Реформация во Франции
Количество просмотров публикации Реформация во Франции — 3089
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, в связи с этим и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.
Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.
Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 ᴦ. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.
Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д’Этапль (1450-1536). В 1512 ᴦ. он пишет трактат ʼʼПослания апостола Павлаʼʼ, в котором выдвигает два базовых реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д’Этапль перевел Библию на французский язык.
В случае если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части – Север и Юᴦ. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. ʼʼЕдиный король, единая католическая вераʼʼ – эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 ᴦ. Вместе с тем, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гᴦ. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гᴦ. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в т.ч. многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.
При Генрихе II (1519-1559) создается чрезвычайный трибунал, получивший название ʼʼОгненной палатыʼʼ, специально для борьбы с кальвинистским движением.
Несмотря ни на Сорбонну, ни на ʼʼОгненную палатуʼʼ, Реформация во Франции распространялась, находя сторонников и в городах, и в деревнях. В середине XVI в. на Юге страны широко распространился кальвинизм. На Юге, издавна считавшемся котлом ересей, к кальвинизму присоединились наемные рабочие, ремесленники, дворянство. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее развитие (Нормандия).
Французские протестанты получили название гугенотов.
К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.
Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов
Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д’Обинье. Οʜᴎ были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.
Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гᴦ.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 ᴦ., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.
Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 ᴦ., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.
referatwork.ru
82-83 — Гугеноты и Реформация во Франции
82. Характер французского протестантизма
Во Франции реформация начала находить последователей еще при Франциске I, и уже тогда протестантов стали подвергать жестокому гонению, которое и заставило Кальвина искать спасения за границей. Первые французские протестанты были сторонниками Лютера, но впоследствии здесь распространился кальвинизм, сам бывший, в сущности, по происхождению своему, французскою формою протестантизма. Между Францией и Женевой, центром кальвинизма, были самые тесные связи, и протестантов во Франции стали называть
83. Политическая сторона французской реформации
Во Франции с середины XV в. королевская власть сделалась почти абсолютною. При Карле VII генеральные штаты, согласились на постоянный налог для содержания войска и этим подписали свой смертный приговор; после этого они почти уже и не созывались. Людовик XI окончательно сломил политическое могущество феодалов и объединил всю Францию под своею властью. Карл VIII, Людовик XII и Франциск I заняли дворянство своими войнами за обладание Италией. При Франциске I и Генрихе II королевская власть была уже очень сильна. Между прочим, Франциск I по Болонскому конкордату с папою Львом X, заключенному за год до выступления Лютера (1516), получил право замещать по своему усмотрению все высшие церковные должности и временно распоряжаться имуществами вакантных должностей, за что увеличил папские доходы с Франции. Благодаря этому, французские короли еще до начала реформации подчинили себе национальное духовенство, чего многие другие государи могли достигнуть потом лишь путем реформации. В протестантах и Франциск I, и Генрих II видели ослушников против государственной власти и бунтовщиков, но это не мешало им помогать немецким протестантам, как союзникам своим в борьбе с Карлом V.
После смерти Генриха II произошло во Франции временное ослабление королевской власти, когда она попала в руки трех царствовавших один за другим сыновей этого государя (Франциска II, Карла IX и Генриха III), людей совершенно ничтожных и даже нуждавшихся по молодости своей в опеке. Этим обстоятельством воспользовались дворянство и города, чтобы вернуть себе прежние феодальные и муниципальные вольности, и кальвинизм со своим политическим свободолюбием пришелся как раз к этому настроению дворян и горожан. Во второй половине XVI в., когда во Франции вспыхнули религиозные войны, снова стали собираться генеральные штаты, на которых и протестанты, и католики проповедовали идею народного верховенства и стремились совершенно подчинить королевскую власть штатам. Ту же идею кальвинистские писатели излагали и в литературе. Это было учение, которое одновременно развивалось в тогдашней публицистике и в Шотландии, и в Нидерландах, и в Германии.
rushist.com
Реформация во Франции. | История
Реформационное движение во Франции имело целый ряд особенно-стей: оно началось здесь позднее, чем в Германии; французские короли не проводили Реформацию сверху, как английские; во Франции было немного сторонников Мартина Лютера, большинство французских протестантов были кальвинистами.Королевская власть задолго до Реформации сумела подчинить себе католическую церковь. В 1438 году была подписана «Прагматическая санкция» с папой, по которой во Франции устанавливалась национальная галликанская церковь, в ней сохранялась католическая догматика, обрядовость. Да и это ли главное для политики? Пожалуй, нет. Важно другое. Согласно «Прагматической санкции» решения национальных соборов считались выше папских. Французские священники сами выбирали епископов и аббатов. Королевская власть могла пользоваться и пользовалась доходами церкви.
Следующий шаг был сделан в 1516 году. По Болонскому конкордату (Франциск I заключил его с папой Львом X) короли получали право назна-чать кандидатов на все высшие церковные должности в стране. Доходы же с церковных земель идут полностью в королевскую казну. Таким образом, установился союз королевской власти и церкви.
И все же Франция познала Реформацию. Реформационное движение было представлено здесь двумя потоками: лютеранским и кальвинистским. Первым – лютеранский поток был маломощным и вскоре иссяк, второй же вверг страну в пучину длительных гражданских войн. Рассмотрим каждое из направлений более подробно.
Когда началась французская Реформация?
Французские историки, особенно Люсьен Февр, считают первым ре-форматором Лефевра де Этапля, который еще в 1512 году, за пять лет до Лютера, сформулировал тезис об оправдании верою (сестра Франциска I Маргарита Ангулемская симпатизировала ему), но в отечественной историографии принято считать началом французской Реформации конец 20 годов XVI века, когда в среде городских ремесленников, подмастерьев и учеников получило распространение учение Мартина Лютера. Условно реформационное движение во Франции делят на три периода:
Первый – 20-40-е годы XVI века – распространение лютеранства;
второй – 40-60-е годы – появление кальвинистских общин;
третий – 1560-1598 – гражданские или религиозные войны.
В первый период учение Мартина Лютера получило распространение в городах, среди цеховых ремесленников. Они использовали лютеранство в борьбе за свои прежние экономические интересы. Буржуазия не примкнула к движению, оставаясь в своем большинстве католической. Это и понятно – буржуазия паразитировала на подачках государства, поэтому выступать против него она не могла, тем более что государство защищало интересы буржуазии. Равнодушие крестьянства объясняется тем, что французские крестьяне, во-первых, не сгонялись с земли, как английские, и они не знали «второго издания крепостничества», как немецкие. Конечно, узкая социальная база люте-ранства сделала невозможным популярность учения Лютера в стране. Трудолюбивые крестьяне были связаны с рынком и надеялись разбогатеть, как это смог хитрый пикардиец Планше, слуга де Артаньяна в романах Александра Дюма «Три мушкетера» и «Двадцать лет спустя».
Во втором периоде в конце 40-х годов XVI века в стране появились первые кальвинистские общины, а в 1559 году во Франции действовало уже 2000 протестантских церквей кальвинистского толка. Быстрый рост кальвинизма испугал правительство, и была создана знаменитая «Огненная палата» – орган борьбы с ересью. Многочисленные источники свидетельствуют о жесточайших репрессиях против кальвинистов: их заковывали в колодки, им выворачивали губы, вырывали язык, сжигали на кострах. Как тут не вспомнить крылатое выражение Люсьена Февра: «Крепкие нервы средневековой цивилизации».
В развитии французского кальвинизма было много особенностей.
Во-первых, среди национальной буржуазии кальвинизм получил незначительное распространение.
Во-вторых, учение Жана Кальвина использовалось феодальной знатью для осуществления реакционных сепаратистских планов. Эти планы были реализованы в ходе гражданских войн 1560-1598 гг.
Третий период французской Реформации – период феодальной реак-ции.
vladhistory.com
Кратко написать особенности реформации во Франции. Срочно…
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.
Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты — французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.
Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д’Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д’Этапль перевел Библию на французский язык.
Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части — Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» — эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.
otvet.mail.ru
Реформация во франции — стр. 15
Реформация во Франции
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения, поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация в Англии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В свою очередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.
Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.
Королевская власть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в. были отменены папские аннаты – французские епископы избирались духовным капитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую курию представители французской церкви могли обращаться только во вопросам вероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а с французским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. король получил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатуры папой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ мог подолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы с церковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шли королю и частично крупному дворянству. У французских королей не было таких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.
Реформационные идеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первых французских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ и богослов Лефевр д’Этапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат «Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основных реформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писания единственным источником веры. Лефевр д’Этапль перевел Библию на французский язык.
Если в Англии с усилением реформационного движения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое, лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранские общины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизм во Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкого признания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступила против Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как бы разделенной на две части – Север и Юг. В экономическом плане Север развивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный класс буржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии, поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символом национального единства. «Единый король, единая католическая вера» – эти слова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г. Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана с королевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Таким образом, социальная база для сохранения католицизма на севере Франции оказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толка особенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии и ремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг. XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этого времени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-х гг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короля Франциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружок Маргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвин бежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто не успел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: одни были сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образом судьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказалась трагичной.
При Генрихе II (1519-1559) создается чрезвычайный трибунал, получивший название «Огненной палаты», специально для борьбы с кальвинистским движением.
Несмотря ни на Сорбонну, ни на «Огненную палату», Реформация во Франции распространялась, находя сторонников и в городах, и в деревнях. В середине XVI в. на Юге страны широко распространился кальвинизм. На Юге, издавна считавшемся котлом ересей, к кальвинизму присоединились наемные рабочие, ремесленники, дворянство. На Севере кальвинизм получил значительно меньшее развитие (Нормандия).
Французские протестанты получили название гугенотов.
К концу XVI в. Север и Юг Франции окончательно размежевываются на два вероисповедания. Такое размежевание привело к созданию двух религиозно-политических партий, оказавших в дальнейшем серьезное влияние на характер государственного развития страны.
Ведущим реформационным направлением на Севере было лютеранство. И на Севере же создается крупная католическая партия, которую возглавили герцоги Гизы. Эта партия определяла политику короля и жизнь страны. Кальвинистская или гугенотская партия возглавлялась на юге страны домом Бурбонов. Лидерами гугенотов были король Наварры Антуан Бурбон, его сын Генрих (будущий французский король Генрих IV) и принц Конде, а также представитель старинного французского рода Шатильонов адмирал Гаспар де Колиньи.
Гугенотское движение дало видных теоретиков Реформации – историка де Ту и поэта Агриппу д’Обинье. Они были сподвижниками и единомышленниками Генриха Наваррского.
Религиозное размежевание страны привело к длительным (1562-1598 гг.) гражданским войнам, которые принесли стране огромные бедствия. Кровавым и страшным символом этих почти 40-летних войн стала Варфоломеевская ночь 14 августа 1572 г., когда было уничтожено значительное число протестантов и католиков Франции.
Гражданские войны не прекращались до конца XVI в., пока Генрих Наваррский, ставший королем Франции Генрихом IV (1589-1610) (с ним к власти во Франции пришла династия Бурбонов), не издал Нантский эдикт (1598), уравнявший религиозные, государственные и политические права гугенотов и католиков. После подписания Нантского эдикта через три года во Франции прекратились гражданские войны. В 1685 г., при Людовике XIV, Нантский эдикт был отменен, и гонения на гугенотов возобновились. Гугеноты, к тому времени составлявшие экономическую основу страны, бежали за границу, в Англию и Голландию.
Контрреформация
В первой половине XVI в. Реформация распространилась в Англии, в Шотландии, в Скандинавских странах. Она проникла во Францию, Польшу и Венгрию. Католическая церковь терпеть такую ситуацию долго не могла, поэтому она перешла в наступление на реформационное движение. Одним из основных механизмов борьбы были соборы. Папа в 1545 г. созывает Тридентский собор, который заседал, с перерывами, до 1563 г. Этот собор провел некоторые реформы, его решения имели довольно значительные последствия. Тридентский собор запретил плюрализм, т.е. сосредоточение в одних руках нескольких церковных бенефициев, и абсентеизм – получение доходов с церковных должностей лицами, которые не исполняют эти должности. Был несколько сокращен аппарат папской курии. На последнем заседании собора взяли верх «ультрамонтане», наиболее реакционные прелаты-иезуиты, выступившие против любых изменений в догматике, требовавшие запретить чтение Библии на национальных языках и возврата к Библии на латинском языке (Вульгате), выступившие против изменений в организации католической церкви. Под их влиянием собор подтвердил все догматы католицизма, в том числе и принцип папского верховенства.
Но попытки вернуть курии прежнее господство над епископатом и светскими властями встретили сопротивление ряда католических государей и закончились полным провалом. Используя решения собора и опираясь на иезуитов, папство на какое-то время смогло упрочить свое положение, укрепить церковную организацию и сохранить позиции католицизма даже в тех странах, где прежде имела успех Реформация. В самом Риме был создан инквизиционный трибунал, который возглавил борьбу с ересями в католическом мире. Жертвами этого трибунала стали очень многие инаковерующие и инакомыслящие.
По решению Тридентского собора был составлен «Индекс запрещенных книг», в который попали сочинения многих европейских гуманистов (в частности, «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа Рабле).
Создается боевой орден католической реакции, орден иезуитов. Основателем этого ордена был Игнатий Лойола (1491-1556) – воинственный испанский идальго, получивший тяжелое ранение на поле битвы, лишившее его возможности продолжать военную карьеру. После ранения Лойола решил посвятить себя служению Иисусу и, в частности, борьбе с ересями. Изучать богословие он отправился в Сорбонну, где какое-то время спустя создает «Общество Иисуса». В 1540 г. папа утверждает устав нового ордена и берет его под свое покровительство. Иезуиты давали 4-й обет монашества: сугубое послушание папе. Благодаря иезуитам в католической церкви распространился обычай тайной исповеди. Орден иезуитов получает строго организованное устройство. Его генерал (первым генералом был Игнатий Лойола) вместе с совещательным органом – советом ордена – жил в Риме, руководя оттуда «провинциями ордена». Иезуиты раскинули свои сети по всему миру, включая не только католические окраины Европы, но и некатолические, и даже не христианские страны. В отличие от других монашеских орденов, члены ордена иезуитов жили в миру и вели светский образ жизни, выступая в роли политиков, дипломатов, придворных, воспитателей, врачей и т.п. Ради торжества дела Христова они выполняли задания ордена, руководствуясь знаменитым принципом «цель оправдывает средства». В своей деятельности они пользовались любыми средствами – лестью, ядом, интригами, клеветой, заговорами и убийствами. Отпущение грехов им было обеспечено заранее.
Иезуиты придавали очень большое значение воспитанию «солдат» ордена, стоящих на страже христианской католической веры. Они занимали кафедры во всех европейских университетах, создавали школы, колледжи и лицеи, где маленьких мальчиков воспитывали в соответствующем духе, т.е. иезуитском. Воспитанию особых деятелей иезуитского толка была подчинена вся иезуитская педагогика, и в настоящее время считающаяся одной из лучших педагогических систем. В своем трактате «Духовные упражнения» Игнатий Лойола наставляет: «Подчиненный должен повиноваться старшему как труп, который можно поворачивать в разные стороны; как палка, подчиняющаяся всякому движению; как воск, которому можно придать любую форму». Иезуитский орден стремился захватить как можно больше учебных заведений, причем не только в Европе, но и на Востоке. В его «коллегиумах» обучались и воспитывались иезуитские функционеры.
Под контролем иезуитов находились богословские факультеты многих университетов Европы. Орден иезуитов, стремившийся к безукоризненному воспитанию своих будущих «солдат», оказал большое влияние на развитие европейской педагогики вообще. Иезуиты были хорошими учителями, и выпускники их «коллегиумов» отличались высоким уровнем подготовки.
Во время раннебуржуазных революций (1649 г. в Англии, 1789 г. во Франции), иезуиты выступили на стороне феодальной монархии и делали все возможное, чтобы сохранить ее устои. Когда французская аристократия во время революции бежала в другие страны (в том числе и в Россию), вместе с ними бежали и иезуиты, которым таким образом открылись границы Российской империи. Екатерина II находила в иезуитах опору своему правлению и предоставила им возможность для педагогической деятельности в России.
Действия иезуитов, их склонность к заговорам и дворцовым интригам нередко вызывали соответствующую реакцию – они часто изгонялись из той или иной страны. В 1773 г. орден был закрыт, но в 1814 г. возобновил свою деятельность и действует до сих пор. Слово «иезуит» давно приобрело нарицательное значение: с ним ассоциируется коварство, предательство и т.п.
Католическая Контрреформация имела определенный успех, на некоторое время ей удалось упрочить пошатнувшийся в очередной раз папский престол и укрепить силы папства и католицизма. Тем не менее Контрреформация не смогла ликвидировать уже состоявшийся раскол католицизма и помешать становлению нового вероучения – протестантизма.
12. Кризис феодализма и народные движения.
Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера
В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская война, но только с тем отличием, что она происходила в рамках Реформации. В последнее время оформлена иная версия: эта война – одна из ранних форм буржуазной революции.
Говоря о причинах крестьянской войны, следует выделить две главные: 1) кризис феодальной системы в XVI в.; 2) раскол в реформационном движении.
Крестьянской войне предшествовало появление различных народных еретических сект, ересиархи которых предсказывали грядущую великую войну. Среди этих сект наиболее значимой была секта анабаптистов. Своими действиями и идеологически анабаптисты в дальнейшем вольются в крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во главе анабаптистов стоял подмастерье Николай Шторх.
Анабаптисты отрицали церковную организацию и считали, что каждый верующий обладает даром Божественного откровения. На кого снизошла Божественная благодать, тот становится пророком, вещает «живое Евангелие», поэтому, проповедовали анабаптисты, не нужен институт священства. Анабаптисты возвещали скорое наступление тысячелетнего царства Христова на земле и предрекали, что будут низвергнуты все земные троны и бедные будут возвышены, а богатые унижены. Реальными действиями анабаптисты сыграли заметную роль в крестьянской войне, которая началась в германских землях в 20-х гг. XVI в.
Основоположником реформационного народного направления явился Томас Мюнцер (1490-1525). В качестве реформатора он начинал как единомышленник и соратник Лютера, но довольно скоро их пути разошлись. Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского крыла Реформации, с его идеями немедленных революционных действий, т.е. переходит от теории к революционной практике.
Центром соратников Мюнцера и центром будущей войны становится город Цвиккау. Здесь к ним присоединяются анабаптисты, которые под влиянием Мюнцера выходят за рамки сектантства и примыкают к революционному крестьянско-плебейскому крылу Реформации.
Анабаптисты становятся идейными единомышленниками и соратниками Мюнцера. Они начинают активно проповедовать революционные идеи, организовывать народные массы на восстание.
Крестьянская война, на которую Мюнцер поднял значительную часть населения германских земель, была им идеологически обоснована. Идеологическое обоснование крестьянской войны базировалось Мюнцером на его понимании Реформации прежде всего как социально-политического переворота. Этот переворот должны были, по Мюнцеру, произвести самые обездоленные слои населения – крестьяне и городская беднота. Поднявшись на эту войну, или революцию, крестьяне и городская беднота должны были в результате победы установить новый общественный строй без классовых различий, эксплуатации, частной собственности.
Мюнцер понимал слово Божие как откровение Бога в разуме человека. Бог для него не творец, стоящий над миром, а сам мир в его единстве, высшая идея интегрального, объединяющего отдельные части. Служение Богу по Мюнцеру это, прежде всего, активная деятельность человечества на общее благо. Народ, считал Мюнцер, является ревнителем дела Бога. «Богатые безбожники будут низвергнуты, униженные возвышены», – писал Мюнцера.
Крестьянской войне под руководством Мюнцера предшествовали многочисленные волнения в Германии, где революционная обстановка к 20-м годам чрезвычайно накалилась. Первыми выступили рыцари во главе с Францем фон Зиккенгеном. Это имя впоследствии станет достоянием немецкой культуры. Идеологом рыцарского выступления, как пролога Крестьянской войны, был знаменитый немецкий гуманист Ульрих фон Гуттен.
Крестьянская война началась в 1524 г. и закончилась в 1525 г. Развернулась она в юго-западных немецких землях, где было распространено реформационное религиозное учение Цвингли. Здесь же действовало радикальное крыло народной Реформации – анабаптисты. Война под руководством Мюнцера началась на верхнем Рейне, затем охватила регионы между верхним Рейном и верхним Дунаем. Первым требованием, которое выдвинули восставшие крестьяне, была отмена феодальных поборов. Но цели и задачи войны под руководством Мюнцера не сводилась только к этому положению.
Восстание все более расширялось и приобретало организованный характер. В конце 1524 – нач. 1525 г. появляется первая общереволюционная программа «Статейное письмо», открыто провозглашающее необходимость коренного социального и политического переворота и создания общества социальной справедливости. Однако эта программа не стала общей программой войны, т.е. всех сил, в ней задействованных. Ряд руководителей восстания не были столь революционно настроены и склонялись к переговорам с властями и с феодалами, т.е. готовы были занять компромиссные позиции, далекие от революционных. Это давало властям возможность договариваться с каждым отдельным руководителем войны и тем самым раскалывать ее единый фронт. Отсутствие единства в крестьянско-плебейском лагере с самого начала обрекало восставших на поражение.
Крестьянские восстания в регионах верхнего Рейна и верхнего Дуная можно рассматривать как пролог Великой Крестьянской войны, которая охватит постепенно большинство немецких земель: Верхнюю Швабию, Франконию, Тюрингию, Саксонию и др.
Та война, которая вошла в историю как Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера, началось в феврале 1525 г. в Швабии, откуда она перебросилась в другие немецкие земли. С самого начала войны среди участников и руководителей ее не было единства. Руководители отдельных военных отрядов по-разному понимали «божественное право»: одни понимали его как установление полного социального равенства, другие – как ликвидацию крепостной зависимости. Весной 1525 г. создается в Швабии крестьянская организация «Христианское объединение». В Швабии действует и другое, враждебное ему объединение – бюргерский «Швабский союз».
Поскольку «Швабский союз» был гораздо сильнее «Христианского объединения», представители последнего решили пойти на переговоры со «Швабским союзом», подготовив для этого идейную платформу – знаменитые «Двенадцать статей». Эта программа была разработана цвинглианскими реформаторами. «Двенадцать статей», обоснованные Св. Писанием, подчеркивали мирный характер намерений и требований крестьян, но некоторые из них в глазах светских и духовных феодалов носили далеко не мирный характер. В этот документ были включены реформационные статьи: необходимость Реформы Церкви, обязательная выборность и сменяемость священников.
«Двенадцать статей» еще раз продемонстрировали тесную связь Крестьянской войны и движения Реформации. Наряду с реформационными требованиями в «Двенадцать статей» были включены и экономические требования, в первую очередь необходимость отмены крепостного права. Несмотря на свою умеренность, требования «Двенадцати статей» касались самых злободневных вопросов крестьянской жизни и стали общей программой восставшего немецкого крестьянства. Однако наиболее революционно настроенная часть крестьян не была удовлетворена этой программой и отказалась от нее, начав действовать и бороться за революционные преобразования в Германии в духе «Статейного письма», более революционной по характеру программы Крестьянской войны.
«Швабский союз» не смог уничтожить «Христианское объединение» в Швабии. В германских землях все более сгущалась грозовая атмосфера, назревала необходимость вооруженной борьбы, которую и начал «Швабский союз» весной 1525 г. Основные силы восставших крестьян в Швабии были разбиты. Тогда «Швабский союз» перенес свои действия в другие немецкие земли, где бушевала Крестьянская война – во Франконию. Здесь в это время действовали несколько повстанческих соединений, в руководство которых проникло зажиточное бюргерство со своей умеренной программой, умеренной тактикой и стратегией. Был создан сводный отряд восставших под руководством получившего печальную известность рыцаря Геца фон Берлихенгена, которому спустя века посвятит свою поэму Гете. После назначения Геца фон Берлихенгена руководителем сводного отряда он предал восставших крестьян. После этого революционно настроенные руководители были оттеснены умеренными бюргерами, использовавшими крестьянскую войну для реализации своей собственной, бюргерской программы.
Вместо общепринятой программы «Двенадцати статей» бюргерским руководством была подготовлена новая программа, получившая название Гейльброннской программы. Это был, в первую очередь, проект имперской реформы, направленной против немецких князей. Гейльброннская программа предлагала лишить князей их титулов, независимости и превратить немецкого князя в обыкновенное должностное лицо государства. Не отвергая сословных привилегий, программа вводила общее для всех «естественное и Божеское право» и обеспечивала политическое влияние бюргерства. Как и в «Двенадцати статьях», в этой программе на первом месте стояли реформационные требования: выборность пастырей, их ответственность перед паствой, лишение духовенства светской власти, закрытие монастырей, роспуск монашеских и духовно-рыцарских орденов, секуляризация церковной, прежде всего земельной, собственности. Гейльброннская программа намечала ряд буржуазных преобразований: введение во всех немецких землях единой монеты, отмену внутренних таможень, ограничение торгово-ростовщического капитала и др. Эта бюргерская программа была направлена на создание единого немецкого государства.
После того, как на территорию Южной Франконии вторглись войска «Швабского союза», Франкония становится вторым, после Швабии, театром военных действий. Как и в Швабии, здесь вновь предает восставших Гец фон Берлихинген, а также некоторые другие руководители войны. Предает восставших и патрициат. Восставшие терпят поражение, за которым следует жестокая расправа. Летом 1525 г. восстание во Франконии было подавлено. После того, как очаг военных действий был погашен во Франконии, он снова разгорается в Швабии. Тем же летом 1525 г. война заканчивается.
Весной, до того, как война под руководством Томаса Мюнцера была окончательно проиграна, Мюнцер планировал сделать главным регионом Крестьянской войны Северную Франконию и Тюринго-Саксонские районы. Здесь война проходила организованно, военными действиями руководил сам Мюнцер. Но осуществить свои замыслы ему не удалось. Против него выступили средне-германские князья, и основным театром военных действий снова стала Швабия. Во время нового периода войны Мюнцер был тяжело ранен, захвачен в плен и после жестоких пыток казнен.
После гибели Мюнцера военные действия еще продолжались в глухих местах Священной Римской империи – в альпийских владениях Габсбургов крестьянские выступления были довольно значительными. В Тироле вспыхнуло крестьянское восстание, которое возглавил сподвижник Мюнцера, один из выдающихся руководителей Крестьянской войны Михаил Гайсмайер, вместе со своими соратниками мечтавший создать в Тироле народную республику. Первое время Михаил Гайсмайер вел удачные войны с постоянно действующим «Швабским союзом». Но «Швабский союз» был сильнее, и несмотря на свои удачи Гайсмайер был вынужден отступить в Венецианскую область, где начал готовиться к новому наступлению, которое, однако, не удалось осуществить – в 1530-х гг. Гайсмайер погибает от руки убийцы, подосланного Габсбургами.
Летом 1525 г. Великая Крестьянская война под руководством Томаса Мюнцера заканчивается поражением. Причины ее поражения типичны для любой крестьянской войны: отсутствие союзников, разобщенность в действиях, локальность, отсутствие единого центра и т.п. Потеря выдающихся руководителей Томаса Мюнцера и Михаила Гайсмайера сыграла существенную роль в общем поражении этой изначально обреченной войны.
refdb.ru
РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI ВЕКЕ. ГРАЖДАНСКИЕ ВОЙНЫ. История Франции
Предпосылки гражданских войн во Франции в XVI веке
К моменту окончания походов в Италию во Франции уже остро чувствовалось большое внутреннее брожение, охватившее самые различные слои населения. Росту брожения способствовали не только последствия сдвигов социально-экономического характера и изменения в политической надстройке страны в связи с укреплением абсолютизма, но и незначительность успехов, одержанных Францией в итальянских походах.Продолжавшиеся процессы разложения феодальных, отношений и зарождения капиталистического уклада в недрах феодализма с неизбежностью обостряли социальные противоречия.
Естественно, что низшие слои населения Франции, страдавшие от все возраставшего гнета налогов после «революции цен» и переплетения феодальной эксплуатации со становящейся все более ощутимой эксплуатацией капиталистической, не могли мириться с таким положением, и социальный протест с их стороны принимал все более острые формы. Одной из форм протеста был отход от католицизма, освящавшего своим авторитетом феодальный порядок, и обращение в кальвинизм и даже в анабаптизм, которые получали все большее распространение среди городского плебса — подмастерьев и прочего бедного люда городов, в некоторых местах и крестьянства.
С другой стороны, стала сказываться реакция на политику абсолютизма в среде господствующего класса. Острое недовольство обнаруживалось в кругах провинциальной знати и дворянства, которые еще не расстались с мечтой о возврате «доброго старого времени», когда не только крупный сеньор, но и рядовой дворянин мог вести себя независимо по отношению к королю, переходить на службу к другому государю и воевать с другими сеньорами, в том числе и с самим королем.
Эти настроения находили отклик и среди новой французской аристократии, недовольной ростом власти бюрократов и «выскочек» из «людей мантии», всегда склонных к безоговорочной поддержке абсолютизма.
Оппозиционные настроения не проявлялись особенно резко, пока Франция организовывала походы в Италию: дворянство и аристократия в значительно степени кормились ими, беспокойные социальные элементы поглощались военным наемничеством, горожане и крестьяне надеялись, что с окончанием войны наступит облегчение их участи.
Однако результаты войн не оправдали ничьих надежд. То, что было награблено в ходе войн, было быстро прожито дворянством. Хозяйственные ресурсы страны истощались. Вместо снижения налогов правительство вводило новые и увеличивало старые, но и они оказывались недостаточными, чтобы удовлетворить потребности государства и его опоры — дворян. Теперь пришло в движение и дворянство, требуя новых пожалований, должностей, пенсий и ведения выгодных войн. Во Франции к середине XVI века назревал серьезный внутренний конфликт.
Обстановка, сложившаяся во Франции накануне гражданских войн (обычно их называли религиозными войнами), отличалась переплетением самых противоречивых социальных и политических интересов, приобретавших к тому же религиозную окраску. Тем не менее эти тенденции объединялись в два основных направления.
Первое из них – «антифеодальное» направление экспроприированных масс феодально-зависимого крестьянства и городского населения. К этому же направлению примыкала и оппозиция зарождавшейся буржуазии, купечества, мануфакитуристов, в среде которой было немало приверженцев кальвинизма. Буржуазия еще не представляла собой класса, экономически достаточно сильного и осознавшего свои классовые интересы; она нуждалась в покровительстве абсолютизма, поскольку использовала выгодную для себя политическую централизацию страны. В существовавших во Франции того времени социально-экономических условиях борьба крестьянства и городского плебса, даже в случае открытых вооруженных выступлений масс, не могла перерасти в буржуазную революцию, так как зародившиеся элементы капиталистического производства не пришли еще в непримиримое противоречие с феодальным, строем и отсутствовал класс-гегемон (т. е. буржуазия), способный возглавить революцию.
Опасным для этих слоев общества был не королевский абсолютизм, игравший тогда известную прогрессивную роль, а феодалы, стремившиеся повернуть страну вспять. Поэтому, хотя городской плебс и крестьянство и выступали с оружием в руках против существующих порядков, их борьба на всем протяжении гражданских войн была во многом отлична от феодально-сепаратистской реакции. Впрочем, эта крестьянско-плебейская оппозиция существующему социальному и политическому порядку не была устойчивой.
Ее часто увлекали различные группировки горожан и даже господствующего класса на путь таких выступлений, которые не соответствовали собственным интересам крестьянско-плебейских масс. Лишь на последнем этапе гражданской войны, когда бедствия народа из-за грабежей и бесчинств соперничающих феодальных клик достигли высшей степени, а последние представители династии Валуа с полной ясностью показали свое бессилие предотвратить нависшую над страной катастрофу, выступления народных масс приобрели определенность и оказали наибольшее влияние на ход событий.
Силы феодальной реакции представляли собой другое направление антиабсолютистской оппозиции. Ядром их были еще сохранившиеся остатки сепаратистской феодальной аристократии в провинции и при дворе. Главную опору ей давали связи в среде рядового дворянства.
Зависимость мелкого дворянства от милостей и щедрости аристократии, возможности, которыми та располагала для оказания протекции своим приверженцам при дворе и в армии, хранение, хотя и в значительно измененном виде, вассальных связей — вот те узы, которые часто привязывали дворянство к своим непосредственным сеньорам, вопреки общей тенденции подчинения дворянства в целом своему королю.
Своеобразие обстановки заключалось еще и в том, что феодальная реакция выступала не сомкнутым фронтом, а как две соперничающие клики, претендовавшие на власть в стране. При этом каждая из них существовала в более или менее определенных географических границах.
Первая группа локализовалась преимущественно в южных областях Франции. Некоторые из них были сравнительно недавно присоединены к владениям французской короны и сохранили много вольностей и привилегий. Поскольку королевская власть предпочитала предоставлять высшие должности в центральном аппарате и церковной иерархии дворянству северных и центральных провинций, аристократия и дворянство юга чувствовали себя обделенными и видели средство к улучшению своего экономического положения в секуляризации церковных владений, чего они могли достигнуть, приняв кальвинистскую Реформацию.
Приверженцы феодально-аристократической партии назывались гугенотами. Их вождями были представители боковой линии царствующей династии — король Наваррский Антуан Бурбон (после его смерти в 1562 г.- его сын Генрих Наваррский, будущий король Генрих IV), принц Конде, а также адмирал Гаспар де Колиньи.
Вторая феодально-аристократическая партия образовалась в основном в северо-восточных и центральных провинциях Франции. Эта группа и географически, и по существу была ближе к королевскому двору, а следовательно, и к доходам казны. Члены королевского совета и верхушка церковной иерархии были выходцами из этой группы. Нo именно поэтому она находилась под более бдительным контролем королевской власти, самостоятельность ее действий была более стеснена, чем у южан, и она особенно болезненно реагировала на все увеличивающееся засилье «выскочек» из числа «людей мантии» и незнатного, служилого дворянства при дворе. Вождем этой партии был герцог Франсуа Гиз, главнокомандующий королевской армии, и его брат кардинал Лотарингский Карл Гиз.
Гизам принадлежало до полутора десятка церковных должностей и имений, поэтому они считали себя защитниками престола и «истинной» веры (т. е. католической), хотя король опасался этих своих «защитников» не меньше, чем своих «врагов» — гугенотов.
Понятно, что при таких условиях религиозный вопрос о делении на гугенотов и католиков имел скорее второстепенное значение. Религия была зачастую вопросом тактики, и в ходе гражданских войн многие дворяне не раз меняли свое вероисповедание. Современники всегда отличали гугенотов-дворян, или «политических гугенотов» как их тогда называли, от «религиозных гугенотов» (преимущественно буржуазии и городского плебса), для которых принадлежность к кальвинизму была выражением их социального протеста против существующего порядка.
Эта расстановка классовых сил верна, разумеется, лишь в общем. Классовая борьба эксплуатируемых масс, вмешательство внешних сил, местные условия и чрезвычайно сложная общественная структура того времени — переходного от феодализма к капитализму — все это накладывало свой отпечаток и превращало каждое событие гражданских войн в сложный клубок столкновений противоречивых интересов, в котором подчас сами участники событий не могли разобраться и наметить нужную им линию поведения.
РЕФОРМАЦИЯ ВО ФРАНЦИИ В XVI ВЕКЕИстория Франции:
История Франции: полный курс
france.promotour.info
Особенности Реформации во Франции? — Незнайка.НЕТ
Ответ оставил Гость
В каждой стране были свои специфические основы реформационного движения,поэтому и характер Реформации в каждой стране разный. Реформация вАнглии не похожа на Реформацию в Германии или в Швейцарии. В своюочередь Реформация во Франции также имеет свои отличия.
Для развития Реформации во Франции не было столь благоприятной ситуации, как в Германии или Швейцарии.
Королевскаявласть во Франции рано начала противостоять притязаниям папы. В XV в.были отменены папские аннаты — французские епископы избирались духовнымкапитулом и утверждались не папой, а королем. В папскую куриюпредставители французской церкви могли обращаться только во вопросамвероучения. По всем остальным вопросам они имели дело не с папой, а сфранцузским королем. Согласно Болонскому конкордату 1516 г. корольполучил право назначать епископов с последующим утверждением кандидатурыпапой. Это был некий компромисс между королем и папой. Епископ могподолгу не замещать вакантной должности и получать в свою пользу доходы сцерковных должностей. Таким образом доходы французской церкви шликоролю и частично крупному дворянству. У французских королей не былотаких конфликтных отношений с Ватиканом, как у английских.
Реформационныеидеи начали распространяться во Франции довольно рано. Одним из первыхфранцузских гуманистов и французских реформаторов был крупный философ ибогослов Лефевр дЭтапль (1450-1536). В 1512 г. он пишет трактат»Послания апостола Павла», в котором выдвигает два основныхреформационных положения: оправдание верой и признание Св. Писанияединственным источником веры. Лефевр дЭтапль перевел Библию нафранцузский язык.
Если в Англии с усилением реформационногодвижения возобладал кальвинизм, то во Франции преобладало более мягкое,лютеранское направление Реформации. Начинают создаваться лютеранскиеобщины. Первым создателем такой общины был епископ Брисоннэ.
Протестантизмво Франции не получил в начале ни широкого распространения, ни широкогопризнания. В Париже была сильна Сорбонна, которая решительно выступилапротив Реформации.
В начале XVI в. Франция оставалась как быразделенной на две части — Север и Юг. В экономическом плане Северразвивался быстрее. Там начал формироваться сильный и влиятельный классбуржуазии. Но буржуазия севера Франции, в отличие от буржуазии в Англии,поддерживала католическую религию. Католицизм во Франции был символомнационального единства. «Единый король, единая католическая вера» — этислова были лозунгом Французского государства вплоть до революции 1789 г.Кроме того, французская буржуазия была экономически тесно связана скоролевским двором. Крестьяне Севера также оставались католиками. Такимобразом, социальная база для сохранения католицизма на севере Францииоказалась очень сильной. Реформационные идеи кальвинистского толкаособенно широко распространялись среди дворянства, буржуазии иремесленников южных и юго-западных областей Франции.
В 30-х гг.XVI в. протестанты стали действовать более активно. И если до этоговремени протестанты и гуманисты во Франции шли одной дорогой, то в 30-хгг. их пути расходятся. Еще раньше Сорбонна вынудила французского короляФранциска I (1515-1547) запретить придворный гуманистический кружокМаргариты Наваррской и начать репрессии против протестантов. Кальвинбежал из страны, с ним покинули Францию его сторонники, а те, кто неуспел убежать, в том числе многие гуманисты, жестоко расплатились: однибыли сожжены, другие изгнаны, третьи покончили с собой. Таким образомсудьба Реформации во Франции, при всем ее нешироком размахе, оказаласьтрагичной.
Оцени ответ
reshebka.com