Устное народное творчество киевской руси – Устное народное творчество Киевской Руси XI — XIII вв.

Содержание

Куль­ту­ра Ки­ев­ской Руси IX–XII вв.

1. Введение

Раз­ви­тие куль­ту­ры Древ­ней Руси не оста­но­ви­ло даже на­ше­ствие мон­го­лов и уста­но­вив­ше­е­ся иго. Какие на­прав­ле­ния раз­ви­ва­лись осо­бен­но ин­тен­сив­но? Что ха­рак­тер­но для раз­ви­тия куль­ту­ры Руси этого пе­ри­о­да?

1. Уст­ное на­род­ное твор­че­ство

Фольк­лор­ное твор­че­ство Древ­ней Руси, ухо­дя­щие сво­и­ми кор­ня­ми в язы­че­ские об­ря­ды во­сточ­ных сла­вян, было чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ным.Но­осо­бое место в уст­ном на­род­ном твор­че­стве все­гда за­ни­ма­ли бы­ли­ны, или ста­ри­ны, ко­то­рые стали на­сто­я­щи­ми ше­дев­ра­ми древ­не­рус­ско­го фольк­ло­ра. К числу древ­ней­ших рус­ских ста­рин, со­здан­ных в IX–ХII вв., боль­шин­ство ис­то­ри­ков (Б. Ры­ба­ков, И. Фро­я­нов, Р. Липец, В. Ко­жи­нов) от­но­сят цикл былин об Илье Му­ров­ля­нине (Му­ром­це), Ми­ку­ле Се­ля­ни­но­ви­че, о Со­ло­вье-раз­бой­ни­ке, бы­ли­ны «Доб­ры­ня и змей» и «Доб­ры­ня-сват», «Иван — го­сти­ный сын», «Ми­хай­ло Потык», «Сухан», «Алеша По­по­вич и Ту­га­рин»и др.

Рис. 1. Со­ло­вей-раз­бой­ник. Юдин Г. (Ис­точ­ник)

2. Воз­ник­но­ве­ние и раз­ви­тие пись­мен­но­сти

В со­вре­мен­ной ис­то­ри­че­ской науке до сих пор не пре­кра­ща­ет­ся спор о вре­ме­ни по­яв­ле­ния пись­мен­но­сти в Древ­ней Руси. Одни ис­то­ри­ки и фи­ло­ло­ги (Ф. Бу­сла­ев, А. Шах­ма­тов, А. Кузь­мин) утвер­жда­ют, что она по­яви­лась од­но­вре­мен­но с про­цес­сом офи­ци­аль­но­го кре­ще­ния Руси в конце Х — на­ча­ле XI вв. Их оп­по­нен­ты (В. Ис­трин, Д. Ли­ха­чев) го­во­рят о том, что есть неоспо­ри­мые сви­де­тель­ства о су­ще­ство­ва­нии во­сточ­но­сла­вян­ской пись­мен­но­сти за­дол­го до кре­ще­ния Руси. Но как бы то ни было, по­дав­ля­ю­щее боль­шин­ство уче­ных свя­зы­ва­ют по­яв­ле­ние рус­ской пись­мен­но­сти с име­на­ми зна­ме­ни­тых со­лун­ских бра­тьев Ки­рил­ла (827–869 гг.) и Ме­фо­дия (815–885 гг.), со­здав­ших две древ­ней­ших сла­вян­ских аз­бу­ки — 

гла­го­ли­цу и ки­рил­ли­цу.

Рис. 2. Ки­рилл и Ме­фо­дий (Ис­точ­ник)

Среди пись­мен­ных па­мят­ни­ков Древ­ней Руси, со­хра­нив­ших­ся до наших дней, осо­бое место за­ни­ма­ют «Пу­тя­ти­на Минея» (1130 г.), Остро­ми­ро­во Еван­ге­лие (1056/57 гг.), «Из­бор­ни­ки» Свя­то­сла­ва (1073 и 1076 гг.), Ар­хан­гель­ское Еван­ге­лие (1092 г.) и Мсти­сла­во­во Еван­ге­лие (1115 г.).

