Хепри атум ра – Настоящая заметка о Бог Египта Хепри-Атум-Ра из рубрики Мифология Египта

Атум — Википедия

Атум

Бог первотворения и солнца
Мифология древнеегипетская религия
Толкование имени Завершённый
Латинское написание Atem, Atum, Tem, Tum
Пол мужской
Отец Нун
Мать Наунет
Супруга Иусат
Дети Шу, Тефнут
 Иллюстрации на Викискладе

Атум (егип. jtm(w) или tm(w) — завершённый)[1] — бог-демиург в древнеегипетской мифологии, сущность бога солнца Ра, один из ранних божеств древнеегипетской мифологии[1]

.

Содержание

  • 1 Мифология
  • 2 Изображение
  • 3 Культ
  • 4 См. также
  • 5 Примечания

Атум создал себя сам и существовал один в начале времён, плавая в первозданных водах хаоса Нуна[1]. Прародитель Эннеады[2], создавший, выплюнув изо рта, близнецов влагу 

ru.wikipedia.org

Ра-Атум — Хамсин. Блог Виктора Солкина

«…Хвала тебе, Ра-Атум, идущий упокоиться на полях священных горизонта западного,
Воссоединяющийся с полями своими в горе западной с уреями вздымающимися вокруг тебя.
Привет тебе, в мире, Ра, око Атума воссоединилось с тобой, скрыт ты в кольцах его.
Отвело оно раздор от тебя и сделало тебя превосходным во всей жизни.
Объединило оно защиту твою вокруг тела твоего.
О вы, боги, ликующие у Владыки всего сущего, поднимающие восхваления до него,
Пока не спустится он до престола своего на Западе,
Возьмите оружие ваше, чтобы отразить восстания,
Поразите противников Ра.
Ликуют божества западные, схватив канат Вечерней ладьи.
Приходят они в радости: «в мире, в мире, Ра-Хорахте», говорят боги в месте тайном.
Западные [говорят] «берегись, земля», когда сопровождают они на Запад.
Ты спускаешься, Ра, к месту своему, своему престолу на Западе,
Чтобы судить тех, кто в мире ином,
Чтобы создать облик тех, кто в мире ином,
Ибо ты тот, кто [приносит] здоровье тем, кто в горе западной.
Привет тебе, когда входишь ты в землю, которую ты сотворил,
Пребывая в диске своем солнечном.
Умиротворяет царь взгляд тех существ торжествующих,
Что поднимаются из земли при приближении твоем,
Когда ликуют те, кто в ладье Вечерней.
Да дашь ты мне пропитание, наделишь жизнью, упрочишь меня среди спутников Ра,
Повергнешь всех врагов моих среди мертвых и среди живых…»

Фрагмент заклинания из текста восхваления двенадцатого часа дня. Из храма Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

(с) перевод мой, 2006
(с) Хепри-Ра-Атум в облике триединого Солнечного божества. Рельеф из святилища Ра-Хорахте в храме Сети I в Абидосе. Фото мое, 2007.

victorsolkin.livejournal.com

Атум — бог солнца и творец мира

Атум — защитник и отец фараонов
Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог солнца, творецмира, глава гелиопольской эннеады (девятки главнейших гелиопольских божеств).

В «Текстах Пирамид» об Атуме говорится как создателе Вселенной и отце египетского божественного пантеона. Он почитался не только как отец богов, но также и как отец фараонов.

Атум — главный бог Гелиополя

Город Гелиополь (Гелиополис), располагавшийся недалеко от современного Каира, был одним из важнейших религиозных, культурных и государственных центров Древнего Египта. Мифологические образы, родившиеся здесь, впоследствии распространились по всему Египту. Многие местные божки приобрели статус общенациональных божеств. А Атум, бывший главным божеством Гелиополя, приобрел особую значимость. Слова «Сын Aтума» было включено во многие титулы фараона; эта традиция сохранилась и после того, как фараоны приняли на себя титул «Сыновей Ра.»

Атум — олицетворяет единство Верхнего и Нижнего ЕгиптаОбычно он изображался в виде человека (часто старика) с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Но изображался также и виде его священных животных: льва, быка, мангуста (ихневмона), ящерицы, обезьяны и навозного жука (скарабея). Последний образ не должен смущать современного читателя — скарабей у египтян был символом солнца, что, в свою очередь, было порождено тем, что скарабей упорно катил по пустыне свой навозный шарик, так напоминающий своей формой благодатное солнце.

Как следует из гелиопольских взглядов на природу мироздания, египетский бог Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма – Бен-Бена, появившегося из водяного хаоса — Нуна, затем оплодотворил себя, проглотив собственное семя, породил, выплюнув из себя, Шу (бог воздуха) и его женское дополнение Тефнут (богиня влаги), от которых затем произошли остальные божества эннеады (Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида). Отдельно почиталась рука Атума как богиня Иусат (иногда она описывается как его тень).

В Мемфисе считали, что его происхождение связано с таким божеством, как Птах (Пта), их образы часто отождествлялись. В мемфисских преданиях он сливается также и с Хепри. Хепри-Атум в некоторых «Текстах пирамид» называется «создателем Осириса». Сближался он и с Аписом-Осирисом.

Бог, забирающий фараона на небо

По представлениям Древнего царства египетский бог Атум забирал душу умершего фараона из пирамиды на звездные небеса, что позволяло земному владыке начать свою вечную загробную жизнь уже в качестве бога-небожителя.

То есть Атум играет важную роль в религиозно-идеологическом обосновании строительства пирамид в Древнем Египте и обеспечении бессмертия фараонов.

Позже он становится защитником не только для фараона, но и всех умерших во время их путешествия в загробном мире.

Атум — бог солнца

Атум-Ра в облике мангуста. 6-4 вв. до н.э. Музей Кунсткамера. Вена.Хотя Aтум — такое же божество солнца, как и Ра, они были вначале отдельными божествами. Это и понятно, поскольку в каждой местности были свои божественные персоналии. Вслед за объединением земель, происходило и определенное «объединение» богов. Уже «Тексты пирамид» из Древнего царства определенным образом соединяют эти две персоналии в Ра-Атум.

Египетские священники связали различных богов солнца с различными фазами солнца. Хепри стал утренним солнцем, а Атум стал считаться вечерним солнцем.

Согласно космогоническим взглядам, содержащихся в «Книге мертвых», именно это божество в конце времени разрушит все, что само создало, вернув мир к исходному состоянию, в котором он пребывал до акта создания, — первичному океану. Там он, превратившись в змею, будет жить с Осирисом.

В эпоху Нового царства постепенно его культ оттесняется и сливается с культом Ра, принявшим на себя атрибуты этого древнего солнечного божества.


Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

Атум — бог солнца и творец мира

Атум — защитник и отец фараонов
Атум – древнейшее божество г. Гелиополя, бог солнца,

творецмира, глава гелиопольской эннеады (девятки главнейших гелиопольских божеств).

В «Текстах Пирамид» об Атуме говорится как создателе Вселенной и отце египетского божественного пантеона. Он почитался не только как отец богов, но также и как отец фараонов.

Атум — главный бог Гелиополя

Город Гелиополь (Гелиополис), располагавшийся недалеко от современного Каира, был одним из важнейших религиозных, культурных и государственных центров Древнего Египта. Мифологические образы, родившиеся здесь, впоследствии распространились по всему Египту. Многие местные божки приобрели статус общенациональных божеств. А Атум, бывший главным божеством Гелиополя, приобрел особую значимость. Слова «Сын Aтума» было включено во многие титулы фараона; эта традиция сохранилась и после того, как фараоны приняли на себя титул «Сыновей Ра.»

Атум — олицетворяет единство Верхнего и Нижнего ЕгиптаОбычно он изображался в виде человека (часто старика) с двойной короной на голове и назывался «владыкой обеих земель», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его сущностную связь с фараоном. Но изображался также и виде его священных животных: льва, быка, мангуста (ихневмона), ящерицы, обезьяны и навозного жука (скарабея). Последний образ не должен смущать современного читателя — скарабей у египтян был символом солнца, что, в свою очередь, было порождено тем, что скарабей упорно катил по пустыне свой навозный шарик, так напоминающий своей формой благодатное солнце.

Как следует из гелиопольских взглядов на природу мироздания, египетский бог Атум сотворил себя сам, воплотившись в образе первобытного холма – Бен-Бена, появившегося из водяного хаоса — Нуна, затем оплодотворил себя, проглотив собственное семя, породил, выплюнув из себя, Шу (бог воздуха) и его женское дополнение Тефнут (богиня влаги), от которых затем произошли остальные божества эннеады (Геб, Нут, Осирис, Исида, Сет и Нефтида). Отдельно почиталась рука Атума как богиня Иусат (иногда она описывается как его тень).

В Мемфисе считали, что его происхождение связано с таким божеством, как Птах (Пта), их образы часто отождествлялись. В мемфисских преданиях он сливается также и с Хепри. Хепри-Атум в некоторых «Текстах пирамид» называется «создателем Осириса». Сближался он и с Аписом-Осирисом.

Бог, забирающий фараона на небо

По представлениям Древнего царства египетский бог Атум забирал душу умершего фараона из пирамиды на звездные небеса, что позволяло земному владыке начать свою вечную загробную жизнь уже в качестве бога-небожителя.

То есть Атум играет важную роль в религиозно-идеологическом обосновании строительства пирамид в Древнем Египте и обеспечении бессмертия фараонов.

Позже он становится защитником не только для фараона, но и всех умерших во время их путешествия в загробном мире.

Атум — бог солнца

Атум-Ра в облике мангуста. 6-4 вв. до н.э. Музей Кунсткамера. Вена.Хотя Aтум — такое же божество солнца, как и Ра, они были вначале отдельными божествами. Это и понятно, поскольку в каждой местности были свои божественные персоналии. Вслед за объединением земель, происходило и определенное «объединение» богов. Уже «Тексты пирамид» из Древнего царства определенным образом соединяют эти две персоналии в

Ра-Атум.

Египетские священники связали различных богов солнца с различными фазами солнца. Хепри стал утренним солнцем, а Атум стал считаться вечерним солнцем.

Согласно космогоническим взглядам, содержащихся в «Книге мертвых», именно это божество в конце времени разрушит все, что само создало, вернув мир к исходному состоянию, в котором он пребывал до акта создания, — первичному океану. Там он, превратившись в змею, будет жить с Осирисом.

В эпоху Нового царства постепенно его культ оттесняется и сливается с культом Ра, принявшим на себя атрибуты этого древнего солнечного божества.


Также интересно будет посмотреть:

piramidavorever.ru

АТУМ

[ егип. — tm, аналог семит. tmm — быть несуществующим (отсюда семит. Тиамат — олицетворение первичной бездны) и в то же время исчерпывающая полнота], одно из наиболее распространенных в егип. религии имен бога-творца в его солнечном образе с начала письменности (в т. ч. и в личных именах). А.- заходящее солнце, прошедшее полноту дня. В стеле царя Антефа (ок. 2100 до Р. Х.) он именуется как «тот, кто светит светом вечерним» и олицетворяет образ умирающего дневного светила, как и Ра. А. и Ра, т. о., иногда сливаются в одном имени Ра-Атум, но могут на первый взгляд и противопоставляться, напр.: «Был Ра владыкой двух восьмериц (богов), а владыкой людей был Нефертем (nfr tm — благая полнота, цветущий Атум)» (Pyr. 483). Ра под именем дающего жизнь Солнца объявляется владыкой чистых бессмертных духов, под именем же А.- царем смертного человечества. Египтяне верили, что бог, обрекая людей на смерть, возродит их к новой жизни, когда, побеждая тьму ночи, взойдет утреннее солнце Хепри-Ра. «Я — утром Хепри, Ра — в полдень, Атум — вечером»,- поясняется в Текстах Пирамид. «Они (боги.- А. З.) вводят тебя в бытие, как входит в бытие Ра в имени его Хепри; ты проплываешь близ них, как Ра в имени его Ра; ты отворачиваешь от них лик свой, как Ра в имени его Атум» (Pyr. 1695),- говорится о человеке, победившем смерть и соединившемся с богом. В егип. эсхатологии все части тела прошедшего через смерть человека отождествлялись с А., чем, по-видимому, достигались 2 цели: обожение, когда все тело воскресшего и бог — одно, и полнота, целостность, что выражено через понятие «tm». Смерть разрушительна, а все части тела воскресшего целостны, следов., и сам человек жив: «О Унас! Ты не приходишь мертвым, ты приходишь живым. Воссядь на престоле Осириса. Скипетр твой в деснице твоей… Руки твои — Атум. Плечи твои — Атум. Чрево твое — Атум… Сколь прекрасным стало твое бытие! О Унас, воскрес ты (букв. «стал Aтумом».- А. З.) среди братьев твоих богов. Свершилось!..» (Pyr. 134-135, 221a-b).

