стихотворение Мандельштама о возвращении в свой чужой город.
Осип Эмильевич (Иосиф Хацкелевич) Мандельштам – живший в России и СССР поэт и эссеист. Родился 3 (15) января 1891, умер предположительно 27 декабря 1938.
Мандельштам родился в Варшаве (принадлежавшей тогда Российской империи) в состоятельной семье польских евреев. Отец его был перчаточником; мать, музыкантша Флора Вербловская, состояла в родстве с известным литературоведом С. Венгеровым. Вскоре после рождения сына семья переехала в Санкт-Петербург. В 1900 году юный Осип поступил там в престижное Тенишевское училище.
Здесь он начал писать стихи в и 1913 году выпустил первую свою книгу. И даже, покинув свой Питер, он будет раз за разом возвращаться в «город, знакомый до слёз», преклоняться перед его красотой, согревать душу воспоминаниями и тревожится о будущем.
Стихотворение Мандельштама «Я вернулся в мой город» полно мрачных предчувствий. Ведь не случайно, даже, вспоминая о детстве, он вспоминает о детских болезнях. Да и обращение к Петербургу – это обращение к городу, который уже не имеет ничего общего с тем, где проходила юность поэта. Новый политический режим для Мандельштама – это смерть, а люди ему подчинившиеся ассоциируются с мертвецами. К этому примешивается и страх, что за ним придут – отсюда и «вырванный с мясом» дверной звонок. Но самый, пожалуй, яркий образ стихотворения – «шевеля кандалами цепочек дверных». В нём не только пророческое предчувствие скорого ареста, но и психологическая атмосфера Петербурга в 1930-х.
Ленинград
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
<Осип Мандельштам, 1930>
Новое прочтение стихотворение получило, когда стало песней в исполнении Аллы Пугачёвой. Казалось бы, пропустили всего одно слово, а как изменился смысл. Впрочем, в то время иначе песню бы просто не выпустили.
xochu-vse-znat.ru
Изучение поэзии Осипа Мандельштама. Урок II. Поэт и век. «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» | veykova.ru — портал учителя русского языка и литературы
1922 — 1938 годы.
Стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» 1930.
Вступительное слово учителя.
Заметим, что, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.
В декабре — январе 1930 года Мандельштам оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.
Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург, я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург, у меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.
Фронтальная работа.
- Что связывает поэта с городом?
- Какую роль играет упоминание старого и нового названий города?
- Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?
Вопросы для анализа стихотворения в группе.
- Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощь цвета хочет сказать поэт?
- С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?
- Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.
- Какова композиция стихотворения? Можно ли объединить строфы-двустишия? Почему первая стоит особняком?
- Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?
Предполагаемые ответы.
1. Что связывает поэта с городом?
Петербург был для О. Мандельштама городом, в котором прошли его детство и молодость. Все здесь знакомо ему «до слез, до прожилок, до детских припухлых желез».
2. Какую роль играет упоминание старого и нового названий города?
Оглядываясь по сторонам, Мандельштам пытается узнать прекрасный Петербург, но ничего дорогого из воспоминаний он не может разглядеть в этом городе — Ленинграде, грязном, неуютном, проникнутом неуверенностью перед завтрашним днем и страхом перед днем настоящим.
3. Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения?
Петербург, я еще не хочу умирать… Беспросветность и мрак говорят о гибели в городе живого начала, и город угрожает жизни поэту. Это обращение перекликается с пушкинским «Но не хочу, о други, умирать…», однако перекликается лишь внешне. Тональность обоих стихотворений разная. Герой пушкинской «Элегии» полон оптимизма; он не верит, что его жизнь может быть прервана до срока. Более того, он надеется на то, что любовь улыбкою прощальной озарит его закат печальный. Мандельштамовское ещё не хочу умирать придаёт стихотворению смысл безысходности. Смерть надвигается неумолимая. А.Ахматова вспоминает, что в начале 30-х годов Мандельштам «отяжелел, поседел, стал плохо дышать, производил впечатление старика (ему было 42), но глаза по-прежнему сверкали. Стихи становились лучше, проза тоже».
4. Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт?
Черно-желтая цветовая гамма вызывает ощущение тоски и беспокойства — наверное, это основные чувства, которые испытывают жители Петербурга 30-х годов. Рыбий жир — чувственно воспринимаемый образ маслянистого, жёлтого отблеска фонарей в тёмной речной воде, он ассоциативно связан с детской темой припухлых желёз. Чёрно — жёлтым кажетсядекабрьский денёк (к зловещему дёгтю подмешан желток), который должен вызывать совершенно другие ассоциации: белизны, солнечного света.
5. С помощью чего звучит в стихотворении мотив разобщённости людей?
Но телефон молчит, и это говорит о том, что не только город стал неузнаваемым — изменились сами люди: кто-то испугался и затих, кто-то приспособился, кто-то уехал, а кто-то и ушел из жизни. Но велика ли разница теперь между живыми и погибшими? Люди разобщены, живые как мертвецы.
6. Прокомментируйте образы, возникающие в двух последних двустишиях, обратите внимание на их многозначность.
В этом стихотворении О. Мандельштама перед нами раскрывается весь ужас, вся трагичность эпохи, когда люди от страха не могли спать по ночам: они не знали, будут ли завтра живы. Клевета, доносы, насилие сделали горожан слабыми и покорными. С замиранием сердца они прислушиваются к шагам за дверью, говорят вполголоса.
Дверные засовы, крючки и цепочки поэт не зря считает кандалами — это оковы, надетые, в первую очередь, на души, на волю людей. И, конечно же, совсем не дорогих гостей ожидает Мандельштам ночью, зная, скольких его друзей, товарищей и знакомых увели в неизвестность такие «гости».
7. Какова композиция стихотворения? Можно ли объединить строфы-двустишия? Почему первая стоит особняком?
Строфы можно объединить по темам парами, но первая всё равно останется особняком. В ней говорится о родном Петербурге, городе детства и юности.
8. Как отразились в стихотворении представления поэта об эпохе? Какую главную мысль он хочет донести до читателя?
Это стихотворение О. Мандельштама позволяет нам, живущим спустя семьдесят лет после описанных событий потомкам, понять психологию человека в страшные и трагические годы Советской страны. Поэт пытался донести до нас главную мысль: самое важное и самое ценное, чем может владеть человек — это свобода, как внешняя, так и внутренняя.
Домашнее задание: Учащиеся читают стихи 30-х годов. Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно стихотворение.
Примеры домашних работ:
В каких образах стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» воплощено представление лирического героя о Петербурге 30-х годов?
Для лирического героя, в первую очередь, Петербург — это город его раннего детства. В связи с этим, первые образы, появляющиеся в стихотворении, — это «детские припухшие желёзы», а фонари напоминают о «рыбьем жире». То, что в этот момент герой вспоминает свои детские болезни, не случайно. Общее настроение стихотворения — мрачное, полно плохих предчувствий. Основные цвета города — жёлтый и чёрный (декабрьский денёк — это зловещий дёготь, в который подмешан желток — пятна фонарей).
Вторая часть стихотворения начинается с обращения к Петербургу, который не имеет ничего общего с тем городом, где лирический герой провёл детство и юность. Наступление нового политического режима у него ассоциируется со смертью, а люди, подчинившиеся ему, с мертвецами: «у меня ещё есть адреса, где найду мертвецов голоса». Сам герой живёт в страхе: по лестнице (опять же чёрной) за ним придут, поэтому у него «вырванный с мясом» дверной звонок. Самый сильный образ стихотворения — «шевеля кандалами цепочек дверных» — передаёт не только пророческое предчувствие скорого ареста, но и общее душевное состояние жителей Ленинграда, психологическую атмосферу города 30-х годов ХХ века.
Мелехина Ольга. 11 Я.
Какие стихотворения русских поэтов обращены к Петербургу и что их сближает со стихотворением О. Мандельштама «Я вернулся в мой город знакомый до слёз…»?
Наверное, в русской литературе будет сложно найти поэта или писателя, в чьей жизни Петербург не сыграл своей особой роли. «Северной Пальмирой» восхищались, её обожествляли и презирали, но равнодушным к ней не оставался никто.
А.С.Пушкин в своей поэме «Медный всадник» обращается к Петербургу, городу величественному, гордому:
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся…
Поэт не в силах сдержать своё восхищение, каждая строфа во вступлении к поэме пропитана гордостью за этот неповторимый город и любовью к нему:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид…
Возможно, именно такие чувства испытывал и Мандельштам к прежнему, дореволюционному, Петербургу — городу, открытому мировой культуре.
Анна Ахматова в своей поэме «Реквием» пишет уже о Ленинграде. Настроение поэмы очень близко стихотворению «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…». Героиня Ахматовой также не находит в городе живой души:
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
Страх и ожидание мучают её. Ленинград стал тюрьмой для тысяч русских людей: «И ненужным привеском казался тюрем своих Ленинград».
Шульц Ксения. 11Я.
Какие стихотворения русских поэтов обращены к Петербургу и что их сближает со стихотворением О. Мандельштама «Я вернулся в мой город знакомый до слёз…»?
Петербург, средоточие культурных и политических течений России, жемчужина, созданная Петром, не могла оставить равнодушным русских поэтов. О Петербурге писали многие замечательные классики. В их произведениях можно выделить две диаметрально противоположные оценки Петербурга: город бюрократизма, сурового гранита, равнодушного к горю и страданиям простого человека, центр деспотии царской, а потом советской власти. Петербург им представлялся символом неволи и отчуждённости. С другой стороны, во многих стихотворениях русских поэтов Петербург — это олицетворение торжества русской культуры, величайший город России, поражающий простором для самореализации. Вот что писали о Петербурге поэты 13 века: «Мы град в тебе престольный видим ныне», а это уже слова Пушкина: «Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид». Мандельштам же характеризует Петербург эпитетами: мрачный, чёрный. Для этого поэта Петербург — тюрьма. Подобные оценки встречались и у других поэтов. А.С.Хомяков писал о нем: «Здесь, где гранитная пустыня /Гордится мертвой красотой…». Таким предстаёт Петербург в творчестве Некрасова: «Пройдут года в борьбе бесплодной, /И на красивые плиты, /Как из машины винт негодный, /Быть может, будешь брошен ты?».
Петров Анатолий. 11Я.
Какие стихотворения русских поэтов затрагивают тему свободы личности и какие мотивы сближают её со стихотворением Мандельштама?
Тема свободы является одной из основных в русской поэзии. Раскроем её на примере стихотворений Пушкина и Лермонтова. В оде «Вольность» Пушкин воспевает свободу в её политическом смысле, защищая идею французских просветителей: «Лишь там над царскою главой /Народов не легло страданье, /Где крепко с Вольностью святой /Законов мощных сочетанье». С ужасом он смотрит на современный ему мир, мир господ и рабов: «Увы! куда ни брошу взор —/ Везде бичи, везде железы, /Законов гибельный позор, /Неволи немощные слезы». Особенно сильны мотивы свободы в тех стихотворениях Пушкина, которые были написаны в годы южной ссылки.
Тема свободы поднимается и в творчестве Лермонтова. Первоначально эта тема возникает под влиянием декабристских традиций («Песнь барда», «Жалоба турка»). Однако в дальнейшем тема свободы обретает у Лермонтова конкретное социальное значение — оправдание революций против деспотической власти («Есть суд земной и для царей»). Эти стихотворения сближает с произведением Мандельштама любовь к свободе, осознание того факта, что российский народ находится под властью деспота.
Петров Анатолий. 11Я.
veykova.ru
Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез Мандельштама
Произведение, написанное очень эмоционально, отражает впечатления автора, возвратившегося в город, который он считал своей родиной и самозабвенно любил.
Если первое название стихотворения «Ленинград» просто говорит о предмете, которому оно посвящено, то второе – «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» не просто отражает его отношение к культурной столице России, но поразительно точно показывает чувства автора.
Мандельштам родился не в Санкт-Петербурге. В этом городе он провел свои детство и юность. Однако Петербург произвел на него неизгладимое впечатление. Несмотря на то, что Мандельштаму довелось побывать и жить в разных местах (и в разных городах России, и за границей, где он учился) он тосковал по городу, ставшему для него родным. Поселившись в конце двадцатых годов в Ленинграде, он не желал больше его покидать. Однако после возвращения из командировки на Кавказ, длившейся несколько месяцев, поэт испытал мощный прилив чувств, вызванный разлукой и встречей со своим любимым городом.
Поэт ценил в Ленинграде не красоту его монументальной архитектуры и. В стихотворении нет упоминаний о дворцах или проспектах. Детали внешнего облика Ленинграда, фигурирующие в стихотворении, достаточно прозаичны и неприглядны. Это просто фонари, а также его комната в коммуналке под черной лестницей. Подчеркнув дверной звонок, вырванный с мясом, поэт хотел выразить, что комфорт для него гораздо менее важен, чем дух Ленинграда.
Родной город для Мандельштама – это, прежде всего, люди. Он упоминает, что многое в Ленинграде изменилось, говоря о голосах мертвецов, по хорошо известным ему адресам.
Упоминание о детстве показывает, почему в этом стихотворении звучит фраза о нежелании умирать и чем вызвана такая страстная любовь к городу. Детские воспоминания, среди которых явно было много теплых и радостных, нахлынули на Мандельштама при переезде в Ленинград. Он вернулся не просто в любимый им город, но в счастливейшую пору своей жизни. Это вдохнуло в поэта новые силы и он, несмотря на тяжелое время, которое переживала тогда страна, чувствовал желание жить, видеть дорогих ему людей.
В начале тридцатых годов, когда было написано данное стихотворение, поэт предчувствовал, что перспектива смерти или тюрьмы становится все более отчетливой. В этом произведении он выразил не только любовь к любимому городу, но и желание жить.
Вариант 2
Произведение по жанровой направленности относится к элегии и в качестве основной тематики рассматривает авторские размышления о встрече с родным городом.
Центральное место в стихотворении занимает образ Петербурга и отношения к нему лирического героя, раскрывающегося в особой любви и восхищении к городу, ставшего еще в далеком детстве родным и близким.
Композиционная структура стихотворения условно разделяется на двустишия (дистихи), представляющие повествование от имени лирического героя, связанное с ощущениями от любимого города. При этом каждый дистих посвящается определенному образу города либо описывает эмоциональное настроение героя.
В качестве стихотворного размера произведения поэт использует форму четырехстопного анапеста, строки которого объединяются перекрестной рифмовкой в сочетании с парными мужскими рифмами, придающими звуковой интонации протяжный, напевный оттенок, пересекающийся с энергичным, страстным речевым движением.
Среди художественных средств выразительности в стихотворении «Я вернулся в мой город, знакомый до слез» присутствуют многочисленные развернутые метафоры и эпитеты, создающие атмосферу близкого общения с родным местом, имеющим важное значение в жизни поэта, хранящим его прошлое и память о потерянных людях. При этом использование метафор имеет значение метонимии, усиливающейся зрительными предметными элементами, а также своеобразными психолого-поведенческими ассоциациями с включением детских воспоминаний («глотать рыбий жир фонарей»).
Разговорный лейтмотив речевого повествования иллюстрируется сложно-слитными деталями смысловых переживаний лирического героя, объединяющихся в лирическое обращение в виде множества образов.
Эмоциональная атмосфера повествования в виде поэтического накала выражается восклицательными предложениями, вплетенными в строки-обращения лирического героя к родному городу, выражающими искренние признания в любви к нему.
Целостность стихотворению придает использованная поэтом форма многосоставного общения, напоминающая простую дневниковую запись в виде разговора с самим собой и любимыми образами города, но при этом выражающая чувство смутного страха, тревожного смятения, а также тягостного одиночества.
Стихотворение создает впечатление отрывка из личного дневника, отличающегося внутренней завершенностью, а также четкими линиями контура повествовательного изложения, заключающегося в сближении разновременных исторических пластов (Петербурга и Ленинграда), сливающихся в едином стихотворном высказывании.
Отличительной особенностью произведения является применение поэтом черно-желтой цветовой гаммы, подчеркивающей болезненные авторские ощущения беспокойной тоски и грусти. Однако в поэтических строках слышится надежда поэта на светлые и приятные жизненные моменты в так и не ставшим ему чужим городе, где каждая деталь знакома до слез в глазах и вызывает нежные, а порой болезненные, воспоминания.
Анализ стихотворения Я вернулся в мой город, знакомый до слез по плану
Я вернулся в мой город, знакомый до слез
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Сорокоуст Есенина
Есенин часто использовал церковную символику, он был довольно близок православной вере благодаря традиционному патриархальному воспитанию и поэтому эти образы часто просачивались сквозь его стихи.
- Анализ стихотворения В полдень Апухтина
Творчество Апухтина во многом формировалось под воздействием собратьев по поэтическому ремеслу. К примеру, многие его ранние стихи представляют собой подражание и своеобразное цитирование Пушкина
- Анализ стихотворения Пауки Гиппиус
Стихотворение «Пауки» Зинаида Гиппиус написала в 1903 году. Это было время перед революциями, время трудное, когда многие мыслящие люди зашли в тупик и не понимали, как жить дальше.
- Анализ стихотворения Заболеть бы как следует Ахматова
Основным мотивом стихотворения «Заболеть бы как следует» является память и возвращение в прошлое. Произведение пропитано желанием заболеть, и не просто заболеть, а заболеть «как следует».
- Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина
У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке
sochinite.ru
Мандельштам О — Ленинград (Я вернулся в мой город) чит. Р. Клейнер
Осип МандельштамЛЕНИНГРАД
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! я еще не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
читает Р.Клейнер
Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) — российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.
Мандельштам Осип Эмильевич — поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia39.html
www.staroeradio.ru
Стихотворение Мандельштама «Ленинград» ( Я вернулся в мой город, знакомый до слёз) с анализом
Рейтинг: 5 / 5
В 1930 году ещё не написан роковой «Горец», но страх уже витает и в Ленинграде и в душе Мандельштама. В этом момент и пишется стихотворение, сюжетную линию которого начинают строк:
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз.
В этом году нищета ходила вокруг да около поэта, он находился в постоянном поиске заработка, печатали его редко и с жильём были проблемы. В поисках лучшей доли Мандельштам приезжает в Ленинград, где останавливается у брата, в доме №31, на 8-ой линии.
Свидание с городом было недолгим, но его хватило, чтобы воспоминания нахлынули волной и смешались с горьким чувством беспокойства за день завтрашний. Чёрное предчувствие поэт отражает строками:
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Мандельштам понимает, что наслаждаться надо каждой минутой воспоминаний, ибо не далёк день, когда и по нему зазвонит колокол. Вместе с тем, поэт не чувствует себя обречённым –
Петербург! Я ещё не хочу умирать!
Ещё есть надежда, что всё перемелется и жизнь наладится.
Поэт подмешивает в туман воспоминаний атрибуты нового дня – чёрную лестницу, вырванный звонок, который реально был возле двери в квартиру брата. Чёрная лестница символична, ей должно было найтись место, даже если бы Мандельштам остановится на пару дней в Питере во дворце. Чёрный цвет – цвет печали и страдания, а лестница хитрое инженерное сооружение, ведь по ней можно идти и вверх, и вниз.
Последние строки показывают напряжение 30-ых годов. Ночные гости в это время приходят только из НКВД, а стук дверной цепочки в 1930 году может легко перейти в громыхание кандалов.
На фоне трагизма автора строк, в стихотворение ощущается любовь к Петербургу. Ленинград Мандельштам не зря называет по-старому, так как именно Питер ассоциируется у него с радостью «детских припухших желез», первой любовью и незабываемым ароматом юности.
Это ещё не прощание с Ленинградом – это привет любимому городу, погружение в марево прошлого и тревожное ожидание будущего, которое уже крадётся волком за Осипом по городским мостовым.
Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей,
Узнавай же скорее декабрьский денёк,
Где к зловещему дёгтю подмешан желток.
Петербург! Я ещё не хочу умирать!
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня ещё есть адреса́,
По которым найду мертвецов голоса́.
Я на лестнице чёрной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок,
И всю ночь напролёт жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
декабрь 1930
Почувствовать трагизм стихотворения поможет чтение этих бессмертных строк Анатолием Белым.
stihirus24.ru
Просмотров: 73 На этой странице находится текст песни Осип Мандельштам — Я вернулся в мой Город знакомый до слёз…, а также перевод песни и видео или клип.
I went back to my city , I came back here , so swallow as soon I went back to my city , Find out more same December day , Leningrad, I went back to my city , I live on a back staircase , and hit me in the head with meat torn call. I went back to my city , And all night long waiting for dear guests , Leningrad, I do not want to die , Опрос: Верный ли текст песни? Да НетВконтакте Мой мир Одноклассники Google+
|
onesong.ru
Отражение эпохи в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город…»
Разделы: Литература
Цели урока:
выявление особенностей изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда;
пробуждение интереса к личности и творчеству Мандельштама путем анализа одного из лучших стихотворений “ Я вернулся в мой город…”;
совершенствование умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;
воспитание уважения к литературе и ценностям Отечественной и Мировой культуры.
Задачи:
попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе;
развивать культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, исторической и эстетической;
способствовать развитию критического и образного мышления, читательского интереса обучающихся, художественного вкуса, устной речи.
Оборудование: тексты стихотворения Мандельштама “Я вернулся в мой город…”, слайдовая презентация, видеоролик “Петербург”, музыка Д.Шостаковича “Прелюдия”, карточки для работы в группах.
Ход урока
1. Орг. момент
Человек всегда стремится к прекрасному, будь это бессмертные произведения живописи, музыки или литературы, и у нас сегодня есть такая возможность прикоснуться ещё раз к прекрасному.
2. Актуализация темы
(Приложение 1) Слайд 1
— Подумайте, о ком эти слова?
Слайд 2. (Портрет)
— Да, о Мандельштаме. И сегодня мы попытаемся приоткрыть ещё одну страницу его творчества.
Поэт – весь в своих стихах. Иногда стихи рождаются в счастье, иногда в глубоком раздумье о жизни и человеке, а иногда в трагических метаниях и предчувствиях чего- то страшного, неизбежного.
Душа поэта – тайна за семью печатями. И проникнуть в неё можно только через поэтическое слово, но не так легко постигнуть и понять его.
Слайд 3.
“Поэзия Мандельштама – танец вещей, являющихся в самых причудливых сочетаниях”. В. Ходасевич.
3. Актуализация субъектного опыта.
— Есть города, которым судьбой ли, историей или случаем предназначена особая роль в жизни нации.
На доске:
Петербург —> величавый двойственный прекрасный |
Петроград —> революция хаос Зимний дворец |
Ленинград блокада Ахматова “Реквием” |
— Вы знаете, что это названия одного города. Какие ассоциации у вас при этом возникают?
(Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, З.Гипиус и др.)
4. Формулировка целей.
Этот город и Слово о нем нераздельны, как гранит и вода, как любовь и ненависть.
Этому городу, ставшему ему поистине родным, с которым он сросся и сжился всей душой и каждой клеточкой своего тела, посвятил не одно стихотворение Мандельштам.
— Перечитайте ещё раз тему урока, как бы вы определили учебную задачу? О чем будем говорить на уроке?
— Выявить особенности изображения Мандельштамом города Петербурга – Ленинграда.
— Пробудить интерес к личности и творчеству М. путем анализа одного из лучших стихотворений “Я вернулся в мой город…” попытаться понять художественный мир поэта; показать созвучие творчества его эпохе.
— Вспомните, каким рисует Мандельштам Петербург в своих стихотворениях раннего периода, например в “Петербургских строфах”?
— Но таким поэт видел свой город в 1913.
Но, говоря о стихах Мандельштама 30-х годов, мы нередко отождествляем лирического героя его стихов с самим поэтом. И это не случайно. В стихах этого периода мы не найдем той метафоричности, той усложненности образов, которые были присущи раннему творчеству поэта. Мандельштам стремится с предельной ясностью высказать свою позицию, он бросает вызов бесчеловечной власти.
В декабре — январе 1930 года Мандельштам оказывается в Ленинграде после поездки на Кавказ.
Слайд 5. “… трагические стихи, одни из трагичнейших в русской поэзии”. Владимир Вейдле
5. Чтение и анализ стихотворения
«Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
Ты вернулся сюда, — так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловещему дегтю подмешан желток.
Петербург! Я еще не хочу умирать:
У тебя телефонов моих номера.
Петербург! У меня еще есть адреса,
По которым найду мертвецов голоса.
Я на лестнице черной живу, и в висок
Ударяет мне вырванный с мясом звонок.
И всю ночь напролет жду гостей дорогих,
Шевеля кандалами цепочек дверных.
А) Выявление первичного восприятия текста:
— Каким настроением проникнуто это стихотворение? (Грусти, печали, горечь утраты друзей)
— Какая строка является смысловым и эмоциональным центром стихотворения? ……..
— Какова цветовая гамма стихотворения? Что с помощью цвета хочет сказать поэт? ………
Б) Проанализируем стихотворение.
Работа в группах. (Приложение 4)
Составление кластера.
Заполнение таблиц.
Темы:
- Ритмический рисунок (метр, размер, рифма в стихе, рифмовка в строфе).
- Композиция текста (микротема каждой строфы или части, ключевые слова, тематические словесные ряды, сопоставление и противопоставление).
- Развитие художественных образов по строфам.
- Языковые уровни текста (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический).
- Языковые средства художественной выразительности (тропы и фигуры).
(Приложение 2) (Звучит музыка Д. Шостаковича)
(Приложение 3) (Демонстрируется видеоролик)
(В ходе анализа стихотворения обучающиеся обращаются к следующим терминам и понятиям: метафора, символ, сюжет, идея, лирический герой, аллитерация, внутренний монолог, стихотворный размер, виды строф и др.
Также в групповой работе обучающиеся должны составить и записать в таблицы “тонкие” вопросы, т.е. те, на которые можно дать однозначный ответ) и “толстые”, на которые следует давать развернутый ответ).
Отчеты групп: составление кластеров у доски, комментарии.
Схема
— Теперь мы можем сформулировать тему и идею текста.
(Лирический герой возвращается в любимый Петербург, в котором было тепло и уютно, но город уже стал Ленинградом, в котором жить страшно и одиноко. Стихотворение построено на контрасте прошлого и настоящего.
Прошлое – это детство, друзья, культура, уют, Петербург.
Настоящее – гибель друзей, культуры, самого лирического героя, Ленинград.
“Ленинград” — символ жизни, в которой нет места лирическому герою.
Заполнение таблиц
“Тонкие вопросы” | “Толстые вопросы” |
6. Заключение
У О. Мандельштама есть стихотворение “Нашедший подкову”.
О чем думал поэт, когда писал его?
О человеческом счастье, которое так хрупко и недолговечно?
О поэтическом таланте, которым одарила его природа? Или о том и другом одновременно.
“Нашедший подкову” сдувает с неё пыль и растирает её шерстью, пока она не заблестит.
“Нашедший подкову” “вешает её на пороге”.
У Мандельштама была такая “подкова” — это необыкновенной силы поэтический талант, были стихи, которые А.Ахматова назвала “божественной гармонией”, и все же … Подкова не принесла ему счастья. Не сохранила, не сберегла.
Но и сейчас имя Мандельштама приковывает наше внимание не только как поэт, но и как человек, который не признавал компромиссов и не шел на сделку с собственной совестью.
7. Рефлексия
(Перед учащимися листочки разных цветов: неяркие- бледно-голубой, бледно- зелёный, светло- желтый, а также яркие – желтый, оранжевый, розовый, приглушенно-красный, ярко-красный, синий, зелёный. Выбор цвета листочка позволит определить степень погружения в материал: чем ярче цвет, тем степень погружения глубже).
Интерпретация стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
“Вверх по лестнице смыслов”.
- Внешний сюжет текста.
- Природа и человек.
- Мир и человек.
- Человек.
8. Подведение итогов урока, выставление оценок.
9. Комментирование домашнего задания:
1. Выучить стихотворение
2. Написать сочинения:
- Анализ стихотворения «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…»
- Тема Петербурга – Ленинграда в стихах поэтов Серебряного века.
19.05.2015
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai