Варяги называли русь гардарики да или нет – Олимпиадные задания по истории 11 класс. Школьный этап.

Олимпиадные задания по истории 11 класс. Школьный этап.

Доброе время суток, дорогие друзья!

Сегодня мы продолжим решать Всероссийскую Олимпиаду школьников по истории России. Сразу же запаситесь ручкой и листочком бумаги и продолжайте читать дальше...

Задание 1. По какому принципу образованы ряды. Дайте краткий ответ.
1.1. 1393г., 1478г., 1485г., 1514г., 1521г. –
1.2. Зернь, чернь, скань, филигрань–
1.3. И.Ф. Крузенштерн, Ю.Ф. Лисянский, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев –

 

Итак, здесь нам необходимо вспомнить даты, понятия, исторических деятелей русской истории. Если честно, то 1.1 мы уже решали здесь. Правильным ответом будет объединение русских земель под властью Москвы конец XIV– начало XVI вв. (Н. Новгород,
В.Новгород, Тверь, Смоленск, Рязань)

1.2. Прикладное искусство Древней Руси (техники обработки драгоценных металлов)

1.3. Руководители первых кругосветных экспедиций 1803—1806гг., 1819—1821гг.

Как Вы видите, ничего сложного здесь нет. Идем дальше...


Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Дайте краткое пояснение.

2.1. Восстание под предводительством И. Болотникова, осада Троице-Сергиева монастыря,

земщина, интервенция Польши и Литвы
2.2. И.И. Ползунов, И.П. Кулибин, Е.А. Черепанов и М.Е. Черепанов, Ф.Конь
2.3. Бой за Шевардино, сражение у д. Лесная, сражение под Красным, сражение под
Малоярославцем

Тоже традиционное задание для Всероссийской Олимпиады по истории. Конечно же в 2.1. ответом будет земщина – относится к периоду опричнины, остальные – события Смутного времени.

2.2. Ф.С. Конь – зодчий второй половины XVIв., остальные – изобретатели XVIII-XIX вв

2.3. Сражение у д. Лесная – сражение в ходе Северной войны, остальные – в период Отечественной
войны 1812г.


Задание 3. Установите соответствие между государственными деятелями и их преобразованиями/проектами. Ответы запишите в таблицу.

1) Иван III                                               А) денежная реформа
2) А.Л. Ордин-Нащокин                   Б) проект создания в России представительного органа
3) Е. Ф. Канкрин                                   В) первый законодательный кодекс единого государства
4) М. Т. Лорис –Меликов                  Г) военные реформы

5) Д. А. Милютин                                 Д) Новоторговый устав
6) П. А. Столыпин

Задание на соотнесение исторических личностей с их реформами. Иван 3-первый законодательный кодекс единого государства, Ордин-Нащокин — Новоторговый устав, Канкрин — денежная реформа, Лорис-Меликов — проект создания в России представительного органа, Милютин — военные реформы, Столыпин лишний.

Правильный ответ: А3 Б4 В1 Г5 Д2


 

Задание 4. Какие исторические события описаны ниже? Назовите не менее двух
известных исторических личностей, с которыми они связаны.
4.1. Это одна из самых драматических страниц русской истории. Острота религиозных споров,
противостояния, приобрели тогда необычайную силу. Впервые русское общество явно
раскололось по религиозному признаку. Наряду со сторонниками официальной церкви
появились старообрядцы, отвергавшие все обрядовые новшества и религиозные книги,
исправленные по новогреческим образцам.
Один из сюжетов события запечатлен на известной картине В.И. Сурикова: не
покорившаяся, закованная «в железа» боярыня и народ – сочувствующий, равнодушный,

удивленный…
Ответ:
4.2. «… 27 августа, в 10 часов пополудни. Войска защищали город до крайности, но более
держаться в нем за адским огнем, коему он подвержен, было невозможно. Войска переходят
на Северную сторону, отбив окончательно 7 августа шесть приступов из семи, поведенных
неприятелем на Западную и Корабельную сторону, только из одного Корнилова бастиона не
было возможности его выбить. Враги найдут в городе одни окровавленные развалины».
Ответ:

Ответы:

4.1 Церковный раскол XVIIв. Царь Алексей Михайлович, патриарх Никон, протопоп Аввакум
(боярыня Морозова).
4.2. Оборона Севастополя (падение Севастополя, 27 августа 1855г.) в годы Крымской войны 1853-
1856гг. Вице-адмирал В.А. Корнилов, вице-адмирал П.С. Нахимов, военный инженер Э.И. Тотлебен,
будущий писатель Л.Н. Толстой, хирург Н.И. Пирогов (возможны другие верные ответы).


 

Задание 5. Заполните пропуски в тексте.
«1_______________________ – древнейший памятник славянского права. Во всех своих
редакциях и списках … это документ большого исторического значения. На протяжении

нескольких веков … служила основным руководством при судебных разбирательствах. В том
или ином виде она вошла в состав или послужила одним из источников позднейших судных
грамот: Псковской судной грамоты, Двинской уставной грамоты, Судебника Казимира 1468г.,
Судебников 2_______г. и 3_______г., даже некоторых статей 4___________________________
1649 г.» (М.Н. Тихомиров)

Ответ:

1. «Русская Правда»

2. 1497г.

3.1550г.

4.Соборное Уложение


 

Задание 6. Замените выделенный курсивом фрагмент историческим термином.
6.1. Форма организации хозяйства в Древней Руси – земельное владение, передаваемое по
наследству в боярских родах................
6.2. Первые в России всесословные органы местного самоуправления, решавшие
хозяйственные, культурные и социальные вопросы .............

Правильные ответы:

6.1. Вотчина – 2 балла

6.2. Земства – 2 балла


 

Задание 7. Познавательные исторические задачи.
7.1. В «Повести временных лет» есть предание о том, что пришли к князю Владимиру в 986
году посланцы от различных религий и стали убеждать его в правоте, красоте и величии своих
идей и догматов. Среди прочего Владимир задал вопрос представителям иудейской веры: « А
где земля ваша?» Иудеи ответили: « …а землю нашу отдал Бог христианам».
Могли ли дать подобный ответ представителям иудаизма князю Владимиру или это
домысел летописца?
Ответ –..............................................
7.2. Известно, что в нашей стране книги печатались церковно-славянским шрифтом, и первые
из них были напечатаны в 1564 году.
Как долго применялся этот шрифт? Что послужило основанием его изменения?
Ответ –...........................
7.3. Известный российский ученый, говоря о истории России XIX века, отметил, что в тот
период Российском государстве появились устойчивые сакральные (священные) образы: царь
– отец; государство – семья, народ – сын, религия – правила жизни.
Назовите имя императора, с правлением которого, по мнению ученого, связано появление
данных символов. Укажите идеологическую формулу, возникшую в правление этого

императора и имя государственного деятеля России предложившего эту формулу.
Ответ –.................................

Ответы:

7.1. Задача №1. Представители иудаизма не могли так ответить князю Владимиру. В конце X в.,
когда происходил «выбор веры», Палестина (Иудея) находилась в руках мусульман. Первые
крестовые походы были организованы римско-католической церковью в конце XIв., и Иерусалим
был захвачен крестоносцами в 1099г. Таким образом, в «ПВЛ» мы имеем дело с явно более поздней
вставкой.

7.2. Задача №2. До 1710 г., когда был введен новый гражданский шрифт при Петре I (146 лет).

7.3. Задача №3. В период правления Николая I. Теория «официальной народности» (православие,
самодержавие, народность) министра народного просвещения С.С. Уварова, 1833г.


 

Задание 8. Установите верность или ложность утверждений (ДА или НЕТ), свой ответ
занесите в таблицу.

1. Варяги называли Русь «Гардарики».
2. Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 году, а образование
Московского княжества – к 1276 году. 3
3. Решение Любечского съезда князей («каждо да держит отчину свою») положило начало
периоду политической раздробленности Древнерусского государства.
4. За победу над ливонскими рыцарями в Ледовом побоище народ прозвал князя Александра
Ярославовича «Невским».
5. Первым русским царем, избранным на престол на Земском соборе, стал Михаил Федорович.
6. Движение декабристов положило начало организованному общественному движению в
России.
7. «Император …, получив Россию при стечении самых неблагоприятных политических
конъюнктур, глубоко поднял международный престиж России без пролития даже капли
русской крови», – характеристика С.Ю.Витте относится к императору Александру II.

Ответ: да да нет нет нет да нет


 

Задание 9. Перед Вами высказывания историков о событиях и деятелях отечественной
истории. Выберите из них одно, которое станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша
задача – сформулировать собственное отношение к данному утверждению и обосновать

его аргументами, представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы
исходите из того, что Вы:
1. Ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или даже частично
быть согласным с автором, но необходимо понимать, что именно он утверждает).
2. Можете выразить свое отношение к высказыванию (аргументировано согласиться с
автором либо полностью или частично опровергнуть его высказывание).
3. Располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные, примеры) по
данной теме.
4. Владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей точки зрения.
1. «В нашей исторической литературе преобладают два различных взгляда на начало нашей
истории» (В. О. Ключевский)
2. «Монгольское нашествие, вероятно, определило то азиатское начало, которое потом
обернулось на Руси крепостным правом и лютым самодержавием» (Н. Эйдельман)
3. «Московское государство родилось на Куликовском поле, а не в скопидомном сундуке
Ивана Калиты» (В. О. Ключевский)
4. «Бессмысленно спорить, нужны или не нужны были России реформы Петра: они
содержали то единственное лекарство, которое только и могло ее спасти (А.Б. Каменский)
5. «Отмена крепостного права представляет собой, вероятно … единственный в своем роде
пример социального переустройства под руководством государства в новой европейской
политике» (Т. Эмменс)

Естественно, эссе я писать не буду, выделю этому в будущем отдельный пост. Сами же Вы можете написать такую работу и отправить мне ее на e-mail: [email protected] Проверю и оценю. До встречи в следующих постах.

©  Иван Некрасов 2014

Лучшей благодарностью за этот пост — ваши рекомендации в социальных сетях! Вам, может, все равно, а мне приятно:) Также, если что думаете по поводу поста — пишите в комментариях.

 

xn----7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

Гардарика, или другая Русь - Альтернативная История

Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.

Вот она — Гардарика — ни Градорика, ни Городорика. См. карту.

Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.

 

 

А Хольмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую "Шлафе-Славе". А вообще-то это та самая Гардарике — страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски "гарда". Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть. У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется "гарда" и "гард". Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь — факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, — тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.

 

Адам Бременский:

«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов

и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ

СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…

Славянских народов существует много.

Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.

Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты,

которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город

Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город

которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны

(глиняне) и варабы. Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются

от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской

епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и

РАТАРИ — к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются

вильцами, или ЛЮТИЧАМИ. Есть еще и другие славянские племена, которые

живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ

РАТАРИ, живущие в центре…

Их город — ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) — седалище

идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из

которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура.

Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером,

через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него

разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения

оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».

 

 

«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)

 

В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой

(Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,

получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее

крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена

ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и

Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее — по Средней Лабе. На юге региона, в

междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.

Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне.

В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён

сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались

постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах

племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) –

центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических

племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле

ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в

условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с

соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело. Лишь

в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей

ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в.

Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города –

Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами

Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу,

ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем,

поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по

Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали. В связи с этим есть

веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на

княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения.

Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной,

как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя

звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно

связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк

(ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» — вполне подходящее имя

для князя — помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для "Северной

Руси" он тоже будет «варяг из-за моря».

И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в

восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если

рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а

главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же

последние исторические исследования по "Северной Руси" прослеживают явную

связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с

западными "балтийскими славянами" — так называется вся совокупность

полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и

называются "поморами", что звались так и раньше, в седой древности? Может

превосходными моряками они стали ещё там — на балтийском Поморье? Такие

гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX

века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.)

У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.

Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая

поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах,

расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же

славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали

роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными

изображениями богов из металла, камня и дерева.

Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на

острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но

и всех соседних языческих племён. Возможно, остров Руян стал прообразом

острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство

славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы — через Балтику, Неву,

Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в

последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего

транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).

В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста.

Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел

девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края.

 

История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они

постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были

грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. –

походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования

Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный

немецкий «Drang nach Osten». В X в. представителям саксонской династии

Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г.

разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли

за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор

находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского —

из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика –

будущая Екатерина Вторая.

В XI — нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,

славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против

полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский

«крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле

Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и

славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими

и национальными, стоявшими перед германскими племенами. Они, ограниченные

бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с

теми соседями, которые приняли христианство давно.

Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была

завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем

Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти

небольшой городок – нынешний Берлин.

Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский

«натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей. Но

поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян,

принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг:

христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но,

не приняв крещения, остались без помощи братских народов.

И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало

славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а

копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому

Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но

и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады.

***

 

Андрей ПОЛЯЕВ

 

P.S. Специально для украинских товарищей я нашёл родину укров. Всё очень просто.

Это Укермарк на севере Бранденбурга, на границе с Померанией — родиной русов/ругов.

 

alternathistory.com

Ответы@Mail.Ru: Почему Русь называли Гардарикой?

Гардарика (Gardarike), древнее скандинавское название России, преимущ. западной ее части.

Почему Русь называли Гардарикой?
В древней Киевской Руси было очень много городов. Именно поэтому западноевропейские летописи называют её Гардарикой, или страной городов.

В дошедших до нас письменных источниках IX-X веков упоминают, по крайней мере, 24 русских городов, но учёные считают, что значительно больше.

Названия древнерусских городов в основном славянские: Белоозеро, Вышгород, Перемышль, Новгород.. . К концу XII века на Руси существовало уже 238 городских поселений.

Место для города выбиралось из соображений его безопасности. Укреплённая часть поселения (кремль)
располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Но развитие ремесел и торговли как бы само собой тянуло людей в подол, то есть на низменность, к реке.

Так и повелось: древний русский город состоял из более богатого и защищённого детинца (центральной части) и торгово-ремесленного подола - части менее безопасной, но зато более удобной.

Городские посады (предгорья) возникали на Руси в конце X - начале XI веков. Именно тогда родились слова, обозначающие городское население: горожанин, гражданин.

Почти все города Киевской Руси (в отличие от западноевропейских) имели не каменные, а деревянные укрепления. Вот почему наши предки говорили не "построить город", а "срубить". Городские укрепления представляли собой деревянные срубы, наполненные землёй, которые представлялись один к другому, образуя заградительное кольцо. От этого
и слово "город" имело в те времена несколько значений: крепость, крепостная стена, ограда, населённый пункт.

Чтобы попасть в такое поселение, нужно было пройти через ворота. Количество ворот зависело от размеров города. Так, в Киеве было пять ворот. Главные, самые красивые, - Золотые. Над ними даже была сооружена так называемая надвратная церковь.

Сколько легенд связано с Золотыми воротами! Чтобы показать свою силу, враг рвался именно к этим воротам, а не к другим. Через эту "дверь" в город в самой торжественной обстановке въезжали наиболее почётные гости.

В детинце находились все крупные городские сооружения, главным среди которых был собор, воздвигавшийся посреди площади. Здесь хранилась городская казна, принимали послов, располагалась
библиотека, работали переписчики. Здесь "сажали на стол" князя. Наконец, храм всегда был последним рубежом городской обороны. В общем, это действительно было главное здание, сердце города.

Жители Новгорода так и говорили: "Где святая София (главный новгородский храм) - там и Новгород".

Не менее важной частью города являлся торг. Обычно ряды окружали кремлёвские стены и были как бы связующим звеном между властью и простым народом, живущим в посаде. Однако торговая площадь была местом не только оживлённым, но и неспокойным. Поэтому на ней строили церковь, само
присутствие, которой сдерживало страсти. Кроме того, церкви принадлежал контроль за правильностью мер и весов - в таких храмах хранились торговые мерила.

otvet.mail.ru

Ящик пандоры – Гардарика, или другая Русь

 

Россия – страна юная, причем история раннего средневековья преднамеренно искажена и частью сфальсифицирована, и вот, что наврано, знать нужно.



Вот она – Гардарика – ни Градорика, ни Городорика. См. карту.
Страна с Новгардами, Белгардами, Старгардами и Холмгардами. С легендарным городом Столп, который никак ни хотят найти наши, извиняюсь, ученые.


А Холмгард из Померании превратить в Новгород может только тот, кто очень этого хочет. Другой связи нет. Передняя Померания, сейчас в Германии, одна Часть в Польше. Есть и немецкий округ впрямую “Шлафе-Славе”. А вообще-то это та самая Гардарике – страна с городами один на другом, а город и до сих пор по-кошубски “гарда”. Поэтому и страну скандинавы называли Гардарике. И Холмгарды были там, и Невогарды, и Старогарды, и Белгарды и пр. Причем и до сих пор есть.

У местных славян (бывших хозяев) город и до сих пор называется “гарда” и “гард”. Язык у них такой и славянский полностью. И похож на язык древних новгородцев. Причём связь Новгорода и Поморья известна давно, и скорее всего Новгород был поначалу колонией Гардарике. Причем совсем не я придумал: и язык, и антропологические данные, и деревянные срубы, и керамика похожи. И то, что Гардарике не Русь – факт. Причем, то что скандинавские саги ни к нашему Новгороду, ни к Киеву никакого отношения не имеют, – тоже факт. Вот их сцена. При этом, например, и Борислава искать не нужно: был тут один такой удельный князь. И т.д.. И Холмгард в Новгород переделывать не нужно.

Адам Бременский:


«Славяния в десять раз больше нашей Саксонии, если причислять к ней чехов и живущих по ту сторону Одры поляков, которые НЕ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЖИТЕЛЕЙ СЛАВЯНИИ НИ СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ, НИ ЯЗЫКОМ…
  
Славянских народов существует много. Среди них наиболее западные вагры, живущие на границе с трансальбингами.
  Их город, лежащий у моря Алдинбург (Старград). Затем следуют ободриты, которых теперь называют ререгами, а их город Магнополис (Велеград – город Велеса). К востоку от нас (от Гамбурга) живут полабинги (полабы), город которых называется Рацисбургом (Ратибор – «Ратный лес»). За ними лингоны (глиняне) и варабы.

Далее следуют хижане и черезпеняне, которые отделяются от долечан и РАТАРЕЙ рекой Пеной и городом Дымином. Там предел Гамбургской епархии. Хижане и черезпеняне живут к северу от реки Пены, доленчане и РАТАРИ – к югу. Эти четыре народа по причине храбрости называются вильцами, или ЛЮТИЧАМИ.

Есть еще и другие славянские племена, которые живут между Лабой и Одрой… из всех них САМЫМИ МОГУЩЕСТВЕННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ   РАТАРИ, живущие в центре… Их город – ВСЕМИРНО ИЗВЕСТНАЯ РЕТРА (Радигост, Радигощ) – седалище идолослужения, там построен огромный храм в честь демонов, главный из которых Радигост. Изображение его сделано из золота, ложе из пурпура. Самый город имеет девять ворот и окружен со всех сторон глубоким озером, через которое для перехода построен бревенчатый мост, но через него разрешается переходить только идущим ради жертвоприношения или вопрошения оракула… Говорят, что ОТ ГАМБУРГА ДО ХРАМА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ПУТИ».
  
  
«Полабский феномен»: малоизвестные страницы славянской истории (популярный очерк)
 
 В эпоху раннего средневековья (V-XI вв.) территорию между р. Лабой (Эльбой), р. Салой (Зале) и р. Одрой заселяли западнославянские племена,получившие в науке условное наименование «полабских славян». Наиболее крупными и устойчивыми объединениями полабских славян являлись племена ободритов (бодричей), жившие по побережью Балтики между Нижней Лабой и Одрой, и лютичей, сидевшие чуть южнее – по Средней Лабе. На юге региона, в междуречье Лабы и Салы, размещался сербо-лужицкий племенной союз.

 

Восточнее ободритов, в Поморье, между Одрой и Вислой, жили поморяне. В период с VII в. по VIII в. у полабских славян на базе союзов племён сформировались т.н. племенные княжества. Вокруг племенных князей собрались постоянные дружины, состоявшие из элитных воинов. К IX веку в местах племенных центров выросли укреплённые грады: Бранибор (Бранденбург) – центр лютичей-гаволян, Ретра – главный центр всех четырёх лютических племён; Микелин (Мекленбург), Любица (Любек), Рарог (или Рерик) – в земле ободритов, и др. Единое государство у полабов не сложилось, поскольку в условиях военной демократии, на фоне непрерывных столкновений с   соседями-германцами, создать твёрдую авторитарную власть было тяжело.

Лишь в XI в., после восстания против немцев, на землях бодричей и лютичей ненадолго возникло Ободритское государство, просуществовавшее до сер. XII в. Балтийские славяне были хорошими мореходами: через свои портовые города – Любицу, Рарог, Щецин, Колобжег – они вели оживлённую торговлю со странами Западной Европы и Русью, вывозя из своей земли зерно, соль и солёную рыбу, ремесленные изделия, и осуществляя транзитные перевозки. В общем, поморяне, как и все северные купцы-воины того времени, вовсю «варяжили» по Балтийскому морю, т.е. и торговали, и пиратствовали.

В связи с этим есть веские основания полагать, что призванный новгородскими словенами на княжение варяг Рюрик был славянского, а не скандинавского происхождения. Историки-норманисты пытаются доказать, что Рюрик Новгородский не кто иной, как известный по европейским хроникам, Рюрик Ютландский – в оригинале имя звучит даже не «Рюрик», а «Хрёрек». Однако с таким же успехом можно связать Рюрика с каким-нибудь удачливым полабским князем по имени Ререк (ведь по-древнеславянски «ререк» значит «сокол» – вполне подходящее имя для князя – помните из детства сказку «Финист-Ясный Сокол»). Для “Северной Руси” он тоже будет «варяг из-за моря».  
   

  И, в самом деле, зачем призывать какого-то малоизвестного в восточно-славянских землях варяга-дана из небольшой Ютландии (Дании), если  рядом же (!) находится славная, богатая, многолюдная, воинственная, а главное – славянская, «заморская» земля полабов и поморян? К тому же последние исторические исследования по “Северной Руси” прослеживают явную связь северных восточнославянских племён (новгородских словен, кривичей) с западными “балтийскими славянами” – так называется вся совокупность полабских и поморских славян. (Может наши беломорские поморы от того и  называются “поморами”, что звались так и раньше, в седой древности?

Может превосходными моряками они стали ещё там – на балтийском Поморье? Такие гипотезы встречаются в трудах незаслуженно забытого учёного-слависта XIX века А.Ф. Гильфердинга, изучавшего фольклор русского Поморья.) У славян Полабья и Поморья развилась своеобразная языческая культура.


Обычно язычники-славяне не создавали монументальные храмы, предпочитая  поклоняться своим богам под открытым небом в капищах и требищах, расположенных в священных рощах или у священных источников. Полабские же славяне в некоторых своих городах и в отдельных местах воздвигали роскошные деревянные храмы, украшенные искусной резьбой и скульптурными изображениями богов из металла, камня и дерева. Наибольшей известностью пользовался храм бога Святовита в городе Арконе на острове Руяне (Рюгене). Это было место паломничества не только славян, но и всех соседних языческих племён.

Возможно, остров Руян стал прообразом острова Буяна из русских народных сказок: «Мимо остова Буяна в царство славного Салтана» пролегал путь из Западной Европы – через Балтику, Неву, Ладогу, Волхов, Волгу, Каспий – в арабские страны. (Для справки: в последние годы археологического изучения Старой Ладоги, древнейшего транзитного порта в устье Волхова, была получена дендродатировка – 753 г.).  

В земле лютичей в городе Ретре (Радигоще) славился храм бога Радегаста. Сам по себе город Ретра тоже был примечательным – по описаниям он имел девять ворот. Всё это лишь подчёркивает богатство края. История славян Полабья драматична: являясь порубежными жителями, они постоянно испытывали давление со стороны германского мира. Сначала были  грабительские набеги саксов и франков-меровингов, затем, в VIII-IX вв. – походы Карла Великого и вторжения данов (датчан). После образования Восточно-Франкского государства, с сер. IX в., начался планомерный немецкий «Drang nach Osten».
       
  В X в. представителям саксонской династии  Оттонов удалось покорить полабских славян и обложить их данью. Но в 983 г. разразилось восстание. Вскоре немцы утратили занятые ими славянские земли за исключением области лужицких сербов. Кстати, в этой земле до сих пор находится город Цербст (Сербск) – столица княжества Ангальт-Цербстского – из которого происходила небезызвестная принцесса София Августа Фредерика – будущая Екатерина Вторая. В XI – нач. XII вв.., во времена ободритских князей Крутого и Никлота,   славяне успешно сопротивлялись немецкой агрессии. В 1147 г. против полабских и поморских славян-язычников был объявлен общеевропейский «крестовый поход». Многие авторитетные западные историки, такие как Жак Ле Гофф, признают, что религиозные мотивы противоборства немцев-христиан и славян-язычников отступают на второй план перед проблемами экономическими и национальными, стоявшими перед германскими племенами.
   
 Они, ограниченные  бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с бедными природными ресурсами, без колзабавния вступали в борьбу даже с теми соседями, которые приняли христианство давно.Во второй половине XII в. страна полабских славян в конце концов была  завоёвана. Эта захваченная территория в новое время стала сердцем Германии. Здесь, чуть восточнее славянского Бранибора, стал расти небольшой городок – нынешний Берлин. Судьба полабов и поморян трагична: они в какой-то мере сдержали германский «натиск на Восток», прикрыв собой поляков, чехов и, возможно, русичей.
    
   Но  поскольку оставались закоренелыми язычниками, помощи от братьев славян, принявших христианство, так и не дождались. Получился замкнутый круг: христианство они не принимали, так как боролись с немцами-христианами, но, не приняв крещения, остались без помощи братских народов.  И все же – не всё так плохо – ведь в жилах восточных немцев течёт немало славянской крови. Как говорится: копни русского и найдёшь татарина, а копни восточного немца и обнаружишь славянина. Быть может, именно поэтому Екатерина Вторая так легко поняла Россию и возвеличила не только себя, но и русскую империю. А таким «варягам», как она, на Руси всегда были рады. 
   

pandoraopen.ru

Забытая реальность — ГАРДАРИКИ

Главная » Гипотезы



Гардарики (исл. Gar?ar?ki, Gar?aveldi, швед. G?rdarike) — древнее скандинавское название Руси, известной викингам в Средние века. Термин переводится как «страна городов». #Варяги называли Гардарикой (страной городов) северные русские земли, как цепь крепостей вдоль реки Волхов, начиная с Любши и Старой Ладоги. В скандинавских сагах Holmgar?r (Великий Новгород) рассматривается в качестве столицы Гардарики.

Слово сформировано по модели X+r?ki (государство, страна), служившей для обозначения государства. Гардарики — более позднее в хронологическом плане название, постепенно вытеснившее в письменных источниках первоначальный топоним Gar?ar, применявшийся с X века.

Топоним #Гардарики впервые встречается в географическом сочинении последней четверти XII в. Также он нашёл отражение в сводах королевских саг, датируемых первой третью XIII в., впервые в «Саге о Хервёр» в рассказе о легендарных датских королях VII века. По мнению Ф. А. Брауна, форма Gar?ar?ki является творением исландцев, записывавших саги (начиная с конца XII в.). До этого времени (в X—XII вв.) на всем Скандинавском полуострове для обозначения Руси использовалась форма Gar?ar. Так Русь представлена в скальдических стихах IX—XII вв., а также в рунических надписях на камнях.

В скандинавских источниках XIV века княжествами Гардарики называются Хольмгард (Новгород), Кэнугард (K?nugar?r), и Палтескья (Pallteskja), а также Aldeigjuborg (Старая Ладога), Smaleskja (Смоленск), S?rsdalar (Суздаль), M?ramar (Муром), а R??stofa (Ростов).

Славянская хроника Гельмольда содержит следующее описание:
«Даны называют #Русь также Острогардом по той причине, что, будучи расположена на востоке, она изобилует всеми благами. Её называют также Хунигардом, потому что на этих местах сначала жили гунны… …Главный город её Хуэ»
Источники: Scando-Slavica, Г.В. Вернадский «Древняя Русь» http://www.kulichki.com/~gumilev/VGV/vgv1.htm

Источник: vk.com

Пометить материал как неуместный

Оценка информации

xn--80aaacvi7aqjpqei0jvae5b.xn--p1ai

Какой край варяги и европейцы называли Гардарикой и почему?

Вопрос перекликается с другими вопросами на БВ:

Почему Русь назвали Гардарикой?

Что послужило толчком образования Русских городов?


Слово "Гардарики" - скандинавского происхождения. Часто встречается в сагах. Образовано по принципу: "основа" + "riki", где "riki" - страна.

Попробуем более подробно разобрать, что же такое "гарда"?

Получившее распрострарнение толкование "гарда" - "город", и соответственно, "Гардарики" - "Страна городов" представляется весьма привлекательным, но не совсем верным. Другое значение слова "гарда" (как и слова "город") - "ограда", "забор", "огороженный двор", "укрепленное поселение".

Дело в том, что городов в IX веке в разных частях света уже было много. Городами никого не удивишь. А вот сплошными заборами, частоколами, стенами - удивить можно, поскольку в других места такого количества "заборов" нет.

И вызвано это было защитой от степных кочевников, которые часто нападали на города.

Таким образом, "Гардарики" - буквально переводится как "Страна оград", "Страна заборов", "Заграда", "Страна крепостей".

Часто в сагах Русь называли также словом "Гарды" ("укрепленные поселения") без "-рики" (страна).


Какие поселения входили в "Гардарику" точно установить не представляется возможным, поскольку практически не сохранилось письменных источников того времени. Также существуют неточности и противоречия в скандинавских источниках. Где-то Гардарикой считается территория Киевской Руси IX-X веков, где-то территория между Лаждожским и Чудским озерами. В более поздних сагах княжествами Гардирики называют Хольмгард (Великий Новгород), Кэнугард (Киев), и Палтескья (Полоцк).

Саги - это все-таки легенды, в которых может присутствовать художественный вымысел.

Есть версии, что изначально Гардарики - это Полабская Русь (река Лаба = Эльба) - территория вдоль южного берега Балтийского (Варяжского) моря, где жили балтийские славяне. Остров Рюген (ныне принадлежит Германии) стал прототипом острова Буяна в сказках А.С.Пушкина (Рюген славяне называли Руяном).

Из скандинавских саг также следует, что поскольку карелы были подданными русских князей, Карельская земля также входила в Гардарики.


И всё-таки у меня есть большие сомнения, что европейские купцы называли Русь Гардирикой. Более того, лет 30-50 тому назад об этом было ничего неизвестно. Гардарикой считалась сказочная страна из скандинавских саг.

www.bolshoyvopros.ru

«Гардарики» - Страна городов... Как развивались русские города? Часть 1 | Культура

Самый доступный источник, Википедия, считает, что термин Гардарики употреблялся с 12 в., предшествующая ему форма слова — с 9 в. Согласно Вики же, термин этот касается крепостей вдоль Волхова. Север! Не собственно тогдашняя Русь, к которой сами князья относили южные территории. Приведенные в качестве примеров крепости (Любша и Старая Ладога) — изначально финно-угорские, скандинавские, западно-славянские (со временем их хозяева менялись). Восточные славяне появляются там позже.

Уже это — повод задуматься: чьи именно города дали повод для такого названия. Ведь согласно преданию, как раз в 9 веке на Русь пришли варяги. Как раз на Север и пришли. И расположение крепостей может не столько указывать на развитое государство, сколько обозначать торговый путь.

А может — и просто удобные, естественные коммуникации. В самом деле, что варягам-мореплавателям делать в лесах? Разве что собирать дань с живущих там аборигенов. По рекам же можно идти не только «в греки», но и сообщаться между собой, да и с морем.

Но те крепости — дело давнее и, в общем-то, неизвестное. А вот история развития городов Киевской и Северо-восточной Руси к нам ближе. К тому же она записывалась и изучена получше. И она существенно отличается от того, как развивались города в Европе. Хотя и относительно первоначального возникновения западных городов (как и русских) есть разные версии.

А вот дальнейшее развитие городов на Руси и в Европе отличалось.

Западные города развивались — как центры ремесла и торговли. Горожане становились отдельным сословием. Принципиально отличным от крестьян.

Разделение труда и отход от натурального хозяйства способствовали выходу за пределы узкого мирка личного хозяйства. Формировались и иной тип личности, и иные отношения. Ремесленники объединялись в корпорации, одна из функций которых — защита общих интересов. И логично дальше, к защите общих интересов горожан. Прежде всего, в борьбе с феодалами.

С одной стороны, часть городов становились вольными, объединяясь в союзы «по интересам». Напрашивающийся пример — Ганзейский союз, объединение торговых городов. В которое входил и Новгород… Но его история — тема отдельная. И не одна.

С другой стороны, города становились опорой набиравшей силу центральной власти в борьбе с феодальной вольницей.

Все это формировало ту психологию, которая в итоге легла в основу западной демократии. Взять хотя бы старинные университеты с их самоуправлением! Ведь, по сути, это проявление того же корпоративного духа. Могло ли быть что-то подобное в русских городах, где любая серьезная организация направлялась «сверху»?

Или католическая церковь. Не только самостоятельная, а имеющая собственное государство. Оспаривавшая у королей власть и влияние. В то время как на Руси церковь основана князьями. И попытки сколько-то всерьез претендовать на первенство приводили к еще большему подчинению государству.

Города юга Руси (более старые и неважно даже, как первоначально возникшие) отличались большей или меньшей самостоятельностью. Во всяком случае, нового князя могли не пустить в город или вынудить уехать. Кажется, на Северо-Востоке подобного не водилось. За исключением Новгорода — но это город старый, с древними традициями. К которому больше применима мерка южных городов.

Большинство городов севера основано князьями. И князь здесь — полновластный хозяин. Если на юге столы наследовались по лествичному праву (по крайней мере, до определенного времени, пока Рюриковичей не стало слишком много), то на севере города быстро стали наследственными вотчинами. Население сюда привлекалось князьями и ни о какой самостоятельности посадские люди не думали. Как говорится, в чужой монастырь…

Не произошло и выраженной торгово-ремесленной специализации.

Затем ордынский период. Тут не до демократии! Орде была выгодна сильная местная власть. И народные волнения, и попытки сепаратизма удельных князей подавлялись, в т. ч. с участием ордынских войск.

А позже московские князья, похоже, уже не видели других вариантов государственного устройства. Когда с расширением страны основываются новые города — это не столь ремесленно-торговые, сколь военно-административные центры. Взять те же засечные черты, опиравшиеся на специально выстроенные крепости. Тула, Нижний Новгород…

Для хозяйственного освоения на присоединяемые земли приходят крестьяне (в европейской части страны) и купцы или казаки-сборщики дани с аборигенов (как это было в Сибири). Города же — опорные пункты, крепости, центры управления.

Власть князя ограничивалась скорее традициями вольности населения и нехваткой административного ресурса для контроля над ним. Была боярская дума, но советники, министры и влиятельные аристократы есть всегда. К тому же княжеские земли — все-таки личная собственность князя, вотчина, где князь — полноправный хозяин. Считаться с аристократами приходилось и потому, что те долгое время сохраняли право «отъехать». То есть сменить сюзерена.

А с боярским сепаратизмом (когда он возникал) боролись, постепенно урезая их традиционные права. Россия — вообще традиционная страна, где инертность аристократии преодолевалась очень постепенно.

Продолжение следует…

shkolazhizni.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о