Шапкин в пьесе гроза характеристика – Образ и характеристика Тихона Кабанова в пьесе «Гроза» Островского, отношения Тихона и Кабанихи |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Характеристика имен и речи героев пьесы Островского «Гроза»

       Савел Прокофьевич Дикой

       Савел – «Испрошенный у Бога». Носители этого имени противоречивые и некоммуникабельные люди. Стремятся к прочному положению в обществе и материальной обеспеченности, также они властны и капризны. Прокофьевич – «преуспевающий», отстраненный, холодный мститель. Перед ним преклоняются и уважают. Дикой – изменчивый, темпераментный, непредсказуемый, но трудолюбивый. 

       Речь его грубая, в ней чувствуется невежество, нет никакого уважения к окружающим, чувствует себя барином, слова, пришедшие из другого языка произносит на свой манер, неправильно. 

       Борис Григорьевич Дикой 

       Борис – борющийся. Григорьевич – мужчины с таким отчеством спокойны, но с хитринкой, стараются не навязывать своей точки зрения. Он бодрый, неспящий. Дикой — упрямый, в какой-то степени дикий.

       В речи употребляет простонародны слова, но он образован, деликатен, не использует нецензурные слова.

       Марфа Игнатьевна Кабанова

       Марфа – «госпожа» уверенно владеет чувствами, рождает образ управительницы. Игнатьевна – импульсивные и своенравные женщины, сразу высказывают претензии к окружающим. Это точная характеристика Кабанихи, она всегда выражала свое недовольство Катерине. Кабанова — образовано от прозвища кабан. Такие люди властны, с бешенным нравом. 

       У нее грубая речь, в общении часто употребляет бранные слова, много повелительных предложений. Есть слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, они направлены исключительно к Феклуши. 

       Тихон Иваныч Кабанов

       Тихон – тихий, мягкий, спокойный, есть потребность в движении, человек себе на уме. Он внешне соглашался со своей матерью, когда находился дома, делал все так, как она хотела, но как выбрался из дома, то делал все то, что хотел: пил, развлекался, не работал. Иваныч – терпеливый, уравновешенный, вдумчивый и спокойный. Кабанов – упрямый

       Разговаривает вежливо, преданно и услужливо с матерью, льстит ей и во всем поддакивает. Когда нет матери речь вольная, развязная, может повысить голос, его речь простонародная. 

       Кабанова Катерина Петровна

       Кабанова -. Катерина – чистая, непорочная. Петровна – «камень», натура, стремящаяся ярко проявить себя. Речь Катерины простонародная, много фразеологизмов, сравнений и метафор, она поэтическая душа, у нее религиозная речь, использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 

       Кабанова Варвара

       Варвара – иноземка, варварка, дикарка, жестокая. Обладает силой, она способна свернуть горы и уничтожить преграды. Так и есть, если она хочет уйти на свидание, она сделает все, и ключи от калитки найдет, и обманет всех. 

       Кулигин – фамилия произошла от прозвища Кулига. Так называли стаю птиц или ровное место. 

       Ваня Кудряш

       Ваня – «Милость Божья», самое распространенное мужское имя, он обладает внутренней силой. 

       Кудряш – происходит от прозвища кудряш, которое получил кудрявый человек, фамилия указывает на особенности внешности. 

       Шапкин — такое прозвище мог получить тот, кто шил шапки.

       Феклуша – «Божья слава», ее невозможно вывести из себя. Главное в жизни – уверенность в своих силах. 

       Глаша – стойкая, изящная, утонченная особа.

 


  • < Назад
  • Вперёд >

getsoch.ru

Образ и характеристика Тихона Кабанова в пьесе «Гроза» Островского, отношения Тихона и Кабанихи |LITERATURUS: Мир русской литературы

Тихон и Кабаниха.
Художник С. В. Герасимов

Тихон Кабанов — один из центральных героев драмы «Гроза» Островского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза»: описание отношений Тихона и его матери Кабанихи.


Краткая характеристика Тихона в пьесе «Гроза»

Тихон Иванович Кабанов — сын богатой купчихи Кабанихи. У Тихона есть сестра Варвара Кабанова. Тихон женат на молодой женщине, главной героине пьесы — Катерине Кабановой.

Возраст Тихона Кабанова не уточняется автором, но, судя по всему, это уже не молодой мужчина.

Тихон Кабанов — бесхарактерный мужчина, настоящий «маменькин сынок». Тихон не смеет ступить и шагу без согласия матери. При этом он глубоко несчастлив и живет в доме матери, как в тюрьме. Когда погибает Катерина, Тихон винит во всем свою злую мать, не признавая за собой вину.

Образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза»

Тихон Кабанов — сын купчихи Кабанихи, «маменькин сынок», который во всем слушается мать:

«…Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!..» 

«…Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…»

Тихон, как и остальные члены семьи, терпит обиды от своей вздорной матери:

«…Да когда же я, маменька, не переносил от вас?..» (переносит обиды)

Тихон — дурак, глупый человек. Он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому он во всем слушается матери:

«…хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта…» (Кудряш о Тихоне)

«…Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить…»

«…Нет, говорят, своего-то ума. И, значит, живи век чужим…»

Тихон — мягкий, плаксивый мужчина:

«…А ты уж испугался, расплакался!..» 

«…Что ты сиротой-то прикидываешься! Что ты нюни-то распустил? Ну, какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого?..»

Тихон покорно исполняет все приказы матери:

«…Ломаться-то нечего! Должен исполнять, что мать говорит…» 

«…Вот она ему теперь и надает приказов, один другого грозней, да потом к образу поведет, побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано…»

Для Тихона жизнь с матерью похожа на жизнь в тюрьме в кандалах:

«…а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь! Ты подумай то: какой ни на есть, а я все-таки мужчина, всю-то жизнь вот этак жить,..» 

«…И на воле-то он, словно связанный…» 

«…Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?..»

Свою жизнь с матерью Тихон считает мучением:

«…Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!..»

Тихон мечтает вырваться на свободу, но ничего не делает, чтобы освободиться от матери:

«…Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю, как вырваться-то…»

Когда Тихон уезжает из города по делам, он уходит в загул и все время пьет:

«…Я в Москву ездил, ты знаешь?  <…> я как выехал, так загулял. Уж очень рад, что на волю-то вырвался. И всю дорогу пил, и в Москве все пил…» 

«…Он как выедет, так запьет…»

Кабаниха ревнует Тихона к жене, поэтому «ест его поедом»:

«…То все приставала: «Женись да женись, я хоть бы поглядела на тебя, на женатого»! А теперь поедом ест, проходу не дает – все за тебя…» 

«…Может быть, ты и любил мать, пока был холостой. До меня ли тебе, у тебя жена молодая…»

Тихон говорит, что любит и жену, и мать. Но при этом он никогда не заступается за жену, на которую часто нападает Кабаниха:

«…Одно другому не мешает-с: жена сама по себе, а к родительнице я само по себе почтение имею <…> Я обеих люблю…»

Тихон говорит, что жалеет свою жену Катерину и не хочет ее бить. Но по приказу матери он все-таки бьет Катерину:

«…А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее…»

В смерти Катерине Тихон винит свою мать. За собой Тихон вины не признает, хотя его безволие и бесхарактерность также стали причиной страданий Катерины:

«…Маменька, вы ее погубили! вы, вы, вы <…> Вы ее погубили! Вы! Вы!..»

Критика об образе Тихона в пьесе «Гроза»

«Деспотизм Кабанихи печально отразился на характере ее сына Тихона. По натуре своей Тихон человек добрый; он по своему любит жену, сострадает ее мучениям, старается остановить Катерину, когда она начинает каяться в присутствии свекрови; но, подавленный гнетом, он лишен всякого подобия собственной воли и мысли, а потому решительно не в силах защитить жену от оскорблений и даже сам оскорбляет ее по приказанию матери.


Только тогда, когда уже Катерина покончила расчеты с жизнью, Тихон выразил свой поздний протест…» 


(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.)

Это был образ и характеристика Тихона в пьесе «Гроза» Островского: описание характера героя, отношений Тихона и Кабанихи в цитатах из драмы.

Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

www.literaturus.ru

Роль эпизодических персонажей в пьесе «Гроза» (Гроза Островский А. Н.)

Наверное, называть какие-либо персонажи «Грозы» внесюжетными, эпизодическими не вполне правильно. Да, они упоминаются эпизодично, на первый взгляд служат фоном к общей сюжетной конструкции, являются, как тот же Борис, предметом обстановки. Но роль их весьма важна, без них все произведение могло бы рассыпаться, как рассыпается дом, не имеющий связывающей арматуры. Этот же Борис настолько чужд атмосфере городка, что без него анализ этой атмосферы был бы безвкусен, как бывает безвкусна несоленая пища. Он — своеобразная приправа, обостряющая восприятие главного, так что Борис, осознающий свою чуждость, весьма важен, хотя при литературном анализе выводится в группу эпизодических персонажей. Интересен еще один образ — Варвары, в самом имени которой закодированы варварские начала, языческие замашки. Она своеобразный «антоним» Катерины.

А вот если обдумать роль Феклуши, используя необходимую при рассмотрении пьес Островского расшифровку символики имен, то ее имя, переведенное как «божественная», вполне соответствует образу странницы. И ее подружка Глаша («сладкая») действительно обожает слушать «сладкие» Феклушины рассказы.

Большинство современников Островского видели основу «Грозы» в бытовом конфликте. Так ли это? Неужели это банальная любовная драма, типичный треугольник между Катериной, Борисом и Тихоном, в котором они все должны быть персонажами действующими? Честно говоря, подобная трактовка выглядит слишком мелкой для драматурга такого высокого уровня. Не логичнее ли оценивать пьесу как трагедию, в которой действие происходит в душе у Катерины, а все остальные персонажи эпизодичны, внесюжетны…

Вот тогда их задача создавать атмосферу патриархальности, того консерватизма, который многие социологи считали спасением общества, выполнена с блеском. На их унылом фоне разворачивается внутренняя трагедия Катерины, и ее смерть подчеркивает несостоятельность консерваторов.

Тогда еще ярче видна и роль Кабанихи, на первый взгляд второстепенная. У Марфы Игнатьевны много общего с Катериной. Она верит в «эквивалентный обмен» с Богом, она такая же максималистка, но замкнутая на староверческих обрядах. И честно говоря, не жестокость Кабанихи губит Катерину, а сочувствие Тихона.

В диалогах с Кабанихой вырастает роль Феклуши, она как бы проповедник старого, патриархального, хотя сама по себе, по своей сути — хитрая тунеядка, умеющая «вкусно» говорить для собственного блага.

Функции в пьесе Варвары, Кудряша и Шапкина можно объединить. Все они в душе своей язычники, то есть люди противоположные мировоззрению Катерины. Они сыграли свою роль в завязке драмы и перешли в фон, оттеняющий ее поступок.

Семья — составная часть любого общества. Исключением не является и город Калинов, и потому общественная жизнь здесь построена на тех же принципах, что и семейная.
Наиболее полно Островский представляет нам семью Кабановых, во главе, в центре, на вершине которой помещается Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, с ее патриархальным воспитанием и моралью. Далее располагаются другие члены ее семьи: дочь Варвара, девушка своенравная, хитрая, не привыкшая подчиняться даже матери; сын Тихон, в котором всякие проявления живой человеческой души настолько задавлены постоянным (с рождения) владычеством матери, что противостоять ее тирании он не может; невестка Катерина, женщина кроткая, но тонко чувствующая, эмоциональная.
Катерина, на первый взгляд, женщина ничем не примечательная, обыкновенная. «Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь… У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь… у нас полон дом был странниц и богомолок… А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют…» — вспоминает Катерина о своем житье-бытье до замужества.

Я думаю, почти каждая девушка из купеческой семьи могла рассказать о своей жизни что-нибудь подобное. Но жизнь после замужества не радует Катерину, поэтому она и живет воспоминаниями о своей привольной жизни с родителями. Власть свекрови в доме мужа безгранична. Катерина должна полностью подчиняться матери мужа. Кабаниха патриархально правит в этой семье, заменяя собой владыку-мужа, но искренне желает счастья Тихону и потому пытается по таким же законам выстроить семейную жизнь своего сына, который «из ее воли ни на шаг». Да и жена его, Катерина, почти этому не противится: «Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…» — говорит она. Хотя далее замечает: «Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»

Патриархальные, домостроевские законы, беспрекословного исполнения которых требует Кабаниха, по большей части основаны на уже отживших, «мертвых» традициях и обычаях, по которым мужчина — создание наивысшее, требующее беспрекословного женского подчинения, и потому жена должна мужа бояться, а он — приказывать. Также необходимо, чтобы она не грубила свекрови, «чтоб почитала ее, как родную мать», чтоб сложа ручки не сидела, как барыня, «чтоб в окны глаз не пялила»; «хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», да в ноги ему кланяется, прощаясь. И Катерина все это терпит, так как и семья, где выросла она, тоже являлась частицей общества, жизнь которого построена на патриархальных законах. (Ведь и замуж была выдана не по любви, а в соответствии с представлениями о замужестве в купеческой среде.)

Самым ярким примером такого общества является город Калинов: у него есть свой «центр», «голова», и, естественно, он мужчина. Так как город провинциальный, купеческий, то этим головой является Дикой -самый богатый купец в городе, и потому он никого не боится и над теми, кто победнее, тиранствует, куражится. (Как и Кабаниха в своем семействе.) Власть Дикого основана не на уважении, как во всяком цивилизованном обществе, а на деньгах и страхе. Как Кабаниха говорит пренебрежительно про Катерину «эка птица», так и Дикой отвечает на просьбу Кулигина для «общей пользы» соорудить громоотвод и солнечные часы на бульваре: «Что я тебе равный, что ли! Ишь ты — какое дело нашел важное…» Так он относится к людям, в какой-то степени зависящим от него, а им «…нечего делать, надо покориться!». И лишь остается мечтать: «А вот когда будет у меня миллион, тогда поговорю…», потому как «…у кого деньги, тот старается бедного закабалить…».

Да и семья самого Дикого строится на тех же принципах: каждый унижен. Жена Дикого каждое утро со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!» И Борис, нежеланный племянник, «живет, делает, что прикажут…», а дядя через год разочтет, как ему угодно будет.

Создается впечатление, что у жителей Калинова просто нет потребности в своей воле: они спокойно подчиняются давно установившимся, общепринятым нормам и обычаям, их вполне удовлетворяет спокойный, «правильный», замкнутый мирок, и, скорее всего, этому способствует их общее (от Глаши до самого Дикого) невежество, поддерживаемое рассказами странниц Феклуш о «людях с песьими головами», о «султанах Мах-нутах» с их неправедным судом.

И, по-моему, Кабаниха (быть может, подсознательно) понимает, что эти повествования и россказни укрепляют ее патриархальную власть, и потому содержит при себе Феклушу. А та «так довольна, так довольна, по горлушко!»

Вот почему в этом невежественном замкнутом мирке любая стихия, во-первых, пугает. В патриархальной купеческой семье невозможно встретить такое чувство, как любовь; здесь оно действует как стихия, разрушая все порядки и устои, а потому воспринимается как нечто беззаконное, постыдное. Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, в порыве чувства бросается ему на шею, то получает гневную отповедь свекрови: «Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он муж тебе, глава! Аль порядку не знаешь…»

Подобное отношение к искреннему чувству здесь можно сравнить с реакцией калиновцев на другую стихию, нарушающую их спокойствие, грозу. На этот случай у них тоже образовался определенный обычай: принято считать, что «гроза-то нам в наказание посылается…».

Любовь Катерины к Борису ставит ее против всего калиновского общества, и потому оно отторгает ее. Это общество не признает тех, кто нарушает его порядки, не следует всем его законам. И, быть может, поэтому такой человек, как Кулигин, не имеет семьи: он бы не смог следовать всем домостроевским законам ее построения, необходимым для существования в городе Калинове.

Итак, в драме Островского «Гроза» стихийная любовь главной героини ставит ее против невежественного калиновского общества, живущего по отмирающим домостроевским законам, и, в том числе, против семьи Кабановых. И это общество, и эта семья отторгают Катерину как чуждое явление, нарушающее все законы и порядки, а потому угрожающее этому обществу. Да и сама героиня, являясь порождением этого самого общества, не может простить себе «такого греха» и потому идет на самоубийство. Грустен конец этой драмы. «Но в Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — писал Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве», — протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной…»

www.allsoch.ru

Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза»

Пьеса «Гроза» известна каждому, кто неравнодушен к литературе и творчеству Островского в частности. Социально-бытовая драма, где каждый персонаж заслуживает отдельного внимания, неважно главный или второстепенный. Среди них хочется отметить следующую героиню, не участвующую в главном действии пьесы, но чья роль весьма существенна для всего произведения. Образ и характеристика Феклуши в пьесе «Гроза» на первый взгляд кажутся неприметными, но это ошибочное мнение. Автор ввел ее в сюжет неслучайно. Феклуша характеризует собой обстановку в небольшом провинциальном городке в целом и саму Кабаниху в отдельности.

Феклуша – странница. Блаженная.

Образ и характеристика

Как выглядела Феклуша, Островский не соизволил упомянуть, но все странники в общих чертах похожи друг на друга. Скорее всего, она нестарая, ей чуть больше среднего возраста. Вместо одежды рваные лохмотья. Сумасшедший взгляд, косматая.

В пьесе она появляется всего несколько раз. Первая встреча с Феклушей происходит после монолога Кулибина о нравах города Калинова и перед появлением Кабанихи в сопровождении своих детей, которым опять доставалось от нее по-полной программе.

Феклуша голосила:

«Бла-а-лепие, милая, бла-а-лепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».

Она с нескрываемым восторгом восхваляла хозяйку дома и ее доброе сердце, не остающееся безучастным к сирым и убогим. Каждому даст на хлебушек и словом приголубит. Ее речь больше похожа на бред полусумасшедшей старухи. Она неискренна в словах, фальшива насквозь. Восхваляя купеческий уклад жизни, она беззастенчиво врет.

Следующий эпизод с участием этой героини происходит в доме Кабанихи, где она ведет разговор с дворовой девкой Глашкой, прося ее приглядеть за убогой. Глаша человек адекватный со своими взглядами на жизнь быстро ставит ее на место, напоминая, что нищие любят друг на друга клеветать, а она сама уже не маленькая и вполне способна отличить, где хороший человек, а где плохой.

Все-таки удалось Феклуше задурить девке голову небылицами о странах заморских.

«Такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой – салтан Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все неправильно».

По земле ходят люди с «песьими головами». Глаша уши-то развесила поверив в ее россказни. Ничего удивительного, мир девушки, как и других горожан, сосредоточен в городе Калинове, а как за его чертой, она и не ведает.

Следующей жертвой ее рассказов стала сама Кабаниха. Ей досталась тема про железную дорогу и столичную жизнь. Она убеждает Кабанову, что близятся «последние времена». Люди все спешат куда-то, торопятся. Это свидетельствует о скором конце света. Кабаниха проникается ее пламенной речью и словно под гипнозом со всем вышесказанным соглашается, осознавая, что созданный ею мир рушится на глазах.

Феклуша на самом деле темный человек, недалекий.

«Далеко не ходила; а слыхать – много слыхала».

Таких людей, как она в маленьких городах ждали. Странницы, подобные ей, являлись источником новых сведений для жителей «темного царства». Наивные, верили каждому слову и это неудивительно, ведь дальше родного города никто из них не бывал. Помимо рассказов о необыкновенной жизни она между делом пытается донести им правду о людях, живущих в Калинове, но жители этого предпочитают не слышать, потому что не хотят. Им вполне достаточно хвалебных речей об их городе. Это все что им надо. Феклуша же довольствовалась подаяниями в благодарность за «сказки», которыми она вдоволь кормила местное население. Ее жизнь заключается в обманах, воровстве, одурачивании доверчивого народа и оказанию помощи «грешникам», нуждающихся в замаливании грехов.

После публикации пьесы, имя Феклуша вошло в обиход, как нарицательное. Означает одно – это человек, распространяющий байки, замаскированные под видом благочестивых рассуждений.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…

frigato.ru

Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»

    А. Н. Островского по праву считают отцом русской бытовой драмы, русского театра. Он открыл для русского театра новые горизонты, новых героев, новый тип отношений людей. Его перу принадлежат около 60 пьес, из которых наиболее известны такие, как “Бесприданница”, “Поздняя любовь”, “Лес”, “На всякого мудреца довольно простоты”, “Свои люди — сочтемся” и, конечно, “Гроза”.

    Пьеса “Гроза” была названа А. Н. Добролюбовым самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий…”. Действительно, пьеса переносит нас в маленький волжский городок Калинов, который не был бы ничем примечателен, если бы в глубине его патриархальности не возникли бы проблемы, которые можно отнести к ряду проблем общечеловеческих. Духота — вот главное, что определяет атмосферу города. И драматург очень точно передает нам состояние души людей, вынужденных провести свою жизнь в этой атмосфере.

    Второстепенные персонажи в пьесе не только образуют фон, на котором разворачивается личная драма Катерины, главной героини произведения. Они являют нам разные типы отношения людей к своей несвободе. Система образов в пьесе такова, что все второстепенные персонажи образуют условные пары, и лишь Катерина одинока в своем истинном стремлении вырваться из-под гнета “самодуров”.

    Дикой и Кабанова — люди, которые держат в постоянном страхе тех, кто от них хоть как-то зависит. Добролюбов очень метко назвал их “самодурами”, так как главный закон для всех — их воля. Не случайно они относятся друг к другу весьма уважительно: они одинаковы, только сфера влияния разная. Дикой распоряжается в городе, Кабаниха — в своей семье.

    Постоянной спутницей Катерины является Варвара, сестра ее мужа Тихона. Она главный оппонент героини. Главное ее правило: “Делай что хочешь, только бы все шито да крыто было”. Варваре не откажешь в уме и хитрости; до замужества ей хочется везде успеть, все попробовать, потому что она знает, что “девки гуляют себе, как хотят, отцу с матерью и дела нет. Только бабы взаперти сидят”. Варвара прекрасно понимает суть отношений между людьми в их доме, но не считает нужным бороться с матушкиной “грозой”. Ложь для нее — норма жизни. В разговоре с Катериной она прямо говорит об этом: “Ну а без этого нельзя… У нас весь дом на этом держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара приспособилась к темному царству, выучила его законы и правила. В ней чувствуется властность, сила, желание обманывать. Она, по сути, будущая Кабаниха, ведь яблоко от яблони недалеко падает.

    Дружок Варвары, Иван Кудряш, ей под стать. Он единственный в городе Калинове, кто может ответить Дикому. “Я грубиян считаюсь; за что же он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится…” — говорит Кудряш. В разговоре он ведет себя развязно, бойко, смело, хвастает своей удалью, волокитством, знанием “купеческого заведения”. Он тоже приспособился к самодурству Дикого. Больше того, можно даже предположить, что из Кудряша мог бы получиться второй Дикой.

    В конце пьесы Варвара и Кудряш покидают “темное царство”, но означает ли этот побег, что они полностью освободились от старых традиций и законов и станут источником новых законов жизни и честных правил? Вряд ли. Они, скорее всего, будут сами пытаться стать хозяевами жизни.

    Пару составляют и двое мужчин, с которыми была связана судьба Катерины. Их можно с уверенностью назвать истинными жертвами “темного царства”. Так муж Катерины Тихон — безвольное, бесхарактерное существо. Он во всем слушается свою мать и подчиняется ей. Он не имеет четкой жизненной позиции, мужества, смелости. Его образ полностью соответствует данному ему имени — Тихон (тихий). Молодой Кабанов не только не уважает себя, но и позволяет своей маменьке беспардонно относиться к своей жене. Особенно ярко это проявляется в сцене прощания, перед отъездом на ярмарку. Тихон слово в слово повторяет все наставления и нравоучения матери. Кабанов ни в чем не мог противостоять своей матери, лишь искал утешения в вине да в тех коротких поездках, когда хоть на время мог вырваться из-под гнета матери.

    Конечно, Катерина не может любить и уважать такого мужа, а душа ее жаждет любви. Она влюбляется в племянника Дикого, Бориса. Но полюбила его Катерина, по меткому выражению А. Н. Добролюбова, “на безлюдье”, ведь по сути своей Борис мало чем отличается от Тихона. Разве что более образованный да, как и Катерина, не всю жизнь провел в Калинове. Безволие Бориса, его желание получить свою часть бабушкиного наследства (а получит ее только в том случае, если будет почтителен с дядюшкой) оказались сильнее, чем любовь. Катерина с горечью говорит о том, что Борис, в отличие от нее, свободен. Но свобода его — разве что в отсутствии жены.

    Кулигин и Феклуша тоже образуют пару, но здесь уже уместно говорить об антитезе. Странницу Феклушу можно назвать “идеологом” “темного царства”. Своими рассказами о землях, где живут люди с песьими головами, о грозе, которые воспринимаются как неопровержимые сведения о мире, она помогает “самодурам” держать людей в постоянном страхе. Калинов же для нее — благословенная Богом земля. Механик-самоучка Кулигин, отыскивающий вечный двигатель, — полная противоположность Феклуше. Он деятелен, одержим постоянным желанием сделать что-то полезное для людей. В его уста вложено осуждение “темного царства”: “Жестокие, сударь, нравы в нашем городе, жестокие… У кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажить…” Но все его благие намерения наталкиваются на толстую стену непонимания, безразличия, невежества. Так, на попытку поставить на дома стальные громоотводы он получает яростный отпор Дикого: “Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться”.

    Кулигин, пожалуй, единственный, кто понимает главную героиню, не случайно именно он произносит обвинительные слова в финале пьесы, держа на руках тело мертвой Катерины. Но и он не способен на борьбу, так как тоже приспособился к “темному царству”, смирился с такой жизнью.

    И наконец, последний персонаж — полусумасшедшая барыня, которая в самом начале пьесы предрекает гибель Катерине. Она становится олицетворением тех представлений о грехе, которые живут в душе воспитанной в патриархальной семье религиозной Катерины. Правда, в финале пьесы Катерине удается преодолеть в себе страх, ибо она понимает, что всю жить лгать и смирять себя — грех больший, чем самоубийство.

    Второстепенные персонажи, как уже было сказано, — это фон, на котором разворачивается трагедия отчаявшейся женщины. Каждое действующее лицо в пьесе, каждый образ — деталь, позволяющая автору как можно точнее передать обстановку “темного царства” и неготовность большинства людей к борьбе.

73072 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Роль второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

характеристика героя (персонажа) (Гроза Островский А.Н.) Вариант 2

Кабанов Тихон Иванович — один из главных героев, сын Кабанихи, муж Катерины. В перечне действующих лиц следует непосредственно за Кабановой, и о нем сказано — «ее сын». Таково действительное положение Т. в городе Калинове и в семье. Принадлежа, как и ряд других персонажей пьесы (Варвара, Кудряш, Шапкин), к младшему поколению калиновцев, Т, по-своему знаменует конец патриархального уклада. Молодежь Калинова уже не хочет в быту придерживаться старинных порядков. Однако Т., Варваре, Кудряшу чужд максимализм Катерины, и в отличие от центральных героинь пьесы, Катерины и Кабанихи, все эти персонажи стоят на позиции житейских компромиссов. Конечно, им тяжел гнет старших, но они научились обходить его каждый сообразно своему характеру.

Формально признавая над собой власть старших и власть обычаев, они поминутно идут против них. Но именно на фоне их бессознательной и компромиссной позиции значительной и нравственно высокой выглядит Катерина.
    Т. ни в коей мере не соответствует роли мужа в патриархальной семье: быть властелином, но также опорой и защитой жены. Незлобивый и слабый человек, он мечется между суровыми требованиями матери и состраданием к жене. Он любит Катерину, но не так, как по нормам патриархальной морали должен любить муж, и чувство к нему Катерины не такое, какое она должна питать к нему по ее собственным представлениям: «Нет, как не любить! Мне жаль его очень!» — говорит она Варваре. «Коли жалко, так не любовь. Да и не за что, надо правду сказать»,— отвечает Варвара. Для Т. вырваться из-под опеки матери на волю значит удариться в загул, запить. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» — отвечает он на бесконечные упреки и наставления Кабанихи. Униженный попреками матери, он готов сорвать свою досаду на Катерине, и только заступничество сестры Варвары, отпускающей его тайком от матери выпить в гостях, прекращает сцену.
    Вместе с тем Т. любит Катерину, пытается научить ее жить по-своему («Что ее слушать-то! Ей ведь что-нибудь надо ж говорить! Ну, и пущай она говорит, а ты мимо ушей пропущай!» — утешает он жену, расстроенную нападками свекрови). И все же пожертвовать двумя неделями «без грозы» над собой, взять в поездку Катерину он не хочет. Он вообще не слишком ясно понимает, что с ней происходит. Когда мать заставляет его произносить ритуальный наказ жене, как жить без него, как вести себя в отсутствие мужа, ни Каба-ниха, ни он, произнося: «Не заглядывайся на парней», — не подозревают, насколько все это близко к ситуации в их семье. И все же отношение Т. к жене человечно, оно имеет личный оттенок. Ведь это он возражает матери: «Да зачем же ей бояться? С меня и того довольно, что она меня любит». Наконец, когда Катерина просит взять с нее на прощание страшные клятвы, Т. испуганно отвечает: «Что ты! Что ты! Какой грех-то! Я и слушать не хочу!» Но, как это ни парадоксально, именно мягкость Т. в глазах Катерины не столько достоинство, сколько недостаток. Он не может помочь ей ни тогда, когда она борется с грешной страстью, ни после ее публичного покаяния. И реакция его на измену совсем не такая, какую диктует патриархальная мораль в подобной ситуации: «Вот маменька говорит, что ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее пальцем жаль тронуть». Он не может выполнить совет Кулигина, не может защитить Катерину от гнева матери, от насмешек домочадцев. Он «то ласков, то сердится, да пьет все». И только над телом мертвой жены Т. решается на бунт против матери, публично обвиняя ее в гибели Катерины и именно этой публичностью нанося Кабанихе самый страшный удар.

tvory.info

описание и характеристика главного героя

В пьесе «Гроза», которая была написана Н. Островским, отсутствуют сильные мужские персонажи (исключение составляет, разве что, Дикой). Образ Тихона Кабанова является одним из главных в этом произведении. Автор показывает героя в качестве жертвы «тёмного царства». У Кабанова нет сил жить так, как хочется, поэтому он полностью подчиняется воле своей матери. Благодаря этому персонажу автор открыл читателю множество проблем, связанных с влиянием общества на личность.

Тихон представлен как безвольный и слабый человек, который сильно запуган родной матерью и не способен постоять за свою жену Катерину. Н. Островский подбирал имя под стать персонажу. Почитав произведение «Гроза», можно дать детальную характеристику этому персонажу, полностью основываясь на его поступках, поведении и отношениях с женой и матерью.

Характеристика образа

Вся жизнь главного героя диктуется его матерью, он боится высказать своё мнение, поэтому полностью подчиняется ей.

Тихон по-своему любит жену Катерину, однако он не способен увидеть её страстную и свободолюбивую натуру, её душу. Вся проблема состоит именно в этом. В связи с такими затруднениями, главный персонаж находит отдушину в алкоголе и командировках в Москву. Командировка для него — это возможность нагуляться.

Сам по себе Тихон Кабанов является слабым и бесхребетным. Однако оно и неудивительно, так как с самого детства его попытки принимать решения самостоятельно пресекались матерью. Именно её тирания стала причиной такого инфантильного поведения.

Отношения с женой

Тихон не может постоять даже за собственную жену, когда на неё нападает его мать. Единственное, что он может, так это просить Катерину, чтобы она не обращала внимания на самодурство его матери и все обидные слова пропускала мимо ушей.

Любил ли он свою жену? Да, но только по-своему, исходя из тех моральных устоев, что навязала ему мать. Он не проявлял своих чувств. В конечном счёте поведение Тихона привело к тому, что его жена полюбила другого.

Она выбрала противоположность своему мужу. Борис — ее избранник — был городским пижоном, с ним она была готова бросить все и начать новую жизнь. Однако Борис отличается от остальных жителей Калинова только внешне. Он не обладал сильным характером, поэтому не мог ничего противопоставить Дикому, как и Тихон — своей матери.

Известие об измене жены главный герой воспринял хладнокровно, оно не вызвало у него ярость или же злость. Создается такое ощущение, будто ему все равно. В этой ситуации он был полностью зависим от мнения своей матери. Он был готов даже простить Катерину, но его мать была против.

Герой пьесы по-своему жалеет свою жену, так как понимает, что к измене подтолкнул её именно он. Ведь Кабанов видел, как страдает его возлюбленная, но никаких решительных действий так и не предпринял.

Только после смерти матери Кабанов решается на небольшой бунт, переворот. Со временем он понимает, что причиной его бесхарактерности является его же мать.

Автор специально наградил этого героя такими чертами, как:

  • бесхарактерность;
  • безынициативность;
  • мягкотелость;
  • инфантильность.

Н.Островский постарался показать, что все проблемы Тихона кроются в его детстве. Этому персонажу проще всегда находиться в тени, чем высказывать своё мнение. Он выбирает путь с самым малым сопротивлением.

По сюжету произведения Кабанов не раз убеждается в собственной беспомощности и бесхребетности. Такие черты, как детская инфантильность и мягкотелость, делают из него бесхребетного человека, который не способен принимать решения.

Что дает пьесе образ Тихона

Автор в своём произведении раскрывает следующие негативные черты:

  • нерешительность;
  • молчаливость;
  • бездейственность.

Все они присущи главному персонажу на протяжении всей пьесы. Только в конце, после самоубийства жены, Тихон понимает в чём его проблема, почему у него такой характер, и кто виноват в этом. Такая трагедия подтолкнула главного персонажа к тому, что он публично обвинил мать в смерти жены. Он впервые пошёл ей наперекор, тем самым нанеся самый страшный удар.

Образ Кабанова — символ конца матриархального уклада. Сам по себе он не злой человек, но слабый, поэтому и оказался между двух огней — матери и жены.

Н. Островский в своей пьесе «Гроза» раскрывает множество социальных проблем. На основе главного персонажа — Тихона — он показывает последствия тиранического воспитания. Это произведение учит тому, что общество и близкие имеют сильное влияние на формирование характера человека, иногда это может быть решающим. Так, именно мать и общество сделало из Кабанова забитого человека, раба судьбы. Все проблемы героя родом из детства, родители не научили его любить и проявлять свои чувства.

Конец пьесы неоднозначный и трагичный. Добро так и не победило, но и зло тоже не восторжествовало. Весь конфликт, который раскрывается в произведении, основан на эмоциональной борьбе главного героя. Тихон привлекает внимание читателя в первую очередь свой добротой, но в то же время отталкивает бездеятельностью и отсутствием характера.

obrazovanie.guru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о