Рис. 3. Остро­ми­ро­во Еван­ге­лие (Ис­точ­ник)

Рас­про­стра­не­ние пись­мен­но­сти и гра­мот­но­сти на Руси со­про­вож­да­лось со­зда­ни­ем пер­вых рус­ских биб­лио­тек. Са­мы­ми круп­ны­ми хра­ни­ли­ща­ми книг были Со­фий­ские со­бо­ры в Нов­го­ро­де, Киеве и По­лоц­ке, Ки­е­во-Пе­чер­ский и Юрьев­ский мо­на­сты­ри, а также част­ные со­бра­ния кня­зей Яро­сла­ва Муд­ро­го, Все­во­ло­да Яро­сла­ви­ча, Яро­сла­ва Осмо­мыс­ла, кня­гинь Еф­ро­си­ньи По­лоц­кой и Еф­ро­си­ньи Суз­даль­ской, ар­хи­манд­ри­та Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го и мит­ро­по­ли­та Кли­мен­та Смо­ля­ти­ча.

Рис. 4. Со­фий­ский собор в Нов­го­ро­де (Ис­точ­ник)

3. Древ­не­рус­ское ле­то­пи­са­ние и ли­те­ра­ту­ра

Раз­ви­тие пись­мен­ной куль­ту­ры Древ­ней Руси дало мощ­ный им­пульс за­рож­де­нию та­ко­го ори­ги­наль­но­го жанра рус­ской ли­те­ра­ту­ры, как ле­то­пи­са­ние, ко­то­рое, по мне­нию боль­шин­ства ав­то­ров (Л. Че­реп­нин, Д. Ли­ха­чев, Б. Ры­ба­ков, А. Кузь­мин), воз­ник­ло в конце X — на­ча­ле XI вв. К боль­шо­му со­жа­ле­нию, пер­вые рус­ские ле­то­пи­си не со­хра­ни­лись, но они дошли до нас в со­ста­ве трех ре­дак­ций зна­ме­ни­той «По­ве­сти вре­мен­ных лет» (ПВЛ), со­здан­ных мо­на­ха­ми Несто­ром, Силь­ве­стром и Иоан­ном в 1113 г., 1116 и 1118 г.

К числу наи­бо­лее зна­чи­мых ли­те­ра­тур­ных па­мят­ни­ков Древ­ней Руси сле­ду­ет от­не­сти такие раз­но­жан­ро­вые про­из­ве­де­ния, как «Слово о за­коне и бла­го­да­ти», «Ис­по­ве­да­ние веры» и «Слово к бра­ту-столп­ни­ку», на­пи­сан­ные мит­ро­по­ли­том Ила­ри­о­ном, «Па­мять и по­хва­лу Вла­ди­ми­ра» Иа­ко­ва Мниха, «Чте­ние о житии и о по­губ­ле­нии бла­жен­ную стра­сто­терп­цу Бо­ри­са и Глеба» и «Житие Фе­о­до­сия Пе­чер­ско­го», ав­то­ром ко­то­рых был монах Нестор, «Житие кня­ги­ни Ольги», «По­весть об ослеп­ле­нии князя Ва­силь­ка Те­ре­бо­вль­ско­го», «По­уче­ние Вла­ди­ми­ра Мо­но­ма­ха», «Житие Мсти­сла­ва Ве­ли­ко­го», «Мо­ле­ние Да­ни­и­ла За­точ­ни­ка», «По­хва­ла Ро­ма­ну Га­лиц­ко­му», «Хож­де­ние 40 нов­го­род­цев ко граду Иеру­са­ли­му», «Хож­де­ние игу­ме­на Да­ни­и­ла в Свя­тые места», «По­уче­ние к бра­тии» Луки Жи­дя­ты и мно­гие дру­гие.

Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние на Руси по­лу­чи­ли и раз­но­об­раз­ные свет­ские со­чи­не­ния Ан­тич­но­сти и ран­не­го Сред­не­ве­ко­вья, в част­но­сти «Хро­ни­ки» Иоан­на Ма­ла­лы, Ге­ор­гия Амар­то­ла и Ге­ор­гия Син­ке­ла, «Ле­то­пи­сец вско­ре» ви­зан­тий­ско­го пат­ри­ар­ха Ни­ки­фо­ра, «Ис­то­рия иудей­ской войны» Иоси­фа Фла­вия, «По­весть о Ва­си­лии Ди­ге­ни­се Акри­те», «По­весть об Акире Пре­муд­ром», «По­весть о Вар­ла­а­ме и ца­ре­ви­че Иоаса­фе», «Хри­сти­ан­ская то­по­гра­фия» Кузь­мы Ин­ди­копло­ва и др.

studfiles.net

Фольклор Киевской Руси. Искусство Киевской Руси

Похожие главы из других работ:

Архитектура Киевской Руси

2.1 Архитектура Киевской Руси до XI вв.

До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества, но существовали богатые традиции деревянного строительства, некоторые формы которого повлияли впоследствии на каменную архитектуру…

Быт. Нравы. Обычаи жителей древнерусского государства

2. Быт в Киевской Руси

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах…

История древнерусской культуры

6. Живопись Киевской Руси.

Искусство Киевской Руси связано с религией тематикой, содержанием и формой. Поэтому для него характерно следование канону, т.е. использование устойчивого набора сюжетов, типов изображения и композиции…

История русской культуры V–XVI вв

3. Культура Киевской Руси

IX век в истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания славянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы — рождается молодое сильное государство…

Киево-Печерская Лавра

2. Киево -Печерская Лавра как центр культуры Киевской Руси

Строительство храмов имело большое значение для развития украинской культуры поскольку вместе с ним разрабатывались новые типы культовых сооружений, совершенствовалось мастерство архитекторов и художников…

Культура древних русичей

Быт в Киевской Руси

Быт в Киевской Руси имел существенную разницу в образе жизни людей различных районов страны, городов и деревни, феодальной верхушки и основного населения. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах…

Культурология и ее предмет. Культура Киевской Руси

3. Культура Киевской Руси

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох. Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации…

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств (IX–XIII вв.)

1.1 Культура Киевской Руси (IX — начало XII в.)

Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь — раннефеодальное государство IX — первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве…

Социальные условия становления письменности и возникновение первых школ в Киевской Руси

2. Возникновение первых школ в Киевской Руси

Существовало в Древней Руси и школьное образование. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей духовных лиц: учили письму, счету ,богословию. Образование на Руси в то время имело те же корни, что и литература…

Украинская культура: становление и развитие

2. Культура Киевской Руси

Первое государство восточных славян — Киевская Русь, существовало в IX — XIII вв. По разным подсчетам, оно имело от 3 до 12 млн. населения и охватывало территорию около 800 тыс. кв. км (почти половину ее — в пределах современной Украины)…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

1. Ярослав Мудрый и культурное развитие Киевской Руси

После длительной междоусобной борьбы на Киевский стол садится Ярослав (1019— 1054), прозваний «Мудрым», который единовластно правил 18 лет. В большой мере он внедрял все лучше, чего достиг Владимир: расширял границы государства…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

2. Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Рукописная книга Киевской Руси имеет определенные, присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенен вкус. Первое, что стоит отметить…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

3. Литературные достопримечательности Киевской Руси

Высокое развитие культуры Киевской Руси имело крепкую подпочву, созданную предшественниками: развитую письменность, образное виденье явлений, умения трансформировать в художественные обиды исторические события и персоналы»…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

4. Музыкальное искусство Киевской Руси

Музыкальное искусство восточных славян времени Киевской Руси достигло высокого уровня. Об этом свидетельствуют фольклорное наследство, древнерусское культовое пение, музыка княжеского двора, ратная (военная) музыка…

Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

5. Вклад Киевской Руси в развитие культуры

Киевская Русь, освоив лучшие достижения народов восточных славян, в течение IX—XII ст. выстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии…

cult.bobrodobro.ru

Устное народное творчество — реферат по украинской литературе — украинская литература

 

Важным явлением культурной жизни Киевской Руси стало появление литературы: исторической, философско-публицистической, юридической, художественной и церковной. Возникновение и развитие древнерусской литературы тесно связаны с социально-экономическими, политическими и культурными успехами Руси, распространением письменности во всех сферах общественной жизни.

Еще до возникновения письменности у восточных славян существовало богатое устное народное творчество: обрядовые песни, предания, заговоры, заклинания, эпические и лирические песни. Особое распространение получили за древности эпические песни-былины, которые исполнялись под музыку в речитативно-декламационный форме.

Развитие фольклора на Руси был тесно связан с верованиями народа, которые до введения христианства имели анімістично-магический характер. Устойчивость обрядов и поэзии и связанной с ними языческой религии прочно держались в народных массах, несмотря на влияние новой христианской религии. Постепенно старые традиции и обряды приспособились к церковных праздников и обрядов, что привело к возникновению двоеверие, то есть сосуществование двух религиозных мировоззрений народа.

Языческая религия создавала не только обряды, но и стала основой для создания поэтических форм обрядового фольклора, одним из старейших видов которого являются мифы. Боны были распространены и во времена Киевской Руси, о чем свидетельствуют их отрывки в письменной и устной передачи. Заклинания и заговоры возникли из веры первобытного человека в волшебную силу слова. Остатки заклинаний сохранились в Первоначальном летописи (в договорах русов с греками). К X в. сформировался календарный обрядовый фольклор, связанный еще с языческих времен с народными годовыми праздниками, и позакалендарний — приурочен к различным явлениям быта (свадеб, похорон и т.д.), что достаточно прочно держался в крестьянском быту на протяжении многих веков. Как словесное оформление обрядов, связанных и с годовым циклом земледельческих работ, с четырьмя временами года и другими обычаями, бытовала обычно-обрядовая поэзия. Календарные песни — высокохудожественные произведения, их образы, поэтические средства вырабатывались в течение многих веков. В прозаических фольклорных жанров Киевской Руси относятся сказки, предания, легенды, поговорки, пословицы и загадки.

С ростом Киевской Руси, рос в народе и интерес к прошлому, к событиям и деятелям давно минувших времен. Возникали упомянутые исторические предания, которые передавались устно и распространялись в форме героических былин. Былины — это эпические песни, отражающие историческую судьбу Руси и посвященные историческим событиям из жизни народа, защиты страны от врагов, различным социально-бытовым явлениям. Зародились былины в конце первого тысячелетия в Киеве, Чернигове, Галиче, Новгороде и в других городах и землях Руси. Известны былины так называемого Киевского и Новгородского циклов. Среди них большинством ранних считается былина о Святогора. Любимыми героями былин Киевского цикла (непосредственно связанные со славным градом Киевом и князем Владимиром) были воины-богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Ставр Годинович, Больга. Самый популярный среди них Илья Муромец — крестьянский сын, обобщенный образ русского воина-патриота, самоотверженного защитника русской земли, вдов и сирот. Популярным героем народного эпоса — былин — был и пахарь Микула Селянинович, в образе которого воспет труд и подвиг простого человека 2. Сами герои в основном являются реальными историческими лицами, имена которых упоминают в древних летописях 3,

Былины тесно связаны с народной обрядовой песней (обычаю величание, с колядними и свадебными обрядовыми песнями), со сказочными мотивами. Композиционно каждая былина делится на три части: зачин, изложение и концовка. Поэтика былин богата и разнообразна. Нередко используется гипербола, характерны постоянные эпитеты, сравнения, паралелізми, метафоры. Ритм четкий, стих так называемый былинный, который является разновидностью тонического стиха.

Творил и исполнял былины собственно народ. Из его массы выделялись талантливейшие певцы-рассказчики. Память народная донесла до нас имена таких профессиональных художников, как Боян и Митусе. Позже носителями фольклора могли быть скоморохи.

Устное народное творчество оказало большое влияние на древнерусскую литературу, на ее форму, язык и стиль. Особенно это сказалось на исторических произведениях наиболее ранней литературной формы на Руси. Возникновение исторической литературы, в частности, летописания, тесно связано с развитием общественного сознания, интересом к прошлому своей страны, попыткой определить место Руси среди других стран и народов.

Фольклор отражал трудовой процесс, характер земледельческого занятия, быт и др. Эти явления нашли свое эхо в так называемой календарной и обрядовой поэзии, исследовать и изучить которую можно на основании архаических остатков в быту украинцев.

До календарной поэзии можно отнести образцы народного творчества, связанной со сменой поры года — весны, лета, осени, зимы. К обрядовой поэзии принадлежит устное народное творчество, насыщена в основном свадебными и похоронными обрядами-песнями. В обоих из них отражены языческие верования и обычаи, которые позже продолжали сосуществовать наряду с христианскими.

В народной календарной поэзии наиболее воплощены анімістичні верования, одухотворение природы, веру в магические силы ее явлений и т.д. К такой поэтического творчества относятся колядки и щедривки зимой, веснушки, выразительные, купальни, обжинкові и другие песни весны и лета. Подавляющее большинство их связано с рождением, смертью и воскресением природы.

Позже языческие обряды обожествление природы соединились с христианскими верованиями о рождении, смерти и воскресения Христа. Примерами служат такие христианские праздники, как Рождество, Пасха, Спас и т.д.

Постепенно большая часть обрядовой поэзии потеряла свое культовое значение, и лишь колядки (которые выполняются под Рождество) и щедривки (под Новый год и на Крещение) длительное время сохраняли признаки своих прежних магических функций.

Природную основу литературы XV в. составляла устное народное творчество: песни, предания, легенды, заговоры и заклинания. Особое место занимали песни-былины. Известны былины Киевского и Новгородского циклов.

Устное народное творчество формировали думы, баллады, исторические песни, обрядовые, семейно-бытовые лирические песни, сказки, загадки, пословицы, поговорки.

В украинской литературе XVIII в. появились новые прозаические произведения, авторы которых не просто регистрировали факты, а стремились их обобщить, изложить свой взгляд на события и т.д. В конце XVIII в. широкой популярностью пользовалась «История Русов или Малой России» неизвестного автора. Среди паломнической литературы (записки путешественников до «святых мест») известное произведение «Странствование». Григоровича-Барского. Живым образным языком автор описал впечатления от посещения Венгрии и Австрии, Италии и Греции, Египта и Сирии. Это произведение не потерял своего познавательного значения и поныне. В художественные произведения все больше проникала живая народная речь. Например, басни и стихи Г. С. Сковороды пересыпанные большим количеством пословиц и поговорок. Автор часто использовал народные сказки, песни, притчи. Творчество Г. С. Сковороды заметно повлияла на Ивана Петровича Котляревского (1769-1838) — зачинателя новой украинской литературы. Его известная поэма «Энеида», три части которой напечатана в 1798 г. в Петербурге, воспроизводила реальные картины жизни тогдашнего общества. Исторические песни и думы, баллады и переводы отражали нищенскую жизнь крестьянства и рядового казачества, издевательства над ними со стороны старшины. Появилось немало дум и песен, которые обличали основные пороки тогдашней действительности, призывали народ к социальной неповиновения. В устном народном творчестве прославлялись главари повстанцев — Максим Железняк, Иван Гонта, Олекса Довбуш, обрисовывались Полтавская битва и другие события в жизни Украины. В то же время массы осуждали ликвидации царизмом Запорожской Сечи. В песнях звучали ,мотивы свободы и преемственности героических традиций украинского народа.

В устной народные творчества известны такие думы, как:

«Дума про казака Голоту», «Дума про Марусю Богуславку». Где освещены легендарный образ пленницы, ее героический поступок. Показ страданий казаков-невольников, осуждение насилия человека над человеком, «Дума о Самийла Кошку, «Хмельницкий и Барабаш». также баллады «си в поле забіліло, «Ой был в Сечи старый казак…», «Ой чиє ж то жито, чиї ж то покоси…», а также песни: «Песня о Байде, «Ой Морозе, Морозенку», «Загрустила Украина, так как нечем прожить», «не тот то хмель…», «Как еще не было начала света», «Ой рано, рано куры запіли», «Ой господин хозяина, по твоим двора» — християнізована колядка. Прославление сельскохозяйственного труда как богоугодной. Символическое значение образа дерева.»За сенями, сенями и за новыми» — величание крестьянской семьи, «Ой у нашего господарика» — сочетание языческих и христианских представлений.

 

 

Литература

1 Никифоров А. Н. Фольклор Киевской Руси // История русской литературы. — Москва; Ленинград, 1941, т. 1, с. 216-237; Украинское народное поэтическое творчество. — К., 1965, с. 69 — 72, 85-126; Мишанин О, В. Народная словесность древнейшего времени и Киевской Руси // История украинской литературы. — К., 1967, т. 1, с. 33-47.

2 Былины /В 2 т. — М., 1958; Былины. Киевский цикл. — К., 1982.

3 Рыбаков Б. А. Древняя Русь…, с. 39-154; Мирзоев В. Г. Былины и летописи; памятники русской исторической мысли. — Москва, 1978, с. 17-116.

ukrlitra.com.ua

17. Искусство, музыка, устное народное творчество Древней Руси.

1. Получила распространение и иконопись. Икона — это изображение на специально обработанных досках почитаемых церковью святых. На Руси строгая византийская техника иконописи испытала влияние древнерусской культуры, которая привнесла мягкость, глубину, лирику в аскетические византийские каноны. Древнейшим дошедшим до нас памятником иконописи является икона «Владимирской Богоматери». Она была названа так после перенесения иконы Андреем Боголюбским из Киева во Владимир. Один из древнейших сохранившихся памятников владимиро-суздальского искусства иконописи — главный «Деисус», написанный в конце XII в. («Деисус» означает «моление»). К этой же школе иконописи относится и икона «Оранта». Дошли до нас новгородские иконы: «Ангел Златые Власы», «Спас Нерукотворный», «Успение Богородицы» (все — XII в.), на которых изображены страсти божественные и людские. Дмитровский собор во Владимире украшали фрески «Страшного суда».

2. Высокого уровня достигло искусство резьбы по дереву, камню, ею украшались дворцы князей и жилища бояр. Русские ювелиры, используя сложнейшую технику — скань, чернь, зернь, филигрань, создавали золотые и серебряные украшения, являвшиеся шедеврами мирового искусства. Великолепная чеканка и изящная художественная отделка оружия ставили русских мастеров-златокузнецов в один ряд с западноевропейскими. Известна оправа турьих рогов из Черной могилы в Чернигове. Многие изделия вывозились в Чехию, Польшу; а резьбу по кости в Византии называли «русской резьбой».

3. Народное творчество нашло отражение в русском фольклоре: заговорах, заклинаниях, пословицах, загадках, которые были связаны с земледелием и бытом славян, свадебных песнях и похоронных причитаниях. Особое место занимает такой эпический жанр, как «старины» — былины, особенно киевского героического цикла. Их герои — Киев, Днепр, князья Владимир Красное Солнышко и Мономах, русские богатыри Добрыня Никитич, Алеша Попович, Илья Муромец — народные герои, защитники Родины. Их подвиги сказочны и героичны. Постепенно устное народное творчество приобретает социальную окраску: обличаются богатей, бояре.

4. Древнейший жанр русской музыки — обрядовые и трудовые песни, «старины». Музыкальные инструменты — бубны, гусли, трубы, рога. На площадях выступали скоморохи — певцы, танцоры, акробаты, был народный театр кукол. Большим уважением пользовались баяны — сказители и певцы «старин».

18. Зодчество Древней Руси.

1. Археологические раскопки показывают, что вплоть до Х в. на Руси строили исключительно из дерева. Деревянные постройки языческой Руси не сохранились, но архитектурный стиль — башенки, терема, ярусы, переходы, резьба — перешел в каменное зодчество христианского времени. На Руси стали строить каменные храмы по византийскому образцу: квадраты образовывали архитектурный крест. Самая ранняя постройка Киева — церковь Богородицы-Десятинная (конец Х в.), названная так потому, что на ее содержание выделялась церковная десятина. При Ярославе Мудром был построен Киевский Софийский собор, в архитектуре которого органически сочетаются славянские и византийские традиции: на основе крестово-купольного храма стоят 13 куполов.

2. Софийский собор стал символом могущества Киевской Руси. Стены собора сложены из розового кирпича — плинфы, чередующегося с толстым слоем белой извести. Центральный купол окружали 4 средних купола, за которыми стояли 8 малых. Вокруг храма шла открытая галерея. Внутри стены и потолок были украшены фресками и мозаикой. Фреска — это живопись водяными красками по сырой штукатурке. Многие фрески были посвящены не только религиозным, но и бытовым сюжетам: на них изображены семья Ярослава Мудрого, скоморохи, кулачный бой, охота и т. д. Мозаика имела 130 оттенков. В соборе было много икон. Соборы в честь святой Софии были построены также в Новгороде, Полоцке; в Чернигове — Спасо-Преображенский собор (многокупольные храмы).

3. В XII в. строились однокупольные храмы: Дмитровский и Успенский во Владимире-на-Клязьме, храм Покрова-на-Нерли. Закладывались новые крепости, каменные дворцы, палаты богатых людей в Чернигове, Галине, Пскове, Суздале. Камень, как правило, был украшен резьбой. Храмы ставили на высоких холмах, они сочетались с природным ландшафтом. Город Владимир был окружен каменной стеной с позолоченными Золотыми воротами.

studfiles.net

3. Фольклор. Киевская Русь

Язык – это, прежде всего средство общения между людьми. Он связывает личность с социальной группой: и с ближайшим окружением – семьей иди задругой, и с более широкой социальной группой – родом, племенем, нацией. В обществе язык выполняет различные официальные функции, обслуживая Церковь, государство, правосудие. На стадии «литературного языка» он становится инструментом образования, науки, литературы.

До достижения этой финальной культурной стадии, язык переживает длительный процесс внутреннего развития, являясь средством самовыражения отдельных личностей и групп во время работы и отдыха. Продукты подобного самовыражения мы обычно называем «фольклором». Отголоски этой древней поэтической традиции сохранились преимущественно в крестьянской среде, по крайней мере в России, и поэтому термин «фольклор» стал почти синонимичным понятию «народная литература», обозначая литературные произведения низших классов. В древний период ситуация была иной, так как развитие творческих способностей в области литературы основывалось на сотрудничестве всех социальных групп. В киевский период, после введения на Руси христианства и появления письменных текстов, в литературном искусстве сформировался своеобразный дуализм. Как мастерски формулирует это Роман Якобсон:

«На протяжении многих столетий русская письменная литература почти полностью оставалась прерогативой Церкви: при всем его богатстве и высокой художественности древнерусское литературное наследство почти все состоит из жизнеописаний святых и благочестивых людей, религиозных сказаний, молитв, проповедей, богословских рассуждений и летописей в монастырском стиле. Однако древний русский народ обладал богатейшей, оригинальной, разнообразной и высокохудожественной литературой, но единственным средством ее распространения было устное изложение. Идея использовать буквы для светской поэзии была абсолютно чужда русской традиции, и выразительные средства этой поэзии были неотделимы от устного наследия и устной традиции«.329

Главной составной частью русского фольклора является песня – в ней тесно переплетаются язык и ритм, слово и мелодия. Русская пословица достаточно характерно говорит: «Из песни слова не выкинешь». Также было сказано, что «Песня – живая летопись русского народа». С незапамятных времен русские запечатлевали в песне весь ход своей жизни: работу и развлечения, радость и печаль, малозначительные происшествия и великие исторические события.

Русский фольклор сопровождал русский народ на протяжении всей его истории, и только в самое последнее время источники фольклора начали пересыхать под воздействием индустриализированной и механизированной цивилизации. В деревнях, особенно на севере России, сказители древних былин до сих пор в большом почете.330

Не считая «Слова о полку Игореве», которое, безусловно, создал не «народ», а отдельный творец, принадлежавший к классу аристократии, первый письменный текст русской фольклорной поэмы, духовный стих,датируется пятнадцатым столетием.331 Самая древняя из известных рукописей русских народных баллад, видимо, создана в 1619 г. для Ричарда Джеймса, Оксфордского выпускника, который служил капелланом у английских купцов в России.332 Англичанину, таким образом, принадлежит честь первопроходца в изучении русского фольклора. В рукописи Джеймса содержится только шесть песен.

Большинство нам известных произведений русского фольклора, в том числе народной прозы, такой как волшебные сказки, зафиксированы письменно или, в последнее время, в звуковом варианте в течение восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков.333 Таким образом, нет формальных свидетельств для датирования этих материалов, кроме даты записи, которая в большинстве случаев сравнительно свежа.

Для некоторых эпических песен самую раннюю дату создания можно установить по контексту. Так, песня о гибели воеводы Скопина-Шуйского, одна из записанных для Джеймса, безусловно не могла появиться раньше 1610 г., даты смерти воеводы. В большинстве случаев, однако, этот способ ненадежен. Некоторые эпические песни, воспевающие князя Владимира, могли быть созданы в его время, но нельзя быть уверенными, что мы располагаем первоначальным текстом.

Таким образом, попытаться выбрать из общего фонда древнего русского фольклора часть, которую можно уверенно отнести к киевскому периоду, действительно в высшей степени трудная задача. Мы можем быть уверенными, что та или иная народная песня очень древняя, но вряд ли нам удастся доказать это в каждом конкретном случае. Тем не менее очевидно, что корни фольклора, в том числе русского народного искусства, уходят глубоко в историю – во многих случаях гораздо дальше киевского периода. Следовательно, картина цивилизации того периода будет неполной, если оставить вне рассмотрения фольклор, и даже гипотетическая датировка некоторых песен лучше игнорирования предмета.

Очевидно, что некоторые обрядовые песни,первоначально сопровождавшие или символизировавшие различные стадии сельскохозяйственного цикла, очень древние.334 Следы языческих верований, поклонения Солнцу и Земле, просматриваются во многих из них. К этой группе относятся песни, исполнявшиеся во время празднеств по случаю дня зимнего солнцестояния (коляды),весеннего равноденствия (масленица),летнего солнцестояния (семик или русалья)и осеннего солнцестояния. После введения на Руси христианства прежние языческие праздники были совмещены с христианскими, и тексты некоторых песен соответственно изменились, старые колядовые песни теперь играли роль рождественных гимнов. Во многих случаях свидетельством древнего происхождения песни, кроме ее содержания, является древняя мелодическая форма. В целом, существует достаточно косвенных доказательств, что многие русские обрядовые песни сложились в киевский период, если не раньше. Важную часть обрядовых песен составляет цикл свадебных песен, который соответствует сложным церемониям, сопровождавшим древний свадебный обряд, до сих пор исполняемый в крестьянской среде. Каждому действию обряда соответствует специальная песня. Некоторые очень жизнерадостные, другие грустные и даже печальные.

Эпические песни (старины,былины), которые по содержанию можно датировать киевским периодом, довольно многочисленны.335 Эти поэмы обычно посвящаются славным подвигам могучих богатырей, защищавших русскую землю от степных кочевников. В некоторых случаях противник богатыря – жидовин (еврей). Безусловно, здесь имеется в виду борьба русских с хазарами. Во многих случаях, однако, враг в разночтениях сохранившихся текстов – татарин, что для киевского периода, конечно, было бы анахронизмом, поскольку татары – как на Руси называли монголов – появились только в тринадцатом веке.

Богатыри, воспеваемые в эпических поэмах, в основном дружинники Владимира Святого. Хотя они всегда готовы защитить князя и его государство, в них нет подобострастия, они по-дружески общаются с ним, иногда даже ругают князя и его жену. Они были не дисциплинированными солдатами, а грубыми индивидуалистами и, действительно, каждый из них изображается как личность со своим собственным характером. Старший из них – Илья Муромец, большой могучий человек крестьянского происхождения, целеустремленный и бесстрашный, но без следов цивилизации. Его главный сподвижник – Алеша Попович, сын священника, который полагается на свою хитрость. Добрыня Никитич – боярин, благородный великодушный человек. Другой популярный персонаж из галереи портретов богатырей – Чурило Пленкович, перед которым не могла устоять ни одна девушка.

К Владимирскому циклу былин позднее были добавлены другие эпические поэмы, среди которых сказание о Волхе Всеславиче, описывающее приключения князя Всеслава Полоцкого, и поэма о Дюке Степановиче, которая была сложена в Галиции в двенадцатом веке и отражает тесные связи этого княжества с Византийской империей. Знаменитая поэма «Садко», ранний вариант которой тоже, видимо, был создан в двенадцатом веке, типично новгородское произведение. Ее герой не степной богатырь, а купец-путещественник; богатство, а не военная доблесть придает колорит истории.

Другая новгородская былина – о Василии Буслаеве – совсем другого рода. Васька (уменьшительное от Василия) один из необузданных молодцов города-республики; он всегда ищет приключений и не признает никаких авторитетов. Свободомыслящий, он не благоговеет перед церковью, не суеверен, как говорит поэт: « не верит ни в сон, ни в чох».

Возвращаясь к «степным былинам», следует подчеркнуть, что в некоторых из них прослеживаются параллели с персидским и тюркским фольклором.336 Так, например, некоторые эпизоды истории об Илье Муромце напоминают нам великий персидский эпос «Шахнаме». Возможно черкесы были связующим звеном между русской и персидской поэзией, собственно черкесские влияния тоже прочитываются в отдельных русских эпических песнях. Примечательно, что героя одной из древних русских былин зовут Святогор («князь святых гор»). Под этими горами, видимо, имелась в виду Кавказская гряда.337

В заключение необходимо сказать несколько слов о русской сказке.338 Сказка была необычайно популярна в русском народе на протяжении всей истории страны. Как составная часть русского фольклора она богата и разнообразна. Существует два главных жанра сказки: волшебная и сатирическая. Волшебные сказки, с их коврами-самолетами, скатертями-самобранками и т. п., корнями, возможно, уходят к языческому колдовству. Их популярность объясняется мечтой людей о вещах, которые сделали бы жизнь легче.

Сатирические сказки дают выход народному недовольству политической и социальной несправедливостью. Интересно, что некоторые сказочные персонажи, например Баба-Яга, упоминаются в летописи, что свидетельствует о популярности сказок в киевский период.339.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Древнерусский фольклор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Песни, былины и сказки свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси[1].

Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приёмов.

Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся[источник не указан 1306 дней] пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами.

Исследователи расходятся во мнениях о времени появления былин. В. Ф. Миллер, Б. и Ю. Соколовы и др. считают, что жанр былин сложился в Древней Руси, одновременно описываемым событиям, а в последующее время только развивался. Другие учёные, среди которых М. Е. Халаиский, С. К. Шамбинаго и другие, утверждали, что былины в основном созданы в Московской Руси[2]. Исходя из имеющихся сведений, можно предположить, что былинный эпос зародился в X—XII веках в княжеско-дружинном сословии южной Руси (Киевском, Черниговском, Переяславском княжествах) и Новгородской земли. Позже княжеские и дружинные песни были перенесены дружинными певцами в Галицко-волынскую Русь (XII—XIII вв.) и Суздальско-ростовскую Русь (XIII—XVI века). Свои виды былин создавались и в среде духовенства и распространялись паломниками-каликами, и в купеческой среде, распространяясь скоморохами. Позже значительно изменённый эпос был принесен в Московскую, а затем царскую и боярскую Русь XV—XVII вв[3].

В основу былин легли реальные исторические события, прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославов

ru.wikipedia.org

Культура Древней Руси

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *