В каком году киев стал столицей древнерусского государства – Ответы@Mail.Ru: Древнерусское государство — Киевская Русь: его образование, сельское хозяйство, торговля, ремесло, категории населения,

Содержание

В каком году киев стал столицей древнерусского государства?

Киев (882—1243)
Олег перед стенами Киева. Миниатюра из Радзивилловской летописи (XV век)
Золотые ворота в Киеве
Киево-Печерская лавра (современный вид)

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. [14] С принятием Русью христианства в кон. X века Киев становится резиденцией русского митрополита.

Совпадение политического и церковного центра в сочетании с длительным периодом единовластия киевских князей привело к формированию на Руси устойчивого института столицы, что было не типичным для большинства европейских стран того времени. [15] В древнерусской литературе понятию столицы соответствовали выражения «старейший стол» и сохранившие своё значение до сегодняшнего дня «стольный город» и эпитет «первопрестольный». [16] Киев получил наименование «Матери городов русских» , что являлось калькой с греческого слова «метрополия» и уподобляло город Константинополю. [17] В условиях разрастания княжеского рода управление Русью с сер. XI века приобрело форму сеньората: прерогативы верховной власти вместе с владением киевским столом переходили к генеалогически старшему князю. [18]

В период политической раздробленности, который пришёл на смену относительно централизованному Древнерусскому государству и длился с сер. XII по нач. XVI века, Русь продолжала сохранять определённое единство в форме номинального политического главенства старейшего стола и его великого князя, сначала киевского, позднее владимирского и московского. [19]

Для политической структуры Руси кон. XII — 1-й пол. XIII вв. было характерно существование четырёх влиятельных земель: Суздальской (Владимирской [20]), Волынской, Смоленской и Черниговской, управлявшихся, соответственно, субдинастиями Юрьевичей, Изяславичей, Ростиславичей и Ольговичей. [21] Остальные земли были несравнимо слабее и в той или иной форме зависели от первых четырёх. Внутри каждой земли существовали своя столица и подчинённые ей удельные столы.

Киевское княжество в этот период продолжало рассматриваться как общее владение княжеского рода, и право на получение столов в нём (т. н. «причастие» ) имели все главные ветви Рюриковичей. [22] Своей княжеской династии в Киеве не сложилось, контроль над ним был предметом постоянной борьбы, что с одной стороны вело к неуклонному падению его реальной роли, а с другой делало объектом, вокруг которого переплетались интересы всех русских земель. [23]

С 1169 года, когда Андрей Боголюбский, обладая признанным старшинством, впервые отказался занять киевский стол, связь между обладанием Киевом и статусом самого сильного князя стала необязательной. [24] В последующее время старшие суздальские и волынские князья предпочитали передавать Киев своим второстепенным родственникам, а черниговские и смоленские — чаще правили лично. [25] Тем не менее, к князьям, когда-либо в течение жизни побывавшим в Киеве, продолжал прилагаться титул князей «всея Руси». [26] Как в древнерусских источниках, так и в глазах иностранцев город продолжал восприниматься как столица. [27]

В 1240 году Киев был разрушен монголами и на долгое время пришёл в упадок. Борьба за него прекратилась. Старейшими на Руси были признаны владимирские великие князья Ярослав Всеволодович (1243) и Александр Ярославич Невский (1249), и Киев был передан им. Однако своей резиденцией они предпочли оставить Владимир. [28] В последующую эпоху, вплоть до завоевания Киева Литвой (1362), в нём правили провинциальные князья, не претендовавшие на общерусское главенство. [29]

otvet.mail.ru

Киев стал столицей Древней Руси в IX веке — История России

Краткое описание

Во многих учебных и научно-популярных материалах рапространено представление, что Киев стал столицей в 882 году, после того как город захватил князь Олег. Это утверждение, как правило, опирается на рассказ из «Повести временных лет», в котором, под 882 годом говорится: «И седе Олег княжа в Киеве, и рече Олег: се буди мати градом Русьским». На первый взгляд, все очевидно, но последние исследования специалистов по истории Древней Руси показывают, что формирование представлений о Киеве как столице было значительно более сложным и продолжительным процессом.


Примеры использования

В 882 году преемник Рюрика новгородский князь Олег Вещий захватил Киев, который с этого времени становится столицей Руси. (Википедия, Столицы России)

В 882 году Киев стал столицей Руси и с тех пор получил почетное наименование «матери городов русских». (Материал на сайте «Потому.Ру»)




В.М. Васнецов. Крещение Руси. 1885-1896.

Действительность

Довольно подробный анализ того, как формировались представления о Киеве как столице дал в своей статье «Была ли столица в Древней Руси» А.В. Назаренко.

Сам по себе термин «столица», пишет исследователь, в древнерусском языке не зафиксирован. Известен его аналог, «стол», или «стольный город». Однако «столом» был не только Киев, но и целый ряд других городов Руси, которыми владели представители древнерусского княжеского семейства, например, Новгород. Киев, будучи столицей, должен был бы по крайней мере выделяться каким-то специфическим определением, или вообще именоваться как-то иначе.

Такие эпитеты действительно возникают в источниках, но лишь в XI–XII веках. Одно из них, «старейший град», зафиксировано в «Повести временных лет», в рассказе о событиях 1096 года: о приглашении киевского князя Святополка Изяславовича и переяславского, Владимира Всеволодовича (Мономаха), их двоюродному брату Олегу Святославовичу, в Киев, для заключения договора. В другом тексте, «Слове на обновление Десятинной церкви», датируемом серединой XII века, Киев назван «старейшинствующим во градех», киевский князь — «старейшинствующим в князех», а местный митрополит — «старейшинствующим в святителех».

Другое определение, то самое «мати городов», является прямой калькой с греческого mHtropolis, с одного из эпитетов Константинополя и употребляется для «уравнивания» статуса Киева с царьградским, отмечает Назаренко. По его словам, это выражение встречается уже не столь часто; помимо летописного рассказа о взятии Олегом Киева обращает на себя внимание лишь его употребление в службе на память освещения в 1051/3 г. церкви святого Георгия в Киеве; здесь город назван еще и «первопрестольным».

Понятие общерусской столицы сложилось в XI–XIII веках, отмечает автор статьи. Сама по себе идея единого, главного «стольного града», по мнению А.В. Назаренко, органически принадлежит комплексу имперских политических представлений; попытки сформировать и воплотить ее неоднократно предпринимались в западном, латинском мире. Планы устройства единой столицы неоднократно предпринимались франкскими, а впоследствии германскими правителями, пишет он. Так, Карл Великий пытался создать параллельный Риму общегосударственный центр с элементами сакрализации в Аахене. Такую же, по сути «римоцентричную» идею пытался воплотить Оттон III, пытавшийся организовать империю с центром в Риме по позднеантичному образцу. Апологетом империи, управляемой из Рима, был и Фридрих I Барбаросса. Однако ряд таких важных факторов, как раздробленность феодального периода, политическая и церковная полицентричность (а также противостояние этих центров) не давали этой идее воплотиться на Западе.

На Руси, где подобная концепция могла сложиться в опоре на Константинопольскую, а не на римскую модель, ее формированию значительно поспособствовала эпоха единовластия Владимира Святого и Ярослава Мудрого, в течение которой вокруг Киева успел сложиться довольно развитый столичный идейный комплекс, способствовавший, по словам А.В. Назаренко, дальнейшей, более отчетливой кристаллизации идеи старейшинства Киева. Кроме того, отмечает исследователь, принципиальная связь, которая существовала между церковно-административным единством страны и идеей политического суверенитета ее правителя, делала наличие общерусской Киевской митрополии важнейшей предпосылкой для становления идеи государственного единства Руси и ее сохранения в условиях политического партикуляризма, что, в свою очередь, стабилизировало представление о Киеве как столице Руси в целом. Все вместе это образовывало прочный идейный комплекс, который и обусловил удивительную историческую выживаемость идеи и чувства общерусского единства, заключает А.В. Назаренко.


Источники и литература

Назаренко А.В. Была ли столица в Древней Руси? Некоторые сравнительно-исторические и терминологические наблюдения // А.В. Назаренко. Древняя Русь и славяне (историко-филологические исследования). Древняя Русь и славяне (Древнейшие государства Восточной Европы, 2007 год). М., 2009. С. 103-113.

 

 

histrf.ru

Столицы древнерусского государства — все города

sofiyskiy_sobor_24s

Древнерусское государство возникло на торговой дороге «из варяг в греки». Государство основано на территориях, которые раньше заселяли такие племена, как ильменские славяне, кривичи, поляне, древляне, дреговичи, полочани, радимичи, северяни.

Первые документальные сведения о державе относят к IX веку. Приблизительно этим периодом датируется появление этнонима «Русь». Историки говорят, что этноним «Киевская Русь» возник только в XVIII – XIX столетиях в документальных исследованиях.

Первый поход древнерусской державы датируют 860 годом. Большинство ученых связывает поход с крещением государства и основанием правительственных верхов (во главе был Аскольд).

Первая столица древней Руси

Период основания – VIII столетие. Город именовался Ладогой, и воспоминания о нем зафиксированы в Ипатьевском списке «Повести временных лет». Считают, что древний город принадлежал Рюрику .Многие ученые приходят к выводам, что Ладога была столицей древнерусской державы, начиная с 862 и по 864 год. Именно на протяжении этих лет Рюрик пребывал в городе. Нынче Ладогу переименовали в Новую Ладогу (Ленинградская область).

Внимание

Многие ученые не признают Ладогу первой столицей Руси.

Новгород (862 – 884)

Соответственно с другими летописями, первая столица древней Руси – Великий Новгород, где с 862 года правительствовал князь Рюрик
Не смотря на то, что вскоре столица древнерусской державы была перенесена в Киев, Новгород оставил за собою важнейшее политическое значение. Традиционно, старшего сына князя было направлено властвовать именно в Новгород. Соперничество между двумя столицами оставалось яркой чертой древнерусской державы во все периоды ее существования. То, какой город был столицей древней Руси с момента ее основания, до сих пор остается не выяснено.

Столица древнерусского государства в 9 13 веке

talantov.info

Когда к власти пришел князь Олег, кто провозгласил Киев столицей древнерусского государства, Новгород потерял свой авторитет столицы. С периода, как Древняя Русь обрела христианство (с Х столетия), Киев стал городом, где пребывал митрополит. Это имело очень большое значение для развития города и государства.
Столица древнерусского государства Киев находилась на земле полян, имела удобное месторасположение, что сделало ее главным городом на долгие годы. Именно в Руси была основана столица, как главный центр политических и светских событий.
В 1020 году столицей древней Руси был Киев, который оставался культурным и светским центром Руси, не смотря на отсутствие в стране политической целостности. Все процессы, происходящие в древнерусском государстве, были сконцентрированы вокруг персоны главного политического деятеля – великого князя.
Начиная с конца XII и до начала XIII века, Русь была разделена на четыре центра: Суздальский (Владимирский), Волынский, Смоленский и Черниговский. В каждом из них был свой правитель. Но он оставался зависим от Киевского княжества. Занять трон киевского князя могли только наследники Рюрика. Но династия так и не сложилась, ведь этот престол становился целью для большинства претендентов. Часто родные братья становились врагами, убивая друг друга. Эти братоубийственные войны привели Киев к падению, но он оставался центром интересов всей древнерусской державы.
Столица Руси в 12 веке еще пребывала в Киеве. Но он уже потерял свою роль центра Руси. Великий князь уже не обязательно располагался именно в Киеве. С 1169 года начала появляться тенденция к тому, что князь отдавал столицу во владение родственником, сам при этом предпочитая черниговские или смоленские земли.Но традиционно, тем владыкам, которые хоть немного пребывали правителями в столице, прилагали титул князя всей Руси. В большинстве источников и среди других стран Киев оставался главным городом Древней Руси.
Эту традицию прервали нападения монголов на Киев. Разрушенный город еще на долгие годы стал отставать в развитии, за него больше не боролись претенденты на престол.
С периода разрушения Киева, столицей древнерусского государства являлся город Владимир, который возглавил князь Ярослав. Уже никогда Киеву не удалось достигнуть былой силы и влияния. Город возглавляли слабые князья, который не была нужна власть над всей Русью.

Перенос столицы Руси во Владимир

kupitkartinu.ru

Город Владимир появился 1108 года. Основателем города был князь Владимир Мономах. Вскоре его начали считать столицей Северо-Восточной Руси. До этого момента был Суздаль столица Руси. Причиной изменения столицы стало решение князя Андрея Боголюбского перенести собственные владения из Суздаля во Владимир. Боголюбский имел цель – превратить свой город в такой же влиятельный, как раньше был Киев. Наверное, именно поэтому архитектурные особенности Владимира очень близки к киевским .

Столица одного из княжеств древней Руси часть золотого кольца – территория, которая была независимой от Киева. Есть даже мнения, что с 1169 года Владимир имеет статус столицы всей русской державы. Но нынче ученые не считают такую трактовку Владимира достоверной. Все-таки город считают столицей только Северо-Восточной территории. Наивысшего уровня развития Владимир достиг во времена правления Всеволода Юрьевича Большое гнездо.
После нашествий монголов вся Русь стала владением Золотой Орды. С этого момента все решения князей контролировались ханом. Именно Владимирских князей названо Золотой Ордой основными правителями Руси. Начиная с 1299 года, во Владимире находится и резиденция митрополита. Реально князи в этот период могли контролировать только территории Северо-Восточной Руси и Новгорода.Последний князь, правивший во Владимире, считается Василий I. Его наследники уже были коронованы в Москве. Город Владимир стал провинцией, хоть по инерции его еще долгое время упоминают, как город большого государственного значения.

Столицы Южной Руси

Как известно, Южная часть Руси осталась вне правительства наследников Рюрика. На этих землях существовало Галицко-Волынское княжество.

Читайте подробнее о роли города на Руси

Правителем этих земель было признано Данила Романовича. 1254 года его было титуловано королем Руси. Особенностью Южной части Руси есть тот факт, что здесь не было единой четко обозначенной столицы. Эти владения существовали до 14 столетия. Потом его разделили между собою Польша и Литва.Часть южных земель Руси досталась Великому княжеству Литовскому со столицей в городе Вильно. Вскоре Литва объединилась с Польшей, обе страны стали принадлежать к католической вере. Это привело к постоянным конфликтам с христианской Русью.

Столица Москва

sofiyskiy-sobor.polnaya.info

Первые упоминания об этом городе датируют в летописях 1147 года. До момента завоевания земель Золотою Ордою и монгольскими татарами Москва не играет важной политической роли. Город считают провинцией. С началом правления (с 1263 года) Даниила Александровича Москва начала развиваться. Даниил не претендовал на роль главного владыки, но и не сидел, сложа руки. Даниил Александрович увеличил собственные территории с помощью смоленской и рязанской волости. Это дало ему возможность основать сильное войско. И это становится важнейшим шагом в процессе развития города.
Начиная с 1325 года, митрополит пребывает в Москве. Территории московских князей увеличились, войско становится в разы сильнее. Но, не смотря на это, Москва имела непрочное положение в связи с тем, что древнерусская держава находилась под властью хана. Лишь разногласия в Золотой Орде дали возможность владыкам Москвы усилить свой власть и влияние. Переломным моментом стала победа Москвы ордынской армии Мамая в 1380 году (Куликовская битва).
На вопрос, какой город стал столицей древнерусского государства, ясен ответ – Москва.Во время правления Ивана III и Василия III завершилось объединение Руси в сильную державу. На этом завершилось подчинение древней Руси ордынцам и хану.

perstni.com

столица. Какой город был столицей Древней Руси?

Древняя Русь, столица которой была очень красивым городом, имела высокий авторитет в мире. Началом первого государства восточных славян принято считать Киевскую Русь, а посему первой столицей именуется славный город Киев. Однако стольный град князя Кия не был единственным, который носил этот титул. Их было намного больше, о них и причинах их существования мы поговорим в нашей статье.

Немного о государстве

Прежде чем говорить о столицах славянского средневекового государства, уделим ему немного времени и места на странице. Древняя Русь – это государственное образование восточных племен с централизованной княжеской властью, существовавшее с 862 года по 1240 (монгольское нашествие). Оно отличалось высоким развитием культуры, во многом заимствованной из Византии. Зодчие, книгописцы, переводчики, богословы, стекловары прибывали из Константинополя и принадлежащих ему земель. Но многие ремесла также были знакомы славянам (ювелирное дело, ковка, гончарство, художественное дело, деревообработка и так далее), они усовершенствовали свое мастерство, перенимая опыт мира, но сохраняли свою самобытность. На Руси писались летописи, закладывались монастыри, которые становились духовными центрами государства, чеканились монеты, существовал собственный свод законов. Также великими князьями практиковались династические браки, помогавшие укрепить репутацию Руси и благоприятствующие внешнеполитическим отношениям с другими высокоразвитыми странами.

Зачем несколько столиц?

Если следовать официальной версии истории, то первая столица Древней Руси – это, конечно же, Киев. Мать городов русских стала главной в 882 году, когда на берег Днепра высадился Вещий Олег с Игорем и, убив Аскольда и Дира, захватил власть. Именно он, согласно летописи, предрек городу большое будущее. Зачем же могущественному государству нужна была другая столица? Древняя Русь, как известно, пережив расцвет при Владимире-крестителе и Ярославе Мудром, пришла в упадок. В первую очередь из-за распрей и междоусобиц. Многочисленные сыновья и внуки, братья и дяди великих князей получали свой удел – город с соседними деревнями, в котором правил каждый из них. Вскоре правителей оказалось больше, нежели земель, также некоторые из них были недовольные тем, какой удел ему назначили. Вот между ними и начиналась борьба за лучшее место под солнцем, за киевский престол, который давал больше прибыли и влияния. Но одни княжества (уделы) были сильнее, другие послабее, князья заключали между собой сделки и нередко шли войной друг на друга.

Пропасть между княжествами росла, Киев постепенно утрачивал свое значение столицы. Зато на арену выходили и другие поселения, которые были главными городами сильных древнерусских княжеств. Это и Великий Новгород, и Чернигов, и Владимир, и Суздаль, и Галич, а позже и Москва. Поэтому в государстве восточных славян была не одна столица: Древняя Русь имела их много, не зря именовалась «Гардарикой», то есть Страной городов.

Первый стольный град

Так какой город считала главным Древняя Русь? Столица под номером один – это Киев, величественный город на Днепре, резиденция митрополита с десятого века. Основанный легендарным князем Кием (или только усиленный им), он стал главным городом Вещего Олега, его преемника Игоря и его потомков до Владимира Мономаха. После этого он считался главным лишь формально и передавался великим князем только второстепенным родственникам. А после вторжения монголо-татар превратился в провинцию, которой потом овладели сначала Великое Литовское княжество, а затем Речь Посполитая, Московское царство.

Древняя Русь, столица которой, как известно, Киев, заботилась о развитии городов. В главном граде возводились каменные храмы (после принятия христианства), укреплялись крепостные стены, возводились новые ворота, действовали школы и книгохранилища. Многие достопримечательности золотой эпохи государства и сегодня можно увидеть в украинской столице. Это в первую очередь Золотые ворота, Софийский собор, Успенский и Златоверхий Михайловский собор, Троицкая церковь, Выдубицкий монастырь.

Ладога Старая

Есть еще один город, заслуживающий внимания историков – Старая Ладога. Древняя столица Руси номер два возникла в середине восьмого века, а в 862 – 864 годах была резиденцией Рюрика. Согласно летописям, после этого легендарный князь отбыл в Новгород, город, который в будущем получил титул «Великий». Сегодня здесь можно увидеть Успенский собор и Георгиевскую церковь, возведенные во второй половине двенадцатого века.

Старая Ладога сегодня – это небольшая деревня, возраст которой около двенадцати веков. Последние археологические исследования дают возможность предполагать, что поселение основали выходцы из североевропейских стран. Это была стоянка, где ремонтировались суда и строились новые корабли,

Рюриково городище в Новгороде

Столица Древней Руси Ладога утратила свой титул, поскольку Рюрик уехал в новый град, расположенный примерно в двух километрах от центральной части современного города. Сейчас он привлекает уникальными памятниками архитектуры княжеских времен, ведь не был тронут монгольской ордой, а, следовательно, не был разграблен и разрушен. Это Николо-Дворищенский, Софийский, Георгиевский соборы, Антониев монастырь, церкви Спаса, Рождества Богородицы, Благовещенья, Петра и Павла, Параскевы-Пятницы.

Расцвет града пришелся на период Новгородской республики, когда все важные решения о жизни государства принимались не вече. Существовала она с 1136 по 1478 год, а ее территория простилалась на сотни километров – от Уральских гор до Балтийского (или Варяжского) моря. В нем развивались ремесла, велась оживленная торговля, строились каменные здания, писались летописи и книги.

Сегодня Новгород (столица Древней Руси и Новгородской республики) можно смело называть туристической Меккой России, поскольку сохранил свое лицо сквозь тысячелетие.

Владимир-на-Клязьме

Еще одной столицей древнерусского государства считается Владимир, который был главным в период 1243 – 1389 годов. Град основал Владимир Мономах в 1108 году, а через полвека в него перенес свою резиденцию Андрей Боголюбский. Расцвет поселения пришелся на правление Всеволода Большое гнездо, которому подчинялись все земли, кроме Полоцка и Чернигова. О той славной эпохе во Владимире напоминают Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Заключение

Под ударами нукеров хана Батыя, к сожалению, прекратила свое существование Древняя Русь. Столица ее утратила свое влияние и на много лет оказалась в руинах, забывались ремесла, которые были невостребованными в Золотой Орде. Но страна постепенно оправлялась от тяжелого удара, росли новые поколения людей, которые сначала подчинялись монгольскому игу, а потом и сбросили его. Таким образом, Русь снова возродилась и вошла в новое время с новым лицом.

fb.ru

Древний Киев — столица Древней Руси. Древний Киев: история и архитектура

Древняя Русь стала культурным учителем Европы. Ее наукой, стилем правления, этикетом и архитектурой восхищались далеко за пределами государства. Недаром князья были в почете, и каждый из правителей имел честь дружить и породниться с ними.

Призрачный основатель города

Все слова — это послания. Сообщение, которое оставили для будущих поколений предки. И история древнего Киева скрывается в его названии.

Наиболее известная легенда об основании города — рассказ о трех отважных братьях: Кие, Щеке, Хориве и их прекрасной сестре Лыбидь. По преданию, именно эта семья в конце V века закладывала первые камни для будущего города. В честь старшего брата и назвали поселение. Но мнение ученых разделяется по правдивости этой теории. Первые считают, что реальной исторической фигурой был только Кий, а его братья — фантазия народа. Вторые ставят под сомнение существование даже старшего брата. В общем, древний Киев не единственный город, что построили три брата. Также на территории Европы разбросано более сотни других старинных городков с похожим корнем. Поэтому исследователи и критикуют эту концепцию.

Происхождение названия

Отклонив миф о Кие, ученые нашли другие объяснения. Так, в тюркском языке есть слово «ков», что переводится как «берег реки». «Киви» на сарматском диалекте означает горы. Существует и совсем далекая версия. По ней город взял свое имя от пракрита (древнеиндийский язык), где слово «коява» переводится как «место трона». Учитывая то, что Киев — столица древней Руси — расположен в гористой местности на берегу Днепра и со дня основания был центром политической элиты, каждое из объяснений имеет право на существование.

Самой родной является славянская трактовка. Она ведет название города от слова «кий» — то есть палка, посох. Таким предметом владели волхвы и князья, и Киевом называли каждый город, в котором были эти люди. Это объясняет десятки городов-тезок по Европе.

Сердце Руси

На самом деле Киевской Руси как государства не существовало. Термин был придуман учеными для того, чтобы не путаться между Русью, сформировавшейся в IX веке и Московским царством, которое на пять веков старше.

В то время одно из крупнейших государств средневековой Европы, центром которого был древний Киев, называли просто Русь. Территорию населяли восточные славяне, которые впоследствии дали начало украинцам, белорусам и россиянам. Много сделала на пути к установлению государственности торговля. Страна возникла на транспортном пути из Скандинавии по Днепру вниз через Черное море в Византию. Эта дорога получила название «путь из варяг в греки».

В середине IX века в Новгород был призван княжить варяг Рюрик. Это было сделано с определенной целью. Иностранец должен был навести порядок. Но других достоверных источников, подтверждающих слова из «Повести временных лет» (в летописи упоминается об этих событиях) нет. Представитель новой власти пришел со своим народом, который назывался русы. Именно от варяга и пошло слово «русь».

Первые князья

В 862 году прибывшие вместе с Рюриком Аскольд и Дир подчинили себе древний Киев. По другим источникам — эти мужчины были потомками знаменитого Кия, основавшего город.

882 год стал переломным в истории. К Киеву подошел князь Олег. Он был из рода Рюриковичей. После смерти последнего стал регентом при его сыне Игоре и начал княжить на новгородской земле. Во время своих походов он приблизился к Киеву и узнал о том, кто там властвует. Тогда спрятал свое войско и вызвал правителей к себе, назвавшись купцом. Аскольд и Дир повелись на приманку и впоследствии были казнены войском Олега. Регент Игоря заметил, что они не княжеского рода, поэтому не имеют права сидеть на троне.

С тех пор древний Киев стал новой столицей, тем самым объединив два центра славян. Именно князя Олега ученые считают родоначальником Киевской Руси.

Языческая культура

Задолго до прихода правителей-христиан земли Киева населяли язычники, которые имели свою культуру и архитектуру.

Восточные славяне верили в силы природы, боготворили их. Местами поклонения становились энергетические точки, где ощущались сильные мистические энергии. Как правило, это были холмы. На них наши предки устраивали капища. Это была первая архитектура древнего Киева. Обычно по центру стояла фигура деревянного или каменного идола. Был жертвенник, к которому верующие возносили дары. Такие капища были найдены на Благовещенской горе, которая была святым местом для бога молнии Перуна.

Древние славяне большое значение придавали горам, хотя жили они преимущественно на берегах рек. На холмах они молились и приносили жертвы. До сих пор в Киеве сохранились места их поклонения. Обычно это каменный круг с выступами на четыре стороны света. Вместе с тем капища были политическими центрами, где решались важные вопросы. Общая географическая карта древнего Киева открывает все места поклонения староверов. Каждая гора была центром ритуала жертвоприношения.

Существуют утверждения, что язычники возводили храмы за несколько лет до принятия христианства.

Жемчужина христианства

С приходом князей популяризировалось христианство. Оно было основой архитектуры Руси и дало новое направление в развитии духовного строительства.

Ранее религиозные объекты строились из дерева. Первым каменным центром поклонения стала Десятинная церковь, которая прославила древний Киев. Фото-реконструкция этого архитектурного шедевра учитывает описание летописей. Ознакомиться с ней можно в Историческом музее Киева.

Это было чудо, которое поражало своим богатством и великолепием. Построена она была около 989 года за счет налогов. Для ее сооружения были привезены лучшие мастера из Византии. Также она была пышно украшена изнутри. Количество мозаик, фресок и икон до сих пор не берутся подсчитать. Феодальная раздробленность стала началом ее краха.

Современная киевская архитектура

История древнего Киева сохранилась в архитектуре и до сегодняшнего дня. Самым ярким примером является Софийский собор. Первые камни были заложены в 1037 году. Над ним работали константинопольские и славянские зодчие. В XVII-XVIII столетии собор был перестроен в стиле украинского барокко. В 1934 году стал музеем — Софийским заповедником.

Ученые до сих пор спорят о том, кто был инициатором идеи построения храма — Владимир или его сын Ярослав.

Золотые ворота — еще один памятник архитектуры Руси, который радует и сегодня. Кроме культурного смысла, построение несло охранное назначение. Город активно строился и требовал оборонительных укреплений. Название происходит от аналога в Константинополе.

Архитектура – машина времени, которая покажет древний Киев. Фото объектов можно найти в статье, но лучше всего увидеть все своими глазами.

fb.ru

Мог ли Киев быть столицей Руси?. Киевской Руси не было. О чём молчат историки

Мог ли Киев быть столицей Руси?

Итак, надо честно признать – мы не имеем сегодня никаких письменных источников о существовании мифической Киевской Руси кроме «Повести временных лет» счастливо обретенной как раз в тот момент, когда по заказу российского императорского дома создавалась официальная версия древней русской истории. Один единственный источник, известный в копиях XVIII в. – это, согласитесь, более чем очень мало.

В этом случае мы можем выдвигать лишь предположения относительно возможности существования Киевской Руси, руководствуясь косвенными сведениями и элементарной логикой. Давайте попробуем гипотетически рассмотреть вопрос о самой возможности возникновения в Приднепровье мощного древнего государства. Первый вопрос, который приходит на ум: какова вероятность, что центром огромного древнерусского государства был Киев? Вероятность эта ничтожно мала. Столица любого государства обычно располагается в центре страны (иначе она будет очень уязвима для вторгшегося врага), либо на пересечении путей сообщений.

Из столицы нужно иметь возможность быстро добраться до любого уголка государства, иначе нормально управлять страной в условиях отсутствия телеграфа, телефона, радио и Интернета просто невозможно. Это называется транспортной связностью. Киев же располагался как раз на самой окраине русских земель и не имел удобных путей сообщения с большинством русских городов – Новгородом, Ярославлем, Москвой, Владимиром, Полоцком и т. д. Столица государства в Средние века являлась обычно торговым центром, находясь на пересечении международных торговых путей, то есть стольный град стоял либо на морском побережье, либо на крупной реке. Да, Киев стоит на реке Днепр, но кто и с кем торговал по Днепру? По притокам Днепра можно подняться в область Полесья, Припятских, Пинских и прочих «партизанских» болот, слабо освоенные даже к ХХ в. Транзитная международная торговля по Днепру представляется делом совершенно бесперспективным.

Историки, правда, с умным видом рассуждают о некоем «пути из варяг в греки» через Новгород на Волхове и Киев. Попробуйте оценить его рациональность, учитывая, что торговые коммуникации в те далекие времена были почти исключительно водными. Сначала из Балтики нужно попасть в Финский залив, плывя на восток, войти в Неву и по ней плыть на северо-восток до Ладоги, далее повернуть на север, и, идя вдоль выгнутого дугой берега, зайти в Волхов, а по нему грести в юго-западном направлении до озера Ильмень. Из Ильменя по реки Ловати подняться до впадения в нее Куньи, от верховьев этой реки волоком несколько километров до Усвячи или озера Двинье, откуда следует спуститься по Западной Двине до впадения в нее реки Межи, а по ней плыть в обратном направлении вверх по течению до ее верховьев, откуда снова волоком можно допереть к истокам Днепра, по нему спуститься до опасных днепровских порогов, где нужно снова тащить суда по суше. Любопытно, что по пути от Волхова до Днепра придется перепрыгивать Западную Двину (Даугаву) – судоходную реку, впадающую прямо в Балтийское море (у ее устья стоит древний торговый город Рига), но варягов это не должно смущать – ведь настоящие герои не ищут легких и прямых путей, а всегда идут в обход.

Куда удобнее будет маршрут из Балтики в Черное море по реке Западная Двина до Полоцка. Выше его в Западную Двину впадает река Улла, до верховьев которой и следует подняться. Там волоком около 5 км, если верить карте, до истока Друти, которая впадает непосредственно в Днепр у города Рогачев Гомельской области. Я ни за что не поверю, что варяги, которым зачем-то приспичило двинуть в греки, не подозревали об этом пути. На худой конец сгодится и маршрут Неман – Березина (приток Немана) – Свислочь – Березина (приток Днепра) – Днепр.

Но торговый путь с севера на юг через Киев все равно никак не мог пролегать, поскольку ниже Киева судоходство затрудняли опасные пороги. Хотя, слово «затрудняли» не очень уместно в данном случае. По сути, на протяжении десятков километров от Екатеринослава (Днепропетровска) до Александрова Днепр был несудоходен для тяжело груженых торговых судов. Гийом Боплан в своей знаменитой книге «Описание Украины» пишет: «Плодородие почвы доставляет жителям хлеб в таком изобилии, что нередко они не знают, что с ним делать, тем более, что у них нет судоходных рек, впадающих в море, за исключением Днепра, который в 50 милях ниже Киева прегражден тринадцатью порогами, последний из которых отстоит от первого на добрых семь миль, что составляет целый день пути, как это видно на карте. Это преграда препятствует им сплавлять свой хлеб в Константинополь»[45].

Странно, что в XVII столетии несудоходной считалась река, по которой пятью столетиями ранее проходил международный торговый путь. Допустим, купцов не пугала перспектива тащить свои суда волоком десятки верст или разбивать их на порогах, и они действительно пользовались ужасно неудобным днепровским путем, чтобы попасть с Севера в Черное море. Тогда, по идее, в устье Днепра должен был находиться крупный морской порт и крепость, дабы неугодные киевским князьям людишки по реке не шастали. Что вам известно о существовании этого порта? Мне, например, ничего. Хотя в будущем османы действительно построили в месте соединения Днепровского лимана с Черным морем важную в стратегическом отношении крепость Ачи-Кале, запирающую выход в море из Южного Буга и Днепра. Во время войны с турками князь Потемкин почти полтора года осаждал ее, пока не взял штурмом в декабре 1788 г. С 1792 г. Ачи-Кале носит русское название Очаков. В устье Днепра ныне находится еще один крупный город – Херсон, но он основан, как русская военная крепость только в 1778 г. В 1784 г. на берегу Днепровско-Бугского лимана была заложена крепость, от которой получил начало г. Николаев.

Конечно, историки тоже не все дураки, и потому они додумали древнерусский торговый порт в устье Днепра, объявив, что, дескать, на месте маленького городка Алешки (основан в 1784 г., город с 1854 г., ныне называется Цюрупинск), появившегося на месте казачьей сечи (1711–1728 гг.), в XI столетии стоял богатый торговый город Олешье. Доказательств, как водится, никаких не представлено. Археологические находки во множестве своем убеждают лишь в том, что казаки в начале XVIII столетия действительно имели здесь укрепление. Что любопытно, первоначально возникшее в конце XVII в. поселение называлось Днепровск, и лишь потом было переименовано в честь мифического древнерусского Олешья. Топонимику при желании легко можно подогнать под исторические мифы.

Разумеется, важный торговый путь притягивал всякого рода разбойников. Для охраны его вдоль берега должны были стоять укрепленные военные поселения, с постоялыми дворами, где купцы могли в безопасности ночевать. Эти поселения неминуемо со временем превратились бы в достаточно большие города. Какие вам известны древнерусские днепровские города? Ниже Киева в ста с лишним километрах только маленький Канев (сегодня его население всего 28 тысяч человек), а выше по реке Любеч (ныне поселок), Рогачев (маленький районный городок), Орша, и в верховьях реки Смоленск. Это знаете ли, очень мало, особенно если учесть, что Древнюю Русь скандинавы называли Гардарикой – страной городов. Разумеется, днепровские пороги на всем протяжении должны были быть особенно защищены крепостями, чтобы суда на волоках не подвергались нападениям сухопутных разбойников. Что вам известно о тех укреплениях?

В древности торговый город – это не только место совершения сделок, но и мыт – то есть место осуществления таможенного сбора. Историки из кожи вон лезут, пытаясь убедить нас, что древний Киев был местом, где «таможня давала добро» купцам, следующим из варяг в греки. Дескать, даже в докиевские времена купцы здесь дань за проезд платили. Вот что пишет академик Борис Рыбаков в своей работе «Город Кия»: «Предположение о «таможенных сборах» в окрестностях будущего Киева подкрепляется большим количеством находок красивых бронзовых предметов, украшенных многоцветной выемчатой эмалью. Фибулы, декоративные цепи, детали питьевых рогов компактной массой встречаются на пространстве от устья Десны до Росси»[46].

Ну что ж, Рыбаков – академик, а потому ему позволительно писать чушь. Везде таможня требовала с купцов денег, а киевские или докиевские таможенники были очень добрые – брали проездную пошлину питьевыми рогами. Наверное, потому что выпить любили. Впрочем, я очень благодарен Рыбакову хотя бы за то, что он не врал, как современные «украинськи вчэни», а сообщал, хоть и в завуалированном виде, правду: мытной монеты под Киевом не находят, в изобилии встречаются лишь бронзовая домашняя утварь да декоративные цепи. Полностью исключают гипотезу о торговом пути из варяг в греки и данные скандинавской археологии. «Византийские» монеты в местных археологических комплексах занимают более чем скромное место – много менее 1 %. Зато большое количество серебряных дирхемов свидетельствует об активной торговле с русскими по Волге. Да и в самом Киеве ромейская монета встречается на порядок реже, чем те же дирхемы.

Мировым торговым центром Киев, конечно, быть не мог ни при каких обстоятельствах, разве что региональным. Мог ли он играть роль политического центра Руси (как Вашингтон в США)? Очень я в этом сомневаюсь. Вокруг всякой столицы неизменно возникали города-спутники, точнее крепости, впоследствии разраставшиеся до городов, защищающие подступы к столице со стороны важнейших дорог и речных путей. Вокруг Москвы существует знаменитое Золотое Кольцо – целое созвездие городов и хорошо укрепленных монастырей. Вокруг Петербурга цепь мощных фортов, крупных пригородов. Со стороны моря вход в Финский залив преграждали Кронштадт, Ревель (ныне Таллинн) и Гельсингфорс (ныне Хельсинки). Список можно продолжать долго. Киев же всегда был слабо защищен, отчего во время всякой войны легко переходил из рук в руки. В гражданскую там вообще власть менялась чуть не каждую неделю. Да и в самом Киеве мы не находим даже намека на существование мощной цитадели, соответствующей статусу столичного города, вроде московского кремля, пусть даже и меньше масштабом – например, на уровне кремля нижегородского или псковского.

Известные нам фортификационные сооружения в Киеве появились довольно поздно – в конце XVII – начале XVIII вв.: гетман Самойлович обвел Киево-Печерскую лавру земляным валом, а гетман Мазепа – каменной стеной. Замок, в котором располагалась резиденция литовских воевод, в Киеве имелся, однако, как считается, сгорел дотла в 1605 г. После пожара он был восстановлен киевским воеводой Станиславом Жолкевским, но опять же из дерева. В то время, когда осадная артиллерия могла разрушать даже каменные укрепления, крепостью он мог считаться лишь условно. Кстати, горожане неоднократно обращались к воеводам с просьбами о поддержании замка в надлежащем порядке, ибо в случае нападения неприятеля укрыться было совершенно негде. Это красноречиво свидетельствует о том, что Киев, если и был к тому времени городом, то совершенно незначительным. Поляки, правда, имели план строительства каменного форта в Киеве, но он так и остался на бумаге. После присоединения города к России, деревянный замок (точнее будет назвать его, пожалуй, острогом) был постепенно разобран киевлянами для хозяйственных нужд, ибо как оборонительное сооружение, ценности никакой не представлял, что было зафиксирована в официальных бумагах специальной военной комиссией.

Древние города имеют очень характерную особенность в планировке: они разрастаются радиально вокруг цитадели, от которой собственно, и ведут свое начало. Посмотрите на план Москвы, Смоленска, Ярославля, Астрахани, Нижнего Новгорода, Риги, Парижа – это типичные образцы средневековой урбанистики. После изобретения артиллерии крепости утрачивают свое былое значение, и вновь возникающие города уже имеют совсем иную, правильную, рациональную геометрическую структуру. Города разрослись и большее значение теперь придается не защите его мощными стенами, а удобству передвижения по улицам. План Киева говорит о нем, что город стал большим уже в позднее время. Неправильность его исторической части объясняется не древним происхождением, а изрезанным оврагами ландшафтом.

Конечно, историки на это уже давно придумали отговорку – Киев, дескать, во время монгольского нашествия пришел в упадок, многажды был сожжен, разрушен и обезлюжен. Но почему он не воскрес и не воссиял в последующие века? Та же Москва сгорела в 1812 г., и ничего – быстро отстроилась. Сколько раз она горела ранее, вообще не счесть. А Киев, дескать, как захирел в незапамятные времена, так и прозябал вплоть до советских времен. Все население Киева в 1894 г. составляло 188 тысяч человек. Совсем молодая Одесса имела уже в 1873 г. население больше – 193 тысячи человек. В Харькове в 1901 г. числилось 198 тысяч жителей. В Москве к концу ХIХ в. жило около 800 тысяч человек, Петербурге (с пригородами) – 1,35 миллиона. То есть Киев даже в конце XIX в. был не самым значительным губернским городом России, несмотря на то, что уже являлся важным железнодорожным узлом.

Причина та же – он лежал в стороне от магистральных транспортных артерий и экономических центров даже тогда, когда бурно осваивалась Новороссия и южный промышленный район. Мало кто сейчас помнит, но даже столицей Советской Украины до 1934 г. был Харьков, где и на мове-то почти никто не говорил. Действительно большим, по-столичному красивым мегаполисом Киев стал только в послевоенное время. Торжественный архитектурный ансамбль Крещатика был сооружен в 1947–1954 гг. Старый Крещатик тоже был весьма колоритен, но очень уж провинциально выглядел.

В давешние времена Киева, как цельного поселения, вообще не существовало. В конце XVIII столетия на месте современного города находились три разнесенных поселения – Киево-Печерская крепость с предместьями; в двух верстах(!) от нее находился Верхний Киев; в трех верстах(!) лежал Подол. Согласно «Географического описания города Киева, сочиненного Киевскаго гарнизона поручиком Василием Ивановичем Новгородцовым», «…Старый или Верхний город Киев состоит в четырех отделениях, которые обведены земляным валом с нарочито глубокими рвами и называются Андреевским, Софийским, Михайловским и Печерским отделениями. Во всех отделениях находятся ныне: в Андреевском – каменных церквей – 3; в Софийском – мужеский каменный монастырь – 1, церквей: каменная – 1, деревянных – 3; в Михайловском – мужеский каменный монастырь – 1; в Печерском – церковь деревянная – 1, за городом церковь деревянная – 1; казенных домов: каменных – 3, деревянных – 4, партикулярных дворов деревянных – 682».

В Киево-Печерской крепости (лавра была ее составной частью) и предместье Новгородцев зафиксировал наличие двух мужских монастырей, 8 каменных церквей и 3 деревянных. Ревизор насчитал 9 казенных каменных и 27 деревянных зданий, а также, включая предместье, 1095 партикулярных (гражданских) дворов.

Самой населенной частью был Подол: «В городе Киево-Подоле строения: монастырей мужеских: каменной – 1, деревянных – 2, женской каменной – 1; церквей: каменных – 9, деревянных – 11; магистратского строения: каменнаго – 4, деревяннаго – 1; обывательских дворов: каменных – 3, деревянных – 1926».

Во всех трех поселениях таким образом насчитывается менее четырех тысяч жилых домов, или дворов, как тогда говорили, из которых аж целых три каменных. Таким образом число киевских обывателей составляло во времена царствования Екатерины II менее 20 с лишним тысяч человек, что явствует и из переписи того времени. Не густо, однако, но для райцентра вполне сойдет. Причем в Старом городе и Печерске в основном проживали служащие и отставные военные и штатские чины, а собственно аборигены селились большей частью на Подоле, где было немало греков и волохов (сербских румын). Впрочем, и там отмечалось большое количество отставных гусар и офицеров. Что характерно, ни о каких древних мегалитических сооружениях Новгородцев в своем подробном описании не упоминает, наоборот, акцентирует современность Печерской крепости: «Киево-Печерская крепость построена по новой фортификации, с прибавлением нескольких наружных укреплений».

О торговом величии тогдашнего Киева можно судить по такой фразе поручика: «Купечества из мещан киевских, кои б имели большие капиталы, нет, кроме трех или четырех, а иные посредственный, лучше ж сказать, малой капитал имеют». Характер торговли носил далеко не трансконтинентальный характер: «По реке Днепр весною и в межень, тож и осенью из великороссийских городов: из Брянска, Трубчевска, а из малороссийских: Новгородка-Северского и из других мест до Киева и до малороссийских городов Переяслава, Городища, Кременчуга и Переволочны с хлебом, с хлебным вином, железом полосным и чугунным, с конопляным маслом, диогтем, с веревками, рогожами, с медом, с ветчинным салом и деревянною посудою ходят барки, или так называемые байдаки, а из Польши в плотах строевой и дровяной лес, и прочие лесные припасы сплавляются… При городе Подоле есть пристань судам».

О товарах, идущих в обратном направлении, Новгородцев сообщает следующее: «В Польшу и в Крым отвозят черную мерлушку, легковесную юфту, сало говяжее и по малому числу белых, серых и черных белок, также сибирок и суриков и несколько воску. Оттуда же привозят шелковые, суконные и бумажные товары, виноградное, волоское и других сортов вино и бакалею, також польскую ступочную и волоскую каменную и крымскую соль, называемую бузув, и прочие тому подобные товары. Из оных же отвозят большую часть в великороссийские близ лежащие города, также в Малороссию, в слободские полки и в Черкаск на Дон. Прочие же кормятся промыслом, продажею разных съестных припасов, а другие ремеслом и черною работою».

В общем, ничего выдающегося о небольшом пограничном городке Киеве, складывающегося из трех обособленных селений, поручик не сообщает.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

Древнерусское государство возникло в результате объединения большей части восточнославянских племен в единую державу со столицей в Киеве. Древнерусское государство часто называют термином «Киевская Русь», который ввели историки ХIХ в. Древнерусское государство просуществовало с IX до первой половины XIII в.

Образование государства у восточных славян — закономерный итог разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Благодаря развитию хозяйства внутри общин сформировалась их зажиточная часть — родоплеменная знать (князья). Для поддержания своего господства и подчинения рядовых общинников князья начали создавать государственные структуры управления: дружину (армию) для защиты территории и чиновников для сбора дани (налогов). Начальную форму древнерусской государственности представляли собой восточнославянские союзы племен.

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия, инициировавшая процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань скандинавским племенам варягов (норманнов), изгнали их. В Новгороде началась междоусобная борьба племенной верхушки за власть. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими сторонами. В 862 г. варяжский князь Рюрик (862-879 гг.) и его братья Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами. Они положили начало русской княжеской династии Рюриковичей.

Легенда о призвании варяжских князей славянами в качестве правителей послужила основанием для создания норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами этой теории были немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, приглашенные в XVIII в. в Россию для работы с древними документами. Они считали восточных славян «дикими» и «отсталыми» и пытались доказать их неспособность самостоятельно создать управленческие структуры.

Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686- 1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании княжить на Руси трех братьев-варягов. Советские исследователи М. Н. Тихомиров и Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных личностей. Рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег (879-912 гг.), захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив киевских князей Аскольда и Дира, Олег впервые объединил северные и южные славянские земли в составе единого государства. Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей. Столица была перенесена из Новгорода в Киев.

Причиной победы Новгорода над Киевом было военное превосходство варяжских дружин новгородского князя. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье с центром в Киеве обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, он находился на перекрестке торговых путей, что сделало его центром экономической жизни Древнерусского государства.

Князь Олег сосредоточил в своих руках власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась федерация племенных княжеств во главе с великим киевским князем. Олег опирался на славяно-норманнских дружинников. В 907 и 911 гг. он возглавил успешные военные походы на Византию, в результате которых были подписаны выгодные для Руси торговые договоры.

Князь Игорь (912-945 гг.) присоединил к Киеву земли уличей, тиверцев, древлян (отсоединились после смерти Олега). В 941 г. предпринял неудачный военный поход на Константинополь. Следующий поход на Византию в 944 г. закончился победой, и русские купцы получили существенные налоговые льготы. Погиб князь Игорь во время восстания древлян, недовольных повторным сбором полюдья (дань с подвластных племен на содержание Киева, князя и его дружины).

Княгиня Ольга (945-962 гг.) жестоко подавила восстание древлян: уничтожила их родовую знать и сожгла древлянскую столицу — город Искоростень. Ольга провела первую на русских землях реформу налогообложения, установив точные размеры полюдья, сроки и периодичность их уплаты — оброки, уроки. Ввела систему погостов — центров торговли и обмена, в которых упорядоченно происходил сбор податей. Положила начало каменному градостроительству на Руси. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги.

Во внешней политике Ольга отдавала предпочтение дипломатии, а не военным походам. В 957 г. посетила Константинополь и приняла христианство. Ее крестным отцом стал император Византии Константин Багрянородный. Этим шагом она обезопасила Русь от военных вторжений со стороны Византии.

Сын Игоря и Ольги князь Святослав (962-972 гг.) был выдающимся полководцем. Русский историк Н. М. Карамзин называл его «Александром Македонским нашей древней истории». С 964 г. он совершал походы из Киева на Оку, Поволжье, Северный Кавказ и Балканы. Присоединил к Киеву земли вятичей. Воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат. В 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970-971 гг. Был убит печенегами у днепровских порогов.

По существующей в то время традиции киевский княжеский престол, как самый главный, наследовался старшим княжеским сыном. После смерти Святослава киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-978 гг.), древлянским князем — другой сын Святослава, Олег (ум. в 977 г.), новгородским — Владимир (970-978 гг. — новгородский князь; 978-1015 гг. — киевский князь). Между братьями началась междоусобная война за право княжить в Киеве. Владимир Святославович вышел из нее победителем, уничтожив всех своих братьев как возможных претендентов на киевский престол.

istorikonline.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о