Внешняя политика ивана грозного карта – Карта: Восточная политика Ивана Грозного

Технологическая карта «Внешняя политика Ивана Грозного»

Этапы урока

Время

Обучающие

и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Формы организации взаимодействия

Универсальные

учебные действия

(УУД)

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Реформы Ивана IV – подготовка в активной внешней политике»

Какие реформы были проведены Иваном Грозным?

В чьих интересах проводились реформы Избранной рады?

Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

2. Устные ответы

III. Изучение нового материала

17

Показ презентации и беседа с учащимися

Работа с картой

Работа с учебником с.64 – 65

Заполнение рабочей тетради, с. 29 — 30.

Работа с иллюстрацией «Покорение Сибири»

Работа с картой уч. С.60

Какие государства в XVI веке существовали на рубежах России?

— Какие противоречия возникали между Россией и государствами Золотой Орды?

Работа с отрывком из «Истории провинции Ливония» и его анализ. (Приложение 1)

— Какую проблему необходимо было решить России для успешного развития западной торговли?

Лабораторная работа «Ливонская война»

задание 4 рабочая тетрадь по истории с. 29 (выяснение причин войны, повода, участников). Заполнение таблицы, ход боевых действий – Ливонская война

Работа с документом «Послание Ивана Грозного Стефану Баторию», подведение итогов Ливонской войны. (Приложение 2)

Рассказ учителя по иллюстрации в учебнике о покорении Сибири Ермаком. Работа с текстом исторической песни «Покорение Сибири Ермаком» по вопросам. (Приложение 3)

Определяют основные направления внешней политики, учатся находить по карте необходимые объекты

Решение познавательной задачи, самостоятельный поиск информации в учебнике.

Учатся структурировать знания;

Расширение имеющихся знаний, представлений о направлениях внешней политики России в XVI веке. Записи в тетради и выступления затем у доски – анализ записанного

Ответы на вопросы к тексту, сопоставление информации учебника и документа.

Рассматривают иллюстрацию и делают выводы о необходимости присоединения Сибири.

Отвечают на вопросы к тексту песни, знакомятся с жанром «исторической песни».

1. Фронтальная работа

2. Работа в группах.

3. Фронтальная работа

4. Индивидуальная работа

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и информацией из исторических документов, решают познавательные задачи.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

1. Устные ответы.

2. Письменные задания

3. Письменные ответы

4. Устные ответы

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Выполнить тестирование (задания 1-3 в рабочей тетради, С. 28 -29)

Поясняет задание

Выполнение теста

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации

Устные ответы

V. Итоги урока.

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

– Перечислите основные направления внешней политики Ивана Грозного?

— Как происходило завоевание Казанского ханства?

— Как происходило присоединение Астраханского ханства?

— К чему привел поход Ермака в Сибирь?

— Каковы были итоги Ливонской войны?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке

compedu.ru

Технологическая карта урока по истории по теме «Внешняя политика Ивана Грозного» (7 класс)

Технологическая карта уроков истории России

Учебник История России 7 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева;

История России с древнейших времен до конца XVI века. Электронное приложение к учебнику А.А.Даниловой, Л.Г.Косулиной, М., «Просвещение», 2010 г. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв.

Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв.

Презентация «Эпоха Ивана Грозного в искусстве»

План урока

  1. Изучение западного направления: цель, содержание, результат

  2. Оценка внешнеполитической деятельности и личности Ивана IV (работа над проектом0

  3. Закрепление изученного материала (практическая работа по карте)

  4. Проверка усвоения (тесты)

Личностно значимая проблема

«Кто он Иван Грозный — великий правитель, реформатор, полководец или жестокий тиран и деспот?».

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, самоконтроля, проблемный

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Острог, Казанское , Астраханское, Сибирское, Крымское ханство, Ливонский орден, Речь Посполитая, Ям-Запольское, Плюсское перемирие

Основные даты

1547-1548 гг.,1549-1550 гг.,1552 г, 1556 г.,1571 г., 1581 г., 1585 г., 1558 – 1583 гг., 1569 г,1582 г.,1583 г.,1581 г.

Основные личности

Девлет – Гирей, Анастасия Захарьина – Юрьева; Мария Темрюкова, Кучум , Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо,

Р. Ченслер, Осип Непей, Иван Шуйский, Стефан Баторий, Иван Васильевич, Иван выродков

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника и дополнительными источниками; читать историческую карту; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

и время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Формы контроля

I. Мотивация

к учебной

деятельности

(3 мин)

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Вот это –крепость Иван-город,

Что дед наш строил неспроста!

Вот здесь нам верфи строить нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Давайте попытаемся дать свою оценку внешнеполитической деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный — великий правитель, реформатор и полководец или жестокий тиран и деспот?».

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Запись темы в рабочей тетради

II. Актуализация знаний

(3мин)

«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил…»

Ставит проблему.

Какая оценка дана Ивану Грозному. На основании каких фактов?

Были ли какие либо другие внешнеполитические ориентиры в деятельности царя на ваш взгляд? Какие либо нерешённые задачи во время правления его предшественников?

Подтверждают мнение автора документа используя факты из д/з, работают с картой

Дают характеристику и определяют цели западного направления во внешней политики при Иване III и Василии III

Фронтальная работа;

Индивидуальная работа

Познавательные:

используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

III. Первичное усвоение материала

(20 мин)

Раздаёт карточки с заданиями детям, помогает находить ответы тем, кто затрудняется; организует заполнение таблицы.

Изучение нового материала. Задания для работы в парах

1. Назовите причины войны.

2. Как отношения с Англией связаны с началом Ливонской войны

3. Назовите повод войны.

4. Ход войны 1558-1561 по карте. Зачем созывался Земский собор 1566 г?

5. Когда образовалось гос. Речь Посполитая? Какие земли включало? Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы?

6. Как изменился ход войны после вступления на престол Стефана Батория?

7. Каково было значение оборона Пскова в ходе Ливонской войны?

8. Итог войны. Содержание мирных договоров. Покажите на карте.

9. Причины поражения в Ливонской войне.

10. Значение войны.

11. Выпишите имена исторических личностей из материала (с указанием кем они являлись)

Читают материал, находят ответы на поставленные вопросы, анализируют источники, изучают карту, готовят ответ;

Слушают ответы одноклассников, заполняют таблицы

1.парная работа

2. фронтальная

3. индивидуальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию

из учебника, дополнительных источников, карты; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о деятельности и личности Ивана Грозного.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  1. Устные ответы.

  2. Письменное фиксирование информации на рабочих листах

IV. Первичная проверка изученного

(8 мин)

Организует работу по контурной карте и заполнение таблицы и «кармашков» «чёрное» и «белое»

Оцените результаты внешней политики Ивана Грозного

Показывают на контурной карте западное направление внешней политики.

Дают оценку и продолжают работу над проектом

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, анализируют, обобщают;

Личностные:

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

графическая работа, письменные ответы

V. Первичное закрепление изученного

(8 мин)

Организует работу по тестам или защиту проекта «Расскажи художник» по вопросам

Отвечают индивидуально, проверяют с помощью учителя, дают самооценку

Индивидуальная работа

Личностные:

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Письменные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

(2 мин)

Организует работу по вопросам

— Мне было интересно…

— Мы сегодня разобрались…

— Я сегодня понял…

— Мне было трудно…

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке; дети оценивают свою работу сами

VII. Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 7-8 пересказ по карте, даты учить, на «4» вопрос 5 с. 69, «5» воп.6 с. 70, продолжить работу над проектами

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

Приложение 1.

Значение перемирия с Речь Посполитой

Из труда Антонио Поссевино «Исторические сочинения о России XVI века»

Что же касается мира с королем польским, то мы восприняли его с той радостью, которая подобает в таком случае: ведь могущественнейшие государи объединились, христианские народы, которые раньше с большим уроном для себя вступали в столкновение, находятся в спокойствии, неприкосновенности и появилась большая надежда, что они повернут объединённые усилия против врагов христианства.

Содержание Ям –Запольского перемирия

Из перемирной грамоты московских послов 1582 года

Мы, послы великого государя, царя и великого князя… заключили договор на 10 лет… Великий государь наш, царь и великий князь ради блага христианского мира приказал уступить королю из земли ливонской города: Кокенхаузен… Ровно, Володимерец… Дерпт, Новгородок Ливонский… Пайду… Вельян, Пернов старый и Пернов новый (в грамоте перечисляются и другие города) со всем имуществом, им принадлежащим, и с волостями при этих крепостях. Кроме того, королю передается Велиж со старыми границами и межами…

Нашему великому государю, царю и великому князю передаются те города, которые король Стефан взял из владений великого государя: город Великие Луки, Невель, Заволочье, а также Ржеву пустую, города: Холм и, кроме того, те псковские пригороды, которые король Стефан занял во владениях великого государя: Воронеч, Велью, Остров, Красное… Пусть все эти, относящиеся к Пскову города, перейдут к великому государю нашему по древнему обычаю со всем имуществом и волостями при этих крепостях. Люди же, оружие и снаряжение должны быть вывезены в соответствии с постановлением.

Причины поражения русских в Ливонской войне

Начало Ливонской войны было успешным для России. За один только 1558 год русские войска захватили 20 ливонских крепостей, в том числе и важнейшие здесь города Нарву и Дерпт (Тарту). В результате этого похода к России отошла вся восточная часть Эстляндии, и стало ясно, что Ливония не способна сопротивляться.

В 1559 году Адашев заключил перемирие с Орденом, опасаясь включения в войну Литвы. Ливонский орден, воспользовавшись передышкой, заключил договор с Литвой, что привело к возобновлению войны в 1560 году. Русскими войсками были захвачены превосходно укрепленные крепости Мариенбург и Феллин, орденская армия была наголову разбита под Эрмесом, а бывший магистр Ордена Фюрстенберг попал в плен. Ливонский орден находился в агонии.

Разгромом Ливонии пожелали воспользоваться соседние страны, стремившиеся прибрать к рукам прибалтийскую торговлю. В 1560 — 1561 годах территория Ливонии была фактически разделена предприимчивыми соседями: Швеция поспешила захватить северную часть Эстляндии с Ревелем (Таллином), Дания — остров Эзель (Сааремаа), Литва и Польша приобрели Курляндию и часть Лифляндии.

В ноябре 1561 года Ливонский орден официально перестал существовать, уступив свои владения Сигизмунду II Августу.

Теперь Ивану IV предстояло воевать уже не с раздробленной Ливонией, а с гораздо более могущественными соседями. Началась крупная европейская война за обладание Прибалтикой, где Дания столкнулась со Швецией, а Литва и Польша — с Россией.

Какую роль в Ливонской войне имело образование Речь Посполитой?

Вопрос об объединении Литвы и Польши встал задолго до событий конца 1560-х годов, однако литовские дворяне постоянно блокировали его решение. Затягивание войны изменило их мнение. В июне 1569 года в Люблине между двумя государствами была заключена уния, положившая начало новому, гораздо более могущественному государству на западных границах России — Речи Посполитой.

Если до этого русские имели дело лишь с Литвой и отдельными польскими отрядами, то теперь им предстояло воевать с огромным и сильным государством, что окончательно переломило ход войны в пользу противника. Таким образом, именно позиция России на продолжение войны способствовала образованию Речи Посполитой.

Причины Ливонской войны

Ливония имела выгоднейшее географическое положение, что позволяло ей контролировать всю юго-восточную Балтику и держать в своих руках торговые пути в этом регионе. Фактическая монополия Ливонского ордена на торговлю в восточной Балтии серьезно ущемляла торговые интересы литовского и русского купечества, так как те не имели права свободно торговать по Балтийскому морю.

Русские купцы не могли напрямую завязывать отношения с западноевропейскими торговцами, а были вынуждены пользоваться обязательным посредничеством ливонцев. В результате большую часть прибыли от торговли забирали посредники. Эта проблема обострилась к середине XVI столетия, когда в Западной Европе резко вырос спрос на сельскохозяйственные продукты и сырье, а балтийский торговый путь стал чрезвычайно выгодным.

Одновременно Ливонский орден был потрясен внутренним кризисом, вызванным распространением Реформации на территории Ливонии. Большинство населения здесь приняло протестантство, что привело к ослаблению католических владений и самого Ордена, а в перспективе означало ликвидацию всех политических образований в Ливонии. Естественно, что уже в 1550-е годы соседние с Ливонией государства — Литва, Швеция и Россия — начали борьбу за «ливонское наследство».

Поводом к Ливонской войне послужил так называемый вопрос о «юрьевской дани». Эта дань с 50 — 60-х годов XV века должна была выплачиваться Псковской республике Дерптским (Юрьевским) епископством.

К середине XVI столетия о ней порядком забыли, но глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый в 1554 году неожиданно потребовал выплатить все недоимки по дани, составлявшие огромную сумму. Ливонским послам не оставалось ничего иного, как подписать договор с Россией о выплате дани и о свободной торговле русских купцов. В случае неуплаты дани Россия грозила Ливонии войной, недвусмысленно намекнув на это сбором войск на западной границе.

В 1557 году переговоры ливонских послов с Россией возобновились. Любопытно, что ливонцы были готовы уплатить недоимки по дани и дальше выплачивать ежегодную внушительную сумму. Однако Иван IV на каждом этапе переговоров повышал эту сумму, что было сверх меры. Ход переговоров прямо свидетельствует, что России была нужна не дань, а повод к войне.

Причины поражения и итоги Ливонской войны

Россия проиграла Ливонскую войну, которая, строго говоря, с самого начала была непопулярна в русском обществе. Если взятие Казани восторженно было встречено, пожалуй, всеми русскими людьми, ведь речь шла о защите государства и о борьбе с мусульманством, то война с по большей частью единоверческим и этническим близким населением Великого княжества Литовского воспринималась как несправедливая и гибельная для страны.

Неслучайно члены Избранной Рады и большинство бояр открыто требовали заключить мир с Литвой и перенести центр тяжести войны на юг — против Крыма. И, видимо, бояре были правы, так как войну с Литвой и Швецией Иван IV проиграл, и не в последнюю очередь из-за нерешенности крымско-русских отношений. Как писал псковский летописец: «Царь Иван не на велико время чужую землю взял, а свою не удержал, а людей вдвое погубил».

Наступление Стефана Батория на Полоцк, Великие Луки и Псков сопровождалось атаками шведов на русские войска в Эстляндии и северо-западных областях Новгородчины. Под ударами шведской армии осенью 1581 года пали русские города Нарва, Ям, Копорье, Корела, игравшие огромную роль в балтийской торговле.

Война со шведами была также безнадежно проиграна, как и война с поляками. В итоге 10 августа 1583 года Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие. В соответствии с ним Швеция удерживала за собой Эстляндию и захваченные русские города, а также территорию к северу от Ладожского озера с городами Ям, Копорье и др.

Характеристика и цели западного направления в к 15 – н 16 века

В конце XV — начале XVI века осложнились отношения России с северо-западнымисоседями — Ливонским орденом и Швецией. Причинами этих осложнений были претензии Ордена и Швеции на Псковщину и Новгородчину, а также желание России получить выход к Балтийскому морю, завоевав Карелию и ликвидировав торговую монополию Ганзейского союза.

Военные действия России против Ливонского ордена и Швеции в конце XV века были крайне агрессивны. В 1491 году русские выстроили напротив ливонской крепости Нарва свою мощную крепость Ивангород, что нанесло серьезный ущерб ливонским купцам. Это был первый русский город на Балтике.

Ганза решила бойкотировать Ивангород, но в ответ в 1494 году в Новгороде был разгромлен Ганзейский торговый двор, что вообще свело на нет всю русско-ганзейскую торговлю.

Наконец, в 1495 году русские войска вторглись в шведскую Карелию, а потом и в Финляндию, так как Швеция была основным союзником Ливонии и Ганзы. Война с Ливонией и Швецией с перерывами продолжалась до 1503 года, но так ничего и не принесла России, кроме серьезных потерь. В целом это война была неудачна для России, но она наметила основные цели страны в северо-западном направлении.

infourok.ru

Международная политика Ивана Грозного, её результаты и последствия

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись на западе — борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке — борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге — защита страны от набегов крымского хана.

Присоединение и освоение новых земель

Образовавшиеся в результате распада Золотой Орды Казанское и Астраханское ханства постоянно угрожали русским землям. Они держали в своих руках Волжский торговый путь. Наконец, это были районы плодородной земли (Иван Пересветов называл их «подрайскими»), о которой давно мечтало русское дворянство. К освобождению от ханской зависимости стремились народы Поволжья — марийцы, мордва, чуваши. Решение проблемы подчинения Казанского и Астраханского ханств было возможно двумя путями: либо посадить в этих ханствах своих ставленников, либо завоевать их.

После ряда неудачных дипломатических и военных попыток подчинить Казанское ханство в 1552 г. 150-тысячное войско Ивана IV осадило Казань, которая представляла в тот период первоклассную военную крепость. Чтобы облегчить задачу взятия Казани, в верховьях Волги (в районе Углича) была сооружена деревянная крепость, которую в разобранном виде сплавили вниз по Волге до впадения в нее реки Свияги. Здесь, в 30 км от Казани, был возведен город Свияжск, ставший опорным пунктом в борьбе за Казань. Работы по сооружению этой крепости возглавил талантливый мастер Иван Григорьевич Выродков. Он руководил сооружением минных подкопов и осадных приспособлений при взятии Казани.

Казань была взята штурмом, который начался 1 октября 1552 г. В результате взрыва 48 бочек пороха, заложенных в подкопы, была разрушена часть стены Казанского кремля. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был взят в плен. Впоследствии он крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал владельцем Звенигорода и активным союзником царя.

Спустя четыре года после взятия Казани, в 1556 г., была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская Орда — государство кочевников, выделившееся из Золотой Орды в конце XIV в. (оно называлось по имени хана Ногая и охватывало степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы-промышленники Строгановы получили от Ивана IV Грозного грамоты на владение землями по Реке Тоболу. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным, 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом — ясак.

В XVI в. началось освоение территории Дикого поля (плодородных земель к югу от Тулы). Перед Русским государством встала задача укрепления южных границ от набегов крымского хана. С этой целью были построены Тульская (в середине XVI в.), а позднее Белгородская (в 30—40-е годы XVII в.) засечные черты — оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засек), в промежутках между которыми ставили деревянные крепости (остроги), закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

Ливонская война (1558—1583)

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну. Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, которые тогда легче всего было осуществить через моря, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден. В случае успеха открывалась возможность приобретения новых хозяйственно освоенных земель.

Поводом к войне послужила задержка Ливонским орденом 123 западных специалистов, приглашенных на русскую службу, а также невыплата Ливонией дани за город Дерпт (Юрьев) с прилегающей к нему территорией за последние 50 лет. Более того, ливонцы заключили военный союз с польским королем и великим князем Литовским.

Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и Ревелю (Таллину). В 1560 г. Орден был разбит, а его магистр В. Фюрстенберг попал в плен. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Новый магистр Ордена Кетлер получил в качестве владения Курляндию и признал зависимость от польского короля. Последним крупным успехом России на первом этапе войны было взятие в 1563 г. Полоцка.

Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав. Усилились противоречия внутри России, разногласия между царем и его приближенными. Среди тех русских бояр, которые были заинтересованы в укреплении южных русских границ, росло недовольство продолжением Ливонской войны. Проявили колебания и деятели из ближайшего окружения царя — А. Адашев и Сильвестр, считавшие войну бесперспективной. Еще ранее, в 1553 г., когда Иван IV опасно заболел, многие бояре отказались присягать его маленькому сыну Дмитрию-«пеленочнику». Потрясением для царя стала смерть первой и любимой жены Анастасии Романовой в 1560г.

Все это привело к прекращению в 1560 г. деятельности Избранной рады. Иван IV взял курс на усиление личной власти. В 1564г. на сторону поляков перешел князь Андрей Курбский, ранее командовавший русскими войсками. В этих сложных для страны обстоятельствах Иван IV пошел на введение опричнины (1565—1572).

В 1569г. Польша и Литва объединились в одно государство — Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Только оборона города Пскова в 1581 г., когда его жители отбили 30 штурмов и совершили около 50 вылазок против войск польского короля Стефана Батория, позволила России заключить перемирие сроком на 10 лет в Ямс Запольском — местечке под Псковом в 1582 г. Спустя год было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставались освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

Неудача Ливонской войны в конечном счете явилась следствием экономической отсталости России, которая не смогла успешно выдержать длительную борьбу с сильными противниками. Разорение страны в годы опричнины лишь усугубило дело.

Опричнина

Иван IV, борясь с мятежами и изменами боярской знати, видел в них главную причину неудач своей политики. Он твердо стоял на позиции необходимости сильной самодержавной власти, основным препятствием к установлению которой, по его мнению, были боярско-княжеская оппозиция и боярские привилегии. Вопрос состоял в том, какими методами будет вестись борьба. Острота момента и общая неразвитость форм государственного аппарата, а также особенности характера царя, бывшего, по-видимому, человеком крайне неуравновешенным, привели к установлению опричнины. Иван IV расправлялся с остатками раздробленности чисто средневековыми средствами.

В январе 1565 г. из подмосковной царской резиденции села Коломенского через Троице-Сергиев монастырь царь выехал в Александровскую слободу (ныне город Александров Владимирской области). Оттуда он обратился в столицу с двумя посланиями. В первом, направленном духовенству и Боярской думе, Иван IV сообщал об отказе от власти из-за измены бояр и просил выделить ему особый удел — опричнину (от слова «опричь» — кроме. Так раньше называли удел, выделявшийся вдове при разделе имущества мужа). Во втором послании, обращенном к посадским людям столицы, царь сообщал о принятом Решении и добавлял, что к горожанам у него претензий нет.

Это был хорошо рассчитанный политический маневр. Используя веру народа в царя, Иван Грозный ожидал, что его позовут вернуться на трон. Когда же это произошло, царь продиктовал свои условия: право неограниченной самодержавной власти и учреждение опричнины. Страна была разделена на две части: опричнину и земщину. В опричну Иван IV включил наиболее важные земли. В нее вошли поморские города, города с большими посадами и важные в стратегическом отношении, а также наиболее экономически развитые районы страны. На этих землях поселились дворяне, входившие в опричное войско. Его состав вначале был определен в тысячу человек. Содержать это войско должно было население земщины. В опричнине параллельно с земщиной сложилась собственная система органов управления. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность опричников царю и готовность вымести измену из страны.

Стремясь уничтожить сепаратизм феодальной знати, Иван IV не останавливался ни перед какими жестокостями. Начались опричный террор, казни, ссылки. В Твери Малютой Скуратовым был задушен московский митрополит Филипп (Федор Колычев), осудивший опричный беспредел. В Москве отравлены вызванный туда князь Владимир Старицкий, двоюродный брат царя, претендовавший на трон, его жена и дочь. Была убита и его мать княгиня Евдокия Старицкая в Горицком монастыре на Белом озере. Жесточайшему разгрому подверглись центр и северо-запад русских земель, где боярство было особенно сильным. В декабре 1569 г. Иван предпринял поход на Новгород, жители которого хотели якобы перейти под власть Литвы. По дороге разгрому подверглись Клин, Тверь, Торжок. Особенно жестокие казни (около 200 человек) прошли в Москве 25 июня 1570 г. В самом Новгороде погром длился шесть недель. Лютой смертью погибли тысячи его жителей, были разграблены дома, церкви.

Однако попытка грубой силой (казнями и репрессиями) разрешать противоречия в стране могла дать лишь временный эффект. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь; была подорвана политическая роль боярской аристократии. До сих пор вызывает ужас и содрогание дикий произвол и гибель многих неповинных людей, ставших жертвами опричного террора. Опричнина привела к еще большему обострению противоречий внутри страны, ухудшила положение крестьянства и во многом способствовала его закрепощению.

В 1571 г. опричное войско не смогло отразить набег на Москву крымских татар, которые сожгли московский посад. Это выявило неспособность опричного войска успешно сражаться с внешними врагами. Правда, в следующем 1572 г. неподалеку от Подольска (село Молоди), в 50 км от Москвы, крымчаки потерпели сокрушительное поражение от русского войска, возглавил которое опытный полководец М. И. Воротынский. Однако царь отменил опричнину, которая в 1572 г. была преобразована в государев двор.

Ряд историков считает, что альтернативой опричнине могли стать структурные преобразования по типу реформ Избранной рады. Это позволило бы, как считают специалисты, разделяющие эту точку зрения, вместо неограниченного самодержавия Ивана IV иметь сословно-представительную монархию с «человеческим лицом».

Правление Ивана Грозного во многом предопределило ход дальнейшей истории нашей страны — «поруху» 70—80-х годов XVI в., установление крепостного права в государственном масштабе и тот сложный узел противоречий рубежа XVI—XVII вв., который современники называли Смутой.

histerl.ru

Внешняя политика Ивана Грозного

Материалы к теме «Внешняя политика Ивана Грозного»

Во внешней политике Ивана IV  нужно выделить три направления: южное, западное и восточное.

Внешняя политика. Восточное направление. Присоединение и освоение новых земель

 Золотая Орда распалась на много отдельных государственных образований, среди которых были Казанское ханство и Астраханское ханство, которые постоянно представляли угрозу русским землям.  Под их контролем находился Волжский  торговый путь. Кроме того, в получении этих плодородных земель было заинтересовано дворянство. Жившие на этих территориях марийцы, мордва, чуваши,  стремились освободиться от  ханской зависимости. Подчинить эти ханство представлялось возможным только двумя способами: посадить там своих ставленников или завоевать их.  Дипломатические усилия не принесли результатов, и в 1552 году, 150-тысячное войско Ивана IV  подошло к стенам Казани. Казань, по тем временам, считалась очень хорошей  военной крепостью. Царь провел подготовительные мероприятия. Недалеко от Углича была построена деревянная крепость, которую потом разобрали и сплавили по Волге до впадения в нее Свияги. Затем, в30 км. От Казани,  разобранную  крепость собрали вновь, которая положила начало новому городу – Свияжску, ставшему опорным пунктом в борьбе за Казань. Иван Григорьевич Выродков, талантливый мастер, руководил всеми работами по сооружению крепости, сооружением минных подкопов и осадных приспособлений при штурме Казани.

Штурм Казани начался 1 октября 1552 года.  Часть стены Казанского кремля была разрушена в результате взрыва 48 бочек пороха, предварительно заложенных в подкопах. Через проломы в стене русские войска ворвались в город. Хан Ядигир-Магмет был пленен. Казань была взята. Впоследствии, хан крестился, получил имя Симеон Касаевич, стал активным союзником царя и владельцем Звенигорода.

Астрахань была присоединена в 1556 году. Чувашия и часть Башкирии добровольно вошли в состав России в 1557 году. Ногайская Орда, также выделившаяся из Золотой Орды, признала зависимость от России. Название свое государство получило по имени правителя Ногая, а ее территории охватывали степные районы от Волги до Иртыша.  Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России. Расширялись связи России с народами Северного Кавказа и Средней Азии.

Предпосылками продвижения в Сибирь стало присоединение Казанского и Астраханского ханств. Освоение Сибири связано  с купцами из рода Строгановых, которые получили от царя   грамоты на владения землями по реке Тоболу. На свои деньги они снарядили отряд из вольных казаков, по разным источникам, от 600 до 840 человек, во главе  с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 году Ермак отправился на покорение Сибири. Уже через год, Кучум, хан Сибирского ханства, был разбит. Также, казаки захватили и столицу Сибирского ханства – Кашлык (Искер).  Население присоединённых территорий было платить русскому царю – ясак – натуральный оброк  мехом.

Внешняя политика. Южное направление.

На южном направлении стояла задача перед государством – укрепление южных границ от набегов крымских ханов. С этой целью начинается освоение  плодородных земель Дикого поля. Появились засечные черты – оборонительные линии, состоявшие из завалов леса (засека), в промежутки которых ставили деревянные крепости (остроги), закрывавшие проход татарской коннице в засеках. Так появились Тульская, Белгородская засечные черты.

Внешняя политика. Западное направление внешней политики  связано с Ливонской войной (1558—1583).

Причины войны.  25 лет продолжалась изнурительная Ливонская война. Это была война за выход к Балтийскому морю. Это отвечало государственным интересам в установлении торгово-экономических отношений с Западной Европой, которые в то время легче осуществлялись через моря. Другой задачей было – обезопасить западные границы России от Ливонского ордена. И, конечно же, нужны были новые земли для русского дворянства.

Повод к войне. Вернее сказать, что поводов было несколько. Ливонский орден задержал 123 западных специалистов, которые должны были прибыть на русскую службу по приглашению. Следующим моментом было то, что Ливонский орден не заплатил дани за город Дерпт (Юрьев) за последние 50 лет. И наконец, Ливонский орден заключил военный союз с Польшей и Литвой.

Ход войны. В ходе войны можно выделить несколько этапов.

Начало войны было удачным, сразу же были взяты города Нарва и Дерпт (Юрьев) и ещё 20 городов. Русские войска продвигались к Риге и  Ревелю (Таллину).  Орден был разбит в 1560 году, что повлекло его распад в 1561 году. Магистр ордена В. Фюрстнберг попал в плен. Земли распавшегося Ордена перешли  в состав Польши, Швеции и Литвы. Новый магистр Ордена – Кетлер получил в качестве компенсации Курляндию и признал вассальную зависимость от польского короля. В 1563 году русскими войсками был взят Полоцк, и это было последним крупным успехом русских войск.

На втором этапе  Ливонская война приобретает затяжной характер, как в неё включились несколько европейских государств. Кроме этого, усилились разногласия и внутри государства, между царем и его приближенными. Бояре, которые были заинтересованы в южных землях, были недовольны затянувшейся Ливонской войной. Из ближайшего окружения царя – А. Адашев и Сильвестр тоже считали войну бесперспективной. В 1533 году (еще до войны), когда царь опасно заболел,  многие бояре отказались присягать «пеленочнику» –  царевичу Дмитрию, сыну Ивана IV. Огромным потрясением для царя была смерть в 1560 году его первой и любимой жены Анастасии Романовой.  При этих обстоятельствах, Иван IV  изменил политику на усиление своей личной царской власти. В 1560 году была прекращена деятельность Избранной рады. В 1564 году, Андрей Курбский, командовавший русскими войсками в Ливонской войне, перешёл на сторону поляков.  Иван IV расценил это как измену, «изменников» видел вокруг себя, стал более подозрительным, неуравновешенным. В 1564 году была введена опричнина.

Коалиция европейских держав против России успешно начала наступление. Речь Посполитая  и Швеция захватили Нарву. Только героическая оборона Пскова в 1581 году, когда было отбито 30 штурмов, совершено более 50 вылазок против войск Стефана Батория, польского короля, позволили России заключить перемирие на 10 лет. Перемирие состоялось в Яме Запольском – местечке под Псковом в 1582 году (Ям-Запольское перемирие). Россия уступила Польше всю Ливонию и Полоцк.  Через год, в 1583 году,  было  заключено  перемирие со Швецией на реке Плюссе (Плюсское перемирие). Россия должна была отдать Швеции Ям, Копорье, Иван-город, Нарву.  Ливонская война завершилась для России поражением.

Одной из основных причин поражения России в Ливонской войне была ее экономическая отсталость, которая не смогла выдержать длительную войну с сильнейшими противниками. Годы опричнины, принесшие разорение стране, усугубили дело.

multiurok.ru

Восточное направление внешней политики Ивана IV Грозного |

 /   /  Восточное направление внешней политики Ивана IV Грозного

Золотая Орда распалась на множество самостоятельных ханств, среди которых были Астраханское и Казанское ханство, постоянно представляющие опасность для территорий Руси. При этом, ими осуществлялся контроль над важным Волжским торговым путем. Кроме этого, в присвоении данных плодородных территорий был заинтересованы представители дворянства. Проживающие на данных землях чуваши, мордва, а также марийцы тоже всячески стремились освободиться от тиранической ханской зависимости. Для подчинения этих двух ханств существовало два способа: завоевать их или же поставить своих ставленников на должность правителя. И так как дипломатические переговоры не смогли принести желаемого результата в 1552 году войско численностью более ста пятидесяти тысяч человек выдвинулось во главе с Иваном Грозным на Казань.

Необходимо отметить, что на то время Казань считалась одной из самых устойчивых военных крепостей. По этой причине Иван проводит подготовку штурма, приказав отстроить точную деревянную копию крепости.

Штурм начался первого октября 1552 года. В результате взрыва пятидесяти бочек пороха часть казанской стены была полностью разрушена. Через пролом в город ворвалось русское войско, взяв хана в плен.

В 1556 году к Москве была присоединена и Астрахань. Часть Башкирии и Чувашия уже через год добровольно попросили о входе в русское государство. При этом, Ногайская орда, образовавшаяся после распада Золотой Орды также признаёт зависимость от Руси. Своё название это государство получило в наследство от правителя Ногая, а земли его охватывали бескрайние степи от Иртыша до Волги. Отныне весь Волжский путь и новые плодородные территории были в составе русского государства. Кроме того, активно расширялись связь Москвы с народами Средней Азии и Северного Кавказа.

Описанные выше завоевания земель стали главными предпосылками продвижения в Сибирь. Также освоение Сибири было связано с фамилией Строгановых, купцов, получивших царские грамоты на владение территориями вдоль реки Тоболу. На собственные финансы они решили снарядить отряд, состоящий из вольных казаков численностью до восьмисот человек, которыми командовал Ермак Тимофеевич.

В 1581 году данный отряд отправляется на покорение Сибири и спустя год хан Сибирского княжества Кучум был разбит. Также была захвачена Ермаком и столица этого княжества Кашлык.

Задачи внешней политики Ивана 4 на востоке:


Видео-лекция по теме: восточное направление внешней политики Ивана 4



Интересные материалы:

student-hist.ru

Внешняя политика Ивана Грозного Основные направления внешней

Внешняя политика Ивана Грозного

Основные направления внешней политики Ивана Грозного Направления и задачи Западное 1. Возвращение древнерусских земель, захваченных Литвой и Польшей. 2. Ликвидация Ливонского ордена и получение выхода к балтийскому морю (развитие прямых торговых связей с Западной Европой). 3. Расширение фонда земель для раздачи дворянам. Южное Охрана южных границ от набегов со стороны Крымского ханства (вассал османской империи). Восточное 1. Присоединение к Московскому государству Казанского и Астраханского ханств (наследники Золотой Орды). 2. Безопасность восточных границ. 3. Обеспечение безопасности торговли по Волге и Каспию. 4. Проникновение в Сибирь

Присоединение Казанского ханства к России На востоке соседом России было Казанское ханство. Казанцы нередко совершали опустошительные набеги на Русь, уводя в полон множество людей. Обстановка внутри ханства была нестабильной. Шла борьба за власть между феодальными группировками. Этим пользовались Москва и Крым, стремясь посадить на казанский престол угодных им ханов. В результате усобицы 1545 -1546 гг. ставленник Москвы Шах-Али был свергнут. К власти пришли сторонники союза с Крымским ханством и Турцией. Но множество марийцев, чувашей и 76 казанских мурз и царевичей изъявили желание служить Москве, многие из них приехали в Россию и крестились.

Присоединение Казанского ханства к России С осени 1547 года берут начало царские походы на Казань. То, что русские полки возглавил сам царь, говорит об особой значимости восточного направления политики. К сожалению, удача обошла Россию. Зимний поход 1549/1550 года готовился гораздо тщательней. На этот раз основные силы подошли к Казани, но даже многочисленная артиллерия не принесла успеха неожиданная распутица не позволила применить её и превратила в бессмыслицу любую попытку штурма. Казань в XVI веке

Присоединение Казанского ханства к России Отступая, приметили место у слияния Волги и Свияги, недалеко от Казани. Там в 1551 г. под руководством дьяка Ивана Выродкова построили опорный пункт для наступления на Казань — крепость Свияжск.

Присоединение Казанского ханства к России В 1552 г. начался решающий поход на Казань, в котором участвовало около 150 тыс. воинов. Везли множество пушек. Возглавлял войско сам Иван IV.

Присоединение Казанского ханства к России 23 августа русские полки под звуки бубнов и труб подошли к Казани. Осадив город, они подвергли его артиллерийскому обстрелу. Были сооружены трехъярусные башни, на которых размещались стрельцы и пушки. С этих башен огонь велся по внутренней части города. Был создан подкоп под потайной ход, по которому казанцы возили питьевую воду. В подкоп заложили 11 бочек пороха и взорвали их. Город остался без воды. Но казанцы отчаянно защищались. Они предпринимали вылазки из города и вступали с русскими в рукопашную схватку.

Присоединение Казанского ханства к России К 30 сентября кольцо осады сузилось. Между русскими боевыми башнями и крепостью оставался лишь ров глубиной 7 саженей. 1 октября (в праздник Покрова Богородицы) его засыпали, под городские стены сделали подкопы и взорвали их. 2 октября начался решающий штурм. Казань пала. Однако окончательно покорили Казанское ханство лишь после подавления ряда восстаний 1552 -1557 гг.

Н. М. КАРАМЗИН О ВЗЯТИИ КАЗАНИ Приступая к описанию достопамятной осады казанской, заметим, что она, вместе с Мамаевой битвою, до самых наших времен живет в памяти народа как славный подвиг древности, известный всем россиянам… два обстоятельства дали ее сию чрезвычайную знаменитость: она была первым нашим правильным опытом в искусстве брать укрепленные места, и защитники ее показали мужество удивительное, редкое, отчаяние истинно великодушное, так что победу купили мы весьма дорогою ценою. Почему Н. М. Карамзин сравнивает взятие Какие доводы приводит автор для доказательство своей битвой? Казани с Мамаевой оценки?

Присоединение Астраханского ханства к России Когда Казань была завоёвана, царю московскому покорились все инородцы, жившие по Волге (черемисы, мордва, чуваши), и все инородцы, кочевавшие в заволжских степях (башкиры, ногайцы, калмыки). Русской торговле очистился широкий и удобный путь на востоке. Только в самых низовьях Волги, при её устьях, осталось непокоренным небольшое татарское Астраханское царство, которым правили потомки ханов Золотой Орды. Для того чтобы вполне овладеть Волгой до самого Каспийского моря, царь Иоанн Васильевич решил покорить и Астраханское царство.

Присоединение Астраханского ханства к России С этой целью он воспользовался разногласиями между астраханскими царями и ногайцами, кочевавшими в заволжских степях. Царь Иоанн IV стал помогать ногайцам против астраханского царя, а затем в 1556 году послал сильное войско по Волге к Астрахани. Царь астраханский был разбит, и вместо него Астраханью стал править русский воевода. С тех пор Астрахань стала русским торговым городом, в котором начали селиться русские люди, и Астраханское царство было присоединено к Московскому государству.

2. Присоединение Астраханского ханства к России 1552 г. 1557 г. 1556 г.

Взятие русскими войсками этих ханств сделало Волгу Каково значение присоединения Казанского и «русской рекой» . Вся Волга от истоков до устья стала Астраханского ханств к Российскому государству? русской, это привело к активной внутренней и внешней торговле с государствами и народами Востока. Взятие Казани и Астрахани стало для Ивана IV одним из аргументов в пользу его царского достоинства – казанский и астраханский ханы назывались царями. Государство получило большое количество плодородной и малонаселённой земли; к государству добровольно присоединились многие народности и племена: башкиры, удмурты, кабардинцы, чуваши. Ликвидировав постоянный очаг военный угрозы на Востоке, Россия могла сосредоточиться на решении не менее актуальных проблем на западном направлении.

Отношения с Крымским ханством Из выделившихся из Золотой Орды татарских ханств неподвластным Москве оставалось только Крымское ханство – вассал могущественной Османской империи. Воины крымского хана

Отношения с Крымским ханством Не решаясь провоцировать конфликтную ситуацию в русско-турецких отношениях, Москва ограничилась укреплением своих южных границ. В 50 -е годы XVI в. здесь было начато строительство Засечной черты – оборонительной линии из лесных засек (завалов леса), деревянных крепостей (острогов) и естественных преград. Первая такая линия – ближайшая к Москве – шла по Оке от Нижнего Новгорода мимо Серпухова, Тулы до Козельска. Вторая, построенная при Иване Грозном, от города Алатыря по р. Суре через Темников, Шацк, Ряжск, Орёл, Новгород-Северский, Рыльск и Путивль. М. Пресняков. Засечная черта. Южный рубеж.

Начало освоения Сибири. Поход Ермака После присоединения к России Поволжья, взоры русского царя обратились на Сибирское ханство. Экономическое значение этих земель велико — они были богаты рудой, серебром, пушниной.

Начало освоения Сибири. Поход Ермака Начало присоединения Сибири: 1555 г. – хан Едигер перешёл в российское подданство, стал платить в казну ясак (налог мехами- по соболю и белке с каждого человека) 1581 г. – сибирским ханом становится Кучум – противник присоединения. Он прекратил посылать ясак Москве и возобновил набеги на русские поселения. Хан Кучум с любимой женой Сузге. Акварель М. С. Знаменского.

Начало освоения Сибири. Поход Ермака. Опору русского правительства составляли богатые сольвычегoрские купцы и солепромышленники Строгановы, владевшие огромными вотчинами и торговавшие пушниной, которую они скупали в Западной Сибири. Иван IV даже разрешил им завести собственные вооружённые отряды и строить крепости на Урале.

Начало освоения Сибири. Поход Ермака. В 1581 году на средства купцов Строгановых снаряжён отряд казаков. Ермак Тимофеевич – казацкий атаман, возглавил поход на Сибирское ханство. .

Начало освоения Сибири. Поход Ермака. В. И. Суриков. Покорение Сибири Ермаком

Начало освоения Сибири. Поход Ермака. Художник: В. К. Демидов. «Последний бой Ермака» . В августе 1585 года собранные Кучумом войска подошли к Кашлыку и осадили его. Отряд Ермака отбил нападение. Вскоре Ермак выступил из города. Не встретив противника, уставшие казаки расположились в шатрах и уснули, не выставив стражи. Находившееся неподалеку войско Кучума внезапно напало на стан русских. В завязавшемся бою отряд понес большие потери. Сам Ермак, облаченный в тяжёлые доспехи, пытаясь переплыть Иртыш, утонул. После гибели Ермака остатки русских войск покинули Сибирь. Но все же поход Ермака нанес ханству тяжёлый удар. Москва отправила в сибирскую землю большой, хорошо вооружённый отряд стрельцов и казаков. В 1598 году Кучум был окончательно разгромлен и вскоре погиб.

Начало освоения Сибири. Поход Ермака На завоёванных сибирских землях русские первопроходцы сначала воздвигали крепости-остроги, а затем и города. В конце XVI века в Сибири были построены крепости Тюмень, Тобольск, Верхотурье, Берёзов, Нарым и другие. Вслед за казаками в Сибирь устремились торговые и служилые люди, беглые крестьяне. Началось освоение этого обширного и богатого края. Вхождение в состав России народов Сибири имело прогрессивное значение, ибо избавляло их от грабительских набегов соседей. Русские переселенцы познакомили местное население с основами земледелия, с различными сельскохозяйственными орудиями, передавали им свой опыт. Создавались условия для хозяйственного и культурного развития народов Сибири.

Западное направление. Ливонская война. Начало англо-русских связей 1553 г. – в устье Северной Двины прибыл первый английский корабль 1555 г. – в Москве создана английская торговая компания Старый английский двор в Москве Иван Грозный принимает капитана Ричарда Ченслора. 1553 г.

Западное направление. Ливонская война. Дипломатическая ситуация накануне Ливонской войны 1549 г. – мир со Швецией на выгодных для России условиях 1554 г. – перемирие с Литвой на 5 лет 1556 г. – перемирие с Польшей на 10 лет Иван IV обеспечил, как он считал, безопасность западных границ на время войны с Ливонским Орденом

Западное направление. Ливонская война Причины Ливонской войны 1. Ливонский орден препятствовал развитию русской торговли. Русские Посмотрите на карту и купцы стремились наладить торговые определите, связи с Европой через порты в чем заключались причины Балтийского моря. 2. Назрела необходимость установления Ливонской войны. прямых связей с европейскими странами. 3. Русские дворяне хотели получить земли в Прибалтике. 4. Надо было преодолеть экономическую отсталость страны. 5. Активно проявлялось стремление России вернуть древние новгородские и псковские земли, которые были захвачены крестоносцами в XII веке.

Западное направление. Ливонская война 1562 г. – русские войска 1558 г. — перемирие России со Швецией. Восточную Ливонию: захватили взяли Нарву, где создали 1562– 1563 гг. – успешный поход флотилию их 17 судов, дошли до русских в Литву. Захват Риги. Полоцка. 1560 г. – русские войска захватили Мариенбург, Феллин. 1564 г. – поражение русских Разгром Ордена. войск на. Северная Эстония и 1561 г. – р. Улле (январь) и под Оршей присягают Швеции. Под Ревель (июнь). Ригой стоят литовские войска. 1569 г. – Люблинская уния Виленский договор. Орден Литвы и Польши. Образование прекращает свое существование. Речи Посполитой. совместное Посполитой Его территория – владение Литвы и Польши.

Западное направление. Ливонская война Стефан Баторий 1576 г. – на престол Речи Посполитой избран Стефан Баторий. 1577 г. – успешный поход русских в Польскую Ливонию. Жестокие расправы с местными жителями толкнули их к сотрудничеству со Стефаном Баторием. 1579 г. – вторжение шведов и захват ими Новгорода. Стефан Баторий захватывает Полоцк (сентябрь). 1581 г. – 47 -тысячное войско Стефана батория осаждает Псков. Защитники (15 тыс. чел. ) выдержали 31 штурм. Поляки потеряли до 7 тыс. человек и были вынуждены снять осаду. Шведы захватывают Карелу, Нарву, Копорье, Ям.

Западное направление. Ливонская война 1582 г. – Ям-Запольское перемирие с Польшей на 10 лет. России возвращены Холм, Изборск и другие города. Россия передает Польше земли Ливонского ордена. 1583 г. – Плюсское премирие со Швецией. Россия теряет Ям, Копорье, Нарву, Иван-город, сохраняет участок Балтийского побережья с устьем Невы.

Западное направление. Ливонская война Причины неудач в Ливонской войне Почему Россия потерпела поражение в 1. Политика опричнины подсекла экономическую основу России. Ливонской войне? 2. Многие талантливые полководцы стали жертвами террора опричнины или уехали за границу. 3. В конфликт вмешалась Швеция и новое государство Речь Посполитая. 4. Вступление на престол талантливого полководца Стефана Батория. 5. Иван IV не рассчитал свои силы как государя. Итоги Ливонской войны 1. Россия потерпела поражение и потеряла все свои завоевания в Ливонии, Белоруссии и на побережье Финского залива. 2. Стратегическое положение России ослабло. 3. Россия была разорена, население бедствовало.

Ø завоевательные походы Ивана Грозного положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию её многонациональной основы; освению Поволжья и Сибири; продвижению русских людей к Тихому океану. ØЛивонская война предопределила главное направление внешней политики России на многие годы – борьбу за выход России к балтийскому морю.

present5.com

Технологическая карта рока истории в 7 классе по теме «Внешняя политика Ивана Грозного»

Технологическая карта уроков истории России

Тема урока

Внешняя политика Ивана Грозного

Тип урока

Изучение нового материала (второй урок по теме)

Цель урока

Изучить западное направление внешней политики, продолжить формирование исторического портрета Ивана Грозного

Образовательные
ресурсы

  1. Учебник История России 7 класс Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, И.В. Курукин, А.Я.Токарева;

  2. История России с древнейших времен до конца XVI века. Электронное приложение к учебнику А.А.Даниловой, Л.Г.Косулиной, М., «Просвещение», 2010 г. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв.

  3. Программно – методический комплекс по истории России IX-XVII вв.

  4. Презентация «Эпоха Ивана Грозного в искусстве»

План урока

  1. Изучение западного направления: цель, содержание, результат

  2. Оценка внешнеполитической деятельности и личности Ивана IV (работа над проектом0

  3. Закрепление изученного материала (практическая работа по карте)

  4. Проверка усвоения (тесты)

Личностно значимая проблема

«Кто он Иван Грозный — великий правитель, реформатор, полководец или жестокий тиран и деспот?».

методы и формы
обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, самоконтроля, проблемный

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная

Основные понятия

Острог, Казанское , Астраханское, Сибирское, Крымское ханство, Ливонский орден, Речь Посполитая, Ям-Запольское, Плюсское перемирие

Основные даты

1547-1548 гг.,1549-1550 гг.,1552 г, 1556 г.,1571 г., 1581 г., 1585 г., 1558 – 1583 гг., 1569 г,1582 г.,1583 г.,1581 г.

Основные личности

Девлет – Гирей, Анастасия Захарьина – Юрьева; Мария Темрюкова, Кучум , Ермак Тимофеевич, Иван Кольцо,

Р. Ченслер, Осип Непей, Иван Шуйский, Стефан Баторий, Иван Васильевич, Иван выродков

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника и дополнительными источниками; читать историческую карту; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этапы урока

и время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Формы контроля

I. Мотивация

к учебной

деятельности

(3 мин)

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Вот это –крепость Иван-город,

Что дед наш строил неспроста!

Вот здесь нам верфи строить нужно,

Чтоб снаряжались корабли,

Чтоб морем северным и южным

Свободно плавать мы могли.

Вот для чего Руси нужна

С Ливонским орденом война!

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Давайте попытаемся дать свою оценку внешнеполитической деятельности царя Ивана Васильевича и ответить на вопрос: «Кто он Иван Грозный — великий правитель, реформатор и полководец или жестокий тиран и деспот?».

Фронтальная

работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Запись темы в рабочей тетради

II. Актуализация знаний

(3мин)

«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван Грозный. — Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие подвиги благочестия совершил…»

Ставит проблему.

Какая оценка дана Ивану Грозному. На основании каких фактов?

Были ли какие либо другие внешнеполитические ориентиры в деятельности царя на ваш взгляд? Какие либо нерешённые задачи во время правления его предшественников?

Подтверждают мнение автора документа используя факты из д/з, работают с картой

Дают характеристику и определяют цели западного направления во внешней политики при Иване III и Василии III

Фронтальная работа;

Индивидуальная работа

Познавательные: используют общие приёмы решения познавательных задач; ориентируются в разнообразии способов их решения.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

1. Устные ответы.

III. Первичное усвоение материала

(20 мин)

Раздаёт карточки с заданиями детям, помогает находить ответы тем, кто затрудняется; организует заполнение таблицы.

Изучение нового материала. Задания для работы в парах

1. Назовите причины войны.

2. Как отношения с Англией связаны с началом Ливонской войны

3. Назовите повод войны.

4. Ход войны 1558-1561 по карте. Зачем созывался Земский собор 1566 г?

5. Когда образовалось гос. Речь Посполитая? Какие земли включало? Какое влияние на ход Ливонской войны оказало объединение Польши и Литвы?

6. Как изменился ход войны после вступления на престол Стефана Батория?

7. Каково было значение оборона Пскова в ходе Ливонской войны?

8. Итог войны. Содержание мирных договоров. Покажите на карте.

9. Причины поражения в Ливонской войне.

10. Значение войны.

11. Выпишите имена исторических личностей из материала (с указанием кем они являлись)

Читают материал, находят ответы на поставленные вопросы, анализируют источники, изучают карту, готовят ответ;

Слушают ответы одноклассников, заполняют таблицы

1.парная работа

2. фронтальная

3. индивидуальная

Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника, дополнительных источников, карты; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о деятельности и личности Ивана Грозного.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

  1. Устные ответы.

  2. Письменное фиксирование информации на рабочих листах

IV. Первичная проверка изученного

(8 мин)

Организует работу по контурной карте и заполнение таблицы и «кармашков» «чёрное» и «белое»

Оцените результаты внешней политики Ивана Грозного

Показывают на контурной карте западное направление внешней политики.

Дают оценку и продолжают работу над проектом

Индивидуальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск нужной информации, анализируют, обобщают;

Личностные:

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности;

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

графическая работа, письменные ответы

V. Первичное закрепление изученного

(8 мин)

Организует работу по тестам или защиту проекта «Расскажи художник» по вопросам

Отвечают индивидуально, проверяют с помощью учителя, дают самооценку

Индивидуальная работа

Личностные:

адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности

Письменные ответы

VI. Итоги урока.

Рефлексия

(2 мин)

Организует работу по вопросам

— Мне было интересно…

— Мы сегодня разобрались…

— Я сегодня понял…

— Мне было трудно…

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за

работу на уроке; дети оценивают свою работу сами

VII. Домашнее задание

(1 мин)

Параграф 7-8 пересказ по карте, даты учить, на «4» вопрос 5 с. 69, «5» воп.6 с. 70, продолжить работу над проектами

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная работа

Приложение 1.

Значение перемирия с Речь Посполитой

Из труда Антонио Поссевино «Исторические сочинения о России XVI века»

Что же касается мира с королем польским, то мы восприняли его с той радостью, которая подобает в таком случае: ведь могущественнейшие государи объединились, христианские народы, которые раньше с большим уроном для себя вступали в столкновение, находятся в спокойствии, неприкосновенности и появилась большая надежда, что они повернут объединённые усилия против врагов христианства.

Содержание Ям –Запольского перемирия

Из перемирной грамоты московских послов 1582 года

Мы, послы великого государя, царя и великого князя… заключили договор на 10 лет… Великий государь наш, царь и великий князь ради блага христианского мира приказал уступить королю из земли ливонской города: Кокенхаузен… Ровно, Володимерец… Дерпт, Новгородок Ливонский… Пайду… Вельян, Пернов старый и Пернов новый (в грамоте перечисляются и другие города) со всем имуществом, им принадлежащим, и с волостями при этих крепостях. Кроме того, королю передается Велиж со старыми границами и межами…

Нашему великому государю, царю и великому князю передаются те города, которые король Стефан взял из владений великого государя: город Великие Луки, Невель, Заволочье, а также Ржеву пустую, города: Холм и, кроме того, те псковские пригороды, которые король Стефан занял во владениях великого государя: Воронеч, Велью, Остров, Красное… Пусть все эти, относящиеся к Пскову города, перейдут к великому государю нашему по древнему обычаю со всем имуществом и волостями при этих крепостях. Люди же, оружие и снаряжение должны быть вывезены в соответствии с постановлением.

Причины поражения русских в Ливонской войне

Начало Ливонской войны было успешным для России. За один только 1558 год русские войска захватили 20 ливонских крепостей, в том числе и важнейшие здесь города Нарву и Дерпт (Тарту). В результате этого похода к России отошла вся восточная часть Эстляндии, и стало ясно, что Ливония не способна сопротивляться.

В 1559 году Адашев заключил перемирие с Орденом, опасаясь включения в войну Литвы. Ливонский орден, воспользовавшись передышкой, заключил договор с Литвой, что привело к возобновлению войны в 1560 году. Русскими войсками были захвачены превосходно укрепленные крепости Мариенбург и Феллин, орденская армия была наголову разбита под Эрмесом, а бывший магистр Ордена Фюрстенберг попал в плен. Ливонский орден находился в агонии.

Разгромом Ливонии пожелали воспользоваться соседние страны, стремившиеся прибрать к рукам прибалтийскую торговлю. В 1560 — 1561 годах территория Ливонии была фактически разделена предприимчивыми соседями: Швеция поспешила захватить северную часть Эстляндии с Ревелем (Таллином), Дания — остров Эзель (Сааремаа), Литва и Польша приобрели Курляндию и часть Лифляндии.

В ноябре 1561 года Ливонский орден официально перестал существовать, уступив свои владения Сигизмунду II Августу.

Теперь Ивану IV предстояло воевать уже не с раздробленной Ливонией, а с гораздо более могущественными соседями. Началась крупная европейская война за обладание Прибалтикой, где Дания столкнулась со Швецией, а Литва и Польша — с Россией.

Какую роль в Ливонской войне имело образование Речь Посполитой?

Вопрос об объединении Литвы и Польши встал задолго до событий конца 1560-х годов, однако литовские дворяне постоянно блокировали его решение. Затягивание войны изменило их мнение. В июне 1569 года в Люблине между двумя государствами была заключена уния, положившая начало новому, гораздо более могущественному государству на западных границах России — Речи Посполитой.

Если до этого русские имели дело лишь с Литвой и отдельными польскими отрядами, то теперь им предстояло воевать с огромным и сильным государством, что окончательно переломило ход войны в пользу противника. Таким образом, именно позиция России на продолжение войны способствовала образованию Речи Посполитой.

Причины Ливонской войны

Ливония имела выгоднейшее географическое положение, что позволяло ей контролировать всю юго-восточную Балтику и держать в своих руках торговые пути в этом регионе. Фактическая монополия Ливонского ордена на торговлю в восточной Балтии серьезно ущемляла торговые интересы литовского и русского купечества, так как те не имели права свободно торговать по Балтийскому морю.

Русские купцы не могли напрямую завязывать отношения с западноевропейскими торговцами, а были вынуждены пользоваться обязательным посредничеством ливонцев. В результате большую часть прибыли от торговли забирали посредники. Эта проблема обострилась к середине XVI столетия, когда в Западной Европе резко вырос спрос на сельскохозяйственные продукты и сырье, а балтийский торговый путь стал чрезвычайно выгодным.

Одновременно Ливонский орден был потрясен внутренним кризисом, вызванным распространением Реформации на территории Ливонии. Большинство населения здесь приняло протестантство, что привело к ослаблению католических владений и самого Ордена, а в перспективе означало ликвидацию всех политических образований в Ливонии. Естественно, что уже в 1550-е годы соседние с Ливонией государства — Литва, Швеция и Россия — начали борьбу за «ливонское наследство».

Поводом к Ливонской войне послужил так называемый вопрос о «юрьевской дани». Эта дань с 50 — 60-х годов XV века должна была выплачиваться Псковской республике Дерптским (Юрьевским) епископством.

К середине XVI столетия о ней порядком забыли, но глава Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый в 1554 году неожиданно потребовал выплатить все недоимки по дани, составлявшие огромную сумму. Ливонским послам не оставалось ничего иного, как подписать договор с Россией о выплате дани и о свободной торговле русских купцов. В случае неуплаты дани Россия грозила Ливонии войной, недвусмысленно намекнув на это сбором войск на западной границе.

В 1557 году переговоры ливонских послов с Россией возобновились. Любопытно, что ливонцы были готовы уплатить недоимки по дани и дальше выплачивать ежегодную внушительную сумму. Однако Иван IV на каждом этапе переговоров повышал эту сумму, что было сверх меры. Ход переговоров прямо свидетельствует, что России была нужна не дань, а повод к войне.

Причины поражения и итоги Ливонской войны

Россия проиграла Ливонскую войну, которая, строго говоря, с самого начала была непопулярна в русском обществе. Если взятие Казани восторженно было встречено, пожалуй, всеми русскими людьми, ведь речь шла о защите государства и о борьбе с мусульманством, то война с по большей частью единоверческим и этническим близким населением Великого княжества Литовского воспринималась как несправедливая и гибельная для страны.

Неслучайно члены Избранной Рады и большинство бояр открыто требовали заключить мир с Литвой и перенести центр тяжести войны на юг — против Крыма. И, видимо, бояре были правы, так как войну с Литвой и Швецией Иван IV проиграл, и не в последнюю очередь из-за нерешенности крымско-русских отношений. Как писал псковский летописец: «Царь Иван не на велико время чужую землю взял, а свою не удержал, а людей вдвое погубил».

Наступление Стефана Батория на Полоцк, Великие Луки и Псков сопровождалось атаками шведов на русские войска в Эстляндии и северо-западных областях Новгородчины. Под ударами шведской армии осенью 1581 года пали русские города Нарва, Ям, Копорье, Корела, игравшие огромную роль в балтийской торговле.

Война со шведами была также безнадежно проиграна, как и война с поляками. В итоге 10 августа 1583 года Россия и Швеция заключили Плюсское перемирие. В соответствии с ним Швеция удерживала за собой Эстляндию и захваченные русские города, а также территорию к северу от Ладожского озера с городами Ям, Копорье и др.

Характеристика и цели западного направления в к 15 – н 16 века

В конце XV — начале XVI века осложнились отношения России с северо-западнымисоседями — Ливонским орденом и Швецией. Причинами этих осложнений были претензии Ордена и Швеции на Псковщину и Новгородчину, а также желание России получить выход к Балтийскому морю, завоевав Карелию и ликвидировав торговую монополию Ганзейского союза.

Военные действия России против Ливонского ордена и Швеции в конце XV века были крайне агрессивны. В 1491 году русские выстроили напротив ливонской крепости Нарва свою мощную крепость Ивангород, что нанесло серьезный ущерб ливонским купцам. Это был первый русский город на Балтике.

Ганза решила бойкотировать Ивангород, но в ответ в 1494 году в Новгороде был разгромлен Ганзейский торговый двор, что вообще свело на нет всю русско-ганзейскую торговлю.

Наконец, в 1495 году русские войска вторглись в шведскую Карелию, а потом и в Финляндию, так как Швеция была основным союзником Ливонии и Ганзы. Война с Ливонией и Швецией с перерывами продолжалась до 1503 года, но так ничего и не принесла России, кроме серьезных потерь. В целом это война была неудачна для России, но она наметила основные цели страны в северо-западном направлении.

multiurok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *