Доклад — Боги древних славян
Боги древних славян.
В отличие от античной мифологии, хорошо известной по художественной литературе и произведениям искусства, а также мифологий стран Востока, тексты мифов славян не дошли до нашего времени, поскольку в ту далекую пору, когда создавались мифы, они еще не знали письменности.
Славянская мифология и религия славян слагалась из обоготворения сил природы и культа предков. Единым высшим богом, «творцом молнии», каким был у индусов Индра, у греков Зевс, у римлян Юпитер, у германцев Тор, у литовцев Перкунас — у славян былПерун. Понятие о боге-громовнике сливалось у славян с понятием неба вообще (именно — движущегося, облачного неба), олицетворение которого некоторые ученые видят в Свароге. Другие вышние боги считались сыновьями Сварога — Сварожичами; такими богами были солнце и огонь. Солнце обоготворялось под названием Даждьбога, а также Хорса. Брат Сварога, самый таинственный бог и хранитель стад
Хотелось бы перечислить некоторых из этих загадочных богов древних славян.
Перечень богов в алфавитном порядке.
Авсень, славянский бог урожая
Авсень – персонификация урожая в Новом году в восточнославянской мифологии. Этот персонаж упоминается в колядках (песнях), которые исполняются ходившими от двора ко двору группами молодежи. За пожелания здоровья и благополучия в семье хозяева одаривают пришедших. Авсень связан с животными — конем, коровой, козой и другими, олицетворяющими плодородие и богатство.
Агидель – славянская богиня реки Агидель
Агидель – дочь Али и Ильма сестра Альвов-Эльфов и Гмуров. Внучка Святогора, Плеяны, Сварога. Правнучка Кощея, Волыни. Праправнучка Матери Сырой Земли, Вия, Ра, Сварога. Именем славянской богини Агидель названы река Агидель (Белая, истекает из Уральских гор), г. Агидель (респ. Башкортостан, на берегу р. Белая), «Агидель» (заповедник в Башкирии).
«Сказал Урал-батыр:
— Иди, мой сын, куда велит тебе сердце, броди среди людей и не оглядывайся назад до тех пор, пока не набредешь на большую реку.
Идель — исполин, подобный отцу, — пошел на юг, оставляя на земле тяжелые следы. Отец долго следил за ним, роняя слезы, ибо знал, что Идель уже никогда не вернется обратно.
Идет Идель, идет, даже на отдых не останавливается. Долго шел он так, потом повернул направо и, наконец, двинулся на север. Шел Идель, шел целые месяцы и годы, потом, направился он в западную сторону.
Наконец, добрался до полноводной реки, в которой водилось много выдры (по-башкирски — каллы). Обернулся назад Идель и видит, что вслед за ним широкой лентой движется светлая вода. И стала она вливаться в ту полноводную реку, поросшую камышами.
Так родилась река Агидель, исполненная дивной красоты».
(Башкирский эпос «Урал-батыр»)
Агуна, славянский бог Земного Огня
Агуна – славянский бог Земного Огня. Агуна – сын бога Сварога, младший из Сварожичей. Брат Азовушки, Асгаста, Волыни, Всевышнего, Ильма, Ильмары, Пелена, Перуна, Святовита, Семаргла, Трояна. Агуна – являет собой Силу Богов Небесных на Земле — очищающую и оберегающую от всякой нечисти. Служит посредником между Миром Людей и Миром Богов (отсюда — Огненные Жертвоприношения и кремация мертвых тел).
В отличие от Дажьбога и Перуна, чьи Лики скрыты от людей в зимнее время, Агуна остается на Земле круглый год, вздымая свои золотые кудри на Огненном Жертвеннике и в домашнем очаге… Культ Огня также тесно связан с почитанием Огненного Сокола Рарога — Пламенного Посланника Небес, к коему мы, возжегая Коло Священного Огня на капище, обращаемся со словами: «Огнь-Батюшка! Распери крыла…», призывая тем самым Силу Богову положить зачин проводимому обряду… Именем славянского бога Агуны названы г. Агун, р. Агун. В Грузии Агуна ещё и покровитель виноградарства и виноделия.
Азовушка – славянская богиня – дух Азовского моря
Азовушка — дочь Сварога и Матери Сва, сестра Всевышнего, Асгаста, Волыни, Ильма, Ильмары, Пелена, Перуна, Святовита, Семаргла, Трояна, тетка Крышня-Кришны. Именем славянской богини Азовушки названы Азов-Гора (588, Свердловская обл., Урал), реки Азовка (Ростовская обл.), Аза, Азат (Армения), Асса и Азы-чоч (Ингушетия), г. Азов (ок. 500 год до н.э.), Азовское море, Азия. Вершины Азов-горы – святилище, место совершения, начиная с раннего железного века (VII-III в. до н.э.), культовых и религиозных действий (Уральская историческая энциклопедия) и место действия некоторых древних славянских мифов. Сам район расположен на осевой линии главного Уральского хребта, как раз на стыке материков.
Ант – прародитель Антов
Ант — сын бога Велеса и богини Прии. Брат Арка, Асилы, Брага, Крива, Мороза, Подага, Прова, Савы, Сна, Тура, Ярилы. Внук Коровы Земун. Прародитель славянских народов – Анты, Друды, Казаки, Черкесы. Именем славянского бога Анта названы реки Анта (Ростовская обл., г. Новочеркасск) и Ант (Ant, Вост. Англия, Норфолк), города Антия, Антополь (Белоруссия, Брестская обл.), Анттила (2 шт.), Анттола (2 шт.), оз. Антыкан, д. Антушки (Костромская обл.), ул. Антовская (С.-Петербург).
Асгаст – славянский князь
[ок. 5.000 до н.э.] Ас – по-русски значит «Бог». Асгаст — сын Уряны и Сварога. Муж Асуицы и Дулёбы. Брат Азовушки. Отец Асеня, Яра. Асени — правители берендеев От Яра пошли Яры, Новояры, Святояры, Белояры. Асгаст – волшебный правитель Асграда [старинное название г. Азов на Дону].
Асила – славянский бог
Асила по-русски значит «Звёздный». Он рождается из Синей Звезды, прилетевшей от трона Вышнего. Имя Асила имеет корень «ас», что значит «бог». Асы у русский, скандинавов и др. народов класс богов, также и асуры, охуры в Индии и Иране. В древнем Риме – Асил. Асила — сын Велеса. Внук коровы Земун и Рода. Брат Арка, Брага, Крива, Мороза, Подаги, Прова, Савы, Сна, Трояна, Тура, Ярилы. От Асилы пошли народы: Асилки, Волотоманы, Белорусы, Поляки, Кельты.
Барма, славянский бог молитвы
Барма – старейший бог. Барма – сын Рода (родился из слова Рода). Муж богини Тарусы. Дети Бармы от Тарусы – дочь Маня и сын Ман. От Мана пошёл народ манси, его дочь Славуня [3.000 до н.э.], жена Богумира, построила древний славянский город Аркаим. От Славуни и Богумира пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы [4.000-2.000 до н.э.], Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары. Сын Славуни и Богумира Словен в 2.591 до н.э. пришёл на реку Волхов и основал древний русский город Волхов. Именем Бармы названы страна славян Бьярмия, позднее Пермская земля, г. Пермь, пермяки. Барма – это добрый бог, но если он впадает в ярость, то в этот момент лучше не попадаться ему на пути. Обладает волшебным лебедем, верхом на котором летает.
Баян – славянский бог музыки и поэзии
Баян — бог песен, славословий, музыки и музыкальных инструментов. Вещий мифический сказатель. В Слове о полку Игореве Баян, назван внуком Велеса (Велес, покровитель скотоводства, считался и богом песен). Баян — сын Тура и Турицы. Внук Велеса и Макоши. Правнук Рода.
«Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля песнотворца стараго времени Ярославля, Ольгова коганя хоти: «Тяжко ти головы кроме плечю; зло ти телу кроме головы».
В. А. Жуковский: «Пел Боян, песнотворец старого времени, пел он походы на Святослава, правнука Ярослава, сына Ольгова, супруга дщери Когановой».
Баян (Боян) — русское «богач», «богатство», «богатый», «изобильный»; бурятское «баян»; тувинское «бай», «пай».
Белун, славянский бог жатвы
Белун — по белорусским поверьям бог жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит. А также он помогает заблудившимся в лесу, выводя их на тропу.
Богумир, славянский бог – родитель русских
Богумир [3.000 до н.э.] — сын Дажьбога и Морены. Брат Ария, Кисека, Зари и Коляды. Внук Лады и Перуна. Муж Славуни, дочери Манна [манси], внучки Бармы [г. Пермь] и Тарусы [г. Таруса]. Богумир и Славуня построили древний славянский город Аркаим. От Богумира и Славуни пошли народы – Древляне, Киммерийцы, Поляне, Друды, Казаки, Черкесы, Русы [4.000-2.000 до н.э.], Северяне, Скифы, Кривичи, Венеды, Восточные немцы, Вятичи, Словене, Хазары. Сын Богумира и Славуни Словен в 2.591 до н.э. пришёл на реку Волхов и основал древний русский город Волхов. В «Слове о полку Игореве» говорится: «Мы Дажьбожьи внуки».
Велес, славянский бог богатства
Велес – сын Рода, брат Хорса. Покровитель домашнего скота и богатства, воплощение золота, попечитель торговцев, скотоводов, охотников и землепашцев… Ему подчиняются все низшие духи. Велес женился на Азовушке – духе Азовского моря, дочери Сварога и Матери Сва. Волшебной обителью Велеса и Азовушке стал остров Буян. В основном Велес занимается земными делами, ведь его почитают как владыку лесов, животных, бога поэзии и достатка. Он является лунным богом, братом Солнца и Великим Хранителем Прави. По ведическим учениям, после смерти людские души поднимаются по лунному лучу к вратам Нави. Здесь души встречает Велес. Чистые души праведников отражаются от Луны и уже по солнечному лучу идут к Солнцу – обители Всевышнего. Иные души либо остаются с Велесом на Луне и очищаются, либо вновь воплощаются на Земле в людей или низших духов. Так же Велес является стражем и хранителем реки Смородины, Ра-реки и Черного камня. Имя Велеса, по мнению многих исследователей, происходит от слова «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества со скотом, покровительством которого он является. Так же, возможно, что слово «волхв » происходит от имени этого бога и от обычая его жрецов одеваться в вывороченные мехом наружу «волохатые» шубы для подражания своему божеству. Велесу приносят в жертву быков, овец. Он воплощает силу золота. Отсюда понятен смысл клятвы Святослава: «Если они предадут Перуна – пусть пожелтеют как золото!» Перун и Велес не просто соседствуют в клятвах, но и противостоят друг другу: первый — бог дружины, а второй — бог всей остальной (невоенной) Руси. В то время как изображение Перуна находилось в верхней, княжеской части Киева, изваяние Велеса стояло внизу, на Подоле, у торговых пристаней. Согласно преданиям, Змей Волос (Велес) каким-то образом сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает на перепончатых крыльях, умеет выдыхать огнь (хотя сам до смерти боится огня, в первую очередь молнии) и очень любит яичницу и молоко. Поэтому другое имя Велеса – Смок, Цмол. Есть основания думать, что укрощенный, загнанный в подземелье Велес стал «ответственным» за земное плодородие и богатство. Он от части утратил свое чудовищное обличие, сделался более похожим на человека. Не зря же последний пучок колосьев оставляли в поле «Волосу на бородку». Велес обладает волшебными предметами, а именно у Велеса есть волшебные гусли, и когда он начинает на них играть, то все вокруг забывают обо всем. А чудесной игре на волшебных гуслях Велес учился у самой Живы. Святилища Велеса устраивают обычно в низинах и оврагах или рощах. Велесов день — Комоедицы, 24 марта. В этот день медведь просыпается и из берлоги выходит. Начинается новый год. Комоедицами заканчивается двухнедельное празднество новогоднее, с 9 марта отсчет… Хоронят зиму с ее метелями да морозным страхом, катятся огненные колеса с горы… В этот день зажигают новый огонь во всех домах, чистый огонь новой жизни…
Вечерка, славянская богиня вечера
Вечерка — богиня вечера (ей соответствует Вечерник). Сестра Полудницы, Купальницы и Зари-Зареницы.
Вий, славянский бог подземного мира
Вий — царь подземного мира, брат Дыя. Воевода Чернобога. В мирное время он тюремщик в Пекле. Он держит в руке огненный бич, которым потчует грешников. У него тяжелые веки — их держат вилами его многочисленные слуги. Он до смерти не выносит солнечного света.
Дажьбог, славянский бог Солнца
Даждьбог — Сварожич. Даждьбог был у языческих славян богом Солнца. Имя его не от слова «дождь», как иногда ошибочно думают, оно означает — «дающий Бог», «податель всех благ». Славяне верят, что Даждьбог ездит по небу в чудесной колеснице, запряженной четверкой белых огнегривых коней с золотыми крыльями. А солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Дважды в сутки — утром и вечером — он пересекает Океан-море на ладье, которую тянут гуси, утки и лебеди. Поэтому славяне приписывают особую силу оберегам-талисманам в виде уточки с головой коня. У Даждьбога величавая поступь и прямой взгляд, не знающий лжи. И еще дивные волосы, солнечно-золотые, легко летящие по ветру. Сын Неба возит чудесный щит на легкой колеснице, запряженной четверкой белоснежных коней, начал озарять красы и дивные дива Земли: поля и холмы, высокие дубравы и смолистые сосновые боры, широкие озера, вольные реки, звонкие ручейки и веселые родники-студенцы.
Дива, славянская богиня охоты
Дива (Дева, Дивия, Дина (валах.), Devana (чеш.)) — Богиня охоты, заповедных лесов, зверей, девиц (женские тайные охотничьи общины). Дочь Додолы и Перуна. Жена Огненного Волха. Треба: мясо диких животных, шкурки соболей и куниц, пирожки, ленты.
Макошь, славянская богиня судьбы
Макошь — Богиня, прядущая Нити Судеб — на Небе, а также покровительница женских рукоделий — на Земле; попечительствует женскому плодородию и урожайности, хозяйственности и достатку в доме. Связана с Землей (в этом ее культ близок к культу Матери Сырой Земли) и Водой (которая здесь также выступает в роли материнской, жизнезарождающей среды). Ткать Пряжу Судеб ей помогают Богини Доля и Недоля, связующие покутными нитями человека с плодами его трудов — добрыми или злыми. Покута — то, что связывает начало и конец всякого дела, причину и следствие, делаемое и делающего, творение и творца, намерение и результат и т.п.
Мара-Морена, славянская богиня смерти
Мара-Морена — могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть» Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой. Её символы — Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни. Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем… В противоположность Живе и Яриле, Марена воплощает собой торжество Мари — «Мертвой Воды» (Воли к Смерти), то есть Силы, противоположной Животворящей Солнечной Яри. Но Смерть, даруемая Мареной, не есть полное прерывание Токов Жизни как таковой, а — лишь переход к Жизни Иной, к новому Началу, ибо так уж положено Родом Вседержителем, что после Зимы, уносящей с собой все отжившее, всегда наступает новая Весна… И, конечно же, мы знаем соломенное чучело, которое до сего дня кое-где еще жгут во время праздника древней Масленицы, в пору весеннего равноденствия время, несомненно, принадлежит Морене, Богине смерти и холода. И каждую зиму она берет власть.
Морок, славянский бог обмана
Морок — Бог лжи и обмана, невежества и заблуждений. Но также он — хранитель путей к Правде, скрывающий от иных Истину за пустой маятой мирскою.
Переплут, славянский бог моря
Переплут — Бог моря, мореходства. Ему подчиняются водяные .
Перун, славянский бог грозы
Перуна не без оснований считают главным божеством языческого пантеона восточных славян. Перуна считают покровителем воинов и витязей. Его славят в дни победы и ему приносят жертвы, желая достижения военного успеха. Так же Перуну подвластны стихии природы и некоторые сферы жизни людей. Перун – это, прежде всего, бог грозы, грома. В Весенней грозе древний человек усматривал животворящий источник, обновление природы, отсюда — первостепенная роль Перуна. Перун вооружен палицей, луком со стрелами (молнии — это стрелы, которые метал бог), и топором. Топор считался одним из главных символов бога. В мифах, быличках и легендах Перун часто является противником Змея Волоса (Велеса) с которым он борется. О борьбе Перуна со Змеем или мире: представителей двух противоположных миров, существовали не только славянские мифы, следы которых находят в поздних славянских сказаниях. Перун тесно связан помимо огня с культом воды, дерева и камня. Он считается родоначальником небесного огня, который, нисходя на землю, дает жизнь. С наступлением весеннего тепла он оплодотворяет землю дождями и выводит из-за туч ясное солнце. Его усилиями мир всякий раз как бы рождается заново. Согласно некоторым легендам, молнии Перуна двоякого рода:
- лилово-синие — «мертвые», разящие насмерть;
- золотые — «живые», созидающие, пробуждающие земное плодородие.
Славяне представляли Перуна в виде немолодого мужчины с седой, серебряной головой и золотыми усами и бородой. В народных легендах Перуна представляют в образе всадника, скачущего по небесам на коне или едущего на колеснице. Грохот от колесницы люди принимали за раскаты грома. А так же Перуна представляют себе в виде немолодого разгневанного мужчины с рыжей клубящейся бородой. Рыжая борода — непременная черта Бога грозы у самых разных народов. В частности, рыжебородым считали Громовержца Тора в скандинавском пантеоне. У Перуна точно известно, что волосы были, как грозовая туча — черно-серебряные. Колесница Перуна запряжена крылатыми жеребцами, белыми и вороными. Между прочим, сорока — одна из птиц, посвященных Перуну, именно из-за своей окраски. Само имя Перуна очень древнее. В переводе на современный язык оно означает «Тот, кто сильнее бьет», «разящий». Перуна считали учредителем нравственного закона и самым первым защитником Правды. Люди верят, что Перун, гуляя по белому свету, охотно принимает облик лесного быка Тура, поэтому бык считается священным животным Перуна. Цветком Перуна считается голубой ирис (шесть лилово-голубых лепестков, громовой знак). Святилища Перуна устраиваются под открытым небом. Они имеют форму цветка; в тех святилищах, что раскопаны археологами, «лепестков» обычно восемь, но в древнейшие времена, по мнению ученых, их было шесть. «Лепестки» представляли собой ямы, в которых горят неугасимые священные костры. Посередине ставится скульптурное изображение Перуна. Перед изображением Бога помещается алтарь, обычно в виде каменного кольца. Туда складываются приношения и проливают жертвенную кровь: чаще всего животную.
Погода, славянский бог погоды
Погода — теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды. Сын Стрибога.
Полудница, славянская богиня дня
Полудница — богиня дня. Ей также соответствуют Полуночница или Полуночник. Сестра Купальницы, Вечерки и Зари-Зареницы.
Посвист, славянский бог бури
Посвист — старший ветер, считается богом бури. Сын Стрибога.
Радогост, славянский бог кары Всевышнего
Радогост — у него была львиная голова. Он — суть карающий лик Всевышнего. На свет Радогост явился в полном вооружении. В руке он держал щит, а на щите нес голову буйвола, представляющего бога Велеса. В другой руке он держал молот Сварога, на голове его сидела Уточка. От ухода в Навь Радогост становится загробным судьей, чтобы карать грешников и судить людские души.
Род – Единый Бог Славян
В Роде объединяется все: добро, зло, любовь, ненависть, жизнь, смерть, созидание, разрушение и т.д. Все остальные боги, впрочем, как и люди, являются его проявлениями. Он – Отец и Мать богов. Род участвует во всех порождениях, в том числе и людей. Род – Вселенная. Род родил – камень Алатырь; бога молитвы Барму – из слова Рода; Козу Седунь [Сатана]; Корову Земун; Ладу-матушка – богородица; Майю; Матерь Сва – дух Божий – Род испустил из своих уст; Мать Сыру Землю – из сбитого молока; Мировую Уточку – из пены Океана; Ра – бога солнца – вышел из лица Рода; Сварога – отца небесного; Стрибога – из дыхания Рода; Тарусу – Дух Бармы; Чёрного змея; Юшу – Змея, держащего Землю.
Сварог, славянский бог семейного очага
Бог огня, кузнечного дела, семейного очага. Небесный кузнец и великий воин. Об этом боге ходят довольно противоречивые сведенья. Например, Дажьбога в одной летописи называют сыном Сварога, что дает основания видеть в нем бога Неба. По легенде Сварог бил по камню, который принесла русалкаРось, чтобы у нее родился сын от Перуна. И, когда Сварог бил по камню, то искры сыпались во все стороны, и из этих искр и родился Тарх – Дажьбог. Поэтому доподлинно неизвестно кто его настоящий отец Перун или Сварог. Само имя бога связывают с санскритским «свар» — Небо, а так же Свет. Сварог — кузнец. Он кует в небесной кузнице и, потому его связывают с огнем. Сварог — хозяин и хранитель священного огня и его творец. Сварог так же считается отцом бога Огня Семаргла и Стрибога, а так же всех своих воинов Ратичей. Сварог очень способствовал развитию знаний. Так же мы находим сравнения Сварога с Гефестом (греч.). Именно Сварог подарил людям клещи и научил выплавлять медь и железо. Сварог установил самые первые законы, по которым каждому мужчине полагалось иметь только одну женщину, а женщине одного мужчину. Самое большое святилище Сварога находится в польском селении Радогост. Сварогу поклоняются в Чехии, Словакии, где называют его «Рарогом».
Святибор, славянский бог леса
Святибор — Бог лесов, боров, господин леших.
Святовит, славянский бог света
Святовит — Бог света, плодородия, урожая, осеннего солнца, зерна. Также считается божеством войны и победы, поэтому его часто представлют в образе воина-всадника. Самое почитаемое святилище Святовита находится в балтийско-славянском городе Арконе. Оно описано в многочисленных хрониках, в которых говорится, что святилище представляло собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме живет белый священный конь. Считается, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами. Поскольку подобные идолы обнаружены и на территории России, следует считать, что в глубокой древности Святовита почитали у всех славянских народов.
Сива, славянский бог сева
Сива — бог сева, урожая и скотины, сходен с функциями, выполняющимися Велесом и Ярилой. После того, как Сива прогнал Кощея с горы Хвангура, он сам стал там править, и ему прислуживала богиня Жива. Рядом с Сивой и Живой был живой колодец с живой водой, и из этого колодца бил огонь до неба.
Сида, славянская богиня, хранительница Нави
Сида — хранительница и провожатая Пути в Навь .
Спорыш, славянский бог достатка
Спорыш – у восточных славян дух жатвы, живущий в двойном колосе, бог достатка, урожая, богатства. Из таких колосьев в Белоруссии после жатвы плели венок, приносили на хозяйский двор и пели «спорышевы песни». Кого Спорыш любит — у того дом будет всегда полной чашей. Также, как и Авось, Спорыш непредсказуем. У кого поселится — неизвестно. Но как усядется на одном месте — не сгонишь. Чтобы Спорыш ушел, сильно надо постараться в лености да разгильдяйстве.
Среча, славянская богиня счастья
Среча — богиня счастья и удачи.
Стрибог, славянский бог ветра
Стрибог — в восточнославянской мифологии бог ветра. Имя Стрибога восходит к древнему корню «стрег», что означает «старший», «дядя по отцу». Подобное значение встречается в «Слове о полку Игореве», где ветры названы «стрибожьими внуками». Родился Стрибог из дыхания Рода. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. А вообще ветер обычно представляли в образе седовласого старика, обитающего на краю света, в глухом лесу или на острове посередине моря-океяна. Идол Стрибога был установлен в Киеве в числе семи важнейших славянских божеств. Неизвестно существовал ли постоянный праздник в честь Стрибога, но его упоминали и почитали вместе с Дажьбогом. Вероятно, ветер, как и дождь, и солнце, считались важнейшими для земледельца. Стрибога молили также мореплаватели, чтобы он дал «ветра в парус».
У ветра много внуков и сыновей, мелких ветерков:
Посвист — старший ветер, считается богом бури;
Подага — жаркий, иссушающий ветер, живет в пустыне на Юге;
Погода — теплый, легкий ветерок, Бог приятной погоды;
Южный ветер — имеет горячий, южный нрав, несет с собой тепло и запах Юга;
Северный ветер — несет холод от Ледовитого океана, очень суров и только к лету немного добреет;
Западный ветер — настоящий европеец, немного суховат, бывает сердит, но малый он добрый;
Восточный ветер — как азиат имеет характер неожиданный, таинственный и коварный;
Полуденик вместе с Полуночником резвятся днем и ночью.
Сурица, славянская богиня света
Сурица — солнечная Богиня радости, света (напиток сурья (мед питный)). Супруга Хмеля. Дочь Дажьбога.
Ярило, славянский бог неистовой любви
Ярило – Яростный – значит неукротимый, яровать – неистовать, забываясь, Ярун – глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях, неподконтрольных рассудку и часто связанных с идеей плодородия, размножения, физической любви. Вот эта сторона любви, которую поэты называют «страстью кипучей», и находилась «в ведении» славянского Бога Ярило. То есть, его можно назвать в какой-то степени богом любви. Ярило представляют юным мужчиной: пылким, влюбленным женихом одетым в белые одежды, босым, разъезжающим на белом коне. По другим поверьям Ярило изображается в виде женщины, одетой в мужской наряд: белые брюки и рубашку. В правой руке она держит чучело человеческой головы, в левой — ржаные колосья. На голову Яриле надевают венок из первых полевых цветов. Именно так на праздники весной наряжали девушку древние славяне, сажали ее на коня и водили по полям. Ярила принадлежит к ежегодно умирающим и воскресающим богам плодородия (именно это означает чучело головы в его руке).
Ярила — бог весны: он воплощает ее плодородные силы, он приносит ее с собой, от него зависит и ее своевременный приход, и осуществление надежд крестьян. Ярило появляется в положенное время года, распространяет весеннее солнечное тепло, возбуждает производительную силу в растениях и людях, вносит в жизнь природы и жизнь людей молодую свежесть, пылкость чувств, наполняет людей храбростью. Именно из-за отца Ярило стал земледельцем, ведь его отец могучий Велес, как и его мать, он стал воином (матерью была Дива-Додола). Родился Ярило от того, что Дива понюхала чудесный ландыш, в который превратился Велес. Яриле подчиняются дикие животные, духи природы и низшие божества. Зимой Ярила превращается в Мороз и уничтожает то, что родил весной.
www.ronl.ru
Славянская мифология
«Культура – наше драгоценное достояние». (В.Соловьёв)
По представлениям славян, земля и вода, солнце и ветер, животные и растения обладали волшебной силой. Красочная картина мира, которая сложилась в сознании древних славян, отразилась в изображениях на камне, дереве, кости, в предметах быта и вышивке, в мифологических сказаниях.
« Миф – это сказание, предание о богах и героях, которые участвовали в создании природного и культурного мира. В мифе, в отличие от сказки, ничего заранее не придумывается». (В.Коровин)
Род
Солнце
Хорс
Сварог
Даждьбог
Ярило
Мать-Сыра Земля
Стрибог
Погода
Посвист
Перун
Велес
Белобог
Чернобог
Лада
Леля (Лель)
Мокошь
Доля и Недоля
Морана
Морок
Семаргл
Водяной
Русалки
Леший
Домовой и Кикимора
Банник, овинник, полевик
Многие ещё боги и духи населяли славянский пантеон: Авсень и Заря-Заряница, Кострома и Купало,Святовит и Богумир, Полудница и Желя…
Давно миновали времена славянского язычества, но не забылись. От древних славян русская культура унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема…
Источники
|
hnu.docdat.com
Доклад — Славянские языческие боги — Культурология
Доклад — Славянские языческие боги — Культурология — StuDocuСлавянские языческие боги Религией восточных славян было язычество. Язычество – религия, основанная на веровании в существование нескольких божеств, а не в одного Бога-создателя, как, например, в христианстве. Истоки его лежат за много тысячелетий до начала нашей эры, а отголоски сохраняются до наших дней. В восточнославянском язычестве можно обнаружить все те стадии, которые были свойственны и другим языческим культам, существовавшим у других народов. Древнейший пласт — поклонение предметам и явлениям ближайшего окружения, которые были вплетены в жизнедеятельность человека. До нашего времени дошли источники, свидетельствующие о поклонении древних славян таким предметам и явлениям. Это так называемые фетишизм и анимизм. Отголосками таких, верований было поклонение, например, камням, деревьям, рощам. Культ каменных фетишей очень древний. Объектом поклонения были не только деревья, но и лес. Распространен был и тотемизм — это вера в происхождение человеческого рода от какого-либо вида животных. Наряду с почитанием дуба днепровские славяне, например, поклонялись священным животным — диким кабанам-вепрям. Вопрос о тотемическом культе у восточных славян довольно сложен. Возможно, что в ряде случаев мы сталкиваемся о трансформацией тотемизма в культ предков в образе животных. Архаические пласты русских народных сказок свидетельствуют о существовании тотемизма у восточных славян. Разновидностью культа предков в облике животных является оборотничество. Так, в русских былинах Вольга охотится в образе сокола, обращается в муравья. Русская сказка широко использует мотив превращения прекрасной девушки-невесты в лебедя, утку, лягушку. Отрыв духа-"двойника" от объекта, которому он присущ, наряду с тотемизмом порождает веру в души мертвых а также культ предков. Невидимые духи — души предков и родичей, двойники фетишизируемых предметов и явлений, объекты тотемического культа постепенно "населяют" окружающий древнего славянина мир. Уже не сам предмет является объектом почитания. Поклонение относится к живущему в нем духу, демону. Не сам предмет, а именно дух (демон) оказывает положительное или отрицательное влияние на ход событий и на судьбы людей. Язычество восходит на новую ступень — стадию полидемонизма. Духи, первоначально представлявшие однородную массу, обособляются. Прежде всего, по месту обитания, становясь "хозяином места". В водной стихии жили водяные и берегини, лес был царством лешего или лесовика, а на полях в высокой траве живут полевики. В жилище "хозяин" домовой — маленький горбатенький старикашка. Возникновение и развитие язычества на Руси Славянское язычество начало формироваться еще в 1-2 тысячелетии до нашей эры, когда славянские племена постепенно начали выделяться из народов индоевропейской группы, расселялись по новым территориям и взаимодействовали с культурами соседних народов. Именно из индоевропейской культуры возникли образы бога грозы, боевой дружины, бога скота и важный образ матери-земли. Также важное влияние на славянское язычество оказали кельты, которые не только привнесли определенные образы в славянскую религию, но также дали славянам само слово «бог» для обозначения образов. С германо-скандинавской мифологией славянское язычество имеет немало общего – наличие мотива мирового древа, драконов и других божеств, трансформировавшихся с учетом условий жизни славян. После того, как славянские племена активно начали разделяться и уходить на разные территории, трансформировалось и само язычество, в каждом племени появлялись свои элементы. В частности, к 6-7 веку религия восточных и западных славян довольно ощутимо отличалась друг от друга. Следует также отметить, что зачастую верования правящей верхушки общества и низшие также могли существенно отличаться, о чем упоминается в древних славянских летописях. То, во что верили в крупных городах могло отличаться от того, во что верили жители деревни. С формированием древнерусского централизованного государства начали развиваться связи славян с Византией и другими странами, язычество все чаще подвергалось сомнениям, а в некоторых случаях и гонениям – появились поучения против язычества. В 988 году произошло Крещение Руси и христианство официально стало главной религией, вытесняя язычество. Суть славянского язычества Несмотря на достаточное количество исторических источников, сведения о веровании древних славян остаются очень отрывочными, поэтому сформировать точную картину мира наших предков непросто. Принято считать, что религия древних основывалась на веровании в силу природы и земли – отсюда и проистекали богиповелители тех или иных природных явлений. Помимо высших богов существовали и низшие существа – домовые, русалки и прочие – которые не могли серьезно повлиять на жизнь человека, но могли в ней участвовать. Славяне верили в существование ада и рая, в существование души у человека, которая была одной из важных ценностей. У славян было много ритуалов, связанных с взаимодействием людей и богов, им приносили подношения, поклонялись, просили помощи и защиты. Что касается жертвоприношений, то чаще всего подносили волов или другой скот, точных сведений насчет человеческих жертвоприношений славянских язычников не существует. Языческие боги древних славян: Общеславянские боги: Мать-Сыра Земля – главный женский образ, богиня плодородия, ей поклонялись и просили хороший урожай, хороший приплод; Перун – бог-громовержец, главный бог пантеона. Другие боги восточных славян (также называются пантеоном Владимира): Велес — покровитель сказителей и поэзии; Волос — покровитель скота; Даждьбог — солнечное божество, считается предком всех русских людей; Мокошь — покровительница прядения и ткачества; Род и рожаницы — божества, олицетворяющие судьбу; Сварог — бог-кузнец; Сварожич — олицетворение огня; Симаргл — вестник между небесами и землей; Стрибог — божество, связанное с ветрами; Хорс — олицетворение солнца. Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов. Гонение на язычников и конец язычества С развитием русского государства и все большей ориентацией на более развитые страны, язычество постепенно начало подвергаться гонениям со стороны сторонников христианства. Однако население многих территорий отчаянно сопротивлялось принятию христианства даже после официального крещения Руси – многие новоявленные христиане возвращались снова к язычеству, тайно проводили старые ритуалы и поклонялись старым славянским богам. Взаимоотношения между христианством и язычеством всегда были очень напряженными, однако вместе с возрастающей ролью христианской церкви в политической и общественной жизни Руси, новая религия постепенно вытесняла язычество и в итоге почти его уничтожила.
www.studocu.com
Языческие боги древних славян (восточных и западных) — журнал «Рутвет»
Оглавление:
- Языческие Боги восточных славян
- Верховное божество славян — Род
- Солнечные и функциональные Боги славян
- Языческие Боги западных славян
Языческие Боги древних славян являлись сознательными управляющими импульсами природных явлений. Считалось, что они имеют необыкновенную силу, однако, каждый из Богов управлял только своей стихией.
Человек, обладающий развитым сознанием, мог управлять духами и Богами. Он использовал обелиски и кумиров в качестве передающих антенн, настроенных на определённых сущностей, передавая им мыслительные импульсы.
Вера язычника заключалась в его убеждении в своей способности творить реальность, заставляя Богов и духов помогать себе.
Языческие Боги восточных славян
Основные языческие боги у восточных славян:
Велес
Один из главных Богов восточных славян — Велес (Волос), покровитель домашних животных. Однако, кроме покровительства скота, Велес играл более значительную роль, являясь величайшим Богом древнего мира, приведшего в движение мир, который сотворили Сварог и Род.Благодаря Велесу день сменял ночь, зиму — весна, а затем — лето и осень. Выдох сменялся вдохом, а печаль — радостью. Таким образом, религиозные люди учились преодолевать сложные жизненные периоды и ценить счастье.
Изначально Велес был владыкою небесных, мифических стад, которые олицетворяли облака. Однако позже, когда народ утратил сознательное отношение к своим прежним представлениям, ему и приписали покровительство обычных, земных стад. Поскольку земной урожай зависел от молока, которое проливали стада дожденосных туч, Велесу придавалось значение Бога, который помогал земледельцам.
С давних времён скот считается главным богатством семьи и племени, поэтому Бог скота почитался также как Бог богатства.
Поскольку слова «Волос» и «волхвы» имеют общий корень (волосатый), то и волхвы были тесно связаны с культом Велеса. Исполняя ритуальные танцы, заклинания и обряды, волхвы были одеты в шкуру медведя. Храмы Велеса, учителя закона, были построены в различных местах русской земли — в Киеве, Ростове, вблизи Новгорода и во многих других городах.
Перун
Перун — Бог молнии, грома и грозовых туч. Несмотря на грозный, воинственный образ, Перун, как и многие языческие Боги восточных славян, помогал людям в различных делах. Главным образом этот Бог представлен как кузнец и пахарь, поскольку символическими знамениями его молний и заряженного ружья ассоциируются с раскалённым железом, сошником и камнем.Перун представлен как статный, высокий, черноволосый Бог с длинной золотой бородой. Разъезжая на пламенной колеснице по небу, он поражает нечестивых стрелами из лука.
Кроме этого, Перун — покровитель воинов, которого прославляли в дни побед и приносили жертвы, желая достичь еще больших военных успехов.
Хорс
Пантеон языческих Богов восточных славян, олицетворяющий солнечный диск — Хорс, сын Рода. Ночь Хорс проводит, отдыхая на острове Радости, а с наступлением утра на солнечной колеснице выводит на небо солнце.Даждьбог
Имя Дажьбога не связано с дождём, как иногда ошибочно считают, а имеет значение «дающий Бог», то есть, подаёт блага. Это Бог Солнца, плодородия и живительной силы, покровитель свадеб. Даждьбог ездит по небу на лёгкой колеснице, которая запряжена четвёркой белых коней и озаряет все красоты Земли: реки, озёра, ручьи, поля, леса и холмы. Славяне верили, что этот Бог закрывает зиму и открывает весну.Утром и вечером Даждьбог переплывает на ладье Океан-море. Ладья запряжена гусями, утками и лебедями, которые её тянут. Поэтому особенно славяне ценили обереги-талисманы в виде утки с лошадиной головой.
Стрибог
Стрибог был рождён из дыхания Рода. Он вызывает и укрощает бури, поскольку Стрибог — Бог ветра. Древние славяне представляли его седовласым стариком, живущим на краю света. Был ли у славян праздник, посвященный этому Богу, не известно, однако, часто его имя упоминалось и почиталось вместе с Даждьбогом. Также к Стрибогу часто обращались с молитвами мореплаватели, которые просили ветра в паруса.Семаргл
Восточные славяне почитали Семаргла как Бога Огня и Луны, дома, очага, хранителя семян и посевов и верили, что он способен обернуться в священного крылатого пса.Семарг каждую ночь стоит на страже, не впуская в мир зло. Один раз в год, в день осеннего равноденствия, он покидает пост для занятий любовными играми с Купальницей, и, с наступлением дня летнего солнцестояния, спустя 9 месяцев, Купальница рождает для Семиргла детей — Кострому и Купалу.
Макошь
Макошь прядёт нити Судеб на Небе, а также является покровительницей женских рукоделий на Земле. Отвечает за женское плодородие, урожайность, достаток в семье и хозяйственность.Две Богини — Доля и Недоля помогают Макоши прясть пряжу Судеб, связывая покутные нити человека с плодами его трудов — добрых или злых.
День Макоши — Пятница. Позже, с принятие христианства, Макошь сменила Параскева Пятница, унаследовавшая многие характерные и культовые черты языческой Богини.
Ярило
Почитания восточными славянами Ярила, как Божества весеннего плодородия, связаны с возникновением его образа из весенних обрядов, которые и до настоящего времени включают в свои названия корень «яр».Ярило — Бог, который ежегодно умирает и воскресает, что и символизирует в его руке чучело головы. В другой руке — ржаные колосья, а на голове у божества — венок из весенних цветов. Ярило изображается как женщина, одетая в мужской наряд.
В соответствии с этим образом в весенние праздники славянские девушки наряжались и ездили на коне по полям.
Перед тем как на Руси приняли христианскую веру, славяне достигли наивысшего развития язычества. Они поклонялись тем Богам, от которых зависела их жизнь, урожаи, здоровье. Кроме этого, славяне почитали и своих предков. Богов было большое количество, и ещё большее — духов, которыми славяне одушевляли деревья, растения, животных, природные стихии. Каждое племя особенно почитало своих определённых Богов, однако, все они с давних времён поклонялись двум главнейшим божествам — Велесу и Перуну.
Верховное божество славян — Род
Культура славянского народа с давних времён отличалась своим разнообразием. Наши предки всегда выделялись сильным духом и огромной тягой к осознанию смысла окружающего мира. Наиболее распространённая форма передачи знаний сакрального характера выражалась ими в почитании таких мифологических пантеонов, как языческие Боги древних славян. Список славянских божеств довольно большой и вполне естественно, что среди них существовала своя иерархия.
Так, например, все народы поклонялись Богу Роду — самому древнему мужскому божеству. Род — Бог неба, плодородия и грозы, едущий на облаке и мечущий на Землю дождь, от которого рождаются дети. Род — Бог-творец, повелитель всего живого. Его имя связано с такими понятиями, как рождение, родник, урожай, родина, народ, а также — родия (шаровая молния).
Видео о языческих Богах древних славян
Солнечные и функциональные Боги славян
Славянские Боги древнего языческого пантеона делятся на:
- Функциональных богов.
- Солнечных Богов.
Имена языческих богов славян, которые относятся к функциональным:
- Перун.
- Велес.
- Семаргл.
- Стрибог и другие.
Солнечные Боги:
- Хорс.
- Сварог.
- Даждьбог.
- Ярило.
Языческие Боги западных славян
Языческие Боги западных славян и их назначение:
Святовит
Отвечает за победы в войнах, поэтому представлен в виде воина-всадника с воинскими атрибутами — мечем, знаменем и боевыми значками.Триглав
Это божество выражает саму суть веры древних славян: Бог один, но у него много проявлений. Чаще всего в роли этих трёх главных сущностей выступали Перун, Святовит и Сварог. По этой причине любые изваяния славянских богов можно называть Триглавом.
Сварожич
Сварожич — Божество как балтийских, так и восточных славян. Многие отождествляют его со Сварожичем.
Чернобог
Чернобог является воплощением всего злого и плохого: холод, уничтожение, смерть, зло, тьма, безумие и т.д. Это человекоподобный идол, окрашенный в черный цвет. Западные славяне, перед тем как выступить в военный поход, имели обычай приносить в жертву Чернобогу пленников, рабов или лошадей.Прове
Прове — покровитель лесов и рощ, связан со священным дубом. Славяне представляли его как мужчину с бородой или как козла с гениталиями большого размера, что означало мужскую плодотворность. Прове оберегает заблудившихся в лесу и может наказать того. Кто срубит дерево или убьёт животного.
Жива
Жива — жена Даждьбога, покровительница плодородия, жизни, весны, рождения. Жива подаёт жизненную силу Рода и делает всё живое живым.Знаете ли Вы людей, которые даже сегодня поклоняются языческим Богам древних славян? Напишите свой ответ в комментариях.
www.rutvet.ru
Боги древних славян — презентация, доклад, проектОписание слайда:Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой — воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь — лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов — и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой — воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь — лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов — и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. myslide.ru Боги древних славян доклад по теме ФилософияПостепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой — воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь — лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов — и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. Постепенно наши предки уверовали, что берегинь живет на свете множество, обитают они в лесах. Культ великой Берегини был представлен березой — воплощением небесного сияния, света, поэтому со временем именно береза стала особо почитаться на «русалиях»: древних языческих празднествах в честь берегинь — лесных русалок. Согласно народным поверьям, в берегинь обращались просватанные невесты, умершие до свадьбы. Например, те девушки, которые покончили с собой из-за измены коварного жениха. Этим они отличались от русалок-водяний, которые всегда живут в воде, там и рождаются. На Русальной, или Троицкой, неделе, в пору цветения ржи, берегини появлялись с того света: выходили из-под земли, спускались с небес по березовым ветвям, выныривали из рек и озер. Они расчесывали свои длинные зеленые косы, сидя на бережку и глядясь в темные воды, качались на березках, плели венки, кувыркались в зеленой ржи, водили хороводы и заманивали к себе молодых красавцев. Каждый парень был для берегини утраченным женихом, и многих они свели с ума своей красотой и жестокостью. Но вот заканчивалась неделя плясок, хороводов — и берегини покидали землю, чтобы опять вернуться на тот свет. В день Ивана Купалы люди устраивали им проводы: веселились, надевали маски животных, играли на гуслях, прыгали через костры. allyslide.com Настин уголок: Мой школьный докладДревняя Русь — это наша страна, только давно-давно. И в то время люди верили, что на свете существует много-много богов, больших и маленьких, главных и не очень. А еще были маленькие божки и разные существа, добрые и не очень. Презентация — это как доклад, только с картинками! Я рассказывала, а учительница показывала всем изображения, которые я специально приготовила для презентации. У древних славян было много богов, хороших и плохих. Например: Дадждьбог, Перун, Сварог, Чернобог, Хорс, Стрибог, Симаргл, Мокошь, Сварожичь, Святовит, Триглав, Прове, Прилегала, Подага, Жива, Русалка, Мавка, Упырь, Бес, Леший, Баба Яга, Водяной, Домовой, Кикимора, Полудницы, Банник, Дворовой, Овинник, Огненный Змей, Волколак, Берегиня и много других еще. Да! Странные названия!? Да?Из этих множества богов я покажу и расскажу о некоторых богах: Дадждьбоге, Перуне Свароге и Чернобоге. ДаждьбогДадждьбог – бог солнца, податель тепла и света. А также Дадждьбог солнечное божество, замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, предок русских людей от князя до земледельца. ПерунГромовник Перун – бог грозовых туч, грома и молнии. Также Перун главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец и воин. СварогСварог – отец небесный. Именно он создал Землю и всё, что на ней. А еще бог Сварог — кузнец. ЧернобогЧернобог — бог тьмы, он злой и приносит несчастье всем. Домовой |
religionpeace.ru
Славянские боги. Мы — славяне
Похожие главы из других работ:
Государство Киевская Русь
1. Предпосылки возникновения Древнерусского государства. Славянские земли — княжения
Образованию Киевской Руси предшествовал период VI — VII веков, когда славяне, освоившие территории Центральной и Восточной Европы от Балтики до Карпат, начали продвигаться на север и восток, расселяясь по территории Русской равнины…
Иноземцы на военной службе
1.2 Славянские народы
XVIII век для славян и других народов Юго-Западной Европы: сербов, болгар, черногорцев, хорватов, македонцев, албанцев, волохов, отмечен активизацией контактов с Россией. Эти связи опирались на этническое родство этих национальностей…
Исторический блокбастер Ридли Скотта
2.4 Исход: цари и боги (2014)
Начальные титры традиционно вводят зрителя в курс дела: «1300 г. до нашей эры. 400 лет иудеи были рабами в Египте. Строили его статуи, его города, его славу. За все это время они не забыли ни свою родину, ни своего бога…
Культура и религия Древней Индии
2.2.1 Древние боги
Тысяча гимнов Ригведы, а также более поздние памятники ведийской литературы дают богатейший материал для суждений о характере религиозных верований ариев…
Мы — славяне
Славянские племена 6-11 веков на территории Восточной Европы
ДУЛЕБЫ — племенной союз восточных славян. Обитали в бассейне Буга и правых притоков Припяти начиная с 6 в. Исследователи относят дулебов к одной из самых ранних этнических групп восточных славян…
Мы — славяне
Славянские страны
· Белоруссия (белор. Рэспубліка Беларусь, рус. Республика Беларусь) · Болгария (болг. Република България) · Босния и Герцеговина (босн. И хорв. Bosna i Hercegovina, серб…
Приднестровье в эпоху раннего средневековья
1. Кочевники и славянские племена VI-IX вв. на берегах Днестра
В III-IV вв. р. Днестр являлась границей между двумя крупными объединениями племен: вестготским (тервинги — степные люди) и остготским (грейтунги — лесные люди), во главе которых стояли германцы — готы…
Призвание варягов в Отечественной историографии XIX вв.
2.1. Славянские племена до образования государства.
Вопрос об уровне развития славянских племён до призвания варягов является весьма, если не сказать принципиально важным. Именно в нём заключается суть спора норманистов и антинорманистов. Дело в том…
hist.bobrodobro.ru
Доклад на тему Древние славяне 3, 4, 5, 6 класс сообщение
Наши предки-славяне были выходцами из балтославянских индоевропейских племён. Примерно в 5 веке нашей эры они начали активно селиться на землях Восточной Европы. Славянские вожди были людьми мудрыми и дальновидными, сразу оценив насколько богатыми являются земли, на которых они поселились. В отличие от своих извечных врагов кочевников славяне вели оседлый образ жизни, занимаясь преимущественно земледелием, охотой и скотоводством.
Основы земледелия составляли пшеница, ячмень, гречиха, а также различные овощи: капуста, свёкла, репа и т.д. Скот разводили как крупнорогатый, так и мелкий. Охота давала нашим предкам не только пищу, но также материалы для пошива одежды. Кроме этого меха являлись предметом обмена, т.е. использовались вместо денег. Из ремёсел наиболее распространённым было кузнечное дело.
Изначально славяне селились родами. Во главе рода стоял старейшина, который решал все спорные вопросы. Рослые и физически крепкие славяне являлись прекрасными воинами. Их отличительной чертой было стремление биться с врагом до последней капли крови. Наибольшим позором для воина были проявления трусости. Сражаться приходилось довольно часто, т.к. среди славян была распространена родовая вражда и кровная месть.
Верования наших предков были языческие. В их основе заложено поклонение многим богам. Религиозные обряды проводились в особых местах — священных рощах. В таких рощах устанавливались деревянные статуи богов — идолы. Из всех богов наиболее могущественный считались бог солнца — Ярило и бог грома, и войны — Перун. Обрядами управляли особые люди, которые назывались кудесниками и волхвами.
Таким образом, становится понятно, что на фоне той эпохи славянское общество было достаточно высокоразвитым и жизнеспособным.
Доклад №2
Первые известные упоминания о древних славянах относятся к середине первого тысячелетия нашей эры. В византийских летописях их называют антами и склавинами. Центральная, восточная и юго-восточная Европа стала местом проживания этих племен. Заселив эти обширные территории, племена разделились на три основные группы: на восточных славян — дреговичей, полян, вятичей, древлян, северян, радимичей, кривичей, полочан, словен, волынян, уличей, тиверцев; на западных славян — глинян, оморян, ободричей, чехов, словаков, поляков, поморян, вагров, полабов, глинян, лютичей, велетов, лужичан, кошубов, мораван; и на южных славян — словенцев, хорватов, сербов, захлумлян, болгар и других.
Жили анты и склавины в небольших поселениях, не имевших оборонительных укреплений. Сами жилища представляли собой углубленные от полуметра до метра в землю дома, крыша и стены которых опирались на вкопанные столбы. Крыша (обычно двускатная) укрывалась соломой. В доме у западных был очаг, у восточных преобладали печи. Первостепенное значение для древних славян имело земледелие. Из возделываемых культур основными были пшеница, просо, овес, ячмень и рожь. Вторым по значимости занятием было разведение лошадей, коров, овец, свиней, а также разных птиц: кур, уток, гусей. Сладкое добывали диким пчеловодством — бортничеством. Ходили на охоту и ловили рыбу.
С началом возникновения городов развиваются ремесла. Для оседлого хозяйства главным ремеслом стало кузнечное. Изготовление орудий труда из металла позволяло лучше обрабатывать землю. Пахать железной сохой намного эффективнее чем деревянной. Металлические оружие и доспехи сделали древних славян замечательными воинами. Наконечники стрел и копий, железные мечи, найденные при раскопках, говорят о высоком мастерстве кузнецов далекой эпохи. Гончарное дело — кладезь информации о жизни в те далекие времена. Самые частые археологические находки — это керамические изделия. В глиняной посуде хранили продукты, готовили еду, и еще делали детские игрушки. В городах работали и другие мастера: ювелиры, ткачи, косторезы, столяры и плотники.
Религия, существовавшая у древних славян — язычество. Она основана на одушевлении окружающего мира. Славяне верили в то, что у каждого озера, реки, леса, горы есть свой дух. К большинству из них обращались просто: дух леса, дух воды. Общие же для всех славян боги имели собственные имена. Перун — покровитель воинов и знати. Велес — бог богатства и скотоводства, защитник купцов, путешественников. Макошь — воплощение женского начала, плодородия. Сварог — бог огня и неба. Лада — богиня любви. Даждьбог — покровитель земледельцев, управлял солнцем и теплом. У каждого племени существовали и свои боги, которым поклонялись только они.
У первых славян было общее имущество, орудия труда, жилье, продовольственные запасы. Управляли ими сообща самые старые и опытные сородичи — старейшины. При решении самых важных вопросов собиралось общее собрание — вече. В каждом племени жили волхвы. Они занимались врачеванием, прорицанием, предсказывали погоду и были хранителями общих знаний. С появлением и усилением роли князей волхвы становятся главными советниками при них.
Древние славяне — оседлые земледельцы с богатой культурой, которые оставили свой значительный след в истории человечества. Их многочисленные потомки являются тому подтверждением.
Древние славяне сообщение-доклад
Древние родственники нынешних славянских народов были известны как веды. Это племена, которые жили в восточной части Европы между Балтийским морем (в то время называлось Венедским заливом Северного океана) и Карпатами. Название «славяне» стало употребляться ближе к середине первого тысячелетия н.э. Такое название первыми получили народы на западе, потом на востоке (до этого их называли антами), а дальше все народности, которые говорили на славянских языках.
Вначале нашей эры значительную территорию Европы уже населяли славянские народы. Происходили постоянные перемещения и расселения. Таким образом часть переместилась на запад к рекам Эльбы и Одры и уже там вместе с местным населением стали предками западных славянских народов таких как словаки, поляки и чехи. После продолжительной войны с великой империей Византия в VI—VII вв. было перемещение славян в южном направлении к Дунаю и Балканскому полуострову. Вместе с коренным населением Балканского полуострова (иллирийцы и фракийцы), раннее угнетенные византийцами, славяне стали прародителями болгар и югославского населения.
По мере заселения Балкан историки и географы Византии уже детально познакомились со славянами. Описывалась обширность славянской территории, их многочисленность и хорошие познания в области скотоводства и земледелия. Из источников византийских авторов нам известно, что славяне не признавали рабства и подчинения, отлично владели военным делом и были прекрасно вооружены. Но интересным является тот факт, что даже в начале VII век у славян правили военные вожди отдельных племен и небело государства.
Между Днепром и Днестром проживали древние предки украинского, русского и белорусских народов. Потом выше по Днепру было многовековое передвижение в сторону севера. Более приемлемые места для поселения занимались вновь прибывшими переселенцами. Очень часто приходилось освобождать территорию от древних лесов для земледелия и скотоводства. Расселились они вплоть до верхнего Поднепровья где жили предки латышей и литовцев.
В дальнейшем славяне заполонили области где проживали предки современных финнов, эстонцев, карелов и марийцев. Конечно же славяне превосходили уровнем культуры эти населения.
Зачастую останки славян, изучаемые археологами нашего времени, находят в трудно проходимых местах, совсем неудобных для проживания. Это объясняется тем, что люди стремились к более защищенным местам поскольку племена и общины постоянно воевали между собой.
3, 4, 5, 6 класс, окружающий мир
Древние славяне
Популярные доклады
- Доклад Приокско-террасный заповедник для 4 класса сообщение
Приокско-террасный заповедник был основан 19 июня 1945 года. С тех пор заповедник превратился в пусть самый маленький по площади, но один из чистейших заповедников России. Он так же является исследовательским центром
- Доклад на тему Всемирная паутина 7, 8 класс сообщение
В эпоху технологических новинок и их внедрения в повседневную жизнь человечества все более актуальным становиться знания тех или иных фактов про уже обычные для нас вещи. Компьютеры, электронные банковские системы, социальные сети и т.д.
- Доклад-сообщение Загрязнение мирового океана 6 класс
Поверхность земного шара можно разделить на четыре части, одну из которых занимает суша, а остальные три из четырех – покрывает вода. Эти три части поверхности земли, которые находятся под водой, и условно считаются мировым океаном.
more-dokladov.ru