970; Скрынников Р. Г. Россия накануне «Смутного времени» М., 1981; Флоря Б. Н. Об установлении «заповедных лет» в России // Отечественная история. 2002. № 3.

w.histrf.ru

Что означает выражение “заповедные лета”?

История российского государства уходит корнями в глубокую старину. И оттуда же пришли в нашу речь многие крылатые выражения. Потому и по сей день вспоминаем мы царя Гороха, Тришку с его кафтаном, «всю Ивановскую». А вот и ещё один фразеологизм, правда, чуть менее употребляемый сейчас, но весьма и весьма интересный.

Определение выражения

Выражение это – “заповедные лета”. Как его понять современным носителям языка? Обратимся в далекое прошлое. 16 век, эпоха правления Ивана Грозного. Именно в это время и появились «заповедные лета». В 1581 году Грозный проводит перепись населения. С одной стороны, им движет желание укрепить свою власть за счет преданных дворян, одаривая их казной, землями да деревеньками с крестьянами. С другой – в 70-80-е годы в России сильно упало народное хозяйство. И Грозному важно выявить размеры ущерба. Вот тогда царское правительство, по его указанию, и начало вводить заповедные лета. Это не что иное, как запрет крестьянам уходить от одного помещика-хозяина к другому. Согласно Судебнику 1497 года, после окончания полевых работ, в Юрьев день (26 ноября), крестьяне могли уйти от особо лютых хозяев к другим, более гуманным. Указ «Заповедные лета» лишал их такой возможности. Начинание Ивана Васильевича в области закрепощения народа продолжил Федор Иоаннович, запретив в 1592-93 годах отрыв крестьян от своих деревень. Кстати, на основе этого события и родилось восклицание: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»

Этимология

Итак, неофициальный год введения заповедных лет – 1581. Официальный – 1592. Название понятия связано со словом «заповедь», означающим «закон», «завет», «предписание», «обязательное исполнение». Интересно, что историки не нашли в летописях, грамотах и иных документах эпохи Ивана Грозного отдельных текстов о «запретных годах» – тех годах, когда у жителей сельской местности, подвластных дворянам, отбиралась возможность уйти в другую деревню или даже город. Исследователям известны только ссылки на царские указы. Но почему они считают, что официальное введение заповедных лет связано с самым концом 16 века – с 1592-93 годами? А все потому, что после указанной даты не встречается уже даже ссылок на указ.

Усиление крепостничества

Что в конечном итоге все это означает? Во-первых, благодаря «писцовым книгам», т. е. переписи, появилась более-менее подробная, ясная картина проживания крестьян в государстве. Это способствовало не только наведению порядка в стране, но и давало повод для усиления крепостнического режима. Крестьян могли теперь приписывать к постоянному месту жительства согласно полученным сведениям, а если кто-то бежал от помещика, легко было установить, кому он принадлежал. Таким образом официально устанавливались дворяне-хозяева крепостных, появилась законодательная основа закрепления простолюдинов за феодалами. В конечном итоге правила заповедных лет стали общепринятыми. А понятие постепенно ушло в небытие, сохранившись только как образное, крылатое выражение. И сейчас оно воспринимается как синоним чего-то древнего, стародавнего, как антоним современности.

fb.ru

заповедные лета – это… Что такое заповедные лета?



заповедные лета
запове́дные ле́та

в Русском государстве конце XVI в. В эти годы запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний). Заповедные лета — важный этап закрепощения крестьян.

* * *

ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА
ЗАПОВЕ́ДНЫЕ ЛЕ́ТА, (от «заповедь» — запрет), в Русском государстве конца 16 века срок, в течение которого запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (см. ЮРЬЕВ ДЕНЬ), предусмотренный статьей 88 Судебника (см. СУДЕБНИК ИВАНА IV (1550)) (1550).

Заповедные лета начали вводиться правительством Ивана IV Грозного (см. ИВАН IV Грозный) (с 1581) в некоторых регионах страны одновременно с мероприятиями по переписи земель, проводившейся для определения размеров хозяйственного разорения в 1570—1580-х гг. Акта о введении заповедных лет не обнаружено, краткие известия о них содержатся в некоторых грамотах 1580—1590-х гг. В общегосударственном масштабе заповедные лета были введены указом царя Федора Ивановича (см. ФЕДОР Иванович) (около 1592—1593). Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—1593, юридическим основанием закрепощения крестьян. Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян землевладельцу.

Энциклопедический словарь.
2009.

  • заповедник
  • Заполярное месторождение

Смотреть что такое “заповедные лета” в других словарях:

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве кон. 16 в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний. Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права …   Юридический словарь

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — наименование в конце 16 в. лет, в которые налагался запрет ( заповедь ) на переход крестьян от одного феодала к другому (согласно традиции осуществлялся в Юрьев день осенний 26 ноября). Введение 3. л. важный этап закрепощения крестьян. Источник …   Русская история

  • Заповедные лета — (от «заповедь»  повеление, запрет)  срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться… …   Википедия

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — (от слова заповедь запрещение) срок, в течение к рого в нек рых р нах Рус. гос ва запрещался выход крестьянский в Юрьев день осенний (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). Начали вводиться пр вом Ивана IV в интересах дворянства с 1581… …   Советская историческая энциклопедия

  • Заповедные лета — (от «заповедь» повеление, запрет)         срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). З. л. начали вводиться правительством Ивана IV …   Большая советская энциклопедия

  • заповедные лета — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права …   Большой юридический словарь

  • Урочные лета —         в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90 х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • УРОЧНЫЕ ЛЕТА — срок, в течение к рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90 х гг. 16 в. после приостановки действия Юрьева дня (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги… …   Советская историческая энциклопедия

  • Крепостное право в России — Крепостное право в России  существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. В Киевской Руси и …   Википедия

dic.academic.ru

Хозяйственный упадок 1570–1580-х гг. Указы о крестьянах и холопах. «Заповедные лета». «Урочные» годы.

Поделись с друзьями

Хозяйственный упадок

Тяжелейший экономический кризис получил название «порухи 70-80-х годов XVI века». Запустели наиболее развитые в экономическом отношении центр (Москва) и северо-запад (Новгород и Псков) страны. Часть населения разбежалась, другая — погибла в годы опричнины и Ливонской войны. Более 50% пашни (а местами до 90%) оставались необработанными. Резко возрос налоговый гнет, цены выросли в 4 раза. В 1570-1571 гг. по стране прокатилась эпидемия чумы. Крестьянское хозяйство потеряло устойчивость, в стране начался голод. Помещики в этих условиях не могли выполнить свои обязанности перед государством, а у последнего не доставало средств для ведения войны и управления державой.

Центральная власть пошла по пути прикрепления основного производителя — крестьянства — к земле феодалов-землевладельцев. В конце XVI в. в России фактически в государственном масштабе установилась система крепостного права.

Указ о холопах

Указ о холопах 1597, по нему все кабальные холопы, в прежнее время полусвободные люди, были почти сравнены с полными холопами или рабами. По закону 1597 всех кабальных холопов полагалось записывать в холопьи книги и считать прикрепленными к личности господина точно так же, как крестьяне считались прикрепленными к земле. Вследствие этого крепости и кабалы холопьи позволено было совершать во всех городах и записывать в городские крепостные книги. По новому закону вся разница между полными и кабальными холопами состояла только в том, что кабальные были прикреплены к своему господину только до его смерти и господин не мог ни продать кабального, ни заложить, ни отдать его в приданое или по завещанию. Узаконение о кабальных холопах было особенно тяжелым для вольных людей. В силу этого нового узаконения все вольные люди, которые нанимались на определенный срок, хотя бы на полгода, на службу к какому-нибудь господину, по окончании срока своей службы уже не могли отойти от господина, а делались крепкими ему, и на них выдавались кабалы. В таком виде закон о холопах просуществовал недолго.

Закрепощение крестьян. Юрьев день. Заповедные и урочные годы. Правовое положение холопов.

Прикрепление крестьян к земле началось уже в XIV в. В междукняжеских договорах записывалось обязательство не переманивать друг у друга чернотяглых крестьян. С середины XV в. издается ряд грамот великого князя, в которых устанавливался единый для всех феодалов срок отпуска и приема крестьян. В тех же грамотах указывалось обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму. Размер «пожилого» (платы за проживание крестьянина на земле господина) зависел от того, находился ли двор в степной или лесной полосе, и от срока проживания.

Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых запрещался даже установленный переход крестьян.

Составлявшиеся в 50-90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об урочных летах, устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5-15 лет).

Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

К середине XVII в. почти все землевладение «черных» (государственных) волостей в центральных уездах страны было в руках феодалов, и жившие в них крестьяне превратились в крепостных. В отличие от черносошных владельческие крестьяне (принадлежавшие вотчинникам, помещикам, монастырям и дворцу) все повинности несли непосредственно в пользу владельца.

С конца XV в. кабальное холопство вытеснило холопство полное. Одновременно рас-

ширились юридические права этой категории крестьян, их участие в гражданско-правовых сделках, свидетельство в суде (в XIII в. в качестве свидетеля мог выступать боярский тиун, в XV в. – дворский тиун, в XVII в. такое право получили все холопы). Кабальное холопство вместе с тем превратилось в форму зависимости, которая с XVI в. стала распространяться на новые слои свободного населения, попадавшие в экономическую зависимость. При этом основой зависимости становился не заем имущества, а договор личного найма.

Судебник 1550 г. отграничил договор займа от договора личного найма. Одновременно он защищал «детей боярских и служилых» от вступления в кабальное холопство. В 1558 и 1642 гг. были приняты акты, согласно которым негодные к службе дети дворян могли принимать на себя служилую кабалу, тогда как все остальные были обязаны возвращаться из кабалы в государственную службу.

Соборное Уложение 1649 г. прикрепило владельческих крестьян к земле, закрепило «вечность крестьянскую», запретило выход из крестьянского состояния (в холопское, например).

Как и все другие социальные группы, крестьянство в XVII в. консолидируется в единое сословие. Одним из важных элементов этого процесса стало слияние различных категорий крестьянства с холопством.

Уже в XV в. холопство перестало быть однородным: к полному холопству добавилось холопство докладное, прекращавшееся со смертью господина (в крайнем случае, продолжавшееся до смерти его наследников). Близкой по форме к холопству было закладничество.

С конца XV в. формируется кабальное холопство, окончательно сложившееся только в середине XVI в. Кабальные люди часто сами стремились в полное холопство к господам, закон же ограничивал кабальные отношения уплатой или отработкой долга. Отношения господина и холопа строились на личном соглашении, смерть одной из сторон прекращала обязательство. (Ограничение отношений холопства смертью господина в XVI в. было распространено на холопов-пленников.)

По смерти господина кабальный холоп освобождался и получал право на свое имущество, заработанное в холопстве. Кабальные холопы не могли отчуждаться – продаваться, обмениваться, дариться, наследоваться и т.п. В указе 1555 г. служилая кабала (наравне с полной и докладной) приобретает значение крепости, т.е. акта, утверждающего власть одного лица над другим (или над вещью). В кабальном холопстве должник выполнял роль заклада (залога) в срочном долговом обязательстве.

Пожизненность кабального холопства закрепил апрельский указ 1597 г., предупредивший хозяев об их праве отказаться от выкупа который мог предложить им за свое освобождение холоп, последний (как и члены его семьи, записанные в кабале) должен был служить господину до его (господина) смерти. Вместе с тем указ 1597 г. ограничил сроки службы для вольнонаемных слуг: они могут служить по договору не более полугода, после чего обязаны «давать на себя кабалу», т.е. превращались в кабальных холопов. Соборное Уложение 1649 г. сократило наполовину и этот срок. Тем самым апрельский Указ 1597 г. не облегчил, а усугубил крепостную неволю, создав условия для превращения вольных слуг в холопов.

Окончательное закрепощение крестьян произошло только в середине XVII в. и было закреплено Соборным Уложением 1649 г. Юридически крестьяне (государственные, владельческие) прикреплялись к земле, а не к личности землевладельца – победила одна из двух концепций закрепощения, превалирующим оказался фискальный государственный интерес.

students-library.com

Заповедные лета – это… Что такое Заповедные лета?



Заповедные лета

        срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). З. л. начали вводиться правительством Ивана IV с 1581 одновременно с мероприятиями по всеобщей переписи земель, проводившейся для определения размеров тяжёлого хозяйственного разорения в 70—80-х гг. 16 в. Общегосударственного указа о З. л. в распоряжении исследователей нет. Краткие известия о З. л. содержатся лишь в некоторых грамотах 80—90-х гг. 16 в. В общегосударственном масштабе З. л. были введены указом царя Федора Ивановича около 1592—93. Этот указ запрещал крестьянский выход и объявлял Писцовые книги, начатые в 1581 и законченные в 1592—93, юридическим основанием крестьянской крепости (закрепощения). Содержавшиеся в писцовых книгах сведения определяли принадлежность крестьян данному владельцу.

         Лит.: Корецкий В. И., Из истории закрепощения крестьян в России в конце XVI — начале XVII в. (К проблеме «заповедных лет» и отмены Юрьева дня), «История СССР», 1957, № 1.

         В. И. Корецкий.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.

  • Заповедник
  • Заполнители

Смотреть что такое “Заповедные лета” в других словарях:

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве кон. 16 в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день, осенний. Заповедные лета важный этап закрепощения крестьян …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права …   Юридический словарь

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — наименование в конце 16 в. лет, в которые налагался запрет ( заповедь ) на переход крестьян от одного феодала к другому (согласно традиции осуществлялся в Юрьев день осенний 26 ноября). Введение 3. л. важный этап закрепощения крестьян. Источник …   Русская история

  • заповедные лета — в Русском государстве конце XVI в. В эти годы запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний). Заповедные лета  важный этап закрепощения крестьян. * * * ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА, (от «заповедь» запрет), в… …   Энциклопедический словарь

  • Заповедные лета — (от «заповедь»  повеление, запрет)  срок, в течение которого в некоторых районах Русского государства запрещался крестьянский выход в осенний Юрьев день (предусмотренный ст. 57 Судебника 1497 года). Заповедные лета начали вводиться… …   Википедия

  • ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА — (от слова заповедь запрещение) срок, в течение к рого в нек рых р нах Рус. гос ва запрещался выход крестьянский в Юрьев день осенний (предусмотренный ст. 88 Судебника 1550). Начали вводиться пр вом Ивана IV в интересах дворянства с 1581… …   Советская историческая энциклопедия

  • заповедные лета — в Русском государстве конца XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день. Введение З.л. было одним из этапов установления крепостного права …   Большой юридический словарь

  • Урочные лета —         в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. У. л. введены в 90 х гг. 16 в. после приостановления действия Юрьева дня (См. Юрьев день) и введения заповедных лет (См.… …   Большая советская энциклопедия

  • УРОЧНЫЕ ЛЕТА — срок, в течение к рого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90 х гг. 16 в. после приостановки действия Юрьева дня (1581) и введения заповедных лет, когда началось описание земель и писцовые книги… …   Советская историческая энциклопедия

  • Крепостное право в России — Крепостное право в России  существовавшая, начиная с Киевской Руси XI века, система правоотношений, вытекавших из зависимости земледельца, крестьянина, от помещика, владельца земли, населяемой и обрабатываемой крестьянином. В Киевской Руси и …   Википедия

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о