Учебник истории восточные славяне в древности – Восточные славяне в древности, Изучение древнего периода истории славян, Сведения о славянах эпохи средневековья, Лингвистические данные — История России до конца XVII столетия

Тема I. Восточные славяне в древности

Пособие
по истории Отечества для поступающих
в ВУЗы

 

2-издание,
дополненное.

 

Московский
государственный университет им.
М.И.Ломоносова,

Исторический
факультет.

 

Редакционная
коллегия:

Орлов
А.С., Полунов А.Ю., Шестова Т.Л., Щетинов
Ю.А.

 

Пособие
по истории Отечества для поступающих
в вузы. 2-е издание:

Настоящее
пособие предназначено для абитуриентов
и старшеклассников.

Книга
составлена преподавателями исторического
факультета МГУ им. М. В. Ломоносова с
учетом требований, предъявляемых на
вступительных экзаменах в вузы по
истории России.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее
пособие написано специалистами по
различным периодам отечественной
истории — преподавателями и аспирантами
исторического факультета Московского
государственного университета им.
М.В.Ломоносова.

Пособие
составлено в соответствии с современными
требованиями к вступительному экзамену
по истории Отечества. В книгу включены
основные факты, знание которых необходимо
для абитуриента. Оценка событий приводится
на основе идей, разделяемых большинством
ученых. В пособии учтены изменения,
произошедшие в последние годы в подходе
к российской истории. В то же время
авторы стремились держаться максимально
сбалансированных точек зрения на
важнейшие события и процессы.

Пособие
снабжено вспомогательными материалами,
облегчающими работу абитуриента. Это
хронологические и династические таблицы,
списки руководителей Советского
государства, схемы устройства
государственных органов России и другие.
В тексте выделены
основные понятия и даты.

Помимо
помощи абитуриенту настоящая книга
может послужить ключом к более глубокому
изучению истории.

В
пособии кратко характеризуются наиболее
важные исторические источники, знакомство
с которыми позволяет, проникнуть в
творческую лабораторию
историка, узнать, на основании каких
данных реконструируются различные
эпизоды, насколько обоснованно ученые
могут судить об исторических событиях
и процессах.

В
ряде случаев приводятся замечания
историографического плана, излагаются
различные мнения, существующие в науке
по наиболее спорным вопросам отечественного
прошлого.

Желаем
вам успеха.

Авторский
коллектив: Зуйков В.В. (темы I, II, V),
Арапов Д.Ю. (темы III, IV),
Орлов А.С. (тема VI),
Моряков В.И. (темы VII-X), Левандовский А.А.
(темы XI, XIX, XX), Сидоркина М.А.
(тема XII),
Полунов А.Ю. (темы XIII-XVIII),
Щетинов Ю.А. (темы XXI-XXIII),
Терещенко Ю.Я. (темы XXIV-XXXI).

Обзоры
источников по истории России до 1917 г.
составлены Шестовой Т.Л., с 1917 г.
— Дебихиным КН.

Издатели
выражают глубокую признательность за
помощь в работе над этой книгой Ивану
Дмитриевичу Ковальченко.

 

ДРЕВНЯЯ  
РУСЬ

ИСТОЧНИКИ

Число
письменных источников, содержащих
сведения о древнейшем периоде истории
славян, невелико. В основном это
древнегреческие, латинские, древнееврейские,
византийские, арабские сочинения.

Самым
ранним источником является составленное
отцом истории Геродотом (V в.
до н.э.) описание Скифии и населяющих ее
племен, среди которых, как считает ряд
исследователей, были и предки славян.
Отдельные сведения о географии и истории
Восточной Европы приводятся в
сочинениях Страбона (I в.
до н.э. — I в.), Плиния
Старшего (I в.)
и других античных авторов.

Ценные
сведения об общественном строе, нравах,
обычаях, военном искусстве славян
содержатся в трудах крупнейшего
византийского историка Прокопия Кесарийского (VI в.).

Наиболее
важными источниками русского происхождения
являются летописи. Летописание велось
при княжеских дворах, в монастырях, при
епископских кафедрах. Политическая
ориентация, характер и интересы летописца
накладывали значительный отпечаток на
отбор и интерпретацию фактов. Однако
погодная форма записей позволила
заключить в летописях богатейшую
событийную информацию.

Самой
известной древнерусской летописью
является «Повесть временных
лет», составленная,
как полагают, монахом Киево-Печерского монастыря
Нестором в XII в.

При
создании «Повести» было использовано
большое количество самого разнообразного
материала: древние песни, предания,
библейские рассказы, византийские
хроники, воспоминания очевидцев тех
или иных событий, древнейшие договоры
киевских князей с Византией.

Важнейшим
источником по истории древнерусского
права является «Русская
правда», составленная
при Ярославе Мудром и его сыновьях
в XI в.

Ценные
сведения содержатся в
литературных произведениях (житиях
святых, поучениях, сказаниях, рассказах
о путешествиях). Интересным
памятником этических представлений
конца XI — начала XII в. является «Поучение
Владимира Мономаха».

Огромную
роль в изучении древнейшего периода
нашей истории играют данные археологии,
этнографии, лингвистики. Важным источником
эпохи Древней Руси является былинный
эпос. Представить себе повседневную
жизнь людей, их быт позволяют надписи
на вещах, на стенах храмов (граффити) .

Особенно
ценным источником являются берестяные
грамоты. Основная масса их обнаружена
археологами в Новгороде. Берестяные
грамоты найдены также в Смоленске,
Старой Руси и
других городах. Среди грамот встречаются
и тайные письма, и хозяйственная
документация, и завещания, и даже
упражнения в письме юных горожан.

Только
тщательный комплексный анализ данных
различных дисциплин позволяет ученым
наиболее полно реконструировать далекое
прошлое.

I. Происхождение восточных славян

Праславяне

Предки
славян издавна жили на территории Центральной
и Восточной

Европы.
По своему языку они относятся к
индоевропейским народам, которые
населяют Европу и часть Азии вплоть до
Индии. Археологи считают, что славянские
племена можно проследить по данным
раскопок с середины второго тысячелетия
до н.э. Предков славян (в научной литературе
их называют праславяне) предположительно
находят среди племен, населявших бассейн
Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная
и на Балканах славянские племена
появились лишь в начале н.э.

Возможно,
что о предках славян говорит Геродот,
когда описывает земледельческие племена
среднего Поднепровья.

Он
называет их «сколотами» или «борисфенитами» (Борис-фен
— название Днепра у античных
авторов), отмечая,
что греки ошибочно причисляют их к
скифам, хотя скифы совершенно не знали
земледелия.

Античные
авторы I-VI в.в. н.э.
называют славян венедами, антами, склавинами и
говорят о них как о «бесчисленных
племенах». Предполагаемая
максимальная территория расселения
предков славян на западе доходила до
Эльбы (Лабы), на
севере до Балтийского моря, на востоке
— до Сейма и Оки, а на юге
их границей была широкая полоса лесостепи,
шедшая от левого берега Дуная на восток
в направлении Харькова. На этой территории
обитало несколько сот славянских племен.

 

Расселение
восточных  славян

В VI в.
из единой славянской
общности выделяется восточно-славянская
ветвь (будущие русский,
украинский, белорусский народы). Приблизительно
к этому времени относится возникновение
крупных племенных союзов восточных
славян. Летопись сохранила предание о
княжении в Среднем Поднепровье братьев
Кия, Щека, Хорива и
их сестры Лыбеди и
об основании Киева. Летописец отмечал,
что такие же княжения были и в других
племенных союзах, называя более десятка
племенных объединений восточных славян.
Такой племенной союз включал в себя
100-200 отдельных племен. Около Киева на
правом берегу Днепра жили поляне, по
верхнему течению Днепра и по Западной
Двине — кривичи, по берегам Припяти —
древляне, По Днестру, Пруту,нижнему
течению Днепра и по
северному побережью Черного моря —
уличи и тиверцы, по Оке — вятичи, в
западных областях современной Украины
— волыняне, к северу от Припяти до
Западной Двины — дреговичи, по левому
берегу Днепра и по Десне — северяне,
по реке Сож, притоку
Днепра, — радимичи, вокруг озера Ильмень
— ильменские славяне (словене).

Летописец
отмечал неравномерность развития
отдельных восточно-славянских объединений.
Наиболее развитыми и культурными он
показывает полян. К северу от них
проходила своеобразная граница, за
которой племена жили «зверинским образом».
По данным летописца, земля
полян также носила название «Русь».
Одно из объяснений происхождения

термина
«Русь», выдвигаемых историками,
связано с названием реки Рось, притока
Днепра, давшей имя племени, на территории
которого жили поляне.

Данные
летописца о размещении славянских
племенных союзов подтверждаются
археологическими материалами. В
частности, данные о различных формах
женских украшений (височные
кольца), полученные
в результате археологических раскопок,
совпадают с указаниями летописи о
размещении славянских племенных союзов.
Соседями восточных славян на западе
были прибалтийские народы, западные
славяне (поляки, чехи), на
юге — печенеги и хазары, на востоке —
волжские булгары и многочисленные
угро-финские племена (мордва, марийцы,
мурома).

studfiles.net

1.1. Восточные славяне в древности. История России [Учебное пособие]

1.1. Восточные славяне в древности

Генезис и расселение

Из всего обилия научных концепций о происхождении восточных славян следует признать ведущей ту версию, что славянский этнос сложился к VI в. н. э. на Придунайской равнине в результате распада единой индоевропейской исторической общности. Примерно в то же время выделились три ветви славян: южная, западная и восточная. Южнославянские народы (сербы, черногорцы, болгары) сформировались впоследствии из тех славян, которые поселились на Балканском полуострове. Западные славяне заняли земли современных Польши, Чехии, Словении, частично Германии. Восточные славяне постепенно колонизировали огромные пространства между тремя морями – Черным, Белым и Балтийским. Их потомками стали современные русские, украинцы и белорусы.

Первоначальные сведения о расселении восточнославянских племен содержит летопись «Повесть временных лет»: от славян, «сидящих по Дунаю», племена разошлись по разным землям и прозвались «именами своими, кто где сел на каком месте». Полянами назывались славяне, которые поселились в среднем течении Днепра вокруг Киева. К северу от полян по рекам Десне и Суле жили северяне, к северо-западу от Киева древляне; центром древлян был город Искоростень. Племена, занимавшие земли между Припятью и Западной Двиной, назывались дреговичами. В верховьях Волги, Днепра и Западной Двины поселились кривичи, их главным городом был Смоленск. Часть кривичей «села» по Западной Двине в том месте, где в нее впадала река Полота, и получила название полочан. Радимичи осели вдоль реки Сож (приток Днепра), а вятичи – по Оке. Славяне, расселившиеся вокруг озера Ильмень, получили название ильменских словен; их главным городом был Новгород.

Уровень хозяйственного и общественного развития восточнославянских племен в значительной степени определялся природно-климатическими условиями. Для территории, занимаемой ими Восточно-Европейской равнины характерны континентальный климат, суровые зимы, недолгое, жаркое лето. Нередки засухи. Здесь отсутствуют естественные горные преграды пронизывающим северным ветрам. Пригодных для земледелия площадей было недостаточно. Две трети территории восточных славян было занято лесами. На юге располагались степи. И лесные, и степные почвы были малопригодны для возделывания сельскохозяйственных культур, на них трудно было получать в необходимом объеме устойчивые урожаи.

Хозяйственная деятельность

Основным занятием восточных славян было пашенное земледелие. На севере, где почти все пространство занимали леса, преобладала подсечно-огневая система, крайне трудоемкая. На небольших участках леса подсекали деревья и давали им засохнуть на корню. Затем сухостой, не вырубая, поджигали. Образовавшаяся при этом зола удобряла почву. Не выкорчевывая пней, славяне распахивали участки с помощью деревянной сохи. Такие делянки использовались не более 2–3 лет, так как почва настолько истощалась, что приходилось искать новые участки для земледелия.

В степной полосе использовалась система перелога. Сначала обрабатывался один участок земли, а после его истощения пахарь переходил, «перекладывался» на другой участок. Здесь раньше, чем в лесных районах, стали использовать при обработке пашни плуг.

Славяне возделывали зерновые культуры – просо, овес, ячмень, рожь. Из Византии были завезены пшеница и гречиха. Для получения растительного масла выращивались конопля и лен. Древнейшими огородными культурами восточных славян были бобовые – горох, собственно бобы, в южных районах – фасоль и чечевица, а также репа, лук и чеснок; позже славяне стали выращивать морковь, редьку, редис, свеклу, капусту.

У восточных славян было развито домашнее скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, домашнюю птицу. Вспомогательную роль в хозяйстве играли бортничество (сбор меда диких пчел), охота, рыболовство.

Славяне жили общинами, которые назывались «миром», или «вервью». Ко времени образования древнерусского государства соседская община вытеснила родовую. В пользовании «мира» продолжали находиться обрабатываемые земли, леса, водоемы, луга, выгоны, пустоши. Пашенные земли были поделены между семьями, входившими в общину.

Важным фактором хозяйственной и общественной жизни было появление у восточных славян примерно с VIII в. городищ – прообразов будущих городов. Они становились центрами племенных союзов, где формировалась княжеская власть. Древнейшими из известных славянских городов были Киев, Новгород, Чернигов, Псков, Изборск, Старая Ладога, Гнездово (в 12 км от нынешнего Смоленска). Развитие городов было связано с расширением ремесленного производства. Далеко за пределами славянских земель были известны изделия оружейников, бронников, ткачей. Высокохудожественными были произведения древних ювелиров. Неизменным успехом пользовалась продукция гончаров, стеклодувов и бондарей.

С возникновением городов меняется характер ремесленного производства, которое все больше ориентируется не на частный заказ, а на рынок. У древних славян ремесла развивались как в городах, так и в сельской местности.

Общественный строй

В VI–VIII вв. славяне находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования государственности. Повсеместное распространение земледелия с использованием железных орудий труда создавало возможность получения прибавочного продукта, достаточного для содержания господствующего социального слоя. Усиливаются процессы социальной дифференциации, основанной на имущественном неравенстве. Из массы свободных общинников, которых называли «люди», выделяется привилегированный слой – «мужи». К ним относились главы патриархальных семей, родовые старейшины, военно-служилая знать. В условиях частых набегов иноплеменников восточные славяне создавали вооруженные отряды – дружины, главной задачей которых была защита племен от внешних врагов. Постепенно к дружине переходят и другие функции, в том числе управление и сбор дани.

Во главе дружины стоял князь. Первоначально эта должность была выборной. Власть князя была еще во многом номинальной, большую роль играло вече – собрание глав семей, домохозяев. Младшие члены семейств, работники в вече не участвовали. По мере развития славянского общества князь, опираясь на дружину, сосредоточивал в своих руках все большую власть, постепенно становившуюся наследственной. Такая система правления носит название военной демократии и предшествует формированию государственной системы.

Религия

Известия летописей, находки археологов, записи старинных обычаев и поверий позволяют воссоздать сложную систему религиозных верований восточных славян.

Славяне были язычниками. Главным божеством был Перун – бог молнии, грозы, войны и оружия. Богом неба, или небесного огня, являлся Сварог. Его сыновья – Сварожичи считались божествами солнца и огня. Особое место в языческом пантеоне занимал бог солнца – покровитель земледельцев. У разных племен он назывался по – разному: Дажьбог, Хорос (Хорс), Ярило. Обожествлялись месяц и звезды, состоявшие с солнцем в «родственных» отношениях.

Бог Волос (Велес) считался покровителем скота. Бога ветра и повелителя бурь звали Стрибогом. Богиня воды, водной глади, рек, озер, ручьев и прудов по имени Мокошь помогала ткачам (в ткацком деле нельзя обойтись без проточной воды для вымачивания льна). Позже к Мокоши обращались во всех случаях семейных и домашних неурядиц, и таким образом Мокошь стала покровительницей женщин, олицетворением женского начала.

Славяне верили в добрых и злых духов. Добрые духи помогали людям во всех начинаниях и назывались берегинями. Злые духи именовались злыднями. Вечная борьба доброго и злого начал с точки зрения древних славян и составляла источник развития мира.

Для верований славян характерен антропоморфизм – очеловечивание явлений природы. Река представлялась нашим предкам в образе женщины, гора – богатыря. Каждое дерево, каждый камень считались не только живыми, но и наделенными индивидуальным характером. У славян не было недостатка в существах, обладавших материальной силой. Согласно представлениям, в воде жил водяной, в лесу – леший и лесовик со своей семьей, в болоте – багник (от диалектного слова «багно» – болото). Славянские русалки от Троицы до Петрова дня жили не в воде, а в лесу, в кронах деревьев (у А. С. Пушкина в поэме «Руслан и Людмила»: «русалка на ветвях сидит»).

Культовые ритуалы славяне совершали в святилищах, носивших названия капищ. Они располагались обычно на вершинах холмов или небольших полянах в лесной болотистой местности и представляли собой ровную площадку округлой формы. В центре находился деревянный идол, рядом жертвенник. Восточные славяне-язычники приносили в жертву богам животных, зерно, различные подарки. Возле изображений языческих богов происходили гадания, ритуальные жребии, давались клятвы.

Славяне обожествляли не только явления природы, но и умерших предков. Они верили в Рода и Рожаниц. Некоторые исследователи считают, что Род в древности был верховным божеством у славян, покровителем всех кровных родственников и каждого родича. Рожаницы опекали дом.

Языческие верования и обычаи сохранялись у восточных славян еще долгое время и после принятия христианства, переплетаясь с христианскими праздниками и обрядами.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

в одной книге [в современном изложении]

Восточные славяне (VI–IX века)

Вопросу о формировании Днепровского государства Ключевский посвятил не только свой Курс истории, но и «Историю сословий», и «Боярскую думу», в которых исследовал юридические, социальные и экономические следствия расселения славян. Одной из важных черт освоения новой территории было создание на ней множества опорных пунктов – городов. В своей работе «Боярская дума» Ключевский так говорит о возникновении восточно-славянского государства с сильными городами:

«История России началась в VI в. на северо-восточных склонах и предгорьях Карпат, на том обширном водоразделе, где берут свое начало Днестр, оба Буга, правые притоки верхней Вислы, как и правые притоки верхней Припети. Обозначая так начало нашей истории, мы хотим сказать, что тогда и там впервые застаем мы восточных славян в общественном союзе, о происхождении и характере которого можем составить себе хотя некоторое представление, не касаясь трудного вопроса, когда, как и откуда появились в том краю эти славяне. В тот век среди прикарпатских славян господствовало воинственное движение за Дунай против Византии, в котором принимали участие и ветви славянства, раскинувшиеся по северо-восточным склонам этого горного славянского гнезда. Это воинственное движение сомкнуло племена восточных славян в большой военный союз, политическое средоточие которого находилось на верхнем течении Западного Буга и во главе которого стояло с своим князем жившее здесь племя дулебов-волынян. Остаются неясны причины, разрушившие этот союз: можно думать только, что это были те же причины, которые повели к другому еще более важному последствию, к расселению восточных славян с карпатских склонов далее на восток и северо-восток. Нападения на Византию взволновали, приподняли славян с насиженных мест. Нашествие Аваров (во второй половине VI в.) на карпатских славян, которые то воевали против них, то вместе с ними громили империю, еще более усилило среди них брожение, следствием которого и было занятие славянами области среднего и верхнего Днепра с его правыми и левыми притоками, как и с водным продолжением этой области, с бассейном Ильменя-озера.

Это передвижение совершилось в VII и VIII вв. Днепр скоро стал бойкой торговой дорогой для поселенцев, могучей питательной артерией их хозяйства. Своим течением, как и своими левыми притоками, так близко подходящими к бассейнам Дона и Волги, он потянул население на юг и восток, к черноморским, азовским и каспийским рынкам. В то самое время, с конца VII в., на пространстве между Волгой и Днепром утвердилось владычество Хозарской Орды, пришедшей по аварским следам. Славяне, только что начавшие устраиваться на своем днепровском новоселье, подчинились этому владычеству. С тех пор как в Хозарию проникли торговые евреи и потом арабы, хозарская столица на устьях Волги стала сборным торговым пунктом, узлом живых и разносторонних промышленных сношений. Покровительствуемые на Волге и на степных дорогах к ней, как послушные данники хозар, днепровские славяне рано втянулись в эти обороты. Араб Хордадбе, писавший о Руси в 860—870-х годах, знает уже, что русские купцы возят товары из отдаленнейших краев своей страны к Черному морю, в греческие города, что те же купцы ходят на судах по Волге, спускаются до хозарской столицы, выходят в Каспийское море и проникают на юго-восточные берега его, иногда провозят свои товары в Багдад на верблюдах. Нужно было не одно поколение, чтобы с берегов Днепра или Волхова проложить такие далекие и разносторонние торговые пути. Эта восточная торговля Руси оставила по себе выразительный след, который свидетельствует, что она завязалась по крайней мере лет за сто до Хордадбе. В монетных кладах, найденных в разных местах древней Киевской Руси, самое большое количество восточных монет относится к IX и X вв. Попадались клады, в которых самые поздние монеты принадлежат к началу IX века, значительное число относится к VIII в.; но очень редко встречались монеты VII в., и то лишь самого конца его.

К VIII веку и надобно отнести возникновение древнейших больших городов на Руси. Их географическое размещение довольно наглядно показывает, что они были созданием того торгового движения, которое с VIII в. пошло среди восточных славян по речной линии Днепра – Волхова на юг и по ее ветвям на восток, к черноморским, азовским и каспийским рынкам. Большинство их (Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев) вытянулось цепью по этой линии, образовавшей операционный базис русской промышленности; но несколько передовых постов выдвинулось уже с этой линии далее на восток: таковы были Переяславль южный, Чернигов, Ростов. Эти города возникли, как сборные места русской торговли, пункты склада и отправления русского вывоза. Каждый из них был средоточием известного промышленного округа, посредником между ним и приморскими рынками».

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Восточные славяне в древности

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.

  • Безработица и её социально-экономические последствия.

  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.

  • Колебательные реакции.

  • Предмет формальной логики.

  • Роль и значение времени в управлении.

  • Античная философия.

  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).

  • Рыночные структуры.

  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.

  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Отечественная история. Учебник » Восточные славяне в древности

    Восточные славяне в древности

    Проблема этногенеза восточных славян — одна из наиболее сложных проблем исторической науки. Еще в «Повести временных лет» славяне упоминались в числе европейских народов. Благодаря трудам историков и языковедов начала XIX в. (П. Шафарик, Р. Бопп) была доказана принадлежность славянских языков к индоевропейской языковой семье, что способствовало научному разрешению проблемы происхождения славянства.

    По поводу времени первого упоминания о славянах существуют разные точки зрения. Согласно одной из них, первыми известными нам славянами были венеды бассейна Вислы, о которых имеются сведения с I в. н.э. За последние годы ряд авторов (С. Лесной, А. Асов) исходя изданных «Велесовой книги», якобы обнаруженной в 1919 г. полковником Белой армии А. Изенбеком и записанной на дощечках, пришли к выводу о существовании славянства с IX в. до н.э. Другие исследователи (О.В. Творогов, И.Н. Данилевский) расценивают «Велесову книгу» как фальсификацию. Столь же неудачны попытки другого современного автора, ГС. Гриневича, выявить славян еще в 5 тыс. до н.э.

    Сведения о племенных союзах восточных славян и их расселении содержит «Повесть временных лет». Поляне занимали лесостепь (поля) Среднего Приднепровья с центром в Киеве. Лесная зона к северо-западу от них была населена древлянами; их главный город— Искоростень. На болотах между Припятью и Западной Двиной по правобережью Днепра жили дреговичи (дрягва — болото). На левобережье Днепра по реке Сож располагались радимичи, а восточнее их, по верховьям Оки и Дона — вятичи. На левобережье Днепра, по Десне, Сейму Суле, верховьям Северского Донца — северяне. Волынь занимали волыняне, Прикарпатье — белые хорваты. В верховьях Западной Двины располагались полочане с главным городом Полоцком. Севернее их, по верховьям Волги и Днепра жили кривичи. В Приладожье по реке Волхов и у озера Ильмень обитали ильменские словене с главными городами Ладога и Новгород, а вблизи Днестра у Черного моря — уличи и тиверцы.

    Главным занятием восточных славян было земледелие, которое велось подсечно-огневым способом. Это предполагало серию трудоемких операций, связанных с рубкой леса, корчевкой и сжиганием пней и перемешиванием золы с землей с помощью мотыги. Такое поле через 4—5 лет истощалось, и начиналась распашка новых участков. Помимо земледелия, славяне занимались разными промыслами (охота, рыболовство, бортничество) и изготовляли примитивные орудия труда. Для ведения такого трудоемкого хозяйства необходим был большой коллектив, что предполагало существование патриархальных родовых отношений. Род состоял из нескольких десятков человек во главе с родовым старейшиной. Роды объединялись в племена, а племена — в племенные союзы.

    Примерное VI в. в жизни восточных славян наметились существенные перемены. Появился фонд окультуренных земель, что создавало возможность перехода к двухпольному севообороту, когда половина площадей засевалась, а другая половина «отдыхала» под паром. Вместо мотыги стали появляться более совершенные орудия — соха, а в лесостепной зоне — плуг. Это вело к сокращению трудовых затрат на подготовку посевных площадей, а в конечном счете — к повышению производительности труда. Развитие земледелия, а также военного дела способствовало совершенствованию обработки железа.

    Развитие земледелия, обработки железа и других отраслей хозяйства создавали предпосылки для разложения родовой общины. Из большого родового коллектива выделялись малые парные семьи, способные в условиях возросшей производительности труда прожить без помощи родственников. Сказывалось, кроме того, нежелание делиться плодами своего труда с коллективом родственников, а также подчиняться коллективному распорядку жизни и власти родовой верхушки. Разложение родового строя представляло собой длительный процесс. Кровная месть как характерная черта такого строя допускалась по закону даже в первой половине XI в. при Ярославе Мудром и была отменена его сыновьями во второй половине XI в. Патриархальная родовая верхушка всячески стремилась удержать свою власть. Отношение к ней народ выразил в образе былинного Соловья-Разбойника, которому богатырь Илья Муромец, проезжая в Киев через брянские леса, выбил в поединке глаз. На месте разлагавшейся родовой общины возникала соседская община, которая у славян называлась миром — на севере и вервью — на юге (возможно, от слова «веревка», с помощью которой измеряли землю при периодических переделах пахотных участков между общинниками).

    С переходом к соседской общине у восточных славян ускорилось формирование частной собственности и неравенства. Выделилась верхушка общества под названием бояре. Они составляли старшую часть дружины, из их среды выдвигался князь и участники княжеского совета. Младшими дружинниками были гриди, отроки, детские и др. Содержалась дружина за счет военной добычи и дани, взимавшейся князьями с округи, на которую распространялась их власть. Дань называлась полюдьем, а ее размеры и сроки взимания регулировались обычаем. Расслоение восточнославянского общества и укрепление положения верхушки особенно заметно стало в ходе и после походов славян на Византию в VI в. Во время этих походов и других военных столкновений захватывались пленные, которых обращали в рабов и называли у славян холопами и челядью. Основную часть населения составляли свободные общинники, жившие в условиях соседской общины.

    Расслоение восточнославянского общества ускорило возникновение территориальных, или племенных княжений, небольших по размерам с центром в городах — княжеских резиденциях. У полян такое княжение появилось в VI в., когда, возможно, был основан Киев (есть предположение, что Киев существовал уже с V в.). «Повесть временных лет» сообщала о существовании таких княжений, помимо полян, у древлян, дреговичей, северян, ильменских словен. Во всех этих княжениях княжеская власть сосуществовала с народным собранием (вече).

    Для восточных славян были характерны языческие верования. Неизвестный русский книжник XII в. отмечал, что на ранней стадии славяне приносили жертвы «берегиням и упырям» (добрым и злым духам), затем — «роду и рожаницам». Культ рода, а также языческие праздники (Святки. Масленица, дни Ярилы и Купалы и др.) были тесно связаны с образом жизни славян и с земледельческим циклом работ. Духи (лешие, водяные, болотные) заполняли всю окружавшую человека природу. Домовой был покровителем дома. Языческая обрядность определяла свадьбы, похороны и другие важнейшие события в жизни людей. Славяно-язычники поклонялись богу солнца (Даждьбог, Ярило), ветра (Стрибог), богине — покровительнице женского начала и рукоделий (Мокошь), богу — покровителю скота (Велес). Для позднейшего славянского язычества характерен культ Перуна, превратившегося из бога грома и молнии в бога — покровителя князя и дружины. Знатоки обрядов — жрецы-волхвы, ведуньи-знахарки — пользовались авторитетом во всех слоях общества. Язычество восточных славян, таким образом, представляло собой сложную и развивавшуюся систему верований, опиравшуюся на особенности сознания и психологии первобытного человека, тесно связанного с окружавшей его природой и зависимого от нее.


    Лекция, реферат. Восточные славяне в древности — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги
    открыть
    закрыть









    « назад


    Оглавление


    вперед »

    Общая характеристика Средневековья « | » Образование русского государства. Политическое устройство государства у Восточных славян



     

    Похожие работы:

    Восточные славяне — прародители современных русских

    25.05.2004/реферат

    Прародина славян и их этногенез. Восточные славяне на пороге образования государства (VI-IX вв.). Природные условия. Хозяйственная деятельность и общественный строй. Древнерусская культура. Языческие праздники, связанные со временами года.

    Восточные славяне в древности

    21.01.2008/реферат

    Исторические судьбы восточной Европы. Происхождение восточных славян. Восточные славяне и соседи: хазары, племена финнов и балтов, викинги. Общественный строй. Культура славянских племен. Религия. Восточнославянские союзы племен: поляне, радимичи.

    История Древней Руси

    5.02.2011/шпаргалка

    Периодизация отечественной истории. Восточные славяне в древности. Русь в эпоху феодальной раздробленности 12-14 века. Формирование единого Российского государства. Модернизация России в эпоху Петра Великого. Гражданская война, отечество в эпоху НЭПа.

    Исторические особенности Руси в период средневековья.

    4.03.2018/курсовая работа


    Содержание


    Введение


    1. Средние века. Славянский мир на этапе раннего средневековья. Восточные славяне: их экономика, социальная организация, быт, верования.


    2. Образование древнерусского государства, основные этапы и особенности его развития


    3. Феодальная раздробленность Руси и борьба ее народов со шведскими и немецкими захватчиками, с монголо-татарским нашествием в XIII — XIV вв. Свержение ига Орды


    Заключение


    Список литературы

     

referatwork.ru

Славянский мир. Восточные славяне в древности

Предыстория восточных славян своими корнями уходит в глубокую древность. Они относятся к индоевропейской языковой группе, их прародиной считаются северные склоны Карпатских гор. О восточных славянах под именем венедов, славян или антов упоминают византийские источники. От Карпат славяне двинулись на юг, северо-запад и восток, образовав три ветви славянских племен: южных (балканские славяне), западных (чехи, моравы, поляки) и восточных. Восточные славяне в VI–VII в. пришли на Днепр, а затем постепенно достигли озера Ильмень и верховий Оки. Восточнославянские племена расселились следующим образом: поляне, древляне и дреговичи обосновались на правом берегу Днепра, северяне, радимичи и вятичи перешли Днепр и поселились на его левобережье, причем вятичи продвинулись даже на Оку, кривичи проникли далеко на север и заняли территории в верховьях Волги и Западной Двины, словене (ильменские славяне) обосновались вокруг озера Ильмень.

Передвижения славян зависели от других народов, прежде всего литовских и угро-финских племен. На раннюю историю славян оказали влияния и перемещения кочевых народов (готы – III в., гунны – IV в.). С VI в. в степной зоне усиливается активность тюркоязычных племен, к числу которых принадлежали авары (обры). В середине VIII в. приднепровские славяне вынуждены подчиниться хазарам, которые прочно обосновались в степях Прикаспия и Причерноморья. В Хазарское государство (каганат) входили разноязычные народы, отличающиеся друг от друга по верованиям, но господствующая группа населения Хазарского каганата исповедовала иудаизм. Установив контроль над низовьями Днепра, Дона, Волги, хазары и другие племена стали активно вести торговлю. Отношения между завоевателями-хазарами и покоренными ими славянами не были спокойными. С возникновением у славян государственности противостояние между ними усилилось.

К числу соседей восточных славян принадлежали варяги, которые тоже оказали воздействие на развитие восточнославянских племен. Варягами славяне и другие народы называли норманнов, выходцев из Скандинавии. С IX в. их военные и торговые дружины появились в землях восточных славян. Их привлекала Византия (торговля с греками и арабами, военные набеги за добычей). Варяги постоянно взаимодействовали со славянскими племенами, по землям которых проходил знаменитый торговый путь «из варяг в греки».

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

Существует много гипотез о происхождения славян. Одна из миграционных теорий получила название «дунайской», или «балканской». Появилась она в Средние века, и ее долгое время разделяли историки XVIII – начала XX в. Дунайскую прародину славян признавали С.М. Соловьев, В.О. Ключевский и другие историки. По мнению В.О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Он утверждал, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Отсюда часть славян расселилась на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII–VIII вв.

К эпохе Средневековья относится появление еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей название «скифско-сарматской». Ее последователи утверждали, что предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и стали известны как «скифы», «сарматы», «аланы», «роксоланы». Постепенно предки славян расселились из Северного Причерноморья на запад и юго-запад.

Оригинальную теорию происхождения славян выдвинул крупный историк и языковед академик А.А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн рек Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда на рубеже II–III вв. славяне под именем венедов продвинулись на Нижнюю Вислу. Шахматов считал Нижнюю Вислу второй прародиной славян.

В противоположность теориям миграционного характера происхождения славян существуют точки зрения, согласно которым славяне являлись коренными жителями тех мест, где они обитали с глубокой древности. Отечественные историки, указывая на сложность процесса возникновения того или иного этноса, в том числе и славянского, подчеркивали, что этот процесс основывается на взаимодействии множества племен с последующим их объединением. Он связан с различными стадиями постепенного культурного и языкового развития. Роль переселений в этом развитии, по мнению этих историков, является второстепенной.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Восточные славяне в древности, Изучение древнего периода истории славян, Сведения о славянах эпохи средневековья, Лингвистические данные — История России до конца XVII столетия

1. Изучение древнего периода истории славян.

2. Восточные славяне в VI-IX вв.

Авдусин Даниил Антонович (1918-1994), сфера научных интересов — история и археология Древней Руси, норманнская проблема, город. Учебник «Полевая археология СССР». 2-е изд. М.: Высш. школа, 1980. 335 с. С 1949 г. руководил Смоленской археологической экспедицией.

Седов Валентин Васильевич (1924-2004). Славяне в древности: НПБО «Фонд археологии». М., 1994; Славяне в раннем средневековье. М., 1995. 416 с.

Рыбаков Борис Александрович (1908-2001). Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. М.: Наука, 1993. 2-е изд., доп. 592 с.

1. Изучение древнего периода истории славян

Первые сведения о славянах (они упоминались как «венеты», «венеды») содержатся в трудах греко-римских авторах начала новой эры. Иордан в VI в. отождествлял венедов и славян. Очевидно, сами славяне себя так не называли, так их звали соседи. Гай Плиний Старший в «Естественной истории» (погиб при извержении Везувия в 79 г.) упоминал венедов в числе племен, живших восточнее Вислы и как соседей германцев-ингевонов, скиров и сарматов, живших в Северном Причерноморье. Публий Корнелий Тацит (55-120) «О происхождении и местах обитания германцев» упоминал венедов: «ради грабежа рыщут по лесам и горам, сооружают себе дома, носят щиты, передвигаются пешими (в отличие от сарматов — кони и повозки)». Несколько подробнее сведения греческого географа, астронома и математика Клавдия Птолемея (89-167), жившего в Александрии в Египте. Его труд «Географическое руководство» написан в 30-х гг. II века. У него венеды были локализованы в бассейне Вислы между побережьем Балтийского моря и Карпатами. Их соседями были готы, балты и певкины.

С VI в. сведения о славянах более значительны. В источниках появилось уже само название «славяне». Их упоминали византийские авторы Прокопий Кесарийский, Агафий, Менандр Протиктор, Феофилакт Симокатта, Маврикий описывают славян по Дунаю и Балканскому полуострову, что было связано с миграцией славян через Дунай в пределы Восточно-римской империи. Готский епископ Иордан «Гетика» (551) использовал «Историю готов» в 12 книгах Кассиодора (написана в 526-533 гг.). Описывает события IV-VI веков. По Иордану, венеды — это славяне. «Преимущественно они называются склавенами или антами» и «ныне известны под тремя именами: венетов, антов, склавенов». География расселения славян по Иордану — в бассейне Вислы.

Сведения о славянах эпохи средневековья

Нестор в начале XII в. в «Повести временных лет» начинает историю славян с вавилонского столпотворения, разделившего человечество на 72 народа и вызвавшего их расселение. По Нестору, славяне после их прихода из Передней Азии (родина человечества) расселились по нижнему течению Дуная. Летописный рассказ о расселении всех славян с Дуная стал основой так называемой дунайской (или балканской) теории их происхождения. Например, польский историк XIII в. Богухвал «Хроника Польши» писал, что прародина славян — Паннония, а прародитель Пан. Его сыновья возглавили расселение: Чех двинулся в Чехию, Лех в Польшу, Рус — в Россию (домыслы). Магистр Винцентий Кадлубек «Польская история» (1200) писал о славянах, обитавших в Паннонии и Болгарии. Та же теория у польского историка Яна Длугоша (1415-1480). До XV в. легенда о дунайском происхождении славян господствовала в исторических сочинениях.

В XV-XVI вв. была популярна теория, согласно которой в древности славяне были сарматами (роксоланы, скифы, аланы). Постепенно из Северного Причерноморья они расселились на запад, юго-запад и север. Чешский ученый XV в. Дубравский выводил прародину славян из Сарматии (между Вислой на западе, Доном на востоке, Черным морем и Карпатами). Славяне от термина слава (славные). Польские авторы XV-XVI вв. локализовали славян в Восточной Европе — львовский архиепископ XV в. Григорий из Санока — поляки первыми оставили прародину и поселились на Висле. Это были античные венеды. Польский историк XVI в. Мартин Кромер и историк из Дубровника Цриевич также писали о восточной Европе как прародине славян. В России господствовала легенда о дунайском происхождении славян. Попытка систематизированного изложения русской истории есть в «Степенной книге», написанной при Иване IV Грозном в 1560-1563 гг.

В XVII — начале XIX вв. начальному периоду истории славян уделялось весьма много внимания. На рубеже XVI-XVII вв. югославский историк Мавро Орбини попытался обобщить ранневизантийские сообщения о славянах. Он считал, что славяне и германцев происходят из Скандинавии, откуда расселились по Европе. По его мнению, среди славян не было выдающихся писателей (поэтому мало трудов по их истории), зато много воинов. В 1722 г. его сочинение опубликовано в России. «Книга историография початия имени, славы и расширения народа славянского, и их царей и владетелей под многими именами и со многими царствиями, королевствами и провинциями».

Сторонником дунайского происхождения славян были А.-Л. и X. А. Шлецер. В XVII -XVIII вв. оставалась и сарматская теория происхождения славян (Клювер и др.). Иннокентий Гизель в «Синопсисе» излагал легендарные сведения о происхождении славян от Мосоха, шестого сына Яфета. В XVIII в. М.В. Ломоносов отождествлял славян с разными древними племенами. По В.Н. Татищеву прародиной славян была Россия, но родство славян со скифами и сарматами отрицалось. Коротко вопрос о начальной истории славян изложен Н.М. Карамзиным. Он считал, что в первые века н.э. славяне-венеды проживали в бассейне Вислы, возможно, они размещались здесь и в I тыс. до н.э. Неизвестно, когда славяне пришли из Азии, и по своим обычаям и нравам славяне, жившие в Европе, отличались от азиатских народов. С V в. по данным византийских хронистов, славяне заселили Дунай, побережье Адриатики и Балканский полуостров. Н.М. Карамзин писал, что на Русской равнине славяне были относительно поздними переселенцами.

Чешский ученый П.И. Шафарик (1795-1861) попытался осмыслить все данные античных и средневековых авторов о ранних славянах и их соседях. Он проанализировал греческие, латинские, византийские, арабские, немецкие и славянские источники, а также лингвистические и этнографические данные. Начало славян он выводил из Европы. В IV в. до н.э. под натиском кельтов славяне переселились с территории Паннонии (Средняя и Восточная Европа) за Карпаты. Они проживали на землях от Одера до Днепра и от Карпат до побережья Балтики и озера Ильмень. По его мнению, венеды — не самоназвание, так их называли античные авторы. Древнее самоназвание — сербы.

В 70-80-е гг. XIX в. русский языковед А.С. Будилович (1846-1909) собрал лексический материал о славянах. Он выделил 565 слов, относящихся к праславянскому языку. На основе анализа лексики он охарактеризовал древнейшую территорию славян как Поднепровье, в районе Буга и Карпат. Этой территории соответствовала лексика флоры и фауны. Праславянский язык он отнес к 1 тыс. до н.э.

С.М. Соловьев писал о начальном периоде славян весьма кратко. Он отмечал, что славяне не помнили о приходе из Азии, а как первоначальное местожительство предание зафиксировало Дунай. Он ссылался на Шафарика и готского историка VI в. Иордана. Античные авторы знали славян как венедов, которые жили около Вислы, а с VI в. началось их расселение. Далее С.М. Соловьев ссылался на русские летописи.

В начале XX в. особый вклад в изучение истории славян внес Любор Нидерле (1865-1944) — чешский ученый. Он обобщил данные истории, лингвистики, этнологии, антропологии и археологии. Его основные труды «Славянские древности» (в 3 т.) и «Жизнь древних славян» (в 3 т.). По его мнению, праславянский язык выделился в 1 тыс. до н.э. (праиндоевропейский в начале II тыс. до н.э. распался, а затем из балто-славянского праславянский). Затем постепенно выделились самостоятельные славянские языки. Славянская прародина точно неизвестна. Критикует дунайскую теорию, но других более точных данных нет. Область славянского расселения в начале нашей эры определяет к северу от Карпат до Днепра на востоке и р. Варты на западе. Северными соседями славян считал балтов.

Русский филолог А.А. Шахматов (1864-1920) считал, что в I тыс. до н.э. балто-славянская общность распалась на два этноса — балтов и славян. Первоначальная прародина этноса Западная Европа (индоевропейский этнос) и вторая прародина славян — район Вислы. В результате миграции выделились западные славяне (бассейн Одера и Вислы), южные (склавены Иордана и византийских авторов) и восточные (анты). Между Прутом и Днепром — первая прародина русских. Анты были предками всех русских славян, отсюда они заселили Русскую равнину. Это этногенетическая концепция. В комплексе этнос и язык.

В 1920-е-1930-е гг. славистика успешно развивалась в Польше и других странах. В СССР изучением этих вопросов успешно занимались археологи. Согласно представлениям П.Н. Третьякова (на него повлияла теория Н.Я. Марра) протославяне, протогерманцы и протобалты составляли население культуры шнуровой керамики конца III — начала II тыс. до н.э. В бронзовом веке славянские племена охватывали земли лужицкой и тшинецко-комаровской культур. В I тыс. до н.э. славянам принадлежала лужицкая культура, все скифские культуры лесостепного Поднепровья, а также более северные — верхнеднепровская и юхновская. Еще позднее славяне были носителями пшеворской, зарубинецкой и Черняховской культур, а также заселяли лесные области Восточной Европы — Ярославское Поволжье (например, городище Березняки на территории Ярославской области). Сейчас эти представления имеют только историографический интерес. Сам П.Н. Третьяков позднее начинал историю славян только с пшеворской и зарубинецкой культур. Более ранние археологические культуры исключались из славянского этногенеза.

В последние десятилетия расширилось использование данных археологии и лингвистики. Б.А. Рыбаков в работах 70-80 гг. XX в. начинает историю славян с середины I тыс. до н.э. и выделяет несколько этапов. В истории праславян: 1) этап тшинецко-комаровской культуры (XV-XIII вв. до н.э.) от Одера до Днепра; 2) лужицко-скифский этап (XII-III вв. до н.э.): скифы-земледельцы Среднего Поднепровья были объединены в союз под именем сколотов; 3) II в. до н.э. — II в. н.э.) — пшеворская и зарубинецкая культуры; 4) II-IV вв. — пшеворская и Черняховская культуры; 5) VI-VII вв. Т.е. он обосновывает стабильность расселения славян на протяжении двух тысячелетий.

В.В. Седов работал над этой темой с конца 1970-х гг. (например, см.: Седов В.В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. М., 1970). Он начинает историю славян с пшеворской культуры. В этой культуре выделялось два региона, различающиеся деталями погребальной обрядности, керамикой и вещевым инвентарем. Восточный (Висленский) регион связан с более ранней пражской культурой. В Одерском регионе большую часть населения составляли германцы, хотя было немало и славян. Черняховскую культуру определяет как полиэтничное формирование (скифо-сарматское и пшеворское население, на западе даки). Так сформировались анты, известные по письменным источникам VI-VII вв.

Языковые материалы свидетельствуют, что праславянский язык развивался неравномерно, но единого мнения в науке нет. По периодизации праславянского языка Ф.П. Филина (Образование языка восточных славян. М., Я, 1962) выделено три этапа: 1) До конца I тыс. до н.э. — начальная стадия формирования основ славянской языковой системы; 2) средний этап (от конца I тыс. до н.э. до III-V вв. — изменения в фонетике и выделение диалектов; 3) поздний (V-VII вв.) — совпадает с началом широкого расселения славян и разделение единого языка на отдельные славянские языки. О термине «Русь» — скандинавская (по лингвистическим) и южнорусская гипотезы. Северное слово «русь» и южное «рось». Россия — термин известен с XVI в. Но происхождения названия не объясняет генезис государственности.

Лингвистические данные

Славянский язык наиболее близок к балтским (к их западной группе). Воздействие на славянскую фонетику и грамматику оказали также иранские (скифо-сарматские) языки, распространенные в Северном Причерноморье. Это свидетельствует о контактах между народами. Можно допустить, что южными соседями славян были фракийцы, но по лексике это не проследить. Заметны связи с германскими языками. Данные топонимики. Показывают расселение славян в древние времена и в средневековье. Антропологические материалы. В процессе расселения славяне смешивались с различным по физическому облику населением (финно-угры, дако-фракийцы, скифо-сарматы и др.). Этнография и фольклористика.

geum.ru

История восточных славян с древнейших времен до конца XVIII в

ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В ДРЕВНОСТИ

1. Письменные источники о восточных славянах.

2.Расселение восточных славян по Повести временных лет.

3.Занятия восточных славян.

Источники и литература

Повесть временных лет. – Ч. 1. (любое издание). Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до

конца XV в. – М.: Соцэкгиз, 1960. – Док. 2 – 4, 10, 11, 17, 19. Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и

потомков (IX – XII в.). – М.: Алгоритм, 1998.

Ляпушкин И.И. Славяне Восточной Европы накануне образования древнерусского государства. – Л.: Наука, 1967.

Петрухин В.Я. Славяне. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,1997. Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. – М.:Изд-во

АН СССР, 1964.

Седов В.В. Восточные славяне в VI – XIII в. – М.: Наука,

1982.

Тихомиров М.Н. Древняя Русь. – М.: Наука, 1975. Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. – М.: Изд-

во АН СССР, 1953.

Вопрос о времени появления славян на Балканском полуострове, в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу самых дискуссионных в исторической науке – и в первую очередь из-замалочисленности источников. Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются вVII – VIII в. н.э. Археолог И.И.Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями: Приднепровье заселялось выходцами с Карпат, а Север – с побережья Балтийского моря. Соседи называли славянвенедами. Под этим именем они были известны римс-

ким писателям Плинию, Тациту, Птолемею.

Византийские писатели VI в. н.э., оставившие сведения о славянах, также не знали названий славянских племен и союзов. Им было известно старое собирательное имя славян – венеды, или венеты (применительно к восточной части венетов – анты), и новое название –склавины, славяне, словене, которое применялось первоначально лишь к населению окраин венетской земли, а в последствии, в IX – X в., стало общим, собирательным

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о