Судебная система при екатерине 2 – Вопрос 1.Становление системы самостоятельных судебных органов в 18 веке, судебные реформы петра великого и екатерины великой

Образование судов в Российской империи

Суд в Российской империи

Фактически суд возникает вместе с государством, но развивается и совершенствуется постепенно, выделяясь в самостоятельный орган по мере развития государственного механизма. Рассмотрим поэтапно развитие и становление судебного права в России, потому что судебная власть Российской империи базировалась на опыте прошлых столетий.

А временным промежутком является период с 1721 г. (образование Российской империи) до 1917 г. (конца Российской империи). За столь долгий срок судебная система не раз изменялась: возникали новые институты, упразднялись старые. Но всю историю развития судебной системы Российской империи можно условно разделить на три части: до реформы 1864 года, после неё и период контрреформ.

Допетровская эпоха

Во времена Киевской Руси главным судебным органом была община. Община судила в соответствии с обычным правом. Высшей мерой наказания было изгнание из общины. Но по мере укрепления государственности суд творился князем, его представителями – посадниками и тиунами. Значительное количество дел разбирал церковный суд, который рассматривал все правонарушения духовенства, а также те дела простых людей, которые были отнесены к юрисдикции церковного суда: все преступления против морали, нарушения церковных законов, прелюбодеяние, колдовство, семейные ссоры и прочее.

Основными судебными доказательствами в Киевской Руси были: собственное признание, показания свидетелей «послухов и видоков», суд Божий, присяга, жребий, внешние приметы.

Княжеский суд. Гравюра

В Новгородской феодальной республике судебную власть осуществляло вече (высшая судебная инстанция). Вече — собрание части мужского населения города, оно обладало широкими полномочиями(«общегородское» вече): были случаи, что оно призывало князя, судило о его «винах», «указывало ему путь

» из Новгорода; избирало посадника, тысяцкого и владыку; решало вопросы о войне и мире; издавало и отменяло законы; устанавливало размеры податей и повинностей; избирало представителей власти в новгородских владениях и судило их.

К. Лебедев «Новгородское вече»

В Московской Руси в XV-XVII веках суд осуществлялся князем (царем), Боярской думой, некоторыми приказами, а на местах – помещиками, вотчинниками. Московское государство создавалось постепенно — Москва вбирала в свои пределы и под высокую руку московского государя удельные княжества. Удельные порядки продолжали существовать на всей территории, какая составила землю Московского государства, и московский великий государь, царь и самодержец, оставался во многом по характеру своей власти удельным государем. Поскольку новое государство в своем устройстве оставалось удельным княжеством, постольку в нем жили и продолжали действовать начала

www.rosimperija.info

Судебная реформа Екатерины II

Количество просмотров публикации Судебная реформа Екатерины II — 1137

Судебная реформа была следствием определенного кризиса российского общества, в т.ч. и кризиса верхов, под которым принято понимать осознание господствующими классами, правящей верхушкой необходимости тех или иных изменений. Судебная система к тому времени находилась в плачевном состоянии. В ней царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными.

Благополучие государства зависит от главенства законов. Для того чтобы избежать деспотизма одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), эти власти в государстве должны быть разделены и уравновешены. Первым шагом Екатерины II по пути создания такой системы управления была крупная реформа Сената, которая предусматривала разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными функциями каждого в определенной сфере государственного управления. В ходе реформы Сенат лишился своей законодательной функции, но по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

Екатерина II отвергала пытки, лишь в исключительных случаях допускала смертную казнь, предлагала отделить судебную власть от исполнительной

Попытки отделить суд от администрации делались ещё в работе Уложенной комиссии 1769г.

Предполагалось создать четырехзвенную систему судов˸

-уездные судные приказы

-провинциальные судные приказы

— губернские, апелляционные надворные суды или расправные палаты

— Сенат (апелляционная инстанция).

В городах предполагалось сохранить уездные и губернские суды магистратов. Планировалось также создание сословных судов для крестьян и земских мировых судов для дворян.

Депутаты предлагали сделать судебное разбирательство гласным и открытым, но выступили за создание определенно сословных судов. Это стремление сохранить сословную систему и принципы судопроизводства препятствовало отделению судебной функции от административной˸ защитить особый статус и привилегии дворянского сословия можно было только путем усиления административного вмешательства.

В процессе реформы 1775г. в губерниях была введена сословная судебная система.

Деятельность новых органов приобрела черты самоуправления, так как в ней принимали участие местные жители. Новые суды были выборными. Отдельно избирались суды для дворян, городского населения и для тех крестьян, которые не находились в крепостной зависимости (крепостных судил в основном сам помещик). Главная роль в этой новой судебной системе принадлежала помещикам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Читайте также


  • — Этап III — стерилизация

    Стерилизацию инструментов, шприцев (с отметкой на шприце 200 °С), игл, стеклянной посуды проводят в сухожаровых шкафах-стерилизаторах (рис. 4). Предметы свободно укладывают на полках стерилизатора в металлических коробках (при снятых крышках) и включают подогрев. При… [читать подробнее].


  • — Этап II — укладка и подготовка материала к стерилизации.

    Перевязочный материал и операционное бельё укладывают в биксы (рис. 7). При отсутствии биксов допускается стерилизация в полотняных мешках. При универсальной укладке в бикс (мешок) помещают материал, предназначенный для одной небольшой типичной операции (аппендэктомии,… [читать подробнее].


  • — Розділ XIII

    Модуль 1. Розвиток дитини. Анатомо-фізіологічні особливості, методика досліджень та семіотика захворювань у дітей. Змістовий модуль 11. Імунна система та система крові у дітей Тема 14. Анатомо-фізіологічні особливості системи крові, ме­тодика дослідження,… [читать подробнее].


  • — Розділ II. Мод. 1., Зм.мод. 2. Періоди дитячого віку, Тема 4.

    Тестові завдання: 1. 5 6. 4 11. 3 16. 4 21. 1 26. 2 31. 4 36. 1 41. 1 46. 1 2. 5 7. 3 12. 2 17. 3 22. 3 27. 4 32. 1 37. 3 42. 3 47. 3 3. 2 8. 4 13. 3 18. 5 23. 1 28. 2 33. 3 38. 3 43. 4 48. 2 4. 2 9. 4 14. 3 19. 4 24. 2 29. 4 34. 4 39. 4 44. 2 49. 1 5. 5 10. 4 15. 3 20. 3 25. 1 30. 4 … [читать подробнее].


  • — Раздел III

    НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ «…признание того, что явление жизни невозможно без наследственности, показывает, что воспроизведение исторически созданных форм жизни в ряду поколений составляет основу жизни, обеспечивает прямую… [читать подробнее].


  • — Глава VII Чем люди думают

    «Спинной мозг, покрытый шишками» Так, говорит Вулдридж, один студент ответил на вопрос, что такое головной мозг. Неизвестно, каким баллом оценили знания юноши, но в остроумии ему отказать нельзя. В самом деле. Взгляните на рисунок. Непосвященному ясно – мозг… [читать подробнее].


  • — Экономическое и политическое развитие России в середине — второй половине XVIIв.

    Внутреннее положение России в конце ХУ1-ХУ11 вв. Сложный комплекс внутренних и внешних проти­воречий потряс Россию на рубеже XVI —XVII вв. В 1584 г. скончался царь Иван IV Грозный. На престол вступил средний сын Грозного — слабоумный Федор Иванович (1584 — 1598)14 , мягкий по натуре, не… [читать подробнее].


  • — Христианская миссия во II-III в.

    Вера, что сами апостолы просветили проповедью весь мир — очень древняя, она возникла в конце 1-го века. Она явилась и распространилась тем легче, что о деятельности и судьбе большинства апостолов не сохранилось твердых исторических данных. Отсутствие интереса к сохранению… [читать подробнее].


  • — Том.IV, гл. III

    …История знает различные виды образования государств: или государство, начавшись незаметною точкою, в короткое время достигает громадных размеров, в короткое время покоряет себе многие различные народы; к одной небольшой области в короткое время силою завоевания… [читать подробнее].


  • — Тенденции мирового развития в XVI-ХVIII веках

    Новое время как историческая эпоха. В рамках традиционной периодизации мировой истории период с ХVI по ХVIII века называется новым временем. Филологи и историки того времени обозначали это время как эпоху, начавшуюся то с падения Константинополя (1453), то с момента открытия… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Реформы Екатерины 2

    Реформы Екатерины 2 (кратко)

    Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

    Губернская реформа:

    «Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

    Судебная реформа:

    Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан — магистраты, а крестьян — расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

    Секуляризационная реформа:

    Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

    Реформа Сената:

    15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй — судебными в Санкт-Петербурге, третий — транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый — военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый — государственными и политическими в Москве и шестой — московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

    Городская реформа:

    Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели — те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане — архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди — те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

    Полицейская реформа:

    В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того — запрещение некоторых видов деятельности.

    Реформа образования

    Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые — в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) — коммерческое училище.

    Денежная реформа

    В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

    studfiles.net

    виды судов, подсудность, правовые основы и сущность проведения судебных реформ.

    Право Система судоустройства в Российской империи в период правления Петра I и Екатерины II: виды судов, подсудность, правовые основы и сущность проведения судебных реформ.

    Количество просмотров публикации Система судоустройства в Российской империи в период правления Петра I и Екатерины II: виды судов, подсудность, правовые основы и сущность проведения судебных реформ. — 232

     Наименование параметра  Значение
    Тема статьи:Система судоустройства в Российской империи в период правления Петра I и Екатерины II: виды судов, подсудность, правовые основы и сущность проведения судебных реформ.
    Рубрика (тематическая категория)Право


    Высшей судебной инстанцией был монарх. Следующей инстанцией был Сенат. Судебными функциями наделялись приказы и коллегии. В (1719) страна была разделена на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоявшие из президента, вице-президента и непосредственно судей. При придворных судах начали учреждаться прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства. В 1722 году была проведена радикальная судебная реформа. Были упразднены нижние суды. В провинциях учреждались новые провинциальные суды. Параллельно с гражданской судебной системой образовывались военные суды. Реформировался и духовный суд. В качестве 1ой инстанции духовного суда были учреждены управители духовных дел. 2ой инстанцией являлся архиерей епархии. Высшей инстанцией для церковного суда являлся Синод.

    Хотя Петр и попытался отделить суд от администрации, однако последовательно это у него не получилось. Создав органы, которые специально занимались судебными делами, Петр сохранил все же не­которые судебные функции за административными органами. Напри­мер, суд по земельным делам принадлежал Вотчинной коллегии. Учрежденные Петром надворные и нижние суды дей­ствовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись ад­министрации.

    Екатерина II более тщательно провела отделение суда от администрации. Вместе с тем учрежденные ею судебные органы были устроены по сословному принципу˸ отдельные суды для дворян, отдельные для горожан, отдельные для государственных крестьян. Каждый из учрежденных Екатеринои̌ сословных судов имел 2 ступени. Для дворян — уездный суд как суд 1 ин­станции и верхний земский суд — 2 ступени. Для мещан соответственно городской и губернский магист­раты. Для свободных крестьян — нижняя расправа в уезде и верх­няя — в губернии. Одно название этих органов говорит само за себя.

    Кроме этих судов Екатерина II учредила ещё в каждой губернии по одному совестному суду. Это название было дано им потому, что в своих решениях они могли руководствоваться не только законом, но и правосознанием, совестью, естественной справедливостью. В компетенцию этих судов входили лишь ма­лозначительные уголовные и гражданские дела.

    Высшей инстанцией для всех судебных органов губернии Екате­рина сделала две палаты — гражданского и уголовного суда. А выс­шим судебным органом империи стал Сенат.С созданием управ благочиния следствие по всем уголовным де­лам было передано этим управам.

    При Петре I была учреждена и прокуратура. Он учредил должность генерал-прокурора при Сенате и прокуроров при коллегиях и надвор­ных судах. Но только при Екатерине II наблюдается стройная система прокурорских органов. В губерниях были созданы должнос­ти прокуроров при всех сословных губернских судах и при губернском правлении. Прокурор губернского правления считался губерн­ским прокурором, старшим над прокурорами сословных судов. Сам он находился в двойном подчинении — губернатору и генерал-проку­рору империи. В надзоре над судами прокурорам помогали стряпчие уголовных дел.


    Система судоустройства в Российской империи в период правления Петра I и Екатерины II: виды судов, подсудность, правовые основы и сущность проведения судебных реформ. — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Система судоустройства в Российской империи в период правления Петра I и Екатерины II: виды судов, подсудность, правовые основы и сущность проведения судебных реформ.» 2014, 2015-2016.

    Читайте также


  • — I II II II

    … [читать подробнее].


  • — I II III IV

      S Р S Р S P S P Эти фигуры исчерпывают все возможные комбинации терминов. Посылками силлогизма могут быть суждения, различные по качеству и количеству. Разновидности силлогизма, различающиеся количеством и качеством посылок, называются модусами простого… [читать подробнее].


  • — I II III

    Токсичность, ЛД5о 200 200…1000 1000 Персистентность в почве, мес 12 6…12 6 ПДК в почве, мг/кг 0,2 0,2…0,5 0,5 Миграция Мигрируют Слабо мигрируют Не мигрируют Влияние на пищевую ценность Сильное Умеренное Нет сельскохозяйственной продукции Примечания: 1. ЛД5о — летальная доза химического… [читать подробнее].


  • referatwork.ru

    Судебная реформа Екатерины ii

    ВЕДЕНИЕ.

    История судебных реформ – одно из важных направлений в системе юридического образования. Она воплотила, переработала и обобщила мировой опыт человечества, в котором подвергались осмыслению такие важнейшие для государствоведения и юриспруденции проблемы, как: сущность власти, формы ее организации и функциональной деятельности, правопонимание, судоустройство и судопроизводство и т.п. Поэтому неудивительно, что многие ученые,   историки, юристы обращаются к этой теме, расширяя круг проблем, подвергающихся историческому исследованию.

    Актуальность представленной в работе темы не исчерпывается лишь прикладным аспектом. Тема судебной реформы Екатерины II, была и остается актуальной для любого периода отечественной истории. В силу различных причин, время поиска уровней судоустройства и способов судопроизводства, приходившееся на период правления Екатерины II, определило развитие правовой системы России на многие десятилетия. Проблема подобных преобразований и сегодня притягивает исследователей и современных реформаторов своей значимостью, ибо, только изучая и обобщая опыт прошлого, возможно лучше познать и использовать закономерности общественного развития, избежать повторения ошибок.

    Негативное отношение ко всему прошлому преобладавшее в советское время, сменилось попытками объективного осмысления этого прошлого, которое всегда неразрывно связано традиционными узами настоящим.

    Степень разработанности темы. Истории судебной реформы Екатерины II посвящена обширная историческая литература.

    Не смотря на то, что в дореволюционной историографии специальных и системных исследований по истории судебной реформы Екатерины II не предпринималось, отдельные ученые, историки, в том числе В.О.Ключевский, С.М.Соловьев и др. описывая период правления императрицы, уделяли внимание и ее судебной реформе. Советская наука данную традицию практически не изменила. Больших изменений в состояние историографии по екатерининской судебной реформе не внесла ни советская наука, ни наука последних десятилетий.

    На протяжении всего периода основным институтом формирования и трансляции представлений об истории развития судебной реформы Екатерины II для широкого круга читателей являются справочные и энциклопедические издания, публицистические статьи, мемуары, учебники по истории права.

    Историография, представленная в данной работе, посвящена различным, но тесно связанным между собой вопросам судебной реформы екатерининского периода. Использованные в работе материалы сближают между собой не только проблематика, но и круг источников, определенных исследовательскими задачами.

    Цель исследования состоит в том, чтобы как можно глубже исследовать уже имеющиеся источники историографии судебной реформы Екатерины II, выявить новые, охарактеризовать их содержание, а также проследить эволюцию развития судебной реформы, как части исторической и юридической науки, ибо чем полнее совокупность фактов, тем многограннее вырисовывается та или иное событие прошлого, та или иная реформа.

    Интерес к исследованию судебной реформыЕкатерины II не случаен и поддерживается рядом следующих обстоятельств.

    — принципы судоустройства и судопроизводства, заложенные в судебной реформе Екатерины II, отнюдь не канули в Лету. Они являются предметом непосредственного правотворчества и практического применения. — исследуемая мной тема является ключевой для понимания событий второй половин XVIII в., и в первую очередь социальных и экономических факторов

    — судебная реформа Екатерины II ,явилась в России примером успешного осуществления реформ, показала, что их характер зависит от конкретных исторических обстоятельств, что не бывает реформ удобных всем.
    Цель научной работы:

    Рассмотреть и проанализировать эволюцию развития судебной реформы, объяснить политику государства по отношению к реформе и степень ее эффективности.

    Задача научной работы:

    — изучить предпосылки и основные закономерности развития судебной реформы Екатерины II.;

    -получить новых объективных знания о судебной реформе и систематизировать их;

    раскрыть информационный потенциал историографии как источника формирования, структурирования и трансляции истории судебной реформы Екатерины II;

    — рассмотреть основные положения судебной реформы Екатерины II, опираясь на широкую источниковую базу

    — сформировать творческое отношение к изучаемому историческому прошлому;

    — проанализировать результаты проведенной судебной реформы.

    Объектом исследования выступают в основном справочные и энциклопедические издания, работы выдающихся историков С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, Российское законодательство X – XX веков в девяти томах (V –VII т) и др. материалы о судебной реформе Екатерины II и эпохе ее царствования.

    Предметом исследования является отдельные теории и взгляды выдающихся, ученых-историков, правоведов, изучающих судоустройство и судопроизводство периода правления Екатерины II, а также содержание и динамика историографии развития судебной реформы Екатерины II, история возникновения и развития реформы.

    Хронологические рамки курсового исследования охватывают вторую половину XVIII в. — период правления Екатерины II. с 1762 – по1796 гг.

    Методологическая основа. Основополагающим принципом курсовой работы является принцип историзма, который применительно к этой работе означает выявление контекстов актуализации судебной реформы этого периода, определение ее эволюции и места в ведущих юридических практиках.Принцип системности предполагает выявление и изучение причин и результатов судебной реформы, как части общественно-политической и культурной истории России периода царствования Екатерины II. Использованы также такие традиционные для исторической науки методы исследования как хронологический, предполагающий рассмотрение судебной реформы Екатерины II в историческом развитии; историко-сравнительный, позволяющий сравнить ее с судебными реформами других монархов, предшественников императрицы, а также отношение к реформе у представителей различных социально-политических групп. В историографии реформ Екатерины новым явлением были работы, концентрировавшие свое внимание на исследовании русского исторического процесса развития реформ.

    Источниковая база.

    Для исследования заявленной темы имеется широкий круг источников, энциклопедических и справочных изданий, ученой литературы, статьи из периодических изданий.

    Структура научной работы.

    Научная работа состоит из вступления, основной части, включающей 5 глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
    I
    . Исторические
    предпосылки проведения судебной реформы Екатерины II

    Общая история реформы вообще, судебной системы России и судебной реформы Екатерины II, в частности предстает в тесной связи с развитием социально-экономического и политического строя России.

    Как и все реформы 60 – 70-х годов XVIII в., она была следствием определенного кризиса российского общества, в том числе и так называемого кризиса верхов, под которым обычно понимают осознание господствующим классом, правящей верхушкой необходимости тех или иных преобразований.

    В законодательстве и практической деятельности российского государства исследуемого периода своеобразно претворялись и развивались естественно-правовые учения отечественных и зарубежных мыслителей второй половины XVII – XVIII вв. Доктрина «общего блага» подданных, о которых должен заботиться просвещенный монарх, скрывала от народа классовую сущность самодержавия. Считалось, что монарх знает и соблюдает интересы подданных и для их блага строго регламентирует их общественную и личную жизнь. Эта регламентация осуществлялась как через издание многочисленных законодательных актов, так и через большое количество предписаний, исходивших от органов управления. Нормативные предписания, хотя и провозглашались от имени царя, часто давались произвольно. Это происходило из-за того, что законодатель не в силах был во всех случаях и быстро реагировать на различные ситуации. Такое положение приводило к произволу в деятельности властных административных органов. «Громадный законодательный материал уживался с бюрократическим произволом. Самодержавное государство отнимало всякие свободы у подданных и, чтобы держать их в повиновении, ужесточало требования и санкции за неисполнение предписаний органов государства. Эти обстоятельства свидетельствуют не о наличии, как отмечалось в исторической литературе, законности, а о ее отсутствии в раннефеодальном государстве»[1].

    Во второй половине XVIII в. с наибольшей полнотой проявились программные установки и принципы просвещенного абсолютизма, представлявшего собой особый этап государственно-политического развития, связанного в социально-экономическом плане с разложением феодализма и началом формирования капиталистического уклада, в политическом плане – с поиском новых форм взаимоотношений господствующих слоев с государственной организацией.

    Развитие экономики и противоречивые социальные процессы обусловили частичные необходимые изменения правового регулирования форм и методов политического властвования господствующего класса.

    В период после Петра I его реформаторский курс продолжила Екатерина II, которая сумела выразить национальные интересы русских и войти в историю как великая императрица, правившая страной 34 года (1762 – 1796 гг.). Н.М. Карамзин, оценивая реформы Екатерины II, писал: «Екатерина II была истинной преемницей величия Петрова и второю преобразовательницей новой России».[2]

    Екатерина II получила государство от своих предшественников в крайнем расстройстве. Финансы были истощены, армия два месяца не получала жалованья, торговля находилась в полном упадке. «В государственном хозяйстве,- пишет М.Любавский, – не было никакой системы, военное ведомство было в долгах, а морское едва влачило свое существование; духовенство было недовольно отнятием у него земель; заводские и монастырские крестьяне почти все были в открытом непослушании властям, а к ним готовы были присоединиться и помещичьи; правосудие продавалось с торга и было очень дорого; законами руководствовались только тогда, когда они благоприятствовали людям  сильным; управление вообще было из рук вон плохо»[3].

    Ставшая императрицей в результате дворцового переворота, она наверняка знала, что для успеха дела ее жизни в первую очередь необходимо решить следующие задачи: 1) улучшить финансы и упорядочить вообще государственное хозяйство; 2) решить вопрос о церковных имуществах; 3) умиротворить восставшее крестьянское население; 4) упорядочить правосудие и удешевить судебный процесс; 5) всячески просвещать нацию; 6) укреплять силу и мощь государства на страх и уважение соседям.

    Поэтому уже в первые годы царствования Екатерины II,которые в целом прошли в подготовке реформ, было осуществлено несколько важных преобразований.

    Первое из них коснулось центральных органов управления страной. Это была сенатская реформа 1763 года. Сенат, созданный Петром I как учреждение с законодательными, судебными и контрольными функциями, ко времени Екатерины II в значительной мере утратил свое значение в системе органов управления. Утвержденный императрицей план реорганизации Сената, подготовленный Н.И.Паниным – одним из самих образованных и способных ее министров, — предусматривал разделение Сената на шесть департаментов со строго определенными полномочиями и компетенцией каждого в конкретной сфере государственного управления. Сенатская реформа улучшила управление страной из центра, но Сенат лишился законодательной власти, которая все более переходила к императрице. В тоже время Сенат по-прежнему сохранял функции контроля и высшего судебного органа.

    Другая важная реформа Екатерины II – секуляризационная (от лат. светский, мирской – отторжение или передача церковной собственности в светское владение) реформа.

    В феврале 1764 г. императрица подписала соответствующий Указ, согласно которому все монастырские земли с жившими на них крестьянами передавались в ведение специально учрежденной Коллегии экономии. Все бывшие монастырские крестьяне были названы экономическими, а их правовое положение стало примерно таким же, как положение государственных крестьян.

    Другим следствием этой реформы стало изменение положения русской православной церкви в системе государственной власти. С этого времени государство само определяло необходимое стране количество монастырей и монахов, ибо содержало их на средства государственной казны.

    Третье преобразование начала царствования Екатерины II касалось управления территориями необъятной империи.

    В 1764 г. было отменено гетманство на Украине. Автономия Украины была ликвидирована. Вся страна, считала Екатерина II, должна управляться по единым принципам.

    В 1765 г. в стране приступили к межеванию земель, которое было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры.

    В 1773 г. был введен принцип веротерпимости.

    Но самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения в 1767 году.
    II
    . Недостатки дореформенного суда

    В эпоху Екатерины II с наибольшей полнотой выявились абсолютистские тенденции, направленные на устранение локальных различий в управлении, в социальной сфере.

    Уже вскоре после своего вступления на престол, Екатерина II нашла, что одним из существенных недостатков русской жизни является устарелость законодательства, которое в государственном строе Российской империи исследуемого периода создавалось под влиянием буржуазных отношений, утверждения капиталистического уклада в экономике страны при одновременном расширении и углублении феодально-крепостнических отношений, наметившегося в конце столетия кризиса феодально-крепостнического строя, возрастания классовой борьбы, вылившейся в крестьянскую войну под руководством Е.И.Пугачева.

    Осознавая несовершенство существующего законодательства и полное отсутствие правопорядка в стране, императрица считала, что многие из прежних указов становились непригодными к исполнению, т. к. авторы их руководствовались устаревшими соображениями, непонятными современникам.

    Действительно, трудно представить себе что-то более хаотичное, чем русское законодательство, действовавшее в начале царствования Екатерины II. Здесь мы видим и сборник законов – Соборное Уложение, изданный еще при царе Алексее Михайловиче в 1649 г., и многие статьи, изданные в дополнение  к Уложению, и разные Петровские регламенты, и указы, которые изменяли их, и, наконец, разнообразные указы Сената и Верховного Тайного Совета, которые отменяли петровские указы. Следует отметить и тот факт, что все эти указы даже внешним образом не были собраны и были мало известны правительственным органам, кроме немногих старых подьячих, которые из всей монополии знания законов извлекали всяческие для себя выгоды.

    К тому же со временем многие статьи Соборного Уложения устарели, многого в Уложении совсем не было предусмотрено. Особо это касалось судебной системы.

    Для суда была характерна множественность судебных органов, сложность и запутанность процессуальных требований, невозможность порой определить круг дел, который должен подлежать рассмотрению того или иного судебного органа. Дела бесконечно перекочевывали из одного суда в другой, зачастую возвращались в первую инстанцию, откуда вновь начинали долгий путь верх, на что нередко уходили десятилетия. Другой порок дореформенного суда – взяточничество. Это, наряду с произволом и невежеством чиновников, типичное для всех звеньев государственного аппарата явление здесь приобрело настолько чудовищный, всепоглощающий размах, что его вынуждены были признать даже самые яркие защитники самодержавно-крепостнических порядков. Подавляющее большинство судебных чиновников рассматривали свою должность как средство наживы и самим бесцеремонным образом требовали взятки со всех обращавшихся в суд. Попытки правительства бороться со взяточничеством не давали никаких результатов. Крайне низкая общая грамотность судей, не говоря уже о грамотности юридической, обусловила фактическое сосредоточение всего дела правосудия в руках канцелярских чиновников и секретарей. В дореформенном суде господствовала инквизиционная (розыскная) форма судопроизводства. Процесс проходил в глубокой тайне. Принцип письменности предполагал, что суд решает дело не на основе живого, непосредственного восприятия доказательств, личного ознакомления со всеми материалами дела, непосредственного устного допроса обвиняемого, свидетелей, а опираясь на письменные материалы, полученные во время следствия. Да и доказательства оценивались по формальной системе. Их сила заранее определялась законом, который твердо устанавливал, что может, а что не может быть доказательством. Закон же устанавливал и степень достоверности допускаемых доказательств, деля их на несовершенные и совершенные, т. е. такие, которые давали основание для окончательного приговора и не могли быть опровергнуты подсудимым. Но и среди них особо выделялось признание, для получения его широко применялись пытка.

    Такое состояние законодательства озабочивало и предшественников Екатерины II, которые не раз делали попытки привести в систему и порядок русские законы, но все их попытки остались без результатов или имели очень слабый успех. Деятельность Елизаветинской комиссии по составлению свода законов не была безрезультатной. Она составила три главы предполагавшегося кодекса: 1) о суде, 2) о розыскных делах и «как за словесные преступления казнить» и 3) о состоянии подданных, то есть о юридическом положении отдельных сословий и разрядов населения, об их правах и обязанностях. Но дело этой комиссии не было окончено; она не составила нового кодекса, а оставила после себя исторический памятник кодификационных попыток.

    Екатерине II оставалось воспользоваться трудами своих предшественников, но она предпочла идти не проторенной дорогой, а самостоятельным путем. Императрица задумала составить кодекс новых законов. К тому же этого настоятельно требовала и сама жизнь. Такое решение соответствовало взглядам императрицы, последовательницы французской просветительной литературы, которая хотела дать идеальные законы, основанные на разуме и любви к человечеству, а их она совсем не видела в старых русских законах, которые ей представлялись варварскими. Смотря гуманным взглядом на преступление и наказание, Екатерина II не соглашалась со строгими нормами Елизаветинской комиссии.

    Она считала, что законы должны быть согласованы с потребностями страны, с понятиями и обычаями народа.
    III
    . «Наказ» Комиссии о сочинении проекта нового Уложения».- первый плод судебной реформы Екатерины
    II

    Екатерина II также не собиралась отказаться от роли просвещенной законодательницы. Она взяла на себя выработку общих принципов законодательства и приступила к делу в 1765 году. Для этого она обратилась к изучению западноевропейской литературы того времени, а в частности к знакомому ей уже «Духу законов» Ш.Л.Монтескье. Кроме «Духа законов», Екатерина II много заимствовала еще из сочинения итальянского юриста  Ч.Беккариа «О преступлении и наказании». Затем она пользовалась сочинением Гельвеция «О разуме, о человеке», трудами немецких ученых Бильфельда и Юста, а также французской энциклопедией и др.

    Основной текст «Наказа» содержал 20 глав, «поделенных на 546 статей, из которых 245 были заимствованы из произведения Ш.П.Монтескье «О духе законов»[4] и 106 из книги ученого итальянского криминалиста Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях». (В пятом томе сочинений В.О.Ключевского приводятся несколько иные сведения о количестве статей в «Наказе»: «Наказ» составился из 20 глав, к которым потом прибавлены были еще две; главы разделены на статьи, краткие положения, которыми пишутся уставы. Всех статей в печатном «Наказе» 655; из них 294 заимствованы у  Ш.Л.Монтескье»[5]).

    Самая обширная X глава «Наказа» «Об обряде криминального суда» почти вся (104 статьи из 108) взята из трактата Ч. Беккариа, направленного против средневекового уголовного процесса с его пытками и подобными судебными доказательствами, проводившим новый взгляд на вменяемость преступлений и целесообразность наказаний.

    Таким образом, «Наказ» являлся продуктом творческого переосмысления идей Монтескье, бравшего за образец английский парламентаризм, и был приспособлен к русской действительности.

    И так, первая задача была решена, общие принципы были найдены Екатериной II, но тут ее постигло первое разочарование.

    В духе этого «Наказа» проходило и его обсуждение. «Наказ» много пострадал от цензуры, или критики, какой он подвергся до выхода в свет.

    Еще в период работы над ним Екатерина показывала проект своим сподвижникам, желая знать их мнение и под влияниям их замечаний сожгла добрую половину написанного. «В общем можно сказать, — пишет М.Любавский – что едва ли четверть всего, написанного Екатериной II попало печать»[6]

    На деле оказалось, что далеко не все принципы рационального законодательства можно поставить в руководство при составлении кодекса новых законов. Но все-таки в печатном «Наказе» установить мы встречаем целый ряд ультралиберальных положений.

    «Наказ» охватывал, фактически, все стороны российской жизни. В 20 главах «Наказ» говорит о самодержавной власти в России, о подчиненных органах управления, о хранилище законов (Сенате), о состоянии всех в государстве живущих (равенстве и свободе граждан, о законах вообще, о законах подробно, именно о согласовании наказаний с преступлениями, о наказаниях, особенно об их умеренности, о производстве суда вообще, об обряде криминального суда (уголовное право и судопроизводство), о крепостном состоянии, о размножении народа в государстве), о рукоделии (ремеслах) и торговле, о воспитании, о дворянстве, о среднем роде людей, о составлении (кодификации) и слоге законов и др.

    Но с наибольшей наглядностью новые веяния проявились в правовой сфере:

    — в кодификации законодательства, которая из технического метода упорядочения права в век Просвещения превратилась в своеобразную форму регулирования социальных отношений;

    — в оформлении позитивного государственного права как суммы определенных юридических положений о полномочиях верховной власти и компетенции высших органов управления;

    в отделении суда от администрации и более четком устройстве судебных органов;

    в законодательном закреплении прав и привилегий сословий и общесословных организаций.

    В соответствии с идеологией просвещенного абсолютизма в «Наказе» провозглашалась необходимость подчинения всех одинаковым законам, но законы должны быть гуманными

    Главный вывод «Наказа» заключался в том, что законы должны соответствовать естественному положению народа, для которого они написаны, Россия должна управляться только самодержавным государем

    Придавая огромную роль законодательству, (по подсчетам историков, императрица за годы своего царствования издавала по 12 законов в месяц) она писала, что законы создаются «для воспитания граждан»[7], что «каждое государственное место имеет свои законы и пределы»[8]..

    Говоря о суде, в «Наказе» большое место отводилось вопросам о согласовании наказаний с преступлениями, о наказаниях, особенно об их умеренности. Принцип определения наказания сформулирован у Екатерины II по лучшим прогрессивным образцам того времени. Императрица полагала: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать». «Наказ» учил, что удерживать от преступления должен природный стыд, а не бич власти и что если не стыдятся наказаний и только жестокими карами удерживаются от пороков, то виновато этом жестокое управление, ожесточившее людей, приучившее их к насилию. «Лучше оправдать десять виновных, нежели обвинить одного невинного»[9]. Это мудрое изречении Екатерины II известно всем.

    «Наказ» протестовал против норм Уложения 1649 г., предусматривавшего одинаковое наказание за умысел и действие: «Слова не вменяются никогда во преступление, разве оные приуготовляют или последуют действию беззаконному»[10]. Известно, с какой бессмысленной жестокостью и произволом велись дела об оскорблении величества: неосторожное, двусмысленное или глупое слово о власти вызывало донос и вело к пытке и казни.

    Запрещались пытки в качестве способа судебного доказательства, содержание под стражей подозреваемого, вина которого не доказана.

    Частое употребление казней никогда не исправляло людей. Пытку, к которой так охотно прибегал русский суд, «Наказ» резко осуждает, как установление, противное здравому рассудку и чувству человечества; он же признает требование благоразумия меры несправедливой, но обычной в русской судебной практике.

    ХХ глава излагает разные статьи, требующие изъяснения, именно говорит о суде за оскорбление ее величества, о чрезвычайных судах, об обряде криминального суда (уголовное право и судопроизводство), о веротерпимости, о признаках падения и разрушения государства. В двух дополнительных главах идет речь о благочинии, или полиции, о государственной экономии. Одна из статей «Наказа» провозглашала Россию европейской державой. Таким образом, Екатерина зажигала веру в русский народ как в народ европейский, в его способность воспринимать европейские начала, хотя на первых порах они могут быть и не всегда удобными.

    Как видим, что, не смотря на урезки, «Наказ» довольно широко захватывал область законодательства, касался всех основных частей государственного устройства, верховной власти и ее отношения к подданным, управления, прав и обязанностей граждан, сословий, более всего законодательства и суда. Для русской судебно-политической практики особенно поучителен отзыв «Наказа» о чрезвычайных судах.

    В свое время «Наказ» стоял в противоречии не только с фактами русской жизни, но и с преобладающим строем мыслей и чувств русского общества.

    В глазах русских делегатов наказы императрицы Комиссии нового Уложения не имели никакого законодательного авторитета: они принимали правила «Наказа» только как выражение мысли и воли русской верховной власти. А со временем «Наказ», восторженно встреченный делегатами, вскоре ими же был превращен в секретный документ, из которого были убраны все прогрессивные идеи.

    И все же, несмотря на слабое практическое действие, «Наказ» остается характерным явлением царствования в духе всей внутренней политики Екатерины II. Это было важнейшим событием первых лет ее царствования. Своим «Наказом» она бросила в русский оборот, хотя и очень стесненный, много идей, не только новых для России, но не вполне усвоенных политической жизнью и на Западе. Это разработанное ею пособие по составлению законов, названное «Наказом», в котором провозглашались нравственные и правовые принципы законотворчества, сделали ее имя «Надеждой человечества»[11]

    coolreferat.com

    Развитие судебной системы в конце XVIII века

    2007 года. Готовая работа. Курсовая

      Право. Правоохранительные органы. Суды.
      Право. История государства и права

    Развитие судебной системы в конце XVIII века


    ВВЕДЕНИЕ … 3

    Екатерина II, вступив на престол, среди первых занялась вопросами судебной деятельности, судопроизводства, т.е. вопросами уголовного и гражданского процесса, правда, со специфической стороны. Выражаясь по-современному, ее заинтересовала проблема коррупции, актуальная для многих государств и в разные времена. Очевидно, чтобы привлечь на свою сторону дворянство, страдавшее от судейских безобразий, она сразу издала Указ «Об удержании судей и чиновников от лихоимства» .

    К началу царствования Екатерины должны были действовать, по идее, те процессуальные законы, которые издавались еще Петром I, т.е. главным образом «Краткое изображение процессов или судебных тяжеб» 1715 года и Именной указ «О форме суда» 1723 года. Во всяком случае при последующих монархах столь же серьезных процессуальных актов не издавалось.

    При Петре II, Анне Иоанновне и Елизавете Петровне принимались мелкие законы по отдельным, частным вопросам.

    Все эти акты, как и первые указы Екатерины II, не меняют в принципе петровское законодательство и даже не ссылаются на него, хотя императрица иногда обращается к Соборному Уложению и отдельным актам XVII века.

    Первые указы Екатерины II обычно не целиком посвящены процессуальным вопросам, а говорят о них между прочим. То же можно сказать и о таком крупном акте, как Учреждения для управления губерний 1775 года. Учреждения в какой-то мере кодифицировали процессуальное законодательство и даже изменили его нормы.

    У некоторых авторов сложилось мнение, что после Петра I идет плавное вытеснение «суда» розыском . При Екатерине мы видим как бы сочетание того и другого, но розыску уделяется серьезное внимание. Это заметно уже на стадии предварительной подготовки дела, что, собственно говоря, характерно для нее и в последующие времена, вплоть до наших дней.

    Рассматриваемая тема достаточно хорошо освящена в учебной литературе. В частности разработкой данной темы занимались С.М. Троицкий , В. Грибовский , В.Н. Латкин , С.Е. Десницкий , Н.Н. Ефремова , А. Смыкалин и др.

    В качестве предмета исследования выступает судебная система России в период абсолютизма.
    Период исследования – последняя четверть XVIII в.

    В процессе исследования были применены такие методы научного познания, как исторический, сравнительно-исторический, социологический, метод анализа.

    Целью исследования является анализ процесса преобразования судебной системы в России в рассматриваемый период, что обуславливает постановку следующих задач:
    • проанализировать причины реформы судебной системы в России;
    • дать общую характеристику судебной системы и рассмотреть отдельные ее звенья;
    • проанализировать изменение судебной системы в конце XVIII века.


    ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД АБСОЛЮТИЗМА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII В … 5-12

    §1. Реформирование организации суда … 5

    §2. «Учреждения для управления губерний» как правовой акт, определяющий судебную систему … 9

    ГЛАВА II. СУДЕБНАЯ СИСТЕМА В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII ВЕКА … 13-31

    §1. Общая характеристика судебной системы … 13

    §2. Областная судебная система … 14

    §3. Суды особенные … 23

    §4. Прокуратура как составная часть судебной системы … 30

    ГЛАВА III. ИЗМЕНЕНИЕ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ В КОНЦЕ XVIII В. … 32-34
     
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 35

    Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в процессе судебной реформы 1775 г. была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

    Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого (уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

    Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов, — по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов. Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

    Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года. Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

    Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники. Апелляционной инстанцией для нижней расправы
    стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

    В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам. Суд носил характер примирительного — рассматривал гражданские иски, а также специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

    Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам). В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе. К апелляционной жалобе прила¬гался солидный денежный залог.

    Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

    В целом реформы, начатые Учреждениями о губерниях 1775—1780-х годов, укрепили государственный аппарат, предоставили возможность для более успешного выполнения административных и судебных функций. Созданные реформой судебные органы в большей мере удовлетворяли интересы дворян, нежели суды губернаторов и воевод середины века. Это определило длительность их существования.

    Созданная Учреждениями о губерниях судебная систе¬ма была ликвидирована в ходе судебной реформы 1864 г.

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ … 37

    1. Грибовский B. Высший суд и надзор в России первую половину царствования императрицы Екатерины Второй: Ист.-юрид. исслед, СПб., 1901. С 135.
    2. Григорьев ВЛ. Реформа местного управления при Екатерине II: Учреждения о губерниях 7 ноября 1775 г. СПб., 1910. С 66.
    3. Десницкий СЕ. Представление об учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи. СПб., 1905.
    4. Ефремова Н.Н. Судоустройство России в XVIII – первой половине XIX (историко-правовое исследование). – М., Наука, 1993. 192 с.
    5. Законодательство Екатерины II / Отв. Ред. О.Н. Чистяков. – М.: Юрид. Лит., 2000. 1053 с.
    6. Ключевский В.О. Соч.: В 8 т. М, 1958. Т. V С 85-86.
    7. Латкин В.Н. Законодательные комиссии в России в ХVIII — СПб., 1887. С.238
    8. Милюков П. Очерки по истории русской культуры. СПб., 1903. Ч. Ш, вып. 1. С. 321.
    9. ПСЗ-I. Т. VII. №4889, ПСЗ-I. Т. XX. № 14392. Ст. 2, 3, 4., ПСЗ-I. Т. XX. № 14392. С 412
    10. Развитие русского права второй поло¬вины XVII—XVIII вв. – М., 1992,С. 239.
    11. Развитие русского права в первой половине XIX века. – М., Наука, 1993 С. 169
    12. Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития аб¬солютизма (вторая половина XVII — конец XVIIIв.). Киев, 1989. С. 73.
    13. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 томах / Под общ. Ред. О.И. Чистякова. Т.5. М., 1987. – 527с.
    14. Сборник русского исторического общества. СПб., 1781. Т. 7. С 279.
    15. Смыкалин А. Формирование судебной системы в период абсолютизма // Российская юстиции. 2001. №1. С. 39-42




    Отзывы о работе

    В настоящий момент отзывов об этой работе нет. И Ваш отзыв о ней будет первым.

    www.5legko.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *