Учреждение Сената 31 декабря 1711 — История России
СЕНАТ ВМЕСТО БОЯРСКОЙ ДУМЫ
Вслед за организацией губерний в 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Аристократическая по составу, Боярская дума стала отмирать еще с конца XVII в.: она сократилась в своем составе, так как пожалование думными чинами более не проводилось, в думу проникали недумные чины, лица незнатного происхождения, но пользовавшиеся доверием царя. Первостепенное значение приобрела возникшая в 1699 г. Ближняя канцелярия — учреждение, осуществлявшее административно-финансовый контроль в государстве. Ближняя канцелярия вскоре стала местом заседаний Боярской думы, переименованной в Консилию министров.
Отправляясь в Прутский поход, Петр учредил «для всегдашних наших в сих войнах отлучек» Сенат в качестве временного учреждения. Всем лицам и учреждениям «под жестоким наказанием или и смертию» велено беспрекословно выполнять сенатские указы. Сенат превратился в постоянное учреждение с весьма широкими правами: он контролировал правосудие, руководил расходами и сбором налогов, «понеже деньги суть артериею войны», ведал торговлей, к нему перешли функции Разрядного приказа.
Одновременно с Сенатом Петр I создал должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений. С созданием Сената и губерний процесс замены старых местных и центральных учреждений был далек от завершения: отсутствовали инстанции между Сенатом и губерниями, многие приказы продолжали функционировать, хотя в целом губернская реформа ослабила значение приказной системы. Нуждались в уточнении функций и областные учреждения – губерния как основная административная единица оказалась слишком громоздкой, ибо включала громадную территорию.
[…] С образованием коллегий были уточнены структура Сената, его права и обязанности. Изменился состав Сената. Первоначально все президенты коллегий являлись членами Сената. Но уже в 1722 г. Петр I признал, что такой состав Сената лишал возможности контролировать работу коллегий и противоречил бюрократическому принципу подчиненности низших учреждений высшему. В том же году при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях – прокуроров. Обязанность прокуратуры состояла в осуществлении гласного надзора за деятельностью Сената и коллегий. В отличие от фискалов, не вмешивавшихся в ход решения того или иного вопроса, а лишь доносивших о замеченных злоупотреблениях обер-фискалу, прокуроры в коллегиях и генерал-прокурор Сената, заметив нарушение законности тут же должны были его устранить. Петр I назвал генерал-прокурора «оком государевым» и «стряпчим в делах государственных». Первым генерал-прокурором Сената был Павел Ягужинский, человек весьма деятельный и властный, умевший придать своей должности высокий престиж. Все центральные учреждения и Сенат находились в Петербурге, в Москве они имели конторы.
История России с древнейших времен до 1861 года /Н. Павленко, И. Андреев, В. Кобрин, В. Федоров. 3-е изд., М., 2004
http://wordweb.ru/andreev/51.htm
УЧРЕЖДЕНИЕ СЕНАТА
Особенности, усвоенные при Петре Боярской думой, перешли и в правительственное учреждение, ее сменившее. Сенат явился на свет с характером временной комиссии, какие выделялись из Думы на время отъезда царя и в какую сама Дума стала превращаться при частых и долгих отлучках Петра. Собираясь в турецкий поход, Петр издал коротенький указ 22 февраля 1711 г., который гласил: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». Или: «Для всегдашних наших в сих войнах отлучек определили Управительный сенат», – как сказано в другом указе. Итак, Сенат учреждался на время: ведь Петр не рассчитывал жить в вечной отлучке, подобно Карлу XII. Затем в указе поименованы новоназначенные сенаторы в числе 9 человек, очень близком к обычному тогда наличному составу когда-то многолюдной Боярской думы […]. Одним указом 2 марта 1711 г. Петр на время своего отсутствия возлагал на Сенат высший надзор за судом и расходами, заботу об умножении доходов и ряд особых поручений о наборе молодых дворян и боярских людей в офицерский запас, об осмотре казенных товаров, о векселях и торговле, а другим указом определял власть и ответственность Сената: все лица и учреждения обязаны повиноваться ему, как самому государю, под страхом смертной казни за ослушание; никто не может заявлять даже о несправедливых распоряжениях Сената до возвращения государя, которому он и отдает отчет в своих действиях. В 1717 г., делая Сенату из-за границы выговор за беспорядки в управлении, «в чем мне за такою дальностью и за сею тяжкою войною усмотреть невозможно», Петр внушал сенаторам строго за всем смотреть, «понеже иного дела не имеете, точию одно правление, которое ежели неосмотрительно будете делать, то пред богом, а потом и здешнего суда не избежите». Петр иногда вызывал сенаторов из Москвы в место своего временного пребывания, в Ревель, Петербург, со всеми ведомостями для отчета, «что по данным указам сделано и чего не доделано и зачем». Никаких законодательных функций старой Боярской думы не заметно в первоначальной компетенции Сената: как и консилия министров, Сенат – не государственный совет при государе, а высшее распорядительное и ответственное учреждение по текущим делам управления и по исполнению особых поручений отсутствующего государя, – совет, собиравшийся «вместо присутствия его величества собственной персоны». Ход войны и внешняя политика не подлежали его ведению. Сенат унаследовал от консилии два вспомогательных учреждения: Расправную палату, как особое судное отделение, и Ближнюю канцелярию, состоявшую при Сенате для счета и ревизии доходов и расходов. Но временная комиссия, какою является Сенат в 1711 г., постепенно превращается в постоянное верховное учреждение […].
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.
http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
ГОСУДАРСТВЕННАЯ УПРАВА
Консилия министров собиралась случайно и в случайном составе, несмотря на предписания, точно регулировавшие ее делопроизводство. По списку 1705 г. значилось 38 думных людей, бояр, окольничих и думных дворян, а в начале 1706 г., когда Карл XII неожиданным движением из Польши отрезал сообщения у русского корпуса под Гродной, когда нужно было обсудить и принять решительные меры, при царе в Москве случились только два министра, думных человека: остальные были «на службах», в служебном разгоне. Из приказов в Москве оставались только требующие и расходующие, как Военный, Артиллерийский, Адмиралтейский, Посольский. В столице сосредоточивалось финансовое потребление, а добывала губернская администрация; но в Москве не оставалось учреждения для высшего распоряжения финансовым добыванием и для верховного надзора за финансовыми потребителями, т. е. не было правительства. Среди своих военно-стратегических и дипломатических операций Петр как будто не замечал, что, учреждая 8 губерний, он создавал 8 рекрутских и финансовых контор для комплектования и содержания полков в борьбе с опасным врагом, но оставлял государство без центрального внутреннего управления, а себя – без прямых ближайших истолкователей и проводников своей державной воли. Таким проводником не мог быть министерский съезд в Ближней канцелярии без определенного ведомства и постоянного состава, из управителей, занятых другими делами и обязанных подписаться под протоколом заседания, чтобы сим явить свою «дурость». Тогда Петру нужна была не государственная Дума, совещательная или законодательная, а простая государственная управа из немногих толковых дельцов, способных угадать волю, поймать неясную мысль царя, скрытую в лаконической шараде наскоро набросанного именного указа, разработать ее в понятное и исполнимое распоряжение и властно присмотреть за его исполнением, – управа настолько полномочная, чтобы ее все боялись, и настолько ответственная, чтобы и самой чего-нибудь бояться. Alter ego царя в глазах народа, ежеминутно чувствующий над собою царское quos ego, – такова первоначальная идея Сената, если только какая-либо идея участвовала в его создании. Сенат должен был решать дела единогласно. Чтобы это единогласие не выжималось чьим-либо личным давлением, в Сенат не был введен никто из первостепенных сотрудников Петра: ни Меншиков, ни Апраксин, ни Шереметев, ни канцлер Головкин и пр. […] Большинство Сената составилось из дельцов далеко не первостепенной чиновной знати: Самарин был военным казначеем, князь Григорий Волконский – управителем тульских казенных заводов, Апухтин – генерал-квартирмейстером и т. п. Такие люди понимали военное хозяйство, важнейший предмет сенатского ведения, не хуже любого принципала, а украсть могли, наверное, меньше Меншикова, если же сенатор князь М. Долгорукий не умел писать, то и Меншиков немного опередил его в этом искусстве, с трудом рисуя буквы своей фамилии. Итак, двумя условиями созданы были потребности управления, вызвавшие учреждение Сената как временной комиссии, а потом упрочившие его существование и определившие его ведомство, состав и значение: это – расстройство старой Боярской думы и постоянные отлучки царя.
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.
http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
УКАЗ О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА
Параграф VI. 1. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено,
2. указы во все государство давать и от нас присланные решить немедленно;
3. и протчие, тому подобные, а имянно: в чины сказывать, из военного – всему генералитету, из государственного и гражданского правительства – министром, в коллегии – президентом, в губернии и в провинции – губернатором, воеводам и комендантом, ассесором, камерирам, рентмейстером и земским и судным камисаром, також – колежским членам, включая секретаря, и протчим; и в губерниях – президентом, в надворные суды, обор лантрихтерам и земским секретарям.
Указ о должности Сената 27 апреля 1722 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. Отв. ред. А.Г.Маньков. М., 1986. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat2.htm
СЕНАТ И ДВОРЯНСТВО
Вся масса служилых дворян была поставлена в прямое подчинение Сенату вместо прежнего Разрядного приказа, и Сенат ведал дворянство через особого чиновника «герольдмейстера».
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000
http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl6
ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА СЕНАТА
Сенат, как высший блюститель правосудия и государственной экономии, располагал с самого начала своей деятельности неудовлетворительными подчиненными органами. То были в центре куча старых и новых, московских и петербургских, приказов, канцелярий, контор, комиссий с перепутанными ведомствами и неопределенными отношениями, иногда со случайным происхождением, а в областях – 8 губернаторов, не слушавшихся подчас и самого царя, не только что Сената. При Сенате состояли доставшиеся ему от министерской консилии Расправная палата, как его судное отделение, и счетная Ближняя канцелярия. В число главнейших обязанностей Сенату поставлено было «денег возможно сбирать» и рассмотреть государственные расходы, чтобы отменить ненужные, а между тем денежные счета ему ниоткуда не присылались, и он за целый ряд лет не мог составить ведомости, сколько было во всем государстве в приходе, в расходе, в остатке и в доимке. […] Важнейшая задача Сената, наиболее выяснившаяся у Петра при его учреждении, состояла в высшем распоряжении и надзоре за всем управлением. Ближняя канцелярия примкнула к сенатской для бюджетного счетоводства. Одним из первых актов правительственного оборудования Сената было устройство органа активного контроля. Указом 5 марта 1711 г. Сенату предписано было выбрать обер-фискала, человека умного и доброго, какого бы звания он ни был, который должен над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, «тако ж в сборе казны и прочаго». Обер-фискал привлекал обвиняемого, «какой высокой степени ни есть», к ответственности перед Сенатом и там его уличал. Доказав свое обвинение, фискал получал половину штрафа с уличенного; но и недоказанное обвинение запрещено было ставить фискалу в вину, даже досадовать на него за это «под жестоким наказанием и разорением всего имения».
Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.
http://magister.msk.ru/library/history/kluchev/kllec66.htm
СОЗДАННАЯ ПЕТРОМ АДМИНИСТРАЦИЯ
В систематическом изложении созданная Петром администрация представится в таком виде.
Во главе всего управления с 1711 г. стоит Сенат. Около 1700 г. старая Боярская дума исчезает как постоянное учреждение и заменяется ближней канцелярией государя, в которой, как в старину, происходит иногда совещание бояр. Во время своих беспрестанных поездок ведение государственных дел в Москве Петр поручал не учреждению, а нескольким доверенным лицам из старых думных чинов (Петр никому не давал этих чинов, но и не отнимал их у имевших) и лицам новых чинов и званий. Но в 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр вверяет государство не лицам, а вновь основанному учреждению. Это учреждение — Сенат. Его существование, как объявлял сам Петр, вызвано именно «отлучками» государя, и Петр повелевал всем слушаться Сената, как его самого. Таким образом, миссия Сената первоначально была временной. Он заменял собой: 1) старые думские комиссии, назначаемые для того, чтобы в отсутствие государя «Москву ведать», и 2) постоянную «Расправную палату», бывшую как бы судебным департаментом Боярской думы. Но с возвращением Петра к делам Сенат не был упразднен, а стал постоянным учреждением, в организации которого при Петре замечают три фазиса. С 1711 до 1718 г. Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствования в нем; с 1718 по 1722 г. Сенат делается собранием президентов коллегий; с 1722 г. Сенат получает смешанный состав, в него входят некоторые президенты коллегий (военной, морской, иностранной) и в то же время в нем есть сенаторы, чуждые коллегиям.
Ведомство Сената состояло в контроле над администрацией, в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий, и в общем направлении административного механизма. Сенат был, таким образом, высшим административным органом в государстве. Ему, в последние годы Петра, присвоена была и судебная функция: Сенат стал высшей судебной инстанцией. Относительно того, присуща ли была Сенату законодательная деятельность, существуют разные оттенки взглядов. Одни (Петровский «О Сенате в царствование Петра Великого») полагают, что Сенат в первое время имел законодательную власть и иногда даже отменял указы самого Петра. Другие (Владимирский-Буданов в критической статье «Учреждение Правит. Сената») доказывают, что законодательная функция никогда Сенату не принадлежала. Но все признают, что Петр, видоизменяя положение Сената в 1722 г., лишил его законодательной власти; ясно, что Петр рядом с собою, как с единственным источником законодательной власти в государстве, не мог поставить собрания с законодательными правами. Поэтому, если и признавать за Сенатом законодательную функцию, то следует считать ее случайным и исключительным явлением.
От разницы представлений о компетенции Сената зависит и разница в представлениях о государственном значении его. Одни считают Сенат безусловно высшим учреждением в государстве, объединяющим и направляющим всю администрацию и не знающим над собой иной власти, кроме государевой (Градовский, Петровский). Другие полагают, что, контролируя и направляя администрацию, Сенат сам подвергался контролю и зависел от «верховных господ министров» (т. е. приближенных к Петру лиц, управляющих войсками, флотом и иностранными делами) и от генерал-прокурора, представителя особы государя в Сенате.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. СПб., 2000
http://magister.msk.ru/library/history/platonov/plats005.htm#gl6
ОЦЕНКА В.О.КЛЮЧЕВСКОГО АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ ПЕТРА
«Столичный приказный, проезжий генерал, захолустный дворянин выбрасывали за окно указы грозного преобразователя и вместе с лесным разбойником мало беспокоились тем, что в столицах действуют полудержавный Сенат и девять, а потом десять по-шведски устроенных коллегий с систематически разграниченными ведомствами. Внушительными законодательными фасадами прикрывалось общее безнарядье». Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 2004.
histrf.ru
5 марта 1711 г. указом Петра I в России учреждён Правительствующий Сенат
5 марта (22 февраля) 1711 г. указом Петра Алексеевича был учреждён Правительствующий Сенат, высший государственный орган в Российском государстве по делам законодательства и государственного управления. Это государственный орган был создан Петром из-за постоянных отлучек, которые часто мешали ему заниматься текущими делами управления. Он и раньше неоднократно, в 1706, 1707 и 1710 гг. вручал дела нескольким избранным соратникам, от которых требовал, чтобы они, не обращаясь к нему ни за какими разъяснениями, решали текущие вопросы. Непосредственной предпосылкой Сената стала подготовка к Прутскому походу (лето 1711 года), когда глава государства был занят проблемой русско-турецкой войны и не мог с полной отдачей решать «текучку». Поэтому, Сенат получил весьма широкие функции, он был учрежден «вместо его царского величества собственной персоны» в отсутствие государя. Он должен был продублировать власть царя. В указе 2 марта 1711 года Пётр Алексеевич говорит: «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине». В то же время Сенат нёс ответственность перед царем, который обещал жестокое наказание за неправедные дела.
В 1711 — 1714 гг. местом постоянного пребывания Правительствующего Сената была Москва. Только иногда на время, целиком или в лице нескольких сенаторов, Сенат переезжал в Петербург. Новая столица России стала постоянным местопребыванием Сената с 1714 года. В Москву с этого времени Сенат переезжал только по временам, в случае поездок туда царя на значительное время. Однако в Москве осталась часть сенатской канцелярии — «канцелярия сенатского правления». Первыми сенаторами были граф Иван Мусин-Пушкин, 1-й московский губернатор, боярин Тихон Стрешнев, бывший архангелогородский губернатор, князь Петр Голицын, князь Михаил Долгоруков, князь Григорий Племянников, князь Григорий Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Апухтин и Назарий Мельницкий. Должность обер-секретаря получил Анисим Щукин.
При назначении сенатором, как и на другие должности, Пётр руководствовал не происхождением человека, а служебной годностью. Если в 17 столетии представитель боярского рода с привычной последовательностью преодолевал ступени служебной лестницы и в конечном счёте достигал высшего чина, приходя на смену отцу, то при Петре Алексеевиче право стать сенатором получали лица, которые обладали личным достоинством. Заслуги предков не имели определяющего значения. Ценились ум, служебные умения, образование и пр. Этот новый критерий позволял появиться новым людям в верхнем правящем слое. Они целиком были обязаны своей карьерой царю. Кроме того, сенаторы отличались от бояр тем, что боярин – это чин, а сенатор – должность. Лицо, которое выбывало из Сената, утрачивало звание сенатора. Сенаторы в большей мере зависели от верховной власти. Это должно было увеличить служебное рвение сенаторов.
В 1718 году в Сенат были включены президенты коллегий. Сенат должен был выносить постановления по запросам коллегий, которые они не могли решить самостоятельно из-за отсутствия прецедентов. Губернаторы и воеводы обращались в Сенат через головы коллегий только в исключительных случаях: неожиданном нападении вражеских войск, начале эпидемии и т. д.
В конце правления Петра Алексеевича – в 1721-1722 гг. – Сенат был реорганизован, и деятельность его упорядочена. Прежде всего был изменён принцип его комплектования. Если раньше в него входили все президенты коллегий, то потом Пётр признал, что это было «неосмотрительно». Президенты коллегий не могли хорошо работать сразу во главе коллегий и в Сенате. К тому же Сенат, состоявший из президентов коллегий, не мог хорошо контролировать деятельность органов центрального управления. По указу от 22 апреля 1722 года Сенату надлежало состоять из тайных действительных и тайных советников. В порядке исключения Пётр позволял назначение в сенаторы президентов только трёх важнейших коллегий – Воинской, Адмиралтейства и Иностранных дел. Правда, этот указ не был толком выполнен из-за кадрового голода. Уже в мае вышел указ отменявший действие прежнего, президенты коллегий из-за «малолюдства в Сенате» были возвращены в этот орган. В итоге Пётр стал модернизировать Сенат не изменением его состава, а путём учреждения новых должностных лиц и структурных подразделений.
До самой смерти императора Правительствующий Сенат оставался высшим законодательным и управленческим органом России и надзорной инстанцией по отношению к подчиненным ему коллегиям. Кроме того, одновременно с учреждением Сената государь приказал вместо Разрядного приказа учредить «стол разрядный при Сенате. Таким образом, в ведение Сената отошло назначение на все военные и гражданские должности («писание в чины»), заведование всем служилым сословием России, ведение списков, произведение смотров и наблюдение за тем, чтобы дворяне не укрывались от службы. В 1721—1722 гг. разрядный стол был преобразован в разборную канцелярию, также состоявшую при Правительствующем Сенате.
5 февраля 1722 года при Сенате назначили герольдмейстера, который ведал при посредстве герольдмейстерской конторы служилым сословием. Первый герольдмейстером стал стольник Степан Колычев. Герольдмейстерская контора вела учёт дворян, выявляла среди них годных и негодных к службе, проводила регистрацию чинов и перемещений служилых как по ступеням Табели о рангах, так и из одного ведомства в другое. Под особым наблюдением герольдмейстеров были дворяне, уклоняющиеся от службы, а также дети, которым предстояло нести службу в будущем. Контора должна была собирать сведения, где они получали образование — дома или в учебных заведениях. В обязанности Герольдмейстерской конторы также входило создание учебных заведений для детей «знатных и средних дворянских фамилий», где их должны были обучать «экономии и гражданству», то есть гражданским специальностям. Однако эта обязанность так и не была реализована, как и многие другие начинания Петра.
Инструкция также поручала Герольдмейстерской конторе создавать гербы. Для этих целей был приглашен итальянец граф Франциск Санти, который получил задачу «малевать» императорский герб, гербы всех его царств, провинций, городов и дворянских фамилий. Санти и его помощники при жизни Петра Алексеевича изготовили изображение герба для государственной печати, а также гербы губерний и 97 гербов провинций.
Успешнее всего Герольдмейстерская контора действовала в сфере учёта служилого сословия. Это было обусловлено первоочередной необходимостью реализации этой функции и наличием предшествующих структур – Разрядного приказа и созданного на его основе в 1711 году разрядного стола.
Связь между Сенатом и губерниями осуществляли комиссары (они назначались губернаторами), по два от каждой области. По мере развитий коллегий (органов центрального управления), они стали выполнять функцию посреднического звена между Сенатом и губерниями.
Одновременно с созданием Сената, была учреждена должность фискалов, которые должны были «над всеми делами тайно надсматривать», бороться с коррупционными явлениями, вроде взяток, расхищения казны, нарушений в сфере сбора налогов и т. д. О нарушениях докладывалось в Сенат. Если действительно уличали виновного, то половину штрафа получал фискал, другая часть шла в пользу казны. Также было дано повеление учредить должность обер-фискала (позднее генерал-фискал), который был высшим должностным лицом по тайному надзору за делами, у него было четыре помощника. В губерниях были провинциал-фискалы, по одному для каждой отрасли управления; им подчинялись городские фискалы. С созданием коллегий появилась должность коллежских фискалов, по одному для каждой коллегии.
Чтобы пресечь постоянные распри между сенаторами, Пётр поручил надзор за благочинием сенатских заседаний, а также функцию соответствия сенатских решений Уложению и указам, генерал-прокурору (12 января 1722 года была учреждена прокуратура). До этого надзор за благочинием сенатских заседаний осуществлял обер-секретарь Анисим Щукин, а затем помесячно менявшиеся штаб-офицеры гвардии. Помощником генерал-прокурора в Сенате стал обер-прокурор. Первым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский. Генерал-прокурор находился в непосредственных отношениях с государем, поэтому сблизил Сенат с высшей властью и одновременно упорядочил производство дел. Тогда же в 1722 году были учреждены сенатские конторы – сенатская, ревизионная и раскольничья.
В феврале 1722 года были определены полномочия рекетмейстера (генерал-рекетмейстера), это слово было образовано от немецкого, сочетавшего французское requête — «жалоба, прошение», и немецкое Meister. Он стал надзирать за делопроизводством в коллегиях и за ходом правосудия, принимал жалобы-челобитные на волокиту, противозаконные решения коллегий и канцелярий. Учреждение этой должности преследовало две основные цели: освободить императора от разбирательства лично ему подаваемых челобитных и повести решительное наступление на волокиту, противозаконные действия коллегий и канцелярий. Правда, учреждение этой должности не решило поставленных задач. Традиция была сильной и челобитную старались подать через голову генерал-рекетмейстера лично царю. Пётр сам писал, что «дерзают во многих местах его величеству бить челом и челобитные подавать паки, не давая нигде покою». Ещё меньших результатов генерал-рекетмейстер мог достичь в борьбе с волокитой и несправедливыми решениями. Рекетмейстер имел только бюрократические способы борьбы с бюрократией: получив жалобу, он должен был разбираться не в существе принятого решения, а в своевременности прохождения жалоб по инстанциям, так и принятия этими инстанциями решений. Поэтому, рекетмейстер не мог решить проблему потока жалоб, как справедливых, так и сутяжнических.
После смерти Петра I значение Сената уменьшилось, а его функции стали меняться. Первоначально его власть ограничил Верховный тайный совет, а затем Кабинет министров. Сенат вместо Правительствующего стал называть Высоким. Императрица Елизавета Петровна, которая в своей политике старалась следовать курсу отца, в 1741 году издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел». Однако это не восстановило реальное значение Сената в делах внутреннего управления России. После того, как в 1802 году в Российской империи были учреждены министерства, Сенат сохранил только функции высшего судебного органа и органа надзора. В таком виде, почти без изменений, Сенат просуществовал до 22 ноября (5 декабря) 1917 г, когда был издан декрет Совета Народных комиссаров «О суде», который постановил «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».
topwar.ru
По указу Петра I в России учреждён Правительствующий Сенат
22 февраля (5 марта) 1711 г. в Петербурге по указу Петра I был учреждён Правительствующий Сенат — высший орган государственной власти и законодательства, подчинённый императору.
Постоянные отлучки Петра I из страны мешали ему заниматься текущими делами управления. На время своего отсутствия он поручал ведение дел нескольким доверенным лицам. 22 февраля (5 марта) 1711 г. эти полномочия были возложены на новое учреждение, названное Правительствующим Сенатом.
Сенат осуществлял всю полноту власти в стране в отсутствие государя и координировал работу других государственных учреждений.
В состав нового учреждения вошли девять человек: граф Иван Алексеевич Мусин-Пушкин, боярин Тихон Никитич Стрешнев, князь Петр Алексеевич Голицын, князь Михаил Владимирович Долгорукий, князь Григорий Андреевич Племянников, князь Григорий Иванович Волконский, генерал-кригсцальмейстер Михаил Михайлович Самарин, генерал-квартирмейстер Василий Андреевич Апухтин и Назарий Петрович Мельницкий. Обер-секретарем был назначен Анисим Щукин.
В первые годы существования Сенат заботился о государственных доходах и расходах, ведал явкой дворян на службу, являлся органом надзора за разветвлённым бюрократическим аппаратом. Через несколько дней после учреждения Сената 5 (16) марта 1711 г. в центре и на местах были введены должности фискалов, которые доносили обо всех нарушениях законов, взяточничестве, казнокрадстве и тому подобных действиях, наносящих вред государству. Указом императора от 28 марта 1714 г. «О должности фискалов» эта служба получила окончательное оформление.
В 1718-1722 гг. в состав Сената входили все президенты коллегий. Была введена должность генерал-прокурора, который контролировал всю работу Сената, его аппарата, канцелярии, принятие и исполнение всех его приговоров, их опротестование или приостановление. Генерал-прокурор и обер-прокурор Сената подчинялись только государю. Основной функцией прокурорского контроля была забота о соблюдении правопорядка. Первым генерал-прокурором был назначен Павел Иванович Ягужинский.
После смерти Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления постепенно изменялись. Сенат вместо Правительствующего стал именоваться Высоким. В 1741 г. императрица Елизавета Петровна издала Указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел», но реальное значение Сената в делах внутреннего управления было невелико.
После учреждения в 1802 г. министерств за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора.
22 ноября (5 декабря) 1917 г. декретом Совнаркома «О суде» было постановлено «упразднить доныне существующие общие судебные установления, как то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами…».
Лит.: Гогель С. К. … Правительствующий сенат в XIX столетии: Компетенция. Делопроизводство. Уголовный процесс. Охранение прав личности / СПб., 1911; Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. М., 1986; То же [Электронный ресурс]. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/senat1.htm; Филиппов А. Н. Правительствующий сенат при Петре Великом и его ближайших преемниках: (1711-1741 гг.). СПб., 1911.
См. также в Президентской библиотеке:
Иванов П. И. (1794-1864). Сенат при Петре Великом. [Санкт-Петербург: Б. и., 1859];
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 1: Правительствующий Сенат в царствование Петра Великого;
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 2: Правительствующий сенат в царствования Елисаветы Петровны и Петра Феодоровича / Сост. А. Е. Пресняков, Н. Д. Чечулин;
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 3: Правительствующий Сенат в XIX столетии до реформ 60-х годов / Сост. Э. Н. Берендтс, В. А. Гаген, С. К. Гогель, И. А. Блинов;
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 4: Правительствующий сенат в XIX столетии после реформ 60-х годов / Сост. И. А. Блинов, В. А. Гаген, С. К. Гогель;
История Правительствующего Сената за 200 лет, 1711-1911: в 5 т. СПб., 1911. Т. 5, дополнительный: Местонахождение, помещение и убранство Сената со дня его учреждения по настоящее время; Форменная одежда сенаторов, чинов обер-прокурорского надзора и Канцелярии Правительствующего сената; Издания при Сенате / Сост. Н. В. Граве;
Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. СПб., 1830. Т. 4. № 2321;
Правительствующий сенат: краткий исторический очерк и биографии сенаторов. СПб., 1912;
Троцина К. Е. История судебных учреждений в России. СПб., 1851;
Цейль М. А. Правительствующий сенат: Справочная книга. СПб., 1898.
www.prlib.ru
Учреждение правительствующего сената в 1711 г.
Удобная навигация по статье:
История учреждения сената в России в 1711 году
Сенат – государственная инстанция, имеющая в разных странах исторически различные функции. Правительствующий Сенат в России, учрежденный 22 февраля 1711 года, Петром I – главным реформатором, государственным деятелем, при котором Россия вступила на новую ступень развития, являлся «верховным местом, которому в гражданском порядке суда, управления и исполнения подчинены все вообще места и установления Империи, кроме тех, кои особенным законом изъяты из сей зависимости».
Здание правительствующего сенатаПредпосылки учреждение сената
К 1700 году перестаёт существовать в виде постоянного государственного органа и её заменяет ближняя канцелярия царя Петра Первого, в которой как и прежде заседают бояре. При этом, в период частых отсутствий правителя ведение государственных дел поручается не боярам, а близким Петру лицам из думных старых чинов, а также другим доверенным лицам.
Однако, спустя год, выдвигаясь в военный Прутский поход государь доверяет управление страной новому сформированному учреждению – Сенату. Само существование данного органа, по словам Петра, является причиной частых отлучек царя. Таким образом, изначально работа Сената задумывалась Петром как временная мера. Сенат заменял собой:
- думские старые комиссии, которые назначались чтобы «ведать Москву» на время отсутствия государя;
- постоянно действующую «Расправную палату», которая представляла собой судебный департамент Боярской думы.
Этапы создания сената в России
При этом, по возвращении из похода, Сенат не был расформирован царём, но наоборот, Пётр утверждает его в качестве постоянного органа в организации которого в петровский период историки отмечают три фазы:
Первый этап создания сената: в период с 1711 по 1718 годы Сенат являлся органом, члены которого назначались для присутствования в нём;
Второй этап создания сената: с 1718 по 1722 годы он представляет собой собрание президентов коллегий;
Третий этап создания сената: а с 1722 года орган имеет смешанный состав, в который входят сенаторы и президенты некоторых коллегий.
Функции правительствующего сената
Фактическое ведомство рассматриваемого органа управления рассматривало дела, которые выходили за рамки компетенции коллегий, представляя собой высший административный государственный орган. В конце правления Петра Первого он был наделён и судебными функциями, став высшей государственной судебной инстанцией.
Законодательная деятельность Сената до сих пор является спорной. Одни историки утверждают, что в начальный период данный орган не только имел законодательную власть, но даже отменял царские указы! Другая сторона оспаривает это утверждение. При этом, все они признают, что, изменяя положение в 1722 году, Пётр Первый лишает Сенат законодательной власти. Вполне резонно, ведь ни один правитель не желал делить собственную власть. Таким образом, можно лишь формально признать закрепление за Сенатом законодательной власти на определённый период.
От разницы взглядов историков на компетенцию Сената также зависит его представление значимости для государства. Одни исследователи считают Сенат высшим государственным учреждением, которое объединяло и направляло работу администрации, не признающим над собой власти, кроме власти Петра. Другие утверждают, что направляя и контролируя администрацию, данный орган был полностью подконтролен и его решения фактически зависели от приказов «верховных господ министров» – лиц, приближённых к царю, которые управляли иностранными делами, флотом и войсками. Также, Сенат зависел и от решений генерал-прокурора.
Состав правительствующего сената
Состав членов Сената определялся лично императором из гражданских и военных чинов первых трех рангов Табели о рангах. При этом в число их по должности входили министры и товарищи (заместители) министров, обер – прокурор Святейшего Синода. В Сенат могли приглашаться и другие лица – с правом совещательного голоса – по вопросам, имеющим к ним касательство.
Сенат состоял из шести департаментов, в том числе уголовный кассационный и гражданский кассационный.
Со сменой монархов менялось и положение Сената, при нестабильной ситуации он находился в упадке, при устойчивой наоборот имел огромное влияние на императора. Сенат соединял в себе все три ветви власти, занимаясь, таким образом, сложнейшей работой.
Полномочия правительствующего сената
Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский в своих трудах отмечал, что сенат был наделен весьма обширными полномочиями. Генерал-прокурору правительствующего сената было предоставлено право законодательной инициативы. Ключевский выделяет следующие полномочия Сената при Петре: Сенат обладал большими, но только распорядительными полномочиями; возбуждение законодательных вопросов оставалось делом одного царя. В выработке законов Сенату оставлена была довольно страдательная роль. Генерал-прокурор, усмотрев дела, не разъясненные законом, предлагал Сенату учинить на них ясные указы. Генерал-прокурору предоставлена была законодательная инициатива.
В.О.Ключевский. СенатККлючевский считал, что были стеснены были и другие полномочия Сената. При нем в одно время с прокуратурой учреждены были еще должности рекетмейстера и герольдмейстера. Первый ведал «правление дел челобитчиковых», принимал и рассматривал жалобы на медленное или неправое решение их дел в коллегиях, понуждал решать дела в указные сроки и сам проведовал о судейском пристрастии, ходатайствуя за обижаемых.
Сенат был высшим блюстителем правосудия; но апелляция на коллегии шла мимо Сената, через рекетмейстера прямо к государю и только по его надписи на апелляционной жалобе переходила в Сенат. Герольдмейстер был преемником Разрядного приказа, вошедшего потом в состав сенатской канцелярии как один из ее столов, и заведовал дворянством и его службой; между прочим, должен был представлять дворян к делам, «когда спросят», для замещения должностей и исполнения поручений. Сенат замещал много должностей, начиная с очень высоких, но только выбирая из двух или трех кандидатов, которых представлял на каждое дворянское место герольдмейстер как достойных.
Так учреждения, пристроенные к Сенату как будто со значением вспомогательных его орудий, на деле стесняли его и заслоняли от общества, служили для него валами, оборонявшими эту «фортецию правды», но вместе и мешавшими ее расширению.
Введение должности генерал-прокурора
Новая должность генерал-прокурора, которая была учреждена в 1722 году, должна была, согласно планам Петра Первого, служить реальной связью между центральными органами управления и окружением царя. При этом, правитель неоднократно испытывал другие способы контроля, набирающего силу Сената. Вначале (в 1715 году), за органом наблюдал генерал-ревизор, после чего (в 1721 году) в Сенате дежурили штаб-офицеры гвардии, которые должны были осуществлять охрану и способствовать ускорению дел. Кроме того, в качестве средств контроля Сената выступали и обязательные протоколы заседаний. В конце таких экспериментов царём наконец была учреждена прокуратура.
В обязанности генерал-прокурора входило сообщение между царём и Сенатом. То есть, он должен был рассказывать правителю о ведении дел Сената и передавать волю Петра. При этом, он был вправе остановить решение вынесенное Сенатом. В целом, большая часть решений получала силу только после рассмотрения и одобрения их царём. Также генерал-прокурор начальствовал над сенаторской канцелярией.
Под прямым начальством этого чиновника действовали и иные агенты правительственного надзора (к примеру, прокуроры и обер-прокуроры, фискалы и обер-фискалы). Такие полномочия делали генерала-прокурора самым властным в администрации лицом. Например, Ягужский, который вступил на должность генерала-прокурора первым вообще считался начальником Сената и многие его представляли как первого человека в государстве после царя Петра.
Этот взгляд на ситуацию разделяют и те историки, что привыкли принижать власть и значение Сената. Даже больше, к примеру, в своих трудах историк Градовский утверждает, что генерал-прокурор, сливаясь в одно целое с самим Сенатом, лишь подымал государственное значение этого государственного органа и его значимость для страны, в целом!
Правительствующий сенат и его места в системе государственных органов (схема)
Сенат. Схема.
Видео-лекция: учреждение сената Петром I
fox-calculator.ru
Указ об учреждении Правительствующего Сената и о персональном его составе
В первой четверти XVIII в. происходит как фактическое, так и юридическое оформление абсолютизма. В частности, ликвидируются органы центральной власти, унаследованные от прошлого времени (Боярская дума, приказы). Взамен появляется новая система государственных учреждений. Боярская дума с ее традициями медленного обсуждения дел, представительством родовитого боярства и сомнительной компетентностью в государственных делах не отвечала требованиям абсолютистского государства. Около 1700 г. старая Боярская дума была фактически заменена Ближней канцелярией государя, в которой от случая к случаю происходили совещания бояр. Хотя последнее упоминание о заседании Боярской думы относится к 1704 г. Наибольшей властью обладала заседавшая в здании Ближней канцелярии Консилия министров — совет глав важнейших ведомств при царе, управлявший приказами и канцеляриями, обеспечивавший армию и флот всем необходимым, ведавший финансами и строительством. Если Ближняя канцелярия просуществовала до 1719 г., то Консилия министров прекратила свою деятельность с учреждением Правительствующего Сената.
До создания Сената во время своих поездок ведение государственных дел царь поручал доверенным лицам из старых думных чинов. И только в 1711 г. Петр I вверил государство не отдельным лицам, а учреждению. Временный сенат заменял собой не только старые думские комиссии, но и постоянную «Расправную палату», выполнявшую роль некоего судебного департамента Боярской думы. Однако с возвращением Петра I Сенат не был упразднен, а, наоборот, стал постоянным учреждением. Уже в марте 1711 г. царь издал ряд указов о компетенции Сената, которому предписывалось: «Суд иметь нелицемерный», «Смотреть во всем государстве расходов» и «Денег, как возможно, собирать». В 1711-1714 гг. Сенат пребывал в Москве, а затем переехал в новую столицу — Петербург. Сенат был мало похож на иностранные (Швеция, Польша) иностранные учреждения того же наименования, так как степень предоставленной ему власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны. В указе 2 марта 1711 г. Петр I прямо прописывал, что «мы определили управительный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен, как нам самому, под жестоким наказанием, или и смертью, смотря по вине».
Члены Сената (первоначально 9 человек) назначались царем. В основу его комплектования были положены принципы компетентности, выслуги и близости к царю. Указом от 22 февраля 1711 г. функции Сената не были четко определены. Да это и невозможно было сделать при отсутствии в то время разделения дел на судебные, административные и законодательные. Дело осложнялось и тем, Сенату (как и императору) зачастую приходись решать многочисленные второстепенные дела текущего управления.
В этот коллегиальный орган назначались царем, прежде всего, руководители приказов и губернаторы. В свою очередь, связь Сената с губерниями осуществлялась через губернских комиссаров. В ведении Сената был контроль над администрацией в разрешении дел, выходящих из компетенции коллегий. Помимо контрольной, Сенату была дана и судебная функция. Если до сих пор спорным является вопрос об изначальной законодательной функции Сената, то не вызывает сомнений, что в 1722 г. законодательной власти он был лишен. Учрежденная в этом году должность генерал-прокурора расценивалась как канал связи между верховной властью и центральными органами управления и средство для контроля за Сенатом. До этого (в 1715-1718 гг.) за Сенатом присматривал генерал-ревизор (или надзиратель указов). Но назначенный на эту должность Василий Зотов не оправдал надежд царя. В 1720 г. Сенату было предписано наблюдать, чтобы «все было сделано порядочно, и суетных разговоров, крика и прочего не было».
В 1721 г. обязанности и генерального прокурора, и обер-секретаря возложили на военных. В Сенате для наблюдения за порядком дежурили штаб-офицеры гвардии. Кроме того, для надзора за деятельностью администрации при Сенате учреждалась должность обер-фискала, которому подчинялись провинциал-фискалы. Средством контроля были и обязательные протоколы заседаний. С 1722 г. генерал-прокурор докладывал государю о делах Сената, а Сенату передавал волю императора. Он мог приостановить любое решение Сената. Более того, указы Сената получали силу только с его согласия. В ведении генерал-прокурора находилась и канцелярия Сената. Находясь в непосредственных отношениях с государем, генерал-прокурор сблизил Сенат с верховной властью. Одновременно он лишил присутствие Сената его прежней независимости: будучи во многих случаях по закону равен всему Сенату, генерал-прокурор фактически преобладал над ним. С учетом того, что под его начальством находились прокуроры при коллегиях и в губерниях, генерал-прокурор стал самым главным чиновником царской администрации. Не удивительно, что П.И. Ягужинский сумел придать своей должности необыкновенный престиж. По мере преобразования приказов коллегии (1717-1719 гг.) Сенат назначал президентов и вице-президентов, определял штаты и порядок их работы. Несмотря на то, что регламенты коллегий не определяли их отношения к Сенату, значение Сената повысилось в связи с перемещением в коллегии текущих мелких дел.
По указу 1718 г. «О должности Сената» сенаторами стали все президенты коллегий. Однако этот порядок просуществовал недолго: Петр I пришел к выводу, что Сенат, как высшая инстанция над коллегиями, не может состоять из лиц, которые сидят в коллегиях. Более того, в мае 1720 г. царь повелел учредит в Сенате должность рекетмейстера, отвечающего за прием жалоб на коллегии и канцелярии и надзирающего за делопроизводством в коллегиях и ходом правосудия.
В апреле 1714 г. было запрещено подавать государю жалобы на несправедливые решения Сената. Это запрещение было повторено в указе от 22 декабря 1718 г. Причем за принесение жалобы на Сенат устанавливалась смертная казнь. Тем не менее, Сенат не стал учреждением, хоть в чем-то ограничивающим или стесняющим власть царя: он действовал только по поручению царя и перед ним отчитывался. Сначала (до 1718 г.) Сенат был собранием лиц, назначенных специально для присутствия в нем. С 1718 по 1722 гг. Сенат стал собранием президентов коллегий, а в 1722 г. он был реформирован указами императора. Он обрел смешанный состав: в него входили не только президенты военной, морской и иностранной коллегий, но и сенаторы. Кроме того, указом «О должности Сената» этот административный орган получил право издавать собственные указы. Существенно расширился круг вопросов, находившихся в его ведении: вопросы правосудия, расходы казны и налоги, торговля и контроль за администрацией. То есть реформа 1722 г. превратила Сенат в высший орган центрального управления.
Практическое значение Сената обусловливалось не только широтой его полномочий, но и группирующейся вокруг него системой государственных учреждений. В частности, непосредственные сношения Сената с губерниями осуществлялись через назначавшихся губернаторами комиссаров (по два от губернии). После учреждения коллегий именно они становятся опосредствующим звеном между Сенатом и губерниями.
Одновременно с учреждением Сената при нем был учрежден Разрядный стол. Тем самым к Сенату отошло назначение на все военные и гражданские должности, заведование всем служилым сословием, в том числе наблюдение за укрывательством от службы. В ходе реформы Сената, в 1722 г. Разрядный стол преобразуется сначала в Разборную канцелярию, а в феврале 1722 г. при Сенате появляется должность герольдмейстера, ведавшего служилым сословием.
Кроме того, при Сенате состоял обер-фискал (впоследствии генерал-фискал) с четырьмя помощниками. Соответственно, в каждой губернии появился провинциал-фискал с тремя помощниками, а в городах — один или два городовых фискала. Несмотря на злоупотребления, фискалы, несомненно, принесли известную долю пользы, являясь орудием надзора над местными учреждениями.
Когда по окончании Северной войны царь стал больше внимания уделять вопросам внутреннего управления, чрезвычайные полномочия Сената потеряли смысл. Прежде всего, уменьшение власти Сената сказалось в области законодательства. Так, в ноябре 1721 г. Петр I предписал Сенату не чинить без его подписи никаких «генеральных определений».
doc.histrf.ru
Правительствующий сенат — Правопедия
Правительствующий сенат Российской империи — высший государственный орган, созданный Петром I в период утверждения абсолютизма в России.
Образован Указом от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената» как высший орган государственной власти, законодательства и надзора. С 1726 по 1730 годы — Высокий сенат. После смерти Петра Великого отстранён от надзорной деятельности, а при Александре I полностью утратил законодательные полномочия. С начала XIX века вновь стал осуществлять надзорную деятельность за государственными учреждениями. С 1864 года — высший кассационный орган Российской империи. Распущен после Октябрьской революции 22 ноября 1917 года Декретом о суде № 1.
История
Возникновение и становление Сената в царствование Петра Великого
Заседание Сената при Петре IСенат начал действовать с 1711 года как коллегиальный орган законодательной власти и надзора за государственными учреждениями. В отличие от органов с таким же названием в Швеции и Речи Посполитой российский Сенат не наделялся парламентскими функциями и был лишь законосовещательным органом. В противовес Боярской думе Сенат стал бюрократическим органом с назначаемыми чиновниками, делопроизводственным аппаратом и подведомственными учреждениями. При Петре I структура Сената была простой: 9 членов с обер-секретарями, которые лично присягали императору, в числе которых — рекетмейстер, герольдмейстер, обер-фискал, генерал-ревизор и др. До 1722 года сенаторами были и президенты коллегий.
Не раз роль, место и компетенции Сената менялись. Сначала он принял обязанности Разрядного приказа (ведавшего военными делами), занимался назначением на военные и штатские должности, регистрировал служилых людей, чтобы те не уклонялись от государственной службы, принимал апелляции, а указом «О должности Сената» 1718 года получил право на издание собственных указов, в частности в области административного права, которым, однако, пользовался недолго. Пётр I, получив титул императора в 1721 году, запретил Сенату издавать от своего имени общегосударственные законы.
За годы правления Екатерины I и Петра II политическое значение Сената упало, он перестал быть органом надзора за государственным аппаратом.
При Екатерине II
В первые годы правления Екатерины II политическая роль Сената значительно возросла, поскольку императрица нуждалась в поддержке официальных институтов власти. Граф Н. Панин, который собрал вокруг себя множество талантливых людей, надеялся реорганизовать Сенат так, чтобы он стал эффективным административным органом и выполнял бы роль арбитра между органами верховной власти и Императорским советом, что в конечном итоге способствовало бы ограничению абсолютной власти монарха и укреплению законности. Екатерина II предложила собственный проект реформы Сената (1763), согласно которому он устранялся от законодательной деятельности. Наиболее важные акты, такие как Учреждение о губерниях (1775), Жалованная грамота дворянству (1785), Жалованная грамота городам (1785), императрица заключала сама или поручала их заключение наиболее доверенным сановникам. Екатерина II, боясь опасных олигархических тенденций Сената, реформировала и структурировала его на 6 изолированных департаментов с чётко определённой компетенцией каждого: 4 из них находились в Санкт-Петербурге и 2 в Москве.
Сенат от царствования Александра I до второй половины XIX века
Здание Правительствующего сената в Санкт-ПетербургеПри Александре I в 1802—1803 годы были попытки реформировать Сенат, предоставив ему законодательные функции с возвратом надзора за администрацией, в том числе и за создаваемыми министерствами, а также изменить его состав и положение в системе государственного управления. После напряжённых дебатов Негласный комитет одобрил проект графа П. Завадовского, но Александр I не допустил его практического воплощения. Другие проекты также не устроили императора, т. к. они преуменьшали законодательную монополию монарха. 8 сентября 1802 года император всё же издал указ определявший права, обязанности и организацию Сената. Его законодательные функции передавались Государственному совету Российской империи, созданному в 1810 году, вместе с тем лишившись права высказывать свои замечания к проектам законов, административные же — министерствам, из которых первые 8 были основаны в 1802 году, а также Комитету министров Российской империи. Александр I предоставил сенату статус института административной юстиции, прокуратуры и суда с такими функциями: рассмотрение административно-судебных дел, надзор за государственным аппаратом через губернских и уездных прокуроров, а также охрана и гарантия особых прав различных сословий. Император усилил сенаторские ревизии, в частности в отношении винных откупов и деятельности местного государственного аппарата. Верховная власть, создав новые органы управления, отвела Сенату второстепенную роль, превратив его в высший орган суда и надзора.
Судебная реформа Александра II
Судебная реформа 1864 года повлияла на структуру и направление деятельности Сената, способствовала сохранению его как высшего органа суда и надзора. В связи с тем, что высшими апелляционными инстанциями становились судебные палаты и уездные съезды мировых судей, его апелляционная деятельность постепенно отпадала, он рассматривал только те апелляционные и кассационные дела, поступавшие для от губернских прокуроров и губернаторов, а также дела судебных органов тех губерний, на которые не распространялась судебная реформа 1864 года, и дела с обвинениями в преступлениях чиновников выше 5-го класса. Сенат всё больше превращался в судебное учреждение, а потому уменьшалась численность сенаторских ревизий. Он сохранил за собой право первой публикации законов с правом следить, за тем чтобы частные лица и государственные учреждения не публиковали законодательные акты раньше Сената. С этой целью, начиная с 1863 года, печаталось сенатское издание «Собрание узаконений и распоряжений правительства», которое рассылалось 1-м департаментом в виде небольшой брошюры во все высшие, центральные и местные учреждения. В 1872 году в составе Сената основано «Особое присутствие для суждения о государственных преступлениях и противозаконных сообществах», в состав которого, кроме сенаторов вошли и назначаемые императором представители сословий: губернский и уездный предводители дворянства, губернский городской голова и волостной старшина Санкт-Петербургской губернии.
В годы революции
Сенаторы на групповом фото 1914 годаВ период революции 1905—1907 годов деятельность Сената стала активнее в связи с нарушениями, которые допускались во время выборов в Государственную думу Российской империи. В 1906 году при нём функционировал Верховный уголовный суд, который рассматривал главным образом преступления чиновников. Способствовала его активизации и аграрная реформа П. А. Столыпина, потому как Сенат становился высшим апелляционным органом по земельным делам. В начале XX века Сенат состоял из департаментов. В ведении 1-го находились дела об административных правонарушениях, которые рассматривались по старому законодательству в закрытым порядке. Их было особенно много вследствие постоянного нарушения губернаторами законодательства о деятельности земских и городских органов. Место 2-го апелляционного департамента, основанного в 1882 году, занял «крестьянский» в котором сосредоточились крестьянские административные дела, в частности жалобы крестьян на губернские органы по вопросам их хозяйственного и земельного устройства, а также их личные, имущественные и общественные дела. Судебный департамент рассматривал дела старых судебных департаментов и межевые споры. Герольдия занималась дворянскими делами, почётными гражданами, княжескими, графскими, баронскими титулами, изменением фамилий, составлением гербовников. Из апелляционных департаментов Сената сохранились лишь 4-й и 5-й, которые в 1898 году были объединены с межевым и судебным департаментами. Два кассационные департамента (гражданский и уголовный), основанные в 1866 году, рассматривали жалобы на решения мировых судей, отменяли их постановления или передавали на просмотр в другой судебный орган в соответствии с реформой 1864 года и были высшими инстанциями по делам юстиции. Продолжала деятельность Высшее дисциплинарное присутствие, основанное в 1885 году для рассмотрения дел о нарушении судьями закона. После свержения самодержавия в 1917 году было ликвидировано Особое присутствие и Верховный уголовный суд, а Вышсшее дисциплинарное присутствие переименовано в Высший дисциплинарный суд. Остальные органы осталась без изменений. Сенат был ликвидирован на основе декрета советской власти от 22 ноября 1917 года.
Местом пребывания Сената с 1711 по 1814 годы была Москва, а затем, до 1917 — Санкт-Петербург; в Москве оставались 6-й, 7-й и 8-й департаменты и некоторые сенатские конторы; 9-й и 10-й департаменты находились в Варшаве. В 1871 году 1876 года московские и варшавские департаменты Сената были ликвидированы.
Литература
- Ерошкин Н. П. История государственных учреждений дореволюционной России. — Изд. 4-е. — М., 1997.
- История Правительствующего сената за двести лет (1711-1911 гг.) — СПб.: Сенатская типография, 1911. — Т. 1—5.
- Рогожин А. И., Ярмыш А. Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII — конец XVIII в.). — К.: Громада, 1989. — 312 с.
pravopedia.ru
Учреждение Петром I Правительствующего Сената вместо Боярской Думы :: Издательство Русская Идея
22.02.1711 (7.03 в 2018 г.). — Учреждение Петром I Правительствующего Сената вместо Боярской Думы
Указом Петра I от 22 февраля 1711 года «Об учреждении Правительствующего Сената и бытии при оном розрядному столу вместо Розряднаго приказа, и по два комиссара из губерний» был учрежден Сенат – вместо «консилии министров» (наследницы Боярской Думы). Указ гласил: «Определили быть для отлучек Наших Правительствующий Сенат, для управления…»
То есть, первоначально Сенат должен был заменить Царя на время его отсутствия в столице на время Прутского похода. Но затем Сенат получил полномочия высшего органа, координировавшего деятельность всех центральных органов управления и непосредственно рассматривавшего по поручению Царя дела текущего управления. Вскоре, 2 марта 1711 г., был издан указ «О послушании всех Сенату и его указам».
«1. Повеливаем всем, кому о том ведати надлежит, как духовным[1], так и мирским, военного и земского управления высшим и нижним чинам, что мы для всегдашних наших в сих войнах отлучках, определили Управительственный Сенат, которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому под жестоким наказанием или смертию, по вине смотря».
Следует также учесть, что, исходя из принципа неограниченности власти Царя, каждое его слово являлось законом. Однако, чтобы отделить принципиальные законы от текущих управленческих распоряжений, потребовался порядок, чтобы законом становились лишь нормативные акты, утвержденные Царем, зарегистрированные и опубликованные Сенатом в качестве законов. В результате Сенат стал и высшим судебным органом и «хранилищем законов».
Сенаторы назначались лично Императором и носили свое звание, как правило, пожизненно. Во главе Сената стоял ген.-прокурор (с 1802 г. одновременно министр юстиции), в ведении которого находилась канцелярия Сената. Канцелярию Сената возглавлял обер-секретарь, который контролировал исполнение сенатских решений. При Сенате был учрежден ряд контор: рекетмейстерская по принятию прошений на имя царя и жалоб на действия чиновников; герольдмейстерская, контролировавшая службу дворян и регистрировавшая дворянские фамилии, и ряд других.
В 1763 г. Сенат был разделен на 6 департаментов. После учреждения министерств (1802) за Сенатом остались функции высшего судебного органа и органа надзора (хотя неоднократно предпринимались попытки вернуть ему прежнее значение). К середине XIX в. Сенат состоял из 12 департаментов. После Судебной реформы 1864 г. Сенат был преобразован и к началу ХХ в. состоял из департаментов: 1-го, 2-го, Герольдии, Судебного и двух кассационных (уголовного и гражданского), а также Особого и Высшего дисциплинарного присутствий.
Первоначально Сенат располагался в здании Двенадцати коллегий, с 1763 г. — в здании на Сенатской (ныне Декабристов) пл., 1; на время его перестройки (арх. К. И. Росси) в 1829-1836 гг. заседания были вновь перенесены в старое здание. Сенат был упразднен декретом большевицкого Совнаркома от 22.11(1.12).1917. Ныне в здании Сената размещен Исторический архив.
Здание Двенадцати коллегий. Рис. 1780-е гг.
Памятник архитектуры барокко (Васильевский остров, Университетская наб., 7), здание построено в 1722-1742 гг. для размещения высших государственных учреждений — Сената, Синода и коллегий. Архитекторы: Доменико Трезини, при участии Дж. Трезини, М.Г. Земцова и Т. Швертфегера.
Поделиться новостью в соцсетях
rusidea.org