| / Краткие содержания / Древнерусская литература / Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова / Вариант 2 Краткое изложение основных эпизодов. Начинается произведение зачином, в котором автор призывает начать песню «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна» — то есть в соответствии с рельными событиями. Боян (древний русский певец-сказитель), когда слагал песню, то «растекался белкой по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками», то есть давал волю фантазии. Автор предлагает послушать повесть о князе Игоре, который повел «храбрые полки» «на землю Половецкую за землю Русскую». Святославу в Киеве в момент поражения его сыновей снится «худой сон». В котором ему подносят отравленное питье, каркают вороны, ползают змеи и прочее. Бояре отвечают, что Всеволоду и Игорю, «двум соколам», «крылышки подрезали саблями половецкими, да и самих опутали путом железным». Святослав говорит «золотое слово», в котором сетует на то, что Игорь и Всеволод не ко времени пошли на половцев, так как остальные князья «себе волости расхитили – по Роси, по Суле города поделили» и не захотели им помогать. Святослав вспоминает о временах Рюрика, Владимира, о доблести предков, призывает князей отомстить за кровь Игоря, «половцам заградить ворота своими острыми стрелами». Игорь в плену. В одну из ночей он бежит из половецкого плена. Ханы Гза и Кончак бросаются в погоню, но не настигают беглеца, так как и реки, и птицы указывают ему путь «в родное гнездо». Заканчивает автор повесть здравицей в честь Игоря и других князей. Добавил: Sitonia / Краткие содержания / Древнерусская литература / Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова / Вариант 2 | Смотрите также по произведению «Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова»: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru
Слово о полку Игореве » Готовые Домашние Задания
СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ
«Слово о полку Игореве» представляет собой один из самых значительных памятников русской литературы Киевской поры.
Автор произведения неизвестен. «Слово» было издано в 1800 г. А. И. Мусиным-Пушкиным.
Произведение начинается с зачина. В зачине автор призывает начать песню «по былинам сего времени, а не по замышлению Бояна».
Это значит, что в «Слове о полку Игореве» нет вымысла, все основано на реальных исторических событиях.
Когда Боян, т. е. древнерусский сказитель, слагал песню, то давал волю своей фантазии:
Тот Боян, исполнен дивных сил, Приступая к вещему напеву,
Серым волком по полю кружил,
Как орел, под облаком парил,
Растекался мыслию по древу.
Автор предлагает слушателям повесть о князе Игоре, который вел своих воинов «на землю Половецкую за землю Русскую».
Игорь собирает свою дружину, но видит солнечное затмение, которое покрывает все войско. Невзирая на дурное предзнаменование, Игорь призывает идти к Дону и сражаться с половцами, так как
Лучше быть убиту от мечей,
Чем от рук поганых полонену!
Дружина Игоря продолжает свой поход. Но дурные предзнаменования являются на протяжении всего пути войска Игоря:
А беда несется вслед за ним:
Птицы, поднимаясь над дубами,
Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают,
Крик орлов доносится из мглы —
Знать, на кости русские скликают.
Русские воины переходят Дон и готовятся к сражению. Рано утром в пятницу войска Игоря разбивают половецкие полки, захватывают «половецких дев», богатую добычу:
…Золота без счета,
Груду аксамитов и шелков,
Вымостили топкие болота Япанчами красными врагов.
Войско Игоря разбивает лагерь в поле. В это время половцы собирают силы. Под предводительством хана Кончака они нападают на русских. Воины Игоря сражаются отважно. Особенно отличился в бою брат Игоря Всеволод. Автор вспоминает о прежних битвах времен князя Олега. В этих битвах русские воины прославились. Но затем наступили времена междоусобных войн, в которых русские убивали русских. Война между «братиями» приводила к тому, что, пока они воевали между собой, их земли становились легкой добычей для «поганых».
И кует крамолу брат на брата.
А враги на Русь несутся тучей,
И повсюду бедствие и горе.
Автор призывает русских князей к объединению в борьбе против одного неприятеля. Войска Игоря сражаются с половцами «с утра до вечера» три дня. На третий день «пред полуднем пали знамена Игоревы». Автор говорит о том, что именно Игорь и Всеволод попытались дать отпор общему для всех князей Руси врагу, в то время когда остальные занимались усобицей.
Здесь братья явились продолжателями дела своего отца Святослава, который много раз бился с войсками половцев.
В то время, когда войска братьев терпят поражение, Святославу в Киеве снится плохой сон. Во сне он видит, что ему подносят отравленное питье, покрывают его, лежащего на кровати, черной «пеленою», каркают вороны и проч. Бояре, которым рассказал Святослав свой сон, говорят, что сновидение, видимо, означает, что оба его сына попали в беду.
Святослав говорит свое «золотое слово». В нем отец сетует на то, что его сыновья не ко времени пошли воевать с врагами, так как не захотели им помогать другие князья. Святослав вспоминает о доблести предков, о временах Рюрика и Владимира. Он призывает русских князей отомстить за поражение войска Игоря:
Встаньте, государи, в злат-стремень За обиду в этот черный день,
За Русскую землю,
За Игоревы раны —Удалого сына Святославича!
Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на одной из башен кремля. В своем плаче она обращается к великому Днепру, к солнцу с просьбой
оберегать ее мужа и вернуть его ей живым и невредимым.
Но рано скорбит Ярославна о муже.
Игорь в плену. Темной ночью он совершает побег. За ним погоня — ханы Кончак и Гза преследуют беглеца, но безуспешно.
Природа — реки, птицы — помогает Игорю достигнуть родной земли.
Автор заканчивает повествование здравицей в честь Игоря и других князей.
Подобные записи
vip-gdz.ru
Слово о полку Игореве, 2 часть – краткое содержание
В то время когда Игорь был разбит половцами, великий князь Святослав в Киеве видел смутный сон. Видел, будто его, лежащего на кровати, покрывали черным покрывалом, поили его синим вином, смешанным с «трудом»[1], сыпали на него крупный жемчуг; видел он, что терем его златоверхий стоит без своих резных украшений.
Сказание про Игорев поход. Мультфильм 1972 г.
Князья и бояре говорят Святославу, что его сон предвещает погибель войска Игоря. Святослав со слезами восклицает: «О, мои сыновья, Игорь и Всеволод! Что вы сделали моей серебряной седине!»
После этого автор «Слова» обращается с воззванием ко всем князьям русским, призывая их отмстить за поражение Игоря, отомстить «за обиду сего времени, за землю Рускую, за раны Игоревы, буего Святъславича».
Автор взывает к князю Всеволоду Суздальскому, к знаменитому Ярославу Осмомыслу Галицкому, и ко многим другим удельным князьям: Рюрику и Давыду Смоленским, Роману и Мстиславу Волынским, Ингварю и Всеволоду и к «трем Мстиславичам». Удивительное сознание национального единства и глубокий патриотизм чувствуется в произведении этого неизвестного дружинника, автора «Слова». Несмотря на разделение Руси на уделы и постоянные княжеские междоусобия, он чувствует Русь, как единое целое, и зовет всех князей отомстить половцам за обиду, нанесенную русской земле.
См. Слово о полку Игореве, вступление – краткое содержание, Слово о полку Игореве, 1 часть – краткое содержание, Слово о полку Игореве, 3 часть – краткое содержание, Плач Ярославны на древнерусском с переводом, а также полный текст «Слова», его анализ, краткое содержание целиком и статьи Поход князя Игоря на половцев, Язычество и христианство в Слове о полку Игореве.
[1] Некоторые авторы переводят здесь «труд» словом «отрава» (вино, смешанное с отравой).
rushist.com
Краткое содержание «Слово о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве» — самый значительный памятник древней русской литературы, написанный неизвестным автором, обладавшим большим художественным даром, политической трезвостью и сильным патриотическим чувством.
Драматична судьба этого произведения. Оно было найдено случайно и в одном экземпляре в XVIII веке графом А. И. Мусиным-Пушкиным и утрачено в московском пожаре 1812 года. В качестве первоисточника для суждения о тексте памятника мы располагаем первым изданием его и копией, сделанной для Екатерины II и впервые опубликованной в 1864 году академиком П. П. Пекарским.
* * *
Не пристало ли нам, братья,
начать старыми словами
печальные повести о походе Игоревом,
Игоря Святославича?
… былинам нашего времени,
а не замышлению Бояна.
Боян же, братья…
но свои вещие персты
на живые струны воскладал;
они же сами князьям славу рокотали.
Автор предлагает начать повесть о князе Игоре,
… который скрепил ум силою своею
и поострил сердце свое мужеством;
исполнившись ратного духа,
навел свои храбрые полки
на землю Половецкую
за землю Русскую.
Игорь понимает дурные предзнаменования, но, несмотря на это, призывает войско к героизму:
Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть…
Войско идет, сопровождаемое зловещим вниманием хищников, следующих по пятам за войском и ждущих добычи на полях сражений. Хищные птицы то отстают, то обгоняют полки.
Волки прячутся по оврагам. Люди и ожидающие их гибели звери идут вместе все дальше на юг.
Русичи великие поля червлеными щитами перегородили, ища себе чести, а князю — славы.
Спозаранок в пятницу
потоптали они поганые полки половецкие…
дремлет в поле Олегово храброе гнездо, далеко залетело!
Первая битва выиграна, взята богатая добыча.
На другой день спозаранок
кровавые зори свет возвещают:
черные тучи идут,
хотят прикрыть четыре солнца,
а в них трепещут синие молнии.
Быть грому великому,
пойти дождю стрелами с Дона великого!
половцы идут от Дона и от моря,
и со всех сторон русские полки обступили.
В битве отличился брат Игоря — князь черниговский Всеволод. Автор сетует на княжеские раздоры, которые гибельны для Руси. Но вот начинается вторая битва.
Бился день, бился другой;
на третий день к полудню пали стяги Игоревы.
тут кровавого вина недостало;
тут пир закончили храбрые русичи:
сватов напоили, а сами полегли
за землю Русскую.
Никнет трава от жалости,
а дерево с тоскою к земле приклонилось.
И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей.
Тут Игорь-князь пересел из седла злата в седло рабское.
В день, когда князья бились с половцами, князь Святослав киевский увидел дурной сон.
Бояре сообщают князю о гибели дружины.
Святослав произносит «золотое слово», обращаясь к князьям. Он говорит, что они выступили в поход, когда другие князья ссорятся и втягивают Русь в междоусобные войны.
Ярослава все внуки и Всеслава! Склоните стяги свои,
вложите в ножны свои мечи поврежденные,
ибо лишились вы славы дедов.
Вы ведь своими крамолами
начали наводить поганых
на землю Русскую,
на богатства Всеслава.
Из-за усобицы ведь настало насилие
от земли Половецкой!
О, стонать Русской земле, вспоминая первые
времена и первых князей! Того старого Владимира
нельзя было пригвоздить к горам киевским:
теперь же встали стяги Рюриковы, а другие
— Давыдовы, но врозь у них полотнища развеваются. Копья покт!
Ярославна, жена Игоря, плачет в Путивле на крепостном валу, она обращается к ветру, к Днепру, к солнцу, чтобы те помогли ее любимому.
Прыснуло море в полуночи, идут смерчи
тучами. Игорю-князю Бог путь указывает из
земли Половецкой в землю Русскую,
к отчему златому столу.
Князь Игорь бежит. Половецкие князья Гзак и Кончак едут по его следу.
Природа помогает князю Игорю, но не известно, что будет с его сыном, который остался в плену. Заканчивается «Слово» здравицей в честь Игоря и других князей.
Здравы будьте, князья и дружина,
борясь за христиан
против нашествий поганых!
lit-helper.com
краткое содержание Слово о полку Игореве
Произведение начинается с обращения к певцу древности Бояну.
Повесть разворачивается от Владимира Мономаха до Игоря.
Игорь задумал в одиночку, с немногими родственниками, вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря.
Когда Игорь собрался в поход, случилось затмение солнца, но Игорь не предал этому значения и отправился в поход. Природа всячески препятствовала князю, как и половцы, которые побежали наперерез Игорю к Дону. Но русские полки победили половцев и взяли, как трофей, половецких красавиц, золото и еще много чего другого.
Половцы собрали свои основные силы и под предводительством ханов Гзака и Кончака, они обступили русские полки на реке Каям, и началась первая битва. Храбрее всех в этой бойне показал себя брат Игоря Буй-Тур Всеволод. Сам Игорь попал в плен.
Полк Игоря разгромлен. Все считали, что это сам князь виноват, и что именно Игорь погубил то, что добился его отец Святослав Ольгович.
Киевскому князю Святославу снится сон: одевают его черным покрывалом на кровати тисовой, черпали синее вино, с горем смешанное, сыпали пустыми колчанами крупный жемчуг на грудь. Тогда вечером рассказали о поражении Игоря.
Святослав начал винить Игоря и Всеволода за их поспешную битву с половцами. Тогда Святослав решил искать помощи у князей русской земли. Ведь великий князь Всеволод может Волгу веслами раскроить, а Дон шлемами вычерпать.
Множество русских, волынских и полоцких князей, собрались, чтоб отомстить за русскую землю и за раны Игоря. И только Изяслав Василькович смог противостоять Литовским войнам, а сама погиб.
Святослав пытался прекратить вражду между потомками Ярослава Мудрого и Всеслава Полоцкого.
Всеслав был стойким князем. О нем говориться, что скакал за одну ночь от Полоцка до Киева, от Белгорода до Новгорода. Автор называет его князь-колдун.
Жену Игоря называют Ярославна. Она плачет в Путивле по Игорю. И делает это так громко, что плач слышится на Дунае. Она просит Днепр-Славутич, чтоб тот вернул ей ее любимого.
В это время Игорю Бог показывает дорогу из половецкой земли на русскую. В пути Игорь поскакал на свист половчанина Оврула. Тогда он побежал к Донцу, и сказал ему Донец: «Княже Игорь! Немало тебе величия, а Кончаку нелюбия, а русской земле веселия!». Игорь ему отвечал тем же и еще вспомнил о князе Ростиславе и его, теперь, плачущей матери.
Гзак и Кончак побежали за Игорем. Они говорили друг другу о сыне Игоря Владимире. Они хотели его расстрелять или опутать красивой девушкой. Но Гзак второй вариант отвергал, боясь последствий.
Игорь все-таки добрался до Русской земли. На Дунае стоит девичий голос, который развивается о Киева.
Возвращению Игоря рады все. Слава Игорю Святославовичу, Бую-туру Всеволоду, Владимиру Игоревичу. Князьям слава и дружине.
kratkiy-pereskaz.ru
«Слово о полку Игореве»: краткое содержание по главам
В 12-м веке неизвестным автором было создано «Слово о полку Игореве». Краткое содержание этого произведения предлагаем вашему вниманию.
Князь Игорь возглавляет поход северских князей. Он наблюдает за солнечным затмением, произошедшим 1 мая 1185 года и предвещающим поражение, но все равно решает сражаться до конца и отправляется со своей дружиной в путь. С самого начала похода полк Игоря преследуют плохие предзнаменования. Дружина должна была выйти к морю, в глубь степей, к Корсуню, Сурожу и Тмуторокани, о чем пишет автор повести «Слово о полку Игореве». Краткое содержание по частям этого произведения, как и сама повесть, начинается следующими событиями.
Предзнаменования
Автор упоминает о предзнаменованиях лишь кратко, описывая их в картинах: вой зверей в ночи, клик Дива, скрип телег половцев, скрывающихся от русской дружины. Только ночь остается до предстоящей первой битвы. Она заканчивается успешно, войско получает богатую добычу и располагается для того, чтобы отдохнуть, в поле. Дружина Игоря засыпает…
Суровые битвы
Продолжаем рассказывать о произведении «Слово о полку Игореве». Краткое содержание говорит о следующих событиях. Происходят суровые битвы с половцами с пятницы по воскресенье, которые совпадают с описанием их в Ипатьевской летописи. Храбрость русского народа изображается в единоборстве князя Всеволода. Он, будто герой Илиады, сверкает золотым шлемом и рассекает ненавистных врагов. Всеволод не думает ни о чести княжеских столов, ни о своем «животе» (жизни), ни о Чернигове, ни о красавице Глебовне. Таковы в повести «Слово о полку Игореве» князья. Но храбрость этого воина тщетна в битве на Каяле-реке, ставшей роковой для русской дружины.
Походы Олега Святославича
Автор повести «Слово о полку Игореве», краткое содержание по главам которой представлено в этой статье, продолжает рассказывать нам о дальнейших событиях. Походы Олега Святославича, предка Игоря, переименованного последним в Гориславовича, вызывают грустные и тяжелые воспоминания у повествователя. В княжеских междоусобицах гибли люди и князья. Проносились стрелы, был слышен звон мечей, а над полями кружили галки и вороны.
При виде в Киеве св. Софии автор мысленно переносится к Каяле, где уже третий день идет сражение. Игорь поворачивает полки, чтобы освободить из плена Всеволода, своего брата. Но было уже поздно — на берегу Каялы полегли храбрые воины. Возможно, это название является нарицательным от половецкого Каигы, Кайгу (название горестного места), или же это Кальмиус, Кагальник, Кальчик. Полк Игоря разбит.
«Золотое слово» Святослава
Это важная часть произведения «Слово о полку Игореве». Краткое содержание его будет описано чуть ниже. Повествование продолжают плачи по погибшим, говорится о дальнейшем наступлении половцев на землю Русскую, вспоминаются усобицы. Автор считает, что причина нынешних стонов Киева, его печали и напасти половцев — неблагоразумие князей, их междоусобная рознь, претензии на чужое.
Место действия теперь переносится в Киев. Венецианцы, немцы, греки и мораване рады удачам князя Святослава и сопереживают несчастью, постигшему Игоря. Святославу снится сон, а затем следует его толкование боярами. После этого речь идет о знаменитом «золотом слове» князя Святослава. Во сне он видит странное и, как говорит автор, испорченное место. Великому князю снилось, что в «тереме златоверхом» треснула балка, закаркали вороны и полетели к морю с Оболони. Князя начали готовить к погребению, а затем оплакивать.
Ответ бояр
Этот зловещий сон бояре истолковали Святославу. Они сказали, что два сокола вылетели из «золотого стола отцовского», их захватили в путины и «припешали» птицам крылья. Под ними подразумеваются четыре плененных русских князя: Всеволод, Игорь, Святослав и Олег. Речь бояр постепенно переходит в образный плач.
Тогда Святослав изрекает «золотое слово», где упрекает Игоря и Всеволода в самонадеянности. Ему хочется отомстить за свое гнездо, однако он уже знает, как под половецкими саблями стонет Владимир Глебович.
Обращение к князьям
Затем не то автор, не то Святослав призывает силы всей Руси и князей: Всеволода и Глебовичей, Давида и Рюрика, Ростиславичей, Ярослава Осмомысла и Мстислава с Романом. Все вышеперечисленные — бравые воины. Ярослав Черниговский побеждает со степняками полки одним кликом. Князь Всеволод может раскропить Волгу веслами, а шеломами вычерпать Дон. Рюрик и Давид ни крови, ни ран не боятся.
Затем, после упоминания полоцких князей, являющихся потомками Всеслава Вещего, повествователь переходит к их предку — Всеславу. Он показан в действиях под Новгородом и Киевом. В Киеве ему слышится, как звонят колокола св. Софии. Герой вспоминает крепкую когда-то связь с Владимиром, во времена, когда не было розни между князьями. Это указывается автором для призыва к отмщению за обиду Игоря.
Возвращение Игоря
Далее следует возвращение великого князя. Пребывание его в плену не описывается вообще. Автор ни словом не вспоминает и о других князьях, которые были в плену, а также о действиях половцев. Важнейшим действующим лицом остается по-прежнему Игорь. Важное место отводится также его жене — Ярославне, которая оплакивает ранения своего мужа и поражение русской дружины, предчувствуя их скорое возвращение.
Плач Ярославны
Этот эпизод по праву считается одним из самых лирических мотивов произведения. На городском забрале, в городе Путивле (находящемся недалеко от Курска), на рассвете Ярославна оплакивает мужа. Она обращается к стихиям: Днепру-Словутичу, ветру, солнцу. Днепр может лишь отнести к морю ее слезы, ветер — развеять по ковылю ее радость, а солнце — стянуть луки жаждою русичам в безводном поле, сделав их не в состоянии натянуть лук.
Бегство Игоря из плена
Подходит к концу произведение «Слово о полку Игореве». Краткое содержание для читательского дневника вы можете составить на основе данной статьи, включив в нее цитаты из повести.
Дальнейшие события следующие. В летописи об Игоре говорится, что бог не оставил праведника в руках грешников. А в «Слове» повествуется о его побеге. Автор детально описывает, с какой ловкостью выбирался этот князь, как преодолевал степи, прячась и добывая себе пищу охотой, как переплывал через Дон.
Неизвестному автору вспоминается песня о смерти Ростислава, брата князя Владимира Мономаха, которая произошла на сто лет раньше, чем Игорь отправился в свой поход. Кончак с Гзаком пытались поймать беглеца, но вынуждены были примириться с побегом, начали даже рассчитывать на него, как на знакомого, который может оказаться при случае близким и по языку, и по обычаям, и по браку степнякам. Но они ошиблись — Игорь верен Русской земле. Автор быстро переносит героя в Киев, на радость людям.
Заканчивается «Слово о полку Игореве», краткое содержание которого было представлено выше, словом к русским князьям, может быть, все еще пленным, а также к его погибшей бравой дружине.
Произведение это, бесспорно, очень важно для истории нашей страны и дальнейшего развития русской литературы. Но не только писатели и поэты обращались в своем творчестве к произведению, которому посвящена данная статья (его краткое содержание). Опера «Слово о полку Игореве» была создана великим композитором Бородиным и отражает все особенности музыкальности и ритмичности этой повести.
fb.ru
«Слово о полку Игореве»: анализ. «Слово о полку Игореве»: краткое содержание
«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, написанный в 12-м веке. Чтение этого произведения по-прежнему позитивно влияет на людей, открывает перед ними новые горизонты.
«Слово о полку Игореве». История произведения
«Слово о полку Игореве» представляет собой литературный шедевр, произведение, созданное в Древней Руси. Это произведение было написано ближе к началу двенадцатого века, а в 1795 году было найдено графом Алексеем Ивановичем Мусиным-Пушкиным. В 1800 году оно было напечатано. Подлинник «Слова» исчез на пожаре в 1812 году, во время Великой Отечественной войны русского народа с французами.
Краткое содержание произведения
Анализ «Слово о полку Игореве» показывает, что данное произведение имеет композицию, вполне типичную для творений древнерусской литературы. В его составе есть зачин и основная часть, а также здравица.
Зачин представляет собой приветствие автора читателям, а также немного раскрывает мнение автора о тех событиях, которые он будет описывать. Автор хочет рассказать все о походе князя Игоря честно, без утайки, без лишних домыслов. Образцом для него служит знаменитый артист Боян, который всегда не только следовал старинным былинам, но и поэтически воспевал современных ему князей.
Анализ «Слово о полку Игореве» кратко показывает, что автор очертил хронологические границы повествования таким образом: он рассказывает о жизни Владимира Святославича Киевского, а потом плавно переходит к описанию жизни князя Игоря Святославича.
Сюжет произведения
Русское войско отправляется на борьбу с грозным противником — половцами. Перед началом похода солнце закрывает небо, начинается солнечное затмение. Любой другой житель Древней Руси пришел бы в ужас и отказался бы от своих планов, но князь Игорь не такой. Он со своим войском все равно отправляется вперед. Это произошло первого мая 1185 года. Намерения Игоря поддерживает его брат, Буй Тур Всеволод.
Пройдя определенный промежуток пути, Игорь встречает засаду половцев. Их количество намного превышает число русских людей. Но русские все равно начинают бой.
Игорь и Буй тур Всеволод одерживают победу в первой битве над половцами. Довольные, они позволяют себе расслабиться. Но они не видят и не ощущают, что их силы иссякли, а количество половецких войск по-прежнему превышает количество русских многократно. На следующий день половецкие войска набрасываются на русское войско и одолевают его. Многие русские воины убиты, князя Игоря берут в плен.
По всей русской земле идет плач по убитым, а половцы, победившие в битве, торжествуют. Победа половцев над войском Игоря причинила Русской земле немало несчастий. Многие воины были убиты, а половцы продолжили дальше грабить Русскую землю.
Святослав Киевский
Анализ «Слово о полку Игореве», сочинение которого приписывают неизвестному автору, рассказывает о странном сне Святослава Киевского, в котором он увидел себя на заупокойной тризне. И его сон сбылся.
Когда Святослав узнал о разгроме русских войск, то он впал в скорбь. Князь Игорь попал в плен. Он жил под надзором половцев, но однажды один из них, Лавр, предложил ему скрыться. Это было связано с тем, что половцы решили перебить всех русских пленных. Игорь согласился бежать. Под покровом ночи он оседлал лошадь и тайно проехал через половецкий лагерь.
Он пробирался до реки Донец одиннадцать дней, а половцы преследовали его. В итоге Игорю удалось добраться до Русской земли. В Киеве и в Чернигове его встретили с радостью. Заканчивается «Слово» красивым поэтическим парафразом в адрес князя Игоря и его дружины.
Персонажи «Слова о полку Игореве»
Главным персонажем «Слова о полку Игореве» является, конечно, князь Игорь Святославич. Это выдающийся полководец, для которого главное – победить врага и защитить Русскую землю. Вместе с братом и со своим победоносным войском он готов на все для славы Родины.
Кстати, если искать анализ «Слово о полку игореве», 9 класс, то можно найти его в библиотеках наших школ.
Игорь Святославич допускает ошибку, из-за которой его войско оказывается разгромленным, русские жены остаются вдовами, а дети – сиротами.
Киевский князь Святослав — это человек, который хочет мира и покоя для Руси, он осуждает Игоря и его брата Всеволода за поспешность в принятии решений и за ту печаль, которую они принесли Русской земле. Святослав выступает за объединение князей, за их совместное выступление против половцев.
Образ Ярославны в произведении
Ярославна – жена Игоря – является центральным женским персонажем «Слова о полку Игореве». Если проводить анализ «Слово о полку Игореве», плач Ярославны окажется самой выразительной частью во всем произведении. Ярославна плачет на самой высокой оборонной башне Путивля (этот город находился ближе к половецкой степи). Она говорит с природными стихиями. Силой ее слова они получают воодушевленность. Она упрекает ветер в том, что он развеял по ковылю ее веселье, обращается к Днепру и солнцу.
Анализ «Слово о полку Игореве», краткое содержание которого вы можете почитать в статьях исследователей-лингвистов, показывает, что Ярославна вызывала у последующих поколений гораздо больший интерес, чем сам главный герой произведения, а ее Плач переводился на многие языки. Автор «Слова» считает, что Плач Ярославны оказал воздействие на природные силы, и поэтому Игорю Святославичу удалось бежать из плена. Самое знаменитое воплощение образа Ярославны — в опере А. Б. Бородина «Князь Игорь» (писалась с 1869 по 1887 год).
Половцы в «Слове о полку Игореве»
Главными противниками князя Игоря и русского войска в произведении являются половцы. Это жители поля, то есть бескрайней степи, Русской равнины.
Отношения русских людей с половцами были разными, они могли дружить, могли враждовать. К 12-му веку их отношения становятся враждебными. Если провести анализ «Слова о полку Игореве», золотое слово Святослава предостерегает Игоря от дружбы с половцами. Но его отношения с половцами остаются в целом не такими уж плохими. Согласно историческим исследованиям, Игорь Святославич имел хорошие отношения с половецкими ханами Кобяком и Кончаком. Его сын даже женился на дочери Кончака.
Жестокость половцев, которую подчеркивали все последующие историки, была не большей, чем требовали обычаи того времени. Князь Игорь, находясь в плену у половцев, мог даже исповедоваться в христианской церкви. К тому же взаимодействие русских с половцами принесло пользу и русскому народу, который не попал под влияние католической церкви. Кроме того, русские товары продавались на половецких рынках, например, в Трапезунде и в Дербенте.
Исторический фон «Слова о полку Игореве»
Анализ «Слово о полку игореве» показывает, что это произведение создавалось в те годы, когда Русь была разделена на отдельные части.
Значение Киева как центра Русской земли к тому времени почти исчезает. Русские княжества становятся отдельными государствами, и обособление их земель закрепляется на Любечском съезде в 1097 году.
Договор, заключенный между князьями на съезде, был нарушен, все крупные города стали стремиться к самостоятельности. Но немногие замечали, что Русь нуждается в защите, что враги уже подходят со всех сторон. Поднялись половцы и стали воевать с русскими людьми.
В середине 11-го века они уже представляли собой серьезную опасность. «Слово о полку Игореве», анализ которого мы пытаемся провести, представляет собой рассказ о трагическом столкновении русских и половцев.
Русские не могли эффективно противостоять половцам по той причине, что никак не могли договориться с ними. Постоянные дрязги ослабляли мощь некогда великого Русского государства. Да, в это время на Руси происходил экономический подъем, но он нивелировался из-за того, что связи между различными хозяйствами были слабые.
В это время происходит постепенное налаживание контактов между русскими людьми. Русь скоро готовится объединиться в одно целое, но в это время слишком много проблемных факторов.
Автор этого произведения пишет не только о военных действиях русских против половцев. Его восхищает красота родных степей и лесов, живописность родной природы. Если провести анализ «Слово о полку Игореве», природа в нем играет одну из главных ролей. Она помогает князю Игорю бежать из плена и вернуться в пределы Руси. Ветер, солнце и река Днепр становятся его главными союзниками на пути из половецкого царства домой.
Подлинность «Слова о полку Игореве»
Практически сразу после того, как «Слово о полку Игореве» было напечатано, стали появляться сомнения в его подлинности. Поскольку рукопись этого произведения сгорела на пожаре в 1812 году, то для анализа и изучения остались только первое печатное издание и рукописная копия.
Исследователи сомневались в том, что произведение это подлинное, по разным причинам. Дело в том, что так и не удалось выяснить личность автора, во-вторых, на фоне остальных произведений той эпохи «Слово» было очень красивым, казалось нереальным, что в 12-м веке можно было такое написать.
В 1963 году видный исторический деятель А. А. Зимин предположил, проведя анализ «Слово о полку Игореве», золотое слово Святослава в котором казалось ему подозрительным, что произведение в 18-м веке написал Иоиль Быковский, бывший тогда архимандритом Спасо-Ярославского монастыря.
Но вскоре появились новые доказательства подлинности «Слова о полку Игореве». Неопровержимым доказательством этого стал «Codex Cumanicus», словарь половецкого языка, который был составлен в конце 13-го века. Его купил как-то великий итальянский поэт Франческо Петрарка. Известно, что в «Слове» часто встречаются заимствования из половецкого языка, то есть, половецкие слова. Эти же слова можно найти и в Codex Cumanicus. Достоверно известно, что половецкий народ как таковой перестал существовать уже в Средние века. Поэтому и фальсификации в этом случае не может быть. Уже в восемнадцатом веке никто на Руси половецкую речь не знал, поэтому и вставить половецкие слова в текст произведения не мог.
Анализ «Слово о полку Игореве», золотое слово о котором некогда сказал академик Лихачев, с помощью Codex Cumanicus принес неоценимый вклад в исследование русской литературы. Подделать Codex Cumanicus тоже было невозможно: дело в том, что этот словарь был завещан Петраркой в 1362 году собору Сан-Марко в Венеции, где он и хранился до 1828 года. В этом году немецкий востоковед Юлиус Генрих Клапрот нашел эту книгу и опубликовал. А во второй половине девятнадцатого века с Codex Cumanicus ознакомились русские востоковеды.
Место написания «Слово о полку Игореве»
Анализ «Слово о полку Игореве» говорит о том, что это произведение наполнено любовью к Русской земле и ее народу. Место написания этого произведения – это, скорее всего, Новгород. И создавал его новгородец. Об этом можно судить по диалектным словечкам, которые попадаются в «Слове», и которые тогда употребляли в Новгороде. Это такие слова, как «карна, Осмомысл, харалужный, Гореславич».
«Слово о полку Игореве» — анализ этого произведения явно указывает на то, что автор родом из Новгорода. Он упоминает город Дудутки, который тогда находился вблизи Новгорода. Денежные единицы, которые упоминает анализ «Слово о полку Игореве», ногата и резана, исследователи находят только в одной из древнейших летописей – в Новгородской. В Ипатьевской и Лаврентьевской летописях таких слов нет. Отчества Гореславич и Осмомысл, упоминаемые в «Слове о полку Игореве», тоже были найдены исследователями в новгородских рукописях и берестяных грамотах.
Северное происхождение автора «Слова» подтверждается и тем, что в сочинении упомянуто северное сияние. С его помощью Бог показал князю Игорю, как добираться домой из плена. Вероятно, автор «Слова» бывал за Полярным кругом и видел там северное сияние.
Изучение «Слова о полку Игореве»
«Слово о полку Игореве», анализ которого очень интересен для всех читателей этого литературного произведения, проводится с конца восемнадцатого века, то есть, с того времени, когда рукопись была найдена графом Мусиным-Пушкиным. Сначала со «Словом» было трудно работать. Во-первых, его надо было перевести. Во-вторых, нужно было истолковать все непонятные места, все трудные метафоры. Особенно много выдающихся ученых занимались изучением «Слова» в советское время, среди них — академик А. Лихачев и О. Творогов. Они стремились восстановить первоначальный вариант «Слова» и дать ему правильную интерпретацию.
Изучение «слова о полку Игореве» в школе
«Слово о полку Игореве» уже давно изучается в средней школе и в вузах. Его изучением занимаются 7, 8, 9 классы. Для лучшего изучения произведения используются разные средства, в том числе и диск, на котором запечатлен сюжет древнерусского произведения. На изучении «Слова» специализируется Ярославский музей-заповедник, и у школьников есть возможность ознакомиться с различными материалами, связанными с этой темой.
Загадки произведения
Несмотря на то, что «Слово о полку Игореве» изучалось тщательно и долго, в тексте произведения по-прежнему исследователям понятно далеко не все.
Анализ «Слова о полку Игореве», природа которого так до конца и не объяснена, по-прежнему показывает, что еще нужно исследовать многое. Так, непонятно, писал ли автор «Слова» об обычных животных, или имелись в виду половцы, которые имели названия животных-предков. До сих пор неясно, почему князь Игорь посетил Пирогощую церковь в Киеве. Все эти загадки по-прежнему ждут своих исследователей.
fb.ru