Спартанское воспитание – Спартанское воспитание — Википедия

Спартанское воспитание — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 26 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 28 декабря 2016; проверки требуют 26 правок.

А́гогэ (ἀγωγή, что значит «увод», «унесение») — система гражданского воспитания спартанских мальчиков в VIII—IV вв. до н. э. Она была обязательна лишь для детей полноправных граждан (за исключением царских). Для прочих же мальчиков из других сословий прохождение через эту систему являлось особой привилегией, дающей шанс на получение полного гражданства.

Плутарх пишет, что в древней Спарте существовал обычай убивать новорожденных детей, брос

ru.wikipedia.org

Спартанское воспитание – история спартанской системы воспитания

Каждая семья имеет свои традиции воспитания детей, которые передаются из поколения в поколение. Многое зависит от того, какими хотят видеть родители своих детей: интеллектуальными, творческими или физически развитыми. Особенно важной задачей для любого отца считается воспитание сына – будущего мужчины. Поэтому некоторые отдают предпочтение так называемой спартанской системе воспитания, основанной на суровых принципах, закаляющих тело, волю и характер.

Спартанская система воспитания

Слава о воинах Древней Спарты жива и по сей день. Из истории известно, что этот малочисленный народ завоёвывал другие более крупные племена и держал их в подчинении силой оружия. Военное ремесло этого народа было доведено до совершенства и являлось основным родом занятий представителей сильного пола.

Статус воина давал древнему спартанцу особые привилегии в обществе, но достигнуть его удавалось не каждому мальчику. До сих пор рассказывают легенды о том, как там избавлялись от слабых детей с физическими дефектами.

Делать из мальчиков непобедимых воинов нужно было с самого детства, для этого была разработана особая методика спартанского воспитания. На взгляд современного человека её приёмы могут показаться чрезмерно жёсткими, однако в те древние времена методика была очень эффективной. Строгие законы военных дисциплин охватывали всю жизнь мальчиков и юношей, делая из них непобедимых воинов.

Каждый новорождённый ребёнок в Древней Спарте должен был быть показан совету старейшин племени. Они осматривали малышей для выявления дефектов. Есть мнение, что больных детей лишали жизни ещё в младенческом возрасте, хотя доказательств этого факта так и не было обнаружено. Возможно, реальный смысл этой легенды заключается в том, что недоразвитых детей просто лишали возможности войти в привилегированное сословие.

Воспитание детей в спартанском духе отличается строгостью и дисциплиной. У этой методики есть свои достоинства и недостатки, важно соблюсти между ними баланс, чтобы не навредить психике ребёнка.

Военное воспитание для мальчиков начиналось с возраста 7 лет. Как только ребёнку исполнялось 7, его забирали из семьи, где до этого он воспитывался. Теперь за его дальнейшее становление отвечало государство-полис и он сам. Спартанское воспитание протекало в три последовательных этапа, в течение взросления мальчика до зрелого мужчины:

  • 7-15 лет;
  • 15-20 лет;
  • 20-30 лет.

После первого этапа обучения пятнадцатилетние мальчики становились эйренами, молодыми воинами. Испытания второго этапа заканчивались посвящением в настоящие воины и выдачей полного комплекта вооружения, юноши приступали к Эфебии, службе в армии. И только в течение третьего периода, когда молодые люди уже принимали участие в боевых походах, закалённые бойцы приобретали статус полноправных представителей воинской общины.

Хотя физическое развитие спартанца стояло на первом месте, их обучали не только владению оружием и боевым искусствам. На первом этапе детей учили письму и чтению, а на втором ещё музыке и пению. Особенно уделялось внимание тому, чтобы дети умели выражать свои мысли очень кратко и лаконично, при этом проводя много времени в полном молчании. Этот навык обучает воинов терпению и эффективному взаимодействию в бою.

Плюсы и минусы спартанского воспитания

Воспитание детей всегда являлось не простой задачей для родителей. Очень важно соблюсти баланс, не перегнуть палку, ведь такой хрупкой и ранимой может быть детская психика. Даже если родители решили попробовать спартанскую систему воспитания, вводить её нужно постепенно. Не лишним будет также изучить все плюсы и минусы этой методики.

Среди главных преимуществ системы можно выделить следующие моменты:

  • дети становятся закалёнными и выносливыми, могут терпеть боль и сдерживать слёзы;
  • у воспитанников формируется самостоятельность;
  • постоянные тренировки прививают дисциплину;
  • физические упражнения способствуют укреплению здоровья;
  • испытания, лишения и ограничения учат детей ответственности.

Преимуществ, конечно, много, но есть и недостатки, которые могут привести к негативным последствиям. Особенно, если родители слишком суровы к ребёнку, отказывают ему во всём и не поощряют его за успехи. Из нежелательных проявлений жёсткой воспитательной методики у детей, в особенности подросткового возраста, может наблюдаться:

  • чрезмерная агрессия;
  • потеря взаимопонимания между поколениями;
  • асоциальное поведение;
  • замкнутость, проблемы в общении со сверстниками;
  • неспособность самостоятельно принимать решения;
  • неосознанные рефлексы в виде заикания или энуреза.

Другими словами, методика, призванная сделать ребёнка сильным, произведёт обратный эффект, если неправильно её использовать. Подросток может стать либо слишком жестоким по отношению к окружающим, в том числе, к родителям, неосознанно желая отомстить за детские обиды, либо произойдёт полное подавление его личности. Он будет не способен жить самостоятельно, как полноценный человек, будет нерешительным и безынициативным. Комплексы, приобретённые в детстве, будет не просто искоренить в будущем.

Спартанская система физического воспитания

На первом месте в спартанском образовании стояло развитие физического тела. Несмотря на это, элементарной грамотности тоже уделялось внимание, но спартанцы считали более важной задачей научить молодое поколение выживать в любых условиях, стойко переносить лишения, холод, боль. Закалённое в течение долгих лет тело спартанского воина должно было быть хорошо развитым и сильным.

Всё начиналось с того, что каждый отец приносил на обозрение старейшин своёго новорожденного ребёнка. Совет определял дальнейшую судьбу малыша: быть ему полноправным гражданином и принадлежать к военному сословию, или попасть в число рабов. И те и другие дети до семи лет воспитывались в своих родных семьях, после чего их оттуда забирали.

Обычай может показаться диким, но считалось, что дальнейшее становление ребят должно было проходить под влиянием старших воинов.

Детей поселяли в казармы, где для них наступала особая спартанская система физического и духовного воспитания. Здоровье закалялось холодом, так как у ребят не было тёплой одежды, а спали они на тонких соломенных тюфяках, постеленных на пол. Смирение формировалось с помощью голода и лишений, а терпение – через превозмогание боли. Не каждому ребёнку было суждено справить с такими испытаниями.

С каждым этапом взросления физические нагрузки и испытания только ужесточались. Чтобы стимулировать молодёжь к постоянным тренировкам на пределе возможностей, между воспитанниками устраивались публичные турниры и состязания. Победителей громко прославляли. Взрослые не запрещали детям драться и наносить друг другу увечья, они даже подстрекали их на это.

Ещё будучи подростками или криптиями, как их называли, юноши принимали участие в военных действиях. Этот год с 15 до 16 лет был для них своеобразным посвящением и одним из самых тяжёлых испытаний. Молодёжь участвовала в разведывательных операциях, и совершала набеги на вражеские поселения. В результате этого они учились выживать в любых условиях, самостоятельно принимать решения и обеспечивать себя пропитанием.

Прошедшие естественный отбор воспитанники приступали к глубокому осваиванию военного искусства на следующих этапах воспитания. При этом, дальнейшие физические нагрузки становились неотъемлемой частью их жизни. Недаром суровые спартанские воины малым числом могли сокрушать огромные армии.

Спартанская система физического воспитания предназначалась не только мальчикам, но и девочкам. Считалось, что только крепкие телом женщины могли родить здоровое и полноценное потомство. Равноправие полов выражалось в том, что девушки могли наравне с юношами изучать военное ремесло, упражняться во владении оружием и ведении боя, некоторые даже принимали участие в боевых походах.

Особенности спартанского воспитания

Как и любая другая методика, спартанское воспитание имеет свои особенности. Оно берёт начало с античных времён, когда таким образом народ Спарты воспитывал будущих воинов. В наши дни методика тоже пользуется популярностью, потому что некоторые отцы считают, что только так можно взрастить настоящего мужчину. Главными принципами системы являются:

  • строгая дисциплина;
  • воспитание детей в коллективе;
  • физические нагрузки;
  • закаливание тела;
  • телесные наказания;
  • уважение и беспрекословное подчинение старшим;
  • наставничество;
  • обучение практическим навыкам жизни.

Одной из самых удивительных для своего времени особенностей спартанского воспитания считается обучение девушек. Представительницы прекрасного пола в этом древнем обществе имели равные права с мужчинами, поэтому воспитанию девушек уделялось не меньшее внимание.

Женщины Спарты отличались отвагой и патриотизмом, их обучали в таком же военном духе, как и юношей, они прекрасно владели оружием и обладали крепким здоровьем и тренированным телом.

Однако спартанская женщина не должна была быть подобной мужчине. Чтобы исполнять свои основные задачи – рожать здоровых детей и вдохновлять своего мужчину на подвиги, в женщине ценились такие качества:

  • нравственность;
  • умение вести хозяйство;
  • супружеская верность;

Благодаря этому, женщины спартанского общества были более свободными, чем в соседних государствах. Они принимали активное участие в общественной жизни, не были обделены в правах, но и не были распущенными. Супружеские отношения между спартанцами носили оттенок романтичности и рыцарства.

Ещё одна особенность спартанского воспитания заслуживает внимания. Это преемственность поколений, которая выражалась с помощью наставничества. Каждый зрелый воин имел одного или нескольких учеников, которых он обучал в индивидуальном порядке. Им он передавал свои знания и накопленный годами опыт.

Это было очень полезно для молодых юношей, поскольку формировало в них уважение к старшим и смирение.

lets-speak.ru

Спартанское воспитание—20 безумных фактов

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут

Почему воины Древней Спарты считались самими бесстрашными, сильными, могущественными солдатами в мире? Приведённые здесь факты из жизни спартанцев дадут ответ на этот вопрос:

С самого рождения детей спартанцев подвергали различным испытаниям. Если совет старейшин находил какие-либо физические недостатки у младенца, то его оставляли умирать в дикой местности.

Как правило, младенцы там погибали, но иногда их спасали другие люди.

Но и тогда слабым младенцам приходилось нелегко. Их купали не в воде, а в вине, чтобы проверить, насколько они здоровы и способны к выживанию.

Взрослые приучали младенцев не бояться темноты и одиночества, их плач игнорировался.

В возрасте 7 лет мальчиков-спартанцев забирали из родного дома для поступления на военную службу («агогэ»), где из них делали бесстрашных воинов и ответственных граждан.

Молодые солдаты обучались искусству ведения боя, охоте, лёгкой атлетике и жили в общих бараках.

Одежду юным спартанцам разрешали носить только с 12 лет. Их заставляли спать на холодной земле на улице.

Пропитание у спартанцев намеренно было скудным, а воровство и грабёж только поощрялись. Однако если они попадались на воровстве, то получали изрядную порку.

Мужчины в Спарте обязаны были быть искусными воинами, а женщины – образцовыми матерями, способными воспитывать воинов.

Наравне с мальчиками, обучавшимися военной тактике и боевому искусству, девочки также посещали тренировки по лёгкой атлетике, борьбе, метанию копья и диска, а ещё проходили психологическую подготовку перед предстоящим материнством. Только женщина из Спарты могла рожать воинов-спартанцев.

Девочкам, в отличие от мальчиков, разрешалось жить с родителями.

Воспитательная система агогэ предполагала обучение не только бою, но также письму и чтению.

Тем не менее, «дедовщина» и драки среди обучающихся поощрялись.

Единственная профессия, на которую мог рассчитывать мальчик-спартанец в будущем была профессия воина. Все спартанцы считались военнообязанными до 60 лет.

Промышленным производством и сельским хозяйством занимались низшие слои населения и иностранцы, многие из которых являлись рабами.

Самым жестоким испытанием, ожидавшим юношей, был «конкурс на выносливость», в котором их избивали и пороли, чтобы проверить устойчивость к боли. Те, кто погибал во время проверки, считались слабаками.

После прохождения обучения в возрасте 30 лет мужчины искали себе спутницу жизни. Девушки обычно выходили замуж в 20 лет. Брак, в первую очередь, рассматривался как средство воспроизводства новых солдат.

Сдаться для спартанца означало покрыть себя позором. Отсюда особый спартанский менталитет. Мать спартанца, отправляя сына на войну, говорила: «Возвращайся со щитом или на щите».

По закону тех времён только два класса людей заслуживали права увековечить свои имена на надгробных плитах – это женщины, погибшие при родах, и мужчины, сложившие голову в бою.

источник:mixstuff.ru

econet.ru

Спартанское воспитание мальчиков: методика, основные правила

Когда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

[dropcap]К[/dropcap]огда речь заходит о воспитании детей, на ум приходит фраза «спартанское воспитание». С какими историческими событиями связано это выражение? Актуальна ли в наши дни такая система воспитания мальчиков?

Словосочетание «воспитание по-спартански» уходит корнями в историю древнегреческого государства, где и зародилась такая методика. Главная задача родителей тогда заключалась в том, чтобы воспитать в сыне выносливость, стремление к победе и терпение.

Воспитательный процесс в Спарте (до 4 в. до н. э.) считался делом государственной значимости. Методика воспитания подчинялась задаче превращения мальчиков в будущих воинов. Важнейшими моральными качествами признавалась решительность, упорство и преданность.

В возрасте с 7 до 20 лет сыновья обычных граждан воспитывались в интернатах военного типа. Занятия включали физические упражнения, закаливания, военные игры, обучение музыке и пению. Особое внимание уделялось выработке навыка четкой и лаконичной речи.

Жесткое воспитание, ориентированное на выносливость, и по сей день именуют спартанским.

Система Агогэ

«Агогэ» в переводе с греческого означает «унесение». Это методика военного воспитания в 8-9 вв. до н. э., которая применялась лишь к сыновьям полноправных граждан. Для детей из других сословий прохождение через данную процедуру считалась привилегией, дающей возможность получить в дальнейшем полное гражданство.

Система Агогэ. Старейшины осматривают новорожденного ребёнка

При рождении мальчика забирали и уносили на край пропасти, где производили тщательный осмотр. Больных и слабых детей скидывали в пропасть, оставшихся в живых подвергали различного рода испытаниям. Колыбели были грубыми и жесткими. Уже в семь лет мальчиков отдавали на воспитание в военный интернат, где их учили выживать. Спали воспитанники на соломе, одежду они начинали носить только с 12 лет. Для согревания в подстилку клали крапиву. Мальчики обучались искусству владения мечом, выполняли физические упражнения, метали копье. Еду они себе добывали сами.

Храм Артемиды

[highlight]По достижении 17-летия спартанцы возвращались домой, но перед этим им нужно было пройти испытание – попасть в храм Артемиды, находящийся высоко в горах.[/highlight] В храме спартанец делал «жертвоприношение». Жрецы привязывали его над большим жертвенным чаном и хлестали мокрыми розгами до первой крови. Юноша должен был сохранять полное молчание, в противном случае его били еще сильнее. Такая процедура позволяла оставить самых сильных.

Основной упор спартанцы делали на развитие силы, смелости и выносливости. Физически крепкие и ловкие юноши ценились в Спарте очень высоко. Культурным навыкам уделялось меньше внимания, но читать и писать каждый спартанец должен был уметь. Занятия по выработке военного языка наделяли воспитанников умением говорить четко и ясно. Музыка, танцы и пение также входили в систему обучения. Воинственная музыка поднимала боевой дух, а танцы повторяли отдельные элементы боя.

Спартанские мальчики в отличие от современных детей были лишены внимания и ласки. С каждым годом воспитание становилось все более жестким: мальчиков обривали налысо, заставляли ходить босиком и собирать тростник голыми руками.

Воспитание по-спартански, возможно, было актуальным для исторических реалий того времени, но в современном мире все происходит по-другому. Не нужно совершать открытые экспансии на чужие территории или постоянно защищать стены города от врагов. Некоторые родители упоминают крепкое физическое развитие и выносливость спартанцев, а также силу духа и терпение. Это действительно имело место быть, но у такой системы воспитания была и другая сторона: жестокость, неуверенность и пассивность.

Воспитание мальчика по-спартански

Чтобы воспитать мальчика в духе Спарты, нужно придерживаться следующих правил:

    • Не пеленать ребенка, исключить создание тепличных условий в помещении. Воспитание по-спартански начиналось с самого младенчества: маленьких детей не купали, а когда они становились старше, их отучали от боязни темноты и одиночества.
    • С первых дней жизни у ребенка нужно формировать правильную осанку. Для этого дитя следует как можно раньше приобщать к физическим упражнениям, следить за тем, чтобы он не пропускал утреннюю зарядку, часто играл в активные игры, рано научился плавать, ровно сидел за столом. Спартанских мальчиков с младенчества воспитывали по-военному. Семья закладывала фундамент основополагающих качеств будущего воина, которые отличали спартанца от других народностей. [highlight]Приоритетные качества – это сила, выносливость и готовность к преодолению трудностей[/highlight].
    • Если позволяет здоровье, ребенка следует как можно раньше записать в спортивную секцию, глее опытные тренеры займутся физическим и духовным развитием мальчика. Воспитанием детей военных интернатах Спарты занимались искусные воины, которые отличились мужеством на поле боя и с которых молодежи предполагалось брать пример.
    • Малыша нужно закаливать с ранних лет. Основные помощники в этом – вода, свежий воздух и солнце. Закаливания нужно проводить не тогда, когда ребенок начал часто заболевать, а с раннего возраста. После первых процедур закаливания должны стать регулярными.
    • Нужно прислушиваться к советам старшего поколения в вопросах воспитания. Воспитательный процесс являлся делом всей спартанской общины. Военачальники и высокопоставленные деятели часто вели с мальчиками беседы на тему политики, присутствовали на спортивных состязаниях.

[pullquote-right] Соблюдая хотя бы некоторые из этих советов, ваш ребенок будет расти сильным и здоровым [/pullquote-right]

  • Позвольте ребенку заниматься музыкой и танцами, если ему хочется. Только искусство спартанцам нужно было не для развития творческих способностей. Танцы с оружием напоминали боевые упражнения. Элементами танца были атака, прыжки, оборона и молниеносные удары – все, что требовалось воину в бою.
  • В ребенке нужно воспитывать желание беспрестанно повышать свой интеллектуальный, физический и культурный уровень. Образовательный процесс в Спарте заканчивался только после 30 лет, так как этот возраст отождествлялся с полным физическим и нравственным формированием человека.

Интересно, что воспитание по-спартански для девочек мало отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались в домашних условиях, но приоритетным направлением для них была также физическая и военная подготовка. По достижении определенного возраста они могли наравне с мужчинами принимать участие в военных акциях.

detki.guru

Спартанское воспитание — лучшая система для подготовки воинов

Спарта – настоящее воинственное государство, воины которого долгое время держали в страхе не одно древнее государство. Некоторые страны считали, что это возможно лишь благодаря сверхъестественным силам. Считалось, что победить спартанцев невозможно. Однако на самом деле основная причина побед воинственного государства заключалась в специальной подготовке граждан.

Воспитание спартанцев как воинов было важнейшей задачей, которую ставили правители. Нельзя сказать, что государство постоянно готовилось к захватническим походам. Спартанцы хотели мира, но в то же время они боялись потерять захваченные земли: долину Эврота и равнину Мессении. Причем защищать эти территории приходилось не от соседей, потерявших их, а от рабов, которые постоянно мечтали о свободе. Учитывая связи с дорийскими общинами, Спарта участвовала в походах на Афины. Кроме того, неоднократно многие государства Древнего Мира шли войной на могущественное государство и пытались захватить его. Поэтому правительство требовало готовить воинов для защиты государства как от внешних, так и от внутренних врагов.

Специально для этого была разработана система воспитания спартанцев, согласно которой граждане Спарты не могли жить отдельно друг от друга, они должны были служить стране, слушать своего командира. Таким образом, с рождения мальчики рассматривались не как сыновья, а как воспитанники всего общества.

Спартанское воспитание начиналось с момента появления ребенка на свет. Каждого новорожденного мальчика показывали так называемым врачам, которые были знатоками физического здоровья. Если они решали, что ребенок слаб, то его оставляли в горах Тайгет на волю природных стихий. Детей не пеленали, их конечности были открыты воздуху и солнцу, таким образом, они закалялись. Начиная с семи лет, государство брало все заботы о новом воине на себя.

Спартанское воспитание подразделялось на 3 ступени в зависимости от возраста. Среди них выделяют следующие:

— с 7 до 12 лет;

— с 12 до 20;

— с 20 до 30.

С 7 до 12 лет спартанское воспитание подразумевало объединение мальчиков в группы. Дети играли и одновременно учились. В это же время их наставники старались спровоцировать драку для того, чтобы увидеть слабые и сильные стороны каждого подопечного. Особое внимание на этом этапе уделялось физическому воспитанию.

С 12 до 20 лет мальчики находились на обучении в агелах, своеобразных школах-интернатах. Руководителем данного объединения был или старший юноша, или самый смышленый и подвижный из сверстников. В его обязанности входило руководить агелом и карать провинившихся. Наказания были жестокими. Обычно это была порка. Ни один из воспитанников не мог жаловаться, он должен был стойко переносить любое наказание. Обязательным условием было подчинение. Каждый воин должен был беспрекословно выполнять приказы старшего руководителя. В этот период мальчики подвергались суровым физическим испытаниям. Им запрещалось носить нижнее белье. Спали они на камышах, а мылись в реке.

Спартанское воспитание с 20 до 30 лет подразумевало объединение в сисситии. В 20 лет воины получали небольшие земельные наделы, где они занимались выращиванием плодовых культур. За это они платили налог. В этом возрасте им было разрешено заводить семью, воспитывать детей. Однако военная подготовка продолжала занимать важно место в жизни спартанца. Юноши, достигшие 20 лет, объединялись по 15 человек. Таким образом, в своем кругу они тренировались днем, а вечером могли идти к себе домой.

Спартанские воины были послушными гражданами, которые легко переносили боль и побеждали в бою. Они изучали такие дисциплины, как искусство разведчика, плавание, гимнастику, конный спорт. Чтению и письму уделялось минимальное значение.

Спартанское воспитание – уникальная система, которая на протяжении длительного времени делала из детей настоящих воинов.

fb.ru

Воспитание по-спартански или спартанское воспитание

Когда возникает разговор о воспитании, то невольно вспоминается известная крылатая фраза «спартанское воспитание». С какими событиями связано это определение? Кому необходимо воспитание по-спартански, и необходимо ли оно вообще человечеству в современном мире?

Фраза «воспитание по-спартански» имеет глубокие корни. Спарта – это древнегреческое государство, в котором, собственно говоря, и зародилось это явление. В Древней Спарте основной задачей матерей было воспитать в детях выносливость, волю к победе, терпение.

С самого юного возраста детей подготавливали к серьезным испытаниям. А чтобы закрепить навыки истинных воинов и показать успехи, они должны были участвовать в специальных празднествах в храме Артемиды Орфии.

Даже бытовые условия имели свои особенности. Сон на жестких тростниковых подстилках, интенсивная физическая подготовка, суровое воспитание. Спартанские дети были лишены ласки и внимания в отличие от современных детей, которые зачастую бывают избалованы.

Обучению грамоте не придавалось столь большое значение, детей обучали лишь ее необходимым азам. А, например, ораторскому искусству уделялось большая часть времени. Невнимательных ораторов с отсутствием красноречия демонстративно высмеивали.

С годами воспитание становилось намного суровее: детям стригли наголо волосы, учили ходить босиком, как правило, без одежды, тростник собирали без помощи ножей, ребята участвовали в различных состязаниях. И что самое парадоксальное, так воспитывали не только мальчиков, но и девочек!

Если мысли современной девушки заняты внешностью, успехами в карьере, личной жизнью, то спартанские девушки об этом даже и не мечтали. Их больше заботили вопросы, связанные с метанием дисков, борьбой, бегом и прочими соревнованиями.

Дети в Спарте находились в безраздельной собственности государства. Сразу после рождения они подвергались тщательного досмотру. Слабых и увечных сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы.

Возможно, спартанское воспитание и было эффективным в той исторической эпохе, в которой оно и зародилось. Но в современном мире все выглядит иначе. Не нужно завоевывать чьи-то территории, постоянно защищаться от нападения врагов.

Некоторые родители могут возразить, вспомнив о крепком физическом развитии и здоровье спартанцев, а так же о силе духа, который в них воспитывали. Возможно это и так, но необходимо видеть и другую сторону такого воспитания: безжалостность, неуверенность в себе, пассивность, жестокость, которых и без спартанского воспитания хватает в нашей жизни.

Для воспитания ребенка в духе Спарты вам, родителям, необходимо придерживаться следующих правил.

7 правил воспитания детей по-спартански:

1. Не пеленайте ребенка, не создавайте для него тепличных условий в комнате. Прививание спартанских навыков начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не кутали, а когда он подрастал, то его отучали от страха перед темнотой и одиночеством.

2. С первых дней жизни своего чада формируйте у него правильную осанку. Для этого как можно раньше начинайте приобщать ребенка к физкультуре, следите за тем, чтобы он обязательно де­лал утреннюю зарядку, играл в подвижные игры, научился плавать, правильно сидел за столом, готовя уроки. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке, в семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов, — сила, выносливость и готовность к преодолению жизненных трудностей.

3. Если здоровье вашего ребенка позволяет, как можно раньше запишите его в спортивную секцию, где под руководством опытных тренеров он будет физически и духовно развиваться. В 7 лет спартанских мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения. Там их воспитанием занимались воины, которые прославились мужеством на поле боя и с которых дети могли брать пример.

4. Закаливайте малыша и не забывайте, что солнце, воздух и вода — ваши первые помощники в этом важном процессе! Закаливание следует начинать не тогда, когда ребенок уже заболел, а с самого раннего возраста, и проводить постоянно или вообще не проводить.

5. Не отказывайтесь от помощи и советов старшего поколения в процессе воспитания. Воспитание детей было делом всей спартанской общины. Часто военачальники и государственные деятели вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях.

6. Пусть ваш ребенок занимается музыкой и танцами. Правда, спартанцы занимались музыкой и танцами отнюдь не для развития музыкальных и танцевальных способностей. Танец с оружием, исполнявшийся юношами, скорее напоминал боевое упражнение. Его элементами были атаки, прыжки, оборонительные приемы и молниеносные удары — то есть все, что требовалось воину во время боя.

7. Воспитывайте у ребенка желание постоянно повышать свой интеллектуальный, культурный и физический уровень. В Спарте только после 30 лет по закону заканчивался процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов.

Воспитание девушек в Спарте мало чем отличалось от воспитания юношей. Девушки воспитывались дома, но в их воспитании на первом месте были физическое развитие и военная подготовка. По достижении определенного возраста им разрешалось принимать участие в военных походах.

По материалам: ped-kopilka.ru, justlady.ru

www.vospitaj.com

Спартанское воспитание в Греции

Дошло ли спартанское воспитание в Греции до наших дней

Спарта, именуемая еще Лакедемоном – это государство древней Греции, расположенное на полуострове Пелопоннес. Люди населили там долину Эврота. Истоки развития этого государства неизвестны, поскольку в те времена еще не вели летописных книг. В памяти поколений сохранились многочисленные легенды о народе Спарты, ее законах, устоях и воспитании.

Известно, что граждане Спарты должны были беспрепятственно подчиняться власти, следовать установленным ею правилам. В течение всей жизни спартанец находился под неусыпным государственным контролем. Некоторые обычаи и устои древних спартанцев покажутся современникам весьма дикими. Другие же добродетели дошли до наших дней. Такие, как идея воспитания добропорядочного мужчины или женщины, рождающей крепких и здоровых детей.

Кто такие спартанцы?

Четыре требования предъявляли к жителям этой страны правители:

  1. Оба родителя младенца должны быть жителями Спарты.

  2. Наличие земельного надела (клера) и илотов (рабов), трудящихся на земле и в доме.

  3. Обучение и успешное окончание спартанской школы.

  4. Беспрекословное следование законам страны и полное подчинение властям.

Каждый мужчина должен был стать настоящим и достойным воином, а женщина – здоровой и сильной матерью красивых и крепких детей. Спартанцы жили в аристократической стране, население которой было огромным. Большинство из жителей — подневольные. Никакого равенства и всеобщего братства. Земля никогда не принадлежала людям, у них вообще не было частной собственности. Экономическая система была построена на первобытно-общинных законах. Это касается периода 8-7 вв. до н.э. Впредь произошли некоторые изменения государственного строя страны, но незначительные. Они заключались в укреплении власти правящей общины. В древнейшей же Спарте было 2 вождя. Почему? Известно, что город образовали 2 племени:

  • архейское;

  • дорийское.

Имелись народное собрание и совет старейшин. И позже во главе государства стояли 2 правителя. Их выбирали каждые 8 лет не народным голосованием, а гадая по звездам. Главы государства имели войско, им доставалась большая часть трофеев, привезенных из военных походов.

По одному из обычаев, дочери любого рода выходили замуж за братьев своих отцов. Так старались сохранить семейную собственность. Были случаи объединения родовых клеров (земель).

Система воспитания молодежи

К 8 веку до н.э. в Спарте сформировалась уникальная система воспитания мальчиков. Но пройти эту школу могли только дети коренных жителей Спарты всех сословий. Представители низших слоев населения так наделялись правом «выбиться в люди» и получить полное гражданство. Царские особы этому порядку не подчинялись.

Посещение школы (в группах — агелах) считалось привилегией среди жителей Спарты. Мальчиков отдавали на государственное воспитание в агелы с 7 лет. Девочки сидели дома, но много занимались спортом и учились пользоваться оружием.

Возглавляли группы обучения молодые люди старшего возраста (агелархи). Каждый агел имел свое название. Предводительствовал над ними старший (педоном). Его избирали из взрослых и почитаемых спартанцев. Педоном имел пару помощников.

Не всем мальчикам удавалось дожить до возраста, когда их отдадут на специальное обучение. По легенде, в древней Спарте был обычай избавляться от слабых, уродливых и больных новорожденных малышей. Происходило это так: спустя пару недель после появления на свет, родители относили ребенка на суд старейшинам. Малыши с физическими недостатками сбрасывались в пропасть. Полноценных детей возвращали родителям. Часто семьи, в которых появились на свет больные чада, сбегали из Спарты, чтобы сохранить детям жизни.

Самое пристальное внимание старейшины уделяли здоровью и физическому состоянию детей царственных особ. Малейший недостаток приводил к смещению с высоких постов родителей и недопущению к власти их потомков.

Испытания малыши получали с младенчества. В колыбелях лежали на жестких подстилках. Школа выживания начиналась буквально в того времени, когда ребенок вставал на ноги. Обуви не было, спартанцы ходили босиком и раздетые до 12 лет. Немногие доживали и до семи. Спали на соломе и в жару, и в холода. Как тут смертельно не заболеть? Приходилось класть в подстилки крапиву. Так, обжигаясь, согревались. После 12 лет детей одевали в легкие одежды.

Упражнения в спартанской школе заключались в физических нагрузках, приобретении навыков владения мечем, копьём и другим оружием. За каждое свое действие ученик получал оценку. В «казармах» царила жесткая военная дисциплина. Пищу находили сами. Еду приходилось воровать и даже убивать за нее. Если спартанец попадался на грабеже или другом деянии, его жестоко избивали, но не для того, чтобы он впредь так не делал, а чтобы проявлял в будущем больше ловкости и хитрости.

Никакого интеллектуального развития, кроме возможности разучивать песни. Считалось, что они сплачивают мальчиков и вырабатывают в коллективе воинский дух. Понятие «спартанский патриотизм» было на 1 месте. В то же время рабов унижали как могли. Одним из способов развлечения спартанских мальчиков, было избиение и угнетение илотов. Еще одна забава – набеги на соседние деревни рабов, сильнейших жителей которых убивали. Забирали скот.

Обучение в спартанской школе продолжалось 10 лет. Как только мальчику исполнялось 17, он приходил домой и готовился к самому важному и заключительному испытанию. Оно состояло в том, чтобы попасть в высокогорный храм Артемиды и принести жертву. Жрецы привязывали юношу и били до первых капель крови плетями. Помиловали тех, кто молча переносил испытание. Издававших звуки, забивали до смерти. Это делалось ради отбора наиболее сильных для жизни в спартанском обществе.

А что же сегодня?

Принципы нынешнего воспитания молодежи Греции далеки от спартанских. Слава этого государства разлетелась по всему миру еще во времена древности, но некоторые из его законов уже тогда приводили в недоумение жителей разных стран.

Основа же воспитания спартанцев – жесткая военная дисциплина, наказания за значительные провинности, дошли и до наших дней, но имеют место разве что в военных училищах и не так жестоки, как в Спарте. Сохранились принципы 10-летнего обучения и выставления оценок. Только теперь ученики получают не лавровые венки, а баллы по специальной системе. В конце обучения – не битье розгами, а обязанность сдать экзамены, для проверки знаний в области базовых наук.

gidvgreece.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *