Храм Хатшепсут в Луксоре — Чудеса света
Древняя столица Египта Фивы славилась своими архитектурными шедеврами. Ее симметрично расположенный комплекс храмов можно разделить на две части: на восточном берегу Нила обосновались мирские постройки – дома, дворцы, храмы (в Карнаке и Луксоре), на западном же берегу все было посвящено умершим – пирамиды, некрополи, заупокойные храмы. В этом царстве мертвых особой популярностью пользовались храмы Абу-Симбел (храм Рамсеса II) и, собственно, заупокойный храм Хатшепсут в Луксоре.
Храм царицы Хатшепсут: история и описание
После смерти фараона Тутмоса II власть приняла на себя его жена Хатшепсут, забрав это право у истинного преемника Тутмоса III. С началом правления она сразу же взялась за грандиозные строительные работы.
Постройка заупокойного храма царицы Хатшепсут началась еще при ее жизни. Строительством этого величественного сооружения руководил архитектор Сенмут. В настоящее время местность, где расположен храм Хатшепсут в Египте, называется Дейр эль-Бахри. Место было выбрано недалеко от храма Ментухотепа I, являющегося родоначальников XVIII династии фараонов. Возможно, этим Хатшепсут хотела почеркнуть свое право на захваченный трон. После окончания работ скальный храм Хатшепсут в Луксоре превзошел все существующие подобные древнеегипетские сооружения – его размеры, архитектура и украшения поражали современников.
К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, соединенные пологими пандусами. Ступени представляют собой террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. По дороге к храму путника сопровождали ярко раскрашенные сфинксы, с головами Хатшепсут в образе Осириса.
Самая нижняя ступень обнесена стеной, украшенной соколами. В конце этой террасы расположен портик с 22 колоннами и разделяющим их пандусом. В былые времена здесь размещались львиные фигуры и огромные статуи царицы Хатшепсут. На этом же ярусе есть изображения, повествующие о позабытых военных парадах и строительных работах.
Второй ярус храма царицы Хатшепсут в Луксоре в чем-то повторяет нижнюю ступень – здесь так же присутствует портик и пандус, ведущий на ступень выше. Раньше здесь был размещен пруд с деревьями. Рельефы этого уровня рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт (восточные африканские поселения). Лестница содержит фигуры кобр с соколами на спине. Кобры – символ Верхнего Египта, Сокол – Нижнего, вся композиция символизирует единство большого государства. Здесь же снова попадается несколько сфинксов.
Хатшепсут в образе Сфинкса
Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов. Вход в вырубленное в скале святилище Хатшепсут некогда украшал портик с огромными статуями царицы, которые были заметны даже для проплывающих на Ниле кораблей.
Вход в Святилище
За входом располагалась сложная система скальных подземных залов, обильно украшенных лучшими материалами древности. Так, например, главная дверь была выполнена из черной меди с вставками из золота и серебра. Здесь же снова размещались статуи Хатшепсут-Осириса.
Осирическая Хатшепсут
Всего в храме царицы Хатшепсут в Фивах раньше находилось около 200 статуй, из которых 140 были сфинксами. Скульптуры храма представляют царицу в трех образах – фараон, Осирис и сфинкс. Особое внимание при их создании уделялось воспроизведению детального образа царицы, поэтому в наше время можно точно представить, как она выглядела.
Но всей этой красоте суждено было жить недолго. После прихода к власти истинного наследника Тутмоса III, было приказано уничтожить все, что напоминало об узурпаторе. Такой репрессии подвергся и скальный храм Хатшепсут, в котором все скульптуры были разрушены и закопаны недалеко от храма. И лишь много столетий спустя археологам удалось восстановить картину былого величия храма и представить его на суд туристам и прочим любителям древности.
Видео про храм Хатшепсут
План храма Хатшепсут
Где находится храм Хатшепсут на карте?
Подпишитесь на наc ВКонтакте
Поделитесь интересным материалом с друзьями
1chudo.ru
Храм Хатшепсут: описание, фото и видео
В пустынной долине Дейр Эль-Бахри, неподалёку от Фив, расположен один из самых замечательных памятников древнеегипетской архитектуры – погребальный храм царицы Хатшепсут. Храм является главной частью целого комплекса, включающего также храмы Ментухотепа II и Тутмоса III.
Царица Хатшепсут
Хатшепсут – одна из пяти полновластных повелительниц Египта за всю его историю. Она принадлежала к XVIII династии и царствовала в начале XV в. до н. э.
Хатшепсут была дочерью Тутмоса I, а после его смерти стала женой своего родного брата, фараона Тутмоса II. Она пользовалась большим влиянием при дворе, будучи верховной жрицей Амона и фактически соправительницей мужа.
Новый фараон правил менее 4 лет. После его смерти на трон взошёл его сын от наложницы, 12-летний Тутмос III, а Хатшепсут стала регентшей. Однако уже через 18 месяцев при поддержке жречества она отстранила юного фараона от власти и стала править самостоятельно. Тутмоса III отправили в храм для получения образования.
Забегая вперёд, отметим, что это невольное заключение и обучение в храме будущего великого фараона впоследствии обернулись для Египта немалыми благами.
Постройка храма
Царице пришлось немало потрудиться, чтобы убедить всех в легитимности её правления. Жрецы распространили легенду о том, что её отцом был Амон, приходивший к её матери Яхмес в облике Тутмоса I. В благодарность за поддержку жречества Хатшепсут восстановила множество храмов, разрушенных завоевателями-гиксосами, и даровала жреческим общинам немалые привилегии.
Внешняя политика Хатшепсут не отличалась значительной активностью. Ей приходилось направлять войска для подавления восстаний в египетских азиатских владениях, но масштабных походов Хатшепсут не проводила.
Значительным достижением стало восстановление разрушенных торговых связей со страной Пунт (вероятно, в нынешнем Сомали). Хатшепсут организовала масштабную морскую экспедицию в Пунт, которая вернулась с большим количеством ценных товаров – золота, благовоний, слоновой кости, ценных пород дерева, рабов и шкур экзотических животных.
Эпоха правления Хатшепсут стала временем небывалого подъёма Египта, роста экономической и торговой деятельности. Но главное, чем прославилась женщина-фараон, стала грандиозная по масштабам строительная деятельность. Больше неё строил разве что Рамзес II Великий, но многие учёные оспаривают это, поскольку Рамзес II нередко стёсывал с построек имена предшественников и высекал своё имя.
По приказу Хатшепсут по всей стране возводились новые святилища и восстанавливались старые, они украшались новыми росписями и замечательными рельефами. Гигантские гранитные обелиски, установленные в этот период, превосходили своей высотой все аналогичные сооружения предшественников царицы. Но самым выдающимся памятником эпохи Хатшепсут стал Джесер-Джесеру, Священнейший из священных, поминальный храм царицы, возведённый невдалеке от окраины Фив.
«Парфенон» Древнего Египта
Храм Хатшепсут, являющийся главной частью комплекса Дейр-эль-Бахри, строился 9 лет. Храм частично высечен в скале¸ ширина его по фасаду составляет около 40 метров.
Строительство храма осуществлялось под руководством Сенмута, которого учёные считают самым выдающимся архитектором Египта со времён Имхотепа, строителя первой пирамиды. Сенмут руководил всеми царскими работами, был главным советником Хатшепсут и воспитателем её дочери Нефрура.
Сенмуту удалось идеально вписать храм в скальный ландшафт. Монументальное строение включает три последовательно возвышающиеся террасы, прорезанные пандусом, ведущим к главному святилищу. Террасы украшают колоннады из белого песчаника. Своей монументальностью и вместе с тем стройностью колонны напоминают гораздо более поздние дорические. На каждой террасе некогда были сооружены пруды и высажены деревья.
К началу пандуса вела аллея, вдоль которой были установлены сфинксы, изображавшие Осириса с лицом Хатшепсут, и росли мирровые деревья, вывезенные из Пунта. Аллея тянулась от границы обрабатываемых полей и пустыни, начало её было отмечено величественным пилоном.
Портики всех ярусов украшены замечательными стенными росписями и рельефами. Росписи портика нижнего яруса рассказывают о доставке каменных блоков по Нилу, походах, строительных работах. Нередко встречаются изображения сокола и змеи. Это Гор и Уаджет, покровители Верхнего и Нижнего Египта. Тем самым зрителям внушалась мысль о неразрывном единстве страны. На террасе стояли многочисленные статуи Хатшепсут как в парадном одеянии, так и в обычном женском облегающем платье.
Рельефы второго яруса рассказывали об экспедиции в Пунт и других деяниях царицы. Вдоль лестницы находились изваяния кобр с соколами на спине, напоминающие о единстве Египта. По сторонам террасы расположены святилища Анубиса, одного из судей царства мёртвых, и Хатхор, олицетворявшей красоту, женственность, материнство и плодородие. Портики обоих святилищ насчитывают по 12 колонн, за которыми начинаются подземные залы.
На верхней террасе проводились главные религиозные церемонии. По сторонам её находятся святилища родителей царицы, Тутмоса I и Яхмес, в центре яруса располагается главный храм всего комплекса, посвящённый Амону-Ра.
Центральный храм ансамбля состоит из множества вырубленных в скале помещений, в которых находились многочисленные изваяния царицы, изображавшие её в виде сфинксов и в антропоморфном стиле. Огромные статуи Хатшепсут, установленные у входа, были видны от самого Нила. Стенные росписи изображали религиозные обряды и сцены встреч царицы с богами-покровителями. Подземные залы были богато украшены ценными материалами, а главный вход затворяла дверь из чёрной меди с инкрустациями из золота и серебра.
Всего, по подсчётам археологов, в храме было установлено около 200 статуй. Однако храм недолго радовал прихожан своей красотой. После смерти Хатшепсут Тутмос III, желая отомстить за своё отстранение от власти, приложил немало усилий, чтобы уничтожить память о царице. Её изображения были частично стёрты, статуи сброшены с пьедесталов и закопаны неподалёку. Лишь много веков спустя археологам удалось частично восстановить первоначальный облик храма.
Тем не менее, Тутмос III велел соорудить свой погребальный храм здесь же, рядом с творением Сенмута.
Храмовый ансамбль Дейр-эль-Бахри производит впечатление завершённости и гармоничности, что дало основание многим исследователям считать его одним из красивейших зданий древнего мира. За уникальность архитекторского решения и совершенство линий храм Хатшепсут иногда ставят в один ряд с шедевром древней архитектуры – афинским Парфеноном.
tepler.ru
Храм царицы хатшепсут краткое описание.. Египет. Туристический портал
храм царицы хатшепсут краткое описание
Храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-БахриЛичность царицы
Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.
Архитектурные особенности храма
Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.
Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.
На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.
Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.
Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.
Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.
По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.
Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.
Посмертная судьба женщины-фараона
Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.
После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.
Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.
После принятия христианства храм Хатшепсут стал церковью, но позднее был заброшен, и сегодня все, что осталось от него – руины, безмолвное напоминание о некогда процветающем Древнеегипетском царстве.
Археолог Эдуард Навилль, проводивший раскопки в этой области в 1891 году, даже не представлял, что храм царицы Хатшепсут когда-нибудь можно будет отстроить заново. Но, несмотря ни на что, в 1961 году реставраторы из Польши начали работы по восстановлению, которые не прекращаются и сегодня. Именно благодаря их стараниям, храм Хатшепсут снова обрел третью террасу, а также восстановлены статуи царицы в образе бога Осириса. К сожалению, современные фото храма не могут передать той мощи и величия, которые уже много тысячелетий хранят эти стены.
Источник: http://egyptfan.ru/sights/xram-caricy-xatshepsut-v-dejr-el-baxri.htmlхрам хатшепсут краткое описание
Храм царицы Хатшепсут в Луксоре в ЕгиптеСледующей остановкой в Луксоре после осмотра колоссов Мемнона является храм царицы Хапшепсут. Этот храм является самым крупным и интересным в целом районе, который называется Дейр-эль-Бахри, кроме этого храма тут располагаются другие храмы фараонов Ментухотепа I, Тутмоса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Аменхотепа I и царицы Нефертари.
Это было место большой концентрации упокойных храмов, жаль, но большинство из них сохранилось очень плохо. Храм царицы Хатшепсут сохранился лучше всего.
Наш рассказ об этой достопримечательности следует начать с самой Хатшепсут, ведь она была женщиной фараоном, а женщины на троне верховного правителя Египта сидели не часто. Если точно, всего четыре раза за всю древнюю эпоху до эллинистического периода. Если вы слабо знаете историю, то у нас есть для вас статья история Египта кратко .
Она правила в начале эпохи нового царства, это было сложное время, когда египтяне только что выгнали со своей земли племена гиксосов. Страна в тот момент только восстанавливалась после длительного периода разрухи и войны. Страну освободил дед царицы Хатшепсут, великий фараон-полководец Яхмос I не только разбил силы гиксосов на территории Египта, но и уничтожил их опорные пункты в Палестине.
Она получила власть после смерти своего мужа Тутмоса II, которого историки характеризуют как не очень хорошего правителя. После его смерти наследником был Тутмос III, который приходился ей пасынком (он был сыном одной из наложниц фараона), он и был объявлен фараоном, а она была регентом.
Поняв, что Хатшепсут более чем устраивает их как правительница, а юный фараон нет, аристократия и жрецы устроили небольшой бескровный переворот и отстранили несовершеннолетнего фараона от номинальной власти, отправив на воспитание в храм бога Амона. Таким образом, она стала женщиной-фараоном, и правила почти 22 года, совершив много хороших дел, включая строительство храма, о котором мы рассказываем в этой статье.
С точки зрения религии воцарение женщины на престоле было не очень правильно, ведь фараон считался воплощением бога Гора, а он был мужчиной, поэтому часто в статуях она изображается с накладной бородой, как это видно на фото слева.
Царица Хатшепсут прославилась как строитель, при ее правлении многие храмы и памятники, которые были повреждены еще при нашествии гиксосов, были отстроены заново или отремонтированы, экономика и торговля развивалась, Египет процветал.
Именно в эти времена в практике захоронения фараонов произошли революционные изменения. До эпохи нового царства правителей хоронили в пирамидах. в более поздние эпохи эта традиция сохранилась, но пирамиды стали куда скромнее, ведь у Египта уже не было такого огромного свободного человеческого ресурса, и строить большие пирамиды возможности уже не было.
Во времена нового царства стали строить упокойные храмы, где можно было молиться покойному фараону, и храм и гробница были разделены. Храмы строили в районе Дейр-эль-Бахри, а гробницы располагались в долине царей, которая тоже находится в Луксоре.
Храм посвящен не только царице, которая, как и все фараоны, была обожествлена еще при жизни, но и еще нескольким богам, а именно Амон-Ра, Анубису и богине Хатхор. Анубис был богом захоронений, ядов и лекарств, он изображался человеком с головой собаки (или шакала). Хатхор был богиней любви и красоты. Амон-Ра — бог солнца, верховный бог и покровитель власти фараонов.
В первую очередь до храма нужно добраться, а это не так просто. От колоссов Мемнона. которые в ходе экскурсии в Луксор туристы осматривают первыми, до храма около двух километров, которые экскурсанты преодолевают на небольших автомобилях.
Путь на автомобиле будет не долгим, всего около пяти минут, идти было бы куда тяжелее, особенно в жару. При подъезде к храму вас ждет только голая дорога, хотя, когда-то тут стояли статуи в виде сфинксов с головой Хатшепсут, а перед храмом были посажены деревья и находились пруды с водной растительностью.
Во времена фараонов содержать тут растения было куда проще, ведь река Нил разливалась и вода доходила почти до этого места. Недалеко от храмов находились сельскохозяйственные угодья.
Сейчас от всего этого остался только песок, но сам храм стоит, хотя много в нем тоже разрушено. Интересна архитектура храма, которая многим туристам напоминает скорее не древнеегипетскую, а древнегреческую. Храм располагается на трех уровнях, внутри помещений каждого уровня, за колоннами располагаются свои святилища, посвященные богам и людям.
На первой самой нижней террасе можно найти фрески, которые рассказывают о правлении царицы. Они не так хорошо сохранились, как хотелось бы. Ниже фото фрески, которая повествует об экспедиции в страну Пунт, которую организовала Хатшепсут. Пунт находился гораздо южнее Египта, и добраться до него можно было только по морю, с момента этой экспедиции с ними была налажена постоянная торговля.
На втором и третьем этажах находились святилища богов и обожествленных фараонов. На втором этаже находятся святилища богов Анубиса и Хатхор, а на верхнем ярусе святилища самой царицы, ее родителей и бога Амона-Ра.
К сожалению, в момент нашего визита в Луксор внутрь храма не пускали. Грозный товарищ, которого вы видите на фото слева, не давал войти внутрь.
Храмы хорошо охраняются, во-первых, от вандализма, ведь желающих прославить свое имя рядом с описаниями деяний царицы Хатшепсут предостаточно. Это очень прискорбно, но у некоторых получается, одну такую надпись мы видели своими глазами.
Во-вторых, тут еще помнят 17 ноября 1997 года, когда радикальные исламисты устроили террористический акт. Мы не будем подробно об этом рассказывать, это очень неприятная история, просто скажем, что это произошло именно тут, в храме Хатшепсут.
Вообще, в Египте творится полная неразбериха с тем, куда пускают туристов, а куда нет. Предсказать заранее, будут ли в тот период, когда вы поедете к достопримечательностям, открыт для посещения тот или иной объект, невозможно. Бывает, что целые храмовые комплексы могут быть закрыты к посещению. На момент написание этой статьи в Египте вообще никуда никого не пускали, так как политический кризис был в самом разгаре.
Если вы хотите посмотреть какой-либо храм или гробницу изнутри, а вход туда закрыт, то посмотреть можно, нужно только запастись ключами. Среднестатистический ключ 156 миллиметров в длину, 66 миллиметров в высоту, на нем изображен Александр Гамильтон, и с 2009 года он уже не зеленый, хотя мы его до сих пор называем “зеленью”.
После осмотра храма царицы Хатшепсут, туристов везут в долины царей и цариц, о которых мы расскажем в следующей статье на jj-tours.ru.
Читайте о Египте на нашем сайте
Источник: http://jj-tours.ru/articles/Egypt/egypt-pi-luxor-temple-of-hatshepsut.htmleduotdyhat.ru
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Институт экономики, управления и права (г.Казань)
Набережночелнинский филиал
Реферат
По дисциплине: Культорология
Тема: Храм царицы Хатшепсут
Усанова Елена Сергеевна группа 891У
Набережные Челны-2009
Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор. Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.
Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени — вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки.15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. Во время своего царствования Хатшепсут не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. В годы правления царицы в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут тем самым стремилась обессмертить свое имя. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в далекую страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния.
Храм Хатшепсут построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Царица Хатшепсут тем самым хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков храма свой портрет.
Сегодня место, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и выделяется из всех храмов Древнего Египта. Это одно из самых замечательных произведений древнеегипетской архитектуры. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с и ярпортретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Эти сфинксы былко раскрашены — тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая: красная и зеленая. Пьедесталы сфинксов украшали рельефы, изображающие связанных пленников.
Нижняя терраса, служащая двором перед храмом, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Ранее ее обрамляли монументальные фигуры львов. По сторонам портика некогда возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут в образе сфинкса, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ. От ворот до подножия лестницы вела аллея сфинксов. Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Некогда в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. В западной части террасы также возвышается портик, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. Четырехгранные колонны портика целиком высечены из монолитного камня. На стенах портика высечены рельефные композиции с изображением сцен из жизни царицы Хатшепсут: брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом царицы Хатшепсут был фараон Тутмос I), рождение Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронация, получение царицей благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном конце террасы представлены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт для вывоза оттуда драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях — типично африканские сюжеты. Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это — геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита. Верхняя терраса предназначалась для самых главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор — покровительницы царицы Хатшепсут.
В глубине за колоннадой портика открываются вырубленные в скалах подземные залы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а главные двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром). Высеченные в скалах залы украшены прямоугольными и многогранными колоннами. Полы были выложены золотыми и серебряными плитами, а кедровые двери инкрустированы бронзой. Стены и своды залов были покрыты ярко раскрашенными рельефами.
Всего в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. В главном зале находилось огромное мраморное изваяние царицы (от него сохранились только обломки). Скульптуры из храма Хатшепсут являются самым выдающимся образцом древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 метров), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство, и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центрального святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.
Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии, как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент её смерти, было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней (рак костей и печени, усиленный диабетом) Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым. Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты деревянного позолоченного саркофага, возможно, принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в 1979 среди обрывков пелён и остатков погребального инвентаря в незавершённой гробнице последнего фараона XX династии Рамсеса XI (KV4). В результате проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумий 26 июня 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.
Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам «священнейший из священных» уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.
Знаменитый археолог Эдуард Навилль, исследовавший этот район в 1891 году, даже не мог предположить, что храм царицы Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить. Ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление комплекса. Их работа продолжается до сих пор. Год за годом ученые по крупицам собирают и воссоздают рельефы, статуи и архитектурные элементы. Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз на современных туристов смотрят пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!»»
Теги: Храм царицы Хатшепсут Реферат Культурология
Просмотров: 35982
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Храм царицы Хатшепсут
diplomba.ru
Храм Хатшепсут: vasily_sergeev
Цитата сообщения ХлорцианХрам царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.
Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени — вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.
Хатшепсут
Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, «священнейший из священных» — так Хатшепсут назвала свой храм, — находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, — на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.
Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта — богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.
Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия — история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.
Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром — колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.
Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.
Хатхорические колонны
По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова — священное животное Хатхор.Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.
Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, «плывущую» по «золотому озеру», то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.
Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.
Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.
Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов
После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.Тем не менее, ее храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.
В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.
Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, но их работа, продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.
Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков:
Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее [ее величество Хатшепсут], как достойно отца ее [бога Амона]!».
Далее подробнее о храме Хатшепсут.Долина Дейр эль-Бахри («Северный монастырь», место названо по существовавшему здесь монастырю коптов), находится на дне природного каменного амфитеатра у подножия скалы. Эта священная долина была посвящена богине Хатхор, божеству с многочисленными атрибутами, но также связанному с заупокойным культом фиванского некрополя. В Дейр эль-Бахри было сооружено не менее трех храмов, расположенных вплотную один рядом с другим и посвященных соответственно фараонам Ментухотепу II, Хатшепсут и Тутмосу III.
Реконструкция вида храмов Дейр эль-Бахри во времена Тутмоса III.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Храмы Дейр эль-Бахри сегодня:
с высоты птичьего полета…
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках
…и со скальной тропы из Долины Царей.
Храм Ментухотепа
Царь Ментухотеп II (первый правитель XI династии, которому приписывается воссоединение Египта) первым построил храм, посвященный богине Хатхор, в священной долине. В отличие от других храмов Западных Фив, храм Ментухотепа II был настоящим заупокойным храмом, где умерший царь, обожествленный и почитаемый вместе с Амоном-Ра, был объектом поклонения в соответствии с новой теологической концепцией, которая впоследствии распространилась на храмы Миллионов лет Нового царства.
План храма Ментухотепа II.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Архитектурная новизна храма Ментухотепа II состоит в его многоэтажном плане. Дорога процессий начиналась от Храма долины и вела в огромный двор с создающими тень деревьями, высаженными параллельными рядами.
От двора начинался пандус, который шел через колоннаду к террасе, в центре которой находилась мастаба. На двор также выходил подземный туннель, ведущий к кенотафу, расположенному точно под мастабой.
В 1900 г. лошадь, на которой ехал Говард Картер, будущий первооткрыватель гробницы Тутанхамона, споткнулась. Так случайно был обнаружен вход в туннель, известный теперь как «Дверь лошади». В кенотафе Картер обнаружил знаменитую статую Ментухотепа из расписного песчаника, которая теперь хранится в Каирском музее.
Навилль, первый исследователь храма, считал, что храм был увенчан пирамидальной конструкцией.
В наше время большинство ученых склоняется к мнению, что такой пирамиды не было.
Возможно, сверху был холм, с высаженными на нем ивами черет – священными деревьями Осириса.
К западу от террасы и мастабы находился второй двор, окруженный колоннами и ведущий к скалистому святилищу, отведенному для царского культа, и к комплексу шести заупокойных часовен и шести гробницам царских невест и принцесс. Также во втором дворе был найден вход в другой длинный подземный туннель, ведущий в погребальную комнату, высеченную в горе в соответствии с концепцией, которая в конце концов нашла широкое применение в гробницах Долины Царей.
Храм Хатшепсут
Скульптурный портрет Хатшепсут, дочери Тутмоса I, из Дейр эль-Бахри (сейчас находится в Каирском музее). После смерти брата, Тутмоса II, Хатшепсут на 21 год стала регентшей при своем пасынке Тутмосе III, присвоила себе мужской титул Царь Верхнего и Нижнего Египта и повелела изображать себя с мужскими атрибутами (в частности, с накладной бородой).
Храм Хатшепсут, который носил имя «Джесер-Джесеру», «cвященнейший из священных», в настоящее время является наиболее внушительным сооружением Западных Фив. Храм, пришедший в руинообразное состояние, был раскопан в 1891 г. египтологом Навиллем, который первым предпринял попытку его реконструкции, позже эти попытки были продолжены Уинлоком и Барэзом, а много лет спустя Польским центром средиземноморской археологии, который проводит работы на этом месте с 1961 г. и по сей день. Эта хорошо документированная работа по реконструкции вновь придала памятнику тот грандиозный вид, который был свойственен ему в древние времена.Строительство храма Хатшепсут заняло 15 лет, но изучение памятника выявило, что первоначальный проект претерпел значительные изменения в ходе строительных работ. Место, избранное Хатшепсут для своего храма, было результатом точных расчетов – храм находился на оси карнакского храма Амона, и при этом на расстоянии всего лишь нескольких сотен метров по прямой от гробницы, которую царица повелела соорудить для себя в Долине Царей (KV 20) с другой стороны горы.
Как и в случае с храмом Ментухотепа II, храму Хатшепсут предшествовал ныне утерянный храм в долине, который был построен на берегу канала, связанного с Нилом. Отсюда начиналась обрамленная двумя рядами сфинксов дорога процессий, которая вливалась в первый двор, ограниченный на западе портиком с 22 колоннами, с двумя осирическими колоссами по бокам, представлявшими царицу и украшенными барельефами, которые в южной части (портик обелисков) иллюстрировали перевозку двух больших гранитных обелисков из Асуана и их воздвижение в карнакском храме, а в северной части (портик охоты) – ритуальные сцены охоты и рыболовства.
План храма Хатшепсут.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Вид на храм Хатшепсут со скалы
Общий замысел храма приписывается Сенмуту, «Верховному Распорядителю Амона», чья личная гробница была построена под первой террасой храма.
Сенмут хотел, чтобы сооружение вписывалось в окружающий пейзаж; в этом отношении он, очевидно, вдохновлялся концепцией строителей храма Ментухотепа. (Виктор Солкин подсказывает, что еще одним источником вдохновения служил террасный заупокойный храм царицы Яхмес-Нефертари в Абидосе.)
В древние времена от Нила к нижней террасе тянулась аллея сфинксов, сохранились пни высаженных вдоль нее деревьев. Табличка ручается, что это остатки тех самых драгоценных мирровых деревьев, что были привезены царицей из страны Пунт.
Часовня Хатхор
Схема часовни Хатхор.
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей.
Вид на часовню с тропы из Долины Царей.
Вход в часовню – со стороны портика Пунта храма Хатшепсут.
Хатхорические колонны
Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы.
Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.
Традиционный орнамент: «… вся жизнь, стабильность и власть … вся жизнь, стабильность и власть …»
Немного однообразно, но зато по-царски жизнеутверждающе.
Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор.
Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями.
Это речные гребные суда, морские парусники мы увидим чуть позже.
Экспедиция в страну Пунт
p-wn-(n)-t
Самые интересные барельефы храма Хатшепсут иллюстрируют знаменитую морскую экспедицию в таинственную страну Пунт, снаряженную царицей. Египтяне предпринимали более или менее регулярные походы в страну Пунт еще со времен Древнего царства, главным образом для импорта ладана и мирра – сырья, отсутствовавшего в Египте, но необходимого для отправления религиозных культов (воскурения, мумификация) и использовавшегося в египетской медицине. Реальное географическое положение страны Пунт точно не известно. Логично предположить, что Пунт, который древние египтяне называли «Страной Бога», располагался на берегах Красного моря.
Учитывая довольно скромные навигационные навыки древних египтян (они были гораздо более опытными в речной, чем в морской навигации) и сравнивая среднюю скорость корабля в эту эпоху (приблизительно 3-4 узла) со временем, потребовавшимся на совершение экспедиции (около 30-40 дней пути по побережью при попутных северных ветрах, и около 3 месяцев обратного пути на веслах против ветра), представляется очевидным, что страна Пунт не могла находиться дальше мыса Гвардафуй. Наиболее вероятно, что она располагалась на побережье между Эфиопией, Эритреей, Джибути и Сомали.В этих широтах, как на африканском, так и на арабском побережье, действительно произрастают растения, из которых производятся ладан и мирра (босвеллия и коммифора), а они были самыми важными товарами страны Пунт. Изучение различных археологических объектов, привезенных из Пунта, демонстрирует их несомненное африканское происхождение. Барельефы демонстрируют много образцов тропической морской фауны, типичной для Красного моря, включая пресноводную и морскую рыбу. Это наводит на предположение о том, что страна Пунт располагалась в устье реки.
Сюжеты портика Пунта по Дж.Х. Брестеду (1962).
Ниже для ориентировки будем указывать номера по этой схеме [ в квадратных скобках ].
Источник: А.Силиотти. Египет. Долина Царей. + небольшая правка нумерации.
Раскрашенные барельефы с длинным текстом детально описывают путешествие вдоль берегов Красного моря (которое в древности называлось Великим Зеленым морем), прибытие в Пунт египетских судов, рисуют местные свайные жилища, растения и животных, жертвы и подарки, поднесенные царю и царице Пунта, повествуют о погрузке на борт кораблей важных материалов и сырья, весьма нужных египтянам: корицы, ароматического дерева, золота, смолы, мехов, но, прежде всего, «антиу» и «сенеджер» (мирры и ладана), о чем рассказывается в тексте, описывающем эту сцену: «Корабли были нагружены огромными грудами чудес страны Пунт: всевозможным драгоценным деревом Страны Бога, массой камеди мирра и живыми мирровыми деревьями, эбеновым деревом и чистой слоновой костью, зеленым золотом Аму, ароматическим деревом, которое называется «тишепес» и «хесит», ароматами, ладаном, сурьмой, бабуинами, мартышками и собаками, шкурами пантер с Юга, туземцами и их сыновьями…».Изобразив возвращение экспедиции в Фивы и взвешивание важных товаров, барельефы подходят к концу северной части портика, рисуя прибытие бога Амона в Дейр эль-Бахри по случаю «Прекрасного праздника Долины». Царица обращает к Амону длинную речь, подчеркивая значимость своего предприятия, которое сделало возможным открытие пути в Пунт. Затем барельефы живописуют ответную речь Амона, Господина Карнака, который, вознеся хвалы царице за все ее действия и за успех экспедиции, говорит, что он был рад, т.к. драгоценные товары из Пунта подтвердили, что он создал эту землю «на радость своему сердцу» и обеспечил конечный успех трудной экспедиции, чтобы получить выгоду от «всех хороших и красивых вещей из Страны Бога», удовлетворенный тем, что Хатшепсут таким образом исполнила его волю и почла своего божественного отца. Известно, что 31 мирровое дерево было доставлено в Египет в хорошей сохранности. Они были высажены в саду Амона в храме Карнака, хотя иные климатические условия, вероятно, помешали растениям прижиться, что позже заставило Тутмоса III и еще позже Рамсеса III предпринять новые экспедиции в Пунт.
Похоже, что в сценах, где действие происходит в Пунте, движение справа налево всегда отражает направленность из Египта в Пунт – так ориентированы корабли в нижней части, так же движутся египтяне, дарующие товары правителям Пунта. Тогда подписи на схеме Брестеда не совсем точны (во всяком случае, в русском переводе книги Силиотти):
– сцена [1] изображает скорее не отплытие флота из Египта, а его прибытие в Пунт – корабли направлены к земле, расположенной слева, два прибывших корабля уже спустили паруса; лодка привязана к мирровому дереву;
– сцена [5] вряд ли изображает подношения царям Пунта – процессия движется слева направо; в числе даров несут мирровые деревья, ведут обезьян и пантер.
Полностью здесь: Храм Хатшепсут
Источники:
http://www.bellabs.ru/Egypt/Hatshepsut.html
http://www.country.alltravels.com.u…_of_tsarina_Ha/
vasily-sergeev.livejournal.com
Восхитительный Луксор: храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут, фото которого можно найти в каждом путеводителе по Египту, не менее живописен, чем пирамиды. Да что там говорить о грудах камней – гробницах тщеславных правителей долины Нила, когда заупокойный храм первой женщины-фараона приводит в восторг своей красотой и величием. Все в нем особенное: расположение, архитектура, способ постройки, убранство. Но обо всем по порядку.
Храм царицы Хатшепсут вы найдете в удивительном месте: неподалеку от скал Дейр-эль-Бахри. Это довольно сложная конструкция, высеченная в горной породе. У входа в многоэтажное здание расположились прямоугольные колонны.
Хатшепсут – не только первая царица древней страны, она одна из семи правительниц, о которых знает история. Все остальные фараоны были мужчинами, поэтому ей было особенно трудно не только получить власть, но и удержать ее в своих руках. Дочь Тутмоса I, жена Тутмоса II и тётя Тутмоса III, она отличилась тем, что мирно руководила огромным царством, отстраивала его и поднимала. Вот почему ее так любит весь Египет. Храм царицы Хатшепсут по достоинству представляет величие ума и дальновидность фараона. Он рассказывает о безупречном вкусе одной из самых прекрасных женщин (так она сама себя называла).
Джесер Джесеру (священнейший из священных), или же, по-простому, храм царицы Хатшепсут, можно найти на широкой аллее, которая охраняется бараноголовыми сфинксами. Ранее весь комплекс имел яркое оформление, а перед зданием был разбит огромный сад. В нем росли редкие растения, а два голубых озера (также почитавшиеся как священные) радовали глаз.
Сам храм царицы Хатшепсут состоит из трех открытых площадок (или террас), увенчанных колоннами и соединенных между собой наклонными дорогами (пандусами). Стены декорированы традиционным рельефом, который символизировал Верхний и Нижний Египет, их единство (первый этаж). На втором этаже можно увидеть композицию, рассказывающую о рождении царицы, ее божественном происхождении. Сама Хатшепсут часто изображается в мужском образе: в соответствующей одежде, с накладной бородой. Этим она желала подчеркнуть законность своей власти, свое право на престол. Стены храма также увековечили деяния царицы: ее экспедицию в сказочно богатую страну Пунт, военную кампанию.
Имеет храм царицы Хатшепсут святилища Анубиса и Хатхор, а верхняя его часть полностью посвящена богам. Святилище Амона-Ра каждый год принимало важный праздник, поскольку сюда привозили статую Амона из Карнака. Прекрасный Праздник долины запечатлен на стенах здания. Он символизировал циклическое возрождение новой жизни.
Создателем восхитительного заупокойного храма первой египетской царицы принято считать архитектора Сенмута. Он был фаворитом фараона и воспитателем ее дочери, а его изображение можно также найти на стенах. После смерти Хатшепсут на территории комплекса хоронили важных жрецов, появлялись новые рельефы, статуи. Сюда приезжали люди с чаяньями о выздоровлении, осуществлении заветной мечты. И хотя многие детали декора были вывезены из Египта, понемногу роскошный храм возрождается благодаря усилиям реставраторов.
fb.ru
Храм Хатшепсут в Луксоре – описание экскурсии и фото
Содержание:
Храм Хатшепсут находится у основания скалы Дейр-эль-Бахри. Фото его легко отыскать в сети Интернет. Этот храмовый комплекс, расположенный в Луксоре, во многом разнится с храмами других властителей Древнего Египта. Гробница царицы Хатшепсут была столь же нетривиальна, как и сама личность и появление на политической и исторической арене единственной женщины-фараона Страны пирамид.
Личность царицы
Царица Хатшепсут — дочь фараона Тутмоса I и его супруги Яхмес, а также сводная сестра и супруга Тутмоса II. Его царствование продлилось около 7 лет, и он успел оставить наследника – Тутмоса III, своего сына от другой женщины. После смерти правителя Тутмос III был еще совсем молод и не мог руководить страной, и Хатшепсут стала регентом при малолетнем правителе. Однако гордость и тщеславие не позволили ей стать всего лишь управляющей, и вскоре женщина провозгласила себя единственной владычицей Египетского государства. И те 15 лет, что она стояла у руля Египта, стали одной из самых впечатляющих страниц в истории правления XVIII династии. Под руководством Хатшепсут проходили успешные военные кампании и Азии и Нубии, а на 9 году ее царствования произошла знаменитая экспедиция из Египта в Пунт (точное местонахождение этой загадочной страны не известно до сих пор, возможно, что это территория современного Сомали). Во время царствования этой мудрой и деятельной правительницы возводилось множество храмов и памятников, совсем немногие из которых пощадило время.
Архитектурные особенности храма
Эта женщина была необычна во всех своих проявлениях, и настолько же оригинален ее погребальный храмовый комплекс в Луксоре. Храм находится на значительном удалении от построек других царей, возведенных в фиванском некрополе. На границе пустыни и плодородной земли был возведен огромный пилон, от которого шла тропа к храму. Сам храм царицы Хатшепсут – это настоящее чудо инженерной мысли, на которое только были способны зодчие Древнего Египта. Он был создан в известняковых скалах Дейр-эль-Бахри и включал три большие террасы, которые располагались одна над другой. На каждой из террас располагался двор, помещения с колоннами и святилища, которые уходили далеко в толщу скалы.
Такое строение храма и его расположение внутри скалы Дейр-эль-Бахри вовсе не случайны. Дело в том, что неподалеку находится похожий храм, построенный фараоном XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этого царя считают основателем фиванской династии. Таким образом Хатшепсут выражала почтение и демонстрировала преемственность поколений, доказывая те самым свое законное право на престол Египта.
На стенах храма Хатшепсут в Луксоре изображены рельефы, в полной мере отражающие мироощущение жителей Страны Пирамид. На стенах южной части нижнего портика нарисована доставка обелисков, которые предназначались для постройки храма Амона в Карнаке. На стенах северного портика изображены сюжеты, действие которых происходят в зарослях тростника, ассоциирующегося с Нижним Египтом. Идея объединения Верхних и Нижних земель Египта проскальзывает еще раз на перилах пандуса, который соединяет второй и третий ярусы храма Хатшепсут. Внизу эти лестницы украшены изображением огромной кобры, хвост которой поднимается по верхней части перил. Эта змея — олицетворение богини Уаджет, покровительницы Нижнего Египта. Над ее головой находится изображение Гора – одного из важнейших божеств Верхнего Египта.
Главный сюжет рельефов северного портика храма – история божественного появления на свет царицы Хатшепсут. По легенде, бог Солнца Амон Ра принял облик отца женщины и вошел в опочивальню ее матери Яхмес. Пока она была в положении, боги одарили Хатшепсут твердым характером, столь нужным для управления страной. Завершает композицию сцена божественного рождения правительницы.
Лишив власти своего пасынка Тутмоса III и захватив престол, фараон Египта Хатшепсут так и не сумела освободиться от сомнений по поводу законности своего восхождения на царский трон. И хотя она доказала свою мудрость и способность грамотно управлять страной, традиции велели занимать престол только мужчинам. Именно поэтому женщина изображалась на рисунках в мужских одеждах и с искусственной церемониальной бородкой. И каждая из колонн-портиков храма, возведенного ею, была дополнена статуей правительницы в образе бога Осириса, в белых одеждах, с руками, скрещенными на груди. В них находились символы власти фараона – посох и цеп. Побывав в храме, обязательно сделайте фото этих статуй на память – они словно застыли в веках.
Композиция южного портика второго яруса храма Хатшепсут – это рассказ об известном походе в Пунт. Если верить хроникам, эта затея была настолько масштабной, что жители Пунта, едва увидев войско и флот, тут же сдались без боя и признали свое государство колонией Египта. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри эта кампания изображена в мельчайших подробностях.
По сторонам от портиков были возведены святилища Анубиса – покровителя загробной жизни, и Хатхор – древнеегипетской богини любви. Само место Дейр-эль_Бахри издревле было посвящено Хатхор. Оба святилища включают 12 гипостильных залов и множество ритуальных помещений, уходящих далеко в скалу.
Верхняя часть храмового комплекса посвящена богам, подарившим жизнь и землям Египта, и его правителю. Здесь находится сердце постройки – святилище Амона Ра, главная часть храма в Дейр-эль-Бахри.
Посмертная судьба женщины-фараона
Хатшепсут не жалела ни времени, ни средств на строительство своего храма. Грандиозный замысел, по которому возведен этот погребальный дворец, принадлежит архитектору Сененмуту, фавориту царицы. Его изображения также встречаются на стенах храма.
После того как эта великая женщина умерла, трон вновь перешел к Тутмосу III, люто ненавидевшему Хатшепсут за то, что она отняла у него престол на долгих 15 лет. Он приложил все усилия, чтобы стереть из памяти людей и из истории все упоминания о ней. Мумия Хатшепсут долгое время считалась пропавшей, пока в 2007 году не была случайно обнаружена в Каирском египетском музее.
Несмотря на это, заупокойный храм царицы Хатшепсут оставался важнейших религиозным центром. Здесь были захоронены знатные фамилии жрецов, сюда приводила больных людей, желающих исцелиться, вера в святость этого места. И сегодня на стенах храма можно встретить надписи с просьбами исцелить от болезней.
После принятия христианства храм Хатшепсут стал церковью, но позднее был заброшен, и сегодня все, что осталось от него – руины, безмолвное напоминание о некогда процветающем Древнеегипетском царстве.
Археолог Эдуард Навилль, проводивший раскопки в этой области в 1891 году, даже не представлял, что храм царицы Хатшепсут когда-нибудь можно будет отстроить заново. Но, несмотря ни на что, в 1961 году реставраторы из Польши начали работы по восстановлению, которые не прекращаются и сегодня. Именно благодаря их стараниям, храм Хатшепсут снова обрел третью террасу, а также восстановлены статуи царицы в образе бога Осириса. К сожалению, современные фото храма не могут передать той мощи и величия, которые уже много тысячелетий хранят эти стены.
Еще по теме
Достопримечательности солнечной Хургады
Достопримечательности оазиса Бахария
«Гранд Аквариум» в Хургаде
Древний оазис Египта Сива
Самые известные мечети Каира
Мечеть Аль-Азхар в Каире – история и особенности
Обзоры популярных отелей Египта по городам
Подробные обзоры египетских отелей с фотографиями и отзывами!
5 звезд
4 звезды
3 звезды
egyptfan.ru