В мире басен крылова – Презентация к уроку по литературе (5 класс) на тему: В мире басен А. Крылова | скачать бесплатно

«В мире басен Крылова»

РМКУК «КМЦБ»

Детская библиотека

(Громкое чтение с развлечением к 205 – летнему

юбилею первого сборника И.А. Крылова «Басни»)

Составитель: Ершова К.И.

Каргаполье, 2018 г.

Задачи: 1. расширять кругозор учащихся через знакомство с

неизвестными баснями Крылова;

2. развивать навыки выразительного чтения;

Ход мероприятия

Слайд 1.

Слайд 2. Родился выдающийся русский баснописец, драматург и журналист Иван Андреевич Крылов 2 февраля (14 февраля н. с.) в Москве (точное место рождения неизвестно, но по приданию этим местом считается Москва) в семье бедного отставного армейского офицера. Детство Крылова прошло в Твери. Из-за бедности семьи Крылову с десяти лет пришлось работать писцом в Тверском суде.. В 11 лет написал первую басню.

С 1786 года пишет пьесы, издаёт сатирический журнал «Почта духов», но басни—главные произведения писателя. Девять книг включают более 200 басен.

В 1812 стал библиотекарем только что открывшейся Публичной библиотеки, где прослужил 30 лет, выйдя в отставку в 1841. Много работал по составлению библиографических указателей и славяно-русского словаря.

9 ноября 1844 в возрасте 75 лет Крылов скончался. Похоронен в Петербурге.

Иван Андреевич Крылов был очень трудолюбивым человеком. А знаете ли вы, что для того, чтобы написать хорошие басни, надо много работать? Только к одной басне «Кукушка и петух», в которой всего 21 строка, в черновых набросках он сделал около 200 строк.

Слайд 3. В Санкт-Петербурге, в Летнем саду, стоит памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим в кресле. Постамент памятника украшен

фигурами героев его басен. До этого ни одному писателю памятников

не сооружалось. Средства на него собирал весь народ.

Слайд 4. Крылов обычно писал басни к какому-то конкретному случаю. Случай забывался, а басни оставались. Ими искренне восхищался Пушкин, их читали и заучивали наизусть дети и взрослые. Наконец, к Крылову приходит небывалый, по русским масштабам, читательский успех. В 1809 г. выходит первое издание его басен, и Крылов прочно занимает в литературе место лукавого мудреца, каким он и запомнился потомству.

Слайд 5. Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:

1. Основное повествование.

Здесь иносказательной форме показана жизнь. Герои—животные и люди.

2. Мораль.

Поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.

Мораль – это поучение, совет.

В морали всегда осуждаются глупые или плохие поступки.

Слайд 6. Человек и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают они на одном языке, великолепно понимают друг друга, по- одинаковому они «думают», хитрят, обманывают, вызывая наше негодование, сочувствие, жалость, смех.

Слайд 7. И животные, и люди в баснях Крылова сказочные, но, как в подлинной, настоящей сказке, они в то же время достоверны . Их занимательное существование-приключение, конфликты, столкновения при всей сказочности абсолютно правдоподобны, вполне вероятны. Весь животный, растительный и вещный мир оживает в крыловских баснях. Так великолепно он живописует и облекает в живую плоть фантазию, что «даже сам горшок» у него, по выражению Гоголя «поворачивается как живой».

Слайд 8. Популярные басни Крылова:

«Мартышка и очки»

«Лжец»

«Ворона и лисица»

«Волк и ягнёнок»

«Слон и Моська»

«Волк на псарне»

«Квартет» и т.д.

Слайд 9. Строчки басен, ставшие «крылатыми»

«Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт…»

Слайд 10.

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!»

Слайд 11.

«А Васька слушает да ест»

Слайд 12.

«Ай, Моська, знать она сильна,

Коль лает на Слона»

Слайд 13.

Громкое чтение басни «Мартышка и очки» (видео – по щелчку)

Слайд 14.

Анализ чтения.

В 1812 году Крыловым была создана басня «Мартышка и очки». Так как название животного написано с большой буквы, можно считать, что на самом деле в ней рассказывается не про обезьянку, а про человека. Басня Крылова «Мартышка и очки» повествует об обезьяне, у которой с возрастом возникли проблемы со зрением. Она поделилась своей бедой с окружающими. Добрые люди поведали, что очки могут помочь ей видеть мир четче и лучше. К сожалению, как именно надо ими пользоваться, они объяснить забыли.

Мартышка достала несколько очков, но правильно их применить так и не сумела. Она пытается их нанизать на хвост, плотно прижимает к темени, пробует на вкус, на запах. Разумеется, все эти действия не привели к тому, что она стала видеть лучше. Тогда обезьянка приходит к выводу, что люди ей налгали, а на самом деле нет в них никакого прока. Раздосадованная Мартышка разбивает очки так, что брызги от стекол разлетелись во все стороны.

Слайд 15.

Определенное животное на самом деле символизирует некоторые черты, присущие скорее  человеку. В самом конце басни содержится небольшое заключение — это мораль. Неудивительно, что основанные на них сценки часто разыгрываются на школьной сцене. Ведь басни по своей структуре похожи на короткие пьесы, все подается очень образно, а голос за кадром комментирует действия героев.

Как и любое произведение подобного жанра, эта басня весьма иронична. Сразу становится понятно, что речь идет о невеждах, не разбирающихся в науке. В произведении высмеиваются определенные пороки и недостатки, имеющиеся у человека.

Басня Крылова «Мартышка и очки» говорит о том, что автор смеется не над этой конкретной обезьяной, а над всеми невеждами, не желающими разбираться в очевидном.

Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. 

Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность. 

Слайд 16.

1.Кто героиня этой басни?

2.Расскажите, что случилось с обезьяной?
3.Что делала Обезьяна с очками для того, чтобы лучше видеть?

4.Что же сделала Обезьяна с очками в итоге?
5.Какой совет вы бы дали Обезьяне?

6.Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?
7.А что нужно делать для того, чтобы не стать героем этой басни?
8.Чему учит дедушка Крылов в этой басне?

Слайд 17.

Спасибо за внимание!

Источники:

  1. И.А. Крылов. Басни. – М.- 2009.- С. 5-19.

  2. И.А. Крылов. Басни. – М.- 2006.- С. 3-10.

  3. И. Крылов. Басни Крылова.- М.- 2009.- С. 6-8.

infourok.ru

Мир басни Ивана Андреевича Крылова

Мир басни Ивана Андреевича Крылова

Иван Андреевич Крылов — русский поэт, прежде всего известный в русской литературе как создатель большого числа басен. Сын офицера. Служил в армии, был домашним учителем, затем работал в Публичной библиотеке в Санкт-Петербурге. В молодости Крылов был известен прежде всего как писатель-сатирик, издатель сатирического журнала «Почта духов» и ходившей в списках пародийной трагедии «Трумф», высмеивавшей Павла I. Крылов является автором более 200 басен с 1809 по 1843 год, они вышли в свет в девяти частях и переиздавались очень большими по тем временам тиражами. В 1842 году его произведения вышли в немецком переводе. Сюжеты многих басен восходят к произведениям Эзопа и Лафонтена, хотя немало и оригинальных сюжетов.

И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться

Почти каждая басня Ивана Андреевича Крылова живо откликалась на какое-нибудь общественное явление или какой-либо вопрос, занимавший современников. Широко известны, например, басни, посвященные Отечественной войне 1812 года. Одна из них — «Волк на псарне», где под видом Волка высмеян Наполеон,— была всеми принята с особым восторгом. Басни Крылова так отлично выражали народный взгляд на жизнь и по своему складу оказались так близки народным сказкам, поговоркам, присловьям, что многие строки басен обратились в народные пословицы и прочно вошли в нашу память.

В басне “Волк и ягненок” он изображает Ягненка робеющим перед важным сановником — Волком. И вся речь его, боязливая и подобострастная, передает его характер. Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть: что ниже по ручью От светлости его шагов я на сто пью… Каждая басня писателя по-своему самобытна и индивидуальна. Крылов может при видимой скупости средств создать яркий характер, незабываемый живой образ. А близость языка Ивана Андреевича к народной речи сказалась и в том, что писатель вставлял в свои басни пословицы и поговорки, и они вполне сливались с общим тоном басни: Запели молодцы: кто в лес кто по дрова И у кого что силы стало. В ушах у гостя затрещало… (“Музыканты”) Или вот еще: Читатель, истину любя, Примолвлю к басне я, и то не от себя, — Не попусту в народе говорится: Не плюй в колодезь, пригодится Воды напиться. (“Лев и Мышь”) Но еще замечательнее то, что собственные стихи Крылова, легко запоминаясь, сами стали пословицами, вошли в народную речь. Таких пословиц и поговорок из его басен осталось в русском языке много: “А ларчик просто открывался” (“Ларчик”), “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать” (“Волк и Ягненок”), “Рыльце у тебя в пуху” (“Лисица и Сурок”), “Аи, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона” (“Слон и Моська”), “А Васька слушает да ест” (“Кот и Повар”) и много-много других не менее замечательных и выразительных.

У писателя много заимствованных из произведений других баснописцев сюжетов. Но связь Ивана Андреевича с народным творчеством, с языком народных сказок была так тесна, что даже эти заимствованные басни не звучат как переводы. Ведь яркий, меткий, живой русский язык Крылова не мог быть заимствован ни у кого. Крылов — подлинно народный писатель, художник огромной силы, и влияние его на русскую литературу было глубоким и положительным.

Почти все басни Крылова, как ясное зеркало, отражает человеческие недостатки и несправедливые отношения между людьми.

В наши дни слава Крылова вышла далеко за пределы страны. Его басни переведены на пятьдесят языков. У Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе, но только ему удалось внести в свои басни подлинно народный дух и реалистическую правдивость. Благодарные потомки возвели очень красивый памятник отцу русской басни в Летнем саду города Санкт-Петербурга, основание которого украшают герои басен – звери и птицы. Великий русский баснописец Крылов является величайшим баснописцем мира.

Фразеологизм «Тришкин кафтан» возник из басни И.А. Крылова. Уже в составе басни это выражение стало фразеологизмом со значением: дело,когда устранение одних недостатков влечет за собой новые недостатки.

А Васька слушает да ест

Уходя в кабак, Повар оставил кухню на попечение Кота Васьки, чтобы тот стерег от мышей съестные припасы. Но, вернувшись домой, Повар обнаруживает, что Кот, «припав за уксусным бочонком, мурлыча и ворча, трудится над курчонком». Повар, увидев это, приступил к обличению Кота: «Кот Васька плут! Кот Васька вор! И Ваську-де, не только что в поварню, Пускать не надо и на двор, Как волка гладного в овчарню: Он порча, он чума, он язва здешних мест!» (Д Васька слушает, да ест.) Тут ритор мой, дав волю слов теченью, Не находил конца нравоученью. Но что ж? Пока его он пел, Кот Васька всё жаркое съел. «Ритор» (с архаичного русского языка) — оратор. Мораль;басни: А я бы повару иному Велел на стенке зарубить: Чтоб там речей не тратить по-пустому, Где нужно власть употребить. Иносказательно о человеке, который глух к упрекам, увещеваниям и творит по-прежнему свои неблаговидные дела. Цитируется также, как упрек в адрес тех, кто тратит свое красноречие там, где нужно просто «власть употребить» (сарк.).

«А вы, друзья, как ни садитесь;

Всё в музыканты не годитесь».

Из басни «Квартет» (1811) Современники полагали, что эта басня была написана как сатирический отклик на реформу Государственного совета, который волей императора Александра I был разделен в 1810г. на 4 департамента. Их возглавили Н. С. Мордвинов (Мартышка), П. В. Завадовский (Осел), П. В. Лопухин (Козел) и А. А. Аракчеев (Медведь). Так, лицейский сокурсник А. С. Пушкина М. А. Корф писал в своих «Воспоминаниях»: «Известно, что продолжительным прениям о том, как их рассадить и даже нескольким последовавшим пересадкам, мы обязаны остроумною баснею Крылова «Квартет». О плохо работающем коллективе, в котором дело не идет на лад потому, что отсутствуют, единство, согласие, профессионализм, компетентность, точное понимание каждым своей и общей задачи (ирон.).

А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад

Из басни «Щука и Кот» (1813), в которой говорится о Щуке, которая вдруг захотела, подобно Коту, ловить мышей. Охота кончилась тем, что сама осталась еле жива и «и крысы хвост у ней отъели». Мораль басни: Беда, коль пироги начнет печи сапожник, А сапоги тачать пирожник, И дело не пойдет на лад. Да и примечено стократ, Что кто за ремесло чужое браться любит. Тот завсегда других упрямей и вздорней: Он лучше дело все погубит, И рад скорей Посмешищем стать света, Чем у честных и знающих людей Спросить иль выслушать совета. Иносказательно о непрофессионализме — каждый должен делать только то, что он действительно умеет делать

А ларчик просто открывался.

Из басни «Ларчик» (1808) Некий «механики мудрец» пытался открыть ларчик и искал — по привычке — особый секрет его замка. Но поскольку этого секрета не было вовсе, то он его не нашел и «от ларчика отстал». А как открыть его, никак не догадался, А ларчик просто открывался. Чтобы открыть его, нужно было просто поднять его крышку. Иносказательно: не надо искать сложного решения проблемы там, где есть простое или где проблемы нет вовсе.

Бели голова пуста, то голове ума не придадут места

Из басни «Парнас» (1808)

Крылов повествует о событиях, которые случились на горе Парнас (в представлении древних греков это обиталище девяти муз, покровительниц искусств и наук). Когда, по сюжету басни, «из Греции вон выгнали Богов», Ослы, которые паслись на Парнасе, решили, что пришло их время и теперь они будут замещать и богов, и муз. Они занялись искусствами, музыкой и пением — «и новый хор певцов такую дичь занес, как будто двинулся обоз». Хозяин Ослов рассердился на них за несносный шум и загнал в хлев.

Мораль:

Мне хочется, невеждам не во гнев

Весьма старинное напомнить мненье:

Что если голова пуста,

То голове ума не придадут места.

Цитируется в качестве комментария к стремительному карьерному росту посредственного человека (презрит., ирон.).

А воз и ныне там!

Из басни «Лебедь, Щука и Рак» (1816) «Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз взялись», но из этого ничего у них не получилось, потому что:

…Лебедь рвется в облака,

Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.

Кто виноват из них, кто прав, — судить не нам;

Да только воз и ныне там.

Иронически о неэффективной работе, о задаче, которая не решается.

Ворона в павлиньих перьях

Из басни «Ворона» (1825) Ворона, решив всех удивить, вставила в свой хвост павлиньи перья. Но ее не признали за свою ни Павы, ни Вороны:

И кончились ее затеи тем,

Что от Ворон она отстала,

А к Павам не пристала.

Иносказательно о человеке, который пытается играть чужую роль, каким-либо образом приукрасить себя и тем самым только подчеркивает свои недостатки, делаясь смешным в глазах окружающих (ирон.).

Великий зверь на малые дела

Из басни «Воспитание Льва» (1811) Лев предполагает отдать Львенка на воспитание Кроту, так как «о нем молва была»

Что он во всем большой порядок любит:

Без ощупи шага не ступит,

И.всякое зерно для своего стола

Он сам и чистит, сам и лупит;

И, словом, слава шла,

Что Крот великий зверь на малые дела…

Возможно, Крылов вдохновлялся при написании этих строк известным латинским выражением maximus in minimus — «великий в малом», что тождественно по смыслу крыловскому выражению

Иносказательно: о людях, которые прилагают много старания и изобретательности для выполнения пустячных дел, не стоящих затраченных на них усилий. Федор Достоевский («Дневник писателя», 1877 г., май—июнь, гл. 2): «…Современный дипломат есть именно «великий зверь на малые дела!»

mirznanii.com

В мире басен И.А.Крылова | Современные педагогические технологии

Тема урока: «В мире басен И.А.Крылова»

Цели урока:

-становление и развитие личности обучаемого, его познавательных способностей в процессе изучения басен Крылова с использованием ИКТ.

-формирование навыков чтения, учить выразительному чтению, интонированию предложений, используя текст и речевые разминки.

-проведение работы над обогащением словарного запаса, используя литературные понятия, развитие связной речи при описании литературных образов, осознание учащимися литературных понятий при изучении характера персонажей басен Крылова и готовность к самостоятельным выводам.

-воспитание нравственных качеств через инсценирование басни Крылова, привитие интереса к жанру басни. Воспитание культуры речи, воспитание положительных черт характера.

Ход урока

-Дорогие друзья, я приглашаю вас в мир БАСНИ. Я буду вашим экскурсоводом, а вы любознательными, активными помощниками.

Одним из старейших жанров литературы является басня. Она широко представлена в литературе разных народов планеты. На последних уроках мы с вами работаем с баснями И.А.Крылова, который когда-то сказал так: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать!»

— Вспомним, что нам уже известно:

1.  Человек, который пишет басни, — баснописец.

2.  короткий рассказ, содержащий нравоучение, — басня.

3.  Приём иносказания – аллегория.

4.  Один из приёмов, который используется в басне, — юмор.

5.  О ком писал Н.В. Гоголь: “Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражался так доступно всем… Поэт и мудрец слились с ним воедино”.

6. Прием, благодаря которому под героями животными, растениями, предметами подразумеваются люди с их недостатками – олицетворение.

Из истории басни: В Древней Греции басенным творчеством занимался Эзоп. Много позже во Франции появился острослов Лафонтен, которого преследовали французские власти за “колкие” произведения.

В России в жанре басни писали М.В. Ломоносов, А.П. Сумароков. Но самым прославленным русским баснописцем стал И.А.Крылов.

— Вспомните основные признаки этого жанра:

1.  Краткий рассказ, часто стихотворный

2.  2 части: основное повествование и мораль (нравоучение)

3.  Аллегория (иносказание)

4.  Сатирическое изображение

5.  Герои – чаще животные

6.  Диалог

7.  Использование просторечной лексики

8.  Лаконизм

9.  Афористичность языка

10. Особый басенный стих (строчки разной длины), передающий разговорную речь

11. Олицетворения

— Известно, что И.А.Крылов написал около 200 басен. Вспомнить их все невозможно, но одна басня вам точно знакома. Посмотрите на иллюстрацию.

— Как называется басня? (Ворона и Лисица).

— Послушайте басню. (Подготовленный ученик)

Беседа по вопросам.

1.      Найдите, где в тексте басни спряталась мораль. В чём её смысл?

2.      Какие хитрости пускает в ход Лисица, чтобы отобрать у Вороны сыр?

3.      Как передаёт баснописец состояние Вороны, услышавшей слова лести?

4.      Кого осуждает и кого высмеивает И.А.Крылов?

5.      Актуальна ли эта басня сегодня?

—  Сравните басню И.А.Крылова с басней Эзопа.

Ворон унес кусок мяса и уселся на дереве. Лисица увидела и захотелось ей заполучить это мясо. Стала она перед вороном и принялась его расхваливать: уж и велик он, и красив, и мог бы получше других стать царём над птицами, да и стал бы, конечно, будь у него еще и голос. Ворону и захотелось показать ей, что есть у него ещё и голос: выпустил он мясо и закаркал громким голосом. А лисица подбежала, ухватила мясо и говорит: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове, — ничего бы тебе больше не требовалось, чтобы царствовать». Басня уместна против человека неразумного.

— Сравните басню И.А.Крылова с басней Жана де Лафонтена.

Ворона и лисица.

Дядюшка ворон, сидя на дереве,

Держал в своём клюве сыр.

Дядюшка лис, привлеченный запахом,

Повел с ним такую речь:

«Добрый день, благородный ворон!

Что за вид у вас! Что за красота!

Право, если ваш голос

Так же ярок, как ваши перья, —

То вы – Феникс наших дубрав!»

Ворону этого показалось мало,

Захотел он блеснуть и голосом,

Разинул клюв – и выронил сыр.

Подхватил его лис и молвил: «Сударь,

Запомните: всякий льстец

Кормится от тех, кто его слушает,-

Вот урок вам, а урок стоит сыра».

И поклялся смущенный ворон (но поздно!),

Что другого урока ему не понадобится.

Физкультминутка

Отдых наш – физкультминутка,

Занимай свои места:

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой – встанькой словно стали,

А потом пустились вскачь (прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

Работа с афоризмами.

Афоризмы — это закрепившиеся в речи краткие выражения, взятые из литературного источника.

1.  «А Васька слушает да ест…» — Один говорит, стыдит, убеждает, а другой, не обращая внимания, продолжает делать что-то плохое.

Говорят, когда хотят подчеркнуть, что бесполезно уговаривать в тех случаях, когда нужны решительные меры, а не слова.

2.  «А ларчик просто открывался”- Так говорят, когда находится простое объяснение происходящему

3.  “А вы друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь”- Произносится обычно иронически в ситуации, когда за дело берутся не специалисты.

4.  “Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник”- Используется, когда человек берётся не за своё дело.

5.  “Демьянова уха”- Употребляют в ситуации, когда гость уже не в состоянии съесть всё то, что ему предлагают.

6.  “Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку”- Взаимные похвалы не бывают искренними.

Говорят иронически, когда один хвалит другого потому, что тот похвалил его.

7.  “От радости в зобу дыханье спёрло” — Применяется, когда человек очень чему-то обрадовался и в первый момент не может произнести ни слова.

8.  “Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться”- Говорится обычно в ситуации, когда кто-либо указывает другому человеку на недостатки, которые есть и у него самого.

9.  «А воз и ныне там…» — Говорится обычно в ситуации, когда прошло много времени, а дело с места не сдвинулось.

Конкурс «Знаток басен»

Из каких басен эти строки:

1. «Ты виноват лишь тем, что хочется мне кушать…» «Волк и Ягнёнок»

2. «Ах, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона!» «Слон и Моська»

3. «А Васька слушает да ест…» «Кот и повар»

4. «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты

 не годитесь!» «Квартет»

5. «Ты сер, а я, приятель, сед…» «Волк на псарне»

6.  «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело

7. не пойдет…» « Лебедь, Щука и Рак»

Назовите героя басни.

1.    Она «наелась желудей досыта, до отвала». (Свинья).

2.    Он «виноват уж тем», что кому-то «хочется кушать». (Ягнёнок).

3.    Она «без души лето целое всё пела». (Стрекоза).

4.    Она решила заняться не своим ремеслом, пошла ловить мышей и была за это жестоко наказана. (Щука).

5.    Она попала «в большие забияки». (Моська).

6.    Он «обжора и злодей», по словам его хозяина. (Кот Васька).

7.    Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка).

8.    Его «захлопнула злодейка-западня». (Чиж).

9.    У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна).

10.  Он достал из волчьей пасти кость и был назван за это неблагодарным. (Журавль)

11.  Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб).

12.  Он был перекормлен рыбным супом. (Фока).

Центон — это стихотворение, составленное из стихотворных строк, взятых из разных стихотворений одного поэта, рифмованных между собой.

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой,

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище?

Спой, светик, не стыдись!

Не даром говорится,

Что дело мастера боится».

Медведь взревел — и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком,

То не путем мяукал он котенком.

По счастью, близко тут Журавль случился.

Он костью чуть не подавился.

«Зеркало и обезьяна»:

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

«Ворона и лисица»

Спой, светик, не стыдись!

«Осел и соловей»

И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище?

«Щука и кот»

Не даром говорится,

Что дело мастера боится

«Крестьянин и работник»

Медведь взревел…

«Волк и журавль»

По счастью, близко тут Журавль случился.

«Скворец»

— и подлинно запел;

Да только лишь совсем особым складом:

То он пищал, то он хрипел,

То верещал козленком…

Учитель:

— Предлагаю вам черный ящик, в котором находятся предметы, упоминающиеся в различных сказках  И.А.Крылова. Узнаем, кто из вас является знатоком творчества этого баснописца. (Можно положить зеркальце, очки, жёлудь, гребень и др.)

— Чему учат басни И.А.Крылова?

Басни И. А. Крылова учат быть добрыми, честными, справедливыми. Хотя в баснях действуют животные, птицы или предметы, мы понимаем, что речь идет о людях. Автор помогает нам оценить их поступки.

РЕФЛЕКСИЯ

— Вы заметили, что солнышко у нас без лучей.

-Если вам урок понравился, вы чувствуете, что справились с заданием на отлично и вам понравилась работа одноклассников, то прикрепите к солнышку красные лучики, если вы в чём то не уверены, то жёлтые, а если ничего не понравилось,. то оранжевые. (Выставляю оценки)

pedtehno.ru

Басни Крылова

Басни Крылова читать мы любим с самого детства. В памяти хранятся крыловские образы, которые частенько всплывают в голове в различных жизненных ситуациях, мы обращаемся к ним и каждый раз не перестаем удивляться проницательности Крылова.

Бывает, вспомнится Моська, которая лает на Слона, чтобы произвести впечатление храброй и бесстрашной или неожиданно перед глазами всплывает Обезьяна, которая насмехалась сама над собой, не узнав отражение в Зеркале. Смех, да и только! А уж как часто происходят встречи, которые невольно сравниваются с Мартышкой, что по собственной невежести, не зная ценности Очков, разбила их о камень. Маленькие басни Крылова короткие по размеру, но не по значению, ведь крыловское слово – острое, а морали басен давно превратились в крылатые выражения. Басни Крылова сопровождают нас по жизни, сроднились с нами и в любой период найдут в нас понимание и помогут заново осознать ценности.

Басни Крылова читать

Крылов – известнейший писатель. Из всех детских стихов и басен – произведения Крылова всегда самые-самые лучшие, они врезаются в память и всплывают в течение жизни при встрече с людскими пороками. Часто говорят, что, мол, Крылов писал не для детей, но разве смысл его басен не понятен детям? Обычно ясно написана мораль, поэтому басни Крылова читать с пользой сможет даже самый маленький ребенок.

На нашем сайте мы размещаем самые лучшие произведения автора в оригинальном изложении, а также отдельно выделяем мораль для удобства и лучшего запоминания порой философских мыслей. Как ребенок, так и взрослый найдет много смысла в этих маленьких жизненных историях, в которых животные символизируют людей, их пороки и нелепое поведение. Басни Крылова онлайн замечательны тем, что в них представлен не только текст, но и примечательная картинка, удобная навигация, познавательные факты и рассуждения. После прочтения автор наверняка станет вашим любимым, а его жизненные очерки в виде юмористических басен запомнятся на долгие годы.

Баснописец вел абсолютно открытую жизнь, много общался, печатал книги одну за другой и нисколько не чурался своей тучности и лености. Курьезы, происходившие с Крыловым, выражались им в поучительных сценках, простота которых обманчива. Он был не баснописцем, он был мыслителем-философом, способным с детской ненавязчивостью и легкостью комично описывать недостатки людей в доступной только ему потрясающей форме. Не нужно искать в баснях Крылова только сатиру, на этом их ценность не заканчивается. Содержание и смысл скорее философские, чем юмористические. Кроме людских пороков, подаются в легкой форме истины бытия, основы поведения и отношений между людьми. Каждая басня – это сочетание мудрости, морали и юмора.

Басни Крылова читать начинайте ребенку с малых лет. Они покажут ему, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Законы жизни по Крылову естественны и мудры, он презирает искусственность и корысть. Мораль, очищенная от любых примесей и веяний, понятна и лаконична, содержит в себе разделение между верным и неверным. Замечательная манера письма привела к тому, что каждая мораль стала народной пословицей или веселым афоризмом. Произведения написаны таким языком, что хотя и выглядят как литературные формы, но на самом деле несут в себе интонации и насмешки, присущие только великому народному уму. Маленькие басни Крылова изменили общий взгляд на этот жанр. Новаторство проявилось в реалистичности, философской нотке и житейской мудрости. Басни стали маленькими романами, иногда драмами, в которых проявилась веками накопленная мудрость и лукавство ума. Замечательно, что при всем этом автор не превратил басню в сатирическое стихотворение, а сумел сохранить глубокую содержательную часть, состоящую из небольшого рассказа и морали.

Басня Крылова проникла в суть вещей, характеров персонажей и стала практически недостижимым другими авторами жанром. Несмотря на сатиру, баснописец любил жизнь во всех ее проявлениях, только очень бы хотел, чтобы простые и естественные истины наконец сменили низкие страсти. Жанр басни под его пером стал настолько высоким и отточенным, что, перечитав басни других авторов, вы поймете – другого такого нет, и вряд ли будет.

В разделе басен Крылова онлайн мы предлагаем вам познакомиться с народной мудростью. Короткие философские произведения не оставят равнодушными ни детей, ни взрослых.


deti-online.com

Поучительный мир басен И.А. Крылова

12 ноября в Центральной районной библиотеке им. Л. Соболева прошел литературный спектакль «Мир басен И.А. Крылова» для детей младшего школьного возраста.

Актеры арт-студии «Сова», которые подготовили и провели спектакль, читали басни, рассказывали поучительные истории из жизни И.А. Крылова, вся жизнь которого была связана с Петербургом. Здесь он начинал свою литературную деятельность как драматург и издатель сатирических журналов. Здесь 30 лет работал библиотекарем в Императорской публичной библиотеке. Здесь увидели свет его знаменитые басни, где с тонким юмором и афористично баснописец изобличал пороки и недостатки общества.

В каждой басне И.А. Крылова звучит мудрый вывод: «речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить», «завистники, на что ни взглянут, подымут вечно лай, а ты себе своей дорогою ступай», «одни поддельные цветы дождя боятся», «беда, коль пироги начнет печи сапожник, а сапоги тачать пирожник», которые актуальны и сегодня.

К примеру, в басне «Волк и ягненок» Волк собирается поймать Ягненка, придав этому действу «законный вид». Волк начинает выискивать в действиях Ягненка «преступления»: то, дескать, грязной мордой пьет он из реки, припомнил, что вроде Ягненок нагрубил ему позапрошлым летом. Жертва всё время оправдывается и Волку в итоге все это надоедает – он говорит, что вина Ягненка уже в том факте, что Волк голоден – «ты виноват уже тем, что хочется мне кушать».

А басня И.А. Крылова «Прохожие и собаки» – это хороший урок воспитания детей, которые сегодня много общаются в недружественной виртуальной среде. В басне речь идет о двух приятелях, которые шли вечернею порой и были заняты дельным разговором. Одна тявкнувшая на них из подворотни дворняжка в итоге собрала своим лаем целую свору со всех дворов. В этой басне автор сравнивает завистников с собаками. Смысл данной басни в том, что не нужно обращать внимание на критику и недовольства, которые высказывают люди, мнение которых совершенно не заслуживает того, чтобы его выслушивать.

У ребят, посетивших спектакль, была возможность увидеть себя со стороны глазами И.А. Крылова, басни которого помогают многим людям разобраться в себе, в своих достоинствах и недостатках, что и является главным свидетельством их актуальности.

А рассказ о том, как И.А. Крылов участвовал в открытии Императорской публичной библиотеки, где искусно прочитал свою басню «Похороны» имел своей целью побудить в ребятах стремление через жизнь и творчество И.А. Крылова стать и самим интересными рассказчиками.

По окончанию спектакля актерам была вручена грамота и подарки, а среди них – красочные иллюстрированные издания басен И.А. Крылова.

М.В. Антал, главный библиотекарь ЦРБ им. Л.Соболева

nevcbs.spb.ru

«В мире басен Крылова». Урок родного языка.

«В мире басен Крылова»

Урок родного языка

5 класс

Карева И. Н.

Цели: повторение особенностей басен И.А. Крылова, развитие внимания, памяти, воспитание любви к родному (русскому) языку и литературе.

Задачи:

  • повторить и закрепить материал по теме;

  • развить интерес к творчеству И.А.Крылова;

  • развить интерес к изучению литературы;

  • способствовать развитию коллективного творчества

  • воспитывать культуру умственного труда.

Оборудование:

  • книги басен И. А. Крылова;

  • портрет И.А.Крылова;

  • иллюстрации к басням И.А. Крылова;

  • материал с заданиями из сборника «Секреты эпических, лирических и драматических произведений» (№ 8, 9, 10, 12, 15).

План урока

  1. Выявление темы урока, постановка целей. Знакомство с эпиграфом к уроку.

  2. Определение понятия «басня» и связанных с ней литературоведческих понятий. Сообщения учащегося.

  3. Конкурс знатоков басен И. А. Крылова.

  4. Работа с иллюстрациями к басням.

  5. Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание.

Ход урока

  1. А) Начать урок мне хотелось бы кроссворда.

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Автор стихотворения «Родная деревня»

  2. Автор пьесы-сказки «Двенадцать месяцев»

  3. Автор стихотворения «Я покинул родимый дом…»

  4. Автор «Сказки о попе и работнике его Балде»

  5. Рассказ К. Г. Паустовского

— Назовите ключевое слово кроссворда.

Б) — Какие писатели и поэты работали в этом жанре?

— Творчество какого баснописца вам знакомо лучше всего?

— Какие из произведений И. А. Крылова вам особенно памятны?

— Когда и при каких обстоятельствах вы впервые познакомились с баснями?
 — Что вам понравилось в баснях?
 — О баснях И. А. Крылова вы неоднократно говорили в начальной школе, на уроках литературы в 5 классе. Подумайте, над чем нам следует поразмышлять на уроках родного (русского) языка и литературы?   О чем бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке, посвященном басням?

— Какие цели вы поставите перед собой?

— Как можно определить тему урока?

В мире басен Крылова

— В качестве эпиграфа мне хотелось бы предложить такие слова известного русского писателя Н. В. Гоголя:

«Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа». Как вы их понимаете?

  1. А) – Послушайте небольшое сообщение об истории возникновения басен.

Сообщения учащегося

1. Басня как литературный жанр имеет давнюю историю. Оказывается, басню можно найти даже на клинописных таблицах — древнегреческий поэт и мудрец Эзоп был родоначальником басенного жанра. Вы правильно заметили, что в России баснописцами были Майков и Сумароков, Хемницер и Ломоносов, во Франции — Лафонтен, в Германии — Лессинг. Однако самым любимым для детей и взрослых в нашей стране мы считаем И. А. Крылова. Каждый в детстве слышал и учил басню «Стрекоза и Муравей». Дружно смеялись дети и взрослые над глупой Вороной, поддавшейся на лесть Лисицы в басне «Ворона и Лисица». Басни помогают нам узнавать жизнь, видеть свои и чужие недостатки.

Эзоп. Картина Диего Веласкеса (1639—1640)

2.

Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Научной традиции о жизни Эзопа не существовало. Геродот пишет, что Эзоп был рабом некого Иадмона с острова Самос, жил во времена египетского царя Амасиса (570—526 до н. э.) и был убит дельфийцами. Гераклид Понтийский сто с лишним лет спустя пишет, что Эзоп происходил из Фракии, был современником Ферекида, и первого его хозяина звали Ксанф, но эти данные он извлекает из того же рассказа Геродота путем ненадежных умозаключений. В дальнейшем возникали всё новые легенды о жизни Эзопа.

— Так какое же произведение называется басней?

(Басня – эпическое произведение, краткий аллегорический нравоучительный рассказ)

Б) — Чтобы говорить о баснях, необходимо вспомнить некоторые понятия литературоведения. Выполним следующее задание: в определения понятий вставьте необходимые по смыслу слова. Как связаны эти литературоведческие понятия друг с другом?

1. Аллегория – иносказательное изображение__________ или явления с целью наглядно _____________ его существенные черты.

2. Диалог — ____________ двух или нескольких лиц.

3. Басня – краткий ___________________ стихотворный или прозаический ____________, в котором есть аллегория, иносказание.

4. Мораль – краткое ______________ рассказчика, нравственный вывод из изображённого эпизода.

Используя слова, над которыми вы работали в задании, составьте связный ответ на вопрос: Какие особенности басен вы знаете?

В) – Чтобы закрепить сказанное, обратимся к учебнику «Русская словесность. 5 класс» Р. И. Альбетковой. Прочитаем §50. Выполним упражнения №141, 142 учебника (стр.134-135).

3. Обратимся к басням, посмотрим, как хорошо вы знаете басни И. А. Крылова. Проведём небольшое соревнование. Ученики каждого ряда составят отдельную команду. Выберите название команды в соответствии с темой нашего урока. За каждый правильный ответ команда получает жетон. Выигрывает та команда, которая наберём большее количество жетонов.

1 конкурс – «Конкурс эрудитов». Каждая команда получает кроссворд. Правильно угаданное слово – жетон.

Вопросы

1. Героиня басни «Квартет».
2. Героиня, которая увидела свой образ в зеркале.
3. Кто без драки «хочет попасть в большие забияки»?
4. У кого к зиме «был готов и стол, и дом»?
5. Кто восхвалял Петуха, «не боясь греха»?
6. Любимое блюдо Демьяна.
7. Один из героев басни, которые «везти с поклажей воз взялись».
8. Она осталась без обеда благодаря своей глупости.

Ответы: 1. Мартышка. 2. Обезьяна. 3. Моська. 4. Муравей. 5. Кукушка. 6. Уха. 7. Лебедь. 8. Ворона.

—  Если вы правильно разгадали кроссворд, то по горизонтали в выделенных клетках прочитаете имя героини басни, которая «пропела все лето» (стрекоза).

2 конкурс «Кто из персонажей говорит? Из какой басни строки?» Героев басен вы знаете. А хорошо ли вы помните то, о чём они говорят? Полный правильный ответ – 1 жетон.

1. — Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Моё

С песком и илом?

(Волк, «Волк и ягнёнок»)

2. — Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица…

(Лисица, «Ворона и лисица»)

3. — Все про очки лишь мне налгали;

А проку нá волос нет в них.

(Мартышка, «Мартышка и очки»)

4. — Кумушка, мне странно это:

Да работала ль ты в лето?

(Муравей, «Стрекоза и муравей»)

5. — Послушай-ка, дружище!

Ты, сказывают, петь великий мастерище.

(Осёл, «Осел и соловей»)

6. — Вот то-то мне и духу придает,

Что я, совсем без драки,

Могу попасть в большие забияки.

(Моська, «Слон и Моська»)

7. — Постойте ж, я сыскал секрет!

Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем!

(Осел, «Квартет»)

8. — Я ваш старинный сват и кум.

(Волк, «Волк на псарне»)

9. — Пусть сохнет. Ничуть меня то не тревожит.

(Свинья, «Свинья под дубом»)

10. — Кот Васька плут! Кот Васька вор!

И Ваську-де, не только что в поварню,

Пускать не надо и на двор,

Как волка жадного в овчарню. (Повар, «Кот и повар»)

3 конкурс «Парные названия». Вспомним названия басен Крылова. Назовите басни с «парными» названиями. Кто больше?

(«Волк и ягненок», «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух», «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Слон и Моська», «Кот и Повар», «Осел и Соловей» , «Стрекоза и Муравей», «Дуб и Трость», «Ворона и Курица», «Лягушка и Вол», «Петух и Жемчужное зерно», «Щука и Кот», «Чиж и Голубь»,«Лисица и Сурок», «Лев и Комар» и др.)

4 конкурс «Путаница». Отгадайте, что здесь перепутано?

«Плутовка к берегу на цыпочках подходит, вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит».

Надо: «к дереву подходит, с вороны глаз не сводит»)

 «Как, милый Кочеток, поешь ты громко, важно!»

(Надо: «Петушок«.)

«Однажды Лебедь, Рак да Щука везти с поклажей воз впряглись«.

Взялись«.)

«Ворона гавкнула во все воронье горло».

(«Ворона каркнула«.)

 «Мартышка к старости слаба ушами стала».

(«Глазами«).

«Соседка, перестань срамиться» – ей бабка говорит».

(«Шавка говорит».)

    5 конкурс «Каждому своё». Каждая команда получает листок со строчками из басен И. А. Крылова и названия басен. Соедините их стрелками. Правильный ответ – 1 жетон.

  • Лето красное пропела. «Мышь и Крыса»

  • С ним была плутовка такова. «Квартет»

  • Соседка, перестань срамиться! «Мартышка и очки»

  • Вперед чужой беде не смейся, Голубок! «Демьянова уха»

  • Я три тарелки съел. «Чиж и Голубь»

  • Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье. «Ворона и лисица»

  • А воз и ныне там. «Лебедь, Щука и Рак»

  • А проку на волос в них нет. «Слон и Моська»

  • Сильнее кошки зверя нет! «Стрекоза и Муравей»

Подведение итогов. Подсчитайте количество заработанных жетонов. Определим победителей – знатоков басен Крылова.

4.- Продолжим наше путешествие в мир басен И. А. Крылова. Басни не только интересно читать. Мы можем убедиться, что Крылова интересно РИСОВАТЬ. Поработаем с некоторыми иллюстрациями.

  1. Рассмотрите иллюстрацию Е. Рачева к басне И. А. Крылова. Как называется эта басня? Какой фрагмент изображён на иллюстрации? Чем интересен взгляд художника?

Какую иллюстрацию к этой басне создали бы вы? Опишите её словами. Какие краски вы использовали бы?

  1. Рассмотрите две иллюстрации к одной басне И. А. Крылова. Как называется эта басня? Сравните данные иллюстрации.

А. М. Лаптев

Какая из иллюстраций вам больше понравилась? Почему? Текст какого типа речи представляет ваш ответ? Назовите его характерные признаки.

Е. Рачев

5.Подведение итогов. Выставление оценок. Сегодня вы показали хорошее знание басен И. А. Крылова. И это радует. Выявились у нас и настоящие знатоки произведений данного жанра, которым мы поставим заслуженные «пятёрки». Но на этом наше знакомство с баснями не заканчивается. На следующий урок нам предстоит выявить языковые особенности басен.

Домашнее задание: нарисуйте собственную иллюстрацию в любимой басне И. А. Крылова. Выучите §50.

infourok.ru

читаем, слушаем, а также смотрим онлайн!

Иван Андреевич Крылов – мастер басни. Его произведения были актуальны всегда: и в эпоху правления Николая I, и во времена СССР, и сегодня, когда мир охвачен виртуальной паутиной Интернета. Высмеивая человеческие пороки в XIX веке, Крылов и не подозревал, что в XXI они никуда не исчезнут, а его басни будут на слуху у каждого человека.

Почему басни Крылова актуальны сегодня?

Популярные басни Крылова, такие как «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», «Слон и Моська», изучают еще в начальной школе. Они легки в восприятии и помогают детям усвоить важные жизненные уроки. Быть трудолюбивым, добрым, отзывчивым, ответственным, вежливым – именно этому учат первые басни Крылова. Взрослым эти произведения будут также полезны, ведь никогда не поздно пересмотреть свои жизненные ценности.

В чем же актуальность басен Крылова? В том, что автор в небольших историях, главными героями которых являются животные, растения или вымышленные персонажи, высмеивает все возможные человеческие пороки. А они, к сожалению, вечны. Вечна жадность, злость, невежество, глупость, высокомерие, самолюбование. Об этом можно было говорить и в XIX веке, и в XI, и в начале времен. Да и сегодня басни Крылова не теряют своей актуальности.

Полный сборник басен Крылова в удобном формате

На нашем сайте собрана коллекция самых популярных и редких басен Крылова. И ребенок, и взрослый сможет найти в них что-то полезное для себя. В простых, но в то же время поучительных историях, с детской ненавязчивостью описываются недостатки людей, осмеиваются их поступки. Но содержание и суть басен Крылова имеют, скорее, философские, а не юмористические корни. Каждое произведение – легкое сочетание морали, мудрости и непосредственного юмора.

Веселые истории, вышедшие из-под пера гениального писателя, изменили взгляд на этот жанр. Новаторство Крылова проявилось в житейской мудрости, легкой философской нотке и реалистичности  описываемых сценок. Любая басня Крылова – маленький роман или драма, в которой каждый найдет собственный смысл.

Для тех, кто любит читать – басни Крылова доступны для ознакомления и анализа в удобном текстовом формате. Просто выберите интересующую вас историю и читайте. Если лень, можно прослушать басни Крылова в аудио-записи, а для самых маленьких мы предлагаем видео-версии популярных произведений великого баснописца.  Читайте, слушайте, смотрите, знакомьтесь с народной мудростью вместе с малоизвестными и знаменитыми баснями Крылова.

Басни Ивана Андреевича Крылова: читаем, слушаем и смотрим

basni-krylova.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о