Учение аврелия августина – Религиозно-философское учение Аврелия Августина и его влияние на средневековую мысль » Привет Студент!

Содержание

3. Патристика. Философия Августина Аврелия (Блаженного).

Наиболее
яркий представитель патристики –
Августин
Аврелий (Блаженный)

(354 – 430 гг.). Его главные труды: «Исповедь»,
«О граде Божьем». В произведениях
Августина мифологические и библейские
сюжеты сочетаются с религиозно-философскими
размышлениями.

Августин
– крупнейший систематизатор христианского
вероучения, стоявший на позициях
неоплатонизма.

Учение
о Боге и мире.

Бог рассматривается им как начало всего
сущего, как единственная причина
возникновения вещей. Бог вечен и
неизменен, он есть нечто постоянное.
Мир созданных богом вещей изменчив и
пребывает во времени. Мир представляет
собой лестницу, где есть высшее
(бестелесное и божественное) и низшее
(телесное и материальное). Т.е. в мире
существует иерархия – жесткий,
установленный Богом порядок.

Учение
о познании.

Внешний изменчивый мир не может быть
источником истины, таковым может быть
только вечное, т.е. Бог. Познание Бога
должно составлять смысл и содержание
всей жизни человека. Постичь истину
можно только путем откровения.
Таким образом, Августин выдвигает тезис
о превосходстве веры над разумом
верить,
чтобы понимать
»
– суть теории познания Августина). Разум
постигает явления видимого мира, а вера
приводит к осознанию вечного.

Учение
о душе
.
Душа, по августину,
есть только у человека – это ставит его
выше всех живых существ. Душа бессмертна,
она бестелесна, нематериальна и рассеяна
по всему телу. Ее важнейшие способности
– разум, воля и память.

Проблема
свободы воли
.
Августин развивал идею божественной
предопределенности. Но в мире существует
добро и зло, поэтому возникает вопрос
о природе зла. Августин утверждал, что
Бог творит только добро, зло – это
отсутствие добра и возникает в результате
человеческой деятельности, т.к. от
рождения человеку дана свобода воли.

Взгляды
на общественную жизнь
.
Социальное неравенство августин
рассматривает как результат грехопадения
человечества и считает его основным
принципом бытия общества. Государство
должно носить теократический характер
и служить интересам Церкви. Историю
человечества Августин представлял как
борьбу двух царств – Божьего и земного.
В Божье царство входит меньшая часть
человечества – это люди искренне
верующие, живущие «по духу». Град земной
составляют люди, живущие «по плоти»
(неверующие, язычники). Представителем
града Божьего на земле является церковь,
следовательно, ее власть выше светской.

4. Схоластика. Учение Фомы Аквинского.

Схоластика
(«школьная философия») стремилась
сделать христианское вероучение
популярным и доступным для широких
слоев населения.

Философское
мышление

здесь рассматривалось как
средство для доказательства истинности
религиозной веры
.

Фома
аквинский

(1225 – 1274 гг.) – монах родом из Италии,
католический теолог, профессор
богословского факультета Парижского
университета. После смерти был причислен
к лику святых. Его учение – томизм
– на долгие годы стало официальной
доктриной католической церкви.

Творчество
Ф.Аквинского охватило ряд областей
знания: теологию, философию, право. Его
главные произведения: «Сумма теологии»,
«Сумма против язычников». В основе
учения Ф.Аквинского – религиозная
интерпретация идей Аристотеля.

В
центре внимания Ф.Аквинского вопрос
о соотношении веры и разума
.
Он предложил оригинальное решение этого
вопроса, основанное на понимании
необходимости признать успехи науки.
По мнению Ф.Аквинского, наука и религия
отличаются по методу получения истины.
Наука и тесно связанная с ней философия
опираются на опыт и разум, а религия
основана на вере и ищет истину в
откровении, в Священном писании. Задача
науки – объяснение закономерностей
природного мира и получение достоверного
знания о нем. Но разум нередко ошибается,
а органы чувств вводят в заблуждение.
Вера достовернее и ценнее разума.

Религиозные
догматы не могут быть доказаны человеческим
разумом в силу ограниченности его
возможностей, их надо принять на веру.
Однако ряд религиозных положений
нуждаются в философском обосновании –
не ради подтверждения их истинности, а
ради большей доходчивости. Т.обр., наука
и философия нужны для укрепления веры
знать,
чтобы верить
»).

Примером
такого подхода является разработанная
Ф.Аквинским система доказательств
существования Бога. Он полагает, что
доказать существование Бога можно лишь
косвенно – путем изучения предметов и
явлений, сотворенных им:

1)все,
что движется, имеет источник движения
, значит, существует первоисточник
движения – Бог;

2)каждое
явление имеет причину, следовательно,
существует первопричина всех вещей и
явлений – Бог;

3)все
случайное зависит от необходимого,
значит, существует первая необходимость
– Бог;

4)во
всем существуют степени качеств,
следовательно, должна существовать
наивысшая степень совершенства – Бог;

5)все
в мире имеет цель, значит, существует
нечто, направляющее все вещи к цели –
Бог.

Значение
учения Ф.Аквинского заключается в том,
что он создал глубоко продуманную
религиозно-философскую систему, в
которой нашлось объяснение Богу, природе,
человеку.

studfiles.net

Философия Аврелия Августина

«Верую, чтобы понимать.»

Аврелий Августин

Аврелий Августин, или блаженный Августин, — христианский философ, проповедник, причисленный к лику святых. Его труды оказали значительное влияние на средневековую философскую и религиозную мысль и западную культуру в целом.

Учение о боге и бытии

Блаженный Августин

Аврелий Августин — один из отцов христианской церкви; этот почетный титул означает, что он участвовал в формировании основ нового религиозного учения. Мать будущего философа была христианкой, отец — язычником, этот факт отражает ситуацию, существовавшую в то время: христианство совсем недавно стало официальной религией, античные языческие культы еще не исчезли.

Философская деятельность отцов церкви получила название «патристика», и один из главных вопросов, которые ей предстояло решить, заключался в следующем: как совместить веру и знание, религию и философию? Вера для христиан, естественно, была на первом месте, знание уже не играло такой роли, как для античных философов. Да и сама философия теперь не имела такого значения, она стала считаться вспомогательной наукой, нужной для того, чтобы лучше понять религиозные догмы.

Первые христианские философы изучали своих античных предшественников и пытались понять, что из их теорий применимо в христианстве, а что нет. Августин хорошо знал труды нео- платоников и соглашался со многими их взглядами. Он считал, что все бытие есть благо. Бог создал материю и дал ей предназначение, а так как все, что создано Богом, это благо, то этот мир благ по своей природе. Существование зла объясняется недостатком блага. Зло само по себе не является субстанцией и существует лишь там, где отсутствует добро.

В отличие от неоплатоников, которые считали создателя безличным абсолютом, Августин определяет Бога как личность. Бог — это вечный творец бытия, мир существует, потому что Бог постоянно создает его вновь и вновь.

«Прошлого уже нет, будущего еще нет,
а настоящее лишено протяженности» (Аврелий Августин)

Божественное предопределение

«Рождество со св. Августином и Гальгано» (П. ди Джованни д’Амброджо, 1430-е) Августин (слева) изображался обычно с книгой — намек на его литературную деятельность «во славу Божью»

По мнению Августина, Бог полностьювладеет человеческой судьбой, он заранее предрешил для одних спасение в раю, для других — грехопадение и ад. Человек не хозяин своей судьбы, а Божественный замысел непостижим, поэтому совершено бессмысленно задаваться какими бы то ни было вопросами.

У первых людей, до того, как было совершено грехопадение, существовала свобода воли, считал Августин. Их праведность была добровольным выбором, они не совершали зла, чтобы не нарушать нравственный закон, данный им Богом. Почему же люди потеряли право выбора? Потому что они использовали свободу не во благо, они нарушили волю Бога. С момента грехопадения люди стали рабами своих желаний и не могут не грешить.

Августин считал, что тексты Библии не должны пониматься буквально, так как она была создана для спасения души, а не для размещения научных знаний

Иисус, принеся себя в жертву, искупил прегрешения человечества перед Богом. У людей снова появился свободный выбор. Иисус показал людям путь возвращения к Богу: полностью ему покориться, сделать его волю своей волей. Только таким образом можно спасти свою бессмертную душу и после смерти обрести Царство Божие.

Жизнь человека предопределена Богом — и в то же время он обладает свободой воли и может самостоятельно выбирать между добром и злом, поэтому от него самого зависит, спасет ли он свою душу. Августин, как добрый христианин, стремился к чистоте и спасению души. Но и он в молодости поддавался искушениям и не чуждался удовольствий. Известно высказывание, произнесенное им в двадцатилетнем возрасте: «Добрый Боже, дай мне целомудрие и умеренность… Но не сейчас, о Боже, еще не сейчас!»

«Не существует никакого соглашения, никакой доброй цели, никакой особой милости, посредством которых было бы дано Божественное или человеческое позволение говорить ложь» (Аврелий Августин)

О вечности и времени

Исследуя феномен сотворения мира Богом, Августин пришел к вопросам времени и вечности. Эта проблема была невероятно трудной для понимания, и философ доходил до отчаяния, пытаясь ее осмыслить. В итоге он пришел к выводу, что время, так же, как и пространство, не существует отдельно от мира. Пока не было мира, не было и времени, оно возникло сразу после сотворения.

Августин дал такое определение времени: это мера движения и изменения. Это простое определение не утратило своей актуальности до сих пор, на нем были основаны исследования, впоследствии проведенные в этой области Ньютоном и Эйнштейном.

Философ считал, что ни прошлого, ни будущего в реальности нет, существует только настоящее. Прошлое находится в памяти человека, будущее живет в его надеждах. Вечность же, в понимании философа, неотделима от Бога. В вечности нет промежутков времени, которые состоят из изменений. Время же — это движение изменений, отсутствие совпадения: заканчивается одно, и начинается другое.

В связи с таким пониманием времени Августин задавался вопросом: как пророки могли видеть будущее, если оно еще не наступило? «Надобно полагать, что и прошедшее, и будущее время также существует, хотя непостижимым для нас образом», — заключал он.

«Воля в нас все — гда свободная, да
не всегда добрая» (Аврелий Августин)

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Философское учение Аврелия Августина.

Количество просмотров публикации Философское учение Аврелия Августина. — 5284

Наиболее ярким представителœем патристики и всœей средневековой западноевропейской философии был Аврелий Августин. Родился 13 ноября 354 ᴦ. в ᴦ. Тагасте в римской провинции Нумидия в Северной Африке. Отец его был язычник, мать – христианка. Образование получил в ᴦ. Мадавре, затем в ᴦ. Карфагене в школе риторики. Аврелий Августин – блестящий знаток эллинистическо-римской культуры. На пути к христианскому обращению, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ произошло весной 387 ᴦ., Августин испытал сильное влияние стоицизма, манихейства, скептицизма и неоплатонизма. В 396 ᴦ. Августин избирается епископом ᴦ. Гиппона и остаётся им вплоть до смерти в августе 430 ᴦ., последовавшей во время осады города полчищами вандалов. Опираясь на неоплатонизм, Августин создал влиятельное религиозно-философское учение, служившее фундаментом христианской мысли вплоть до XIII века.

1. Идея креационизма – творение мира Богом из ничего. Ни один из философов такой позиции не придерживался. Бог, как творец, осуществляет данный акт по своему усмотрению. Эту идею Августин позаимствовал из иудаизма.

2. Идея богоподобности и греховности человека. Человек наделён душой, которая свободна. И вместе с тем человеческая свобода — ϶ᴛᴏ возможность впасть в грех. Этот грех уже был совершён первым человеком, значит человек обременён первородным грехом. Это грех повреждает человеческий разум, и в связи с этим в своей жизни человеку остаётся надеяться только на Бога.

3. Идея спасения состоит в том, что Бог не просто созерцает греховность людей, но и приходит к ним на помощь. В одной из ипостасей Бог приносит себя в жертву, которая снимает первородный грех. Идея спасения придаёт христианскому мировоззрению человечность. Бог одновременно выступает судьёй и спасителœем. Христианство внутренне драматично.

4. Идея откровения. С точки зрения христианства Бог не постижим человеческим разумом, но он открыл себя людям в Священном писании. Христиане убеждены, что они обладают высшим знанием, всœе остальные знания — ϶ᴛᴏ мелочи и суета сует.

Августин не был создателœем законченной философской системы, однако ему принадлежит ряд решений некоторых философских проблем. Скептики спрашивали у него: В случае если Бог сотворил мир и человека, то что он делал до сотворения? А. Августин отвечал, что данный вопрос неправильно поставлен, ибо время началось тогда, когда был сотворён мир.
Размещено на реф.рф
Вообще, тема времени и вечности является одной из центральных в философии Августина. Время выступает как субъективное переживание людей. Время — ϶ᴛᴏ символ греха, однако оно есть также способ проявления божьей милости, раскрытия и реализации промысла Божия. Время Августин рассматривает как линœейный, а не циклический процесс. История имеет начало, кульминацию и завершение.

Августин также рассуждал о проблеме происхождения греха. Зло в мире не есть что-то самостоятельное, оно напрямую связано с грехом. Зло возникает из-за недостатка добра. К примеру, прохожий не спас утопающего. Он не совершил добра, ᴛ.ᴇ. не спас человека, и из-за отсутствия добра пришло зло – смерть.

Божественное предопределœение обусловило после грехопадения человека наличие двух царств: Божьего и земного. Земное царство – грешное, злое, держится войной и насилием. Выражением высшего царства, Града Божьего, является церковь, но и она есть только приготовление к небесному царству. Вся история человечества, считал Августин, — ϶ᴛᴏ борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог – высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе – цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителœем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Августин внёс нечто очень человечное в стиль философствования. Его взгляд на человека — ϶ᴛᴏ взгляд изнутри. Христианский Бог — ϶ᴛᴏ высшая, абсолютная личность, носитель жизни. Он подчиняет весь мир своему контролю. Ни платоновский Демиург, ни аристотелœевский Бог-ум, ни плотиновское Единое личностями не являются. Счастье человека, по Августину, состоит в осознании величия Бога и своей полнейшей зависимости от него.

referatwork.ru

Философские взгляды Аврелия Августина

15

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение

1

  1. Философия
    Августина

2

  1. Заключение

13

  1. Список
    использованной литературы

14

ВВЕДЕНИЕ

Крупнейшим
христианским мыслителем периода
патристики и наиболее выдающимся из
«отцов церкви» был Аврелий Августин
(354-430). «Ты нас создал для себя, и наше
сердце будет неспокойным, пока не
упокоится в тебе». Этим предложением
начинаются «Исповеди», в тридцати
книгах которых он в форме молитвы
рассказывает о своей жизни, отличавшейся
беспокойством, постоянным поиском и
многими ошибками, до тех пор пока не
обрел внутренний покой — покой души — в
христианстве. Учение Августина стало
определяющим духовным фактором
средневекового мышления, оказало
влияние на всю христианскую Западную
Европу. Никто из авторов периода
патристики не достиг той глубины мысли,
которая характеризовала Августина. Он
и его последователи в религиозной
философии считали познание бога и
божественной любви единственной целью,
единственной полной смысла ценностью
человеческого духа. Весьма мало места
он отводил искусству, культуре и
естественным наукам.

Философия
Августина

Родился он в г.
Тагасте в Нумидии (Северная Африка), был
сыном отца-язычника и матери-христианки.
В Карфагене, Риме и Милане он изучал
риторику. Чтение трактатов Цицерона
пробудило в нем интерес к философии, он
захотел найти истину. Сначала он верил,
что найдет ее у манихейцев, в учении о
дуализме добра и зла. Позже в его мыслях
появляется академический скептицизм,
от которого он освобождается, изучая
неоплатоников, в частности Плотина.
Платоническая философия ближе всего
подходит к религиозной вере.

В конце концов
истину Августин находит в христианстве,
к которому он переходит в 387 г. прежде
всего под влиянием христианского
проповедника, миланского епископа
Амвросия. Позже он был назначен пресвитером
и возведен в сан епископа североафриканского
города Гиппо. Здесь в 430 г. он и умер.

В своих произведениях
он подверг страстному суждению ошибочные
учения, которым сам длительное время
следовал. В трактате, направленном
против академиков, он осуждает скептицизм,
выступает против манихейства и других
еретических учений. Помимо «Исповеди»
к его главным трактатам относятся: «О
троице» («De trinitate», 400-410), где
систематизированы теологические
воззрения, и «О граде божьем» («De
civitate Dei», 412- 426). Последний трактат
считается главным произведением
Августина, ибо содержит его историко —
философские взгляды. В первых пяти
книгах этого объемистого труда Августин
указывает на то, что Рим пал по вине
собственного эгоизма и безнравственности,
но не по вине христианства, как об этом
говорят. В последующих пяти книгах
говорится о презренном язычестве и
заблуждениях прежней философии. В
остальных двадцати книгах пишет о
противоположности между светской
(дьявольской) державой и царством божьим,
воплощением которого является церковь;
борьба между ними представлена как
борьба добра и зла.

Способ изложения
материала в трудах Августина соответствует
его бурному, неспокойному характеру;
писал он страстно и неукротимо, резко
переходил от одной позиции к другой. О
нем говорили, что ни у кого из великих
мыслителей не было таких перепадов
между высочайшим и низменнейшим, что
среди церковных святых он был наименее
святым и наиболее человеком. Его
творчество не имеет монолитного
характера, оно не образует единой
системы, но является источником, из
которого долго черпала христианская
философия.

Философия Августина
возникает как симбиоз христианских и
древних доктрин. Из древних античных
философских доктрин главным источником
для него был платонизм, который он знал
по преимуществу в изложении неоплатоников.
Идеализм Платона в метафизике, абсолютизм
в теории познания, признание различия
духовных принципов в структуре мира
(добрая и плохая душа, существование
отдельных душ), упор на иррациональные
факторы духовной жизни — все это повлияло
на формирование его собственных
воззрений.

Христианской
основе своей философии Августин придавал
большое значение. Он осуществил то, что
только обозначено у его предшественников:
сделал бога центром философского
мышления, его мировоззрение было
теоцентрическим. Из принципа, что бог
первичен, вытекает и его положение о
превосходстве души над телом, воли и
чувств над разумом. Это первенство имеет
как метафизический, так и гносеологический
и этический характер.

Бог является
высшей сущностью, только его существование
вытекает из собственного естества, все
остальное с необходимостью не существует.
Он единственный, существование которого
независимо, все остальное существует
лишь благодаря божественной воле. Бог
является причиной существования всякого
сущего, всех его перемен; он не только
сотворил мир, но и постоянно его сохраняет,
продолжает его творить. Августин
отвергает представление, согласно
которому мир, будучи сотворенным однажды,
развивается дальше сам.

Бог является
также наиважнейшим предметом познания,
познание же преходящих, релятивных
вещей бессмысленно для абсолютного
познания. Бог выступает в то же время и
причиной познания, он вносит свет в
человеческий дух, в человеческую мысль,
помогает находить людям правду. Бог
является наивысшим благом и причиной
всякого блага. Так как все существует
благодаря богу, так и всякое благо
происходит от бога.

Направленность
к богу для человека естественна, и
единственно через соединение с ним
человек может достичь счастья. Философия
Августина таким образом открывает
простор для теологии.

Душу Августин
понимает чисто спиритуалистиески,
рассуждая в духе идей Платона. Душа как
самобытная субстанция не может быть ни
телесным свойством, ни видом тела. Она
не содержит в себе ничего материального,
имеет лишь функцию мышления, воли,
памяти, но не имеет ничего общего с
биологическими функциями. От тела душа
отличатся совершенством. Такое понимание
существовало и в греческой философии,
но у Августина впервые было сказано,
что это совершенство происходит от
бога, что душа близка богу и бессмертна.

Душу мы знаем
лучше, чем тело, знание о душе является
определенным, о теле же наоборот. Более
того, душа, а не тело познает бога, тело
же препятствует познанию. Превосходство
души над телом требует, чтобы человек
заботился о душе, подавлял чувственные
наслаждения.

Основой духовной
жизни является воля, но не разум. Это
утверждение основано на том, что сущность
каждой вещи проявляется в ее активности,
но не в пассивности. Отсюда вытекает
заключение, что человеческую сущность
характеризует не разум, который имеет
пассивный характер, но действия, активная
воля. Учение Августина о первенстве
воли отличается от древнегреческого
рационализма. Иррационалитическое
понимание человеческого духа приходит
к тому, что сущностью духа является
свободная воля. Эту позицию Августин
воплощал не только в психологии, но и в
теологии: первенство воли относится и
к божественной сущности. Его философия
переходит, таким образом, от интеллектуализма
и рационализма к волюнтаризму.

Вся философия
Августина сосредоточилась на боге как
едином, совершенном, абсолютном бытии,
мир же имеет значение как божье творение
и отблеск. Без бога ничего нельзя ни
совершить, ни познать. Во всей природе
ничего не может произойти без участия
сверхъестественных сил. Мировоззрение
Августина очень четко противостояло
натурализму. Бог как единое сущее и
истина является содержанием метафизики,
бог как источник познания является
предметом теории познания; бог как
единственное благо и прекрасное является
предметом этики, бог как особа всемогущая
и полная милости является главным
вопросом религии.

Бог не только
бесконечное бытие, но и особа преисполненная
любви. В этом же направлении теоретизировали
и неоплатоники, но бог ими понимался не
как особа. В неоплатонизме мир — эманация
божественного единого, необходимый
продукт естественного процесса, у
Августина же мир — акт божественной
воли. У Августина проявляется тенденция
к дуализму в отличие от неоплатонического
монизма, основанного на идее, что бог и
мир имеют один и тот же характер.

Согласно Августину,
мир как свободный акт бога является
творением разумным, бог создал его на
основе собственной идеи. Христианский
платонизм был августинианским вариантом
учения Платона об идеях, которое
понималось в теологическом и
персоналистическом духе. В боге сокрыт
идеальный образец реального мира. Как
у Платона, так и у Августина существуют
два мира: идеальный — в боге и реальный
— в мире и пространстве, возникший
благодаря воплощению идеи в материю.

Августин, в
согласии с эллинистической философией,
полагал, что целью и смыслом человеческой
жизни является счастье, которое должна
определить философия. Счастья можно
достигнуть в едином — в боге. Достижение
человеческого счастья предполагает
прежде всего познание бога и испытание
души.

В отличие от
скептиков Августин разделял представление
о том, что познание возможно. Он искал
такой способ познания, который не
подвержен заблуждениям, пытался
установить определенную надежную точку
как исходный путь познания. Единственный
способ преодоления скептицизма, по его
мнению, состоит в отбрасывании
предпосылки, что чувственное познание
может нас привести к истине. Стоять на
позициях чувственного познания — значит
укреплять скептицизм.

Августин находит
еще один пункт, подтверждающий возможность
познания. В подходе скептиков к миру, в
самом сомнении он видит определенность,
достоверность сознания, ибо можно
сомневаться во всем, но не в том, что мы
сомневаемся. Это сознание сомнения при
познании является непоколебимой истиной.

Сознание человека,
его душа являются устойчивым пунктом
в постоянно меняющемся, неспокойном
мире. Когда человек погрузится в познание
своей души, он найдет там содержание,
которое не зависит от окружающего мира.
Это лишь видимость, что люди черпают
свои знания из окружающего мира, в
действительности они находят их в
глубинах собственного духа. Сущность
теории познания Августина — априорность;
творцом всех идей и понятий является
бог. Человеческое познание о вечных и
неизменных идеях убеждает человека,
что их источником может быть лишь абсолют
— вечный и надвременный, бестелесный
бог. Человек не может быть творцом, он
лишь воспринимает божественные идеи.

Истину о боге не
может познать разум, но вера. Вера же
скорее относится к воле, чем к разуму.
Подчеркивая роль чувств или сердца,
Августин утверждал единство веры и
познания. При этом он стремился не
возвысить разум, но лишь его дополнитъ.
Вера и разум взаимно дополняют друг
друга: «Разумей, чтобы мог верить,
верь, чтобы разуметь». Философия
Августина отвергает концепцию автономного
положения науки, где разум является
единственным средством и мерой истины.
Это понимание соответствует духу
христианства, и на этой основе могла
строиться последующая фаза — схоластика.

Характерной
чертой понимания Августином процесса
познания является христианский мистицизм.
Главным предметом философского
исследования были бог и человеческая
душа.

Преобладание в
сфере познания иррациональноволевых
факторов над рационально-логическими
выражает одновременно и Августиново
первенство веры над разумом. Не
самостоятельность человеческого разума,
а откровения религиозных догматов
являются авторитетом. Вера в бога —
исходное человеческого познания.

Тезис о первенстве
веры над разумом не был новым в христианской
философии. В отличие от предшествующих
«отцов церкви», которые видели
источник веры лишь в Библии, Августин

провозгласил
наивысшим авторитетным источником веры
церковь как единственную непогрешимую,
последнюю инстанцию всякой истины. Это
воззрение соответствовало тогдашней
ситуации. Церковь в западной части
Римской империи становилась идеологически
и организационно сильным централизованным
институтом.

Вклад Августина
состоял также в том, что попытался
обосновать первенство веры над разумом.
Все человеческое познание имеет два
источника, утверждал он. Первым является
опыт, чувственный контакт с вещами
окружающего мира. Его границей служат
рамки явления, преступить которые
невозможно. Другой источник, более
богатый и значительный, заключен в
приобретении знания от других людей.
Это опосредованное познание и есть
вера.

Августин смешивает
веру вообще и религиозную веру, освященную
авторитетом церкви. Однако вера, которая
опирается на опыт, в целом совсем иная,
она
имеет
другую суть и характер, чем религиозная
вера, исходящая из «истин»
Священного
писания.

Оценка добра и
зла в мире, их различение были наиболее
проблематичными
в философии
Августина. С одной стороны, мир как
творение бога не может быть
недобрым.
С другой стороны, существование зла
несомненно. При определении
понятия
теодицеи, или защиты совершенства
творения. Августин исходил из
того, что
зло не принадлежит природе, но является
продуктом свободного
творчества.
Бог создал природу доброй, но отравила
ее злая воля. С этим
связан
другой тезис: зло не является чем-то,
что абсолютно противоположно добру,
оно есть лишь недостаток добра, его
релятивная ступень.
Нет
абсолютного зла, лишь добро абсолютно.
Зло возникает там, где ничто не
делается
хорошо, зло — это отвращение от высших
целей, это либо гордыня
либо
вожделенность. Гордыня проистекает из
стремления обойтись без бога,
вожделенность
— из страстей, направленных на преходящие
вещи. Следующий
аргумент
теодицеи Августина состоит в том, что
зло не нарушает гармонии
мира, но
необходимо для нее. Наказание грешников
так же не противоречит
этой
гармонии, как и вознаграждение святых.
Августин, таким образом, не
отрицает
наличия зла в мире, однако понимает его
чисто негативно, как
отсутствие
добра.

Этике Августина
присуще то, что он приписывал злу другое
происхождение,
чем добру.
Зло происходит от человека, имеет земной
характер, добро же
проистекает
от бога, продукт божьей милости. Человек
отвечает за зло, но
не за добро.

По поводу понятия
любви Августин остро полемизировал с
бриттским монахом
Пелагием.
Это был спор между представителями
иррационалистической и
рационалистической
точек зрения в вопросах христианской
этики. Пелагий
исходил
из античного рационализма и учил, что
первородного греха не
существует.
Человек рождается свободным от грехов,
он сам, без помощи церкви
должен
заботиться о своем блаженстве. Пелагиевский
отказ от понимания
человека
как слепого орудия бога представлял
прямую атаку на
идеологические
принципы христианской церкви.

Августин, выступая
против концепции Пелагия о необремененности
человека
первородным
грехом, развивает учение о предопределенности.
Согласно этому
учению,
Адам как первый человек родился свободным
и безгрешным. У него
была
возможность следовать за божьей волей
и достичь бессмертия. Однако люди
в лице
Адама, искушенного дьяволом, совершили
грех. Поэтому все поколения
людей не
свободны, обременены грехом и смертью,
которая, по апостолу Павлу,
есть
возмездие за грехи.

Дуалистическое
понимание бога и мира выступает прежде
всего как противоположность между
вечным и неизменным духовным бытием
бога и постоянной
изменчивостью
и гибелью единичных вещей и явлений.
Исследование этой
противоположности
вело Авустина к проблематике времени.
В рамках общего
теологического
решения этого вопроса отдельные ответы
интересны и с
философской
точки зрения.

Августин отвергает
взгляды тех античных философов, которые
время ставили
в зависимость
от движения небесных тел: ведь и они
созданы богом. Согласно его
пониманию,
время является мерой движения и изменений,
присущих всем
«сотворенным»
конкретным вещам. Перед сотворением
мира время не существовало,
но оно
проявляется как следствие божественного
творения и одновременно с
последним.
Меру же изменений вещам дал бог.

Августин попытался
объяснить такие основные категории
времени, как настоящее, прошлое, будущее.
Ни прошлое, ни будущее не имеют
действительной
ориентации,
она присуща лишь настоящему, посредством
которого нечто может
мыслиться
как прошлое или будущее. Прошлое связано
с человеческой памятью,
будущее
заключено в надежде.

Приведение как
будущего, так и прошлого к настоящему
доказывает божественную, совершенную
абсолютность. В боге раз и навсегда
соединены
настоящее
с прошлым и будущим. Августиново понимание
противоположности
абсолютной
вечности бога и реальной изменчивости
материального и человеческого
мира стало
одной из основ христианского мировоззрения.

Социально-политическая
доктрина Августина основана на идее
неравенства,
которую
он отстаивает как вечный и неизменный
принцип общественной жизни. Неравенство
является стороной иерархической
структуры общественного организма,
созданного
богом. Земная иерархия — отражение
иерархии небесной, «монархом»
которой
является бог. Пытаясь предотвратить
обращение народных масс к
еретическим
учениям, Августин ссылается и на
христианскую идею равенства
всех людей
перед богом — все люди происходят от
одного праотца.

Августин обращается
и к общественно-историческому процессу.
Некоторые
историки
даже говорили о нем как об одном из
первых «философов истории».
Стимулом
его интереса к этой проблематике было
разграбление «вечного города»
в 410 г.
готскими войсками, возглавляемыми
королем Аларихом. Это событие
интерпретировалось
многими современниками по-разному. Одни
объясняли его
как месть
старых римских богов римлянам за то,
что они перешли в христианство. Другие
утверждали, что падение Рима возглашает
конец человеческой истории,
который
наступает вследствие греховного перехода
от первоначального
демократического
христианства к государственному.
Августин опровергает обе
эти
интерпретации.

В философии
истории он выступает против как языческих
религиозных представлений, так и
нерелигиозных этических и философских
концепций.
Языческих
богов он отвергает как бессильных
демонов, порожденных поэтической
фантазией.
Им он противопоставляет единого и
всемогущего бога.

О философии
истории у Августина можно говорить лишь
условно. Он занимается
«судьбами
всего» человечества, руководствуясь,
однако, христианскими
мифологическими
представлениями, опирающимися на
библейские материалы.
Человечество
происходит от одной пары прародителей
и руководится богом.
Понятие
истории у Августина является
провиденциалистским (провидения —
— провидение).

Августин выдвигает
мысль о единстве человеческой божественной
истории,
которые
текут в противоположных, но взаимно
неразделимых сферах, содержанием
которых
является бой двух царств (градов) —
божьего и эемного. Дуализм бога
и природы
переносится, таким образом, и на
общественное развитие. Божий град
представляет
меньшую часть человечества — это те,
которые своим морально-
религиозным
поведением заслужили у бога спасение
и милосердие; в земном
граде,
напротив, остаются люди самолюбивые,
алчные, эгоисты, которые забывают
о боге.
Божий град постепенно усиливается в
общественно-историческом
развитии,
в частности после прихода Иисуса. Главной
предпосылкой
принадлежности
к граду божьему служат смирение и
покорность как перед богом,
так и перед
церковью.

В своем изложении
плана божьего предопределения Августин
дает периодизацию
истории
земных градов-обществ. Она основана на
аналогии с шестью днями
творения,
шестью развивающимися сферами человеческой
жизни и шестью эпохами,
которые
приведены в Ветхом завете. Это по своей
сути эсхатологическая
концепция;
идея прогресса, которая в ней содержится,
— религиозно-теологическая.

Церковь в истории
занимает особое положение: она является
обществом Христа,
объединяет,
согласно воле божьей, избранных, и вне
ее нельзя обрести спасение. Церковь
является зримым представителем царства
божьего на земле. Светский
град и его
государство также установлены богом,
но они не имеют
привилегированного
положения, как церковь, которая занимает
высшее положение,
и государство
должно ей служить. Только при таких
условиях возможно
возникновение
гармоничного общественного организма.
Понимание общества у
Августина
является теократическим.

Августин заложил
основы новой христианской философии.
Он отбросил
классический
подход греков, основанный на объективизме
и интеллектуализме,
его подход
был интроспективным, воле он приписывал
первенство над разумом.
Греки
склонялись к финализму и натурализму,
Августин представлял бога
как
бесконечность, а мир — как продукт
сверхъестественной силы и творение
милости.
Интроспективная позиция переходит в
персонализм, бог — это прежде
всего
персона, сущностью которой является
воля; этим самым философия Августина
отворачивается
от универсализма древних. Она основана
на доверии к силам воли,
веры, любви
и милости, но ни в коем случае не к силам
разума и доказательств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В творчестве
Августина много противоречий и натяжек.
Так, с одной стороны,
он полагал,
что истина доступна лишь индивидам, а
с другой — считал ее
привилегией
церкви. С одной стороны, истина имеет
непосредственный характер,
а с другой
— она сверхъестественный дар. Безразлично
Августин отнесся и к
рационализму,
но тем не менее конечная цель, устремленность
понимались им как связанное с разумом
божественное созерцание. Он утверждал,
что тело не является злом, ибо происходит
от бога, но в телесных желаниях видел
источник зла. Августин отверг манихейский
дуализм добра и зла, и именно дуализм
был последним словом его историософии.
Различные стремления иерархического
христианства, библейские и церковные
мысли, религиозный и церковный дух,
рационализм и мистицизм, верность
порядку и любви — все переплеталось в
его творчестве. Августин имел много
последователей.

Использованная
литература:

  1. Введение в
    философию. Ч. 1,2 Москва, 1990 г.

  2. Мир философии:
    книга для чтения. Ч. 1,2 Москва, 1991 г.

  3. Философская
    энциклопедия. т 1-5. Москва, 1993 г.

  4. Спиркин А.Г. Основы
    философии. Москва, 1988 г.

studfiles.net

3. Философские взгляды Аврелия Августина. Средневековая европейская философия

Похожие главы из других работ:

«Исповедь» Аврелия Августина

§2. Философские воззрения Аврелия Августина.

В истории христианской патристики в IV-V вв. н.э. появляется фигура, которой суждено было стать едва ли не в центре духовной жизни средневековья. Это Аврелий Августин (Sanctus Aurelius Augustinus Августин Блаженный) (354-430 гг)…

Августин Блаженный и его учения

§1. Биография Августина Аврелия

Аврелий Августин (354-430г.) — виднейший богослов и философ, представитель латинской патристики, служитель западнохристианской церкви, оказавший сильное влияние на развитие средневекой философии.

Родился Августин в г…

Августин Блаженный и его учения

§2. Философия Августина Аврелия

Религиозно-философская система Августина, с одной стороны, представляет результат усвоения некоторых основоположных принципов платонизма и неоплатонизма…

Аристотель. Его жизнь, научная и философская деятельность

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

В философии Аристотеля нужно различать критический разбор учений, ему предшествовавших, от развития его собственной философии…

Классический период развития античной философии

1. Философские взгляды Сократа

Сократ (ок. 469 г. до н. э.— 399 г. до н.э.)— древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность — поворотный момент античной философии…

Представления о человеке в латинской патристике

2.2 Представления о человеке в учении Августина Аврелия

Религиозно-философская система Августина представляет собой соединение библейского мировоззрения с теми положениями неоплатонизма (последнего этапа развития античного платонизма, собравший идеи Аристотеля, пифагорейцев, стоиков…

Развитие философской мысли на Беларуси

4. Философские взгляды С. Полоцкого

Семен Полоцкий (1629-1680) родился в Полоцке. Учился в Полоцкой братской школе, окончил знаменитую Киево-Могилянскую академию. Наряду с семью традиционными свободными искусствами в академии изучались славянский, греческий…

Русская философия XVIII века

4. Философские взгляды М.В. Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов вошел в историю как ученый энциклопедического склада, оставивший глубокий след во всех областях знания своего времени.

Он является одним из крупнейших представителей материализма 18 века…

Средневековая философия

2. Патристика. Учение Августина Аврелия

Патристика (от лат. pater — отец) — это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывавших и разрабатывавших идеи христианства. В истории патристики выделяют несколько этапов: апологетика (II-III вв.), классическая патристика (II-X вв…

Средневековая христианская философия

7 Период патристики. Учение Аврелия Августина

Крупнейшим христианским мыслителем периода патристики и наиболее выдающимся из отцов церкви считается Аврелий (Блаженный) Августин (354—430). Ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения…

Теоцентризм в философии средних веков. Учение Аврелия Августина

2. Философские взгляды Августина Аврелия Блаженного

Итак, Августин Аврелий Блаженный был ярким представителем средневекового периода переходной теоцентрической философии: от патристики к схоластике. Если у античных философов общими идеями были добро, милосердие, забота о ближнем и т.д…

Философия Аврелия Августина

1. Биография Августина Аврелия

христианский теолог философия аврелий

Августин (Аврелий) родился 13 ноября 354 г. в африканской провинции Нумидия, в Тагасте (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Первоначальным своим образованием он обязан матери, христианке Св. Монике…

Философия Хосе Ортега-и-Гассета

3. Основные философские взгляды

Заявляя проблему философии, мы находим, что она оказывается наиболее радикальной из всех воображаемых, архипроблематичной. С другой стороны, мы видели, что чем проблематичней проблема, тем чище то отношение — познавательное, теоретическое…

Философия эпохи Средневековья

Религиозно-философские воззрения Августина и Фомы Аквинского

Августин Аврелий — христианский теолог и философ, признанный в католицизме святым. Сильное влияние на Августина оказал неоплатонизм. Августин сыграл огромную роль в разработке католической догматики…

Философские взгляды С.Н. Булгакова

2. Философские взгляды С.Н. Булгакова

Богатая, напряженная, всегда творчески насыщенная жизнь Булгакова сама по себе замечательна, как исключительный памятник тех духовных исканий, того возврата русской интеллигенции к церкви, который наметился в России еще до революции 1917 г…

fil.bobrodobro.ru

§ 16. Патристика: учение Августина Блаженного

Августина
Аврелия

(354 – 430), выдающего представителя западной
патристики, в православной традиции
называют Блаженным (праведником местного
масштаба), в католической – Святым. Его
перу принадлежит множество сочинений,
главными из которых являются «О Троице»,
«Исповедь» и «О Граде Божьем».

Двойственность
языческого и христианского начал
проходит через всю жизнь философа. Его
мать была ревностной христианкой,
оказавшей сильное религиозное влияние
на сына, а отец – язычником. В то время
когда жил этот философ, эллинистический
языческий мир четыре столетия знал
христианские идеи. Уже в середине IV
века христианство было узаконено наряду
с языческими верованиями, а в конце
этого века оно стало по воле Константина
Великого государственной религией.
Вместе с тем, двойственность христианских
и языческих идей и представлений, а
также стереотипов поведения отличала
жизнь человека данного времени.
Неудивительно, что Августин, укорененный
в языческой культуре, получивший
прекрасное образование на основе
латинского языка, с огромным трудом и
напряжением искал христианского Бога.
О своих драматических переживаниях он
поведал в автобиографической «Исповеди»,
которой впоследствии подражали Руссо,
Толстой. Главные философские идеи
Августина затрагивают проблемы бытия
и времени, движения истории и исторического
прогресса, личности человека, его свободы
воли, а также его спасения.

По учению Августина
Аврелия, Бог сотворил мир из ничего,
т.е. из небытия. Бог сотворил и время,
которое не существовало до Творца. Бог
находится вне времени. Он вечен. Человек
же имеет прошлое, настоящее и будущее.
При этом Августин открывает субъективную
форму времени,

которая является способом организации
души человека, ибо на самом деле для
человека существует только настоящее.
Настоящее человека распадается на
«настоящее прошлого» (память), « настоящее
настоящего» (созерцание), «настоящее
будущего» (надежда). Идея Августина о
субъективном времени оказала впоследствии
значительное влияние на учения Декарта,
Мальбранша, Канта и других европейских
мыслителей.

Августин Аврелий
является автором христианской концепции
исторического процесса, изложенной им
в трактате «О
граде Божием».
В
противоположность античной идеи истории
как вечного повторения, круговращения
явлений, христианский мыслитель
доказывает, что история имеет определенный
трансцендентный смысл и конечную цель,
т.е. определяется божественным провидением
и имеет направленность от «земного
града» ко «граду Божьему», на которые
мир разделен со времени грехопадения.
«Град божий» понимается Августином как
общность, основанная на «любви к Богу»,
доведенной до «презрения к себе». «Град
земной», в противоположность «граду
Божьему», основан на «любви к себе»,
доведенной до «презрения к Богу». История
движется от «земного града» к «граду
Божьему» или от земных языческих царств
к царству Христа, прообразом которого
является церковь. Августин утверждает,
что хотя «град Божий» составляет сейчас
малое количество истинно верующих, тем
не менее, в истории заметен прогресс,
выражающийся во все большем количестве
людей, отвернувшихся от язычества и
пришедших к христианству.

Не только
происхождение и устройство мира, сущность
исторического процесса, но и сам человек,
его свобода воли, условия его спасения
– в центре философско-теологического
творчества Августина. Он старается
логически согласовать две христианские
доктрины: о свободе
воли человека

и о
Божественном
предопределении
.
Августин
решает эту проблему, трактуя подлинную
свободу как осознанное следование
необходимости, которое состоит в служении
Христу. Но человек может отклоняться
от истинного пути, когда делает ложный
выбор. Таким образом, свобода
воли
, которой
человека наделил Бог, способна привести
его как к подлинной свободе,
так и к произволу.
Последнее произошло с Адамом и Евой,
впавших в первородный грех. При этом
возможность произвола Августин связывает
с существованием Зла,
которое, несмотря на его роль в нашем
мире, не имеет самостоятельной основы.
Зло, по Августину, является недостатком
или неполнотой Добра,
нарушением установленного Богом порядка.
Поскольку Бог творил мир из небытия,
без постоянной опеки со стороны Господа
все им сотворенное, в том числе человек
и ангелы, один из которых пал и стал
Сатаной, имеет тенденцию к разрушению,
к возвращению в небытие.

Опираясь на эти
рассуждения, Августин настаивает на
предопределении Богом судьбы каждой
вещи и каждого человека. Тем более, что
после грехопадения Адама и Евы Бог был
вынужден лишить людей вечной жизни. Но
Бог не только Всемогущ, он есть Абсолютное
Благо
, а
потому пожертвовал своим сыном, чтобы
часть людей смогла вернуться к вечной
жизни. Так Августин обосновывает наличие
благодати,
вследствие которой некоторые люди
оказываются изначально, с момента
рождения предуготовлены к спасению,
другие изначально обречены на вечные
муки. При этом, с точки зрения Августина,
субъективно все находятся в ситуации
выбора и способны принимать собственные
решения, поскольку никто из живущих не
знает своей судьбы.

Теория спасения
излагается мыслителем в полемике против
пелагиан. Если Ересиарх Пелагий доказывал,
что для спасения человеку достаточно
веры и добродетельной жизни – «Верь,
будь добродетелен и ты спасешься», то
позиция Августина выражается в словах:
«Верь, будь добродетелен и, если
предопределено, то ты спасешься». Отсюда
следовал вывод: Церковь лишь тень Бога
на земле; она лишь собирает желающих
спастись, но спасает только Бог. Идея
оказалась неплодотворной для процветания
католической церкви и впоследствии
была заменена иной: Церковь, основанная
апостолом Петром, является наместником
Бога на земле.

studfiles.net

15.Философия Августина Аврелия.

Августин Аврелия
(354-430). Учение Августина о
соотношении свободы воли человека,
божественной благодати и предопределения
является достаточно неоднородным и не
носит системного характера.

О
бытие. Бог сотворил
материю и наделил её различными формами,
свойствами и назначениями, тем самым
сотворив все сущее в нашем мире. Деяния
Бога есть благо, а значит и все сущее,
именно потому, что оно существует, есть
благо. Зло не субстанция-материя, а
недостаток, её порча, порок и повреждение,
небытие. Бог — источник бытия, чистая
форма, наивысшая красота, источник
блага. Мир существует благодаря
непрерывному творению Бога, который
перерождает всё умирающее в мире. Мир
один и несколько миров быть не может.
Материя характеризуется через вид,
меру, число и порядок. В мировом порядке
всякая вещь имеет свое место.

Бог,
мир и человек. Проблема Бога и его
отношения к миру выступает у Августина
как центральная. Бог, по Августину,
сверхприроден. Мир, природа и человек,
будучи результатом творения Бога,
зависят от своего Творца. Если неоплатонизм
рассматривал Бога как безличное существо,
как единство всего сущего, то Августин
истолковывал Бога как личность,
сотворившую все сущее. И специально
делал различия толкований Бога
от судьбы и фортуны.
Бог бестелесен, а значит божественное
начало бесконечно и вездесуще. Сотворив
мир, он позаботился о том, чтобы в мире
царил порядок, и в мире все стало
подчиняться законам природы. Человек —
это душа,
которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть)
презренно и греховно. Душа есть только
у людей, животные её не имеют. Человек
создавался Богом, как свободное существо,
но, совершив грехопадение, сам выбрал
зло и пошёл против воли Бога. Так
возникает зло,
так человек становится несвободным.
Человек несвободен и неволен ни в чём,
он всецело зависит от Бога. С
момента грехопадения люди
предопределены ко злу и творят его даже
тогда, когда стремятся делать добро.
Главная цель человека — спасение
перед Страшным
Судом, искупление греховности рода
человеческого, беспрекословное
повиновение церкви.

О
благодати. Силой, которая во многом
определяет спасение человека и
его устремление к Богу,
является божественная благодать.
Благодать — особая божественная
энергия, которая действует по отношению
к человеку и производит изменения в
его природе.
Без благодати невозможно спасение человека. Свободное
решение воли —
лишь способность стремиться
к чему-либо, но реализовать свои стремления
в лучшую сторону человек способен только
с помощью благодати. Благодать в
представлении Августина напрямую
связана с основополагающим догматом христианства —
с верой в
то, что Христос искупил
все человечество. Значит, по природе своей
благодать имеет всеобщий характер и
она должна даваться всем людям. Но
очевидно, что не все люди спасутся.
Августин это объясняет тем, что некоторые
люди не способны принять благодать. Это
зависит, прежде всего, от способности
их воли.
Но как пришлось убедиться Августину,
не все люди, которые приняли благодать,
смогли сохранить «постоянство в добре».
Значит, необходим ещё один особый
божественный дар, который поможет
сохранить это постоянство. Этот дар
Августин называет «даром постоянства».
Только благодаря принятию этого дара
«званные» смогут стать «избранными».

О
свободе и божественном предопределении.
Первые люди до грехопадения обладали
свободной волей — свободой от внешней
(в том числе сверхъестественной)
причинности и способностью выбирать
между добром и злом. Ограничивающим
фактором в их свободе выступал нравственный
закон — чувство долга перед
Богом. После грехопадения люди лишились
свободной воли, стали рабами своих
желаний и уже не могли не грешить.
Искупительная жертва Иисуса Христа
помогла людям вновь обратить свой взор
к Богу. Он показал своей смертью пример
послушания Отцу, повиновения Его воле:
«Не моя воля, но твоя да будет». Иисус
искупил грех Адама, приняв волю Отца,
как Свою собственную. Каждый человек,
следующий заветам Иисуса и принимающий
волю Бога как свою собственную, спасает
свою душу и допускается в Небесное
царство. Предопределение — один из
труднейших пунктов религиозной философии,
связанный с вопросом о божественных
свойствах, о природе и происхождении
зла и об отношении благодати к свободе.
Люди способны творить благо лишь с
помощью благодати, которая несоизмерима
с заслугами и дается тому, кто избран и
предопределен к спасению. Однако люди —
существа нравственно-свободные и могут
сознательно предпочитать зло добру.
Можно подумать, будто бы есть предопределение
ко злу со стороны Бога, — так как все
существующее окончательным образом
зависит от всемогущей воли всеведущего
Божества. Это значит, что упорство во
зле и происходящая отсюда гибель этих
существ, есть произведение той же
божественной воли, предопределяющей
одних к добру и спасению, других —
ко злу и гибели. Эту идею абсолютного
предопределения и развивал Августин,
правда в его учении имелись различные
смягчающие оговорки. Вопрос о
предопределении был решен догматически:
мы не можем знать всего во что верим
(«Уверуй, чтобы уразуметь» — кредо Августина).

О
вечности, времени и памяти. Время —
мера движения и изменения. Мир ограничен
в пространстве,
а бытие его ограничено во времени.
Размышляя о времени, Августин приходит
к концепции психологического восприятия
времени. Ни прошлое, ни будущее не имеют
реального существования — действительное
существование присуще только настоящему.
Прошлое обязано своим существованием
нашей памяти, а будущее — нашей
надежде. Настоящее — это стремительное
изменение всего в мире: человек не успеет
оглянуться, как он уже вынужден вспомнить о
прошлом, если он в этот момент не уповает на
будущее. Таким образом, прошлое —
это воспоминание,
настоящее — созерцание,
будущее — ожидание или надежда.
Как следствие, раз время существует
только потому, что о нём помнят, значит
для его существования необходимы вещи,
а до сотворения
мира, когда ничего не было, не было и
времени. Начало творения мира —
вместе с тем и начало времени. Время
обладает длительностью, которая
характеризует продолжительность всякого
движения и изменения. Вечность — она
ни была, ни будет, она только есть. В
вечном нет ни преходящего, ни будущего.
В вечности нет изменчивости и нет
промежутков времени, так как промежутки
времени состоят из прошедших и будущих
изменений предметов. Вечность — мир
мыслей-идей Бога, где всё раз и навсегда.

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о