Распространенная в научной среде во 2-й пол. ХХ в. идея о вытеснении почитания А. культом Ра в связи с воцарением V Гелиопольской династии (по мнению Х. Кееса, основанная на тексте сказки папируса Весткар (вид. XII дин.)) в наст. время имеет мало сторонников. Г. Франкфорт полагает, что «Атум и Ра суть два различных аспекта единого бога, являющего себя в Солнце» (Frankfort. P. 379). По мнению В. Барты и Х. Гёдике, во времена Древнего Царства существовало представление о том, что «энергийное проявление Ра, пребывающего в покое Абсолюта» явилось в «понятии Ра-Атум, т. е. Солнце Атума» (Goedicke. P. 207). В ранние периоды египет. истории было наиболее известно имя «А.», позднее оно заместилось именем Амон, к-рое в сочетании Амон-Ра стало наименованием бога-творца, тем не менее и А. продолжало употребляться до последних веков египет. язычества во времена Нового Царства, что отразилось, напр., в молитвах из папируса Анастаси II (Pyr. Anastasi II, 9,2-10,1): «Приди ко мне, о Ра-Хор-ахти, водительствуй мною. Ты тот, кто творит и нет никого, творящего без тебя, чтобы ты не был с ним. Приходи ко мне, о Атум, каждый день! Ты — царствующий Бог!» (цит. по: Gardiner. P. 16).

. .

Ист.: Sethe K. Die altägyptischen Pyramiden texten. Lpz., 1908-1922. Bd. 1-4; JNES. 1943. N 2. P. 258-259. Рl. 36. Лит.: Gardiner A. H. Late-Egyptian Miscellanies. Brux., 1937. P. 16; Frankfort H. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. Chicago, 1948. P. 379; Kees H. Der Götterglaube im Alten Ägypten. B., 19562; Barta W. Untersuchungen zum Götterkreis der Neunheit // Münchner Ägyptologische Studien. Münch.; B., 1973. Bd. 28; Goedicke H. Unity and Diversity in the Oldest Religion of Ancient Egypt // Unity and Diversity. Baltimore; L.,1975. P. 207; Myslewiec K. Studien zum Gott Atum. Hildesheim, 1978-1979. Vol. 2.

Зубов

www.pravenc.ru

Ра – Філософія і Релігієзнавство

 (Амон, Амон-Ра, Ре, Хепри, Атум)

Самый главный бог Египта, бог солнца, царь богов. Создал сам себя из первичного океана. Создатель земли и неба. Иногда имеет имя Амон-Ра. Как бога Амона сильно почитали в Верхнем Египте, он был богом ветра. До объединения Египта считалось, что Ра и Амон два разных бога, затем они слились воедино и бог стал Амон-Ра.

Считается, что все фараоны Египта – сыновья Ра. Он ездит по небу на своей лодке, каждый день освещает землю. Вечером же, согласно легендам Египта, Ра спускается в подземный мир и ведет борьбу с силами зла. Не было еще, чтобы Ра проиграл сражение. Победив, он снова возвращается на лодке в небо и продолжает освещать землю. Является главным судьей в мире богов и в земном мире.

Солнечный диск не единственный атрибут бога солнца Ра. Скипетр уас постоянно находится рядом с ним. Это символ могущества и силы.

Стихией этого бога является огонь, а главными цветами – красный, оранжевый, желтый, золотой. С Ра в Древнем Египте было связано много праздников. Праздновался первый день года, шестой и седьмой день каждого месяца. Все они посвящались Ра.

Изображается с головой сокола, его символом является солнце. В зависимости от времени суток, времени года и города, в котором его почитали, изображался Ра по-разному. Днем Ра был мужчиной с солнечным диском на голове, ночью овном или котом, способным убить змея.  Также днем Ра изображали младенцем, львом или белым теленком. Лиц у него много, также как много и имен. Но остается неизменным одно: везде он самый главный из всех богов, он их царь. Ра имеет необычное око, которое позднее называется оком Ра. Это око может принимать разные обличия и вычислять ложь.

По мифам и легендам Ра приносит бессмертие не только фараонам, но и всему государству. Только через фараона. Символом бессмертия в Египте считалось солнце, поскольку оно «умирало» и «возрождалось». Амон-Ра бог солнца, бог бессмертия. Еще Ра почитали и потому, что солнце нужно было для успешного сельского хозяйства. Без Ра невозможна жизнь на земле.  Как и солнце, этот бог принимает множество обличий. Именно Ра дает миру развиваться, именно он позволяет нашему миру существовать.  Согласно легендам и писаниям Египта Ра является родителем Шу (воздух) и Тепфнут (влага). Уже от этих богов родились Геб (земля) и Нут (небо). Им Ра приходится дедушкой. Исиде и Осирису (благому началу), а также Сету и Нефтиде (злому началу) Ра приходится прадедушкой.  Городом бога Ра является Гелиополь. Именно этот солнечный город столица культа Ра.

Портал ФИР

tureligious.com.ua

Атум | Боги египетской мифологии

Назад к разделу

Атум

Атум — бог первотворения в древнеегипетской мифологии. Он символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию, Атум, создавший сам себя, возник вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся) из первичного хаоса — океана Нуна (иногда его называют отцом Атума).

 

Атум возник из первичного хаоса в образе змея или ихневмона, но обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта), иногда изображался в виде старика.

 

Он является персонификацией первоначального хаоса, из которого вышло все сущее. Он «самовозникающий»; перед тем, как небо отделилось от земли, он был «единым хозяином». В «Текстах Пирамид» он появляется как первоначальная гора; также и в образе скарабея, который, по-видимому, появляется из-под земли, если о нем подумать. Атуму посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой представления бога может быть змея как хтоническое животное.

 

В «Книге Мертвых» Атум говорит Осирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею.

 

Подобно остальным демиургам, он воплощает в себе как женское, так и мужское начало. Рука Атума — богиня Иусат. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов воздух — Шу и влагу — Тефнут, от которых произошли земля — Геб и небо — Нут. От последних рождаются Осирис, Исида, Сет и Нефтида.

 

Атум — бог-творец мира (демиург) и бог солнца, страж мирового закона. Во многих текстах он называется Атум-Ра — вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра, отождествляемого с ним (Ра-Атум).

 

В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри (Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса), Аписом (Атум-Апис). Он сближался с Осирисом («живой Апис-Асирис — владыка неба Атума с двумя рогами на голове»). В мифе об истреблении людей Атум (или Нун) возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. Древние египтяне наблюдали воздействие солнца на ил, оставляемый Нилом после разлива. Возможно, эти впечатления породили образ Атума.

 

Атум — один из четырех главных богов-создателей (в гелиопольскую «эннеаду» также входили Амон, Хнум и Птах). Центром поклонения этому богу считался Гелиополь.

Назад к разделу


world-of-legends.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *