Достоевский каторга – Страница не найдена | «Публичные библиотеки: участие в продвижении территории через культурные бренды»

Каторга. Федор Достоевский

Последующие четыре года были одними из тяжелейших в жизни Ф. М. Достоевского. «Это было страдание невыразимое, бесконечное… всякая минута тяготела как камень у меня на душе», – вспоминал позднее писатель. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров, которые сразу невзлюбили «политического». Льгот и послаблений ему никаких не полагалось. Он носил те же кандалы, что и обыкновенные каторжники, ел ту же пищу, ходил в той же одежде и выполнял такую же работу. Но ему, не привыкшему к физическому труду, слабому здоровьем, все это давалось гораздо тяжелее, чем другим заключенным. «Как человек интеллигентный, он чувствовал ежеминутно такие лишения, которых не приходилось испытывать ни одному из его товарищей. Пришлось оставить привычку читать, так как книг в каторге читать не полагалось, допускали только Евангелие и Библию, которую у Достоевского украли», – писал один из его биографов.

«…Всякий из новоприбывающих в остроге через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, – вспоминал сам Федор Михайлович. – Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». «Жили мы в куче, все вместе в одной казарме… Нас как сельдей в бочонке… Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками… Всю ночь дрогнешь… Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая… И на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей… Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».

Но Федор Достоевский на каторге не сломался. Хотя, конечно, и инсценировка смертной казни, и долгие годы наблюдения человеческих страданий и издевательств начальства над «униженными и оскорбленными» людьми на каторге и на военной службе наложили неизгладимый след на чувствительную, болезненно-восприимчивую натуру писателя. «Уже одно то, что Достоевский, пловец страшных человеческих глубин, провидец тьмы, рудокоп души, пережил психологию смертной казни, невероятный ужас ее ожидания, – одно это делает его существом инфернальным, как бы вышедшим из могилы и в саване блуждающим среди людей живых…» – писал Ю. И. Айхенвальд.

О том, как повлияли годы каторги на характер, мировоззрение и творчество писателя, исследователи много спорили и спорят по сей день. О. Миллер полагал, что жизнь на каторге была «уроком народной правды для Достоевского». Майков решительно утверждал, что каторга принесла Достоевскому только пользу. Ястжемский – что она развила литературный талант, а Н. К. Михайловский приписывал каторге «влияние безусловно вредное, чисто отрицательное». Мнения же самого Достоевского на этот счет противоречили одно другому. Писатель «то проклинал каторжную жизнь, то как будто благословлял ее».

Несмотря на различность суждений исследователей жизни и творчества писателя, большинство из них все же убеждены в том, что жизненная катастрофа, связанная с арестом, инсценированным расстрелом и каторгой, изменила не только судьбу Достоевского, но и направленность его творчества. Каторга стала для писателя местом, где родились те его мысли, умонастроения, которые никогда не смогли бы родиться в других местах. Л. Шестов утверждал, что послекаторжного Достоевского почти перестали занимать бедные, униженные чиновники. Его творческое сознание оказалось властно захвачено темой преступления. Впоследствии данная тематика станет доминирующей в его творчестве.

Именно на каторге к Достоевскому пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут сочетаться добро и зло, правда и ложь. И самое главное – пришла глубокая вера в Бога, а за ней – уверенность в том, что за преступлением всегда следует Божье наказание. По признанию самого писателя, в Сибири его «убеждения» изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени». Суть этих перемен Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».

Дочь Достоевского Любовь Федоровна писала в книге своих воспоминаний об отце: «Когда человека внезапно вырывают из его среды и вынуждают годами жить в окружении, совершенно ему не свойственном, с людьми, способными по низости своей и недостатку воспитания навредить ему и причинить страдания, ему приходится сразу же изыскивать средство парировать, по крайней мере, самые тяжелые удары, намечать для себя план поведения и выбирать позу Одни презрительно замыкаются в себе, надеясь, что их оставят с миром; другие начинают заискивать и пытаются купить покой с помощью самого низкого лакейства. Достоевский, вынужденный жить среди страшных преступников, избрал другой путь; он взял тон христианского братства. Такое поведение не было ново для него; он уже упражнялся в нем, когда еще совсем маленький потихоньку пробирался к решетке отцовского сада, чтобы побеседовать с пациентами Мариинской больницы для бедных, и бывал за это наказан; или же в деревне, когда он разговаривал с крепостными в Даровом и внушал к себе симпатию, помогая крестьянкам, работающим на поле. Потом он так же братски будет относиться к бедным людям Петербурга, которых он встречал в чайных и трактирах столицы, с которыми играл в биллиард и которых угощал, изучая их, пытаясь проникнуть в тайники их сердец».

Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания – весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860–1862 гг.), трагической исповедальной книги, поразившей современников мужеством и силой духа писателя. Свою знаменитую книгу воспоминаний о каторжной жизни Достоевский называл «заметками о погибшем народе». «Сколько я вынес из каторги народных типов и характеров. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет!» – писал он брату сразу после освобождения. Отдельной темой «Записок» оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простым народом. Аполлон Григорьев писал, что Достоевский «достиг страдательным психологическим процессом до того, что в «Мертвом доме» слился совсем с народом». В «Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В то же время, пребывая на каторге, Достоевский ясно осознал и утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.

Тяжелые годы каторжных испытаний для Достоевского закончились в январе 1854 года. «С каким нетерпением, – вспоминал он, – я ждал зимы, с каким наслаждением смотрел в конце лета, как вянет лист на дереве и блекнет трава в степи… Настала наконец эта зима, давно ожидаемая… Но странное дело: чем ближе подходил срок, тем терпеливее и терпеливее я становился… Замечу здесь мимоходом, что вследствие мечтательности и долгой отвычки свобода казалась у нас в остроге как-то свободнее настоящей свободы, т. е. той, которая есть на самом деле, в действительности… Накануне самого последнего дня я обошел в последний раз около паль весь наш острог… Здесь, здесь за казармами скитался я в первый год моей каторги один, сиротливый, убитый. Помню, как я считал тогда, сколько тысяч дней мне остается… На другое утро рано, еще перед выходом на работу, когда только еще начинало светать, обошел я все казармы, чтобы попрощаться со всеми арестантами. Много мозолистых, сильных рук протянулось ко мне приветливо. Иные жали их совсем по-товарищески, но таких было немного. Другие уже очень хорошо понимали, что я сейчас стану совсем другой человек, чем они… и прощались со мной хоть и приветливо, хоть и ласково, но далеко не как с товарищем, а будто с барином. Иные отвертывались от меня и сурово не отвечали на мое прощание. Некоторые посмотрели даже с какой-то ненавистью». Наконец долгожданная минута наступила, Достоевский получил столь желанную свободу. «Да, с Богом! – воскликнул сам себе бывший каторжанин. – Свобода, новая жизнь, воскресение из мертвых… Экая славная минута!»

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Федор Михайлович Достоевский на каторге / Достоевский Ф.М.

Ф.М. Достоевский, заступник униженных и оскорбленных, выросший на гуманистической европейской литературе, считавший своими любимыми писателями Ф. Шиллера, В. Гюго, Ж. Санд, никогда не был революционером и не разделял революционных убеждений. Он участвовал в работе кружка Петрашевского, хотя всегда утверждал, что русский народ не пойдёт по стопам европейских революционеров. Кружок был разгромлен. Достоевского арестовали в ночь на 23 апреля 1849 года.

Сначала он попал в одиночную камеру. Спасти Достоевского могло лишь творчество: он задумал два романа и три повести, начал читать связанные с будущими замыслами книги. Вместе с другими петрашевцами Достоевский был приговорен к смертной казни. Свои ощущения последних минут уходящей жизни он описал в романе «Идиот», и эти описания оказались в числе самых потрясающих страниц мировой литературы. В последний момент — уже после объявления приговора и предшествовавшей расстрелу барабанной дроби — казнь заменили каторгой. Достоевский был отправлен на четыре года в Омский острог.

Достоевского отправили во «второй разряд каторги», самый тяжёлый из существовавших трёх разрядов: он состоял из арестантов под военным начальством. Главный герой «Записок из Мёртвого дома» во многом повторял мысли и оценки Достоевского. Он замечал: «Военное начальство строже, порядки теснее: всегда в цепях, всегда под конвоем, всегда под замком…»

Каторга выковала характер Достоевского, способствовала развитию его психологической прозорливости. Благодаря этому качеству в каждом каторжанине, в каждом «злодее» он смог разглядеть человеческое достоинство, предполагающее и требование справедливости, и христианскую надежду заслужить спасение. Он познал изнанку жизни простого народа. Иллюзиям больше не могло быть места: его выводы в оценке родного народа обрели основательность и афористичность с грустным призвуком иронии: слишком широк русский человек, сузить бы надо. Опыта каторжных страданий у Достоевского накопилось столько, что его хватило на многие десятки созданных впоследствии литературных образов. Критик Н.К. Михайловский утверждал, что влияние каторги в становлении писателя было только отрицательным. Сам Достоевский отзывался об этом периоде жизни неоднозначно: говорил, что на каторге он сошёлся и братски соединился с народом, хотя находил в каторжном опыте разные стороны: и положительные, и ужасные. Некоторые биографы отмечают, что на каторге Достоевский обстоятельно изучил Евангелие, и евангельские притчи оказались очень важны для его литературного становления. Но ещё важнее другое: по Евангелию Достоевский учился смирению, которое потом особым светом выделяло героев его произведений.

В Евангелии Достоевский почерпнул одну из своих главных мыслей: личность свободна в своих поступках, только если ответственна за них! Ты свободен поступать по своей воле, но будь готов отвечать за эти поступки перед Высшим судом. Те криминальные случаи и придуманные самой жизнью сюжеты, с которыми Достоевский познакомился на каторге, убедили его в несовершенстве земного суда.

Без Омского острога представить себе Достоевского-романиста просто невозможно. Срок его каторги окончился 2 марта 1854 года. «Да, с Богом! — ликовал Достоевский. — Свобода, новая жизнь, воскресение из мёртвых… Экая славная минута»! Но до полной свободы было ещё далеко. Он был отправлен рядовым в один из сибирских батальонов и через два с половиной года произведён в прапорщики. Достоевский вернулся с каторги человеком с окончательно подорванным здоровьем — участились приступы эпилепсии, которой он страдал с ранней молодости. На поселении Достоевский начал писать — «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели», здесь же возник замысел «Записок из Мёртвого дома».

Источник (в сокращении): Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

classlit.ru

Федор Достоевский — биография, фото, личная жизнь, жена, произведения, смерть

Федор Достоевский: биография

Федор Михайлович Достоевский появился на свет 11 ноября 1821 года в Москве. Его отец Михаил Андреевич происходил из рода шляхтичей Достоевских герба Радван. Он получил медицинское образование и работал в Бородинском пехотном полку, Московском военном госпитале, а также в Мариинской больнице для неимущих. Мать будущего прославленного писателя, Нечаева Мария Федоровна, была дочерью столичного купца.

Родители Федора не были богатыми людьми, однако они неустанно трудились, чтобы обеспечить семью и дать детям хорошее образование. Впоследствии Достоевский не раз признавался, что безмерно благодарен отцу и матери за прекрасное воспитание и образование, которое стоило им тяжелого труда.

Федор Достоевский в детстве

Читать мальчика научила мать, она использовала для этого книгу «104 Священные Истории Ветхого и Нового Завета». Отчасти поэтому в знаменитой книге Достоевского «Братья Карамазовы» персонаж Зосима в одном из диалогов рассказывает, что в детстве научился читать именно по этой книге.

Навыки чтения юный Федор осваивал и на библейской Книге Иова, что также нашло отражение в его последующих произведениях: писатель использовал свои размышления о данной книге при создании известного романа «Подросток». Отец также вносил свою лепту в образование сына, обучая его латыни.

В общей сложности в семье Достоевских родилось семь детей. Так, у Федора был старший брат Михаил, с которым он был особенно близок, и старшая сестра Варвара. Кроме того, у него были младшие братья Андрей и Николай, а также младшие сестры Вера и Александра.

Федор Достоевский в юности

В юности Михаила и Федора обучал на дому Н.И. Драшусов, преподаватель Александровского и Екатерининского училищ. С его помощью старшие сыновья Достоевских изучали французский язык, а сыновья преподавателя, А.Н. Драшусов и В.Н. Драшусов, обучали мальчиков математике и словесности соответственно. В период с 1834 по 1837 годы Федор и Михаил продолжили обучение в столичном пансионе Л.И. Чермака, который тогда был весьма престижным учебным заведением.

В 1837 году случилось ужасное: Мария Федоровна Достоевская скончалась от чахотки. Федору в момент смерти матери было всего 16 лет. Оставшись без жены, Достоевский-старший решил отправить Федора и Михаила в Санкт-Петербург, в пансион К.Ф. Костомарова. Отец хотел, чтобы мальчики впоследствии поступили в Главное инженерное училище. Интересно, что оба старших сына Достоевского на тот момент увлекались литературой и хотели посвятить ей свою жизнь, но отец не воспринимал их увлечение всерьез.

Федор Достоевский на службе

Перечить воле отца мальчики не смели. Федор Михайлович успешно прошел обучение в пансионе, поступил в училище и окончил его, однако все свободное время он посвящал чтению. Шекспир, Гофман, Байрон, Гёте, Шиллер, Расин, Гомер, Лермонтов, Гоголь, Пушкин – произведения всех этих прославленных авторов он глотал взахлеб, вместо того, чтобы увлеченно постигать азы инженерной науки.

В 1838 году Достоевский вместе с приятелями даже организовали в Главном инженерном училище собственный литературный кружок, в который, помимо Федора Михайловича, вошли Григорович, Бекетов, Витковский, Бережецкий. Уже тогда писатель начал создавать свои первые произведения, но все же не решался окончательно встать на путь литератора. Завершив обучение в 1843 году, он даже получил должность инженера-подпоручика в Петербургской инженерной команде, однако продержался на службе недолго. В 1844 году он решил заниматься исключительно литературой и подал в отставку.

Начало творческого пути

Хотя семья и не одобряла решения молодого Федора, он усердно принялся корпеть над начатыми ранее произведениями и развивать идеи новых. 1944 год ознаменовался для начинающего писателя выходом его первой книги – «Бедные люди». Успех произведения превзошел все ожидания автора. Критики и литераторы высоко оценили роман Достоевского, поднятые в книге темы нашли отклик в сердцах у многих читателей. Федора Михайловича приняли в так называемый «кружок Белинского», его начали называть «новым Гоголем».

Книга “Двойник”: первое и современное издание

Успех продлился недолго. Примерно через год Достоевский представил на суд публики книгу «Двойник», однако она оказалась непонятной для большинства почитателей таланта молодого гения. Восторг и восхваление писателя сменились критикой, неудовлетворением, разочарованием и сарказмом. Впоследствии литераторы оценили новаторство этого произведения, его непохожесть на романы тех лет, но в момент выхода книги этого не прочувствовал практически никто.

Вскоре Достоевский поссорился с Тургеневым и был выдворен из «кружка Белинского», а также поссорился с Н.А. Некрасовым, редактором «Современника». Впрочем, публиковать его произведения тут же согласилось издание «Отечественные записки» под редакцией Андрея Краевского.

Федор Достоевский и Иван Тургенев

Тем не менее, феноменальная популярность, которую принесла Федору Михайловичу его первая публикация, позволила ему завести ряд интересных и полезных знакомств в литературных кругах Санкт-Петербурга. Многие его новые знакомые отчасти стали прототипами различных персонажей последующих произведений автора.

Арест и каторга

Судьбоносным для писателя стало знакомство с М.В. Петрашевским в 1846 году. Петрашевский устраивал так называемые «пятницы», во время которых обсуждалась отмена крепостного права, свобода книгопечатания, прогрессивные изменения в системе судопроизводства и другие вопросы подобного плана.

Во время встреч, так или иначе связанных с петрашевцами, Достоевский познакомился и с коммунистом Спешневым. Тот в 1848 году организовал тайное общество из 8 человек (включая его самого и Федора Михайловича), которое выступало за переворот в стране и за создание незаконной типографии. На встречах общества Достоевский неоднократно зачитывал «Письмо Белинского Гоголю», которое тогда было запрещено.

Михаил Пет­ра­шевс­кий

В том же 1848 году был опубликован роман Федора Михайловича «Белые ночи», но, увы, насладиться заслуженной славой ему не удалось. Те самые связи с радикально настроенной молодежью сыграли против писателя, и 23 апреля 1849 года его арестовали, как и многих других петрашевцев. Достоевский свою вину отрицал, но ему вспомнили и «преступное» письмо Белинского, 13 ноября 1849 года приговорив писателя к смертной казни. До этого он в течение восьми месяцев томился в заключении в Петропавловской крепости.

К счастью для русской литературы, жестокий приговор для Федора Михайловича исполнен не был. 19 ноября генерал-аудиториат счел его не соответствующим вине Достоевского, в связи с чем смертную казнь заменили на восьмилетнюю каторгу. А в конце того же месяца император Николай I еще больше смягчил наказание: писателя сослали на каторгу в Сибирь на четыре года вместо восьми. При этом он был лишен дворянского чина и состояния, а по окончании каторжных работ был произведен в рядовые солдаты.

Федор Достоевский

Несмотря на все тяготы и лишения, которые предполагал подобный приговор, поступление в солдаты означало полное возвращение Достоевскому его гражданских прав. Это был первый подобный случай в России, поскольку обычно те люди, которых приговаривали к каторжным работам, до конца жизни теряли свои гражданские права, даже если выживали после многих лет заключения и возвращались к свободной жизни. Император Николай I пожалел молодого писателя и не захотел губить его талант.

Годы, которые Федор Михайлович провел на каторге, произвели на него неизгладимое впечатление. Писатель тяжело переживал бесконечные страдания и одиночество. Кроме того, у него ушло немало времени на то, чтобы наладить нормальное общение с другими арестантами: те долго не принимали его из-за дворянского титула.

Федор Достоевский

В 1856 году новый император Александр II даровал прощение всем петрашевцам, а в 1857 году Достоевский был помилован, то есть получил полную амнистию и был восстановлен в правах на публикацию своих произведений. И если в молодости Федор Михайлович был не определившимся в своей судьбе человеком, пытающимся найти правду и построить систему жизненных принципов, то уже в конце 1850-ых годов он стал зрелой сформировавшейся личностью. Тяжелые годы на каторге сделали из него глубоко религиозного человека, коим он оставался до самой смерти.

Расцвет творчества

В 1860 году писатель опубликовал двухтомное собрание своих сочинений, в которое вошли повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон». С ними произошла примерно та же история, что и с «Двойником» — хотя впоследствии произведениям была дана очень высокая оценка, современникам они не пришлись по вкусу. Однако вернуть внимание читателей к повзрослевшему Достоевскому помогла публикация «Записок из Мертвого дома», посвященных жизни каторжников и написанных по большей части во время заключения.

Роман «Записки из мертвого дома»

Для многих жителей страны, которые не сталкивались с этим ужасом самостоятельно, произведение стало чуть ли не шоком. Многие люди были ошеломлены тем, о чем рассказывал автор, особенно с учетом того, что раньше тема каторги для русских писателей была чем-то вроде табу. После этого Герцен начал назвать Достоевского «русским Данте».

Примечательным для писателя стал и 1861 год. В этом году он, в сотрудничестве со своим старшим братом Михаилом, занялся издательством собственного литературно-политического журнала под названием «Время». В 1863 году издание было закрыто, и вместо него братья Достоевские начали печатать другой журнал – под названием «Эпоха».

Братья Достоевские

Эти журналы, во-первых, укрепили позиции братьев в литературной среде. А во-вторых – именно на их страницах были опубликованы «Униженные и оскорбленные», «Записки из подполья», «Записки из Мертвого дома», «Скверный анекдот» и многие другие произведения Федора Михайловича. Михаил Достоевский вскоре скончался: он ушел из жизни в 1864 году.

В 1860-ых годах писатель начал ездить за границу, находя в новых местах и знакомых вдохновение для своих новых романов. В том числе, именно в тот период у Достоевского зародилась и начала реализовываться идея произведения «Игрок».

В 1865 году издание журнала «Эпоха», количество подписчиков которого неуклонно сокращалось, пришлось закрыть. Более того: даже после закрытия издания за писателем значилась внушительная сумма долгов. Чтобы как-то выпутаться из тяжелой финансовой ситуации, он заключил крайне невыгодный для себя договор о публикации собрания своих произведений с издателем Стеловским, а вскоре после этого начал писать свой самый известный роман «Преступление и наказание». Философский подход к социальным мотивам получил широкое признание среди читателей, и роман прославил Достоевского еще при жизни.

Князь Мышкин в исполнении Евгения Миронова

Следующей великой книгой Федора Михайловича стал «Идиот», опубликованный в 1868 году. Идея изобразить прекрасного человека, который пытается осчастливить других персонажей, но не может преодолеть враждебные силы и, в итоге страдает и сам, оказалась легкой для воплощения только на словах. В действительности Достоевский называл «Идиота» одной из самых сложных для написания книгой, хотя князь Мышкин и стал его самым любимым персонажем.

Закончив работу над этим романом, автор решил написать эпопею под названием «Атеизм» или «Житие великого грешника». Реализовать свою задумку ему не удалось, однако некоторые идеи, собранные для эпопеи, легли в основу последующих трех великих книг Достоевского: романа «Бесы», написанного в 1871-1872 годах, произведения «Подросток», завершенного в 1875 году, и романа «Братья Карамазовы», работу над которым Достоевский закончил в 1879-1880 годах.

Федор Достоевский

Интересно, что «Бесы», в которых писатель изначально предполагал выразить свое неодобрительное отношение к представителям революционных течений в России, постепенно видоизменялись в ходе написания. Изначально автор не собирался сделать Ставрогина, ставшего впоследствии одним из самых известных его персонажей, ключевым героем романа. Но его образ оказался настолько мощным, что Федор Михайлович решил изменить замысел и добавить в политическое произведение настоящую драму и трагедию.

Если в «Бесах», помимо прочего, достаточно широко раскрывалась тема отцов и детей, то в следующем романе – «Подросток» — писатель вывел на первый план вопрос воспитания повзрослевшего ребенка.

Своеобразным результатом творческого пути Федора Михайловича, литературным аналогом подведения итогов, стали «Братья Кармазовы». Многие эпизоды, сюжетные линии, персонажи этого произведения были отчасти основаны на написанных ранее романах писателя, начиная с его первого опубликованного романа «Бедные люди».

Смерть

Достоевский скончался 28 января 1881 года, причина смерти – хронический бронхит, туберкулез легких и эмфизема легких. Смерть настигла писателя на шестидесятом году жизни.

Могила Федора Достоевского

Проститься с писателем пришли толпы почитателей его таланта, но наибольшую известность Федор Михайлович, его вневременные романы и мудрые цитаты получили все же после смерти автора.

Личная жизнь

Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. В общей сложности брак Федора и Марии продлился порядка семи лет, до скоропостижной кончины супруги писателя в 1864 году.

Федор Достоевский и Мария Исаева

Во время одной из своих первых поездок за границу в начале 1860-ых годов Достоевского очаровала эмансипированная Аполлинария Суслова. Именно с нее была написана Полина в «Игроке», Настастья Филипповна в «Идиоте» и ряд других женских персонажей.

Федор Достоевский и Аполлинария Суслова

Хотя накануне сорокалетнего юбилея за плечами у писателя были, как минимум, продолжительные отношения с Исаевой и Сусловой, на то время его женщины еще не подарили ему такое счастье, как дети. Этот недостаток восполнила вторая жена писателя — Анна Сниткина. Она стала не только верной супругой, но и прекрасным помощником писателя: взяла на себя хлопоты по изданию романов Достоевского, рационально решала все финансовые вопросы, готовила к изданию свои воспоминания о гениальном муже. Роман «Братья Карамазовы» Федор Михайлович посвятил именно ей.

Анна Григорьевна родила супругу четверых детей: дочерей Софью и Любовь, сыновей Федора и Алексея. Увы, Софья, которая должна была стать первым ребенком супружеской четы, скончалась через несколько месяцев после родов. Из всех детей Федора Михайловича продолжателем его писательского рода стал только сын Федор.

Цитаты Достоевского

  • Никто не сделает первый шаг, потому что каждый думает, что это не взаимно.
  • Очень немного требуется, чтобы уничтожить человека: стоит лишь убедить его в том, что дело, которым он занимается, никому не нужно.
  • Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой.
  • Писатель, произведения которого не имели успеха, легко становится желчным критиком: так слабое и безвкусное вино может стать превосходным уксусом.
  • Удивительно, что может сделать один луч солнца с душой человека!
  • Мир спасёт красота.
  • Человек, умеющий обнимать – хороший человек.
  • Не засоряйте свою память обидами, а то там может просто не остаться места для прекрасных мгновений.
  • Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камни во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели.
  • Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.
  • Кто хочет приносить пользу, тот даже со связанными руками может сделать много добра.
  • Жизнь задыхается без цели.
  • Надо любить жизнь больше, чем смысл жизни.
  • Страданием своим русский народ как бы наслаждается.
  • Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

Фото

24smi.org

Достоевский на каторге — Дмитрий Мурашев

«И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото … Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! … На целые томы достанет»

Фёдор Достоевский в письме брату Михаилу.

Фёдор Достоевский был арестован 23 апреля 1849 года в связи с «делом Петрашевского». Незадолго до ареста была опубликована повесть «Белые ночи» — последнее произведение «старого» Достоевского. Петрашевцев посадили на пол-года в Петропавловскую крепость, и брошенные без суда в этот застенок, они немедленно стали подсудимыми высших военных инстанций: правительство решило использовать их дело в целях широкой антиреволюционной пропаганды. Следствие длилось четыре месяца. Долгое время заключенные были совершенно лишены каких-либо связей с внешним миром. Только в июле им разрешили переписку с родными, получение книг и журналов, письменные занятия. Несколько месяцев в сырой одиночке не прошли бесследно для Достоевского. В груди появились боли, которых небывало прежде. Пропал аппетит. По временам Достоевскому начинало казаться, что пол в его камере колышется, как в пароходной каюте. А тут ещё подступила петербургская осень, которая всегда имела на него гнетущее и мрачное влияние. Достоевский сообщает брату о своей бессоннице, кошмарах, нервных явления, физических недомоганиях. Но тон писем неизменно спокойный и бодрый. Фёдор Михайлович обладал редкой душевной стойкостью, всегда проявлявшейся в самые тяжелые минуты жизни. Этим он был похож на мать.

Военный суд шел при закрытых дверях и продолжался 6-ть недель. 16 ноября вынесенный судом приговор был передан на заключение генерал-аудитору, т.е. верховному прокурору/ Первоначально приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева,— лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декакбря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора («Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния… в ту минуту … чрезвычайное большинство из нас почли бы за бесчестье отречься от своих убеждений … Приговор смертной казни расстрелянием … прочтен был вовсе не в шутку; почти все приговоренные были уверены, что он будет исполнен, и вынесли … десять ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти … но то дело, за которое нас осудили, те мысли, те понятия, которые владели нашим духом, представлялись нам не только не требующими раскаяния, но даже чем-то нас очищающим, мученичеством, за которое многое нам простится!»). По резолюции Николая I («На 4 года и потом рядовым») казнь была заменена 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты. Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга.

23 января 1850 года Достоевский прибыл в Омскую крепость, окружённую рвами и валами. Построенная в начале XVII века для отражения степных кочевников, она вскоре превратилась в военный острог. «И никогда ещё человек, более преисполненный надежд, жажды жизни и веры не входил в тюрьму», — записал через тридцать лет в своих черновых тетрадях Достоевский, вспоминая, очевидно, эту трагическую минуту своей жизни. Первая встреча с главным тюремщиком плац-майором Кривцовым подтвердила его репутацию мелкого варвара и жестокого тирана. Достоевский увидел полупьяного человека с багрово-свирепым лицом под оранжевым околышем засаленной фуражки, в армейском мундире с грязными армейскими эполетами. «Угреватое и злое лицо его производило на нас чрезвычайно тоскливое впечатление: точно злой паук выбежал на бедную муху, попавшую в его паутину». По своему обычаю, он жестоко обругал прибывшего арестанта и пригрозил ему поркой за малейший проступок. Достоевского отвели в кордегардию, или караульную, где ему немедленно же придали новое обличие арестанта. Ему обрили голову, он был облачён в двухцветную куртку с жёлтым тузом на спине и покрыт мягкой бескозыркой. В таком виде он вступил в каторжный каземат. Это было ветхое деревянное здание, намеченное к слому, с прогнившим полом, протекающей крышей, угарными печами. Голые нары. Общий ушат с сумерек до рассвета, духота нестерпимая. А вокруг несмолкаемый крик, шум, ругань, бряцание цепей. «Это был ад, тьма кромешная», — вспоминал впоследствии Достоевский. Он увидел здесь в действии и на практике древний грозный устав о наказаниях: клейменые лица «для вечного свидетельства об их отвержении», истерзанные спины наказанных шпицрутенами, распухшие, багрово синего цвета, с застрявшими в них занозами. Омские каторжники были неумолимо окутаны железом. В оковах люди мылись в бане, в кандалах играли комедию, в цепях лежали больными в госпитале. Достоевского поразила ненависть арестантской массы к приговорённым дворянам. Бывшие крепостные выражали свою вражду к недавним помещикам, утратившим безграничную власть над ними. «Вы, дворяне, железные носы, нас заклевали. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего наш брат стал». Но обычно  сословная вражда между заключёнными не проявлялась столь бурно. Днём, вечером вечные драки, кражи налёты и обыски со стороны начальства, постоянные побудки ночью. Всё угнетало, всё было направлено на то, чтобы человек забыл что он человек. Особой жестокостью отличался конечно же Кривцов. В его привычке было придираться попусту. Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание.

О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «…те 4 года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и зарыт в гробу… Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото … Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! … На целые томы достанет». По рассказу самого Достоевского, он имел среди арестантов «много друзей  приятелей», интересовался их «историями», их песнями, их нравственными запросами. В пёстром разнообразии острожной толпы, где были представлены все виды преступлений, Достоевский мог наблюдать едва ли не все типы уголовного мира — от контрабандистов и фальшивомонетчиков до истязателей малолетних и грабителей на большой дороге.

С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим». Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии. «Перерождение убеждений» началось с беспощадного суда над самим собой и над всей прошлой жизнью. «Помню, что во время, — писал впоследствии Достоевский о своей каторге, — несмотря на сотни товарищей, я был в страшном уединении, и я полюбил, наконец, это уединение. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!»

23 января 1854 года заканчивался срок каторжных работ Достоевского. 15 февраля того же года писатель навсегда покинул Омский острог. Срок каторги истёк, дальше начиналась служба рядовым в ссылке. В марте этого же года зачислен рядовым в Сибирский 7-й линейный батальон, стоявший в Семипалатинске. Достоевский всеми силами старался вырваться на действительную волю. Большую поддержку он получил от приехавшего служить в Семипалатинск барона А.Е. Врангеля. Барон был членом прокурорского надзора, знал прежние сочинения писателя, присутствовал на Семёновском плацу, когда осуждённых петрашевцев вывели на казнь. И теперь был преисполнен сердечного участия к писателю. Достоевский получил возможность жить вне казармы, снял квартиру. Он поселился в «русском городе» поблизости от своего батальона среди сыпучих песков, поросших колючками, в полутёмной и закопчённой избе одной вдовы солдатки. В ноябре 1855 произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых, в т. ч. героя Севастополя Э. И. Тотлебена, 1 октября 1856 — в прапорщики; весной 1857 Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875.

В Сибири Достоевский начал работу над воспоминаниями о каторге (т.н. сибирская тетрадь — «моя тетрадка каторжная», содержащая фольклорные, этнографические и дневниковые записи, послужила источником для «Записок из Мертвого дома» (1851) и многих других книг Достоевского). В 1857 его брат напечатал рассказ «Маленький герой», написанный Достоевским в Петропавловской крепости

dmurashev.livejournal.com

Биография :: Арест Достоевского и каторга.. Био от Достоевский

Арест

Арест Достоевского произошел 23 апреля 1849; его архив при аресте был отобран и, вероятно, уничтожен в III отделении. 8 месяцев Достоевский провел в Алексеевском равелине Петропавловской крепости под следствием, во время, которого проявил мужество, скрывая многие факты и стремясь по возможности смягчить вину товарищей. Был признан следствием «одним из важнейших» среди петрашевцев, виновным в «умысле на ниспровержение существующих отечественных законов и государственного порядка». Первоначальный приговор военно-судной комиссии гласил: «… отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 Достоевский вместе с другими ожидал на Семёновском плацу исполнения смертного приговора. По резолюции Николая I казнь была заменена ему 4-летней каторгой с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.

Каторга

Ночью 24 декабря Достоевский в оковах был отправлен из Петербурга. 10 января 1850 прибыл в Тобольск, где в квартире смотрителя произошла встреча писателя с женами декабристов – П.Е. Анненковой, А.Г. Муравьёвой и Н.Д. Фонвизиной; они подарили ему Евангелие, которое он хранил всю жизнь. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим» в Омской крепости. В январе 1854 он был зачислен рядовым в 7-й линейный батальон (Семипалатинск) и смог возобновить переписку с братом Михаилом и А. Майковым. В ноябре 1855 Достоевский произведен в унтер-офицеры, а после долгих хлопот прокурора Врангеля и других сибирских и петербургских знакомых (в том числе Э.И. Тотлебена) – в прапорщики; весной 1857 писателю было возвращено потомственное дворянство и право печататься, но полицейский надзор над ним сохранялся до 1875 г.

fanparty.ru

Казнь Достоевского: имитация расстрела Петрашевцев

2 декабря 1849* в 8 часов утра на Семеновский плац привели арестантов, в их числе был Федор Достоевский.
*( по григорианскому календарю — 3 января 1850 года)

К этому времени на плацу возвели эшафот из дерева, который заранее обтянули черным сукном.
Конвойные выстроили приговоренных, однако те, после длительного одиночного заключения радуясь обнимались с товарищами. После команды «строить шеренгу» арестантов выстраивают в ряд, и ведут к эшафоту. На эшафоте установлены 3 столба, к которым и будут ставить приговоренных к казни.
Аудитор зачитывает приговор – за заговор с целью свержения правительства подсудимые приговариваются к смертной казни через расстреляние. Жить остается несколько минут?

Казнь

На эшафот поднимаются палачи, приговоренных ставят на колени, священник читает последнюю проповедь. Арестантов переодевают в предсмертную одежду – просторную с капюшоном, и длинным рукавом.
В этот же миг раздется смех. Смеется Петрашевский – считая что они весьма смешны в этих самых балахонах. Их делят на тройки – именно столько людей казнят за раз. Федор Достоевский стоит во второй тройке.

Звучат фамилии первых приговоренных:

  • Петрашевский
  • Момбелли
  • Григорьев

Их возводят на эшафот, рукавами одежды связывают руки за спиной. Вперед выходят солдаты с ружьями. Раздается команда, стрелки готовят оружие. Палачи надвигают колпаки на головы арестантов. Петрашевский сбрасывает свой колпак.

Звучит команда «На прицел!» Солдаты поднимают ружья.

Залпа нет.
Позже Ахшамуров (один из петрашевцев) вспоминал – «Момент этот был поистине ужасен, Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался с полминуты…»
Раздается звук копыт, галопом к генералу Сумаркову подъезжает адъютант, вручает пакет.

Помилование

Звучит новый приговор: Вместо казни отправить в ссылку, на каторжные работы лишив всех титулов званий.

Федора Достоевского приговорили к четырем годам работы на каторге, после ссылают в рядовые.
Григорьев, один из стоявших у столба арестантов, повредился умом. Был Приговорен к 15 годам ссылки. (В 1856 будет отпущен на посление, несколько позже изза психической болезни отдан родным.)

Петрашевского прямо с Семеновского плаца отправляют в сибирь. Остальных арестантов ведут в комендантский дом.

Эти события Достоевский опишет в письме из петропавловской крепости к брату Михаилу:
«Брат, любезный друг мой! всё решено! Я приговорен к 4-хлетним работам в крепости (кажется, Оренбургской) и потом в рядовые. Сегодня 22 декабря нас отвезли на Семеновский плац. Там всем нам прочли смертный приговор, дали приложиться к кресту, переломили над головою шпаги и устроили наш предсмертный туалет (белые рубахи).2 Затем троих поставили к столбу для исполнения казни. Я стоял шестым, вызывали по трое, следовательно, я был во второй очереди и жить мне оставалось не более минуты. Я вспомнил тебя, брат, всех твоих; в последнюю минуту ты, только один ты, был в уме моем, я тут только узнал, как люблю тебя, брат мой милый! Я успел тоже обнять Плещеева, Дурова, которые были возле, и проститься с ними. Наконец ударили отбой, привязанных к столбу привели назад, и нам прочли, что его императорское величество дарует нам жизнь. Затем последовали настоящие приговоры. Один Пальм прощен. Его тем же чином в армию.»

dostoevskiy.all-lit.ru

Биография Ф.М. Достоевского

 

Детство, годы учебы

Родился Федор Михайлович в Москве, в семье штаб-лекаря Мариинской больницы для бедных. В семье было восемь детей. Жили очень небогато. Что такое нужда в деньгах, будущий

писатель узнал очень рано, и в дальнейшем судьба никогда не позволяла ему это забыть. Однако родители прилагали все силы к тому, чтобы дети получили хорошее образование: сами занимались с ними,

приглашали частных учителей.

Первой книгой маленького Феди были «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета».

К семнадцати годам Достоевский прочел Державина, Жуковского, Карамзина, европейских классиков, а Пушкина уже «почти всего знал наизусть».

В 1837 г. отец отвез Федора и его старшего брата Михаила в Санкт-Петербург для поступления в военное учебное заведение – Главное инженерное училище. Михаила не допускают к

приемным экзаменам по состоянию здоровья, а Федор поступает.

Михайловский (Инженерный) замок в Петербурге.

Брат вскоре уезжает учиться в Ревель (ныне Таллинн), отец возвращается в Москву, и Достоевский остается в столице один. Друзей среди соучеников у него было немного. Большую

часть свободного времени, которое удавалось выкроить после напряженных занятий и строевой подготовки, он проводил за чтением. В училище он начал писать и сам.

После окончания учебы (1843 г.) Достоевский был зачислен в Инженерный корпус. Открывалась перспектива неплохой карьеры, но Федор Михайлович, почти не колеблясь, спустя несколько

месяцев подает в отставку и целиком сосредоточивается на литературной работе.

Блистательный дебют и падение с вершин славы

Почти два года Достоевский напряженно работает над своей первой повестью «Бедные люди» – пишет, переписывает, добавляет, сокращает, снова переписывает. Это история в

письмах, которыми обмениваются живущие в одном из мрачных районов Петербурга скромный чиновник Макар Девушкин и сирота Варенька Доброселова, зарабатывающая на жизнь шитьем.

Критика увидела в повести лишь горячее сочувствие «маленьким людям» и талантливое художественное обличение несправедливого устройства общества. Но повесть Достоевского сложнее,

глубже. Одна из причин жизненного краха Макара и Вареньки в том, что они по-настоящему не слышат друг-друга.

«Бедные люди» еще до выхода в свет (1846 г.) принесли Достоевскому громкий успех (рукопись читалась и горячо обсуждалась в литературных кругах).

В том же 1846 г. появилась новая повесть Достоевского «Двойник». В ней тоже действует мелкий чиновник – Голядкин. Он тайно и тщетно мечтает сделать карьеру, жениться на дочери

начальника. Эти долгие бесплодные мечтания приводят к тому, что в сознании героя (или наяву?) возникает его удачливый двойник. Ловкостью, наглостью и коварством он постепенно добивается всего, к

чему так стремился сам Голядкин, который теперь оказывается полностью вытеснен из жизни, а главное, с ужасом понимает: двойник поступает именно так, как хотел бы, но не решался поступать он

сам.

В этой повести писатель впервые подошел к самой серьезной, по его собственному признанию, идее своего творчества – противоречивости, непредсказуемости человеческой природы,

существованию в самом неприметном человеке скрытых от него самого глубин, «двойных» мыслей и желаний. Правда, формы для воплощения своей идеи он тогда не нашел, в чем сам впоследствии

признавался.

Третье крупное произведение молодого Достоевского – повесть «Хозяйка» (1847 г.). Ее герой, молодой ученый Ордынов, оказывается участником страшных и загадочных событий. Действие

происходит на грани между таинственными снами и явью.

Кружок Петрашевцев. Арест

Весной 1846 г. к Достоевскому подошел на улице незнакомый человек и обратился с вопросом: «Какая идея вашей будущей повести, позвольте спросить?» Это был Михаил Васильевич

Буташевич-Петрашевский (1821–1866), юрист, философ и литератор.

Вскоре молодой писатель становится частым посетителем «пятниц» – собраний у Петрашевского, где сходились молодежь из самых разных слоев общества и где говорили о литературе,

политике, социальных вопросах. Более всего занимали умы модные тогда идеи французских социалистов-утопистов – Сен-Симона, Фурье и др.

Считалось, что человек ведет себя дурно и совершает преступления потому, что его к этому вынуждают окружающая среда и имущественное неравенство, а если устроить жизнь

справедливо и разумно, все станут порядочными и добродетельными.

Скоро среди петрашевцев выделилась группа во главе с Николаем Александровичем Спешневым. Цель этой группы – уже не только обмен идеями и выработка проектов будущего

общественного устройства, но и организация подпольной типографии, а в дальнейшем, возможно, и «переворот в России». В эту группу вошел и Достоевский.

23 апреля 1849 г. многих из петрашевцев арестовали по доносу и поместили в Петропавловскую крепость. Двадцать один человек, в том числе и Достоевский, были приговорены к

смертной казни «расстрелянием». Но затем казнь заменили на каторжные работы (Достоевскому определили четыре года каторги – «и потом рядовым»). Однако поступило распоряжение провести процедуру

подготовки к казни и лишь затем объявить окончательное решение.

Ранним утром 22 декабря 1849 года приговоренные были выведены на площадь (ныне Пионерская площадь в Петербурге перед ТЮЗом).

Пионерская площадь в Петербурге.

Из всех, кто ожидал через несколько мгновений смерти, только один подошел исповедаться к священнику (а без этого человек, считающий себя христианином, не мыслит перехода в иной

мир). Достоевский сказал Спешневу по-французски: «Мы будем вместе с Христом». «Горстью праха», – ответил ему с усмешкой Спешнев. Тогда Достоевский не смог или не захотел возразить ему.

На осужденных были надеты белые балахоны – саваны. Троих подвели и привязали к столбам; на головы им надвинули белые колпаки. Солдаты подняли ружья и прицелились. Достоевский

стоял во второй тройке, и жить ему, следовательно, оставалось не более минуты. Тут раздался барабанный бой: подъехавший офицер подал командовавшему казнью генералу приказ о смягчении

приговора.

Прошло еще несколько дней, и петрашевцев отправили по этапу на каторгу в Сибирь. Путь Достоевского лежал через Тобольск. Там состоялась его встреча с женами декабристов –

Натальей Дмитриевной Фонвизиной и Прасковьей Егоровной Анненковой. Вместе с едой и теплой одеждой они подарили каждому из арестантов Евангелие. Достоевский вспоминал потом, что долгие годы в

остроге эта книга была его единственным дозволенным чтением. Он держал ее постоянно при себе и затем, освободившись, не расставался с нею всю дальнейшую жизнь.

Каторга и ссылка

Среди каторжников попадались, конечно, самые разные люди, но в основном это были осужденные за разбой и убийства. Начальство порой превосходило жестокостью многих

арестантов.

На каторге Достоевский был лишен права не только заниматься творческой работой, но даже читать и писать, узнавать о том, что происходит в мире и в литературе. Однако все это

способствовало невероятной духовной сосредоточенности. Обдумывая собственную жизнь, узнавая ужасные им трагические судьбы окружающих, Достоевский все яснее понимал, что, с одной стороны, «зло

таится в человечестве глубже, чем предполагают лекаря-социалисты» и никакое устройство общества само по себе не исправит этого зла. С другой стороны, никакие условия жизни не могут оправдать

совершенное человеком тяжкое преступление, избавить от ответственности за грех. Иначе придется признать, что люди – покорные рабы обстоятельств. А это значит отказаться от внутренней свободы,

которая и делает человека личностью.

Понял Достоевский также, что пролитая чужая кровь никогда не приводит к добру, а ведет только к новой, еще большей крови.

Когда-то в детстве, в деревне, маленький Федя, гуляя за оврагом, был напуган криком «Волк бежит!» и в ужасе помчался прочь. Его остановил, успокоил и приласкал пахавший в поле

мужик Марей.

Глядя на страшные лица каторжников, Достоевский понял, что одним из них вполне мог быть «тот же самый Марей». «Я вдруг почувствовал, что могу смотреть на этих несчастных совсем

другим взглядом». В каждом человеке, если смотреть на него не сверху вниз, не со страхом, злобой или презрением, а с любовью, как на брата, можно увидеть образ Божий.

На протяжении нескольких лет Достоевский мог читать только Евангелие – то самое, подаренное женами декабристов в Тобольске. Конечно, Достоевский читал его и прежде, «чуть ли не

с первого детства». Но на каторге, где приходится жить с максимальным напряжением всех духовных и физических сил, где добро и зло сталкиваются повседневно, евангельские истины понимаются глубже,

чем на воле.

Все понятое и пережитое в эти четыре года во многом определило дальнейший творческий путь Достоевского. Действие всех его великих романов происходит в конкретной обстановке

какого-то русского города, в определенном году (писатель обычно обозначал даже месяц и число). Но фоном, на котором разворачиваются события, становится вся мировая история и все то, о чем

повествуется в Евангелии.

Однако до создания этих романов должно было пройти еще немало лет. Отбыв свой четырехлетний срок каторги, Достоевский вышел в январе 1854 г. за ворота Омской крепости (пережитое

там он позже опишет в «Записках из Мёртвого дома»). Возвращение в столичные города было пока невозможно, предстояло служить простым солдатом в Семипалатинске, а затем пять долгих лет жить в

Сибири.

В 1857 г. Достоевский женится на Марии Дмитриевне Исаевой, вдове семипалатинского чиновника. Сибирские и петербургские друзья и доброжелатели Достоевского хлопочут за него перед

императором Александром II и добиваются разрешения печататься и переехать сначала в Тверь, а в конце 1859 г. – в Петербург.

Возвращение в литературу

В литературе и общественной жизни России за время почти десятилетнего отсутствия Достоевского произошло многое. Появились новые таланты. Предстояло опять завоевывать

литературную репутацию, выразить в художественной форме пережитое и понятое на каторге и в Сибири.

В обществе шли жаркие споры о том, как и когда отменять крепостное право, какими путями должна развиваться страна. В революционно настроенных кругах – тон в них задавали

Чернышевский и Добролюбов – считалось возможным и необходимым насильственно изменить общественный строй.

В одной из листовок Русь звали «к топору». Сторонники решительных действий не сомневались, что «новые люди», вооруженные «передовыми теориями», – подобные героям знаменитого

романа Чернышевского «Что делать?» – вправе и обязаны вести массы к светлому будущему.

Достоевский увидел весь «мрак и ужас», который эти идеи принесут России и всему миру, раньше и явственнее остальных.

15 апреля 1864 г. от тяжелой болезни легких скончалась Мария Дмитриевна, жена Достоевского. Через три месяца умирает самый верный и близкий ему человек – брат Михаил.

«В один год моя жизнь как бы надломилась…» – пишет Федор Михайлович. Остается без кормильца семья брата. Достоевский принимает на себя все его долги и вынужден, по

собственному признанию, работать тяжелее, чем на каторге, чтобы как-то свести концы с концами. При этом сам писатель уже тяжело болен.

В который раз ему пришлось столкнуться с тем, сколь убийственной, в буквальном смысле слова, может быть нехватка денег. В этих условиях Достоевский начинает работу над

произведением, в основе которого – «психологический отчет одного преступления».

Преступление это совершено «молодым человеком… поддавшимся некоторым странным… идеям, которые носятся в воздухе» – так описывал сам автор свой замысел в письме к

редактору журнала «Русский вестник» Михаилу Никифоровичу Каткову.

После выхода в свет романа «Преступление и наказание» (1866 г.), который имел большой успех, материальное положение Достоевского остается тяжелым. Он по-прежнему вынужден

работать на износ: взяв деньги вперед под замысел будущего произведения, спешит потом к сроку закончить его.

По совету друзей писатель решает для ускорения работы нанять стенографистку – Анну Григорьевну Сниткину. В то время ей было двадцать лет – она родилась в год выхода «Бедных

людей». Вскоре Федор Михайлович делает ей предложение, и девушка принимает его. Достоевский находит то, чего ему всегда так не хватало – любимую, верную и надежную спутницу в жизни, обретает

семью.

После женитьбы Достоевский уезжает с женой за границу – главным образом для того, чтобы хоть временно спастись от кредиторов и написать большой роман, расплатиться с долгами.

Следующий роман Достоевского – «Идиот» (1868 г.) – посвящен размышлениям над тайной воплощения Бога в человеке, совмещения Божественной и человеческой природы.

Писатель поставил перед собой задачу: создать образ «положительно прекрасного человека» и посмотреть, что с ним произойдет в людском сообществе, как сложатся его отношения с

окружающими, как повлияет он на них и они на него.

Герой романа, князь Лев Николаевич Мышкин, в черновиках назван «Князь Христос». Так Достоевский обозначил для себя, что в роман предстояло ввести человека, насколько возможно

схожего с Христом – добротой, человеколюбием, отсутствием эгоизма, незлобивостью, кротостью.

Предупреждение и завещание

В 1869 г. в Москве руководитель тайного общества «Народная расправа» Сергей Нечаев организовал убийство отказавшегося выполнить его задание студента Иванова. Достоевский

воссоздал эту историю в романе «Бесы» (1871–1872 гг.), перенеся действие в провинциальный город.

Василий Перов. Портрет Ф.М. Достоевского. 1872 г.

В 1875 г. был написан роман «Подросток». Главный его герой, Аркадий Долгорукий упорными накопительством и отшельнической жизнью соберет огромное состояние, насладится

«уединенным и спокойным сознанием своей силы» и власти над миром, а потом отдаст свои миллионы людям – пусть «распределяют». Сам же Аркадий гордо удалится «в пустыню». Главное для героя не будущий

дар людям, а именно сила, власть и превосходство над миллионами «обыкновенных».

Итоговый роман Достоевского – «Братья Карамазовы» (1879–1880 гг.). В нем писатель создал образ самого обаятельного своего героя – молодого монастырского послушника Алеши

Карамазова.

Искренне верующему Алеше противостоит его брат Иван, восстающий против Бога, потому что в мире царит слишком много зла. Как же Бог допускает это? Будущее счастье всего

человечества, утверждает Иван Карамазов, не стоит одной «слезинки ребенка».

Но всей системой образов романа Достоевский показывает: дети страдают от зла, порождаемого человеком, а не Богом. Бог наделил человека свободой, а значит, и ответственностью; и

нет такого зла в мире, ответственность за которое можно с себя снять:

«ибо все как океан, все течет и соприкасается, в одном месте тронешь – в другом конце мира отдается»… «А потому ты-то и есть за всех и за вся виноват». (Часть вторая. Книга

шестая. Гл. III. Из бесед и поучений старца Зосимы).

Но Иван не хочет принимать эту ответственность, возлагает вину и за совершающееся вокруг, и за творимое им самим зло на других людей, на Бога, на черта, являющегося ему в

болезненных видениях.

В «Братьях Карамазовых» писатель показывает, насколько ответственен человек не только за свои греховные желания, но и за сочиненные им «теории».

Роман «Братья Карамазовы» был задуман в двух книгах. Во второй должна была разворачиваться деятельность Алеши среди людей, в миру, куда он уходит, покинув монастырь, по совету

своего духовного наставника старца Зосимы. Однако Достоевский успел написать только первую книгу.

В конце января 1881 г. у писателя обострилась застарелая болезнь легких. Перед смертью он просил жену погадать ему на Евангелии, том самом, что привез с каторги. Книга открылась

на третьей главе Евангелия от Матфея: «Иоанн же удерживал Его… Но Иисус ответил ему: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». «Ты слышишь – не удерживай, – сказал жене Федор

Михайлович. – Значит, я умру». Через несколько часов Достоевского не стало.

Домашнее задание

Подготовить сообщения /отобрать цитатный материал / составить план ответа (по выбору) на тему: «Бедные люди в русской литературе».

Литература

Энциклопедия для детей. Аванта+. Том 09. Часть 1. Русская литература. От былин и летописей до классики XIX века. М., 1999.

 

trassa.narod.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о