Социальная утопия ф бэкона совершенно определенно возрождала идеи мыслителя – Прочитайте высказывания Фрэнсиса Бэкона. Некоторые из них давно стали афоризмами. Жаден человеческий разум. Он не может

Содержание

5. Социальная утопия Бэкона

В 1627 г. выходит «Новая Атлантида» — в этой работе проявляется самая важная черта его философской позиции. «Новая Атлантида» является социальной утопией, в которой Бэкон выражает свои представления об оптимальном устройстве общества.

По жанру книга напоминает «Утопию» Т. Мора. Но если Мор и Кампанелла уделяют внимание вопросу, что будет, если не будет частной собственности, то Бэкона этот вопрос не интересует вовсе. Его идеальное общество на легендарном острове Бенсалеме есть, по сути, идеализация тогдашнего английского общества.

В нем существует деление на богатых и бедных, значительную роль в жизни людей на острове играет христианская религия. И хотя Бэкон в своей утопии осуждает определенные негативные явления, типичные для Англии того времени, он не затрагивает сущности общественных отношений, а в большинстве случаев осуждает нарушение моральных норм, признанных обществом. Так, в Бенсалеме, например, осуждается легкомысленная жизнь, строго преследуются воровство и любые проступки, ведущие к нарушению закона, не существует подкупа чиновников и т.д.

Центральный момент книги — описание Дома Соломона. Это своеобразный музей науки и техники. Там островитяне изучают природу, чтобы поставить ее на службу человеку. Техническая фантазия Бэкона оказалась достаточно нетривиальной — искусственный снег, искусственно вызванный дождь, молнии. Там демонстрируется синтез живых существ, выращивание органов человека. Будущий микроскоп и другие технические устройства.

Бэкон имел достаточно политического и юридического опыта, чтобы прийти к убеждению в необходимости согласия науки и власти. Поэтому в «Новой Атлантиде» «дом Соломона» как центр развития науки имеет такое исключительное положение.

Советы и указания, которые он выдает, являются для граждан этого утопического государства обязательными (с точки зрения социального принуждения) и принимаются серьезно и с уважением.

В связи с высокой оценкой науки в утопическом Бенсалеме Бэкон показывает, насколько наука, развиваемая «домом Соломона», отличается (как по своему содержанию, так и в отношении методов) от европейской науки его времени. Таким образом, в этой утопии утверждается взгляд Бэкона на науку как важнейшую форму человеческой деятельности.

Критичность его социальной утопии не обращена против господствующих общественных отношений, но направлена на их «оздоровление», очистку от негативных явлений, которые сопровождали (закономерно и с необходимостью) развитие капиталистических производственных отношений.

Значение философии Бэкона не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит, прежде всего, в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой философии.

Этим Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени.

Заключение

По крайней мере, три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии — возрождение античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания. И воздействие всех их отчетливо прослеживается в воззрениях Бэкона — последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением.

Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством.

Он считал, что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни, которому «завершение даст судьба человеческого рода, притом такое, какое, пожалуй, людям, при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить». В известном смысле он оказался прав.

Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер, разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в будующем обществе.

Библиография

1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. — М.: Логос, 1999.

2. Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1972. Т.2.

3. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.

4. Мир философии. — М.: Политиздат, 1991.

5. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

6. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. — М.: Высшая школа, 1996.

19

studfiles.net

4. Социальная утопия Бэкона

В 1627 г. выходит «Новая Атлантида» — в этой работе проявляется самая важная черта его философской позиции. «Новая Атлантида» является социальной утопией, в которой Бэкон выражает свои представления об оптимальном устройстве общества.

По жанру книга напоминает «Утопию» Т. Мора. Но если Мор и Кампанелла уделяют внимание вопросу, что будет, если не будет частной собственности, то Бэкона этот вопрос не интересует вовсе. Его идеальное общество на легендарном острове Бенсалеме есть, по сути, идеализация тогдашнего английского общества.

В нем существует деление на богатых и бедных, значительную роль в жизни людей на острове играет христианская религия. И хотя Бэкон в своей утопии осуждает определенные негативные явления, типичные для Англии того времени, он не затрагивает сущности общественных отношений, а в большинстве случаев осуждает нарушение моральных норм, признанных обществом. Так, в Бенсалеме, например, осуждается легкомысленная жизнь, строго преследуются воровство и любые проступки, ведущие к нарушению закона, не существует подкупа чиновников и т.д.

Центральный момент книги – описание Дома Соломона. Это своеобразный музей науки и техники. Там островитяне изучают природу, чтобы поставить ее на службу человеку. Техническая фантазия Бэкона оказалась достаточно нетривиальной – искусственный снег, искусственно вызванный дождь, молнии. Там демонстрируется синтез живых существ, выращивание органов человека. Будущий микроскоп и другие технические устройства.

Бэкон имел достаточно политического и юридического опыта, чтобы прийти к убеждению в необходимости согласия науки и власти. Поэтому в «Новой Атлантиде» «дом Соломона» как центр развития науки имеет такое исключительное положение.

Советы и указания, которые он выдает, являются для граждан этого утопического государства обязательными (с точки зрения социального принуждения) и принимаются серьезно и с уважением.

В связи с высокой оценкой науки в утопическом Бенсалеме Бэкон показывает, насколько наука, развиваемая «домом Соломона», отличается (как по своему содержанию, так и в отношении методов) от европейской науки его времени. Таким образом, в этой утопии утверждается взгляд Бэкона на науку как важнейшую форму человеческой деятельности.

Критичность его социальной утопии не обращена против господствующих общественных отношений, но направлена на их «оздоровление», очистку от негативных явлений, которые сопровождали (закономерно и с необходимостью) развитие капиталистических производственных отношений.

Значение философии Бэкона не определяется его социальными воззрениями, которые, несмотря на относительную прогрессивность, не переступают рамок эпохи; оно состоит прежде всего в критике спекулятивного созерцательного подхода к миру, характерного для поздней средневековой философии.

Этим Бэкон существенно способствовал формированию философского мышления Нового времени.

Заключение

По крайней мере, три идейных фактора определили формирование и характер новой европейской философии — возрождение античных ценностей, религиозная реформация и развитие естествознания.

И воздействие всех их отчетливо прослеживается в воззрениях Бэкона — последнего крупного философа Возрождения и зачинателя философии нового времени. Его философия была продолжением натурализма Возрождения, который он вместе с тем освобождал от пантеизма, мистицизма и различных суеверий. Продолжением и вместе с тем его завершением.

Провозгласив великое значение естествознания и технических изобретений для человеческого могущества в практике, Бэкон верил, что этой идее его философии суждена не просто долгая жизнь академически признанного и канонизированного литературного наследия, еще одного мнения среди множества уже изобретенных человечеством.

Он считал, что со временем идея эта станет одним из конструктивных принципов всей человеческой жизни, которому «завершение даст судьба человеческого рода, притом такое, какое, пожалуй, людям, при нынешнем положении вещей и умов, нелегко постигнуть и измерить». В известном смысле он оказался прав.

Деятельность Бэкона как мыслителя и писателя была направлена на пропаганду науки, на указание ее первостепенного значения в жизни человечества, на выработку нового целостного взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Он занимался наукой как ее лорд-канцлер, разрабатывая ее общую стратегию, определяя генеральные маршруты ее продвижения и принципы организации в бедующем обществе.

Размышляя сегодня над наследием Фрэнсиса Бэкона, мы находим в нем самые различные элементы и напластования — новаторские и традиционалистские, научные и поэтические, мудрые и наивные, те, корни которых уходят вглубь веков, и те, которые протягивают во времени свои вечнозеленые побеги в миры иных социальных структур, проблем и умонастроений.

Литература

  1. Блинников Л.В. Великие философы. Словарь-справочник. — М.: Логос, 1999.

  2. Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. В 2 т. — М.: Мысль, 1972. Т.2.

  3. История философии: Запад-Россия-Восток. Кн.2. — М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.

  4. Мир философии. — М.: Политиздат, 1991.

  5. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. — М.: Высшая школа, 1996.

  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.3. Новое время. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996.

studfiles.net

4. Социальная утопия Бэкона. Философия Френсиса Бэкона

Похожие главы из других работ:

Знание — сила (Философия Френсиса Бекона)

2. Знание — сила Ф. Бэкона.

Френсис Бэкон был первым мыслителем, сделавшим опытное знание ядром своей философии. Он завершил эпоху позднего Ренессанса и провозгласил вместе с Р. Декартом главные принципы, характерные для философии Нового времени. Именно Ф…

Знание — сила (Философия Френсиса Бекона)

4. Онтология Френсиса Бэкона.

Онтология [от греч. on (ontos) — сущий и logos — учение]. Раздел философии, изучающий основы, принципы бытия, мироустройства, его структуру…

Индуктивный метод Ф. Бэкона и дедуктивный метод Р. Декарта

1. Индуктивный метод Френсиса Бэкона

Критерий успехов наук — те практические результаты, к которым они приводят. «Плоды и практические изобретения суть как бы поручители и свидетели истинности философии». Знание — сила, но только такое знание, которое истинно…

Индукция и дедукция как основные методы познания в философии Нового времени

1.Индуктивный метод Ф.Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) жил и творил в эпоху, которая является периодом не только мощного экономического, но и исключительного культурного подъема и развития Англии (он был современником Шекспира). Происходил из дворянской семьи…

Метод научного познания Ф. Бэкона и его значение в развитии науки

1. Биография Ф.Бэкона

Фрэнсис Бэкон родился 22 января 1561 года в Йоркхаузе. Он происходил из семьи «новых дворян», в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах. Он рос слабым и болезненным ребенком…

Наука как социальный институт

1. Социальная философия и социальная наука

К настоящему времени сложился значительный комплекс наук, которые принято называть социальными. В современном мире роль и значение общественных наук общепризнанны. Более того…

Новое понимание науки и ее роли в жизни общества в философии Фрэнсиса Бэкона (по работе «Новая Атлантида»)

Философия Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон первый философ, поставивший перед собой задачу создать научный метод. Взгляды Бэкона сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения и включали в себяаналитический подход к исследуемым явлениям и эмпиризм…

Правдоподобные рассуждения

3. Методы индукции Бэкона- Милля

Впервые правила открытия новых истин в опытных науках изложил в своей книге «Новый Органон» английский философ Фрэнсис Бэкон. По его мнению, старая силлогистическая логика Аристотеля, вошедшая в его «Органон»…

Социальные утопии эпохи Возрождения

2. Философские учения, утопия Возрождения

возрождение антропоцентрический утопизм ренессанс Одной из форм общественно-политической модификации Ренессанса был утопизм. Утопизм не был столь ярким явлением, как доктрина Макиавелли…

Становление рационалистической картины мира в западной Европе

2.2 Трактовка культуры в трудах Ф. Бэкона

Среди мыслителей конца XVI в. — начала XVIII в., которые внесли существенный вклад в развитие культурологической теории, прежде всего, следует назвать Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Фрэнсис Бэкон им были созданы наиболее известные работы…

Теория «идолов» познания Ф. Бэкона

Эмпиризм Ф. Бэкона

С самого начала своей философской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии и выдвинул доктрину «естественной» философии, основывающейся на опытном познании…

Теория «идолов» познания Ф. Бэкона

Теория «идолов» Ф. Бэкона

Однако, рассуждал философ, путь познания тернист, по нему расставлено множество препятствий, которые нужно преодолеть. Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона…

Утопический социализм в России

2.3 Социалистическая утопия и революционно-демократическое движение

Когда русские социалисты-утописты стали революционными демократами и в чем именно выразился их переход на эту позицию? Когда и как возникло направление революционно-демократической мысли в России? Как же можно повлиять на развитие идей…

Философия Нового времени

Эмпиризм Ф. Бэкона

Родоначальник эмпиризма английский философ Ф. Бэкон (1561-1626), социальное назначение науки выразил предельно четко и лаконично: «Знание — сила». Цель науки увеличивать власть человека над природой…

Философия П.А. Флоренского

1.3 Утопия и идеология в философском сознании П.А. Флоренского

Не было утопической идеи в русской культуре начала столетия, к которой бы остался безучастным П. А. Флоренский. И это вроде бы вполне естественно, если учесть его энциклопедический размах — одновременно философа, богослова, математика, физика…

fil.bobrodobro.ru

бесконечна и многообразна — Мегаобучалка

***

210. Какие из ниже названных философов относятся к направлению реализма в средневековой философии?

Августин Аврелий, Фома Аквинский

Пьер Абеляр, Росцелин

Р.Бэкон, Боэций

Ж.Буридан, Н.Кузанский

Дж.Бруно, Коперник

***

211. Авиценна понимал мир как творение … Укажите, из ниже перечисленого верный ответ://

слепых сил природы//

божественного разума//

божественной роли//

божественной воли и разума//

нет верного ответа

***

212. Укажите, правильное описание материального мира по Аверроэсу://

вечен но в пространстве ограничен//

сотворён Богом из ничего//

обречён на гибель//

вечен в пространстве и безграничен//

бесконечен и безграничен

***

213. Укажите, что писал Франческо Петрарка в полемическом трактате «О собственном незнании и незнании других»?://

опровергал учение Аристотеля//

высмеивал надуманность схоластических споров у «глупых Аристотеликов»//

описывал расцвет университетов позднего Средневековья//

считал, что поздние схоласты способствовали развитию патристики и средневековой теологии//

дорабатывал учение Аристотеля

***

214. Квинт Тертуллиан провозгласил://

«христианское откровение упраздняет мудрость мира сего»//

«верую, потому что нелепо»//

«божественное и дьявольское постоянно борются между собой»//

«верую и понимаю»//

«понимаю чтобы верить»

***

215. Лютер выступал против идеи о том, что://

человек может напрямую обращаться к богу//

церковь — единственный посредник между богом и человеком//

священники не могут отпускать мирянам грехи//

человек полон чувства вины и греха//

человек есть образ и подобие Бога

***

216. По Лютеру, спасение человека достигается им://

путем тщательного исполнения церковных таинств, обрядов и норм//

чистой верой, которая является «божьим даром»//

только по воле божьей, без малейшего усилия и веры человека//

по собственной воле, без помощи и воли божьей//

не достигается никогда

***

217. В учении Кальвина, как и Лютера, значительное место занимает учение о://

личной свободе и творческой активности человека//



предопределении как вечном спасении только по воле бога//

независимости человека от социального окружения и государства//

ведущей роли католической церкви в деле спасения человеческой души//

творении собственной судьбы самим человеком

***

218. Что означает термин «фальсафа» в средневековой мусульманской мысли:?//

рациональный способ постижения мира//

мусульманское богословие//

мусульманское право//

мистический способ постижения Бога//

борьба за веру

***

219. Высказывание Ф.Энгельса «Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости … было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил… вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает свое летоисчисление и освобождение естествознания от теологии…» характеризует систему мира://

геоцентрическую//

теоцентрическую//

антропоцентрическую//

космоцентрическую//

Гелиоцентрическую

***

220. Какие идеалы характерны для суфизма?://

полезность, выгода, успех//

истинное, красота, вера//

добро, красота, совесть//

божественное, сакральное//

любовь, надежда

***

221. Калам — это …://

рациональное толкование догматов ислам//

мусульманское вероучение//

мусульманское право//

борьба за веру//

мистическое знание

Глобальные проблемы.

 

222. Укажите глобальные проблемы современности?://

проблема языка//

проблема жизни и смерти//

проблема происхождения жизни на земле//

проблема смысла жизни//

Экологическая проблема, демографическая проблема

***

223. Чему отведена основная роль в «ноосферной» модели человеческой цивилизации?://

Государству//

Нации//

Природе//

Экономике//

Науке

***

224. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху://

античности//

средних веков//

Возрождения//

Нового времени//

Древнего мира

***

225. Научное допущение или предположение, истинность которого еще требуется доказать…

идея//

гипотеза//

проблема//

категория//

принцип

***

226. Высшая, самая развитая форма организации научного знания – это…

гипотеза//

проблема//

идея//

принцип//

Теория

***

227. Для какого периода характерно явление «университетская наука»?://

Античность//

Возрождение//

ХХ век//

Средневековье//

Новое время

***

228. Какое из нижеперечисленных форм не требует доказательств своей истинности?://

Теория//

Гипотеза//

Факт//

Аксиома//

Проблема

***

229. Формой практики не является://

преобразование природы с помощью орудий труда//

преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений//

воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека//

научный эксперимент//

нет правильного ответа

***

230. Исключите метод, не относящийся к общелогическим методам познания://

синтез//

наблюдение //

анализ//

эксперимент//

абстрагирование

***

231. Выделите метод, относящийся к научным методам эмпирического исследования://

синтез//

наблюдение//

абстрагирование//

анализ//

дедукция

***

232. Что означает слово «техника» в переводе с древнегреческого языка?://

опыт, эксперимент, практика//

технология, правило, образец//

искусство, мастерство, умение//

магия, обряд, ритуал//

проба, отношение, образец

***

233. Практика по своим функциям не является://

основой познания и его движущей силой//

целью познания//

критерием истины//

успешной заменой теоретических исследований и научного творчества//

всем вышеперечисленным

***

234. Какое утверждение раскрывает сущность научного познания?://

научное познание есть отражение действительности в ее существенных закономерностях и отношениях//

научное познание есть преобразование материальных систем//

научное познание есть чувственное отражение действительности//

научное познание есть накопление эмпирических фактов//

научное познание есть совокупность практических знаний

***

235. Какое определение не характеризует науку?://

наука – это совокупность чувственных представлений//

наука – это процесс выработки научных знаний//

наука – это система развивающегося знания//

наука – это массив накопленного знания//

наука – это рациональная форма познания

 

Философия нового времени.

 

236. Целый ряд философских направлений развивают идеи Декарта. Укажите, как в истории философии их называют?://

картезианством//

сенсуализмом//

реализмом//

деизмом//

прагматизмом

***

237. Что означает понятие «модус», которое используется Спинозой?://

внешняя причина//

единичная конечная вещь//

атрибут субстанции//

воздействие и связь//

нечто неопределенное

***

238. Что является «Монадой» в учении Г.В.Лейбница?://

Единая субстанция//

Простая субстанция//

Материальная субстанция//

Объективная акциденция//

Единичная конечная вещь

***

239. Кто является автором морального принципа: «Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства»?://

К.Маркс//

Л.Фейербах//

И.Кант//

Ф.Шеллинг//

И.Г.Фихте

***

240. К какому периоду относится деятельность И.Канта как астронома, физика, географа?://

докритическому периоду//

критическому периоду//

метафизическому периоду//

период научной деятельности//

гуманистическому периоду

***

241. Кто впервые сформулировал основные законы диалектики?://

И.Кант//

Л.Фейербах//

Г.Гегель//

Ф.Шеллинг//

И.Г.Фихте

***

242. Какому типу философствования относится система Гегеля?://

субъективный идеализм//

материализм//

объективный идеализм//

дуализм//

нет верного ответа

***

243. Какая работа является кратким очерком всей философии Гегеля://

Феноменологии духа//

Энциклопедия философских наук//

Наука логики//

История философии//

Новый Органон

***

244. К какому типу философствования относится учение Л.Фейербаха?://

субъективный идеализм//

дуализм//

антропологический материализм//

объективный идеализм//

нет правильного ответа

***

245. По мнению большинства историков философии, Ф.Бэкон являлся родоначальником европейского://

идеализма и стоицизма//

объективизма и скептицизма//

эмпиризма//

позитивизма и прагматизма//

идеализма и скептицизма

***

246. Метод познания, способствующий достижению истины по Бэкону — это://

анализ//

синтез//

дедукция//

индукция//

все вышеперечисленное

***

247. Согласно Локку, основой всякого познания является://

ощущение//

мысль//

интуиция//

опыт//

мистификация

***

248. Беркли отрицал существование://

материи//

бога//

ощущений//

сознания//

истины

***

249. Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был://

Вольтер//

Руссо//

Д’Аламбер//

Дидро//

Спиноза

***

250. Учение о врожденных идеях выдвигал философ://

Локк//

Спиноза//

Декарт//

Д.Юм//

Гоббс

***

251. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика://

права//

государства//

абсолюта//

любви//

знания

***

252. Точка зрения, что цивилизация ведет к моральной деградации общества, принадлежит://

Гегелю//

Конту//

И.Фихте//

Руссо//

Ламетри

***

253. Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения солнечный системы это://

Л.Фейербах//

Г.Гегель//

Ф.Шеллинг//

И.Фихте//

И.Кант

***

254. Что составляет первоэлемент бытия по Лейбницу?://

корпускула//

нус//

семена//

монада//

атомы

***

255. «Путь паука» выведение истин из чистого сознания. Для какой философии этот метод является основным но мнению Ф.Бэкона?://

схоластическая философия//

скептицизм//

рационализм//

сенсуализм//

эмпиризм

***

256. Дуалистическое рассмотрение проблемы субстанции характерно для://

Декарта//

Бэкона//

Руссо//

Гегеля//

Фихте

***

257. То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого ://

Субстанция//

Атрибут//

Причина//

Субстрат//

Модус

***

258. Учение о врожденных идеях выдвигал://

Локк//

Декарт//

Юм//

Гоббс//

Лейбниц

***

259. Метод познания, способствующий достижению истины по Бэкону://

Индукция//

Дедукция//

Интуиция//

Анализ//

Синтез

***

260. Укажите, что утверждал Декарт прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую»?://

«верую, потому что нелепо»//

«во всем должно сомневаться»//

«любовь движет солнца и светила»//

«знание-сила»//

«ничто не вечно»

***

261. Укажите, что есть, по мнению Джона Локка, «душа человека»?://

частица мирового духа, познающая путем интуиций и откровений//

вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания//

человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта//

совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи//

нет правильного ответа

***

262. Какое из ниженазванных определений означает «быть» в философии Джорджа Беркли://

существовать независимо от нашего сознания//

определяться совокупностью свойств в пределах субстанции//

быть воспринимаемым //

существовать в человеческом представлении//

существовать в мире

***

263. Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения… укажите правильный ответ из нижеуказанных: //

реальных вещей//

представлений//

впечатлений//

сущности//

представлений

***

264. Представление о «духе закона» Ш.Монтескье положило начало направлению… Укажите правильный ответ://

духовного монизма//

географического детерминизма//

европейского гуманизма//

социального фатализма//

субъективного идеализма

***

265. Согласно Руссо причина неравенства людей заключается в?//

божественном предопределении//

умственном превосходстве одних людей над другими//

естественных природных различиях//

неодинаковом отношении к собственности//

способе организации своей производительной деятельности

***

266. Какое из перечисленных определений пространства и времени принадлежит И.Канту?://

пространства и время – доопытные формы чувственности//

пространства и время самостоятельные сущности//

пространства и время не имеют отношения к материи//

пространства и время есть комплекс ощущений//

пространства и время — пустые абстракции

***

267. Какое противоречие характерно для философии Гегеля?://

Разумом и волей//

Системой и методом//

Логикой и моралью//

Правом и философией//

Наукой и моралью

***

268. Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело://

Развитие протестантизма как нового направления мирового христианства//

формирование наук, в первую очередь, естественных//

становление абсолютной монархии//

подъем народного и революционного движения//

развитие божественного объяснения бытия

***

269. Социальная утопия Френсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи://

Сократа//

Платона//

Аристотеля//

Мора//

Кампанеллы

***

270. По убеждению Ф.Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это://

развитие человеческого духа и знаний о мире//

достижение славы и власти//

общественная польза и улучшение жизни людей//

окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины//

получение адекватного знания

***

271. В основе философской системы Спинозы лежит учение о://

методе//

акциденции//

субстанции//

боге//

познании

***

272. С точки зрения Спинозы://

бог и субстанция (природа) – это одно понятие//

бог находится вне субстанции, но не является ее творцом//

бог находится в природе, являясь ее творцом//

бог находится в природе, являясь ее субстанцией//

природе не зависит от божественной воли и существует отдельно

***

273. В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал://

аффект//

необходимость//

произвол//

предопределение//

практика

***

274. Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились://

человек и бог//

бог и дьявол//

ученый и невежда//

мошенник и глупец//

умный и злой

***

275. Гоббс утверждал: «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все». Укажите правильный ответ из нижеследующих://

социальный упадок//

естественное состояние//

природное заблуждение//

психическое отклонение//

общественное мнение

***

276. Гоббс утверждает, что государство-это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда://

великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных//

старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей//

жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных//

каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой//

выявляются правящая элита – философы

***

277. Что из положений философии Канта называют коперниканской революцией в философии?://

Признание активности субъекта познания//

Опытное происхождение понятий науки//

Учение о практическом разуме//

Дуализм философии//

Априорные формы познания

***

278. Укажите, какое из ниженазванных утверждений справедливо для гносеологии Канта?://

все наше познание начинается с чувственного опыта//

познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом//

познание-это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениями наших органов чувств//

познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и рационального (категорий рассудка)//

познание — обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний

***

279. По теории Канта, время и пространство://

являются вечными реальными атрибутами субстанции//

не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту//

возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира//

являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей//

развиваются независимо от нашего сознания

***

280. Вершина немецкого классического идеализма ://

Экономическая теория//

Диалектика Г. Гегеля//

«Практическая философия» И. Фихте//

Этика И. Канта//

«Мифология творчества» Ф. Шеллинга

***

281. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он://

соответствует действующему закону//

доставляет личное удовлетворение//

подчинен абстрактному чувству долга//

связан с гуманными или дружескими чувствами//

предопределен к положительному

***

282. Гносеологический переворот в философии, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил://

Г. Гегель//

И. Кант//

Г. Лейбниц//

Л. Фейербах//

К. Маркс

***

283. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И.Канта?://

что я могу знать?//

что я должен делать?//

что есть моя конечная цель?//

На что я могу надеяться?//

Что такое человек и чем он может стать?

***

284. Выделите суждение, соответствующее философии Локка://

все знание проистекает из опыта, поэтому не существует врожденных идей//

человек имеет такие знания, которые не могут быть получены из опыта//

знания не могут быть получены в процессе опыта//

в разуме есть врожденной знания//

мыслю, следовательно существую

 

megaobuchalka.ru

Практическое занятие №4философия

  1. Цели:

научиться определять особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени

2. Теоретические, справочно-информационные материалы по теме занятия: Основные направления философии эпохи Возрождения:

●Гуманистическое (XIV-XV в.) представите ли: Франческо Петрарка, Данте Алигьери, Лоренцо Валли и др.) ставило в центре внимании человека, воспевало его достоинство, величие и могущество иронизировало над догматами церкви.

●Неоплатоническое( XVI-XVII в.) представители: Николай Кузанский Парацельс и др.) развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма.

●Натурфилософское( нач.XVI-XVII в.) представители: Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей. и др.) пытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе, основах мироздания, опирались на астрономические и научные открытия.

●Реформационное(XVI-XVII в.) представители: Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Ж. Кальвин и др.) стремились пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и церковью.

●Политическое (XV-XVI в. (Николо Макиавелли) – изучали проблемы управления государством, поведение правителей.

●Утопически — социалистическое (XVI-XVII в.) представители Томас Мор, Томмазо Кампанелла) искали идеально фантастические формы построения общества и государства основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.

Основные направления гносеологии Нового времени:

●Эмпиризм (представители: Ф. Бэкон, Д. Локк, Т. Гоббс) направление, которое все познание выводит из чувственного опыта.

●Рационализм (представители: Ф. Декарт, Г. Лейбниц, Б. Спиноза) направление утверждающее, что разум лежит в основе познания.

Сенсуализм (представители Д. Локк, Д. Юм) направление, согласно которому все знания о мире протекают из ощущения.

Агностицизм ( представители Д. Юм, И. Кант) направление, отрицающее возможность познания объективного мира.

studfiles.net

Фрэнсис Бэкон. Технократическая утопия

    Введение

    Утопия

    Происхождение термина. Первые утопии

    В основе большинства утопий лежит религиозно-мифологическая идея о Земле Обетованной, неком месте где каждому воздается по заслугам, где жизнь течет равномерно и по определенным правилам. Сам термин утопия греческого происхождения. Еu это благо и topos — место, то есть «благословенная страна». Еще есть другой вариант: u — нет и topos, «место, которого нет».

      Широко известным термин стал  после появления в 1516 году одноименной  книги английского гуманиста  и политика Томаса Мора, действие  которой происходило на фантастическом  острове Утопия, где нет частной  собственности, труд — всеобщая  обязанность, а распределение  благ происходит по потребностям  граждан. Томас Мор не был  фантастом, его труд — одновременно  мечта об «идеальном» обществе  и памфлет на современное ему  социальное устройство. Создавая  книгу, Мор частично опирался  на известный диалог Платона «Государство».

      Развил идеи Мора итальянец  Томмазо Кампанелла. В 1602 году  выходит его «Город Солнца», также построенный в форме рассказа мореплавателя, попавшего в мифический город. Здесь все общее, включая детей, чьим воспитанием занимается государство, трудиться обязаны все, а смыслом жизни служит научное и общественное совершенствование. Считается, что ранняя утопия сродни детским фантазиям на тему «как здорово бы было!» 1.

    Несмотря  на столь позднее укрепление самого термина, первой утопией в истории  западной литературы считается модель идеального общества именно в диалоге Платона «Государство». Кроме того, утопические мотивы присутствуют в мифологиях практически любых народов.

    Глава 1

    Технократическая  утопия. Связь с  наукой

    В утопии можно вычленить несколько  течений, зависящих от вариантов  трансформации общества. В частности, утопии часто подразделяют на технократические и социальные. В первых социальные проблемы решаются путем ускорения научно-технического прогресса, во вторых предполагается возможность изменения людьми собственного общества. В раннее время особое распространение получила технократическая утопия, главный смысл которой — развитие науки и многочисленные изобретения. Управляют технократией ученые, наука носит характер абсолютного блага. Она не только цель существования социума, но и главное средство прогресса, ибо ее развитие служит поворотным пунктом для построения утопии. Идеальной роли науки посвящена незаконченная книга английского философа Фрэнсиса Бэкона «Новая Атлантида». Многие прогнозы Бэкона выглядят настоящим пророчеством: воздухоплавание, подводные лодки, кино, радио и телевидение, криогеника, генная инженерия и даже энергетический «термояд». Не зря Бэкон считается одним из основоположников научного материализма. Катализатором происходящих в обществе позитивных изменений может оказаться и великое фантастическое изобретение. 

    Почти все, чем отличаются нынешние времена  от более ранних веков, обусловлено  наукой, которая достигла своих наиболее поразительных успехов в XVII веке. Итальянское Возрождение, хотя оно  и не относится к средневековью, не относится и к Новому времени; его можно сравнить с лучшим периодом Греции. XVI век, с его засильем теологии, более средневековый, чем мир Макиавелли. Новое время, насколько это касается духовных ценностей, начинается с XVII века. Нет такого итальянца эпохи Возрождения, которого не поняли бы Платон или Аристотель; Лютер привел бы в ужас Фому Аквинского, но последнему было бы нетрудно понять его. С XVII веком дело обстоит иначе: Платон и Аристотель, Фома Аквинский и Оккам не смогли бы понять Ньютона.

    Новые концепции, выдвинутые наукой, глубоко  повлияли на новую философию. Декарт, который являлся в известном  смысле основателем новой философии, сам был одним из творцов науки XVII века. До него нельзя не упомянуть о Копернике, Кеплере, Галилее, непосредственно занимавшихся наукой и делавших возможным то, о чем раньше думали только как об утопиях.

    XVII век был замечателен в области астрономии, динамики. В 1608 году был изобретен телескоп голландцем Липперсгеем, хотя именно Галилей впервые серьезно использовал его для научных целей. Часы, хотя и не созданные заново, в XVII веке были значительно усовершенствованы, прежде всего трудами самого Галилея. Благодаря этим изобретениям научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде. В 1614 году Непер опубликовал свое изобретение логарифмов. Аналитическая геометрия явилась результатом работ нескольких математиков XVII века, из которых величайший вклад был сделан Декартом.

    Следствием  рассмотренной нами научной деятельности было то, что взгляды образованных людей совершенно изменились. Отразились научные прорывы и на философских  взглядах.

    Глава 2

    Фрэнсис Бэкон

    Жизнь и начало литературно  философской-деятельности

    Одним из ярких представителей научного течения  в литературе был Фрэнсис Бэкон. Он же считается и величайшим английским мыслителем времен Возрождения и философом-материалистом. Бэкон родился в семье, принадлежавшей к влиятельной новой знати; хотя дед его еще пас овец, отец занимал при королеве Елизавете пост лорда хранителя печати. Двенадцатилетним подростком Бэкон поступил в Кембриджский университет, откуда вынес непобедимое отвращение к средневековой схоластике. Младший сын в семье, лишенный, следовательно, по английским законам почти всяких прав на отцовское наследство, Бэкон принужден был заботиться о получении какой-либо должности. В 1582 г. он получил звание адвоката, а в 1584 г. был избран депутатом в палату общин, где примкнул к оппозиции. Вскоре, однако, обстоятельства изменились. Со смертью старшего брата к Бэкону перешло значительное состояние. Новый король, Яков I, приблизил к

    себе  Бэкона, который, быстро продвигаясь  вверх по бюрократической лестнице, достиг ее вершины, будучи назначен лордом-канцлером  и получив титул барона Верулама и виконта Сент-Альбана. Высокие  государственные должности препятствовали занятиям философией, которой с молодости  увлекался Бэкон; однако именно тогда  в 1620 г. — он написал свое основное произведение — «Новый Органон».  

    Бэкон развертывает здесь грандиозную  перспективу неисчерпаемых возможностей, открытых человечеству в области науки и научного овладения миром. Он хочет снести те «роковые пограничные столбы», которыми до тех пор замыкалось поле деятельности научного мышления. Люди, по мнению Бэкона, «не знают вполне ни своих богатств, ни своих сил». Но, чтобы человечество смогло «воспользоваться своими правами на природу», «необходимо открыть человеческому разуму новую дорогу». 

    В 1621 Бэкон привлечён к суду по обвинению  во взяточничестве, осуждён и отстранён  от всех должностей. В дальнейшем был  помилован королём, но не вернулся на государственную службу и последние  годы жизни посвятил научной и  литературной работе. 

    Бэкон и наука 

    Основную  цель своих сочинений, как и призвание  всей философии, Бэкон видел в  том, чтобы «восстановить в целом  или хотя бы привести к лучшему  виду то общение между умом и вещами, которому едва ли уподобится что-либо на земле или, по крайней мере, что-либо земное». С философской точки зрения, особого сожаления и срочного исправления заслуживают ставшие смутными и бесплодными понятия, употребляемые в науках. Отсюда — необходимость «заново обратиться к вещам с лучшими средствами и произвести восстановление наук и искусств и всего человеческого знания вообще, утвержденное на должном основании». Бэкон считал, что науки со времени древних греков мало продвинулись по пути непредвзятого опытного исследования природы. Иное положение наблюдается в «механических искусствах: «они, как бы восприняв какое-то живительное дуновение, с каждым днем возрастают и совершенствуются…». Но и люди, «пустившиеся в плавание по волнам опыта», мало задумываются об исходных понятиях и принципах. Итак, Бэкон призывает своих современников и потомков обратить особое внимание на развитие наук и сделать это ради пользы жизни и практики, именно для «пользы и достоинства человеческого».

    Бэкон выступает против ходячих предрассудков  относительно науки, чтобы сообщить научному исследованию высокий статус. Именно с Бэкона и начинается резкая смена ориентации в европейской  культуре. Наука из подозрительного  и праздного в глазах многих людей  времяпрепровождения постепенно становится важнейшей, престижной областью человеческой культуры. В этом отношении многие ученые и философы нового времени идут по стопам Бэкона: на место схоластического многознания, оторванного от технической практики и от познания природы, они ставят науку, еще тесно связанную с философией, но в то же время опирающуюся на специальные опыты и эксперименты.

    Деятельность  же и усилия, способствующие развитию науки, согласно Бэкону, касаются трех объектов: научных учреждений, книг и самих ученых. Во всех этих областях Бэкону принадлежат огромные заслуги. Он составил подробный и хорошо продуманный  план изменения системы образования (включая мероприятия по ее финансированию, утверждению уставов и положений). При этом, едва ли возможен значительный прогресс в раскрытии глубоких тайн природы’, если не будут предоставлены  средства на эксперименты. Нужны пересмотр  программ преподавания и университетских  традиций, кооперация европейских университетов, считал Бэкон. Смелой и даже дерзкой  выглядела его программа в XVII веке. Несомненно, в немалой степени  благодаря великим, опережающим  свое время идеям Бэкона XVII в., особенно в Англии, стал веком науки и  великих ученых. И не случайно к  Бэкону как родоначальнику возводят свои истоки такие современные дисциплины, как науковедение, социология и экономика  науки.

    Однако  свой главный вклад философа в  теорию и практику науки Бэкон  видел в том, чтобы подвести под  науку обновленное философско-методологическое обоснование. Он мыслил науки как  связанные в единую систему, каждая часть которой в свою очередь  должна быть тонко дифференцирована.

    Глава 3

    Новая Атлантида

    Создание

    Стремительное восхождение по служебной лестнице — от члена парламента до лорда-канцлера Англии, сменилось судебными тяжбами, арестом и штрафом по обвинению  во взяточничестве. Потеряв положение  нерядового государственного служащего, Бэкон обрел больше времени и  сил для интеллектуальной работы, включающей в себя и систематизацию собственных открытий, и перевод  написанных сочинений на латынь (в  чем ему помогали Бен Джонсон  и Томас Гоббс), и художественные поиски Атлантиды.

    Как определяет Мортон, «в отличие от Мора, Бэкон не интересовался вопросами  социальной справедливости. Он также  был гуманистом, но к началу XVII в. в гуманизме уже не было прежнего жара: разница между «Утопией» и «Новой Атлантидой» заключалась  не столько в их содержании, сколько  в целях, в сдвиге общего плана  интересов и в снижении температуры». 2

    Максимальный  упор в сторону знаний, получаемых эмпирическим путем, хорошо прослеживается в «Новой Атлантиде». Бэкон был  первым философом, предвидевшим обновление общества посредством науки.

    Атлантида в литературе

    Топос острова как некоторого всецело  благополучного места был известен мифологиям и литературам разных времен и народов. Хронологически первые представления о плодородном  острове наносились на глиняные таблицы  шумерскими служителями домов знаний. Согласно «Сказанию об Энки и Нинхурсаг» (конец III — нач. II тыс. до н.э.), космический  отсчет времени начался на острове  Дильмун. В мифологии Шумера Дильмун идентифицируется с центром плодородия. Космогонически важный остров Дильмун впоследствии не утрачивает своего значения для посюстороннего мира, становясь центром политического влияния Месопотамии. Подобная тенденция воплотилась также в диалогах Платона об Атлантиде и путешествиях на «острова Солнца» Ямбула. Ядро утопической мысли античности составлял «чрезвычайно распространенный по всему земному шару миф о «Золотом веке», т.е. совокупность представлений о счастливом существовании людей в далеком прошлом». В диалогах «Тимей» и «Критий» Платон подверг рациональной обработке миф о счастливом крае, устроенном на благо людей, что проявилось в наличии социального порядка, государственной власти, шестидесятитысячного войска, а также святилищ, дворцов, гаваней и т.д. на описываемом острове, расположенном перед Гибралтарским проливом. Центр Атлантиды маркирован святым храмом Клейсто и Посейдона, инициирующим отсчет концентрической архитектуры острова, а также модели мира. В силу конкретно-исторических причин, в частности, кризиса афинского полиса, Платон не мог довольствоваться картинами блаженных островов потустороннего мира. Остров Атлантида изображался им как великое государство, овладевшее большими пространствами, справедливо управляемое союзом царей и отдаленное от греков во времени. В отличие от Платоновой Атлантиды, «острова Солнца» Ямбула (ок. I в. до н.э.) не знали социальной стратификации, управления, собственности и семейных отношений. Их воображаемое величие базировалось единственно на всеобщем труде, неразделенном, но общественно обязательном.

    Утопия Бэкона

    Действие  «Новой Атлантиды» разворачивается в Тихом океане по пути из Перу в Японию и Китай. То есть во вполне реальных с географической точки зрения местах. Команда переживает бурю и оказывается на неизвестной, но прекрасной земле. Автор предвосхищает изложение моральных и научно-технических аспектов художественного мира, создавая образный ореол привлекательности, справедливости и умеренности вокруг пространства новооткрытого острова «за пределами Старого и Нового Света». Путешественники проникаются светлым чувством к стране, еще только увидев ее бухту. Далее окажется что прекрасное здесь таится во всех пластах – и в традициях, и в мировоззрении, и в науке. 

stud24.ru

Объективный идеализм//(вопроса не было)

дуализм//

нет верного ответа

***

Какая работа является кратким очерком всей философии Гегеля://

Феноменологии духа//

Энциклопедия философских наук//

Наука логики//

История философии//

Новый Органон

***

К какому типу философствования относится учение Л.Фейербаха?://

субъективный идеализм//

дуализм//

антропологический материализм//

объективный идеализм//

нет правильного ответа

***

По мнению большинства историков философии, Ф.Бэкон являлся родоначальником европейского://

идеализма и стоицизма//

объективизма и скептицизма//

эмпиризма//

позитивизма и прагматизма//

идеализма и скептицизма

***

Метод познания, способствующий достижению истины по Бэкону — это://

анализ//

синтез//

дедукция//

индукция//

все вышеперечисленное

***

Согласно Локку, основой всякого познания является://

ощущение//

мысль//

интуиция//

опыт//

мистификация

***

Беркли отрицал существование://

материи//

бога//

ощущений//

сознания//

истины

***

Идейным вождем, организатором и составителем первой «Энциклопедии» был://

Вольтер//

Руссо//

Д’Аламбер//

Дидро//

Спиноза

***

Учение о врожденных идеях выдвигал философ://

Локк//

Спиноза//

Декарт//(не было)

Д.Юм//

Гоббс

***

«Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика://

права//

государства//

абсолюта//

любви//

знания

***

Точка зрения, что цивилизация ведет к моральной деградации общества, принадлежит://

Гегелю//

Конту//

И.Фихте//

Руссо//

Ламетри

***

Представитель немецкого классического идеализма, создавший научную гипотезу происхождения солнечный системы это://

Л.Фейербах//

Г.Гегель//

Ф.Шеллинг//

И.Фихте//

И.Кант

***

Что составляет первоэлемент бытия по Лейбницу?://

корпускула//

нус//

семена//

монада//

атомы

***

«Путь паука» выведение истин из чистого сознания. Для какой философии этот метод является основным но мнению Ф.Бэкона?://

схоластическая философия//

скептицизм//

рационализм//

сенсуализм//

эмпиризм

***

Дуалистическое рассмотрение проблемы субстанции характерно для://

Декарта//(не было)

Бэкона//

Руссо//

Гегеля//

Фихте

***

То, что существует само по себе и не зависит ни от чего другого ://

Субстанция//(не было)

Атрибут//

Причина//

Субстрат//

Модус

***

Учение о врожденных идеях выдвигал://

Локк//

Декарт//(не было)

Юм//

Гоббс//

Лейбниц

***

Метод познания, способствующий достижению истины по Бэкону://

Индукция//(не было)

Дедукция//

Интуиция//

Анализ//

Синтез

 

***2 уровень

Укажите, что утверждал Декарт прежде, чем заявить: «Я мыслю, следовательно, существую»?://

«верую, потому что нелепо»//

«во всем должно сомневаться»//

«любовь движет солнца и светила»//

«знание-сила»//

«ничто не вечно»

***

Укажите, что есть, по мнению Джона Локка, «душа человека»?://

частица мирового духа, познающая путем интуиций и откровений//

вместилище «врожденных идей», которые определяют направление и содержание познания//

человеческая мысль, как чистый лист бумаги, получающая знания из чувственного опыта//

совокупность «врожденных принципов» мышления, которые позволяют на основе чувственных восприятий формировать понятия и идеи//

нет правильного ответа

***

Какое из ниженазванных определений означает «быть» в философии Джорджа Беркли://

существовать независимо от нашего сознания//

определяться совокупностью свойств в пределах субстанции//

быть воспринимаемым //

существовать в человеческом представлении//

существовать в мире

***

Юм усматривал в деятельности человеческого разума два вида отношений: «отношения идей» и отношения… укажите правильный ответ из нижеуказанных: //

реальных вещей//

представлений//

впечатлений//

сущности//

представлений

***

Представление о «духе закона» Ш.Монтескье положило начало направлению… Укажите правильный ответ://

духовного монизма//

географического детерминизма//

европейского гуманизма//

социального фатализма//

субъективного идеализма

***

Согласно Руссо причина неравенства людей заключается в?//

божественном предопределении//

умственном превосходстве одних людей над другими//

естественных природных различиях//

неодинаковом отношении к собственности//

способе организации своей производительной деятельности

***

Какое из перечисленных определений пространства и времени принадлежит И.Канту?://

пространства и время – доопытные формы чувственности//

пространства и время самостоятельные сущности//

пространства и время не имеют отношения к материи//

пространства и время есть комплекс ощущений//

пространства и время — пустые абстракции

***

Какое противоречие характерно для философии Гегеля?://

Разумом и волей//

Системой и методом//

Логикой и моралью//

Правом и философией//

Наукой и моралью

***

Определяющее значение для формирования философии Нового времени имело://

Развитие протестантизма как нового направления мирового христианства//

формирование наук, в первую очередь, естественных//

становление абсолютной монархии//

подъем народного и революционного движения//

развитие божественного объяснения бытия

***

Социальная утопия Френсиса Бэкона совершенно определенно возрождала идеи://

Сократа//

Платона//

Аристотеля//

Мора//

Кампанеллы

***

По убеждению Ф.Бэкона, смысл, призвание и задачи науки – это://

развитие человеческого духа и знаний о мире//

достижение славы и власти//

общественная польза и улучшение жизни людей//

окончательное разрешение ученых споров и обретение абсолютной истины//

получение адекватного знания

***

В основе философской системы Спинозы лежит учение о://

методе//

акциденции//

субстанции//

боге//

познании

***

С точки зрения Спинозы://

бог и субстанция (природа) – это одно понятие//

бог находится вне субстанции, но не является ее творцом//

бог находится в природе, являясь ее творцом//

бог находится в природе, являясь ее субстанцией//

природе не зависит от божественной воли и существует отдельно

***

В представлении Спинозы, свобода человека состоит в единстве разума и воли. Противоположностью свободы человека он считал://

аффект//

необходимость//

произвол//

предопределение//

практика

***

Вольтер полагал, что религия возникла тогда, когда встретились://

человек и бог//

бог и дьявол//

ученый и невежда//

мошенник и глупец//

умный и злой

 

***3 уровень

Гоббс утверждал: «склонность людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславного самолюбия, права всех на все». Укажите правильный ответ из нижеследующих://

социальный упадок//

естественное состояние//

природное заблуждение//

психическое отклонение//

общественное мнение

***

Гоббс утверждает, что государство-это «великий Левиафан», началом рождения которого можно считать момент, когда://

великий вождь захватывает власть в племени и силой покоряет остальных//

старейшины убеждают соплеменников покориться власти одного человека или группы людей//

жрецы обманом устанавливают власть богатых и знатных//

каждый человек добровольно отрекается от права владеть самим собой//

выявляются правящая элита – философы

***

Что из положений философии Канта называют коперниканской революцией в философии?://

Признание активности субъекта познания//

Опытное происхождение понятий науки//

Учение о практическом разуме//

Дуализм философии//

Априорные формы познания

***

Укажите, какое из ниженазванных утверждений справедливо для гносеологии Канта?://

все наше познание начинается с чувственного опыта//

познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом//

познание-это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениями наших органов чувств//

познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и рационального (категорий рассудка)//

познание — обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний

***

По теории Канта, время и пространство://

являются вечными реальными атрибутами субстанции//

не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту//

возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира//

являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей//

развиваются независимо от нашего сознания

***

Вершина немецкого классического идеализма ://

Экономическая теория//

Диалектикеа Г. Гегеля//(не было вопроса)

«Практическая философия» И. Фихте//

Этика И. Канта//

«Мифология творчества» Ф. Шеллинга

***

По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он://

соответствует действующему закону//

доставляет личное удовлетворение//

подчинен абстрактному чувству долга//

связан с гуманными или дружескими чувствами//

предопределен к положительному

***

Гносеологический переворот в философии, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил://

Г. Гегель//

И. Кант//

Г. Лейбниц//




infopedia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *