Храмы при петре 1 – Как Петр I лишил православную церковь патриаршества и превратил её в государственный институт, контролируемый офицером? | Культура

Содержание

Церковь при Петре I

Удобная навигация по статье:

Положение церкви при императоре Петре I

Церковные преобразования Петра I

Современные историки утверждают, что рассматривая особенности петровской церковной реформы, стоит учитывать не только период правления самого Петра и его отношение с Церковью, но и аналогичный предыдущий опыт прошлых русских царей.

Прежде всего, стоит выделить конфликт между патриаршей и царской властью, развивающийся практически на протяжении всего семнадцатого века, в котором одной из ключевых фигур выступал отец Петра Великого царь Алексей Михайлович. Данный конфликт имел весьма понятные глубокие причины. Ведь именно в семнадцатом веке российское государство начало превращаться из сословной монархии в так называемую абсолютную монархию.

При этом, абсолютный монарх опирался в своей политике на профессиональных чиновников, которые могли быть не связаны с официальными сословными группами, а также на регулярную армию. Необходимо отметить, что данный процесс превращения страны в державу абсолютистского типа в тот исторический период проходил на всей территории Европы и обязательным обстоятельством такого превращения был конфликт государства с Церковью, имевший иногда тяжёлые кровавые (для представителей духовенства) последствия.

Одной из первых попыток лишения духовенства автономности стало Соборное уложение, подписанное в 1649 году царём Алексеем Михайловичем. Согласно ему, государство отобрало у иерархии некоторые судебные функции над гражданами, заселяющими церковные имения. Духовенство расценило этот шаг как начало секуляризации и дальнейшей полной конфискации церковных территорий, что и происходит в итоге в восемнадцатом столетии. Таким образом, именно Соборное уложение являлось основным поводом для конфликта Петра и Церкви в семнадцатом столетии.

Смерть патриарха Адриана. Упразднение патриаршества.

После кончины последнего патриарха семнадцатого века Адриана в 1700 году, русский царь приостанавливает патриаршество на двадцать один год. Однако, спустя год он восстанавливает, упразднённый Монастырский приказ, управлявший ранее церковными имениями со стороны государства и осуществлявший определённые судебные функции над проживающими в церковных имениях людьми. Это подтверждает то, что вначале царя интересовал лишь фискальный аспект и фактический размер доходов Церкви, которые ей приносят епархии и патриаршая область, в частности.

Однако, примерно перед окончанием Северной войны, длившейся как раз двадцать один год, Пётр Первый пробует практиковать новые формы государственно-церковных отношений. Ведь в период военных действий никто не имел представления будет ли выбран новый патриарх. Скорее всего, и сам монарх не знал точный ответ на этот вопрос.

Учреждение Синода

Но спустя год после подписания Ништадского мира Пётр Великий находит человека, который должен был в короткий срок предоставить императору обновлённую схему отношений государства и Церкви. Этим человеком стал Феофана Прокоповича – епископ Нарвский и Псковский. Уложившись в заданное время он представил государю Духовный регламент, согласно которому отныне в России упразднялось патриаршество, а вместо него появлялся новый коллегиальный орган называющийся Святейшим Правительствующим Синодом.

При этом, сам Духовный регламент по своей сути представлял собой не документ и не закон, а публицистическое произведение, обосновывающее и в некой степени оправдывающее обновлённые государственно-церковные отношения в стране.

Синод являлся коллегиальным органом, все члены которого лично назначались императором. При этом, данный орган всецело зависел от воли императора. Вначале планировалось, что состав Синода будет иметь смешанный характер. Так, в него должны были входить епископы, женатые священники (так называемое белое духовенство) и представители монашествующего духовенства. Руководил Синодом президент духовной коллегии . Таким образом, Пётр Первый упразднил патриаршество и оставил русскую Церковь на две сотни лет без надежды вернуть Церковные Соборы.

В 1722 году, всего спустя год после формирования Собора, русский император дополняет его ещё одним важным указом, согласно которому, в Синоде отныне появлялась должность обер-прокурора. Духовенство сразу же насторожила эта новость. Возможно, потому что сам указ государя был сформулирован в довольно общей форме. Из текста документа следовало, что в качестве обер-прокурора должен выступать «офицер трезвого поведения, постоянно следящий за порядком в Синоде». Как видно, из текста было совершенно непонятно, будет ли этот офицер вмешиваться в дела Синода или он должен был следить за общим порядком при разбирательстве дел. Не понимали этого и сами обер-прокуроры.

По этой причине на протяжении всего восемнадцатого века они толковали текст царского указа, согласно собственным склонностям и потребностям. Одни – то и дело вмешивались в дела духовенства, другие же – воспринимали занимаемую должность как почётную пенсию и были далеки от всего происходящего в Синоде.

Таблица: церковная реформа Петра I

Церковная реформа Петра I

 

Таблица-схема: преобразования Петра I в духовной сфере

Духовные преобразования Петра I

 

Видео-лекция: Петр I и церковь. Церковные преобразования.

fox-calculator.ru

Высший церковный орган при Петре 1. Реформы Петра 1 кратко

Петр I остался в истории нашей страны в роли кардинального реформатора, круто повернувшего ход жизни России. В этом амплуа с ним может сравниться только Владимир Ленин или Александр II. За 36 лет самостоятельного правления самодержца государство не только поменяло свой статус с царства на Империю. Изменились все сферы жизни страны. Реформы затронули каждого – от бездомного до дворянина из строящегося Петербурга.

Не осталась в стороне и Церковь. Обладая бесконечным авторитетом среди населения, эта организация отличалась своей консервативностью и неспособностью к переменам и мешала нарастающей власти Петра. Косность и приверженность к традициям священников не помешала императору провести изменения в религиозных кругах. В первую очередь это, конечно, православный синод. Однако было бы ошибочно утверждать, что на этом перемены закончились.

Состояние Церкви накануне реформ

Реформы Петра 1, кратко говоря, были вызваны множеством проблем в обществе. Относилось это и к Церкви. XVII век прошел под знаком постоянных бунтов, в том числе и на религиозной почве. Отец Петра – царь Алексей Михайлович — столкнулся с патриархом Никоном, который провел множество реформ, затрагивающих некоторые христианские обряды. Это вызвало возмущение народа. Многие не желали бросать веру своих отцов и в итоге были обвинены в ереси. Раскольничество существует и поныне, но в XVIII веке эта проблема чувствовалась особенно остро.

Ключевым вопросом стало распределение власти между царем и патриархом. Это касалось, например, монастырских земель и одноименного приказа (то есть министерства), которое пыталось регулировать вопросы управления духовенством. Такое вмешательство светской власти возмущало патриарха, и этот конфликт также оставался открытым на момент восшествия сына Алексея на престол.

Отношение Петра к Церкви

В сущности, во времена Петра 1 в религиозных вопросах продолжалась политика его отца. Точка зрения нового самодержца во многом формировалась под влиянием светского образования, а также священников киевской митрополии, которая была присоединена к московскому патриархату в 1688. К тому же он вел далекую от христианских идеалов жизнь и, кроме того, успел попутешествовать по протестантской Европе, где взаимоотношения с духовенством были организованы по новому лекалу, созданному после Реформации. Так, например, нельзя не отметить, что молодой царь с интересом смотрел на опыт английской короны, где монарх и вовсе считался главой местной Англиканской Церкви.

Высший церковный орган при Петре 1 в начале его правления – патриархат, который все еще обладал большой властью и самостоятельностью. Венценосцу это, безусловно, не нравилось, и он хотел с одной стороны подчинить все высшее духовенство непосредственно себе, а с другой — относился с отвращением к перспективе появления в Москве собственного Папы Римского. Блюститель престола святого Павла вообще не признавал над собой чьей-либо власти. К тому же стремился, например, Никон при Алексее Михайловиче.

Первым шагом молодого царя в отношениях с православным духовенством стал запрет на строительство новых монастырей в Сибири. Указ датирован 1699 годом. Сразу после этого началась Северная война со Швецией, которая постоянно отвлекала Петра от выяснения отношения с Православием.

Создание титула местоблюстителя

Когда в 1700 году умер патриарх Адриан, царь назначил местоблюстителя патриаршего престола. Им стал митрополит рязанский Стефан Яворский. Преемнику Адриана было разрешено заниматься лишь «делами веры». То есть заниматься ересью и богослужением. Все же остальные полномочия патриарха были разделены между приказами. Это касалось в первую очередь хозяйственной деятельности на землях Церкви. Война со Швецией обещала быть долгой, государству требовались ресурсы, и царь не собирался оставлять «попам» лишние средства. Как оказалось позже, это был расчетливый шаг. Скоро приходские колокола начали отправлять на переплавку для новых пушек. Высший церковный орган при Петре 1 не сопротивлялся.

Местоблюститель не имел самостоятельной власти. По всем важным вопросам он должен был советоваться с остальными епископами, а все отчеты посылать непосредственно государю. На время реформы были заморожены.

В то же время усилилось значение монастырского приказа. В частности, ему было поручено взять под контроль древнюю русскую традицию – нищенство. Юродивые и побирающиеся отлавливались и отвозились в приказ. Наказывались и те, кто подавал милостыню, вне зависимости от чина и положения в обществе. Как правило, такой человек получал штраф.

Создание Синода

Наконец, в 1721 году был создан Святейший Правительствующий Синод. По своей сути он стал аналогом Сената Российской Империи, который отвечал за исполнительную власть, будучи высшим органом государства, непосредственно подчиненным императору.

Синод в России подразумевал такие должности, как президент и вице-президент. Хоть они и были вскоре отменены, но подобный шаг как нельзя лучше показывает привычку Петра I использовать практику Табеля о рангах, то есть создавать новые чины, ничего не имеющие общего с прошлыми. Первым президентом стал Стефан Яровский. Ни авторитетом, ни властью он не пользовался. Должность вице-президента выполняла надзорную функцию. Иначе говоря, это был ревизор, который сообщал царю обо всем, что происходило в ведомстве.

Другие должности

Появилась и должность обер-прокурора, который регулировал взаимоотношение новой структуры с обществом, а также имел право голоса и лоббировал интересы короны.

Как и в светских министерствах, в Синоде появились свои духовные фискалы. В их сфере влияния была вся духовная деятельность на территории страны. Они следили за выполнением религиозных норм и т. д.

Как уже отмечалось выше, Синод был создан как аналог Сената, а значит, постоянно с ним контактировал. Звеном между двумя организациями стал специальный агент, который доставлял донесения и отвечал за взаимосвязь.

За что отвечал Синод

Ответственность Синода включала в себя как дела духовенства, так и вопросы, связанные с мирянами. В частности, высший церковный орган при Петре 1 должен был следить за исполнением христианских обрядов, искоренять суеверия. Здесь стоит сказать и об образовании. Синод при Петре 1 был последней инстанцией, отвечающей за учебники во всевозможных образовательных учреждениях.

Белое духовенство

По представлению Петра белое духовенство должно было стать инструментом государства, которое будет влиять на народные массы и следить за его духовным состоянием. Иначе говоря, создавалось такое же четкое и отрегулированное сословие, как дворянство и купечество, со своими целями и функциями.

Русское духовенство на протяжении всей своей прежней истории отличалось своей доступностью для населения. Это не была каста жрецов. Напротив, туда мог вступить чуть ли не каждый желающий. По этой причине в стране существовал переизбыток священников, многие из которых переставали служить в приходе, а становились бродягами. Такие служители Церкви назывались «крестцовыми». Отсутствие регулирования этой среды, конечно, стало чем-то из ряда вон выходящим во времена Петра 1.

Вводился и строгий устав, согласно которому на службе священник должен был только хвалить новые реформы царя. Синод при Петре 1 издал указ, обязывающий духовника сообщать власти, если человек на исповеди признавался в государственном преступлении или хуле на корону. Ослушники карались смертной казнью.

Церковное образование

Были проведены многочисленные ревизии, проверявшие образование духовенства. Их итогом стало массовое лишение сана и сокращение сословия. Высший церковный орган при Петре 1 ввел и систематизировал новые нормы получения сана священника. Кроме того, теперь каждый приход мог иметь только определенное количество дьяконов и ни одного человека больше. Параллельно с этим была упрощена процедура выхода из своего сана.

Говоря о церковном образовании в первой четверти XVIII века, следует отметить активное открытие семинарий в 20-е годы. Новые образовательные учреждения появились в Нижнем Новгороде, Харькове, Твери, Казани, Коломне, Пскове и других городах новой империи. Программа включала 8 классов. Туда принимались мальчики с начальным образованием.

Черное духовенство

Черное духовенство также стало объектом, на который были направлены реформы Петра 1. Кратко говоря, изменения жизни монастырей сводились к трем целям. Во-первых, их число неуклонно уменьшалось. Во-вторых, затруднялся доступ к получению сана. В-третьих, оставшиеся монастыри должны были получить практическое назначение.

Причиной такого отношения стала личная неприязнь монарха к монахам. Это во многом было связано с детскими впечатлениями, в которых те остались бунтарями. Кроме того, императору был далек образ жизни схимника. Посту и молитве он предпочитал практическую деятельность. Поэтому неудивительно, что он строил корабли, работал плотником, а монастыри не любил.

Желая, чтобы эти учреждения приносили какую-то пользу государству, Петр приказывал переделывать их в лазареты, заводы, фабрики, училища и т. д. А вот быт монахов сильно усложнялся. В частности, им было запрещено покидать стены родной обители. Отлучки жестоко наказывались.

Итоги церковной реформы и ее дальнейшая судьба

Петр I был убежденным государственником и согласно этому убеждению сделал духовенство винтиком в общей системе. Считая себя единственным носителем власти в стране, он лишил патриархат какой-либо власти, а со временем и вовсе уничтожил эту структуру.

Уже после смерти монарха многие перегибы реформ были отменены, однако в общих контурах система продолжила свое существование вплоть до революции 1917 года и прихода к власти большевиков. Те, к слову говоря, в своей антицерковной пропаганде активно использовали образ Петра I, хваля его желание подчинить православие государству.

fb.ru

Церковная реформа Петра I Великого — кратко

Ключевой фигурой в деле организации Духовной коллегии был малороссийский богослов, ректор Киево-Могилянской Академии Феофан Прокопович. 1 июня 1718 года он был наречён в псковские епископы, а на следующий день он был посвящён в архиерейский сан в присутствии государя. Вскоре Прокоповичу было поручено составление проекта создания Духовной коллегии.

25 января 1721 года Пётр подписал манифест об учреждении Духовной Коллегии, получившей вскоре новое наименование Святейшего правительствующего Синода.

Феофан Прокопович

Состав Святейшего Синода определялся по регламенту в 12 чиновников, из которых три непременно должны были носить сан архиерея.

Перед вступлением в определённую ему должность, каждый член Синода, должен был принести присягу и поклясться в верности служения царствующему государю и его преемникам, обязывались доносить заблаговременно об ущербе его величества интереса, вреде или убытке.

11 мая 1722 года было приказано присутствовать в Синоде особому обер-прокурору. Главной обязанностью обер-прокурора было вести все сношения Синода с гражданской властью и голосовать против решений Синода, когда они не согласовывались с законами и указами Петра. Обер-прокурор подлежал суду только государя. Сначала власть обер-прокурора была исключительно наблюдательная, но мало-помалу обер-прокурор становится вершителем судеб Синода и его руководителем на деле.

Любые решения, принимаемые Синодом, контролировались обер-прокурором, а значит и самим Петром I. Активная борьба с нищенством, распределение численности священнослужителей и монахов в зависимости от количества прихожан и распространение единых налогов и рекрутских наборов на церковных крестьян — все эти меры превращали церковные службы в еще один институт, очередной и полностью зависимый от императора винтик в общем механизме страны.

xn--1-itb3afj.xn--p1acf

1.3. Русская православная церковь и Петр I

Петр I окончательно расправился с самосто­ятельностью Православной Церкви. Петровский абсолютизм на том и строился, что он освободил государственную власть от всех религиозно-нравственных норм.

Духовенство в период петровских преобразований фор­мировалось как полупривилегированное сословие. Внутрен­няя политика Петра I, особенно введение западных обыча­ев, вызывали недовольство церкви. Последний российский патриарх XVII в. Адриан не одобрял деятельности царя, од­нако церковь не вмешивалась в государственные дела. Пос­ле смерти Адриана в 1700 г. Петр I запретил избирать нового патриарха и приступил к церковной реформе, в значитель­ной степени изменившей церковную структуру и духовен­ство как группу населения. Вместо нового патриарха был избран местоблюститель патриаршего престола — им стал сторонник петровских преобразований Стефан Яворский. В 1701 г. был вновь утвержден (отмененный в 1677 г.) Во главе Мо­настырский приказа, в отличие от подоб­ной структуры XVII в., стояли светские лица. Порядок мо­настырского управления был временным, однако нововве­дение позволило поставить доходы церкви под контроль го­сударства и изъять часть средств на нужды начавшейся Се­верной войны. Для духовного сословия вводился светский суд, в частности по гражданским делам. По указам 1705— 1706 гг. на белое духовенство, не имевшее приходов, нала­гались денежные сборы. Безприходское белое духовенство в конце XVII — начале XVIII в. являлось большой группой церковников, оно обладало возможностью наниматься на церковные службы в домовых церквях — таковых в Москве и в крупных городах было немало, и доходы безместного духовенства не учитывались. С этой части духовенства взи­мались сборы, введенные еще вXVII в. (ямские, полоняничные, ратные деньги, на драгунских лошадей). Ограничивались привилегии черного духовенства, а при­надлежавшие им монастырские крестьяне верстались на службу в пешее войско. В отношении монастырей отменя­лись иммунные тарханные грамоты. В годы войны на попе­чение монастырей определялись инвалиды и отставники. После окончания войны эта практика продолжилась и в 1724 г. была закреплена в «Объявлении о монашестве». Та­ким образом, церковь стала нести бремя государственных расходов. Частичной секуляризации подверглось церковное землевладение. В пользу государства были изъяты патриар­шие земли.

Следующей мерой Петра I явилась реорганизация цер­ковного управления. В 1712 г. царь заявил, что ему импони­рует лютеранская организация церкви — эффективная и не­дорогостоящая. Из этой организации монарх перенял не­которые детали при введении в 1721 г. святейшего Синода — духовной коллегии. Деятельность Синода осуществлялась согласно составленному Феофаном Прокоповичем Духов­ному регламенту. Синод возглавлялся светским лицом — обер-прокурором и находился в подчинении Сената. В но­вом органе церковного управления определялись следующие должностные лица из светских чиновников: два вице-пре­зидента, четыре советника, четыре асессора (из духовенства). В подчинении Синода находилась патриаршая епархия. То есть Синод «имел силу и власть патриаршую». Синоду были подотчетны местные епархии, их деятельность контролиро­валась прокурорами, фискалами, инквизиторами. Вскоре после учреждения Синода этот орган был признан патриар­хами других православных церквей.

В 1722 г. по новому законода­тельству регламентировалось вступление дворян в духовное сословие. В частности, вступление в монашество дозволя­лось только младшим сыновьям из дворянского рода, при­чем по достижении ими 40-летнего возраста. Представители податных сословий могли уйти в монастыри только с со­гласия своих родственников и должны были оплачивать за постригшихся в монахи подушную подать, — немалую сум­му, составлявшую 70 коп. в год. Законодательство ограничивало связи монахов с мир­скими людьми, определялись меры, «чтобы монахи не вели праздный образ жизни». В 1722 г. по отношению к безместному духовенству были отменены денежные сборы (введен­ные прежде в 1705 г.). Вместо сборов была введена подуш­ная подать.

Церковная реформа первой четверти XVIII в. ликвидиро­вала самостоятельность церкви, изъяла часть ее средств на нужды государства, а само духовенство делало замкнутым, немногочисленным (в сравнении с XVII в.) сословием.

Так, при Петре I было определено положение церкви, которое практически не менялось до Великой Октябрьской Революции.

studfiles.net

Государство и Церковь при Петре I

Утверждение абсолютизма в России сказалось и на положении цер­кви. Петр I резко ограничил самостоятельность и автономию церкви. В 1696 г. Петр издал указ, предписав Церкви отчитываться о своих доходах и расходах. После смерти в 1700 г. патриарха Адриана Петр не стал проводить выборы нового. Одновременно был упразднен и пат­риарший разряд. Управление церковью осуществляли рязанский мит­рополит Стефан Яворский, объявленный «местоблюстителем патри­аршего престола», и специальное учреждение — Монастырский при­каз. Передача управления имуществом монастырей и патриаршего дво­ра Монастырскому приказу положила начало секуляризации церков­ных земель.

В 1721 г. была образована духовная коллегия для управления де­лами церкви — Синод. Синод состоял из 12 высших иерархов, назна­ченных царем. Обер-прокурором Синода, имевшим право наложить вето на любое решение иерархов, назначалось светское лицо, как пра­вило, отставной офицер. Синод наблюдал за чистотой веры (переход из православия в другую веру был запрещен), толкованием церковных догматов, ведал делами о браках. Синоду подчинялись при Петре и все иноверческие церкви лютеранского, католического и отчасти нехрис­тианского исповедания.

В июле 1726 г. Синод был разделен на два департамента: один де­партамент, который собственно и назван был Синодом, ведал сугубо духовными делами; другой — администрацией, хозяйством и судом с прямым отчетом перед Сенатом, минуя Синод. Каким образом должны были быть разделены конкретные полномочия этих двух департамен­тов, решал Синод, поэтому ему удалось значительно ограничить функ­ции второго департамента, который, как и камерконтора, стал зани­маться в основном финансовой отчетностью. Департамент был назван Коллегией экономии синодального правления. Таким образом, заду­манная как равноправное Синоду учреждение коллегия экономии ока­залась подчиненной ему.

В правление Анны Иоанновны начинает получать практическое осу­ществление курс на секуляризацию церковной собственности. С начала

существования Синода постоянный рост недоимок превратился в болез­ненную для государства проблему. Даже назначение в 1736 г. опытного государственного деятеля М.Я. Волкова главой Коллегии экономии си­нодального правления не принесло значительных результатов. Тогда в 1738 г. Коллегия экономии была передана из Синодального ведомства в подчинение Сенату. Синодлишился доходов с церковных владений. Чле­нам Синода государство выплачивало жалованье (от 500 до 1000 руб­лей). Сумма на содержание Синодального ведомства была строго фик­сирована. Дела по сбору недоимок пошли успешнее. В 1739 г. Волкова сменил П.И. Мусин-Пушкин, который смог убедить императрицу про­извести полную секуляризацию заопределенных вотчин. Духовенству был нанесен серьезный удар, оно уже не могло использовать доходы с заопределенных вотчин по своему усмотрению.

В недолгое царствование Ивана Антоновича при регентстве Анны Леопольдовны Синоду удалось в июне 1741 г. добиться возвращения заопределенных вотчин в свое подчинение.

С 1744 г. светский порядок управления церковными делами расп­ространился и на места. В епархиях, которыми ранее руководили ар­хиерейские домовые правления, появились консистории, в состав их стали вводиться светские чиновники-секретари, ограничивавшие еди­ноличную власть архиерея.

В июле 1744 г. Синод добился ликвидации Коллегии экономии и передачи ему функций по сбору доходов со своих имений. Для управ­ления хозяйством в Синоде создается Канцелярия синодального эко­номического правления. В декабре 1753 г. Синод добивается также ликвидации понятия «крестьяне заопределенных вотчин». Теперь эти крестьяне подчинялись не различным светским учреждениям, а непос­редственно духовенству. Ободренное покровительственным отноше­нием духовенство стало опять тратить на себя доходы с заопределен­ных вотчин, что вызвало новый рост недоимок. Требования правитель­ства предоставить ведомости о хозяйственном состоянии церковных земель игнорировались Синодом. В сентябре 1757 г. Елизавета при­казала лишить монастыри и архиерейские дома права управления сво­ими вотчинами, адуховенство перевести на государственное содержа­ние. Другими словами, объявлялась секуляризация всех духовных вла­дений. Но духовенству удалось воздействовать на императрицу в пользу задержки этой реформы. В конце концов Сенат и Синод после долгих споров пришли к компромиссу: крестьяне церковных земель облага­лись денежной податью в 1 рубль, причем 50% от этой суммы переда­валось государству, а остальная часть — Синоду. Петр III 21 марта 1762 г. издал указ о полной секуляризации не­движимых церковных имуществ. Синодальная коллегия экономии, ве­давшая церковными землями, передавалась в ведомство Сената.

В правление Екатерины II в 1762 г. секуляризация завершилась. Земля, изъятая у монастырей, была объявлена государственной соб­ственностью, а бывшие монастырские и архиерейские крестьяне пе­реданы в ведение специально учрежденной коллегии экономии. Часть бывших церковных земель Екатерина II и Павел I роздали своим при­ближенным. Таким образом, в отличие от стран Западной Европы, где секуляризация церковных земель была проведена в ходе буржу­азных революций, в России ее осуществил абсолютизм. Все церков­ные иерархи стали получать государственное жалованье как обыч­ные чиновники. Жалованье им платилось из доходов от имуществ, ранее принадлежавших Церкви. Церковь была окончательно постав­лена под контроль государства, превратившись по сути в государ­ственный орган.

В конце XVIII в. вместе с губернской реформой был пересмотрен состав епархий. При этом территория каждой епархии совпадала с тер­риторией губернии. Поскольку вся церковная организация была вклю­чена в государственную систему Российской империи, царь стал счи­таться главой Русской Православной Церкви.

magref.ru

Церковь в царствование Петра I

Реферат

«Церковь в царствование Петра I »

Личность Петра наложила отпечаток на все стороны жизни и деятельности русского общества и государства, на развитие духовной культуры в стране. Изменения, вызванные петровскими реформами во всех областях жизни, коснулись и религии во всех ее проявлениях, в частности состояния и структуры православной церкви, ее места в государстве и обществе, ее значения в культурной жизни. Разумеется, дело не сводится к одному лишь влиянию личности Петра — деятельность его нашла благоприятную почву в созревших общественных потребностях, в нуждах господствующих классов, в политике тех слоев, которые в данный период были в состоянии оказать наибольшее влияние на ход дел в государстве.

По многим данным, Петр был неверующим. Во всяком случае, к духовным лицам любого вероисповедания он непитал особого почтения. Об этом свидетельствует организованный им фарс «сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора». Трудно представить себе зрелище, более издевательское в отношении церкви и ее иерархии. Вряд ли можно приписать эти и подобные действия такой выдающейся личности, как Петр I, простому озорству и стремлению к сильно действующим развлечениям. Некоторые историки склоняются к тому, чтобы видеть в них своего рода пробные шары, при помощи которых царь-реформатор хотел выяснить настроения народных масс в отношении церкви и установить, может ли он рассчитывать на то, что запроектированная им ликвидация патриаршества не вызовет отпора со стороны масс. Показательна в этом отношении реакция Петра I на инсценированные церковниками в его царствование знамения и чудеса. Обновления икон, небесные видения, самопроизвольные колокольные звоны, проливание слез ликами на иконах не испугали Петра I, а тем более не заставили отказаться от очередного мероприятия. Когда, например, в одной из петербургских церквей в 1720 г. «заплакала» икона богородицы, Петр I распорядился немедленно привезти ее к нему во дворец, быстро разобрался в немудреном механизме «чуда» и сурово наказал его организаторов, а икона была поставлена в кунсткамере.

Известны случаи, подтверждающие, что Петр I понимал то значение, которое имеет религиозность народа для устойчивости существующих порядков и всего дворянско-монархического государства.; Узнав однажды о том, что высокопоставленный чиновник и вольнодумный для своего времени мыслитель В. Н. Татищев иронически отзывается о некоторых книгах Библии, царь вызвал его к себе и задал ему трепку своей знаменитой дубинкой. Биограф и современник царя И. И. Голиков так передает нотацию, прочитанную при этом провинившемуся: «Как же ты осмеливаешься ослаблять такую струну, которая составляет гармонию всего тона?.. Я тебя научу, как должно почитать оное (священное писание.— И. К.) и не разрывать цепи, все в устройстве содержащей… Не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства пагубного благоустройству; не на тот конец старался я тебя выучить, чтоб ты был врагом общества и церкви». Все же и в этой филиппике не чувствуется благоговения перед священным писанием или веры в его истинность и богооткровенность — есть лишь определенный политический расчет, заключающийся в том, что религия и церковь способствуют сохранению существующего строя. Когда выяснилась приверженность царя к иноземным влияниям, его склонность и решимость сломать весь бытовой уклад русской жизни, церковники насторожились и стали выискивать способы устранения Петра или по меньшей мере его укрощения при помощи систематического давления и запугивания. Во всех антипетровских группировках, создававшихся на протяжении его царствования, духовенство, как православное, так и старообрядческое, занимало видное место и играло во многом организующую роль.

Подозрение в том, что Петр является антихристом, упорно поддерживалось в народе защитниками старых порядков. Когда в 1698 г. он вернулся из-за границы, это событие оказалось весьма подходящим для датировки грядущего светопреставления по наиновейшим тогда выкладкам: в 1699 г. является антихрист, а в 1702 г. наступает конец света. Поведение же вернувшегося царя давало все основания к таким ожиданиям: не заехав в Кремль, не поклонившись ни Иверской, ни другим чудотворным иконам, Петр отправился сразу к немцам в Лефортово, потом занялся насильственным бритьем бород и укорачиванием благообразных долгополых кафтанов, как и вообще ломкой всего, что символизировало в глазах боярства и духовенства издревле установившиеся порядки, в основе которых лежал определенный общественный строй. Летосчисление от сотворения мира Петр I заменил непривычным новым счетом времени от рождества Христова и приказал считать началом Нового года не сентябрь, а январь, что не соответствует писанию: яблок в январе не могло еще быть, так что змию нечем было соблазнять Еву. А звание «император» по числовому значению составляющих его букв дает почти ровно звериное число 666: мешает лишняя буква «м», но ясно было, что антихрист добавил эту букву для того, чтобы запутать и обмануть людей, а на самом деле надо читать «иператор».

Наличие общего противника даже смягчило на время противоречия между православной церковью и старообрядчеством. Идеологи последнего увидели, что церковь, которую они считали предавшейся антихристу, в действительности противостоит ему. Патриархи Иоаким и его преемник Адриан пытались тормозить введение новшеств. Адриан специально проклинал брадобрейцев в своем «Окружном послании» и предупреждал их о том печальном и постыдном положении, в каковом они окажутся на страшном суде перед лицом украшенных бородами апостолов и прочих праведников. Брадобрейство и кургузость немецких кафтанов вырастали в серьезную политическую проблему— здесь сталкивалась старая боярско-феодальная Русь с устремившейся вперед дворянской абсолютистской Россией.

Петр понимал, что главной идеологической, а во многих отношениях и организационной силой, противостоящей ему, является духовенство. Репрессии, рассчитанные на то, чтобы нагнать страх на деятелей церкви, он применял активно и решительно. Но помимо того, перед ним стояли две задачи: ликвидация экономического могущества церкви и ее полное подчинение государству по организационно-административной линии. Обе эти задачи царь решил смело и радикально.

Когда Петр наложил свою властную руку на церковно-монастырское имущество, он, разумеется, заботился вовсе не об избавлении крестьян от крепостничества: ему важно было, чтобы плодами этой эксплуатации пользовался он и возглавляемое им государство. В 1701 г. специальным царским указом был восстановлен ликвидированный в 1677 г. Монастырский приказ по управлению всеми церковными и монастырскими имуществами. Он должен был по точной и подробной описи принять от церковных властей все их поместья, промыслы, села, здания и наличные капиталы, с тем чтобы в дальнейшем всеми этими богатствами управлять, не допуская какого-либо вмешательства духовенства.

Царь стоял на страже неуклонного выполнения православными их религиозных обязанностей. Так, указом, изданным в 1718 г., устанавливались строгие наказания за небытие на исповеди, за непосещение церкви в праздничные и воскресные дни, причем оговаривалось, что речь идет именно о хождении в церковь «к вечерни, к завтрени, а паче же ко святой литургии». Вероятно, не последним побудительным стимулом в такой заботе государства об отправлении его подданными их религиозных обязанностей было то, что каждое такое нарушение каралось денежным штрафом — в основном в пользу казны, а также «на церковное строение». Нарушение православными норм набожности было, может быть, немаловажным источником доходов для петровской казны.

Разногласия по поводу аллилуйи и крестного знамения царь тоже сумел перевести в денежное исчисление. Вместо того чтобы преследовать старообрядцев и запрещать отправление их еретического культа, Петр обложил их двойным подушным окладом.

Лишив церковь ее материального могущества, Петр счел необходимым прибрать ее к рукам и во всех других отношениях. Из своих заграничных поездок и из общения с немцами он извлек протестантскую идею государственного управления церковью и, после того как в 1700 г. умер патриарх Адриан, начал постепенно и неуклонно проводить ее в жизнь.

С 1709 г. Петр стал привлекать в качестве своего помощника по церковным делам Феофана Прокоповича, бывшего вначале ректором Киево-Могилянской академии. В 1716 г. он вызвал его в столицу и назначил епископом псковским, с тем чтобы иметь постоянно под рукой для выполнения очередных поручений литературно-апологетического и проповеднического характера, для составления важных государственных документов по церковным делам. Именно Феофану было поручено написание Духовного регламента — указа, провозгласившего упразднение патриаршества и новый порядок в управлении церковью. В 1721 г. Духовный регламент был опубликован и разослан по всей стране для руководства и исполнения.

Основным в Духовном регламенте было провозглашение того, что вместо единоличного управления церковью через патриарха учреждается коллективное — при помощи Духовного коллегиума. Совершенно откровенно в документе была изложена аргументация в пользу упразднения патриаршества, исходившая из того, что патриарх может представлять собой своего рода конкуренцию царю.

Проведенная Петром Iв 1721—1724гг. реформа окончательно установила порядок государственного управления церковью. В эти годы вслед за Духовным регламентом царь обнародовал еще ряд распоряжений и указов по этому вопросу, главным из которых было Прибавление к Духовному регламенту, изданное в 1722 г. Первоначальные установления Регламента подверглись некоторым изменениям, общее направление которых шло в сторону все большего подчинения церкви государственному аппарату.

Во главе церкви был поставлен «святейший правительствующий синод» из нескольких высших церковных иерархов, находившихся в подчинении светского чиновника, который именовался обер-прокурором. Пока был жив Стефан Яворский, он стоял рядом с обер-прокурором, нося звание президента синода. Но после его смерти в 1722 г. президенты не назначались и обер-прокурор остался единоличным начальником «синодальной команды», как именовался нередко святейший синод даже в официальных документах. В указе о назначении первого обер-прокурора говорилось: «В синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер-прокурором…».И действительно, такое назначение получил полковник И. В. Болтин, видимо проявивший до этого достаточную смелость на ратном поприще, каковое качество было признано необходимым в главе церкви. Любопытно, что и в дальнейшем должность обер-прокурора неоднократно занимали военные — почему-то именно такой путь прохождения службы главой церкви представлялся царской администрации наиболее целесообразным.

mirznanii.com

Как Петр I лишил православную церковь патриаршества и превратил её в государственный институт, контролируемый офицером? | Культура

В последующем отдельные попытки взять церковь под царский контроль предпринимались, но они ограничивались только отдельными моментами церковной жизни. При царе Алексее Михайловиче был создан Монастырский приказ, но просуществовал он недолго. Всеми вопросами религиозной жизни продолжал ведать подчинявшийся только главе церкви Патриарший приказ. Окончательно поставил православную церковь под контроль монарха Петр I в ходе проведения всеобъемлющих реформ в государстве.

Понимая особую роль и положение церкви в стране, царь не спешил и действовал последовательно, приучая духовенство и верующих, что серьезные изменения не за горами. Для начала Петр оставил православную церковь без патриарха. После смерти в 1700 году патриарха Адриана выборы его преемника проводить не стали, а его функции стал исполнять блюститель патриаршего престола (экзарх) митрополит Стефан.

Уже в начале следующего года Патриарший приказ был распущен, а его функции переданы восстановленному Монастырскому приказу, подотчетному монарху. Ряд малозначимых приказов, ранее подчинявшихся патриарху, остались в ведении блюстителя патриаршего престола. К концу года царь лишил монастыри права распоряжаться своими доходами, передав его новому приказу. Затем была проведена перепись всех монашествующих, а новые пострижения и переходы монахов из одного монастыря в другой стали разрешаться лично царем.

Монастырский приказ получил широкие судебные права. Любопытно, что они очень близки к тем, что были сформулированы в «Уложении» царя Алексея Романова. И это было не единичное заимствование Петром законодательных норм, разработанных в период царствования его отца. Часть из них молодой монарх просто дублировал своими указами, но параллельно шла наработка новых законодательных актов.

Важным этапом церковной реформы стало событие, вроде бы с ней напрямую не связанное. В 1711 году был учрежден Правительствующий сенат, взявший на себя функции Боярской думы. Первоначально он должен был в полном объеме действовать только при отъездах царя за пределы государства. Соответственно, в его ведении на этот период оказывалось и руководство церковными делами. О чем было четко оговорено в царском указе: «Повелеваем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным, так и мирским, военного и земского управления высшим и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили Управительственный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря».

Вскоре Сенату было передано большинство функций высшего органа государственной и судебной власти. Даже царские указы теперь становились законами после их регистрации и опубликования Сенатом.

В 1717 году Петр официально учреждает институт военного и флотского духовенства, подчинив его специально назначаемым обер-полевым священникам и обер-иеромонахам флота, но только на период походов и военных кампаний. В этот же год царь назначает президентов в десять коллегий (министерств), заменивших приказы. Коллегии духовных дел среди них еще нет, но уже под руководством сподвижника Петра архиепископа Феофана разрабатываются документы для её создания.

В начале 1720 года одобренный царем проект регламента Духовной коллегии отправлен в Сенат, которому поручено ознакомить с ним церковных иерархов. Видимо, этот документ особого воодушевления в церковных кругах не вызвал, подписываться под ним митрополиты и архиепископы не спешили. Последовал указ монарха: «А буде кто подписыватца не станет, и у того всять на писме за рукою, какой ради причины онои не подписываетца, чтоб о том показали имянно».

После того, как под проектом появились подписи всего девяти духовных лиц, Петр в январе 1921 года Регламент утвердил и дал годичный срок на подписание его всеми, кому следовало. Добиваться нужного для себя результата царь умел, уже к осени под документом, получившим название «Регламент или устав духовной коллегии», стояли подписи 19 епископов, 48 архимандритов, 15 игуменов и 5 иеромонахов. Последним документ подписал экзарх митрополит Стефан.

В регламенте были четко сформулированы функции нового органа духовного управления, подчинявшегося монарху: «Понеже в единой персоне не без страсти бывает; к тому ж не наследственная власть, того ради вящшее не брегут. Уставляем Духовную Коллегию, то есть Духовное Соборное Правительство, которое по следующем зде Регламенте, имеет всякия Духовныя дела во Всероссийской Церкви управлять.
Должна же есть Коллегия сия, и новыми впредь правилами дополнять Регламент свой, яковых правил востребуют разные разных дел случаи. Однакож делать сие должна Коллегия Духовная не без Нашего соизволения.
Определяем же в сей Духовной Коллегии быть именованным зде Членам: единому Президенту, двоим Вице-Президентам, четырем Советникам, четырем Асессорам».

Простым сбором подписей, без проведения Собора или какого-то серьезного обсуждения в церковных кругах реформа управления Православной церковью была произведена. Вместо патриарха церковью должна была управлять коллегия, дополнившая уже существующие коллегиальные органы государственной власти. Президентом коллегии монарх назначил экзарха митрополита Стефана, но фактическое руководство осуществлялось вице-президентом — архиепископом Феофаном, которому царь всецело доверял. Дополнительно была введена должность обер-прокурора — официального представителя царя в духовном ведомстве, наделенного контрольными функциями. Назначая первым обер-прокурором Ивана Болтина, монарх пояснил, что работать орган, руководящий церковью, будет «под наблюдением и руководством из офицеров, человека доброго и смелого». Остальные же члены коллегии назначались из духовных лиц, а часть сотрудников — из обычных чиновников.

Не без влияния Феофана, 14 февраля 1721 года, в день официального открытия коллегии, она была переименована в Святейший Правительствующий Синод. Видимо, Петр согласился с доводами Феофана, что поминать при богослужениях высший церковный орган, называя его на протестантский манер «коллегией», это уже ересью попахивает.

Оставалась еще одна проблема — подчиненность Синода не монарху, Божьему помазаннику на царство, а сугубо светскому Сенату. Кстати, к присяге члены тогда еще Духовной коллегии (проходила до 14 февраля) приводились именно в Сенате, что вызвало явное неудовольствие входивших в неё митрополитов и архиепископов. Но в присяге была фраза «Исповедую же с клятвою крайняго судию духовных сея коллегии быти самого всероссийскаго монарха, государя нашего всемилостивейшаго». Естественно, что члены Синода стали ратовать за то, чтобы подчиняться монарху минуя Сенат.

Петр пошел церковным иерархам на встречу. Синод был подчинен ему напрямую, но по ряду вопросов все же оставался подотчетен Сенату, что в течение 200 лет его существования не раз вызывало возникновение конфликтных ситуаций, разрешать которые приходилось уже преемникам Петра I. Формально же Сенат так и остался в государственной иерархии на ступень выше Синода.

После введения «Табели о рангах», все члены Синода были приравнены к соответствующим статским чинам. Обер-прокурор имел действительный чин 4 класса (в армии ему соответствовал генерал-майор). Остальные члены Синода, так как были людьми духовными, просто приравнивались к чинам, предусмотренным для коллегий (для занятия соответствующего места на приемах и государственных мероприятиях, получения денежного содержания и т. п.): президент — 4 класс, вице-президенты — 5 класс (бригадир), советники — 6 класс (полковник), асессоры — 8 класс (майор).

Стоит отметить, что в церкви по подобию «Табели о рангах» в этот период была создана своя иерархическая система из девяти духовных санов (чинов), предусматривавших соответствующее титулование. С 1-го, который занимали митрополиты (Ваше высокопреосвященство, владыко), до 9-го — диаконы (Ваше благовестие).

Впоследствии неоднократно изменялась структура Синода, была повышена роль обер-прокурора, но суть не менялась — церковь стала государственным институтом, а управление ею осуществлял специальный орган, приравненный к министерству, полностью подотчетный монарху. Хорошо это или плохо — судить не берусь. Но такое устройство высшего церковного управления просуществовало до избрания патриархом митрополита Тихона в декабре 1917 года. Руководить Православной церковью ему предстояло до 7 апреля 1925 года.

Следующий патриарх был избран в 1943 году, когда Сталин существенно смягчил государственную политику в отношении церкви, стремясь максимально использовать её влияние и возможности в интересах победы в Великой Отечественной войне. В этом же году для церкви было принято официальное наименование «Русская православная церковь». Патриаршее правление больше не прерывалось. Ныне действующий патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев) был избран 1 февраля 2009 года.

shkolazhizni.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *