Таблица общественные движения при николае 1 – Общественное движение при Николае I

Содержание

Общественное движение при Николае I

Общественное движение при Николае I:

В 30-50-х годах Россия переходила от аграрного общества к индустриальному (машины, производство, фабрики, становились на первое место). В связи с этим и общественные движения не придерживались единого направления.

Консерваторы (стремящиеся к устоям и традициям) следовали идеологии С.С.Уварова (в будущем министра народного просвещения). В его видении основа Российского государства заключалась в православии, самодержавии и народности. Т.е. народ — это единое целое, с единым взглядом на общее благо и справедливость, а царь един с народом.

Либералы делились на западников (В.П.Боткин, И.С.Тургенев,…) и славянофилов (братья Аксаковы, братья Киреевские и др.).

Для западников

было важно единение всех народов мира, так как отделение страны ведет к ее изоляции и загниванию. Собственно и прорыв России по их мнению произошел только после реформ Петра I, соответственно необходимо продолжать в этом ключе и присоединиться к Западной культуре, чтобы создать единое культурное поле.

Славянофилы наоборот говорили о самостоятельном пути России и ненужности западных заимствований. Предполагалось даже исключить заимствованные слова (катер, баржа, флаг, матрос, флот, акт, аренда, глобус и множество других).

При этом и западники и славянофилы отрицательно относились к крепостничеству и чиновничеству; стремились к постепенным, но серьезным реформам со стороны власти; и искренне верили в Россию и её процветание.

Революционные студенческие кружки также набирали обороты, и теперь сюда входили не только высшие военные слои населения (как было у декабристов), но и другие представители общества. Полиция активно раскрывала эти кружки и не давала им укрепиться в серьезные организации.

С революционными идеями выступали и национальные движения, например, на Украине, где деятели требовали те же самые вещи: отмену крепостного права, сословий и равноправия для всех народов.

Идейными вдохновителями революционных настроений выступали А.И.Герцен, который разработал теорию русского социализма, где община крестьян имеет равные права и коллективно строит социалистическое общество без всяких самодержавцев.

К 40-м годам сформировались первые организации социалистов, обсуждающих идеи революции в России, так как была потеряна надежда изменений «сверху». Основой обсуждения также стали революции в Европе, которые могли показать, как осуществить это в России. Но в 1849 г. организацию разгромили, часть людей казнили, а некоторых сослали на каторгу.


П.Я.Чаадаев имел особое место среди мыслителей того времени. Он говорил об отлучении России от истории мира, о духовном застое, национальном самодовольстве и других проблемах, которые не дают России развиваться. Вскоре он был объявлен сумасшедшим, а журнал, где публиковались его письма, закрыли. Но Чаадаев отвечал на эти обвинения и продолжил выражать надежду на обновлении России и включении ее в западный христианский мир.

Редактировать этот урок и/или добавить задание и получать деньги постоянно* Добавить свой урок и/или задания и получать деньги постоянно

Добавить новость и получить деньги

Добавить анкету репетитора и получать бесплатно заявки на обучение от учеников

uchilegko.info

Общественное движение при Николае I. Теория официальной народности

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык

resheba.me

Общественное движение в годы правления Николая 1: история России

Первая половина девятнадцатого столетия стала своеобразной эпохой взросления русского общественного движения. В это время страной правил Николай I (1825-1855 годы). В данный период окончательно конкретизируются позиции самых популярных политических лагерей. Формируется монархическая теория, а также появляется либеральное движение. Круг деятелей революционных позиций существенно расширяется.

Общественное движение в годы правления Николая 1 распрощалось с философией модного просвещения как основой идеологии. На первое место выходят гегельянство и шеллингианство. Конечно, эти немецкие теории применялись с учетом особенностей российского государства и менталитета. Революционеры не только освоили утопический социализм, пришедший из Европы, но и выдвинули собственную идею общинности. Равнодушие правительства к этим новым веяниям и борьба властных кругов со свободой проявления живой мысли стали катализатором, высвободившим опасные и очень могучие силы.

Общественное движение в годы правления Николая 1 и социальная жизнь

Как и любое направление философской и политической мысли, свободомыслие в России характеризовалось определенными чертами, свойственными только этому периоду времени. Общественное движение в годы правления Николая I развивалось в условиях авторитарного и предельно жесткого режима, который пресекало любые попытки высказать свое мнение. Движение происходило под существенным влиянием декабристов. Идея первых дворянских революционеров и их горький, трагический опыт, с одной стороны, разочаровывали, а с другой — вдохновляли на поиск новых путей совершенствования философского духа.

Начинает приходить осознание того, что необходимо привлекать широкие массы населения, в том числе и крестьян, ведь основной целью всех течений было равенство всех сословий. Общественное движение в годы правления Николая 1 было начато в основном дворянами, но впоследствии к нему присоединились и разночинцы. В эти годы произошло формирование совершенно новых течений. Это славянофилы, западники и народники. Очень популярной стала теория официальной народности. Все эти концепции укладывались в нормы и принципы либерализма, консерватизма, социализма и национализма.

Так как возможность выражать свое мнение свободно отсутствовала, общественное движение в эпоху правления Николая 1 приобрело в основном форму кружков. Люди тайно уславливались о месте и времени встречи, а для пропуска к обществу требовалось назвать тот или иной пароль, который постоянно менялся. Намного более важное значение, чем в предыдущие эпохи, приобрели живопись, художество и литературная критика. Именно в это время наблюдалась отчетливая взаимосвязь власти и культуры.

Огромное влияние на общественную мысль оказали немецкие философы Гегель, Фихте и Шеллинг. Именно они стали прародителями многих политических направлений в России.

Особенности общественной жизни в 30-50-е годы девятнадцатого века

Если рассматривать данный период, то следует отметить, что после событий 14 декабря 1825 года сила интеллигенции была чрезвычайно ослаблена. После жестокой расправы над декабристами общественное движение в России при Николае 1 практически приостановилось. Весь цвет русской интеллигенции был или разгромлен, или отправлен в Сибирь. Только спустя десять лет стали появляться первые университетские кружки, в которых группировалось молодое поколение. Именно тогда все популярнее стало шеллингианство.

Причины общественных движений

Как и у любого социального движения, у данного направления были свои весомые основания. Ими стали нежелание власти признавать, что время изменилось и уже нельзя стоять на месте, а также жесткая цензура и подавление любого сопротивления, даже выраженного мирным путем.

Основные направления движений

Поражение декабристов и введение режима репрессий привели лишь к временному затишью. Общественное движение в годы правления Николая 1 еще более оживилось спустя несколько лет. Центрами развития философской мысли стали петербургские и московские салоны, кружки чиновников и офицеров, а также высшие учебные заведения, Московский университет в первую очередь. Все популярнее становятся такие журналы, как «Москвитянин» и «Вестник Европы». Общественное движение в годы царствования Николая 1 имело три четко выраженные и разделенные ветви. Это консерватизм, либерализм и радикализм.

Консервативное направление

Общественное движение в эпоху правления Николая 1 было связано с развитием нескольких политических и социальных течений. Консерватизм в нашей стране опирался на теории самодержавности и необходимости жесткого правления. Также подчеркивалась важность крепостного права. Эти идеи возникли еще в 16-17 веках и достигли своего апогея в начале 19 века. Особое звучание консерватизм приобрел тогда, когда на Западе с абсолютизмом было практически покончено. Так, Карамзин писал о том, что самодержавие должно быть незыблемо.

Очень распространенным стало это течение после кровавой расправы с декабристами.
Для того чтобы придать консерватизму идеологический статус, граф Ушаков (министр народного просвещения) разработал теорию официальной народности. В ней самодержавие признавалось единственно возможной и верной формой правления в России. Крепостное право считалось благом и для народа, и для государства в целом. Из всего этого делался закономерный вывод о том, что никакие изменения и преобразования не нужны. Эта теория вызвала резкую критику среди интеллигенции. Ярыми оппозиционерами стали П. Чаадаев, Н. Надеждин и другие.

Либеральное направление

В период между 30-40-ми годами 19 века зародилось новое течение, которое стало противоположным консерватизму. Либерализм условно был разделен на два лагеря: славянофилы и западники. Идеологами первого направления стали И. и К. Аксаковы, А. Хомяков, Ю. Самарин и другие. Среди руководящих западников можно назвать таких выдающихся юристов и философов, как В. Боткин, П. Анненков, К. Кавелин.
Оба этих направления объединяло желание видеть Россию современной и цивилизованной в кругу европейских стран. Представители этих движений считали необходимыми отмену крепостного права и выделение крестьянам небольших участков земли, введение конституционной монархии и свободы слова. Опасаясь репрессий, и западники, и славянофилы надеялись, что государство само проведет эти преобразования.

Особенности двух течений либерализма

Конечно, были у этих направлений и различия. Так, славянофилы придавали излишнюю значимость самобытности русского народа. Они считали идеальной формой правления допетровские устои. Тогда земские соборы доносили до государя волю народа, а между помещиками и крестьянами были четко налаженные отношения. Славянофилы полагали, что русским людям свойственен от природы дух коллективизма, тогда как на Западе царит индивидуализм. Они боролись против повального идолопоклонничества перед европейскими тенденциями.

Общественное движение при Николае I было представлено и западниками, которые, наоборот, считали, что нужно перенимать передовой опыт развитых стран. Они критиковали славянофилов, утверждая, что Русь отстает от Европы во многом и должна догонять ее семимильными шагами. Единственно верным путем просвещения они считали всеобщее образование.

Революционное движение

Малочисленные кружки возникали в Москве, где, в отличие от северной столицы, шпионаж, цензура и доносы были не так сильно развиты. Их члены поддерживали идеи декабристов и глубоко переживали расправу над ними. Они распространяли вольнолюбивые памфлеты и карикатуры. Так, в день коронации Николая представители кружка братьев Критских разбросали по Красной площади листовки, призывающие народ к свободе. Активисты этой организации были заточены на 10 лет в тюрьму, а после принуждены к несению воинской службы.

Петрашевцы

В 40-х годах 19 столетия общественное движение ознаменовалось существенным оживлением. Опять стали возникать политические кружки. По имени одного из их руководителей, Буташевича-Петрашевского, и было названо это течение. В кружки входили такие выдающиеся личности, как Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин и т. д. Петрашевцы осуждали абсолютизм и выступали за развитие демократии.

Кружок был раскрыт в 1849 году, к следствию были привлечены более 120 человек, из них 21 был приговорен к расстрелу.

fb.ru

Общественные движение в России при Николае I как основа внутренней политики

Особенности и направления общественного движения 30 — 50-х годов ХIХв.:

  1. Оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов )  
  2. Революционное и правительственное направления окончательно разошлись 
  3. Его участники не имели возможности реализовать свои идеи на практике 

Направления общественно-политической общественных движений при Николае 1 мысли этого периода:

  • Консервативное (лидер — граф С.С. Уваров) 
  • Западники и славянофилы (идеологи Кавелин, Грановские, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.) 
  • Революционно-демократическое ~идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский) 

Кружки 20 — 30-х годов — Общественные движение при Николае I

Наиболее активно действовали студенческие кружки в московском университете. 1830г. В. Г. Белинский создал «литературное общество 11-го нумера» — критиковали общественно-политическую действительность. За драму «Дмитрий Калитин» Белинский исключен из университета. 

Кружок братьев Критских (1826 -1827) — Общественные движение при Николае I

Состоял из 6 человек. Попытались положить прокламацию к памятнику Минина и Пожарского. Разгромлен властями. 

Сунгуровское общество (1831г.) — Общественные движение при Николае I

Состояло из 26 человек. Н. П. Сургунов планировал подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями. 

Кружок Н. В. Станкевина (1831 — 1839гг) — Общественные движение при Николае I

Бакунин, Белинский, Боткин, Герцен. Они изучали философские системы Гегеля, Шеллинга. 

Консервативное направление — Общественные движение при Николае I

Историк Погодин, филолог Шевырев, журналисты Греч и Булгарин. В середине 20-х годов они предложили концепцию самобытности России «Теория официальной народности». С.С. Уваров, ставший в 1833г. министром народного просвещения. Суть заключалась в том, что самодержавие, православие и народность — основы русской истории. Самодержавие — гарант нерушимости русского государства. Православие — основа духовной жизни народа. Народность -«единение» царя с народом, отсутствие социальных конфликтов.

Либеральное направление (мощное общественное движение при Николае I)

Славянофилы и западники

Славянофилы — течение общественной мысли появилось в 1840г. Идеологи — А.С. Хомяков, братья Киреевские, братья Аксаковы, Самарин. 

  • Защита православия и народности — важнейшая характеристика российского общества 
  • Народность (православие, община и национальный русский характер) 
  • В России власть находится в гармонии с народом 
  • Россия развивается ненасильственным путем 
  • В России духовные ценности преобладают над материальными 
  • Отрицательное отношение к преобразовательной деятельности Петра I
  • У России свой особенный от Европы путь развития 
  • Крепостное право необходимо ликвидировать, сохраняя общину и патриархальный уклад жизни -> духовный уклад, не выступали против техники) 
  • Для определения пути развития — создавать Земский собор 
  • Отрицали революцию и радикальные реформы — постепенные преобразования, проводимые «сверху». 

Западничество — Грановский, Кавелин, Анненков, Чичерин, Соловьев, Боткин, Белинский. 

Идеи западничества:

  • Россия, развивающаяся страна отстает от Запада и сохраняет ряд национальных особенностей 
  • Необходимо ликвидировать историческое отставание, воспринимая достижения и ценности Запада 
  • Либеральные идеалы свободы личности, гражданского общества, установив конституционную монархию 
  • Развивать рыночные отношения 
  • Отмена крепостного права, передать землю за выкуп (главная мысль этого общественного движения при Николае 1). 
  • Средство обновления России — реформы «сверху»- , предотвратить революцию 
  • Возвеличивали деятельность Петра 1 для обновления России 

Революционная демократия 

Совмещение идеи западничества (свобода личности, гражданского права) и славянофильства (общинный строй, коллективизм и европейский социализм). 

Цель движения — создание общества социализма. 

Методы достижения цели — радикальные реформы или массовая революция. Теория «русского социализма» (народничество) Герцен, Чернышевский, Огарев, Добролюбов, Бакунин.

  •  Достичь цели через сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением 
  • России необходимо миновать капитализм от крепостничества — к социализму 
  • Избежать кровавой революции — через радикальные реформы «сверху» 
  • Ликвидировать крепостничество, дать землю без выкупа, сохранив общину 
  • Гражданские свободы и демократическое правление 

Герцен издает в Лондоне «Колокол». Бакунин участвовал в европейской революции 1848 — 49гг. теоретик анархизма. 

Петрашевцы — Петрашевский, Буташевич, Спешнев, Салтыков — Щедрин, Плещеев, Достоевский. 

Они говорили об отмене крепостного права. В 1849г. кружок разгромлен. 

Также стоит прочитать про  внешнюю политику Николая I

Таким образом, к середине XIХ веке оформились течения оппозиционные правительству.

webhistoryrussia.ru

Общественное движение в годы правления Николая 1 кратко заранее спасибо!!!

Общественное движение Несмотря на поражение восстания декабристов и ужесточение полицей­ского режима, оппозиционные настроения в обществе сохранялись. Одна­ко возникавшие в конце 1820-х — начале 1830-х гг. политические органи­зации (кружки Н. П. Сунгурова, братьев Критских) быстро раскрывались полицией. В связи с ужесточением полицейского режима при Николае общественная активность в большей степени выражалась не в форме по­литической деятельности, а в форме дискуссий по социально-философским вопросам, прежде всего по вопросу об особенностях исторического разви­тия России и ее месте в мире. В спорах вокруг этого вопроса сформирова­лось два течения: западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, А. И. Герцен) и славянофилы (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков, И. С. и К. С. Аксаковы). При всех различиях между собой и те и другие выступали с критикой су­ществовавшего в России строя (табл. 6.2). <a rel=»nofollow» href=»http://sochineniye.ru/obshhestvennoe-dvizhenie-v-epohu-pravleniya-nikolaya-i/» target=»_blank»>http://sochineniye.ru/obshhestvennoe-dvizhenie-v-epohu-pravleniya-nikolaya-i/</a>

спасибо очень хороший доклад

touch.otvet.mail.ru

общественное движение при Николае I

Слайд 1

Вопросы для повторения темы «Общественное движение при Николае I ».

Слайд 2

Либеральных западнических взглядов придерживались 1)Т.Н . Грановский, К.Д. Кавелин 2) А.С. Хомяков, К.С. и И.С. Аксаковы 3)СС . Уваров, С.П. Шевырев 4 ) Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов

Слайд 3

Современниками были: 1)А.Н . Радищев и Т.Н. Грановский 2 ) И.С. Тургенев и М.М. Щербатов 3)В.Н . Татищев и К.Д. Кавелин 4) С.С. Уваров и А.С. Хомяков

Слайд 4

Общим в спорах между западниками и славянофилами было утверждение о необходимости: 1)заимствования европейских конституционных порядков 2)сохранения крепостнических порядков 3)ограничения самодержавия представительным органом 4)отказа от наследия петровских преобразований

Слайд 5

Прочитайте фрагмент из сочинения современного историка: « Письма долго ходят по рукам, пока в 1836 г. редактор журнала “Телескоп” Надеждин не рискнул по собственной инициативе напечатать одно из них. Письмо, по выражению Герцена, произвело впечатление “выстрела, раздавшегося в темную ночь” — резкостью авторских суждений о России одни были шокированы, другие крайне возмущены. Журнал был немедленно закрыт, его редактор выслан из Москвы. Сам их автор, по его собственному выражению, “дешево отделался” — был официально объявлен сумасшедшим и помещен на полтора года под домашний арест. Позже принимал активное участие в московской интеллектуальной жизни, дружил и со славянофилами, и с западниками. До конца жизни не имел права печатать ничего из написанного». Кто был автором упомянутых писем? 1)П.Я . Чаадаев 2) А.С. Пушкин 3 ) Н.М. Карамзин 4 ) С.М. Соловьев

Слайд 6

В качестве ячеек будущего социалистического общества России социалисты рассматривали: 1)рабочие союзы 2 ) кружки студенчества 3) молодежные коммуны 4 ) крестьянские общины

Слайд 7

Прочитайте фрагмент из произведения общественного деятеля России первой половины XIX в.: « Что у других народов обратилось в привычку, в инстинкт, то нам приходится вбивать в головы ударами молота. Наши воспоминания не идут далее вчерашнего дня; мы, так сказать, чужды самим себе. Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это — естественный результат культуры, всецело основанной на заимствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего развития, естественного прогресса; каждая новая идея бесследно вытесняет старые, потому что она не вытекает из них, а является к нам Бог весть откуда. Так как мы воспринимаем всегда лишь готовые идеи, то в нашем мозгу не образуются те неизгладимые борозды, которые последовательное развитие проводит в умах и которые составляют их силу. Мы растем, но не созреваем; движемся вперед, но по кривой линии, то есть по такой, которая не ведет к цели». Укажите название произведения. 1)Былое и думы 2) Герой нашего времени 3) Философические письма 4 ) Мертвые души

Слайд 8

Что объединяет эти имена? Устрялов Н.Г , М.П . Погодин, Н.В. Кукольник, Ф.В Булгарин , Н.И. Греч, М.Н. Загоскин

Слайд 9

Работа с документом Определите, к какому общественному движению принадлежали авторы следующих высказываний. 1 .«Сначала Россия находилась в состоянии дикого варварства, затем грубого невежества, потом свирепого и унизительного чужеземного владычества и, наконец, крепостничества… чтобы совершить движение вперед… главное- уничтожить в русском раба». 2. «Прошедшее России было удивительно, её настоящее более чем великолепно, что же касается до будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». 3. «Наша древность представляет нам пример и начало всего доброго… Западным людям приходится все прежнее отстранять как дурное и все хорошее в себе создавать; нам довольно воскресить, уяснить старое, привести его в сознание и в жизнь». 4. «В России необходимо сохранить общину и освободить личность распространить сельское и волостное самоуправление на города, государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и сохранить неделимость земли». 5. «Не без некоторой зависти смотрим … на Западную Европу. И есть чему позавидовать!»

Слайд 10

Что объединяет эти имена? Т.Н. Грановский, С.М. Соловьёв, К.Д. Кавелин , И.С. Тургенев, П.В. Анненков, В.П. Боткин

Слайд 11

Что объединяет эти имена? А.С.Хомяков, И.С.Аксаков, И.В.Киреевский, П.В. Киреевский, Ю.Ф.Самарин , А.И. Кошелев

Слайд 12

Заполнить таблицу «К ружки 3 0-50-х годов 19 в» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Литературное общество 11-го нумера , 1830-1832 гг., Москва

Слайд 13

К ружки 20-40-х годов Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок братьев Критских, 1826-1827 гг., Москва Петр, Михаил, Василий Критские, всего 6 человек. Попытка продолжения декабристской идеологии и тактики. Пропаганда революционных идей среди студентов, чиновников, офицеров. Предпосылкой революционных преобразований должно стать цареубийство. Литературное общество 11-го нумера , 1830-1832 гг., Москва В.Г. Белинский Чтение и обсуждение литературных произведений. Обсуждение проблем российской действительности.

Слайд 14

«Кружки 30-50-х годов 19 в» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов

Слайд 15

«Кружки 30-50-х годов 19 в.» Название кружка, место и годы существования Руководители Программа и деятельность Кружок Герцена и Огарева, 1831-1834 гг., Москва А.И. Герцен, Н.П.Огарев Н.М. Савин, М.И. Сазонов Изучали произведения французских просветителей. Следили за революционными событиями на Западе. Кружок петрашевцев, 1845-1849 гг., Петербург, Москва, Киев, Ростов М.П. Буташевич-Петрашевский, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин и другие Критика самодержавия и крепостничества. Пропаганда революционных идей через печать. Необходимость свержения самодержавия, введения демократических свобод.

Слайд 16

О каком историческом событии повествует картина?

Слайд 17

Вопросы для сравнения Западники Славянофилы Отношение к самодержавию, гос . строй Отношение к крепостному праву Отношение к Преобразованиям Петра1 По какому пути должна идти Россия Отношение к крестьянской общине Как проводить преобразования Сравнение взглядов западников и славянофилов

Слайд 18

Вопросы для сравнения Западники Славянофилы Отношение к самодержавию, гос . строй Огран . монархия, Парламентский строй, демокр.свободы Монархия+ совещательное народное представительство- Земское собрание; демок.права и свободы Отношение к крепостному праву Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отрицательное, выступали за отмену крепостного права сверху Отношение к Преобразованиям Петра1 Возвеличивание Петра, который «спас» Россию, обновил страну Отрицательное; Петр1 внедрил западные порядки и обычаи, которые сбили Россию с самобытного пути По какому пути должна идти Россия Россия с опозданием, но идет и должна идти по западному пути развития Россия имеет свой особый путь развития, отличный от Запада. Можно заимствовать полезное: фабрики, железные дороги Отношение к крестьянской общине Община-основа России. Это уцелевшее гражданское учреждение, основанное на равенстве; община-»ячейка» социализма Как проводить преобразования Мирный путь, реформы сверху Недопустимость революционных потрясений Сравнение взглядов западников и славянофилов

Слайд 19

Как вы понимаете слова А. Герцена об отношениях западников и славянофилов: «Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно»?

nsportal.ru

Trojden | Общественное движение при Николае I: Арсентьев Н. М. — 9 класс

Какие направления общественного движения получили распространение в период правления Николая I? Какие из них были новыми для России?

В 1830—1850-е гг. Россия находилась на историческом повороте от аграрного общества к индустриальному. Это определяло идейную позицию людей того времени. Главным вопросом общественной жизни стало обсуждение пути развития страны. Каждый понимал его по-своему.

В общественной мысли и общественном движении второй четверти XIX в. можно выделить три направления: консервативное, либеральное и радикальное.

Основными формами общественного движения были полемика в научной среде, на страницах журналов и газет, в литературных и частных салонах, а также создание тайных кружков и просветительских организаций. Огромную роль в формировании общественного мнения сыграли университеты, печать, литература.

1. Консервативное направление

С. С. Уваров

Представители консерватизма исходили из необходимости сохранения в России основ государственного строя: самодержавия и крепостничества. Сторонники консерватизма опирались на идеи эпохи Просвещения о взаимно полезном союзе просвещённого государя и народа, на идеи Петровской эпохи о царе как «отце Отечества».

Наиболее цельное выражение консерватизм получил в теории официальной народности, разработанной министром народного просвещения графом С. С. Уваровым. Она была основана на трёх принципах: «православие, самодержавие, народность». Согласно этой теории, православие рассматривалось как духовная основа народа и нравственный стержень государства. Самодержавие признавалось лучшей и единственно возможной формой правления для России.

Крепостное право расценивалось как благо и для народа, и для государства. Под словом «народность» подразумевалось отсутствие социальных противоречий в России, единство народа и царя. На основе этих идей делался вывод о том, что социальные и политические изменения в России не нужны и только нанесут вред основам русской жизни.

М. П. Погодин

Во второй четверти XIX в. идеологию консерватизма развивали журналисты Ф. В. Булгарин и Н. И. Греч в журналах «Сын Отечества», «Северный архив», в газете «Северная пчела». На страницах этих изданий велось восхваление российской монархии. Профессор истории Московского университета М. П. Погодин, сын крепостного, академик в 40 лет, обосновал в своей теории образования государства, что на Западе оно сложилось «в результате завоевания», а в России на основе «добровольного единения царя с народом». Крепостное право как детище призванной народом власти он считал опорой самодержавия и гарантом благополучия крестьян. Профессор Московского университета академик С. П. Шевырёв противопоставлял «разлагающийся и гниющий Запад» «святой Руси». Профессор Петербургского университета О. И. Сенковский в журнале «Библиотека для чтения» выступал против участников французской революции 1830 г., критиковал «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, вёл острую полемику с пушкинским «Современником». В середине 1830-х гг. в Петербурге перечисленные издания образовали консервативный «журнальный триумвират». Представители «триумвирата» пользовались благосклонностью Николая I, который надеялся с их помощью перевести общественные настроения в консервативное русло.

2. Либеральное направление

Это направление во второй четверти XIX в. представляли собой славянофилы и западники. Сходство их взглядов заключалось в том, что оба течения осознавали необходимость перемен в социально-политической системе России, прежде всего понимали пагубность крепостного права. Они верили в возможность мирных, реформистских преобразований с согласия и при участии верховной власти.

Однако, критикуя власть, славянофилы и западники по-разному видели пути изменения к лучшему, так как расходились по вопросу о пути развития России.

В московской гостиной 40-х гг. XIX в. Художник Б. М. Кустодиев

Слева В. П. Боткин и Д. Л. Крюков слушают М. С. Щепкина, вошедший В. Г. Белинский здоровается с хозяином дома А. А. Елагиным, за столом сидят (слева направо) П. Я. Чаадаев, К. С. Аксаков, Т. Н. Грановский, И. В. Киреевский, за ними стоят А. С. Хомяков и П. В. Киреевский, справа сидит А. П. Елагина, стоят А. И. Герцен и А. И. Тургенев

Славянофилы были уверены в самобытности пути развития России. К самобытным чертам славянофилы относили, например, крестьянскую общину как основу социальной системы. Земские соборы они оценивали как органы плодотворного сотрудничества народа и царя. «Сила власти — царю, сила мнения — народу» — так сформулировал идеальную форму осуществления власти К. С. Аксаков. Православие славянофилы считали единственно верной религией. По их мнению, не следовало слепо копировать западные ценности и образцы европейской жизни, поскольку в силу российской специфики они не только не приживутся, но и нанесут вред исконным русским традициям. Реформы, которые провёл Пётр I, славянофилы воспринимали как крайне негативный опыт насаждения чужеродных порядков, свернувших Россию с «истинного» пути. Главными результатами петровских преобразований славянофилы считали установление деспотической власти и крепостного права. Залог успеха России они видели в сохранении исконных ценностей: общины, православия, в возрождении Земских соборов и отмене крепостного права.

Несмотря на некоторую идеализацию самобытности России, славянофилы внесли большой вклад в изучение истории, культуры, традиций русского народа, а также ограничили настроения поклонения перед всем европейским, господствовавшие в общественном сознании XIX в. Среди славянофилов мы встречаем имена философов, историков, литературоведов, богословов, экономистов. Это братья И. В. и П. В. Киреевские, А. С. Хомяков, братья К. С. и И. С. Аксаковы, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин.

Западники, в отличие от славянофилов, полагали, что развитие России и Западной Европы должно происходить по единому пути, поэтому в России существует необходимость отмены крепостного права, установления конституционной монархии, введения парламента, гражданских прав и свобод, развития рыночной экономики.

Западники являлись апологетами реформ Петра I именно потому, что в его правление Россия активно двигалась по западному пути. Западники зачастую идеализировали европейское общественное устройство. Жаркие споры между западниками и славянофилами в 1840-е гг. происходили в салонах Москвы, куда приезжали даже сторонние наблюдатели послушать дискуссии между ними, порой доходившие до дуэлей.

К лагерю западников относились известные общественные деятели и историки: философ П. Я. Чаадаев, историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьёв, историк, правовед, социолог, публицист К. Д. Кавелин, литературные критики П. В. Анненков, В. Г. Белинский, В. П. Боткин, писатель И. С. Тургенев, правовед, историк, публицист Б. Н. Чичерин.

Профессор всеобщей истории Московского университета Т. Н. Грановский, изучавший историю стран Западной Европы, читал публичные лекции о европейском Средневековье, на которые собирались толпы слушателей из разных слоёв населения. Грановский на примере европейской истории обличал крепостничество и говорил о необходимости его отмены в России, так как оно уже было изжито на Западе. Он рассматривал исторический процесс как развитие просвещения и нравственности, предпочитая эволюцию революции.

К. С. Аксаков

Т. Н. Грановский

3. Радикальное направление

К представителям радикализма относят сторонников необходимости кардинальных перемен системы революционным путём. Мы встречаем их среди участников революционных и просветительских кружков 1820—1840-х гг. Эти кружки были немноголюдны и довольно демократичны по составу, их членами были в основном представители слоя разночинцев. Большая часть этих кружков возникала в Москве, где был чуть слабее надзор властей, чем в столице. Власть боролась с участниками радикальных тайных обществ при помощи полицейского надзора, путём цензуры органов печати.

Кружок братьев Критских в Москве, существовавший в 1826—1827 гг., пытался развивать декабристские идеи и тактику. Члены кружка вели пропаганду революционных идей среди офицеров, студентов, чиновников. Они не исключали возможности цареубийства. В день коронации Николая I члены кружка разбросали на Красной площади прокламации с призывом к свержению самодержавия. Кружок раскрыли, участников без суда заключили в Петропавловскую крепость и Соловецкий монастырь, некоторых отдали в солдаты.

Московский кружок Н. В. Станкевича в 1831 — 1839-е гг. посвятил свою деятельность изучению работ западных философов (Шеллинга, Канта, Гегеля). Участники кружка В. Г. Белинский, М. А. Бакунин и др. осуждали крепостничество, возлагали большие надежды на просвещение, которое будет способствовать обновлению России. Кружок распался с отъездом Станкевича за границу.

В радикальном направлении общественной мысли мы можем наблюдать зарождение социалистических идей. Члены кружка А. И. Герцена и Н. П. Огарёва читали произведения французских просветителей, анализировали революционные события в Европе и изучали теорию утопического социализма, изложенную в трудах французских философов (Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона). Этот кружок был раскрыт полицией, Герцен и Огарёв отправлены в ссылку, остальные участники попали под надзор полиции.

Позднее, уже будучи в эмиграции, А. И. Герцен на основе теории утопического социализма разработал теорию русского социализма. Он полагал, что в России есть благодатная почва для созидания социализма: крестьянская община, равное право людей на землю, крестьянское самоуправление и природный коллективизм русского крестьянина. Существование общины и крепкие общинные традиции в деревне, по мысли Герцена, отличают Россию от стран Западной Европы и именно это может быть залогом успешного развития России в сторону идеального устройства общества и социализма.

Идеи утопического социализма были близки и членам кружка петрашевцев, который действовал в 1845—1849 гг. Среди них были известные писатели Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, а также Н. А. Спешнев, В. А. Милютин и др. Петрашевцы обсуждали проблемы России, критиковали самодержавие и крепостное право. Петрашевцы составили «Карманный словарь иностранных слов, вошедших в словарь русского языка», где пропагандировали идеи утопического социализма. Средством решения российских проблем они считали создание революционного центра и организацию крестьянского восстания в Сибири, на Урале, на Дону. Кружок был раскрыт в 1849 г., организаторов ожидала смертная казнь, которая в последний момент была заменена каторгой и ссылкой.

В. Г. Белинский

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Общественная мысль второй четверти XIX в. находилась в активном поиске решения наболевших проблем российской социально-политической действительности. По-разному эти проблемы предлагали решить представители консервативного, либерального и радикального направлений. Несмотря на запретительную политику правительства, наличие цензуры, участники общественного движения осмысляли исторический путь России, [обсуждали проблемы российского общества и искали пути их решения.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие особенности общественного движения 1830-1850-х гг. вы считаете главными? Свой ответ аргументируйте. 2. Объясните суть теории официальной народности. 3. Перечислите важнейшие идеи западников, славянофилов.

4. В чём заключались принципиальные различия позиций западников и славянофилов? 5. Каковы были главные идеи социалистов-утопистов? Каким образом они планировали претворить их в жизнь?

Изучаем документ

ИЗ СТАТЬИ А. С. ХОМЯКОВА

Некоторые журналы называют нас насмешливо славянофилами, именем, составленным на иностранный лад, но которое в русском переводе значило бы славянолюбцев. Я с своей стороны готов принять это название и признаюсь охотно: люблю славян. <…> Я их люблю потому, что нет русского человека, который бы их не любил; нет такого, который не сознавал бы своего братства с славянином и особенно с православным славянином. Об этом кому угодно можно учинить справку хоть у русских солдат, бывших в турецком походе, или хоть в Московском гостином дворе, где француз, немец и итальянец принимаются как иностранцы, а серб, далматинец и болгарин как свои братья. Поэтому насмешку над нашею любовию к славянам принимаю я так же охотно, как и насмешку над тем, что мы русские. Такие насмешки свидетельствуют только об одном: о скудости мысли и тесноте взгляда людей, утративших свою умственную и духовную жизнь и всякое естественное или разумное сочувствие, в щеголеватой мертвенности салонов или в односторонней книжности современного Запада.

На основании документа и текста параграфа подготовьте сообщение о том, какие черты идеологии славянофилов способствовали духовному прогрессу российского общества, а какие, наоборот, тормозили его.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Объясните слова А. И. Герцена: западники и славянофилы «смотрели в разные стороны», а «сердце билось одно». 2. Составьте биографический портрет одного из представителей консервативного, либерального или радикального движения России второй половины XIX в. 3. Чем радикальные кружки 1830— 1840-х гг. отличались от тайных обществ декабристов? 4. Соберите информацию о деятельности кружка петрашевцев. Узнайте, какое участие принимал в деятельности кружка писатель Ф. М. Достоевский. 5. Позиция какого из течений общественной жизни в 1830—1850-е гг. представляется вам наиболее реалистичной в условиях тогдашней России? Свой ответ обоснуйте.



trojden.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *