Толстой главные герои юность – Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем Л. Н. Толстого «Юность» и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед современным молодым человеком Детство. Отрочество. Юность. Толстой Л.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Содержание

Краткое содержание «Юности» Толстого: время выбора и ошибок

В 1857 году была напечатана повесть «Юность» Толстого. Краткое содержание двух предыдущих повестей, «Детство» и «Отрочество», придётся прочитать всем тем, кто хочет знать больше о главном герои «Юности». Повесть является частью псевдо-автобиографической трилогией.

Главного героя повести зовут Николай Иртеньев. В третьей части трилогии он представлен уже юношей. Николай готовится к вступительным экзаменам в университет. Для главного героя настало время всерьёз задуматься о своём будущем и о выборе жизненного пути. Иртеньев стремится к самодисциплине и нравственному самосовершенствованию. Для этих целей он заводит специальную тетрадь, чтобы записывать свои жизненные принципы, которым он намерен неукоснительно следовать. Помимо этого, Николай исповедуется, стараясь вспомнить даже самые давние и уже забытые грехи. После исповеди главный герой чувствует себя родившимся заново.

Поступив в университет, Иртеньев ощущает себя взрослым и отправляется со своими друзьями в ресторан, чтобы отметить зачисление. Николай внимательно наблюдает за поведением своих знакомых. Дмитрий Нехлюдов – образец нравственности. Он не пьёт, не курит и не играет в азартные игры, как другие. Однако Николай решил подражать Дубкову и Володе. Главный герой пьёт шампанское и курит папиросу.

На следующий день Иртеньев отправляется с визитами к знакомым своих родителей. Отец считает, что его сын стал взрослым, а значит, должен привыкать к светской жизни. Николаю скучно в обществе малознакомых людей. Только с Дмитрием Нехлюдовым он может позволить себе быть собой. Дмитрий приглашает друга в своё имение. После долгой душевной беседы с Нехлюдовым у главного героя появляется желание с ним породниться. Дмитрий может жениться на его сестре, или он сам женится на сестре Дмитрия. На следующий день главный герой едет в деревню, где придаётся детским воспоминаниям. Здесь он много размышляет о матери, о своём месте в этом мире и наслаждается всеми прелестями деревенской жизни.

Иртеньев-старший женился во второй раз. У детей не складываются отношения с мачехой. Через несколько месяцев после женитьбы отец Николая и сам начинает чувствовать ненависть к новой жене.

Николай разочарован своей студенческой жизнью, которую он представлял по-другому. Главный герой продолжает общение с Нехлюдовым, не пренебрегая при этом студенческими кутежами, за что Дмитрий его осуждает. Новые знакомые Николая не отличаются благонравием. Они ждут от жизни, прежде всего, удовольствий, не задумываясь над тем, каким образом они будут получены. Главного героя раздражает светское общение, которое он считает слишком лицемерным. Под влиянием новых друзей Николай забывает об учёбе и увлекается погоней за удовольствиями. Результатом становится провал на экзаменах.

Иртеньев запирается в своей комнате, чувствуя стыд и отчаяние. Он разочарован жизнью и не хочет ни с кем разговаривать. Однажды Николай находит тетрадь, в которую записывал правила жизни. Юноша испытывает раскаяние и долго плачет. Николай решает следовать своим правилам и дальше. Но теперь он намерен никогда от них не отступать.

Характеристика персонажей

Николай Иртеньев

Главный герой повести невольно вызывает симпатию читателя. Николая отличается самостоятельность, которая возникла вследствие его продолжительного одиночества. Юноша растёт без матери. Отец постоянно занят. С сестрой можно обсуждать далеко не все темы. Главный герой принимает решение заняться самовоспитанием. Он испытывает острую потребность в нравственном стержне, без которого, по его мнению, невозможно прожить свою жизнь достойно. Религия становится для молодого человека одним из способов достигнуть нравственного идеала. Николай верит, что искреннее раскаяние в грехах на исповеди сможет очистить душу. Однако религии оказывается недостаточно. Юноша начинает придумывать собственные правила, следование которым должно сделать его ещё совершеннее.

Как и многие молодые люди его возраста, Николай склонен быстро увлекаться и так же быстро разочаровываться. Студенческая жизнь кажется ему очередной ступенью к нравственному идеалу. Посещение «храма науки», как и посещения Божьего храма, должно возвысить главного героя, способствовать совершенствованию его моральных качеств.

Заблуждения о студенческой жизни

В реальности студенческая жизнь оказалась не такой, какой её ожидал увидеть Николай. Студенты не только далеки от нравственного идеала, они к нему и не стремятся. Главный герой пытается найти радость жизни в запретных удовольствиях, но и они, в конце концов, его разочаровывают и доставляют огромное количество хлопот.

В конце повести юноша приходит к выводу о том, что начал свой путь правильно, но затем сбился с него. Николай ставит перед собой задачу вернуться на путь истинный. Главный герой вновь принимает решение осознанно и самостоятельно, не испытывая давления извне.

Дмитрий Нехлюдов

Николай бессознательно тянется к человеку, который соответствует его представлениям о нравственном идеале. Нехлюдов становится «альтер эго» главного героя. Но в отличие от Николая, Дмитрий не ставит перед собой цели приобрести высокие моральные качества. Такими качествами он обладает от рождения. Нехлюдову не приходится прикладывать каких бы то ни было усилий, чтобы стать «правильным». Убеждение о том, что пить, курить и придаваться различным формам разврата – это зло, является его внутренним ориентиром. Это такое же неотъемлемое и неизменное его качество, как, например, цвет волос или глаз. У Нехлюдова нет необходимости прятаться от всевозможных соблазнов, от которых так неистово пытается уберечь себя Иртеньев. Дмитрий просто не представляет, что его поведение может быть каким-то другим. Любое иное поведение, отличное от того, которое он имеет, для него противоестественно.

Следует отметить, что Дмитрий не пытается казаться «хорошим», не проявляет ханжества. Все его действия полностью искренни и соответствуют его внутренним моральным установкам. Дмитрий никогда не навязывает окружающим свой «моральный кодекс», однако считается необходимым сделать замечание оступившемуся другу.

Главная идея повести

Юность – один из самых непростых периодов в жизни человека. Она знаменует собой переход в новую жизнь. Не совершить роковую ошибку поможет самоконтроль и участие близкого человека.

Анализ произведения

Значительное место в повести отведено размышлениям главного героя, описанию его ощущений. В произведении мало событий. Автор решил посвятить свою повесть внутреннему миру Николая. События, как таковые, необходимы только затем, чтобы показать движения души главного героя, его реакцию на происходящее.

Роман Льва Толстого “Семейное счастье” обращается к теме семейной верности, взаимопонимания и жизни ради счастья другой половинки как единого правильного пути.

Вторая часть трилогии псевдобиографии Льва Толстого “Отрочество” показывает, насколько важно оказывать поддержку детям в период взросления и становления личности.

Основная задача повести – описать процесс осознанного взросления. Не многие сверстники Николая задумываются о своём будущем. И ещё меньшее их количество размышляет о своём месте в этом мире. Молодые люди хотят получать удовольствие от настоящего момента. Автор считает осознанность одним из главных положительных качеств своего героя. Именно осознанность порождает такую важную и необходимую черту характера каждого человека, как ответственность.

Краткое содержание повести Толстого “Юность”

4 (80%) 2 votes


r-book.club

Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в повести «Юность» Толстого: описание характера и внешности |LITERATURUS: Мир русской литературы

Главный герой повести — юный дворянин Николенька Иртеньев (Николай Петрович Иртеньев):

Николенька вырос в богатой дворянской семье:

«Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мог даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было, – самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, особенно в то время, когда я смотрелся в зеркало, были скорее глупые, чем умные. Мужественного было еще меньше: несмотря на то, что я был не мал ростом и очень силен по летам, все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. Даже и благородного ничего не было; напротив, лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие ноги и руки; а это в то время мне казалось очень стыдно.»

Николенька — робкий, застенчивый мальчик. Порой он не может преодолеть свою застенчивость и ведет себя неловко:

«…когда меня княгиня пригласила танцовать, и я почему‑то, несмотря на то, что ехал с одной мыслью танцовать очень много, сказал, что я не танцую, я оробел и, оставшись один между незнакомыми людьми, впал в свою обычную непреодолимую, всё возрастающую застенчивость. Я молча стоял на одном месте целый вечер.»

В юности в голове у Николеньки происходит путаница понятий. Из-за этого он ведет себя порой:

«Несмотря на происходившую у меня в голове путаницу понятий, я в это лето был юн, невинен, свободен и поэтому почти счастлив.»

Юный Николенька старается казаться окружающими каким-то другим человеком. Он боится быть собой и скрывает свои настоящие чувства:

«…я продолжал считать своею непременною обязанностью скрывать от всего общества Нехлюдовых и в особенности от Вареньки свои настоящие чувства и наклонности, и старался выказывать себя совершенно другим молодым человеком от того, каким я был в действительности, и даже таким, какого не могло быть в действительности.» 

«Могу смело сказать, что я был гораздо лучше в действительности, чем то странное существо, которое я пытался представлять из себя…»

В юности Николенька часто врет без всякой причины. В будущем эта привычка пройдет и Николенька станет очень правдивым человеком:

«Ни в детстве, ни в отрочестве, ни потом в более зрелом возрасте я не замечал за собой порока лжи; напротив, я скорее был слишком правдив и откровенен; но в эту первую эпоху юности на меня часто находило странное желание, без всякой видимой причины, лгать самым отчаянным образом.»

Николенька — юный мечтатель:

«Да не упрекнут меня в том, что мечты моей юности так же ребячески, как мечты детства и отрочества…»

Юный Николенька мечтает о любви женщины, любви людей к нему в целом, о счастье:

«В тот период времени, который я считаю пределом отрочества и началом юности, основой моих мечтаний были четыре чувства: любовь к ней, к воображаемой женщине, о которой я мечтал всегда в одном и том же смысле и которую всякую минуту ожидал где‑нибудь встретить. <…> Второе чувство было любовь любви. Мне хотелось, чтобы все меня знали и любили. <…> Третье чувство было – надежда на необыкновенное, тщеславное счастье… <…> Четвертое и главное чувство было отвращение к самому себе и раскаяние, но раскаяние до такой степени слитое с надеждой на счастие, что оно не имело в себе ничего печального.»

В течение одной зимы 16-летний Николенька влюбляется три раза: в неизвестную даму на манеже, в Соню Валахину (детскую любовь Николеньки), а также в девушку, в которую влюблен брат Володя. Все эти влюбленности мимолетны и неглубоки:

«Сердечные дела занимали меня в эту зиму довольно много. Я был влюблен три раза.»

Чтобы очаровывать барышень, 16-летний Николенька учится играть на фортепиано:

«Для меня музыка, или скорее игра на фортепьяно, была средство прельщать девиц своими чувствами. С помощью Катеньки, выучившись нотам и выломав немного свои толстые пальцы… я тотчас же принялся играть пьесы…»

В период юности Николенька увлекается чтением французских романов:

«Чтение французских романов, которых много привез с собой Володя, было другим моим занятием в это лето.»

В годы юности Николенька также занимается конной ездой, как многие состоятельные дворяне. В деревне он ездит на прогулки. В Москве он посещает манеж для тренировок:

«…ездила при мне в манеже Фрейтага…»

«После обеда я иногда удостоивал девочек ездить верхом с ними…»

В возрасте 16 лет Николенька поступает в Московский Университет на факультет математики:

«…Семенов, который поступал в один факультет со мной, в математический…»

Став студентов, Николенька носит студенческий мундир со шпагой. Он очень гордится своим новым, взрослым нарядом:

«…я живо оделся в студенческий сюртук и пришел в гостиную…»

«…мундир и сюртук из глянцевитого черного сукна с отливом, и отбивал мелом лацкана, а теперь принес совсем готовое платье, с блестящими золотыми пуговицами, завернутыми бумажками.»

«…имя мое напечатано в списке студентов, у меня шпага на портупее…»

«…при ярком блеске солнца на моих пуговицах, кокарде шляпы и шпаге…»

Поступив в университет, Николенька начинает вести «взрослую жизнь». Он впервые едет в ресторан, посещает настоящий бал, участвует в студенческом кутеже:

«Светские удовольствия, которым, вступая в университет, я мечтал предаться в подражание старшему брату, совершенно разочаровали меня в эту зиму.»

«…я в первый раз должен был ехать на бал. «

Первый год в университете Николенька несерьезно относится к учебе. На занятия он ходит лишь для приличия:

«Но я был всю зиму эту в таком тумане, происходившем от наслаждения тем, что я большой и что я «comme il faut»…»

«Я приходил на лекции только потому, что уж так привык, и что папа усылал меня из дома. Притом же знакомых у меня было много, и мне было часто весело в университете.»

В этот период лучшим другом Николеньки является Дмитрий Нехлюдов, умный и интересный молодой человек. Сначала Николенька восхищается своим старшим другом, считая его совершенством. Позднее Николенька начинает видеть недостатки Дмитрия и несколько разочаровывается в нем:

«В последнее время я уже начинал наблюдать и обсуживать характер моего друга, но дружба наша вследствие этого нисколько не изменилась: она еще была так молода и сильна, что, с какой бы стороны я ни смотрел на Дмитрия, я не мог не видеть его совершенством.» (глава XIV)

«…дружба моя с Дмитрием держалась только на волоске.» (глава XLI)

Когда приходит время экзаменов, Николенька оказывает совершенно не готов. Он проваливается на первом экзамене, и профессор отказывается переводить его на следующий курс:

«Вы не перейдете на второй курс, г. Иртеньев.»

Николенька тяжело переживает свой позор, но понимает, что сам виноват в этом:

«Я был оскорблен, унижен, я был истинно несчастлив.» 

«…роптал на Провидение за то, что оно допустило меня дожить до такого позора.» 

«…видели мое горе.» 

Пережив этот позор, Николенька решает больше никогда не делать ничего дурного и не тратить времени впустую:

«…я решился снова писать правила жизни и твердо был убежден, что я уже никогда не буду делать ничего дурного, ни одной минуты не проведу праздно и никогда не изменю своим правилам.»

О том, удастся ли ли Николеньке исполнить задуманное и исправиться, автор обещает рассказать в следующем произведении.

www.literaturus.ru

Детство. Отрочество. Юность. Основная идея, характеристики персонажей.

Трилогия Л.Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Трилогия Л.Н. Толстого — удивительное произведение. Здесь взрослый мудрый человек писал о своем детстве, поэтому часто мысли главного героя нехарактерны для ребенка. Здесь мы слышим голос самого автора.

Эту трилогию Толстой очень тщательно продумывал. Ему было важно высказать свои мысли о русской жизни, о русском обществе, о литературе. Поэтому в этих произведениях все очень важно, нет ничего ненужного — Толстой продумал каждую деталь, каждую сцену, каждое слово. Его задача — показать развитие личности человека, становление его характера, убеждений. Мы видим главного героя, Николеньку Иртеньева, в разные периоды его жизни. Это детство, отрочество и юность. Толстой выбрал эти периоды потому, что они самые важные в жизни человека. В детстве ребенок осознает свою связь с семьей и миром, он очень искренен и наивен; в отрочестве мир расширяется, происходят новые знакомства, человек учится взаимодействовать с другими людьми; в юности происходит осознание себя уникальной личностью, выделение из окружающего мира. Все эти этапы проходит и Николенька.

Полные тексты и аудиокниги трилогии:
Детство (+экранизация повести)
ОтрочествоЮность

Место действия писатель построил так, чтобы оно совпадало с его основной идеей. Действие первой книги происходит в усадьбе Иртеньевых — родном доме мальчика; во второй книге герой посещает много других мест; наконец, в третьей книге на первый план выходят взаимоотношения героя с внешним миром. И здесь очень важна тема семьи.

Тема семьи — это ведущая тема трилогии. Именно связь с семьей, с домом сильно влияет на главного героя. Толстой намеренно показывает в каждой части какое-нибудь печальное событие в семье Иртеньевых: в первой части умирает мать Николеньки, и это разрушает гармонию; во второй части умирает бабушка, которая была для Николеньки опорой; в третьей части появляется мачеха, новая жена отца. Так постепенно, но неминуемо Николенька входит в мир взрослых отношений. Мне кажется, что он ожесточается.

Рассказ в трилогии идет от первого лица. Но это пишет не сам Николенька, а уже взрослый Николай Иртеньев, который вспоминает свое детство. Во времена Толстого все воспоминания писались от первого лица. К тому же рассказ от первого лица сближает автора и героя, поэтому трилогию можно назвать автобиографической. Во многом в этой книге Толстой пишет о себе самом, о взрослении своей души. После выхода всей трилогии писатель признавался, что он отошел от своего начального замысла.

В трилогии перед нами проходят шесть лет из жизни Иртеньева, но они не описаны день за днем. Толстой показывает самые важные моменты судьбы мальчика. Каждая глава несет какую-то идею. Они следуют друг за другом так, чтобы передать развитие героя, его эмоции и чувства. Толстой так подбирает обстоятельства, чтобы они показывали характер героя ярко и сильно. Так, Николенька оказывается перед лицом смерти, и тут уж условности не имеют значения.

Толстой характеризует своих героев через описание внешности, манер, поведения, потому что так проявляется внутренний мир героев. Даже иностранный язык служит для характеристики героя: аристократы говорят на французском, учитель Карл Иванович говорит на ломаном русском и немецком, простые люди разговаривают на русском.

Все это позволило Л.Н. Толстому осуществить анализ психологии ребенка и подростка. В трилогии постоянно сопоставляются внутренний мир человека и внешняя среда.

Характеристики персонажей трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность»

Характеристика образа Иртеньева Николеньки (Николая Петровича)

Иртеньев Николенька (Николай Петрович) — главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».

Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Юность». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Характеристика образа St.-Jerome

St.-Jerome — француз, гувернер Иртеньевых. Его отношения с Николенькой поначалу не складываются, мальчику кажется, что у того нет «другой цели в жизни, как желания наказать» его. В эпизоде на именинах бабушки герой наказывает расшалившегося Николеньку, и тот, сначала отбивавшийся, а затем все-таки запертый в чулане, воображает, как и чем он мог бы отомстить мучителю. Герой становится объектом непримиримой ненависти со стороны воспитанника. Один из приемов воспитания S. состоит в том, что он, «выпрямляя грудь и делая величественный жест рукою, трагическим голосом кричал: «А genoux, mauvais sujet!» Впоследствии их отношения постепенно налаживаются. «Обсуживая теперь хладнокровно этого человека, я нахожу, что он был хороший француз, но француз в высшей степени. Он был не глуп, довольно хорошо учен и добросовестно исполнял в отношении нас свою обязанность, но он имел общие всем его землякам и столь противоположные русскому характеру отличительные черты легкомысленного эгоизма, тщеславия, дерзости и невежественной самоуверенности».

Характеристика образа Бабушки

Бабушка — графиня, одна из важнейших фигур в трилогии, как бы представляющая минувшую величественную эпоху (подобно князю Ивану Иванычу). Образ Б, овеян всеобщей почтительностью и уважением. Она умеет словом или интонацией дать понять свое отношение к человеку, которое для многих окружающих является решающим критерием. Рассказчик изображает ее не столько с помощью статических характеристик, сколько через описание ее взаимодействия с другими персонажами, прибывающими поздравить ее с именинами, ее реакций и слов. Б. словно чувствует свою силу и власть, свою особую значительность. После смерти дочери, матери Николеньки, она впадает в отчаяние. Николенька застает ее в момент, когда она разговаривает с покойной как с живой. Несмотря на важность старухи, он считает ее доброй и веселой, любовь же ее к внукам особенно усиливается после смерти их матери. Тем не менее рассказчик сравнивает ее с простой старухой, экономкой Натальей Савишной, находя, что последняя имела большее влияние на его мирочувствование.

Характеристика образа Вальхиной Сонечки

Валахина Сонечка — дочь знакомой Иртеньевых г-жи Вала-хиной. Николенька знакомится с ней на дне рождения бабушки и сразу влюбляется. Вот первое его впечатление: «…Из закутанной особы вышла чудесная двенадцатилетняя девочка в коротеньком открытом кисейном платьице, белых панталончиках и крошечных черных башмачках. На беленькой шейке была черная бархатная ленточка; головка была вся в темно-русых кудрях, которые спереди так хорошо шли к ее прекрасному смуглому личику, а сзади — к голым плечикам…» Он много танцует с С, всячески смешит ее и ревнует к другим мальчикам. В «Юности» Николенька после долгой разлуки вновь встречается с С, которая подурнела, но «прелестные выпуклые глаза и светлая, добродушно веселая улыбка были те же». Повзрослевший Николенька, чувства которого требуют пищи, снова увлекается ею.

Характеристика образа Семенова

Семенов — студент-разночинец. Поступил в университет вместе с Николенькой. Месяц он аккуратно ходил на лекции, а затем закутил и под конец курса совсем не показывался в университете. Пользуется среди студентов особенным уважением, на него смотрят «с каким-то даже ужасом». Рассказчик описывает оригинальный конец его «кутежного поприща»: С, чтобы расплатиться с долгами, добровольно продает себя в рекруты. Из казарм он присылает Зухину долг и записку. Студенты идут к нему туда. Николенька так описывает его вид: «Это был он, с обстриженными под гребенку седыми волосами, выбритым синим лбом и с своим всегдашним мрачным и энергическим выражением лица». Держится он открыто и просто, протягивая всем черную большую руку, а затем повествует Зухину о своих «странных, непостижимых похождениях».

Характеристика образа Грапа Илиньки

Грап Илинька — сын иностранца, который жил когда-то у деда Иртеньевых, был чем-то ему обязан и считал своим долгом присылать к ним И. «Мальчик лет тринадцати, худой, высокий, бледный, с птичьей рожицей и добродушно-покорным выражением». На него обращают внимание только тогда, когда хотят над ним посмеяться. Этот персонаж — участник одной из игр Ивиных и Иртеньевых — внезапно становится объектом общего издевательства, заканчивающегося тем, что он плачет, а его затравленный вид болезненно поражает всех. Воспоминание о нем связано у рассказчика с угрызениями совести и является, по его признанию, единственным темным пятном детских лет. «Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его?» — спрашивает он себя. Позже И., как и рассказчик, поступает в университет. Николенька признается, что так привык смотреть на него свысока, что ему несколько неприятно, что тот такой же студент, и он отказывает отцу И. в просьбе разрешить его сыну провести день у Иртеньевых. С момента поступления в университет И., однако, выходит из-под влияния Николеньки и держится с постоянным вызовом.

Характеристика образа Гриши

Гриша — странник, юродивый. «Человек лет пятидесяти, с бледным изрытым оспою продолговатым лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой». Очень высокого роста. «Голос его был груб и хрипл, движения торопливы и неровны, речь бессмысленна и несвязна (он никогда не употреблял местоимений), но ударения так трогательны, и желтое уродливое лицо его принимало иногда такое откровенно печальное выражение, что, слушая его, нельзя было удержаться от какого-то смешанного чувства сожаления, страха и грусти». О нем известно главным образом то, что он зимой и летом ходит босиком, посещает монастыри, дарит образочки тем, кого полюбит, и говорит загадочные слова, которые принимают за предсказания. Чтобы увидеть пудовые вериги, которые он носит на себе, дети подсматривают, как он раздевается перед сном, видят они и как самозабвенно он молится, вызывая у рассказчика чувство умиления: «О, великий христианин Гриша! Твоя вера была так сильна, что ты чувствовал близость Бога, твоя любовь так велика, что слова сами собою лились из уст твоих — ты их не поверял рассудком…»

Характеристика образа Дубкова

Дубков— адъютант, приятель Володи Иртеньева. «…Маленький жилистый брюнет, уже не первой молодости и немного коротконожка, но недурен собой и всегда весел. Он был один из тех ограниченных людей, которые особенно приятны именно своей ограниченностью, которые не в состоянии видеть предметы с различных сторон и которые вечно увлекаются. Суждения этих людей бывают односторонни и ошибочны, но всегда чистосердечны и увлекательны». Большой любитель шампанского, поездок к женщинам, игры в карты и прочих развлечений.

Характеристика образа Епифановой Авдотьи Васильевны

Епифанова Авдотья Васильевна — соседка Иртеньевых, затем вторая жена Петра Александровича Иртеньева, отца Ни-коленьки. Рассказчик отмечает ее страстную, преданную любовь к мужу, которая, однако, нисколько не мешает ей любить красиво одеваться и выезжать в свет. Между ней и молодыми Ирте-ньевыми (за исключением Любочки, которая полюбила мачеху, отвечающую ей взаимностью) устанавливаются странные, шутливые отношения, скрывающие отсутствие каких бы то ни было отношений. Николенька удивляется контрасту между той молодой, здоровой, холодной веселой красавицей, какой Ё. предстает перед гостями, и немолодой, изнуренной, тоскующей женщиной, неряшливой и скучающей без гостей. Именно неопрятность лишает ее последнего уважения рассказчика. О любви ее к отцу он замечает: «Единственная цель ее жизни была приобретение любви своего мужа; но она делала, казалось, нарочно все, что только могло быть ему неприятно, и все с целью доказать ему всю силу своей любви и готовности самопожертвования». Отношения Е. с мужем становятся для рассказчика предметом особо» го внимания, поскольку «мысль семейная» уже в пору создания автобиографической трилогии занимает Толстого и будет развита в последующих его сочинениях. Он видит, что в их отношениях начинает проглядывать «чувство тихой ненависти, того сдержанного отвращения к предмету привязанности, которое выражается бессознательным стремлением делать все возможные мелкие моральные неприятности этому предмету».

Характеристика образа Зухина

Зухин — товарищ Николеньки по университету. Ему лет восемнадцать. Пылкая, восприимчивая, деятельная, разгульная натура, полная сил и энергии, растрачиваемых в кутежах. Время от времени запивает. Рассказчик знакомится с ним на со» брании кружка студентов, решивших вместе готовиться к экзаменам. «…Маленький плотный брюнет с несколько оплывшим и всегда глянцевитым, но чрезвычайно умным, живым и независимым лицом. Это выражение особенно придавали ему невысокий, но горбатый над глубокими черными глазами лоб, щетинистые короткие волоса и частая черная борода, казавшаяся всегда небритой. Он, казалось, никогда не думал о себе (что всегда мне особенно нравилось в людях), но видно было, что никогда ум его не оставался без работы». Науки он не уважает и не любит, хотя даются они ему с чрезвычайной легкостью.

Зухин — тип разночинца, умного, знающего, хотя и не принадлежащего к разряду людей comme il faut, что поначалу вызывает у рассказчика «не только чувство презрения, но и некоторой личной ненависти, которую я испытывал к ним за то, что, не быв comme il faut, они как будто считали меня не только равным себе, но даже добродушно покровительствовали меня». Несмотря на непреодолимое отвращение к их неопрятной внешности и манерам, рассказчик чувствует в 3. и его товарищах что-то хорошее и тянется к ним. Его привлекают знания, простота, честность, поэзия молодости и удальства. Помимо бездны оттенков, составляющих разницу в их понимании жизни, Николень-ка не может избавиться от чувства неравенства между ним, человеком состоятельным, и ими, а потому никак не может «войти с ними в ровные, искренние отношения». Однако постепенно он втягивается в их быт и еще раз открывает для себя, что тот же 3., например, лучше и яснее его судит о литературе и вообще не только ни в чем ему не уступает, но даже и превосходит, так что высота, с которой он, молодой аристократ, смотрит на 3. и его товарищей — Оперова, Иконина и др., — мнимая.

Характеристика образа Ивина Сережи

Ивин Сережа — родственник и сверстник Иртеньевых, «смуглый, курчавый мальчик, со вздернутым твердым носиком, очень свежими красными губами, которые редко совершенно закрывали немного выдавшийся верхний ряд белых зубов, темно-голубыми прекрасными глазами и необыкновенно бойким выражением лица. Он никогда не улыбался, но или смотрел совершенно серьезно, или от души смеялся своим звонким, отчетливым и чрезвычайно увлекательным смехом». Его оригинальная красота поражает Николеньку, и он по-детски влюбляется в него, однако не находит в И. никакого отзыва, хотя тот чувствует свою власть над ним и бессознательно, но тиранически употребляет ее в их отношениях.

Характеристика образа Иртеньева Володи

Иртеньев Володя (Владимир Петрович) — старший (на год и несколько месяцев) брат Николеньки. Сознание своего старшинства и первенства постоянно побуждает его к действиям, уязвляющим самолюбие брата. Даже снисходительность и усмешка, которой нередко он удостаивает брата, оказывается поводом для обиды. Рассказчик так характеризует В.: «Он был пылок, откровенен и непостоянен в своих увлечениях. Увлекаясь самыми разнородными предметами, он предавался им всей душой». Он подчеркивает «счастливый, благородно-откровенный характер» В. Однако, несмотря на случайные и недолгие размолвки или даже ссоры, отношения между братьями остаются хорошими. Николенька невольно увлекается теми же страстями, что и В., однако из гордости старается не подражать ему. С восхищением и чувством некоторой зависти Николенька описывает поступление В. в университет, всеобщую радость в доме по этому поводу. У В. появляются новые друзья — Дубков и Дмитрий Нехлюдов, с которым он вскоре расходится. Любимые его развлечения с Дубковым — шампанское, балы, карты. Отношения В. с девочками удивляют брата, потому что тот «не допускал мысли, чтобы они могли думать или чувствовать что-нибудь человеческое, и еще меньше допускал возможность рассуждать с ними о чем-нибудь».

Характеристика образа Иртеньева Петра 

Иртеньев Петр Александрыч (Папа) — граф, глава семьи Иртеньевых, отец Николеньки. «Он был человек прошлого века и имел общий молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. На людей нынешнего века он смотрел презрительно, и взгляд этот происходил столько же от врожденной гордости, сколько от тайной досады за то, что в наш век он не мог иметь ни того влияния, ни тех успехов, которые имел в свой. Две главные страсти его в жизни были карты и женщины…

Большой статный рост, странная, маленькими шажками походка, привычка подергивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы, которые как-то неловко, но приятно складывались, недостаток в произношении — пришептывание, и большая во всю голову лысина». Рассказчик осознает, что наружность отца не очень счастлива, но при этом отмечает, что и с ней тот нравился всем без исключения и был удачлив. Главное руководство его жизни и поступков — счастье и удовольствия. В повести «Юность» он женится вторично на соседке по имению. Рассказчик признается, что для него отец был высшим существом, он любит и высоко ставит его, хотя в жизни сына тот и не принимает особенного участия.

Характеристика образа Иртеньевой Любочки

Иртеньева Любочка — старшая сестра Николеньки. В повести «Детство» ей одиннадцать лет. Рассказчик называет ее «чер-номазенькой» и описывает ее наряд: «короткое холстинковое платьице и беленькие, обшитые кружевом панталончики». В «Отрочестве» ей уже дается более подробный портрет: «Любочка невысока ростом и, вследствие английской болезни, у нее ноги гусем и прегадкая талия. Хорошего во всей ее фигуре только глаза, и глаза эти действительно прекрасные — большие, черные, и с таким неопределимо-приятным выражением важности и наивности, что они не могут не остановить внимания». Рассказчик отмечает ее фамильное сходство с матушкой, заключающееся в чем-то неуловимом: в руках, в манере ходить, в особенности в голосе и в некоторых выражениях, а также в игре на фортепьяно и во всех приемах при этом.

Характеристика образа Иртеньевой Натальи Николаевны

Иртеньева Наталья Николаевна (Maman) — мать Николень-ки. Рассказчик так описывает ее: «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала и которую я так часто целовал». В ее улыбке, как отмечается, вся красота лица. Она рано умирает, и горе потери затем ложится тенью на большую часть детства и отрочества главного героя.

Характеристика образа Карла Иваныча (Мауэра)

Карл Иваныч (Мауэр) — немец, учитель, гувернер. Появляется в самом начале повести «Детство» хлопающим мух над головой спящего Николеньки Иртеньева, чем вызывает недовольство разбуженного воспитанника. Толстой подчеркивает чудаковатость К. И. и его доброту, однако и разницу между поведением героя в детской и в классной, где тот уже выступает не в роли добродушного дядюшки, а в качестве наставника, с очками на носу и книгой в руке. Большую часть времени К. И. проводит за чтением, и на лице его в это время спокойно-величавое выражение. «Как теперь вижу я перед собой длинную фигуру в ваточном халате и в красной шапочке, из-под которой виднеются редкие седые волосы». Все вещи К. И. разложены в чинном порядке, аккуратно на своем месте.

К. И. считает себя несчастным с самого рождения, или, как говорит он сам, коверкая русские слова на немецкий лад, «ишо во чрева моей маттри». У его жизни длинная богатая история, которую герой рассказывает детям: он незаконнорожденный сын графа фон Зомерблата, из великодушия пошел на военную службу вместо своего брата, которого отец любил больше его, воевал с французами, попал в плен, бежал, работал на канатной фабрике; вернувшись домой, чуть не был арестован как дезертир, снова бежал, был нанят на службу русским генералом Сазиным, и уже только потом попал к Иртеньевым. Расставание с их семьей, когда отец Николеньки собирается взять нового гувернера-француза, переживает как драму.

Характеристика образа Катеньки

Катенька — дочь гувернантки Любочки Иртеньевой Мими. Светло-голубые глаза, улыбающийся взгляд, прямой носик с крепкими ноздрями и ротик с светлою улыбкой, крошечные ямочки на розовых прозрачных щечках. К ней Николенька испытывает нечто вроде первой любви. От нее он впервые слышит слова о бедности и богатстве (К. и ее маменька Мими бедны, Ир-теньевы — богаты), заставившие его задуматься и ставшие причиной «моральной перемены» в нем.

Характеристика образа князя Ивана Иваныча

Князь Иван Иваныч — тип аристократа прошлого столетия, воплощение рыцарственного духа минувшей эпохи, отчасти идеализируемой Толстым (ср. повесть «Два гусара»). «Человек лет семидесяти, высокого роста, в военном мундире с большими эполетами, из-под воротника которого был виден большой белый крест, и с спокойным открытым выражением лица. Свобода и простота его движений поразили меня. Несмотря на то что на затылке его оставался полукруг жидких волос и что положение верхней губы ясно доказывало недостаток зубов, лицо его было еще замечательной красоты» — таким он видится Ни-коленьке в первый раз, на торжестве в честь дня рождения бабушки. Рассказчик также отмечает его блестящее положение в обществе и общее уважение, которое князь заслужил своей последовательностью и твердостью, с какими всегда придерживался возвышенного образа мыслей, основных правил религии и нравственности. Герой добр и чувствителен, но холоден и несколько надменен в обращении. Небольшого, по словам рассказчика, ума, он, однако, хорошо образован и начитан. Князь не может без общества и, где бы ни был, живет широко и открыто. Впоследствии, нанося князю после поступления в университет визит, Николенька смущается, зная, что он — наследник князя.

Характеристика образа Колпикова

Колпиков — «невысокий плотный штатский господин с рыжими усами». Между ним и Николенькой, отмечающим вместе с друзьями в Яре свое поступление в университет, происходит нечто вроде ссоры. Обедающий К. распекает закурившего рядом с ним Николеньку, и тот тушуется, отчасти растерявшись, отчасти чувствуя себя виноватым. Инцидент уязвляет самолюбие рассказчика особенно тем, что он вроде как струсил, позволив так с собой обращаться и не найдясь для достойного ответа. Спохватившись, он уже не застает К. на месте. Рассказав затем об этом случае Нехлюдову, он узнает, что К. — «известный негодяй, шулер, а главное трус, выгнан товарищами из полка за то, что получил пощечину и не хотел драться».

Характеристика образа Любови Сергеевны

Любовь Сергеевна — возлюбленная Нехлюдова, о которой тот с восхищением рассказывает своему другу Николеньке как о женщине, имеющей на него огромное влияние. Николенька знакомится с ней у Нехлюдова на даче. «Она была очень нехороша собой: рыжа, худа, невелика ростом, немного кривобока». Говорит она не идущими к делу изречениями. Рассказчик, сколько ни пытается, не может отыскать в ней ни одной красивой черты. Он находит ее манерной и неинтересной, хотя из симпатии к другу не хочет признаться в этом даже себе. Она, в свою очередь, тоже не расположена к нему, считая его «величайшим эгоистом, безбожником и насмешником», часто спорит с ним и сердится.

Характеристика образа Мими (Марьи Ивановны)

Мими (Марья Ивановна) — гувернантка Иртеньевых, мать Катеньки. Рассказчик, называя ее скучной, сетует, что при ней ни о чем нельзя было говорить, потому что она все находила неприличным. Позже Николенька узнает, что когда-то его отец увлекался ею и потому она относится враждебно к его новому браку.

Характеристика образа Михайлова Якова

Михайлов Яков — приказчик, крепостной Иртеньевых. Лицо его всегда спокойно, выражая «сознание своего достоинства и вместе с тем подвластности, то есть: я прав, а впрочем, воля ваша!», когда же он говорит, пальцы его находятся в сильнейшем беспокойстве и отчаянно прыгают в разные стороны. Рассказчик присутствует при деловом разговоре Я. со своим отцом и, уже с высоты своего взрослого сознания, дает ему следующую, слегка ироническую характеристику: «Яков был крепостной, весьма усердный и преданный человек; он, как и все хорошие приказчики, был до крайности скуп за своего господина и имел о выгодах господских самые странные понятия».

Характеристика образа Натальи Савишной

Наталья Савишна — экономка, в прошлом дворовая девка, потом горничная и няня матери Николеньки. Тип самозабвенно преданной прислуги, которая всю свою жизнь беззаветно посвящает хозяевам (ср. Арину Родионовну у А. С. Пушкина). Ее история такова: уже после того как она была взята в госцодский дом, она захотела выйти замуж за молодого бойкого официанта Фоку, но дедушка рассказчика счел это неблагодарностью с ее стороны и сослал на скотный двор в степную деревню. Однако никто не мог заменить Н. С, ее возвратили, она же, в свою очередь, покаялась перед господином и просила забыть прежнюю ее дурь. Получив вольную после верной двадцатилетней службы, она была глубоко уязвлена. После смерти матери Николень-ка в комнатке Н. С. слушает затаив дыхание ее простосердечные объяснения про то, что душа Праведника, прежде чем в рай идет, еще сорок дней мытарствует. Также его поражает внезапный переход ее от разговоров о святом и таинственном к ворчливости и мелочным расчетам, в чем он впоследствии усматривает искренность горести, не желающей и не умеющей притворяться. После отъезда Иртеньевых из деревни она скучает от безделья, через год после кончины матери Николеньки у нее открывается водянка. Два месяца она страдает от болезни, с христианским терпением перенося мучения, и смерть принимает как благо (мотив, чрезвычайно важный для Толстого — ср. «Три смерти»), предварительно испросив у всех прощенья за обиды, которые могла причинить им, и поблагодарив за оказанные ей милости. Рассказчик вспоминает об этой старушке как о «редком, чудесном создании», вся жизнь которой была любовь и самопожертвование и которая оказала «такое сильное и благое влияние на мое направление и развитие чувствительности».

Характеристика образа Нехлюдова Дмитрия

Нехлюдов Дмитрий — князь, приятель Володи Иртеньева, с которым он знакомится в университете, а затем лучший друг Николеньки. Он «нехорош собой: маленькие серые глаза, невысокий крутой лоб, непропорциональная длина рук и ног… Хорошего было в нем только — необыкновенно высокий рост, нежный цвет лица и прекрасные зубы. Но лицо это получало такой оригинальный и энергический характер от узких, блестящих глаз и переменчивого, то строгого, то детски-неопределенного выражения улыбки, что нельзя было не заметить его». Герой, как и Николенька, очень стыдлив и застенчив, хотя именно в те минуты, когда он невольно краснеет, лицо его выражает наибольшую решимость, как будто он сердится на самого себя. Поначалу Николеньке не нравится его быстрый взгляд, гордый вид, а особенно равнодушие, с каким он к нему относится, но затем они сближаются, почувствовав общность интересов и направления, выражающегося главным образом в стремлении к совершенству. Н. делится с другом самым сокровенным — любовью к Любови Сергеевне, планами женитьбы, деревенской жизни и работы над собой (см. повесть «Утро помещика», где Н. является главным героем).

Характеристика образа Нехлюдовой Марьи Ивановны

Нехлюдова Марья Ивановна — княгиня, мать Дмитрия Нехлюдова. «…Высокая, стройная женщина лет сорока. Ей можно бы было дать больше, судя по буклям полуседых волос, откровенно выставленных из-под чепца, но по свежему, чрезвычайно нежному, почти без морщин лицу, в особенности же по живому, веселому блеску больших глаз ей казалось гораздо меньше. Глаза у нее были карие, очень открытые; губы слишком тонкие, немного строгие; нос довольно правильный и немного на левую сторону; рука у нее была без колец, большая, почти мужская, с прекрасными продолговатыми пальцами». Рассказчик, знакомящийся с ней на даче у Нехлюдовых, обращает внимание на ее несколько холодный, открытый взгляд, а чуть позже определяет для себя характер и направление семейства Нехлюдовых как «логичность и вместе с тем простоту и изящество», которые задает именно М. И. Нравится Николеньке и то, что она обращается с ним серьезно и просто.

Характеристика образа Нехлюдовой Софьи Ивановны

Нехлюдова Софья Ивановна — тетка Нехлюдова, старая девушка, полная, невысокого роста, с большими живыми и спокойными голубыми глазами. Поначалу она кажется Николеньке очень гордой, но уже вскоре он переменяет свое мнение и начинает гораздо лучше понимать ее сущность. «Софья Ивановна, как я ее после узнал, была одна из тех редких немолодых женщин, рожденных для семейной жизни, которым судьба отказала в этом счастии и которые вследствие этого отказа весь тот запас любви, который так долго хранился, рос и креп в их сердце для детей и мужа, решаются вдруг изливать на некоторых избранных. И запас этот у старых девушек такого рода бывает так неистощим, что, несмотря на то, что избранных много, еще остается много любви, которую они изливают на всех окружающих…»

biblioteka-shkolnika.blogspot.com

Юность (повесть), персонажи, сюжет, оценки

Юность (значения)

НазваниеЮность
ЖанрПовесть
АвторЛев Толстой
Язык оригиналарусский
Написан1855—1857
Публикация1857
ПредыдущаяОтрочество

«Юность» — третья и последняя повесть в псевдо-автобиографической трилогии Льва Толстого, впервые напечатана в 1857 году в журнале Современник № 1 . Книга описывает университетские годы жизни главного героя и его сокурсников.

Персонажи

  • Николай Иртеньев — от его имени ведётся повествование
  • Володя — брат Коли
  • Сонечка — первая возлюбленная Коли
  • St.-Jérôme — гувернёр Николая
  • Папа
  • Мими
  • Дубков — приятель Володи
  • Дмитрий Нехлюдов — друг Николая
  • Иконин — товарищ Николая, сокурсник Николая
  • Авдотья — мачеха Николая
  • Варенька Нехлюдова — сестра Дмитрия, возлюбленная Николая
  • Семёнов — сокурсник Николая
  • Зухин — товарищ Николая, друг Семёнова

Сюжет

Сюжет повести описывает университетскую жизнь Николая и его товарищей-сокурсников в пору юношества.

Объём сюжета по сравнению с прошлыми частями трилогии («Детство» и «Отрочество») стал намного больше и раскрепощённей.

Повесть наполнена философскими размышлениями и различными событиями, которые могут произойти с любым юношей.

Оценки

  • Дружинин отозвался о «Юности» весьма положительно, но с достаточно суровой критикой:

«Задача Ваша ужасна, и Вы её выполнили очень хорошо. Ни один из теперешних писателей не мог бы так схватить и очертать волнующий и бестолковый период юности. Для людей развитых Ваша „Юность“ доставит великое наслаждение, и если кто Вам скажет, что эта вещь хуже „Детства“ и „Отрочества“, тому Вы можете плюнуть в физиогномию.

Некоторые главы сухи и длинны, например, все разговоры с Дмитрием Нехлюдовым…

…избегайте длинных периодов. Дробите их на два и на три, не жалейте точек. С частицами речи поступайте без церемонии, слова что, который и это марайте десятками.

Иногда Вы готовы сказать: „У такого-то ляжки показывали, что он желает путешествовать по Индии“. Обуздать эту наклонность Вы должны, но гасить её не надо ни за что в свете»

  • Некрасов не написал Толстому о «Юности» ни слова.
  • Чернышевский выход «Юности» воспринял сдержанно.

www.cultin.ru

Все герои рассказа «Юность» Толстой и их характеристика?

В русской классической литературе существуют два произведения с одинаковым названием — это повести «Детство», написанные Л. Толстым и, позже, М. Горьким. Оба произведения автобиографичны — в них писатели рассказывают о своем детстве, окружавших их людях, тех условиях, в которых они воспитывались.

Почему Толстой и Горький решили обратиться именно к этой поре своей жизни? Что они хотели сказать читателю? Думаю, оба писателя считали детство одним из самых важных этапов в жизни человека, когда он познает окружающий мир, учится любить и ненавидеть, решает, что лучше — добро или зло. В детстве, по мнению Толстого и Горького, закладывается характер ребенка, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым.

Именно о счастливом детстве рассказывает нам в своей повести Толстой. Мы видим, что главного героя Николеньку окружают любящие его люди — маменька, гувернер Карл Иванович, няня, отец, братья и сестры, бабушка. Все они заботятся о мальчике, стремятся сделать все, чтобы он был счастлив.

Конечно, в жизни Николеньки случаются и огорчения, неудачи, разочарования. Однако из них он делает правильные выводы. Это и мысль о том, что не нужно обижать тех, кто тебя любит (вспомним эпизод с Карлом Ивановичем) или кто слабее тебя (эпизод с Иленькой Грапом) . Это и мысль, что ценность человека измеряется его душевными качествами, а не социальным положением (эпизод с няней Натальей Савишной) . Это и горькое открытие, что близкие люди не всегда будут с тобой, что они смертны (смерть горячо любимой маменьки) и так далее.

С совершенно иным детством мы сталкиваемся в повести Горького. Ее герою Алеше не так повезло, как Николеньке. После смерти отца Алеша попал в семью деда, где царили суровые нравы. Здесь никто не заботился о детях, не дарил им любовь и ласку, как в семье Николеньки. Каждый из Кашириных жил сам по себе, считая врагами даже членов своей семьи. Поэтому в доме деда часто случались скандалы, ссоры, драки.

Конечно, такая обстановка угнетала маленького героя. Жить в доме деда ему было бы совсем невыносимо, если бы не бабушка, которая стала для Алеши «лучом света». Только она дарила внуку так необ

iotvet.com

Краткое содержание повести «Юность» Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении |LITERATURUS: Мир русской литературы

Николенька Иртеньев.
Художник К. А. Клементьева

Повесть «Юность» является третьей частью знаменитой трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность».

В этой статье представлено краткое содержание повести «Юность» Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении. Пересказ повести по главам смотрите здесь.

Смотрите: Все материалы по повести «Юность»

Краткое содержание повести «Юность» Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении

Главный герой повести — 16-летний Николенька Иртеньев, добрый и умный юноша из богатой дворянской семьи. Николенька живет в Москве с отцом, братом и сестрой. Мать Николеньки умерла несколько лет назад. 

Успешно сдав экзамены, Николенька поступает в университет. Он начинает вести «взрослую» жизнь: он впервые посещает ресторан, едет на взрослый бал, участвует в студенческих кутежах и т.д.

Робкий и стеснительный Николенька старается казаться взрослым и уверенным человеком. Он боится быть собой, поэтому часто в обществе играет какую-то роль, чтобы понравиться окружающим. Часто это выглядит неловко и глупо.

Николенька дружит с Дмитрием Нехлюдовым, умным и интересным юношей. Сначала Нехлюдов кажется ему идельным человеком, но со временем Николенька несколько разочаровывается в друге. 

Николенька много размышляет о жизни, о себе и окружающих. Он живет бурной внутренней жизнью. В этот период он много влюбляется: ему нравится Варенька (сестра Нехлюдова), Сонечка Вахлакова (детская любовь Николеньки) и другие барышни. Однако все эти влюбленности непостоянны. 

Тем временем отец Николеньки женится во второй раз — на соседке по деревне Авдотье Епифановой. Николенька не любит и не уважает мачеху.

Николенька беспечно относится к занятиям в университете, не записывает лекции и т.д. В конце курса он оказывается не готов к экзаменам и в результате «проваливается». Его не переводят на следующий курс. Тяжело переживая этот позор, Николенька решает начать новую жизнь и больше не тратить время на глупости.

Конец.

Это было краткое содержание повести «Юность» Льва Толстого: краткий пересказ сюжета, повесть в сокращении.

www.literaturus.ru

Герой «Юности» Л. Н. Толстого (Юность Толстой Л. Н.)

Сочинение


Главный герой повести «Юность» — Николенька Иртеньев. Толстой его рисует уже взрослым, молодым человеком, у которого выработались определенные правила, мысли и взгляды на жизнь. Он умен, наблюдателен, склонен к самоанализу, самолюбив, застенчив и мечтателен. Живость воображения и отсутствие привычки к усидчивой работе мешают ему проявить свою одаренность. Однако внутри него идет непрерывная и напряженная душевная работа.
Николенька учится в университете, вращается в студенческой среде. Эти годы и Петербург наложили определенный отпечаток на его характер. Он стал поклоняться законам моды, уделять много времени и внимания своей внешности, делать и говорить то, что никак не соответствовало его понятиям. Модно было не посещать лекции, хамить, ничем не заниматься, бывать в увеселительных заведениях, курить трубку и вести бесполезную болтовню — и этого герой придерживался. Он был поглощен праздностью светской жизни. Николенька и сам не заметил, как окунулся в стремительный водоворот развлечений и безделья.
Иртеньев стал считать себя аристократом, и тут же в его манерах проявляются нотки презрения к людям, стоящим ниже его. Он перестал ценить истинные чувства и уважать окружающих. Целый год герой повести ничем не занимался, забросил учебу, разъезжал по гостям и друзьям, а в итоге — позорный провал на экзаменах.
В этот-то момент у Николеньки и произошел душевный переворот. Он понял1, что выдуманные правила никак не соответствуют реальной жизни. Нельзя следовать навязанным мнениям аристократической среды, а также поклоняться мимолетной моде, которая пытается установить свои законы и порядки, отбросив в сторону порядочность и честь. Праздное существование — это не тот смысл жизни, к которому необходимо стремиться и которого нужно достигать.
Провал на экзаменах положил начало новой жизни главного героя. Он пришел к очень важному выводу, который извлек из своего личного внутреннего опыта и из размышлений над миром, — к идее нравственного самоусовершенствования. К этой идее герой повести приходит на переломе от отроческого к юношескому возрасту, и с этого момента жизнь приобретает для него смысл и глубокое нравственное содержание.

Другие сочинения по этому произведению


Диалектика души» в произведении Л. Н. Толстого «Юность
В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы 19 века (Чехов «Тоска», Достоевский «Белые ночи», Толстой «Юность»)
Трилогия Л.Н. Толстого «ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ»
Детство, отрочество и юность (по творчеству Л. Н. Толстого)

www.allsoch.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о