Характеристика чацкого и фамусова в комедии горе от ума – Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А.С Грибоедова «Горе от ума») Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А.С Грибоедова «Горе от ума»)

Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «один в поле не воин».Нет, воин, если он Чацкий…

И.А.Гончаров.

А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии «Горе от ума», оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место.Комедия “Горе от ума” стала первой в истории русской литературы реалистической комедией.В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел «великосветское общество» того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями «века нынешнего» и «века минувшего».

Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель «века минувшего», недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник.Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье».Помещики не считают своих крепостных людьми.Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку.

Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу.Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения:

Чтоб наших дочерей учить всему —

И танцам!и пенью!и нежностям!и вздохам!

И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его “соратник”, в “ученый комитет который поселился”, с криком требует присяг, чтоб “грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей и дел, и мнений

И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-«забрать все книги бы, да сжечь».

Представители «фамусовщины» думают только о чинах, богатсве и выгодных связях.К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. «Мне только бы досталось в генералы»,-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек.Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой:

Подписано, так с плеч долой.

Фамусов служит не делу, а лицам.Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов.Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был уважаемым человеком, «пред всеми знал почет».

Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык.Чацкий с иронией говорит,что в свете «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-«Английского клуба почтенный член до гроба»-говорит, что «дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных». Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова.Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж.К «кандидату в женихи» предъявляются определенные материальные требования:

Будь плохенький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,-

Тот и жених.

Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:»кто беден, тот тебе не пара».А вот полковник Скалозуб-«и золотой мешок, и метит в генералы». Чины, мундиры, деньги — это идеалы, которым поклоняется “век минувший”. Женщины “к мундирам так и льнут”, “а потому что патриотки”,-говорит Фамусов.

Главный представитель «века нынешнего»-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек.Чацкий совершенно по-другому относится «к звездам и чинам».Он потому и ушел со службы, что «служить бы рад, прислуживаться тошно».Он ненавидит карьеризм и подхалимство:

Как тот и славился, чья чаще гнулась шея;

Как не в войне, а в мире брали лбом,

Стучали об пол не жалея!…

Но между тем кого охота заберет,

Хоть в раболепстве самом пылком,

Теперь, чтобы смешить народ,

Отважно жертвовать затылком…

Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление «набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле»:

Теперь, пускай из нас один,

Из молодых людей найдется-враг исканий,

Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,

В науки он вперит ум, алчущий познаний.

Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает «Нестора недодяев знатных», который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который

На крепостной балет согнал на многих фурах

От матерей, отцов отторженных детей?!

Сам погружен умом в Зефирах и Амурах,

Заставил всю Москву дивиться их красе!

Но должников не согласил к отсрочке:

Амуры и Зефиры все

Распроданы поодиночке!!!

Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод,

Чтоб умный добрый наш народ

Хотя по языку нас за немцев.

Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством,благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему.Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он «проиграл битву, но выиграл войну».Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество.Гончаров писал:»Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы».Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя.Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

my-soch.ru

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова сочинение

В своей единственной комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедов отразил проблему поколения. В произведении он показывает борьбу «века нынешнего» и «века минувшего», сталкивая их ярких представителей: Чацкого и Фамусова.

В своих дневниках автор писал, что в его комедии присутствует всего лишь один здравомыслящий человек. Конечно, он имел в виду Александра Андреевича Чацкого. Писатель вложил в этого герои свои собственные мысли и идеи. Этот персонаж обладает гибким умом. Превыше других ценностей он ставит честь, достоинство и благородство. Его слова доказывают, что «веку нынешнему» важна в первую очередь личность, а не деньги и служебное положение. Чацкий стремится к построению другого мира, где люди будут не «прислуживаться», а поступать в согласии со своей совестью и сердцем. Александр Андреевич сторонник образования и просвещения. Он не любит проводить своё время в светских салонах, где можно встретить одно мотовство и веселье.

Фамусов — это представитель консервативного дворянства. Он принадлежит не только «веку минувшего», но и как будто другому миру, где царят свои порядки. Идеалом для него является его дядя Максим Петрович, который ради потехи императрицы несколько раз нарочно падал на землю. «Прислуживание» перед начальниками — это не унижение для него, а хитрый просчёт. Ведь только таким образом можно достичь высокого положения. Главная ценность для него — это деньги. Поэтому, по его мнению, его дочь должна строить отношения, опираясь не на любовь и чувства, а на богатство и достаток. Однако нельзя назвать Фамусова глупцом, ведь он был воспитан и вырос среди тех идеалов, которые так упорно отстаивал в споре с Чацким.

Отличия Фамусова и Чацкого налицо. Однако, несмотря на симпатию автора к юному герою, он все равно не становится победителем в борьбе со светским обществом. Фамусовские идеалы слишком сильным, чтобы противостоять им.

Сочинение Чацкого и Фамусова сравнительная характеристика

Александр Сергеевич Грибоедов выступил своего рода пророком, когда создал свое бессмертное творение «Горе от ума», которое определило ценности в обществе после военной кампании 1812 года. По этой самой причине русское высшее общество, можно сказать, разделилось на две группы, соответственно, каждая со своими интересами.

Грибоедов это противостояние отразил в комедии на примере главных ее героев – Фамусова и Чацкого.

О своем детище Александр Сергеевич писал, что в ней 25 не очень сообразительных людей на одного, который трезво оценивает жизнь и свое положение в ней.

Читатель же, вникая в канву текста, начинает задумываться над вопросом: «А почему автор не берет в расчет самого Фамусова?» При всех его недостатках этого человека нельзя не назвать здравомыслящим человеком.

Если вдумчиво читать, то следует сделать вывод, что и Чацкий и Фамусов по-своему правы. Это люди, которые обладают живым умом. Правда, его воплощение у каждого героя свое, особенное.

Итак, подробнее рассмотрим взгляды Фамусова. Он, можно сказать, живет прошлым. Для него консерватизм понятен и прост. Все, что не укладывается в рамки привычного и понятного для него, Фамусов скептически воспринимает, можно даже сказать, «в штыки».

 Если же обратиться к образу Александра Чацкого, то нетрудно заметить, что он всеми своими мыслями и отношением к жизни устремлен в будущее. Для него на первом месте человеческие качества людей. Деньги и занимаемая должность его интересуют в последнюю очередь.

Если взглянуть на социальный статус вышеназванных персонажей, то мы увидим, что оба они дворянского происхождения. Только рознит их тот факт, что Фамусова настораживает и пугает образованность, а Чацкий, напротив, на стороне просвещения и просвещенности.

Фамусову очень волнительно, что люди, подобные Чацкому, могут расшатать, а может даже и разрушить, привычный для них уклад.

Кульминацией в противостоянии этих персонажей является спор, который разгорается между ними. Суть его достаточно проста и сводится к простой истине, что служба не должна перерастать в лицемерие и блюдолизание. Истинный дворянин обязан служить делу. А дело для него – это самое важное. Понятно, что Фамусов совершенно не в восторге от позиции Чацкого.

Также важно посмотреть, как для себя определили семейные ценности главные герои пьесы Александра Сергеевича Грибоедова.

Начнем с взглядов Фамусова. Он совершенно искренне считает, что при заключении брака, чувства совершенно не важны и не нужны. Знаменитая его фраза, что бедный не пара его дочери, говорит о том, что материальное положение избранника Софьи – вот залог счастливого замужества.

Чацкий же, напротив, занимает совершенно иную позицию. Он во главе угла семейной жизни ставит искренние чувства. Для него любовь – это основа. Деньги же по сравнению с чувством – ничто.

Ясно, что столкновение взглядов, да и еще таких полярных, просто неизбежно.

Таким образом, вполне закономерен финал произведения: Чацкий пришелся, что говорят «не ко двору», а чтобы от него быстро избавиться, его признают сумасшедшим. Но и при таком раскладе дел он все равно победитель. За ним будущее России.

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова Сейчас читают:
  • Сочинение Жизнь прожить — не поле перейти

    Жизнь человека, очень сложная штука и только от него самого зависит, как он ее проживет и чего он сможет добиться в этой жизни. Еще с самого своего рождения, он обречен на постоянный поиск и различного рода страдания, которые

  • Сочинение Зачем розе нужны шипы 7 класс

    Роза, цветок необычный. Роза символизирует очень многое в нашей жизни. Но зачем ей нужны шипы? Я думаю, что своими шипами, роза как-бы говорит нам » я красива, я нравлюсь вам, но насколько я красива, настолько я и опасна «.

  • Сочинение про профессии
  • Сочинение на тему Мой класс моя семья 3, 4, 5 класс

    Когда ты был маленьким, ты всегда очень хотел идти в школу, думал, что повзрослеешь, будет весело и очень интересно. Так-то оно так, но только реальность намного грубее, чем мы иногда думаем. Но вот ты, с букетом в руках, идёшь в свой первый класс,

  • Характеристика и образ Стародума в комедии Недоросль Фонвизин сочинение

    Пьеса Д.И. Фонвизина «Недоросль» выполнена в основных традициях классицизма, и одной из основных черт этого художественного стиля является четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. В этой комедии существует цела система,

  • Женские образы Тихого Дона сочинение

    Женские персонажи романа основываются на основе эпического повествования. Шолохов обогащает наше понимание мира, уникальными характерами Аксиньи, Ильиничны, Натальи и Дуняши. Женщины романа, погружены в яростно кипящую жизнь своего

uchim-klass.ru

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума»


Представитель старого барства Павел Афанасьевич Фамусов становится персонажем, в доме которого развиваются все события комедии.

Образ и характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогают представить и понять идеологию общества того времени, суть конфликта поколений.

Описание внешности и характера Фамусова


Павел Афанасьевич Фамусов – вдовец, воспитывающий дочь Софью. Барин гордится своим вдовством. Богатый мужчина не стал связывать себя новыми узами брака, потому что мать была ветрена. Свобода сравнивается с властью. Фамусов, «сам себе господин», не хочет зависеть от женских прихотей. Эта позиция не делает его человеком, сторонящимся противоположной половины. Дворянин заигрывает со служанкой. Из речи слышатся слова, которые помогают представить, как ведет себя хозяин дома, когда его никто не видит:
  • жмется;
  • заигрывает;
  • балуется;
  • меняет мимику.

Богатый мужчина в возрасте, но выглядит бодро и свежо: хвастается своим крепким телосложением. О его здоровье говорят и особенности поведения:

  • суетливый;
  • прыткий;
  • неугомонный.

Интересна сцена, где проходит планирование мероприятий. Павел Афанасьевич стремится не потерять в памяти все нужные события: крестины, балы, поминки, занести их в календарь. Такое отношение свойственно настоящему барству. Характеризует героя комедии, как двойственное качество. С одной стороны, свойство положительное. Хозяин поместья не хочет кого-то обидеть, пропустив важное мероприятие. С другой, отрицательное. Слушать, как планируется посещение рождения того, кто еще не появился на свет, смешно. Речь вызывает недоумение. Кощунственно расставлять крестины и поминки рядом, даже не задумываясь о значимости человеческой жизни. С другой позиции, такое поведение очень реально. Фамусов – не вымышленный персонаж, а олицетворение большинства.

Положительные черты


Реальность подтверждается рядом идущими отрицательными и положительными чертами личности.

Добродушие. Положительно характеризует Павла Афанасьевича отношение к Чацкому. После смерти отца Чацкого Фамусов взял его к себе в дом и стал воспитывать как сына. Это мог сделать только добрый и заботливый отец семейства, настоящий друг. Таким представлен по отношению к дочери и другу детства. Добрые чувства просматриваются и в отношении к некоторым придворным, к секретарю Молчалину.

Гостеприимность. Многие сцены подтверждают такое качество Фамусова: приезд Чацкого, бал, приход Скалозуба. Следует только понимать, что гостеприимство в доме только к богатым. Бедным и не знатным нет места.

Любовь к прошлому. Все старики берегут в памяти прошедшие события. Хозяин дома оберегает минувшее, боится критики. Все, что прошло, — его судьба. Беречь прошлое – задача его поколения.

Отрицательные качества личности


Брюзгливость. Дворянин, хозяин дома, ведет себя по-мещански. Без толку сердится и часто находится в настроении, когда всем недоволен. Торопится, брюзжит и журит придворных. Удивительно, что мужчина сам знает о таком свойстве. Но это доставляет ему только массу удовольствия. Создается впечатление, что брань – это его обычное состояние.

Грубость. В обращении с теми, кто ему служит, хозяин дома не стесняется в выражениях. Такая грубость была присуща всем дворянам консервативной части общества. Грубость и власть в данном случае синонимы. Для Фамусова слуги – ослы, чурбаны, ленивые тетери. Грубость пропадает, когда Фамусов находится в окружении людей его круга или выше статусом. Здесь сама уравновешенность и скромность.

Громкие интонации. Громогласность хозяина пугает жильцов. Его слышно везде. Голос сравнивают с трубами. Барин не пытается говорить тихо. Его позиция: я хозяин и имею право на крик.

Сумасбродство. Отец может творить такие дела, что его называют полоумным. Фамусов – истинный представитель властвующей части. Выбирать выражения, менять поведения не в его правилах.

Льстивость. Павел Афанасьевич льстит и готов угождать тем, от кого возможна выгода. Несколько сцен его разговора с полковником Скалозубом дают наглядный пример такого поведения: меняется в позе, речи и манере говорить.

Ложное предпринимательство. Во времена Фамусова, это качество называлось по-другому, — делец. Любые средства хороши для достижения своих целей. Сделает все, что поможет ему достичь нужного чина и награды.

Образцы жизни и идейные принципы


Фамусов служит управляющим в казенном государственном учреждении, как большинство московских дворян. Устраивает на службу родственников, близких и дальних. Одаряет их наградами, продвигает по карьерной лестнице. Родственные связи для него превыше всего. «Радеет» перед родней, понимая, что от него зависит статус всей фамилии. Богатство и титул объясняют желание Павла Афанасьевича найти для дочери богатого мужа. Желательно, чтобы жених был знатен, имел награды и стремился к повышению.

Фамусов – член клуба, считающегося престижным для элиты московского дворянства. Английский клуб позволял представить себя политически образованным и продвинутым.

Барин волнуется, когда происходят события, которые могут изменить к нему отношения. Боится сплетен, людской молвы и пересудов.


Речевые особенности героя


Павел Афанасьевич говорит на чистом русском языке, подтверждая, что он истинный дворянин. В его речи много просторечных фраз и выражений:
  • «мочи нет»;
  • «уморить»;
  • «прозябли»;
  • «невзначай»;
  • «бить баклуши».

Исконная речь дворянина позволяет верить в то, что Павел Афанасьевич любит и чтит традиции своей страны, русского народа. Речь Фамусова нельзя назвать бедной. Дворянин говорит понятно, грамотно выражая свои мысли. Среди словарного запаса нет научных терминов. Значит, барин все-таки ограничен в образованности. Понятно поэтому его отношение к учености. Ему учеба не потребовалась, другим также не нужна. Ученость – болезнь, сравнимая с чумой, поражающей быстро и безвозвратно. Книги – это зло, которое лучше уничтожить, сжечь, чтобы не осталось и следа. Но отец понимает, что ученость заняла свое место в обществе, поэтому у дочери, как и положено, имеются учителя. Знает Фамусов и иностранные слова, но использует их крайне редко.

Образ одного из персонажей Фамусова, позволило характеризовать целое общество дворян. Их консерватизм, поклонение перед богатством и чинами, вызывает саркастическую усмешку. Задача, поставленная автором, стала достижимой.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:


Краткое содержание

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…


frigato.ru

Характеристика Фамусова и Чацкого

Комедия «Горе от ума» отказала большое влияние на всю русскую литературу и в ней заняла далеко не последнее место. В этом произведении имеется противостояние между двумя героями – Фамусовым и Чацким. Это не просто нестыковка двух характеров, а поединок между двумя взглядами на мир, и, можно сказать, двумя эпохами – «нынешним веком и веком минувшим». Чацкий – правдолюбивый человек широких взглядов. Краткая характеристика Фамусова выдает человека, зависящего от общественного мнения, считающегося с установленными порядками и отвергающего все, что выходит за рамки установленных в обществе правил и традиций и даже его собственного понимания. Он боится того, что его репутация и репутация его семьи может пошатнуться, с опасением относится даже к возможным сплетням о нем и о том, что происходит у него дома. Более подробная характеристика Фамусова будет рассмотрена ниже.

Его фамилия – это производное от латинского слова «fama», в переводе – молва или слух. Итак, действие «Горя от ума» начинается с того момента, как Чацкий приходит в дом семьи Фамусовых, к своей любимой Софье, дочери Фамусова, которую целых три года не видел. Она, к его крайнему и неприятному удивлению, к нему холодна. Оказывается, ее возлюбленный – это Молчалин, секретарь ее отца. Это еще больше поражает Чацкого, поскольку этого человека он глубоко презирает за его стремление выслужиться перед всеми, низкопоклонничество и чинопочитание.

На долю Фамусова выпал нелегкий день. Сначала ему морочит голову дочь своими поклонниками. Затем Чацкий раздражает его своими речами, непонятными для него; в конце концов у него возникает подозрение, что его гость спятил. После этого он пытается всеми силами убедить дочь в том, что водиться с «безумным вольтерьянцем» ей не стоит. Ведь Чацкий, с его прогрессивными взглядами, совершенно непонятен Фамусову, человеку довольно ограниченному. Поэтому он выражает свое недовольство им. Весь день он не может разобраться в интригах молодежи. Сначала он пытается выяснить, кто же именно по душе его дочери. Затем предостерегает ее от Чацкого – вольнодумца и «вольтерьянца».

Характеристика Фамусова, данная Грибоедовым, указывает на человека в высшей степени консервативного, боящегося каких-либо изменений и общественного мнения, воспринимающего все «странное», непонятное его ограниченному сознанию, как безнравственное и опасное. Его пугает привычка Чацкого иметь собственное мнение, доходить до всего своим умом, при этом не руководствуясь понятиями окружающих. Поэтому он выказывает «вольтерьянцу» свое неприятие. Кроме того, характеристика Фамусова как необразованного человека, презирающего «ученость и учение, причину безумных мнений», жестокого крепостника и недалекого управляющего в казенном месте явно не делает ему чести. Он унижает достоинство  своей прислуги, нередко угрожает кому-нибудь из нее «ссылкой на поселение». Отношение к службе Фамусова чисто бюрократическое. Для него главное – это чины, выгодные связи и деньги.

Характеристика Фамусова – это прямая противоположность качествам Чацкого. На этом примере автор точно и с юмором раскрывает конфликт поколений, а также конфликт общества и отдельных личностей, не разделяющих некоторые понятия этого общества. В целом, характеристика Фамусова и Чацкого – это противопоставление людей «века прошедшего» и «века нынешнего».

fb.ru

Характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума»

Когда Грибоедов закончил работу над своим знаменитым произведением, ожидалось, что пьесу вскоре поставят в театре и напечатают. Но цензура в то время строго следила за всеми новшествами и веяниями в литературе, поэтому пьесу ожидала серьезная проверка. Надо сказать, что Грибоедов достаточно смело осветил многие проблемы своего времени, и особое внимание уделил противоречию, которое назрело между сторонниками старых и новых взглядов. По сути, столкнулись в интересах «век нынешний» и «век минувший».

Как раз в этой статье мы поговорим о том, какова характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» — главного сторонника проходящего века. Итак, один из ключевых персонажей — Павел Афанасьевич Фамусов.

Как Фамусов смотрел на вопросы образования и воспитания

Кем был Фамусов? Чтобы лучше понять характеристику Фамусова, вспомним, что он имел достаточно влиятельное положение, служа управляющим в казённом доме. Его семнадцатилетняя дочь Софья, возлюбленная Чацкого, впоследствие стала источником слухов о безумии главного героя. Фамусов боится менять уклад жизни, он консервативен. Единство места комедии заключается в том, что все события происходят в течение одного дня прямо дома у Фамусова.

Почему характеристика Фамусова в комедии «горе от ума» так важна, когда мы говорим об образовании и воспитании? Очень просто: во мнении этого человека заключается мнение всех дворян той эпохи. Так задумал автор. Когда Фамусов застал Молчалина со своей дочерью, он сразу высказал свое мнение об образовании и воспитании, и этот диалог читатель видит почти с самого начала действия.

Фамусов выступает против любых новшеств, он отрицает просвещение и не признает действие ума, ведь все это может нанести вред его собственному положению. А что он думает о распущенном поведении Софьи? Отец ссылается на то, что она увлечена книгами: «вот плоды» — говорит он. Однако по его мнению чтение не всему виной. Образование в целом влияет на зарождение такого рода мышления. Детей учат иностранцы, преподают искусства — во вред идет такое обучение дворянам. Какая польза от образования, если семейная жизнь обойдется и без этих вещей.

Рассматривая характеристику Фамусова из комедии «Горе от ума», любопытно заметить, что он себя ставит в пример дочке, и не надо никакого образования. По его словам, его поведение «монашеское», то есть он нравственно чист. Однако эти слова полны лукавства, потому что только что сам Фамусов флиртовал с Лизой, и приставал к ней. Это служанка в их доме.

Фамусов и общественное мнение

Фамусов и его сторонники очень боятся дурной славы, мнения общества. И неважно, какой человек в действительности, главное, что у нем думают другие. Доказательством этого служат некоторые персонажи, которые находятся, так сказать, «вне сцены». Взять, к примеру, Максима Петровича, дядю Фамусова. Он глубоко восхищен им, и особенно его умением «подслужиться», чтобы ни у кого не возникло бы нареканий. И прекрасные плоды приносит это умение, ведь Максим Петрович стал богатым и уважаемым человеком.

Хорошо характеристика Фамусова раскрывается, если посмотреть на то как он относится к людям. Он уважает далеко не всех, а тех, кто что-то значит в обществе, ведь от такого человека можно получить выгоду. А бедные люди — мусор в его глазах, ничтожество. Вспомним Скалозуба — он уже давненько полковник, но хоть Скалозуб и очень глуп, у него при себе «золотой мешок», да и стремится к генеральскому чину. Такой человек вызывает у Фамусова восхищение.

Конечно, рассмотрев характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума», становится очевидно, что у Грибоедова была конкретная цель показать устаревшие взгляды аристократического общества. И не просто показать, но и объяснить, что этих взглядов придерживаться глупо и недальновидно. Роль Фамусова очень важна в этом. Но прочитав комедию, становится ясно — перемены неизбежны.


В нашем блоге вы найдете множество статей, где рассматриваются не только характеристики ключевых персонажей мировых произведений, но и представлены анализы литературных произведений писателей всех стран. В данной статье была описана характеристика Фамусова из комедии «Горе от ума» Грибоедова. Вас также может заинтересовать по теме:

reedcafe.ru

Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова: описание характера в цитатах |LITERATURUS: Мир русской литературы

Фамусов. Кадр из фильма.
Киностудия Мосфильм. 1953

Павел Афанасьевич Фамусов является одним из ярких персонажей пьесы «Горе от ума» Грибоедова. 

В этой статье представлена характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума», описание характера и личности героя, а также отзывы критиков о персонаже.



Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова

Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов:
«…Павел Афанасьевич Фамусов…»
Фамусов — вдовец. Он воспитывает дочь Софью:
«…Мать умерла: умел я принанять / В мадам Розье вторую мать…» 
«…Дай бог терпение, – ведь сам я был женат…» 
«…Свободен, вдов, себе я господин…»
Фамусов — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:
«…Опомнитесь, вы старики…»
«…В мои лета / Не можно же пускаться мне вприсядку!..»
«…Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, / Однако бодр и свеж, и дожил до седин…»
Фамусов живет в Москве, где служит управляющим в государственном учреждении::
«…Как все московские, ваш батюшка таков…»
«…управляющий в казенном месте…»  
Фамусов пользуется служебным положением и раздает своим родственникам награды и повышения:
«…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку!..»

Фамусов устроил к себе на службу всю родню. Среди его подчиненных почти нет чужих людей: 

«…Нет! я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском. / При мне служа́щие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки…»
Судя по всему, Фамусов — небедный человек, но, вероятно, у него много долгов, из-за чего он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха. Такой брак поможет Фамусову поправить положение:
«…Кто беден, тот тебе не пара…» 
«…Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…»
Фамусов является членом Английского клуба, престижного заведения для дворянской элиты:
«…Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба / Старинный, верный член до гроба?..»
Фамусов был другом отца Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, господин Фамусов воспитывал его у себя в доме:
«…Вот-с – Чацкого, мне друга, // Андрея Ильича покойного сынок…»
Фамусов — баловник, ветреный мужчина. Он пристает к служанке Лизе:
«…Вы баловник, к лицу ль вам эти лица!..» 
«…Пустите, ветреники сами, / Опомнитесь, вы старики…» 
«…Жмется к ней и заигрывает…»
Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:
«…Как суетится! что за прыть!..» 
«…неугомонен, скор…»
Фамусов — брюзгливый человек. Он часто сердится без толку:
«…Брюзглив, неугомонен, скор, / Таков всегда…» 
«…Вот попрекать мне станут, / Что без толку всегда журю…» 
«…часто бе́з толку сердит…»
Фамусов любит ругаться на своих слуг:
«…Ослы! сто раз вам повторять?..» 
«…Ты, Филька, ты прямой чурбан, / В швейцары произвел ленивую тетерю…»
У Фамусова громкий голос:
«….Фамусов (громогласно)…» 
«…Творец мой! оглушил звончее всяких труб!..»
Фамусов — полоумный, сумасбродный человек, по мнению его родственницы Хлестовой:
«…Ведь полоумный твой отец…»

Фамусов называет себя гостеприимным человеком:
«…Ко мне он жалует частенько; / Я всякому, ты знаешь, рад…»
Господин Фамусов умеет льстить и угождать нужным людям, например, Скалозубу:
«…Неужто для друзей не делать мне ни шагу, / Сергей Сергеич, дорогой!..»
Фамусов питает страсть к чинами:
«…А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам…»
Господин Фамусов — «делец», добивающийся своего любыми средствами:
«…Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…» 
Фамусова волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди:
«…Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна!..»

Господин Фамусов считает образование «чумой», то есть вредным явлением: 

«…Ученье – вот чума, ученость – вот причина…» 
«…Уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь….» 
«…И в чтеньи прок-от не велик…»

Критика о Фамусове в комедии «Горе от ума»

П. А. Вяземский о Фамусове:

«…Не всем же людям быть гениями и блестящего ума. В больших обществах большинство, где бы то ни было, состоит из фамусовых в том или другом роде, с теми или другими закалами и оттенками. 
Да если пошло на то, чем так глуп и безобразен Фамусов? По видимому, он человек дюжинный, старого покроя, но добряк и не лишен некоторого благоразумия и человеческих сочувствий. 
Посмотрите, например, как после долгой разлуки встречает он Чацкого. <…> Тут есть и дружеский привет и очень естественное любопытство. Вольно же Чацкому отвечать на все это колкостями, дразнить старика, оскорблять привычки и предания его. Фамусов, как и все пожилые и отживающие люди, любит, может быть, и с пристрастием, свое минувшее, в виду настоящего, которое не могут они назвать вполне своим. Это естественно и неминуемо. <…> 
Фамусов, одним словом, приверженец и поклонник царствования Екатерины Великой, так что же?..» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)
Н. И. Надеждин о Фамусове:
«…Что такое Фамусов у Грибоедова? Олицетворенный тип столбового барина, додремливающего спокойно праздную свою жизнь, под шляпой с плюмажем, в ожидании камергерского ключа за форелями и вистом. Москва, подобно кунсткамере, богата сими любопытными отрывками блаженной старины…  
Их отличительное свойство состоит в флегматической недвижимости, считающейся доселе как бы одной из наследственных привилегий столбового дворянства. Всякое малейшее напряжение, всякая тень работы кажется уничижением для их гордой лености. Это оканчивается тем, что сии почтенные представители нашей аристократии, вступая в пятый класс, разучаются совершенно думать и даже чувствовать. 
Единственным признаком жизненности остается в них суетливая привязанность к паркетным преданиям и брюзгливое ожесточение против всех нововведений. Таков именно Фамусов Грибоедова!..» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)
Е. Цимбаева о Фамусове:
«Почему же Фамусов так увивается за малограмотным полковником малоизвестного полка  [Скалозубом]? так явно прочит ему Софью? Скалозуб богат, но и Чацкий не беден. <…> …Фамусову не следовало бы ему [Чацкому] так резко отказывать, пока судьба Софьи не решится. Ведь Фамусов не богат: он служит «управляющим в казённом месте»; такую должность мог занимать только чиновник 5-го класса «Табели о рангах», то есть статский советник. Этот чин был вполне приличен для ухода на покой; при отставке Фамусов получил бы, как принято, следующий ранг и стал бы именоваться действительным статским советником. …Он не выходит в отставку, значит, держится за жалованье, а ещё более за всякие выгоды, связанные с должностью. Он не просто не богат, он в огромных долгах — потому-то четыреста душ Чацкого его не спасут, ему необходимы две тысячи душ и наличные деньги. <…> 
Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней… Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013) 

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.

Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

www.literaturus.ru

Сравнительная характеристика Фамусова и Чацкого (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)

Он (Чацкий) вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу «один в поле не воин».Нет, воин, если он Чацкий… И. А. Гончаров . А.С.Грибоедов-автор бессмертной комедии «Горе от ума», оказавшей огромное влияние на всю русскую литературу и занявшей в ней особое место. Комедия «Горе от ума» стала первой в истории русской литературы реалистической комедией. В образах комедии Грибоедов с точностью воспроизвел «великосветское общество» того времени, показал конфликт между двумя противоположными сторонами-Чацким и Фамусовым, представителями «века нынешнего»и «века минувшего». Павел Афанасьевич Фамусов-яркий представитель «века минувшего», недалекий управляющий в казенном месте, жестокий крепостник. Фамусову ничего не стоит унизить достоинство своего слуги или пригрозить сослать своих крепостных неизвестно за что «на поселенье».Помещики не считают своих крепостных людьми. Например, старуха Хлестова ставит свою служанку наравне с собакой: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку. Особую ненависть у людей фамусовского круга вызывает просвещение, наука, движение к прогрессу. Фамусов дает дочери воспитание, при котором заранее исключается возможность истинного просвещения: Чтоб наших дочерей учить всему — И танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! И сам Фамусов не отличается образованностью и говорит, что в чтении нет проку, а его «соратник», в «ученый комитет который поселился», с криком требует присяг, чтоб «грамоте никто не знал и не учился», да и учителей для своих детей. Фамусов так говорит о свободе мысли: Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей и дел, и мнений И его окончательное слово о просвещении и образовании в России-«забрать все книги бы, да сжечь». Представители «фамусовщины» думают только о чинах, богатсве и выгодных связях. К службе они относятся формально, они видят в ней только средство сделать карьеру. «Мне только бы досталось в генералы»,-говорит полковник Скалозуб, органиченный и грубый человек. Фамусов тоже не скрывает своего отношения к службе: А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Фамусов служит не делу, а лицам. Он не хочет служить родной стране, его не волнует будущее родины и своего народа, служба для него-источник чинов, наград и доходов. Идеалом для Фамусова является Максим Петрович, который, выслуживаясь, «сгибался вперегиб», «отважно жертвовал затылком», зато был уважаемым человеком, «пред всеми знал почет». Фамусовскому обществу чужда родная культура, русские обычаи, традиции, даже язык. Чацкий с иронией говорит, что в свете «господствует смешенье языков: французского с нижегородским». Иностранцы и все иностранное-вот тот идеал, на который равняются представители фамусовского общества. Сам Фамусов-«Английского клуба почтенный член до гроба»-говорит, что „дверь отперта для званых и незваных, особенно для иностраных“. Но не только иностранцы желанные гости в доме Фамусова. Каждый мужчина, посещающий его дом, рассматривается хозяином как потенциальный жених для Софьи. Для Фамусова брак по расчету-единственный верный способ выдать дочь замуж. К „кандидату в женихи“ предъявляются определенные материальные требования: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — Тот и жених. Конечно, у возлюбленного Софьи Молчалина, безденежного и безродного секретаря Фамусова нет шансов, ведь отец строго наказывает дочери:»кто беден, тот тебе не пара».А вот полковник Скалозуб-«и золотой мешок, и метит в генералы». Чины, мундиры, деньги — это идеалы, которым поклоняется «век минувший». Женщины «к мундирам так и льнут», «а потому что патриотки»,-говорит Фамусов. Главный представитель «века нынешнего»-Александр Андреевич Чацкий-молодой, хорошо образованный, умный, благородный, честный и смелый человек. Чацкий совершенно по-другому относится „к звездам и чинам“.Он потому и ушел со службы, что „служить бы рад, прислуживаться тошно“.Он ненавидит карьеризм и подхалимство: Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол не жалея… Но между тем кого охота заберет, Хоть в раболепстве самом пылком, Теперь, чтобы смешить народ, Отважно жертвовать затылком… Чацкий выступает за истинное просвещение, а не за внешний лоск, осуждает стремление „набрать учителей полки, числом поболе, ценою подешевле“: Теперь, пускай из нас один, Из молодых людей найдется-враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний. Наиболее остро Чацкий обличает пороки крепостного права. Он с негодованием осуждает „Нестора недодяев знатных“, который променял своих преданных слуг на борзых собак, и бессердечного помещика, который На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Чацкий выступает также за развитие народной культуры, он осуждает слепое подчинение иностранной моде: Воскреснем ли когда от чужевластья мод, Чтоб умный добрый наш народ Хотя по языку нас за немцев. Чацкий привлекает к себе глубоким и острым умом, независимостью суждений, силой воли, мужеством, благородным желанием помочь родине и изменить мир к лучшему. Мне кажется, Чацкий одновременно и победитель, и побежденный, он „проиграл битву, но выиграл войну“.Конечно, Чацкий не смог бы за один день изменить фамусовское общество. Гончаров писал:»Чацкий сломлен количеством силы, нанеся ею в свою очередь качеством свежей силы».Фамусовское общество понимает, что не сможет всю жизнь зажимать уши и разбегаться в стороны, спасаясь от правдивых речей героя. Но, тем не менее, он сумел нарушить покой размеренной жизни обитателей Москвы, а это значит, что Чацкий уже победил.

vslu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *