Ольге ивановне – Ольге Ивановне » Скачать или слушать бесплатно в mp3

Стихотворение «ОЛЬГЕ ИВАНОВНЕ», поэт lukyanec76

         
 
С днем рождения Ольга Ивановна,
Сокровенных вам всяческих благ,
Принимайте от нас пожелания,
Много солнца и света в очаг.
 
Настоящих, желанных улыбок,
Вам в кругу самых близких, родных,
Пожелают успехов великих,
В карусели минут озорных.
 
Вам огромного, личного счастья,
Пусть уверенность вам в новый день,
Посылает рассветы, закаты
И усладу больших перемен.
 
И душевного благополучия,
И не только в прекрасной семье,
Станет жить еще краше и лучше,
Вам с любовью творить на уме.
 
Много лет нелегко вам приходится,
На ответственном, сложном посту,
Разрешать по велению совести,
Злободневных звонков суету.
 
Да и в женском своем коллективе,
Вы умеете ладить с людьми,

Задаете притом тон, мотивы,
Вы для них словно мама с детьми.
 
Понимаете чувствами светлыми,
Как и с кем себя нужно вести,
И своими делами умелыми,
Направляете женщин в пути.
 
По заслугам вас ценят коллеги,
В руководстве давно узнают,
Потому, что приходится бегать,
Да и девочки не подведут.
 
Многолетний накопленный опыт,
Не дается ничто просто так,
Вы прославились в трудной работе,
Остальное житейский пустяк.
 
Хоть естественно Ольга Ивановна,
Вы достойны огромной любви,
Покоряете всех обаянием,
Бьет энергия в чувствах, крови.
 
Несравненная наша красавица,
Вдохновляете нас много лет,
Пусть вам нежно заря улыбается,
И достаток всегда на столе.
 
И чтоб спутник во всем понимающий,
Смог  подставить умело плечо,
Посылает Господь вам удачи,
Быть любимой еще горячо.
 
В злободневных и хлопотных буднях,
Совершенно душой не болеть,
И чтоб не было скверно и трудно,
Все преграды в пути одолеть.
 
И при этом легко улыбаться,
Так как многие смотрят на вас,
Тяжело расслабляться у власти,
На виду у других каждый час.
 
Пусть сопутствует вам дорогая,
И в грядущие будни успех,
В коллективе всегда помогают,
Разрешать вам дела без помех.
 
И естественно личного счастья,
От души вам хочу пожелать,
Веселиться порой, расслабляться,
И мечтами себя окрылять.
 
Пусть сбываются все пожелания,
Меньше стрессов касается вас,
И относятся к вам с обожанием,
Окружение радует глаз.
 
А особенно в эту субботу,
Отойти непременно от дел,
И в волшебном, духовном полете,
Быть принцессой в семейной среде

poembook.ru

жизнь в тишине и темноте

Скороходова Ольга Ивановна – знаменитая писательница, волею судьбы оказавшаяся в сложной жизненной ситуации. Лишившаяся в детстве зрения и слуха, с помощью небезразличных благородных людей она сумела достойно реализовать себя, оставив потомкам в наследство огромное литературное наследие. Тексты ее работ содержат интереснейший материал об особенностях воображения и специфике восприятия окружающего мира слепоглухим человеком.

Ольга Ивановна Скороходова, стихи которой помогают проникнуться внутренним миром человека, лишенного слуха и зрения, сумела сохранить искренний интерес и радость к жизни и убедительно донесла это молодому поколению в проникновенных литературных строках. Эти записи, актуальные и сегодня, будут востребованы и в будущем. Благодаря профессору И. А. Соколянскому, коллегам по работе и друзьям состоялась собственная биография Ольги Скороходовой: творческая и научная.

Скороходова Ольга Ивановна: биография

Ольга Скороходова появилась на свет в 1911 году в маленьком селе Белозерка (ныне смт) поблизости Херсона. Мама подрабатывала в семье священнослужителя, а отец, призванный в армию во время Первой мировой войны, в семью не возвратился. В 8-летнем возрасте девочка переболела менингитом, осложнениями которого стало полное лишение способности слышать и видеть к 14 годам. После смерти матери в 1922 году недолгий период жила у родных, затем была оформлена в школу слепых (город Одесса).

Именно в этом заведении Ольге удалось пережить голодные годы, но индивидуально заниматься с ничего не слышащей и не видящей девочкой никто не хотел. Ее присутствие в классе со слепыми детьми было бесполезным, так как учителя Ольга совершенно не слышала. К тому же школу часто переводили с одного места на другое, ощущалась нехватка технического персонала, по причине чего слепые дети были вынуждены обслуживать себя самостоятельно.

Под опекой И. А. Соколянского

Окончательная потеря слуха дополнилась нарушениями вестибулярного аппарата: Ольга Ивановна Скороходова стала испытывать трудности при ходьбе, у нее часто случались головокружения. О глухослепой девочке сообщили профессору Ивану Афанасьевичу Соколянскому, практиковавшему в Харькове и организовавшему Школу-клинику слепоглухих. Ольге, переведенной туда в 1925 году, дали время освоиться в новой обстановке, после чего профессор занялся восстановлением ее устной речи, нарушенной после потери слуха.

Учреждение, в котором воспитывалась Ольга, было очень благоустроенным и насчитывало небольшое количество учеников: от 5 до 9 человек, к каждому из которых был индивидуальный подход, имелось свое персональное место для занятий с педагогом. Также учреждение было оснащено общей комнатой для физических упражнений, совместных игр и прочих развлекательных мероприятий. Сад был благоустроен дорожками, огороженными клумбами, газонами и площадками для спортивных игр. В летний период на его территории устанавливались качели, выносились для настольных игр столы, развешивались гамаки.

Понять, почувствовать, записать

Соколянский в работе со слепоглухими детьми был нацелен получать от них в любой, даже самой простой форме, самонаблюдения, а также учил их говорить о себе и собственных переживаниях.

Вместе с Ольгой, не дожидаясь, пока та в полной мере освоит технику письма, они начали ежедневно описывать происходящие события и регулярно возвращаться к прежним записям, переоформляя каждую до 20 раз. По мере изучения письменной и литературной речи Ольга Ивановна Скороходова редактировала описанные наблюдения, оставляя факты неизменными. Записи девочка вела самостоятельно, без какого-либо постороннего вмешательства и рассказов со стороны. Педагогам с целью ознакомления (не редактирования) показывала уже полностью готовый материал, которого за 17 лет кропотливой работы накопилось достаточно для публикации дебютной книги. К слову, при выходе в печать рукописи Ольги Скороходовой ни разу не подвергались редакционным исправлениям.

Получив среднее образование по индивидуальной программе, Скороходова Ольга Ивановна приняла решение поступать в педагогический университет. В это же время стала активно вести переписку с писателем Максимом Горьким. Радужные планы девушки, равно как и всех советских граждан, разрушила Великая Отечественная война, во время которой Скороходова Ольга Ивановна проживала в Харькове. В 1944 году перебралась в Москву, где устроилась работать при Институте дефектологии под руководством И. А. Соколянского.

Первые публикации

Ее дебютная книга «Как я воспринимаю окружающий мир» была представлена читательскому вниманию в 1947 году. В ней автор очень тонко описала разнообразные виды чувствительности, свойственные людям без слуха и зрения: осязание, температурные и вкусовые ощущения, вибрационное чувство, обоняние. Особенный интерес вызывают записи, в которых Ольга, анализируя свои ощущения, попутно стремится понять и описать впечатления людей, способных видеть и слышать окружающий мир. Самонаблюдения писательницы наглядно показали, что знания, которыми насыщается человек, могут существенно расширять границы переживаемого им мира. Вышедшая книга в полной мере продемонстрировала читателю процесс духовного роста человека, вынужденного жить в абсолютной темноте и подавляющей тишине. 1954 год ознаменовался публикацией второй части книги: «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир», предисловием к которой стала описанная И. Соколянским система его кропотливой и многолетней работы по самонаблюдению.

Ольга Скороходова: творческое наследие

Произведения Ольги Ивановны Скороходовой стали широко известными во всем мире, были переведены на несколько языков. Опыт жизни человека, не имевшего возможности видеть и слышать, становится примером для попавших в сложную ситуацию людей, а история развития являет собой неоценимый материал для науки и методическое пособие в области психиатрии, психологии и педагогики.

Скороходова Ольга Ивановна, являющаяся автором большого числа стихотворений и научно-популярных статей, до последних дней работала при столичном Институте дефектологии научным сотрудником. Не стало целеустремленной сильной личности, сумевшей прожить в кромешной темноте и тишине всю жизнь, в 1982 году.

fb.ru

Ольге Ивановне Дымовой. Она обожала такие вечера, правда, в основном, гостями были мужчины, но на этот раз приглашены героини рассказ

«Суаре у Ольги Ивановны» (сценарий вечеринки по творчеству А. П. Чехова)

Выбирая хозяйку СУАРЕ (вечеринки, как мы говорим сейчас), остановились на героине рассказа «Попрыгунья» Ольге Ивановне Дымовой. Она обожала такие вечера, правда, в основном, гостями были мужчины, но на этот раз приглашены героини рассказов А. П. Чехова — Екатерина Ивановна Туркина («Ионыч»).

Романсы: «Когда в глухой ночи», «Гаснет луч пурпурного заката», «Я встретил вас» и т. д. Музыка П. И. Чайковского («Сентиментальный вальс» и т. д.)

Инсценировки рассказа «Злоумышленник», шутки «Предложение», интермедии «Жизнь прекрасна!», инсценировка романса «Поговори же ты со мной, гитара семиструнная!»

Костюмы: платья того времени, шляпки, веера, вуальки, броши, монокль, пенсне и т. д.

Презентация: «Любимые женщины А. П. Чехова» (несколько слайдов, романс Н. Носкова «В этом мире я гость непрошенный…»)

Аукцион, викторины (в качестве поощрения – буклеты)

На веерах мысли и фразы А. П. Чехова (получает каждый участник).

На столах листы из альбома «Что я знаю о Чехове?!» (по ходу заседания участники заполняют, потом все листы складываются в альбом)

(Звучат романсы, гости рассаживаются, появляется Ольга Ивановна)

Ольга Ивановна: Добрый вечер, дорогие дамы и господа! Сегодня у меня вечер визитов. Кто будет? Открою маленький секрет: мы с вами перенесемся в замечательный 19 век. Век, когда жили и творили Бунин, Левитан, Чайковский, и конечно, Антон Павлович Чехов. Но давайте, все по порядку. Михаил Афанасьевич, голубчик, начинайте! Вам слово!

Президент: Заседание № 192. Суаре у Ольги Ивановны «Прекрасный мир удивительного человека!» Давайте по традиции споем гимн

(исполняется гимн).

О. И.: Напоминаю, мы будем говорить сегодня об Антоне Павловиче Чехове, героях его

рассказов. Вообще – то я быстро знакомлюсь со знаменитыми людьми. Стоит только кому-нибудь прославиться, ну хоть немножко, как я знакомлюсь с ним в тот же день и приглашаю к себе. И вот раз в неделю у меня бывают такие милые вечеринки, где мы развлекаемся: читаем, слушаем музыку, говорим о театре, о литературе, о знакомых. Правда, мой Дымов никогда не принимает в них участие! Я, надеюсь, вы меня узнали? Да, я героиня А. П. Чехова – Ольга Ивановна Дымова из рассказа «Попрыгунья». А вот и первые гости!

Звонок. (Входит Екатерина Ивановна Туркина, рассказ «Ионыч»)

Добрый день, моя дорогая! (Целуются трижды) Поздравляю, поздравляю, Вас! Я слышала, что Дмитрий Ионыч сделал вам предложение?

Е. И.: (грустно) Да! Вчера!

О. И.: Друзья мои, вы узнали мою гостью? Правильно, прошу любить и жаловать: Екатерина Ивановна Туркина из рассказа «Ионыч». Боже, а как романтично проходили ваши свидания! Друзья, напомните, где назначал свидание с любимой Дмитрий Ионыч?

Милочка моя, я так рада за Вас, замужем так весело!

Е. И.: Ну, что Вы, что Вы! Быть женой Дмитрия Ионыча я не могу, хотя и уважаю его! Больше всего в жизни я люблю музыку, искусство. Я хочу быть артисткой! Хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе. Сделаться женой – о, нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки!

О. И. Да Бог с вами, Екатерина Ивановна! Не расстраивайтесь вы так! Прошу Вас, присаживайтесь!

(Садится за мольберт и рисует, по ходу мероприятия реплики говорит оттуда).

Звонок.оявляется следующая героиня: Ольга Семеновна, рассказ «Душечка»).

Душечка: Ольга Ивановна, дамы, господа, как я рада вас всех видеть!

О. И.: Милая моя, я тоже рада Вам! Слышала, Вы опять счастливы! Как поживает Ваш супруг?

Д.: Благодарю, Ольга Ивановна! Мы с Ванечкой все в театре, все в театре, целыми днями!

Только в театре можно получить истинное наслаждение и образование! Но разве публика это понимает! Ей нужен только балаган!

О. И.: Да будет вам! Друзья мои, вы ведь узнали мою гостью, конечно же, это Ольга Семеновна, из рассказа «Душечка»! Присаживайтесь, душечка!

Д. (садится): Ольга Ивановна, чем займете вы нас сегодня?

О. И.: Давайте поговорим сегодня о мужчинах, точнее об одном из них, и я точно знаю, вы к нему тоже неравнодушны. Я имею в виду Антона Павловича Чехова!

Е. И.: Чтобы понять Чехова – человека, не нужно представлять его себе таким, каким мы видим его на многочисленных портретах и фотографиях последних лет: с утомленным лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Это не подлинный Чехов. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года.

О. И.: Мой знакомый художник Константин Коровин писал: «… Он был красавец… У него было большое открытое лицо с добрыми смеющимися глазами. Беседуя с кем-либо, он иногда пристально вглядывался в говорящего, но тотчас опускал голову и улыбался какой-то особенной, кроткой улыбкой. Вся его фигура, открытое лицо, широкая грудь внушали особое к нему доверие – от него как бы исходили флюиды сердечности и защиты…»

Д: А Иван Бунин в то же время писал: «…долго иначе не называли его, как «хмурым» писателем, «певцом сумеречных настроений», «больным талантом», человеком, смотрящим на все безнадежно и равнодушно!.. Что за вздор! Чехова влекли сильные и умные люди!»

О. И.: Антон Павлович прошел суровую жизненную школу! Его отец, имевший небольшую лавочку в Таганроге, был человеком талантливым: рисовал, увлекался музыкой, особенно церковным пением. Но в то же время был требователен и весьма деспотичен. Часто до поздней ночи Антон с братьями маялся на спевках церковного хора, а в праздники, поднявшись еще до рассвета, они отправлялись петь в церковь. Тем не менее, отец дал детям хорошее образование. Антон, например, обладал ярким актерским дарованием и с детства любил литературу и сцену.

Д.: Да-да, в доме одного из товарищей по гимназии был устроен театр со сценой и занавесом. Здесь Антон играл Городничего в «Ревизоре», Несчастливцева в пьесе А. Островского «Лес». Впервые выступил как драматург, автор сценок из таганрогской жизни.

О. И.: Вообще дети Чеховы были очень талантливы. Брат Александр со временем сделался известным литератором, был очень образован. Даже печатался, чаще под псевдонимом: А. Седой. Николай был весьма одаренным художником, но рано умер от чахотки. Рисовала и музицировала сестра Мария . Детским писателем, а в дальнейшем, юристом, стал младший брат Михаил. Одаренность переходила и дальше: сын Михаила Павловича тоже стал художником, а сын Александра – Михаил Александрович – выдающимся актером Московского художественного театра.

Е. И.: Учась в Московском университете на медицинском факультете, Антон Павлович начинает писать юмористические рассказы и сценки для юмористических журналов: «Свет и тени», «Осколки», «Будильник», «Зритель», «Развлечение» и др.

О. И.: Первый его рассказ – «Письмо ученому соседу» — появился в журнале «Стрекоза» в 1880 году, уже под псевдонимом «Полинность удостоверяет – Чехонте». Всего у антона павловича было около 50 псевдонимов. И я хочу провести аукцион «Псевдонимы А. Павловича Чехова» (приложение 1).

Д.: Пять лет работы в юмористических журналах стали для А. П. Чехова стали школой литературного мастерства. Именно в этот период родились чеховские афоризмы. Давайте их вспомним (предлагается участникам

): «Краткость – сестра таланта», «Искусство писать – это искусство сокращать», «Жизнь прекрасна!», «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…», «Самолюбие и самомнение у нас европейское, а развитие азиатское!», «Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что ты не заметишь, если это сделает другой».

О. И.: Чеховская краткость необычайно емкая и содержательная. Ранний период творчества Антона Павловича завершается выходом сборников его рассказов: «Сказки Мельпомены» и «Пестрые рассказы». Особенно «Пестрые рассказы» полны искрящегося смеха, тонкого, умного юмора. Они не потеряли своей актуальности и в наше время. Давайте посмотрим. (На экране – картинка «Злоумышленник», действующие лица)

(Инсценированный рассказ «Злоумышленник»).

О. И.: Спасибо нашим артистам! Мы видим, что за легкой шуткой кроется серьезное содержание. За незначительными деталями раскрываются черты российской действительности, персонажи воплощают дух эпохи. А я хочу просить у наших гостей, хорошо ли они знают творчество Антона Павловича? Сейчас мы это выясним! Я предлагаю вам викторину по творчеству А. П. Чехова. (Приложение 5).

О. И.: Сударыни, у меня для вас новость. Мы с Рябовским на той неделе ездили в гости к Николаю Ивановичу. Вы ведь знаете, у него теперь свое имение. Вечером, когда пили чай, кухарка подала полную тарелку ягод. Видели бы вы в ту минуту лицо Николая Ивановича! Он, чудной, сначала засмеялся, потом минуту глядел на тарелку со слезами! Он не мог говорить от волнения! Потом положил одну ягодку в рот и с торжеством ребенка сказал: «Как вкусно!» Я, конечно, же попробовала. Боже! Как было кисло и жестко! Но я видела счастливого человека, мечта которого осуществилась, он получил то, что хотел. Ах, как мало надо человеку для счастья! А вы узнали этого человека? (Николай Иванович из рассказа «Крыжовник») Михаил Афанасьевич, вы ведь тоже знакомы с Николаем Ивановичем! Вообще ведь Чехов у каждого свой! Давайте поговорим об этом! (Собеседники делятся своими мнениями о рассказах Чехова)

Е. И.: Ой, как у вас, Ольга Ивановна, замечательно и интересно! А вообще у нас в городе скучно!

Д.: Что вы, Екатерина Ивановна! Напротив, у нас есть библиотека, театр и клуб. Бывают балы. Наконец, есть интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомство, встречаются удивительные люди.

О. И.: Кого вы имеете в виду, Ольга Семеновна?

Д: Есть у нас странный учитель греческого языка. Он замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, ходит в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто. И зонтик у него – в чехле, и часы – в чехле, и перочинный ножик – тоже в чехольчике. Мне кажется, когда я встречаю его на улицах, что и лицо у него как будто тоже в чехле…

О. И.: Господи! Да кто же это? (Учитель Беликов, рассказ «Человек в футляре»). Да! Удивительный мужчина!

Е. И.: Сударыни, могу вас заверить, мужчины все таковы! Я была с визитом у одной дамы и случайно услышала интересную байку. В том уезде, где ваше, Ольга Ивановна, и наше имение, вдова уездного предводителя каждый год устраивает поминки по мужу. Приглашает его друзей и знакомых. А поскольку покойный супруг был поклонником Бахуса, то на поминках никогда не подают спиртных напитков. Так ведь, что они удумали? Спрятали горячительное у себя в шубах, так вот они весь обед то за носовым платком, то поглядеть на чью – то шубу… и так наприкладывались!

О. И.: Сударыня, вы не о Хрумове ли ведете речь?

Е. И.: Да о нем, разумеется! А кто устраивает поминки? (Любовь Петровна Завзятова, рассказ « »)

О. И.: А вот я недавно… ну неважно с кем, была у отставного генерал – майора Булдеева, да неудачно: у него очень зубы заболели. Чего мы только ему не посоветовали! И табачную копоть к зубу приложить, и рот прополоскать скипидаром. Ехать к доктору он наотрез отказался. И тут его приказчик посоветовал обратится к Якову Васильевичу.

Е. И.: Это лекарь из Саратова?

О. И.: Да-да! Говорят он бывший акцизный, зубы заговаривает даже на расстоянии, отвернется к окну, пошепчет, плюнет и – боль как рукой снимет, мой Дымов так не умеет!

Вот только фамилию его мы, ну никак вспомнить не могли! И фамилия – то простая, вроде как лошадиная, а какая, из головы вылетело.(Овсов, рассказ «Лошадиная фамилия»).

Д.: Сударыни, а какую прелесть я заказала портнихе. Манто их драпауля, называется «Сара», в честь Сары Бернар. А вы знаете, что она приехала к нам в город на гастроли, и мой Ванечка достал для меня билет.

О. И.: Ой, не понимаю я этих французов! Раздразнили нас этой заграничной рекламой! А в постановках нет огонька, который трогает нас до боли, до обморока! И игра их – это заученный и безукоризненный урок! То ли дело наши артисты!

(Сценка – шутка «Предложение»).

Е. И.: Какое чудесное исполнение! Какая прелесть! Браво!

Д.: Екатерина Ивановна, ну покажите и вы уж нам, над чем вы трудитесь целый вечер!

(Показывает свои работы: силуэты хозяйки, гостей, участников вечера, можно в форме слайдов на большом экране, пока звучит «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского).

О. И.: Прошло 150 лет со дня рождения великого писателя и драматурга. Но годы не властны над его творениями. Они современны, как будто написаны вчера. Я предлагаю вам послушать рассказ «Жизнь прекрасна!» и убедиться в этом самим. Елена Владимировна, милочка, будьте так добры! Почитайте, как Вы это умеете! (Рассказ «Жизнь прерасна!»)

У Антона Павловича есть записки под названием «Врачебные советы». Например, такие:

«От насморка полезен настой трын-травы., пить следует натощак по субботам»,

«Головокружение может быть прекращено следующим образом: возьми две веревки и привяжи правое ухо к одной стене, а левое –к другой – противоположной, вследствие чего твоя голова будет лишена возможности кружиться». Предлагаю, пока звучит музыка, написать подобные советы (можно объединиться в группы). (Звучит музыка, собеседники сочиняют, потом зачитывают, что получилось).

Чехов: «У отравившегося мышьяком старайся вызвать рвоту, для достижения чего полезно нюхать провизию, купленную в Охотном ряду».

Е. И.: Гуманизм А. П. Чехова, его искрометный юмор, глубокая вера в возможности русского человека понятны и близки нам, людям XXI века.

Д.: Каждый раз, когда читаешь Чехова, он открывается нам все с новой и новой стороны, мне кажется его талант просто непостижим!

О. И.: Наш вечер подошел к концу, но ощущения, что спектакль окончен, — нет! Мы будем встречаться вновь и вновь, будем по – новому, разбирать творчество Антона Павловича, но прийти к окончательному прочтения, нам вряд ли удастся! Но на сегодня мы говорим вам – ДО СВИДАНИЯ! Спасибо за внимание! До новых встреч!

(Звучат романсы, гости расходятся).

refdb.ru

Исполнительское искусство Ольги Ивановны Маничкиной из села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области

Ольга Ивановна Маничкина (13.07.1926 – 22.05.2007) — феноменальное явление в русской традиционной культуре конца ХХ века. Являясь лидером известнейшего в России фольклорно-этнографического коллектива, она сумела сохранить и удержать на высочайшем художественном уровне богатую песенную культуру своего села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Ольга Ивановна не обладала мощным голосом, но её природный дар тонко чувствующего музыканта, певческое мастерство в сочетании с лидерскими качествами, глубокой порядочностью и беззаветным служением русской культуре показывают нам пример исключительно яркой личности, сформировавшейся в крестьянской среде и аккумулировавшей лучшие качества русского человека. О.И. Маничкина — заслуженный работник культуры России, почетный гражданин города Алексеевка и Алексеевского района, лауреат национальной премии «Душа России».

Память об известной народной исполнительнице увековечена земляками: с 2007 года в Белгородском институте искусств и культуры проводятся ежегодные научные «Маничкины чтения», в 2011 году в селе Подсереднее установлен памятник певице, а с 2014 года в родном селе  проводится районный фольклорный фестиваль «На родине Маничкиной».

Певческая традиция села Подсереднее входит в ядро песенного стиля воронежско-белгородского пограничья, локализованного в междуречье правых притоков Дона — Тихой Сосны и Потудани, и демонстрирует не только его типичные черты, но и местные отличительные признаки. Все то, что является для песенного стиля в целом характерным, узнаваемым, в Подсереднем предстает в особенно выпуклой, наглядной форме. Так, например, склад многоголосия здесь отличается особой сложностью, насыщенностью мелодическими линиями отдельных голосов, за счет высокой импровизации исполнителей. В свою очередь, высокое мастерство импровизации, характерное в целом для традиции, в Подсереднем достигает своего максимального выражения; исполнительские приемы (способы вокализации гласных и огласовки согласных, звуковедение, отдельные вокальные приемы, украшающие песенную мелодию) исключительно разнообразны и как будто бы собраны отовсюду. Местная специфика проявляется в интонационной сфере: в Подсереднем было записано множество свадебных и календарно-приуроченных напевов в четырехзвучных ладах с увеличенной секундой, а в протяжных песнях с квинтовой основой характерным является подголосок с захватом высокой шестой ступени.

В местной традиции центральное положение занимают песни протяжные и хороводные (по местной терминологии — карагодные). Протяжные песни — вершинное достижение русского песенного искусства по сложности композиционного строения, богатству многоголосия, высокому уровню импровизации. 

Слушая ансамбль села Подсереднее, неизменно поражаешься, как могли простые крестьяне, не знающие музыкальной грамоты, так искусно плести многоголосную ткань песни? Ведь в исполнительской практике многих коллективов мы наблюдаем упрощение многоголосной фактуры и утрату традиционных вокальных исполнительских приемов. Во многом уровень мастерства коллектива зависит от его лидера. Так случилось и в Подсереднем. Роль истинного художественного руководителя, глубоко знающего традиции и понимающего все тонкости певческого искусства долгие годы выполняла Ольга Ивановна Маничкина.

Ольга Ивановна, урожденная Башкатова, выросла вместе со старшей сестрой Аленой и младшим братом Митрофаном в крестьянской семье, где любовь к народной песне передавалась из поколения в поколение. Мать Ольги Ивановны — Евгения Никитична и отец Иван Егорович прекрасно пели. До войны семья Башкатовых часто переезжала, жили в Воронеже, в Репенке, некоторое время — в Афанасьевке, а перед войной вернулись в родное Подсереднее. Любимым развлечением семьи было совместное исполнение песен. Евгения Никитична успела передать своим детям огромный песенный репертуар, научила глубоко чувствовать и понимать песню, разбираться в тонкостях певческого искусства. Известный московский фольклорист В.М. Щуров, изучавший подсередненскую песенную традицию в течение многих лет, первые записи в 1964 году делал именно от Евгении Никитичны, а Ольгу Ивановну Маничкину «заметили» уже следующие поколения собирателей: В.Н. Медведева (Никитина) и А.Н. Иванов в конце 1970-х годов.  О своей удивительной многолетней дружбе с Ольгой Ивановной Вера Николаевна написала в книге «Письма народных исполнителей».

Исключительная природная одаренность Ольги Ивановны удивляла даже её мать, Евгению Никитичну, которая любила приговаривать: «Тебе, Ольга, два раза песню не надо играть, схватываешь сразу». Семья дала Ольге Ивановне народную мудрость, терпимость, уважение к человеку, чистоту помыслов и бескорыстное служение людям. И наставила на верный Путь: сохранение и продолжение народных традиций, и в первую очередь — песенных.

В  течение долгих лет Ольга Ивановна работала в колхозе: в поле, на ферме, в строительной бригаде. Выпадала возможность — пела в минуты отдыха, но чаще — по праздникам, когда все выходили на «широкую улицу» — попеть, поплясать. Здесь проверялись мастерство и талант всех и каждого, и Ольгу Ивановну сельчане признали как глубокого знатока старины, искусную и тонкую исполнительницу. В альбоме из двух пластинок, выпущенном В.Н. Медведевой (Никитиной) в 1986 году «На Середенской улице», в исполнении О.И. Маничкиной представлены не только песни, но и её удивительные размышления о народном пении, старинные сказки, детские потешки. Крылатым стало её знаменитое высказывание: «Песня — это дар человеку», в котором отражается философский склад ума Ольги Ивановны. 

Фольклорный хор (а тогда он именно так назывался), организованный в 1950 году Николаем Васильевичем Ходыкиным, собирался стихийно, а регулярные репетиции в клубе начались только в те годы, когда перестали собираться широкие улицы. Это произошло в конце 1970-х годов. Широкие улицы — это праздничные (а в весенне-летний период — почти ежедневные) уличные сборы молодежи и любителей постарше, чтобы вместе играть песни, плясать в карагоде, или просто наблюдать за теми, кто это умеет делать.

Постепенно роль лидера и фактического руководителя фольклорного хора закрепилась за Ольгой Ивановной, поскольку её авторитет знатока традиции признавали все, а художественный вкус, тонкие и точные замечания помогали «сладить» песню. В 1979 году Ольга Ивановна впервые поехала с коллективом в Москву, а через год ансамбль с оглушительным успехом выступал в одном из лучших залов столицы — Концертном зале им. Чайковского. И покатилась по России слава о подсередненцах.

В 1988 году Ольга Ивановна уже имела официальный статус руководителя коллектива. В том же году состоялась первая зарубежная поездка ансамбля в США на фольклорный фестиваль, который проходил в Вашингтоне. Все зарубежные фестивальные поездки подсередненского коллектива неизменно проходили с огромным успехом: в 1995 — в Германии, в 1997 — снова в США, в 2000 — в Италии и Румынии.

Но, пожалуй, ответственнее было выступать на различных конференциях, форумах, Всероссийских фестивалях перед фольклористами, которые пытались разгадать притягательность подсередненской песни. Несколько раз в год село посещали фольклорные экспедиции, и никому из приезжающих не было отказано. С участием подсередненского хора сняты фильмы, записаны диски, изданы нотные сборники песен. 

Исполнительский стиль О.И. Маничкиной отличался подчеркнутой сдержанностью, в пении она стремилась к сочетанию кантилены и выразительной фразировки. Как никто, она умело пользовалась приемом паузирования, дробила мелодию на короткие фразы. Это можно заметить в любой песне, например, при исполнении дуэтом с сестрой Аленой Ивановной Поповой баллады о татарском полоне «Как у нас на горе» (аудиопример 02), или в сольном исполнении песни «Трава моя, травушка» (видеопример 02).

Собиратели музыкального фольклора записали от Ольги Ивановны около трёхсот старинных песен, их них более ста она поддерживала в активном репертуаре в руководимом ею коллективе. Именно это сделало её коллектив уникальным в масштабе всей России.

Ольга Ивановна могла показать любой голос, и даже сама предлагала записать себя, как она говорила, внакладную (аудиопример 10). Надо честно признать — нередко её вкус и понимание входили в противоречие с мнениями других исполнителей, но, тем не менее, она всегда убеждала и побеждала (видеопример 03). Во время исполнения Ольга Ивановна почти всегда прикрывала глаза: так ей легче было погружаться в мир песни, сравнивать исполнение с тем идеальным образом песни, который она хранила в себе. Участники коллектива понимали её с полувзгляда, иногда достаточно было слегка пошевелить пальцем вытянутой руки, чтобы в звучании что-то тут же поменялось.

Ольга Ивановна Маничкина была в коллективе — одной из всех, с одной стороны, и строгим художественным руководителем — с другой. Она сохраняла в репертуаре только те песни, которые требовали особого песенного мастерства, и не допускала упрощения песни, сокращения колен напева (как это нередко происходит в других селах), не выносила вульгарностей и «попсы». Примером напева со множеством старинных колен может служить песня «Над речкою, у нас было над рекой» (аудиопример 08).

Песни карагодные (хороводные, плясовые), широко распространенные в селах воронежско-белгородского пограничья, в Подсереднем отличаются более умеренными темпами, и насыщенным вокалом (вибрацией в голосе, внутрислоговыми распевами). Несмотря на насмешки жителей соседних сел (в селе Нижняя Покровка, например, существуют даже музыкальные дразнилки подсередненцев), Ольга Ивановна неизбежно всегда «осаживала» исполнителей, требовала «мелких шажочков» от женщин и редких крупных колен от мужчин. Благородство и скромность — вот её идеал во всем. Певица всегда боролась с «излишествами» и в украшении костюма, не позволяла пришивать слишком много блесток, бисера на пояс, нагрудное украшение-грибатку, головной убор-сороку.

Ольга Ивановна — замечательная рассказчица. Её речь — разумеется, диалектная, но при этом яркая, образная, обстоятельная, спокойная, без запинок. О свадебном обряде она рассказывала так, словно вчера его играла по полному чину. А ведь старинные свадьбы с исполнением всех обрядов и песен в родном селе ей вряд ли даже приходилось видеть. Тем не менее, Ольга Ивановна знала много деталей ритуала и сопровождающих его песен, поскольку обладала исключительной памятью: никто лучше неё не знал слова свадебных песен. Почти всегда она запевала их сама, чтобы придать им нужную тональность, нужное настроение, нужный темп (аудиопримеры 05, 06).

Общаясь с собирателями фольклора, Ольга Ивановна и сама становилась фольклористом: употребляла специальные слова и термины, такие как «жанр», «приуроченность», «лирические песни», «календарные песни», «напев», могла разъяснить припевные слова «ладо, ладо» (мол, так к древним богам обращались в обрядовых песнях). Примером такой песни, утратившей обрядность, но сохранившей сезонную —весеннюю приуроченность, является песня «Как пошли девки лесом по воду» (аудиопример 12).

Особая страница в биографии Ольги Ивановны — это работа с детьми и подростками. Уезжая из родного села учиться и работать в города, они навсегда увозили с собой любовь к родному краю, к своим традициям, которую привила им Ольга Ивановна Маничкина. В настоящее время с большим успехом работает с детьми дочь Ольги Ивановны — Екатерина Петровна Мальцева (фото 09).

На постаменте бронзового бюста певицы в родном селе высечены замечательно верные слова историка-краеведа и поэта Александра Харыбина:

                           «Величие простой крестьянки

                            На много лет пребудет в силе.

                            Её талант народный, яркий —

                             Символ Родины — России».

www.culture.ru

Ольга Ивановна Преображенская — Циклопедия

Ольга Ивановна Преображенская (24 июля 1886 (по другим данным — в 1884 году[1][2]), Москва, Российская империя — 30 октября 1971, Москва, СССР) — драматическая актриса немого кино, режиссер, сценарист.

Творчество Ольги Преображенской занимает одно из ярких мест в истории развития русского кинематографа[3]; однако ее фильмы советского периода не призывали к построению социализма и коммунизма во всем мире — и потому отмечались критикой как творчество безыдейное, а значит, не соответствующее критериям советского искусства[4]. И даже несмотря на все же полученное ею звание — Заслуженный деятель искусств РСФСР в 1935 году — после ее смерти имя Ольги Преображенской и вовсе оказалось забыто.

Родилась в Москве и там же училась в 1901—1904 гг. в недавно тогда открывшейся актерской школе при Московском Художественном театре[4]. БСЭ приводит другие даты ее учебы: 1905—1906 гг., но тоже называет школу Художественного театра[1].

С 1905 г. молодая драматическая актриса много работала на сценах провинциальных театров — в Полтаве, Тифлисе (сейчас Тбилиси), Риге, Одессе, Воронеже — в антрепризе В. И. Никулина, где среди ее партнеров был Владимир Ростиславович Гардин, который стал ее мужем[2][5] и с которым она продолжила совместную деятельность уже в кинематографе[6]. Затем, вернувшись в Москву, она продолжает деятельность драматической актрисы в труппах под управлением А. Таирова, В. Мейерхольда[4].

Ольга Преображенская и Владимир Максимов в фильме В. Гардина «Ключи счастья» В фильме В. Гардина «Дворянское гнездо» Ольга Преображенская и Николай Радин в фильме Я. Протазанова «Плебей»

С 1913 года начала работать в кинематографе. Сначала — как киноактриса немого кино; первая роль — Маня Ельцова в фильме «Ключи счастья» (по роману А.Вербицкой, режиссеры В.Гардин и Я.Протазанов)[6]; с 1916 года — уже и в качестве режиссера тоже[1], первую свою кинопостановку — «Барышня-крестьянка» по одноименной повести А. С. Пушкина осуществила в 1916 г. совместно с В. Р. Гардиным[3].

Постепенно весь кинематограф переходил из стадии «великого немого» к звуковому кино, менялось и творчество Ольги Преображенской, она стала режиссером звуковых фильмов.

В 1923 г. окончила школу-студию МХТ по специальности режиссер. И с этого же 1923 г. Ольга Преображенская — уже официально режиссер киностудии «Госкино»[4]. Но тем не менее это официально занимаемая должность в основном так и осталась всего лишь названием. Нельзя сказать, чтобы она совсем не работала в кино — но большую часть стала занимать педагогическая деятельность, а каждый ее новый фильм с трудом находил дорогу на экран[4]. Хотя внешне в ее работах были соблюдены все идеологические правила построения фильмов в эпоху Сталина — скажем, в фильме «Вражьи тропы» речь шла о кулаках, мешающих созданию колхоза силами радостных крестьян, — главным было создание человеческой личности — не борца за идеи, а внутреннего психологического мира человека. Вот что по этому поводу считает «Энциклопедия отечественного кино» под редакцией Л. Аркус: «Ни один фильм Преображенской, созданный в советское время, не был в целом благожелательно встречен критикой. Режиссера — если Преображенская работала самостоятельно, режиссеров — если Преображенская снимала в соавторстве с Гардинным или Правовым, ругали в печати резко и последовательно. Пожалуй, эти упреки критики сравнимы только с тем успехом, какой выпадал на долю фильмов Преображенской в зрительской массе»[4].

[править] Преподавательская работа

В 1918—1925 гг. Ольга Ивановна Преображенская преподавала в созданной ею актерской мастерской ГИКа (ныне — ВГИК)[1][4][6].

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1935).

[править] Кинематографическая деятельность

«Бабы рязанские» (1927). Режиссёры: Ольга Преображенская и И. К. Правов «Вражьи тропы» (1935). Режиссёры: Ольга Преображенская и И. К. Правов Парень из тайги (1941). Режиссёры: Ольга Преображенская и И. К. Правов

[править] Роли

  • 1913 — Маня Ельцова («Ключи счастья» по роману А.Вербицкой, режиссеры В.Гардин и Я.Протазанов)
  • 1914 — Тася — главная роль («Гнев Диониса», режиссер Я.Протазанов)
  • 1914 — Баронесса Рита Нордис («Маска смерти», режиссер В.Гардин)
  • 1914[5] или 1915[6] — Лиза — главная роль («Дворянское гнездо» по Тургеневу, режиссер В.Гардин)
  • 1915 — Анна Чечеванская («Петербургские трущобы» по одноименному роману Всеволода Крестовского, режиссеры П. Чардынин и В. Гардин)
  • 1915 — Графиня Юлия («Плебей», режиссер Я. Протазанов)
  • 1915 — Наташа Ростова («Наташа Ростова» по роману Л. Н. Толстого «Война и мир», режиссеры и авторы сценария Владимир Гардин, Яков Протазанов)
  • 1915 — Княгиня Вера («Гранатовый браслет» по одноименной повести А. И. Куприна)
  • 1915 — Елена («Накануне» по роману Тургенева, режиссер Николай Маликов и Владимир Гардин)
  • 1915 — Надежда («Приваловские миллионы» по одноименному произведению Д. Н. Мамина-Сибиряка)
  • 1916 — Иза («Великая страсть»)
  • 1916 — Ганка Скиба («Омут»)
  • 1916 — Вера и Лола («Чья вина?»)
  • 1918 — шпионка («Ток любви»)
  • 1919 — Эвиз («Железная пята»)
  • 1923[3][4] или 1924[5] — эпизодическая роль («Слесарь и канцлер», в этом же фильме приняла участие как сорежиссер[4])

[править] Сценарист

  • 1916 — «Барышня-крестьянка»
  • 1928 — «Светлый город»
  • 1926 — «Каштанка»
  • 1927 — «Аня»
  • 1928 — «Светлый город»
  • 1931 — «Тихий Дон» (совместно с И. Правовым[3], по роману Шолохова)
  • 1939 — «Степан Разин» по одноименному роману Алексея Чапыгина

[править] Кинорежиссер

  • 1916 — совместно с В. Р. Гардиным — «Барышня-крестьянка» (по произведению А. С. Пушкина)[3]
  • 1917 — «Виктория»
  • 1919 — «Железная пята»
  • 1923 — «Помещик»
  • 1925 — «Федькина правда» (короткометражный)
  • 1926 — «Каштанка» (по одноименному рассказу Чехова),
  • 1927 — «Аня»
  • 1927 — «Бабы рязанские» (совместно с И. К. Правовым[3]), по поводу этой работы критика писала: «Бабы рязанские» полгода шли с аншлагом в кинотеатре на Пушкинской площади столицы, люди семьями приезжали смотреть его даже из Подмосковья. Сюжет, казалось бы, незамысловат: пока сын на фронтах первой мировой войны, его отец-кулак насилует невестку, та не переносит позора, накладывает на себя руки, но правда в финале торжествует: негодяю воздает по заслугам…»[4]
  • 1928 — «Светлый город»
  • 1929 — «Последний аттракцион» (совместно с И. К. Правовым)
  • 1931 — «Тихий Дон» (совместно с И. К. Правовым, по Шолохову)
  • 1933 — «Одна радость»
  • 1935 — «Вражьи тропы» (совместно с И. К. Правовым)
  • 1939 — «Степан Разин» по одноименному роману Алексея Чапыгина (совместно с И. К. Правовым)
  • 1941 — «Парень из тайги» (совместно с И. К. Правовым)

[править] Статьи на других языках

  1. 1,01,11,21,3 Преображенская Ольга Ивановна // Большая Советская Энциклопедия
  2. 2,02,1 Актеры немого кино
  3. 3,03,13,23,33,43,5 Olga Preobrazhenskaya (1881—1971)
  4. 4,04,14,24,34,44,54,64,74,84,9 Ольга Преображенская, актриса, режиссер
  5. 5,05,15,2 Преображенская Ольга Ивановна
  6. 6,06,16,26,3 МЕГАЭНЦИКЛОПЕДИЯ КИРИЛЛА И МЕФОДИЯ. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ Ольга Ивановна

cyclowiki.org

Интервью с Ольгой Ивановной Соловьевой

Прошли новогодние праздники, но начались другие – профессиональные и не менее значимые. Одним из них является 13 января — День российской печати.

В этом году этот день близок мне, как никогда, ведь я посещаю курсы журналистики наряду с теми, кто заканчивает школу. И в этот праздник мы взяли интервью у руководителя наших курсов, кандидата филологических наук Ольги Ивановны Соловьёвой. Она поделилась своими мыслями по поводу таких жизненных «основ» как материнство, дружба, семья.

Cначала интервью больше напоминало блиц-опрос, а потом вопросы стали более лаконичными и вытекающими один из другого.

— Как Вас, учителя русского языка, судьба связала с журналистикой?

— У нас в Университете открылась кафедра журналистики. И всем учителям, на ней преподававшим, пришлось переучиваться. Это ещё раз доказывает, что если ты умеешь учиться, то тебе по плечу любое дело.

— Что для Вас журналистика?

— Журналистика – это ремесло. Беспокойное. Это профессия, в которой требуется призвание, потому что журналистика –это образ жизни.

— Что для Вас материнство?

— Важная составляющая жизни. Я была бы глубоко несчастным человеком, если бы по каким-то причинам я не могла иметь детей.

— Если взять всю палитру цветов, какой цвет Вы наложили бы на себя?

— Оранжевый.

— Вы такой энергичный человек. Поделитесь своим секретом, как Вы заряжаетесь на весь день?

— Особого секрета нет. Десять лет назад под колёсами автомобиля трагически погиб мой папа. С утра человек был жив, а вечером его не стало… Это научило меня ценить жизнь и радоваться мелочам. Я просыпаюсь уже в хорошем настроении. Проснулась, и слава Богу!

— Есть ли у Вас лучшая подруга? Расскажите о ней.

— Да, есть. Мы познакомились почти 20 лет назад в доме отдыха «Черёмушки». Моя подруга– библиотекарь в Университете. Мы очень разные, поэтому многие удивлялись нашей дружбе.

— Ольга Ивановна, а что для Вас дружба?

— Дружба для меня очень много значит, и требования к друзьям высоки. Наверное, поэтому у меня мало друзей. Лучшая подруга вхожа в мой дом как член семьи. У неё даже есть своя пижама и тапочки, хранящиеся у меня и с нетерпением ждущие её прихода. Есть ещё друзья, но это другой формат дружбы. Есть Дарья Сергеевна, которой я могу позвонить в любое время дня и ночи, это тоже вариант дружбы, только через профессию. Ещё, раз уж я дружу с человеком, мне важно его понимать.

— Всегда ли Вам хотелось понимать людей?

— Наверное, всегда хотелось, но не всегда моглось. Мы же не сразу всё умеем. И помогла мне в этом, в первую очередь, риторика, которая вывела меня на совершенно новый уровень общения. В том числе и с учениками, ведь учитель обязан воздействовать на ученика с помощью речи. Поэтому если я понимаю, почему ученик поступает именно так, мне с ним проще взаимодействовать.

— Ольга Ивановна, а риторика всегда с Вами? То есть Вы в таком ключе и дома можете разговаривать, и везде, и всюду?

-Да. Причём многие механизмы включаются уже подсознательно, потому что опыт перешёл в навык. Конечно, не всё сразу получалось, но сейчас она всегда (ну, или почти всегда) помогает направить разговор в нужное русло. Риторика выстраивает общение так, что ты в конечном итоге получаешь от него удовольствие. Конечно, многие не любят, когда над ними доминирует другой человек, в том числе и в разговоре. Некоторые начинают раздражаться и переходить на крик. Не приемлю, когда на меня кричат, я ограничиваю все возможные контакты с человеком, который позволил себе такое. Потому что если я уважаю человека, то хочу, чтобы меня уважали тоже.

— Вы сказали, что люди не любят превосходства над собой. Мне кажется, если женщина мудрее, мужчинам это не особо нравится. Не считаете ли Вы, что отчасти риторика виновата в разладе вашей семейной жизни?

-Может быть. Хотя я не могу сказать, что семейная жизнь не сложилась. Я восемнадцать лет провела в браке, у меня двое детей, и было много счастливых моментов с бывшим мужем. Я бы не окрашивала это в цвет неудачи. Тогда, девять лет назад, я не могла понять выражения: «Всё, что ни делается, делается к лучшему». Теперь я понимаю, что меня Бог отвёл от человека – от такого человека, каким он стал сейчас. Наверное, в какой-то момент кто-то уходит вперёд, кто-то остаётся позади, и когда взаимопонимание уходит, нет смысла больше оставаться вместе. И дело тут совершенно не в риторике. Нельзя обвинять только риторику и так много на неё возлагать. Виноваты сами люди. Сейчас я смотрю на это как на новый поворот в своей жизни. Сейчас мне хорошо.

Вот на такой позитивной, в духе Ольге Ивановны, ноте закончилось наше интервью.

Хотелось бы отметить, что всё это время в нашем небольшом коллективе благодаря нашему преподавателю царила доброжелательная атмосфера. Может быть, она подыгрывала нам и была особенно открытой, чтобы подогреть интерес и помочь в нелёгком ремесле под названием «Журналистика». И конечно, было много весёлых моментов и шуток с её стороны.

Находясь рядом с Ольгой Ивановной, хочется уловить каждое её слово, даже мимику и взгляд. Из разговора с ней в свою жизнь выносишь столько уроков, столько ценного. С ней невозможно наговориться и насытиться общением. Это неиссякаемая кладезь знаний, энергии, улыбок, да и просто человеческой доброты.

Знаю, что Ольге Ивановне всегда неловко, когда её хвалят и благодарят, но она этого заслуживает. Многократно и от многих, будь то ученики, коллеги, друзья, знакомые, близкие люди или даже её кот, кошка и недавно появившаяся собака. Может быть, она даже не догадывается, у скольких людей она вызывает восхищение и искреннюю симпатию, неописуемый восторг просто от того, что она есть в их жизни. В риторике ли дело? Думаю, нет. Дело в душе – искренней и желающей понять, помочь, поддержать.

Спасибо Вам за это! Желаем Вам, наша уважаемая, дорогая Ольга Ивановна, почаще испытывать такую же радость и яркие, позитивные эмоции, которыми Вы щедро одариваете людей и ваших пушистых домочадцев!!! Здоровья, удачи, исполнения желаний в этот день и всегда!

Мария СТЕПАНОВА

campus74.ru

«Суаре у Ольги Ивановны» — Урок

Управление образованием исполнительного комитета

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей №2

«Творчество А. П. Чехова»

(Урок литературы в форме суаре, 10 класс)

Сулейманова Г.Ш.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Бугульма

Тема: «Суаре у Ольги Ивановны».

Литературная вечеринка, знакомящая с творчеством А. П. Чехова.

Цель урока

  • Донести до ребят своеобразие творчества А. П. Чехова.

  • Помочь учащимся увидеть живого писателя.

  • Почувствовать далекую эпоху, понять и уяснить его отношение к людям, обществу, его место в литературе.

  • Развитие монопологической речи.

  • Воспитание чувство гордости за свою русскую литературу, интереса к творчеству А. П. Чехова.

Ход урока

Действующие лица:

Хозяйка суаре: Ольга Ивановна Дымова.

Гости: Екатерина Ивановна Туркина («Ионыч»), Анна Петровна («Душечка»), художница, поэтесса, гитарист.

Зрители сидят за столами; приходящие гости будут подсаживаться к ним, чтобы создавалось впечатление общей вечеринки, а не спектакля, здесь открыто и доброжелательно все общаются друг с другом. (Появляется Ольга Ивановна).

Ольга Ивановна. Сегодня у меня вечер визитов. Кто будет? Да все свои. Это мы добрые друзья и знакомые, вам они вам они тоже хорошо известны. Но открою один секрет: они не совсем обыкновенные люди. Каждый из них чем-то замечателен. Я вообще быстро знакомлюсь со знаменитыми людьми. Стоит только кому-нибудь прославиться, как я знакомлюсь с ним, в тот же день дружусь и приглашаю к себе. Я боготворю знаменитых людей, горжусь ими. И вот раз в неделю у меня бывают такие милые вечеринки, где мы развлекаемся: читаем, слушаем музыку и говорим о театре, о литературе, о знакомых. Надеюсь, вы узнали меня? (Ольга Ивановна Дымова из рассказа А. П. Чехова «Попрыгунья»).

А вот и первые гости. Добрый день, моя дорогая! Какие новости? Слышала, Дмитрий Ионыч сделал Вам предложение!

Екатерина Ивановна. Да, Дмитрий Ионыч сделал мне вчера предложение!

Ольга Ивановна. Ну, что Вы, что Вы! Быть его женой не могу, хотя и уважаю его. Но больше всего в жизни я люблю искусство, я безумно люблю, обожаю музыку. Ей я посвятила всю свою жизнь. Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успехов, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносимой. Сделаться женой – о нет, простите! Человек должен стремиться к высшей, блестящей цели, а семейная жизнь связала бы меня навеки!

(Екатерина Ивановна садится за фортепиано, исполняет романс «Белой акации гроздья душистые» на стихи А. Пугачева. После романса появляется следующая героиня).

Ольга Семеновна. Ольга Ивановна, дамы, господа, как я рада вас видеть!

Ольга Ивановна. Милая моя, я тоже рада! Слышала, что вы опять счастливы. Как поживает ваш супруг?

Ольга Семеновна. Благодарю, Ольга Ивановна. Мы с Ванечкой все в театре, целыми днями! Только в театре можно получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным. Но разве публика понимает это?! ей нужен балаган! Вчера у нас шел «Фауст наизнанку», и почти все ложи были пусты, а если бы мы с Ванечкой поставили какую-нибудь пошлость, то, поверьте, театр был бы битком набит. Завтра (к зрителям) мы с Ванечкой ставим «Орфея в аду», приходите непременно!

Ольга Ивановна. Будем, непременно будем. А вам (к зрителям) позвольте представить… Да, это Душечка – так мы называем нашу Ольгу Семеновну.

(Появляется Поэтесса и Художница).

Ольга Ивановна. Господа, рекомендую вам наших знаменитостей в области изящных искусств… Подлинные современницы А. П. Чехова – художница Е. С. Кругликова и поэтесса Глафира Галина.

(Входит Анна Петровна).

Анна Петровна. Добрый вечер, Оленька! Добрый вечер, господа!

(Обнимаются, целуются).

Ольга Ивановна. А вот и вы! Мы уж заждались!

Анна Петровна. У меня такая новость! На пасху мой Модест Алексеевич получил Анну второй степени. Когда он пришел благодарить, Его сиятельство изволили пошутить: «Значит, у вас теперь три Анны – одна в петлице, две – на шее».

Ольга Ивановна. Да, изящно выразился Его сиятельство. Поздравляю Вас от души. Теперь остается лишь ожидать появления на свет маленького Владимира. Сударыни, у меня для вас тоже новость: мы с Рябовским на той неделе ездили в гости к Николаю Ивановичу. Вы ведь знаете, у него теперь свое имение. Вечером, когда пили чай, кухарка подала полную тарелку ягод. Видели бы в эту минуту Николая Ивановича! Он засмеялся, потом минуту молча смотрел на тарелку со слезами! Он не мог говорить от волнения! Потом положил в рот одну ягодку, поглядел на нас с торжеством ребенка и сказал: «Как вкусно!». Я, конечно же, попробовала. Боже, как было кисло и жестко. Но я видела счастливого человека, мечта которого осуществилась так очевидно. Он получил то, что хотел, и был доволен судьбой и самим собой. Как мало надо человеку для счастья! Нет, я бы так не смогла. Мне кажется это скучным.

Анна Петровна. Да, скучно, скучно. Вообще у нас в городе скучно.

Ольга Семеновна. Что вы, Анна Петровна! Напротив, ведь у нас есть библиотека, театр, клуб. Бывают балы. Наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомство.

Ольга Ивановна (к зрителям). Кого же имеет в виду Ольга Семеновна? (Семью Туркиных из рассказа «Ионыч»). Сударыни, а что там случилось у Шумилиных?

Анна Петровна. У Шумилиных? У них расстроилась Наденькина с Андреем Андреевичем свадьба. И с чего бы это вдруг? Ей ведь уже 23 года, и она так страстно мечтала выйти замуж!

Ольга Семеновна. И не говорите! Такая хорошая семья! Нина Ивановна, мать Наденьки, так чудно играет на рояле, правда, не так, как Екатерина Ивановна.

Ольга Ивановна. (К зрителям). А почему же все-таки свадьба расстроилась? (Надя внезапно уехала в Петербург). Тут, конечно, не обошлось без Саши, но она все же странная какая-то. Взяла и уехала. Удивительно, право.

Поэтесса. Что ж тут удивительного? Вот у нас в городе был действительно странный учитель греческого языка. Он был замечателен тем, что всегда, даже в хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком, и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле, и, когда он вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике. И лицо, казалось, тоже было в чехольчике…

Ольга Ивановна. Да, удивительный мужчина.

Екатерина Ивановна. Сударыни, могу завершить вас, мужчины все таковы! Что-нибудь да выдумают. Вы знаете, я встретила как-то на днях нашего общего знакомого… Собственно, я была с визитом у одной дамы и случайно услышала его рассказ… Так вот. В том уезде, где ваше, Ольга Ивановна, и наше имение, вдова бывшего уездного предводителя каждый год в феврале устраивает поминки по мужу. Собирает его друзей, знакомых и сослуживцев. А поскольку её покойный муж был поклонником Бахуса, — что его и погубило, — то на поминках никогда не подают спиртных напитков. Так ведь что они придумали?! Они спрятали бутылки с горячительным у себя в шубах! И вот весь обед они то за носовым платком, оставленным в кармане шубы, выходят, то поглядеть на чью-то новую шубу… Вот так и устроились!

Ольга Ивановна. Сударыня, вы, не о Хрумове ли говорите?

Екатерина Ивановна. О нем, разумеется! А поминки устраивает известная вам Любовь Петровна Завзятова.

Ольга Ивановна. Ну, тогда, дорогие мои, я вас позабавлю ещё больше!

Все. Что такое?! Как же это?!

Ольга Ивановна. А так: ведь Любовь Петровна и моя хорошая знакомая! Мы, когда живем в имении, часто у них бываем. Ещё с тех времен, когда Трифон Львович был жив, царство ему небесное. Так вот, получила я от нее письмо, в котором описывается то же самое событие.

(Читает письмо).

«Сегодня, по примеру прошлых лет, у меня была панихида. Были на панихиде вес мои соседи. Народ грубый. Простой, но какие сердца! Угостила я их на славу, но. Как и в те годы, горячительных напитков – ни капли! С тех пор, как умер мой муж от излишеств, я дала себе клятву: водворить в нашем уезде трезвость и тем самым искупить его грехи. Отец Евмений в восторге от моей затеи и помогает и словом и делом. Ах, мон Шер, если бы ты знала, как любят меня мои медведи! Председатель земской управы Марфуткин после обеда припал к моей руке, долго держал её у своих губ и. смешно замотав головой, заплакал: много чувства, но нет слов! Отец Евмений, этот чудный старикашечка, подсел ко мне и, слезливо глядя на меня, лепетал долго что-то, как дитя. Я не поняла его слов, но понять искреннее чувство я умею. Исправник, тот красивый мужчина, о котором я тебе писала, стал передо мной на колени. Хотел прочесть стихи своего сочинения (Он у нас поэт), но … не хватило сил, покачнулся и упал… С великаном сделалась истерика… Можешь представить мой восторг! ..» Ну, а дальше о другом.

Ольга Семеновна. Забавная история! А вот мы с Ванечкой были вчера у отставного генерал – майора Булдеева, да неудачно: у него очень зубы болели. Что мы только ему не советовали! И табачную копоть к зубу приложить, и полоскать рот скипидаром или керосином. Ехать к доктору и рвать зуб Булдеев отказался. И туту его приказчик посоветовал послать телеграмму к Якову Василичу в Саратов, чтоб заговорил он этот больной зуб. Яков Василич, говорят, может даже на расстоянии заговаривать зубы. Да, уж и послание составили. Но приказчик забыл фамилию лекаря.

Ольга Ивановна. Я тоже слышала об этом лекаре. Говорят, он бывший акцизный. Зубы, заговаривает – первый сорт. Отвернется к окну. Пошепчет, плюнет – и как рукой сняло. Но как же его фамилия? Простойте, такая ещё простая фамилия, словно как бы лошадиная… Кобылин? Нет! Постойте, Жеребцов, кажется. (К зрителям). Нет, и не Жеребцов. Помню, фамилия лошадиная, а какая, из головы вылетело. (Овсов, «Лошадиная фамилия»).

Анна Петровна. Сударыни, а какую прелесть я заказала своей портнихе! Манто из драпрауля, называется «Сара», в честь Сары Бернар! Здесь (указывает на грудь) и по низу, цветы, к нему шляпку дымковую и по ней рюши из шелкового тюля!

Все. Какая прелесть! Как оригинально! А какой же цвет манто?

Анна Петровна. Ярко-лиловый

Все. Вам, милочка, этот цвет к лицу! Как будет мило!

Ольга Ивановна. А вы слышали, что у нас в городе несравненная Сара Бернар? Надо непременно достать ложу на все спектакли!

Ольга Семеновна. И не советую: время потратите попусту – все равно уже ничего не достать!

Ольга Ивановна. Неужели?

Художница. А мы ходим в театр два раза в день! Смотрим, слушаем и недослушаемся и недосмотримся до чего-нибудь особенного. Все как-то сверх ожидания обыкновенно и обыкновенно до безобразия! Смотрим, не мигая, на Сару Бернар, впиваемся глазами в её лицо. Стараемся, во что бы то ни стало увидеть в ней что-нибудь, кроме хорошей артистки. Чудаки мы! Раздразнили нас многообещающие заграничные рекламы. А в ней ведь огонька нет, который один в состоянии трогать нас до горючих слез, до обморока! Ах, да вся игра есть ни что иное, как безукоризненно и умно заученный урок. Каждый её шаг – глубоко обдуманный фокус!

Поэтесса. А труппа, разъезжающая с Сарой! Ни то и, пожалуй, ни се.

Ольга Ивановна. Но. Сударыни! Мне кажется. Что французы держатся восхитительно! Они не чувствуют себя лишними на сцене, знают, куда девать руки, и не стушевываются друг друга. Не то. Что наши.

(Появляются Музыкант и Певица).

Ольга Ивановна. А вот и он! Это мой сюрприз для вас! (Представляет Музыканта и Певицу, исполнительницу модных романсов. Музыкант играет музыку Ф. Шопена или П. Чайковского, композиторов, так любимых Чеховым. Певица исполняет романс «Ночь светла» на муз. М. Шишкина). Какое чудесное исполнение! Вам понравилось. Сударыни? Ах, какая прелесть! Браво!

Все. Браво! (Аплодируют)

Ольга Ивановна. Вы знаете мою слабость к знаменитым людям. Поэтому наша известная Поэтесса свои стихи читает сначала у нас! Дорогая, я знаю, что у вас есть что-то новенькое…

Поэтесса. Право, я не знаю… Мне кажется, ещ1 много недоделок, надо поработать над размером.

Ольга Ивановна. Ну, голубушка, пожалуйста! Так не терпится услышать!

Поэтесса. Хорошо, пожалуйста, вот это.

Осенним вечером

Когда угрюмый дождь стучит в мое окно

И лампы огонек так ласково мерцает,

Я думаю о том, кто в этой тьме блуждает,

Кому найти приют всю ночь не суждено.

О, если б я могла ту лампу, как маяк,

Поставить на окно, как вызов ночи темной,

И гостем бы вошел ко мне брат мой бездомный,

Оставив за собой осенний дождь и мрак!

Но мы – условности трусливые рабы –

Ни ярко чувствовать, ни жить мы не умеем,

И голову поднять свободно не посмеем

Из-под ярма приличий и судьбы.

(Глафира Галина, 1901 г.)

Ольга Ивановна. Как чудно! Сколько чувства! Какая искренность!

Все. Чудно!

Ольга Ивановна. Я восхищаюсь вами, дорогая! А сейчас ещё один сюрприз. Вы знаете, как нынче модно вырезать силуэты. И, конечно же, у меня в гостях самая известная мастерица силуэтов, Художница. Вы видели её работы в столичных журналах. Я уверена, что у неё есть новые работы.

Художница. С удовольствием… Тем более, что они и вправду совсем новые: я их сделала сейчас, только что, сидя у вас на вечере. (Показывает свои работы: силуэты хозяйки, гостей, участников вечера. Можно их сделать заранее).

Ольга Ивановна. Господа, кто-нибудь читал новый рассказ Чехова? Рекомендую, замечательный писатель!

Анна Петровна. Что вы говорите, Ольга Ивановна! Кажется, нельзя себе представить скучнее персонажей Чехова! Мелочнее дел, которыми они занимаются! Какая серая жизнь, какие тусклые лица! Где и зачем откопал их автор?

Ольга Семеновна. Но это же о нас с вами! Он смеется над нами?!

Ольга Ивановна. Он любит нас! Он сочувствует нам! Вот послушайте. (Читает рассказ «Неудача»). Вот так..(Звонит в колокольчик. Появляется горничная.).Дашенька, чай готов?

Даша. Готов, барыня, извольте.

Ольга Ивановна. Господа, чай готов, извольте к столу!

(После чаепития звучит романс «Мой костер в тумане светит…», муз. С. Булатова, ст. Я. Полонского).

Литература

  1. Богданович Е., Из жизни А. П. Чехова. Дом в Кудрино. – М.6 Московский рабочий, 1986.

  2. Кирсанова Р. М. Розовая ксандрейка и драдедамовый платок. Костюм, вещь и образ в русской литературе 19 века. – М.: Книга, 1989.

  3. Рассказы А. П. Чехова. – Любое издание.

  4. Русские песни и романсы. – М.: Художественная литература, 1989.

Приложение

Романсы

Мой костер в тумане светит…

Ст. Я Полонского Муз. С. Булатова

Мой костер в тумане светит,

Искры гаснут на лету,

Ночью нас никто не встретит,

Мы простимся на мосту.

Ночь пройдет, и спозаранок

В степь далеко, милый мой,

Я уйду с толпой цыганок

За кибиткой кочевой.

На прощанье шаль с каймою

Ты на мне узлом стяни.

Как концы её, с тобою

Мы сходились в эти дни.

Кто-то мне судьбу предскажет?

Кто-то завтра, милый мой,

На груди моей развяжет

Узел, стянутый тобой?

Вспоминай, коли другая,

Друга милого любя,

Будет песни петь, играя

На коленях у тебя.

Повторить 1-й куплет.

Ночь светла

Ст. м. Языкова Муз. М. Шишкина

Ночь светла, над рекою тихо светит луна

И блестит серебром голубая волна.

Темный лес… Там в тиши изумрудных ветвей

Звонких песен своих не поем соловей.

Милый друг, нежный друг, я, как прежде, любя,

В эту ночь при луне вспоминаю тебя.

В эту ночь при луне, на чужой стороне,

Милый друг, нежный друг, помни ты обо мне.

Под луной расцвели голубые цветы.

Этот свет голубой – это в сердце мечты.

К тебе грезой лечу, твое имя твержу,

При луне, в тишине, я с цветами грущу.

Ночь светла, над рекой тихо светит луна

И блестит серебром голубая волна.

Белой акации гроздья душистые

Ст. А. Пугачева Муз. Неизвестного автора

Белой акации гроздья душистые

Вновь ароматы полны,

Вновь разливается песнь соловьиная

В тихом сиянье, сиянье луны.

Помнишь ли лето: под белой акацией

Слушали песнь соловья?..

Тихо шептала мне чудная. Светлая:

«Милый, навеки, навеки твоя!»

Годы давно прошли, страсти остыли,

Молодость жизни прошла…

Белой акации запаха нежного

Мне не забыть, не забыть никогда…

Домашнее задание:

Написать сочинение на тему: «Образы женщин в творчестве А. П. Чехова».

refdb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *