Социология кратко – Что такое Социология? Социология — это… Расписание тренингов. Самопознание.ру

Краткий конспект лекций по социологии

Лекция 1. Предмет социологии

Социология в переводе на русский язык означает «наука об обществе». Ключевым понятием социологии является «сообщество», т. е. группа, коллектив, нация и т. п. Сообщества бывают разного уровня и типа, например, семья, человечество в целом. Социология изучает различные проблемы, связанные с сообществом, т. е. социальные проблемы. Социология — это наука о социальной структуре, социальном взаимодействии, социальных отношениях, социальных взаимосвязях, социальных преобразованиях. Социология также изучает отношения людей к различным проблемам общества, исследует общественное мнение. Социология, как наука, обладает определенной структурой. В зависимости от содержания социология состоит из трех частей 1. Общая социология. 2. История социологии и современные социологические теории. Работы по социологии прошлых лет — это не архив, а важный источник научных знаний, информации о важных общественных проблемах. Различные социологические теории современности позволяют по-разному толковать проблемы, находить новые грани, аспекты изучаемых явлений. Если раньше существовала единственно верная, непогрешимая марксистско-ленинская социология, то сейчас нет истины в последней инстанции. Различные теории конкурируют между собой, стремясь точнее и полнее отразить реальность. 3. Методика социологических исследований. В этой части рассматриваются задачи как, какими способами провести исследования.

В зависимости от типа сообщества, которое изучает социология, наука делится на макросоциологию и микросоциологию. Макросоциология изучает общество в целом, крупные общественные группы, такие как класс, нация, народ и т. п. Микросоциология изучает небольшие сообщества, такие как семья, трудовой коллектив, студенческая группа, спортивная команда. В зависимости от уровня рассмотрения социальных проблем социология делится на: 1. социальную философию, рассматривающую наиболее общие социальные закономерности. 2. Теорию среднего уровня. Здесь теоретически рассматриваются отдельные социальные процессы, например, социальное развитие коллектива; отдельные социальные и демографические труппы, например, молодежь, рабочие; отдельные социальные явления, проблемы, например, преступность, забастовки. Теорию среднего уровня, изучающую отдельно взятую проблему, явление, процесс называют отраслевой социологией. Существуют десятки отраслевых социологий, например, социология молодежи, социология преступности, социология города и т. д. 3. Эмпирическую и прикладную социологию. Здесь рассматриваются конкретные проблемы отдельных сообществ. Эти проблемы изучаются эмпирическим, т. е. опытным путем, с помощью опросов, наблюдений и других методов. Прикладная означает необходимая, полезная для конкретных нужд экономики, политики, культуры. Прикладная социология служит базой для создания социальных технологий, т. е. специальных разработок, в которых содержатся рекомендации о том, как поступать, что делать, что говорить в конкретных проблемных ситуациях.

Социология изучает социальную динамику, т. е. формы, способы развития общества. Различают революцию, как относительно быструю , коренную ломку общественного строя. Эволюция — это медленное, постепенное развитие общества, когда каждый новый этап появляется, после вызревания объективных условий. Трансформация — это процесс переход от одной стадии развития общества к другой. В настоящее время Украина испытывает социальную трансформацию, т. е. переход от плановой экономики и авторитарного политического строя к рыночной экономике и демократическому строю.

Таким образом, социология — это наука, которая стремится изучать всесторонне социальные взаимосвязи. Знание социологии позволяет более рационально учитывать поведение людей в различных проблемных ситуациях жизнедеятельности общества.

Социология тесно связана с другими науками. Социология и математика. Социология — это конкретная наука об обществе Она стремится свои положения подкреплять количественными данными. Кроме того, практически все выводы социология основывает на вероятностных суждениях. Например, если социолог утверждает, что инженер культурнее рабочих, то это значит, что данное суждение справедливо с вероятностью выше 50%. Может быть множество конкретных примеров, когда какой-нибудь рабочий культурней некоего инженера. Но, вероятность таких случаев меньше 50%. Таким образом, социология тесно связана с теорией вероятности и математической статистикой. Для целей социального моделирования используется весь математический аппарат. Для обработки социологической информации используется математическое программирование, вычислительная техника. Психология. Изучая поведение людей, социология тесно контактирует с психологией. Общие проблемы концентрируются в рамках социальной психологии.

Философия обеспечивает социологию познанием наиболее общих законов общества, социального познания, человеческой деятельности. Экономика позволяет глубже изучить причины социальных отношений, различных ситуаций жизнедеятельности общества. Социальная статистика, социальных явлений и процессов. Социологический маркетинг позволяет более эффективно регулировать рыночные отношения. Обширная область отношений людей на производстве изучает социология труда. География связана с социологией, когда поведение людей, этнических сообществ объясняется с учетом среды обитания. Имеет значение, живут ли люди на берегу океана, речки, в горах, в пустыне для объяснения характера социальных общностей. Есть теории, связывающие социальные конфликты с периодом неспокойного солнца, космическими факторами. С юридическими дисциплинами социология связана при объяснении причин преступления, социальных отклонений, изучения личности преступников. Существуют отраслевые социологические дисциплины: социология права, социология преступности, криминология.

С историей социология связана при объяснении исторических корней социальных явлений. Существует также социология истории, когда социологические проблемы изучаются на материале прошлых веков. Например, изучаются социальные взаимосвязи, особенности социального поведения. Социология связана с различными видами деятельности через свои специфические методы изучения общественного мнения. Роль социологии в обществе. В определении роли социологии в обществе есть две позиции, имеющие свою традицию. Так, О. Конт полагал, что позитивная наука об обществе должна быть полезной, использоваться для целей прогресса. Тогда как Г. Спенсер полагал, что социологии не надо вмешиваться в ход общественных процессов. Социолог должен наблюдать и анализировать общество и делать свои выводы о его закономерностях. Вмешиваться же в общественные дела нет необходимости. Эволюция сама проложит путь общества к прогрессу без постороннего вмешательства. В современной социологии более распространено позитивистское отношение к социологии. Она должна служить делу преобразования общества, социальным реформам, способствовать оптимальному социальному управлению. В демократическом обществе управление государством, принятие важных для общества решений должно осуществляться с опорой на общественное мнение, которое изучается социологией. Без социологических исследований общественное мнение не сможет выполнять свойственные ему функции контроля, консультирования. Социология придет общественному мнению институциональный статус, благодаря чему оно становится институтом гражданского общества. Социология позволяет понимать процессы, происходящие в обществе. Важным признаком современного общества является осознание целей и последствий своей деятельности, понимание сущности и свойств общества, что позволяет сознательно относиться к своей деятельности. Это отличает современное общество от традиционного, в рамках которого социальные процессы являются спонтанными и неосознанными. Таким образом, роль социологии в обществе заключается в следующем. 1. Социология способствует демократической трансформации общества благодаря изучению общественного мнения и способствуя его институализации. 2. Социология способствует более глубокому осознанию сути общественных процессов, что позволяет сознательно подходить к социальной деятельности. 3. Социология повышает уровень рациональности социальной деятельности на всех уровнях социальной организации.

Лекция 2. Культура социологического мышления

Важной задачей курса социологии является формирование культуры социологического мышления. Это также важный компонент культуры современного руководителя. Культура социологического мышления зависит от того, в какой мере усвоена специфика социологии. Важна профессиональная осведомленность социолога, умение активно использовать основные методы исследования. Важный аспект социологического мышления предполагает умение оперировать количественными данными, составлять исследовательские документы, проводить эмпирические исследования, обрабатывать их и уметь интерпретировать полученные результаты. Необходимо понимание того, что социология опирается на количественные данные, что полученные результаты имеют вероятностный характер. Объективность, отсутствие стремления подогнать результаты под заказанные параметры или заранее подготовленные выводы характеризует культуру мышления социолога. Специфика социологического мышления предполагает интерес к массовым процессам и явлениям, к тем закономерностям, которые присуще не отдельному индивиду, а группе, коллективу, сообществу. Важен интерес социолога к взаимосвязям социальных явлений и процессов, присущих разным, пересекающимся плоскостям социального пространства, например, к связям между экономическими, политическими, социальными, культурными процессами. Интерес к общественному мнению и внимание к процедурным аспектом его изучения, таким как выборка, ошибка выборки важная составляющая социологического мышления. Социолог стремится к сопоставимости полученных ими результатов с данными аналогичных исследований. Культуре социологического мышления чужд узкий эмпиризм , неприемлема также чрезмерная абстрактность суждений без определенного соответствия с позитивным знанием. Специфика социологии предполагает сочетание социальной ответственности, заинтересованности в судьбах общества и строгость аналитических суждений, опирающихся на научно обоснованные эмпирические данные. Социолог должен соблюдать этические требования, такие как уважение к респондентам, соблюдение конфиденциальности, не действовать во вред респондентам.

mirznanii.com

2.Функции социологии:

  1. Социология в целом – это наука ожизнедеятельности общества как совокупностивзаимодействий (социальные связи и отношения)между субъектами(соц. институтами, соц. общности, личности). Жизнедеятельность – законы становления, функционирования, развития общества.

Объект– любоеявление общественной жизни. Объектом может быть общество.Предметисследования –субъектыобщества — соц. институты, соц. общности, личности.

Связь социологии с общественными и гуманитарными науками

Социология и философии — социология вышла из философии. И та и другая наука изучает личность и соц. общности

Социология и история– общий объект исследования – общество. История – описывает постфактум, социология – инфактум. История описывает, но не прогнозирует. Социология анализирует и прогнозирует

Социология и политология– прогноз реакции на политич. деятельность. Очень взаимосвязаны

Социология и педагогика– изучение личности. Связь процесса социализации – воспитания личности – педагогика.

Экономика и социология– влияние экономических процессов на общество. Экономические аспекты влияют на соц. положение человека в обществе

Социология и психология– псих. – индивид. «Я», соц. — изучение «мы». Применяются психологические методики, теории

Социология и математика –социология использует для исследования свои систематические методы

Социология и правоведение –юр. нормы регулируют социальное поведение людей. Закрепляют определенные отношения внутри общества

  1. Теоретико– познавательная функция – исследование социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, а также связи с другими явлениями и о характере и закономерностях развития этих явлений

  2. Прикладная функция– конкретная социологическая информацию для решенияпрактическихнаучных и социальных задач.

  3. Функция социального прогноза и контроля– предупреждает об отклонениях в развитии общества. Прогнозирует тенденции общественного развития

  4. Гуманистическая функция– разрабатываются социальныеидеалы, программы научно-технического, соц.-экономического, соц.-культурного развития общества

  5. Управленческая функция– социолог разрабатывает рекомендации, которые могут быть исходным материалом для разработки и принятия управленческих решений

Структура социологии

Дифференциация социологии по 3м уровням:

  1. Уровень фундаментальных исследований. Обществокак целостный организм, раскрытие места и роли социальных связей в нём. Формулировка основныхпринциповсоциологического познания, а так же основныхметодологических подходовк анализу социальных явлений

  2. Уровень прикладных исследований. Задача изучения актуальных, имеющихпрактическую значимость проблем.Базируется на основе существующих фундаментальных знаний

  3. Социальная инженерия– уровеньпрактического внедренияполученных знаний с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий

Макро-, мезо- и микросоциология:

  1. Макросоциология– изучается общество как целостная система, какие элементы составляют структуру общества.. блабла.Ставится акцент на характер изменений в обществе

  2. Мезосоциология– исследуются группы людей (классы, нации, поколения), а так же созданные людьми стабильные формы стабилизации жизни (институты)

  3. Микросоциология– изучается деятельность отдельного человека, его мотивы и характер действий

Теоретический и эмпирический, средний уровни познания

Связь между эмп. и теор. – средний уровень познания (Мертон ввел это понятия 1947г)

Обобщает эмпирические факты в пределах отдельных областей социологического знания (экономическая социология, социология права, семьи и др.)

Теории среднего уровня:

1. теории соц. институтов (семья, наука, образование, политика и т.д.)

2. Соц. отношений (социология малых групп, страт, слоев, классов и т.д.)

3. Специализированных соц. процессов (социология процессов дезорганизации общ-ва, конфликтов, дезорганизации общ-ва и др.)

3. Методы социологии

  1. Специальные социологические методы– наблюдения, анализ документов, опросы, эксперименты

Наблюдение – метод сбора первичных эмпирических , прямая регистрация событий очевидцем. Есть прямая цель наблюдения.

Классификации наблюдений– стандартизированное и нестандантизированное, (так же и с опросом)

  1. стандартизированные— события регистрируются подетально разработанной процедуре. Детально определены объект и предмет исследования, состав элементов изучаемого процесса

  2. не стандартизированное наблюдение.Исследователь пользуется лишьобщим планом исследования. Определен лишь объект наблюдения. Не определяются детали процесса

в зависимости от положения наблюдателя различают включенноеине включенноенаблюдение

  1. не включенное наблюдение– исследователь находится вне изучаемого объекта, т.е. изучает его со стороны

  2. включенное наблюдение – наблюдатель в той или иной степени включен в социальный процесс и находится в прямом контакте и с изучаемыми индивидами. В зависимости от того, какое место и какую роль занимает наблюдатель в процессе, различают:

А) полное включение – когда наблюдение проводится скрытно, изнутри исследуемой группы, общности, а истинное лицо и цели наблюдателя известны только наблюдателю

Б) ситуация «участник-наблюдатель» — наблюдатель не скрывает своей роли, адаптируется к коллективу и коллектив к нему, и собирается эмпирический материал

В) «Наблюдатель – участник» — взаимодействие наблюдателя с наблюдаемыми минимально. Исследователь не скрывает своих целей, но сам процесс наблюдения носит более формальный характер

Г) Ситуация полного наблюдателя – исследователь выполняет функцию наблюдателя не взаимодействуя с участниками – схож с не включенным наблюдением. Специфика – цели и задачи исследования. Главное достоинство – метод позволяет уловить многочисленные детали исследования. Показывает ситуацию многогранной, многомерной. Метод гибок – это важно при изучении многих социальных явлений. Недостатки – субъективное влияние на результаты процесса наблюдения. Наблюдатель – человек, его личные установки могут влиять на результат

Опрос – метод получения первичной социологической информации, основанной на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросом, содержание которого представляет собой проблему исследования

  1. Проводится по определенному плану беседа, которая предполагает прямой контакт интервьюера с респондентом (запись осуществляется диктофоном либо другим записывающим средством)

  1. По содержанию различают документальные интервью и интервью мнений (также включается интервью с экспертами).

  2. ДА ЧТО ЖЕ ЭТО По технике проведения:

    1. Не стандартизированное(свободное интервью) – длительная беседа без строгой детализации вопроса

    2. Стандартизированное интервью– детальная разработка всей процедуры

Анкетный опрос– получение от респондентов сведения о событиях в жизни, мнениях и оценках. Респондент сам фиксирует свои ответы

Анкетные вопросы делятся на:

  1. Открытые анкеты, когда респонденты высказываются в свободной форме

  2. Закрытые опросные листы, где заранее предусмотрены варианты всех ответов

  3. Полузакрытые анкеты – комбинация открытых и закрытых

  4. Опросы по почте

  5. Групповое анкетирование (30-40 человек), индивидуализированное анкетирование

ЭКСПЕРИМЕНТ– вмешательство социолога в естественный ход событий. Бывают мысленные и натурные эксперименты (лабораторные и полевые). Проводятся для подтверждения научной гипотезы.

Метод анализа документов (контент-анализ). Сам контент анализ может быть двух видов:

  1. Качественный – интересует не то, что говорится, а как это говорится (а так же сколько эфирного времени или печатного пространства уделено кому-либо). Например, сколько времени или печатного пространства уделено интересующему предмету в том или ином источнике или сколько слов или газетных столбцов было уделено каждому из кандидатов во время определенной избирательной кампании.

  2. Количественный контент-анализ – перевод в количественные показатели массовой информации и обработка. Здесь выявляются смысловые единицы:

  1. Понятия

  2. Тема

  3. Имена

  4. событие

Общенаучные методы социологии

  1. Системный принцип, — как единое целое, которое обладает определенной внутренней структурой.

  2. Принцип объективности – изучение объективных закономерностей в социальном развитии общества. Любое явление должно рассматриваться как многогранное и противоречивое.

  3. Принцип историзма –тенденции развития, взаимосвязи, предугадывать

Всеобщие методы социологии

  1. Анализ —

  2. Синтез –

  3. Индукция –

  4. Дедукция –

  5. Аналогия –

  6. Абстрагирование –

  7. Обобщение –

  8. Классификация –

  9. Статистические методы –

4. Социологическое исследование – это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью измерения, обобщения и анализа социологической информации.

Цель социологического исследования – поиск фактов о социальной действительности. Дюркгейм под социальными факторами понимал политические, религиозные, моральные устои. Блаблабла в семинаре есть

В целом социологические исследования делятся на две большие группы

    1. Теоретико-прикладные исследования – ориентированы содействию решения социальных проблем путём разработки новых принципиальных подходов к их изучению. Как правило исследования выполняются в рамках перспективной программы (например, наркомания и молодёжь)

    2. Прикладные исследования направлены на изучение и решение конкретных социальных проблем – социально-техноголоческие разработки. Выполняются по прямому заказу какого-либо лица, либо организации. Результаты – разработки, в разработке которых могут принимать участие сами социологи

В зависимости о состояния имеющихся знаний о проблеме:

    1. Разведывательное – об изучаемой проблеме имеется очень смутное представление

    2. Описательное исследование – описание качественно-количественных значений изучаемой проблемы

    3. Аналитико-экспериментальное исследование. Наличие достаточно глубоких знаний в изучаемой области. Выдвижение объяснительных аналитических концепций, выявление причинно-следственных связей,

По степени годности инструментального аппарата, социологические исследования делятся на пилотажные и основные

  1. Пилотажные – пробно-поисковый тип исследования, который, как правило, проводится до основного. Для определения качественных характеристик, зондирование. Проводится на небольшой выборке. В выборку включаются все исследуемые категории

  2. Основное исследование – описательное и аналитико-эксперементальное

    1. Описательное занимается измерением какого-либо аспекта действительности, не используется для исследования какой-либо теории. Применяется когда объектом служит относительно большая общность людей

    2. Аналитико-экспериментальное исследование – ориентирован на выявление причин, обуславливающих сущность, структуру и особенности изучаемого процесса. Носит комплексный характер, могут применятся различные методы наблюдения

4.В зависимости от того, какая часть объекта исследования принята к рассмотрению, различают сплошное и выборочное социологическое исследование

  1. Сплошное — все представители генеральной совокупности войдут в число исследуемых

  2. Выборочное исследование – способ систематического сбора данных о поведении и установках людей посредством опроса специально подобранной группы респондентов

5. Общество. Подходы к определению понятия «общества». Признаки и структура общества. Типология обществ.

Общество (по Ожегову)– совокупность людей, объединенных на определенной ступени исторического развития какими-либо производственными отношениями;

добровольное, постоянно действующее объединение людей для достижения какой-либо цели

В социологической энциклопедии общество – исторически развивающаяся совокупность отношений м/у людьми, складывающаяся в процессе их жизнедеятельности.

Подходы к определению общества:

  1. Атомистическая теория общество – совокупность действующих личностей или отношений м/у ними. Девиз – «всё общество можно представить как паутину чувств и установок блабла»

  2. Философский подход – в нём общество предстает как обособленная от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. Общество – вне временное и внепространственное явления. Общество – особый вид бытия в мире

  3. Сетевая теория – общество представлено действующими индивидами, принимающими социально значимые решения изолированно, независимо друг от друга. Для достижения целей нужно прибегать к помощи или использовать других людей

  4. Системный подход – общество – это система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (социальный, духовный, экономический элемент)

ИТАК, на основе обобщения этих подходов,

общество– это установившееся в процессе исторического развития относительно устойчивая система социальных связей и отношений больших и малых групп людей, поддерживаемая обычаями, традициями, законами, социальными институтами и определяемая особенностями производства материальных и духовных благ.

Признаки общества:

— социальность – выражает общественную сущность жизни людей.

— территория , на которой разворачиваются разнообразные социальные взаимодействия.

— способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность взаимодействия м/у людьми

— существование, функционирование и развитие общества в социальном пространстве и социальном времени

— высокий уровень самоутверждения и само регуляции – общество обладает высокой самодостаточностью, что помогает самостоятельно развиваться

— наличие в обществе специальных органов для осуществления само регуляции, т.е. наличие социальных институтов

— наличие в нём социальной структуры – различные слои, общности, социальная стратификация

— наличие качества системности, благодаря чему элементы общества тесно взаимосвязаны и образуют социальную систему

— принцип целостности – одно из важнейших условий жизнеспособности системы как целого

Структура общества:

  1. Социальная подсистема , которая представлена различного рода социального взаимодействия, различные трудовые взаимодействия в обществе, которые реализуются в различных соц. институтах, организациях, общностях, группах, отдельных индивидах. В состав этой системы входят социальная и этнонациональная структура общества, его территориальная и профессиональная структура, его социально-демографические характеристики

  2. Экономическая подсистема – производство, обмен товаров, услуг, взаимодействие людей на рынке труда (предприниматели, фермеры, безработные, о), экономическое стимулирование различных видов деятельности (зарплата, пенсии, пособия, премии), а так же финансовые, кредитные, банковские организации и учреждения

  3. Политическая – совокупность социально-политических взаимодействий между индивидами и группами, политическое устройство общества, режим власти, деятельность политических партий и общественных организаций, структурная организация власти (законодательная, исполнительная, судебная власть), наличие политических прав и свобод граждан, а так же различных норм, регулирующих политическое поведение индивидов и социальных групп

  4. Социо-культурная подсистема – искусство, религия, образование, мораль, организации и учреждения культуры, СМИ

Типология обществ:

  1. По способу получения средств к существованию человека, Морган выделил три эпохи:

    1. Дикости – время присваивающего собирательства и охотниче-рыболовеческого хозяйства

    2. Варварства – время производящего земледельческо – скотоводческого хозяйства

    3. Цивилизации – изобретение буквенного алфавита, появление классового деления, собственности на средства производства, появление государства и права

  2. По числу уровней управления и степени социальной дифференциации, общества делятся на простые и сложные

    1. Простое – составные части однородны, нет богатых и бедных, руководителей и подчиненных, структура и функции здесь слабо дифференцированы, поэтому могут легко взаимно заменяться – первобытные племена

    2. Сложное общество – сильно дифференцированы структура и функции, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга

  3. Основываясь на первенствующей роли способа производства в определении общественно-экономической формации, Маркс выделяет следующие типы обществ:

    1. Первобытно-общинное общество

    2. Рабовладельческое

    3. Феодальное

    4. Капиталистическое

    5. Всё это предыстория – к коммунистическому

  4. Карл Поппер различает два типа общества – закрытый и открытый, в основе различия между ними лежат отношения социального контроля и свободы индивида

    1. Для закрытого общества характерна статичная социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматично-авторитарная идеология, коллективизм

    2. Открытое общество – динамичная социальная структура, высокая мобильность, способность к инновациям, критицизм, индивидуализм, демократическая плюралистическая идеология

  5. Леннский – по способу производства средств к жизни, социальной структуре и образу жизни, предложили следующие типы общества:

    1. Общества, живущие собирательством и охотой – аборигены, например

    2. Садоводческие общества

    3. Аграрные общества

    4. Промышленные общества, которые, по мнению автора возникают в 18в под влиянием индустриализации Англии

  6. Теннис – «гемаиншафт» и «гезельшафт» — общинность и общество – различие между традиционным и современными обществами

    1. Гемаиншафт – сельская община

    2. Гезельшафт – городское промышленное общество

Критерий

Гемаиншафт

Гезельшафт

Индивидуальная мотивация

Стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами (селяне помогают друг другу просто так)

Основано на рациональном осуществлении личных интересов. Здесь индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за товары и услуги

Социальный контроль

Придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписанным законам

Общество основано на формальном праве

Разделение труда

Отличается ограниченной специализацией, которая складывается на основе родственных связей – мужья, жёны, дети

Специализация профессиональных ролей и их отделение от семейных ролей

Культура

Формируется на основе религиозных ценностей

Светские ценности

Социальные институты

Семья, соседи и община

Крупные объединения и ассоциации. Формируются деловые круги, политические партии, различные ассоциации и т.д.

ПОДВЕРГАЛОСЬ КРИТИКЕ, т.к. до ужаса упрощается

  1. Неоконтианская школа (Хвостов, Кистяковский, Новгородцев)

  2. Теория общественного развития Плеханова

  3. Учение о классах, классовой борьбе, роли народных масс в истории в концепции Ленина

  4. Структурный функционализм – Парсонс и Мертон

ДОПИСАТЬ НАЧАЛО ЛЕКЦИИ

Белл

Постиндустриальное общество, информационный взрыв (резкое возрастание роли знаний и информации в обществе), возникновение «глобальной деревни» («сближение» стран и народов благодаря мгновенным всемирным коммуникациям)

Типология общества по Тоффлеру

Тоффлер, основываясь на теории трёх волн (радикальные преобразования общества), выделяет :

  1. Аграрную революцию, в соответствии с которой кочевники превратились в крестьян

  2. Индустриальная революция, которая превратила аграрное общество в индустриальное

  3. Технологическая революция, которая связана началом компьютерной эры и переходом к информационному обществу

В соответсвии с этой теории трёх волн, Тоффлер выделяет три типа общества:

  1. Традиционное или аграрное

  2. Капиталистическое или индустриальное

  3. Современное или информационное – характеризуется готовностью и стремлением к развитию и изменению, высоким уровнем социальной мобильности, рыночным механизмом регулирования поведением индивида в обществе, рациональным развитием, которое основано на знаниях и информации, доминированием критицизма, рационализма и индивидуализма, отсутствием конкретных предписаний и запретов

studfiles.net

Краткая история социологии от античности до наших дней

История социологии – это наука о социологии как об отрасли знания, процессе ее развития и становления. На пути своего развития социология претерпевала достаточно существенные изменения, как в предмете исследования, так и в методах. Если говорить о таком предмете как история социологии, то стоит разделить ее на два периода: донаучный и научный (современный).

История социологии – донаучный период

Античный период. Проблемой общество в античные времена всерьез занимались греческие философы. Плоды своих размышлений они оформляли в виде рецептов «идеального общества», портрете идеального человека. В вопросе определения сущности общества основные философы того времени расходились во мнении. Так, например, Аристотель считал общество природным и естественным следствием развития человека, а Платон, напротив – искусственным формированием.

Средневековье. Основной идеей на тот момент считалось то, что человек является гражданином мира – системы, устроенной согласно промыслу Бога. Согласно этой идее, мир един, все люди — братья, и все одинаково грешны. Для данного времени характерно настроение изначальной грешности каждого человека и его неспособности к самостоятельному исправлению без желания Бога.

Эпоха возрождения. Это время открытий не только в области географии, но и в законах человеческого общества. В 14-16 веках появляются первые мыслители-утописты (утопия – это идея, несовместима с реальными условиями жизни) англичане Томас Мор, Ф. Бэкон, испанец Т. Кампанелла и другие. В своих рассказах-утопиях они рисовали прообразы «светлого будущего» для всех людей.

Новое время. Время триумфа научного прогресса и стремительного развития экономики и роста народонаселения привело к возникновению новых теорий. Так, представителем просвещения Гоббсом в 17 веке был придумана идея «общественного договора», которая обосновывала условия легитимности власти и впервые призывала к ограничению монарха. Локк выдвинул теорию всеобщего равенства людей, которая потом вошла в основу современной декларации прав человека.

История социологии – от первых научных концепций до наших дней

1842 год – это год создания философии позитивизма. Автор этой теории О. Конт также считается одним из первых ученых-социологов, так как он один из первых определил основы этой науки. Так, он предложи использовать в социологических исследованиях методы наблюдения, сравнительного анализа и эксперимента, определил предмет и цели исследования. Он первым обобщил ранее собранные знания, легшие в основу науки социологии. Одним из наиболее выдающихся социологов также принято называть Г. Спенсера, подробно описавшего идею эволюционирования общества как части живой природы. Одной из ветвей его учения стал социальный дарвинизм, который впоследствии развился в расово-антропологическую школу и социальную революцию Самнера, согласно которому процесс развития общества естественен и является частью закономерного хода развития вида человека.

В середине 19 века К. Марксом была разработана теория о классовой борьбе и неравенстве, теория общественно-экономических формаций, согласно которой главным противоречием в социуме является частная собственность, уничтожение которой приведет к исчезновению классов. А М. Вебер в это же время создает свою теорию понимающей социологии.

Л. Гумплович в конце 19 века выдвинул идею о том, что предметом изучения социологии должно быть изучение социальных групп и их взаимодействия. Согласно его трудам, каждая социальная группа конкурирует с другими за право выживания и поглощения большей части общих ресурсов. Начало прошлого века было ознаменовано теорией элит Парето.

В 20 веке было разработано много новых концепций (бихевиоризм, символический интеракционизм, феноменологическая социология, теория интегрального синтеза) и научных школ, особо популярными среди них были Чикагкая, Колумбийская и Франкфуртская.

История русской социологии во многом сходна с общеевропейской. Основы были положены в дореволюционной России благодаря идеям славянофилов и западников. Впоследствии, после 1917 года российская социология находилась под строгим идеологическим наблюдением и развивалась в большей степени в русле социологии Маркса. Только в начале 90-х годов российская социологическая наука начала пользоваться плодами западных мыслителей и ученых в полной мере.

Сегодня история развития социологии продолжает пополняться новыми концепциями и теориями.

fb.ru

1.1.2. Функции социологии. Социология [Краткий курс]

1.1.2. Функции социологии

Термин «функция» в переводе с латыни означает «исполнение». В социологии под этим термином понимают роль, назначение, специфическую деятельность элемента системы. Социология как наука является не только элементом системы наук, но и частицей всеохватывающей системы человеческого общества. Какие функции выполняет социология в обществе?

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция позволяет получать новое социологическое знание, создавать и уточнять теории, концепции, выработать общий взгляд на общество, его социальные связи.

Информационная функция дает возможность получать социологические знания не только специалистам, но и общественности.

Управленческая функция не означает, что социологи непосредственно управляют обществом. Их задача состоит в выработке рекомендаций для социального управления, в объяснении социальных явлений, в поиске их причин и возможных решений.

Организационная функция социологии заключается в организации различных групп: на производстве, в политической сфере, в воинских частях, на отдыхе и т. д.

Прогностическая функция позволяет предсказывать будущее. Особенно ценна она для тех, кто составляет и утверждает долгосрочные планы, принимает ответственные решения, касающиеся отдаленного будущего.

Пропагандистская функция социологии дает возможность формировать общественные идеалы, ценности, создавать образы героев общества, определенные общественные отношения. Особенно активно эта функция проявляется в образовании, политике, в деятельности средств массовой информации, в военной сфере.

Наличие этих функций показывает значимость, полезность социологии для общества, ее функциональность.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

История развития социологии — В помощь студентам

История развития социологии

 

  1. Становление социологи как самостоятельной науки.

В процессе развития гражданского общества значительно воз­растала географическая и социальная мобильность людей, появи­лись новые социальные институты, изменялась социальная структу­ра общества, накапливались социальные факты, которые уже не ук­ладывались в объяснения, предлагаемые существовавшими теориями. Чтобы объяснить сущность происходящих перемен, тре­бовались новые теоретические и методологические подходы.

В наибольшей мере выявить и обосновать основные направления развития новой науки об обществе удалось въедающемуся француз­скому философу Огюсту Конту (1798—1857). В изучении общества он стремился отойти от абстрактных умозрительных методов, которые, как правило, использовали его предшественники-обществоведы. О. Конт разработал социальную теорию, основанную на социальных фактах, выявленных в результате эмпирических исследований. По его мнению, чтобы решать конкретные проблемы общественной жизни, социальная наука должна использовать методы естественных наук. Поэтому первоначально О. Конт назвал свою науку «социальной физикой», а впоследствии — социологией.

О. Конт считал, что человеческое познание в своем развитии проходит три сменяющие друг друга стадии: теологическое, метафи­зическое, позитивное. В первых двух стадиях познание носит спонтанный характер и не имеет достаточных научных обоснований. Третья стадия основывается на точной оценке существующей реаль­ности.

Социология О. Конта состояла из двух основных частей: соци­альной статики, изучавшей структуру общества как бы в застывшем состоянии, и социальной динамики, исследовавшей процессы соци­альных изменений. Противопоставляя социологическую науку дру­гим радикальным (революционным) теориям, О. Конт считал, что социология является наукой, способной дать позитивные (положи­тельные) ответы на самые насущные вопросы времени и указать об­ществу эволюционный путь развития, исключающий социальные катаклизмы и революции. Поэтому он называл социологию «пози­тивной» наукой.

«Позитивная» социология получила дальнейшее развитие в тру­дах английского ученого Герберта Спенсера (1820—1903). Он явля­ется одним из основоположников органического (биологического) направления в социологии. Г. Спенсер сравнивал общество с биоло­гическим организмом, каждый «орган» (социальный институт) ко­торого выполняет определенную функцию и тем самым способству­ет функционированию всего общества.

Однако такое сравнение, по мнению Г. Спенсера, не означает полного отождествления живого и социального организмов. Струк­тура общества (социального организма) по мере своего развития усложняется: растет численность населения, появляются новые виды деятельности, возникают новые социальные институты, от­дельная личность становится более самостоятельной (независимой от общества).

Развивая идеи либерализма в «органической» социологии, Г. Спенсер считал, что в биологическом организме «части» (отдель­ные органы) существуют ради «целого», а в социальном организ­ме — «целое» (общество) существует для блага своих «частей» (от­дельных членов общества).

Г. Спенсер был сторонником теории социального дарвинизма. По его мнению, экономическая конкуренция в промышленном типе общества выполняет роль естественного отбора, в результате кото­рого выживают наиболее приспособленные и одаренные. При этом социальные революции он рассматривал как болезнь, как явления, разрушающие единство социальной системы.

Принципиально иных взглядов на социально-политическое развитие общества придерживался выдающийся немецкий ученый Карл Маркс (1818—1883). В основу своего учения он положил разработанный им принцип исторического материализма, в соот­ветствии с которым развитие общества детерминировано сущест­вующим способом производства и уровнем развития экономиче­ской системы. История (по Марксу) — объективный процесс смены общественно-экономических формаций (от низших к выс­шим), которая происходит в результате классовой борьбы и со­циальных революций.

К. Маркс внес значительный вклад в становление и развитие социологической науки. Им была всесторонне проанализирована социальная структура современного ему капиталистического обще­ства, выявлена роль экономических факторов в развитии социаль­но-политических отношений, дано определение таким понятиям, как «класс», «социальный слой», «классовая борьба» и др.

Классический этап развития социологии связан с именами та­ких известных ученых-социологов, как Э. Дюркгейм, М. Вебер, Г. Зиммель, Ч. Кули, Г. Моска, В. Парето и др. Так, французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм (1858—1917) считал, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо на­личие особого предмета и соответствующего метода. Таким предме­том (по Дюркгейму) является особая «реальность», основу которой составляют социальные факты.

Главными признаками социальных фактов являются: объектив­ное, независимое от индивида существование и способность ока­зывать на индивида давление, «принуждая» его действовать в соот­ветствии с общими ожиданиями, нормами, требованиями и т. д. Основоположник теории «социологизма» (противоположность но­минализма-индивидуализма) Э. Дюркгейм наделял общество чертами физического и морального превосходства над индивидами.

По мнению Э. Дюркгейма, социология занимает центральное место среди общественных наук. Поэтому ее задача состоит не толь­ко в том, чтобы изучать социальные факты, но и вооружать другие общественные науки теоретико-методологической основой для исследования различных областей социальной жизни.

Другой яркий представитель классической социологии — вы­дающийся немецкий социолог, философ и историк Макс Вебер (1864—1920). Он является родоначальником понимающей социологии и теории социального действия. В отличие от Э. Дюркгейма, который считал основной задачей социологии исследование общественных структур (структурно-функциональный анализ), М. Вебер уделял главное внимание исследованию мотивов деятельности и поведения человека или группы людей. Он считал, что деятельность отдельных личностей и групп не предопределена социальными отношениями и социальной структурой, а является осмысленной и, в значительной мере, самостоятельной. Не только общество оказывает влияние на человека (группу), но и человек, преследуя свои цели и интересы, осознанно взаимодействует с другими людьми и тем самым создает социальную реальность.

Задачей социологии (по М. Веберу) является исследование ос­мысленного взаимодействия людей через призму общепринятых об­разцов. В этом и заключается суть и смысл понимающей социологии.

 

  1. Современный этап развития социологической науки.

В XX в. во многом благодаря наработанному в предшествовавшие периоды «социологическому материалу» в социологии возникают многочисленные школы и направления (парадигмы). Парадигма — это определенное представление о характере социальной реальности или научно обоснованная модель, образец постановки проблем и их решений; определенное научное направление в социологической науке.

Ни одна из парадигм в социологии не является универсальной. Каждая раскрывает ту или иную перспективу в исследовании общества. Поэтому любая парадигма требует к себе серьезного отношения.

Рассмотрим некоторые из основных парадигм современной социологии.

Структурный функционализм — один из основных методов в современной социологии. В основе его лежит представление об обществе как о целостной системе, состоящей из взаимосвязанных подсистем. Каждая подсистема, в зависимости от занимаемого ею положения в системе, выполняет определенную, свойственную только ей функцию. Взаимодополняемость и взаимодействие подсистем обеспечивают социальной системе структурно-функциональное единство. Основы структурно-функциональной парадигмы были заложены еще Г. Спенсером и Э. Дюркгеймом, которые сравнивали структуру общества с живым организмом, а отдельные подсистемы с определенными органами. Значительный вклад в становление и развитие этого направления в социологии внесли американские ученые-социологи Р. Мертон и Т. Парсонс.

Конфликтологическая парадигма является как бы противоположностью функционалистическим теориям, которые предполагают консенсусное взаимодействие различных подсистем (социальных слоев, классов) общества. Конфликтологический подход исходит из того, что общественное развитие происходит через борьбу различных социальных групп.

Конфликтологическая парадигма немарксистской ориентации начинала формироваться в 50—60-е гг. XX в. благодаря работам Р. Дарендорфа, Р. Миллса, Л. Козера, Р. Мура, К. Боулдинга и др. Так, по мнению немецкого социолога Рольфа Дарендорфа (род. в 1929 г.), конфликт есть оборотная сторона всякой интеграции и потому он неизбежен.

В соответствии с теорией классовой борьбы К. Маркса любое классовое общество делится на два антагонистических (непримиримых) класса, борьба между которыми завершается социальной революцией. В отличие от марксистской теории конфликтологическая парадигма исходит из того, что в современном демократическом обществе возникает великое множество локальных социальных конфликтов между различными группами. Разнонаправленность этих конфликтов позволяет сохранять относительную стабильность в обществе, т. е. не ведет к социальным взрывам. Кроме того, в открытом обществе существуют легальные способы (механизмы) для сравнительно «бескровного» урегулирования конфликтов. Успешное разрешение возникающих социальных конфликтов (по Р. Дарендорфу) свидетельствует о жизнеспособности общества.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — одно из ведущих направлений в американской социологии — наука о поведении. В основе бихевиоризма лежит проблема исследования видимых форм поведения человека как реакции на воздействие внешней среды, по принципу «стимул-реакция». Методологическими предпосылками бихевиоризма являются принципы философии позитивизма и структурно-функциональный анализ Г. Спенсера. Современные понятия в теории бихевиоризма были разработаны Э. Торндайком, Дж. Уотсоном и др.

Пик влияния идей и методов бихевиоризма в социологии приходится на 20-е гг. XX в. Впоследствии он неоднократно подвергался обоснованной критике за упрощенный подход к исследованию человека и его поведения. Суть проблемы заключается в том, что классический бихевиоризм не учитывал психических и социокультурных составляющих в исследовании мотивов поведения людей. В настоящее время предпринимаются попытки обновления бихевиоризма. Его приверженцы стремятся в своих исследованиях учитывать самые различные аспекты поведения. Таким образом, возникло новое (обновленное) направление в социологии — необихевиоризм.

Символический интеракционапизм (от англ. interaction — взаимодействие) — одно из направлений (парадигм) в современной социологии. Суть этого направления заключается в том, что в своих методах исследования социального поведения символический интерак-ционализм (в отличие от бихевиоризма) учитывает как внешние проявления, так и внутренний мир человека. Большое значение сторонники этого направления придают языковой символике.

Символический интеракционализм исходит из того, что в ходе осознанного взаимодействия люди интерпретируют (истолковывают) действия друг друга, придавая последним те или иные значения (символы). Тем самым они конструируют собственное поведение и способствуют изменению социальной реальности. Отсюда следует, что символ в процессе социального взаимодействия играет определяющую роль. Теоретико-методологические основы символического интерак — ционализма были заложены такими учеными, как Ч. Кули, Г. Зиммель, К. Боулдинг и др. Наиболее весомый вклад в его развитие внесли Дж. Мид, Г. Кун, И. Гофман, Г. Блумер, А. Стросс, Т. Ши-бутани и др.

Сторонники теории социального обмена рассматривают обмен в качестве фундаментальной основы общественных отношений. Согласно этой теории обмену подлежит все, что имеет социальную значимость. Например, труд обменивается на материальное вознаграждение, физическая привлекательность на благосостояние и т. д. Люди, имеющие более высокий социальный статус, могут навязывать «нижестоящим» свои условия обмена. Таким образом, возникает проблема неравноценного обмена.

Теоретико-методологические основы концепции социального обмена были заложены родоначальниками буржуазной политэкономии И. Бентамом, А. Смитом и др. Другим ее источником стали работы известных социальных антропологов Б. Малиновского, Дж. Фрейзера, М. Мосса. Значительный вклад в развитие социологического направления в теории социального обмена внесли Дж. Хоманс, П. Блау, Р. Эмерсон.

 

  1. Социологическая мысль и социология в Украине.

Принято считать, что украинская социология заявила о себе в 80-е годы XIX в.. исследованиями Женевского кружка украинских ученых, труды которых печатались в журнале «Громада». К нему относились, прежде всего, Г. Драгоманов (которого многие исследователи называют пионером украинской социологии), С. Подолинский (представитель механистической теории в социологии) и Ф. Волк.

М. Драгоманов (1841-1895) рассматривал социологию как науку об обществе, призывая украинских исследователей использовать идеи и принципы западной социологической мысли. Он активно отстаивает идею прогресса, который в общественных отношениях проявляется отменой рабства, барщины, получением равных конституционных прав; прогресс лица рассматривается им в тесной связи с прогрессом человечества в целом.

С. Подолинский (1850-1891) в своих трудах сочетает марксистские и социал-дарвинистские взгляды с программой громадовства. Он считает, что в общественной жизни действует закон борьбы за существование; но, в отличие от социальных дарвинистов, признает еще и действие закона роста солидарности людей, которая воплощается в общинах. Поэтому для него центр тяжести приходится не столько на борьбу людей между собой, как на борьбу людей с природой, опасной окружающей средой.

Своеобразная интерпретация С. Подолинским дарвинистских законов заключается в том, что в обществе происходит продвижение вверх талантливых и морально совершенных людей, а не победа физически более сильных. Ему принадлежит одна из первых работ социологического характера — «Ремесла и хвабрики на Україні» (1880, Женева).

Самым выдающимся основателем украинской социологической мысли был Михаил Грушевский (1866-1934) — выдающийся украинский ученый, историк мирового уровня, энциклопедист-просветитель, этнолог, фольклорист, выдающийся государственный деятель, первый «президент Украинской Народной Республики». Он впервые начал применять в украинской историографии историко-социологический метод, разработанный на рубеже XIX и ХХ вв. европейским позитивизмом, основал первый Украинский социологический институт в Вене в 1919г. Главное направление деятельности концентрирует на обоснование исторически, теоретически и юридически право украинского народа на собственное государство, он доказал, что украинский народ существует как отдельный исторический культурный субъект. Ученый пропагандировал идеи социального единства, гармонии, гражданского мира на демократических принципах, которые актуальны и сегодня.

Социальный процесс в целом, по мнению М. Грушевского, характеризуется определенным ритмом, тенденциями, формами. Задача социологии именно в том и заключается, чтобы, отбрасывая изменчивое, случайное, выбирать типичное, постоянное, то, что составляет свойственную основу социального ритма. Украинский ученый обосновал мнение о том, что характерными тенденциями социального развития является дифференциация и интеграция. Чередование этих тенденций происходит под влиянием комбинирование факторов, однако в определенном социальном пространстве и времени могут преобладать то экономические, то религиозно-психологические факторы и др. Итак, Г. Грушевский, по сути, отстаивал понимание колебательной динамики общественной эволюции, которое является близким современным посткласичним теориям. В труде «Начала гражданства» (1921 г.), он критиковал противоречивые теории о начальной общественной эволюции, применяя для сравнения и украинские материалы.

М. Ковалевский (1851-1916) еще 17-летним юношей ознакомился с трудами О. Конто. Более 25 лет его дальнейшую жизнь проходило за рубежом, что позволило ему не только читать произведения, но и знать лично таких известных социологов, как Спенсер, Тард, Дюркгейм, Маркс и другие; П. Сорокин был одно время секретарем Ковалевского. По мнению последнего, сравнение Конто и Маркса идет не на пользу социологической концепции марксизма с ее экономическим трактовкой истории; Ковалевский осуждает также марксистскую идею революции как способа решения социальных проблем.

Историю общества сам Ковалевский понимает как закономерный и естественный процесс, в котором равноправную роль играют много факторов, однако ни один из них не является определяющим. Это так же, как в функционировании живого организма признавать равнозначную роль многих факторов и рассматривать его как единство. В целом и общественная жизнь объясняется ним через «теорию факторов», то есть теорию функциональной связи социальных явлений.
В книге «Современные социологии» Ковалевский ратует за утверждение двух направлений, гармоничное сочетание которых может обеспечить счастливое развитие общества. Индивид не может быть принесен в жертву семье, роду, государству и т. д., но его деятельность должна быть в то же время согласованной с деятельностью других, равных ему единиц и сообществ; их совместные усилия должны быть направлены на обеспечение всеобщего блага.

Социологию советского периода можно считать одной из самых отсталых наук как в Украине, так и в целом в бывшем СССР.

К этому привели следующие факторы:

  1. почти полный контроль партии над планированием, тематикой и проведением социологических исследований;
  2. отсутствие самостоятельного статуса социологии как науки и ее обожествление с историческим материализмом в плане исходных методологических основ;
  3. противодействие социологическим исследованиям, с одной стороны, на идеологической почве, а с другой — на патриотическй, когда более-менее объективные научные исследования, которые отклонялись от партийной линии, получали ярлык „националистических”;
  4. ограниченность государственной социальной статистики и часто ее недостоверность;
  5. отсутствие надлежащих условий для подготовки высококвалифицированных специалистов, в том числе и за рубежом;
  6. неразвитость научных связей с зарубежными социологами.

 

К этому следует добавить, что результаты социологических исследований в большинстве случаев скрывались, а рекомендации социологов в основном не учитывались.

Лишь с началом революционного обновления общества в середине 80-х годов меняется отношение к социологии и осознается растущая потребность в ее исследованиях. Развитие социологии становится насущной потребностью национального возрождения Украины. Ярким проявлением этой тенденции было создание осенью 1990 г. Института социологии в системе Национальной Академии наук. Главное направление деятельности института — выявление закономерностей развития украинского общества в национальном и международном контексте, осмысления и обобщения опыта преобразования общества в подлинно гражданское. Достижение этой цели реализуется, в частности, в таких направлениях исследований: особенности социально-статусной стратификации в условиях становления рыночной экономики; социальные условия и механизмы формирования рыночной экономики; факторы возникновения и механизмы преодоления социальных конфликтов в процессе трансформации общества; украинская этничность в современном мире и др. Институт имеет широкие связи с аналогичными зарубежными институтами. В нем работает плеяда широко известных у нас и за рубежом ученых — социологов, среди которых Л. В. Сохань, В. М. Ворона, Г. О. Шульга, А. О. Ручка, В. В. Танчер, Есть. И. Головаха, В. И. Тарасенко, В. Л. Осовски, В. Есть. Пилипенко, Н. В. Панина, С. О. Макеев, К. К. Грищенко и др.

В это время происходят и другие важные события для становления украинской социологии. Создается Социологическая ассоциация Украины. В университетах открываются факультеты и отделения для подготовки профессиональных социологов, начинаются социологические издания, создаются специализированные советы по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора социологических наук, начинает выходить журнал «Философская и социологическая мысль», а с 1998 г. — журнал «Социология: теория, методика, маркетинг».

В настоящее время социология находится в поиске собственной подлинности, вырабатывает свою методологическую базу, концептуальную схему и соответствующий им понятийно-категориальный аппарат. Кардинально пересматривается предмет ее исследований; в качестве центрального понятия, ключевой социологической категории выделяется гражданское общество, а сама социология понимается как самостоятельная наука о социальных сообществах — субъекты, механизмы их становления, функционирования и развития; создаются условия для методологического плюрализма в социологии, существование различных подходов, ориентаций в социальных исследованиях; украинская социологическая школа приобретает черты национальной, что находит проявление не столько в проблематике исследований, сколько в акцентах на традиции социально-гуманитарных исследований украинской культуры в целом.

history-of-ukraine.jimdo.com

Социология – это… — Русская историческая библиотека

Социология – это наука о законах, определяющих жизнь и развитие общества. Социология рассматривает человека, как члена известной группы, населяющей одну территорию и объединяемой солидарностью целей и интересов. Но в виду того, что общество представляет собою совокупность различных индивидов, из которых каждый, в свою очередь,является вполне законченным целым, социология заключает в себе, в виде необходимого материала для своих выводов, все науки о человеческом духе, как индивидуальном, так и коллективном, Опираясь на широкий базис психологии, социология строит свое здание на данных истории, политической экономии, статистики, сравнительной истории права, религии, учреждений, на всех тех данных, которые показывают, как люди группировались в политические общины, как выработались взгляды на семью, власть, собственность, как общежитие достигло своего современного состояния. Если каждая социальная наука, взятая в отдельности, рассматривает одну какую-нибудь группу общественных фактов, то социология, наоборот, имеет целью познать взаимодействие социальных явлений и их влияние друг на друга и уразуметь те причины, которые определяют все строение и конечное развитие общества.

Социальные факты, помимо условий внешнего мира, находятся в зависимости от огромной совокупности всех свойств человеческой природы, – вот почему социология, отличаясь такой необыкновенной сложностью, не допускает применения к себе чисто опытного метода, ибо, как это показал Джон Стюарт Милль, действия, зависящие от усложнения причин, не могут быть объектами индукции. Если даже простое наблюдение встречает в социологии большие препятствия, благодаря многогранности общественных явлений, то, разумеется, искусственный опыт к ней уже совершенно неприложим, и мы лишены всякой возможности экспериментировать в этой чрезвычайно важной отрасли знания.

В качестве исходного пункта для социологических построений принимается теория, выведенная из самых широких наук о жизни и духе, из биологии, психологии и этологии (науки о характере), и затем уже из этой теории дедуцируются дальнейшие положения, достоверность которых проверяется апостериорными наблюдениями над жизнью общества. Однако, несмотря на свой дедуктивный (от общего к частному) метод, социология далека от строго геометрического типа, потому что её явления представляют собою результаты многочисленных сил, находящихся между собою в борьбе и антагонизма, и в этом отношении она диаметрально противоположна науке Евклида; скорее может она быть сравнена с астрономией или физикой, где дедукция и наблюдение дополняют друг друга.

Различными вопросами общественной жизни, процессом социального существования издавна интересовались уже выдающиеся мыслители человечества. Но все они или останавливались на одних каких-нибудь частностях, или анализировали природу не столько общества, сколько государства, или, наконец, являясь ближайшими по духу предтечами социологов, отдавали свое внимание философии истории, которая отличается от социологии главным образом тем, что в своем распоряжении имеет далеко не такой разносторонней материал и, кроме того, игнорирует общую науку о жизни. Во всяком случае, труды Аристотеля, Вико, Монтескье, Кондорсе, Гегеля проложили дорогу позднейшим исследованиям в области социологии. Но только в XIX столетии было значение социологии как науки вполне оценено, благодаря основателю позитивизма, Огюсту Конту. Едва ли не главной целью всей его системы служит возведение социологии на степень точной науки и притом такой, которая в его известной иерархии знаний занимает высшее место, имея своей непосредственной предшественницей биологию. В основании социологии, или, как Конт ее иначе называет, социальной физики, должны лежать исторические изыскания, ввиду того, что общественные явления главным образом определяются возрастающим влиянием прошлого. Опыт, вынесенный человечеством из многовековой жизни, диктует те или другие общие выводы, которые проверяются биологически установленной природой человека и затем находят себе формулировку в виде социологических законов.

Бюст Огюста Конта. Скульптор Антуан Эте. Около 1840

Автор фото — Alexandre Moatti

 

Социология как наука подразделяется на статику и динамику.Первая изучает социальные явления в их равновесии, изучает сосуществование и взаимодействие общественных элементов на каждой стадии социальной жизни, которая вообще характеризуется тем, что все её факты находятся между собою в самой тесной и неразрывной связи (consensus), влияют друг на друга, и изменение одного из них бывает причиной или следствием изменения другого. Вот почему статика одновременно исследует весь общественный организм. Динамика анализирует общество в его движении и, если статика устанавливает законы порядка, то динамика выводит законы прогресса. Динамическая социология понимает каждое из последовательных состояний общества, как необходимый результат предыдущего и как такой же необходимый двигатель последующего. Отсюда вытекают естественные законы этой последовательности, законы развития, под которыми надо понимать самопроизвольное движение основных способностей, составляющих человеческую природу, без введения каких-либо новых сил; в результате этого движения бывает совершенствование, прогресс.

В жизни общества развитие, по Конту, проявляется в том, что человек постепенно подавляет свои эгоистические побуждения ради социального блага и постепенно возвышает интеллект над чувственными элементами своей натуры. В последовательном ходе общественного существования область ума все более и более расширяется на счет эмоций и страстей, и история человечества, поскольку она идет вперед, принимает все более и более интеллектуальный характер. По Конту, и социология подтверждает закон трех стадий – теологической, метафизической и позитивной; находясь в первом фазисе, общество имеет военную организацию, которая во втором периоде сменяется господством законоведов и, наконец, в третьем уступает место промышленному строю.

Идея развития, эволюции, как известно, нашла себе энергичного защитника в лице Герберта Спенсера и её осуществление он видит, между прочим, и в научной социологии. В отличие от Конта, Спенсер между биологией и социологией ставит психологию. Для него социология – это наука, которая должна описать и объяснить возникновение и развитие семьи, политической организации, промышленности, церковных учреждений; она должна коснуться и вопроса о развитии языка, знания, нравственности, эстетики; она должна, наконец, рассмотреть взаимную связь и зависимости всех отправлений общественного организма. Величайшая задача социологии как науки заключается в достижении такого понимания обширного агрегата общества, при котором можно было бы видеть, «каким образом характер каждой группы, на каждой стадии развития, определяется отчасти её собственными антецедентами, отчасти влиянием на нее остальных групп в прошедшем и настоящем».

Английский философ и социолог Герберт Спенсер

 

Спенсер придерживается того взгляда, что общество представляет собой организм, но он далек от  утрировки этой мысли. В явлениях роста, эволюции, дифференциации, в физиологическом разделении труда он видит черты сходства между обществом и организмом, но он не находит между политическим и живым телом других аналогий, кроме тех,  которые являются необходимым следствием взаимной зависимости частей, присущей им обоим. Он не подавляет личности в социальной группе и категорически заявляет, что «так как социального сенсориума не существует, то благосостояние агрегата, рассматриваемое отдельно от единицы, не может сделаться такою целью, к которой следует стремиться».

 

Книги по общим проблемам научной социологии: О. Конт, «Курс положительной философии», последние 3 тома; Г. Спенсер, «Основания социологии». В русской литературе отметим соч. де Роберти, «Социология», статьи Михайловского («Что такое прогресс?», «Герои и толпа», «Борьба за индивидуальность», «Теория Дарвина и общественная наука», «Орган, неделимое, общество»).

 

rushist.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *