Слово о полку игореве другие исторические лица таблица – «Слово о полку Игореве»: описание, герои, анализ произведения

«Слово о полку Игореве»: описание, герои, анализ произведения

История произведения

Рукописный оригинал «Слова» обнаружен А.И. Мусиным-Пушкиным, известным собирателем русских древностей, в сборнике, который был получен им из Спасо-Ярославского монастыря. Находка его заинтересовала, он изучил текст рукописи и показал его директору Московского архива Коллегии иностранных дел, историку Н.Н. Бантыш-Каменскому и его помощнику А.Ф.Малиновскому. Консультантом стал известный историк Н.М. Карамзин. По их совету, граф в 1800 году издал «Слово». Сей факт стал неординарным событием в культурной жизни России начала 19 века. Многие известные историки начали изучать этот литературный памятник. Сам оригинал рукописи сгорел в московском пожаре 1812 г.

Произведение «Слово о полку Игореве» относится к жанру поэма, является своим родом памятником древнерусской литературы. Оно посвящено событиям 1185 г. и описывает поход князя Игоря Святославича Новгород-Северского против половцев. События развивались следующим образом. За год до этого похода объединённые русские полки под руководством князя киевского Святослава Всеволодовича на реке Ореле нанесли поражение наступавшей на Русь большой орде половцев. Игорь не смог тогда принять участие в сражении, о чём тяжело переживал, так как не смог продемонстрировать свою преданность союзу русских князей. Поэтому через год он решил сам пойти на половцев, чтобы открыть дорогу к Чёрному морю, которая уже более ста лет закрыта половцами для Руси.

Воинская честь, желание доказать приверженность новой общерусской политике — вот основные причины организованного Игорем похода. Подробности этого похода есть в древних летописях. Однако личное мужество в решении подобных вопросов может принести только вред. Что, в итоге, и произошло. Кратковременная победа над передовым отрядом половцев закончилась встречей с основными силами противника, в результате чего войско Игоря было разгромлено, а сам он, раненый, попал в плен. Это поражение русских войск спровоцировало новое нападение половцев на Русь. Объединённые русские войска отбросили половцев в степь. Князю Игорю с помощью крещёного половца Овлура удалось бежать из плена и добраться до Новгород-Северского. На основе этих исторических событий и было написано неизвестным автором «Слова о полку Игореве».

Анализ произведения

Основная идея «Слова»

Это призыв к русским князьям объединяться. Феодально раздробленная Русь страдала от междоусобиц князей и от постоянных нападений внешних врагов. Основныыми противоборствующими силами являлись потомки Маномаха и князя Олега, потомком коего и является Игорь. Автор мечтает об объединении русских земель под властью Киева. Современные исследования практически доказывают, что автор «Слова» принадлежал к «Олегову гнезду».

У него была довольно сложная задача, ведь он должен был, с одной стороны, возвеличивать своего князя. С другой осудить за необдуманный шаг. Поэтому образ князя так неоднозначен. Но, подлинным мерилом всех ценностей является Русская земля. Именно она и является главным героем произведения и его идейно-композиционным центром. История Русской земли является составной часть образа. Автор постоянно сравнивает прошлое и настоящее, делает выводы устами Святослава о необходимости единения русских князей перед лицом врага.

Все страницы проникнуты патриотизмом, который выражает основную идею автора. «Слово» это пламенная речь патриота. Иногда гневная и скорбная, взволнованная и лирическая, но, всегда полная веры в Русь и её светлое будущее. Основная тема «Слова» скорбь о постигшей родину беде, поиск выхода из ситуации. Анализируя политическую ситуацию, автор приходит к выводу, что поражение Игоря, следствие разобщённости между князьями.

Герои произведения

Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве» Стиль произведения символичен. Каждый герой являет собой образ-символ, который выражает какое-то одно качество.

Князь Святослав

Например, образ киевского князя Святослава несколько идеализирован. Он показан во главе всех Русских княжеств в традиционном представлении идеального правителя. Старый князь грозен, мудр и опытен. Автор отзывается о нём, как о соколе «в мытех». Именно в «золотом слове» Святослава автор раскрывает свои мечты о единении Руси. Он призывает князей забыть распри и обиды, встать на защиту родной земли от грозного врага, «вступить в золотое стремя и затворить ворота степи своими острыми стрелами». Старый князь порицает мужественных, но безрассудных князей, которые в одиночку выступили против сильного врага.

Подробнее: Князь Святослав: характеристика и образ героя

Олег Гориславич

Следующий герой, Олег Гориславич, представляет образ князя-крамольника, провоцирующего на Руси раздоры среди князей.

Подробнее: Олег Гориславич: характеристика и образ героя

Князь Всеслав Полоцкий

Ничуть не лучше непоседливый князь Всеслав Полоцкий, ищущий жизни получше и власти побольше. В характеристике автора это «хитрый, гораздый», даже «вещий». Но и он дождался «суда Божьего», то есть смерти. 

Боян

 Боян олицетворяет символ образ «вещего» певца, берущего своё начало от языческих богов. Для автора он тот, кто волею свыше должен прославлять тех, кто избран Богом, русских князей.

Ярославна

Образ Ярославны это символ любящей и преданной жены, обобщённый образ русских женщин, их героические характеры. Любовь её спасает Игоря в бою. Она скорбит не только об Игоре, но и о всех русских воинах. Её плач — заклинание, обращение к силам природы спасает Игоря от верной смерти, помогает ему спастись из плена. С момента опубликования «Слова» образ Ярославны ассоциируется с образом преданной и любящей жены. 

Подробнее: Ярославна: характеристика и образ героини

Буй-тур Всеволод

Буй-тур Всеволод сильный и храбрый воин. Однако в бою может быть безрассуден и забыть об осторожности, даже о жизни. Он — есть символ воинской доблести русских воинов, так же, как, впрочем, и его дружинники.

Половецкие князья Кончак и Гзак являют собой символы зла и олицетворение черной силы.

Князь Игорь

Лишь один герой «Слова» в «движении» образа — князь Игорь. Он отважен, честолюбив. Но «молод и буен». В этом он противопоставляется опытному Святославу. Но, в конце произведения автор указывает на произошедшие с ним перемены. То есть, не смотря на свою противоречивость, Игорь способен под влиянием определённых событий изменять свои взгляды, позиции.

Подробнее: Князь Игорь: характеристика и образ героя

Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.

Есть ещё один герой «Слова», которому уделено немало слов. Это — природа. В «Слове» она живая. Она выражает себя воем волков, клёкотом орлов, меркнущей ночью и погасшей зарёй. Природа здесь тревожится и скорбит. Она предчувствует поражение русских полков и это выражается в кровавых зорях и идущих с моря чёрных тучах. Эти тревожные картины сменяются патетическим призывом автора к единению. И в финале картины радости и торжества.

Заключение

Не смотря на свою кажущуюся древность, «Слово о полку Игореве» глубоко современно, потому что любовь к Родине, к родной земле, призыв к единству государства, мужество защитников Отечества будут актуальны всегда. Особенно сейчас, когда враждебные России силы пытаются вновь расчленить её на мелкие удельные княжества, воюющие друг с другом. «Слово» получило своё дальнейшее воплощение в творчестве великого русского композитора А.П. Бородина в его опере «Князь Игорь», в кинематографе. Эти замечательные произведения, наряду с литературным текстом, воспитывают любовь к Родине и патриотизм.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

ЕГЭ. Литература. «Слово о полку Игореве». Исторические личности и названия.Цитаты

ЛичностиЦитатыГлавы
Перевод А.Майкова
Князь Игорь Новгород-Северский

(1180-1198-правление). Из рода Ольговичей.

Песнь о храброй Игоревой рати

и о нём, о сыне Святославле»

Боян— древнерусский поэт, певец.О Боян, о вещий песнотворец,

Соловей времён давно минувших!

Князь Всеволод. Брат Игоря, князь КурскийПоджидает Игорь мила брата;

А пришёл и Всеволод и молвит:

«Игорь. Брат, един ты свет мой светлый!»

Князь Олег – брат ИгоряДремлет храброе гнездо Олега
Ольга Глебовна- жена ВсеволодаИ твоей красавицы княгини,

Той ли светлой Глебовны…

Олег Гориславич – четвёртый сын Святослава Ярославича, внук Мудрого Я.( умер в 1115)И тогда ж, в златые дни Олега,

Сеялось крамолой и растилось

На Руси от внуков Гориславы…

Перевод Н.Заболоцкого
 
Ярослав Мудрый

(жил с 978-1054, Киевский князь с 1019-1054)

И взлетала лебедь в облака,

И трубила славу Ярославу

Вступление
Мстислав — сын Владимира Мономаха ( киевский князь с 1125-1132).

 

Где Мстислав Радедю заколол

Перед всей касожскою дружиной

 

Р(дедя- касожский, то есть черкесский князь)

Вступление
Роман Святославич Красный — сын князя Святослава Ярославича Тмутараканского (сына Я.Мудрого)И Роману Красному хвалу

Пела лебедь, падая во мглу

 

( И ему тоже пел славу Боян)

Вступление
Князь Владимир Святой ( правил в Киеве с 978-1015)Эту повесть о године бед

Со времён Владимира княженья

Доведём до Игоревых лет

Вступление
Князья Игорь, Всеволод, Олег и Святослав.Туча надвигается от моря

На четыре княжеских шатра,

Чтоб четыре солнца не сверкали,

Освещая игореву рать…

 

(« четыре солнца» : князь Игорь, его брат Всеволод, сын Игоря- Олег и племянник Игоря- Святослав)

ч.1-9
Шарукан- дед хана Кончака, разбитого Владимиром Мономахом.Месть лелеют Шаруканы,
Нет конца их ликованью…
ч.2-4
Киевский князь СвятославИ тогда великий Святослав

Изронил своё златое слово

 

(Святослав Всеволодович, старший сын Всеволода Ольговича. Правил в Киеве  с перерывами в 1173-1194)

ч.2-5
Олег и СвятославДва прекрасных месяца затмились

 

(Олег- сын Игоря, Святослав Рыльский- племянник Игоря)

ч.2-3
Ярослав Где мой брат, мой грозный Ярослав

 

(Ярослав Всеволодович, родной брат Святослава киевского, правил в черниговской земле в 1180-1198), оба  они- правнуки Ярослава Мудрого, Ольговичи ( дети Олега- внука Мудрого)

ч.2-5
Всеволод Большое Гнездо«Ты  и Волгу вёслами расплещешь,

Ты шеломом вычерпаешь Дон»

 

(Сын Юрия Долгорукого, жил в 1154-1212, князь Владимирский в 1176)

ч.2-6
ВладимирИ Владимир в ранах чуть живой

 

( Владимир Глебович Перяславский( княжил1169-1187), получил ранение в борьбе с половцами под Переяславом; половцы , после поражения Игоря, вторглись в его землю; он- племянник Андрея Боголюбского, сын его брата Глеба)

ч.2-5
Сыновья ГлебаСыновьями Глеба окружён

 

(рязанские князья— сыновья Глеба Ростиславича- родоначальника рязанской ветки Рюриковичей. Они были правнуками Ярослава Мудрого)

ч.2-6
Князья Рюрик и Давид (Ростиславичи)

 

Вы, князья буй Рюрик и Давид

 

Кто же стяги древние хранит?

Эти — Рюрик, те — Давид,

Но не вместе их знамёна плещут,

Врозь их копия и блещут.

 

( правнуки Владимира Мономаха, сыновья Ростислава Мстиславича — сына Мстислава Великого)

ч.2-7

 

ч..2- 17

Ярослав Галицкий ОсмомыслЯрослав, князь Галицкий!…

Оседлал вершины ты Карпат,

И подпёр железными полками…

И народ зовёт тебя кругом

Осмомыслом- за великий разум.

ч .2.-8
Князья Мстислав  и Роман

 

Вы, князья Мстислав и буй Роман!

Мчит ваш ум на подвиг мысль живая…

И повсюду, где лежит ваш путь,

Вся земля от тяжести трепещет.

 

(Мстислав Ярославич Пересопницкий, сын Ярослава Изяславича,  двоюродный брат Романа Мстиславича, который жил в 1150-1205, князя Галицкого-Волынского княжества)

ч .2-9
Князья Ингварь (Ярославич)и Всеволод (Ярославич)

 

Князь Ингварь, князь Всеволод! И вас

Мы зовём для дальнего похода

 

(Сыновья Ярослава Изяславича, сына Изяслава Мстиславича – второго сына Мстислава Великого- сына Мономаха. Значит они- правнуки В.Мономаха)

ч .2-11
Изяслав, сын Василька.

Всеслав-прадед Изяслава

Но Изяслав, Васильков сын, мечами…

Один с своими храбрыми полками

Всеславу – деду славы прирубил.

 

(Изяслав— сын Василька Святославича. Погиб в 1184 в борьбе с литовцами, не поддержанный братьями Брячиславом и Всеволодом)

 

ч. 2-12
Троян-русский языческий бог предательства и коварства.Шел седьмой по счету век Троянов.

 

(Седьмой — последний век языческого бога Трояна, то есть напоследок языческим временам, 11 век)

ч.2-14
Князь Всеслав

Всеслав-прадед Изяслава, единственный предствитель полоцкой ветви Романовых, на киевском престоле был в 1068-1069.Княжил в Полоцке- 57 лет! В «Слове» показан как чародей, богатырь, способный оборачиваться зверем.

Тот Всеслав людей судом судил

Города Всеслав князьям делил.

 

И хотя в его могучем теле

Обитала вещая душа,

Всё ж страданья князя одолели,

и погиб он, местию дыша.

 

И сказал Боян ему тогда:

«Князь Всеслав! Ни мудрый, ни удалый

не минуют божьего суда»

 

( Внуки Ярослава Мудрого и внуки Всеслава Полоцого постоянно враждовали, автор призывал их прекратить усобицы).

ч. 2-15

 

 

 

ч.2-16

Князь Владимир

(Владимир 1 Святой, правил в Киеве с 978-1015)

Старого Владимира уж нет.

Был он храбр, и никакая сила

К Киеву б его не пригвоздила.

ч.2-17
Ярославна (Ефросинья- жена Игоря, дочь Ярослава)Над широким берегом Дуная,

Над великой Галицкой землёй

Плачет, из Путивля долетая,

Голос Ярославны молодой.

ч .3-1
КобякДо полков Кобяковых носил

 

(Кобяк- половецкий хан. Совершал набеги на Руст в 1170-1180-хгг.)

ч.3-1
Овлур— половчанин, помог Игорю бежать из плена.Там Овлур, как серый волк бежит.ч. 3-2
Кончак ( половецкий хан, внук Шарукана, правил в 1170-1203, на его дочери был женат сын Игоря- Владимир, значит, они свояки))и Гзак— половецкие ханыГзак с Кончаком ищут беглеца

 

( Кончак— половецкий хан, внук Шарукана, правил в 1170-1203, на его дочери был женат сын Игоря- Владимир, значит, они свояки)

ч.3-6

literatura-ege.ru

Анализ «Слова о полку Игореве» (в таблицах)

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

«Слово о полку Игореве»
в таблицах
[1]
 
«Слово о полку Игореве» (1185)

Полное название – «Слово о плъку Игоревѣ, Игоря сына Святъславля, внука Ольгова»

 

История публикования и изучения

В начале 1790-х гг. коллекционер древнерусских памятников А. И. Мусин-Пушкин приобрел у Иолия Быковского, архимандрита Спасо-Ярославского монастыря, рукописную книгу под названием «Хронограф», в конце которой находился текст «Слова»

Первые сообщения о «Слове о полку Игореве» были сделаны М. М. Херасковым и Н. М. Карамзиным в 1797 г.

С рукописи «Слова» были сняты копии, одна из которых, принадлежавшая Екатерине II, дошла до нас

В 1800 г. Мусин-Пушкин в сотрудничестве с другими учеными (в частности, с Н. М. Карамзиным) издает «Слово о полку Игореве»

В 1812 г., во время пожара в Москве, сборник, включающий текст «Слова», а также большая часть экземпляров первого издания сгорели

Гибель рукописи «Слова» затруднила его изучение, издателями были допущены неточности в передаче текста «Слова»

Некоторые исследователи усомнились в аутентичности «Слова», приняв его за более поздний текст. Такая точка зрения существует до сих пор, несмотря на доказательства подлинности «Слова»

Время написания

Это не повествование об историческом
прошлом, это отклик на недавние события

«Слово» было написано вскоре после похода князя Игоря Святославовича Новгород-Северского на половцев в 1185 г.

Автор «Слова» обращается к современникам, которым описываемые события были хорошо известны,
в тексте множество напоминаний и намеков на еще живые в памяти события

В 1196 г. умер «буй тур» Всеволод

Важные исторические события после 1196 г. не упоминаются в тексте «Слова»

В 1198 г. Игорь Святославович сел на княжение в Чернигове

«Слово» заканчивается славой князьям, в том числе и Владимиру Игоревичу, сыну князя Игоря, который вернулся из плена только в 1187 г.

Таким образом, «Слово» не могло быть написано ранее 1187 г.

В 1187 г. умер князь Ярослав Галицкий, к которому автор слова обращается как к живому, призывая «стрелять» в Кончака «за землю русскую, за раны Игоревы»

В связи с этим делается предположение, что «Слово» было написано именно в 1187 г. Однако однозначно это утверждать нельзя, так как автор «Слова» обращается и к другим князьям, умершим ко времени похода Игоря

«Слово о полку Игореве» было написано между 1187 и 1196 гг., предположительно в 1187 г.

 

Сюжет и композиция

Вступление

Автор вспоминает старинного певца «слав» Бояна

Отдав должное манере Бояна, автор все же отказывается следовать его поэтическим приемам: повествование будет вестись «по былинамъ сего времени, а не по замышлению Бояню»

Определяются хронологические рамки повествования («от стараго Владимера до нынешняго Игоря»)

Рассказывается о дерзком замысле Игоря «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломомь Дону»

 

Поход Игоря

Встреча с братом Буй Туром Всеволодом

Описание встречи,
сборов в поход дано в радостных тонах: братья полны решимости победить половцев

Знамения

Грозные предзнаменования (солнечное затмение и зловещие звуки в тишине, тревожное поведение зверей, «клик» Дива)
контрастируют с настроением воинов и предвещают трагический исход похода. Нежелание Игоря считаться с этими знаками говорит о его честолюбии и самоуверенности, за что впоследствии он поплатится

Победа войска Игоря в первом сражении

Несмотря на успех в первом столкновении с половцами, вновь появляются грозные предзнаменования грядущего поражения («кровавыя зори светъ поведаютъ, чръныя тучя съ моря идутъ…»)

Вторая битва, в которой Игорь терпит поражение

Описание боя прерывается авторским отступлением — воспоминанием о временах Олега Святославовича. Этот исторический экскурс поднимает важнейшую тему «Слова» – тему губительных междоусобиц, из-за которых страдают все «Даждьбожи внуки». Хотя битва происходит в далекой половецкой степи, но последствия поражения Игоря скажутся на Руси: «тугою
(горем) взыдоша по Руской земли». Сама природа скорбит о поражении Игоря. Таким образом расширяется хронотоп повествования, события «Слова» приобретают глобальное значение. В еще одном отступлении автор противопоставляет Игорю Святослава Киевского, когда-то разгромившего половцев

 

Сон Святослава

Символы сна: черный покров, «вино, с горечью смешанное», жемчуг из пустых половецких колчанов, крик ворон

Бояре истолковывают сон: «два солнца померкоста» – Игорь и Всеволод потерпели поражение и оказались в плену

 

«Золотое слово» Святослава

Святослав упрекает князей за нерасчетливые поиски славы, за несвоевременный поход. «Рано вы начали половецкой земле мечами досаждать, а себе славы искать»

По мысли Святослава, необдуманный поход северских князей принес родине великое горе

Автор «Слова», продолжая мысль Святослава, обращается к наиболее влиятельным из русских князей с призывом вступиться «за обиду сего времени», «за раны Игоревы». Автор вспоминает князя Всеслава Полоцкого, который также не добился победы, несмотря на временные успехи и выдающиеся качества, так как пренебрегал помощью других князей

«Золотое слово» Святослава и обращение к князьям с призывом единения – идейный центр произведения

 

«Плач Ярославны»

Жена Игоря горестно причитает в Путивле на крепостной стене, умоляя всемогущие силы природы помочь любимому вернуться из плена

«Плачем Ярославны» в поэму вводится тема личной судьбы Игоря

Построенный по образцу народного причитания, «плач Ярославны» является лирическим центром «Слова»

В «плаче» звучат и общественные мотивы: Ярославна печется не только о супруге, но и о его «воях», она вспоминает о славных походах Святослава Киевского на хана Кобяка

 

Побег Игоря из плена. Заключение

Природа помогает Игорю: беседует с князем река Донец, вороны, галки и сороки замолкают, чтобы не выдать местонахождение беглеца, дятлы указывают путь, соловьи приветствуют его песнями

Описание побега тесно связано с «плачем Ярославны», оно насыщено символами, фольклорными образами
Ханы Кончак и Гзак спорят о том, как поступить с плененным сыном Игоря Владимиром: Игорь летит «соколом» на родину, а ханы решают судьбу «соколича»

«Слово» заканчивается «славой» князьям и дружине

 

Особенности композиции

Автор переходит от темы к теме, от одних действующих лиц повествования к другим

Место действия переносится от Игорева войска в Половецкой степи в Киев, из Киева – в Путивль, затем – в Половецкую землю, оттуда вновь на Русь в Киев

Особо выделяются три части: Сон Святослава, «Золотое слово» Святослава и «Плач Ярославны». Они способствуют раскрытию авторского замысла

Каждая часть «Слова» самостоятельна по теме и окрашена своим особым чувством: формируется музыкальная композиция

Все темы в «Слове» подчинены одной общей теме родины, все чувства – любви к родине

 

Идейное содержание

Самоуверенность князей, из-за славы и богатства отправляющихся в поход, губительна для всей Руси

Незначительный эпизод русско-половецких войн рассматривается как событие общерусского масштаба

Для победы над степняками необходимо единство всех князей

Автор обращается с призывом помочь Игорю не только к князьям, чьи уделы могли пострадать от половцев, но и к владимиро-суздальскому князю Всеволоду

Залогом единения князей является подчинение великому князю киевскому

В «Слове» прославляются победы Святослава Киевского. Автор укоряет Игоря и Всеволода, которые отправились «себе славы искати», с горечью порицает «княжеское непособие». Сам Святослав назван в тексте «отцом» Игоря и Всеволода

Исторические экскурсы свидетельствуют о том, что феодальные распри всегда губительно сказывались на благоденствии Руси

Олег Святославович, «ковавший крамолы», назван в «Слове» Гориславичем. Автор призывает брать пример с тех князей, которые стремились объединить Русь (Владимир Святославович)

Особое значение призыв к единению приобретает в связи с тем, что оно было написано перед монголо-татарским нашествием

Авторские определения жанра

Слово – жанр ораторской прозы, а именно «учительского», дидактического красноречия, предназначенный для устного воспроизведения перед аудиторией:

«Слово о полку Игореве, Игоря сына Святославля, внука Ольгова»

Историческая повесть как жанр древнерусской литературы – текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях:

«Не лепо ли ны бяшет, братие, начяти старыми словесы трудных повестий о полку Игореве, Игоря Святославлича!»

Песня – жанр фольклора, ритмизированный текст, исполняется под музыку:

«Начати же ся той песни по былинамъ сего времени…»

 

Вопрос об авторе

«Слово о полку Игореве» является анонимным произведением, как и многие другие произведения древнерусской литературы

Выдвигались различные предположения о личности автора: приближенный князя Игоря или киевского князя Святослава, один из близкого окружения галицкого князя Ярослава Осмомысла, участник похода 1185 г., придворный поэт черниговских князей, бродячий народный певец, один из киевских летописцев и т. д.

Вопрос об авторе «Слова» остается открытым

 

Влияние на русскую литературу

В древнерусской литературе

Параллели в «Задонщине» – поэтическом произведении начала XV в. о победе Дмитрия Донского на Куликовом поле

К «Слову» обращались переписчик «Апостола» пскович Диомид (Домид), переписчик «Повести об Акире Премудром»

В новое время

Образы и мотивы «Слова» обнаруживаются в творчестве А. Н. Радищева, А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А. К. Толстого, А. Н. Островского А. А. Блока, В. Я. Брюсова, И. А. Бунина и др.

«Слово» переведено на многие языки мира.

Лучшие переводы: В. А. Жуковского (положительно оценил А. С. Пушкин), М. Д. Деларю, А. Н. Майкова, Л. Мея.

В начале XX в. стихи по мотивам «Слова» создает А. А. Блок, переводит «Слово» К. Д. Бальмонт

Имя «Боян» стало нарицательным (древнерусский певец, гусляр), а выражение «растекаться мыслью по древу» – фразеологизмом

Источник: Титаренко Е.А., Хадыко Е.Ф. Литература в схемах и
таблицах. – М.: Эксмо, 2012. – стр. 69-76.
 
 

hallenna.narod.ru

Слово о полку Игореве в таблицах

1. История открытия «Слова»

Кто сделал открытие

известный собиратель древних рукописей граф Мусин-Пушкин (один из переписанных экземпляров текста был отправлен Екатерине II)

Когда это произошло и где

начало 90-х годов XV!!! века, списки найдены в Ярославле

К какому времени относят списки «Слова»

к XVI веку

Когда вышло первое печатное издание

1800 год

Пожар в Москве

1812 год, сгорела библиотека Мусина-Пушкина и найденный в Ярославле сборник

Как текст «Слова» дошел до наших дней

сохранились первое печатное издание и рукописный экземпляр, посланный Екатерине II

 

2. Композиция и жанр «Слова»

«Слово» состоит из следующих частей:

1 часть — Вступление

2 часть — Описание похода князя Игоря

3 часть — Вещий сон Святослава и его «золотое слово», обращенное к князьям с призывом отомстить за «землю Русскую, за раны Игоревы»

4 часть — Возвращение Игоря из плена

 Композиция «Слова» отличается строгостью и стройностью. Стройность композиции поддерживается делением «Слова» на ряд картин-песен. Такие части-картины заканчиваются припевом-рефреном: «О, Русская земля, ты уж за холмом!»

 

Д.С. Лихачев говорит о том, что автору «Слова» удалось соединить в своей поэме плач и славу: горький упрек в безрассудстве — и восхищение мужеством защитников Русской земли; одобрение героизма, жажда воли — и сомнение в том, что победа может быть достигнута лишь дерзким порывом отдельных князей.

 

3. Герои «Слова»

 Князь Игорь

Вдохновитель и руководитель похода, защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Неблагоприятное предзнаменование — солнечное затмение — не охлаждает его боевого пыла.

 Брат князя Игоря Всеволод

Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.

 Жена князя Игоря Ярославна

Особый светлый образ русской женщины. В целом, этот образ можно рассматривать как символ русской земли, родины, матери, любви. Ее устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Ее обращение к природе за помощью объединяет их силы и помогает плененным бежать. Это патриотка, болеющая душой за воинов. Для Ярославны поражение русских воинов — большое личное несчастье.

 Святослав

Произносит свое «золотое слово». В этом слове живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Мудрость, справедливость и доброта — вот отличительные черты этого сильного человека.

 Русская земля, Родина

Мир родины, общий русский мир показан не мстительным, а добрым. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором очень ярко.

4. Поэтические особенности

Язык

Речь автора обнаруживает его живое отношение к событиям: скорбит о поражении русских воинов, порицает и обличает князей, которые не прислушались к призыву об объединении, переживает о судьбе своей родины, прославляет мощь русского народа.

Художественные приёмы

Автор создает живые картины происходящего, пытается создать у читателей нужное настроение. Это можно заметить в описании природы, которая перед походом князя Игоря как бы предвещает трагический исход сражения: вой волков, возбуждающий ужас; клекот орлов, созывающий вереей на трупы; лай лисиц; звериный свист и т. п.

Эпитеты

Народнопоэтические, то есть такие, которые чаще встречаются в устной народной поэзии, чем в книжно-письменной речи, например: серый волк, сизый орел, черный ворон и т. п.

Метафоры

Часто автор прибегает к метафорическим эпитетам, например: железные полки, золотое слово, живые копья и т. п.

Олицетворение

Например: «Уже Пустыня Силу прикрыла! Встала Обида в полках Дажьбожьего внука, вступила девою на землю Троянову, заплескала лебедиными крыла ми на синем море у Дона». Здесь обида дается в образе девы, которая машет лебедиными крыльями.

Использование символики

Например: «Черные тучи с моря идут, хотят прикрыть четыре солнца». Здесь черные тучи — это вражеские полки, а четыре солнца — это четыре русских князя.

Аллитерация (созвучие)

Например: «…в пяток потопташа поганые полки половецкие».

Автор «Слова» обращается к походу Игоря для того, чтобы страстно, доказательно защи­тить мысль о необходимости единения русской земли. Если лучшие из князей, наделенные любовью к Родине, доблестью, силой и мужеством, не способны отдельными выступлениями защитить страну от «поганых», то становится очевидной необходимость общих действий.

infourok.ru

Главные герои Слова о полку Игореве в таблице характеристика

Игорь – великий князь, обладающий большой властью над людьми и землями.

В слове он представлен как храбрый, смелый, амбициозный, но гордый и опрометчивый человек. Игорь хотел добиться большой славы и выступил в поход на половцев, сорвав тем самым поход своему брату Святославу. Отправляясь в бой, князь Игорь придерживался собственных интересов, а не интересов страны. Думая лишь о своих желаниях в погоне за личной славой и известностью, он навлек на Русь страшную беду.

Поход Игоря с самого начала был обречен на провал – великий князь увидел солнечное затмение, предвещающее поражение. Он бросил вызов природному явлению, что говорит о его мужественности и даже безрассудности.

У Игоря не получилось застать половцев врасплох. Князь сражался отчаянно, думая лишь о своей родине, но потерпел поражение: «На третий день к полдню пали знамена Игоревы».

Игорь попадает в плен, горько переживает лишение свободы и смерть своего любимого брата. Он кается в содеянном, понимая, что если бы собрал большое войско, отказался от междоусобной вражды, то русичи одержали бы победу.

Игорю удается сбежать из плена благодаря своей смекалке, уму и решительности.

Исследователи говорят о князе Игоре, как о патриоте и защитнике, но вместе с тем они осуждают его за необдуманные решения, вызванные междоусобицами.

Всеволод – брат Игоря, правящий Курскими землями. Автор дает герою прозвище Буй-Тур, создавая образ могучего русского богатыря. На Руси турами называли диких быков, таким образом, это слово означает мужество и большую силу.

Создатель слова говорит о юном возрасте Всеволода, вероятно, на момент похода ему было около 30 лет.

Князь, посчитав, что никто кроме него не сможет защитить его родную землю, откликнулся на призыв своего брата Игоря. Они вместе выступили в поход, чтобы добиться геройской славы.

Всеволод предстает перед читателем надежным, стойким воином, который может крепко держать оборону от внезапно напавших половцев. Автор так же изображает его превосходным военачальником, способным добиться преданности и уважения своего большого войска.

В бою Всеволод показал себя как бесстрашный воин, отчаянно сражавшийся с врагами, и позабывший совершенно обо всем: о своей жене и о своей драгоценной жизни. К сожалению, князь погибает на поле боя, но его храбрость и боевой дух поддерживали Игоря и всю дружину до конца битвы.

Святослав Киевский, которого автор слова называет в своем произведении отцом Игоря и Всеволода, на самом деле приходится им двоюродным братом. Его возраст на момент битвы – 60 лет. Он гораздо умнее, опытнее и осторожнее в решениях, чем другие князья. Автор идеализирует его образ, представляет Святослава, как идеального правителя: мудрым, грозным, истинным патриотом Святой Руси.

Святослав относится к Игорю и Всеволоду с братской любовью и нежностью, ласково называя их детьми, любимыми чадами. Однако он судит князей за то, что они в одиночку, с небольшим войском, выступили против общего врага.

Старый князь знал, что спасти Русь можно только объединившись, прекратив междоусобицы и бесконечные распри между князьями. Но его никто не желал слушать, каждый хотел найти свою собственную выгоду. Святослав же, будучи человеком честным и придерживающимся старых принципов, не понимал этого эгоизма.

Княгиня Ярославна является женой Игоря. В «Слове о полку Игореве» она представлена верной, скромной, заботливой женой, которая ждет своего любимого мужа домой с войны, тоскует и плачет по нему.

Ярославне посвящена третья часть произведения, которая называется: «Плач Ярославны». Это самая печальная, скорбная часть произведения. Ярославна поет песню о том, как матери и жены горюют о своих близких, погибших в знаменитом бою. Она, являясь олицетворением всех женщин, чьи родные ушли на войну и не вернулись, показывает их бесконечные душевные страдания и боль.

Автор показывает Ярославну настоящей русской женщиной, способной на великую любовь и самопожертвование. Она обращает к природным силам: к солнцу, к ветру, к Днепру, в надежде получить от них хоть какую-то помощь. Ярославна не знает, что Игорь жив, что он попал в плен, но она все равно продолжает его ждать, свято веря в его возвращение.

Именно при помощи образа Ярославны автор воплощает патриотическую идею объединения и прославления русской земли, ее народа, пытаясь вызвать тем самым уважение и восхищение у читателя.

Представлен в произведении древнерусским поэтом и певцом. Боян не принадлежит к действующим лицам, но является незаменимым элементом в слове. Автор часто упоминает его, как известного певца того времени, воспевающего великих князей, их славные подвиги, битвы, походы.

В «Слове о полку Игореве» Боян играет на струнном инструменте, скорее всего на гуслях. Автор так же называет его вещим, чародеем.

Другие сочинения:

Главные герои Слова о полку Игореве

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение описание картины После дождя. Плес Левитана

    Одна из лучших картин И.И.Левитана «После дождя. Плес» (1886) была задумана в состоявшейся поездке художника в Костромскую губернию. Она, как и другие композиции пейзажиста, написанные на Волге

  • Образ Попа в поэме Кому на Руси жить хорошо характеристика героя Некрасова сочинение

    Поэма «Кому на Руси жить хорошо» написана Н.А. Некрасовым после отмены крепостного права. Её вся суть состоит в том, что крепостные, мечтавшие жить свободно, теперь не знают, что им делать.

  • Сочинение Протест Катерины против темного царства в драме Островского Гроза 10 класс

    Известный фразеологизм «Луч света в темном царстве», который образовался из заголовка статьи Николая Александровича Добролюбова, посвященной пьесе «Гроза» — уже давно вышел за пределы данного произведения.

  • Сочинение Пантелей Прокофьевич в романе Тихий Дон Шолохова образ и характеристика

    В сочинении мы поговорим о Пантелее Прокофьевиче из романа Шолохова «Тихий Дон». Семья, в которой он был настоящим хозяином.

  • Сочинение на тему Какую я прочитал книгу за лето

    Не знаю с чем это связано, но это лето по ощущениям было довольно долгим, каждый день был прекрасен, и казалось что в каждом дне не 24, а 48 часов. Возможно, на это сказалось большое количество прочтенных мною книг.

sochinite.ru

Историческая основа «Слова о полку Игореве»: каким событиям посвящено произведение? |LITERATURUS: Мир русской литературы

Слово о полку Игореве.
Художник И. Глазунов

«Слово о полку Игореве» — выдающийся памятник древнерусской литературы, созданный неизвестным автором в конце XII века. 

В этой статье представлена историческая основа «Слова о полку Игореве»: материалы о том, каким событиям посвящено произведение и что происходило на Руси во время похода Игоря на половцев.

Историческая основа «Слова о полку Игореве»

События, описанные в «Слове о полку Игореве», имеют под собой историческую основу. Иначе говоря, «Слово о полку Игореве» — это произведение, основанное на реальных событиях. 

Поход князя Игоря Святославича описан в хрониках того времени — Ипатьевской и Лаврентьевской летописях.

«Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII-XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн.

Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром. Этот кочевой народ представлял собой мощную военную силу.

Раздоры между князьями создавали благодатную почву для набегов половцев. Некоторые русские князья нанимали половцев в помощники в борьбе между собой. Раздробленная Русь была уязвима для атак половцев, и от этого страдали простые русские люди.

Известно, что походу Игоря предшествовал другой поход южнорусских князей против половцев. Этот поход состоялся в 1184 году под начальством киевского князя Святослава, который разбил врагов. Казалось бы, так князьям удалось надолго обезопасили Русь от набегов половцев.

Но в этом удачном походе не участвовал князь Игорь Святославич: гололедица помешала его войску прибыть к сражению. Судя по всему, Игорь тяжело переживал эту неудачу.

Вскоре князь Игорь решил отправиться в свой собственный поход, чтобы доказать свою храбрость. В 1185 году он собрал войско и отправился к берегам Черного моря, где обитали половцы. Вместе с Игорем в поход пошли: его сын Владимир Путивльский, брат Всеволод Курский и племянник Святослав Рыльский.

На пути войско Игоря встретило отряды половцев. В первой битве с ними русские остались победителями, но в следующей битве они потерпели сокрушительное поражение. Князья были взяты в плен. Вскоре Игорь бежал из плена на родину. Его сын Владимир женился на дочери половецкого хана Кончака и через два года вернулся на родину вместе с Всеволодом.

После возвращения из плена Игорь вместе с другими русскими князьями продолжили борьбу с половцами.

***


Такова историческая основа «Слова о полку Игореве». В статье представлены материалы о том, каким событиям посвящено произведение и что происходило на Руси во времена похода Игоря на половцев.

www.literaturus.ru

Образы князей в поэме «Слово о полку Игореве»

(351 слово) «Слово о полку Игореве» — произведение, являющееся историческим памятником древней литературы: несмотря на небольшой объем, поэма вмещает в себя описание подвига Игорева войска, пейзажную картину древней Руси и образы князей, правивших в 12 веке.

В своем произведении автор избегает описания внешности и характера персонажей, но при этом мы четко представляем себе их образы, и  поступки князей для нас понятны. Одним из главных персонажей в «Слове» является Игорь, которому автор явно симпатизирует. Князь Новгород-Северский предстает перед нами в роли доблестного воина, способного пожертвовать многим ради защиты своей Родины. Игоря не останавливает даже солнечное затмение, которое на Руси считалось дурной приметой, предвещающей беду или смерть. Но, кроме положительных черт персонажа, автор также уделяет внимание и тем характеристикам Игоря, которые  привели князя к поражению. Главный герой самолюбив и тщеславен, он не считает нужным просить помощи у других князей, и идет на половцев лишь со своим братом Всеволодом, потому что не хочет делить славу и награбленные богатства с другими. Но силы двух молодых князей оказывается мало, и они проигрывают ночной бой с половцами, теряя почти всю свою армию. Образ Игоря производит на нас двоякое впечатление: мы восхищаемся им во время сражения, при этом осуждая его эгоистичное поведение, проявляющиеся в определенных эпизодах на протяжении всей поэмы.

Автор также наделяет и брата Игоря, Всеволода, героическими чертами. Мужество и доблесть князя буй-тур Всеволода не может не удивить читателя: во время сражения он, как истинный богатырь, пускает стрелы в своих врагов — защищает Родину, забывая о своих ранах и страхах. Можно сказать, что автор, изображая поведение Всеволода в бою, явно прибегает к приему гиперболизации, часто используемому в фольклорных произведениях. Наделяя князя богатырскими качествами, автор на контрасте подчеркивает его эгоизм и самолюбие, свойственные брату.

Но в поэме «Слово о полку Игореве» все же есть один персонаж, являющийся идеальным, по мнению автора, – князь Киевский, Святослав. Создатель «Слова» изображает его главою целого государства. Именно Святослав объединяет всю Русь и заботится о ее интересах: его сильно печалит поведение Игоря и Всеволода, поэтому Святослав созывает князей с просьбой о помощи оказавшимся в беде братьям. Его «золотое слово, со слезами смешанное» является важным фрагментом всей поэмы, потому что именно оно выражает идею автора об объединении русских князей.

Автор: Дарья Ситнова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о