Образование Древнерусского государства кратко
Есть довольно много теорий относительно образования Древнерусского государства. Если кратко, основная из них такова:
Северная территория расселения славян была обязана платить дань варягам, южная – хазарам. В 859 году славяне освободили себя от гнета варяг. Но из-за того, что они не могли решить, кто ими будет управлять, у славян началась междоусобица. Чтобы разрешить ситуацию, они пригласили варяг, чтобы те княжили ими. Как гласит «Повесть временных лет» славяне обратились к варягам с просьбой: “Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидите княжить и володеть нами”. На русскую землю пришли княжить три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик обосновался в Новгороде, а остальные в других частях русской земли.
Это было в 862 году, который и считается годом основания Древнерусского государства.
Существует норманнская теория возникновения Руси, согласно которой главную роль в образовании государства играли не славяне, а варяги. Несостоятельность этой теории доказывается доказана следующим фактом: до 862 года у славян развивались отношения, которые вели их к образованию государства.
1. У славян была дружина, которая защищала их. Наличие армии – один из признаков государства.
2. Славянские племена соединялись в суперсоюзы, что тоже говорит об их способности самостоятельно создать государство.
3. Экономика славян была достаточно развита для тех времен. Они торговали между собой и с другими государствами, у них было разделение труда (крестьяне, ремесленники, воины).
Так что нельзя сказать, что образование Руси – дело рук иностранцев, это дело всего народа. Но всё же эта теория существует и до сих пор в умах европейцев. Из этой теории иностранцы делают вывод, что русские – народ изначально отсталый. Но, как ученые уже доказали, это не так: русские способны на создание государства, а то, что они призвали править ими варяг говорит только о происхождении русских князей.
Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная Знать киевских князей – дружина. Уже в 9 веке, укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущие позиции в обществе.
Именно в 9 веке в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
Славяне, кривичи и финоязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр – в городе Новгороде). В середине 9 века этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879 гг.). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862-й.
https://5-ege.ru/obrazovanie-drevnerusskogo-gosudarstva-kratko/
Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18 веке немецкие ученые Г.Ф.Миллер и Г.З.Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).
М.В.Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами-роксоланами, рекой Рось, протекающей на юге.
Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях Владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20 веках учеными-историками.
Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 годов. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющий Восточную Европу. В 9 веке Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912 гг.), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 году обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян – Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
В 907 году Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, и вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договора с Византией, заключенные в 907 и 911 годах.
Олег умер в 912 году, и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 году он совершил на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда, в 945 году в союзе с печенегами он предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 году при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
Вдова Игоря княгиня Ольга (945-957) правила за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 году она посетила Константинополь и крестилась в православие.
Святослав (957-972) – самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 году он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9 веке обе эти группы объединились в единое Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
Рекомендуем:
- Периодизация истории России
- Годы правления князей, царей, президентов в России
5-ege.ru
1.3 Образование Древнерусского государства » СтудИзба
3. Образование Древнерусского государства. Киевская Русь
Образование Древнерусского государства. Объяснение образования Древнерусского государства до сих пор имеет дискуссионный характер. Существует ряд теорий, которые можно условно разделить на два течения: норманнская и антинорманская. Полемика между «норманнистами» и «антинорманнистами» обозначилась по ряду вопросов:
1) Являлись ли варяжские князья основателями государства Киевская Русь?
2) Термин “русь” является словом скандинавского или иного происхождения?
«Норманнская теории»” родилась в стенах Российской академии наук в XVIII в. Она утверждает, что Киевское государство было создано норманнами-варягами. Родоначальниками этой теории выступали З. Байер, кенигсбергский ученый-лингвист, а вслед за ним другой немецкий ученый И. Миллер. Основанием для ее появления послужил легендарный летописный рассказ Нестора (начало XII в.), «Повесть временных лет» о призвании варягов. Русский летописец пытаясь объяснить происхождение Древнерусского государства, в соответствии со средневековой традицией включил в летопись легенду о призвании в качестве князей трех варягов – братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. Многие историки считают, что варягами были норманнские (скандинавские) воины, нанятые на службу и давшие клятву византийскому императору. Ряд историков, наоборот, считает варягов русским племенем, жившим на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген.
По этой легенде накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи (ильменские словене, чудь, весь) платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в зависимости от хазар. В 859 г. новгородцы освободились от опеки варягов, но мира не получили. Разгорелась междоусобица среди претендентов на власть. В этих условиях собравшиеся на совет новгородцы решили выбрать нейтрального правителя, который одновременно и защищал бы их от набегов своих соплеменников. Они послали за варяжскими князьями, правившими в Прибалтике и имевшими нижегородские корни: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка. – Авт.) в ней нет. Да пойдите княжить и володеть нами». Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из которых Рюрик (862 г.) положил, как считал летописец, начало княжеской династии. После смерти Рюрика другой варяжский князь Олег (есть сведения, что он был родственником Рюрика), правивший в Новгороде, объединил Новгород и Киев в 882 г., а затем и часть земель вдоль пути «из варяг в греки». Так сложилось, по мысли летописца, государство Русь (называемое историками также Киевская Русь).
Против этого утверждения сразу же выступили русские ученые и, в частности, М. Ломоносов, который положил начало полемике между «норманнистами» и «антинорманнистами». М. Ломоносов подверг сомнению выводы Г. Миллера о создании государства варягами. Особое внимание Ломоносов уделил происхождению термина «Русь». Если Миллер связывал термин с северными племенами русь = варяги = скандинавы = норманны, то Ломоносов возводил происхождение термина к наименованию южно-славянского племени «роксоланов», широко используя при этом данные топонимики. Он считал, что роксоланы вместе с готами (по Ломоносову, тоже славянами) пришли с берегов Черного моря к побережью Балтийского моря, получив там название “варяги”. Следовательно, варяги являлись частью славянских племен и их взаимодействие обогащало обе стороны. На Руси элементы государственности были созданы задолго до пришествия Рюрика.
Известный историк Б.А. Рыбаков утверждает, что в начале IX в. на базе Полянского союза племен сложилось крупное политическое объединение «Русь», включавшее в себя и часть северян.
Главные споры ведутся не о появлении варяжских князей на Руси, а о их роли в создании древнерусского государства. То есть, проблема намного шире, чем историческая достоверность легенды о призвании. Достаточно часто это предание трактовалось в том духе, что восточные славяне не были способны создать государство самостоятельно, и только вмешательство более культурных представителей германских народов привело к образованию Киевской Руси. Нельзя не видеть в такой трактовке явный расистский подтекст. Вполне объяснимое неприятие этой гипотезы со стороны отечественных историков привело к другой крайности – полному отрицанию вообще какой-либо заметной роли скандинавов в ранней русской истории. Этот подход также не может считаться объективным и полностью взвешенным. Несомненно, государство не может возникнуть спонтанно, тем более, не может быть принесено «из-за моря». Не приходится говорить и о каком-либо культурном превосходстве варягов над восточными славянами в IX в. – уровень развития обоих народов был примерно одинаковым. Общественный строй многих славянских племён уже находился на стадии образования государства. Кроме того, есть все основания предполагать, что на территории Восточной Европы Киевская Русь отнюдь не была первым государственным образованием. Но это не даёт повода сомневаться в значительной роли варягов в формировании именно этого государства и их роли в истории восточных славян вообще. Археологические материалы дружинного могильника в Гнёздово под Смоленском позволяют говорить, что доминирующим элементом в княжеских дружинах были именно варяги, об этом же говорят и скандинавские имена первых князей и многих дружинников. Естественно, что образование государства является результатом длительных процессов внутри общества, который растягивается на несколько столетий, приход даже значительного числа иноземцев не может существенно изменить его темпы и направленность. Но несомненно, что варяги – князья и дружинники сыграли свою роль в образовании единого государства восточных славян – Киевской Руси.
Древнерусское государство можно охарактеризовать как раннефеодальную монархию. Во главе государства стоял Великий князь киевский. Великий князь не был самодержцем; скорее всего, он был первым среди равных. Великий князь управлял от имени своих ближайших родственников и ближайшего окружения – крупного боярства, сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей. Традиционно власть передавалась не только прямым наследникам, но и членам рода. Однако киевский престол из братьев по очереди могли занять только три старших. Младшие братья приравнивались по правам к детям старших. Наследование являлось не семейным, а родовым. Количество княжений соответствовало количеству членов рода. При увеличении их числа выделялись новые княжества за счет дробления прежних. Его братья, сыновья и дружинники осуществляли управление страной, суд, сбор дани и пошлин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен, возможностью ее вывоза в другие страны для продажи.
Перед молодым государством стояли крупные внешнеполитические задачи, связанные с защитой его границ: отражение набегов кочевников-печенегов, борьба с экспансией Византии, Хазарского каганата и Волжской Булгарии. Кроме того, русские князья были не менее амбициозны чем их противники и сами предпринимали завоевательные походы. Именно с этих позиций следует рассматривать внутреннюю и внешнюю политику киевских великих князей.
В 907 и 911 г. Олег с войском дважды успешно воевал под стенами Константинополя (Царьграда). В результате этих походов были заключены договоры с греками, составленные, как записал летописец, «надвое харатьи», то есть в двух экземплярах – на русском и греческом языках. Это подтверждает, что русская письменность появилась задолго до принятия христианства. До появления «Русской Правды» складывалось и законодательство (в договоре с греками упоминалось о «Законе русском», по которому судили жителей Киевской Руси).
Руссы потребовали от Царьграда выплатить по 12 гривен на каждого их воина, контрибуцию для городов, предоставление ряда льгот купцам руссов. Они могли теперь беспошлинно торговать, получая в течение 6 месяцев своего пребывания в Царьграде бесплатное продовольствие, бесплатно мыться в греческих банях, «елико хотят». Кроме того, их снабжали продовольствием и корабельными принадлежностями на обратную дорогу. При этом купцы должны были иметь при себе письменные документы и заранее предупреждать византийского императора о своем приезде. Договор Олега с греками обеспечивал возможность вывоза собираемой на Руси дани и продажи ее на рынках Византии. Греки приняли все эти условия, после чего руссы «и повесиша щиты своя в вратах, показующе победу, и пойде от Царьграда». Так были заключены «позорные для достоинства Восточной Римской империи условия мира».
Менее удачливым оказался его преемник Игорь. Поход на Царьград потерпел неудачу, а жадность привела к гибели. Под давлением дружины он попытался повторно собрать дань с древлян. Древляне собрались на вече (наличие собственных княжений в отдельных славянских землях, а также вечевых сходов говорит о том, что в Киевской Руси продолжалось становление государственности). Вече решило: «Повадится волк к овцам, то перетаскает все, если не убить его». Дружину Игоря перебили, а князя казнили.
После смерти Игоря его жена Ольга (945-964) жестоко отомстила древлянам за убийство мужа (князь заживо закопан в землю, посольство перебито, а столица сожжена). Ольга вынуждена была пойти на упорядочение сбора дани. Она установила «уроки» – размер дани и «погосты» – места сбора дани. Наряду со становищами (местами, где был кров и хранились необходимые запасы продовольствия и где останавливалась княжеская дружина во время сбора дани), появились погосты – видимо, укрепленные дворы княжеских управителей, куда свозилась дань. Эти погосты становились затем опорными центрами княжеской власти. В княжение Игоря и Ольги к Киеву были присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно – древлян.
Дело предков продолжил сын Ольги и Игоря Святослав (964-972) – талантливый полководец и государственный деятель. Перед Святославом стояла задача защитить Русь от набегов кочевников и расчистить торговые пути в другие страны. С этой задачей Святослав справлялся успешно. Внук Олега Святослав отличался храбростью и выносливостью. Лев Диакон оставил описание внешнего вида Святослава: «Видом он был таков: среднего роста, ни слишком высок не слишком мал, с густыми бровями, с голубыми глазами, с плоским носом, с бритой бородой и с густыми длинными, висящими на верхней губе волосами. Голова у него была совсем голая, но только на одной ее стороне висел локон волос, означающий знатность рода; шея толстая, плечи широкие и весь стан довольно стройный. Он казался мрачным и диким. В одном ухе висела у него золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами, с рубином, посреди их вставленным. Одежда на нем была белая, ничем, кроме чистоты, от других не отличная» .
Из сообщений русских летописцев и из восточных источников известно, что прежде всего была решена проблема объединения славянских земель. В 964 г. Святослав со своей дружиной пошел на р. Оку, победил славянское племя вятичей и заставил их платить дань себе, а не хазарам. Затем руссы пришли на Волгу и разбили камских болгар.
Хазарский каганат и волжские болгары преграждали славянам путь в Азию по Волге и Каспию. Поэтому следующий большой поход Святослав предпринял против хазар. В 965 г. рать руссов под командованием Святослава разбила хазарское войско, разрушила крепости – Итиль на Волге, Саркел на Дону и Семендер на Каме и таким образом нанесла последний удар по Хазарскому каганату, после чего он перестал существовать. Это имело важное значение для взаимоотношений восточных славян с мусульманским миром. В том же году рать руссов одержала победу над ясами (осетинами) и касогами (черкесами), которые жили на Кубани. Поход закончился завоеванием Тмутаракани (Таманского полуострова). Главной силой на берегах Каспия и на побережье Понта (Черного моря) стало древнерусское государство. «В это наше время, – писал арабский географ второй половины Х века Ибн-Хаукалъ, – не осталось ничего ни от болгар, ни от буртасов, ни от хазар. Дело в том, что на всех них произвели нашествие руссы и отняли у них все эти области, которые и перешли во власть их (руссов)».
Так последовали один за другим два удара: один на северо-восток, второй на юго-восток, которые решили восточную проблему древнерусского государства. Походы показывают большую подвижность рати руссов, совершавшей в короткий срок тысячекилометровые походы (за лето прошел 4.5 тыс. км), побеждавшей врага как в полевом бою, так и при штурме сильных крепостей. Восточный поход имел важное стратегическое значение. Разбив хазар и болгар, Святослав обезопасил свой тыл для борьбы с Византией.
Князь руссов решил воспользоваться благоприятной обстановкой – ослаблением Болгарии и Византии – завоевать Царьград и перенести политический центр древнерусского государства на Дунай.
В 968 г. Святослав предпринял первый поход в Болгарию. Руссы овладели придунайской частью Болгарии, взяв около 80 городов. Укрепившись, Святослав стал готовить поход на Византию. К императору он отправил посла, предупредив: «Хочю на вы ити, взяти град ваш, яко и сей».
Первоначально поход складывался благополучно, преодолев Балканы, взяли Филиппополь и двинулась к Андрианополю. Хотя руссы выиграли бой, но сил для дальнейшего ведения войны не хватило. Получив дань Святослав возвратился в Переяславец.
Не имея достаточных сил и полагаясь на договор с Цимисхием, Святослав не занял горные проходы через Балканы и оставил открытым устье Дуная. Это была его крупная стратегическая ошибка. Кроме того, рать руссов оказалась разделенной на две части: главные силы находились в Доростоле, отряд под командованием Сфенкела был расположен в Преславе. Распыление сил – вторая стратегическая ошибка Святослава.
Этими ошибками Святослава воспользовался Цимисхий. В апреле 971 г. византийский император двинул к устью Дуная сильный флот в 300 судов, вооруженных «греческим огнем», а сухопутной армией он быстро двинулся вперед и без труда преодолел Балканы.
Первый удар был нанесен по Преславле. Отпраздновав первый успех, Цимисхий 17 апреля двинулся к Доростолу, заняв по пути ряд болгарских городов, «которые отложились от россиян и пристали к римлянам». 23 апреля византийское войско подошло к Доростолу. Три месяца защитники крепости выдерживали осаду. Силы русов таяли, а помощи ждать было неоткуда. 21 июля Святослав собрал комент (военный совет). На поставленный вопрос – что делать? – одни говорили о необходимости спасаться бегством на ладьях в глубокую ночь, другие советовали начать мирные переговоры и добиться пропуска оставшейся дружины по Дунаю. «Тогда Святослав, вздохнув от глубины сердца, сказал: «У нас нет обычая бегством спасаться в отечество, но или жить победителями или, совершившим знаменитые подвиги, умереть со славою. Не посрамим же земли русской, ляжем костьми – мертвые бо сраму не имут». Выслушав своего князя, каждый поклялся положить головы свои «там, где твоя голова ляжет».
В ходе сражения русская дружина попала в ловушку, устроенную Цимисхием, но с честью выдержала удар греков и организованно отошла к крепости. На следующий день Святослав предложил Цимисхию начать переговоры. Император охотно принял предложение союза. Святослав обязался не воевать с Византией, а Цимисхий должен был беспрепятственно пропустить ладьи руссов и выдать на дорогу по две меры хлеба каждому воину.
По дороге в Киев Святослав в 972 г. попал в засаду, которую печенеги устроили у днепровских порогов, и был убит. Печенежский хан приказал сделать из черепа Святослава чашу, окованную золотом, и пил из нее на пирах, считая, что к нему перейдет слава убитого. В 30-е гг. XX в. при строительстве Днепрогэса на дне Днепра были обнаружены стальные мечи, которые, как предполагают, принадлежали Святославу и его дружинникам. По другой версии Святослав погиб в результате заговора христиан, которые боялись гонений за поражение.
В результате братоубийственной борьбы между наследниками великокняжеский престол занял третий сын Святослава – Владимир (мать – рабыня Малуша, ключница княгини Ольги).
При Владимире I (980-1015) все земли восточных славян объединились в составе Киевской Руси. Окончательно были присоединены вятчи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Княжеские сыновья и старшие дружинники получили в управление крупнейшие центры. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам Десна, Осетр, Суда, Стугна был сооружен ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и другие былинные богатыри.
Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный — один из учеников Христа. В начале нашей эры апостол Андрей – старший брат апостола Петра отправился в Скифию. Как свидетельствует «Повесть временных лет», апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет «матерью городов русских». Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Нестор с определенной долей юмора описывает выбор веры. Выслушав представителей различных религий – иудейской, мусульманской и христианской, князь интересовался, прежде всего, привлекательными их чертами. Мусульманство было соблазнительно возможностью иметь гарем, но вот обрезание, больновато, да и вина пить нельзя, закусывая свининкой, а как русскому человеку без вина и сала. «Вино, – сказал он, – есть введение для русских; не можем быть без него».
Иудеи, без рода и племени, католики бедны. Зато блеск православных храмов и богатство Византии покоряли воображение. Владимир остановил свой выбор на христианской вере православного толка (988).
Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) – центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). При крещении он взял в жены дочь византийского императора Анну.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установилось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни (бренная земная жизнь предшествует вечному пребыванию в раю или аду души человека после его смерти) утверждало идею равенства людей перед Богом. По новой религии путь в рай открыт как богатому вельможе, так и простолюдину в зависимости от честного исполнения ими своих обязанностей на земле.
«Божий слуга» – государь был, по византийским традициям, и справедливым судьей во внутригосударственных делах, и доблестным защитником границ державы. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное» язычество, становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры.
Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. Отдельные области Руси возглавляли епископы, которым подчинялись священники в городах и селах.
Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви «десятину» (термин происходит от размеров налога, составлявшего на первых порах десятую часть дохода населения). Впоследствии размер этого налога изменился, а его название осталось прежним. Митрополичья кафедра, епископы, монастыри (первый из них Киево-Печерский, основанный в первой половине XI в., получил название от пещер – печер, в которых первоначально селились монахи) вскоре превратились в крупнейших земельных собственников, оказавших огромное влияние на ход исторического развития страны. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития. Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в крещении Руси именуется «равноапостольным».
К сожалению двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков не оказались добрыми христианами. После его смерти во вспыхнувшей междоусобице погибли многие.
При Ярославе Мудром (1019-1054 гг.) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. Ему, так же, как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в Прибалтике. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор – храм, посвященный мудрости, божественному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота – парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.
При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться крупнейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Константина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволода, – Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: «Не в плохой стране были они владыками, но в русской, которая ведома и слышима во всех концах земли».
Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и племянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наследникам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, то есть от брата к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название «очередного» или «лестничного» (от слова «лестница»). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.
Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам.
Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в исторических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от «классических» западно-европейских образцов. Они заключаются в огромной роли государственного сектора в экономике страны — наличии значительного числа свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.
Как уже отмечалось выше, в экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с многоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.
studizba.com
Образование древнерусского государства
К IХ в. у восточных славян сложился комплекс социально- экономических и политических предпосылок для образования государства. Социально-экономические — родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место территориальной, «соседской» общине. Произошло отделение ремесла от других видов хозяйственной деятельности, рост городов и внешней торговли. Шёл процесс формирования социальных групп, выделились знать и дружина.
БИЛЕТ 8средневековая цивилизация запада
Политическое объединение и централизация власти на Пиренейском полуострове происходили по мере успехов Реконкисты. Сначала постепенно расширились земли Кастилии, затем Арагона. Наконец, в 1479 г. оба эти королевства объединились благодаря браку арагонского короля Фердинанда с кастильской королевой Изабеллой. Образовалось государство с централизованной властью Испания. Таким образом, в пространственном отношении единство западноевропейской цивилизации формировалось на протяжении всего Средневековья. Западноевропейская средневековая цивилизация включала сложный комплекс многочисленных государств, вполне самостоятельных и вместе с тем связанных друг с другом экономическими, политическими и культурными связями. В итоге всех изменений в конце Средневековья политическая карта Европы представляла собой следующее. В Западной и Юго-Западной Европе существовали три крупных централизованных государства Англия, Франция и Испания. К этому перечню можно добавить королевства Шотландию, Ирландию и Португалию. В центральной части Европы находились сильно раздробленные Священная Римская империя и Италия, между которыми располагался Швейцарский союз. На севере Европы политическую ситуацию определяли и контролировали Дания и Швеция. Весь юго-восток Европы находился в руках Византийской империи. У восточных рубежей Западноевропейского мира располагались Королевство Польское и далее Русское государство, Великое княжество Литовское, Венгрия, на пути к Балканам лежали земли Ливонского ордена. Если учесть, что к началу становления Средневековой цивилизации почти 90% европейских земель населял многоэтничный варварский мир, то станут очевидными роль этой цивилизации и значение того прорыва, который был совершен в Европе на протяжении одного тысячелетия. 4. Становление института западноевропейской средневековой демократииНаиболее распространенной формой правления в эпоху Средневековья в Западной Европе была монархия в ряде ее разновидностей: империя, королевство, княжество, герцогство и т.д. На первом этапе становления Средневековой цивилизации роль королевской власти была значительной. Мощным противовесом ей являлась церковь.Набирали силу феодалы, что вело к феодальной раздробленности и ослаблению королевской власти. Кроме того, в цивилизационном развитии Европы в X-XI вв. произошел важнейший качественный скачок. По всей Европе появляются города как центры ремесла и торговли. Уже в раннем Средневековье города выполняли политические и административные функции, являясь резиденциями государей, феодалов и епископов. Но впоследствии они стали средоточием, прежде всего, ремесла и торговли. Ремесленники объединялись в цехи, купцы в гильдии. К концу Средневековья в городах зарождается новый класс буржуазия (франц. буржуа, нем. бюргер, в буквальном переводе горожанин). Нарастает волна городских движений. Города борются за сокращение поборов феодала, за получение торговых привилегий, за права городского самоуправления. Такие привилегии порой выкупались за деньги, и это оформлялось в специальных документах хартиях. Нередко, однако, борьба за вольности и привилегии городов шла отнюдь не мирным путем, а в ряде случаев в
сего в период своего расцвета Ганзейский союз объединял 80 городов. Ганза фактически монополизировала посредническую торговлю между Англией, Нидерландами, Германией, Скандинавией, Прибалтикой и Россией. С востока на запад ганзейские купцы везли хлеб, рыбу, мед, воск, смолу, строевой лев, а в обратном направлении сукно из Англии и Фландрии, металлические изделия, вина. Другой торгово-экономический полюс, способствующий утверждению идеи единства Западноевропейской цивилизации, сложился в Средиземноморье. Главную роль здесь играли две купеческие республики Северной Италии — Венеция и Генуя. Эти города ожили еще в раннее Средневековье, а к XV в. в Венеции насчитывалось около 200 тыс. жителей, в Генуе 100 тыс. Богатства Венеции выросли во времена крестовых походов (в особенности 4-го), во время которого крестоносцы вместо Иерусалима двинулись на Константинополь и разграбили его. Постепенно Венеция захватила важнейшие опорные пункты в Восточном Средиземноморье на Крите, Кипре, побережье Балканского полуострова, основала свои фактории на Черном и Азовском морях. Она обладала крупнейшим по тем временам торговым флотом, стала владычицей морей, торгуя с Египтом, Византией, Сицилией. Генуя сколотила свои богатства во время крестовых походов. Она также имела большой флот и колонии на берегах Средиземного и Черного морей. Но торговая активность генуэзцев в Восточном Средиземноморье была относительно недолгой: длительное соперничество Венеции и Генуи в XIV закончилось победой Венеции. Однако ведущее положение на торговых путях Западного Средиземноморья Генуе удалось сохранить. Генуэзские мореходы первыми прошли через Гибралтар и установили торговлю с Англией и Фландрией. 3. От лоскутной цивилизации к единому историческому пространствуЦентр формирования Западноевропейской средневековой цивилизации в пространственном отношении включал территории нынешних Италии, Франции, Германии и Англии. Становление единой Западноевропейской цивилизации проходило в борьбе двух тенденций центробежной и центростремительной. Практически для всего Средневековья характерны процессы усиления или ослабления феодальной раздробленности. В основе политического дробления территорий обычно лежало связанное с феодальной экономикой экономическое дробление, отсутствие единого рынка. На юге. В районе Средиземноморья многочисленные итальянские герцогства, республики, города-государства и другие политические образования вели друг с другом упорную борьбу. Этот регион Европы единственный, где политическому объединению не суждено было состояться на протяжении всего 1000-летнего периода Средневековой цивилизации. Препятствовали этому и внешние причины подчинение значительной части Апеннинского полуострова иноземным силам. Так, в его северной части господствовали сначала лангобарды, а затем власть перешла к Священной Римской империи. Юг полуострова принадлежал арабам, затем выходцам из Нормандии, а позднее здесь возникло Королевство обеих Сицилий. В средней части Апеннин оформилась Папская область. На севере Европы в начале X в. на месте Восточнофранкского королевства появилось Германское королевство, ставшее ядром Священной Римской империи, которая включала значительные территории и просуществовала вплоть до 1806 г.
studfiles.net
Образование Древнерусского государства
В средине IX века у восточных славян существовало два крупных протогосударственных объединения: на основе полянского союза в среднем Поднепровье с центром в Киеве и в Поволхвье с центром в Ладоге.
Причины возникновения государства у славян разнообразны:
- сильная единоличная власть в лице варяжских князей, среди которых особо выделяется Рюрик;
- экономические причины: развитие частной собственности — социальное расслоение;
- угроза нападения со стороны кочевников.
Факт присутствия на Руси в IX-X вв. скандинавских дружинников-варягов, доказанный раскопками, и летописный рассказ о варяжском происхождении древнерусской правящей династии (Рюриковичей) породил длительную дискуссию между норманистами и антинорманистами. Сторонники «норманнской» версии образования древнерусского государства (немецкие ученые Г. Миллер, Г. Байер, А. Шлецер, работающие в России) преувеличивали роль скандинавов в славянском государственном строительстве. Их оппоненты недооценивали, а то и полностью отрицали положительную роль скандинавов в этом процессе, изображая их едва ли не шайками разбойников.
Сегодня эта проблема, появившаяся еще в XVIII в., потеряла остроту. Нет оснований замалчивать или недооценивать роль варягов в объединении славянских племен, их участие в борьбе с кочевниками и Византией. Однако никакое призвание князей не привело бы к образованию государства, если бы тому не созрели социальные, экономические и политические предпосылки у самих славян. Причиной призвания варягов следует считать их независимость от славянских родов, а значит, способность положить конец родовым усобицам в борьбе за власть. Вместе с тем сохраняется ряд разногласий по частным вопросам этой проблемы, в том числе о призвании Рюрика.
Согласно «Повести временных лет» (XII в.), в 862 г. внутри славянских племен начались распри, и тогда словени, кривчи, представители финно-угрких этносов чудь и весь отправили послов к варягам искать князя для разрешения внутренних конфликтов и защиты от шведских набегов. Предложение приняли Рюрик, севший княжить в Новгороде (тогда еще не существовавшем, ученые считают в Ладоге), Синеус (в Белооозере) и Трувор, севший княжить в Изборске. Преемник умершего в 879 г. Ририка Олег подчинил в 882 г. земли, лежавшие вдоль великого водного пути «из варяг в греки» (из Балтийского в Черное море), убив киевских князей Аскольда и Дира (тоже варяжского происхождения) и остался жить в Киеве. Вероятно, потенции государствообразования здесь были сильнее, чем в северном политическом объединении. Поэтому в 882 г. условно считается годом создания Древнерусского государства, Киевской Руси. После смерти Олега власть унаследовали сын Рюрика Игорь и его потомки Рюриковичи.
Что же качается происхождения термина «Русь», то его первое достоверное упоминание на юге Восточной Европы (в так называемом «Баварском хронографе», составленном между 811 и 821 г.) относится ко времени, когда присутствие норманнов в этом регионе еще не прослеживается. Вопрос остается дискуссионным.
В IX-X вв. шел процесс подчинения восточнославянских племен власти Киева: Олег подчинил древлян, северян, радимичей, часть кривичей, Игорь — уличей, его сын Святослав — вятичей. Покоренные племена нередко сохраняли самостоятельность (ими продолжали управлять собственные князья) и ограничивались выплатой дани, но позднее попадали под контроль княжеских наместников — представителей киевской династии. Дань собиралась киевскими дружинными отрядами, которые объезжали территории подчиненного союза, такой объезд со сбором дани назывался полюдье. В одних случаях ее нормы были фиксированными, в других — нет, взималась дань в натуральной или денежной форме. В 945 г. древляне восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы дани, и убили его. Вдова Игоря Ольга, мстя за смерть мужа, учинила жестокий разгром Древлянской земле, но заменила им полюдье свозом определенной нормы дани в указанные для этого места — погосты.
Другие заметки по истории
edu.glavsprav.ru
1. Что определило формирование древнерусского государства?
Образование древнерусского государства. Одним из крупнейших государств европейского Средневековья стала в IX-XII вв. Киевская Русь. В отличие от других стран восточных, так и западных, процесс формирования российской государственности имел свои специфические черты. Одна из них – пространственная и геополитическая ситуация – Российское государство занимало среднее положение между Европой и Азией и не имело ярко выраженных, естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства. В ходе становления Русь приобрела особенности как восточных, так и западных государственных образований. Кроме того, потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка и пр., создавать сильную государственную власть и иметь значительное народное ополчение.
Ближе всех к исторической истине в освещении начальных фаз развития Руси, по-видимому, оказался один из ранних русских историков монах-летописец Нестор. В«Повести временных лет» начало формирования Киевской Руси он представляет как создание в VI в. мощного союза славянских племен в среднем Поднепровье. Этот союз принял название одного из племен «рос», или «рус». Объединение нескольких десятков отдельных мелких лесостепных славянских племен в VIII-IX вв. превращается в суперэтнос с центром в Киеве. Русь этого периода по занимаемому ареалу равнялась Византийской империи.
Далее летописец Нестор утверждает, что враждовавшие между собой племена ильменских славян, кривичей и чудь пригласили варяжского князя для наведения порядка. Князь Рюрик(? — 879) якобы прибыл с братьями Синеусом и Трувором. Сам он правил в Новгороде, а братья – в Белоозере и Изборске. Варяги положили начало великокняжеской династииРюриковичей. Со смертью Рюрика при его малолетнем сыне Игоре опекуном становится конунг (князь)Олег(? — 912), прозванныйВещим.После удачного похода на Киев ему удается объединить в 882 г. Новгородскую и Киевскую земли в древнерусское государство – Киевскую Русь со столицей вКиеве, по определению князя – «матерью городов русских».
Начальная нестабильность государственного объединения, стремление племен сохранить свою обособленность иногда имели трагические последствия. Так, князь Игорь(? — 945) при сборе с подвластных земель традиционной дани (полюдье), потребовав значительного превышения ее размера, был убит. КнягиняОльга, вдова Игоря, жестоко отомстив за мужа, все же фиксировала размер дани, установив «уроки», и определила места (погосты) и сроки ее сбора. Их сынСвятослав(942-972) государственную деятельность совместил со значительной полководческой. В период своего правления он присоединил земли вятичей, победил Волжскую Болгарию, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, вел успешные военные операции на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов и пр. Но возвращаясь после похода на Византию, отряд Святослава был разбит печенегами, а сам Святослав убит.
Объединителем же всех земель восточных славян в составе Киевской Руси стал сын Святослава – Владимир(960-1015), прозванный народом«Красное Солнышко»,соорудивший для укрепления границ государства от набегов многочисленных кочевников ряд пограничных крепостей.
studfiles.net
Образование и развитие Древнерусского государства
Предпосылками образования Древнерусского государства стали распад родоплеменных связей и развитие нового способа производства. Древнерусское государство складывалось в процессе развития феодальных отношений, возникновения классовых противоречий и принуждения.
Среди славян постепенно формировался господствующий слой, основой которого являлась военная знать киевских князей — дружина. Уже в 9-м в., укрепляя позиции своих князей, дружинники прочно заняли ведущее положение в обществе.
Именно в 9-м в. в Восточной Европе сформировались два этнополитических объединения, которые в итоге и стали основой государства. Оно сложилось в результате объединения полян с центром в Киеве.
Славяне, кривичи и финноязычные племена объединились в районе озера Ильмень (центр — в г. Новгороде). В середине 9-го в. этим объединением стал править выходец из Скандинавии Рюрик (862-879). Поэтому годом образования Древнерусского государства считается 862 г.
Присутствие скандинавов (варягов) на территории Руси подтверждается археологическими раскопками и записями в летописях. В 18-м в. немецкие ученые Г.Ф. Миллер и Г.З. Байер доказывали скандинавскую теорию образования Древнерусского государства (Руси).
М.В. Ломоносов, отрицая норманское (варяжское) происхождение государственности, связывал слово «Русь» с сарматами — роксоланами, рекой Росью, протекающей на юге.
Ломоносов, опираясь на «Сказание о князьях владимирских», доказывал, что Рюрик, являясь выходцем из Пруссии, принадлежал к славянам, коими являлись пруссы. Именно эта «южная» антинорманская теория образования Древнерусского государства была поддержана и развита в 19-20-м вв. учеными-историками.
Первые упоминания о Руси засвидетельствованы в «Баварском хронографе» и относятся к периоду 811-821 гг. В нем русские упоминаются как народ в составе хазар, населяющих Восточную Европу. В 9-м в. Русь воспринималась как этнополитическое образование на территории полян и северян.
Рюрик, взявший на себя управление Новгородом, послал свою дружину во главе с Аскольдом и Диром править Киевом. Преемник Рюрика, варяжский князь Олег (879-912), завладевший Смоленском и Любечем, подчинил своей власти всех кривичей, в 882 г. обманным путем выманил из Киева и убил Аскольда и Дира. Захватив Киев, он сумел объединить силой своей власти два важнейших центра восточных славян — Киев и Новгород. Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей.
В 907 г. Олег, собрав огромное войско из славян и финнов, предпринял поход на Царьград (Константинополь), столицу Византийской империи. Русская дружина опустошила окрестности, вынудила греков просить Олега о мире и заплатить огромную дань. Результатом этого похода стали очень выгодные для Руси мирные договоры с Византией, заключенные в 907 и 911 гг.
Олег умер в 912 г., и его преемником стал Игорь (912-945), сын Рюрика. В 941 г. он совершил поход на Византию, нарушившую прежний договор. Войско Игоря разграбило берега Малой Азии, но потерпело поражение в морской битве. Тогда в 945 г. в союзе с печенегами князь Игорь предпринимает новый поход на Константинополь и вынуждает греков вновь заключить мирный договор. В 945 г. при попытке собрать повторную дань с древлян Игорь был убит.
Вдова Игоря — княгиня Ольга (945-957) — правила государством за малолетством сына Святослава. Она жестоко отомстила за убийство мужа, разорив земли древлян. Ольга упорядочила размеры и места сбора дани. В 955 г. она посетила Константинополь и крестилась в православие.
Святослав (957-972) — самый храбрый и влиятельный из князей, подчинивший своей власти вятичей. В 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам. Святослав победил северокавказские племена, а также волжских болгар и разграбил их столицу — Булгар. Византийское правительство искало с ним союза для борьбы с внешними врагами.
Центром образования Древнерусского государства стали Киев и Новгород, вокруг них объединились восточнославянские племена, северные и южные. В 9-м в. обе эти группы сформировали Древнерусское государство, вошедшее в историю как Русь.
ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!
historynotes.ru
Образование древнерусского государства — ответ на билет
Билет 1. Образование древнерусского государства. Норманнская проблема и ее современные трактовки
- Государство – это система и организации власти и управления обществвом, которое возникло в период разложения родоплеменного строя, появление частной собственности и классов.
Любое имеет три основных признака:
1. Возникновение механизма власти, стоящим над обществом (армия и полиция, правительство, налоговая система).
2. Законодательство.
3. Единая территория, на которую распространяется действие механизма власти и законодательства. - Есть несколько путей возникновения государств:
1. Путь разложения родоплеменного строя.
2. Римский путь.
3. Путь Завоеванй.
Вопрос о происхождении славян:
- Римские историки называли славян именем Венеды. Византийские историки называли славян антами и скловинами. В 4-6 веках произошло великое переселение народов. Результат – серьезные геополитические изменения в Европе. В частности: крах западной Римской империи. В 451 г. на территории Франции произошло сражение между римлянами и гуннами (римляне победили). Возникают варварские государства. В 6 в. византийских письменных источниках появляются первые упоминания о восточных славянах. С 6 по 9 вв. славяне распространяются по огромной территории восточной и центр. Европы.К 9 в. славянство распалось на 3 ветви: 1-западное, 2-южное, 3-восточное.
- Образование государства:
Первая концепция (антинорманисты) – естественного образование древнерусского государства.
Вторая – норманнская теория о происхождении древнерусского государства. - Причины и предпосылки:
1) разложение родоплеменного строя у восточных славян.
2) имущественное неравенство, возникновение частной собственности и классов.
Основные этапы образования древнерусского гос-ва.
1) До середины 9 в. (до Варяжский период). 7 в.-основание Киева (основатели – Кий, Щек, Хорив). В 1-й половине 9 в. возникают союзы союзов восточно-славянских племен, протогосударства: 1-й в районе Киева – поляне; 2-й у ильменских славян- Славия; 3-й в арабских источниках – Артания или Артсания.
2) В 842 г. по Повести Временных Лет: “…и началась прозываться Русская Земля”. В 862 г. летопись излагает легенду о призвании варягов. С 862 по 882 гг. –варяжский этап в образовании русского гос-ва. Рюрик – Новгород; в 882 г. Олег захватывает Киев (преемник Рюрика). Вывод: Объединение Киева и Новгорода – 882 г. – отправная точка Российской истории. В 988 г. произошло Крещение Руси.
Норманнская проблема и ее современная трактовка
- Норманская теория возникает в 1730-е гг., когда на Российском престоле находилась императрица Анна Иоановна. Ее ближайшее окружение – немцы. Они были заинтересованы идеологически и политически обосновать свое господство в правящих кругах. Авторы норманнской теории: Байер, Миллер, Шлёцер.
- Содержание норманнской теории:
1) Политическая. Теория утверждала, что восточные славяне были не способны самостоятельно основать государственные институты.
2) Теория сводится к выяснению вопроса: какую роль сыграли варяги в образовании древнерусского государства. Ключевский подчеркивал, что варяге, пришедшие на земли восточных славян ускорили процесс образования государства. - Доводы в пользу несостоятельности теории:
1) в её основе лежит летописная легенда о призвании варягов в 862 г. (сам вопрос о призвании – спорный).
2) теория противоречит другим фактам, имеющимся в письменных источниках.
3) восточные славяне и варяге находились на одном уровне социально-экономиского и полит-ого развития. Вывод: варяге не могли привнести государственность восточным славянам.
4) Легенда о призвании варягов является более поздней вставкой в Повесть Временных Лет, которая была сделана по указанию Владимира Мономаха.
historystudies.org