Высшая судебная власть – Судебная власть — Википедия

Содержание

26. Судебная власть, ее признаки. Судебная система в рф

Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции РФ и закону.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции РФ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, если они будут ею признаны неконституционными.

Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства:

— конституционного;

— гражданского;

— административного;

— уголовного.

Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил.

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом.

Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшей судебной инстанцией. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1. Конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом.

2. Суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений.

Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ.

3. Арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Признаки судебной власти — характерные черты судебной власти, качественно отличающие ее от других ветвей власти.

Признаками судебной власти являются:

— Осуществление судебной власти только уполномоченными на то органами — судами.

— Самостоятельное, особое положение судебной власти в государственной системе.

— Осуществление властных полномочий в форме правосудия.

— Осуществление власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

— Особый статус выразителей судебной власти — судей.

Принципы осуществления судебной власти в РФ.

Принципы осуществления судебной власти в РФ — это основные характеристика судебной власти, при осуществлении ею собственных властных полномочий.

К принципам осуществления судебной власти в РФ относятся:

— Подчинение Конституции РФ

— Законность.

— Демократичность.

— Открытость.

— Гласность.

— Гуманизм.

— Соблюдение прав человека и гражданина.

studfiles.net

19 Органы судебной власти рф. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Высшие Федеральные суды.

В РФ действуют

  1. федеральные суды

    1. Конституционный суд РФ

    2. Верховный суд РФ, верховные суды республик, краев, областей итд

    3. Высший арбитражный суд, федеральные арбитражные суды округов( арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ

  2. Суды субьектов

    1. конституционные (уставные)

    2. мировые судьи

Организация деятельности органов судебной власти определяются законами РФ и основывается на следующих конституционных принципах:

  1. Осуществление правосудия только судом

    – судебная власть в РФ принадлежит только судам в лице судей и привлекаемых (в установленных законом случаях) к осуществлению правосудия представителей народа. Никакие другие государственные структуры власти не вправе осуществлять функции судебных органов. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных законом, не допускается. Судебная власть осуществляется по средствам гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Признание за судом исключительного права на осуществление правосудий означает, что только он может вынести как обвинительный так и оправдательный приговор, принять решение по рассматриваемому делу от имени государства.

  2. Законность – неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законов, которыми регламентируются организация и порядок их работы.

  3. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону –

    Суды осуществляют власть самостоятельно и независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Гарантии независимости судей, присяжных, арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. Независимость судей обеспечивается: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом чьего бы то ни было вмешательства в осуществление правосудия, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, а также другими мерами его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренными законодательством. Закон устанавливает, что судья не может быть депутатом, принадлежать к политическим партиям, движениям, совмещать функции судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности. Независимость судей обеспечивается их неприкосновенностью (судья не может быть привлечен к уголовной ответственности, иначе как в порядке, определяемом федеральным законом) Важная конституционная гарантия независимость судей – их несменяемость. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Судья не может быть назначен (избран) на другую должность или другой суд без его согласия.

  4. Коллегиальное и единоличное рассмотрение судебных дел – коллегиальное рассмотрение дел в суде создает реальные условия для всестороннего, полного и объективного судебного разбирательства, но в определенных случаях, предусмотренных федеральным законом, возможно и единоличное рассмотрение дел в суде.

  5. Состязательность и равноправие сторон- судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Все равны перед законом и судьей независимо от пола, расы, национальности, происхождение, должностного и имущественного положения, отношения к религии, принадлежности к организациям и др. Заочное разбирательство уголовных дел в суда хне допускается, за исключением случаев, когда подсудимый находится вне пределов РФ и уклоняется от явки в суд.

  6. Гласность судебного разбирательства – разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дел в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренным федеральным законом. Например, если открытое заседание может привести к разглашению гос тайны.

  7. Принцип государственного языка судопроизводства- судопроизводство ведется на русском языке или на гос языке республики, на которой находится суд

  8. Презумпция невиновности – каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. При этом обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу.

  9. Недопустимость повторного осуждения за одно и то же преступление

  10. Право на пользование квалифицированной юридической помощью – каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката.

Конституционный суд РФ – 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами,

осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

studfiles.net

Судебная власть

Понятие судебной власти

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а субъектом, эту власть осуществляющим, является система судебных органов, обладающая возможностью воздействовать на происходящие в обществе процессы.

Судебная власть является разновидностью государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, а ее органы обладают определенной самостоятельностью. Принцип самостоятельности органов судебной власти РФ проявляется в независимости судей, подчиняющихся исключительно закону и Конституции РФ.

Суды Российской Федерации стоят в одном ряду с Президентом РФ, Федеральным Собранием и Правительством РФ, осуществляющими государственную власть в нашей стране.

Функции государственной власти на основе принципа разделения властей распределяются между тремя ветвями власти, обладающими самостоятельностью и взаимной уравновешенностью. Обязанность применять законы и другие нормативные правовые акты говорит о связи судов с законодательной и исполнительной властью. Но если судебная власть признает законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ незаконными, противоречащими Конституции РФ, она имеет право их отменить.

Замечание 1

При вынесении судебных решений и приговоров судебная власть обладает полной самостоятельностью, но исполнение этих решений является обязанностью исполнительной власти. Благодаря тому, что граждане имеют возможность обжаловать в суде действия должностных лиц и органов исполнительной власти, судебная власть противостоит незаконным действиям этой власти.

В соответствии с Конституцией РФ судебная власть в нашей стране представлена четырьмя видами судопроизводства:

  • конституционным;
  • гражданским;
  • административным;
  • уголовным.

Каждый из этих комплексов характеризуется своим комплексом процессуальных правил, определенных законодательством.

Система судебной власти

В нашей стране действует трехзвенная судебная система (рис. 1), состоящая из:

  • Конституционного суда РФ;
  • судов общей юрисдикции;
  • арбитражных судов.

Эти суды осуществляют конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Также суды делятся на: федеральные суды и суды субъектов РФ. Судьи всех судов и всех уровней входят в судейское сообщество.

В число федеральных судов входят:

  • Конституционный суд РФ;
  • Верховный суд РФ, а также верховные суды республик, автономных округов, краевые, областные и районные суды, суды городов федерального значения и т.д.;
  • Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов и субъектов РФ.

Суды субъектов РФ составляют:

  • конституционные суды субъектов РФ;
  • мировые судьи.

Замечание 2

Главное место в судебной системе отводится судам общей юрисдикции. Все суды обязаны соблюдать установленные законом правила судопроизводства. Правосудие осуществляют судьи, присяжные, народные и арбитражные заседатели. У всех судей единый статус, а различия состоят лишь в полномочиях и компетенции.

Личность судьи, а также жилище и имущество находится под защитой государства. Судью нельзя привлечь к административной или дисциплинарной ответственности, а уголовное дело против него вправе возбудить лишь Генеральный прокурор, согласовав данный момент с коллегией судей.

Определение 1

Конституционный Суд РФ – это орган конституционного контроля, осуществляющий конституционное судопроизводство. Он осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным конституционным законом и в его компетенцию входит разрешение дел о соответствии Конституции РФ законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Правительства РФ, Государственной Думы, а также конституций республик, уставов и законов субъектов РФ и международных договоров Российской Федерации, не вступивших в законную силу.

Определение 2

Верховный Суд РФ представляет собой высший орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, которые подсудны общей юрисдикции. В компетенцию Верховного Суда РФ входит осуществление надзора за деятельностью судов, в том числе военных и специализированных федеральных. В Верховный Суд РФ входит 115 судей.

В Верховных судах республик, краевых, областных судах, судах автономных округов и автономной области рассматриваются дела в качестве первой и второй инстанций, осуществляя надзор по вновь открывшимся обстоятельствам.

В компетенцию районного суда входит рассмотрение дел в суде первой и второй инстанции. Районный суд – вышестоящая судебная инстанция по отношению к мировым судьям.

Военные суды создаются для осуществления судебной власти в войсках и везде, где предусмотрена военная служба.

Арбитражные суды полномочны разрешать споры между юридическими лицами, предпринимателями и государственными органами в экономической сфере.

Высший арбитражный суд разрешает экономические споры и другие дела и является вышестоящей инстанцией для арбитражных судов округов и субъектов РФ.

В компетенцию Федерального арбитражного суда округа входит рассмотрение дел в кассационной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящим для действующих на территории округа арбитражных судов. Арбитражный суд субъекта РФ полномочен рассматривать дела в первой и апелляционной инстанциях и по вновь открывшимся обстоятельствам. Третейские суды разрешают экономические споры в деловом мире, предлагая альтернативное решение и добровольное исполнение обязательств по заключенным сделкам.

Рисунок 1. Система судебной власти РФ

Конституционный суд субъекта РФ создается субъектом РФ и рассматривает вопросы соответствия нормативных актов органов государственной власти субъекта РФ и местного самоуправления конституции субъекта.

Определение 3

Мировой судья – это низшее звено судов общей юрисдикции. Мировые судьи облегчают доступ граждан к правосудию, рассматривая дела в суде первой инстанции об имущественных спорах, трудовых спорах и бракоразводных процессах, разгружая тем самым федеральную систему судов и способствуя ускорению рассмотрения дел.

Постановления мировых судей обязательны к исполнению для всех органов государственной власти, должностных лиц и местного самоуправления, юридических и физических лиц.

Полномочия судебной власти

Судебная власть РФ представлена совокупностью многогранных полномочий, заключающихся в:

  • осуществлении правосудия;
  • конституционном контроле;
  • контролем за вынесением законных и обоснованных решений государственных органов и должностных лиц;
  • обеспечении исполнения приговоров;
  • разбирательстве и разрешении дел об административных правонарушениях;
  • разъяснении вопросов действующего законодательства по вопросам судебной практики;
  • участии в формировании судейского корпуса и содействии в функционировании этих органов.

Реализация всех этих полномочий и является реализацией судебной власти.

Самым главным полномочием является осуществление правосудия, которое имеет право совершать только суд. Это полномочие является специфически судебным. Но судебная власть, как уже отмечалось выше, не ограничивается только этим полномочием, а включает еще много других, имеющих большое социальное значение. В законе «О судебной системе РФ» дается полный перечень полномочий каждого суда.

spravochnick.ru

СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РФ » Буквы.Ру Научно-популярный портал

Судебная власть — одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Судебная система Российской Федерации охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

Конституция РФ не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем: установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом; соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Закон устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, созданные в соответствии с Конституцией РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов-РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если-отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система РФ состоит из следующих судов:

1) конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд РФ, действующий на основании Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде» Российской Федерации от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды в субъектах РФ, которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

2) суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Эти суды действуют на основе Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации». Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов РФ являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта РФ;

3) арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный. Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды республик и других субъектов РФ. Арбитражные, суды действуют на основе Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28 апреля 1995 г. Они осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции РФ установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Согласно Конституции РФ не могут создаваться чрезвычайные суды, а также суды, не предусмотренные Федеральным конституционным законом о судебной системе РФ. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его юрисдикции вопросы не были переданы в юрисдикцию другого суда.

Конституционно-правовой статус судей — это определяемое Конституцией РФ и федеральным законодательством правовое положение судей, их права, обязанности, порядок назначения на должность, гарантии их деятельности. Основы статуса судей закреплены в Конституции РФ, в ФКЗ «О судебной системе РФ» и находят развитие в Законе РФ «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. (с многочисленными изменениями и дополнениями).

Судья — должностное лицо, наделенное в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Закон о статусе судей предусматривает, что всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими полномочий обязательны для всех без исключения государственных органов, общественных объединений, должностных лиц, других юридических и физических лиц. Неисполнение требований и распоряжений судей влечет установленную законом ответственность.

Все судьи обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенностями отличается лишь правовой статус судей военных судов и судей Конституционного Суда РФ.

Судья не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Гарантии независимости судей, а также присяжных, народных и арбитражных заседателей устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей относятся: а) наличие предусмотренной законом процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи; е) система органов судейского сообщества; ж) предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества.

Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законодательством. Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Судья федерального суда (за исключением судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда) в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Основания прекращения полномочий судей предусматриваются федеральным законодательством. Такими основаниями могут выступать: 1) письменное заявление судьи об отставке; 2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; 3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращение гражданства Российской Федерации; 7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо признании его недееспособным; 10) совершение поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; И) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Конституция устанавливает принцип несменяемости судей, который является важным звеном в системе правовых гарантий независимости судей.

Неприкосновенность судьи является одним из важнейших средств обеспечения независимости и самостоятельности судей, их способности осуществлять правосудие беспристрастно и справедливо. Неприкосновенность судьи является одной из конституционных гарантий его статуса (ст. 122 Конституции РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто из ниже перечисленных граждан не может избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления:

– признанные, судом недееспособными;

– подозреваемые в совершении тяжкого преступления;

– военнослужащие, содержащиеся на гауптвахте;

– содержащиеся в местах лишения свободу по приговору суда;

– находящиеся на лечении в психиатрическом стационаре.

 

Ответ

 

Согласно ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «не имеют права избирать, быть избранными, участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Таким образом, из перечисленных граждан не могут голосовать только признанные судом недееспособными и содержащиеся в местах лишения свободу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Конституция Российской Федерации: Принята всеобщим голосованием 12 декабря 1993 г.

  2. Федеральный конституционный закон: от 31.12.96 N 1-ФКЗ « #G0О судебной системе Российской Федерации» // #G0Российская газета N 3. 06.01.97.

  3. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.94 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 05.04.2005 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1994, № 13, ст. 1447.

  4. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.95 № 1-ФКЗ (в ред. ФЗ от 25.03.2004 № 2-ФКЗ) // СЗ РФ, 1995, № 18, ст. 1589.

  5. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.99 // СЗ РФ, 1999, №26, ст. 3170.

  6. ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

  7. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» от 17.12.98 № 188-ФЗ // СЗ РФ 1998. № 51, ст. 6270.

  8. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов. М., 2006.

  9. Еникеев З.Д. Конституционные основы правоохранительной деятельности в России // Российский юридический журнал. 2000. № 3.

  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2007.

  11. Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2006.

bukvi.ru

судебная власть — Wiki Yours

Предложить изменения

Что такое судебная власть?

Судебная власть (также известна как судебная система или система судопроизводства) является системой судов, которая интерпретирует и применяет закон от имени государства. Судебная власть также создает механизмы для разрешения споров. В некоторых странах, в соответствии с доктринами разделения полномочий, судебная власть обычно не создает законы (это относится к полномочиям законодательной власти) и не обеспечивает соблюдение законов (это относится к полномочиям  исполнительной власти), а, скорее интерпретирует закон и применяет его к фактам в каждом конкретном случае. В других странах судебная власть может создавать законы — это называется судебной практикой, основанной на общем праве (устанавливается прецедент, которому следуют другие судьи), что отличается от статутного права (право, основанное на законодательных актах), создаваемого законодательным органом. На судебную власть часто возлагается задача обеспечения равного правосудия в соответствии с законом.

Понятие судебной власти

Во многих странах судебная власть имеет право вносить изменения в законы посредством процесса судебного надзора. Суд с полномочиями судебного надзора может аннулировать законы и правовые нормы государства, если суд признает их несовместимыми с более важными нормами права, например, нормами первичного законодательства, положениями конституции или международного права. Судьи осуществляют критический анализ для толкования и применения конституции, таким образом, де-факто в странах с системой общего права создается ядро конституционного права. Для установления и поддержания принципа «верховенства закона» (действующая норма в социальном конструировании) население должно уделять большое внимание участию в выборах и / или назначению беспристрастных и вдумчивых ученых-юристов, чья лояльность при вступлении в должность безупречна. Если закон должен иметь юридическую силу и признаваться нормами права, то суды должны проявлять приверженность принципам справедливости, что означает применять находящиеся в их юрисдикции гарантированные презумпции с учетом культурных особенностей.

В США в течение последних десятилетий судебная власть стала активно заниматься экономическим вопросам, связанными с экономическими правами, установленными конституцией, поскольку «экономика может обеспечить понимание вопросов, которые оказывают влияние на надлежащую юридическую интерпретацию». Так как многие страны с переходными политическими и экономическими системами продолжают рассматривать свои конституции как абстрактные юридические документы, не имеющие отношения к экономической политике государства, участилась практика судебного рассмотрения экономических актов исполнительных и законодательных властей.

В 1980 годах Верховный суд Индии в течение почти десятилетия поощрял судебное разбирательство гражданского дела о защите общественных интересов от имени бедных и угнетенных, используя очень широкое толкование ряда статей Конституции Индии.

Бюджет судебной власти во многих странах с переходной и развивающейся экономикой почти полностью контролируется исполнительной властью, что подрывает принцип разделения полномочий, поскольку создается критическая финансовая зависимость судебной власти. Правильное распределение национального богатства, включая государственные расходы на судебную власть является предметом конституционной экономики. Важно различать два метода коррумпирования судебной системы: на государственном уровне (посредством бюджетного планирования и предоставления различных льгот), а также на частном уровне.

Что означает термин «судебная власть» 

Термин «судебная власть» также используется для общего обозначения персонала, например, судей, мировых судей и других членов судейской коллегии, которые составляют ядро ​​судебной власти (иногда называется «составом суда»), а также сотрудников, которые обеспечивают нормальную работу судебной системы.

В некоторых странах и юрисдикциях, судебная ветвь власти расширяется за счет включения дополнительных государственных юридических специалистов и учреждений, таких как прокуроры, государственные адвокаты, омбудсмены, государственные нотариусы, службы судебной полиции и сотрудники юридической помощи. Эти учреждения иногда находятся под управлением той же судебной администрации, которая управляет судами, а в некоторых случаях эта администрация также управляет частными юридическими профессиями, такими как адвокаты и частные нотариальные конторы.

История судебной системы

После Французской революции законодатели прекратили практику толкования закона судьями, и законодательный орган власти стал единственным органом, которому разрешалось толковать закон; позже этот запрет был отменен кодексом Наполеона.

В юрисдикциях гражданского права в настоящее время судьи интерпретируют закон приблизительно так же, как и в юрисдикциях общего права, однако, все же существуют различия с традициями общего права, которое непосредственно признает ограниченное право на создание закона. Например, во Франции принцип единообразия судебной практики Кассационного суда или Государственного совета на практике эквивалентен прецедентному праву. Тем не менее, Верховный суд Луизианы отмечает принципиальное различие между двумя юридическими доктринами: единственное решение суда может обеспечить достаточную основу для доктрины судебного прецедента, однако, «несколько преюдициальных фактов формируют основу для принципа единообразия судебной практики». Кроме того, Апелляционный суд Луизианы недвусмысленно отметил, что судебная практика является лишь вторичным источником закона, который не может быть авторитетным и не поднимается до уровня судебного прецедента.

Функции судебной власти

В системах общего права суды толкуют законы; сюда в том числе входят положения конституции, уставы и правила. Они также создают законы (но в ограниченном смысле, в пределах фактов конкретных дел), основанные на предшествующих прецедентах в тех областях, где законодательная власть не создала законы. Например, нарушение, совершенное по небрежности, не является производным от статутного права в большинстве юрисдикциях общего права. Термин «общее право» относится к такого рода законам.

В системе гражданского права суды толкуют законы, но им запрещено создавать законы, и, таким образом, они не издают постановлений, имеющих более общий характер, чем рассматриваемые фактические случаи. Юриспруденция играет подобную роль и в прецедентном праве.

В судебной системе Соединенных Штатов Верховный суд является высшей инстанцией по интерпретации федеральной Конституции и всех законодательных актов и правил, созданных в соответствии с ней, а также конституционности различных государственных законов; в федеральной судебной системе США федеральные дела рассматриваются в судах первой инстанции, известных как окружные суды США, затем в апелляционных судах, и в конце концов в Верховном суде. Государственные суды, которые ведут 98% судебных процессов, могут носить различные названия и иметь отличающиеся правила организации; суды первой инстанции могут называться «судами общегражданских исков», апелляционные суды — «Высшими судами» или «судами штата». Судебная система, и на государственном, и на федеральном уровне начинается с рассмотрения дела судом первой инстанции, его решение обжалуется сначала в апелляционном суде, а затем в суде последней инстанции.

Во Франции окончательное решение о толковании закона принимается Государственным советом по административным делам и Кассационным судам по гражданским и уголовным делам.

В Китайской Народной Республикой окончательное решение о толковании закона принимается Всекитайским собранием народных представителей.

В других странах, например, в Аргентине используется смешанные системы, которые включают суды низшей инстанции, апелляционные суды, кассационные суды (для уголовного права) и Верховный суд. В этой системе Верховный суд всегда является последней инстанцией, но уголовные дела проходят четыре этапа, на один больше, чем гражданские дела. На суде присутствует в общей сложности девять судей. Это число несколько раз изменялось.

Судебная система зарубежных стран

Судебная система Японии

В Японии процесс отбора судей более длительный и более строгий, чем в Соединенных Штатах и ​​в Мексике. Младшие судьи назначаются из числа тех, кто завершил обучение в Юридическом учебном и научно-исследовательском институте, расположенном в Вако. После назначения, младшие судьи все еще не могут претендовать на проведение заседаний в одиночку, пока они не отработают пять лет, и не будут назначены Верховным судом Японии. Судьям требуется наличие десятилетнего опыта в практических делах в качестве прокуроров или практикующих адвокатов. В японской судебной власти есть Верховный суд, восемь высоких судов, пятьдесят окружных судов, пятьдесят судов по семейным делам и 438 дисциплинарных суда.

Судебная система Мексики

Судьи мексиканского Верховного суда назначаются президентом Мексики, а затем утверждаются сенатом Мексики, такие судьи назначаются на пожизненный срок несения службы. Другие судьи назначаются Верховным судом на срок шесть лет. Федеральные суды состоят из 21 судьи Верховного суда, 32 окружных судов и 98 районных судов. Верховный суд Мексики находится в Мехико. Судьи Верховного суда должны быть в возрасте от 35 до 65 лет и иметь степень в области юриспруденции в течение пяти лет, предшествующих их назначению.

Судебная система Соединенных Штатов

Судьи Верховного суда США назначаются президентом Соединенных Штатов и утверждаются Сенатом Соединенных Штатов. Как и в Мексике, судьи служат пожизненно или до выхода на пенсию. Верховный суд США находится в Вашингтоне, округ Колумбия. Система федерального суда Соединенных Штатов состоит из 94 федеральных судебных округов. 94 округа в свою очередь разделены на двенадцать региональных судебных округов. В США существует пять различных типов судов, которые подчиняются Верховному суду: Федеральные суды по делам о несостоятельности, Федеральный апелляционный суд, Внешнеторговый суд США, Апелляционные суды США и Федеральные окружные суды США.

ru.wikiyours.com

порядок формирования, состав и описание

Сильной стороной любого государства является власть в нем. История дает нам массу примеров интерпретации власти, которая может принять характер деспотии или же громогласной демократии. В любом случае суть данной категории заключается в управлении, которое она осуществляет по отношению к населению государства. Но следует отметить тот факт, что власть невозможна без права. Этот ключевой постулат был выработан довольно давно. Суть в том, что именно право способно максимально эффективно организовать людей и направить их деятельность в нужное русло. В настоящий момент большинство мировых держав основывают власть в государстве именно на праве, так как это хорошо сказывается на положении дел. Однако далеко не всегда правовой режим справляется с теми функциями, которые на него возложены.

В некоторых случаях в людской среде возникают определенного рода вопросы, споры или даже правонарушения. Все это негативно сказывается на общем положении дел. Поэтому во всех государствах была разработана судебная ветка власти. В России подобная система также существует и активно функционирует сегодня. Наиболее интересной является деятельность высших судебных органов РФ, на которые возлагаются специфические функции.

Судебная власть: понятие, история

История повествует нам о том, что в древности управление государствами осуществлялось единолично царями, королями, императорами и т.п. Лишь в некоторых странах существовала демократия в её зачаточном виде. Примером данного утверждения является Древнеримская республика и Древняя Греция. Однако развитие человечества привело к появлению новых теоретических подходов, согласно которым изменилась сама суть власти.

Наибольшее количество преобразований в сфере государственного управления произошло в период Нового Времени. Такие ученые, как Шарль Луи де Монтескье и Джон Локк разрабатывают принципиально новый подход к организации власти в любой стране. Согласно их теории, управление должно быть разделено между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. С того времени подобная схема власти стала основой для большинства держав. На сегодняшний день принцип разделения управления применяется практически во всех существующих государствах, в том числе РФ.

Что такое судебная власть?

Каждая упомянутая ранее ветвь государственного управления выполняет совершенно разные функции. Судебная сфера власти является наиболее специфической. Это обусловлено несколькими взаимосвязанными причинами.

  • Во-первых, судебная власть абсолютно независима. Этот принцип гарантирует непредвзятость рассмотрения соответствующими инстанциями тех или иных ситуаций.
  • Во-вторых, данная ветвь управления имеет характерную и довольно громоздкую структуру, благодаря которой осуществляется эффективное влияние на объекты её компетенции.
  • В-третьих, представители судебной власти имеют особый юридический статус, который дает им исключительные права, но при этом возлагает на них определенные обязанности.

Как мы видим, судебная власть имеет особенный характер. Это довольно сильно сказывается на деятельности органов, которые к ней непосредственно относятся.

Судебные ведомства Российской Федерации

Любая ветвь власти невозможна без органов, которые бы выполняли её основные функции. Судебная отрасль управления в данном случае имеет целую систему ведомств, которые действуют на сегодняшний день достаточно эффективно. Структура подобных органов призвана осуществлять правосудие на территории России. Этот основополагающий принцип обуславливает специфический юридический статус и исключительные полномочия судебных ведомств. В свою очередь, высшие судебные органы РФ входят в общую систему и призваны координировать направление её деятельности, поэтому все общие особенности структуры к ним также относятся. Главный признак состоит в том, что подобные ведомства всецело независимы. То есть, суды не подпадают под контроль любого федерального или высшего исполнительного органа субъекта РФ. Судебная практика в данном случае является всецело объективной и действительно эффективной.

Какие высшие судебные органы в РФ существуют?

Сегодня система судебных ведомств в России довольно сильно упрощена. При этом уклон делается на разработку обширной структуры территориальных органов, ведь они больше всего приближены к населению страны. Таким образом, разветвленная система дает большее количество возможностей при решении споров или защите собственных прав. Но для развития эффективности и популяризации судов высшие судебные органы РФ не должны быть представлены в большом количестве. Поэтому на сегодняшний день всего два ведомства:

  • Верховный Суд РФ.
  • Конституционный суд РФ.

Компетенция обоих учреждений является разной. Верховный Суд, как и Конституционный, имеет собственную специфику работы, особенности и, что самое главное, процедуру формирования. Но прежде чем рассматривать каждый в отдельности орган, необходимо ознакомиться с их общими признаками.

Особенности высших судебных ведомств России

Признаки упомянутых ранее ведомств можно рассматривать в трех ракурсах. Прежде всего, высшие судебные органы РФ имеют специфическую нормативную базу, которая состоит из:

  • Конституции РФ.
  • ФЗ «О судебной системе РФ».

В этих актах закреплены права служащих данных органов, их статус, независимость деятельности и т.д. Другим специфическим моментов высших судебных ведомств является их самостоятельность и исключительная компетенция. Это говорит о том, что в деятельность органов данной ветви власти не могут вмешиваться представители иных официальных структур нашей страны. Таким образом, высшие судебные органы РФ – это всецело независимые и единые официальные органы, на которые действующим федеральным законодательством возложены функции по организации соответствующей ветви власти в государстве. Однако, помимо общих признаков, они также наделены собственными, которые обусловлены определенной компетенцией.

ВС РФ: ключевые особенности

Компетенция ранее упомянутых в статье органов делится сегодня на общую и конституционную. Верховный Суд РФ – это высший судебный орган общей направленности. То есть ему структурно подчиняются все более мелкие ведомства соответствующего уровня. Помимо этого, Верховный Суд есть высшим судебным органом РФ по гражданским, уголовным, хозяйственным и дисциплинарным делам.

Датой основания ведомства является 12 декабря 1993 год. В своем неизменном виде он просуществовал вплоть до 2014 года. Однако в это время происходит реформация судебной системы. Она повлекла за собой объединение ВС РФ и Верховного Арбитражного Суда. Иными словами, с 2014 года ВС становится единственным органом, с довольно широкой компетенцией, если не считать в данном случае конституционную.

Полномочия органа

Высшие судебные органы РФ, структура и функции которых рассмотрены в статье, характеризуются исключительными полномочиями, которые дают им большое количество специфических возможностей. Деятельность упомянутых органов всецело регулируется законодательными актами и, конечно же, Конституцией. Верховный суд РФ является высшим судебным органом, что свидетельствует о наличии у него исключительных прав. Таким образом, данный орган уполномочен:

  • осуществлять судебный надзор над иными органами соответствующей компетенции;
  • в определенных ситуациях выступать судом кассационной или апелляционной инстанции;
  • координировать деятельность верховных судов субъектов федерации;
  • давать соответствующие разъяснения по вопросам практики судебной, анализировать статистику деятельности поднадзорных органов;
  • разрешать все вопросы, которые связаны с международной деятельностью России.

Как мы видим, обширная компетенция дает право утверждать, что это ведомство — высший орган судебной власти РФ.

Структура ведомства

Осуществление функций Верховным Судом производится на основе разделения прав и обязанностей между соответствующими системными элементами. Структура упомянутого в статье органа весьма эффективна и действенна. На сегодняшний день её элементами являются:

  • Пленум ВС РФ.
  • Президиум ВС РФ.
  • Апелляционная и Дисциплинарная коллегии ВС РФ.
  • Административная, гражданская, уголовная, экономическая и военная коллегии.

Рассмотрение дел разной юридической направленности происходит в разных структурных элементах Верховного Суда. Данный подход обеспечивает наибольшую действенность правосудия в целом. Кроме этого, разделение компетенции помогает более оперативно осуществлять всю работу в целом.

Состав ВС РФ

Конечно, непосредственное выполнение всех возложенных на Верховный Суд функций осуществляют ряд отдельных служащих. Субъектный состав ВС РФ детально описан в ранее упомянутом Федеральном законе. Согласно его положениям, в состав ВС входят:

  • председатель ВС РФ;
  • первый заместитель председателя;
  • заместители, которые являются председателями каждой из палат;
  • непосредственно судьи, работающие в определенных палатах.

Наличие такого субъектного состава дает возможность ВС РФ максимально оперативно выполнять своим ключевые функции.

Однако, как уже указывалось ранее, высшими судебными органами РФ являются не только ВС РФ, но еще и Конституционная инстанция. Её полномочия и особенности работы совершенно не похожи на те, которыми владеет структура общей компетенции. Поэтому Конституционный Суд РФ заслуживает отдельного внимания. Особенно актуальна эта проблематика в наши дни, так как орган есть ключевым защитником демократического строя.

Высший конституционно-судебный орган РФ

Развитие государственной системы привело к тому, что её нормативное регулирование стало более сложным и изощренным. Именно данный факт повлек необходимость создания Конституционного суда. В России данный орган представляет собой независимую инстанцию, которая не входит в общую систему правосудия. Стоит отметить, что работа ведомства также осуществляется довольно специфично. В суде дела рассматриваются в рамках конституционного производства.

Полномочия инстанции

Тот факт, что высшими судебными органами РФ являются Верховный Суд и Конституционный Суд, говорит об исключительной широте полномочий обоих ведомств. Однако компетенция последней инстанции, в силу особого порядка рассмотрения дел, имеет ограниченный характер. Возможности Конституционного Суда не выходят за рамки статьи 125 основного закона нашего государства. Таким образом, инстанция уполномочена:

  • оценивать нормативные акты различных органов власти и международных договоров, подписанных Российской Федерацией на предмет их соответствия конституции;
  • разрешать любые возникающие споры по поводу компетенции официальный государственных органов;
  • осуществлять проверку конституционности применимых в конкретных делах законов;
  • давать толкование положений Конституции России;
  • выдавать соответствующее заключение о возможности выдвижения обвинений против Президента РФ.

Субъектный состав органа

Как и в случае с Верховным Судом Российской Федерации, Конституционный Суд имеет в своем составе определенное количество членов, которые непосредственно осуществляют все его функции. На сегодняшний день в инстанции работает 19 судей. Процесс их назначения имеет определенную процедуру. Выбор судей осуществляет президент, а непосредственное назначение – Совет Федерации. Данный порядок есть отражением демократизма.

Заключение

Итак, в статье мы попытались ответить на вопрос о том, какие высшие судебные органы РФ на сегодняшний день существуют. Актуальность деятельности ведомств в XXI веке имеет высокий уровень. Поэтому остается надеяться, что в своей работе высшие судебные органы будут всегда руководствоваться исключительно нормами законодательных актов и, конечно же, Конституции России.

fb.ru

Орган судебной власти: понятие, структура и функции

Любое государство является сложным механизмом, который функционирует за счет своей внутренней структуры. Но далеко не всегда страны были в том виде, в котором все мы привыкли их видеть. Очень давно вместо государственного строя на Земле существовал родоплеменной. Он подразумевал собой безоговорочную власть вождя над своими подданными. Но с течением времени стало понятно, что родоплеменная община при разрастании не может контролировать и координировать деятельность большого количества людей. То есть необходимо было создание более сложной и эффективной структуры. Таковой стало государство.

На сегодняшний день каждая страна – это сложная политико-правовая структура, функционирующая под действием разделенной власти. Последний элемент крайне важен, ведь именно благодаря ему реально работают те или иные привычные нам органы. Разделение властей подразумевает под собой существование трех сфер, одной из которых является судебная. Данная отрасль отвечает за правосудие, а также имеет ряд характерных особенностей, принципов функционирования и т. п. В Российской Федерации также существует судебная ветвь власти, реализация деятельности которой происходит посредством специальных органов, о чем будет указанно далее.

Принцип разделения властей и суд

Многие люди задаются вопросом о том, каким образом судебная власть, основные понятия которой будут представлены далее в статье, соотносится с принципом разделения управления в государстве? Суть в том, что данная основополагающая идея была разработана еще во времена Нового времени Шарлем Луи де Монтескье и Джоном Локком. Принцип подразумевает собой отсутствие единоначалия в процессе координирования деятельности страны. При этом власть должна быть поделена между тремя ветвями, а именно: законодательной, исполнительной и судебной. На последний элемент возлагаются действительно важные функции. Только в этой отрасли допускается осуществление правосудия.

Понятие упомянутой ветви

Если говорить о судебной власти, вообще, то она представляет собой систему органов, которые реализуют исключительно присущие только им возможности. Это не просто тенденция в данном случае, а принцип, закрепленный во многих законодательствах разных стран, и в том числе Российской Федерации. Таким образом, суд и судебная власть – это, по сути, едино целое. Потому что система соответствующих органов является формой проявления всей ветви.

Признаки судебной власти

Согласно мировым тенденция, соответствующая система органов Российской Федерации построена на принципах, которые являются общепринятыми. Помимо этого, основополагающие положения закреплены в едином, наивысшем по своей юридической силе акте – Конституции РФ. Если анализировать принципы данной отрасли государственной деятельности, то можно выделить наиболее яркие признаки судебной власти, которые характеризуют её, как действительно уникальную отрасль. К данным признакам можно отнести следующие, а именно:

1) Деятельность упомянутого характера реализуется исключительно судами.

2) Ветвь власти имеет полную самостоятельность от всех иных сфер.

3) Имеет полномочия по применению права в рамках процессов разной направленности (административной, гражданской, уголовной и т. п.).

4) Финансируется государственным бюджетом.

5) Решения судебных органов являются обязательными для всех на территории РФ.

Данные признаки показывают особенности системы судов в Российской Федерации. Но чтобы более детально разобраться в проблематике реализации права, необходимо понимать структуру органов этой направленности.

Структура судов

Структура судебных органов Российской Федерации представляет собой иерархию, которая реализует право по мере рассмотрения дел или решения определенных споров. На сегодняшний день созданная система зарекомендовала себя в РФ как нельзя лучше. Она эффективно применяет право на всех уровнях. При этом каждый в отдельности орган судебной власти имеет свою юрисдикцию, которая предопределяется его структурной принадлежностью. Учитывая этот факт, можно выделить следующую систему, а именно:

1) Конституционный суд Российской Федерации.

2) Суды общей юрисдикции. Данное звено состоит из военных и ведомств основного звена.

3) Арбитражные суды.

4) Органы дисциплинарные.

Каждый сегмент структуры реализует собственные полномочия, а также имеет строго определенный спектр возможностей, о чем будет упомянуто далее.

Общая юрисдикция

Суд первой инстанции – это самая «близкая» система органов для обычных граждан, которым требуется соответствующая правовая защита, или решение какого-либо спора. В процессе общей юрисдикции рассматриваются гражданские, уголовные и административные дела. При этом нужно понимать, что суд первой инстанции – лишь одно из звеньев всей системы общих органов.

При возникновении каких-либо вопросов, любое лицо может обратиться в районные или же местные суды той или иной территориальной расположенности. Данные органы действуют на отдельных территориях. В их ведение входит не только решение определенных судебных споров, но еще и контроль досудебного производства. Сюда входит координация назначения мер пресечения, например: заключения под стражу, залога и т. п.

Суды военной юрисдикции

В соответствии с законодательством Российской Федерации, на территории государства действует система военных ведомств, которые уполномочены осуществлять правосудие. Как мы понимаем, сфера деятельности этих органов существенно ограничена, хотя они и входят в структуру общей юрисдикции. Орган судебной власти военной направленности занимается исключительно уголовными делами, которые возникли по причине преступления, совершенного лицом, принадлежащим к Вооруженным силам Российской Федерации. Помимо этого, представленные ведомства рассматривают гражданские дела, в которых субъектами являются военнослужащие с одной стороны и Министерство обороны с другой.

Суды субъектов федерации

После районных органов соответствующей ветви власти, идут ведомства субъектов государства. Данные органы, безусловно, являются вышестоящим уровнем в иерархии судов общей юрисдикции. Таким образом, дела районных органов подлежат пересмотру в судах субъектов федерации в апелляционном порядке. Это обеспечивает право каждого на объективное рассмотрение дела или решения спора. Апелляцией занимаются судебные коллегии Верховных судов субъектов федерации.

Арбитражные органы

В отдельную систему судов в РФ входят арбитражные ведомства. Они, как и иные подобные органы, представляют собой иерархичную структуру. В неё входят арбитражные суды субъектов федерации, апелляционные арбитражные суды и арбитражные суды округов. Первая инстанция этих органов уполномочена решать споры между предпринимателями, юридическими лицами. Помимо этого, в ведении арбитражей также находятся споры, субъектами которых являются упомянутые лица и государственные органы. При этом подобного рода дела должны возникать по вопросам административного и гражданского производства.

Апелляционные арбитражи существуют для пересмотра решений судов субъектов федерации арбитражной направленности. Данные органы проверяют законность деятельности нижестоящих ведомств, обобщают практику, анализируют статистику этой деятельности и т. п. Право на кассационное обжалование арбитражных дел реализуется посредством обращения в окружные суды соответствующей направленности. Таковыми являются арбитражи округов.

Верховный суд. Высший арбитражный суд

Следует отметить, что в порядке кассации лица могут обращаться в высшие судебные инстанции. Таковой на сегодняшний день является Верховный Суд Российской Федерации. В его составе существуют специальные коллегии, которые занимаются рассмотрением тех или иных дел. На сегодняшний день существуют:

1) Коллегия по административным, гражданским и уголовным делам. По сути, высший кассационный суд РФ.

2) Коллегия по военным делам.

3) Высший арбитражный суд.

Как мы видим, Верховный Суд является кассационным органом для разных юрисдикций.

Конституционный суд

Наиболее специфическим органом на сегодняшний день является Конституционный Суд Российской Федерации. Данный орган имеет собственную юрисдикцию и ряд полномочий, не присущих иным инстанциям. Он представляет собой структуру конституционного контроля, которая реализует власть при помощи специфического производства. В своей деятельности Конституционный суд Российской Федерации реализует следующие полномочия, а именно:

— На основе запросов высших государственных лиц и отдельных органов упомянутое ведомство имеет право проверять соответствие федерального законодательства Конституции РФ.

— Разрешает споры о компетенции разных органов государственной власти.

— Проверяет конституционность использования конкретных законов или норм в тех или иных делах.

— Предоставляет толкование конституционных норм.

— На основе запроса Совета Федерации Конституционный суд дает заключение по поводу обвинения Президента.

Как мы видим, представленный орган судебной власти является важным звеном во всей системе, так как в его ведении находятся наиболее специфические вопросы.

Суть мировых судей

Достаточно нетипичными по своей природе являются мировые инстанции. Однако следует отметить, что мировых судов в Российской Федерации на сегодняшний день нет. Но существуют мировые судьи. Они имеют смежную компетенцию с ведомствами общей юрисдикции и являются органами первой инстанции. Но их деятельность ограничивается спектром отдельных вопросов, которые они могут рассматривать. Таковыми являются следующие:

— Уголовные дела, в которых наказанием является лишение свободы не более трех лет.

— Дела, возникающие из необходимости выдачи судебного приказа.

— Дела о разделе имущества между членами семьи.

— Дела по имущественным спорам и т. п.

То есть представленный орган судебной власти реализует полномочия по наиболее незначительным разбирательствам.

Заключение

Итак, мы попытались проанализировать судебную систему в современной Российской Федерации. Следует отметить, что данный сектор на сегодняшний день реализует свою деятельность эффективно. Но это не свидетельствует об отсутствии потребности в модернизации. Ведь судебная власть и право – это те два столба, на которых, по сути, стоит каждое государство. Таким образом, чем они сильнее, тем стабильнее внутреннее состояние державы.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *