Сокращение на дне горький – Краткое содержание На дне. Максим Горький Пересказы изложения краткие содержания произведений по главам

Краткое содержание пьесы Горького "На дне" – Россия в миниатюре

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в начале 1902 года. Автор долго не мог подобрать подходящее название. Первыми вариантами были «На дне жизни», «Без солнца», «Дно» и «Ночлежка».

Постановка пьесы была разрешена только в МХТ. До 1905 года пьесу разрешено было ставить с купюрами, исключив некоторые реплики. Первый спектакль прошёл в декабре 1902 года. В начале 1904 года Горький получил за своё произведение Грибоедовскую премию. Ставить пьесу на императорской сцене было запрещено.

Действие происходит в ночлежке, принадлежащей Михаилу Костылёву и его жене Василисе Карповне. В ночлежке живут «бывшие люди», которые по тем или иным обстоятельствам оказались на социальном дне. Многие из них имеют работу, но бедность не позволяет им найти себе лучшее жильё.

Обитатели «дна» скандалят и ссорятся, что создаёт ещё более гнетущую атмосферу. Василиса Карповна влюблена в Ваську Пепла, вора. Хитрая женщина хочет подтолкнуть вора на убийство своего мужа, чтобы стать единственной хозяйкой ночлежки. Васька влюблён в Наташу, младшую сестру Василисы, и втайне мечтает на ней жениться. Заметив, что вор неравнодушен к сестре, госпожа Костылёва всячески издевается над Наташей. Девушка вынуждена сносить побои.

Однажды в унылой ночлежке появляется странник Лука. Новый обитатель «дна» резко отличается от остальных. Несмотря на свою полную лишений жизнь, этот человек не утратил веры в лучшее и внутренней чистоты.

Проблеск света

Лука стремится примирить между собой обитателей ночлежки. Он советует Наташе и Ваське уйти из дома. Пьянице, которого все называют Актёром, странник рекомендует обратиться в бесплатную лечебницу для алкоголиков. Лука утешает умирающую Анну, жену Клеща, обещая ей счастье в загробном мире.

В конце пьесы странник неожиданно исчезает из жизни своих новых знакомых. Узнав об этом, Актёр совершает самоубийство. Анна умерла. Наташа и Васька не успели стать мужем и женой. Во время драки Васька непреднамеренно убил Костылёва. Вора забрала полиция. «Светлое будущее» наступило только для Василисы Карповны, осуществившей свою давнюю мечту стать полной хозяйкой ночлежки.

Характеристика персонажей

Андрей Митрич (Клещ)

Сорокалетний слесарь попал в ночлежку после того, как лишился работы. С ним же сюда пришла его смертельно больная жена Анна. Клещ – единственный обитатель мрачного заведения, не смирившийся со своим бедственным положением. Своих товарищей по несчастью Андрей Митрич считает «рванью», чувствуя над ними своё превосходство. Клещ уверен, что все эти люди сами виноваты в том, что оказались в ночлежке. Сам же он непременно выберется отсюда. Жена становится для Клеща препятствием к лучшей жизни. Слесарь ждёт того момента, когда овдовеет и будет свободен.

Актёр Сверчков-Заволжский

Мужчина по кличке Актёр когда-то действительно играл в театре под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Причиной, по которой Актёр оказался на «дне», стал алкоголизм. Оставшись за бортом жизни, Сверчков-Заволжский, живёт воспоминаниями о прежней жизни, при этом ничего не предпринимая для того, чтобы в неё вернуться.

r-book.club

Краткое содержание На дне в сокращении

В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний — не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, — люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки. Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны — 50-летний полицейский Медведев. Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью. Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер — и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки. Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх… Испортил песню… дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые…», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут…», — свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля — странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек — это звучит гордо!»

www.litra5.ru

Краткое содержание На дне в сокращении (Горький А. М.)

В пьесе “На дне” раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний – не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме “бывшие люди”, как их называет автор, – люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки.

Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны – 50-летний полицейский Медведев. Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью. Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер – и Актер,

который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки. Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается “на дно” окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: “Эх… Испортил песню… дурак!”

Внутренний план показывает столкновение двух философских “правд”: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: “А ниточки-то гнилые…”, “А что же дальше”. Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: “С голоду сдохнут…”, – свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой “правды” и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля – странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с “правдой” Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. “Все в человеке, все для человека”, “Человек – это звучит гордо!”

.

ege-essay.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о