Взгляды на жизнь фамусова – Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

(произведение “горе от ума”) В чем особенности взглядов на жизнь Чацкого, Молчалина и Фамусова?

Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: “Служить бы рад,
прислуживаться тошно “, и это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения.
Основные ценности Фамусова и его окружения – богатство и чины, отношение к службе и “что станет говорить княгиня Марья Алексевна? ”
Мечты Фамусова ограничены этими убеждениями. Предел его желаний – быть “тузом”, т. е. “есть на серебре и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах”, и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая, и боясь одного – “чтоб множество не накопилось их”.
Для Фамусова существуют вполне конкретные идеалы: это, например, Кузьма Петрович, который “сам был богат и на богатой был женат”, Фома Фомич, сумевший ловко удержаться на месте начальника отделения при трех министрах, Максим Петрович, постигнувший в совершенстве науку лести и раболепия, забыв о собственном достоинстве как источнике ненужных проблем и преграде на пути к хорошей должности и высоким чинам.
Во втором действии комедии Фамусов в своем монологе излагает и защищает жизненную программу “отцов”,которой и сам следует.
Самое главное в ней – сохранить устои екатерининских времен, патриархальность, барский быт. На службе должны быть исключительно родственники, ведь свой человек не подведет:
При мне служащие чужие очень редки:
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

Просвещение для Фамусова – ненавистное дело.
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

К молодым отношение Фамусова однозначное: раз ты молод, то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты прекословишь и идешь наперекор “отцам”, значит,
ты – сумасшедший. Иного не дано.
Именно так объясняет Фамусов поведение Чацкого.

В семье он придерживается тех законов и правил, которые выработало общество,
чтобы все было “прилично”.
Приглашает для Софьи гувернеров, выводит в “свет”. Зачем же такие хлопоты?
Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не интересуют личные чувства дочери, главное, “будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,
то и жених”.

Цель жизни Молчалина блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”.Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество.
Если Максим Петрович – тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин – угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. “Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”,- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях.
Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

otvet.mail.ru

Взгляды Чацкого и Фамусова Горе от ума Грибоедов А.С. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Взгляды Чацкого и Фамусова

    Отношение к народу и крепостному праву

    Век нынешний:

    Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.

    Век минувший:

    Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.

    Отношение к идеалам

    Век нынешний:

    Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.

    Век минувший:

    Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать».

    Отношение к просвещению

    Век нынешний:

    Чацкий защищает право служить просвещению страны путем научной работы, литературы, искусства.

    Век минувший:

    Фамусов выступает против книг, в учении видит вред.

    Отношение к службе

    Век нынешний:

    Чацкий уходит со службы, т.к. хочет служить Родине, а не прислуживаться начальству.

    Век минувший:

    В качестве источника личных выгод видит службу лицам, а не делу.

    Отношение к иностранному

    Век нынешний:

    Стоит за развитие национальной культуры, за единение интеллигенции с народом, высокого мнения о нем. Выступает против слепого рабского подражания иностранцам.

    Век минувший:

    С пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, пренебрегая своим родным языком.

    Отношение к богатству и чинам

    Век нынешний:

    Видит ценность человека в личных достоинствах. Отстаивает свободу мыслей, признает за каждым человеком право иметь свои убеждения, открыто высказывать их.

    Век минувший:

    Расценивает человека по его происхождению и количеству крепостных душ. Свято, непогрешимо мнение аристократического общества.

    Отношение к любви, браку, счастью.

    Век нынешний:

    Искренность чувства.

    Век минувший:

    Любовь – притворство, брак по расчету.

316888 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Взгляды Чацкого и Фамусова

Смотрите также по
произведению “Горе от ума”:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Образ Фамусова в комедии “Горе от ума”

Пьеса “Горе от ума”, выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т. к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии “Горе от ума” этот конфликт обозначен как столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Самый главный проповедник и защитник идей “века минувшего” в пьесе “Горе от ума” – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий

в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии “Горе от ума” можно составить с первых же явлений пьесы. В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В “Горе от ума” Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т. к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: “Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!” Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям,

образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: “Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам”.

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он “монашеским известен поведеньем”. Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. “Грех не беда, молва не хороша”, – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение “подслужиться”. Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова “Горе от ума”, а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей “века минувшего” свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком “покорности и страха”. Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна”.

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии “Горе от ума” в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: “Кто беден, тот тебе не пара”. Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека “с звездами и чинами”. Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: “Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених”.

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: “Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..”

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот “не служит, то есть в том он пользы не находит…”, то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – “и золотой мешок, и метит в генералы”.

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии “Горе от ума”. Лагерь “века минувшего” в тот период, который описан в “Горе от ума”, еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему “Образ Фамусова в комедии “Горе от ума”

home-task.com

Идеалы и взгляды Чацкого (Грибоедов) |

Идеалы и взгляды Чацкого (Грибоедов)

Действие комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» происходит в те годы, когда становится все более явным раскол в дворянской среде. Это было начало 20-х годов XIX века. Влияние идей французских просветителей, рост русского национального самосознания после войны 1812 года и заграничных походов объединили многих молодых дворян в стремлении изменить общество. Но большая часть русского дворянства оставалась глуха или враждебна к новым веяниям. Именно эту ситуацию, этот конфликт запечатлел Грибоедов в своем произведении.

Главный конфликт комедии — это конфликт двух мировоззрений, столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии присутствует и второй конфликт — любовный (есть даже классический любовный треугольник: Чацкий — Софья — Молча-лин), но он не является основным, хотя оба конфликта тесно переплетены и дополняют друг друга, оба они находят свое разрешение в конце пьесы.
Носителем новых, прогрессивных идей выступает Александр Чацкий, его идейным противником в комедии является все фамусовское общество. Почему же их столкновение было неизбежным? Потому, что Идеалы и взгляды Чацкого не совпадали и не могли совпасть со взглядами и идеалами Фамусова. Прежде всего у них разные взгляды на службу. Если для Фамусова служба лишь источник чинов, богатства, то для Чацкого — это гражданский долг всякого молодого дворянина. Чацкий готов служить, но «делу, а не лицам», Отечеству, а не вышестоящему чиновнику. Он пытался служить, даже был знаком с министрами, но затем вышел в отставку и порвал прежние знакомства, так как убедился, что служить честно, не прислуживаясь, в это время было невозможно. Чацкий отвечает на совет Фамусова «пойти послужить»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

В монологе «И точно, начал свет глупеть» он с негодованием говорит о тех чиновниках, которые «не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол не жалея!». Прошедший век Чацкий называет очень точно: «Прямой был век покорности и страха». Но для Фамусова это был «золотой» век; недаром он ставит в пример Чацкому своего дядю Максима Петровича, который, оступившись на приеме, сумел рассмешить царицу и добиться ее благосклонности. Для Скалозуба и Молчалина карьера — главное в жизни, и они готовы добиваться чинов любыми способами, даже унижением и лестью. Мечта Скалозуба — «мне только бы досталось в генералы».

Александр Андреевич выступает в комедии как яростный противник крепостного права. И это понятно: он выражает взгляды на общественное устройство России не только самого автора, но и многих его друзей-декабристов, которые считали, что образованный, просвещенный человек не должен владеть другими людьми. Чацкий с гневом говорит о неком крепостнике, «Несторе негодяев знатных», который променял верных слуг, не раз спасавших его жизнь и честь «в часы вина и драки», на «борзые три собаки». Чацкий в монологе «А судьи кто?» обличает тех «отечества отцов», которые, «грабительством богаты», «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соору-дя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве», обличает «прошедшего житья подлейшие черты». Сам
Чацкий относится к народу с большим уважением, он называет его «умный, бодрый наш народ». Чацкого невозможно представить в роли крепостника, недаром Фамусов советует ему не управлять «имением оплошно» . Чацкий ценит человека по его уму, образо-, ванности, а не по количеству крепостных душ или чину. Поэтому для него некий Фома Фомич, известный и важный чиновник,— всего лишь «пустейший человек, из самых бестолковых». Чацкий ратует за свободу личности, за право человека самому распоряжаться своей судьбой: служить или не служить, заниматься наукой или искусством, жить в деревне или в городе. Чацкий — сторонник просвещения, образования, и все эти Взгляды Чацкого вызывают ужас неприятия у его идейных противников.

Идеалы и взгляды Чацкого — это Идеалы и взгляды истинного патриота; он саркастически говорит о неком французике из Бордо, который на вечере в доме Фамусова рассказывал собравшимся гостям, «как снаряжался в путь, в Россию, к варварам, со страхом и слезами», но когда приехал, «нашел, что ласкам нет конца, ни звука русского, ни русского лица не встретил…». Этот французик чувствовал себя «маленьким царьком», и Чацкий жаждет всей душой,

Чтоб истребил господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…

В комедии Чацкий трагически одинок, у него нет сторонников среди главных действующих лиц, но есть два внесценических персонажа, которых мы можем отнести к сторонникам главного героя. Это прежде всего двоюродный брат Скалозуба, который неожиданно вышел в отставку и «в деревне книги стал читать», и племянник княгини Тугоуховской, о котором она с возмущением говорит: «Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, князь Федор, мой племянник».

В столкновении с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение. Это поражение было неизбежно, так как Чацких было еще слишком мало в обществе. Как написал в критическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей». Но таких, как Чацкий, Гончаров назвал «передовыми воинами, застрельщиками», которые первыми вступают в бой и почти всегда погибают. Но мысли, идеи, Идеалы и взгляды Чацкого не пропали даром, такие Чацкие выйдут на Сенатскую площадь 14 декабря 1825 года, где и произойдет их столкновение с миром Фамусовых, молча-линых и скалозубов.

historylib.net

Взгляды на жизнь Чацкого и Молчалина (цитаты)

Жизненная позиция Чацкого заключается в строках: “Служить бы рад,
прислуживаться тошно “, и это никак не сходится с позицией Фамусова и его окружения.
Основные ценности Фамусова и его окружения – богатство и чины, отношение к службе и “что станет говорить княгиня Марья Алексевна? ”
Мечты Фамусова ограничены этими убеждениями. Предел его желаний – быть “тузом”, т. е. “есть на серебре и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах”, и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая, и боясь одного – “чтоб множество не накопилось их”.
Для Фамусова существуют вполне конкретные идеалы: это, например, Кузьма Петрович, который “сам был богат и на богатой был женат”, Фома Фомич, сумевший ловко удержаться на месте начальника отделения при трех министрах, Максим Петрович, постигнувший в совершенстве науку лести и раболепия, забыв о собственном достоинстве как источнике ненужных проблем и преграде на пути к хорошей должности и высоким чинам.
Во втором действии комедии Фамусов в своем монологе излагает и защищает жизненную программу “отцов”,которой и сам следует.
Самое главное в ней – сохранить устои екатерининских времен, патриархальность, барский быт. На службе должны быть исключительно родственники, ведь свой человек не подведет:
При мне служащие чужие очень редки:
Все больше сестрины, свояченицы детки…
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!

Просвещение для Фамусова – ненавистное дело.
Ученье – вот чума, ученость – вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

К молодым отношение Фамусова однозначное: раз ты молод, то гордость свою забудь, молчи и преклоняйся. А если ты прекословишь и идешь наперекор “отцам”, значит,
ты – сумасшедший. Иного не дано.
Именно так объясняет Фамусов поведение Чацкого.

В семье он придерживается тех законов и правил, которые выработало общество,
чтобы все было “прилично”.
Приглашает для Софьи гувернеров, выводит в “свет”. Зачем же такие хлопоты?
Да затем, чтобы найти выгодного жениха. Фамусова не интересуют личные чувства дочери, главное, “будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,
то и жених”.

Цель жизни Молчалина блестящая карьера, чины, богатство. Высшее счастье он видит в том, чтобы “и награжденья брать и весело пожить”.Для этого он выбрал самый верный путь: лесть, угодничество.
Если Максим Петрович – тип подхалима предшествующей эпохи, то Молчалин – угодник нового времени, действующий более тонко и не менее успешно. “Он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”,- говорит о нем Чацкий с презрением отзываясь о его умственных способностях.
Молчалин знает, как ему надо себя вести, и определяет свою тактику:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья –
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Общественная жизнь в России формировалась и проявлялась в художественной литературе. Здесь обозначались, формировались и укреплялись движения общественной мысли, позже проявляющиеся в общественной практике. В нашей литературе можно найти и истоки российского либерализма.
Выразительной в этом смысле я считаю комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума». Надо только подходить к ее героям, читая текст и вникая в его смысл, а не пережевывая отзывы классиков.
А они не заметили, что с первых строк мы встречаем образец распутника Фамусова. Вспомните: «…в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. Она не родила, но по расчету, по моему, должна родить.» А кто с точностью до дня может определить, когда у разбитной вдовушки родится младенец, как не потенциальный отец? Но через пару сцен тот же Фамусов играет роль отца, тщательно оберегающего моральные устои своей дочери, строго наставляет ее, ограждая от пагубного, по его мнению, влияния: «Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом!» В этом суть либерализма – жестко и громогласно требовать от других того, что втихаря легко прощаешь себе.
Ту же линию продолжает господин Чацкий, болтун и пустобрех, слова которого только выдают его эгоизм и самолюбование.
Читатели и читательницы, вникните в суть дела. Обратите внимание на отношение Чацкого к женщинам: молодой человек танцевал, любезничал, флиртовал, а потом уехал неведомо куда, не объяснившись и ничего не обещая. Все годы не подавал весточки, неизвестно, собирался ли вернуться и опять же один или с заграничной мадам, а вернувшись, к кому бы обратился из московских знакомых красоток. А ведь прошло три года: той, которой было 17 (юная невеста) теперь уже за 20 (почти старая дева).
Но вот г-н Чацкий вернулся и требует, чтобы его помнили и страстно ждали! Обнаружив же, что не одному ему принадлежит внимание девушки, встает в позу: «Любви конец, кто на три года вдаль уедет!» (Его идеал, видимо, жители одной из планет Йона Тихого, которые перед уходом из дома дезинтегрировали своих дам в порошок, из которого восстанавливали, из дальних странствий возвратясь.) Но уехал-то он по своему капризу, который был для него важнее сердечных отношений. В этом суть либерализма – легко прощать себе уклонение от того, соблюдения чего придирчиво требовать от других. И так во всем.
«Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!» Это не призыв освободить крестьян, а критика дел соседского помещика. Бизнес-план у него был неудачен, и банк отказал ему в кредите. Так он хотя бы сражался на культурном фронте, сеял доброе, но всходы не окупили затрат. Другое дело Чацкий – помните его 200-300 спорных душ: уж они-то не скачут по сцене, а вкалывают в поте лица или отпущены на хороший оброк. Под такой бизнес-план банк даст необходимую ссуду, чтобы Чацкий мог и дальше жуировать по Европам. А отечество будет видеть в дыму, ему сладком.
Опять же: «Служить бы рад – прислуживаться тошно!» Но прислуживаться не требуют никакие уставы, наставления и приказы. Это стиль личного отношения к службе и начальникам. А ты поди-ка послужи! Прояви свою принципиальность, преодолей косность, поддержи инициативность, покажи бескорыстность – и все это личным примером. Иначе нечего ярлыки клеить! Но Чацкий верен либерализму – требует от других то, от чего ревностно уклоняется сам.
В отношении служивых обидно за лапидарного Скалозуба, далеко не либерала: «Засели мы в траншее. Ему дан с бантом, мне на шею». На пространном языке это значит, что было ДЕЛО, причем он не прятался в штабной палатке и не взирал с удаленного холма, а был рядом с солдатушками-ребятушками. И дело выгорело, врагу дали по шапке. А дело должно быть не малое – не за всякую стычку с врагом дают высокие ордена. Вот бы разлился соловьем Чацкий, будь он хоть краешком причастен к такому, но где ему.

touch.otvet.mail.ru

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» — сочинения для 9 класса

План

  1. Взгляды Фамусова на образование и воспитание
  2. Зависимость героя от общественного мнения
  3. Отношение Фамусова к людям
  4. Значение образа Фамусова

Пьеса «Горе от ума», выйдя из-под пера Грибоедова, не сразу была поставлена на сцене и не сразу появилась в печати. Ее ожидали нелегкие взаимоотношения с цензурой, т.к. для своего времени эта комедия – очень смелое произведение. В нем затрагиваются острые общественные проблемы, назревшие к началу 19 века. Но основной конфликт пьесы связан с проявившимся расколом в дворянской среде, с противоречием старого и нового взглядов на устройство общества. В комедии «Горе от ума» этот конфликт обозначен как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». Самый главный проповедник и защитник идей «века минувшего» в пьесе «Горе от ума» – Фамусов Павел Афанасьевич.

Взгляды Фамусова на образование и воспитание

Этот герой занимает влиятельный пост в Москве – он управляющий в казенном доме, вдовец, отец семнадцатилетней Софьи. Фамусов принадлежит к числу консервативных дворян, боящихся перемен в обществе. Все действия комедии разворачиваются в доме Фамусова.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» можно составить с первых же явлений пьесы.
В самом начале, застав свою дочь наедине с Молчалиным, своим секретарем, живущим в его доме, Фамусов высказывается на тему образования и воспитание. Следует осознавать, что мнение Фамусова – это мнение дворянского общества того времени в целом.

В «Горе от ума» Фамусов выступает в роли противника просвещения, врага ума и всего нового, т.к. все это несет угрозу его благополучию. Причину распущенного поведения своей дочери он находит в чтении книг: «Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!» Но не только чтение, по мнению Фамусова, способствует зарождению вольных мыслей, но и образование вообще. Отец молодой девушки с сокрушением говорит о том, что иностранные учителя, обучение искусствам – все идет не на пользу дворянским дочерям, образование им ни к чему, ведь оно не пригодится в семейной жизни: «Дались нам эти языки! Берем же побродяг и в дом, и по билетам, чтоб наших дочерей всему учить, всему – и танцам! и пенью! и нежностям! и вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам».

Наилучший пример для дочери – пример отца, считает Фамусов. О себе отец Софьи говорит, что он «монашеским известен поведеньем». Но он лукавит, ведь за мгновение до того, как начать ругать свою дочь, он откровенно заигрывал со служанкой Лизой.

Зависимость героя от общественного мнения

Самое страшное для Фамусова и его приверженцев – дурная слава в обществе. «Грех не беда, молва не хороша», – говорит Софье Лиза, которая изнутри изучила нравы, царящие в доме. Фамусова заботит только то, какое впечатление он произведет в свете, а не то, каким человеком он является на самом деле. По таким принципам живет все старомосковское дворянство. Об этом свидетельствуют некоторые внесценические образы комедии. Например, Фамусов искренне восхищается Максимом Петровичем, своим дядей, главным достоинством которого было умение «подслужиться».
Эта способность принесла ему богатство и уважение в обществе. Таков и Фамусов в комедии Грибоедова «Горе от ума», а значит, и все консервативные дворяне.

Излишняя любовь к чинам и деньгам лишает представителей «века минувшего» свободы. Недаром Чацкий, их противник, назвал этот период русской истории веком «покорности и страха». Высшей точки абсурдности эта зависимость дворян от общественного мнения достигает в финале комедии, когда Фамусов обеспокоен не состоянием своей дочери, а тем, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

Отношение Фамусова к людям

Характеристику Фамусова в комедии «Горе от ума» в полной мере раскрывается только через отношение героя к окружающим людям. Его уважения удостаиваются только те, кто имеет серьезный вес в обществе, потому что такие, как Фамусов, привыкли извлекать личную выгоду из общения с людьми. Чувства для фамусовского общества не имеют никакого значения. Он говорит дочери: «Кто беден, тот тебе не пара». Любой московский дворянин желал бы видеть своим зятем человека «с звездами и чинами». Доходит до того, что на личные качества человека в фамусовском обществе вообще не обращают внимания: «Будь плохонький, да если наберется душ тысячки две родовых – тот и жених».

Личные качества и способности человека не принимаются в расчет и при устройстве человека на службу. Самое главное – нужные связи в обществе: «Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, ну как не порадеть родному человечку!..»

Если к Чацкому Фамусов относится с презрением и жалостью, ведь тот «не служит, то есть в том он пользы не находит…», то по отношению к Скалозубу, который давно полковник, а служит недавно, Фамусов испытывает неподдельное восхищение. Его не смущает даже абсолютная глупость этого человека, ведь он обладает самым главным, что ценится в дворянском обществе – «и золотой мешок, и метит в генералы».

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума» Грибоедова – характеристика для сочинения по теме | источник

sochinenie-o.ru

Смысл жизни для Фамусова и для Чацкого – Сочинения по литературе

На уроках литературы мы изучили замечательное произведение Грибоедова “Горе от ума”. Его смысл отражается уже в самом названии. На протяжении всей комедии мы наблюдаем за Фамусовым и Чацким, их поступками, мыслями и образом жизни.

Фамусов и Чацкий – два главных героя произведения, которые абсолютно противоположны друг другу по складу характера. У них совершенно разные взгляды на окружающих их людей, на предметы, на события. Это все выражается в спорах между ними, в которых они отстаивают каждый собственную точку зрения. Чацкий высмеивает тот уклад жизни, который сформировался в той среде, обитателем которой является Фамусов. А тот, в свою очередь, хвалит его и ненавидит все, что могло бы как-то разрушить этот совершенный для Фамусова уклад.

В спорах можно увидеть характер каждого. Характер Чацкого намного решительнее, чем у Фамусова. Чацкий уверен в себе, как человек обладающий умом, а Фамусов, как человек, обладающий хорошим состоянием. Это порождает в нем любовь к деньгам. Даже свою дочь Софью он выдает за того, у кого кошелёк по-толще. И Фамусов и Чацкий настолько противоположны, что к любым вещам у них никогда не бывает одинакового отношения. Даже к жизни они относятся по-разному.

Для Фамусова в жизни главное накопить капитал, разбогатеть, сделать свою жизнь беззаботной и счастливой. Чацкий же хочет наполнить свою жизнь смыслом, и, благодаря этому, его будут уважать и уважать не за деньги, которые играют и вовремя решающую роль, а за знания, за поступки. Но для каждого одно остается неизменным: каждый хочет прожить такую жизнь, которой можно было бы гордиться. Смысл жизни для Чацкого – доказать всем , что как бы хороша ни была жизнь, надо стремиться к ее совершенствованию, нельзя оставаться на достигнутом. А смысл жизни для Фамусова – это набить толстый кошелек, обзавестись детьми, переженить их и беззаботно умереть.

Таким образом, прочитав “Горе от ума”, я сделала вывод, что взгляды на жизнь Чацкого мне симпатичнее, чем взгляды Фамусова. Так как я считаю, что не следует скапливать богатства, а нужно иметь самое необходимое и при этом развиваться умственно и духовно.

Рекомендуем посмотреть

sochineniya-na5.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о