Введение государственной винной монополии – Винная монополия — Википедия

Винная монополия — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Винная монополия (также питейная монополия, водочная монополия, казённая продажа питей) — исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков.

В России[править | править код]

Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет.

В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».

Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Витте) в 1894 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.

Монополия распространялась только на водку; все прочие спиртные напитки производились и продавались свободно, но были обложены акцизом (а импортные — еще и ввозной таможенной пошлиной). Монопольные цены на водку были хорошо согласованы со ставками акцизов и пошлин

ru.wikipedia.org

20 июля 1893 года введена «винная монополия»

20 июля 1893 года (125 лет назад) введена «винная монополия»

20 июля 1893 года в России введена «казенная продажа питей» (винная монополия). Винная монополия означала исключительное право государства на приобретение и продажу спиртных напитков. Ему же принадлежало право ввоза спиртных напитков из-за рубежа. Оптовая и розничная продажа сосредотачивалась в казенных оптовых складах и винных лавках. Контроль за винной монополией был возложен на главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей Министерства финансов.

Еще в 1863 году император Александр II ввел акцизную систему взимания питейных сборов, широко распространенную в Западной Европе. Производство и реализация спиртных напитков облагались сбором (акцизом) в пользу казны. Однако статистика свидетельствовала, что население тратит на спиртное гораздо больше, чем получает казна. Пьянство и злоупотребления в реализации спиртного не уменьшались. Государство стремилось, во-первых, получить больше средств от продажи спиртного и одновременно остановить распространение пьянства.

Реформатор С.Ю. Витте считал: «Они (кабатчики) продолжают спаивать, обирать и развращать народ всеми средствами… Настойчивость их с ясностью указывает на крайнюю необходимость принятия каких-либо мер для прекращения ненормального положения питейной торговли…» Идея винной монополии нашла поддержку у части чиновников, ученых, в консервативных кругах и встретила сопротивление некоторых крупных землевладельцев, торговцев и либеральной буржуазии.

Поддерживаемый Александром III, Витте настоял в Государственном совете на введении с 1893 года винной монополии в Оренбургской, Пермской, Самарской и Уфимской губерниях. В июне 1894 император подписал Положение о «казенной продаже питей». Оно вводилось постепенно и в начале XX века охватило 75 губерний. Витте надеялся, что производство качественных водки и вин с использованием новейших технологических и научных достижений позволит ликвидировать подпольное самогоноварение, так как оно станет ненужным и невыгодным. Он стремился не искоренить пьянство, а привить населению культуру потребления спиртных напитков. С увеличением числа питейных заведений и ростом цен на спиртное так называемый питейный доход стал важным источником бюджета. В 1913 общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов обыкновенного бюджета России.

Источник Pravda.ru


ptiburdukov.ru

Краткий курс истории. Четвертая винная монополия — История России

20 июля 1893 года в Российской империи было принято решение о введении «казенной продажи питей», то есть винной монополии.

Впервые

Впервые в России государственная монополия на винную продукцию была введена Иваном III, дедушкой Ивана Грозного, в 1474 году. Ее отмена последовала в год кончины Василия III (1533 год), отца Ивана Грозного. Вторая аналогичная монополия в России действовала 29 лет, начиная с 1652 года. Еще одну, третью по счету, винную монополию ввел Петр I, он же отменил ее в 1716 году, введя винокуренную пошлину для производителей в пользу государственной казны.

Инициатива Витте

В XIX веке в России предпринималось несколько попыток особенным образом регламентировать производство и реализацию спиртной продукции, главным образом крепкой. Например, в 1863 году император Александр II ввел акцизную систему взимания питейных сборов по западноевропейскому образцу. Но эта мера не привела к снижению злоупотреблений в производстве и реализации спиртного. В 1893 году министр финансов С. Ю. Витте, поддерживаемый Александром III, сумел на государственном уровне провести решение о введении винной монополии (на водку; остальное облагалось акцизом), которая начала постепенно вводиться с 1894 года. В результате так называемый питейный доход стал одним из важнейших источников для российского бюджета и в 1913 году составил 26% обыкновенного бюджета России.

У казенной винной лавки в Харькове

Реакция общественности

Введение винной монополии в 1894 году имело одной из целей отстранение от торговли спиртным людей, которые, преследуя свои частные интересы, спаивают народ; вместе с тем выдвигалось требование способствовать уразумению народом смысла и цели всей данной правительственной реформы. Разумеется, реформой были довольны далеко не все. Помимо производителей и торговцев (в том числе крестьянских обществ), чьи интересы оказались ущемлены, были те, кто поставил под серьезное сомнение этическую сторону вопроса. Например, Ф. М. Достоевский еще по поводу акцизных сборов высказывался так: «Чуть не половину теперешнего бюджета нашего оплачивает водка, то есть по-теперешнему народное пьянство и народный разврат, стало быть, вся народная будущность». Кроме того, распространение винной монополии вело к росту подпольной продажи алкогольной продукции. С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками в Российской империи была запрещена.

histrf.ru

Клнгресс история и культура городов Азиатской России

Назад || Главная || Карта сайта


Казенная винная монополия 1895–1914 годов: некоторые проблемы введения


В период действия акцизной системы правительство неоднократно пыталось повысить государственные доходы. Основной статьей доходов казны были поступления от производства и продажи алкогольных напитков. Такой очередной попыткой стало введение казенной монополии продажи вина.

Среди причин введения в действие государственной винной монополии можно назвать, во-первых, стремление министра финансов С.Ю. Витте увеличить государственные доходы, во-вторых, «неправильное устройство питейного дела в России», в-третьих, стремление правительства уменьшить народное пьянство, в-четвертых, заботу об охране сельского винокурения, находившегося в руках помещиков-землевладельцев, и помощи ему; в-пятых, уничтожение в ряде губерний «частных монополий».

Одними из таких регионов стали Пермская губерния и Сибирь. Положение комитета министров «Об установлении казенной продажи вина в Пермской губернии» от 8 сентября 1887 г. предоставило министру финансов И.А. Вышнеградскому право «в качестве временной меры» ввести казенную продажу вина и спирта из складов и ведерных лавок в тех местах Пермской губернии, где это окончательно необходимо». В июне 1888 г. министру финансов было предоставлено право учреждать казенную монополию и в Сибири, «где это признано необходимым». Казна брала на себя производство и продажу вина по четко фиксированным ценам. Стоимость вина включала в себя сумму, затраченную казной на производство вина, расходы на доставку вина в магазин, на акцизное правление и акцизный сбор. Министр финансов обязывался постоянно контролировать ход монополии в губернии и постоянно «издавать надлежащие указания о порядке хранения и продаже вина и вообще разъяснять вопросы» акцизным управлениям.

Полемика вокруг «чрезвычайно новой» меры длилась около 10 лет. Как писал С.Ю. Витте, «мысль о питейной монополии была очень необычна и нова, не укладывалась в рамки правоверной финансовой науки и не соответствовала европейской действительности», а потому вызывала ожесточенные споры

1.

Аргумент о необходимости усиления борьбы с пьянством и стал тем флагом, под которым проводилась в жизнь питейная реформа. В июне 1893 г. Витте добился создания при Департаменте неокладных сборов особого отделения, которое должно было заведовать подготовкой документации и в целом делопроизводством по казенной продаже вина. В четыре восточные губернии были направлены должностные лица, которым поручалось проанализировать ситуацию на местах по возможному введению казенной монополии. Прежде всего, им поручалось собрать сведения о положении винокуренной промышленности и тех условиях, при которых может быть осуществлена казенная продажа.

Министерство финансов обратило внимание на то, что промышленность Пермской, Уфимской, Оренбургской и Самарской губерний производила 315 000 ведер ректификованного спирта, а население губерний потребляло около 3 000 000 ведер в год. Поэтому многие владельцы винокуренных заводов обратились в Министерство с просьбой предоставления им права выкуривать большее количество напитков. В ответ Министерство распределило между заводчиками еще 1 200 000 ведер 40° спирта. Принявшим этот заказ заводчикам выдавались ссуды под 4 % годовых из средств, ассигнованных на введение казенной продажи питей. В будущем на территории этих губерний предполагалось построить спиртоочистительные заводы – в Перми для ректификации 650 000 ведер спирта, Уфе – 450 000 ведер, Оренбурге – 400 000 ведер, Самаре – 900 000 ведер. Кроме того, Министерство озаботилось рассмотрением вопросов о модернизации спиртоочистительных систем, способов фильтрации и целого ряда других технических сторон производства и очистки напитков.

Численность казенных винных лавок в четырех губерниях должна была составлять около 2 900 заведений, в т. ч. в Пермской губернии – 1 000, в Уфимской и Оренбургской – 1 080 и Самарской – 850. При этом признавалось необходимым, чтобы число казенных мест продажи спиртных напитков не создавало для населения затруднений в приобретении вина. При размещении казенных лавок Министерство принимало во внимание численность населения, размещение населенных пунктов, число многолюдных торговых и промышленных сел и т. д. с таким расчетом, чтобы каждое из населенных мест с числом до 300 душ не было удалено от пунктов продажи вина далее 7–10 верст (7,4676–1,0668 км).

В том же году С.Ю. Витте подал в Государственный совет проект организации винной монополии с объяснительной запиской к нему. С установлением монополии государство должно было стать единственным покупателем и продавцом всего спирта, вырабатывавшегося для внутреннего рынка, при этом в качестве главных целей введения казенной продажи питей указывались «приучение населения к более регулярному потреблению вина, улучшение качества вина, ограждение продажи питей от корчемства и привлечение к торговле вином лиц с более высоким нравственным уровнем»2.

Основными законами, утверждавшими питейную монополию, являлись положение «О казенной продаже питей» от 6 июня 1894 г. и высочайше утвержденные мнения Государственного совета о сроках и порядке введения казенной винной монополии в различных губерниях и областях. Изменениям и дополнениям подвергся устав «Об акцизных сборах».

Сначала реформа касалась лишь четырех восточных российских губерний – Пермской, Оренбургской, Уфимской и Самарской, затем последовательно на протяжении 10 лет она была проведена во всех регионах России.

– С 1 июля 1896 г. в юго-западном районе – в Бессарабской, Волынской, Екатеринославской, Киевской, Подольской, Полтавской, Таврической, Херсонской и Черниговской губерниях.

– С 1 июля 1897 г. – в северо-западном районе – в Виленской, Витебской, Гродненской, Ковенской, Минской, Могилевской и Смоленской губерниях.

– С 1 января 1898 г. – в северном районе – в Олонецкой, Новгородской, Псковской, Санкт-Петер­бургской, Харьковской губерниях.

– С 1 июля 1898 г. – в Привислинском районе – в Варшавской, Калишинской, Келецкой, Ломжинской, Люблинской, Пероковской, Плоцкой, Радомской, Сувалкской, Седлецкой губерниях.

– С 1 июля 1900 г. – в Курляндской, Лифляндской, Эстляндской, Воронежской, Курской, Ставропольской, Черноморской губерниях, а также в области Донского казачьего войска.

– С 1 июля 1901 г. – в Астраханской, Архангельской, Вологодской, Вятской, Казанской, Пензенской, Саратовской, Симбирской губерниях, а также в Уральской и Тургайской областях. Во Владимирской, Калужской, Костромской, Московской, Нижегородской, Орловской, Рязанской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской губерниях первоначально предполагалось ввести монополию с 1 июля 1902 г.

Однако ход подготовительных работ заставил министра финансов обратиться к Николаю II с просьбой ускорить введение монополии на год. В поданном предложении было сказано, что разные сроки установления монополии не позволяют уравнять в правах винокуренных заводчиков и тем самым выгодно распределить поставки казны. Это создавало трудности и для сбыта спирта. Заводы в монопольном районе теряли рынки сбыта. С другой стороны, предполагалось, что повсеместное введение монополии существенно снизит контрабандную торговлю напитками.

– С 1 июля 1902 г. реформа была проведена в Тобольской, Томской губерниях и Акмолинской, Семипалатинской, Терской, Дагестанской и Кубанской областях.

– С 1 июня 1904 г. – в Енисейской и Иркутской губерниях, Забайкальской и Якутской областях.

В 1902 г. государственная водочная монополия вступила в силу по всей Европейской России и в Западной Сибири, а в 1904 г. и на большей части Восточной Сибири. Таким образом, казенная продажа питей была учреждена в 75 губерниях и областях страны, за исключением Закавказья, Среднеазиатских владений, Амурской, Приморской, Камчатской и Сахалинской областей. На этих территориях сохранялось действие устава «Об акцизных сборах» и министр финансов имел право решать вопросы по изменению его статей.

После опубликования Положения 1894 г. началась подготовительная работа по введению монополии в ряде регионов империи. Если в губерниях и областях Европейской России введение монополии не было осложнено особыми трудностями, то в сибирских губерниях это проходило со значительными затруднениями. После ее введения на территории Европейской России от местного населения сибирских губерний, золотопромышленников в Министерство земледелия и государственных имуществ стали поступать просьбы о «скорейшем распространении казенной винной монополии» и на сибирские губернии. Поэтому «признав, что этот вопрос в силу особенностей края заслуживает пристального изучения» Департаменты Государственного совета предложили Министерству финансов заняться подробным изучением данного вопроса3.

28 февраля 1898 г. на совещании в Министерстве финансов было выработано заключение по вопросу об установлении казенной продажи спиртных напитков в Западной Сибири, где определялись территории и сроки введения винной монополии в Западной Сибири, рассматривались особенности проведения здесь питейной реформы и принимались решения по ее подготовке4.

В первую очередь был решен вопрос о той территории Западной Сибири, на которую должна была распространиться казенная продажа спиртных напитков. В ходе обсуждения были высказаны два предложения:

– ввести питейную реформу «лишь в наиболее населенных местностях Сибирских губерний, расположенных по обеим сторонам линии железной дороги, не касаясь смежных с Тобольской и Томской губерниями среднеазиатских областей»;

– распространить казенную продажу питей на всей территории Тобольской, Томской губерний и Акмолинской, Семипалатинской областей.

Первое предложение было отвергнуто по следующим соображениям: в район казенной продажи напитков пришлось бы включать два уезда Акмолинской области, по которым проходит линия железной дороги, т. к. там «проживает значительное и притом постоянно возрастающее население»; население Акмолинской и Семипалатинской областей все равно вынуждено было бы приобретать вино из казенных лавок Тобольской и Томской губерний. В результате «совещание признало желательным и практически возможным ввести казенную продажу одновременно на всем пространстве губерний Тобольской и Томской и среднеазиатских областей: Акмолинской и Семипалатинской»5.

Другим решением совещания для сибирского района казенной продажи напитков было «допустить более высокую для местных заводов максимальную выкурку» и определить размер поставки спирта в казну, который «может быть свыше 5 000 ведер в 40°». Для устранения опасности стачек (забастовок) винокуренных заводчиков была предложена такая мера, как создание на казенных складах Западной Сибири «неприкосновенного запаса спирта, снабдив эти склады цистернами такой емкости, которая давала бы возможность хранить в них, кроме спирта, предназначенного для оборотов, – до 50 % всей годовой их потребности».

На совещании учли и такие особенности Западной Сибири, как малонаселенность и отдаленность северной части Тобольской и Томской губерний и южных уездов Акмолинской и Семипалатинской областей. В этих местностях было мало питейных заведений, а открытие казенных винных лавок являлось нецелесообразным из-за невозможности установления за ними должного акцизного надзора и дороговизны в организации сбора вырученных денег за вино. Для данных территорий предлагалось предоставить «продажу казенного вина в запечатанной посуде и по назначенной цене частным торговцам» за комиссионную плату6.

Затем внимание присутствовавших на совещании было обращено на такое обстоятельство, как утрата питейными заведениями дохода при введении винной монополии. Отмечалось «необычное за последнее время увеличение числа питейных заведений, содержимых непосредственно крестьянскими обществами». Таких заведений на территории подведомственной Управлению акцизными сборами Западной Сибири было: в 1890 г. – 19, в 1891 г. – 138, в 1892 г. – 230, в 1893 г. – 282, в 1894 г. – 327, в 1895 г. – 528 и в 1896 г. – 817. Наряду с этим подчеркивалось, что общественные питейные заведения уменьшают тайное винокурение и дают средства на уплату податей и другие нужды «на народное образование, на устройство ссудо-сберегательных касс, на содержание мирской администрации и проч.» Обсудив это, члены совещания пришли к выводу, что рассмотренное обстоятельство не должно затруднять введение питейной монополии, т. к. «вознаграждение крестьянских обществ за утраченный при введении казенной продажи питей доход составляет вопрос общий, одинаковый для всей империи»7.

Введение винной монополии не сократило потребления алкогольных напитков, а наоборот способствовало еще большему распространению пьянства. Стараясь сократить число питейных заведений и уничтожить частную легальную торговлю, государство фактически способствовало нелегальному производству и продаже спиртных напитков низкого качества. Разрешение продажи спиртных напитков в заведениях трактирного типа создало новые очаги пьянства и разгула. Поэтому данная реформа не принесла ожидаемых результатов в плане снижения пьянства, а еще больше осложнила положение русского населения.

_________________________

 

1 Витте С.Ю. Избранные воспоминания. 1849–1911 гг. – М., 1991. – С. 258.

2 Канель В.Я. Алкоголизм и борьба с ним. – М., 1914. – С. 466.

3 Отчет Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питей за 1899 г. – СПб., 1900. – Вып. 1. – С. 189–192.

4 Российский государственный исторический архив (далее – РГИА). Ф. 575. Оп. 2. Д. 1243. Л. 11–15.

5 Там же. Л. 11.

6 Там же. Л. 11–12.

7 Там же. Л. 13.

 

 Назад || Главная || Карта сайта

kulgor.narod.ru

Реформы Витте. Введение винной монополии.

Сергей Юльевич, выходец из типичной провинциальной дворянской семьи (родился в Тифлисе, т.е. Тбилиси) среднего культурного уровня, окончил Новороссийский университет в Одессе и поступил работать в управление Одесской железной дороги. Витте пришлось пройти все ступени государственной службы, начиная от работы в билетной кассе (1870) и заканчивая постом министра путей сообщения (1892).

Программа Витте, ставшего 1 января 1893 г министром финансов (сохранит пост в течение одиннадцати лет) предусматривала широкое внедрение политики государственного капитализма. Ускоренное промышленное развитие страны он рассчитывал обеспечить путем решения двух взаимосвязанных задач — привлечение иностранного капитала в виде займов, инвестиций и таможенная защита отечественной промышленности от западных конкурентов в сочетании с поощрением русского экспорта.

Но под программу требовались большие деньги. Казенное строительство в России было убыточным, а иностранных займов не хватало из-за ненадежного положения рубля и больших ограничений российских законов для чужеземных промышленников.

С целью получения средств Витте пошел традиционным путем предшественников: увеличением налогов с населения. Впрочем, иное придумать трудно (кроме системы займов), поскольку любая государственная программа всегда осуществляется за счет государственных средств, т.е. за счет налогоплательщиков. В числе мер по повышению доходности бюджета особое место в программе Витте занимало введение знаменитой винной монополии государства на производство и торговлю спиртными напитками.

18 июня 1894 г. — Николай II утвердил новое «Положение о казенной продаже питей», введенное в действие с 1 января 1895 г. в вышеупомянутых губерниях. Процесс введения винной монополии оказался долгим и растянулся на семь лет. В частности, в Московской губернии — с 1 июля 1901 г.

В итоге под контроль государства попало практически все производство спирта и вся торговля винно-водочными изделиями. К реализации допускали только оплаченную акцизом (косвенный налог, установленный на каждый градус выкуренного спирта) продукцию, и только с казенных складов. Розничные цены при введении монополии практически не пострадали.

Однако для успешного экономического роста страны введения винной монополии, разумеется, было недостаточно — требовалось создать основу основ — крепкий (конвертируемый) рубль.

students-library.com

Как была устроена винная монополия в царской России: amarok_man

«Возникновение собственного винокурения на Руси историки относят к середине XV века, когда начинается выгонка спирта из ржаного сырья. «Водкой» хлебное вино стали именовать только в середине XIX века. Она моментально становится концентрированным выразителем зерновой и хлебной стоимости. Сырье было крайне дешево, ценность готового продукта в десятки раз перекрывала стоимость сырья, и если учесть еще удобство транспортировки и хранения, то все это превращало хлебное вино в идеальный товар для государственной торговли.

Первую государственную монополию на производство и продажу хлебного вина ввел Иван III. В 1472–1478 гг. на смену относительно бесконтрольному производству алкогольных напитков приходит жесткий государственный контроль за производством и продажей вина. С этого времени дозволялось «варить питья» только для домашнего употребления по семейным праздникам, но с непременным условием уплаты специальной пошлины (т.н. «явки»). Явочное питье полагалось выпить за 3–5 дней, иначе оно могло быть конфисковано. В 1532 г. путешественник и богослов Альберт Кампенский писал, что, не смотря на всю тяжесть, повеление сие выполняется московитянами, как и все прочие, с необычайной покорностью. В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».

Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Юрьевича Витте) в 1894 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.

Кабацкая Россия

Очень важным обстоятельством в истории винной монополии государства стала замена корчмы на «царев кабак», который становится на многие годы атрибутом русской повседневной жизни. Кабак – питейное заведение нового типа – впервые появился по воле Ивана Грозного в 1552 г. Он построил в Москве на Балчуге особый дом, названный по-татарски «кабаком», в котором опричники охотно расставались с неправедно нажитыми деньгами. Борис Годунов продолжал насаждать кабаки по городам.

Вольные корчмы функционировали сезонно: осенью, после окончания работ, и зимой. Во многих местах корчмарь избирался населением на строго определенный строк; общинное самоуправление следило за качеством и мерой употребления алкоголя, за поведением во время застолья, таким образом, употребление вина было в какой-то мере подконтрольно обществу. Царевы же кабаки отдавались на откуп. Откупщик, выплатив казне определенную договором сумму, цены и объем продаж устанавливал сам.

Водочные бунты

При царе Алексее Михайловиче в 1648 г. в Москве и других городах прокатились народные, в том числе и «кабацкие» бунты, в которых городских ремесленников поддержали пригородные крестьяне. Это было выступление, по выражению Ключевского, против «царских временников», чинивших беззакония и многие обиды простому народу. Кроме требования убрать наиболее одиозные фигуры, народ выступал за отмену откупной системы на разные государственные отрасли: таможню, кабаки, винокурение и т.д. После подавления бунтов царь Алексей Михайлович в 1649–1650 гг. созвал Земский собор. В Соборном Уложении 1649 г. 22 глава – «Указ о корчмах» – определяла борьбу правительства с производством и продажей спиртных напитков частными лицами, то есть с кормчеством. Земский собор 1652 г. вошел в историю как «собор о кабаках», главным вопросом которого была реформа питейного дела.

Правительство запретило феодалам держать в своих поместьях и вотчинах кабаки и вести торговлю вином. По ходатайству духовенства и думных людей были изданы правила, по которым в меньших селах не дозволялось держать кабаков, а в городах разрешалось держать только по одному кружечному двору, в которых дозволялось торговать вином только на вынос ведрами, кружками и укрупненными чарками. Запрещалось торговать напитками в долг или под заклад, чтобы «питухи в напойных долговых деньгах напрасно не помирали и душевредства бы на кружечном дворе у головы и целовальников с питухами не было». Одному «питуху» не велено было давать больше одной чарки вина; лицам священнического и иноческого чина вино не продавалось, в постные дни торговля всеми хмельными напитками полностью запрещалась.

Петровские времена

Петровская эпоха стала серьезной вехой на пути распространения спиртных напитков и пьянства на Руси. Заготовка вина государством ведется как на казенных заводах, так и с помощью подрядов. В середине XVII века подрядное винокурение производило более 50% всего казенного вина. Для большей прибыли правительству стало выгодно вернуться к откупному содержанию питейных сборов. Энергичный и властный царь Петр, испытывая острую нужду в деньгах для ведения Северной войны, в 1705 г. переходит к откровенной откупной системе на всей территории России, сочетая ее с казенной продажей. Для увеличения спроса на казенное вино Петр изъял винокуренные сосуды у населения и даже пытался запретить домовое винокурение служилым людям, в том числе помещикам.

Система, затрагивающая интересы правящего класса, не могла быть долговечной, и Петр, зная это, через десять лет вводит свободу винокурения в России: «во всем государстве как вышним так и нижним всяких чинов людям вино курить по-прежнему для себя и на подряд свободно». Налогами облагались все промысловые винокуры (25 копеек в полгода). В петровское время было открыто много новых точек продажи вина – питейные избы, питейные стойки.

Конец прекрасной эпохи

14 мая 1885 г. вышел закон «О раздробительной продаже напитков», по которому кабаки упразднялись и заменялись винными лавками, торгующими на вынос. Однако после принятия нового закона понадобилось несколько лет, чтобы стекольная промышленность наладила массовое бутылочное производство. Пьянство выплеснулось на улицу, а разовая доза увеличилась с чарки до бутылки.

Все же меры по упорядочению торговли алкоголем, наряду с постоянным повышением акциза на спирт дали свои плоды. Российские реформы 1860–1880 гг. в сфере производства и продажи спиртных напитков и разработки мер по борьбе с пьянством могли оказаться весьма эффективными. В середине 80-х годов спрос на алкоголь стал снижаться. Однако введение винной монополии вновь кардинально изменило ситуацию. Новая винная монополия вводилась под флагом усиления борьбы с пьянством и попечением о народной трезвости.

Менделеев и водка

В разработке и проведении питейной реформы самое активное участие принимал Д.И. Менделеев, который будучи членом «Комиссии по изысканию способов к упорядочению производства и продажи спиртных напитков» (создана в 1895 г.), предложил систему экономических мер. Годом раньше правительством России был запатентован продукт, который и стал считаться на мировом рынке русской водкой: хлебный спирт, перестроенный и разведенный затем по весу водой точно до 40-градусной крепости.

В самой же системе распространения монополии четко прослеживается намерение правительства поддержать падавший питейный сбор. Монопольная система не только не ликвидировала кабаки, но впустила водку в семью, в домашний быт. Распространенным явлением становится уличное пьянство.
С введением винной монополии государство получило стабильный и весьма существенный источник дохода. За 18 лет деятельности монополии питейный доход казны вырос в три раза. В целом же к 1913 году он составлял 27% общих доходов казны.

Доходы казны

Казна получала доход от винной монополии тремя способами: через акциз, коммерческую прибыль и продажу лицензий. Производители спирта и пива платили акциз, по содержанию чистого спирта в выпускаемом продукте. На каждом перегонном кубе в империи стоял сложный автоматический аналоговый вычислитель, измерявший расход спирта, его плотность и температуру. Акциз составлял две трети доходов от казенной винной монополии. Еще около трети было коммерческой прибылью от казённой хозяйственной операции — то есть от очистки спирта, изготовлении водки и продажи ее в казенных лавках. И наконец, продажа свидетельств на право торговли для ренсковых погребов, пивных лавок и трактиров давало незначительный доход, так как они были дешевыми. Винная монополия была очень удачным в финансовым смысле предприятием, поступления от нее к началу войны примерное соответствовали расходам казны на все невоенные государственные нужды (госуправление, правоохранительная деятельность, образование и здравоохранение, поощрение сельского хозяйства и предпринимательства, социальные программы).»

источник : http://marafonec.livejournal.com/2759873.html

amarok-man.livejournal.com

Винная монополия — это… Что такое Винная монополия?

Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

Винная монополия (казённая продажа питей) — исключительное право государства или отдельных лиц (откуп) на производство и сбыт спиртных напитков.

Первая российская алкогольная монополия была учреждена в 1474 году Иваном III и действовала до 1533 года. В 1652 году была введена вторая по счёту государственная монополия. Она просуществовала 29 лет.

В 1696 году Петр I учредил третью государственную монополию. Через 20 лет, в 1716 году, царь ввел свободу винокурения в России, обложив производителей «винокурной пошлиной».

Четвертая монополия была введена (по инициативе министра финансов Сергея Витте) в 1896 году, но в полной мере действовала с 1906 по 1913 год. Винная монополия распространялась на очистку спирта и торговлю крепкими спиртными напитками. Винокуренные заводы могли принадлежать частным предпринимателям, однако производимый ими спирт покупался казной, проходил очистку на государственных складах и продавался в государственных винных лавках. В 1913 году общая выручка от винной монополии составила 26 процентов доходов бюджета России.
Монополия распространялась только на водку; все прочие спиртные напитки производились и продавались свободно, но были обложены акцизом (а импортные — еще и ввозной таможенной пошлиной). Монопольные цены на водку были хорошо согласованы со ставками акцизов и пошлин; массовый беднейший потребитель удовлетворялся казенной водкой, а состоятельный потребитель предпочитал все прочие напитки в свободной продаже.

С началом Первой мировой войны торговля спиртными напитками была запрещена.

Пятая монополия на алкоголь была введена в январе 1924 года. В 1985 году, незадолго до начала антиалкогольной кампании, продажа водки давала треть доходов от торговли продовольствием или одну шестую часть всего товарооборота советской торговли.

7 июня 1992 года президент России Борис Ельцин своим указом отменил монополию государства.[источник не указан 384 дня] Однако 11 июня 1993 года был издан указ президента о восстановлении государственной монополии на производство, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции[1]. Но на рынке уже активно действовали независимые производители, проконтролировать деятельность которых было практически невозможно. Образованная тем же указом Госинспекция по обеспечению госмонополии на алкоголь, ставшая затем федеральной службой, а потом и госкомитетом, в апреле 1998 года была упразднена.

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 11.06.1993 N 918 «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции»

Третью монополию в 1819 году ввел Александр I довольно жёсткую, запрещено было даже производство для собственных нужд. http://allcafe.ru/readingroom/drink/vodka/239

Литература

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *