Сообщение о фамусове – Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Реферат Фамусов

скачать

Реферат на тему:


План:

    Введение

  • 1 Персонаж
  • 2 Действие
  • 3 Критика
  • 4 Исполнители роли
  • Примечания


Введение

Константин Станиславский в роли Фамусова

Па́вел Афана́сьевич Фа́мусов — один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».


1. Персонаж

Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью.

Сам себя характеризует следующим образом:

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!..

Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор». Да и его навязчивые домогательства Лизы свидетельствуют о том, насколько «монашеским» является его поведение.

Принят в обществе, мнением которого весьма дорожит.

Воспитанием дочери практически не занимался, удовольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

В доме Фамусова проживают сам Павел Афанасьевич, его дочь Софья со служанкой Лизой, секретарь Алексей Молчалин и множество слуг. Именно этот дом является местом действия всей комедии, его обстановка также играет немаловажную роль.

Александр Южин в роли Фамусова
(1915 г.)

Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин, впрочем, не забывает он при случае и напомнить последнему о том, кого следует благодарить:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Несмотря на то, что, как и подобает дворянину, он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству — служба просто является непременным атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку:

Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Также одной из претензий к Чацкому он высказывает: «А, главное, поди-тка послужи.»

Как и подобает московскому дворянину, большое внимание уделяет родственным связям, что позволяет ему при случае упомянуть о родственных отношениях в разговоре с важным для себя человеком:

Позвольте нам своими счесться,
Хоть дальними, — наследства не делить;

Дальними родственниками окружает себя и на службе, всячески продвигая их вне зависимости от их умения выполнять работу:

Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!.


2. Действие

Внезапное появление в доме Чацкого выбивает Фамусова из колеи. Павел Афанасьевич опасается, что в его размеренную и упорядоченную жизнь «франт-приятель» Чацкий способен внести ненужную суету и оживление. Для успокоения самого себя Фамусов занимается традиционным, ставшим уже ритуалом занятием: составлением календаря.

Это наглядно показывает всю распланированность жизни Фамусова: он строит планы не только на известные события, но и ещё на только ожидаемые:

Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить…

Этот же календарь демонстрирует всем всю глубину повседневных интересов Фамусова: «Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «Я должен у вдовы, у докторши, крестить» — еда, смерть, рождение, причём еда стоит на первом месте.

Как и для других персонажей комедии современники Грибоедова искали для Павла Фамусова реальный прототип, но как и другие персонажи Фамусов — собирательный образ. Для создания единственного образа, охватывающего все «средние» взгляды дворянского общества Грибоедов даже убрал из комедии роль его жены, которая присутствовала в первоначальных замыслах. Именно Павел Фамусов (фамилия героя тоже говорящая: (лат. fama — молва, слух, общественное мнение) — олицетворение всего того общества, против которого выступает Чацкий. Фамусов не так ограничен, как Скалозуб, не так многоличен как Молчалин, не так одиозен, как гости на устроенном им вечере. Он обладает собственной точкой зрения на происходящие в обществе процессы и он последовательно стоит на её защите.

Фамусов — как и подобает представителю «века минувшего», убеждённый крепостник, готовый даже за незначительные прегрешения сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных. Фамусов — яростный ненавистник просвещения, считая что ученье и учёность несут смуту и безумие в его устоявшийся мир.

Павел Фамусов уже не молод, и несмотря на всю свою разумность, просто не успевает за происходящими в жизни переменами. Об этом свидетельствуют все его неудачные попытки разобраться в интригах и чувствах молодёжи: сначала его запутывает Софья своими загадочными снами, затем смущает и пугает речами Чацкий. Даже Молчалину не стоит трудов обвести Фамусова вокруг пальца. Павел Афанасьевич решительно ничего не может противопоставить тому новому, что олицетворяет собой Чацкий, кроме опыта предыдущих поколений, а именно этот опыт Чацкий и отвергает.

Единственным средством защиты от «окаянного волтерьянца» оказывает притворная глухота. Фамусов делает вид, что просто не слышит Чацкого: «Не слушаю! под суд! под суд!». Ему даже не приходит в голову применить против Чацкого его же собственные приёмы: насмешку и иронию, он полагает, что подобные методы не к лицу дворянину. Однако же, как только он узнаёт, что появились слухи о сумасшествии Чацкого, он одним из первых их горячо поддерживает:

…Я первый, я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Даже в этой ситуации проявляется степень влияния общественного мнения на действия Фамусова. Он не может первым начать высмеивать Чацкого, но как только он видит, что мнение почтенного общества уже изменило в отношении Чацкого рамки приличия, то он всеми силами стремится не отстать от сложившейся ситуации. Те слова, которые он совсем недавно из боязни «не слышал», притворяясь глухим, он моментально вспоминает и ставит Чацкому в упрёк:

Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!..

И всё же, несмотря на все усилия Фамусова, Чацкому удаётся сломать привычный образ жизни последнего. Раздрай в семье, потеря уважения общества: «Ах! Боже мой! что станет говорить\\Княгиня Марья Алексевна!»


3. Критика

Литературная критика обычно не разделяет образ Павла Фамусова с тем обществом, которое он представляет. Появился даже специалный термин: «фамусовщина».

Николай Гоголь, один из видных критиков комедии так писал о Фамусове:

Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец. если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на встрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчиняется принятым светским обычаям их общества.[1]


4. Исполнители роли

Колоритный, тщательно прорисованный образ Павла Фамусова привлекал внимание многих великих актёров. Его роль на сцене российских театров исполняли: Щепкин, Михаил Семёнович (1831), Самарин, Иван Васильевич (1864), Ленский, Александр Павлович (1887), Давыдов, Владимир Николаевич (1886), Станиславский, Константин Сергеевич (1906, 1914), Ильинский, Игорь Владимирович (1963), Царёв, Михаил Иванович (1963), Полицеймако, Виталий Павлович (1962), Папанов, Анатолий Дмитриевич (1975).


Примечания

  1. Гоголь Н. В. В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. — Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1968, т. 4, с. 157

wreferat.baza-referat.ru

Доклад – Фамусов и Чацкий

В 1824 году А.С. Грибоедов написал свою комедию “«Горе от ума»”, которая оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен — конфликт между «веком нынешним» и «веком минувшим».

Одним из самых ярких представителей «века минувшего» является Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме и происходит действие всей комедии. Фамусов — старый московский барин, заслуживший общее расположение в столичных кругах. Он приветлив, учтив, остроумен, весел. Он является не только радушным и гостеприимным хозяином, но и убежденным крепостником, яростным противником просвещения. Вот что он говорит по поводу книг: «Забрать все книги бы да сжечь». Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками.

Для Фамусова свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — это то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Фамусов заполняет свою неделю посещениями «нужных» людей: приемами, обедами, крестинами. Примером человека, достигшего в своей жизни всего, является для него Максим Петрович, добившийся продвижения по службе с помощью «расшаркиваний» перед императрицей и жертв собственным достоинством. «Как тот и славился, чья чаще гнулась шея», — говорит об этом Чацкий. Все нравственные идеалы Фамусова лежат в материальной сфере, ко всему относится он с точки зрения практической выгоды, даже к любви. Фамусов мечтает повыгоднее выдать замуж свою дочь Софью и говорит ей: «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара». Далее он добавляет: «Вот, например, у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь: будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених».

Фамусов служит управляющим в казенном месте, служба для него — возможность иметь связи, чины, а не служить отечеству или выполнять гражданский долг, одним словом, Фамусов относится к службе формально, бюрократически («подписано, так с плеч долой»). Кстати, о делах Фамусов беспокоится только с одной стороны, боясь смертельно, «чтоб множество не накоплялось их». Это и служит доказательством формального отношения к службе. На службу к себе он берет только родных и близких. Он ценит людей деловых, способных заменить его. Фамусов уважает лесть и назкопоклонство.

Одним из главных действующих лиц пьесы также является Александр Андреевич Чацкий. Его и Фамусова можно смело назвать антогонистами, то есть один — полная противоположность другому. Родители Чацкого были близкими друзьями Фамусова, поэтому после их смерти Фамусов взял под опеку и воспитал Александра Андреевича. В дальнейшем, когда Чацкий подрастет и станет личностью, его отношение к старику, добровольно воспитавшему его, становится презрительным и граничит с неуважением. Будучи юношей, Александр Андреич покинул родные края и уехал за границу. За это время семья Фамусова о нем ничего не слыхала. Но прошло время, и Чацкий как ни в чем не бывало вернулся.

Сначала Фамусов был рад его нежданному появлению, и он распрашивает его о том времени, которое Чацкий провел в отдалении. Но Александр Андреевич только и говорит о Софье, о том как она расцвела и похорошела. Позднее он стал просить у Фамусова руки его дочери, на что получил весьма резонный ответ: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, подитка послужи. Далее Чацкий начал пропагандировать и высказывать свои идеи, а все просьбы Фамусова «помолчать» игнорировал. В общем, отношения Чацкого и Фамусова очень сложны. Таким образом, мы видим, что конфликт между Чацким и Фамусовым не бытовой, не конфликт «отцов» и «детей», а «века минувшего» и «века нынешнего». Ведь всегда будет существовать консервативное общество и прогрессивные люди.

www.ronl.ru

Сочинение: Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Пьеса Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» от­носится к жанру общественных комедий. Это означает, что основной конфликт ее — социальный: противоречие между положительным главным героем Чацким, представляющим передовые силы русского общества, и консервативной, пороч­ной средой, которая его окружает.

Ярким выразителем идеологии этой среды является глав­ный антагонист Чацкого Павел Афанасьевич Фамусов.

Фамусов — типичный московский барин начала девят­надцатого века. В его образе сочетаются патриархальность и самодурство. Он привык быть барином и не представляет себя кем-нибудь другим. Его общественные взгляды сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося. Пуще всего на свете он боится каких-либо перемен, потому что они могут внести разлад в привычный и комфортный образ его жизни. Именно по этой причине он боится Чацкого, видит в нем ниспровергателя привычных устоев, бунтовщика. Вершина жизненных устремлений для Фамусова — это выгодная карь­ера, причем неважно, какими способами она достигается. Пусть даже это будут подлость и раболепие. В разговоре с Чацким Фамусов восхищается поступком некого придворно­го сановника времен Екатерины, который, чтобы угодить императрице, не постыдился выставить себя на всеобщее по­смешище. «Упал он больно — встал здорово», — одобритель­но отзывается Павел Афанасьевич об этом низком человеке, и мы понимаем, что и сам он готов подличать и пресмыкать­ся перед сильными мира сего, если от них будет зависеть его благополучие. А в свою служебную деятельность он толком и не вникает. «Подписано, так с плеч долой», — вот суть его отношения к делу.

Подыскивая жениха для дочери, он думает не о ее чувствах, а о том, чтобы брак оказался выгоден. Идеальным женихом для Софьи он считает полковника Скалозуба. Причину его симпа­тии к этому грубому солдафону проницательно называет слу­жанка Лиза: «И золотой мешок, и метит в генералы».

Фамусов и не скрывает своей безнравственности. Более того, он, кажется, даже не понимает, что нравственно, а что безнравственно. Фамилия Фамусов произведена драматургом от латинского слова fama, что значит «молва». Больше всего этого барина беспокоит, что будут думать о нем высокопостав­ленные представители московского общества. Так, когда ему становится известно о скандальной связи дочери Софьи с его секретарем Молчалиным, его волнует, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна».

В то же время Фамусов это не ходульная фигура, а живой человек с неоднозначным характером. Он обладает здравым смыслом, являющимся результатом богатого житейского опы­та. Язык Фамусова довольно выразителен, а иногда не лишен и некоторого остроумия. Он может быть обаятельным и гос­теприимным. Если бы Фамусов был рядовым человеком, то к нему можно было бы отнестись снисходительно, а то и посо­чувствовать ему. Особенно когда он искренне расстроен рас­крывшимся любовным романом между его дочерью и секрета­рем. Но Фамусов опасен для общества тем, что ему и таким, как он, принадлежит власть. А безнравственность власти при­водит к тому, что она служит не обществу, а самой себе.

Сочинение: Образ Фамусова и его роль в развитии конфликта комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

4.9 (98.1%) 63 votes


На этой странице искали :
  • сочинение про фамусова
  • сочинение о фамусове
  • образ фамусова сочинение
  • сочинение горе от ума фамусов
  • образ чацкого в комедии горе от ума

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества |LITERATURUS: Мир русской литературы

Фамусов иЧацкий.
Художник М. Башилов

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” – это настоящая галерея живых ярких образов. 

В этой статье представлено описание фамусовского общества в комедии “Горе от ума” Грибоедова: характеристика московского общества и его типичных представителей. 

Статья содержит фрагмент из книги С. Бураковского “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся” (1891 г.).

Фамусовское общество в комедии “Горе от ума” Грибоедова

“Комедия “Горе от ума” прежде всего замечательна, как художественная картина русского общества двадцатых годов нынешнего столетия, представленная в целом ряде живых типов, между которыми Фамусов является, так сказать, центральной фигурой.

По своему общественному положению Фамусов – богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и тому подобных предметах. Так же смотрел на службу и Фамусов, и поэтому он боится, чтобы не накопилось много бумаг, говоря Молчалину:

“…А у меня, что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой…”

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах, о чем он приказывает своему лакею Петрушке записывать в календарь, серьезно думая, что занят весьма важным делом.

В службе Фамусов на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными – вот те средства, которые он совершенно искренно рекомендует каждому молодому человеку, желающему служить.

Идеалом Фамусова в этом случае является его покойный дядя Максим Петрович, серьезный и надменный екатерининский вельможа, который ради того только, чтобы подслужиться, “сгибался в перегиб” и который на одном из придворных собраний, вызвав улыбку императрицы своими нечаянным падением, чтобы угодить ей, нарочно свалился два раза, забывая и старческие годы, и надменность своего нрава. 

Искательство и низкопоклонство настолько вошли в плоть и кровь Фамусова, чтобы он не может понять безнравственности подобных средств и называет Чацкого карбонарием, то есть бунтовщиком, опасным человеком, за то, что тот отнесся к ним с насмешкой. Фамусов держит Молчалина за его деловитость, но вообще окружает себя на службе родственниками, о чем откровенно признается Скалозубу:

“…При мне служа́щие чужие очень редки; // Всё больше сестрины, свояченицы детки; // Один Молчалин мне не свой, // И то затем, что деловой. // Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, // Ну как не порадеть родному человечку!..”

Общество, представленное в комедии, называет себя образованным. Таким же считает себя и Фамусов, как один из видных его членов. Но в кружке московского барина под образованием разумеют один лишь внешний лоск, а вовсе не то, что делает человека развитым в умственном и нравственном отношении.

Фамусов в сущности враг просвещения: науку он считает главной причиной того, что в его время развелось много безумных людей, дел и мнений, видит в чтении один лишь вред и потому с полною откровенностью предлагает для пресечения зла собрать все книги и сжечь.

Вследствие отсутствия в Фамусове истинного образования в нем развилось ложное понятие о достоинствах человека вообще: он дорожит не нравственными качествами людей, а их знатностью и богатством, умением и сноровкой приобретать высокое положение в свете; он не считает унизительным для чести человека самое постыдное раболепство.

Мнимая образованность Фамусова, его понятия о нравственности лучше всего выражаются в его отношениях к дочери. Как отец, Фамусов заботится о воспитании Софьи, но эта заботливость является у него не вследствие глубокого сознания важности самого дела, а единственно потому, что этого требует свет. На образование он смотрит с одной внешней стороны: подобно всем московским отцам того времени, он хлопочем, главным образом, о том, чтобы, как выразился Чацкий:

“…набирать учителей полки, // Числом поболее, ценою подешевле?..” <…>

Свои родительские обязанности Фамусов старается показать и в заботливости о замужестве дочери; но и здесь обнаруживает те же ложные понятия, которые господствовали во всем светском обществе тогдашней Москвы:

“…Вот, например, у нас уж исстари ведется, // Что по отцу и сыну честь; // Будь плохенький, да если наберется // Душ тысячки две родовых, – // Тот и жених…”

“Кто беден, тот тебе не пара”, замечает Фамусов Софье, когда та рассказывает сон. Ему решительно все равно, что Софья ненавидит полковника Скалозуба, он прочит его в женихи, потому что выбор этот будет вполне одобрен светом.

Мнения последнего у Фамусова стоят на первом плане: увидив Софью наедине с Чацким, он возмущается не самим поступком, а единственно тем, что о нем узнает княгиня Марья Алексеевна, как видно, считавшаяся первой сплетницей в Москве.

Комизм характера Фамусова заключается в том, что воспитанный во лжи своего общественного положения, он действует добродушно, от чистого сердца, убежденный в превосходстве своей философии, и не понимает вреда, который творит вокруг себя своим образом действий.

К центральной фигуре Фамусова примыкает целый ряд других, в которых комедия осмеивает различные недостатки русской жизни.

По своим понятиям и развитию все лица, составляющие кружок Фамусова, более или менее сходны друг с другом, но как характеры каждая из фигур отличается особыми качествами, представляет отдельный тип, прекрасно олицетворяющий ту или иную черту русского общества.

Самым лучшим выразителем и последователем служебной политики Фамусова является подчиненный ему чиновник Молчалин. Низкопоклонничество и беззастенчивая лесть, доведенная до пошлости и гадливости – вот главнейшие черты Молчалина. В откровенной беседе с Лизой он сам признается в том, что:

“…Мне завещал отец: // Во‑первых, угождать всем людям без изъятья…”

И Молчалин старается беспрекословно применять к делу отцовское наставление: не чувствуя никакого расположения к Софье, он ухаживает за ней только потому, что она дочь его начальника; гладит собачку Хлестовой, играет с этой старухой в карты в надежде на то, что при случае она замолвит за него словечко близким ей влиятельным особам. 

Кроме лести в Молчалине представлена еще одна комическая черта: он отказывается иметь свои собственные суждения о предметах, мотивируя это тем, что молод и в небольших чинах, и глупо гордится двумя своими талантами: умеренностью и аккуратностью. Одним словом, Молчалин – это типический представитель того разряда глупых, но практически ловких дельцов и плутов, которые ради личного интереса и расчета способны на всякую низость.

Не умнее Молчалина и полковник Скалозуб, этот, по выражению Лизы:

“…И золотой мешок, и метит в генералы…” <…>

И действительно, глупость – особенно выдающаяся черта Скалозуба. Он может говорить только о службе, о мундирах, выпушках, погончиках и петличках и совершенно не понимает насмешки Чацкого на счет пристрастия москвичей к блеску военного мундира, серьезно думая, что тот защищает армию.

Фамусов в одном месте комедии говорит:

“…Кто хочет к нам пожаловать, – изволь; // Дверь отперта для званых и незваных, // Особенно из иностранных; // Хоть честный человек, хоть нет, // Для нас равнёхонько, про всех готов обед…”

И в самом деле, на вечер к нему съезжаются люди разнообразных положений, взглядов и профессий, люди, образующие собою замечательную галерею всевозможнейших отступлений от нормальной духовной жизни. … Грибоедов изображает Горича, Загорецкого, Репетилова и других. 

Недавно бодрый и живой человек, Горич теперь, по выражению Чацкого:

“…Муж‑мальчик, муж‑слуга, из жениных пажей…”,

то есть человек совершенно опустившийся, потерявший всякую энергию и самостоятельность, поступающий и даже мыслящий так, как хочет его супруга.

Загорецкий – шулер и картежник; он ухаживает за дамами, сообщает им разные новости, но с единственной целью при посредстве их … найти доступ в общество, где бы ему можно было применить на практике свои шулерские замыслы. 

Для Загорецкого не существует понятия о чести о благородстве; он, например, ничуть не смущается, когда Горич рекомендует его как плута, сплетника и шулера… Комизм характера Загорецкого выражается, между прочим, и в том еще, что в беседе с Репетиловым … он выставляет себя ужасным либералом, много пострадавшим за прямоту и смелость своих мнений и взглядов. 

В фигуре Загорецкого есть нечто сходное с гоголевским Хлестаковым: подобно последнему, он представляет собой ходячую ложь, при чем он, также как и Хлестаков, лжет искренне, с некоторой горячностью.

Другие черты московского общества олицетворяются Грибоедовым в фигуре Репетилова… . Репетилов – кутила и болтун. Болтая всякий вздор о самом себе, он завирается… В беседе с Чацким Репетилов признается, что принадлежит к какому-то “секретнейшему союзу”, в котором, по его словам, принимает участие “сок умной молодежи”.

Но из его речей не видно, в чем выражается ум членов его кружка; напротив, все эти Воркуловы, Удушьев и т.д. такие же пустые люди, как и сам Репетилов, схватившие только верхушки европейского образования, люди в сущности невежественные, шумящие на собраниях в английском клубе и без умолку болтающие о Байроне…  <…> Репетилов хорошо олицетворяет собою этих деятелей.

Таковы главные из мужских типов в комедии Грибоедова, прекрасно олицетворяющие собой те комические черты русской жизни…

Ложные понятия о воспитании и образовании и полнейшее отсутствие разумных идеалов, без которых жизнь обращается в пустое времяпровождение, полное мелочных интересов, отразились и на женской половине московского общества, представленного в комедии Грибоедова. 

Перед нами, как живые, рельефно и тонко обрисованные типы московских дам и девиц, во многом унаследовавших традиции прошлого века. На самом деле и дамы, и девицы, представленные в комедии, решительно не обнаруживают чего-то особенного в умственном отношении.

Маменьки заняты сплетнями, пересудами или житейскими расчетами в роде, например, ловли богатых женихов для своих дочерей, а дочери, которых Фамусов называет благовоспитанными, всецело погружены в модные наряды…

Характерна, например, Хлестова, свояченица Фамусова. Самоуверенность ее суждений, ухаживание за ней Молчалина показывают, что эта особа занимает видное место в обществе, тем не менее главное ее занятие – это сплетня. Хлестова глубоко чтит свои дворянские привилегии, но выражает их, между прочим, тем, что крепостных людей ставит на одну доску с животными: 

“…От скуки я взяла с собой // Арапку девку да собачку…” <…>

Княгиня Тугоуховская ездит по балам, чтобы ловить женихов для своих шести дочерей. Завидев Чацкого, она приказывает глухому мужу звать его к себе на вечер, но когда узнает, что Чацкий не богат и не камер-юнкер, то кричит: 

“…Князь, князь! Назад!..”

А княжны, как только встречаются с Натальей Дмитриевной, так и начинают болтать о нарядах. 

Весьма типична графиня бабушка. Это еле дышащая, ветхая, глухая старушка… тем не менее она приезжает к Фамусову на вечер ради своей внучки, старой девы, которая, однако, потеряла уже надежду иметь жениха и находит утешение только в том, что вымещает свою злобу на знакомых девицах помоложе ее. 

Светская пустота в соединении с приторной сентиментальностью прекрасно олицетворяются в личности Натальи Дмитриевны Горич. По наружности это очень добрая и милая особа; она внимательна к своему мужу, заботится о его здоровье, умоляет его отойти подальше от двери, чтобы не простудиться, и называет его не иначе как “мой прелестный муж”. В действительности Наталья Дмитриевна воплощенное лицемерие: она помыкает своим мужем, заставляет его ради собственного удовольствия дежурить за полночь, пускаться по команде в пляс и мало того, ставит его даже ниже лакея.  

Все указанные выше женские типы относятся к разряду второстепенных, главным же лицом, героиней всего произведения является дочь Фамусова Софья. Многие черты этого характера объясняются с одной стороны ненормальным воспитанием, которое получали девицы в то время, с другой – дурным примером среды, в которой им приходилось жить. 

Французские книжки сентиментального направления, фортепиано, танцы и стихи – вот какого рода предметы полагались в основу женского образования в те времена. Отцы и матери не могли или … не находили досуга сами заниматься воспитанием своих дочерей и всю заботу об этом возлагали на наемных гувернанток, которых прекрасно характеризует … мадам Розье… Само собой разумеется, что подобного рода воспитание не могло иметь хорошего влияния. <…>

… Софья, хотя она далеко выше и по уму и сердцу других женщин своего круга, должна была подвергнуться влиянию тех же условий жизни. Лишившись матери и находясь на попечении отца, который тяготился взрослой дочерью… Софья воспитывается под надзором наемной француженки, не имевшей, разумеется, никакого призвания в педагогической деятельности. 

Единственным средством для умственного развития Софьи были сентиментальные французские романы, из которых она и почерпала свои воззрения на жизнь и людей; но эти романы не давали ей никаких положительных знаний, ни учились ее мыслить, а, напротив… возбуждали праздную мечтательность. 

…Вот ее выбор падает на Молчалина. Увлекшись им, Софья в своей слепоте не замечает вовсе, насколько нравственно низок любимый ею человек; напротив, она находится в нем большие достоинства, которые ей нравятся: застенчивость, робость, редкое смирение. Софья, без сомнения, ошиблась в своей любви… Заблуждения Софьи – это плоды влияния окружающей ее среды, где… господствовали ложь и отсутствие всякого намека на идеи и убеждения. По природе своей Софья стоит неизмеримо выше других женщин. 

Наивны, без сомнения, ее отношения к Молчалину, но в любви ее к этому человеку много искренности. Ей нельзя также отказать и в уме, по крайней мере, она менее, чем другие, конфузится от речей Чацкого, нередко весьма находчиво и ловко возражает на его сарказмы… 

…Таким образом… комедия Грибоедова дает нам картину жизни и нравов русского общества, его, так сказать, культурных слоев. Если исключить Софью и Чацкого… то все остальные лица представляют … толпу людей, в среде которой царит полное непонимание честности и благородства и жизнь которых вертится на одном лишь стремлении к удовлетворению мелкого, пошлого эгоизма.”

(С. Бураковский, книга “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, глава “Фамусов и его кружок”, 1891 г.)

Это было описание фамусовского общества в комедии “Горе от ума” Грибоедова, характеристика типичных представителей московского общества. 

www.literaturus.ru

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Павел Афанасьевич Фамусов обозначен А. С. Гри­боедовым в списке действующих лиц как «управля­ющий в казенном месте». И уже это говорит нам о принадлежности Фамусова к высшей бюрокра­тии. Известно также, что он является членом Английского клуба.

Павел Афанасьевич — вдовец, имеет дочь. Он мог жениться вторично, но не сделал этого, не занялся он и воспитанием Софьи, он просто на­нял для нее француженку-гувернантку, которая, к счастью, сумела стать для девочки «второй ма­терью».

Из реплик Фамусова можно понять, что в суп­ружестве он не был счастлив, так как постоянно заставал свою «дражайшую половину» в муж­ском обществе. Сам Павел Афанасьевич подчер­кивает, что еще бодр и свеж, хотя и «дожил до седин». Тут же добавляет, что всем известно его «монашеское поведение». Но слова его расходят­ся с делом. Уже в самом начале мы видим его за­игрывающим с Лизой, а во втором действии он велит записать слуге, что на днях «должен у вдо­вы, у докторши крестить». Как и все московские дворяне, дорожит родством: «При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, своя­ченицы детки». Тем не менее, сам Фамусов уме­ет оценить по достоинству деловые качества под­чиненных. Именно поэтому он и приблизил к себе Молчалина, с которым не состоит в родстве. Себя самого Фамусов обременять не любит: «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой».

Как и все московское барство, Фамусов вся­чески афиширует свое хлебосольство:

Кто хочет к нам пожаловать, — изволь;

Дверь отперта для званых и не званых, Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнехонько, про всех готов обед.

Суть мировоззрения Фамусова сводится к не­скольким прочно усвоенным правилам. Он охот­но простит любые бытовые грехи и грешки, но готов казнить тех, кто отказывается жить по за­поведям «старины».

Взгляды на жизнь сложились у Фамусова в золотой екатерининский век дворянства, когда всем заправляли фавориты императрицы. С тех пор мировоззрение Павла Афанасьевича не меня­лось. Он не приемлет «новизну» еще и потому, что все московские «тузы», в кругу которых он вра­щается, исповедуют те же взгляды. Самодержавно-крепостнический строй является основой бла­гополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собствен­ной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к действиям, к активной жизни. Все суждения они черпают «из забытых газет», рас­шитым мундиром прикрывают свое слабодушие и «рассудка нищету».

Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского обще­ства. Они видят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина, Что нынче пуще, чем когда.

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

заявляет Фамусов.

Окружение барина не особенно отличается от него своими убеждениями, жизненными позици­ями. Все московское общество живет в уверенно­сти, что другого образа жизни, других жизнен­ных стремлений, кроме богатства, высокого по­ложения в обществе, власти и влияния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы получить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увлекается наукой.

Естественно, что, видя в Чацком проповедни­ка ненавистной для него «вольности», Фамусов не принимает молодого человека. Единственное, в чем они сходятся, — это неприязнь ко всему ино­земному, только неприязнь эта имеет совершен­но разные корни. Чацкий отстаивает нацио­нальную культуру и самобытность, а Фамусов ви­дит во французских магазинах «губителей карма­нов и сердец».

В свое время Фамусов пытался научить Чацко­го жизни, возя его с визитами к «нужным людям», но юноша оказался неспособным учеником. Тем не менее, Фамусов не оставляет попыток «воспи­тать Чацкого», советует «не блажить», хорошень­ко управлять имением, и, главное, определиться на службу и делать карьеру всеми возможными способами. Он старается убедить молодого чело­века в необходимости служить, «на старших гля­дя».

Когда же тот отказывается от службы, объяс­няя это тем, что «служить бы рад, прислуживать­ся тошно», Фамусов объявляет его опасным че­ловеком, не признающим властей.

Образцом жизненного успеха Фамусов счита­ет Кузьму Петровича:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат…

В восторге Фамусов и от своего дяди — Мак­сима Петровича, дослужившегося до орденов, ездившего только в карете, запряженной цугом, весь свой век проведшего при дворе Екатерины II. Именно с него, считает Фамусов, и следует брать пример молодому поколению. Он советует подражать старику, который, чтобы заслужить улыбку императрицы, несколько раз нарочно падал в ее присутствии на пол, больно стукаясь затылком. И его усердие, подчеркивает Фамусов, не пропало даром — государыня постоянно при­вечала Максима Петровича.

С точки зрения своего круга определяет Фа­мусов достоинства Скалозуба:

Не по летам, и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Его будущий зять должен удовлетворять сле­дующим условиям:

Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, — тот и жених.

С социальным практицизмом уживается у Фамусова и бытовая сообразительность: в повсед­невной жизни он умеет добиваться своего поти­хоньку, не разглашая заранее своих намерений. Так, он очень заинтересован в Скалозубе, но скрывает это от Чацкого:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня.

Любя дочь, Фамусов больше всего озабочен не настоящим смыслом ее поступков, а тем резонан­сом, который они произведут в свете, а также тем, как это отразится на его положении:

Моя судьба еще ли не плачевна?

Ах! Боже мой! Что станет говорить Княгиня Марья Алексевна!

Фамусов привык во всем считаться с неписа­ной московской «табелью о рангах», он спорит только с теми, кого считает стоящими ниже себя на социальной лестнице. Свои принципы Павел Афанасьевич считает непререкаемыми, а тради­ции своей среды — нерушимыми и единственно истинными. Убежденный защитник самодержа­вия, этот богатый барин искренне восхищается старыми порядками, верностью москвичей дво­рянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным право помещика рас­поряжаться людьми по собственному усмотре­нию: наказывать, продавать, отправлять в ссыл­ку, на каторгу. Крепостных он не считает людь­ми, не признает в них человеческого достоинства, права на собственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, об­зывает их ослами, чурбанами, называет Петруш­ками, Фильками, Фомками, независимо от их возраста.

Непоколебимая вера в старые порядки — глав­ная отличительная особенность Фамусова. Все новое кажется ему сомнительным и даже опас­ным. Тирады Чацкого он перечеркивает одним возгласом: «Под суд!» Критиковать что-либо, с точки зрения Павла Афанасьевича, могут лишь столпы общества.

Таким образом, Фамусов выступает в комедии как самый яркий представитель «века минувше­го», ярый защитник самодержавно-крепостнических порядков, олицетворяющий всю кос­ность, реакционность и отсталость России XIX века.

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Оцените пожалуйста этот пост


На этой странице искали :
  • образ фамусова в комедии горе от ума
  • Образ Фамусова
  • характеристика фамусова горе от ума
  • характеристика фамусова в комедии горе от ума
  • краткое сочинение на тему горе от ума

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Фамусов – биография персонажа, принципы, цитаты, смысл жизни

Павел Фамусов: история персонажа

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» входит в число часто инсценируемых примеров классической драматургии. В ней описываются вечные вопросы, встающие перед каждым новым поколением. Написание произведения отняло у автора немало времени, так как литературная деятельность была хобби Грибоедова. Демонстрируя удивительные таланты в разных направлениях, он тянулся к знаниям и остро чувствовал новую эпоху.

Персонажи комедии «Горе от ума»

Профессиональный дипломат, знаток культуры и искусства оставил небогатое драматургическое наследие. Его немногочисленные творения отличаются доведением до абсолюта и многочисленными корректировками. «Горе от ума» неоднократно подвергалось редактуре. Крылатые фразы и цитаты из этой пьесы до сих пор часто употребляются в разговорной речи, став афоризмами.

История создания

Идея написания комедии, в которой будет преподнесена объективная характеристика современного общества, жизненных принципов и ценностей разных поколений, зародилась у Грибоедова в 1816 году. На одном из светских раутов дипломат заметил подобострастное поклонение иностранцам и зарубежным новшествам, практиковавшееся в то время повсюду. 

Александр Грибоедов

Сатирик воспринял это как повод для насмешки над недалекими умами и создал незабвенную пьесу. Материал для нее автор черпал из реальных историй, которые слышал и наблюдал на званых приемах.

В 1820-ые годы, служа в Тифлисе, Грибоедов написал две первые главы пьесы, а продолжил работу над ней уже в Москве. Непродолжительного отпуска хватило, чтобы оценить образ жизни столичного бомонда и понять характер рассуждений людей, ставших прототипами для героев произведения. К этому периоду можно отнести написание известного монолога Чацкого с сакраментальной фразой: 

«А судьи кто?». 

В 1823 году автор доработал третий и четвертый акты комедии, а затем начал вносить правки, которые серьезно повлияли на смысловое наполнение и общий вид пьесы. Главный герой из Чадского превратился в Чацкого, а название пьесы из «Горе уму» модернизировалось в «Горе от ума». Был изменен первый акт, и в финале пьесы образовалась сцена объяснения Софьи и Молчалина. 

Софья, Фамусов и Молчалин

В 1824 году автор заверил работу над комедией. В этом же году он планировал издать ее, но разрешение на публикацию далось непросто. Альманах «Русская Талия» стал первым изданием, на страницах которого появились отрывки из «Горе от ума», откорректированные и укороченные цензорами. Даже в отредактированном формате произведение произвело большое впечатление на публику и быстро стало притчей во языцех.

Грибоедов быстро взлетел на литературный олимп. Пьеса впервые была издана в полном формате на немецком языке в 1831 году в Ревеле, а в 1833 цензура допустила публикацию комедии в Москве. В 1862 публика получила возможность ознакомиться с авторским прочтением произведения, а в полноценном варианте пьеса увидела свет в собрании сочинений А.С. Грибоедова в 1913 году.

Героем, чья линия практически не претерпевала изменений, оказался Павел Афанасьевич Фамусов. Его фамилия считается говорящей, так как в переводе с латыни «fama» означает «молва, слух». Грибоедов трактовал его как «общественное мнение». Действие разворачивается в доме героя и длится в течение дня. Комичные ситуации постепенно перетекают в трагедию, действующим лицом которой становится Фамусов.

Павел Афанасьевич Фамусов

Прототипом героя стал дядюшка Грибоедова. Дипломат описывал его как человека, чей характер был редкостью для современности и считался нормой пару десятков лет назад, когда воспитание было иным, а смысл жизни крылся в других ценностях. Характеристика, которую Грибоедов давал родственнику, напоминала восприятие глазами Чацкого. Дядюшка дипломата был гостеприимным, но любил поучать юношу.

Фамусов при этом стал сосредоточением бытовых и психологических качеств, которые демонстрировали многие дворяне того времени. Образ героя был типичным. Такие, как он, могли участвовать в смертоносных баталиях, а затем лебезить перед более знатным человеком на светском рауте.

Образ и характер

Фамусов стал воплощением самодержавия и чиновничества в пьесе. Такой типаж был распространен в начале 19 века, и люди подобного склада бурно обсуждались декабристами и людьми, в круге которых был Грибоедов. Под образом этого литературного героя понималось сословие малообразованных персонажей, выступавших против книг и получения знаний. В «Горе от ума» Фамусов выступает богатым помещиком и чиновником, для которого власть денег является высшей. Героя уважают в обществе, считая его образование и воспитание достаточным.

Фамусов

Светские приемы в доме Фамусова посещает множество титулованных особ. Хозяин дома, приверженец архаических взглядов, положительно высказывается о крепостном праве, поддерживает взгляды дворянства и выступает находчивым остроумцем в подходящих ситуациях. Его житейский опыт создает образ умудренного опытом человека, а богатая биография подтверждает, что почтенный отец семейства понимает, о чем говорит.

Речевая характеристика, которую дает Грибоедов, ярко описывает приоритеты Фамусова. Гости уважают его возраст, отцовские чувства к любимой дочери, требовательность, проявляемую на позиции начальника. При этом Фамусов – олицетворение недостатка знаний, которые демонстрирует и как чиновник, и как простой человек. Он хвастает тем, что набрал в штат родню, которая ничего не делает. В речи персонажа присутствуют яркие устаревшие выражения, подчеркивающие тот факт, что Фамусов представляет век минувший.

Фамусов принимает гостей

В лице Фамусова автор знакомит читателя со всеми русскими помещиками описываемой эпохи. Властные и суровые, они привыкли унижать крепостных, льстить начальникам и власть имущим ради теплого местечка, выискивать выгодный момент и использовать его ради собственного блага. С мелкими чиновниками Фамусов и ему подобные высокомерны и чванливы, а перед господами герой заискивает, ища благосклонности.

Грибоедов, используя своего персонажа, разоблачал общество, которому было выгодно крепостное право. Современники Грибоедова узнавали описываемые в пьесе образы, поэтому в обществе пьеса имела эффект разорвавшейся бомбы. Фамусов и такие как он выступали против развития науки и культуры, тормозили прогресс и не жаждали духовного и социального роста.

«Горе от ума»

Помещичья Москва – гостеприимное место, где столетиями царствует архаичный жизненный уклад. Заморские новшества ассоциировались здесь с феерией празднеств, которые организовывала императрица Екатерина II. Эпоха ее правления, по мнению Фамусова, была золотым веком.

Фамусов и Чацкий

Персонаж, который постоянно опасается «как бы чего не вышло», известен в свете и пользуется уважением окружающих. Он является олицетворением барской столицы, поэтому именно ему автор противопоставляет молодого новатора Чацкого. Хлебосольный герой не прочь послушать сплетни, соблюдает правила этикета, поддерживает патриархальные традиции и чтит самодержавие. Его столкновение с антагонистом неизбежно, ведь удобства, к которым он привык, являются основой его жизни. Изменения в привычном жизненном укладе Фамусов воспринимает в штыки.

Приезд Чацкого влечет за собой проблемы для хозяина дома. Он предвкушает их, еще не осознавая, насколько велика разница в их взглядах. Молодость, вспыльчивость и идейность гостя вводят Фамусова в замешательство, а смелые суждения завершают складывающийся образ. 

Фамусов и Скалозуб

Мир Фамусова лжив и лицемерен. Это проявляется в отношениях влюбленной Софьи и притворяющегося Молчалина. Несмотря на видимое уважение, гости балов Фамусова враждебно настроены по отношению друг к другу. В негативной среде Чацкий хандрит и предается унынию, и даже любовь не спасает его.

Покинув родину, он обретает энергичность. Отныне цель его жизни – стремление к созиданию нового общества. Но, вернувшись домой, он понимает, что здесь ничего не изменилось. Люди не готовы к переменам. Любовь надежно погребена под планами Фамусова выдать Софью замуж за Скалозуба. Чацкий разочаровывается в хозяине дома, его семье и окружении. Для старосветского общества, изображенного в лице Павла Афанасьевича Фамусова, Чацкий – обличитель тех, кто не склонен к переменам, – стал раздражителем.

Экранизации

«Горе от ума» – яркий пример классической драматургии. Пьеса ставится в драматических театрах и никогда не использовалась как материал для кинематографа. Публика видела только телевизионные постановки спектакля по произведению Александра Сергеевича Грибоедова.

Михаил Царев в роли Фамусова

Первая версия представлена публике в 1952 году. Это спектакль Малого театра СССР в постановке Сергея Алексеева и Виталия Войтецкого. Роль Павла Фамусова в нем досталась Павлу Зубову.

Вторая телепостановка продемонстрирована зрителям в 1977 году модернизированным Государственным академическим Малым театром. Режиссерами выступили Владимир Иванов и Михаил Царев. В образе Фамусова на экране предстал сам Михаил Царев.

Цитаты

Произведения классической драмы характерны тем, что о героях многое понятно по их собственным репликами. Фразы Фамусова характеризуют его взгляды и мировоззрение. Герой против ориентирования на заграничные манеры и иностранцев, но, следуя традициям, принимает во внимание необходимость обучения детей у гостей из заграницы. Хотя он называл французов «побродягами», но, соблюдая этикет, уверял:

«Мать умерла: умел я принанять
В мадам Розье вторую мать».

Чувства – малозначимая материя для героя. Он не лучшего мнения о любви, и это видно в цитатах, которые автор вложил в уста персонажа. Подбирая пассию дочери, он руководствуется выгодой:

«Вкус, батюшка, отменная манера;
На все свои законы есть:
Вот, например, у нас уж исстари ведется,
Что по отцу и сыну честь;
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, –
Тот и жених».

В попытках переубедить дочь обратить внимание на более выгодного жениха, он убеждает дочь:

« Ах! Матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара».

Исчерпывающее описание отношения Фамусова к образованию, а значит, и к просвещению кроется в словах:

«Уж коли зло пресечь:
Собрать все книги бы да сжечь».

Фото

24smi.org

Фамусов – это… Что такое Фамусов?

Па́вел Афана́сьевич Фа́мусов — один из ключевых персонажей стихотворной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума».

Персонаж

Московский дворянин средней руки. Служит управляющим в неназванном казённом месте. Был женат, но жена умерла вскоре после родов, оставив супругу единственную дочь Софью.

Сам себя характеризует следующим образом:

Однако бодр и свеж, и дожил до седин,
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!..

Однако окружающие несколько иначе представляют себе Фамусова. Дочь Софья так отзывается о родителе: «Брюзглив, неугомонен, скор». Да и его навязчивые домогательства Лизы свидетельствуют о том, насколько «монашеским» является его поведение.

Принят в обществе, мнением которого весьма дорожит.

Воспитанием дочери практически не занимался, удовольствовавшись тем, что оплачивал няньку-француженку. И теперь, когда дочь выросла и речь заходит о возможном замужестве, весьма недоволен тем, какой груз ответственности внезапно ложится на его плечи:

Что за комиссия, Создатель,
Быть взрослой дочери отцом!

В доме Фамусова проживают сам Павел Афанасьевич, его дочь Софья со служанкой Лизой, секретарь Алексей Молчалин и множество слуг. Именно этот дом является местом действия всей комедии, его обстановка также играет немаловажную роль.

Фамусов человек не злой. Именно благодаря его покровительству в доме оказывается Молчалин, впрочем не забывает он при случае и напомнить последнему о том, кого следует благодарить:

Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

Несмотря на то, что, как и подобает дворянину, он находится на государственной службе, работу выполняет лишь по обязанности, нисколько не интересуясь её смыслом. Лучше всего его отношение к своим должностным обязанностям характеризуют его же собственные слова:

Боюсь, сударь, я одного смертельно,
Чтоб множество не накоплялось их;
Дай волю вам, оно бы и засело;
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

Служба для Фамусова является не полезной деятельностью, не средством заработка и даже не службой отечеству — служба просто является непременным атрибутом дворянина. И чин в табели о рангах прямо указывает на ту степень уважения, которую проявляет Фамусов к человеку:

Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;

Также одной из претензий к Чацкому он высказывает: «А, главное, поди-тка послужи.»

Как и подобает московскому дворянину, большое внимание уделяет родственным связям, что позволяет ему при случае упомянуть о родственных отношения в разговоре с важным для себя человеком:

Позвольте нам своими счесться,
Хоть дальними, — наследства не делить;

Дальними родственниками окружает себя и на службе, всячески продвигая их вне зависимости от их умения выполнять работу:

Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служащие чужие очень редки;
Все больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!.

Действие

Внезапное появление в доме Чацкого выбивает Фамусова из колеи. Павел Афанасьевич опасается, что в его размеренную и упорядоченную жизнь «франт-приятель» Чацкий способен внести ненужную суеты и оживление. Для успокоения самого себя Фамусов занимается традиционным, ставшим уже ритуалом занятием: составлением календаря.

Это наглядно показывает всю распланированность жизни Фамусова: он строит планы не только на известные события, но и ещё на только ожидаемые:

Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может в пятницу, а может и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши, крестить.
Она не родила, но по расчету
По моему: должна родить…

Этот же календарь демонстрирует всем всю глубину повседневных интересов Фамусова: «Во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «Я должен у вдовы, у докторши, крестить» — еда, смерть, рождение, причём еда стоит на первом месте.

Как и для других персонажей комедии современники Грибоедова искали для Павла Фамусова реальный прототип, но как и другие персонажи Фамусов — собирательный образ. Для создания единственного образа, охватывающего все «средние» взгляды дворянского общества Грибоедов даже убрал из комедии роль его жены, которая присутствовала в первоначальных замыслах. Именно Павел Фамусов (фамилия героя тоже говорящая: (лат. fama — молва, слух, общественное мнение) — олицетворение всего того общества, против которого выступает Чацкий. Фамусов не так ограничен, как Скалозуб, не так многоличен как Молчалин, не так одиозен, как гости на устроенном им вечере. Он обладает собственной точкой зрения на происходящие в обществе процессы и он последовательно стоит на её защите.

Фамусов — как и подобает представителю «века минувшего», убеждённый крепостник, готовый даже за незначительные прегрешения сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных. Фамусов — яростный ненавистник просвещения, считая что ученье и учёность несут смуту и безумие в его устоявшийся мир.

Павел Фамусов уже не молод, и несмотря на всю свою разумность, просто не успевает за происходящими в жизни переменами. Об этом свидетельствуют все его неудачные попытки разобраться в интригах и чувствах молодёжи: сначала его запутывает Софья своими загадочными снами, затем смущает и пугает речами Чацкий. Даже Молчалину не стоит трудов обвести Фамусова вокруг пальца. Павел Афанасьевич решительно ничего не может противопоставить тому новому, что олицетворяет собой Чацкий, кроме опыта предыдущих поколений, а именно этот опыт Чацкий и отвергает.

Единственным средством защиты от «окаянного волтерьянца» оказывает притворная глухота. Фамусов делает вид, что просто не слышит Чацкого: «Не слушаю! под суд! под суд!». Ему даже не приходит в голову применить против Чацкого его же собственные приёмы: насмешку и иронию, он полагает, что подобные методы не к лицу дворянину. Однако же, как только он узнаёт, что появились слухи о сумасшествии Чацкого, он одним из первых их горячо поддерживает:

…Я первый, я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!

Даже в этой ситуации проявляется степень влияния общественного мнения на действия Фамусова. Он не может первым начать высмеивать Чацкого, но как только он видит, что мнение почтенного общества уже изменило в отношении Чацкого рамки приличия, то он всеми силами стремится не отстать от сложившейся ситуации. Те слова, которые он совсем недавно из боязни «не слышал», притворяясь глухим, он моментально вспоминает и ставит Чацкому в упрёк:

Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!..

И всё же, несмотря на все усилия Фамусова, Чацкому удаётся сломать привычный образ жизни последнего. Раздрай в семье, потеря уважения общества: «Ах! Боже мой! что станет говорить\\Княгиня Марья Алексевна!»

Критика

Литературная критика обычно не разделяет образ Павла Фамусова с тем обществом. которое он представляет. Появился даже специалный термин: «фамусовщина».

Николай Гоголь, один из видных критиков комедии так писал о Фамусове:

Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать. что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец. если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на встрел к столицам молоых вольнодумцев, именем которвых честит всех, кто не подчиняется принятым светским обычаям их общества.[1]

Исполнители роли

Колоритный, тщательно прорисованный образ Павла Фамусова привлекал внимание многих великих актёров. Его роль на сцене российских театров исполняли: Щепкин, Михаил Семёнович (1831), Самарин, Иван Васильевич (1864), Ленский, Александр Павлович (1887), Давыдов, Владимир Николаевич (1886), Станиславский, Константин Сергеевич (1906, 1914), Ильинский, Игорь Владимирович (1963), Царёв, Михаил Иванович (1963), Полицеймако, Виталий Павлович (1962), Папанов, Анатолий Дмитриевич (1975).

Примечания

  1. Гоголь Н. В. В чём же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность. — Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1968, т. 4, с. 157

Wikimedia Foundation.
2010.

dik.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о