«Мертвые души» Н.В. Гоголь | Школьная программа
Книга : Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души» — http://www.labirint.ru/books/475816/17300 Моя письменная рецензия: Я осилил Гоголя. Николай Васильевич Гоголь «Мертвые души» | 349 страниц. (не кидайте тапками) Творчество Гоголя я ненавидел с самого детства. «Вечера на хуторе близ Диканьки» — что за бред? «Ревизор» — ну, вроде ничего. «Нос» — что я только что прочитал? И вот, 9 класс, конец года, учитель объявляет, что осталось пройти только «Мертвые души» и проходить мы их будем всю 4-ую четверть. Я был в замешательстве, решил взять в библиотеке и попробовать. Из первых 20 страниц я понял что бричка въехала в город, остальное я ничего не понял. Очень трудный язык, голова не переваривает эти слова. Урок, на котором нужно написать сюжет первой главы. Так как у нас с учительницей хорошие отношения, я ей написал «сочинение», почему я не люблю Гоголя и почему я не хочу читать «Мертвые души». Но все таки я решил их все таки прочитать, потому что учительница меня очень сильно убедила в том, что это замечательное произведение. Я купил эту книгу, с нормальным шрифтом, потому что в старом библиотечном шрифт был «глаза выколоть». И вот, я прочитал. Я не в восторге, но и были те моменты, которые мне безумно понравились. 1. Описание помещиков. Каждый разный, у каждого свои тараканы в голове. И все они оказались плохими, не правильными. 2. Главный герой. Хоть Чичиков и был отрицательным персонажем, но как же мне было интересно следить за тем, как Чичиков будет выпрашивать мертвые души и как он будет выкручиваться в любой ситуации. 3. Лирические отступления. Было очень интересно следить за тем, как Гоголь сам относится к тому, что пишет, как он относится главному и второстепенным героям. 4. Язык. Очень трудный, но очень красивый. Нужно к нему привыкнуть, а когда я читал библиотечное издание, мне было лень к нему привыкать. Еще много чего можно сказать о этой книге. Для меня Чичиков не является полностью отрицательным героем. Он, скорее всего для меня как Печорин, останется человеком-загадкой, ведь я уверен, что во втором томе Чичиков пошел бы на путь истинный. Оценку ставить очень трудно. 4 поставить не могу, потому что я, честно, немного устал уже читать эту книгу и я рад, что наконец-то ее дочитал, но и 3 поставить очень мало. Для Гоголя еще будет в дальнейшем шанс с «Вий», потом посмотрю, какие у меня будут с ним отношения. 3,5/5 Мой книжный блог в инстаграм: https://www.instagram.com/igorbielawski/«Мертвые души» – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики»
Разделы: Литература
Цели урока:
- Обзор содержания, история создания поэмы;
- Более подробное рассмотрение глав, рассказывающих о посещении Чичиковым помещиков;
- Обучение аналитическому пересказу.
Словарная работа:
- поэма,
- система образов.
Оборудование:
- портрет писателя,
- творческие работы учащихся,
- проектор,
- иллюстрации к произведениям гоголя.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания:
В начале нашего урока я хочу провести небольшую викторину, которая станет реализацией вашего домашнего задания и подготовит к восприятию новой темы. Хочу обратить внимание на иллюстрации, представленные на доске. Некоторые из них могут стать небольшой подсказкой в выполнении вашей работы. Итак, вопросы викторины.
Викторина.
- Где и когда родился Н. В. Гоголь?
- Какое образование получил гоголь?
- Как назывались гимназические литературные журналы, организатором и участником которых был Гоголь?
- Какую женскую роль играл гоголь в ученическом спектакле?
- Назовите первое опубликованное произведение Гоголя, каким псевдонимом оно было подписано?
- Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»?
- В каком театре впервые была поставлена пьеса Гоголя «Ревизор»?
- Кому принадлежат слова, сказанные после первого представления «Ревизора»: «Ну и пьеска! Всем досталось, а мне более всех!»?
- Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
- В каком году происходит действие пьесы «Ревизор»?
- Где находится город, в котором происходят события пьесы «Ревизор»?
- Назовите авторов памятников гоголю в Москве?
(сбор листков с ответами учащихся)
Это была викторина по произведениям Гоголя, изученным ранее. Подобные викторины и тесты сегодня подготовили и вы сами.
1-й учащийся: тест по рассказу «Страшная месть»
2-й учащийся: тест по рассказу «Тарас Бульба»
3-й учащийся: тест по комедии «Ревизор»
Вступительное слово учителя.
Н. В. Гоголь… О творчестве и жизни русского писателя Николая Васильевича Гоголя известно многое, но очень малое известно о духовной жизни писателя.
Проникновение во глубину души потенциально доступно многим, однако лишь единицы устремляются от внешней жизни в иную “сторону”, точнее: в точку пересечения линий времени и пространства, за грань известного, изученного и будто бы ставшего законом для направления мысли. Возможно ли глубокое понимание творчества Гоголя сегодня?
Сегодня у нас с вами необычный урок. Новая встреча с великим писателем и его творчеством произойдет не так, как обычно это происходит на уроках. Сегодня вы сами проведете эту встречу и сами познакомите друг друга с тем материалом, который подобрали в ходе ваших исследований.
II. Объявление темы. Исследование материала учащимися.
1-я презентация. История создания. Система образов. Чичиков и помещики.
2-я презентация. Жанровое своеобразие.
3-я презентация. Чичиков и помещики.
III. Слово учителя.
А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как я подготовилась к этому уроку. Я тоже, как и вы хотела рассказать о том, что Н. В. Гоголь задумал свою поэму благодаря А. С Пушкину, которого считал своим учителем. Он часто бывал у него (представить картину художника), часто перечитывал ему свои рукописи и советовался с поэтом. Ценителем творчества гоголя являлся также А. Жуковский.
Когда рукопись впервые была прочтена гоголем Пушкину и Жуковскому, один из них воскликнул «Боже, как грустна наша Россия!»
Хочу дополнить выступления наших учащихся определением поэмы.
Поэма – лироэпический жанр, стихотворное повествовательное произведение с развернутым сюжетом и ярко выраженной лирической оценкой того, о чем повествуется.
Представление учителем опорной схемы. Построение поэмы «Мертвые души». Система образов.
Россия… Как много она значит для многих из нас! Как бы в дальнейшем ни складывалась наша жизнь, всегда в уголке нашего сердца, нашей души будет она с нами. Чувство Родины, России… Что оно значит для нас? Россия — это и наш дом, и мама, и та улица, на которой мы выросли, и наш русский хлеб с солью. Русская душа — такая широкая, прямая, эмоциональная. Помните у Гоголя: «Не так ли и ты, Русь, что бойкая, необгонимая тройка, несешься?»? Тройка — это не только Русь, но и вся ее природа, ее села и города, это все русское.
Вся Русь явилась в этом произведении. Вместе с авантюристом Чичиковым, цель которого была купить умерших крепостных крестьян, «мертвые души», мы увидели Россию XIX века с ее недостатками, пороками, с ее острыми социальными проблемами и противоречиями, помещичий и чиновничий мир, мир «мертвых душ», всю трагедию народа.
Многие страницы поэмы непосредственно посвящены Родине, России, ее будущему.
Вот царство чиновников, которое мы увидели во время путешествия Чичикова по России. Не случайно город, где остановился герой Гоголя в начале своего путешествия, автор назвал город N. Эта буква N означает, что во времена писателя таких обезличенных городов было много, все они были похожи друг на друга. Царство чиновников объято мертвым сном. Толкуя о привычках городских жителей, Гоголь делает замечание, позволяющее отнести символический смысл названия «Мертвые души» к городу: «Все те, которые прекратили давно уже всякие знакомства и знались только, как выражаются, с помещиками Завалишиным да Полежаевым (знаменитые термины, произведенные от глаголов полежать и завалиться, которые в большом ходу у нас на Руси)».
Мы видим ленивую Русь не только в образе помещиков, но и в облике самого города: «Он заглянул и в городской сад, который состоял из тоненьких дерев, дурно принявшихся, с подпорками внизу, в виде треугольников, очень красиво выкрашенных зеленою масляною краскою». Для городских жителей зеленая краска заменяет зелень деревьев. Гоголь издевательски сравнивает «дурно принявшиеся, тоненькие» деревца с их роскошным описанием в газетах. Да, раболепие царило в России и среди ее сентиментальных жителей.
А как же помещичья Россия? Путешествуя вместе с Чичиковым по страницам поэмы, видим, что реально существующие помещики на самом деле являются «мертвыми душами». Поместье Манилова — парадный фасад России. Внутри дома пусто, грязно, краски серые, а рядом уживается расточительная праздность.
Без всякой цели существования прожигает жизнь Ноздрев. Скупость Плюшкина обратилась в расточительство. Жизнь Коробочки — это олицетворение скопидомства в России. Получается, нет «живых душ» в городе N и в его округе? Что же, нет их и на Руси, вымерла она? А как же крестьяне? Герцен говорил, что в поэме Гоголя проступают «позади мертвых душ — души живые».
Простой русский народ талантлив, а Чичиков этого не замечает на протяжении всего своего путешествия, потому что он сам — «мертвая душа». «Проницательный же читатель» обязательно это заметит. Каретник Михеев, плотник Степан Пробка — их талантливость открывается в их сноровистости, в широте и щедрости души, в ярости и безудержном веселье… «Веселится бурлацкая ватага, прощаясь с любовницами и женами, высокими, стройными, в монистах и лентах; хороводы, песни, кипит вся площадь…» Живая сила народа подчеркнута и нежеланием крестьян терпеть гнет. Доказательство тому — убийство заседателя Дробяжкина, массовое бегство от помещиков.
Искажаются высокие и добрые качества в царстве «мертвых душ», гибнут крестьяне, доведенные до отчаяния. «Эх, русский народец! не любит умирать своею смертью!»
Конфликт поэмы заключен в противоречии современной Гоголю действительности, духовных сил народа и его закабаленности.
IV. Вывод.
Мы сегодня с вами провели большую поисковую работу. Мне отрадно видеть, что вы в своих представлениях рассказали и о композиции поэмы, и о жанровом ее своеобразии, задались вопросами о смысле поэмы. Многое в ваших исследованиях – это материалы следующих уроков. Но еще один вопрос я хочу задать на этом уроке.
Почему Гоголь не закончил свою поэму?
Гоголь мечтал создать гармоничную трилогию. В первой части порок торжествует, во второй — перерождается в добродетель в третьей — творит добрые дела. Однако если для первого тома «Мертвых душ» русская жизнь, давала материал в изобилии, то уже во втором — писателю приходилось полагаться исключительно на полет собственной фантазии. Жулики почему-то не хотели превращаться в борцов за справедливость, помещики — жить для блага своих крепостных, чиновники — возвращать полученные взятки и публично каяться в свершении должностных преступлений. Дело ограничилось частичным крахом чичиковской аферы с мертвыми душами в финале первого тома. Идеологическая задача писателя — показать привлекательные стороны российской действительности и превращение дурного человека в хорошего оказалась в неразрешимом противоречии как с правдой жизни, так и с творческими возможностями самого Гоголя. И закончить этот урок я хочу словами нашего поэта современника Петра Вегина.
Николай Васильевич Гоголь,
вечная шинель – внакид,
озирая нашу оголь,
во дворе своем сидит.
Николай Васильевич Гоголь…
Кто сумеет разгадать
наподобие ожога
на челе его печать?
Сам с собой затеяв враки,
Сунул он камину в пасть,
Словно преданной собаке –
«Мертвых душ» вторую часть!
Но трубою дымохода
рукописный вздыбив дым,
сатанинским хороводом
Сам герой и вслед за ним –
все другие.Вот так дело!
Как такое может быть,
Если рукопись сгорела,
А герой остался жить?
Через дали, через годы
Он заброшен на беду
Катапультой дымохода
В современную средуНиколай Васильевич Гоголь,
сколько ж так еще сидеть,
не в ладах с собой и с богом,
в чисту улицу глядеть?
Там стоит на перепутье
возле городских ворот
средь героев наших будней
мертвых душ старинный род.
И как в цирке на манеже,
в номерах своих не нов.
все марьяжит да манежит
хлюст, ханыга Хлестаков!
Несгораемы, хоть тресни,
в этом веке, как и в том…
Видно, встать придется с кресла,
Написать сожженный том.
П. ВЕГИН.
V. Домашнее задание
- Подготовить вопросы – тесты для проверки знания текста.
- Творческая работа – герб помещика. (ознакомить учащихся с подобной работой, представить творческие работы старших товарищей)
23.03.2010
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
«Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души»»
Исмаилова Наталья Усеиновна
Предмет: русская литература
Класс: 9
Тема урока: Поэма Н.В. Гоголя «Мёртвые души».
Оборудование урока: компьютер, видеопроектор, экран.
Материалы к уроку, подготовленные учителем:
Презентация к разным этапам урока
Словарная работа
Методические приемы: беседа с учащимися по вопросам, выразительное чтение, анализ отрывков из поэмы, контроль знаний учащихся, активизация самостоятельной работы.
Ход урока.
1.Организационный момент. (Слайд № 1-2)
Цель: подготовить класс к восприятию новой темы и к общению; обеспечить условия для проведения урока.
— Ребята, сегодня мы будем изучать повесть Н.В. Гоголя « Мёртвые души».
Запишем тему урока и эпиграф к нему.
Вступительное слово учителя. (Приложение №1)
2.Проверка домашнего задания.
Цель: выявить знания учащимися содержания первой главы «Мёртвых душ» Н.В.Гоголя; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать учеников к учебной деятельности.
Словарная работа. (Слайд № 3) (Приложение №2)
Кратко объяснить устаревшие, вышедшие из употребления слова и обороты речи, встречающиеся в первой главе поэмы «Мёртвые души».
План к первой главе. (Слайд № 4) (Приложение №3)
Опросить несколько учеников. В результате образуется единый план, по которому будем работать.
3.Изучение новой темы.
Цели:
Образовательные: совершенствовать навык анализа художественного произведения. Развивающие: создать условия для развития памяти, внимания и воображения; содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности. Воспитательные: содействовать развитию культуры речи, развитию интереса к изучению поэмы.
— Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться делать выводы.
Выразительное чтение и анализ отрывков из первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.
1. Въезд Чичикова в город. ( Слайд №5)
«В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»
2. Гостиница и комната Чичикова. ( Слайд №6)
Прочитать отрывок описание гостиницы и комнаты.
«Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах… с чёрною, как смоль бородою»
— Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?
(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)
— Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея? ( Слайд №7)
(«Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,
и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)
3. Общая зала и обед. ( Слайд №8)
Прочитать отрывок описание зала.
«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»
— Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?
(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).
— Какие обычно подавались блюда в трактирах?
( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).
4. Улица и городской сад. ( Слайд №9-13)
« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»
— Далее следует городской пейзаж, как он описан?
( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах — богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).
— Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?
( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)
5. Визиты.
— Кого посетил Чичиков в первой главе?
(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).
« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю». (Слайд №14)
«…был у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»( Слайд №15)
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме. ( Слайд №16-18)
— Сколько времени заняло у Чичикова приготовление к вечеринке? ( Слайд №16)
( с лишком два)
— Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.
«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их извнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».
Губернаторский дом. ( Слайд №17)
«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».
«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: ( Слайд №18)
одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».
— Как описывает гоголь толстых и тонких?
( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё имя.)
4.Закрепление темы.
Цель: на основе анализа первой главы дать характеристику главному герою; сделать выводы, обобщения в результате проделанной работы.
Гоголь прибегает к приёму чисто внешнего описания своих героев, исходя из идейного замысла поэмы – показать мёртвое царство мёртвых душ.
1. Дать характеристику Чичикову. ( Слайд №19)
— Как Гоголь рисует Чичикова в первой главе?
(Чичиков выдавал себя за светского человека, весьма деликатного и хорошо воспитанного, а на самом деле был дельцом, ловким мошенником, малокультурным и грубым. Гоголь говорит о своём герое с тонкой насмешкой: « высмаркивался чрезвычайно громко», « храпя, во всю насосную завёртку», « говорил ни громко, ни тихо, а совершенно так, как следует»).
2. Выводы по анализу отрывков первой главы «Мертвых душ». ( Слайд №20)
— Давайте сделаем выводы.
1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.
2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.
3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.
5.Задание на дом. ( Слайд №21)
Цель: способствовать развитию речевых способностей у учащихся, внимания, мышления, памяти и воображения, побуждение познавательного интереса к поэме и дальнейшей работой над ней.
— Ребята, дома вы должны:
1. Внимательно перечитать вторую главу поэмы, а также часть главы седьмой
( сцену встречи Манилова с Чичиковым).
2. Подготовиться к устным ответам на следующие вопросы:
а) Как описан Манилов в первой главе?
в) Как Гоголь описывает усадьбу Манилова?
г) Какова бытовая обстановка Манилова?
д) Как Гоголь описывает встречу Манилова с Чичиковым?
Приложение №1
1.Вступительное слово учителя.
Мы приступаем к изучению поэмы Гоголя «Мёртвые души» — самого крупного и наиболее значительного из произведений Гоголя, вершины его творчества.
Гоголь работал над первым томом «Мёртвых душ» свыше шести лет – с осени 1835г. по осень 1841г. До конца своей жизни, т. е. в продолжение свыше десяти лет, он работал над вторым томом поэмы.
Недовольный результатом своей работы, Гоголь в 1845 г. сжигает всё написанное им для второго тома. За несколько дней до смерти Гоголь сжёг уже совершенно готовый к печати второй том поэмы. Таким образом, до нас не дошел второй том поэмы, сохранились лишь отдельные черновые наброски и главы его.
Задумана была поэма «Мёртвые души» под прямым влиянием Пушкина. Когда Гоголь летом 1835 г. читал Пушкину свои путевые заметки – сценки и наброски с натуры, — Пушкин был поражён наблюдательностью Гоголя и меткостью зарисовок людей и характеров.
«Как, — воскликнул он, — с этой способностью угадывать человека чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение!» Пушкина дал Гоголя сюжет «Мёртвых душ»; одобрение Пушкина получили и первые главы поэмы, которые читал ему Гоголь перед своим отъездом за границу.
Гоголь начал писать свою поэму ещё раньше, чем написал «Ревизора», и после окончания «Ревизора» всецело погрузился в работу над «Мёртвыми душами», отдал ей все свои силы.
По идейному замыслу первый том поэмы «Мёртвые души» близок к «Ревизору».
Гоголь в «Ревизоре» показал суровую правду о чиновническом произволе, царившем во всех уголках России.
В «Мёртвых душах» Гоголь решил разоблачить и показать подлинное лицо не только чиновников, но и помещиков – тогдашних «хозяев жизни». Гоголь предвидел новое озлобление и клевету со стороны так верно показанных им «мёртвых душ». «Ещё восстанут против меня новые сословия и много разных господ, — писал он Жуковскому, работая над поэмой, — но что ж мне делать! Уже судьба моя враждовать с моими земляками.
Подсказанный Пушкиным сюжет – поездка Чичикова с целью покупки у помещиков мёртвых душ – был очень удобен для того, чтобы вывести разнообразных представителей помещичьего мира, показать также и чиновников, с которыми встречается Чичиков, приезжая в губернский город и оформляя свои сделки по покупке мёртвых душ.
Сам Чичиков, скупающий мёртвые души, тоже был весьма типичным представителем нового, только ещё нарождавшегося тогда в обществе человека-дельца, предпринимателя.
Не внешняя история – приключения Чичикова – составляет содержание поэмы Гоголя, а показ всей России. Помещики и чиновники в ней изображены как мёртвые души. Однако Гоголь не ограничивается только сатирическим изобличением разнообразных типов мёртвых душ – помещиков и чиновников. В поэме показаны и образы крестьян. Гоголь с особой любовью говорит о своей поэме о народной силе, о русском народе, о просторах своей родины, о народной песне. Мёртвым душам помещиков и чиновников противопоставлена в поэме живая душа народа. В ряде лирических отступлений Гоголь показывает свою любовь к родине и веру в её великое будущее.
Наряду с сатирическим изобличением всего феодально-крепостнического общества в поэме Гоголем показана народная сила Руси, дан образ великой родины, с глубокой патриотической силой противопоставлена всему мёртвому царству помещиков и чиновников и плутов-приобретателей народная Русь. Величественным образом Руси – необгонимой тройки, несущейся вперёд, — заканчивается поэма.
Приложение №2
2.Словарная работа.
Бричка – легкая полукрытая повозка
Штабс-капитан – офицерский чин в пехоте
Канифасовых панталонах – плотной льняной ткани, преимущественно полосатой.
Манишка – накрахмаленный нагрудник.
Демикотонном сюртуке – плотной хлопчатобумажной ткани.
Сбитенщик – продавец сбитня, горячего напитка на меду с пряностями.
Будочник – нижний полицейский чин.
Бутылкою кислых щей – прохладительный напиток вроде кваса.
Полицеймейстер – начальник полиции города.
Откупщик – частное лицо, получившее от государства право на монопольную торговлю.
Бостончик – бостон, карточная игра.
Финифть – эмаль по металлу.
Пассаж – случай, происшествие.
Приложение №3
3. План к первой главе поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».
1. Въезд Чичикова в город.
2. Гостиница и комната Чичикова.
3. Общая зала и обед.
4. Улица и городской сад.
5. Визиты.
6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме.
Используемая литература:
1.Русская литература. Классика и современность: Учебник для 9 класса общеобразоват. шк. В.В.Бадиков, Т.П. Чаплышкина, Л.С. Рыгалова и др. – 3- изд., перераб. — Алматы: Мектеп, 2013.
2. Гоголь Н.В. Мертвые души: Поэма. Вступ. ст. и комент. В. А. Воропаева. – М.: Сов. Россия, 1988.
3.Смирнова-Чикина Е.С. Поэма н.В.Гоголя «Мёртвые души». Комментарий. Пособие для учителя. Л., «Просвещение»,1964.
globuss24.ru