Характеристика героев недоросль с цитатами из текста 8 класс – Характеристика героев в комедии «Недоросль» (таблица)

Образ и характеристика Тараса Скотинина в "Недоросле" Фонвизина: описание характера героя |LITERATURUS: Мир русской литературы

Тарас Скотинин.
Художник Н. Муратов.
Тарас Скотинин - один из ярких отрицательных персонажей комедии "Недоросль" Фонвизина.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тараса Скотинина, описание характера и личности героя.

Смотрите: Все материалы по комедии "Недоросль"


Образ и характеристика Тараса Скотинина в комедии "Недоросль"


Имя Тарас в переводе с греческого означает "мятежник", "смутьян". Также есть мнение, что имя Тарас произошло от слова «taurus», что в переводе с латинского означает "бык", "вол". Тарас Скотинин - дворянин и помещик:
"...Я Тарас Скотинин, в роде своем не последний. Род Скотининых великий и старинный..."
"...Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?.."
Скотинин - отставной гвардейский офицер:
"...Я сам служивал в гвардии и отставлен капралом..."

Тарас Скотинин - небогатый помещик. Его деревня приносит небольшой доход:

"...Десять тысяч твоего доходу! Эко счастье привалило; да я столько родясь и не видывал..."
"...Сестрица моя вывезла меня скоро-наскоро из моей деревни в свою..."
Судя по всему, Тарас Скотинин уже не молодой человек:
"...Из ребят давно уж вышел…"
Скотинин - расчетливый, корыстный человек. Он хочет женится на Софье из-за денег:
"...Нет, мне нравится не девчонка [...] И не деревеньки, а то, что в деревеньках-то ее водится и до чего моя смертная охота..."

Тарас Скотинин - жестокий, суровый помещик. У него "всякая вина виновата", то есть он наказывает своих крестьян за любую провинность:

"...Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата. У меня в этом, сестрица, один обычай с тобою..." 
"...Да не хочу губить души, не найдя виноватого..."
Тарас Скотинин "колотит", бьет своих крестьян, когда хочет:
"...Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?.."
Скотинин "выжимает" все, что можно, из своих крестьян:
"...весь околоток говорит, что ты мастерски оброк собираешь..."
"...а всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду..."




Тарас Скотинин безумно любит свиней. Судя по всему, у него в деревне свиньи живут лучше, чем крестьяне:
"...коли у меня теперь, ничего не видя, для каждой свинки клевок особливый..." 
"...Люблю свиней, сестрица..." 
"...да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?..."

Рядом со Скотининым могут быть счастливы только свиньи, но не люди:

"...Когда же у вас могут быть счастливы одни только скоты, то жене вашей от них и от вас будет худой покой..."
Скотинин - человек "не без ума", по мнению Стародума. Вероятно, имеется в виду, что у Скотинина есть ум, но очень небольшой:
"...Человек ты, как вижу, не без ума, а хочешь, чтоб я отдал мою племянницу за кого – не знаю..." (Стародум о Скотинине)
Тарас Скотинин никогда не думает - в этом он сам признается:
"...Я никогда не думаю..."
Тарас Скотинин - необразованный человек:
"...Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком..."
Родители Скотинина ничему его не учили. В роду Скотининых никто не любит учиться:
"...Нас ничему не учили..." 
"...не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет..." (слова отца Скотининых) 
Скотинин за всю жизнь не прочитал ни одной книги:
"...Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки..."
Тарас Скотинин - хвастливый человек:
"...Скажу, не похвалясь: каков я, право, таких мало..."
Скотинин - крепколобый, упрямый человек:
"...Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы..." 
"...У меня такой обычай, как что заберу в голову, то из нее гвоздем не выколотишь. У меня, слышь ты, что вошло в ум, тут и засело. О том вся и дума, то только и вижу во сне, как наяву, а наяву, как во сне..."
Скотинин называет себя "свиным сыном":
"...Ну, будь я свиной сын, если я не буду ее мужем или Митрофан уродом..."

Критика об образе Тараса Скотинина в "Недоросле"

"Тарас Скотинин ... мало комичен: в человеке, который сам себя характеризовал известным домашним животным, которому сама родная сестрица нежно сказала в глаза, что хорошая свинья ему нужнее жены, для которого свиной хлев заменяет и храм науки, и домашний очаг, - что комичного в этом благородном российском дворянине, который ... доцивилизовался до четверенек?"  
(В. О. Ключевский, книга "Д. И. Фонвизин. Его жизнь и сочинения", под ред. В. И. Покровского, 1905 г.)

Это была цитатная характеристика и образ Тараса Скотинина в комедии "Недоросль" Фонвизина: описание характера и личности героя.

Смотрите: Все материалы по комедии "Недоросль"

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Тришки в комедии "Недоросль" Фонвизина |LITERATURUS: Мир русской литературы

Комедия "Недоросль".
Иллюстрация Д. Дубинского
Тришка - один из второстепенных героев комедии "Недоросль". Тришка появляется в начале 1-ого действия и больше не упоминается в пьесе.

В этой статье представлена цитатный образ и характеристика Тришки в комедии "Недоросль" Фонвизина.

Смотрите: Все материалы по комедии "Недоросль"  


Образ и характеристика Тришки в комедии "Недоросль" Фонвизина


Тришка - крепостной крестьянин семьи Простаковых:
"...Тришка, портной..."
Тришка - портной-самоучка. Простакова ругает его за плохо сшитый кафтан, но Тришка справедливо объясняет хозяйке, что он не учился на портного, поэтому не отвечает за результат:
"...Да вить портной-то учился, сударыня, а я нет..." (Тришка)
Тришка - бойкий и, судя по всему, неглупый парень.Портной Тришка - единственный крестьянин, который осмеливается спорить с госпожой Простаковой:
"...Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному..." (Тришка)
Простакова обзывает Тришку мошенником, вором, скотом и т.д. Скорее всего, эти слова никак не характеризуют самого Тришку, потому что грубая Простакова всех своих крепостных обзывает подобными словами:
"...Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку [...] Он, вор, везде его обузил..." 
"...А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения..." 

Критика об образе Тришки в комедии "Недоросль" 

"...Действие открывается тем, что Простакова осматривает кафтан, сшитый Тришкой для сына ее Митрофанушки. Кафтан сшит хорошо, но Простаковой он кажется нехорош, потому что за труды нужно выбранить Тришку. <...> 
Видимо, что Тришка уже давно выведен из терпения, и хотя часто бывал бит, однако свыкся с своим положением и упрепился в грубости..."
 
(С. С. Дудышкин, статья "Сочинения Фонвизина", журнал "Отечественные записки", 1847 г.)

www.literaturus.ru

Образ и характеристика Софьи в комедии «Недоросль» с цитатами


Произведение Фонвизина затрагивает злободневные темы современного ему общества, среди которых можно выделить проблему социальных отношений, вопросы воспитания и образования молодого поколения. Как противопоставление неучам и лоботрясам идет яркий, собирательный образ юной девушки, наделенной лучшими качествами настоящей русской женщины. Речь идет об одной из главных героинь романа, вокруг которой завертелся водоворот страстей, связанный с ее приданым. Образ и характеристика Софьи в комедии «Недоросль» дает полное представление читателю о том, какие были девушки в эпоху Просвещения. Она является положительным персонажем произведения и служит достойным примером для подражания.

Имя героини полностью соответствует ее облику и характеру. В переводе с греческого Софья означает «мудрая», «разумная».

Семья


Сирота. Девушка еще, будучи маленьким ребенком, потеряла отца. Мать умерла за несколько месяцев до описываемых событий. Опекуном стал родной дядя. На время его отсутствия заботы о девушке взяла на себя семья Простаковых, не питавшая к родственнице теплых чувств.

Образ. Характер


Софья дворянка. Внешне довольно миловидная особа.

« Ты соединяешь в себе обоих полов совершенство…».

«Бог дал тебе все приятности твоего пола…»


Получила хорошее образование и воспитание. Рассудительна и мудра не по годам. Любит французскую литературу. По характеру терпелива и кротка. У нее доброе сердце. Девушка может простить даже тех, кто ее обидел. В финале комедии, когда планы Простаковой рухнули, и женитьба не состоялась, Софья не стала держать зла на тетку, отпустив от сердца былые обиды, а когда от Простаковой отказался сын, девушка первая бросилась ее успокаивать. Отзывчива. Честна.

« Вижу в тебе сердце честного человека…».

Не способна на предательство. Умеет хранить верность.

У Софьи есть жених. Офицер Милон. Молодые люди любят друг друга и мечтают создать семью. За те полгода, что они не виделись, их чувства не ослабли. Милон все это время искал любимую, которую Простаковы увезли и спрятали от него, а Софья хранила ему верность и ждала, когда он приедет и заберет ее. Брак для нее очень важен. В отличие от Простаковой, считающей, что замуж нужно выходить по расчету, девушка уверена, что в браке главное любовь и взаимное уважение.

Считается с мнением старших. Прислушивается к советам дядюшки, любящим наставлять племянницу на путь истинный. Общительна. Любит порассуждать на серьезные темы. Умеет пошутить и подшутить над близкими. Острая на язычок.

Софья богатая невеста. Именно приданое девушки послужило яблоком раздора между Митрофаном и Скотининым, желающих нахаляву разбогатеть за чужой счет.

Персонаж Софьи был задуман Фонвизиным для противопоставления Митрофану. Положительная во всех отношениях девушка и ее полная противоположность хозяйский сын, неуч и бездарь, у которого напрочь отсутствуют нормальные, человеческие качества. Благодаря тому, что у девушки есть настоящие друзья, ей удается избежать неудачного замужества и вырваться из лап Простаковой на свободу, забыв все происходящее с ней, как страшный сон.

Другие материалы по комедии «Недоросль»


Краткое содержание

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ...


frigato.ru

Характеристика Скотинина в комедии «Недоросль» — сочинения для 7,8,9 класса

Комедия «Недоросль» Фонвизина является ярчайшим произведением классицизма. Влияние литературного метода прослеживается как на особенностях построения сюжета (единство времени и места), так и на формировании образов. Одним из героев, которого по праву можно назвать традиционным классицистическим персонажем, является Скотинин. Недоросль Митрофан и госпожа Простакова по сюжету пьесы выступают его родственниками и такими же отрицательными героями, однако, в отличие от образа мужчины, их образы более усложнены психологизмом. Скотинин же – шаблонный сборный персонаж, представляющий собой целый социальный слой глупых, необразованных, грубых и жестоких помещиков-землевладельцев.

Особое место при анализе образа Скотинина занимает характеристика его фамилии – в «Недоросле» как классицистическом произведении имена являются «говорящими» и позволяют сразу определиться с основными личными качествами каждого героя. Фамилия «Скотинин» указывает не только на любовь мужчины к свиньям (вспомним, что свиньи были единственными живыми существами, с которыми ему было приятно проводить время, а за наследство Софьи он хотел выкупить всех свиней в мире), но и на «скотские», животные качества героя – невежество, грубость, неуважение к другим, отсутствие морали и чести.
В образе Скотинина Фонвизин показал, как может деградировать личность. Осмеивая глупость героя, автор обличил реальные ужасы российского общества той эпохи – падение нравов, граничащее с уподобление человека домашним животным, «скоту». И, как подчеркивает Фонвизин, это «злонравие» передается через дурное воспитание от родителей к детям.

Образ Скотинина в системе персонажей «Недоросля»

Скотинин является однозначно отрицательным героем, вызывающим у читателя только негативные эмоции. В системе персонажей он противопоставляется Милону – жениху Софьи. По сюжету пьесы Скотинин также претендовал на руку девушки. Однако, в отличие от офицера, который любил и уважал Софью с самого детства, видел в ней самостоятельную личность и свою будущую жену, для Скотинина важно было только ее наследство. Мужчина не спрашивал девушку, хочет ли она за него замуж, его вообще не интересовали ее пожелания, характер и ценности – Скотинин даже не собирался выделить после женитьбы Софье нормальную комнату. При этом он руководствуется устаревшими нормами «Домостроя», которые перенял от своих помещиков-родителей.

Кроме того, как землевладелец Скотинин противопоставляется Правдину. Дядя Митрофана считает, что крестьянами можно распоряжаться по своему усмотрению – забирать у них последнюю копейку, бить не зависимо от того, виноваты ли они в чем-то, создавать ужасные условия для жизни. Правдин же руководствуется противоположными, гуманными установками, ориентированными на справедливое отношение к каждому человеку, ценность личности и здравого смысла.

Таким образом, подробная характеристика Скотинина в «Недоросле» показывает, что выводя в системы персонажей героя такого плана, Фонвизин хотел показать ужас деградации современных ему помещиков, подчеркивал на необходимости перемен в воспитании и образовании всего российского общества.

Характеристика Скотинина в комедии «Недоросль» Фонвизина – описание образа | источник


sochinenie-o.ru

Сравнительная таблица героев комдии Д. Фонвизина "Недоросль"

Характеристика героев комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»

До начала действия: пользуясь сиротством Софьи, захватывает ее имение.

В доме Простаковой происходит все действие.

Решает выдать Софью сначала за брата (Скотинина), потом за сына.

Организует похищение Софьи.

«Я люблю, чтоб и чужие меня слушали»

«С утра до вечера … рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь, на том и дом держится»

«Да разве надобно быть портным, чтоб кафтан хорошенько сшить!»

«Вот сынок, одно мое утешение»

Скотинин

От «скотина», «скот». С одной стороны фамилия говорит о любви к животным, с другой – хар-ет как грубого, невоспитанного человека

Грубый, невежественный, деспотичный. Умственно не развитый, главная страсть – любовь к свиньям.

Брат Простаковой. Воспитывался так же, поэтому остался необразованным и не понимает нужности образования. Гордится своей необразованностью

хочет жениться на Софье, чтоб завладеть приданным и чтоб «своих поросят завести». В финале ему поручается оповестить всех Скотининых (т.е. всех помещиков)о том, что их ждет наказание за жестокое отношение к дворовым.

«Хлопотать я не люблю, да и боюсь»

«Сдеру со своих же крестьян, да и концы в воду»

«Я отроду не читывал, Бог меня избави от этой скуки!»

«Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?»

Митрофан

В пер. с греч. – «матерью данный». В имени героя обращено внимание на то, что на него губительное влияние оказывает мать.

Избалованный, капризный, эгоистичный. Не способен любить даже собственную мать.

Полный невежда, несмотря на то, что с ним занимаются учителя.

Заботой о Митрофанушке вызвано желание Простаковой выдать за него Софью любыми путями

«Не хочу учиться, хочу жениться»

«Я уж лучше сам выздоровлю. Побегу-ка я на голубятню»

«По мне, куда велят….»

Стародум

«Думающий по-старому» - его идеалы принадлежат Петровской эпохе.

Его устами говорит сам автор.

Честный, благородный. Косность и бесчеловечность вызывают в нем негодование. Всего добивается честным трудом. Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству.

Получил наилучшее воспитание по своему времени.

С приездом Стародума начинаются главные события пьесы: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать за них Софью, ее похищение Простаковой.

Наследство, оставленное им, делает Софью независимой от Простаковой.

«Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным»

«Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб спрятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь другому»

«Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честным»

«Отец мой твердил беспрестанно: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время»

Правдин

От слова «правда», которой герой и служит

Чиновник в наместничестве, наблюдает над выполнением на местах правительственных указов

Образцовый офицер.

Претендует на руку Софьи.

Спасает ее от похищения.

В финале комедии от имени правительство берет опеку над имением Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами

«Судья, который не убоялся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой»

Софья

В пер. с греч. «мудрая» (высшая ценность эпохи Просвещения)

Скромная, благоразумная, добродетельная. Образована, ищет нравственные ориентиры. Уважает старших

Воспитывалась в доме дяди – Стародума.

Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана, Милона образует основную сюжетную линию комедии. Она – центр сюжета

«Чтоб избавиться от их грубости, чтоб иметь некоторую свободу, принуждена я скрыть свои чувства»

(Стародуму) «Всю жизнь мою воля ваша будет мой закон»

«дайте мне правила, которым я последовать должна» «Ваши наставления, дядюшка, составят мое благополучие»

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о