В чем современность баха – Тема урока: Современность музыки И. С. Баха Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса учащихся Задачи: Углубление понятия «Музыкальный стиль»

Лекция — БИЛЕТ 10. Современность музыки И. С. Баха

С произведениями композиторов-классиков мы знакомимся не только на уроках, они звучат по радио, телевидению, в концертных залах. Услышав один раз, возникает ли у нас желание встретиться с этой музыкой ещё? Если — да, то, наверно, можно утверждать, что эта музыка и сегодня востребована, она современна.

«Музыка Баха живёт полной жизнью и будет жить многие века, покуда существует поэзия и любовь к музыке в душах людей» А. Гедике.

Когда с высоты двух столетий мы обращаемся к музыке этого композитора, она представляется нам грандиозным фундаментом, на котором покоится всё музыкальное творчество нового и новейшего времени, включая нашу современность.

Слово «бах», как известно, по-немецки значит «ручей». Когда-то Бетховен сказал о своем великом предшественнике: «Не ручьём, а морем надо бы ему назваться!». Наверное, если бы Бетховен жил в наши дни, он бы говорил не о море, а об океане! Действительно, каждый из живших после Баха композиторов чему-нибудь у него учился. Своим учителем считали Баха композиторы классической поры, композиторы-романтики, композиторы реалистического направления, самые крайние направления декадентской музыки ХХ века вплоть до современного авангардизма.

Так или иначе, жизнь каждого настоящего музыканта начинается с Баха. Бах жил в сложное и трудное время — в эпоху распада феодального общества, и творил «между двух огней» — между двором и церковью. Он был первым из музыкантов, который не только осознал всю унизительность лакейского положения музыкантов, но и решительно восстал против такого положения, восстал против церкви, державшей в своих руках всю духовную жизнь народа. Исторические условия не давали Баху порвать с религиозно-церковными формами, он работал в церкви святого Фомы в Лейпциге, но он вложил в эти формы новое, глубоко человеческое содержание, бесконечно далёкое от всяких религиозных догм.

Орган — инструмент, которому Бах отдавал очень много своего вдохновения и мастерства.

Музыка Баха учит нас слушать друг друга, как в полифонии это делают голоса. Музыка Баха звучит в ХХI веке, значит она современна и не потеряла своей актуальности. Это шедевр, проверенное веками произведение. Произведения искусства живут в сердцах людей, в их душах. Пока они любимы, пока они волнуют нас — их жизнь продолжается.

·

www.ronl.ru

Современность музыки И. С. Баха

Методическая разработка урока по музыке в 8 классе

Тема урока: Современность музыки И.С.Баха

Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса

учащихся

Задачи: — Углубление понятия «Музыкальный стиль».

Понятие «Баховский стиль в музыке»;

— Развитие аналитических способностей учащихся

в сравнении музыкальных стилей разных эпох;

— Воспитание музыкальной культуры как части

общекультурного «самостоянья» человека

Оборудование: Видеомагнитофон с приставкой для DVD

дисков, магнитофон, диски CD, нотная запись

мелодии песни П.Сигера «We shall over come» на

доске, текст этой песни на столе у каждого ученика.

Тип урока: Комбинированный

Ход урока:

1.Организация урока.

Музыкальное приветствие.

После приветствия учитель напоминает, что верный ответ на вопрос учителя в ходе урока равняется одной ноте на нотном стане, и каждый ученик может получить оценку «отлично», если на нотном стане (на доске) напротив его фамилии зазвучит трезвучие (аккорд из трёх звуков) или оценку «хорошо», если зазвучит интервал (два звука).

2.Слушанье музыки.

Учитель просит учащихся послушать музыкальное произведение.

Звучит музыка (Токката и фуга ре минор И.С.Баха).

-Что это за музыка? Кто её автор? (Это музыка И.С.Баха)

-Как вы определили, что это музыка Баха? (Орган, полифоническая музыка)

На экране – портрет И.С.Баха и цитата из стихотворения

Л. Болеславского «Токката»:

О, грянь, орган, над головой

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни

В век бездуховный и слепой

— Сколько произведений прозвучало: одно или два? (Два)

— Как вы узнали?

(Они разные по характеру, темпу, кроме того, в первом произведении больше ощущается гомофонный склад музыки, вовтором – полифонический.)

Повторение материала 6 класса, понятия «музыкальный склад»

Первое произведение – «Токката».

Учитель поясняет значение слова «токката» и особенности этого жанра. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Токката – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов, выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении.

-Второе произведение — фуга. Что такое фуга?

Повторение материала 6 класса. Учащиеся объясняют своими словами. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Фуга – многоголосное произведение, основанное на проведении одной, двух, трёх тем во всех голосах по определённому плану.

Учитель предлагает прослушать это музыкальное произведение

ещё раз и проследить за развитием музыки.

-По какому принципу — интонационного сходства или контраста строится произведение? (Ответы учащихся после прослушивания)

-В основе музыкального произведения — интонационное сходство.

Развертывание одной мысли, одной идеи – характерная черта

фуг Баха. Учитель обращает внимание на то, что главное в музыке Баха – её внутреннее содержание. Сущность музыки Иоганна Себастьяна Баха — в глубочайшей человечности, самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своей музыке Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке. Это музыка возвышающая, «распрямляющая» человека. «Баховский стиль в музыке» можно назвать готикой музыкального искусства. Вот что писал композитор Бернстайн в книге «Музыка — всем»:

(На экране портрет композитора Бернстайна и цитата из его книги):

«Музыка его (Баха) не столь драматична как музыка

Брамса или Чайковского, потому что вся музыка 19 века

построена на принципе контраста, а у Баха его нет.

Бах имеет дело с одной идеей, темой, мыслью».

— А существовало ли во времена Баха понятие музыка «легкая» и «серьёзная»? (Ответы учащихся: «Да, существовало!»)

Звучит ещё одно произведение (фрагмент из Сюиты си минор Баха)

Как называется это произведение? («Шутка»)

Повторение материала 6 класса.

Это произведение написано в «легком» жанре? (Да)

— Хорошо сказано о «лёгком» и «серьёзном» в творчестве великого немецкого композитора в книге Кабалевского «Про 3-х китов и многое другое».

(На экране портрет композитора Кабалевского и цитата из его книги):

«Он (Бах) действительно был очень серьёзным

музыкантом, но никогда не был музыкантом скучным!»

— Как вы думаете, близка ли музыка Баха современному поколению? (Ответы учащихся)

— Чем объяснить популярность его музыки и тягу к ней в наши дни? (Ответы учащихся)

Творчество Баха – высшая точка расцвета полифонии в Европе. После смерти этого великого немецкого композитора его творчество было забыто на 100 лет. Композитор Мендельсон вернул музыке Баха былую славу. В наши дни на концерты «Баховской музыки», особенно органной, очень сложно достать билеты.

— Подскажите, в каких концертных залах нашего города мы можем послушать эту музыку? (Ответы учащихся)

3.Музыкально-оценочная пауза.

Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.

4.Разучивание песни.

— Как вы думаете, какое произведение Баха прозвучало бы в следующих обстоятельствах?

( Просмотр фрагмента видеофильма о митинге в Вашингтоне против войны во Вьетнаме).

После просмотра учитель повторяет свой вопрос:

— Какая музыка прозвучала бы – «серьёзная» или «легкая»?

(Серьёзная)

Звучит песня Пита Сигера «Всё преодолеем» на CD диске или в исполнении учителя.

Учитель предлагает разучить песню и обращает внимание на средства музыкальной выразительности во время разучивания.

— Какой характер мелодии? (Мелодия напевная, широкая, в ней чувствуется сила, внутренняя уверенность, собранность)

— Определите, в каком ладу написана песня? (В мажорном ладу)

Несмотря на внешнее несходство сочинений Баха и Сигера,

учитель ставит перед школьниками задачу:

— Найдите то общее, что объединяет по внутреннему

содержанию органную токкату и фугу Баха с песней Сигера?

(Оба этих произведения помогают людям ощутить в себе чувство собственного достоинства, стремление к правде, справедливости, благородству и т.д.)

Разучивание мелодии и работа над двухголосьем проводится с опорой на нотную запись на доске, текст на англ.языке (на столе у каждого).

При разучивании следует добиваться компактного звучания хора, избегать форсированного звука, стремиться к активности дыхания и четкой дикции, пропеванию длинных звуков в конце фраз, одновременному окончанию слов с закрытым слогом.

На этом уроке разучиваем 1-2 куплета песни. После разучивания можно задать еще один вопрос:

— Вы правильно отметили, в чем схожесть токкаты и фуги

Баха и песни Сигера. А что же их отличает? (Этот вопрос можно задать ребятам для размышления дома, как домашнее задание)

(Произведения написаны в разных жанрах, у них разный музыкальный склад: гомофонно — гармонический, полифонический, музыка Баха виртуозна и масштабна, П.Сигера – проста и лаконична и т.д.)

5.Музыкально-оценочная пауза.

Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.

6.Исполнение выученного материала песни «Всё преодолеем» всем классом, стоя.

Учащиеся поют 1 куплет песни (Учитель оценивает исполнение.)

7.Итог урока.

— Современна ли музыка И.С.Баха? Чем она близка нам?

(Ответы учащихся)

Учитель исполняет на фортепиано все аккорды и интервалы, которые «заработали» учащиеся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники, благодарит ребят за урок.

multiurok.ru

Исследовательская работа «Бах и современнсть»

li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_14-3>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_14-0>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_14-4>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_14-5>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_14-7>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_14-6>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_9-0{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-5{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_14-2>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_1-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_14-8>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-5{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_5-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-7{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_5-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_5-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-0{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_8-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_6-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_6-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_6-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_6-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_6-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-4{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_6-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_16-3{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_6-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_6-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_6-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_7-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_7-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_7-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_10-1>li:before{content:»o «}#doc9138688 .lst-kix_list_13-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-2{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_7-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-0{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_3-4{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_10-7>li:before{content:»o «}#doc9138688 .lst-kix_list_15-5>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_10-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_10-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_4-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-3{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_15-7>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_9-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_11-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_15-1>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_9-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_15-3>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_9-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_9-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_11-3>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_12-3>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_11-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_12-1>li:before{content:»o «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-0{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_9-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-1>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-7{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_11-7>li:before{content:»o «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_2-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-3>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_13-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-7{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-7>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-3{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_10-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_13-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_12-5>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_12-7>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_13-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_3-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_3-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_3-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_8-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_8-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_3-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_3-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-3{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_3-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_8-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_5-2{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_8-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_3-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_8-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_8-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_8-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-3{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_3-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_3-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_8-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_11-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_11-1>li:before{content:»o «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_13-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_11-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 .lst-kix_list_8-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_16-8>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 .lst-kix_list_16-7>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 .lst-kix_list_16-6>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_16-0>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_16-1>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-7{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_16-2>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_16-4>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_16-3>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 .lst-kix_list_16-5>li:before{content:»\002022 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_4-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-0{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_12-7{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_7-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_7-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_7-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_7-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-5{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_10-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-4{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_13-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_13-8>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-2{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_7-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_7-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_15-4>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_15-6>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_10-4>li:before{content:»o «}#doc9138688 .lst-kix_list_10-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-2{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_15-0>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_15-8>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_10-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_4-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_4-6>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-6{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_9-3>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_15-4{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_15-2>li:before{content:»\0025a0 «}#doc9138688 .lst-kix_list_10-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 .lst-kix_list_9-1>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_9-7>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_11-4>li:before{content:»o «}#doc9138688 .lst-kix_list_12-4>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_9-5>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-7{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-5{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-8{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_12-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_11-6>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 .lst-kix_list_1-0>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-2{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_11-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-3{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-2>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_12-0>li:before{content:»\0025cf «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_6-1{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-4>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_13-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-4{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-3{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-2{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_13-4>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-1{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-0{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-6>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-8{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-7{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_2-0>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_12-6>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-6{list-style-type:none}#doc9138688 ul.lst-kix_list_14-5{list-style-type:none}#doc9138688 .lst-kix_list_1-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 .lst-kix_list_2-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_13-2>li:before{content:»\0025ba «}#doc9138688 .lst-kix_list_12-8>li:before{content:»\0025aa «}#doc9138688 ol{margin:0;padding:0}#doc9138688 .c4{border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-right-width:1pt;border-left-color:#000000;vertical-align:top;border-right-color:#000000;border-left-width:1pt;border-top-style:solid;border-left-style:solid;border-bottom-width:1pt;width:41.4pt;border-top-color:#000000;border-bottom-style:solid}#doc9138688 .c6{border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-right-width:1pt;border-left-color:#000000;vertical-align:top;border-right-color:#000000;border-left-width:1pt;border-top-style:solid;border-left-style:solid;border-bottom-width:1pt;width:59.4pt;border-top-color:#000000;border-bottom-style:solid}#doc9138688 .c27{border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-right-width:1pt;border-left-color:#000000;vertical-align:top;border-right-color:#000000;border-left-width:1pt;border-top-style:solid;border-left-style:solid;border-bottom-width:1pt;width:89.3pt;border-top-color:#000000;border-bottom-style:solid}#doc9138688 .c10{border-right-style:solid;padding:0pt 5.4pt 0pt 5.4pt;border-bottom-color:#000000;border-top-width:1pt;border-right-width:1pt;border-left-color:#000000;vertical-align:top;border-right-color:#000000;border-left-width:1pt;border-top-style:solid;border-left-style:solid;border-bottom-width:1pt;width:165.6pt;border-top-color:#000000;border-bottom-style:solid}#doc9138688 .c1{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify;direction:ltr}#doc9138688 .c11{color:#0000ff;font-weight:normal;text-decoration:none;vertical-align:baseline;font-size:12pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc9138688 .c31{padding-top:0pt;padding-bottom:35.5pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;direction:ltr;margin-right:18pt}#doc9138688 .c5{padding-top:5pt;padding-bottom:5pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:justify;direction:ltr}#doc9138688 .c8{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:left;direction:ltr}#doc9138688 .c3{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;text-align:center;direction:ltr}#doc9138688 .c19{padding-top:0pt;padding-bottom:0pt;line-height:1.0;orphans:2;widows:2;direction:ltr}#doc9138688 .c32{color:#0000ff;font-weight:bold;vertical-align:baseline;font-size:36pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:italic}#doc9138688 .c2{color:#0000ff;font-weight:bold;text-decoration:underline;vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:»Times New Roman»}#doc9138688 .c17{color:#0000ff;font-weight:normal;vertical-align:baseline;font-size:36pt;font-family:»Times New Roman»;font-style:normal}#doc9138688 .c0{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:normal}#doc9138688 .c13{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:bold}#doc9138688 .c18{vertical-align:baseline;font-size:22pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:normal}#doc9138688 .c23{color:#0000ff;font-weight:bold;vertical-align:baseline;font-size:28pt;font-family:»Times New Roman»}#doc9138688 .c29{color:#0000ff;font-weight:normal;vertical-align:baseline;font-size:28pt;font-family:»Times New Roman»}#doc9138688 .c16{vertical-align:baseline;font-size:20pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:normal}#doc9138688 .c7{vertical-align:baseline;font-size:16pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:bold}#doc9138688 .c34{vertical-align:baseline;font-size:22pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:bold}#doc9138688 .c12{vertical-align:baseline;font-size:18pt;font-family:»Times New Roman»;color:#0000ff;font-weight:normal}#doc9138688 .c30{background-color:#ffffff;max-width:510.2pt;padding:28.4pt 28.4pt 28.4pt 56.7pt}#doc9138688 .c21{margin-left:-5.4pt;border-collapse:collapse;margin-right:auto}#doc9138688 .c26{padding:0;margin:0}#doc9138688 .c25{margin-left:36pt;padding-left:0pt}#doc9138688 .c9{height:26pt}#doc9138688 .c20{height:0pt}#doc9138688 .c33{height:45pt}#doc9138688 .c14{height:11pt}#doc9138688 .c15{text-decoration:underline}#doc9138688 .c22{height:42pt}#doc9138688 .c28{height:39pt}#doc9138688 .c24{height:56pt}#doc9138688 .title{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:36pt;padding-bottom:6pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 .subtitle{padding-top:18pt;color:#666666;font-size:24pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Georgia»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;font-style:italic;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 li{color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»}#doc9138688 p{margin:0;color:#000000;font-size:11pt;font-family:»Arial»}#doc9138688 h2{padding-top:24pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:24pt;padding-bottom:6pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 h3{padding-top:18pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:18pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 h4{padding-top:14pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:14pt;padding-bottom:4pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 h5{padding-top:12pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:12pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 h5{padding-top:11pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:11pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 h6{padding-top:10pt;color:#000000;font-weight:bold;font-size:10pt;padding-bottom:2pt;font-family:»Arial»;line-height:1.15;page-break-after:avoid;orphans:2;widows:2;text-align:left}#doc9138688 ]]>

Научно – практическая конференция.

Доклад по музыке на тему:

« И. С. Бах и современность»

                                                       Выполнила:

                                                                  Ученик 7 В класса

                                                             МБОУ СОШ № 46

                                                               Познякович Дмитрий.

 

                                                          Руководитель:

                                                                        Ибрагимова Н. В.

г. Хабаровск

 

Цель проекта:

 

  Выяснить,   влияет ли духовная музыка Иоганна Себастьяна Баха на возрождение духовности у современной молодёжи.

 

Задачи:   

  • Познакомить с творческой биографией композитора.
  • Познакомить с духовной музыкой И. С. Баха.
  • Исследовательская работа: «Отношение современных    школьников к музыке И. С. Баха».

Актуальность проекта:

   Не секрет, что в наш современный век происходит разложение морального облика молодёжи  средствами массовой информации. Таким образом, остро встал вопрос о возрождении духовности у молодого поколения.

    Эпиграф: “Нет ничего более прекрасного как приближаться к божественному и распространять его лучи на человечество”           (Бетховен).

    Жизненный и творческий путь композитора:

Родился Иоганн Бах 21 марта 1685 года в городе Эйзенах (Германия) в музыкальной семье. В 10 — летнем возрасте Иоганн остался без родителей, и его  воспитанием занялся дядя, который учил племянника искусству игры на органе. Кроме того, мальчик имел очень красивый и чистый голос, поэтому его взяли в хор при церкви.

      С 15 лет Бах начинает самостоятельно добывать средства к существованию. В течение жизни, часто переезжая из города в город, он работает то органистом, то придворным музыкантом, то руководителем небольшого оркестра, где приходится аккомпанировать и развлекать местную знать игрой на клавесине. Одно время Бах работает руководителем певческой школы при церкви.

В последние годы жизни Бах страдал болезнью глаз. Уже совсем ослепнув, он продолжает сочинять, диктуя свои произведения под запись. Великий композитор умер в 1750 году.

О музыке Иоганна Себастьяна Баха, почти не известной при его жизни,  совсем забыли после его смерти. Это забвение длилось почти 100 лет. Только в 1829году под управлением композитора Мендельсона  было публично исполнено величайшее произведение  —  «Страсти по Матфею». С этого момента музыканты всего мира начали исполнять его музыку, интерес к которой не только не угас до сих пор, но с каждым годом возрастает.

     Духовная музыка в творчестве И. С. Баха.

Иоганн Себастьян Бах – автор более чем 1000 произведений, написанных в самых различных жанрах. Духовная музыка занимает особое место в творчестве композитора.

      ДУХОВНАЯ МУЗЫКА — музыка, связанная с текстами религиозного содержания и предназначенная для исполнения во время богослужения.

«Богослужение – это такой удивительный праздник жизни, на котором людям служит сам бог. Он дарит им свою любовь, свою радость, лечит душевные и телесные болячки, чтобы, выйдя из храма, мы могли понести его свет и тепло другим. Но душа человека не сразу может принять эти дары. И музыка призвана дать им нужный настрой. Чем глубже и искреннее она будет, тем легче человек раскроется навстречу Христу». (Бах – Моцарту)

    Для И. С. Баха Христос – высшая ценность, основа бытия, морали, самой жизни. Будучи верующим человеком (протестантом), он посвятил себя и свой гений лучшему из кого – либо живших на свете, символу духовности и жертвенности – Иисусу Христу. Поэтому духовная музыка занимает особое место в творчестве композитора. 

Современен ли Бах сегодня?


Шопенгауэр заметил, что все то, что претендует на современность, быстрее всего и устаревает.
А с другой стороны, те, кто просто живет в своем времени и соответствует ему, о том не заботясь, а стараясь проникнуть в суть жизни и законы души, оказываются современными всегда, вечно. Платон и Сократ, Моисей и Христос, Будда и Конфуций современны всегда, вечно свежи, как и Пушкин и Толстой, как Бах и Моцарт…

Исследовательская работа: «Отношение современных    школьников к музыке И. С. Баха».

   №

вопроса

Классы, в которых проходило

анкетирование:

 7  А

  7 Б

  7 В

Всего учеников, которые ответили «да»:

1

Приходилось  ли вам слушать музыку И.С.Баха до знакомства на уроках музыки?

    11

    8

  8

      27

2

Прослушиваете ли вы периодически музыку И. С. Баха дома?

     2

    3

  2

     7

3

Как вы думаете, музыка И. С. Баха способствует возрождению духовности?

    5

    2

  2

    9

4

Согласны ли вы с убеждением, что музыка И. С. Баха –  навсегда!

    6

   14

  4

   24

Всего учеников приняли участие в анкетировании:

   24

   27

 16

   67

Среди  семиклассников школы №46 проводился социологический опрос. Цель анкетирования состояла в том, чтобы выяснить отношение современных школьников к музыке И. С. Баха.

В ходе исследования выяснилось, что 50 % учеников слышали  музыку Баха до знакомства  с нею на уроках музыки, а 13 % опрошенных периодически слушают произведения великого композитора.

На вопрос, способствует  ли музыка Баха  возрождению духовности у современной молодёжи, 17 % семиклассников ответили утвердительно, 44 % школьников согласились с мнением, что музыка И. С. Баха останется современной всегда.

   Практическая значимость проекта:

    Формирование общечеловеческих ценностей и воспитание потребности духовно-нравственного роста у учащихся через духовную музыку И. С. Баха.

Вывод:   Во все времена человек дышит, мыслит и чувствует одинаково, продолжает мучиться одинаковыми вопросами, задавая их себе из века в век. Если духовная музыка прошлых столетий не ушла в небытиё, а востребована и в наши дни, значит вопросы поиска Истины, Добра, Любви, Красоты, Веры остаются открытыми. И распахнута душа для сокровенного…

nsportal.ru

Современность музыки И. С. Баха

Современность музыки И. С. Баха — страница №1/1


Методическая разработка урока по музыке в 8 классе

учителя Сачковой С.К.

гимназии № 397 им. Г.В. Старовойтовой

Кировского района Санкт – Петербурга

Тема урока: Современность музыки И.С.Баха

Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса

учащихся
Задачи: — Углубление понятия «Музыкальный стиль».

Понятие «Баховский стиль в музыке»;
— Развитие аналитических способностей учащихся

в сравнении музыкальных стилей разных эпох;


— Воспитание музыкальной культуры как части

общекультурного «самостоянья» человека

Оборудование: Видеомагнитофон с приставкой для DVD

дисков, магнитофон, диски CD, нотная запись

мелодии песни П.Сигера «We shall over come» на

доске, текст этой песни на столе у каждого ученика.


Тип урока: Комбинированный
Ход урока:

1.Организация урока.


  • Музыкальное приветствие.

После приветствия учитель напоминает, что верный ответ на вопрос учителя в ходе урока равняется одной ноте на нотном стане, и каждый ученик может получить оценку «отлично», если на нотном стане (на доске) напротив его фамилии зазвучит трезвучие (аккорд из трёх звуков) или оценку «хорошо», если зазвучит интервал (два звука).

2.Слушанье музыки.

Учитель просит учащихся послушать музыкальное произведение.



  • Звучит музыка (Токката и фуга ре минор И.С.Баха).

Что это за музыка? Кто её автор? (Это музыка И.С.Баха)

Как вы определили, что это музыка Баха? (Орган, полифоническая музыка)

На экране – портрет И.С.Баха и цитата из стихотворения

Л. Болеславского «Токката»:

О, грянь, орган, над головой

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни

В век бездуховный и слепой

Сколько произведений прозвучало: одно или два? (Два)

— Как вы узнали?

(Они разные по характеру, темпу, кроме того, в первом произведении больше ощущается гомофонный склад музыки, вовтором – полифонический.)



  • Повторение материала 6 класса, понятия «музыкальный склад»

Первое произведение – «Токката».

Учитель поясняет значение слова «токката» и особенности этого жанра. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Токката – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов, выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении.

-Второе произведение — фуга. Что такое фуга?


  • Повторение материала 6 класса. Учащиеся объясняют своими словами. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Фуга – многоголосное произведение, основанное на проведении одной, двух, трёх тем во всех голосах по определённому плану.

  • Учитель предлагает прослушать это музыкальное произведение

ещё раз и проследить за развитием музыки.

По какому принципу — интонационного сходства или контраста строится произведение? (Ответы учащихся после прослушивания)

-В основе музыкального произведения — интонационное сходство.

Развертывание одной мысли, одной идеи – характерная черта

фуг Баха. Учитель обращает внимание на то, что главное в музыке Баха – её внутреннее содержание. Сущность музыки Иоганна Себастьяна Баха — в глубочайшей человечности,
самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своей музыке Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке. Это музыка возвышающая, «распрямляющая» человека. «Баховский стиль в музыке» можно назвать готикой музыкального искусства. Вот что писал композитор Бернстайн в книге «Музыка — всем»:


(На экране портрет композитора Бернстайна и цитата из его книги):

«Музыка его (Баха) не столь драматична как музыка

Брамса или Чайковского, потому что вся музыка 19 века

построена на принципе контраста, а у Баха его нет.

Бах имеет дело с одной идеей, темой, мыслью».

— А существовало ли во времена Баха понятие музыка «легкая» и «серьёзная»? (Ответы учащихся: «Да, существовало!»)


  • Звучит ещё одно произведение (фрагмент из Сюиты си минор Баха)

Как называется это произведение? («Шутка»)

  • Повторение материала 6 класса.

Это произведение написано в «легком» жанре? (Да)

Хорошо сказано о «лёгком» и «серьёзном» в творчестве великого немецкого композитора в книге Кабалевского «Про 3-х китов и многое другое».

(На экране портрет композитора Кабалевского и цитата из его книги):

«Он (Бах) действительно был очень серьёзным

музыкантом, но никогда не был музыкантом скучным!»
Как вы думаете, близка ли музыка Баха современному поколению? (Ответы учащихся)

— Чем объяснить популярность его музыки и тягу к ней в наши дни? (Ответы учащихся)

Творчество Баха – высшая точка расцвета полифонии в Европе. После смерти этого великого немецкого композитора его творчество было забыто на 100 лет. Композитор Мендельсон вернул музыке Баха былую славу. В наши дни на концерты «Баховской музыки», особенно органной, очень сложно достать билеты.

— Подскажите, в каких концертных залах нашего города мы можем послушать эту музыку? (Ответы учащихся)
3.Музыкально-оценочная пауза.


  • Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.

4.Разучивание песни.

Как вы думаете, какое произведение Баха прозвучало бы в следующих обстоятельствах?


  • ( Просмотр фрагмента видеофильма о митинге в Вашингтоне против войны во Вьетнаме).

После просмотра учитель повторяет свой вопрос:

Какая музыка прозвучала бы – «серьёзная» или «легкая»?

(Серьёзная)



  • Звучит песня Пита Сигера «Всё преодолеем» на CD диске или в исполнении учителя.

Учитель предлагает разучить песню и обращает внимание на средства музыкальной выразительности во время разучивания.

Какой характер мелодии? (Мелодия напевная, широкая, в ней чувствуется сила, внутренняя уверенность, собранность)

Определите, в каком ладу написана песня? (В мажорном ладу)

Несмотря на внешнее несходство сочинений Баха и Сигера,

учитель ставит перед школьниками задачу:

Найдите то общее, что объединяет по внутреннему

содержанию органную токкату и фугу Баха с песней Сигера?

(Оба этих произведения помогают людям ощутить в себе чувство собственного достоинства, стремление к правде, справедливости, благородству и т.д.)

Разучивание мелодии и работа над двухголосьем проводится с опорой на нотную запись на доске, текст на англ.языке (на столе у каждого).

При разучивании следует добиваться компактного звучания хора, избегать форсированного звука, стремиться к активности дыхания и четкой дикции, пропеванию длинных звуков в конце фраз, одновременному окончанию слов с закрытым слогом.

На этом уроке разучиваем 1-2 куплета песни. После разучивания можно задать еще один вопрос:

Вы правильно отметили, в чем схожесть токкаты и фуги

Баха и песни Сигера. А что же их отличает? (Этот вопрос можно задать ребятам для размышления дома, как домашнее задание)

(Произведения написаны в разных жанрах, у них разный музыкальный склад: гомофонно — гармонический, полифонический, музыка Баха виртуозна и масштабна, П.Сигера – проста и лаконична и т.д.)


5.Музыкально-оценочная пауза.

  • Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.

6.Исполнение выученного материала песни «Всё преодолеем» всем классом, стоя.


  • Учащиеся поют 1 куплет песни (Учитель оценивает исполнение.)

7.Итог урока.

Современна ли музыка И.С.Баха? Чем она близка нам?

(Ответы учащихся)



  • Учитель исполняет на фортепиано все аккорды и интервалы, которые «заработали» учащиеся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники, благодарит ребят за урок.

shikardos.ru

Музыка Баха

Бах — явление всехристианского масштаба. Его музыка — вне конфессиональных границ, она экуменична в самом исконном значении этого слова, ибо принадлежит вселенной и всякому ее гражданину.

Баха можно назвать православным композитором в том смысле, что в течение всей своей жизни он учился правильно славить Бога: свои партитуры он украшал надписями «Одному Богу слава» (Soli Deo gloria), «Иисус, помоги» (Jesu, juva), причем эти надписи были для него не словесными формулами, но исповеданием веры, проходящим через все его творчество. Музыка для него была богослужением.

Музыка Баха глубоко мистична, потому что основана на том опыте молитвы и служения Богу, который выходит за пределы конфессиональных границ и является достоянием всего человечества.

Музыка Баха как никогда современна. Бах с его глубиной и трагизмом особенно близок человеку нашего времени, прошедшему через весь ужас и все потрясения XX столетия и окончательно потерявшему веру во все гуманистические попытки преобразить мир без Бога. Человечеству понадобилось несколько веков, чтобы осознать то, что Бах сознавал всем своим существом: нет и не может быть на земле истинного счастья, кроме одного — служить Богу и воспевать славу Божию.


Сам Бах отличался глубоким смирением и никогда не думал о себе высоко. Своим главным положительным качеством он считал трудолюбие. На вопрос о том, как он достиг такого совершенства в искусстве, Бах скромно отвечал: «Мне пришлось быть прилежным. Кто будет столь же прилежен, достигнет того же.»

У Баха было 20 детей.
Семеро от первой жены – Марии Барбары Бах (1684 — 1720) и 13 от второй — Анны Магдалены Вилькен (1701 — 1760), только девять из них пережили отца. Четверо сыновей стали композиторами.


Художник Балтазар Деннер «Иоганн Себастьян Бах с сыновьями»

Каждый пред Богом наг.
Жалок, наг и убог.
В каждой музыке Бах,
В каждом из нас Бог.
(И. Бродский)

«В каждой музыке — Бах…» — Митрополит Иларион (Алфеев)

http://zoyae.livejournal.com/64331.html?thread=794443

philharmonic.tomsk.ru

Тема урока: Современность музыки И. С. Баха Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса учащихся Задачи: Углубление понятия «Музыкальный стиль»

Методическая разработка урока по музыке в 8 классе

учителя Сачковой С.К.

гимназии № 397 им. Г.В. Старовойтовой

Кировского района Санкт – Петербурга

Тема урока: Современность музыки И.С.Баха

Цель урока: Формирование высокого музыкального вкуса

учащихся
Задачи: — Углубление понятия «Музыкальный стиль».

Понятие «Баховский стиль в музыке»;
— Развитие аналитических способностей учащихся

в сравнении музыкальных стилей разных эпох;


— Воспитание музыкальной культуры как части

общекультурного «самостоянья» человека

Оборудование: Видеомагнитофон с приставкой для DVD

дисков, магнитофон, диски CD, нотная запись

мелодии песни П.Сигера «We shall over come» на

доске, текст этой песни на столе у каждого ученика.


Тип урока: Комбинированный
Ход урока:

1.Организация урока.


  • Музыкальное приветствие.

После приветствия учитель напоминает, что верный ответ на вопрос учителя в ходе урока равняется одной ноте на нотном стане, и каждый ученик может получить оценку «отлично», если на нотном стане (на доске) напротив его фамилии зазвучит трезвучие (аккорд из трёх звуков) или оценку «хорошо», если зазвучит интервал (два звука).

2.Слушанье музыки.

Учитель просит учащихся послушать музыкальное произведение.



  • Звучит музыка (Токката и фуга ре минор И.С.Баха).

Что это за музыка? Кто её автор? (Это музыка И.С.Баха)

Как вы определили, что это музыка Баха? (Орган, полифоническая музыка)

На экране – портрет И.С.Баха и цитата из стихотворения

Л. Болеславского «Токката»:

О, грянь, орган, над головой

И каждого, как светом в полдень,

Навек духовностью наполни

В век бездуховный и слепой

Сколько произведений прозвучало: одно или два? (Два)

— Как вы узнали?

(Они разные по характеру, темпу, кроме того, в первом произведении больше ощущается гомофонный склад музыки, вовтором – полифонический.)



  • Повторение материала 6 класса, понятия «музыкальный склад»

Первое произведение – «Токката».

Учитель поясняет значение слова «токката» и особенности этого жанра. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Токката – виртуозная музыкальная пьеса для клавишных инструментов, выдержанная в быстром, чётко ритмованном движении.

-Второе произведение — фуга. Что такое фуга?


  • Повторение материала 6 класса. Учащиеся объясняют своими словами. Запись на доске (учащиеся – в тетрадях):

! Фуга – многоголосное произведение, основанное на проведении одной, двух, трёх тем во всех голосах по определённому плану.

  • Учитель предлагает прослушать это музыкальное произведение

ещё раз и проследить за развитием музыки.

По какому принципу — интонационного сходства или контраста строится произведение? (Ответы учащихся после прослушивания)

-В основе музыкального произведения — интонационное сходство.

Развертывание одной мысли, одной идеи – характерная черта

фуг Баха. Учитель обращает внимание на то, что главное в музыке Баха – её внутреннее содержание. Сущность музыки Иоганна Себастьяна Баха — в глубочайшей человечности,
самозабвенной любви к людям. Он сострадает человеку в горе, разделяет его радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своей музыке Бах показывает самое благородное и прекрасное, что таится в человеке. Это музыка возвышающая, «распрямляющая» человека. «Баховский стиль в музыке» можно назвать готикой музыкального искусства. Вот что писал композитор Бернстайн в книге «Музыка — всем»:


(На экране портрет композитора Бернстайна и цитата из его книги):

«Музыка его (Баха) не столь драматична как музыка

Брамса или Чайковского, потому что вся музыка 19 века

построена на принципе контраста, а у Баха его нет.

Бах имеет дело с одной идеей, темой, мыслью».

— А существовало ли во времена Баха понятие музыка «легкая» и «серьёзная»? (Ответы учащихся: «Да, существовало!»)


  • Звучит ещё одно произведение (фрагмент из Сюиты си минор Баха)

Как называется это произведение? («Шутка»)

  • Повторение материала 6 класса.

Это произведение написано в «легком» жанре? (Да)

Хорошо сказано о «лёгком» и «серьёзном» в творчестве великого немецкого композитора в книге Кабалевского «Про 3-х китов и многое другое».

(На экране портрет композитора Кабалевского и цитата из его книги):

«Он (Бах) действительно был очень серьёзным

музыкантом, но никогда не был музыкантом скучным!»
Как вы думаете, близка ли музыка Баха современному поколению? (Ответы учащихся)

— Чем объяснить популярность его музыки и тягу к ней в наши дни? (Ответы учащихся)

Творчество Баха – высшая точка расцвета полифонии в Европе. После смерти этого великого немецкого композитора его творчество было забыто на 100 лет. Композитор Мендельсон вернул музыке Баха былую славу. В наши дни на концерты «Баховской музыки», особенно органной, очень сложно достать билеты.

— Подскажите, в каких концертных залах нашего города мы можем послушать эту музыку? (Ответы учащихся)
3.Музыкально-оценочная пауза.


  • Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.

4.Разучивание песни.

Как вы думаете, какое произведение Баха прозвучало бы в следующих обстоятельствах?


  • ( Просмотр фрагмента видеофильма о митинге в Вашингтоне против войны во Вьетнаме).

После просмотра учитель повторяет свой вопрос:

Какая музыка прозвучала бы – «серьёзная» или «легкая»?

(Серьёзная)



  • Звучит песня Пита Сигера «Всё преодолеем» на CD диске или в исполнении учителя.

Учитель предлагает разучить песню и обращает внимание на средства музыкальной выразительности во время разучивания.

Какой характер мелодии? (Мелодия напевная, широкая, в ней чувствуется сила, внутренняя уверенность, собранность)

Определите, в каком ладу написана песня? (В мажорном ладу)

Несмотря на внешнее несходство сочинений Баха и Сигера,

учитель ставит перед школьниками задачу:

Найдите то общее, что объединяет по внутреннему

содержанию органную токкату и фугу Баха с песней Сигера?

(Оба этих произведения помогают людям ощутить в себе чувство собственного достоинства, стремление к правде, справедливости, благородству и т.д.)

Разучивание мелодии и работа над двухголосьем проводится с опорой на нотную запись на доске, текст на англ.языке (на столе у каждого).

При разучивании следует добиваться компактного звучания хора, избегать форсированного звука, стремиться к активности дыхания и четкой дикции, пропеванию длинных звуков в конце фраз, одновременному окончанию слов с закрытым слогом.

На этом уроке разучиваем 1-2 куплета песни. После разучивания можно задать еще один вопрос:

Вы правильно отметили, в чем схожесть токкаты и фуги

Баха и песни Сигера. А что же их отличает? (Этот вопрос можно задать ребятам для размышления дома, как домашнее задание)

(Произведения написаны в разных жанрах, у них разный музыкальный склад: гомофонно — гармонический, полифонический, музыка Баха виртуозна и масштабна, П.Сигера – проста и лаконична и т.д.)


5.Музыкально-оценочная пауза.

  • Учитель исполняет на фортепиано то количество аккордов и интервалов, которое «заработали» учащиеся на этом этапе урока. Называет фамилии учащихся, которые получили оценки.

6.Исполнение выученного материала песни «Всё преодолеем» всем классом, стоя.


  • Учащиеся поют 1 куплет песни (Учитель оценивает исполнение.)

7.Итог урока.

Современна ли музыка И.С.Баха? Чем она близка нам?

(Ответы учащихся)



  • Учитель исполняет на фортепиано все аккорды и интервалы, которые «заработали» учащиеся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники, благодарит ребят за урок.

grandov.ru

«Музыка Баха — компонент современной жизни»

Апрель для композитора и пианиста Антона Батагова завершился публичным выступлением в столице. Произведения Баха он исполнил в Светлановском зале Московского международного Дома музыки. Когда первые эмоции спали, музыкант «современной классики» побеседовал с корреспондентом InterMedia Анной Ефановой.

— Какие впечатления оставил у вас прошедший концерт?

— Он стал для меня особым опытом — огромный зал, программа, которая только кажется всем понятной. На самом деле, играть ее сложно: два часа внутренне углубленной музыки. И люди действительно внимательно слушали, а потом кто-то описывал свои переживания в Facebook. Ради этого имеет смысл играть. Я очень рад тому, что случилось.

— Вам не мешали звонки телефонов, кашель слушателей?

— Нет, это живая жизнь. Я ведь играю для людей. Большинство уже привыкло отключать телефоны, но кто-то еще не совсем. А кашель – это освобождение от неврозов, комплексов, из которых состоит современный мир.

— Ваша внутренняя настройка отличается при исполнении Баха, своих сочинений, произведений других композиторов?

— Если говорить о внутреннем наполнении — нет. Когда я готовлюсь к концертам, все происходит по одному сценарию. Ты ведь всегда хочешь выразить нечто подобное тому, что когда-то написал Бах. В принципе ведь вся музыка написана про одно и то же.

Те или иные ноты возникли у него не просто так. Его музыкальные сочинения представляют собой как бы конструктор из нескольких мотивов. В те времена из них состояли все произведения, и через них можно было выразить содержание, связанное с Евангелием и его осмыслением так, что все поймут. Поэтому настройка музыканта — не просто сыграть на концерте, а войти в молитвенное и медитативное состояние, когда играешь Баха.

— Как слушателям найти ощущения, которые были бы близки вам?

— Вряд ли им можно сказать: «В день, когда пойдете на концерт, с утра прочитайте вот это, подумайте об этом, посмотрите в небо» — это выглядело бы навязчиво и напоминало бы диктатуру. Но я бы просто посоветовал им побыть не в суете. Если есть возможность — оказаться на природе или в каком-то уединенном место. А вообще нужно научиться входить в сосредоточенное состояние где угодно, в любом месте, в любой ситуации. Слушать себя и то, что теплится внутри нас, независимо от обстоятельств.

— Что характерно для вашего звучания?

— Трудно объяснить. Оно не такое, как ожидают услышать любители классических концертов. Хоть по образованию я — классический пианист, но меня совершенно не трогает тот звук, который обычно извлекают из рояля сегодняшние исполнители классики. Мне гораздо ближе то прикосновение, которое бывает у джазистов или рокеров, где всё очень личное. Это гораздо более одушевленный контакт с инструментом.

— От чего зависит ваш фортепианный звук?

— От реакции рояля на то, что я с ним делаю. Ты становишься с ним единым целым. И это каждый раз происходит по-разному. Прикосновение ведь нельзя зафиксировать. В следующий раз невозможно сыграть так, как играл до этого. Это всегда сиюминутная, спонтанная игра с клавиатурой, педалями, акустикой зала.

— Вам нравятся конкретные марки роялей?

— Для меня, как и во всем мире, эталоном звучания является Steinway. Но, например, у Fazioli – свой особый магический мир. От него идут импульсы, которые диктуют то или иное исполнение. Конечно, Bosendorfer — потрясающий рояль. Очень мягкий звук у инструментов начала ХХ века. Рояли очень разные, и они меняются со временем так же, как и все остальное. Как и мы сами.

— Как вы оцениваете баховскую современность?

— Музыка Баха в современном мире бывает исполнена в нейтральной «классической» манере, а бывают гораздо более живые «аутентичные» варианты. Но всё равно, даже когда мы берем в руки старинные инструменты, мы играем на них, как современные люди. Хотя вроде бы думаем, что воспроизводим ту атмосферу. В любом явлении проявляется видение сегодняшнего человека. И то, может ли он сказать что-то с помощью музыки, или не может. Это от людей зависит.

— Что говорила Татьяна Николаева? Вам посчастливилось у нее учиться в Московской консерватории пять лет.

— По-настоящему я даже не до конца понимал тогда, насколько Татьяна Петровна уникальный человек и музыкант. В ней сочеталась женственность и неброская мудрость. Такое глубоко индивидуальное сочетание, его больше ни у кого нет.

Сейчас мир изменился. В каком-то смысле, нам сейчас даже важнее услышать то, что Николаева говорила через музыку, чем 25 лет назад. Во время учебы в консерватории все было слишком близко. Ты приходишь на ее концерты, общаешься, она с тобой занимается — это воспринималось как само собой разумеющееся ежедневное дело.

— Татьяне Петровне нравилось, как сочинения Баха исполнял Гленн Гульд. Вы так же относитесь к его фортепианным интерпретациям, как она относилась?

— В свое время я, как и многие, его не просто любил, а почти боготворил. Но в какой-то момент я понял, что Рихтер глубже и выше. В его исполнении есть какая-то надчеловеческая истина. Но это мое субъективное мнение. С ним можно не согласиться.

— В вашем исполнении еще прозвучит Бах в Москве?

— Эту программу вряд ли сыграю еще раз, а что-то другое — возможно. В 1993-м году я записал на компакт-диск «Искусство фуги», но никогда его не играл публично. Это как раз был тот период, когда я постепенно шел к прекращению выступлений. И прекратил на 12 лет. Теперь, когда я снова выступаю, я думаю, что «Искусство фуги» можно было бы сыграть живьем. Правда, три часа музыки — это своего рода «экстрим». Может быть, рискну. Посмотрим, как получится.

www.intermedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *