Ялтинско потсдамская конференция – Ялтинско-потсдамская система международных отношений — Википедия

26. Проблемы послевоенного устройства мира. Ялтинская и Потсдамская конференции.

ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г.— конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании) собралась 4-11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты . На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение. Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками; В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы. Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье — в англо-американской сфере влияния.

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г. глав правительств СССР, США и Великобритании. Конференция проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме и была призвана обсудить проблемы послевоенного устройства мира.

К этому времени Германия капитулировала. Европа лежала в руинах. Германия и Италия были разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Материальные разрушения и временная ликвидация государственности во многих странах Европы делали послевоенное восстановление многотрудной задачей. На первом же заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство — постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства.

studfiles.net

ЯЛТИНСКО-ПОТСДАМСКАЯ СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

Система международных отношений, сложившаяся по итогам Второй мировой войны. В ее основу легли договоренности, достигнутые лидерами «большой тройки» (СССР, США, Великобритании) по ключевым мирополитическим вопросам на конференциях в Ялте (4-11 февраля 1945 г.) и Потсдаме (17 июля – 2 августа 1945 г.).

Генезис Ялтинско-Потсдамской системы

Основные принципы послевоенного мироустройства были выработаны в ходе встреч, консультаций и переписки, происходивших между руководством США, Великобритания, СССР в 1941-1945 гг. Показательно, что инициативой в формулировании новых правил международного взаимодействия постепенно завладели державы (США и СССР), которые не были в полной мере интегрированы в Версальскую систему: США – в силу господства там доктрины изоляционизма, СССР – по причине весьма настороженного отношения западного сообщества к социально-политической системе Советского государства, а также к его программно-целевым установкам во внешней политике. Другой важной чертой, характеризовавшей международные отношения периода Второй мировой войны, являлось признание и понимание лидерами СССР, США и Великобритании необходимости сотрудничества стран с различным общественно-политическим строем для разгрома держав «оси» и выстраивания нового миропорядка, что нашло отражение в таких программных документах как Атлантическая хартия от 14 августа 1941 г. (постулировалось «право наций на выбор своей формы правления»), а также в декларации советского правительства на межсоюзнической конференции в Лондоне в сентябре 1941 г. В годы войны был заложен институциональный базис новой системы международных отношений, а также намечены пути урегулирования территориально-политических проблем в ее региональных сегментах. Инструментом поддержания стабильности и сохранения мира должна была стать новая международная организация, призванная заменить оказавшуюся неэффективной Лигу Наций. Контуры будущей Организации Объединенных Наций были намечены в Атлантической хартии и в декларации Объединенных наций, опубликованной в Вашингтоне 1 января 1942 г. Вопросы, связанные со структурой и принципами функционирования этого международного института, обсуждались на Московской конференции министров иностранных дел (19-30 октября 1943 г.), Тегеранской конференции «большой тройки» (28 ноября – 1 декабря 1943 г.), конференции в Думбартон-Оксе (22 августа – 28 сентября 1944 г.), а также на встрече И.В. Сталина, Ф.Д. Рузвельт и У. Черчилля в Ялте, где было объявлено о созыве учредительной конференции ООН в Сан-Франциско в апреле 1945 г. Что касается одного из центральных вопросов послевоенного мирного урегулирования – германского вопроса, — то лидерам «большой тройки» удалось выработать общую формулу относительно будущего Германии на Ялтинской и Потсдамской конференциях (раздел Германии на зоны оккупации, создание Центральной Контрольной Комиссии, взимание репараций, проблемы демилитаризации, декартелизации, денацификации и суда над военными преступниками, установление германо-польской и германо-советской границы и т.д.). Также на конференции в Потсдаме было принято решение об образовании Совета министров иностранных дел четырех держав (СССР, США, Великобритания и Франция) – органа, ответственного за подготовку проектов мирных договоров с союзниками Германии (Италия, Румыния, Болгария, Венгрия и Финляндия) и, соответственно, определение их послевоенных границ.

Уже в ходе войны стало понятно, что не только победа над общим врагом, но и устойчивость послевоенного миропорядка зависела от характера взаимодействия великих держав в рамках «большой тройки». Отмечая системообразующую роль США, Великобритании и СССР в международных отношениях, американский политолог У. Фокс в 1944 г. впервые использовал термин «сверхдержава»; он не исключал возможности раздела Европы на сферы интересов между СССР и англо-американским звеном «большой тройки»: предполагалось, что в «зону ответственности» Москвы войдут государства Центральной и Восточной Европы, Вашингтона и Лондона – «атлантической» Европы. Не только публицисты, но и ряд представителей американского истеблишмента, в частности президент Ф.Д. Рузвельт, признавали право Советского Союза на создание «пояса безопасности» вдоль его западных границ. Оперирование категориями «сфер влияния» весьма наглядно обнаружило себя в так называемом «процентном соглашении», заключенном И.В. Сталиным и У. Черчиллем на Московской конференции в октябре 1944 г.: оно касалось раздела сфер влияния на Балканах и в Центральной Европе.

С окончанием Второй мировой войны сложилась уникальная историческая ситуация: на смену традиционным многополярным моделям международным отношений пришла биполярная система, в рамках которой доминировали две сверхдержавы – США и СССР. Такая расстановка сил обусловливалась тремя основными моментами. Во-первых, с поражением держав «оси» и временной утратой ими государственности образовался гигантский вакуум силы, который должно было заполнить влияние стран-победительниц, максимально аккумулировавших мощь в военные годы. Во-вторых, те государства, которые получили место в Совете безопасности ООН в качестве великих держав (речь, прежде всего, идет о Франции, ибо политическое будущее Китая в тот момент представлялось довольно туманным), реально не имели возможности воздействовать на международные процессы, а, значит, их статус был результатом согласованных решений «большой тройки». В-третьих, Англия, несмотря на свою принадлежность к сонму «вершителей судеб мира», утратила лидерство на международной арене ввиду ослабления ее мощи в годы войны, актуализации вопросов, связанных с деколонизацией обширнейшей Британской империи, и трудностями послевоенного восстановления.

 

Основные этапы и тенденции развития Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. «Холодная война»

После окончания Второй мировой войны во взаимоотношениях двух сверхдержав элементы соперничества начали превалировать над сотрудничеством. В результате, конфликтное взаимодействие США и СССР, выливавшееся в форму «холодной войны», определяло общий вектор развития всей Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Фаза консолидации Ялтинско-Потсдамской системы, т.е. выработка модуса взаимодействия между двумя центрами силы, совпала с первыми кризисами «холодной войны» (Иранский кризис 1946 г., Берлинский кризис 1948-1949 гг., война в Корее в 1950-1953 гг.). Каждая из сверхдержав взяла курс на укрепление своих сфер влияние, что привело к расколу мира на два противоборствующих лагеря: капиталистический и социалистический. Наиболее ярким проявлением этого раскола явилось образование двух германских государств (ФРГ и ГДР) осенью 1949 г.

Биполярное противостояние СССР и США представляло собой сложное, многомерное явление: это было не только геополитическое и военно-стратегическое соперничество двух сверхдержав, но и конфликт двух социально-политических систем. Идеологический фактор начинал играть все большую роль во внешнеполитической практике Вашингтона и Москвы. США позиционировали себя как лидера «свободного мира», «арсенал демократии», а также, опираясь на свою беспрецедентную экономическую мощь, демонстрировали превосходство либерально-рыночной экономики над централизованной и плановой экономикой Советского Союза. Становление блоковой системы разворачивалась на нескольких уровнях. Во-первых, это контроль Вашингтона и Москвы над социально-политическими процессами в странах, входивших в их сферы влияния, с помощью экономического и политического инструментария (распространение плана Маршалла на западноевропейские государства, переход от «народно-демократических» режимов к единовластию коммунистических партий в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, создание СЭВ в 1949 г.). Во-вторых, это складывание военно-политических организаций (НАТО в 1949 г. и ОВД в 1955 г.), причем при американской поддержке также формировались региональные пакты на периферии глобальной системы: Пакт Рио-де-Жанейро, АНЗЮС, Багдадский пакт (затем – СЕНТО), Манильский пакт. Отличительной чертой западного и восточного блоков являлась их строгая иерархическая структура, на вершине которой находилась одна из сверхдержав. Большое значение придавалось поддержанию «блоковой дисциплины», особенно это было характерно для социалистического лагеря, иллюстрацией чего может служить советско-югославский конфликт 1948 г. Кризисы, возникавшие внутри сфер влияния супердержав, подлежали довольно жесткому регулирование (свержение американцами правительства Арбенса в Гватемале в 1954 г., венгерские события 1956 г., введение войск ОВД в Чехословакию в 1968 г.). Показательно, что противоборствующие стороны признавали «зоны интересов» друг друга и воздерживались от вмешательства во внутриблоковые конфликты.

Определяющее значение для стабильности Ялтинско-Потсдамской системы имел ядерный фактор. Наличие у сверхдержав ядерного оружия (США стали обладателями атомной бомбы в 1945 г., СССР – в 1949 г.) упорядочивало их биполярное противостояние, ибо в действие вступала так называемая логика «равновесия страха» («balance of terror»). Боязнь взаимного уничтожения удерживала сверхдержавы от лобового столкновения, доказательством чего служат события Карибского кризиса 1962 г. Вместе с тем, восприятие ядерного оружия как инструмента сдерживания соперника (концепция «deterrence» — сдерживание через устрашение»)  стимулировало гонку вооружений и наращивание ядерных арсеналов, что ложилось тяжким бременем на экономику соответствующих держав, особенно СССР.

В условиях развернувшегося после Второй мировой войны процесса деколонизации и, соответственно, формирования региональных подсистем международных отношений, противостояние СССР и США сместилось на периферию глобальной системы. Сверхдержавы были вовлечены в подавляющее число региональных конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в Юго-Восточной и Южной Азии, в Африке, причем их вмешательство скорее носило опосредованный характер, нежели прямой (исключение составляли вторжение США в Вьетнам, а СССР – в Афганистан).

С середины 1950-х гг. происходило усложнение Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений: при сохранении ее биполярной структуры начинали появляться силы, стремившиеся к некоторой внешнеполитической самостоятельности в рамках двухполюсности. Во-первых, следует назвать набиравший обороты процесс европейской интеграции (Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, Римские договоры 1957 г.), что в перспективе могло превратить Западную Европу в новый центр силы. Кроме того, выход Франции при президенте Ш. де Голле из военной организации НАТО свидетельствовал о стремлении Пятой Республики к реставрации своих «великодержавных» позиций (возрождение «величия» Франции) на международной арене. Во-вторых, обнаружился раскол в «социалистическом содружестве»: Китай Мао Цзэдуна, имевшего догматические расхождения с советским руководством, претендовал на роль самостоятельного центра силы в восточном блоке. В-третьих, как о значимом факторе международных отношений заявляло о себе «движение неприсоединения», подавляющее большинство членов которого составляли страны так называемого «третьего мира», недавно освободившиеся от колониальной зависимости и заявлявшие о своей равноудаленности от двух военно-политических блоков (первая конференция «неприсоединившихся» государств состоялась в сентябре 1961 г. в Белграде).

Несмотря на тенденции к размыванию биполярности, США и СССР были заинтересованы в сохранении Ялтинско-Потсдамской системы, в рамках которой они занимали преобладающее положение. В свете этого ряд исследователей склонен рассматривать «разрядку» в советско-американских отношений 1970-х гг. как попытку «модернизации» биполярной системы.  Между двумя сверхдержавами были достигнуты важные договоренности в военной сфере, которые позволили им выработать новые правила игры с целью упорядочить гонку вооружений: так, были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (1972 г.), Соглашения об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1 в 1972 г., ОСВ-2 в 1979 г.). Кульминацией «разрядки» в Европе явилось подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе в Хельсинки (1975 г.).

Распад биполярной системы международных отношений

1980-е годы отмечены нарастанием эрозийных тенденций в Ялтинско-Потсдамской системе. Новый виток гонки вооружений, инициированный республиканской администрацией Р. Рейгана, ухудшение экономической ситуации в СССР как вследствие активизировавшегося военного соперничества с США, так и по причине неблагоприятной макроэкономической конъюнктуры (падение цен на углеводороды в 1986 г.), рост антикоммунистических настроений в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, а также набиравшие обороты центробежные тенденции внутри самого Советского Союза в конце 1980-х гг. – все эти явления говорили о том, что Ялтинско-Потсдамская система вступила в кризисную фазу. Падение Берлинской стены в 1989 г. и воссоединение Германии в 1990 г. сигнализировали о начавшейся трансформации миропорядка, сложившегося по итогам Второй мировой войны. Распад Ялтинско-Потсдамской (биполярной) системы международных отношений был окончательно завершен в декабре 1991 г.,  когда СССР, один из двух силовых полюсов, перестал существовать как «геополитическая реальность».

Источники

Движение неприсоединения в документах и материалах. М., 1975.

 

Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962—1986 гг.). М., 1996.

От Хельсинки до Будапешта. История СБСЕ/ОБСЕ в документах, 1973-1994 : в 3 т.  М, 1996.

Советский Союз на международных конференциях периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.: Сборник документов. Том II. Тегеранская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (28 ноября – 1 декабря 1943 г.). М, 1984; Том IV. Крымская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (4–11 февраля 1945 г.). М., 1979; Том VI. Берлинская конференция руководителей трех союзных держав – СССР, США и Великобритании (17 июля – 2 августа 1945 г.) М, 1984.

Черчилль У. Вторая мировая война. Кн. 1-3. М., 1991.

Containment: Documents on American policy and Strategy, 1945–1950 / Ed.

by T. H. Etzold & J. L. Gaddis. New York, 1978.

bidi-font-family:»Times New Roman»; mso-ansi-language:RU’> 

 

w.histrf.ru

Потсдамская конференция — Википедия

Потсдамская конференция

У. Черчилль, Г. Трумэн, И. В. Сталин. Потсдам, 23 июля 1945 года
Дата проведения 17 июля — 2 августа 1945 года
Место
проведения
Цецилиенхоф, Потсдам, Германия
Участники СССР СССР
США США
Великобритания

ru.wikipedia.org

57. Берлинская операция. Ялтинская и Потсдамская конференции.

Берлинская операция 1945 г. — наступательная операция советских войск 16 апреля — 8 мая 1945 г. по взятию столицы фашистской Германии — Берлина. Главный замысел Берлинской операции заключался в следующем: с Кюстринского плацдарма силами 2-го Белорусского (маршал К.К. Рокоссовский), 1-го Белорусского (маршал Г.К. Жуков) и 1-го Украинского (маршал И.С. Конев) фронтов нанести удар по Берлину, одновременно обходя его с севера и северо-запада. Одновременно с запада наступали англо-американские войска. А. Гитлер предпринимал все меры, чтобы договориться с американцами о сепаратном мире. Но советское командование не позволило осуществить эти планы. На берлинском направлении немецкое командование сосредоточило крупную группировку своих войск: около 1 млн. чел., 10400 орудий и минометов, 1530 танков и штурмовых орудий, свыше 3300 самолетов. Советское командование на берлинском направлении сосредоточило мощную группировку войск: 2,5 млн. чел., 41600 орудий и минометов, 6250 танков и самоходно-артиллерийских установок, 7500 самолетов. Берлин был обречен. 16 апреля 1945 г. в 5 часов утра советская артиллерия открыла ураганный огонь по вражеским укреплениям. Одновременно были зажжены 150 мощных прожекторов через каждые 200 м.; они ослепляли противника, мешая ему вести прицельный огонь. С первых часов сражения гитлеровские войска, по воспоминаниям маршала Г.К. Жукова, «были буквально потоплены в сплошном море огня и металла». К концу апреля шли ожесточенные бои за каждый дом, за каждый подвал, за каждый этаж и крышу. Советские солдаты рвались в бой, проявляли массовый героизм. Передовые советские части состязались друг с другом за честь первыми захватить рейхстаг, считавшийся символом Третьего рейха. 30 апреля 1945 г. сержанты М. Егоров и М. Кантария в 14 час. 25 мин. водрузили над куполом рейхстага советское Знамя Победы. 2 мая 1945 г. командование Берлинского гарнизона капитулировало. Свыше 300 тыс. немецких солдат и офицеров в районе Берлина сдались советским войскам в плен. Берлинская операция завершилась.
ЯЛТИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г., также Крымская конференция — конференция глав правительств трех союзных держав антигитлеровской коалиции во Второй мировой войне 1939-1945 (СССР, США и Великобритании): председателя СНК СССР И.В.Сталина, президента США Ф.Д.Рузвельта и премьер-министра Великобритании У.Черчилля при участии министров иностранных дел, начальников высших штабов и других советников. «Большая тройка» (Сталин, Рузвельт и Черчилль) собралась 4-11 февраля в Ливадийском дворце близ Ялты в период, когда в результате наступления Советской Армии и высадки союзных войск в Нормандии военные действия были перенесены на германскую территорию и война против фашистской Германии вступила в завершающую стадию. На Ялтинской конференции были согласованы планы окончательного разгрома Германии, определено отношение к Германии после ее безоговорочной капитуляции, намечены основные принципы общей политики в отношении послевоенного устройства мира.

В Ялте, как и в 1943 на Тегеранской конференции, вновь рассматривался вопрос о судьбе Германии. Черчилль предложил отделить от Германии Пруссию и образовать южно-германское государство со столицей в Вене. Сталин и Рузвельт согласились с тем, что Германия должна быть расчленена. Однако, приняв это решение, союзники не установили ни примерные территориальные контуры, ни процедуру расчленения.

Рузвельт и Черчилль предложили предоставить Франции зону оккупации в Германии, Сталин, которому пошли навстречу в других вопросах, согласился на такое решение.

Советская сторона подняла вопрос о репарациях (вывоз оборудования и ежегодные платежи), которые должна заплатить Германия за причиненный ущерб. Однако сумма репараций установлена не была.
Советское предложение о членстве советских республик в будущей ООН было принято, однако их число было ограничено двумя.

В Ялте Сталин подтвердил договоренность, достигнутую с Черчиллем в октябре 1944 в Москве, — рассматривать Грецию как сугубо британскую сферу влияния.

Без всякого энтузиазма участники конференции взялись обсуждать польский вопрос. К этому времени вся территория Польши контролировалась советскими войсками;
Последовали долгие дискуссии. В итоге было решено реорганизовать временное польское правительство на «широкой демократической основе» и провести как можно скорее свободные выборы.
Фактически решениями по польскому вопросу, о других государствах Европы в Ялте было подтверждено, что Восточная Европа остается в советской, а Западная Европа и Средиземноморье — в англо-американской сфере влияния.

Американская сторона представила на конференции документ под названием «Декларация об освобожденной Европе», который был принят. В декларации провозглашались демократические принципы. Главы союзных правительств, в частности, брали на себя обязательства согласовывать друг с другом свою политику по разрешению политических и экономических проблем освобожденных стран в период «временной» нестабильности. Союзники должны были создавать условия для установления демократических форм правления через свободные выборы. Однако эта декларация так и не была реализована на практике.

На Ялтинской конференции было заключено соглашение по вступлению СССР в войну против Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе. В ходе раздельных переговоров Сталина с Рузвельтом и Черчиллем были достигнуты договоренности об усилении позиций СССР на Дальнем Востоке. Сталин выдвинул следующие условия: сохранение статуса Монголии, возвращение России Южного Сахалина и прилегающих островов, интернационализация порта Далянь (Дальний), возвращение СССР ранее принадлежавшей России военно-морской базы в Порт-Артуре, совместное советско-китайское владение КВЖД и ЮМЖД, передача СССР Курильских островов. По всем этим вопросам с западной стороны инициатива уступок принадлежала Рузвельту. Основная тяжесть военных усилий против Японии приходилась на США, и они были заинтересованы в скорейшем выступлении СССР на Дальнем Востоке.

Решения Ялтинской конференции во многом предопределили послевоенное устройство Европы и мира почти на пятьдесят лет, вплоть до крушения социалистической системы в конце 1980-х — начале 1990-х годов.

ПОТСДАМСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1945 г., также Берлинская конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Советскую делегацию возглавлял И.В.Сталин, американскую — президент Г.Трумэн, английскую — премьер-министр Великобритании У.Черчилль, которого затем сменил К.Эттли. Конференция проходила с 17 июля по 2 августа во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме и была призвана обсудить проблемы послевоенного устройства мира.

К этому времени Германия капитулировала. Европа лежала в руинах. Германия и Италия были разбиты и на неопределенно долгое время выбыли из игры как значимые державы. Материальные разрушения и временная ликвидация государственности во многих странах Европы делали послевоенное восстановление многотрудной задачей.

После Второй мировой войны обозначились два глобальных центра силы — США и СССР. Новой войны никто не хотел. Однако характер отношений в «Большой Тройке» кардинальным образом изменился после смерти в апреле 1945 Рузвельта. В первый же день конференции Трумэн предложил создать Совет министров иностранных дел пяти великих держав (хотя ни Франция, ни Китай в конференции не участвовали), который бы занимался мирными переговорами и территориальным урегулированием. Предложение было принято, заседание Совета было назначено на 1 сентября в Лондоне.

Британская и американская стороны отказались рассматривать вопрос о репарациях в отрыве от вопроса о помощи немцам. Продовольствие же в Германии производилось в большой мере в тех восточных районах, которые Москва уже передала под польскую юрисдикцию. В свою очередь, советская сторона во время обсуждения вопроса о принятии Италии в ООН потребовала такого же разрешения для бывших союзников Германии в Юго-Восточной Европе. Это вызвало вопросы к советским представителям относительно выполнения СССР принятой в Ялте «Декларации об освобожденной Европе». Заключение мирных договоров предусматривало признание новых правительств; западные представители готовы были признать их, только убедившись в том, что они сформированы на принципах выборности. Советская сторона сослалась на состояние дел в Греции, подразумевая, что Великобритания сама не выполняет взятых обязательств.

Во время встречи с Черчиллем Сталин заявил, что СССР не собирается советизировать Восточную Европу и разрешит свободные выборы для всех партий, кроме фашистских. Черчилль вернулся к «процентной» дипломатии и пожаловался, что вместо 50 СССР получил в Югославии 99 процентов.

На первом же заседании вновь (как в Тегеране и Ялте) встал вопрос о Польше. Польская делегация требовала немецкие земли и обещала демократически выборы. Черчилль и Трумэн предлагали не спешить, а Черчилль выразил сомнение, что Польша сможет успешно «переварить» такую большую территорию.

25 июля премьер-министр Черчилль вместе с министром иностранных дел А.Иденом отбыл в Лондон, где на следующий день подал в отставку. В Потсдам прибыли новый премьер-министр К.Эттли и новый министр иностранных дел Э.Бевин.

Уже в новом составе конференция пришла к соглашению по вопросу о Польше. Польша должна была провести свободные выборы с участием всех демократических и антинацистских партий. Польше передавались восточногерманские земли. Конференция согласилась на передачу СССР города Кенигсберга и прилегающей территории.

Была достигнута договоренность о порядке осуществления контроля над Германией. Провозглашались цели разоружения, демилитаризации и денацификации Германии. Все военные и полувоенные формирования подлежали ликвидации. Нацистские законы отменялись. Национал-социалистическая партия Германии и все нацистские институты ликвидировались. Военные преступники предавались суду. Активные члены нацистской партии удалялись со всех значимых постов. Германская система образования ставилась под контроль с тем, чтобы уничтожить нацистские и милитаристские доктрины и обеспечить развитие демократии. На демократических принципах учреждались органы самоуправления по всей Германии. Поощрялась деятельность демократических партий. Было решено не создавать пока центрального германского правительства. Германская экономика подлежала децентрализации, производство — постановке под контроль союзников, чтобы исключить возрождение военной промышленности.

По вопросу о репарациях компромисс все же был достигнут. СССР (обязуясь передать часть репараций Польше) должен был получить их из своей зоны оккупации, а также частично из западных зон в той мере, в которой это не подрывало мирную германскую экономику.

Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между СССР, США и Великобританией. Большую часть германских подлодок предстояло затопить. Германский торговый флот, за исключением судов, необходимых для речной и прибрежной торговли, также делился между тремя державами. Великобритания и США выделяли из своей доли суда странам, пострадавшим от германской агрессии.

Был достигнут и ряд других соглашений. Италию как страну, порвавшую с Германией, было решено рекомендовать для членства в ООН. Совету министров иностранных дел поручалось подготовить мирные договоры с Италией, Болгарией, Финляндией, Венгрией и Румынией. Подписание мирных договоров делало возможным включение этих государств в ООН. Испании в членстве в ООН отказали. Было решено «улучшить» работу контрольных комиссий в Румынии, Болгарии и Венгрии. Переселение германского населения из Польши, Чехословакии и Венгрии предлагалось осуществлять «упорядоченным и гуманным» образом. Войска союзников должны были быть немедленно удалены из Тегерана, а Совет министров иностранных дел — решить вопрос о дальнейшем выводе войск из Ирана.

Конференция не согласилась с советским предложением относительно Босфора и Дарданелл. Сталин требовал отменить конвенцию Монтре, предоставить выработку режима проливов Турции и СССР, дать СССР возможность организовать военные базы в проливах наравне с турками. Трумэн предложил свободный режим проливов при гарантиях всех великих держав. В итоге было принято решение о том, что конвенция Монтре должна быть пересмотрена в ходе контактов каждого из трех правительств с турецким правительством.

Потсдамская конференция решила наиболее актуальные вопросы послевоенного устройства. Стало ясно, что европейский порядок будет строиться на конфронтационных началах. На Потсдамской конференции впервые в истории дипломатии обозначился ядерный фактор. 24 июля в разговоре со Сталиным Трумэн походя упомянул, что у США появилось новое оружие необычайной разрушительной силы. Сталин ответил, что рад это слышать и надеется, что ему найдется применение в войне против Японии. К тому времени Сталин давно знал об американском атомном проекте и торопил советских ученых в аналогичной разработке. К 1945 в мире лихорадочно развивалось три атомных проекта: американский (при британском участии), советский и немецкий.

history812.narod.ru

23. Потсдамская конференция. Складывание Ялтинско-Потсдамской системы мо, ее основные особенности.

17 июля – 2 августа 1945 г. Сталин, Трумэн, Черчилль (после 26 июля Эттли), Ш. де Голь.

Напряженные отношения в течение конференции. Дуэль Сталина и Трумэна. Победа Сталина, т.к. СССР обещал продолжить войну с Японией (разгром Японии еще не был завершен).

Главный вопрос: «Немецкий вопрос»:

— границы (до 1937 г.) по Одеру-Нейсе. Суверенитет Австрии, Судеты, Силезия, Данциг, Восточная Пруссия. В составе СССР: Западная Украина, Западная Белоруссия, Бессарабия и Северная Буковина, Карельский перешеек.

-депортация немцев из Польши, Чехословакии и Венгрии.

-разделение Германии на 4 оккупационные зоны (Сталин был против разделения Германии, Трумэн и Черчилль за). Советская: 40% территории, 30% населения, 33% производственного потенциала. Общее руководство: совет министров иностранных дел (4+Китай). Берлин поделен на четыре сектора.

-репарации – взимались в зонах оккупации и из германских активов за рубежом. Окончательная сумма не определена.

-демилитаризация, декартелизация, денацификация, демократизация.

-Международный военный трибунал, организовавший Нюрнбергский процесс. (20 ноября 1945 г. – 1 октября 1946 г.).

Окончательное мирное урегулирование:

-июль-октябрь 1946 г. – условия

-февраль 1947 г. – мирные договора с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией и Болгарией.

-Австрия: на 4 оккупационные зоны на Потсдамской конференции.

-к 1951 г. разработан мирный договор с Японией: отказ от претензий на Южный Сахалин и Курилы. Ноябрь 1951 г. – Сан-францисская мирная конференция: СССР и его союзники не подписали договор, США получили право размещать в Японии свои вооруженные силы.

Декларированные Потсдамской конференцией принципы МО: национального суверенитета, коллективной дипломатии, отказ от блоковой политики, отказ от использования войны как средства решения международных проблем.

Мир после второй мировой войны:

начало кризиса евроцентристского мира. Факторы: коренное изменение соотношения сил в мире, процесс деколонизации.

-дифференциация мирового сообщества: «первый мир» — капиталистические страны, «второй мир» — социалистический лагерь, «третий мир» — развивающиеся страны.

-Ялтинско-Потсдамская система МО. Основные характеристики:

-новый геополитический раскол мира проходил по линии Восток – Запад.

-биполярность: противостояние двух сверхдержав и их союзников.

-политика «холодной войны»

-1945 г. – создание ООН. Условие для сотрудничества во имя сохранения мира и стабильности. Начинается процесс формирования МПО, европейской интеграции.

24. Основные тенденции социально-экономического и политического развития стран Европы и Северной Америки после второй мировой войны.

Основные характеристики:

  1. Преодоление последствий войны. Разрушения, смерти, восстановление финансовой системы. 4/5 населения Земли втянуто в войну. 60 млн погибли. В 12 раз больше ущерб, чем после первой мировой. Европа в руинах, должник США. Восстановление экономики и решение наиболее острых социальных проблем (жилищные, безработица, нехватка продовольствия). 1944 – Бреттон-Вудская конференция – обсуждение восстановления европейской экономической активности, международной торговли и валютной системы. Финансовая помощь Всемирного банка и МВФ. Программа оказания помощи Европе от США – план Маршалла 1947 (16 европейских стран приняли).

  2. Перевод экономики на мирные рельсы. Заимствование опыта мирового социализма. Кейнсианство (государственное регулирование экономики) Принципы кейнсианства определили экономическое развитие стран после войны. А затем кейнсианство превратилось в концепцию и гос. идеологию «государства благосостояния» (т.е. социальное гос-во, в котором каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий спектр соц. благ.) Национализация. В послевоенные годы многие западноевропейские страны пережили длительный период увлечения национализацией и опорой на государственный сектор в попытках решения ряда социально-экономических проблем. Формирование социально-рыночной экономики — формирование отношений между государством и рынком, основанных на преодолении антагонистичности. Социально ориентированная рыночная экономика –высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наемных работников – в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества; достойное социальное обеспечение – нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми; эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод – всем гражданам. Принципы социально-рыночной экономики: свобода частной собственности и инициативы, поддержка гос-ва в регулировании экономики, налоговой системы, проведение активной социальной политики.

  3. Вторая волна демократизации. — Восстановление демократических режимов в Германии, Италии, Франции, Нидерландах, Дании, Бельгии и других странах Западной Европы. — Латинская Америка: Аргентина, Венесуэла, Перу, Бразилия — Частичная деколонизация: Индия, Филиппины, Шри-Ланка, часть Африки Восстановление партий, преследование коллаборационистов, нацистов и военных преступников. «Левый крен» в политике.

  4. В МО утверждается политика «холодной войны» — состояние конфликта между двумя полюсами мирового сообщества, противостояние 2 моделей общ. развития. Геополитическое, военное, идеологическое, экономическое противостояние. План Маршалла – первое проявление холодной войны, т.е. финансовое спасение Европы – это спасение ослабленных стран от влияния коммунизма. Инициатор – Трумэн, доктрина Трумэна (принята конгрессом 1947) политика «сдерживания» в отношении СССР во всём мире, недопущения распространения влияния СССР за пределы соц. лагеря. 1946 – Черчилль – Фултонская речь. Возникновение понятия «железный занавес». Великобритания и США – военный союз для сдерживания коммунизма +помощь сторонникам США. 1949 – НАТО – Северо-Атлантический Альянс (З. Европа, США, Канада). Гонка вооружений, психологическая война.

studfiles.net

Создание Ялтинско-Потсдамской мирной системы

Крымская (Ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании

После окончания Тегеранской конференции на фронтах войны произошло множество важных событий. Красная Армия завершила изгнание гитлеровцев с территории восточно-европейских государств и создала плацдарм для наступления на Берлин. Приближался час победы антигитлеровской коалиции, исключительную роль в которой занимал Советский Союз, вынесший основную тяжесть войны. Все больше выдвигались на первый план проблемы послевоенного устройства. В этой обстановке особое значение приобретала встреча «большой тройки».

Целями союзных держав на конференции являлись координация планов разгрома гитлеровской Германии и установление основ послевоенного мира. Конкретно конференция должна была обсудить вопросы, связанные с окончательным разгромом фашистской Германии, её безоговорочной капитуляции и будущим устройством. Предстояло также решить репарационный вопрос; определить общую линию политики союзных государств в отношении освобождённых стран Европы; решить вопрос о границах Польши и её месте в послевоенной системе международных отношений. На конференции нужно было урегулировать вопросы, относящиеся к созданию международной организации по безопасности и сотрудничеству народов, не решённые в Думбартон-Оксе. Кроме того, США и Великобритания хотели договориться о сроках и условиях вступления СССР в войну против милитаристской Японии.

Проходившая с 7 по 11 февраля 1945 г. Ялтинская конференция заняла важное место в дипломатической истории второй мировой войны. Это была вторая встреча руководителей трёх великих держав антигитлеровской коалиции— СССР, США и Англии, и она, так же как и Тегеранская конференция, прошла под знаком преобладания тенденции к выработке согласованных решений как в деле организации окончательной победы, так и в области послевоенного устройства. По оценке госсекретаря США Э. Стеттиниуса, Ялтинская конференция «явилась самой важной встречей руководителей Великобритании, Советского Союза и Соединённых Штатов во время войны», в ходе которой «впервые три лидера достигли фундаментальных договорённостей по послевоенным проблемам в отличие от обычных заявлений о целях и намерениях».[1]

Заслушанные на Крымской конференции сообщения о положении на фронтах, сделанные начальником Генерального штаба СССР генералом армии А. И. Антоновым и начальником штаба армии США генералом Дж. Маршаллом, подтверждали готовность армии нанести по Германии «удары с востока, запада, севера и юга». Участники конференции подтвердили, что военные действия будут прекращены только после безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Главное место на конференции заняли политические проблемы послевоенного урегулирования, причём советская сторона считала целесообразным начать его с обсуждения вопроса о Германии. В принятом главами правительств заявлении, относящемся к Германии, были чётко определены цели союзнической оккупации — «уничтожение германского милитаризма и нацизма и создание гарантий в том, что Германия никогда больше не будет в состоянии нарушить мир всего мира»[2]. Кроме того были обсуждены методы осуществления указанных целей — ликвидация вермахта, военной промышленности, взятие под контроль всего остального промышленного потенциала Германии, наказание преступников войны, возмещение убытков жертвам агрессии, уничтожение нацистской партии и её учреждений, нацистской и милитаристской идеологии.

Соглашением о зонах оккупации и об управлении «Большим Берлином» было решено, что Советский Союз оккупирует восточную часть Германии, Англия — северо-западную, Соединённые Штаты — юго-западную. Союзные державы пригласили Францию принять участие в оккупации Германии и ей была выделена часть из английской и американской зон. «Большой Берлин» входил в советскую зону оккупации, но как место пребывания Контрольной комиссии, обладающей функциями верховной власти в Германии, подлежал оккупации войсками трёх держав, но допуск их войск в Берлин не предусматривался.

На Крымской конференции Англия и США вновь выдвинули планы расчленения Германии. Рузвельт заявил, что раздробление Германии на пять или даже семь государств — хорошая мысль и что он не видит иного выхода.

Черчилль не был столь категоричен. Тем не менее, как следует из протокольных записей, он выразил в основном согласие с идеей, высказанной Рузвельтом, хотя и уклонился от поддержки каких бы то ни было конкретных планов. Его позиция сводилась к тому, что безоговорочная капитуляция дает союзным державам право самим «определять судьбу Германии». Кроме того, по предложению Черчилля, поддержанного Рузвельтом, было решено создать специальный комитет по послевоенным вопросам Германии, который должен был обсудить и вопрос о расчленении.

Советская делегация решительно выступала против расчленения Германии, за создание единого демократического, миролюбивого германского государства. Необходимо отметить, что данная позиция отстаивалась и до и после Ялтинской конференции. В опубликованном 23 февраля 1942 года приказе Сталина, посвященном Дню Красной Армии, отмечалось: «Было бы смешно отождествлять клику Гитлера с германским народом, с германским государством». В этом же приказе подчеркивалось, что у советских людей и Красной Армии «нет и не может быть расовой ненависти к другим народам, в том числе и к немецкому народу». Та же мысль присутствовала в обращении Сталина к народу 9 мая 1945 года в связи с капитуляцией нацистской Германии. «Советский Союз, — говорилось в этом обращении, — торжествует победу, хотя он и не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию».

В итоге вопрос о будущем Германии был передан для изучения в специальную комиссию.

Следующим острым моментом был вопрос репараций: англичане вообще отказались говорить о конкретных цифрах, а американцы согласились принять предложенную советской стороной величину в 20 млрд. долларов (из них половину – в пользу СССР).

Особо важное значение имела принятая на конференции «Декларация об освобожденной Европе», устанавливавшая согласованные принципы политики трех держав в отношении народов, освобожденных от господства фашистской Германии и ее бывших союзников. Декларация подтверждала право всех освобожденных от фашизма народов уничтожить последние следы нацизма и фашизма и создать демократические учреждения по собственному выбору, свободно избрать для себя форму правления.

Важное место на Крымской конференции занимала польская проблема. На заседаниях глав правительств возникли существенные разногласия по вопросу о будущем Польши. Что касается проблемы образования польского правительства, то размежевание позиций было довольно четким: Сталин добивался признания правительства «варшавских поляков» (незадолго до конференции временное правительство переехало в освобожденную Красной Армией столицу Польши), Черчилль и Рузвельт — его практической ликвидации и восстановления полномочий лондонского эмигрантского правительства с возможным включением в него «варшавян». После длительных споров было достигнуто компромиссное соглашение, в котором предусматривалась «реорганизация» польского правительства с включением в его состав деятелей из самой Польши и поляков из-за границы, т. е. представителей «лондонцев».

В тоже время рассматривался вопрос о границах Польши. Рузвельт и Черчилль хотели заставить Сталина изменить «линию Керзона» на важных участках в пользу Польши. Так, президент США предложил оставить Польше город Львов и часть нефтяных месторождений в южной части Восточной Польши. Черчилль сначала повторил согласие британцев с новой русской западной границей: «Претензия Советского Союза на эту область основана не на насилии, а на праве». После этого он начал подводить Сталина к корректировке границ в духе предложений президента США. Премьер сказал, что если Советский Союз сделает великодушный жест в отношении более слабой державы, то Англия восхитится советским поведением и будет его приветствовать.

Сталин продемонстрировал полную непреклонность и бескомпромиссность заявив: — «Линия Керзона» была определена Керзоном, Клемансо и теми американцами, которые принимали участие в мирной конференции с 1918 по 1919 год. Русские туда приглашены не были и поэтому в ней не участвовали. Ленин не принимал «линии Керзона». Теперь, по мнению некоторых людей, мы стали менее русскими, чем были Керзон и Клемансо. Нам сейчас должно быть стыдно. Что об этом скажут украинцы и белорусы? Они скажут, что Сталин и Молотов защищают Россию хуже, чем Керзон и Клемансо».

Что же касается западных границ Польши, то окончательного решения не было принято, но главы трех правительств признали, что «Польша должна получить существенные приращения территории на севере и на западе». При этом признавалась необходимость включить в состав польского государства Восточную Пруссию на запад и юг от Кенигсберга, Данциг и «польский коридор», Балтийское побережье между Данцигом и Штеттином, земли на востоке от Одера и Верхнюю Силезию.

На Ялтинской конференции было достигнуто соглашение по ключевому вопросу в деле создания Организации Объединенных Наций — о процедуре голосования в Совете Безопасности. Советская делегация пошла навстречу американским предложениям и допускала отступление от принципа единогласия при мирном урегулировании споров. Это была важная уступка с советской стороны. Советская делегация также сняла свое предложение об участии в ООН всех союзных республик и ограничилась двумя из них — Украиной и Белоруссией.

Тогда же было принято решение о созыве 25 апреля 1945г. в Сан-Франциско конференции Объединенных Наций для подготовки и принятия Устава ООН.

На конференции в Крыму было детально обсуждено и подписано соглашение трех великих держав по вопросам Дальнего Востока. Оно предусматривало вступление СССР в войну против Японии, поскольку это создавало решающие предпосылки для разгрома их опасного противника на Дальнем Востоке. Госсекретарь США Э. Стеттиниус пишет «о том огромном давлении, оказанном на президента военными деятелями, с тем, чтобы добиться вступления России в войну на Дальнем Востоке. В то время атомная бомба еще была неизвестной величиной, а наше поражение в битве на выступе было у всех свежо в памяти. Мы все еще не форсировали Рейн. Никто не знал ни того, как долго продлится европейская война, ни того, сколь велики окажутся потери».[3]

Стремясь сократить американские потери в операции, начальники объединенных штабов США в меморандуме, адресованном президенту и датированном 23 января 1945 г., заявляли: «Вступление России (в войну против Японии)… совершенно необходимо для обеспечения максимальной помощи нашим действиям на Тихом океане. Соединенные Штаты обеспечат максимально возможную поддержку, какую допускают наши главные усилия против Японии. Целями военных усилий России против Японии на Дальнем Востоке должны быть поражение японских сил в Маньчжурии, воздушные операции против собственно Японии в сотрудничестве с военно-воздушными силами Соединенных Штатов, базирующихся в Восточной Сибири, и максимальные помехи японскому судоходству между Японией и азиатским континентом».[4]

СССР, давая согласие вступить в войну с Японией, преследовал цель уничтожить опаснейший очаг агрессии на Дальнем Востоке, ликвидировать последствия поражения России в русско-японской войне 1904 -1905 гг., оказать помощь народам Азии, в первую очередь китайскому народу, в их борьбе против японских агрессоров, а также выполнить союзнический долг в отношении США и Великобритании. Советский Союз согласился вступить в войну против империалистической Японии через два-три месяца после окончания войны в Европе на условиях:

1.  Сохранения status quo Внешней Монголии (Монгольской Народной Республики).

2.  Восстановления принадлежащих России прав, нарушенных вероломным нападением Японии в 1904 г., а именно:

а) возвращение СССР южной части о. Сахалина и всех прилегающих к ней островов;

б) интернационализация торгового порта Дайрена с обеспечением преимущественных интересов Советского Союза в этом порту и восстановление аренды на Порт-Артур как на военно-морскую базу СССР;

в) совместной с Китаем эксплуатации Китайско-Восточной и Южно-Маньчжурской железных дорог, дающих выход на Дайрен, с сохранением в Маньчжурии суверенитета Китая.

3. Передачи СССР Курильских островов[5]

Далее в документе говорилось, что соглашение относительно Внешней Монголии вышеуказанных портов и железных дорог потребует согласия китайской стороны и что «претензии Советского Союза должны быть, безусловно, удовлетворены после победы над Японией».

Таким образом, на Крымской конференции союзники согласовали не только свою политику, но и свои военные планы, успешно решили важнейшие вопросы ведения войны и послевоенного устройства мира, что способствовало укреплению антифашистской коалиции на заключительном этапе войны и достижению победы над гитлеровской Германией.

Потсдамская конференция трех держав

После подписания Акта о безоговорочной капитуляции в Германии некоторое время не существовало государственной власти. Четыре державы признали необходимым осуществлять совместное управление Германией. С этой целью 5 июня 1945 г. представители СССР, США и Франции подписали в Берлине «Декларацию о поражении Германии» и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами СССР, США, Великобритании и Временным правительством Французской Республики. Декларация требовала от Германии в соответствии с ее безоговорочной капитуляцией полного прекращения военных действий, сдачи оружия, выдачи нацистских лидеров и военных преступников, а также возвращения всех военнопленных. Декларация о поражении Германии послужила юридическим документом для законодательной и административной деятельности, осуществлявшейся оккупационными властями на германской территории в первые послевоенные годы.

Для поддержания всеобщего мира и безопасности народов и развития сотрудничества между государствами в различных областях с 25 апреля по 26 июня 1945 г. в Сан-Франциско проводилась учредительская конференция по созданию Организации Объединенных Наций (ООН). В конференции участвовало 50 государств, единственным вопросом, стоявшем на повестке дня конференции, была разработка Устава Организации Объединенных Наций. Острая борьба развернулась, главным образом, по вопросам о целях и принципах ООН; о роли и месте в системе ООН Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи; об их правах и процедуре принятия ими решений; о Международном Суде; о системе международной опеки.

26 июня конференция в Сан-Франциско завершила свою работу принятием Устава ООН. Тем самым она учредила международную организацию по поддержанию мира и безопасности народов. В Уставе ООН зафиксировано признание принципа мирного сосуществования государств двух общественных систем; равноправия и самоопределение народов; принципов международного сотрудничества и невмешательства во внутренние дела других государств; разрешения международных споров мирными средствами; воздержания от угрозы силой и применение силы. Создание ООН стало возможным в результате победы народов антигитлеровской коалиции в войне с фашистским блоком и явилось важнейшим международным событием.

Последняя за время войны конференция глав правительств СССР, США и Великобритании состоялось 17 июля — 2 августа 1945 г. во дворце Цецилиенхоф в Потсдаме (пригород Берлина). Делегацию СССР возглавлял И. В. Сталин, США – Г. Трумэн, Великобритании – У. Черчилль (с 28 июля – К. Эттли). Задача Берлинской конференции состояла в том, чтобы закрепить в своих решениях историческую победу Советского Союза и других союзных стран над фашистской Германией, решить главные проблемы послевоенного урегулирования, выработать программу справедливого и прочного мира в Европе, не допустить новой агрессии со стороны Германии и рассмотреть вопросы, связанные с войной против Японии.

Конференция в Потсдаме проходила на фоне новой расстановки сил на международной арене, для которой были характерны, с одной стороны, рост престижа и влияния СССР как главного победителя в войне с гитлеровской Германией, а с другой, — качественный скачок в усилении военного потенциала США в результате приобретения атомного оружия, что, правда, несколько компенсировалось ситуацией в сфере идеологии: в Европе были сильны социалистические тенденции, а американская модель свободного предпринимательства была не популярна. В политике правящих кругов США и Великобритании заметно усилились антисоветские тенденции, что было вызвано ростом международного авторитета СССР, но, в конечном счете, на конференции возобладала тенденция к разумному компромиссу.

Для советской стороны важнее всего было добиться согласованных и четких решений по германской проблеме, наверстать то, что было упущено в этом отношении в Ялте. Речь шла о фиксировании восточной границы Германии, репарациях, наказании главарей поверженного рейха, конкретизации программы переустройства политического строя Германии. Легче всего удалось добиться единства взглядов по последнему пункту.

В Потсдаме были приняты политические и экономические принципы, нацеленные на осуществление демилитаризации, денацификации, демократизации и декартелизации Германии. Эта программа, получившая название «4Д», давала достаточно четкие ориентиры на устранение в будущем «германской угрозы». Прежде всего, предусматривалось полное разоружение и демилитаризация Германии, ликвидация всей германской промышленности, которая могла быть использована для военного производства, упразднение всех ее сухопутных, морских и воздушных сил, СС, СА, СД, гестапо, генерального штаба и всех других военных организаций.

Потсдамские соглашения провозгласили также необходимость денацификации и демократизации Германии. Соглашение предусматривало уничтожение национал-социалистической партии, роспуск всех нацистских учреждений и организаций, наказание военных преступников, предотвращение нацистской и милитаристской пропаганды и обеспечение условий, исключающих возрождение фашизма в какой-либо форме.

Предусматривалась реорганизация германской политической жизни на демократической основе с тем, чтобы подготовить страну к мирному международному сотрудничеству. Соглашение предусматривало проведение мероприятий по демократизации Германии: отмену всех расовых и дискриминационных законов, изданных нацистским правительством, восстановление местного самоуправления, деятельности всех демократических партий, профсоюзов и других общественных организаций, подготовка к окончательной реконструкции германской политической жизни на демократической основе и мирному сотрудничеству Германии с другими государствами.

Что же касается декартелизации, то союзники решили ликвидировать германские монополии, являвшиеся носителями милитаризма и реваншизма, а вся германская промышленность должна быть переведена на мирные рельсы. Представители трех держав согласились, что в период оккупации Германия должна рассматриваться как единое экономическое целое.

Сравнительно легко в Потсдаме были согласованы важные моменты, относившиеся к созданию Международного трибунала для суда над главными нацистскими военными преступниками. Решение этой проблемы было подготовлено большой предварительной работой представителей четырех держав, начавшейся еще в 1942 г.

Потсдамская конференция рассмотрела ряд территориальных вопросов, связанных с окончанием войны в Европе, в том числе о передаче СССР г. Кенигсберга и прилегающего к нему района, что было закреплено в решениях конференции. В соответствии с предложением советской делегации был решен вопрос об установлении западной границы Польши по линии р. Одер – р. Западная Нейсе. В состав Польши включалась часть территории Восточной Пруссии, а также г. Данциг (Гданьск). Таким образом, согласно реализации решений Ялтинской конференции, Польша получила «существенное приращение территории на севере и на западе».

Конференция достигла соглашения о репарациях с Германии, которое установило, что репарационные претензии СССР будут удовлетворены путем изъятий из советской зоны оккупации Германии и из соответствующих германских вложений за границей. Кроме того, было решено, что СССР должен получить из западных зон 25% промышленного капитального оборудования, изымаемого в репарационных целях. На конференции также было решено разделить поровну между тремя державами германский военно-морской и торговый флот (большая часть подводных лодок, по предложению Англии, подлежала потоплению). В итоге раздела немецкого флота СССР получил 155 боевых кораблей, в их числе крейсер «Нюрнберг», четыре эсминца, шесть миноносцев и несколько подводных лодок.[6]

На Потсдамской конференции Советский Союз подтвердил взятое на Ялтинской конференции обязательство вступить в войну с Японией. Крайняя заинтересованность США в помощи СССР в войне против милитаристской Японии, несомненно, способствовала более успешному решению сложных проблем, возникших в Потсдаме.

Несмотря на серьезные разногласия по ряду вопросов, конференция показала возможность позитивного решения сложных международных проблем. В этой связи весьма показательно и свидетельство И. Берлина, получившего назначение в августе 1945 г. на работу в посольство США в Москве. «Потсдамская конференция, — писал он, — не привела к открытому разрыву между союзниками. Несмотря на мрачные прогнозы в некоторых кругах на Западе, общее настроение в официальном Вашингтоне и Лондоне было оптимистичным: исключительное мужество и тяжелейшие жертвы советских людей в войне против Гитлера породили мощную волну симпатий к их стране, которая во второй половине 1945 г. захлестнула многих критиков советской системы и ее методов; на всех уровнях существовало широкое и горячее стремление к сотрудничеству и взаимопониманию».[7]

Потсдамская конференция вошла в историю как событие огромного международного значения, ее решения явились основой послевоенного мирного устройства в Европе. Они имеют полную юридическую силу с точки зрения международного права. Их выполнение обязательно для всех участников конференции, а также тех стран, которых касаются ее решения прямо или косвенно.



biofile.ru

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

Ялтинско-Потсдамская система международных отношений

Ключевые вопросы:

1)  Назовите вопросы, которые обсуждались на Ялтинской конференции.

2)  Какие проблемы обсуждались на Потсдамской конференции?

3)  Как изменялись отношения между союзниками по антигитлеровской коалиции на протяжении Второй мировой войны?

4)  Какое значение имело проведение Нюрнбергского и Токийского трибуналов?

5)  Какие проблемы в международных отношениях, связанные со Второй мировой войной, не были решены.

Систему международных отношений, которая сложилась после окончания Второй мировой войны и просуществовала до начала 1990-х годов, принято называть Ялтинско-Потсдамской. На конференциях в Ялте и в Потсдаме руководителями государств «Большой тройки» – СССР, США и Великобритании – были разработаны основные принципы послевоенного устройства мира.

Ялтинская конференция проходила 4 – 11 февраля 1945 года. К этому времени исход войны, по большому счёту, был уже ясен. Основное внимание Иосиф Сталин, Франклин Рузвельт и Уинстон Черчилль уделили не обсуждению вопросов ведения совместных военных действий, а определению новых границ на тех территориях, которые были оккупированы нацистской Германией.

 Также встал вопрос об определении сфер влияния союзников по антигитлеровской коалиции после окончания войны. Кроме того, необходимо было создать механизмы, которые бы обеспечили выполнение принятых решений в послевоенное время. Ясно было, что разгром общего врага вновь выдвинет на первый план те политические противоречия, которые существовали между СССР и странами Запада. Уже весной-летом 1945 года по предложению Уинстона Черчилля разрабатывались планы действий на случай начала войны Великобритании и США против СССР — операция «Немыслимое».

По вопросу проведения новых границ Сталин, Рузвельт и Черчилль достигли соглашения. Был признан переход восточных областей Польши до линии Керзона (Западных Беларуси и Украины, а также Виленского края) в состав СССР. Союзники приняли решение об оккупации Германии. Её территория делилась на оккупационные зоны СССР, США и Великобритании.

Новые границы в Европе

В марте зона оккупации была выделена и для Франции. Также обсуждался вопрос об отделении от Германии Восточной Пруссии.

На конференции было достигнуто так называемое «Соглашение о процентах» – договор о разделе на сферы влияния Юго-Восточной Европы: Греции, Югославии, Румынии, Венгрии, Болгарии.

В случае вступления в войну против Японии Советский Союз получал право претендовать на включение в свой состав южной части острова Сахалин и Курильских островов и на аренду Порт-Артура и КВЖД.

Хотя, обсуждая вопрос о репарациях, союзники так и не смогли прийти к соглашению относительно суммы, тем не менее, было решено, что 50 % всех платежей получит СССР, как наиболее пострадавшая сторона.

В Ялте была подписана «Декларация об освобождённой Европе». Это документ предполагал, что после войны будет соблюдаться право народов на суверенное развитие, а союзники будут совместно помогать им в этом, уважая их политический выбор. В реальности, в зонах своего влияния каждая из сторон поддерживала те силы, которые были им идеологически близки, и Европа разделилась на Восток – социалистический лагерь и Запад – лагерь капитализма.

На конференции было принято и ещё одно важное решение: создать международную организацию, которая могла бы обеспечить соблюдение установленных границ государств и сфер влияния. Тем самым, устранялись бы возможности для начала новой мировой войны. Эта организация получила название ООН – Организация Объединённых Наций.

Предусматривалось, что каждая из великих держав станет постоянным членом руководящего органа ООН – Совета Безопасности – и будет обладать правом вето, то есть правом запретить принятие любого решения. Сталин добивался, чтобы членами ООН стали, кроме СССР в целом, все советские республики. Формально, согласно Конституции Советского Союза, они имели права суверенных государств, в том числе и право на выход из состава СССР. Но в итоге было принято компромиссное решение: членами-учредителями ООН становились лишь Белорусская и Украинская ССР, как республики, наиболее пострадавшие от войны.

25 апреля 45-ого года в Сан-Франциско начала работу международная конференция, которая должна была разработать Устав Организации Объединённых Наций. Он был подписан странами-учредителями 26 июня. День ООН ежегодно отмечается 24 октября. Именно в этот день в 1945 году Устав Организации Объединённых Наций вступил в силу.

После подписания акта о безоговорочной капитуляции Германии 8 – 9 мая в странах антигитлеровской коалиции прошли импровизированные шествия, торжества, участники которых радовались концу войны, чествовали её героев. 24 июня 45-ого года был проведён Парад Победы в Москве. Командовал парадом маршал Константин Рокоссовский, принимал парад маршал Георгий Жуков. В нём участвовали колонны всех советских фронтов, которые вели бои на завершающем этапе Великой Отечественной, а также сводная колонна Военно-Морского флота СССР. Из-за проливного дождя воздушная часть парада была отменена. Сводные полки были укомплектованы солдатами и офицерами, которые представляли разные рода войск и были награждены боевыми орденами. В Параде Победы принял участие легендарный пёс Джульбарс. Он сумел обнаружить более 7 тысяч мин и 150 снарядов, и был награждён медалью «За боевые заслуги» – это единственный случай за время войны. В конце войны Джульбарс был ранен. Сталин приказал пронести отважного пса по Красной площади на своём кителе. К подножию Мавзолея были брошены 200 знамён и штандартов разгромленных немецких войск. Участники парада несли эти символы фашизма в перчатках, чтобы подчеркнуть отвращение к поверженному врагу. Перчатки, как и помост, на который бросали знамёна позже были сожжены.

Ещё один Парад Победы, посвящённый окончанию Второй мировой войны, прошёл 7 сентября 1945 года в Берлине, у Бранденбургских ворот. В нём участвовали войска 4-х союзников по антигитлеровской коалиции: СССР, США, Великобритании и Франции. Участникам этого Парада казалось, что их боевое содружество не прервётся никогда.

Но уже на Потсдамской конференции, которая проходила с 17 июля по 2 августа 45-ого года во дворце Цецилиенхоф, стали проявляться противоречия между союзниками.

 Это была последняя встреча руководителей держав «Большой тройки». США вместо умершего 12 апреля Франклина Рузвельта представлял Гарри Трумэн. Уже во время конференции Уинстона Черчилля сменил Клемент Эттли.

На выборах, состоявшихся в Великобритании 5 июля, партия Черчилля – консерваторы – потерпела поражение, и было сформирована новое правительство лейбористов.

По решению конференции территория Германии сокращалась на 25% по сравнению с 1937 годом за счёт восточных земель. Силезия, Западная Пруссия и часть Померании и Восточной Пруссии передавались Польше. Третья часть Восточной Пруссии с городом Кёнигсбергом (с 1946 года – Калининград) вошла в состав СССР. В определённых ранее зонах оккупации союзники должны были проводить политику денацификации, демилитаризации, демократизации и декартелизации (разрушения монополий, которые составляли основу военного производства фашистской Германии). Был определён и размер репараций. Предусматривалось, что Германия сохранится как единое государство, но последующие события привели к её расколу на 2 части: ФРГ – Федеративную Республику Германия и ГДР – Германскую Демократическую Республику.

Острые споры вызвали претензии СССР на расширение своего влияния на Юге. Территориальные претензии к Турции и требования благоприятного для Советского Союза режима в проливах Босфор и Дарданеллы не были поддержаны британской и американской стороной.

16 июля в штате Нью-Мексико произошло первое в мире испытание ядерного оружия.

Во время конференции Трумэн, как бы между прочим, сообщил об этом Сталину. Руководитель СССР в ответ лишь улыбнулся, но в тот же вечер приказал ускорить работы над атомным проектом, который возглавлял Игорь Курчатов. Ядерное противостояние двух сверхдержав началось.

На Лондонской конференции в августе 1945 года было достигнуто соглашение о создании Международного военного трибунала, который должен был подвергнуть суду главных военных преступников.

 Их обвиняли в содействии развязыванию войны, проведению геноцида против народов Европы, бесчеловечному отношению к военнопленным. Заседания трибунала начались20 ноября 45-ого года в Нюрнберге. Они продолжались почти год. Были представлены документы, доказывающие факты массовых убийств мирных жителей, разрушения населённых пунктов, не связанные с военной необходимостью. Перед судом выступили свидетели, те, кому чудом удалось выжить в лагерях смерти или во время карательных экспедиций оккупантов. 1 октября 1946 года был вынесен обвинительный приговор. 12 человек из числа высшего руководства нацистской партии и государства приговаривались к смертной казни, 3 человека – к пожизненному заключению. Трое обвиняемых были оправданы.

Суд над японскими военными преступниками проходил в Токио с 3 мая 1946 по 12 ноября 1948 года. В Токийском трибунале было представлено 11 государств: СССР, США, Китай, Великобритания, Австралия, Канада, Франция, Нидерланды, Новая Зеландия, Индия и Филиппины. Как и в Нюрнберге, были предъявлены обвинения в преступлениях против мира, массовых убийствах и преступлениях против человечности. Из 29 обвиняемых, двое умерли во время процесса, один покончил с собой, один, пережив нервный срыв, был признан психически нездоровым. Семь обвиняемых были казнены, остальные были приговорены к различным срокам заключения, в том числе пожизненному.

И Нюрнбергский и Токийский трибуналы проходили в условиях начавшейся холодной войны – политического, экономического, военно-технического, идеологического противостояния Востока и Запада во главе с двумя сверхдержавами – СССР и США. Подробнее о причинах, проявлениях и итогах холодной войны вы будете говорить на других уроках. А сейчас отметим, что резкое охлаждение отношений между недавними союзниками привело к тому, что юридически окончание Второй мировой войны не было до конца оформлено. Так и не был подписан мирный договор с Германией, потому что было не ясно с каким именно государством, ФРГ или ГДР, его надо подписывать. Лишь 25 января 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР было прекращено состояние войны с Германией.

Советская делегация не подписала Сан-Францисский мирный договор с Японией 8 сентября 1951 года. Это даёт повод японскому правительству заявлять о своих претензиях на южные Курилы: острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группу островов  Хабомаи. И хотя СССР и Япония 19 октября 1956 года приняли Московскую декларацию, которая прекращала состояние войны между двумя странами и восстанавливала между ними дипломатические отношения, мирный договор также до сих пор не подписан. Но, в отличие от ФРГ, оказавшейся от каких бы то ни было территориальных претензий к своим соседям, Япония по-прежнему заявляет о праве на так называемые «северные территории».

Подведём итог. На Ялтинской и Потсдамской конференциях были созданы механизмы, способные предотвратить перерастание  конфликтов в разрушительные войны, наладить сотрудничество между странами. Но в то же время, международные отношения после Второй мировой войны строились на противостоянии СССР и США, Востока и Запада. Их принято характеризовать термином – «холодная война».

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *